Рассказ об осени подготовительная группа развитие речи

Конспект занятия

по развитию речи в подготовительной группе

Составление рассказов на тему «Осень наступила».

Чтение стихотворений об осени.

Проведено: 15.11.2017г                                Проведено в рамках Заведующая МБДОУ № 14                                  семинара- практикума

г. Невинномысска                                          по теме: «Речевое развитие

            Н.Н.Воскобойникова                                дошкольников в свете ФГОС»

          воспитатель МБДОУ № 14

          г. Невинномысска

         Куличкина Светлана Дмитриевна

         Дата проведения: 15.11.2017г

 Цели:

Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.

Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.

 Закрепление представлений об осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.

Предварительная работа:

 Наблюдение  осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

 А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,

 А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад…»,

 А.Н. Плещеева «Осень наступила…»,

 Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Оборудование: Мяч , мнемотаблица по теме «Осень», сюжетные картинки, книжки-малышки изготовленные детьми.

Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?

Дети:Время года – осень.

Воспитатель:Назовите месяца осени.

Дети:Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:

Сегодня мы будем рассказывать о приметах осени, придерживаясь плана (мнемотаблица), чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все об осенних деньках.

Дети:

Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

Солнышко светит мало.

Моросит мелкий дождь.

После дождя появляются грибы.

 Часто дует холодный ветер.

 Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель:

Теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки.

Дети:

Листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные.

 С деревьев падают листья.

Начинается листопад.

Деревья стоят в зелёно – золотом уборе.

Осенью начинает желтеть и жухнуть трава.

Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну

Воспитатель:

Дети, кто обобщит услышанное?

1.

 Осень – красивое время года.

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.

Дует  ветер и срывает с ветки листочки. Они  летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

2.

Ранней осенью холодает, но ещё тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.

Воспитатель:

3.

В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. Люди одеваются теплее.

Воспитатель:

Спасибо, вам, девочки у вас получилась разная осень

А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультурная минутка

«Танец листиков»

(Воспитатель говорит, дети изображают)

 Листья дубовые, листья кленовые

 Желтеют и падают тихо.

 Ветер хватает, в кучу бросает,

 Кружит листики тихо.

 Так заставляет летать и кружиться,

 Так он играет и веселится.

 Листья танцуют свой хоровод,

 Снова вернутся лишь через год.

 Дождик появился, хоровод на землю опустился.

Воспитатель:

Давайте заглянем в сады и огороды и я  расскажу о том, что делают люди.

Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.

 Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.

 Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.

 Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.

 Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.

 В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.

 Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

Вот такая она –  осень!

Предлагаю послушать Рому

А С Пушкин «Осенняя пора! Очей очарованье…»

Воспитатель:

Какие чувства вызывает это стихотворение?

Дети:

Грусть.

Воспитатель:

 Почему?

Дети:

Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила  осень.

Воспитатель:

Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.

Ответы детей

Воспитатель:

Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды.

Осень по — своему прекрасна.

 Вот какие книги нарисовали наши дети об осени, которые они сейчас прочтут. (Рассказы детей по книжкам-малышкам)

Игра в мяч — словообразование относительных прилагательных от слова осень

 Солнце осенью –

Дети:

 Осеннее.

Воспитатель:

 Ветер осенью —

Дети:

Осенний

Воспитатель:

 Небо осенью —

Дети:

Осеннее

Воспитатель:

 Туча осенью –

Дети:

Осенняя

Воспитатель:

 Дождь осенью —

Дети:

Осенний

Воспитатель:

 Лес осенью –

Дети:

Осенний

Воспитатель:

 Погода осенью –

Дети:

Осенняя

Воспитатель:

 Пальто осенью –

Дети:

Осеннее

Воспитатель:

 Сапоги осенью –

Дети:

Осенние

Воспитатель:

 Одежда осенью –

Дети:

Осенняя

Воспитатель:

Вот наша  беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?

Дети:

Мы говорили об осени.

Воспитатель:

А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»

Осенью растут грибы?

Дети:

Да

Воспитатель:

Тучки солнце закрывают?

Дети:

Да

Воспитатель:

Холодный ветер прилетает?

Дети:

Да

Воспитатель:

Ну а птицы гнезда вьют?

Дети:

Нет

Воспитатель:

А букашки прилетают?

Дети:
Нет

Воспитатель:

Звери норки закрывают?

Дети:

Да

Воспитатель:

Урожай все собирают?

Дети:

Да

Воспитатель:

Птичьи стаи улетают?

Дети

Да

Воспитатель:Часто-часто льют дожди?

Дети:
Да

Воспитатель:

Достаем ли сапоги?

Дети: Да

Воспитатель:

Солнце светит очень жарко?

Дети: Нет

Воспитатель: Можно детям загорать?

Дети: Нет

Воспитатель:

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Дети:

Да

Воспитатель:

Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

Воспитатель : Зигинова Е.А

ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа на тему

«ОСЕНЬ» с опорой на картинки.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩАЯ.

— Закреплять представление об осени и её приметах.

— Расширять и активизировать словарь по теме «ОСЕНЬ».

РАЗВИВАЮЩАЯ.

— Развивать связную речи, внимание, память, логическое мышление.

— Развитие координации движений с речью.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.

— Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к

окружающей природе.

— Показать уникальность природы осенью.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

— Рассматривание картины И.И.ЛЕВИТАНА « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».

— Беседа на тему « Осень».

-Разучивание стихов, загадок, чистоговорок , пословиц.

-Наблюдение на прогулке.

-Выставки детских рисунков,

-Конкурс поделок из природного материала.

-Чтение произведений В.А.Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой», В.М. Гаршина « Лягушка-путешественница», И.Соколова — Микитова «Улетают журавли».

-Коллективный труд « Уборка участка от сухих листьев.

ОБОРУДОВАНИЕ: план-презентация, шишки, бумажные листочки на каждого ребёнка, магнитофон, телефон, картинки с изображением солнца,тучи, ветра, гнездо, перо ,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, осенняя полянка, микрофон.

ХОД ОД:

( дети стоят в кругу.)

Доброе утро солнце.

Мы тебе рады.

Все мы проснулись,

Вместе собрались.

ИГРА « НАЗОВИ ЛАСКОВО».

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Звонок по телефону воспитателю с телевидения.

Сообщение о том, что они получили наше письмо, и если дети согласны, то мы примем участие в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа об осени (ответы детей).

Воспитатель:

Если на деревьях — листья пожелтели

Если в край далекий — птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года Осенью зовется.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Закрепление представлений об осени и ее приметах.

Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться к осенней полянке. Нас там ждет много интересного. Мы пойдем по дорожке, и будем собирать шишки. А складывая их в корзину, мы будем называя слова, которые отвечают на вопрос « Какая бывает осень?» (ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая и т.д.)

ИГРА: « Какая осень?» (каждая шишка – слово)

Воспитатель:

— Как много шишек вы собрали! А чем еще покрыта земля осенью?

Воспитатель:

— Какие вы смышленые. А как вы думаете, нам всё это может пригодиться?

Воспитатель:

— Сколько много идей вы предложили. Очень хорошо.

А первая наша остановка на полянке, «СОЛНЕЧНАЯ».

Как светит и греет солнце осенью?

Воспитатель:

— Правильные сравнения, молодцы!

ИГРА на развитие внимания «Солнце, ветер и туча»

Воспитатель:

-Давайте поиграем в игру, если я показываю солнце — вы поднимаете руки вверх, если тучу — вы закрываете лицо руками, если ветер — вы кружитесь.

Воспитатель:

— Пока мы с вами играли, я увидела, что-то очень интересное. Предлагаю подойти и посмотреть.

Остановка «ПЕРЕЛЁТНАЯ»

Дети рассматривают гнездо и перо.

Пальчиковая игра « НАСТРОЕНИЕ».

Из гнезда торчат

Клювы маленьких стрижат.

Клювик раз,

Клювик два.

Лапки, лапки

Голова

Воспитатель:

-Как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?

Воспитатель:

— Это правильный ответ. Как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются?

Воспитатель:

— Отлично.

Воспитатель : а почему они улетают?

Воспитатель:

— Какие вы находчивые. А каких перелетных птиц нашего края, вы знаете?

Воспитатель: мне нравятся ваши ответы.

Воспитатель:

— Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Передай пёрышко». Надеюсь, ни у кого нет возражений.

Воспитатель:

— Я рада, что вы согласились.

ИГРА « ПЕРЕДАЙ ПЕРЫШКО»

Воспитатель:

— Все ли птицы долетят до теплых краев?

Воспитатель:

— Какие интересные предположения у вас. Одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?

« БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)

Воспитатель:

— Предлагаю провести маленький опыт.

В стакан с молоком бросим маленький камушек.

Вы видите камушек?

Воспитатель:

— Верно. Камушка не видно.

Вывод:

При тумане птицам тоже ничего не видно.

Воспитатель:

— Так чем же опасен туман для птиц?

Воспитатель:

— Я с вами полностью согласна.

Следующая наша остановка « Осенняя»

Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос « Что делает?», « Что делают?»

1.Солнце (что делает?)— светит, греет.

2.Туча (что делает?)— закрывает, плывет.

3.Ветер (что делает?)— дует, гонит, завывает.

4.Насекомые (что делают?)— прячутся, зарываются.

5. Птицы (что делают?)— улетают, машут, летят, кричат и т.д.

6.Люди (что делают?) — собирают, надевают, убирают.

7.Животные (что делают?)- готовятся, меняют, засыпают.

8.Листья (что делают?)- падают, кружатся, летят, порхают, шуршат, шелестят, облетают.

Воспитатель:

Следующая остановка, «Лиственная»

Воспитатель:

— Что это за художник пришёл без красок и без кисти, а разукрасил нам все листья?

Воспитатель:

— Ну конечно, осень. Как можно одним словом, назвать — какими стали листья осенью?

Воспитатель:

— Как называется природное явление, когда падают листья?

Воспитатель:

— Верно.

Воспитатель:

— Что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму?

Воспитатель:

— Мне нравятся ваши ответы.

Звучит музыка.

Проведение динамической паузы

Воспитатель:

— Ребята, есть предложение немножко поиграть . Мы будем рассказывать стихотворение, и выполнять движения.

Листья осенние тихо кружатся.

(дети кружатся на цыпочках, руки в стороны).

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(приседают)

И под ногами шуршат, шелестят.

(движение руками вправо, влево).

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаются, кружатся).

Игра на развитие фонематического слуха.

Назови слова со звуком «Ж» (кружатся, ложатся, закружиться)

Назови слова со звуком «Ш» ( шуршат, шелестят)

Разделите эти слова на слоги хлопками.

Воспитатель:

— Ребятишки, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени?

( дети берут со стола музыкальные инструменты , играют)

Воспитатель:

— Прекрасно.

Воспитатель:

— А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали Осень?

( дети рисуют на мольберте цвета осени)

Воспитатель:

— Мне нравится.

Воспитатель:

— А если бы вы были писателями, то какой рассказ об осени вы бы написали — мы сейчас и услышим.

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНКАМ

Воспитатель:

— Мы сегодня участвуем в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа.

Внимательно посмотрите на картинки и расскажите про осень, т.е. составьте рассказ.

Дети составляют рассказ — описание по картинкам.

Образец рассказа.

Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, хмурое, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта разноцветными листьями. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку. Люди собирают урожай, делают заготовки на зиму, надевают тёплую, непромокаемую одежду. Осенью можно играть с листьями, собирать природный материал и делать разные поделки.

ИТОГ НОД.

Воспитатель:

— Вот какая у нас замечательная осень! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными. И я хочу вам подарить осенние листья и микрофон для игр и танцев.

Образовательные:

  • закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.
  • обогащение активного словарного запаса детей.
  • совершенствование умений и навыков восприятия на слух.

Развивающие:

  • развивать внимание, память.
  • улучшать общую моторику и координацию движений.

Речевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять зща составление сложных предложений.
  • активизировать словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
  • воспитывать чувство любви к родной природе.

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Методы и способы: беседа, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.

Предварительная работа: рассматривание картин, беседа про осень и о его признаках, отгадывание загадок про осень.

Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ.

Ход занятия

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

2. Основная часть

Звучит мелодия П.И. Чайковского «Осень».

Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.

Воспитатель приглашает детей в осенний парк на прогулку.

И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.

Беседа по слайду.

— Какое время года нарисовано на картинке? – Осень.

— Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.

— Какие листья на деревьях? – Желтые.

— Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.

— Осенью холодно или тепло? и т.д. 

Воспитатель показывает слайды про осень и рассказывает о ее признаках.

Ребята, осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее чем летом — в теплые шапки, пальто, и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги. (1 слайд)

— Вместе с холодами осенью начинаются дожди. Все чаще моросит осенний дождик. (2 слайд)

— Люди ходят под зонтиками, на улице много луж. (3 слайд)

— По утрам стелются туманы. (4-5 слайд)

— Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю золотым ковром. (6 слайд)

— Начинается пора листопада. (7 слайд)

— Постепенно деревья теряют все свои листья, их ветки остаются голыми. Наступает поздняя осень. (8 слайд)

— Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней. (9 слайд)

— От холода заерзают лужи. (10 слайд)

— А еще у осени есть один важный признак, многие птицы улетают на юг- в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, им нечего есть. (11 слайд)

— Животные, как и люди готовятся к зиме. Многие животные начинают «утепляться»- их шерсть гуще и пушистее. С такой густой и теплой шубкой они точно не замерзнут зимой. (12 слайд)

— Многие звери меняют окрас своей шерсти: посмотрите — этот зайчик летом был серый, а концу осени стал белым. (13 слайд)

— Осенью звери стараются сделать побольше запасов на зиму. Ведь зимой добыть еду очень тяжело. (14 слайд)

— Например, белочки складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупло. (15 слайд)

— Ранней осенью созревают много овощей и фруктов. И мы с вами пойдем собирать урожай. (16-19 слайд)

3. Физкультминутка

Ветер северный подул: «С-с-с-с»,
(дуем)
Все листочки с веток сдул…
(пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились
(помахать ручками в воздухе и присесть)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап-кап, кап-кап-кап!
(постучать ладошками по бедрам)
Град по ним заколотил,
(топать ногами)
Листья все насквозь пробил.
(постучать ладошками по бедрам и топать ногами)
Снег потом припорошил,
(плавные движения кистями рук вперед-назад)
Одеялом их накрыл.
(руками накрыть голову)

4. Продолжение работы:

Продолжаем нашу беседу про осень. Сейчас мы с вами поиграем а игру «Угадайка». Я буду говорить загадки, а вы отгадывать. 

Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты.

1.

Сидит бабушка на грядках,
Вся она в заплатках,
А заплатку оторвешь-
Заплачешь и уйдешь. (Лук)

2.

Уродилась на славу,
Кругла, бела, кудрява.
Кто очень любит щи,
Меня в них отыщи. (Капуста)

3.

Был зеленым и маленьким,
Стал большим и красненьким. (Помидор)

4.

Меня копали из земли,
Пекли, жарили, варили,
А потом все съели
И всегда хвалили. (Картофель)

5.

В огороде есть желтый мяч.
Не пойдет он просто вскачь,
Словно полная луна…
В нем вкусные есть семена. (Тыква)

6.

За кучерявый хохолок
Из норки лиску поволок,
Трогаешь – гладкая,
Кушаешь – сладкая. (Морковь)

7.

Вверху – зеленая,
Внизу – красная,
В землю вросла.
А что же это? (Свекла)

8.

Зеленый полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это? (Арбуз)

9.

Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа… (Груша)

10.

В желтеньком улье
Пчелки уснули,
Сбились в клубок,
А в стенках – медок. (Дыня)

11.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)

Ребята, давайте все вместе вспомним признаки осени. (Дети вспоминают и называют все признаки осени и на экране появляются картинки).

— Ребята, осень оказывается очень красивое время года! И ею всегда любовался русский поэт А.С.Пушкин, поэтому написал прекрасные стихи об осени «Унылая пора», которые нам прочитает ___________________.

5. Пальчиковая игра «Осенний букет»

Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Мы соберем.
Маме осенний
Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

6. Самостоятельная работа

— Ребята, мы с вами сегодня говорили про осень, узнали очень много нового. Пересчитали признаки осени. А теперь сядем за стол, и нарисуем про осень и его признаки.

Кому, что больше запомнилось из нашего занятия, все это переведем в наши альбомные листы.

Обсуждение по рисункам.

7. Подведение итогов

— Ребята, мне очень понравились ваши рисунки. Они очень интересные, красочные.

— Ребята, о чем мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи. Тема: Осень.Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи. Тема: Осень.

Подготовила: К.Ж. Нуркенова

Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.

Задачи:

Обучающие:

  • Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях.
  • Формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.
  • Расширение и активизация словаря по теме «Осень».

Воспитательные:

  • Воспитание навыка сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Развивающие:

  • Развитие зрительного восприятия, внимания, способности обобщать.
  • Развитие координации речи с движением.

Скачать конспект

Предварительная работа.

  1. Обучение работе по мнемотаблицами.
  2. Словарная работа — дать определение осени (золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Ход занятия.

Организационный момент.

1) Сказка

— Ребята, послушайте сказку.

Осенняя сказка.

Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу?» Но никто ей ничего не мог ответить.

На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос.

И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.

Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит?» Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы…»

Дети — Осень!

Как вы догадались?

— Только осенью листья на деревьях становятся разноцветными (красными, жёлтыми, коричневыми).

2)Беседа об времени года «Осень» с использованием мнемотаблицы.

-Ребята, что это, правильно?

Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью и расскажем по схеме:

В погоде —

— Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью?

(Осенью солнце светит, но греет слабо)

— Что можно сказать про осеннее небо?

(Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Осенью на небе появляются тучи.)

— А какое предложение можно составить со словом «дождь»? (Осенью часто идут дожди).

— Какой ветер дует осенью?

(Осенью дует сильный, холодный ветер.)

2. В растительном мире.

— Какими становятся листья на деревьях осенью?

— Как называется явление, когда опадают листья?

Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми.

Осенью начинается листопад.

3. В животном мире.

— Куда деваются птицы? Почему?

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться.

Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.

— Что происходит с животными?

Осенью животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

4. В мире людей.

— Как одеваются люди осенью?

Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки, часто берут с собой зонты.

— Что собирают люди осенью?

Осенью люди собирают урожай.

Осенью люди ходят в лес собирать грибы.

3) Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы)

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

4)Заучивание стихотворения К.Бальмонта «Поспевает брусника» по мнемотаблице.

Осень

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

— Беседа по содержанию:

-о чем это стихотворение?

-почему на сердце грустно?

-куда улетают птицы?

-может ли солнце смеяться, почему оно редко смеется?

-что значит благовонья?

-может ли осень проснуться?

-что значит спросонья?

-какое настроение от прочитанного?

5) Физминутка «Осень».

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на носочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо, влево)

Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся).

Ребята, посмотрите, у нас получилась схема нашего рассказа об осени.

6) Пересказ сказки «Как Ежик от холода спасался» по мнемосхеме.

Наступила осень. Стало холодно Ежику в лесу. Хотел он

какую — нибудь одежку надеть, а иголки мешают.

Тогда Ежик вывалялся в осенних листьях. Листочки нацепились на колючки, и Ежик согрелся.

Только неприлично в таком виде по лесу гулять. Забрался Ежик под пень и уснул. До самой весны.

Почему ежику стало холодно?

Почему он не смог надеть одежку?

Что сделал Ежик, чтобы согреться?

Почему Ежик забрался под пень

7) Чтение скороговорки по мнемотаблице

8)Итог занятия

Воспитатель:

Ребята, о чём мы сегодня говорили?

Что вам запомнилось из услышанного сегодня на занятии?

Что вам понравилось?

< Предыдущая   Следующая >

Конспект занятия в подготовительной группе

по развитию речи по теме «Осень»

Цели:

1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.

2.Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы.

3.Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И. Бунин)

Дети: Это осень!

Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень»

Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.

И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.

Дети садятся.

Беседа по слайдам (9 шт.).

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

— Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.

– Какие листья на деревьях? – Желтые.

– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.

Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)

— Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)

— Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)

— Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)

— А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)

— А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)

— Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)

— Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.

– Осенью холодно или тепло?

Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла …(осень) Осенью опадают…(листья) Дует холодный…(ветер) Стелиться…(туман) В лесу растут…(грибы) Моросит мелкий…(дождик) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч) Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края) — Молодцы! Вы правильно закончили предложения!

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем — физминутку проведем.

— Смотрите на меня и повторяйте движения за мной

— Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.

Ветер подул (губы в трубочку — дуем)

Листья зашуршали (трут ладошки)

Ежик уснул (складывают руки под голову)

Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)

Птицы полетели……………………(машут ладошками)

— Запомнили? А теперь я говорю а вы показываете…

Ветер подул, ежик уснул и т.д.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери действие».

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

— Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру.

Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

— За осенью идёт… (Зима)

— А после зимы… (Весна)

— После весны идёт… (Лето)

— А за летом наступает…(Осень)

— Потом всё повторяется в природе.

— Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

— Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)

— Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

— Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)

— Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)

Воспитатель: — А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.

Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.

Дети: — Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное),

Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые), Небо ( серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное)

Воспитатель: А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?

Никто? Тогда слушайте!

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие». ( учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)

Лист (Что делает?) — желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают?) — улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет,

Воспитатель: Игра «Близкие слова». (Цель: закреплять умения детей подбирать синонимы к словам; развивать точность выражения мыслей при составлении предложений)

Осенью дни пасмурные, ….. (серые, унылые…)

Осенью часто погода бывает холодной,….. (ветреной, дождливой…)

Осенью настроение грустное,….. (печальное, тоскливое…)

Осенью дожди частые, ….. (холодные, проливные…)

Небо покрывают серые тучи, ….. (темные, дождливые…)

В начале осени бывают ясные дни, ….. (безоблачные, светлые…)

Поздней осенью на улице холодно, ….. (пасмурно, ветрено…)

Воспитатель: Проведем физминутку

Воспитатель: Продолжаем нашу беседу про осень. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки.

1.Лежала между ёлками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

2.Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.

Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

3.Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук)

4.Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

5.Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это. (Арбуз)

6.Все о ней боксеры знают

С ней удар свой развивают.

Хоть она и неуклюжа,

Но на фрукт похожа. (Груша)

7.Кто всю ночь по крыше бьет,

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает? (Дождь)

8.Без рук, без ног,

А окна открывает? (Ветер)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Сейчас мы поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Осенний букет»:

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы)

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

— Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много. Перечислили много признаков осени. А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы стало чисто)

А теперь обратите внимание на ваши столы. На них лежат листочки. Взяли правильно ручки, выпрямили спинки, рисуем красиво, неторопясь.

Обведем пунктирные линии-соберем листочки в кучу.

Воспитатель: Молодцы, ребята, так славно потрудились.

«Игра ДА или НЕТ»

— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?

  • Рассказ об осени 3 класс короткий маленькие
  • Рассказ об осени 2 класс по окружающему миру
  • Рассказ об осени 2 класс литературное чтение короткие придумать
  • Рассказ об осени 2 класс литературное чтение и рисунок
  • Рассказ об освоении сибири