Официально-деловой стиль речи — это разновидность русского литературного языка, которая используется в оформлении документов с использованием стандартных выражений.
Выясним, что такое официально-деловой стиль речи в русском языке, если определим его сферу и цель употребления, характерные признаки, языковые средства и жанры. Приведем примеры текстов, написанных в официально-деловом стиле.
Что такое официально-деловой стиль речи?
Официально-деловой стиль является одной из разновидностей книжных стилей русского языка. Он принадлежит сфере деловых отношений между государствами, учреждениями и гражданами. В официально-деловом стиле речи оформляется международная, государственная и служебная документация. Этот стиль используется в переписке учреждений с гражданами и граждан с учреждениями.
Вот какое определение о том, что такое официально-деловой стиль речи приводит Википедия.
Определение
Официа́льно-делово́й стиль — функциональный стиль речи, средство письменного общения в сфере деловых отношений: в сфере правовых отношений и управления. Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность. Подстили: законодательный (используется в сфере управления государством, проявляется волюнтивность функции); административно-канцелярский (ведение личных деловых бумаг, документов учреждения, подчёркивает характер административных отношений — кредиты, авансы); дипломатический подстиль (на международном уровне, отношения между правительством и дипломатами).
Исследуемая разновидность литературного языка используется преимущественно в письменной форме. Основная цель этого стиля — информация.
Задача официально-делового стиля
Проинформировать, дать чёткие указания, инструктировать, узаконить отношения между государством и гражданами.
Понаблюдаем, как реализуется эта задача в инструкции по охране труда.
Работник должен:
- соблюдать требования по охране труда, Правила внутреннего трудового распорядка государственного учреждения;
- использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- немедленно сообщать руководителю работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работающих и окружающих, нарушении правил по охране труда, аварии, несчастном случае.
Обычная форма реализации официально-делового стиля — это монолог. Рассмотрим специфичные признаки, стилевые черты, отличающие его от других книжных стилей речи.
Сфера использования | Законодательство, делопроизводство |
Основная цель речи | Сообщение, констатация факта, установление административно-правовых отношений |
Характерные черты стиля | Точность, стандартизованность, отсутствие средств выразительности |
Жанры | Законодательные документы (конституция, указ, кодекс), деловые бумаги (приказ, протокол, договор, справка и т.п.) |
Языковые средства | Официальная и канцелярская лексика, фразеология, использование аббревиатур; преобладание существительных над глаголами, стандартные обороты, страдательные конструкции, неопределённо-личные и безличные предложения |
Типы речи | Рассуждение |
Стилевые черты
При составлении любого документа неприемлема двусмысленность или неясность формулировок. Официально-деловой стиль требует предельной ясности выражений и их точности, которая исключает разное толкование текста. Беспристрастное, непредвзятое изложение исключает личностное отношение составителя документа. С этих позиций язык документов имеет специфичные стилевые черты:
- чёткость
- строгость
- бесстрастность
- клиширование
Жанры официально-делового стиля
Деловые отношение на международном и государственном уровне, между гражданами и учреждениями реализуются в виде следующих жанров документации:
- закон
- указ
- устав
- приказ
- инструкция
- договор
- протокол
- соглашение
- доверенность
- расписка
- справка
- деловое письмо
и т. д.
Многие из документов имеют обязательную форму со стандартным расположением текста.
Пример официально-делового стиля речи
Доверенность
Я, Гришина Анна Петровна, проживающая по адресу г. Калининград, ул. Полевая, д.15, кв.4, доверяю своему мужу, Гришину Алексею Сергеевичу, получить в кассе морского порта причитающуюся мне заработную плату за октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года.
При получении заработной платы расписаться и выполнить действия, связанные с данным поручением.
Дата 20.10.2021 г. | А. П. Гришина |
(подпись) |
Языковые средства официально-делового стиля
В официально-деловом стиле используется предварительный отбор языковых средств.
Язык документов базируется на употреблении нейтральной лексики с преимущественным использованием слов в прямом значении. Отметим, что экспрессивные слова обычно не используются в тексте.
Официально-деловой стиль сформировался в течение длительного времени и приобрел устойчивость и некоторую консервативность. В текстах документов широко используются стандартные обороты речи — клише.
Определение
Клише — это готовые обороты, стандартные выражения, речевые стереотипы, которые не применяются в живой речи.
Клише является органичной составляющей языковых средств официально-делового стиля речи. Приведем примеры стандартных выражений, востребованных в нём:
- квалифицированная помощь;
- встреча на высшем уровне;
- гарантия высокого качества;
- максимальный эффект;
- комплекс услуг;
- ведущий производитель;
- всестороннее содействие;
- значительные результаты и пр.
Несмотря на довольно обширное многообразие жанров официально-делового стиля, для документов характерны следующие отличительные общие признаки в использовании языковых средств:
- терминология (административная, юридическая, дипломатическая);
- канцелярская лексика и фразеология;
- сложносокращенные слова и аббревиатуры;
- отглагольные существительных (исполнение, постановление, содержание);
- слова со значением долженствования (нужно, необходимо, обязан, должен, следует и пр.);
- отыменные предлоги (в связи с, в соответствии с, по причине, на основании, за счёт) и составные союзы (в связи с тем, в силу того, ввиду того что);
- устойчивые сочетания (таким образом что…, на том основании, что…, с тем условием, что…, по той причине… и пр.).
В построении предложений в текстах официально-делового стиля отметим
- прямой порядок слов;
- безличные и неопределенно-личные предложения;
- номинативные предложения с перечислением;
- преимущество сложных предложений;
- повествовательный тип речи.
Пример официально-делового стиля
Д О Г О В О Р
На условиях правил добровольного страхования от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу стороны заключили настоящий договор на основании заявления страхователя о нижеследующем:
1. объектом страхования является имущественные интересы застрахованного лица, связанные с причинением вреда жизни или здоровью застрахованного лица в период пребывания за границей.
2. Выгодоприобретатель — медицинское учреждение, оказавшее медицинскую помощь (услуги, работы, товары) застрахованному лицу, или лицо, которое произвело оплату медицинской или иной помощи (услуг, работ, товаров), оказанной застрахованному лицу в связи с наступлением страхового случая в соответствии с заключенным договором страхования.
Видео «Официально-деловой стиль (11 класс)»
В литературном языке выделяют 5 функциональных стилей речи: официально-деловой стиль речи, публицистический, научный, художественный и разговорный.
В этой статье представлен подробный разбор официально-делового стиля речи.
Вы узнаете:
- что такое официально-деловой стиль речи;
- функции, задача, сферы применения данного стиля речи;
- подстили;
- жанры официально-делового стиля речи;
- виды документов;
- примеры текстов, написанных в официально-деловом стиле речи.
Ознакомиться с 4-мя другими стилями речи вы можете в следующих статьях:
- “Особенности, характерные черты, жанры и примеры научного стиля речи.”
- “Основные признаки, характерные черты, жанры и примеры разговорного стиля речи.”
- “Характерные особенности, черты и основные жанры публицистического стиля речи.”
- “Жанры, отличительные черты и признаки художественного стиля речи (описание и примеры).”
Что такое официально-деловой стиль речи: функция, задачи и сфера применения
Официально-деловой стиль речи – это функциональный стиль современного русского литературного языка, который используется для оформления различных документов, нормативно-правовых актов, а также при официальном общении между гражданами, организациями и социальными группами.
Официально-деловой стиль характеризуется наличием специальных деловых стандартов, на основании которых и составляются документы: заявления, деловые письма, протоколы, отчеты, справки, доверенности, договоры и пр.
Официально-деловой стиль речи выполняет информативную и воздействующую функции, которые заключается в том, чтобы сообщать, например, о положении дел, констатировать факты или давать предписания для выполнения определенных действий.
Данный стиль речи применяется в дипломатической, административной и правовой сфере. Является языком дипломатии и закона.
В основном, официально-деловой стиль используется в письменной форме. Задача текстов данного стиля состоит в том, чтобы максимально точно, стилистически нейтрально и однозначно передать необходимую правовую, служебную, административную информацию, которая при этом будет изложена в соответствии со специальными стандартами.
Таким образом, главная задача официально-делового стиля речи состоит в том, чтобы передавать информацию на основе правовых норм в сфере организации и управления обществом.
Особенности и характерные черты официально-делового стиля речи
Основными чертами и особенностями официально-делового стиля речи являются:
- Замкнутость, устойчивость и консервативность.
- Информация передается максимально точно, однозначно, понятно и стилистически нейтрально.
- Объективность.
- Официальность и строгость изложения.
- Отсутствие образности и двусмысленности.
- Безличность изложения информации.
- Наличие специальных деловых стандартов по составлению и написанию официально-деловых текстов.
- Употребление юридической, дипломатической, правовой, специально-технической и пр. терминологии (референдум, агитация, ведомство, должностное лицо).
- Употребление многокомпонентных сложных предложений с союзной связью (“Имущество каждого из супругов может быть признано общей собственностью, если будет установлено, что в период…”).
- Употребление деловых этикетных формул общения (например для того, чтобы выразить в служебном документе согласие, благодарность, просьбу, обращение, рекомендации и др.
- Многие глаголы отражают значение предписания и носят приказной характер (запретить, обязать, назначить).
- Запрет на грубость, фамильярность, резкость по отношению к деловому партнеру.
Официально-деловой стиль речи: подстили
Официально-деловой стиль речи обслуживает различные области отношений. В зависимости от конкретной сферы применения выделяют 4 функциональных подстиля:
- Законодательный
Это язык государственной власти и нормативных правовых актов, используется в правотворческой сфере.
При этом сфера применения в данном случае более широкая – адресатом являются все физические, юридические лица и государственные органы.
Основные жанры: закон, устав, указ, постановление, доклад.
- Юрисдикционный
Сфера применения более узкая, чем у законодательного подстиля – это обслуживание деятельности правоохранительных органов.
Здесь адресатом выступают отдельные государственные органы и отдельные физические и юридические лица.
Основные жанры: исковое заявление, выступление в суде, кассационная жалоба, требование об опровержении ложных сведений.
- Дипломатический
Сфера применения – международные отношения. Данный подстиль считается языком дипломатических актов.
Основные жанры: переговоры, меморандум, коммюнике, верительная грамота.
- Канцелярско-административный
Сфера делового общения и взаимодействия между учреждениями, организациями, юридическими и физическими лицами. Именно для этого подстиля характерно использование уже готовых бланков для заполнения.
Основные жанры: протокол, акт, доверенность, заявление, справка, отчет, деловая беседа.
Для оформления различных документов, например, резюме, сопроводительного письма или акта рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор с множеством уже готовых шаблонов (в том числе, бесплатных).
Для каждого подстиля характерна своя терминология и набор типовых текстов.
Жанры официально-делового стиля речи
Официально-деловой стиль речи используется, в основном, в письменной форме (в виде различных документов), но встречается и в устной форме (например, во время деловых встреч, выступлений в суде или переговорах).
Ниже в табличной форме представлены основные жанры официально-делового стиля речи в зависимости от принадлежности к конкретному подстилю.
Подстили | Жанры в письменной форме | Жанры в устной форме |
Законодательный | Закон, устав, указ, постановление | Доклад |
Юрисдикционный | Кассационная жалоба, требование об опровержении ложных сведений, исковое заявление, определение суда | Выступление в суде |
Дипломатический | Меморандум, коммюнике, верительная грамота, личная нота, вербальная нота, памятная записка | Переговоры |
Канцелярско-административный | Инструкция, приказ, доверенность, акт, протокол, справка, заявление, резюме, объяснительная записка | Деловая беседа, отчет, совещание, собеседование |
Официально-деловой стиль речи: виды документов
Официально-деловой стиль – основа делового общения. В первую очередь, это язык документов, которые имеют юридическую значимость.
Практически все виды документов оформляются по специальным стандартам, а для многих применяются уже готовые бланки, требующие только заполнения.
Существует несколько типов классификации документов.
Классификация документов
В зависимости от степени очередности происхождения: | 1) Оригинал 2) Копия |
В зависимости от степени доступности информации: | 1) Документы открытого доступа. 2) Документы ограниченного доступа. 3) Документы конфиденциальные. |
В зависимости от назначения: | 1) Организационно-распорядительные: закон, указ, постановление. 2)Информационно-справочные: акт, протокол, справка. 3) Частные деловые бумаги: заявление, резюме, расписка, объяснительная записка, автобиография. |
Примеры текстов официально-делового стиля речи
Рассмотрим примеры текстов, написанных в официально-деловом стиле речи.
Меморандум
Меморандум – дипломатический документ, в котором изложены взгляды государства на какой-то международный вопрос.
Пример дипломатического меморандума (отрывок) :
“МЕМОРАНДУМ О ВЗАИМОПОНИМАНИИ МЕЖДУ МИНИСТЕРСТВОМ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЭНЕРГЕТИКИ КОРОЛЕВСТВА ШВЕЦИЯ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ
3. Сотрудничество может осуществляться в следующих формах:
– обмен на регулярной основе информацией и статистическими данными, находящимися в открытом доступе;
– развитие российско-шведских партнерств и обмен информацией, между университетами, научно-исследовательскими организациями, предприятиями и предпринимательскими организациями, а также другими организациями, занимающимися распространением новых технологий;
– содействие мероприятиям, направленным на повышение энергоэффективности в рамках сотрудничества между российскими и шведскими городами или регионами;
– совместные семинары, конференции, обучающие программы;
– содействие в создании и деятельности российско-шведского делового форума по вопросам энергоэффективности и устойчивого развития, открытого для представителей частных предприятий и государственных органов, работающих в указанных областях;
– любые другие формы сотрудничества, которые могут быть согласованы Сторонами.
4. Для координации сотрудничества в рамках настоящего Меморандума Стороны сформируют совместную рабочую группу с участием представителей Сторон и заинтересованных организаций.
Источник: minenergo.gov.ru
Указ
Указ – нормативный или индивидуальный правовой акт, обычно издаваемой главой государства.
Пример указа:
О награждении орденом Мужества
За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, наградить сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
ОРДЕНОМ МУЖЕСТВА
БЕЛЕЦКОГО Илью Константинович – прапорщика внутренней службы (посмертно)
СОКОЛОВА Антона Эдуардович – лейтенанта внутренней службы
СТАРКОВСКОГО Бориса Николаевича – прапорщика внутренней службы
СТАРЦЕВА Константина Михайловича – лейтенанта внутренней службы (посмертно).
Президент Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль
14 апреля 2021 года
N 219
Источник: https://docs.cntd.ru/document/603279226
Доклад
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему.
Пример доклада Генерального секретаря ООН (отрывок):
Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Демократической Республике Конго
Доклад Генерального секретаря
I. Введение
1. В настоящем докладе, который представляется во исполнение пункта 55 резолюции 2556 (2020) Совета Безопасности, освещаются основные события, происшедшие в Демократической Республике Конго в период с 2 декабря 2020 года по 18 марта 2021 года. В нем говорится о ходе выполнения мандата Миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК) со времени представления доклада Генерального секретаря от 30 ноября 2020 года (S/2020/1150). В докладе рассказывается о политических событиях, в том числе о прогрессе в деле укрепления государственных институтов и проведения важнейших реформ в области управления и безопасности. В нем также говорится о применении Миссией всеобъемлющего подхода к защите гражданских лиц, а также о достигнутом прогрессе в корректировке ее приоритетов, конфигурации и присутствия в соответствии с совместной стратегией постепенного и поэтапного сокращения численности персонала МООНСДРК (S/2020/1041) и инициативой «Действия в поддержку миротворчества».
Источник: un.org
Резюме
Резюме – (от фр. résumé «сводка») — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании, и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую для рассмотрения кандидатуры человека для найма на работу.
Подробная инструкция по составлению резюме в статье “Гайд: как правильно написать резюме на работу (составляющие, оформление и примеры резюме).”
Пример резюме:
Характеристика
Характеристика – официальный документ с отзывом о служебной, общественной, учебной и пр. деятельности кого-либо.
Пример характеристики:
Характеристика
Выдана _____________________________________
(фамилия, имя, отчество, дата рождения, должность)
Ф.И.О. работа(-ет/-л) в ____________________________________________ с «______» _______________ 20___. За время работы неоднократно направлялся на курсы повышения квалификации, которые успешно закончил, по программам: ___________________________.
Ф.И.О. обладает обширным объемом знаний по имеющейся специальности и всегда находится в курсе последних событий в своей области. У него отличные навыки деловых переговоров.
Ф.И.О. зарекомендовал себя как ответственный сотрудник, нацеленный на отличный результат, всегда готов к быстрому принятию инновационных решений и несению ответственности за их принятие и за действия подчиненных. Готов к работе в любых условиях, в т. ч. в нерабочее время.
Отличается пунктуальностью, деликатностью в общении с подчиненными и коллегами, за что имеет уважение в коллективе. Требователен к самому себе.
___________________ ___________________
Должность И.О. Фамилия Подпись
Источник: ppt.ru
Источники информации:
- Культура речи и риторика для юристов. Учебник и практикум. Авторы: Елена Берг, Юлия Феденева, Светлана Панченко, Наталия Юшкова
- Культура речи и деловое общение. Учебник и практикум для СПО
- Русский язык в деловой документации. Учебник и практикум для СПО. Авторы: Анна Иванова
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!
Очень просто, не так ли? И все же тысячи юристов, экономистов, менеджеров и даже дипломатов по какой-то необъяснимой причине каждый день пытаются придать таким текстам одно и то же ложное различие. Знаете ли вы, что это такое? Ошибка массово выпускаемых текстов в официально-деловом стиле заключается в их намеренном усложнении.
Содержание
- Официально-деловой стиль
- Жанры официально-делового стиля речи
- Законодательный подстиль
- Деловой текст
- Правила написания делового текста
- Стилевые черты
- Жанры официально-делового стиля
- Пример официально-делового стиля речи
Официально-деловой стиль
Формально-деловой стиль языка используется в юридической, офисной и производственной сферах.
Основными стилистическими особенностями являются:
(a) точность, не допускающая иного толкования,
(b) неличный характер,
(в) стандартизация, стереотипная структура текста,
(d) характер, который должен быть прописан.
Давайте рассмотрим каждую из этих характеристик. Точность формулировок юридических текстов наиболее ярко проявляется в использовании специальной терминологии и в ясности нетерминологической лексики. Характерной особенностью делового языка являются ограниченные возможности синонимической замены, т.е. повторения одних и тех же слов, особенно терминов.
Неличный характер делового дискурса выражается в отсутствии глагольных форм 1-го и 2-го лица и личных местоимений 1-го и 2-го лица, в то время как глагольные формы и местоимения 1-го и 3-го лица часто используются в неопределенно-личном смысле. Кроме того, часто используются собирательные существительные: Выборы, гражданские лица, армия, оружие.
Стандартизация этой манеры речи характеризуется большим количеством постоянных оборотов технического языка: по истечении срока, для наступления правовых последствий, в установленном порядке, не подлежит оспариванию и т.д.
Нормативный характер деловых документов приводит к использованию неопределенных форм глаголов, иногда также глагольных цепочек — связанных инфинитивов. Стилистически окрашенные наречия используются для усиления категоризации: должен быть решительно устранен, должен безоговорочно подчиняться. Например: предприниматель обязан: выполнять обязательства, вытекающие из закона. Чтобы… …заключать трудовые договоры…. полное вознаграждение всех сотрудников, социальное… …и другие формы социального обеспечения…. (Закон «О предприятиях и хозяйственной деятельности»).
Общие черты официального стиля делового языка:
В словаре: | Широкое использование стандартных фраз, специальной терминологии, фиксированных словосочетаний неэмоционального характера, |
морфология: | Использование глаголов в несовершенном времени (в уставах, кодексах, законах); совершенном времени (в более конкретных документах — протоколах заседаний, приказах, актах); кратких прилагательных; большого количества именных предлогов и союзов (согласно, в связи, в соответствии, в виду, в отношении); отглагольных существительных в родительном падеже; существительных мужского рода для обозначения женщин на основе их профессии (лаборант Петров, студентка Иванова), |
в синтаксисе: | составные простые предложения (изолированные клаузулы, однородные звенья). |
Повествования и описания почти невозможно найти в официальных документах из-за их своеобразных формулировок. Однако некоторые из них (например, протоколы, отчеты, контракты) имеют повествовательный характер.
Всем документам не хватает сентиментальности и экспрессивности, поэтому мы не находим в них описательного языка.
Жанры официально-делового стиля речи
Что касается тематики и разнообразия жанров рассматриваемого стиля, то существует два варианта:
1 — формальный документальный стиль и
2 — деловой стиль.
Стиль официальных документов, в свою очередь, можно разделить на
- язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов (Конституция РФ, законы, уставы), и
- язык дипломатических актов, связанных с международными отношениями (меморандум, коммюнике, конвенция, заявление).
Формально-деловой стиль включает в себя следующее
- язык служебной переписки между учреждениями и организациями, с одной стороны, и
- язык частных деловых бумаг – с другой.
Законодательный подстиль
Юридические документы стилистически и лингвистически более однородны, чем документы других подтипов.
В этих документах можно наблюдать широкое использование юридических терминов (апелляция, истец, суд, неприкосновенность, неоспоримость, поставщик).
Виды документов: Законы, постановления, гражданские, уголовные и другие правовые акты государственного значения; основная устная форма — судебная речь.
Сфера деятельности — разнообразные административные и служебные, трудовые отношения.
Виды документов: Законы, договоры, приказы, инструкции, заявления, характеристики, доверенности, расписки и т.д.; устные формы — доклад, выступление, официальный телефонный разговор, устный приказ.
Деловой текст
Каждый современный человек хотя бы раз в жизни сталкивался с необходимостью написать текст в официально-деловом стиле. Это связано с современными требованиями к коммуникации между юридическими лицами, физическими лицами и органами власти или физическими и юридическими лицами. Проще говоря, если вы обращаетесь к организации как представитель другой организации или как частное лицо, вам необходимо написать текст в официально-деловом стиле.
Одним из наиболее распространенных видов деловых документов является коммерческое предложение.
Отправьте запрос на деловой текст по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов.
Чтобы не утомлять вас правилами деловой переписки, мы рассмотрим несколько примеров.
Пример делового текста 1. отсрочка.
Уважаемый Николай Сергеевич!
12 января мы получили от вас коммерческое предложение, в котором вы предлагаете нашей компании регулярные поставки металлов для проектов, осуществляемых нашей компанией.
Наша компания рассмотрела ваши условия и готова заключить письмо о намерениях и соглашение о сотрудничестве. Единственным препятствием для нашего плодотворного сотрудничества может стать ваша неспособность поставлять прокат с отсрочкой платежа, которую вы отказываетесь нам предоставить.
Пожалуйста, проверьте еще раз возможность отсрочки платежа для больших объемов! В противном случае нам придется искать постоянных поставщиков стали у ваших конкурентов.
Руководитель торгового отдела И.И. Петрякова
Пример делового текста 2-й претензии
В марте этого года наша компания заключила с вами договор на изготовление и установку пластиковых окон для оргтехники. Общее количество окон составило 48, а стоимость контракта — 593000 рублей.
Согласно контракту, окна должны были быть установлены к 1 сентября. На сегодняшний день выполнена только треть работы, хотя мы произвели полную оплату.
Поскольку наша компания выполнила все обязательства по оплате, мы требуем, чтобы либо работы по установке окон были полностью завершены в кратчайшие сроки, а дефекты, описанные в предыдущих жалобах, были устранены до 1 ноября, либо нам возместили стоимость невыполненных работ. Мы также намерены потребовать возмещения убытков.
Если ваша компания не выполнит свои договорные обязательства или откажется вернуть деньги и выплатить компенсацию, мы обратимся в суд Российской Федерации и подадим жалобу в прокуратуру того региона, где находится ваша компания.
Другие примеры вы найдете ниже, ознакомившись с правилами профессионального стиля письма.
Правила написания делового текста
Теперь мы также можем ознакомиться с правилами. Из примеров видно, что самое важное правило при написании деловых отчетов — это соблюдение делового стиля. Что означает «деловой стиль» в текстах? Это, прежде всего, краткость, отсутствие эмоций и фактов.
В деловом тексте не допускается использование эмоционально окрашенных выражений и сленга.
Первое, что нужно помнить, когда вы начинаете писать деловой текст в официальном стиле — ваша задача как можно короче описать суть того, что вы хотите написать. Будь то жалоба на чьи-то действия (или бездействие), просьба о помощи, претензия, требование или что-то еще.
Деловая переписка часто используется в бизнесе для написания деловых предложений, но нам также часто приходится писать в деловой переписке в личной жизни, когда мы имеем дело с представителями власти или конфликтной ситуацией, например, с некачественным товаром.
Определенные слова используются в деловой переписке, и это видно из всех приведенных примеров.
«Преследует», «рассматривает», «обдумывает», «просит о помощи» и т.д. Выбор этих фраз зависит от ситуации, и, конечно, вы должны научиться интуитивно чувствовать, когда следует использовать фразу «я прошу тебя», а когда — «я прошу тебя».
Стилевые черты
Двусмысленные или расплывчатые фразы недопустимы ни в одном документе. Формальный стиль требует максимальной ясности и точности, что исключает различные интерпретации текста. Беспристрастное, непредвзятое изложение исключает личное отношение автора документа. В этом отношении язык документов имеет специфические стилистические особенности:
- чёткость
- строгость
- бесстрастность
- клиширование
Жанры официально-делового стиля
Деловые отношения на международном и национальном уровне, между гражданами и учреждениями, реализуются посредством следующих видов документов:
- закон
- указ
- устав
- приказ
- инструкция
- договор
- протокол
- соглашение
- доверенность
- расписка
- справка
- деловое письмо
Многие документы имеют обязательную форму со стандартизированным расположением текста.
Пример официально-делового стиля речи
Многие документы имеют стандартизированный формат со стандартизированной формой доверенности
Я, Гришина Анна Петровна, проживающая по адресу: г. Калининград, ул. Полевая, д. 15, стр. 4, уполномочить моего мужа, Гришина Алексея Сергеевича, получить причитающуюся мне заработную плату за октябрь, ноябрь и декабрь 2021 года в офисе Морского порта.
После получения заработной платы подписать и совершить действия, связанные с данным заказом.
Дата 20.10.2021 | А. П. Грищина |
(Подпись) |
Официально-деловой стиль в жизни встречается гораздо чаще, чем можно подумать. Вы видите его в инструкциях, в любых документах организаций (неважно, государственных или коммерческих), в законодательных актах, в методических разработках и так далее.
Примеры официально-делового стиля: пример 1, пример 2.
Главной функцией этого стиля является информирование – сообщение предельно точно и сжатой информации. Поэтому информационная насыщенность текстов, написанных официально-деловым стилем, очень велика, хотя и сложна для восприятия.
Обо всех стилях речи (текста) читайте здесь.
Характеристики официально-делового стиля
Среди главных стилевых черт следует назвать такие:
- информативная направленность – для того, чтобы оставаться в исключительно административно-правовой сфере деятельности;
- точность и стандартность формулировок – порой в ущерб простоте восприятия;
- жесткая логическая структура и предложений, и самого текста в целом;
- отсутствие эмоциональности и оценочности – в текстах, написанных официально-деловым стилем присутствуют либо факты, либо обоснованные гипотезы, и полностью исключен субъективный подход к излагаемым вещам.
На языковых уровнях стилевые черты проявляются следующим образом:
- в лексике — как правило, в текстах используются преимущественно слова и термины официально-деловой сферы;
- в морфологии – активно эксплуатируются канцеляризмы и языковые клише (устойчивые выражения); сложные предлоги;
- в синтаксисе – тексты названного стиля составлены главным образом значительными по длине, объемными предложениями, как правило, сложными и различным образом осложненными.
Официально-деловой стиль: разбор примеров
Разберем примеры нашего стиля, чтобы его особенности стали понятнее.
Отрывок из документа:
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается утвержденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества, право на долю подтверждается не ценной бумагой, акцией, а лишь свидетельством, которое, в соответствии с уставом ООО, может выдаваться его участникам учредителям.
1. В лексике приведенного отрывка можно выделить такие пласты:
- слова, которые называют общеупотребительными: участники, документы, общество, лица, ограниченный;
- термины: доли, общество с ограниченной ответственностью, кодекс, учредитель, уставный капитал, акция, коммерческая организация;
- речевые клише: согласно кодексу, в отличие от, в соответствии с.
2. Разберем морфологию указанного отрывка из документа. Тут следует выделить такие моменты:
- отглагольные существительные преобладают: организация, учредители, участники;
- часто встречаются существительные с общим значением лиц: лица, участники;
- нанизывание существительных в творительном и родительном падеже: В отличие от акционерного общества, право на долю подтверждается не ценной бумагой, акцией, а лишь свидетельством, которое, в соответствии с уставом ООО, может выдаваться его участникам учредителям;
- преобладание причастий и деепричастий над глаголами.
3. Синтаксис. Здесь есть тоже интересные моменты:
- предложения, как правило, объемные (в данном случае мы имеем два таких предложения, и они полностью составляют приведенный отрывок);
- в предложениях используется прямой порядок слов: обществом с ограниченной ответственностью признается…, уставный капитал… разделен;
- по цели высказывания в приведенном отрывке все предложения повествовательные;
- сложноподчиненное предложение дополнительно осложнено, во-первых, причастным оборотам (определенные учредительными документами), а во-вторых, однородными членами (Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается утвержденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли).
Посмотрим на второй пример, об уже знакомом нам селе Боровое (см. статью о разговорном стиле).
Отрывок из документа:
За время войны в с. Боровом уцелело 45 домов из 77. В наличии у колхозников оставались 4 коровы, 3 телки, 13 овец, 3 поросенка. Большинство садов на приусадебных участках, а равно и фруктовый сад общей площадью в 2,7 га, принадлежащий колхозу «Красная заря», оказались вырубленными. Ущерб, причиненный немецко-фашистскими захватчиками собственности колхоза и колхозников, исчисляется приблизительно в 230 700 рублей.
Жителей в селе к приходу наших воинских частей числилось 64 из 370.
Имели место случаи насильственного увоза жителей на работы для оккупантов… В настоящее время полностью восстановлено в с. Боровом хозяйство колхоза «Красная заря».
1. В лексике отметим следующие пласты:
- слова общего употребления: уцелело, жителей, садов.
- термины и устоявшиеся выражения: ущерб, увоз, общей площадью, немецко-фашистские захватчики.
- частые речевые клише: в наличии оставались, причиненный ущерб исчисляется, имели место, большинство садов.
- несмотря на редкую инверсию (имели место случаи насильственного увоза), порядок слов, чаще всего, прямой: большинство садов… оказались вырубленными, ущерб … исчисляется, жителей… числилось;
- большое количество числительных, выражающих статистические данные: оставались 4 коровы, 3 телки, 13 овец, 3 поросенка.
2. Разбираем морфологию приведенного отрывка. Как видим, в этом примере так же, как и в первом:
- преобладают отглагольные существительные и существительные с абстрактным значением: увоз, работы, оккупанты, приходу, время, ущерб;
- существительные, имеющие общие значение лиц: жители, оккупанты, колхозники;
- происходит нанизывание существительных в творительном и родительном падеже: ущерб, причиненный немецко-фашистскими захватчиками собственности колхоза и колхозников.
3. В синтаксисе необходимо отметить следующие моменты:
- предложения громоздкие, как правило, сухо-информативные;
- порядок слов используется прямой: причиненный немецко-фашистскими захватчиками собственности колхоза и колхозников;
- по цели высказывания, что обычно, повествовательные, а по интонации невосклицательные.
В заключение следует отметить, что официально-деловой стиль один из самых коварных. Его формулировки настолько отточены, что намертво врезаются в память, и потому канцеляризмы и языковые клише активно проникают и в художественные книги, делая их похожими на плохой перевод с иностранного языка.
Помните: безликость и отстраненность лексики делового стиля для хорошей литературы – большое зло. Следите за тем, какие слова и выражения вы выбираете для своих рассказов и романов. И если в них проникли канцеляризмы – изгоняйте их беспощадно!
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).