Рассказ осеевой что легче план рассказа


0

«Что легче» Осеева: план как составить, как разделить на части текст?

«Что легче» Осеева: план как составить, как разделить на части текст?

Осеева «Что легче» как разделить на части рассказ?

Произведение «Что легче» план как написать?

Как разделить на части рассказ Осеевой «Что легче»?

1 ответ:



1



0

Этот рассказ очень поучительный, прочитав это произведение мы понимаем, что рано или поздно ложь все равно выплывет наружу, правда всегда раскроется.

Составим план по этому коротенькому рассказу:

  1. Мальчики в лесу.
  2. Соврать или сказать правду?
  3. Первый мальчик говорит, что на него напал волк.
  4. Отец узнает правду.
  5. Второй мальчик врет насчет дедушки.
  6. Мать узнает правду.
  7. Третий мальчик говорит правду.
  8. Тетка лишь ворчит в ответ.

Разделить рассказ можно таким образом:

Первая часть — ребята играют в лесу.

Вторая часть — выбор мальчиков.

Третья часть — Ложь раскрывается.

Четвертая часть — Лучше говорить правду.

Читайте также

Детских поучительных рассказов весьма много написала Валентина Осеева. В их числе — рассказ под названием «Плохо».

Два мальчика стали героями этой истории. По сюжету они, видя, как злая собака яростно нападает на испуганного беззащитного котёнка, спокойно наблюдали за этим, даже не пытаясь помочь несчастному малышу. При этом они были уверены, что не сделали ничего плохого. Пример этим ребятам показала женщина. Она сумела отогнать собаку, а ребятам, безразличным к беде другого, высказала об их бездействии своё мнение.

Рассказ учит помогать другим. Автор показал, что хуже откровенного зла нередко бывает бездействие и равнодушие.

Рассказ Валентины Осеевой «До первого дождя» о двух девочках-подружках Маше и Тане. Они вместе ходили в детский сад и однажды по дороге попали под дождь, Таня была в одном платье, а Маша в плаще и она не промокла под дождем, а Таня пришла в детский сад вся мокрая. Подружка могла бы поделиться плащем и накрыть им Таню, но сама побоялась промокнуть.

Воспитательница сказала, что такая дружба «до первого дождя», девочкам стало стыдно, их дружба не прошла даже такого небольшого испытания.

Рассказ учит, что настоящая дружба проявляется в делах и поступках, в реальной помощи своему другу.

К этому рассказу подойдёт такая пословица:

PkR8M7oWiTMbODzlZnoe6TKY4aJYvunw.png

В своем рассказе «Кочерыжка», автор затрагивает общечеловеческие ценности, без которых мы бы и людьми не могли называться.

Вера в будущее, взаимопомощь, верность, доброта, самопожертвование – все отражено в этом произведении.

Кочерыжка, это ребёнок (младенец), которого нашел, в обгоревшей капустной гряде, красноармеец Василий Воронов.

Солдат не бросил младенца, а взял его с собой и в дальнейшем переправил к своей матери.

Тяжелые военные времена, боль утрат, не смогли сломать человеческие души ни на фронте, ни в тылу.

Володя (кочерыжка) подрос, нашел взаимопонимание у возвратившихся в деревню жителей и по сути помог им вернуться к жизни, вселив в их души веру в будущее.

Вася Воронов (приемный отец) вернулся с фронта и главным человечком, который его ждал – это его Кочерыжка.

Рассказ очень сильный и поучительный. Думаю, что такое произведение заслуживает подробного изучения.

Чему он учит, то конечно вере в будущее, что за черной полосой настанет белая. Вера в людей, в бескорыстную помощь и взаимовыручку.

К произведению Осеевой можно нарисовать несколько разных рисунков. Сюжет банален и прост. Перед детьми школьниками на дороге падает пожилая женщина, мальчик дает девочка подержать его портфель, а сам бросается помогать старушке. Удивленная девочка спрашивает кем ему приходится эта женщина, на что мальчик отвечает, что никем, она просто старушка.

Вариант рисунка №1

Нарисуем на переднем плане старушку. Сначала голову, потом тело, руки, ноги, в руках сумку, добавим одежду зимнюю, а в сумке продукты которые рассыпались на дорогу частично. Чуть подальше от старушки нарисуем бегущего мальчика, а за ним стоящую девочку. На заднем плане рисуем деревья, дома, школу. Дорисуем дорогу, добавим фон, облака на небе и можно раскрашивать.

Для срисовки предлагаю и такие иллюстрации.

Для того чтобы написать синквейн к рассказу Валентины Осеевой «Хорошее», сначала следует вспомнить, что такое «синквейн» и как его полагается писать. Под синквейном понимают маленькое нерифмованное стихотворение, состоящее всего из пяти строк. Пишутся синквейны по таким правилам:

Теперь можно написать пару синквейнов о главном герое рассказа, мальчике Юре, который мечтал совершать добрые дела, но ничего не делал.

Юра

Грубый, ленивый

Бездействует, прогоняет, отказывает.

Витает в своих фантазиях.

Лодырь.

<hr />

Юра

Мечтательный, равнодушный

Обижает, фантазирует, бездельничает.

Спрашивает совета у мамы.

Мечтатель.

<hr />

Мама сыграла решающую роль в том, чтобы Юрик понял, что добрые дела — это ежедневная помощь близким людям, а не бесплодные мечтания.

Напишем синквейн о маме мальчика:

Мама

Понимающая, справедливая

Вникает, советует, убеждает.

Учит сына делать хорошее.

Мудрость.

<hr />

Составим синквейн про доброго пса Трезорку, который взглядом вымаливал у Юры воду. К сожалению, воду он не получил и ушел ни с чем.

Трезорка

Добродушный, послушный

Подходит, надеется, обижается.

Обиделся на равнодушного Юру.

Симпатяга.

 Жанр: рассказ о детях.

Читайте краткое содержание других рассказов Валентины Осеевой:

Главные герои рассказа «Что легче» и их характеристика

  1. Первый и второй мальчики. Трусливые, обманщики. 
  2. Третий мальчик. Честный, смелый, прямой.

План пересказа рассказа «Что легче»

  1. Хорошо в лесу
  2. Что сказать дома
  3. Две лжи
  4. Одна правда

Краткое содержание рассказа «Что легче» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик прогуляли в лесу до вечера.
  2. Они боялись, что их накажут.
  3. Первые двое решили соврать.
  4. Третий решил сказать правду.
  5. Первых двоих наказали в два раза сильнее.
  6. Третьего поругали и простили.

Главная мысль рассказа «Что легче»

Правду говорить легко и приятно.

Чему учит рассказ «Что легче»

Рассказ учит всегда говорить правду. Учит не врать, даже если тебе очень страшно. Учит уметь отвечать за свои поступки.

Отзыв на рассказ «Что легче»

Мне очень понравился поступок третьего мальчика. Он понимал, что виноват, что его накажут, но всё равно не побоялся сказать правду. Он поступил честно и его родители это поняли. Поэтому его особо и не наказывали, ведь повинную голову меч не сечет.

Пословицы к рассказу «Что легче»

Всё тайное становится явным.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Правдой не обидишь, а кривдой не возьмёшь.

Шило в мешке не утаишь.

Умел бегать, умей и ответ держать.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Что легче»

Отправились три мальчика в лес. Загулялись, не заметили, что день прошёл. Стало им страшно домой возвращаться — родители ведь ругаться будут.

Стали они придумывать, что сказать в своё оправдание.

Первый мальчик решил сказать, что волка встретил. Отец испугается и не станет ругаться.

Второй решил сказать, что дедушку встретил. Мама обрадуется и не станет браниться.

А третий решил правду сказать, ведь её говорить легче всего.

Вот пришли они домой. Первый мальчик про волка говорит, а мимо лесничий идет. И рассказывает, что волков в этом лесу нет. Рассердился отец, вдвойне с сына спросил.

Второй рассказывает про дедушку, а дед тут как тут. Узнала мать правду, в два раза сильнее бранилась.

А третий сказал дома правду. поворчали на него, да и простили.

Прочитай произведение В. Осеевой «Что легче?»

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:
— Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка.
– Нет, – говорит отец, – в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь вдвое. Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь – вдвое. А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка, да и простила.

Ответь на вопросы, выполни задания.

№ 1. К какому литературному жанру относится текст?                                                                                

 1) рассказ

 2) сказка            

 3) стихотворение

№ 2 Где гуляли мальчики? 

   1)  во дворе               2) в лесу          3) на  улице

№ 3 Что видели мальчики в лесу?     

    1)  грибы            2) цветы           3) овощи

№ 4. Когда мальчики возвращались домой?  

  1) утром           2) в полдень           3) вечером

№ 5. Про кого рассказал отцу первый мальчик?

1) про собаку                  2) про тигра                 3) про волка

№ 6.  Про кого рассказал матери второй мальчик?

1) про дедушку          2) про бабушку            3) про отца

№ 7.  Как повёл себя третий мальчик? 

    1) соврал         2) сказал правду        3) повинился

№ 8Как поступила тётка с третьим мальчиком?                                                                                         

 1)  поругала                      2) наказала                       3) простила

№ 9.  Напиши, почему были наказаны два мальчика.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 10Почему тётка простила третьего мальчика?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 11. Подумай и запиши главную мысль рассказа.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 12.  Раздели текст на части. Озаглавь каждую часть.  Составь и запиши план.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№с13. Сделай иллюстрацию.

Тема: Практическая работа над рассказыванием  литературных
произведений. В.Осеева «что легче?»

Цель: ·познакомишься с произведением В.Осеевой «Что легче?»,
будешь учиться анализировать произведение, составлять план и пересказывать
текст, сможешь посмотреть на мир глазами литературных героев.

План
занятия:

1.    
Подготовительная
работа.

— Перед тем, как начать работу, давайте
немного потренируемся и почитаем скороговорки.

— Читай сначала медленно, потом чуть
быстрее, потом очень быстро.

https://f1.24open.ru/l6gMcL1oBR.jpg

2.    
Работа
над литературным произведением.

А) Чтение текста

Прочитай   произведение  В. Осеевой  «Что
легче?»

Пошли три мальчика в
лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день
прошёл. Идут домой – боятся:
— Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец
и не будет браниться.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет
бранить меня.
– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что
она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка.
– Нет, – говорит отец, – в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь вдвое. Второй мальчик про
деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт. Узнала мать правду. За первую
вину наказала, а за ложь – вдвое. А третий мальчик как пришёл, так с порога во
всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

https://gusi-lebedi.club/wp-content/uploads/2019/04/2-23.jpg

Б) Ответь на вопросы, выполни задания.

№ 1. К какому литературному
жанру относится
текст?                                                                                
1) рассказ            2) сказка             3) стихотворение

№ 2.  Где гуляли мальчики?   

 1)  во дворе               2) в  лесу          3)
на  улице

№ 3.  Что видели мальчики в
лесу?
       

 1)  грибы            2) цветы           3) овощи

№ 4. Когда мальчики
возвращались домой?   

 1) утром           2) в полдень           3)
вечером

№ 5. Про кого рассказал отцу
первый мальчик?

1)   
про собаку                  2) про тигра                 3) про
волка

№ 6.  Про кого рассказал
матери второй мальчик?

1)   
про дедушку          2) про бабушку            3) про отца

№ 7.  Как повёл себя третий
мальчик?
   

 1) соврал         2) сказал правду        3)
повинился

№ 8. Как поступила тётка с
третьим мальчиком?
                                                                                          
1)
 поругала                     
2) наказала                       3) простила

№ 9.   Расскажи, почему были
наказаны два мальчика.

№ 10. Почему тётка простила
третьего мальчика?

№ 11. Подумай, какая главная мысль рассказа.

№ 12.  Устно раздели текст на части. Озаглавь
каждую часть.  Составь план.

В)
Расскажи историю мальчиков по плану.

3.     Итог
занятия

Какие
пословицы подходят к рассказу «Что легче?»

Тайное всегда становится явным.
На обмане далеко не уедешь.
С правдой везде свет.

Тема урока:В.Осеева «Что легче?»

Школа:Нижнебурлукская СШ

Дата:

Ф.И.О. учителя:Климкина Л.А

КЛАСС:2

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Отвечать на простые вопросы по содержанию

Цели обучения:

Все учащиеся смогут:

Прочитать текст

Большинство учащихся будут уметь:

Отвечать на поставленные вопросы

Некоторые учащиеся смогут:

Анализировать прочитанное

Языковая цель.

Учащиеся могут:

Работать с учебником

Ключевые слова и фразы:

Правда , ложь, вина , обман.

Стиль языка, подходящий для диалогаписьма в классе:разговорный , диалог

Вопросы для обсуждения:

Расскажите куда и зачем пошли мальчики?

Можете ли вы сказать почему они не хотели говорить правду своим родителям?

Важно ли говорить всегда правду?

Подсказки:

Пословицы и поговорки

Одно событие плавно вытекает из другого. Подводится итого в конце текста.

Предыдущее обучение

Пословицы и поговорки «О дружбе»

План

Планируемые сроки

Планируемые действия ( замените записи ниже запланированными действиями).

Ресурсы

Начало урока

Создание коллаборативной среды: включается запись.(аудиоговорение)

-Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо идти с друзьями? (шагают) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо кружиться в танце? (кружатся) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо! 
-Теперь закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке. 
— Пусть урок принесёт вам радость познания! 

-Игра «Поделись с друзьями поговорками и пословицами »

— Назовите виды жанров по литературе.( сказка пословицы и поговорки, стих. повесть. басни )

-Какие бывают сказки?

— А еще есть много сказок поучительных. Это такие сказки которые учат нас говорить правду например, не обманывать, не обижать друг друга.

_Как вы думаете , о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Дети показывают движение

3-язычье

(пословица, стих, поговорка)

Волшебные, бытовые…..

О сказке

.

Диктофон

Середина урока

Знакомство с автором сказки В.Осеева.сильный ученик заранее готовит выступление о биографии В.Осеева

Валентина Александровна Осеева (Хмелёва) — (1902-1969) родилась 28 апреля 1902 года В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой, однако её планы изменились в связи с переездом семьи в Москву Сказки и короткие рассказы, написанные Осеевой для детей, построены на близких детскому миру сюжетах: «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья» и др.

На доску вывешивается портрет автора.

-Объясните свое мнение по увиденному портрету.

— Как вы думаете какой характер у В.Осеевой?

Опишите ее внешность.

-На что вы опирались, делая такой вывод.?

Знакомство с текстом:

-Как вы думаете о чем сказка «Что легче?»

Первичное восприятие всего текста. Чтение по цепочке.

-Какие истории хотели придумать мальчики?

-Почему они решили обмануть , нежели сказать правду?

-Как хотел поступить третий мальчик?

Вторичное восприятие:

-Чтение по ролям.

Физминутка музыкальная

Задание : В парах раскройте лексическое значение слов и запишите в тетрадь: ЛОЖЬ, ПРАВДА, ВИНА, ОБМАН.(4 пары)

Критерии:подобрать определения к словам: ЛОЖЬ, ПРАВДА, ВИНА, ОБМАН.

Дескрипторы:

-обсуждают и определяют лексическое значение слова.

-анализируют и записывают в тетрадь

-сравнивают между собой работы.

Работа по вариантом.

— КАК БЫ ВЫ ПОСТУПИЛИ НА МЕСТЕ ЭТИХ МАЛЬЧИКОВ?

1 вариант и 2 вариант. Затем сказки зачитываются .

_-Подумайте и скажите , чья сказка вам понравилась больше ,и почему?

-Придумайте свою сказку используя слова для справок :обман, ложь, похвалить, честно, пришел , сказали, стыдно.

Ф.ОВ ВИДЕ АППЛОДИСМЕНТОВ

Проявляют интерес к прочитанному

Ответы учеников

Работа в парах (слабый сильный)

Мнение детей

3-язычье

(ложь, правда, обман, вина)

Ф.О. В ВИДЕ АППЛОДИСМЕНТОВ

1 вариант-1группа

2вариант-2группа

ФО Аплодисменты

Индивидуальная работа

Ф,О аплодисменты

Карточки на доске с этими словами

Конец урока

Рефлексия

КРАСНЫЙ –СОВСЕМ НЕ ПОНЯТНО

ЖЕЛТЫЙ –НАДО ПОВТОРИТЬ ЕЩЕ РАЗ

ЗЕЛЕНЫЙ-ВСЕ ЛЕГКО И ПРОСТО

-С КАКИМ АВТОРОМ ВЫ СЕГОДНЯ ПОЗНАКОМИЛИСЬ?

-Какие произведения написала В.Осеева?

-Чему учит эта сказка?

Дополнительная информация

Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Словесная похвала, Аплодисменты, светофор

Работа с учениками уровня А, В, С. (дом. Зад.)

Д/З учащиеся уровня А-Составляют карту сказки

Ученики уровня В-готовят подробный перессказ сказки

Ученики уровня С-готовят рисунок к сказке

Рефлексия

Были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня изучили? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Цели на уроке были поставлены и достигнуты .

Учащиеся изучили сказку В.Осеевой «Что легче»

Обучение было направленно на работу в группах, индивидуальную, на умение правильно и четко отвечать на поставленные вопросы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема: Л. Н. Толстой «Лгун», В. Осеева «Что легче?»

Цель: Ознакомление учащихся с басней Л.Н. Толстого и рассказом В. Осеевой, научить выделять мораль произведениях, стимулировать индивидуальное творчество и групповую организационную работу.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению; активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Воспитательная: воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе.

Развивающая: развивать творческие качества учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • выразительно и осознанно читать целыми словами.

  • делить текст на смысловые части,

  • составлять картинный план,

  • пересказывать текст по картинному плану,

  • работать с иллюстрациями,

  • анализировать положительные и отрицательные действия героев.

Метапредметные:

Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; смысловое чтение.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проявление инициативности и самостоятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные УУД: умение строить монологическое устное высказывание с учётом поставленных задач, учитывать разные мнения и умение обосновать собственное. 

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, имеют представление о причинах успеха в учёбе.

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Организационный этап

Организовать направленное внимание на начало урока

Словесные

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее.

Начнем сейчас урок.

— Сегодня нам предстоит проделать огромную работу, я попрошу вас быть внимательными и активными. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, у нас с вами речевая разминка.

— Приветствие

Ф

Речевая разминка

Подготовить детей к чтению произведений

Словесные

Работа над скороговоркой.

Дед Додон в трубу дудел,

Димку дед дудой задел.

— Сначала шепотом, потом вслух.

— Теперь медленно, быстро и ещё быстрее.

Проговаривают вместе с учителем скороговорку.

Ф

Экран, презентация

(слайд 1)

Знакомство с первым произведением

Познакомить и проанализировать с учащимися произведение

Словесные (чтение произведения и беседа)

(Самостоятельное чтение, Чтение вслух учащимся)

— Толстой говорил: «Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять лжи».

— Как вы понимаете его слова?

— Согласны ли вы с Толстым?

— О чём же мы будем говорить?

Показ портрета на слайде. Кратко о нём.

Лев Николаевич Толстой – Великий русский писатель. Очень образованный человек. Был миролюбивым человеком, основная его идея жизни заключалась в том, что злу надо противостоять, но не насилием, а печатным слогом и добрым делом.

Откройте учебник на стр 99.

— Какую тему мы будем изучать? Как вы её понимаете?

— Как вы думаете, о чем рассказ? Почему так называется?

-А теперь мы проверим, насколько мы были правы, — прочитаем рассказ Толстого «Лгун».

Чтение рассказа.

Беседа по рассказу

— О ком говорится в рассказе?

— Как вы думаете, зачем мальчик обманывал?

— Кто-нибудь смеялся над его шутками?

— Почему мужикам не было смешно?

-Как вам кажется, это была хорошая шутка? Почему?

— К чему в результате привело такое поведение мальчика?

— Почему мужики не прибежали на помощь, когда волк напал на овец?

— Что бы вы могли посоветовать этому мальчику, если бы встретили его?

— Есть хорошая русская пословица: «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят». Подходит ли она к этому рассказу?

— О чём мы задумались, прочитав рассказ?

Физкультминутка.

Потрудились — отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Слушают слова Л.Н. Толстого.

Ответы детей на вопросы.

— Нельзя лгать, нужно всегда говорить правду.

— Да

— О лжи и правде.

— Короток век у лжи.

— В рассказе говориться о мальчике, который всё время лгал.

— о мальчике, пастухе

— Он хотел пошутить над мужиками.

— Нет

— Им пришлось бросить свою работу и бежать мальчику на выручку, они боялись, волновались за пастушка, ведь волк мог напасть и на него тоже, не только на овец.

— Нет. Он поступил плохо.

— На стадо напал волк и съел овец.

— Они не поверили мальчику.

— Да, она подходит к этому рассказу.

— Ответ детей.

Ф

Учебник, экран, презентация (сл. слайд)

Знакомство со вторым произведением

Познакомить и проанализировать с учащимися произведение

Словесные (чтение произведения и беседа)

Практические

(Самостоятельное чтение, Чтение вслух)

— Я вам предлагаю прочитать произведение. И после вы мне скажете, чем они похожи.

Откройте учебник на стр 101 Прочитайте название произведения. Кто автор?

Показ портрета. Несколько слов.

— Произведения Валентины Осеевой – это истории о людях и животных, о событиях, которые происходят в жизни друзей, соседей, одноклассников. Как поступить правильно в той или иной ситуации, и как жить по совести? Об этом и многом другом расскажут книги замечательной советской писательницы и педагога Валентины Александровны Осеевой.

— Произведения какого жанра Осеева пишет?

— Как вы думаете, о чем он?

— Давайте прочитаем этот рассказ.

Чтение рассказа.

(чтение по цепочке)

Беседа по рассказу

— О ком говорится в рассказе?

— Куда ходили мальчики? Зачем они туда пошли?

— Почему они боялись идти домой?

— Что решил сказать родителям первый мальчик?

— А что решил сказать второй мальчик?

— А третий мальчик что решил сказать?

— Поругал ли отец первого мальчика? Почему? Как отец узнал, что он ему солгал?

— А что случилось со вторым мальчиком? Как мама узнала правду?

— А почему тётя третьего мальчика не ругала мальчика?

— Как бы вы поступили на месте детей?

— О чём мы задумались, прочитав рассказ?

Задание «Ладошка»

— Найдите задание после рассказа Осеевой.

— Назовите главную мысль рассказа. Найдите строчки из текста.

— Кто из детей прав?

— Так чем же похожи эти два рассказа?

— Теперь посмотрите ниже рассказа Осеевой есть задание, давайте его выполним.

— Это задание вы будете делать в парах.

— Что вам нужно сделать? Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  • Где много слов, там мало дел.

  • Сколько верёвочке ни виться, а конец будет.

  • Правда что шило – в мешке не утаишь.

— А что такое шило?

Шило – это инструмент для прокалывания отверстий в виде заострённой спицы с рукояткой.

(сл. слайд)

— Опасен ли этот инструмент?

— Шило делает дырочку и правда вылезет из неё. Всё тайное становиться явным.

Давай же ответим на вопрос: Почему тема урока называется «Короток век у лжи»

(всё тайное становится явным)

Открывают … и читают название произведения.

— Валентина Осеева

— рассказы

— О трёх мальчиках.

— В лес. Они ходили за грибами и ягодами.

— Они боялись родителей, так как они загулялись до вечера в лесу, и они знали, что родители их поругают.

— Он решил сказать, что на него напал волк.

— Он решил сказать, что он встретил дедушку.

— Он решил сказать правду.

— Да, потому что он сказал не правду. Сторож сказал, что в лесу нет волков.

— Его отругала мама за ложь. Дедушка пришёл в гости к ним и сказал, что они не встречались.

— Он сказал правду.

— Ответы детей

— О том, что врать плохо. Ведь, лучше сказать правду, чем быть наказанным, за то, что сделал и за ложь.

— Правду всегда легче сказать, потому что она правда.

— Прав третий мальчик.

Ответы детей

Ответы детей.

— Да, опасен

Ответы детей

Ф

П

Учебник, экран

Презентация Слайд …

Презентация

Подведение итогов. Рефлексия

Сформировать личную ответственность за результаты этой деятельности

Словесные

— О каком человеческом качестве заставляет нас задуматься Л.Н. Толстой и В. Осеева?

— Какое вам нравится? Почему не нравится ложь?

— Что вы выберите для себя?

Приём рефлексии: «Рефлексивный экран»

Сегодня я узнала…

Мне было интересно…

Я задумалась над…

— Продолжите фразы.

— Подводя итог, хочу сказать:

Помните, за честное признание, меньше наказание.

— Спасибо за урок, до свидания.

— О честности и лжи

Ответы детей.

— До свидания

Ф

Экран, презентация (слайд 3)

Домашняя работа

Словесные

— Выберите любой текст и перескажите его.

Записывают дневник

Ф

Цель : развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности.

Задачи:

— познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;

— совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению:

— активизировать мыслительную деятельность учащихся;

— развивать творческие качества учащихся;

— воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе.

Ход урока

  1. Организационный момент.

1. Психологический настрой учащихся.

— В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но придаст нам силы и уверенности. СЛАЙД

— Сегодня нам предстоит проделать огромную работу, я попрошу вас быть внимательными и активными. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, у нас с вами традиционная речевая разминка.

II. Речевая разминка.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно, 
Чтоб было всем понятно.

  • Воспроизведение слоговых рядов СЛАЙД 2

Та-то-ту-ты ат-от-ут-ыт

Ту-то-ты-та ут-ит-ат-от

Та-та-та-у нас в доме чистота

Ты-ты-ты-сметану съели всю коты

То-то-то-стали мы играть в лото

Ат-ат-ат-берём с собою самокат

  • Считалочка-бормоталочка СЛАЙД 3
    Ехал Грека через реку.

  • Работа над скороговоркой. СЛАЙД 4

Сначала шепотом, потом вполголоса, затем вслух .

Дед Додон в трубу дудел,

Димку дед дудой задел.

«Телеграфист» СЛАЙД 5

II-III-II

III-II-III

I-III-II-I.

  • Чтение предложения, выражая интонацию: СЛАЙД 6

ЗАВТРА В ШКОЛУ.

1 ученик выражает своим чтением радость

2 ученик– выражает вопрос

3 ряд – недовольствие

III. Актуализация знаний. СЛАЙД 7

— Какой рассказ мы уже читали на уроках? (Валентины Осеевой «Волшебное слово»

— А о ком этот рассказ? (О мальчике, его семье и старике, который сидел на лавочке).

— Как он разговаривал с окружающими? (Грубо)

— Нравится ли он вам? (Нет). Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)

— Что случилось с Павликом? (Его все гнали от себя, не хотели с ним общаться)

— Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)

— Кто помог Павлику? (Старик).

— Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).

— Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово? СЛАЙД 8

— Почему мальчик поверил старику? ( Потому что он был похож на волшебника)

— Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? (Да, он стал добрым)

Чтение стихотворения «Пожалуйста» СЛАЙД 9

Вывод: Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром и платят. Волшебные слова действительно существуют, надо обязательно говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой.

IV Знакомство с новой темой.

Сегодня на уроке познакомимся еще с одним рассказом В. Осеевой «Что легче».

— Аудирование.

— Первичное чтение. СЛАЙД 10
– О чем это произведение?   Почему оно так называется?  Что хорошего в рассказе?

— Чтение по цепочке.

— Чтение по ролям.

ФИЗМИНУТКА

V. Работа над содержанием рассказа.

  1. Работа по содержанию.
    – Кто главные герои в произведении?

— Что сказал первый мальчик?

— Что сказал второй мальчик?

— Что сказал третий мальчик?

— Почему мама не ругала третьего мальчика?

— Как бы вы поступили на месте детей?

2. Пересказ произведения одним учеником.

3.Инсценировка рассказа В. Осеевой «Что легче»

— Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? (хорошо, радостно, уютно, тепло)

— А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (когда светит солнце)

Значит доброту мы можем сравнивать с солнцем, а его лучами являются добрые слова.

Давайте хором прочитаем стихотворение, а может быть кто-то и запомнит его.

СЛАЙД 11

Добрым и правдивым быть совсем непросто

Не зависят они от роста.

Если доброта и правда светят

Радуются взрослые и дети.

VI. Итог урока.

– О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься В. Осеева?

– Делали ли вы добрые дела просто так?

– Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?

VIII. Домашнее задание СЛАЙД 12

Пересказ рассказа «Что легче»

VII. Оценивание

СЛАЙД 13

  • Рассказ осеевой синие листья занятие в средней группе
  • Рассказ осеевой почему текст
  • Рассказ осеевой почему краткое содержание
  • Рассказ осеевой настоящий друг
  • Рассказ осеевой долг текст