Рассказ объяснение разъяснение лекция этическая беседа относятся к методам

Методы педагогики

Тест самоконтроля

Начало формы

  1. К группе методов формирования сознания личности (по Щукиной) относятся:
    рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
    упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;
    соревнование, поощрение, наказание.

  2. К группе методов организации деятельности и формирования опыта поведения (по Щукиной) относятся:
    рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
    упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;
    соревнование, поощрение, наказание.

  3. К группе методов стимулирования поведения и деятельности (по Щукиной) относятся:
    рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
    упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;
    соревнование, поощрение, наказание.

  4. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его:
    чувствам;
    разуму;
    воле.

  5. Главная функция метода этической беседы:
    формирование умения защищать свои взгляды, убеждать в них других людей;
    организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек;
    привлечь учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к гражданским и нравственным обязанностям.

  6. Метод педагогического воздействия, основанный на стремлении воспитанников к подражанию – это:
    соревнование;
    пример;
    диспут.

  7. Развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы – это:
    лекция;
    беседа;
    упражнение.

  8. Деталь метода – это:
    методика;
    прием;
    педагогическая задача.

  9. К педагогическому приему для активизации внимания, способствующему систематичности восприятия относится:
    рассказ;
    беседа;
    сообщение плана.

  10. К основным методам закрепления знаний и выработки умений и навыков относится:
    работа с учебником;
    экскурсия;
    упражнение.

  11. Непосредственное либо опосредованное восприятие изучаемых педагогических процессов составляет суть метода:
    педагогического наблюдения;
    педагогического эксперимента;
    констатирующего эксперимента.

  12. К монологическому опросному методу относится:
    беседа;
    интервьюирование;
    анкетирование.

  13. Словесные, демонстрационные, исследовательские методы выделены в классификации методов обучения по основанию:
    степень развития самостоятельности обучаемых;
    тип деятельности;
    уровень активности обучаемых.

  14. Из предложенных вариантов выберите необходимые требования при выборе методов обучения:
    методы обучения должны быть связаны с учебным планом и задачами обучения;
    выбор зависит от дидактической учебной цели, темы;
    выбор связан с возрастом, курсом, уровнем подготовки;
    материально-технические возможности, доступность культурных, научных и исторических учреждений.

  15. К группе методов, классифицированных по основанию «уровень активности познавательной деятельности» относятся:
    объяснительно-иллюстративный; репродуктивный, проблемное изложение материала; частично-поисковый; исследовательский;
    устного изложения; закрепления; самостоятельной работы по усвоению; применения знаний; проверки, оценки знаний и навыков;
    словесные; демонстрационные; исследовательские.

  16. В основе догматических методов обучения лежит:
    заучивание;
    исследование;
    проектирование.

  17. Знание предмета при умелом владении методами и приëмами обучения – это:
    педагогическая наука;
    педагогическое мастерство;
    педагогическое творчество.

  18. Упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умений и навыков, называют:
    специальными упражнениями;
    упражнениями в полезной деятельности;
    режимными упражнениями.

  19. Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения, называется:
    внушением;
    подражанием;
    заражением;
    убеждением.

  20. Лонгитюдный метод исследования (по Б.Г. Ананьеву) относится к:
    организационным методам;
    эмпирическим методам;
    способам обработки данных.

  21. Метод, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических исследованиях, называется:
    наблюдением;
    формирующим экспериментом;
    констатирующим экспериментом.

  22. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:
    наблюдении;
    эксперименте;
    контент-анализе.

  23. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием эффективных форм учебно-воспитательного процесса:
    лабораторный эксперимент;
    формирующий эксперимент;
    метод анализа продуктов деятельности.

  24. Словесный метод устного изложения учебного материала, применяемый для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний – это:
    рассказ;
    беседа;
    лекция.

  25. Вопросно-ответный метод устного изложения, побуждающий к актуализации известных знаний и позволяющий достичь усвоения новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений – это:
    рассказ;
    беседа;
    лекция.

Начало формы

  1. Педагогика – это наука:
    о закономерностях развития личности человека в процессе обучения;
    о законах воспитания и образования человека, изучающая закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему;
    о законах функционирования системы образования, изучающая закономерности деятельности разных типов учебных заведений.

  2. Сторонники теории формального образования (XVII-XX вв.) являются:
    Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт;
    Спенсер, Гексли;
    Ушинский К.Д., Добролюбов Н.А., Бабанский Ю.К.

  3. Сторонники теории материального образования (XVIII-XX вв.) являются:
    Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт;
    Спенсер, Гексли;
    Ушинский К.Д., Добролюбов Н.А., Бабанский Ю.К.

  4. Социоцентрический подход в педагогике основан на приоритете принципа:
    связи школы с жизнью общества;
    связи школы с жизнью ребенка;
    учета потребностей человека в образовании.

  5. В Древней Греции педагогом называли:
    ораторов, читающих публичные лекции;
    воспитателей;
    рабов.

  6. Термин «педагогика» в буквальном переводе с греческого означает:
    детовождение;
    воспитание;
    обучение детей.

  7. Первопричиной возникновения научных областей педагогики является:
    потребности жизни (общества);
    развитие научно-исследовательских педагогических учреждений;
    рост числа междисциплинарных исследований.

  8. Объектом исследования научной педагогики является:
    ребенок;
    образование;
    педагогический процесс.

  9. Предметом педагогики является:
    ребенок;
    образование;
    педагогический процесс

  10. К теоретическим функциям педагогической теории относятся:
    внедрение итогов педагогических исследований в практику;
    повышение качества воспитания;
    выявление закономерностей в педагогических явлениях;
    обобщение опыта практики
    ;
    создание новых педагогических технологий;
    обогащение, систематизация научных знаний.

  11. К практическим функциям педагогической теории относятся:
    повышение качества воспитания;
    создание новых педагогических технологий;
    внедрение итогов педагогических исследований в практику;
    выявление закономерностей в педагогических явлениях;
    обобщение опыта практики;
    обогащение, систематизация научных знаний.

  12. Задачами педагогики является:
    научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания;
    закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;
    исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса;
    выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей;
    закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы;
    разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей;
    развитие сознания, деятельности, личности растущего человека, условия ускорения развития;
    исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

  13. Науку о ценностях жизни и культуры, исследующую стороны духовного развития человека и общества, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации изучает:
    эргономика;
    семиотика;
    аксиология.

  14. К фундаментальным педагогическим категориям относятся:
    воспитание;
    урок;
    педагогические инновации;
    образование;
    педагогическая технология;
    обучение;
    учение;
    преподавание.

  15. Воспитание в широком социальном значении – это:
    процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни;
    направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни;
    специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;
    процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

  16. Воспитание в узком социальном значении – это:
    процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач;
    процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни;
    специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;
    направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

  17. Воспитание в широком педагогическом значении – это:
    процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни;
    процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач;
    специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;
    направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

  18. Воспитание в узком педагогическом значении – это:
    направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни;
    процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни;
    процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач;
    специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях.

  19. Понятие «образование» впервые введено в педагогическую науку:
    И.Г. Песталоцци;
    Я.А. Коменским;
    А.С. Макаренко.

  20. Главный критерий образованности – это:
    высоко развитые способности человека, глубина знаний, умений, навыков;
    высокий интеллект, креативность;
    системность знаний и системность мышления.

  21. Процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося называется:
    воспитанием;
    учением;
    обучением.

  22. Усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование – это:
    образование;
    учение;
    обучение.

  23. Духовно-нравственное, эстетическое, физическое, патриотическое воспитание – это содержание понятия «воспитание»:
    в узком педагогическом смысле;
    в узком социальном смысле;
    в широком педагогическом смысле;
    в широком социальном смысле.

  24. Источником и движущими силами развития являются:
    противоречия;
    интерес;
    мотив.

  25. Школьная педагогика, андрогогика, геронтогогика относятся к разделу:
    общей педагогики;
    возрастной педагогики;
    сравнительной педагогики.

Отрасль педагогики, исследующая проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности – это:
специальная педагогика;
социальная педагогика;
этнопедагогика. Начало формы

  1. ЧасЧасть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения – это:
    методика;
    дидактика;
    школоведение.

  2. Впервые слово «дидактика» появилось:
    в сочинениях немецкого педагога В. Ратке для обозначения искусства обучения;
    в опубликованной в 1657 г. знаменитой работе Я.А. Коменского, «Великая дидактика»;
    в начале XIX в. в работах И.Ф. Гербарта.

  3. Статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения придал дидактике:
    В. Ратке;
    Я.А. Коменский;
    И.Ф. Гербарт.

  4. Как «универсальное искусство обучения всех всему» трактовал дидактику:
    Я.А. Коменский;
    К.Д. Ушинский;
    Ю.К. Бабанский.

  5. Я.А. Коменский опубликовал свою знаменитую работу «Великая дидактика»:
    в 1600 г.;
    в 1657 г.;
    в 1660 г.

  6. В современном понимании дидактика представляет собой отрасль научного знания, которая:
    изучает и исследует проблемы образования и обучения;
    исследует проблемы управления образовательными системами;
    исследует специфику преподавания конкретных учебных дисциплин.

  7. Полученные в результате дидактических исследований знания позволяют:
    приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования;
    устанавливать принципы обучения;
    определять методы и средства обучения;
    создавать новые образовательные технологии;
    решать задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания учащихся;
    изучать индивидуально-психологические особенности личности учащихся.

  8. Сторонником концепции дидактического энциклопедизма является:
    Я.А. Коменский;
    Ж.-Ж. Руссо;
    А. Дистерверг.

  9. Содержание и глубина понимания определенного фрагмента действительности, события, явления или процесса прямо пропорционально количеству изученного учебного материала считали:
    «формалисты»;
    «энциклопедисты»;
    «улитаристы»ю

  10. Сторонником концепции дидактического формализма является:
    Я.А. Коменский;
    Дж. Дьюи;
    И. Песталоцци.

  11. Рассмотрение обучения как процесса передачи и переработки информации, абсолютизация роли учебной информации и механизмов ее усвоения характерно для:
    ассоциативной теории обучения;
    кибернетической концепции обучения;
    концепции функционального материализма.

  12. «Многознание уму не научает» (Гераклит) – главный принцип сторонников:
    дидактического формализма;
    дидактического энциклопедизма;
    дидактического прагматизма.

  13. Систему образования, основанную на подготовке человека к решению повседневных проблем и предназначенную в основном для поддержания существующей системы образа жизни и деятельности человека, называют:
    классическим образованием;
    инновационным обучением;
    поддерживающим обучением.

  14. Современная дидактическая концепция характеризуется следующими особенностями:
    в ее основе лежит системный подход к пониманию процесса обучения;
    ее сущностью является сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью учащихся;
    она изменила подход к содержанию обучения, сочетая принципы классической теории с новейшими теориями обучения.

  15. Для «дидактической» закономерности обучения характерно, что:
    результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения и находятся в прямой зависимости от осознания целей обучения;
    умственное развитие прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, опыта; результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в связи с ранее осознанным и от регулярности и систематического выполнения домашних заданий;
    продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу.

  16. Для «гносеологической» закономерности обучения характерно, что:
    результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения и находятся в прямой зависимости от осознания целей обучения;
    умственное развитие прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, опыта; результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в связи с ранее осознанным и от регулярности и систематического выполнения домашних заданий;
    продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу.

  17. Для «психологической» закономерности обучения характерно, что:
    результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения и находятся в прямой зависимости от осознания целей обучения;
    умственное развитие прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, опыта; результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в связи с ранее осознанным и от регулярности и систематического выполнения домашних заданий;
    продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу.

  18. Для «кибернетической» закономерности обучения характерно, что:
    качество обучения прямо пропорционально качеству управления процессом обучения; эффективность управления прямо пропорциональна количеству и качеству управляющей информации;
    развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в общении; продуктивность обучения зависит от интенсивности познавательных контактов;
    эффективность зависит от организации учебного процесса, потребности учиться, формирования познавательных интересов.

  19. Для «социологической» закономерности обучения характерно, что:
    качество обучения прямо пропорционально качеству управления процессом обучения; эффективность управления прямо пропорциональна количеству и качеству управляющей информации;
    развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в общении; продуктивность обучения зависит от интенсивности познавательных контактов;
    эффективность зависит от организации учебного процесса, потребности учиться, формирования познавательных интересов.

  20. Для «организационной» закономерности обучения характерно, что:
    качество обучения прямо пропорционально качеству управления процессом обучения; эффективность управления прямо пропорциональна количеству и качеству управляющей информации;
    развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в общении; продуктивность обучения зависит от интенсивности познавательных контактов;
    эффективность зависит от организации учебного процесса, потребности учиться, формирования познавательных интересов.

  21. Современными дидактическими принципами высшей школы являются:
    связь обучения с практикой профессиональной деятельности;
    коллективный характер обучения;
    гуманизация и гуманитаризация обучения;
    компьютеризация обучения;
    интегративность обучения, учëт межпредметных связей;
    инновативность обучения.

  22. Современными дидактическими принципами высшей школы являются:
    развивающее и воспитывающее обучение;
    научность и доступность;
    сознательность и творческая активность студентов;
    наглядность и развитие теоретического мышления;
    системность и систематичность обучения;

    переход от обучения к самообразованию.

  23. Принципы, которые в 60-70-е гг. были включены в систему дидактических принципов Л.В. Занковым:
    обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности;
    связь обучения с практикой профессиональной деятельности;
    в обучении необходимо соблюдать быстрый темп в прохождении материала;
    преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями.
     1.Образование как система представляет собой:
    формирование знаний, умений и навыков у подрастающего поколения;
    развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня;
    обучение и воспитание человека.

 2По закону «Об образовании» к высшим учебным заведениям в России относят:
институт, академию и университет;
аспирантуру, институт, академию и университет;
колледж, институт, университет и академию.

 3На латинском языке «школа» (schola) означает:
лестницу, ступеньки которой ведут вверх;
здание, в котором размещается учебное заведение;
направление или течение в науке, искусстве, литературе.

 4По уровню образования выделяют:
университетское, гимназическое, академическое образование;
элитное и массовое образование;
начальное, неполное среднее, среднее, высшее образование.

 5По типу образовательной системы выделяют:
университетское, гимназическое, академическое образование;
элитное и массовое образование;
начальное, неполное среднее, среднее, неполное высшее, высшее образование.

 6По типу освоения культурных ценностей выделяют:
музыкальное, художественное, техническое, педагогическое, медицинское образование;
национальное, отечественное, европейское, международное, глобальное образование;
классическое, художественно-эстетическое, религиозное образование.

 7 По типу и качеству освоения научных знаний выделяют:
музыкальное, художественное, техническое, педагогическое, медицинское образование;
биологическое, математическое, физическое, экономическое образование;
классическое, художественно-эстетическое, религиозное образование.

 8По виду доминирующего содержания образования выделяют:
теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественнонаучное образование;
биологическое, математическое, физическое, экономическое образование;
классическое, художественно-эстетическое, религиозное образование.

 9 По сословному признаку выделяют:
университетское, гимназическое, академическое образование;
элитное и массовое образование;
начальное, неполное среднее, среднее, неполное высшее, высшее образование.

 10.По масштабу освоения культурных ценностей человеческого общества выделяют:
музыкальное, художественное, техническое, педагогическое, медицинское образование;
национальное, отечественное, европейское, международное, глобальное образование;
классическое, художественно-эстетическое, религиозное.

 11.По виду и мастерству освоения человеческой деятельности выделяют:
музыкальное, художественное, техническое, педагогическое, медицинское образование;
национальное, отечественное, европейское, международное, глобальное образование;
классическое, художественно-эстетическое, религиозное.

 12.По типу преобладания направленности содержания образования выделяют:
музыкальное, художественное, техническое, педагогическое, медицинское образование;
национальное, отечественное, европейское, международное, глобальное образование;
формальное и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естественнонаучное, общее, начальное профессиональное, высшее профессиональное образование.

 13.Основными компонентами педагогической культуры являются:
профессиональные знания и умения;
личностные качества педагога;
опыт творческой деятельности
.

 14.Сложившуюся традиционную систему образования определяют термином:
«инновационное обучение»;
«классическое обучение»;
«поддерживающее обучение».

 15 Методологические, теоретические, методические знания педагога включены в диапазон:
профессиональных знаний;
профессиональных умений;
профессиональных навыков.

 16. К профессиональным умениям педагога относят:
методологические, теоретические, методические, технологические;
личностные качества, уровень образования;
информационные, организаторские, коммуникативные, прикладные.

 17.В современном понимании для обучения характерны признаки:
двусторонний характер;
совместная деятельность педагогов и учащихся;
руководство со стороны педагога;
специальная планомерная организация и управление;
целостность и единство;
соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
управление развитием и воспитанием учащихся.

 18.Обращения учителя: «сравни», «докажи», «выдели главное», «сделай выбор и аргументируй его», «предложи свой вариант» характерны для уровня педагогической культуры:
репродуктивного;
профессионально-адаптивного;
профессионально-творческого.

 19 Обращения учителя: «воспроизведите», «запомните», «действуйте по образцу», характерны для уровня педагогической культуры:
репродуктивного;
профессионально-адаптивного;
профессионально-творческого.

 20. К какому принципу обучения вы отнесете правило «В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поисковому, творческому, познавательному труду»:
наглядности ;
доступности;
научности.

 21. К какому принципу обучения вы отнесете правило «Следите за тем, чтобы наблюдения обучаемых были систематизированы и поставлены в отношение причин и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались»:
наглядности;
доступности;
научности.

 22. К какому принципу обучения вы отнесете правило «От легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному»:
наглядности;
доступности;
научности.

 23. Способность целенаправленно и коллегиально работать в группах с различной по возрасту, происхождению и квалификацией структурой составляет содержание:
методической компетентности;
социальной компетентности;
профессиональной компетентности.

  1. 24 Знания по профессии, навыки в работе и опыт составляют содержание:
    методической компетентности;
    социальной компетентности;
    профессиональной компетентности.

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Конец формы

Методы воспитания

         Метод воспитания (от греческого «методос» — путь) – это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

         Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического мастерства.

         Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Задача совершенствования методов является постоянной, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей решает ее, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса.

         Методов в педагогической литературе указывается много. Выделим группу методов прямого и косвенного педагогического влияния.

         Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отстроченную реакцию ученика и его соответствующего действия, направленное на самовоспитание.

         Методы косвенного педагогического влияния

 предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершествование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

         По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). Т.А. Ильина, И.Т. Огородников классифицируют методы более обобщенно. Это: методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. 

В классификации И.О. Марьенко названы такие группы: объяснительно – репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства,

самовоспитания.

         В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов:

1.Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения ( упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

3. Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

         Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого только тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

         Методы воздействия на интеллектуальную сферу:

для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения.

         Метод убеждения – используются отрывки из литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни, при проведении дискуссий. Убеждению соответствует самоубеждение, как метод самовоспитания. В основе лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

         Методы воздействия на мотивационную сферу

 включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. Это поощрение и наказание.

         Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Она закрепляет положительные навыки и привычки, вселяет уверенность. Поощрение – это одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Поощрение должно быть естественным поступком ученика, а не следствием получить поощрение. Оно должно быть справедливым, согласованным с мнением коллектива, нужно учитывать индивидуальные качества поощряемого.

         Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.  Виды наказаний: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

         Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей – пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей.

         Методы воздействия на эмоциональную сферу

 предполагают формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Эти методы: внушение и связанные с ним приемы аттракции.   Внушение  может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. По образному выражению В.М. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации учителя или родители?»

         Методы воздействия на волевую сферу

 предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

         Требования по форме предъявления различаются прямые и косвенные. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность. Понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются мимикой, интонацией, силой голоса.

         Косвенное требование ( совет, просьба, намек, выражение доверия, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Это:

  1. Требование – совет. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
  2. Требование – игра. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства педагога.
  3. Требование –просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между воспитанниками и педагогами. Сама просьба – форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
  4. Требование –намек. Оно успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.
  5. Требование –одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул.

         Требования вызывают отрицательную или нейтральную ( безразличную) реакцию воспитанников. Выделяют позитивные или негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, т.к. почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

         По способу предъявления различают непосредственные и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, — опосредованные требования. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий – последующие требования к товарищам.

  1. Приучение – это разновидность педагогического требования. Нередко оно вызывает недовольство, его применяют тогда, когда необходимо  быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество.

         Требование влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются

  1. Упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности – навыки и привычки. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина. Культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычек.

Методы воздействия на сферу саморегуляции

Направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношении к людям. Это сопоставление поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности и положительный пример – наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.

Но коррекция невозможна без самокоррекции, ребенок часто сам может изменить свое поведение и регулировать свои поступки, опираясь на идеал, сложившиеся положительные нормы, и это можно назвать саморегулированием.

Методы воздействия на предметно- практическую сферу

Направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, так и неповторимую индивидуальность. Это методы воспитывающих ситуаций . Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему: нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного её решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, которое способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Школьник учится реализовывать себя в различных видах деятельности.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу

Направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально-полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой – «труд души». В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше – решать так называемые дилеммы Л. Кольберга.

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».

         По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой педагог при условии, что каждая их них должна:1). Иметь отношение к реальной жизни школьников

2). Быть по возможности простой для понимания 3). Быть незаконченной  4). Включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием

5). Предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?». Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.

         Одним из методов самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношения к нему окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти с ним.

Классификация методов воспитания

Сущностная сфера

Доминирующий метод воспитания

Метод самовоспитания

1. Интеллектуальная

Убеждение

Самоубеждение

2. Мотивационная

Стимулирование ( поощрение и наказание)

Мотивация

3. Эмоциональная

Внушение

Самовнушение

4. Волевая

Требование (- совет, игра, просьба, намек, одобрение, приучение)

Упражнение

5.Саморегуляции

Коррекция

Самокоррекция

6. Предметно-практическая

Воспитывающие ситуации

Социальные пробы –испытания

7. Экзистенциальная

Метод дилемм

Рефлексия

                           Выбор методов воспитания.

         Не бывает методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Что же должно учитываться при определении методов воспитания?

         Прежде всего педагог исходит из цели и актуальных задач воспитания. Именно они определяют, какова должна быть совокупность методов для их решения. 1. Необходимо учитывать возрастные особенности школьников, те методы, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в пятом классе.

2. Большое влияние на выбор методов оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

3. Методы существенно зависят от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня сплоченности, от норм отношений, складывающихся в семье и ближайшем социальном окружении ребенка.

4. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет, должен быть уверен в успехе их применения. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.

5. Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

                       Приемы воспитания

Приемы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. За основу одного из вариантов такой классификации можно принять приемы, когда педагог добивается изменений как в отношениях с учеником, так и в его взаимоотношениях с окружающими. Прежде всего мы должны говорить о коммуникативных приемах, т.е. приемах общения педагога и учащихся. Рассмотрим приемы, разработанные Ю.С. Тюнниковым.

  1. «Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.
  2. «Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся « по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений необхлдимо перейти к аналитическим, предварительно выдвинув соответствующие требования, а затем и к проблемным высказываниям учащихся.
  3. «Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них обсуждаются коллективно.
  4. «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего.
  5. «Импровизация на заданную тему». Учащиеся моделируют, конструируют, инсценируют, делают зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.д. здесь учащиеся поставлены в более творческие условия.
  6. «Обнажение противоречий». Учащиеся, в ходе выполнения творческого задания, расходятся во мнениях, имеют разные точки зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

         Вторая группа приема связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика.

  1. «Инструктирование». При выполнении творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей.
  2. «Распределение ролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.
  3. «Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий.
  4. «Самоотстранение учителя». После того, как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
  5. «Распределение инициативы». Создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися.
  6. «Обмен функциями». Учащиеся обмениваются ролями, которые они получили при выполнении заданий. Или учитель передает свои функции группе учащихся или отдельному ученику.
  7. «Мизансцена». Учащиеся распределяются в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

         Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки др. педагогических приемов бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.

                     Классификация методов воспитания

Сущностная сфера

Доминирующий метод воспитания

Метод самовоспитания

1. Интеллектуальная

Убеждение

Самоубеждение

2. Мотивационная

Стимулирование ( поощрение и наказание)

Мотивация

3. Эмоциональная

Внушение

Самовнушение

4. Волевая

Требование (- совет, игра, просьба, намек, одобрение, приучение)

Упражнение

5.Саморегуляции

Коррекция

Самокоррекция

6. Предметно-практическая

Воспитывающие ситуации

Социальные пробы –испытания

7. Экзистенциальная

Метод дилемм

Рефлексия

  1. Различные подходы к классификации методов воспитания.

Методы
воспитания по Щукиной (по направленности):
методы формирования сознания личности
(убеждение, внушение, метод проблемных
ситуаций); метод организации деятельности
и формирования опыта общественного
поведения (упражнение, приучение, пед
требование, общественное мнение,
поручение, воспитывающие ситуации);
метод педагогического стимулирования
поведения и деятельности (поощрение,
наказание, перспектива, метод «взрыва»,
критика)

Методы
воспитания по Харламову (общие методы):
убеждение; положительный пример;
упражнение; одобрение и осуждение; пед
требование; переключение на другие виды
деятельности.

Болдырев
предложил 4 метода воспитания: убеждение,
упражнение, поощрение и наказание.

  1. Методы формирования сознания личности.

По
Щукиной к методам формирования сознания
личности относится убеждение, внушение,
рассказ, объяснение, разъяснение, лекция,
этическая беседа, инструктаж,
диспут, доклад, пример. 1.
Метод убеждения
 –
это процесс логического суждения,
умозаключения. Метод предполагает
наличие определённой информации в
сообщении педагога и осознанного
отношения к ней воспитанников. Основное
назначение убеждения — это формирование
нравственных знаний, представлений,
идеалов и чувств. Убеждение опирается
на интеллект слушающего, оперирует его
знания жизненному опыту, учащиеся при
этом осмысливают, оценивают, корректируют
свои взгляды, позиции, отношения.
Убеждаясь в правоте сказанного педагога,
воспитанники формируют свою систему
взглядов на окружающий мир. Метод
убеждения часто переходит в метод
самоубеждения. Убеждение обычно
дополняется внушением. 2.
Метод внушения
 –
это метод воздействия на эмоциональную
составляющую сознания, т.е. на чувства,
а через них на ум воспитанника. Внушение
осуществляется как вербальными, так и
невербальными средствами (интонация,
мимика, жесты). В основе внушения лежит
доверие и снижение критического отношения
человека к поступающей информации.
Слова говорящего заставляют создавать
образы восприятия и т.д. Использование
внушения способствует переживанию
детьми своих поступков и эмоциональных
состояний. Следует помнить, что внушаемая
информация плотно входит в сознание
человека, очень трудно принять другую
информацию и отказаться от внушаемой
информации. 3.
Метод положительного примера.
 Используется
для возбуждения у учащихся потребности
улучшения своих личностных качеств. В
процессе воспитания педагог опирается
на положительные примеры учёных,
писателей, людей совершивших какой-либо
подвиг. Большое воспитательное влияние
оказывает пример сверстников, педагогов,
родителей. Действие примера основано
на подражании. 4.
Метод рассказа
 –
это изложение фактического материала
в описательной или повествовательной
форме. Имеет большое значение при
организации ориентационной деятельности
детей младшего, среднего и подросткового
возраста. С помощью рассказа педагог
может вызвать положительные нравственные
чувства (сопереживание, гордость), а
также и негативные чувства (гнев, злость).
При помощи рассказа педагог раскрывает
сущность и смысл нравственных и моральных
норм. 5.
Метод беседы
 –
это диалогический вопросно-ответный
метод воспитания. Целью является
привлечения учащихся к оценке событий,
явлений общественной жизни, к оценке
поступков и на этой основе формирования
у учащихся положительного отношения к
тем или иным объектам, к себе и другим
людям. Важно, чтобы содержание беседы
было связано с опытом ребёнка и его
практической деятельностью. 6.
Метод лекций.
 С
его помощью излагается сущность той
или иной проблемы социального,
политического и другого содержания. 7.
Метод дискуссии.
 Разновидность
дискуссии – диспут. Применяется для
воспитания оценок, суждений и т.д.
Обязательным условием применения этих
методов является наличие двух и более
точек зрения, которые существуют в тех
или иных вопросах. В дискуссии приходят
к одному решению, а в случае диспута нет
надобности приходить к одному решению.

Соседние файлы в предмете Педагогика

  • #
  • #

  • Рассказ однокоренные слова подобрать
  • Рассказ объяснение беседа работа с книгой организация наблюдение относится к методам
  • Рассказ однодум лесков краткое содержание
  • Рассказ объяснение беседа дискуссия лекция работа с книгой относятся к методам обучения
  • Рассказ общее счастье 5 класс читать