Рассказ осеевой синие листья занятие в средней группе

Итоговая работа

по реализации ОО «Речевое развитие»

на тему: Знакомство с художественной литературой  В. Осеева «Синие листья»

(с использованием кейс – технологии)

(старший дошкольный возраст)

Тольятти  2016 г.

Методическая разработка конспекта

образовательной деятельности

по ОО «Речевое развитие»

Тема «Знакомство с художественной литературой  В. Осеева «Синие листья»

(старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

·  Продолжать развивать социальную активность, коммуникабельность.

·  Развивать умение дошкольников 5-6 лет продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

·  Формировать удетей понятия «друг», «дружба».

·  Умение видеть, понимать и оценивать чувства и поступки детей и взрослых.

·  Формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку, закреплять умение участвовать в совместной игре.

                ОО «Речевое развитие»

·  Создать у детей отрицательное отношение к неправильному поведению        главных персонажей .

·  Уметь оценивать поступки героев.

·  Совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; упражнять в умении владеть речью, как средством общения и культуры.

    Используемые технологии:  кейс-технология(иллюстрация).

Содержание занятия

Занятие проходит в групповой комнате, дети рассаживаются на стульчиках.

Воспитатель: Сейчас я прочту вам стихотворение. Слушайте внимательно.

Если дело не идет

И не спорится работа,

Друг к тебе всегда придет,

С другом справишься в два счета!

Ну а если вдруг у друга

Что-нибудь случится,

Поспеши к нему на помощь-

Может пригодиться!

 Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (Дети: о дружбе, о друге)

Воспитатель: Случалось ли вам приходить на помощь другу? ( Дети: Да. Помогаем развязать шарфик, застегнуть молнию…)

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?(Дети: Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.)

Воспитатель: Что друзья могут делать вместе? (Дети: Играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать, помолчать и т.д.)

Воспитатель: У слова «дружба» есть слова — родственники. Давайте назовём слова похожие на него.(Дети: Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться, дружелюбный.)

Воспитатель: А теперь друзья я хочу знать крепкая ли у вас дружба?

    Игра «Паутинки». Упражнение «Паутина добрых слов». У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Вике. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, например Денису, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д

 Воспитатель: И снова клубочек вернулся ко мне. Ниточка не порвалась, она состоит из множества тонких нитей, которые переплелись вместе и стали прочными и крепкими. Так и у нас: ниточка связала нас, и дружба наша стала крепче.

 Воспитатель: А вы хотели бы сделать эмблему дружбы? Как вы думаете, какое изображение мы возьмем за основу нашей эмблемы? (дети предлагают солнце, цветок, дерево). В ходе обсуждения дети выбирают за основу эмблемы цветок. Дети вырезают лепестки и разукрашивают их. 

(Звучит спокойная музыка, дети рисуют).

Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение мы нарисуем в середине цветка Дружбы? (улыбку рисует ребенок)

Воспитатель: На лепестках цветка мы напишем качества (чертами характера, которыми должен обладать друг.

 Дети называют качества:

 Доброта (не обижает, не дерется, не обзывается, не злится)

 Честность (он не врет, честно признается, не хвастается)

 Щедрость (он не жадный, делится).

Технологическая карта  Кейс-технологии (иллюстрация).

Проблема: Неумение преодолевать чувство жадности, осознавать свою ошибку, попросить прощение.

Нравственный урок: Нужно делиться.

Этап

Деятельность     взрослого

Деятельность    детей

I этап

Мотивационный

Воспитатель:Ребята, у меня есть очень интерсная книга. Написала ее Валентина Осеева. Здесь много рассказов .  Она писала про тех кто умеет дружить и про тех кто не умеет. Послушайте внимательно один из них. Называется он  «Синие листочки».

Дети внимательно прислушиваются к воспитателю и садятся на стульчики.

II этап

Ознакомительно-аналитический

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

—  Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

— Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

— Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена.

— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла.

Показ 1 иллюстрации.

Воспитатель: Посмотрите ребята на эту иллюстрацию кого вы здесь видите?

В каком настроении девочки?

 Что они чувствуют ?

А почему у них такое настроение?

Дети внимательно слушают рассказ

Ответы детей:

 Обе девочки вплохом настроении , с грустными лицами.

 Катя не хоче делиться с подругой.

 Лена обижена на подругу, расстроена ее поведением.

III этап

Организацино — поисковый

Воспитатель:  Как бы вы поступили?

Как вы думаете ребята смогут ли девочки найти выход из сложившейся ситуации ? Что им для этого нужно сделать?

 С чего нужно начать ?

 Какие будут их действия ?

Я знаю,что вы,ребята, умеете дружить. Давайте подумаем как все-таки нужно было поступить Кате.

Воспитатель: Давайте разделимся на две группы и представим что  вы сделали бы в этой ситуации.

Но для начала, давайте вспомним правила сотрудничества друг с другом?

Если группы готовы, давайте приступим к обсуждению.

Нужно поделиться с подругой , не жадничать.

Если Катя перестанет жадничать то уи Лена не будет на нее обижаться . Кате нужно поделиться с подругой карандашами.

 Кате нужно извиниться перед леной и поделиться карандашами.

Дети объединяются в группы.

Не перебивать, выслушать ответ товарища, уметь прийти к единому мнение.

IV этап

Презентацион-ный

Первая группа представляет свой вариант ответа.

Вторая группа представляет свой вариант ответа.

 Мы бы поделились с подругой карандашами, ведь для друга ничего не жалко.

Мы думаем , что нужно было извиниться за свое поведение и предложить подружке вместе разукрасить листья,ведь у нас два зеленых карандаша.

V этап

Итоговый

Показ 2 иллюстрации.

Воспитатель:  Хорошо, ребята. Я вам прочитаю рассказ до конца.

«Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери!

— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

 Воспитатель: Так и закнчилась эта история . Ребята смогли девочки найти выход из сложившейся ситуации?  

Почуму?

Что помогло вам решить проблему?

У вас были такие ситуации,? Вы всегда делитесь со своими друзьями игрушками, вещами?

Молодцы, ребята! Друзья должны помогать друг, другу и не жадничать!

Нет ! Катя не извинилась и не поделилась с подругой искренне.

 Проблему помогла решить дружба, щедрость к другу.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы про дружбу. Я буду произносить начало пословицы, а вы – ее продолжение.

Проходит игра с мячом «Продолжи пословицу».

Нет друга – ищи, (а найдешь береги)

Друзья познаются (в беде)

Крепкую дружбу (и топором не разрубишь)

Старый друг (лучше новых двух)

Дружбу помни (а зло забывай)

Друг за дружку держаться (ничего не бояться)

Не имей сто рублей,(а имей сто друзей)

Верный друг (лучше сотни слуг)

Старый друг (лучше новых двух)        

Дружбу помни, (а зло забывай)

Дерево живет корнями, (а человек друзьями)

ИтогВоспитатель: Сегодня мы узнали об одном из правил дружбы:всегда делитесь с другом.  Старайтесь помочь другу сделать то, что у него не получается.  Не ссориться с друзьями, стараться играть дружно.  Уметь уступать.  Вот такие простые правила. И если вы не будете их нарушать, то у вас будет  много добрых и верных друзей. Да, ребята? (Дети: Да, конечно.)  

Я убедилась,что в нашей группе ребята дружные. Всегда приходят на помощь друг другу. Не обижают друг друга. Спасибо вам, молодцы!

Приложение № 1

 В.ОСЕЕВА «СИНИЕ ЛИСТЬЯ»

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

—  Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

— Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

— Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена.

— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери!                                                  

— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Павловский детский сад №5

Конспект ООД
по речевому развитию
«Рассказ В. Осеевой «Синие листья»
для детей средней «А» группы

Ястребова Е. И. воспитатель 

Павловск
2017 г
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: учить слушать художественное произведение, оценивать поведение его героев.

Задачи: 

  1. Образовательные: формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека.

  2. Развивающие:развивать мышление, внимание, память, речь, формировать навыки самоконтроля, воспитывать умение работать в коллективе.

  3. Воспитывающие: воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. развивать самооценку учащихся.

Содержание организованной образовательной деятельности детей

Воспитатель: Давайте, мы с вами поиграем. Игра называется «Здравствуйте, ладошки!».

Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, дети!
Здравствуйте, гости!

Воспитатель: Молодцы! А про язычок-то мы забыли! Давайте и с ним поиграем!

Язычок погладим ласково губами,
А затем постучим бережно губами,
А теперь опять погладим ласково, но зубами.
Постучим бережно зубами.
И опять погладим ласково зубами.
А затем постучим ласково губами
И погладим ласково губами.

Воспитатель:Какое время года у нас сейчас на улице? 
Дети: Осень.

Воспитатель: Все верно, ребята. Осень состоит из трех месяцев. Кто ни будь, знает, как эти месяцы называются?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: А чем у нас отличается осень от лета, кто скажет?
Дети: Летом тепло, светит солнце, поют птицы, цветут цветы. А осенью на улице становится холодно, люди одеваются теплее. Птицы улетают на юг, листья на деревьях становятся желтыми, красными и осыпаются.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете стихотворения про осень
(Дети читают стихи)

Физкульминутка
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Сюрпризный момент.
-Ой. Кто-то плачет. Кукла Лиза, что случилось?
Кукла:Мне подарила Лена картинку вот она.
Воспитатель: И что разве она тебе не нравиться? Ребята, а вам она нравиться?
Что на ней не так? Синие листья бывают? Похоже, что, Лена об этом не знает?
Кукла.Конечно, знает, но она хотела нарисовать зелёные листья, но не смогла. А почему – вы можете узнать, вот из этой книги.

Зарядка для ушей «Умные ушки»
• Ладонями прижать уши к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;
• плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;

Чтение рассказа.
Дети слушают произведение, затем отвечают на вопросы:
-Почему Лена раскрасила листья синим цветом?
-А у подружки Кати был зелёный карандаш?
-Лена попросила у Кати карандаш?
-Что ответила Катя?
-Катя оказалась хорошей подругой?
-Как должны поступать друзья

(Включается мелодия «Танец осенних листочков»)
Воспитатель: Наша Кукла Лиза очень любит танцевать,
Сейчас мы с вами превратимся в осенние листочки и потанцуем.
Этюд-драматизация.
(Дети танцуют под песню «Танец осенних листочков».)

Рефлексия.
(Сиди на ковре)
Ребята, кто помнит, как назывался рассказ?
А мы с вами, такие же, как Катя?
А теперь, давайте создадим своё необычное дерево дружбы. Соединим все листочки. Покажем, что у нас в группе только дружные, добрые, отзывчивые дети. На этом дереве не будет ни одного синего листочка!

Занятие 5

Рассказ В. Осеевой «Синие листья».
Танец с осенними листочками

Интеграция образовательных областей:«Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: учить слушать художественное произведение, оценивать поведение его героев; формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки; совершенствовать танцевальные движения.

Планируемые результаты:умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает литературное произведение В. Осеевой «Синие листья» и выражает свое отношение к персонажам рассказа; проявляет положительные эмоции при выполнении танцевальных движений под мелодию «Танец осенних листочков».

Материалы и оборудование: бумажные осенние листья.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Повторение стихотворения А. Плещеева «Осень».

Воспитатель задает вопросы:

Когда теплее: в сентябре или октябре?

Какой первый месяц осени? Какой – второй?

Какие листья в сентябре? А в октябре?

Есть зеленые листья в октябре?

Есть, но их мало. Одна девочка хотела нарисовать зеленые листья, но не смогла. А почему – вы узнаете, когда послушаете рассказ В. Осеевой «Синие листья».

2. Чтение рассказа.

Дети слушают произведение, затем отвечают на вопросы:

Что нужно было Лене раскрасить?

Почему она раскрасила листья синим цветом?

А у подружки Кати был зеленый карандаш?

Лена просила у Кати карандаш?

Что ответила Катя?

Катя оказалась хорошей подругой?

Как должны поступать друзья?

3. Составление предложений.

Воспитатель. Составьте предложения, используя слово «потому что»:

а) Лена попросила у Кати карандаш, потому что…

б) Лена раскрасила листья синим цветом, потому что…

в) Катя не давала зеленый карандаш, потому что…

г) Лена не взяла карандаш, потому что…

4. Игра «Какой?».

а) Если карандаш из дерева, он (какой?) – … (деревянный).

б) Если карандаш только что купили, он – … (новый).

в) Если карандаш поломали, он – …(поломанный).

г) Если карандаш не новый, то он – …(старый).

д) Если карандаш красного, синего цвета, то он – … (цветной).

5. Этюд-драматизация.

Дети слушают песню «Танец осенних листочков»(муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой), выполняют танцевальные движения с листочками в руках в соответствии с характером музыки.

6. Физкультминутка.

А в лесу растёт черника, Поднимаясь на носочках,

Земляника, голубика. руки тянуть вверх, затем плавно

Чтобы ягоду сорвать, опустить, встать на всю ступню.

Надо глубже приседать. Приседания.

Нагулялся я в лесу,

Корзинку с ягодой несу. Ходьба на месте.

7. Рефлексия.

Воспитатель предлагает детям цветные карандаши для рисования листочков.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/332821-kompleksnoe-zanjatie-rasskaz-v-oseevoj-sinie-

Образовательная область. Познание.
Развитие речи «Синие листья» В. Осеева
(по технологии творческого мышления)

Автор: Кошечкина Роза Валентиновна

Организация: ГБОУ Школа №853 (904А)

Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград

Программное содержание: учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героев рассказа. Осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц, активизировать речевую деятельность детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у вас у всех есть друзья? Как вы думаете, каким должен быть друг?

Ответы: верным, надежным, добрым, заботливым…

Воспитатель:  — Ребята, мы познакомимся с рассказом, который называется «Синие листья»

— О чем будет рассказ? Подумайте! Посоветуйтесь в группах (две группы – два ответа)

Чтение первой части (воспитатель)

У Тани было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Таню:

— Дай мне зеленый карандаш!

Воспитатель: — Что будет дальше? Подумайте вместе. 

(две группы – два ответа)

Чтение второй части (воспитатель)

А Таня и говорит:

— Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу.

Спрашивает Лена:

— Позволила мама?

А Таня вздохнула и говорит:

— Мама то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что же, спроси еще брата, — говорит Лена.

Приходит Таня на другой день.

— Ну что позволил брат? – спрашивает Лена.

— Брат то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена.

— Смотри, — говорит Таня, — не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да и не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.

— Это много, — говорит Таня, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Воспитатель: — Как вы думаете, почему Таня не хотела давать карандаш? (две группы – два ответа)

Воспитатель: — Правильно ли она поступила? (индивидуальные ответы) Почему?

Воспитатель: — Что будет дальше? Подумайте! (две группы – два ответа)

Воспитатель: — Читаю дальше.

Посмотрела не нее Лена и отошла. Не взяла карандаш.

Удивилась Таня, побежала за ней.

— Ну что же ты? Бери!

— Не надо, — отвечает Лена.

На уроке учительница спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— Карандаша зеленого нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Таня покраснела и говорит:

— Я ей давала, а она не берет.

Посмотрела учительница на обеих и сказала:

Воспитатель: — И что могла сказать учительница? (две группы – два ответа)

Воспитатель: — Читаю слова учительницы.

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

Воспитатель: — Дети, как вы понимаете эти слова? (индивидуальные ответы)

Воспитатель: — Надо так давать с желанием, действительно, помочь другу, по-доброму.

Воспитатель: — Какими качествами не обладала Таня, как Друг? (добротой)

Воспитатель: — Послушайте пословицы. Какая из них подходит к тексту?

  1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  2. Другу делай добро, как себе ровно.

(индивидуальные ответы)

Воспитатель: — Чему вас научил рассказ?

Дети: — Не быть жадными…

Опубликовано: 27.11.2016

Тема: В. Осеева «Синие листья».

Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при работе с        текстом.

Задачи

  1. Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека.
  2. Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы.
  3. Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. развивать самооценку учащихся.

Оборудование: портрет В. Осеевой, карта Крыма, атлас — определитель «От земли до неба», раздаточный материал для детей, аудиозапись рассказа «Синие листья», песни «Настоящий друг».

Ход урока.

I. Орг. момент.

Я предлагаю вам начать наш урок с игры, которая называется  «Добрые дела».

Я читаю стихотворение, а вы , если согласны, говорите «да» и хлопаете в ладоши.

 Я готов для всех всегда

Делать добрые дела.

Совершив такой поступок,

Говорю я — да, да, да!

Будем старших уважать? — Да!

Будем дерево сажать? — Да!

Будем маме помогать? — Да!

А братишку одевать? — Да!

Позаботимся о кошке? — Да!

Птицам мы насыплем крошки? — Да!

Позаботимся о друге? — Да!

И цветы польем на клумбе? — Да!

Будем добрыми всегда?

Кто мне скажет» — Да! Да! Да!

II. Определение темы и задач урока.

1. Работа над загадкой.

— Послушайте загадку. Что это?

Из почек появляются, Весною распускаются, Летом шелестят, Осенью – летят. (Листья.)

2. Создание проблемной ситуации.

— Возьмите листья, которые лежат  у вас на партах. Внимательно рассмотрите.

— Кто может сказать лист какого дерева у него в руках? (Клёна, березы, дуба.)(Можно использовать атлас — определитель «От земли до неба».)

— Что интересного  вы знаете о дубе? (Дерево долгожитель. Из желудей можно варить кофейный напиток.)

— Что интересного вы знаете  о березе? (Символ России, делают березовый сок, Существует два типа дерева — мужское и женское. Женская береза распускает листья в сторону, а мужское дерево вверх. .)

— Что интересного вы знаете  о клене? (символ Канады,   из листьев добывают кленовый сахар.)

                                 

— Раскрасьте ваши листочки. В какие цвета вы их раскрасили?  (Зеленый,  желтый. красный, оранжевый.)

— Могут ли листья быть синего цвета?

— Рассказ который мы сегодня будем читать называется «Синие листья». Его написала В. Осеева.

 — Как вы думаете, почему она его так назвала? (Предположения детей.)

— Итак, наши задачи:

1) познакомиться с В. Осеевой.

2)познакомиться с рассказом В. Осеевой «Синие листья»;

3) выяснить почему рассказ так называется;

III. Работа по теме урока.

1. Знакомство с В. Осеевой.

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них — Валентина Осеева. Валентина Александровна Осеева-Хмелёва — одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев.

. Я случайно нашла письмо ее к Вам, детям. Вот оно.

«Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.

Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. – Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

— Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Синие листья».

2. Зарядка для ушей «Умные ушки»

 • Ладонями прижать уши к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;

 • плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;

• вставить в ухо палец, а затем резко выдернуть.

3. Слушание рассказа В. Осеевой «Синие листья»

У  Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

— Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

— Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери!

— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

4. Беседа.

— Почему рассказ называется «Синие листья»?

— Как звали подруг ?

— Сколько зеленых карандашей  было у Кати?

— Могла ли Катя дать Лене зеленый карандаш?

— У кого Катя решила  спросить разрешение?

— Как выдумаете действительно ли Катя спрашивала разрешение у мамы, брата?

— Была ли Катя настоящей подругой Лене?

-Что значит выражение «Покраснела как рак»?

Физкультминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

 Глазкам видеть всё дано

 — Где окно, а где кино.

 Обведу я ими круг,

 Погляжу на мир вокруг.

5. «Жужжащее чтение» детей.

— Прочитайте рассказ вполголоса.

Как вы думаете, о чем мы должны задуматься, прослушав это произведение?

— Каковы главные слова всего произведения? Как вы их понимаете?

6. Работа у доски.

— Давайте, подумаем какими чертами характера обладали девочки.

Катя                                                                    Лена

лживая                                                    аккуратная

равнодушная                                          терпеливая

жадная                                                    воспитанная

хитрая                                                     гордая

трусливая                                               правдивая

Физкультминутка «Ничевоки»

Чики-воки, чики-воки,

Жили-были Ничевоки –

Ничего

Не говорили,

И не ели, и не пили,

Только дулись,

Дулись,

Дулись…

 ***

Но потом вдруг улыбнулись,

И на маму поглядели,

И попили.

И поели,

Над собой

Похохотали,

Да и спать легли.

Устали.

*** 

Чики-воки, чики-воки,

Засыпают Ничевоки.

Тише, тише, не шумите,

Ничевок не разбудите…

Тс-с-с…

7. Чтение рассказа по ролям

— Мы выяснили особенности характеров девочек. Это поможет нам лучше прочитать этот рассказ по ролям.

8. Работа в парах.

— Из группы пословиц выбирайте только ту, которая подходит к нашему рассказу.

Для первого ряда:

• Вежливость открывает все двери.

• Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

• Нет — друга ищи, а нашёл — береги.

• Делу время, а потехе — час.

Для второго ряда:

• Где труд, там и радость.

• Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

• Добрый человек добру учит.

• Кто скоро помог, тот дважды помог.

Для третьего ряда:

• Лето прохлопал, осень протопал,  а тут снег на голову.

• Птица сильна крыльями, а человек — дружбой.

• Красив тот, кто красиво поступает.

 • Сердце матери лучше солнца греет.

(Ответы детей с аргументацией, обсуждение спорных вопросов.)

8. Работа по серии картинок.

— Рассмотрите картинки.

— Связаны ли они между собой?

— Можно ли составить рассказ?

— Поработайте в парах. Составьте рассказ. Мы выберем лучший.

— Проголосуем. (Светофор.)

— Можно ли назвать девочек настоящими подругами?

— Какими чертами они обладают? Почему?

9. Беседа.

— Какие сказки о дружбе вы еще знаете? («Крошечка Хаврошечка», «Бременские музыканты», «Кот, лиса и петух», «Снежная королева», «Иван — Царевич и Серый Волк», «Малыш и Карлосон»..)

— У кого из сказочных героев девизом была фраза «Ребята, давайте жить дружно?»

— Какие песни о дружбе вы знаете?

— Предлагаю спеть песню «Настоящий друг».

IV. Итог урока.

— Чему научил вас урок?

— Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься?

—  Заканчивая урок, я прочту вам еще одно стихотворение.

Случается, бываем одиноки, И не хватает нам душевной теплоты, Бываем мы задумчивы и строги И не кому как будто не нужны И светит солнышко неярко И нет желанья рисовать, Читать, играть не интересно Но, как скажите не скучать? Мир сразу красками наполнится Измениться вдруг все вокруг Когда с тобою рядом будет Твой настоящий верный друг.

— А теперь,  давайте создадим своё необычное дерево дружбы. Соединим листья березы, дуба, клёна. Покажем, что у нас в классе только дружные, добрые, отзывчивые дети. На этом дереве не будет ни одного синего листочка!

Синие листья      В. Осеева

У  Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

— Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

— Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери!

— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

Случается, бываем одиноки, И не хватает нам душевной теплоты, Бываем мы задумчивы и строги И не кому как будто не нужны И светит солнышко неярко И нет желанья рисовать, Читать, играть не интересно Но, как скажите не скучать? Мир сразу красками наполнится Измениться вдруг все вокруг Когда с тобою рядом будет Твой настоящий верный друг.

Катя  Лена

лживая

аккуратная

равнодушная

терпеливая

жадная

воспитанная

хитрая

гордая

трусливая

правдивая

Просмотр содержимого документа

«В. Осеева «Синие листья»»

  • Рассказ осеевой почему текст
  • Рассказ осеевой почему краткое содержание
  • Рассказ осеевой настоящий друг
  • Рассказ осеевой долг текст
  • Рассказ осеевой гришка читать