Рассказ очень вредная крапива

Устраивает ли вас качество образовательных услуг в детском саду?

Уважаемые родители, является ли для Вас общение на сайте удобной формой сотрудничества?

Э.Шим. «Очень вредная крапива»

Э.Шим.  "Очень вредная крапива"

ОЧЕНЬ ВРЕДНАЯ КРАПИВА

Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.

Ух я разозлился!

Взял палку и давай крапиве макушки сшибать:

— Вот тебе!.. Вот тебе!..

— За что? — спрашивает бабушка.

— А за то, что вредная!

Смеётся бабушка.

— Да разве, — говорит, — она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.

— И крапиве?

— И крапиве.

— Я не буду кланяться да спасибо говорить!

— И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать — не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю — тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!

— Почему я обрадуюсь?

— Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?

— А каких?

Беседа по содержанию

-Что случилось с руками, ногами.

-Что он стал делать с крапивой

-Кто пришел к мальчику

-Что сказала бабушка

Для кого нужна крапива

-Как она назвала внука?

-Почему он обрадуется весенней крапиве.

Администраторы сайта

  • Ракитина Вера Владимировна

  • Старший воспитатель

    Фирсова Наталья Александровна

  • Сморчкова Антонина Тихоновна

  • Чаплина Татьяна Юрьевна

Руководители

  • Чаплина Татьяна Юрьевна

Воспитатели

  • Тимашова Александра Владимировна

  • Карих Ольга Михайловна

  • Мукосеева Надежда Игоревна

  • Шайкина Евгения Александровна

  • Кондратьева Светлана Юрьевна

  • Лукьянова Елена

  • Шишкова Мария Николаевна

  • Шахова Альбина

  • Лемешко Ирина Александровна

  • Сморчкова Антонина Тихоновна

  • Пригородова Ирина Николаевна

  • Крылкова Алла Владимировна

Педагоги

  • Бойко Ольга Владимировна

  • Шурупова Людмила Владимировна

  • Пылева Елена Владимировна

  • Сохнышева Юлия Васильевна

  • Денисова Вера Борисовна

  • Баранова Елена Ивановна

  • Новикова Надежда Ивановна

Садовник дядя Гриша даже сделал ловушку из фонаря. Есть такие ночные бабочки, которые портят смородину. И дядя Гриша их ловит, зажигая в саду фонарь.

Под фонарём поставлено корытце с водой. Бабочки стукаются о стекло и падают в воду.

А сегодня вышел я на улицу и увидел, какая на небе громадная, белая, снежная луна. Прямо-таки лунища!

Кажется, все ночные бабочки должны полететь на её свет. Не зажжёшь фонаря сильней!

Но луна почему-то не притягивает бабочек.

Может, слишком холодный от неё свет? Мёртвый?

Сияет луна над деревней, огромная-преогромная.

А в саду едва теплится фонарик. И бабочки летят только к нему.

Стукаются о стекло.

Падают в воду.

Сказки, найденные в траве - IMG_1849_.jpg

ЖАРКО В ВОДЕ

Солнце прогрело воду в речной заводи.

Насквозь просвечена тёплая вода. Играют в ней солнечные зайчики. Сверкают на дне осколки раковин.

Лежат на воде листья кувшинок.

Не шелохнутся.

Смотри-ка, смотри! Под этими листьями неподвижно стоят рыбёшки — плотвички и верхоплавки.

Спрятались от солнца так же, как мы прячемся в тень под деревьями.

— Эй, неужели и вам жарко?

— И нам жарко!

Сказки, найденные в траве - IMG_1850_.jpg

ОЧЕНЬ ВРЕДНАЯ КРАПИВА

Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.

Ух я разозлился!

Взял палку и давай крапиве макушки сшибать:

— Вот тебе!.. Вот тебе!..

— За что? — спрашивает бабушка.

— А за то, что вредная!

Смеётся бабушка.

— Да разве, — говорит, — она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.

— И крапиве?

— И крапиве.

— Я не буду кланяться да спасибо говорить!

— И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать — не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю — тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!

— Почему я обрадуюсь?

— Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?

— А каких?

— Пальчики оближешь!

Сказки, найденные в траве - IMG_1851_.jpg

РЕБЯТА И ЖЕРЕБЯТА

В наш сельский магазин чаше всего ребятишки бегают. Потому что матерям и отцам некогда — они на работе.

В магазине очередь из мальчишек и девчонок.

И перед магазином, у крыльца, тоже место не пустует. Детские коляски стоят.

Собаки сидят, большие и малые, ждут своих хозяев.

А бывает, увидишь перед магазинным крыльцом телёнка. Или жеребёнка с курчавым хвостом.

— Тоже хозяев дожидаетесь?

— Ага!

Выйдет хозяин потрусят за ним следом, как привязанные…

Наши ребята помогают ухаживать на ферме за телятами, за жеребятами. Иногда такая дружба завяжется между воспитателем и воспитанником — водой не разольёшь!

Даже в магазин вместе ходят.

— Жеребёнок, что же ты будешь делать, когда твой хозяин в школу поступит?

— Ого-го! Я ведь уже вырасту! Тоже на работу поступлю!

Сказки, найденные в траве - IMG_1852_.jpg

КАК МОРКОВКУ ПОЛОТЬ

Уморились мы с бабушкой: пропалывали грядку морковки.

Зелёные пёрышки у морковки слабенькие, хрупкие. Запутались в сорняках. И надо тихонечко выдёргивать эти сорняки, чтоб морковку не задеть.

Ох, работа!.. Замучишься.

А теперь представьте-ка не грядку с морковкой, а целое поле. Такое, как в нашем колхозе!

Рук не хватит его прополоть. Терпенья не хватит.

Но его всё-таки пропололи. Один человек справился. За один день.

Приехал дядя Вася на своём тракторе. И обрызгал морковку дождиком из железной трубы.

Да не простым дождиком, а керосиновым.

— Ай, погибнет морковка!

— Нет, не погибнет. Это сорняки от керосина чахнут. А морковка жива-здорова.

Вправду: привяли сорняки, скукожились. Только морковкины зелёные перья торчат над полем. Веселёхоньки!

— Может, керосиновый запах у морковки останется?

— Нет. И запах выветрится.

Вот секрет так секрет!

Побегу скорей, бабушке расскажу.

Сказки, найденные в траве - IMG_1853_.jpg

ЛИВЕНЬ

Не было дождей, не было, и вдруг ливень накатил. Да ещё какой!

Сплошной стеною вода. Соседних домов не видать.

И шум, как будто тысячи людей в ладоши хлопают!

Бьют струи по дороге, месят землю, стреляют грязными брызгами. Несутся ручьи коричневые…

Размыло дорогу: где канаву прогрызло, где яму провертело, где песку нанесло…

Но под деревьями ливень слабей. Его удары принимают на себя листья и ветки.

Но в траве не стреляют грязные брызги.

Трава держит корешками землю, не даёт её размывать и уносить.

Пронёсся ливень.

Дорога изрыта. На неё смотреть страшно — грязь по колено.

А под деревьями уже нет воды, и трава приподнимается, отряхивается.

Только зеленей и чище сделалась.

Победили грозный ливень маленькие листочки, тоненькие травинки.

Сказки, найденные в траве - IMG_1854_.jpg

СКОЛЬКО ЖИВЕТ ПЧЕЛА

Лежу в траве. Прямо передо мной — лохматые шапочки одуванчиков.

А на них садятся пчёлы.

Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.

— Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?

— Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю — цветочную пыльцу.

Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но всё-таки тащит полные свои корзиночки, старается…

Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?

А теперь не боюсь.

Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.

— Правда ведь, пчела?

— Не трону… Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная…

— Нет, ты живи! Долго живи!

— Не дано мне долгой-то жизни… Вот сёстры мои, которые осенью родятся, до будущей весны доживут.

— А ты?

— А я летом родилась. Работаю много. Видишь — крылышки обтрепались, шёрстка повытерлась.

— И сколько же тебе жизни отпущено?

— Чуть побольше месяца. Всего-навсего!

Сказки, найденные в траве - IMG_1855_.jpg

БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

— Что ж ты, Саня… Маленькая Варя больше тебя набрала!

— Ещё бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

— Что ж ты, Саня… — говорит бабушка. — Маленькая-то больше набрала!

— Ещё бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет…

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки — меньше.

Встречается бабушка.

— Что ж ты, — говорит, — Саня? Малина-то высоко растёт!

— Высоко, — соглашается Санька.

— Дак тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

— Ещё бы! — отвечает Санька. — Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!

Сказки, найденные в траве - IMG_1856_.jpg

КТО САЖАЕТ ПОДСОЛНУХИ

Прямо под окнами нашего дома подсолнухи цветут. Высокие-высокие! И головы у них будто в новеньких соломенных шляпах.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Пересказ рассказа Э. Шима

«Очень вредная крапива»

                                               Выполнила: воспитатель Шпилевая С.Д.
Цель. Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать  тексты, правильно строить предложения.

Задачи:

1) Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Побуждать объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными, в подборе синонимов и антонимов. Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.

2) Воспитывать познавательный интерес

3) Совершенствовать двигательную активность

4) Формировать умение выслушивать ответы детей, дополнять их

Методы и приемы:— практические: игровая ситуация, физ. минутка

наглядные: демонстрационный материал

— словесные: беседа, вопросы, объяснения

1. Организационный момент.

Ребята отгадайте загадку и вы узнаете про что сегодня мы будем говорить

У забора, где дрова-

Летом выросла трава.

В руки ту траву возьмёшь-

Больно кожу обожжёшь!

То – не чудо и не диво,

А обычная….(Крапива.)

       Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива)

      Растёт под забором.

До чего же злючий норов,

А пожаловала в щи —

До чего же хороши!

(Крапива.)

Правильно это крапива 

Поиграем в игру «Кто больше назовет» слов к слову крапива – какая(красивая, зеленая, жгучая, лекарственная, полезная, колкая,витаминная, высокая, и т. д.) Молодцы

   2. Сообщение темы. Мы сегодня познакомимся с новым прозведением. Это рассказ «Очень вредная крапива». Написал этот рассказ Эдуард Юрьевич Шим — показ портрета писателя.

Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия – Шмидт) писатель, драматург, сценарист родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Умер 13 марта 2006г. Во время войны был эвакуирован в Костромскую область, вырос в детском доме. С 16 лет Эдуард Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки- столяр и садовод, токарь и шофер». Э. Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Писал преимущественно для детей о природе. Он любил изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъём и верят в добро.

    3. Основная часть. Чтение рассказа ЭШима«Очень вредная крапива»

Чтение рассказа с установкой на запоминание: «Послушайте внимательно, будем пересказывать рассказ

        Чтение рассказа:

                                         Очень вредная крапива

                Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.

Ух я разозлился! Взял палку и давай крапиве макушки сшибать.

— Вот тебе. Вот тебе.

— За что? – спрашивает бабушка.

— А за то, что вредная!

Смеётся бабушка.

— Да разве, говорит, — она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.

— И крапиве?

— И крапиве.

— Я не буду кланяться, да спасибо говорить!

— И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать – не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю – тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!

— Почему я обрадуюсь?

— Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?

— А каких?

— Пальчики оближешь!

     Ребята встретились ли вам в этом тексте не понятные слова по значению?

— «макушки сшибать» — бить по самой верхней части растения.

— «Обстрекала» -колоть, обжигать.

     3. Беседа по содержанию рассказа.

• Как называется рассказ?

  • Кто написал рассказ?

• Что собирать полез мальчик?

• Что ему обтрескало ноги?

• Что стал делать мальчик с крапивой?

• Кто пришел к мальчику?

• Что бабушка сказала?

• Для кого нужна крапива?

• Почему и мальчик обрадуется ранней весной крапиве?

      -Ребята, так о чем же этот рассказ? (О крапиве и её пользе)

-В чём главный смысл этого рассказа? 

Главный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.

    Физкультминутка «Во дворе растёт подсолнух»

     Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

 4. Составление мнемотаблицы

   Мы будем  пересказывать этот рассказ, а чтобы вам было легче, составим мнемотаблицу.

    Мнемотаблица – это схема с маленькими картинками, в которых заложена основная информация.

     • Зеленая крапива

• Мальчик рвет малину

• Он обжег руки и ноги

• Сшибает верхушки крапивы

• Разговор с бабушкой

• Чем полезна крапива

      5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

6. Пересказ рассказа детьми.

Пересказ рассказа детьми по цепочке, затем повторный пересказ детьми (вначале пересказывает более сильный ребенок, а потом остальные)

7.Работа над пословицей:

Скажите, а как вы понимаете эту пословицу «Жгуча крапива родится, да во щах уварится».

Ребята, в природе нет ничего лишнего

– И вредные осы, и

прожорливые мыши – все они для чего-то нужны. И если исчезает какой-либо вид

животных, например, зайцы, в природе нарушается равновесие».

8. Итог занятия.

— Что вы делали на занятии?

-Ребята, так о чем же этот рассказ? (О крапиве и её пользе)

-В чём главный смысл этого рассказа? 

Главный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.

— Кто написал этот рассказ?

— Чей пересказ вам понравился больше всего?

(Поблагодарить детей за занятие. Отметить лучших рассказчиков).

качаются животы раздутые.

У калиток хозяйки стоят с кусками хлеба. Зовут своих коров:

— Зорька, Зорька!..

— Полянка, Полянка!..

Отвечают коровы издали:

— Му-у-у-умм…

Каждая корова откликается своей хозяйке. Так и чудится, будто говорит: «М-м-молока мно-ого!..»

Наша коза Матрёна тоже умеет отзываться на хозяйкин голос.

Гоню Матрёну по улице, а у калитки ждёт бабушка с кусочком хлеба.

— Матрёша, зовёт, — Матрёшенька!..

— Ме е-е!.. — отвечает Матрёна. — Я домой пришла, молока принесла…

Сказки, найденные в траве. Иллюстрация № 47

КАК РАСПУСКАЕТСЯ МАК?

Вот так распускается мак.

Рано утром среди седых, вырезных листьев на мохнатом стебле качается большой зелёный бутон. Тоже весь мохнатый, в капельках росы.

И вдруг ты видишь, что бутон лопнул. Сию минуту. Зелёные створки раздвигаются, проглянула между ними розовая полоска.

Она делается шире, шире…

Щёлк!

Зелёные створки опали на землю.

Всё это происходит на твоих глазах!

И уже не зелёный бутон качается на стебле, а будто комочек розовой папиросной бумаги. Смятый комочек.

Но вот комочек начинает оживать, пухнуть, расправлять складки. Разглаживаются лепестки, выгибаются… Краснеют. Наливаются жаром.

И вот уже огненная чаша раскрылась на стебле. Внутри неё лежит чёрный уголёк.

Сияет огненная чаша. Боишься её тронуть — пальцы обожжёт!

А однажды вечером, опять на твоих глазах, — щёлк! — отвалился один лепесток, ещё один, ещё…

Лежат на земле. Темнеют. Остывают.

Вот так гаснет мак. Не отцветает, не увядает, не поникает. Просто гаснет.

Сказки, найденные в траве. Иллюстрация № 48

БОЛЬШАЯ ЛУНА

Когда стемнеет, выйдешь с фонариком на улицу, и сразу вокруг тебя закружатся ночные бабочки.

Свет их притягивает.

Можно целый час держать над головой фонарик, и целый час кругом тебя будет вертеться карусель из сереньких крылышек.

Садовник дядя Гриша даже сделал ловушку из фонаря. Есть такие ночные бабочки, которые портят смородину. И дядя Гриша их ловит, зажигая в саду фонарь.

Под фонарём поставлено корытце с водой. Бабочки стукаются о стекло и падают в воду.

А сегодня вышел я на улицу и увидел, какая на небе громадная, белая, снежная луна. Прямо-таки лунища!

Кажется, все ночные бабочки должны полететь на её свет. Не зажжёшь фонаря сильней!

Но луна почему-то не притягивает бабочек.

Может, слишком холодный от неё свет? Мёртвый?

Сияет луна над деревней, огромная-преогромная.

А в саду едва теплится фонарик. И бабочки летят только к нему.

Стукаются о стекло.

Падают в воду.

Сказки, найденные в траве. Иллюстрация № 49

ЖАРКО В ВОДЕ

Солнце прогрело воду в речной заводи.

Насквозь просвечена тёплая вода. Играют в ней солнечные зайчики. Сверкают на дне осколки раковин.

Лежат на воде листья кувшинок.

Не шелохнутся.

Смотри-ка, смотри! Под этими листьями неподвижно стоят рыбёшки — плотвички и верхоплавки.

Спрятались от солнца так же, как мы прячемся в тень под деревьями.

— Эй, неужели и вам жарко?

— И нам жарко!

Сказки, найденные в траве. Иллюстрация № 50

ОЧЕНЬ ВРЕДНАЯ КРАПИВА

Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.

Ух я разозлился!

Взял палку и давай крапиве макушки сшибать:

— Вот тебе!.. Вот тебе!..

— За что? — спрашивает бабушка.

— А за то, что вредная!

Смеётся бабушка.

— Да разве, — говорит, — она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.

— И крапиве?

— И крапиве.

— Я не буду кланяться да спасибо говорить!

— И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать — не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю — тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!

— Почему я обрадуюсь?

— Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?

— А каких?

— Пальчики оближешь!

Сказки, найденные в траве. Иллюстрация № 51

РЕБЯТА И ЖЕРЕБЯТА

В наш сельский магазин чаше всего ребятишки бегают. Потому что матерям и отцам некогда — они на работе.

В магазине очередь из мальчишек и девчонок.

И перед магазином, у крыльца, тоже место не пустует. Детские коляски стоят.

Собаки сидят, большие и малые, ждут своих хозяев.

А бывает, увидишь перед магазинным крыльцом телёнка. Или жеребёнка с курчавым хвостом.

— Тоже хозяев дожидаетесь?

— Ага!

Выйдет хозяин потрусят за ним следом, как привязанные…

Наши ребята помогают ухаживать на ферме за телятами, за жеребятами. Иногда такая дружба завяжется между воспитателем и воспитанником — водой не разольёшь!

Даже в магазин вместе ходят.

— Жеребёнок, что же ты будешь делать, когда твой хозяин в школу поступит?

— Ого-го! Я ведь уже вырасту! Тоже на работу поступлю!

Сказки, найденные в траве. Иллюстрация № 52

КАК МОРКОВКУ ПОЛОТЬ

Уморились мы с бабушкой: пропалывали грядку морковки.

Зелёные пёрышки у морковки слабенькие, хрупкие. Запутались в сорняках. И надо тихонечко выдёргивать эти сорняки, чтоб морковку не задеть.

Ох, работа!.. Замучишься.

А теперь представьте-ка не грядку с морковкой, а целое поле. Такое, как в нашем колхозе!

Рук не хватит его прополоть. Терпенья не хватит.

Но его всё-таки пропололи. Один человек справился. За один день.

Приехал дядя Вася на своём тракторе. И обрызгал морковку дождиком из железной трубы.

Да не простым дождиком, а керосиновым.

— Ай, погибнет морковка!

— Нет, не погибнет. Это сорняки от керосина чахнут. А морковка жива-здорова.

Вправду: привяли сорняки, скукожились. Только морковкины зелёные перья торчат над полем. Веселёхоньки!

— Может, керосиновый запах у морковки останется?

— Нет. И запах выветрится.

Вот секрет так секрет!

Побегу скорей, бабушке расскажу.

Сказки, найденные в траве. Иллюстрация № 53

ЛИВЕНЬ

Не было дождей, не было, и вдруг ливень накатил. Да ещё какой!

Сплошной стеною

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №124» комбинированного вида.

Конспект образовательной деятельности в старше – подготовительной группе комбинированной направленности по развитию речи.

«Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Уставщикова Е.В.

г. Дзержинск. Май 2020 г.

Тема: Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Форма проведения: сюжетное занятие.

Цель: Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения.

Задачи:

Образовательные:

— Формировать у детей умение пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей (6-7лет);

— Формировать умение подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим со сходным значением (например: обстрекала – обожгла).

Развивающие:

— Развивать умение понимать эмоционально-образное содержание произведения.

— Развивать умение выслушивать ответы детей, дополнять их.

Воспитательные:

— Воспитывать познавательный интерес, любовь к природе.

Коррекционные задачи:

— Развитие понимания устной речи, умения вслушиваться в обращенную речь воспитателя;

— Развитие связной речи детей путём составления словосочетаний и предложений по схеме: что? какая? что делает? (крапива жгучая, крапива зеленая, крапива растет и т.д.)

— Расширение словарного запаса детей за счет новых слов: крапива, жгучая, полезная.

Диф./подход:

с/ф: дети пересказывают текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.

с/с: дети пересказывают текст последовательно, без существенных пропусков и повторений, с опорой на вопросы.

Способы активизации детской деятельности: игровая ситуация, наглядность, беседа, вопросы, физкультминутка. Создание ситуации успеха (диф/подход, похвала, подбадривание).

Материал: сундучок и письмо от «почтальона Печкина», иллюстрации к рассказу Э.Шима «Очень вредная крапива», картинка с изображением растения крапивы, карточки со словами (для детей с нарушенным слухом).

Предварительная работа: наблюдение за крапивой, растущей на территории детского сада, индивидуальные пояснения и беседы с детьми с нарушенным слухом.

Часть ОД

Задачи

Содержание

Деятельность детей

Примечания

Хронометраж

Вводно-мотивационная

Создание мотивации, интереса к занятию.

— Ребята, посмотрите, у меня на столе какой-то сундучок. Интересно, чей же это сундучок, кто его оставил? Ребята, вы не знаете? Письмо рядышком лежит. Написано: «Ребятам группы «Солнышко» — Давайте прочтем его?

(читает письмо).

— «Добрый день ребята! Пишет вам почтальон Печкин. Растет у меня в огороде трава – огонь, попробуй тронь! А вы знаете, что это за «вредная» травка? Вот вам подсказка:

Расту в оврагах, на лугу

Если тронешь — обожгу.

Горда, неприхотлива

Зелёная… (Крапива)

Отгадка в моем сундучке!»

Дети соглашаются прочитать письмо.

-Крапива!

Дети стоят рядом с воспитателем полукругом.

На столе — сундучок, а рядом – письмо.

В сундучке находится картинка (фотография) с изображением крапивы, табличка со словом «крапива»

2 мин.

Организационная.

Дид/игра «Кто больше назовет слов?»

Сообщение темы

(нар.сл) Развитие связной речи детей путём составления словосочетаний и предложений по схеме: что? какая? что делает?(сопряженно и отраженно)

Формировать умение подбирать к существительному несколько прилагательных.

Знакомство с писателем, сообщение названия произведения.

-Ребята, давайте проверим, правильно ли мы догадались!

(Приглашает ребенка с нарушенным слухом к сундучку)

— Что это?

— Крапива…(зеленая, жгучая)

— Растет…(на лугу)

-Ребята, кто еще скажет, какая крапива?

(Проводится дид/игра «Кто больше назовет слов?»)

— Молодцы, ребята, а почтальон Печкин считает, что она вредная! А вы как думаете?

— Ну что ж, правы вы или нет, мы сейчас с вами узнаем. Рассаживайтесь по удобней и внимательно слушайте.

Мы сегодня познакомимся с новым произведением.

Послушайте рассказ «Очень вредная крапива» Э. Ю. Шима 

( показ портрета писателя).

-Писатель Эдуард Юрьевич Шим хороший рассказчик, любитель природы. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов.

Ребенок достает из сундучка картинку

Читает табличку со словом «крапива»,

отвечает на вопросы.

Дети подбирают прилагательные к слову «крапива»

Рассуждения детей

Дети рассаживаются на стульчики полукругом.

6 мин.

Основная.

Чтение рассказа .

Беседа по содержанию рассказа.

Развивать умение понимать эмоционально-образное содержание произведения.

Развивать умение выслушивать ответы детей, дополнять их.

Формировать умение заменять слово другим со сходным значением;

Воспитывать познавательный интерес, любовь к природе.

(Текст рассказа см. в приложении)

После прочтения рассказа воспитатель обращается к детям с вопросами:

— Как называется рассказ?

-Что полез собирать мальчик?

-Что стал делать мальчик с крапивой?

— Кто пришел к мальчику?

— Что бабушка сказала?

-Как она назвала внука?

-Почему он обрадуется весенней крапиве.

— Для кого нужна крапива?

Словарная работа:

-Что значит обстрекала?

-Что такое макушка?

-Что значит радехоньки?

-Как вы понимаете выражение «Пальчики оближешь»?

— Действительно, крапива богата витаминами, поэтому ее любят домашние животные , употребляют в пищу и люди. Кроме щей из крапивы готовят крапивное пюре с яйцом, салаты. Отваром полощут горло, используют для укрепления волос. Настой из корней помогает при кашле и болях в желудке.

-Что теперь вы скажете о крапиве?

-Ребята, в природе нет ничего лишнего.

И вредные осы, и прожорливые мыши – все они для чего-то нужны. И если исчезает какой-либо вид животных, например, волки, в природе нарушается равновесие».

Высказывания детей.

— Крапива – полезное, лекарственное растение.

8 мин.

Физкультминутка  «Во дворе растёт подсолнух»

снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд.

— А сейчас немного отдохнем!

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу.

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже.

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот.

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом физкультминутки.

Садятся на стульчики.

4 мин.

Повторное чтение

Пересказ детьми

Формировать у детей умение пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей

— Я предлагаю написать почтальону Печкину письмо, где мы расскажем, какая на самом деле крапива!

— Вы согласны?

-Кто мне поможет?

(воспитатель еще раз читает рассказ с установкой на пересказ, затем «записывает» рассказы детей).

Дети «по цепочке» пересказывают рассказ.

8 мин.

Итоговая. Рефлексия

Подвести итоги, обсудить то, что узнали, и то, как работали.

Формировать умение проводить самооценку и взаимооценку.

— Письмо готово к отправлению.

— Как вы думаете, почтальон Печкин изменит свое мнение о крапиве?

— А кто написал этот рассказ ?

-Чей пересказ вам понравился больше всего?

— А что нового, удивительного вы узнали об этой травке?

— Как вы думайте, где эти знания вы можете применить?

— Молодцы, ребята!

Ответы детей.

2 мин.

30 мин.

Образовательная
деятельность по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Э. Шима
«Очень вредная крапива»

Цель. Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать
несложные тексты
, правильно строить предложения

Задачи:

1)
Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и
повторений, выразительно передавая речь персонажей. Побуждать объяснять
значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки
(уменьшительно-ласкательными и увеличительными, в подборе синонимов и
антонимов. Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное
содержание произведения.

2)
Воспитывать познавательный интерес

3)
Совершенствовать двигательную активность

4)
Формировать умение выслушивать ответы детей, дополнять их

Методы
и приемы
:— практические: игровая ситуация, физ. минутка

наглядные:
демонстрационный материал

— словесные:
беседа, вопросы, объяснения

Ход
образовательной деятельности

1. Отгадайте загадку и ты узнаешь про что сегодня мы
будем говорить

Растёт
под забором.

До
чего же злючий норов,

А
пожаловала в щи —

До
чего же хороши!

(Крапива.)

Поиграем в игру «Кто больше назовет» слов к
слову крапива – какая? (зеленая, жгучая, лекарственная, полезная,
колкая и т. д.)

2. Мы сегодня познакомимся с новым прозведением.

Рассказ «Очень
вредная крапива
»
, написал этот рассказ Эдуард Юрьевич Шима
— показ портрета писателя.

Писатель Шим — хороший рассказчик, у него
чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются
героями его рассказов.

https://fs01.infourok.ru/images/doc/97/115226/img6.jpg

3. рассказ Э. Шима. «Очень вредная
крапива
»

https://img.labirint.ru/rcimg/0e54ac5de53c2790b3112ca56dafc582/1920x1080/comments_pic/1842/origin_4_d5acd18413784045d8a2bcb9d4feb998.jpg?1539673724

3.
Беседа по содержанию рассказа.


Как называется рассказ?


Что собирать полез мальчик?


Что ему обтрескало руки?


Что стал делать мальчик с крапивой?


Кто пришел к мальчику?


Что бабушка сказала?


Для кого нужна крапива?

• Почему и мальчик обрадуется ранней весной крапиве?

Физкультминутка «Во
дворе растёт подсолнух»

Во
дворе растёт подсолнух,

Утром
тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом
с ним второй, похожий,

К
солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки
вверх.)

Вертим
ручками по кругу.

Не
задень случайно друга!

Несколько
кругов вперёд,

А
потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули
мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Сегодня мы будем учится пересказывать этот рассказ,
а чтобы тебе было легче, составим мнемотаблицу.

4. Составление мнемотаблицы


Зеленая крапива


Мальчик рвет малину


Он обжег руки и ноги


Сшибает верхушки крапивы


Разговор с бабушкой


Чем полезна крапива

5.
Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

6. Пересказ рассказа ребенком.

7. Итог занятия.

— Что мы делали на занятии?

— А кто написал этот рассказ?

— Что в рассказе тебе понравился больше всего?

Молодец!

  • Рассказ паустовского жильцы старого дома читать
  • Рассказ очевидца обороны севастополя в форме письма с фронта
  • Рассказ первый гонорар андреева
  • Рассказ паустовского жильцы старого дома распечатать
  • Рассказ очарованный странник читать