Рассказ очарованный странник читать

Электронная книга

Очарованный странник

  • Описание
  • Обсуждения
  • Цитаты
  • Рецензии 1
  • Коллекции 2

«Очарованный странник» — повесть, в которой своеобразный и могучий талант Николая Семеновича Лескова разворачивается во всю русскую ширь, вбирая в себя весь мир. Не случайно, несмотря на обилие приключений, повесть невозможно отнести к соответствующему жанру. Включив в повесть элементы житий, столь популярных у русского простого народа, и былин, сложенных сказителями, Лесков придает многочисленным приключениям главного героя, русского исполина Флягина, совсем иное измерение и глубину. Его герой не развлекает читателя, он ищет правду Божью на земле. Этот извечный русский поиск не идет ни в какое сравнение ни с европейской буржуазной логикой, ни с умеренностью и осторожностью.
(с) MrsGonzo для LibreBook

Иллюстрации

Произведение Очарованный странник полностью

Видеоанонс


Включить видео youtube.com

Взято c youtube.com.

Пожаловаться, не открывается

Статьи

7 романов на евангельские сюжеты

7 романов на евангельские сюжеты

Хороший роман может раскрыть промысел Божий больше, чем сто проповедей. Наверное поэтому, Иисус так часть говорил притчами. Эти корот…

Купить онлайн

182 руб

323 руб

218 руб

271 руб

389 руб

Все предложения…

  • Похожее
  • Рекомендации

  • Ваши комменты

  • Еще от автора

  • Полный текст
  • Запечатленный ангел
  • Глава первая
  • Глава вторая
  • Глава третья
  • Глава четвертая
  • Глава пятая
  • Глава шестая
  • Глава седьмая
  • Глава восьмая
  • Глава девятая
  • Глава десятая
  • Глава одиннадцатая
  • Глава двенадцатая
  • Глава тринадцатая
  • Глава четырнадцатая
  • Глава пятнадцатая
  • Глава шестнадцатая
  • Очарованный странник
  • Глава первая
  • Глава вторая
  • Глава третья
  • Глава четвертая
  • Глава пятая
  • Глава шестая
  • Глава седьмая
  • Глава восьмая
  • Глава девятая
  • Глава десятая
  • Глава одиннадцатая
  • Глава двенадцатая
  • Глава тринадцатая
  • Глава четырнадцатая
  • Глава пятнадцатая
  • Глава шестнадцатая
  • Глава семнадцатая
  • Глава восемнадцатая
  • Глава девятнадцатая
  • Глава двадцатая
  • Примечания

Запечатленный ангел

Глава первая

Дело было о свят­ках, нака­нуне Васи­льева вечера[1]. Погода раз­гу­ля­лась самая неми­ло­сти­вая. Жесто­чай­шая позем­ная пурга, из тех, какими бывают славны зимы на степ­ном Завол­жье, загнала мно­же­ство людей в оди­но­кий посто­я­лый двор, сто­я­щий бобы­лем среди глад­кой и необо­зри­мой степи. Тут очу­ти­лись в одной куче дво­ряне, купцы и кре­стьяне, рус­ские, и мордва, и чуваши. Соблю­дать чины и ранга на таком ноч­леге было невоз­можно: куда ни повер­нись, везде тес­нота, одни сушатся, дру­гие гре­ются, тре­тьи ищут хотя малень­кого местечка, где бы при­ютиться; по тем­ной, низ­кой, пере­пол­нен­ной наро­дом избе стоит духота и густой пар от мок­рого пла­тья. Сво­бод­ного места нигде не видно: на пола­тях, на печке, на лав­ках и даже на гряз­ном зем­ля­ном полу, везде лежат люди. Хозяин, суро­вый мужик, не рад был ни гостям, ни наживе. Сер­дито захлоп­нув ворота за послед­ними добив­ши­мися на двор санями, на кото­рых при­е­хали два купца, он запер двор на замок и, пове­сив ключ под бож­ни­цею, твердо молвил:

— Ну, теперь кто хочешь, хоть голо­вой в ворота бейся, не отворю.

Но едва он успел это выго­во­рить и, сняв с себя обшир­ный овчин­ный тулуп, пере­кре­стился древним боль­шим кре­стом[2] и при­го­то­вился лезть на жар­кую печку, как кто-то роб­кою рукой засту­чал в стекло.

— Кто там? — оклик­нул гром­ким и недо­воль­ным голо­сом хозяин.

— Мы, — отве­тили глухо из-за окна.

— Ну‑у, а чего еще надо?

— Пусти, Хри­ста ради, сби­лись… обмерзли.

— А много ли вас?

— Не много, не много, восем­на­дца­теро всего, восем­на­дца­теро, — гово­рил за окном, заи­ка­ясь и щел­кая зубами, оче­видно совсем пере­зяб­ший человек.

— Некуда мне вас пустить, вся изба и так наро­дом укладена.

— Пусти хоть малость обогреться!

— А кто же вы такие?

— Извоз­чики.

— Порож­нем или с возами?

— С возами, род­ной, шку­рье везем.

— Шку­рье! шку­рье везете, да в избу ноче­вать про­си­тесь. Ну, люди на Руси настают! Пошли прочь!

— А что же им делать? — спро­сил про­ез­жий, лежав­ший под мед­ве­жьего шубой на верх­ней лавке.

— Валить шку­рье да спать под ним, вот что им делать, — отве­чал хозяин и, руг­нув еще хоро­шенько извоз­чи­ков, лег недви­жимо на печь.

Про­ез­жий из-под мед­ве­жьей шубы в тоне весьма энер­ги­че­ского про­те­ста выго­ва­ри­вал хозя­ину на жесто­кость, но тот не удо­стоил его заме­ча­ния ни малей­шим отве­том. Зато вме­сто его отклик­нулся из даль­него угла неболь­шой рыжень­кий чело­ве­чек с острою, кли­ном, бородкой.

— Не осуж­дайте, мило­сти­вый госу­дарь, хозя­ина, — заго­во­рил он, — он это с прак­тики берет и вну­шает пра­вильно — со шку­рьем безопасно.

— Да? — ото­звался вопро­си­тельно про­ез­жий из-под мед­ве­жьей шубы.

— Совер­шенно безопасно‑с, и для них это лучше, что он их не пускает.

— Это почему?

— А потому, что они теперь из этого полез­ную прак­тику для себя полу­чили, а между тем если еще кто бес­по­мощ­ный добьется сюда, ему местечко будет.

— А кого теперь еще поне­сет черт? — мол­вила шуба.

— А ты слу­шай, — ото­звался хозяин, — ты не бол­тай пустых слов. Разве супо­стат может сюда кого-нибудь при­слать, где эта­кая свя­тыня? Разве ты не видишь, что тут и Спа­сова икона и Бого­ро­дич­ный лик.

— Это верно, — под­дер­жал рыжень­кий чело­ве­чек. — Вся­кого спа­сен­ного чело­века не ефиоп ведет, а ангел руководствует.

— А вот я этого не видал, и как мне здесь очень скверно, то и не хочу верить, что меня сюда завел мой ангел, — отве­чала сло­во­охот­ли­вая шуба.

Хозяин только сер­дито сплю­нул, а рыжа­чок доб­ро­душно мол­вил, что ангель­ский путь не вся­кому зрим и об этом только насто­я­щий прак­тик может полу­чить понятие.

— Вы об этом гово­рите так, как будто сами вы имели такую прак­тику, — про­го­во­рила шуба.

— Да‑с, ее и имел.

— Что же это: вы видели, что ли, ангела, и он вас водил?

— Да‑с, я его и видел, и он меня руководствовал.

— Что вы, шутите или смеетесь?

— Боже меня сохрани таким делом шутить!

— Так что же вы такое именно видели: как вам ангел являлся?

— Это, мило­сти­вый госу­дарь, целая боль­шая история.

— А зна­ете ли, что тут уснуть реши­тельно невоз­можно, и вы бы отлично сде­лали, если бы теперь рас­ска­зали нам эту историю.

— Извольте‑с.

— Так рас­ска­зы­вайте, пожа­луй­ста: мы вас слу­шаем. Но только что же вам там на коле­нях сто­ять, вы идите сюда к нам, авось как-нибудь потес­нимся и уся­демся вместе.

— Нет‑с, на этом благодарю‑с! Зачем вас стес­нять, да и к тому же повесть, кото­рую я пред вами поведу, при­стой­нее на коле­нях стоя ска­зы­вать, потому что это дело весьма свя­щен­ное и даже страшное.

— Ну как хотите, только ско­рее ска­зы­вайте, как вы могли видеть ангела и что он вам сделал?

— Извольте‑с, я начинаю.

Глава вторая

— Я, как несо­мненно можете по мне видеть, чело­век совсем незна­чи­тель­ный, я более ничего, как мужик, и вос­пи­та­ние свое полу­чил по состо­я­нию, самое дере­вен­ское. Я не здеш­ний, а даль­ний, руко­меслом я камен­щик, а рож­ден в ста­рой рус­ской вере. По сирот­ству моему я сыз­маль­ства пошел со сво­ими зем­ля­ками в отход­ные работы и рабо­тал в раз­ных местах, но все при одной артели, у нашего же кре­стья­нина Луки Кири­лова. Этот Лука Кири­лов жив по сии дни: он у нас самый пер­вый ряд­чик. Хозяй­ство у него было ста­ро­дав­нее, еще от отцов заве­дено, и он его не рас­то­чил, а при­умно­жил и создал себе жит­ницу велику и обильну, но был и есть чело­век пре­крас­ный и не обид­чик. И уж зато куда-куда мы с ним не ходили? Кажется, всю Рос­сию изо­шли, и нигде я лучше и сте­пен­нее его хозя­ина не видал. И жили мы при нем в самой тихой пат­ри­ар­хии, он у нас был и ряд­чик и по про­мыслу и по вере настав­ник. Путь свой на рабо­тах мы про­хо­дили с ним точно иудеи в своих стран­ствиях пустын­ных с Мои­сеем[3], даже ски­нию[4] свою при себе имели и нико­гда с нею не рас­ста­ва­лись: то есть имели при себе свое «Божие бла­го­сло­ве­ние». Лука Кири­лов страстно любил ико­но­пис­ную свя­тыню, и были у него, мило­сти­вые госу­дари, иконы всё самые пре­чуд­ные, письма самого искус­ного, древ­него, либо насто­я­щего гре­че­ского, либо пер­вых нов­го­род­ских или стро­га­нов­ских изо­гра­фов[5]. Икона про­тив иконы лучше сияли не столько окла­дами, как остро­тою и плав­но­стью пре­див­ного худо­же­ства. Такой воз­вы­шен­но­сти я уже после нигде не видел!

И что были за во имя раз­ные и Деи­сусы[6], и неру­ко­тво­рен­ный Спас с омо­чен­ными власы[7], и пре­по­доб­ные, и муче­ники, и апо­столы, а всего див­нее мно­го­лич­ные иконы с дея­ни­ями[8], како­вые, напри­мер: Индикт, празд­ники, Страш­ный суд, Святцы, Соборы, Оте­че­ство, Шестод­нев, Целеб­ник, Сед­мица с пред­сто­я­щими; Тро­ица с Авра­ам­лиим покло­не­нием у дуба Мам­врий­ского[9], и, одним сло­вом, всего этого бла­го­ле­пия не изрещи, и таких икон нынче уже нигде не напи­шут, ни в Москве, ни в Петер­бурге, ни в Пали­хове[10]; а о Гре­ции и гово­рить нечего, так как там эта наука давно зате­ряна. Любили мы все эту свою свя­тыню страст­ною любо­вью, и сообща пред нею свя­той елей теп­лили, и на артель­ный счет лошадь содер­жали и осо­бую повозку, на кото­рой везли это Божие бла­го­сло­ве­ние в двух боль­ших коро­бьях всюду, куда сами шли. Осо­бенно же были при нас две иконы, одна с гре­че­ских пере­во­дов ста­рых мос­ков­ских цар­ских масте­ров[11]: пре­свя­тая вла­ды­чица в саду молится, а пред ней все дре­веса кипа­рисы и олинфы до земли пре­кло­ня­ются[12]; а дру­гая ангел-хра­ни­тель, Стро­га­нова дела. Изрещи нельзя, что это было за искус­ство в сих обеих свя­ты­нях! Гля­нешь на вла­ды­чицу, как пред ее чисто­тою без­душ­ные дре­веса пре­кло­ни­лись, сердце тает и тре­пе­щет; гля­нешь на ангела… радость! Сей ангел воис­тину был что-то неопи­су­е­мое. Лик у него, как сей­час вижу, самый светло-боже­ствен­ный и эта­кий ско­ро­по­мощ­ный; взор уми­лен; ушки с торо­цами[13], в знак повсе­мест­ного отвсюду слы­ша­ния; оде­я­нье горит, рясны[14] зла­тыми пре­ис­пещ­рено; доспех пер­нат[15], рамена[16] пре­по­я­саны; на пер­сях мла­ден­че­ский лик Эма­ну­и­лев[17]; в пра­вой руке крест, в левой огне­па­ля­щий меч[18]. Дивно! дивно!.. Власы на головке куд­ре­ваты и русы, с ушей пови­лись и про­ве­дены воло­сок к волоску иго­лоч­кой. Кры­лья же про­странны и белы как снег, а испод лазурь свет­лая, перо к перу, и в каж­дой бородке пера усик к усику. Гля­нешь на эти кры­лья, и где твой весь страх денется: молишься «осени», и сей­час весь сти­ша­ешь, и в душе ста­нет мир. Вот это была какая икона! И были‑с эти два образа для нас все равно что для жидов их свя­тая свя­тых, чуд­ным Весе­ли­ила[19] худо­же­ством изу­кра­шен­ная. Все те иконы, о кото­рых я впе­ред ска­зал, мы в осо­бой коро­бье на коне возили, а эти две даже и на воз не постав­ляли, а носили: вла­ды­чицу завсе­гда при себе Луки Кири­лова хозяйка Михай­лица, а анге­лово изоб­ра­же­ние сам Лука на своей груди сохра­нял. Был у него такой для сей иконы сде­лан пар­че­вой кошель на тем­ной пест­ряди и с пуго­ви­цей, а на перед­ней сто­роне алый крест из насто­я­щего штофу, а вверху при­шит тол­стый зеле­ный шел­ко­вый шнур, чтобы вокруг шеи обвесть. И так икона в сем содер­жа­нии у Луки на груди всюду, куда мы шли, впе­реди нас пред­хо­дила, точно сам ангел нам пред­ше­ство­вал. Идем, бывало, с места на место, на новую работу сте­пями, Лука Кири­лов впе­реди всех нарез­ным саж­нем вме­сто палочки пома­хи­вает, за ним на возу Михай­лица с Бого­ро­дич­ною ико­ной, а за ними мы все арте­лью высту­паем, а тут в поле травы, цветы по лугам, инде стада пасутся, и сви­рец на сви­рели играет… то есть про­сто сердцу и уму вос­хи­ще­ние! Все шло нам пре­красно, и див­ная была нам в каж­дом деле удача: работы все­гда нахо­ди­лись хоро­шие; про­между собою у нас было согла­сие; от домаш­них при­хо­дили всё вести спо­кой­ные; и за все это бла­го­слов­ляли мы пред­хо­дя­щего нам ангела, и с пре­чуд­ною его ико­ною, кажется, труд­нее бы чем с жиз­нию своею не могли расстаться.

Да и можно ли было думать, что мы как-нибудь, по какому ни есть слу­чаю, сей нашей дра­го­цен­ней­шей самой свя­тыни лишимся? А между тем такое горе нас ожи­дало, и устро­и­лось нам, как мы после только ура­зу­мели, не люд­ским ковар­ством, а самого оного путе­во­ди­теля нашего смот­ре­нием. Сам он воз­же­лал себе оскорб­ле­ния, дабы дать нам свято постичь скорбь и тою ука­зать нам истин­ный путь, пред кото­рым все, до сего часа исхо­жен­ные нами, пути были что дебрь тем­ная и бес­след­ная. Но поз­вольте узнать, занятна ли моя повесть и не напрасно ли я ею ваше вни­ма­ние утруждаю?

— Нет, как же, как же: сде­лайте милость, про­дол­жайте! — вос­клик­нули мы, заин­те­ре­со­ван­ные этим рассказом.

— Извольте‑с, послу­ше­ствую вам и, как сумею, начну изла­гать быв­шие с нами див­ные дивеса от ангела:

Глава третья

При­шли мы для боль­ших работ под боль­шой город, на боль­шой теку­чей воде, на Дне­пре-реке, чтобы тут боль­шой и ныне весьма слав­ный камен­ный мост стро­ить[20]. Город стоит на пра­вом, кру­том берегу, а мы стали на левом, на луго­вом, на отло­жи­стом, и объ­явился пред нами весь чуд­ный пео­заж: древ­ние храмы, мона­стыри свя­тые со мно­гими свя­тых мощами; сады густые и дерева тако­вые, как по ста­рым кни­гам в застав­ках пишутся, то есть ост­ро­вер­хие тополи. Гля­дишь на все это, а самого за сердце словно кто щипать ста­нет, так пре­красно! Зна­ете, конечно, мы люди про­стые, но пре­и­зя­ще­ство бого­з­дан­ной при­роды все же ощущаем.


Лесков Николай » Очарованный странник — читать книгу онлайн бесплатно

load...

Конец

Книга закончилась. Надеемся, Вы провели время с удовольствием!

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями:

Оглавление:

  • Глава первая

    1

  • Глава вторая

    4

  • Глава третья

    7

  • Глава четвертая

    8

  • Глава пятая

    11

  • Глава шестая

    15

  • Глава седьмая

    17

  • Глава восьмая

    19

  • Глава девятая

    20

  • Глава десятая

    23

  • Глава одиннадцатая

    25

  • Глава двенадцатая

    28

  • Глава тринадцатая

    29

  • Глава четырнадцатая

    32

  • Глава пятнадцатая

    34

  • Глава шестнадцатая

    36

  • Глава семнадцатая

    38

  • Глава восемнадцатая

    39

  • Глава девятнадцатая

    40

  • Глава двадцатая

    43

Настройки:

Ширина: 100%

Выравнивать текст

1

Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму [Валаам — остров на Ладожском озере, где в начале XIV века был построен мужской монастырь] и на пути зашли по корабельной надобности в пристань к Кореле. Здесь многие из нас полюбопытствовали сойти на берег и съездили на бодрых чухонских [Чухонский — финский] лошадках в пустынный городок. Затем капитан изготовился продолжать путь, и мы снова отплыли.

После посещения Корелы весьма естественно, что речь зашла об этом бедном, хотя и чрезвычайно старом русском поселке, грустнее которого трудно что-нибудь выдумать. На судне все разделяли это мнение, и один из пассажиров, человек, склонный к философским обобщениям и политической шутливости, заметил, что он никак не может понять: для чего это неудобных в Петербурге людей принято отправлять куда-нибудь в более или менее отдаленные места, отчего, конечно, происходит убыток казне на их провоз, тогда как тут же, вблизи столицы, есть на Ладожском берегу такое превосходное место, как Корела, где любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей, скупой природы.

— Я уверен, — сказал этот путник, — что в настоящем случае непременно виновата рутина или в крайнем случае, может быть, недостаток подлежащих сведений.

Кто-то часто здесь путешествующий ответил на это, что будто и здесь разновременно живали какие-то изгнанники, но только все они недолго будто выдерживали.

— Один молодец из семинаристов сюда за грубость в дьячки был прислан (этого рода ссылки я уже и понять не мог). Так, приехавши сюда, он долго храбрился и все надеялся какое-то судбище поднять; а потом как запил, так до того пил, что совсем с ума сошел и послал такую просьбу, чтобы его лучше как можно скорее велели «расстрелять или в солдаты отдать, а за неспособностью повесить».

— Какая же на это последовала резолюция?

— М… н… не знаю, право; только он все равно этой резолюции не дождался: самовольно повесился.

— И прекрасно сделал, — откликнулся философ.

— Прекрасно? — переспросил рассказчик, очевидно купец, и притом человек солидный и религиозный.

— А что же? по крайней мере, умер, и концы в воду.

— Как же концы в воду-с? А на том свете что ему будет? Самоубийцы, ведь они целый век будут мучиться. За них даже и молиться никто не может.

Философ ядовито улыбнулся, но ничего не ответил, но зато и против него и против купца выступил новый оппонент, неожиданно вступившийся за дьячка, совершившего над собою смертную казнь без разрешения начальства.

Это был новый пассажир, который ни для кого из нас не заметно присел с Коневца. Он до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был или постриженный монах — этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор».

Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою.

— Это все ничего не значит, — начал он, лениво и мягко выпуская слово за словом из-под густых, вверх, по-гусарски, закрученных седых усов. — Я, что вы насчет того света для самоубийцев говорите, что они будто никогда не простятся, не приемлю. И что за них будто некому молиться — это тоже пустяки, потому что есть такой человек, который все их положение самым легким манером очень просто может поправить.

Его спросили: кто же это такой человек, который ведает и исправляет дела самоубийц после их смерти?

— А вот кто-с, — отвечал богатырь-черноризец, — есть в московской епархии в одном селе попик — прегорчающий пьяница, которого чуть было не расстригли, — так он ими орудует.

— Как же вам это известно?

— А помилуйте-с, это не я один знаю, а все в московском округе про то знают, потому что это дело шло через самого высокопреосвященного митрополита Филарета [Филарет (1782-1876) — московский митрополит].

Вышла маленькая пауза, и кто-то сказал, что все это довольно сомнительно.

Черноризец нимало не обиделся этим замечанием и отвечал:

— Да-с, оно по первому взгляду так-с, сомнительно-с. И что тут удивительного, что оно нам сомнительным кажется, когда даже сами его высокопреосвященство долго этому не верили, а потом, получив верные тому доказательства, увидали, что нельзя атому не верить, и поверили?

Пассажиры пристали к иноку с просьбою рассказать эту дивную историю, и он от этого не отказался и начал следующее:

— Повествуют так, что пишет будто бы раз один благочинный высокопреосвященному владыке, что будто бы, говорит, так и так, этот попик ужасная пьяница, — пьет вино и в приходе не годится. И оно, это донесение, по одной сущности было справедливо. Владыко и велели прислать к ним этого попика в Москву. Посмотрели на него и видят, что действительно этот попик запивашка, и решили, что быть ему без места. Попик огорчился и даже перестал пить, и все убивается и оплакивает: «До чего, думает, я себя довел, и что мне теперь больше делать, как не руки на себя наложить? Это одно, говорит, мне только и осталося: тогда, по крайней мере, владыко сжалятся над моею несчастною семьею и дочери жениха дадут, чтобы он на мое место заступил и семью мою питал». Вот и хорошо: так он порешил настоятельно себя кончить и день к тому определил, но только как был он человек доброй души, то подумал: «Хорошо же; умереть-то я, положим, умру, а ведь я не скотина: я не без души, — куда потом моя душа пойдет?» И стал он от этого часу еще больше скорбеть. Ну, хорошо: скорбит он и скорбит, а владыко решили, что быть ему за его пьянство без места, и легли однажды после трапезы на диванчик с книжкой отдохнуть и заснули. Ну, хорошо: заснули они или этак только воздремали, как вдруг видят, будто к ним в келию двери отворяются. Они и окликнули: «Кто там?» — потому что думали, будто служка им про кого-нибудь доложить пришел; ан, вместо служки, смотрят — входит старец, добрый-предобрый, и владыко его сейчас узнали, что это преподобный Сергий [Преподобный Сергий — причисленный к лику святых известный деятель русской церкви XIV века Сергий Радонежский (1314-1392), основатель Троице-Сергиева монастыря и ряда других обителей].

Владыко и говорят:

«Ты ли это, пресвятой отче Сергие?»

А угодник отвечает:

«Я, раб божий Филарет».

Владыко спрашивают:

«Что же твоей чистоте угодно от моего недостоинства?»

А святой Сергий отвечает:

«Милости хощу».

«Кому же повелишь явить ее?»

А угодник и наименовал того попика, что за пьянство места лишен, и сам удалился; а владыко проснулись и думают: «К чему это причесть: простой это сон, или мечтание, или духоводительное видение?» И стали они размышлять и, как муж ума во всем свете именитого, находят, что это простой сон, потому что статочное ли дело, что святой Сергий, постник и доброго, строгого жития блюститель, ходатайствовал об иерее слабом, творящем житие с небрежением. Ну-с, хорошо: рассудили так его высокопреосвященство и оставили все это дело естественному оного течению, как было начато, а сами провели время, как им надлежало, и отошли опять в должный час ко сну. Но только что они снова опочили, как снова видение, и такое, что великий дух владыки еще в большее смятение повергло. Можете вообразить: грохот… такой страшный грохот, что ничем его невозможно выразить… Скачут… числа им нет, сколько рыцарей… несутся, все в зеленом убранстве, латы и перья, и кони что львы, вороные, а впереди их горделивый стратопедарх [Страстопедарх — начальник военного лагеря] в таком же уборе, и куда помахнет темным знаменем, туда все и скачут, а на знамени змей. Владыко не знают, к чему этот поезд, а оный горделивец командует: «Терзайте, — говорит, — их: теперь нет их молитвенника», — и проскакал мимо; а за сим стратопедархом — его воины, а за ними, как стая весенних гусей тощих, потянулись скучные тени, и все кивают владыке грустно и жалостно, и все сквозь плач тихо стонут: «Отпусти его! — он один за нас молится». Владыко как изволили встать, сейчас посылают за пьяным попиком и расспрашивают: как и за кого он молится? А поп по бедности духовной весь перед святителем растерялся и говорит: «Я, владыко, как положено совершаю». И насилу его высокопреосвященство добились, что он повинился: «Виноват, — говорит, — в одном, что сам, слабость душевную имея и от отчаяния думая, что лучше жизни себя лишить, я всегда на святой проскомидии за без покаяния скончавшихся и руки на ся наложивших молюсь…» Ну, тут владыко и поняли, что то за тени пред ним в видении, как тощие гуси, плыли, и не восхотели радовать тех демонов, что впереди их спешили с губительством, и благословили попика: «Ступай, — изволили сказать, — и к тому не согрешай, а за кого молился — молись», — и опять его на место отправили. Так вот он, этакий человек, всегда таковым людям, что жизни борения не переносят, может быть полезен, ибо он уже от дерзости своего призвания не отступит и все будет за них создателю докучать, и тот должен будет их простить.

— Почему же «должен»?

— А потому, что «толпытеся»; ведь это от него же самого повелено, так ведь уже это не переменится же-с.

— А скажите, пожалуйста, кроме этого московского священника, за самоубийц разве никто не молится?

— А не знаю, право, как вам на это что доложить? Не следует, говорят, будто бы за них бога просить, потому что они самоуправцы, а впрочем, может быть, иные, сего не понимая, и о них молятся. На троицу, не то на духов день [Духов день — праздник сошествия святого духа; воскресный день — троица, понедельник — духов день]), однако, кажется даже всем позволено за них молиться. Тогда и молитвы такие особенные читаются. Чудесные молитвы, чувствительные; кажется, всегда бы их слушал.

— А их нельзя разве читать в другие дни?

— Не знаю-с. Об этом надо спросить у кого-нибудь из начитанных: те, думается, должны бы знать; да как мне это ни к чему, так и не доводилось об этом говорить.

— А в служении вы не замечали, чтобы эти молитвы когда-нибудь повторялись?

— Нет-с, не замечал; да и вы, впрочем, на мои слова в этом не полагайтесь, потому что я ведь у службы редко бываю.

— Отчего же это?

— Занятия мои мне не позволяют.

— Вы иеромонах или иеродиакон?

— Нет, я еще просто в рясофоре.

— Все же, ведь уже это значит, вы инок?

— Н… да-с; вообще это так почитают.

— Почитать-то почитают, — отозвался на это купец, — но только из рясофора-то еще можно и в солдаты лоб забрить.

Богатырь-черноризец нимало этим замечанием не обиделся, а только пораздумал немножко и отвечал:

— Да, можно, и, говорят, бывали такие случаи; но только я уже стар: пятьдесят третий год живу, да и мне военная служба не в диковину.

— Разве вы служили в военной службе?

— Служил-с.

— Что же, ты из ундеров, что ли? — снова спросил его купец.

— Нет, не из ундеров.

— Так кто же: солдат, или вахтер, или помазок — чей возок?

— Нет, не угадали; но только я настоящий военный, при полковых делах был почти с самого детства.

— Значит, кантонист? [Кантонисты — потомственные солдаты, дети военных, обязанные по своему происхождению служить в армии] — сердясь, добивался купец.

— Опять же нет.

— Так прах же тебя разберет, кто же ты такой?

— Я конэсер.

— Что-о-о тако-о-е?

— Я конэсер-с, конэсер, или, как простонароднее выразить, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования.

— Вот как!

— Да-с, не одну тысячу коней отобрал и отъездил. Таких зверей отучал, каковые, например, бывают, что встает на дыбы да со всего духу навзничь бросается и сейчас седоку седельною лукою может грудь проломить, а со мной этого ни одна не могла.

— Как же вы таких усмиряли?

— Я… я очень просто, потому что я к этому от природы своей особенное дарование получил. Я как вскочу, сейчас, бывало, не дам лошади опомниться, левою рукою ее со всей силы за ухо да в сторону, а правою кулаком между ушей по башке, да зубами страшно на нее заскриплю, так у нее у иной даже инда мозг изо лба в ноздрях вместе с кровью покажется, — она и усмиреет.

— Ну, а потом?

— Потом сойдешь, огладишь, дашь ей в глаза себе налюбоваться, чтобы в памяти у нее хорошее воображение осталось, да потом сядешь опять и поедешь.

— И лошадь после этого смирно идет?

— Смирно пойдет, потому лошадь умна, она чувствует, какой человек с ней обращается и каких он насчет ее мыслей. Меня, например, лошадь в этом рассуждении всякая любила и чувствовала. В Москве, в манеже, один конь был, совсем у всех наездников от рук отбился и изучил, профан, такую манеру, чтобы за колени седока есть. Просто, как черт, схватит зубищами, так всю коленную чашку и вышелушит. От него много людей погибло. Тогда в Москву англичанин Рарей [Рарей Джон (1827-1866) — американский дрессировщик лошадей] приезжал, — «бешеный усмиритель» он назывался, — так она, эта подлая лошадь, даже и его чуть не съела, а в позор она его все-таки привела; но он тем от нее только и уцелел, что, говорят, стальной наколенник имел, так что она его хотя и ела за ногу, но не могла прокусить и сбросила; а то бы ему смерть; а я ее направил как должно.

— Расскажите, пожалуйста, как же вы это сделали?

— С божиею помощию-с, потому что, повторяю вам, я к этому дар имею. Мистер Рарей этот, что называется «бешеный укротитель», и прочие, которые за этого коня брались, все искусство противу его злобности в поводах держали, чтобы не допустить ему ни на ту, ни на другую сторону башкой мотнуть: а я совсем противное тому средство изобрел; я, как только англичанин Рарей от этой лошади отказался, говорю: «Ничего, — говорю, — это самое пустое, потому что этот конь ничего больше, как бесом одержим. Англичанин этого не может постичь, а я постигну и помогу». Начальство согласилось. Тогда я говорю: «Выведите его за Дрогомиловскую заставу!» Вывели. Хорошо-с; свели мы его в поводьях в лощину к Филям, где летом господа на дачах живут. Я вижу: тут место просторное и удобное, и давай действовать. Сел на него, на этого людоеда, без рубахи, босой, в однех шароварах да в картузе, а по голому телу имел тесменный поясок от святого храброго князя Всеволода-Гавриила [Всеволод Мстиславич (Гавриил) — Новгородский князь, причисленный к лику святых. Умер в 1137 году] из Новгорода, которого я за молодечество его сильно уважал и в него верил; а на том пояске его надпись заткана: «Чести моей никому не отдам». В руках же у меня не было никакого особого инструмента, как опричь в одной — крепкая татарская нагайка с свинцовым головком, в конце так не более яко в два фунта, а в другой — простой муравный [Муравный — покрытый глазурью, стекловидной оболочкой] горшок с жидким тестом. Ну-с, уселся я, а четверо человек тому коню морду поводьями в разные стороны тащат, чтобы он на которого-нибудь из них зубом не кинулся. А он, бес, видя, что на него ополчаемся, и ржет, и визжит, и потеет, и весь от злости трусится, сожрать меня хочет. Я это вижу и велю конюхам: «Тащите, — говорю, — скорее с него, мерзавца, узду долой». Те ушам не верят, что я им такое даю приказание, и глаза выпучили. Я говорю: «Что же вы стоите! или не слышите? Что я вам приказываю — вы то сейчас исполнять должны!» А они отвечают: «Что ты, Иван Северьяныч (меня в миру Иван Северьяныч, господин Флягин, звали): как, — говорят, — это можно, что ты велишь узду снять?» Я на них сердиться начал, потому что наблюдаю и чувствую в ногах, как конь от ярости бесится, и его хорошенько подавил в коленях, а им кричу: «Снимай!» Они было еще слово; но тут уже и я совсем рассвирепел да как заскриплю зубами — они сейчас в одно мгновение узду сдернули, да сами, кто куда видит, бросились бежать, а я ему в ту же минуту сейчас первое, чего он не ожидал, трах горшок об лоб: горшок разбил, а тесто ему и потекло и в глаза и в ноздри. Он испужался, думает: «Что это такое?» А я скорее схватил с головы картуз в левую руку и прямо им коню еще больше на глаза теста натираю, а нагайкой его по боку щелк… Он ек да вперед, а я его картузом по глазам тру, чтобы ему совсем зрение в глазах замутить, а нагайкой еще по другому боку… Да и пошел, да и пошел его парить. Не даю ему ни продохнуть, ни проглянуть, все ему своим картузом по морде тесто размазываю, слеплю, зубным скрежетом в трепет привожу, пугаю, а по бокам с обеих сторон нагайкой деру, чтобы понимал, что это не шутка… Он это понял и не стал на одном месте упорствовать, а ударился меня носить. Носил он меня, сердечный, носил, а я его порол да порол, так что чем он усерднее носится, тем и я для него еще ревностнее плетью стараюсь, и, наконец, оба мы от этой работы стали уставать: у меня плечо ломит и рука не поднимается, да и он, смотрю, уже перестал коситься и язык изо рта вон посунул. Ну, тут я вижу, что он пардону просит, поскорее с него сошел, протер ему глаза, взял за вихор и говорю: «Стой, собачье мясо, песья снедь!» да как дерну его книзу — он на колени передо мною и пал, и с той поры такой скромник сделался, что лучше требовать не надо: и садиться давался и ездил, но только скоро издох.

— Издох однако?

— Издох-с; гордая очень тварь был, поведением смирился, но характера своего, видно, не мог преодолеть. А господин Рарей меня тогда, об этом прослышав, к себе в службу приглашал.

— Что же, вы служили у него?

— Нет-с.

— Отчего же?

— Да как вам сказать! Первое дело, что я ведь был конэсер и больше к этой части привык — для выбора, а не для отъездки, а ему нужно было только для одного бешеного усмирительства, а второе, что это с его стороны, как я полагаю, была одна коварная хитрость.

— Какая же?

— Хотел у меня секрет взять.

— А вы бы ему продали?

— Да, я бы продал.

— Так за чем же дело стало?

— Так… он сам меня, должно быть, испугался.

— Расскажите, сделайте милость, что это еще за история?

— Никакой-с особенной истории не было, а только он говорит: «Открой мне, братец, твой секрет — я тебе большие деньги дам и к себе в конэсеры возьму». Но как я никогда не мог никого обманывать, то и отвечаю: «Какой же секрет? — это глупость». А он все с аглицкой, ученой точки берет и не поверил; говорит: «Ну, если ты не хочешь так, в своем виде, открыть, то давай с тобою вместе ром пить». После этого мы пили вдвоем с ним очень много рому, до того, что он раскраснелся и говорит, как умел: «Ну, теперь, мол, открывай, что ты с конем делал?» А я отвечаю: «Вот что…» — да глянул на него как можно пострашнее и зубами заскрипел, а как горшка с тестом на ту пору при себе не имел, то взял да для примеру стаканом на него размахнул, а он вдруг, это видя, как нырнет — и спустился под стол, да потом как шаркнет к двери, да и был таков, и негде его стало и искать. Так с тех пор мы с ним уже и не видались.

— Поэтому вы к нему и не поступили?

— Поэтому-с. Да и как же поступить, когда он с тех пор даже встретить меня опасался? А я бы очень к нему тогда хотел, потому что он мне, пока мы с ним на роме на этом состязались, очень понравился, но, верно, своего пути не обежишь, и надо было другому призванию следовать.

— А вы что же почитаете своим призванием?

— А не знаю, право, как вам сказать… Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес.

— А когда же вы в монастырь пошли?

— Это недавно-с, всего несколько лет после всей прошедшей моей жизни.

— И тоже призвание к этому почувствовали?

— М… н… н… не знаю, как это объяснить… впрочем, надо полагать, что имел-с.

— Почему же вы это так… как будто не наверное говорите?

— Да потому, что как же наверное сказать, когда я всей моей обширной протекшей жизненности даже обнять не могу?

— Это отчего?

— Оттого-с, что я многое даже не своею волею делал.

— А чьею же?

— По родительскому обещанию.

— И что же такое с вами происходило но родительскому обещанию?

— Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.

— Будто так?

— Именно так-с.

— Расскажите же нам, пожалуйста, вашу жизнь.

— Отчего же, что вспомню, то, извольте, могу рассказать, но только я иначе не могу-с, как с самого первоначала.

— Сделайте одолжение. Это тем интереснее будет.

— Ну уж не знаю-с, будет ли это сколько-нибудь интересно, а извольте слушать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Николай Лесков

Очарованный странник

Леди Макбет Мценского уезда. Очерк

«Первую песенку зардевшись спеть».

Глава первая

Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. К числу таких характеров принадлежит купеческая жена Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали звать ее леди Макбет Мценского уезда.

Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел всего двадцать четвертый год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы. Выдали ее замуж за нашего купца Измайлова с Тускари из Курской губернии, не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось. Дом Измайловых в нашем городе был не последний: торговали они крупчаткою, держали в уезде большую мельницу в аренде, имели доходный сад под городом и в городе дом хороший. Вообще купцы были зажиточные. Семья у них к тому же была совсем небольшая: свекор Борис Тимофеич Измайлов, человек уж лет под восемьдесят, давно вдовый; сын его Зиновий Борисыч, муж Катерины Львовны, человек тоже лет пятидесяти с лишком, да сама Катерина Львовна, и только всего. Детей у Катерины Львовны, пятой год, как она вышла за Зиновия Борисыча, не было. У Зиновия Борисыча не было детей и от первой жены, с которою он прожил лет двадцать, прежде чем овдовел и женился на Катерине Львовне. Думал он и надеялся, что даст ему Бог хоть от второго брака наследника купеческому имени и капиталу; но опять ему в этом и с Катериной Львовной не посчастливилось.

Бездетность эта очень много огорчала Зиновия Борисыча, и не то что одного Зиновия Борисыча, а и старика Бориса Тимофеича, да даже и самоё Катерину Львовну это очень печалило. Раз, что скука непомерная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури, и она рада бы, бог весть как рада бы она была понянчиться с деточкой; а другое – и попреки ей надоели: «Чего шла да зачем шла замуж; зачем завязала человеку судьбу, нербдица», словно и в самом деле она преступление какое сделала и перед мужем, и перед свекром, и перед всем их честным родом купеческим.

При всем довольстве и добре житье Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное. В гости она езжала мало, да и то если и поедет она с мужем по своему купечеству, так тоже не на радость. Народ все строгий: наблюдают, как она сядет, да как пройдет, как встанет; а у Катерины Львовны характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да покупаться бы в рубашке под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого.

Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку ссыпают, – опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется – опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться. Читать Катерина Львовна была не охотница, да и книг к тому ж, окромя киевского патерика, в доме их не было.

Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет ее жизни за неласковым мужем; но никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания.

Глава вторая

На шестую весну Катерины Львовниного замужества у Измайловых прорвало мельничную плотину. Работы на ту пору, как нарочно, на мельницу было завезено много, а прорва учинилась огромная: вода ушла под нижний лежень холостой скрыни, и захватить ее скорой рукой никак не удавалось. Согнал Зиновий Борисыч народу на мельницу с целой округи, и сам там сидел безотлучно; городские дела уж один старик правил, а Катерина Львовна маялась дома по целым дням одна-одинешенька. Сначала ей без мужа еще скучней было, а тут будто даже как и лучше показалось: свободнее ей одной стало. Сердце ее к нему никогда особенно не лежало, а без него по крайней мере одним командиром над ней стало меньше.

Сидела раз Катерина Львовна у себя на вышке под окошечком, зевала-зевала, ни о чем определенном не думая, да и стыдно ей, наконец, зевать стало. А на дворе погода такая чудесная: тепло, светло, весело, и сквозь зеленую деревянную решетку сада видно, как по деревьям с сучка на сучок перепархивают разные птички.

«Что это я в самом деле раззевалась? – подумала Катерина Львовна. – Сем-ну я хоть встану по двору погуляю или в сад пройдусь».

Накинула на себя Катерина Львовна старую штофную шубочку и вышла.

На дворе так светло и крепко дышится, а на галерее у амбаров такой хохот веселый стоит.

– Чего это вы так радуетесь? – спросила Катерина Львовна свекровых приказчиков.

– А вот, матушка Катерина Ильвовна, свинью живую вешали, – отвечал ей старый приказчик.

– Какую свинью?

– А вот свинью Аксинью, что родила сына Василья да не позвала нас на крестины, – смело и весело рассказывал молодец с дерзким красивым лицом, обрамленным черными как смоль кудрями и едва пробивающейся бородкой.

Из мучной кади, привешенной к весовому коромыслу, в эту минуту выглянула толстая рожа румяной кухарки Аксиньи.

– Черти, дьяволы гладкие, – ругалась кухарка, стараясь схватиться за железное коромысло и вылезть из раскачивающейся кади.

– Восемь пудов до обеда тянет, а пихтёрь сена съест, так и гирь недостанет, – опять объяснял красивый молодец и, повернув кадь, выбросил кухарку на сложенное в угле кульё.

Баба, шутливо ругаясь, начала оправляться.

– Ну-ка, а сколько во мне будет? – пошутила Катерина Львовна и, взявшись за веревки, стала на доску.

– Три пуда семь фунтов, – отвечал тот же красивый молодец Сергей, бросив гирь на весовую скайму. – Диковина!

– Чему ж ты дивуешься?

– Да что три пуда в вас потянуло, Катерина Ильвовна. Вас, я так рассуждаю, целый день на руках носить надо – и то не уморишься, а только за удовольствие это будешь для себя чувствовать.

– Что ж я, не человек, что ли? Небось тоже устанешь, – ответила, слегка краснея, отвыкшая от таких речей Катерина Львовна, чувствуя внезапный прилив желания разболтаться и наговориться словами веселыми и шутливыми.

– Ни боже мой! В Аравию счастливую занес бы, – отвечал ей Сергей на ее замечание.

– Не так ты, молодец, рассуждаешь, – говорил ссыпавший мужичок. – Что есть такое в нас тяжесть? Разве тело наше тянет? тело наше, милый человек, на весу ничего не значит: сила наша, сила тянет – не тело!

– Да, я в девках страсть сильна была, – сказала, опять не утерпев, Катерина Львовна. – Меня даже мужчина не всякий одолевал.

– А ну-с, позвольте ручку, если как это правда, – попросил красивый молодец.

Катерина Львовна смутилась, но протянула руку.

– Ой, пусти кольцо: больно! – вскрикнула Катерина Львовна, когда Сергей сжал в своей руке ее руку, и свободною рукою толкнула его в грудь.

Молодец выпустил хозяйкину руку и от ее толчка отлетел на два шага в сторону.

  • Рассказ очарованный странник краткое содержание
  • Рассказ первоклассника о рыбах
  • Рассказ паустовского барсучий нос читать полностью
  • Рассказ первоклассника о классе и школе
  • Рассказ паустовского бакенщик читать