Рассказ об ордене иезуитов 7 класс

Орден иезуитов


Орден иезуитов

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 206.

Обновлено 22 Декабря, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 206.

Обновлено 22 Декабря, 2021

Католическая церковь включает в себя несколько монашеских орденов. Одним из самых влиятельных является орден иезуитов. Он также известен как Общество Иисуса или Орден св. Игнатия. Создание ордена иезуитов относится к периоду Контрреформации XVI века и связано с именем Игнатия Лойолы. По состоянию на 2016 год он ведёт деятельность в более чем 100 государствах мира и насчитывает около 16 тыс. участников.

Образование ордена

Годом создания ордена иезуитов стал 1534, то есть через 17 лет после начала Реформации в Центральной Европе и одновременно с завоеванием испанцами империи инков в Южной Америке.

Иезуиты

Рис. 1. Иезуиты.

Основатель ордена, Игнатий Лойола, происходил из дворян баскского происхождения из города Аспейтия на границе современных Испании и Франции. В 1521 году он был серьёзно ранен в битве при Памплоне. Во время выздоровления он решил заняться духовным служением. В 1534 году Игнатий и ещё шесть молодых людей дали обет бедности, целомудрия и послушания папе Римскому в деле руководства миссией. В 1540 году Римским папой Павлом III был утверждён устав монашеского ордена. Игнатий Лойола возглавлял орден до своей смерти в 1556 году.

Иезуиты сначала вели свою деятельность в Европе, но ещё при жизни основателя их представители отправились в Азию, Африку и Южную Америку, то есть в новые земли, открытые португальцами и испанцами. В Европе они противостояли Реформации и занимались в том числе и развитием образования. В 1565 году иезуиты появились в Польше, а в 1569 году их коллегиум возник в Вильно и вскоре, при короле Стефане Батории, был повышен до статуса академии.

Вместе с Игнатием орден создавали Пьер Фавр и Франциск Ксаверий. Последний вошёл в историю как первый католический миссионер в Японии. В рамках своих миссионерских путешествий в 1540-е годы он посетил восточное побережье Африки, города южной Индии, Малакку, Молуккские острова в современной Индонезии и город Кантон на юге Китая.

Игнатий Лойола

Рис. 2. Игнатий Лойола.

Деятельность ордена

Численность членов ордена за период с 1556 по 1615 год увеличилась с 2000 до 15 тыс. человек. Иезуиты занялись христианизацией Парагвая. В Китае они получили от императора право на распространение знаний по математике и астрономии. Под влиянием иезуитов Литва осталась католической, дети некоторых польских магнатов-протестантов вернулись в католичество. В 1580 году они создали коллегиум в Полоцке.

Эпоха просвещения стала для ордена тяжёлым периодом. В 1773 году папа Римский Климент XIV упразднил орден из-за давления со стороны королей крупных католических государств — Франции, Испании и Португалии. Несмотря на это, иезуитские миссии продолжали свою деятельность в Российской империи, Пруссии, Индии и Китае.

Орден был восстановлен в 1814 и его возглавил выходец из России — Фаддей Бжозовский из Полоцка. В XIX веке иезуиты открыли новые периодические издания, они занимались исследованиям по направлению естественных наук, среди них были не только богословы, но и палеонтологи.

Иезуит из Мантуи, Антонио Поссевино, в 1581–1582 годах посетил царство Русское. Он был принят царём Иваном IV и стал автором «Исторического сочинения о России XVI века». В 1689 году иезуит Томаш Перейра принял участие в подписании договора между царством Русским и империей Цин в городе Нерчинске. Он представлял китайскую сторону.

Орден иезуитов, 1540 г.

Рис. 3. Орден иезуитов, 1540 г..

Заключение

Что мы узнали?

Кратко основание ордена иезуитов изучают в школьном курсе истории 7 класса. Для понимания истории Европы периода Реформации и религиозных войн следует знать, кто основал его: этим человеком стал уроженец Пиренеев — Игнатий Лойола. С деятельностью иезуитов связан ряд достижений католической церкви, например, распространение христианства в Японии.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 206.


А какая ваша оценка?

Образование ордена

Он был основан в 1534 году. Это было время, когда во многих странах Европы получала распространение реформация, разные течения протестантизма. В результате XVI столетие было ознаменовано в ряде государств внутренними религиозными волнениями и войнами между протестантами и католиками.

В этих условиях папа римский и католическое духовенство начали принимать меры по борьбе с реформацией. Одной из них являлось учреждение новых орденов, которые должны были отстаивать позиции Рима в Европе. Поэтому учреждение ордена иезуитов находилось в русле этого общего движения контрреформации.

Ученые обращают внимание и на личность основателя, испанского дворянина Игнатия Лойолы. Он много учился, был на военной службе и в одном из сражений получил рану. Во время поправки он принял решение начать вести деятельность в пользу римского католичества.

В 1534 году и еще шестеро его товарищей дали соответствующее обещание. А в 1540 году папа римский утвердил их устав. Если в середине столетия численность членов ордена составляла около 2 тысяч человек, то в начале XVII века она достигала около 15 тысяч.

Деятельность иезуитов

При ответе на вопрос, с какой целью был создан орден иезуитов, обычно в литературе указывается, что его члены стремились закрепить позиции римского католического духовенства в тех странах, где они уже были, и распространять их на новые государства. В условиях движения реформации отдельной задачей являлась борьба с протестантизмом.

Исходя из этого строилась и деятельность ордена. Одним из заметных ее выражений стала активная миссионерская работа. Обычно обращается внимание, что иезуиты ездили в самые разные континенты и государства, стремясь там закрепиться. Например, они отправлялись в страны южной Америки, которые как раз в XVI веке были открыты европейцами, Африки, Азии (Китай, Япония, острова Индонезии).

При обращении к теме географического распространения ордена обычно отдельно отмечают, что он закрепился в Речи Посполитой, в том числе на землях Литвы и западной Руси (например, имел учебные заведения и Вильно, Полоцке).

Большое внимание члены ордена уделяли делу основания новых школ и преподавания в них. В городах, где они селились, ими нередко учреждались учебные заведения. Сами они занимались изучением разных наук, например, естественных, среди них были специалисты в различных областях знания.

Считается, что члены ордена для достижения своих целей устанавливали связи при дворах правителей и стремились влиять на их политику, принимать участие в государственных делах. Это вызывало недовольство в обществе, среди приближенных при дворах. В результате в XVIII столетии из ряда крупных европейских государств их стали изгонять. Считается, что на это влияли и работы философов, относящихся к так называемой эпохе просвещения.

Все это привело к тому, что в 1773 году папа римский упразднил орден. Однако он продолжал существовать в некоторых государствах, например, восточной Европы. Впоследствии он был в начале XIX века опять восстановлен, продолжал свою деятельность, открывал новые печатные издания.

Орден иезуитов сыграл крупную роль в борьбе феодально-католической реакции против всех прогрессивных сил и передовых идей.

На примере деятельности ордена иезуитов особенно выпукло вырисовываются те методы, к которым прибегала в изменившихся условиях католическая церковь ради укрепления отживающего феодализма.

Основателем ордена иезуитов («Общества Иисуса») был испанский дворянин средней руки Игнатий Лойола (1491—1556).

Лишившись из-за тяжёлого ранения возможности служить в королевских войсках, Лойола, являвшийся ярым реакционером и католическим фанатиком, решил посвятить себя «служению Иисусу» и борьбе с еретиками.

После многолетнего изучения богословия сначала в Саламанкском университете, а затем в Сорбонне Лойола написал книгу под названием «Духовные упражнения», в которой излагались организационно-программные принципы «Общества Иисуса».

Деятельность этого общества началась практически с 1534 г., но официально орден иезуитов был учреждён в 1540 г., когда он был утверждён римским папой.

В дальнейшем он неизменно поддерживал тесную связь с папством.

Лойола был первым руководителем (генералом) ордена и создателем его устава.

В ордене господствовала строжайшая дисциплина.

Формально высшим органом власти у иезуитов являлась генеральная конгрегация, состоявшая из высших сановников ордена, но фактически вся власть была сосредоточена в руках генерала, при котором имелся совет в составе шести человек с совещательными правами.

Иезуиты разделили весь мир на особые районы, называвшиеся провинциями, которые, как правило, включали не одну, а несколько стран.

Деятельностью иезуитов в провинциях руководили провинциалы, имевшие при себе совещательные коллегии.

Члены ордена, хотя и давали, как все монахи, обет послушания, целомудрия и нестяжательства, жили в отличие от монахов не в тиши монастырских обителей, а в миру.

Их главной обязанностью было находиться в центре общественной жизни и оказывать на нее свое влияние, как того требовали интересы католической церкви и директивы руководителей ордена.

Подчинённый «должен предоставить провидению, в лице своих начальников, так управлять собою, как если бы он был трупом», — таково было основное требование, предъявлявшееся к каждому иезуиту.

Главными направлениями реакционной деятельности иезуитов были: воспитание в духе догматов католической церкви подрастающего поколения, проникновение во все слои общества и преимущественно в правящие его сферы с целью их подчинения воли и целям ордена и католической церкви, осуществление планов папской политики, борьба с ересями и распространение католицизма.

В дальнейшем одной из основных целей стало обеспечение материального преуспевания ордена.

Фанатические, пронырливые, обладавшие змеиной изворотливостью иезуиты  проникали в великосветские салоны, во дворцы коронованных особ, потакали их слабостям и порокам, опутывали их сетью интриг и, подчинив своей воле, превращали в послушных исполнителей политики ордена и папства.

Для иезуита не существовало никаких религиозных преград, когда дело касалось интересов ордена или исполнения его приказаний.

Он не должен был останавливаться перед совершением «смертного греха», если того требовал начальник.

Хитросплетением софистических и формально-логистических словестных комбинаций он должен был уметь оправдать любой, самый отвратительный и аморальный поступок или действие, если конечный их результат соответствовал интересам ордена.

Иезуитские школы, исповедь, ухаживание за больными, интриги, провокации, преступления — всё преследовало цели «уловления душ».

Подобные же методы применялись иезуитами, чтобы использовать набожность невежество или пороки своих «агнцев» для овладения их имуществом.

Иезуиты проникали и в самую толщу обездоленных и угнетённых народных масс, выслеживали и выдавали инквизиции еретиков и «бунтовщиков».

Они убеждали бедный люд в божественной предустановленности существующих порядков, в необходимости покорности и смирения, в «тщете и суетности» всего мирского.

Иезуиты
Герб
Полное название Общество Иисуса
Латинское название Societas Jesu
Сокращение S.J.
Церковь Католическая Церковь
Девиз Ad majorem Dei gloriam (К вящей славе Божьей)
Основатель св. Игнатий Лойола
Дата основания 1534
Год утверждения 1540
Количество монашествующих 19 216 (2007)
Количество Русских
Сайт ордена

Иезуи́ты (Орден Иезуитов) — неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. Societas Iesu) — религиозного ордена Римско-католической церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому. Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.

Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР, за исключением стран Балтии, относятся к Независимому Российскому Региону.

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

Содержание

  • 1 История ордена
    • 1.1 Золотой век
    • 1.2 Общество в XIX и XX веках
  • 2 Иезуиты в России
  • 3 Известные иезуиты
  • 4 Иезуиты в мировой литературе
  • 5 Иезуитский антисемитизм
  • 6 См. также
  • 7 Библиография
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

История ордена

Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. В молодости он бывал при испанском дворе и поступил на службу к вице-королю Наварры. Раненый во время осады Памплоны 28 марта 1521 года, он был перевезён в замок Лойола. Там он обратился, читая книгу «Жизнь Христа», и решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником. Вылечившись, он покинул замок, по пути остановился в бенедиктинском аббатстве Монсеррат в Каталонии, потом провёл некоторое время в городе Манреза, где и получил свой решающий духовный опыт. Впоследствии этот опыт ляжет в основу текста Духовных упражнений. 1523 год он провёл в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

Мало-помалу вокруг этого человека собирается небольшая группа студентов. Это Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. Они часто встречаются, они озабочены состоянием Церкви, идейными движениями, которые волнуют мир парижских студентов. Они беседуют о «божественном» и часто молятся вместе.

Две вещи кажутся им необходимыми и неотложными в современной им ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Они составляют план, который намерены осуществить сразу же по окончании своей учёбы: они вместе отправятся в Иерусалим. Но если они не смогут этого сделать, они пойдут в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

15 августа 1534 года, ранним утром семеро сотоварищей взбираются на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников запечатлевают свой план личными обетами, во время мессы, которую служит Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами ранее.

В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию. Однако из-за войны с турками в Святую Землю не отплывает ни одно судно. Тогда они идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, поступают на службу Церкви для выполнения любой её миссии.

Теперь, когда их могут разослать «по всему миру», сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встаёт вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Напрашивается очевидное решение: раз Господь собрал их из столь разных стран, людей столь различного образа мыслей, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединёнными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, сколь бы велико оно ни было, не могло нас разделить».

Regimini militantis Ecclesiae

Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представлен папе. Последний утверждает его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его своим настоятелем («praepositus»).

В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. К дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберёт его преемника, внесёт в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

Члены Общества, число которых стремительно растёт, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие — в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.

Золотой век

Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области науки. Коллегии множатся. В 1565 году орден насчитывал 2 000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, — 13 112.

Продолжается миссионерская деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. Основаны «редукции» Парагвая.

В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году более миллиона японцев — христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточённой, что орден едва не прекратил своё существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в XIX и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.

Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Другая важная сфера — экуменическая деятельность. Второй Ватиканский собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).

Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т. п.)

Через 10 лет о. Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу — участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

В количественном плане послевоенный период был эпохой стремительного развития. Но в 60-е годы заметно значительное уменьшение числа членов, особенно в странах «первого мира» (максимальное число было достигнуто в 1965 г. — 36.038) Сегодня ситуация несколько стабилизировалась. Надо добавить, что на бывших территориях миссий, в частности, в Азии и в Африке, возникли новые провинции.

Иезуиты в России

После роспуска Общества в Европе и первого раздела Речи Посполитой, двести один иезуит в четырёх колледжах и двух резиденциях польских и литовских областей оказались на территории Российской Империи под покровительством Екатерины II. Последняя, по доставке в Польшу в сентябре 1773 года буллы Dominus ac Redemptor, повелела считать буллу несуществующей.

Возглавлявший иезуитов ректор полоцкого колледжа литвин Станислав Черневич, который незадолго до публикации папской буллы в Польше был назначен вице-провинциалом иезуитов в Белоруссии, обратился к Пию VI, изложив тому ситуацию, в которой оказались иезуиты в России и прося дать каким-либо образом знать о своей позиции. 13 января 1776 года Папа дал загадочный ответ: «Пусть плод ваших молитв, как предвижу я и желаешь ты, будет благоприятен». Белорусские иезуиты продолжили служение в своих школах и церквах.

В 1800 году новый Император Павел I передал Обществу церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге и дал свое согласие на устройство колледжа при ней. В ряды Общества вступали русские, как-то князь Иван Гагарин (1814—1882), публицисты Иван Мартынов (1821—1894) и Евгений Балабин (1815—1895)‚ основатели существующего ныне журнала «Etudes».

7 марта 1801 года Папа Пий VII издал документ Catholicae fidei, в котором официально утвердил Общество Иисуса, продолжавшее существовать в Российской Империи, что в частности было сделано по личной письменной просьбе Императора Павла I. Подтверждение стало предтечей последовавшего в 1814 году полного восстановления Ордена иезуитов во всём мире.

16 декабря 1816 года был опубликован указ о высылке иезуитов из Петербурга и запрещении им въезда в обе столицы; иезуиты были вывезены в Полоцк.

13 марта 1820 года Император Александр I, ввиду прозелитизма иезуитов, по докладу князя А. Н. Голицына, подписал указ о высылке иезуитов из Российской Империи. Все их учебные заведения закрывались, имущество конфисковывалось. Российским подданым, если они покидали Орден, дозволялось остаться в России. За 1820—1821 годы было выслано 317 иезуитов, 23 российских подданных порвали с орденом[1].

Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.

Советская власть и ее идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как некую аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. В частности, им приписывался принцип «Цель оправдывает средства» (на деле изречение принадлежит Никколо Макиавелли).

21 июня 1992 года Министом РФ был зарегистрирован Независимый Российский Регион Общества Иисуса.

В конце октября 2008 года в Москве, в квартире на улице Петровка, были убиты иезуиты Виктор Бетанкур и Отто Мессмер. Последний, уроженец Караганды, из семьи немецких католиков, с 2002 года был настоятелем Независимого Российского Региона «Общества Иисуса»[2]. Уголовное следствие склонялось к бытовой версии убийства[3]

Известные иезуиты

  • Св. Игнатий де Лойола (1491—1556) — основатель ордена.
  • Св. Франциск Ксаверий (1506—1552) — миссионер и проповедник, проповедовал в Азии — от Гоа и Цейлона до Японии.
  • Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600—1658) — известный испанский писатель и мыслитель.
  • Антонио Поссевино (1534—1611) — папский легат, посещал Россию.
  • Хосе де Акоста (1539—1600) — исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континета переселенцами из Азии.
  • Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) — исследователь Сев. Америки, замучен индейцами.
  • Франсиско Суарес (1548—1617) — испанский теолог и философ.
  • Маттео Риччи (1552—1610) — основатель иезуитской миссии в Пекине.
  • Мансиу Ито (1570—1612) — глава первого японского посольства в Европу.
  • Адам Коханский (1631—1700) — учёный, математик.
  • Жан Франсуа Жербильон (1631—1707) — французский учёный иезуит-миссионер в Китае.
  • Джованни Саккери (1667—1733) — учёный, математик.
  • Лоренцо Риччи (1703—1775)— генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в крепость св. Ангела, где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint».
  • Мишель Корретт (1707—1795) — французский композитор и органист.
  • Мартин Почобут-Одляницкий (1728—1810) — белорусский и литовский просветитель, астроном, математик, ректор Главной виленской школы (1780—1803).
  • Джерард Мэнли Хопкинс (1844—1889) — английский поэт.
  • Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — французский теолог, философ, палеонтолог.

Образование в иезуитских школах получали Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега, Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

Иезуиты в мировой литературе

  • Беранже — «Святые отцы»
  • Бласко Ибаньес — «Отцы иезуиты»
  • Стендаль «Красное и черное» — рисует картину иезуитской школы
  • Дюма, Александр (отец) — «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»
  • отец д’Оржеваль — роман «Анжелика» из 13 томов Анн и Серж Голон
  • Джеймс Джойс — главный герой романа «Портрет художника в юности», Стивен Дедал, обучается в иезуитской школе
  • Эжен Сю — «Агасфер»

Иезуитский антисемитизм

Согласно исследованию философа и историка Ханны Арендт, именно иезуитское влияние было причиной распространения антисемитизма в Европе. Так, например, иезуитский журнал «Civiltà Cattolica», бывший одним из наиболее влиятельных католических журналов, в то же время «был в высшей мере антисемитским». [4]

См. также

  • Иезуитка

Библиография

  • Марек Инглот SJ Общество Иисуса в Российской Империи (1772—1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире — Москва: Институт философии, теологии и истории.
  • Мишель Леруа Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле — Москва: Языки Славянской Культуры, 2001.
  • Генрих Бемер История Ордена Иезуитов — Сборник Орден Иезуитов Правда и Вымысел Издательство АСТ, 2007
  • Габриэль Моно Об Истории Общества Иисуса — Сборник Орден Иезуитов Правда и Вымысел Издательство АСТ, 2007

Примечания

  1. Чуркина И. В. Иезуиты в России.// Вопросы истории. 1996, № 10. стр. 149.
  2. Убитые в Москве священники-иезуиты будут похоронены в Эквадоре и Германии NEWSru 1 ноября 2008 г.
  3. [http://newsru.com/crime/30oct2008/iezuit_homsxmurd.html .
  4. Ханна Арендт Глава четвертая. История Дрейфуса // Истоки тоталитаризма М.: ЦентрКом, 1996. С. 161

Ссылки

  • Иезуиты в России Официальный сайт
  • Иезуиты в Беларуси
  • Иезуиты на Украине
  • О. Константэн Симон Иезуиты в России
  • Собеседования первых отцов
  • ТАЙНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ОРДЕНА ИИСУСА — 1614 г.

Иезуиты

Происхождение Реформация | Контрреформация | Игнатий Лойола | Ad majorem Dei gloriam | Regimini militantis ecclesiae | Exposcit debitum
Святые Франсиско Борджа | Франческо ди Херонимо | Франческо Саверио | Джиованни Беркманс | Бребёф | Луиджи Гондзага | Паоло Мики | Пьетро Канисио | Роберто Беллармино
Теология Луис де Молина | Суарес | Ранер
Главы Ордена Лайнез, Яков| Франческо Пикколомини | Меркуриано | Аквавива | Виталески
Деятельность Евангелизация индейцев
Миссии Китай | Япония | Перу | Парагвай
Учебные заведения Папский Григорианский университет
Известные иезуиты

| Авенданьо | Акоста | Акунья | Амио | Монсеррат | Арриага | Бака | Бески | Блас Валера | Боболя | Грасиан | Грубер | Ольгин | Добровский | Дюальд | Жебровский | Жербильон | Жог | Ито | Канизий | Каре | Кариссими | Кастильоне | Кино | Кирхер | Кобо | Контуччи | Коханский | Лафито | Бертонио | Молина | Монтесинос | Монтоя | Нарвойш | Онг | Поссевино | Ридль | Риччи | Риччиоли | Скарга | Смиглецкий | Тейяр де Шарден | Фабрициус | Ксаверий | Пикколомини | Ханкследен | Шлипко

| Юэ

Католические религиозные ордены

Wikimedia Foundation.
2010.

Иезуит (от лат. jesuita, от Jesus — Иисус):

  1. Член католического ордена Общество Иисуса (в оригинале на лат. — Societas Jesu), который в 1534 году образовал баск Игнатий (Иниго) Лойола, а Папа Римский Павел III в 1540 году утвердил.
  2. В переносном значении так называют лукавого, притворного, пронырливого человека, который считает, что все средства хороши, если они помогут достичь его цели.

У слова есть аналог женского рода — иезуитка.

Синоним слова «иезуит» — клирик (если мы говорим о монахе — члене ордена), и хитрец, лицемер, лжец (если используем в переносном значении).

Прилагательное «иезуитский» может употребляться как в отношении ордена (например, иезуитская школа), так и в переносном значении, когда речь идёт о чём-то подлом, фальшивом: например, иезуитское поведение, т. е. коварное, или иезуитская логика, т. е. вводящая в заблуждение.

Нынешний Папа Франциск — первый в истории католической церкви иезуит, который избран на пост Папы Римского.

Символ ордена иезуитов — знак, обозначающий имя Иисуса Христа.

орден иезуитов
Символ иезуитского ордена

История ордена иезуитов

Полное имя основателя ордена иезуитов или Общества Иисуса — Дон Иниго Лопеc де Рекальдо Лойола. Он родился в 1491 году в провинции Страны Басков на севере Испании — Гипускоа.

Игнатий Лойола
Игнатий Лойола (1491–1556), образовал иезуитский орден

Общество Иисуса было образовано Лойолой как монашеский орден в 1534 году. То есть монахи должны были следовать определённым правилам, которые прописаны в уставе монастыря, и приносить обеты (официальное обещание что-либо делать или не делать).

Основной задачей Игнатий видел распространение идей христианства. Он также составил документ «Духовные упражнения» с молитвами и размышлениями, который стал пособием для членов общества.

В 1540 году Папа Римский Павел III официально утвердил общество. Затем последователям ордена была предоставлена привилегия не следовать уставу монастыря. Так, общество перестало быть монашеским орденом.

Растущие популярность и богатство общества привели к тому, что между иезуитами и другими орденами началась борьба за власть. Другие ордена стремились принизить иезуитов в глазах как верующих, так и папы.

В 1773 году Папа Римский Климент XIV упразднил орден. Однако правящая в то время российская императрица Екатерина II отказалась ликвидировать орден. Общество иезуитов продолжило свою деятельность в Российской империи и Пруссии.

И лишь в 1814 году Папа Римский Пий VII объявил о воссоздании Общества Иисуса. Одной из возможных причин стало то, что иезуиты были ярыми сторонниками Контрреформации.

Реформация и Контрреформация

В 16 веке активно проводилось движение Реформации. Основная цель движения — исключить католическую церковь как посредника между человеком и Богом. Последователи движения отвергали многие католические идеи и учения. Их называли протестантами.

Ярким участником был немецкий богослов Мартин Лютер. Он основал протестантизм в Германии, поэтому это направление называется его именем — лютеранство.

Мартин Лютер протестантизм
Мартин Лютер (1483–1546), основал направление лютеранство

Контрреформация — это ответное движение католической церкви в 16–17 веках. Церковь стремилась вернуть своё положение и могущество, а всех неверующих и еретиков обратить обратно в католицизм.

Читайте подробнее про Протестантизм.

Орден иезуитов в России

Появление иезуитов в России связывают со временем правления Ивана Грозного (1530–1584). Позже в 1719 году Пётр I издал указ о том, чтобы все иезуиты были выдворены за пределы Российской империи.

Однако императрица Екатерина II (1729–1796) благосклонно относилась к членам Общества Иисуса. И несмотря на отмену ордена Папой Римским Климентом XIV в 1773 году, в России и Пруссии орден не прекратил свою деятельность.

Очередному изгнанию члены ордена подверглись при императоре Александре I в 1820 году. Предположительно по политическим мотивам ввиду того, что орден стал набирать силу и влияние.

Свержение монархии в 1917 году позволило иезуитам вновь вернуться в Россию. Однако власть СССР не принимала идеи католицизма. Лишь с распадом СССР орден опять смог осуществлять свою деятельность на территории России.

Происхождение слова «иезуит»

Примечательно, что слово «иезуит» возникло задолго до Общества Иисуса. Оно имело положительный оттенок: так называли людей — последователей Иисуса. Затем слово стало употребляться как синоним лицемера, вероломного человека.

После утверждения ордена иезуитов другие монашеские сообщества того времени стремились принизить его значимость, лишить поддержки и веры людей. Поэтому они активно распространяли идеи о коварстве иезуитов, об их лицемерном поведении. Они стремились к тому, чтобы слово «иезуит» ассоциировалось лишь с чем-то нехорошим, предательским.

Члены Общества Иисуса сами стали называть себя иезуитами намного позже основания ордена. А в документах общества это слово впервые появилось вообще лишь в 1975 году.

В настоящее время словари сохраняют два значения слова, в том числе и отрицательное.

Сами члены ордена объясняют происхождение слова «иезуит» связью с именем Иисуса.

Кто такие клирики?

Слово «клирик» произошло от слова «клир», которое пришло из греческого языка (греч. kleros — жребий). Клир — это все служители церкви.

В католической церкви есть монашеские ордена: регулярные клирики и меньшие регулярные клирики. Иезуиты относятся к ордену регулярных клириков.

Узнайте также, что такое Анафема и Догма.

Орден иезуитов

Орден иезуитов, наиболее известным участником которого можно назвать Папу Франциска, образовался в середине шестнадцатого века стараниями Игнатия Лойолы. Вот почему он имеет второе название – орден Святого Игнатия. Ну, а официальное его название – Общество Иисуса. Испанец по происхождению, Лойола немало путешествовал по свету, занимался наукой и даже подвергся преследованиям инквизиции, прежде чем поступил на церковную службу. Игнатий создал свой монашеский орден вместе с товарищами, дабы скрепить их дружбу и настии просвещение в массы. Несмотря на то, что в те времена монашеские ордена не жаловали, папа утвердил орден Игнатия на официальных основаниях.

Орден иезуитов

В последующее столетие орден Иезуитов стремительно разрастался. Монахи-иезуиты отправлялись путешествовать во все стороны света, вели активную пропаганду христианского учения в Китае и Японии, среди африканских народов. Науке и образованию уделялось большое внимание. Иезуитов отличала строжайшая дисциплина и повиновение старшим. Глава ордена – генерал – избирался на пожизненный срок и имел безоговорочную власть. Подчинялся он только папе римскому. Однако орден иезуитов обладал довольно широким кругом привилегий. Так, например, иезуиты могли вольно трактовать христианское учение, исходя из собственной сообразности в тех или иных обстоятельствах. Также иезуит мог вести светскую жизнь, а принадлежность к ордену и вовсе скрывать, если это необходимо для большего успеха пропагандистской деятельности. Неудивительно, что, обладая такими возможностями, общество Иезуитов имело успех. Однако под давлением европейских правителей папе пришлось ликвидировать орден Иезуитов.

Орден иезуитов

В начале девятнадцатого столетия орден вновь воспрянул духом, уже под руководством российского иезуита Фаддея Бжозовского. Развив бурную деятельность в Европе, иезуиты занялись изучением социальных аспектов человеческой жизни, в частности положением рабочих и крестьян. Не уменьшился и их интерес к различным наукам. Орден уделял большое внимание печатной продукции, выпускал журналы, научные издания. Во второй половине двадцатого века был провозглашен новый лозунг о борьбе за мировую справедливость.

Россия узнала об иезуитах в восемнадцатом веке. В общество вступали князья, писатели, печатники. Тем не менее, имели место и гонения иезуитов из-за угроз монархическому режиму. Светские богачи называли иезуитов тайными католическими агентами. Позже иезуитов обвиняли в антисемитизме, приводя в пример публикации в журналах. Хотя во времена Второй мировой войны иезуиты в Бельгии спасали множество еврейских детей, укрывая их в своих домах.

Орден иезуитов

На сегодняшний день иезуитский орден насчитывает до двадцати тысяч последователей, больше половины которых являются священниками. Деятельность иезуитов охватывает огромное число стран. Орден по своей структуре разделен на провинции. Существуют также регионы, которые находятся в подчинении какой-либо провинции, и регионы независимые. Российский регион является независимым.

  • Рассказ об одном из созвездий осеннего неба большая медведица
  • Рассказ об опере иван сусанин 3 класс
  • Рассказ об одном из созвездий осеннего неба 2 класс окружающий мир коротко
  • Рассказ об ольге ильинской в романе обломов кратко
  • Рассказ об одном из созвездий весеннего неба 2 класс окружающий мир