Рассказ осень 2 класс скребицкий

Рассказ из книги «Четыре художника» Г. Скребицкий

Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за сво картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесну поляну. Стоит посреди неё дуб-богатыр, стоит, густой листвой потряхивает.

«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.

Глядит – а неподалёку, с кра поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный… Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток… А там, глядшь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлт прощальный привет родным местам.

Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

Колюего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила прокзница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осен; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает хлодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

Катя начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. Суббота тяну¬лась медленно, и, казалось, ей не будет конца. И вот оно наступило – сентябрьское воскресенье. Проснулась Катя, как только начало светать. Но дедушка Иван Иванович уже тихонько хозяйничал в кухне, собирая припасы в дорогу. Катя с дедушкой вышли на автобусную остановку, сели в автобус и поехали. Ехали долго, почти час, Катя всё в окно смотрела и остановку ждала. Но вот дедушка махнул Кате рукой, мол, приехали. Они вылезли и пошли по тропинке от остановки в гущу деревьев. Хорош лес в сентябрьскую пору! Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Кати глаза зоркие. Бросилась на обочину, разбросала листья – вот и первый гриб! Скорее сорвала его, от земли очистила и побежала дедушке показывать. Но дедушка нахмурился и Катю не похвалил:
— Во-первых, это ярко-красная сыроежка, её собирать не надо. Горькая она. Во вторых, если грибы из земли вырывать, то на будущий год урожая не жди, — строго сказал он. – Грибницу повредишь. Надо ножом срезать гриб. Да не всякий, а то ты поганок нарвёшь, а потом немытыми руками в рот полезешь. Знаю я тебя!
Обиделась Катя на дедушку. Что она — маленькая, в рот руками лезть. Надулась, отошла в сторону. И ножа ей дедушка не дал.
Но недолго Катя грустила. Увидела орешник и решила орехов набрать. Орехи высоко, не достать до веток. Стала Катя палки бросать и орехи сбивать. Насбивала полные карманы. Оглянулась – где же дедушка? А дедушка уже идёт по тропинке обратно, Катю высматривает и опять хмурится:
— В лесу нельзя отставать от старших, — говорит он Кате строго. – Потеряешься – кричи сразу «ау». А то я тебя до темноты искать буду.
Показала Катя дедушке орехи. Засмеялся дедушка:
— Это же жёлуди, дурёха. Их люди не едят.

Рассердилась Катя, высыпала жёлуди из кармана и ногой топтать стала. А дедушка не разрешает топтать:
— Люди не едят жёлуди, а белке, кабану, птице жёлудь – отличное лакомство. Не порти жёлуди зазря.
Подобрал дедушка жёлуди и сунул в карман. Велел Кате букет из осенних листьев собрать – для мамы. А потом её обедать позвал. Пообедали они бутербродами, сидя прямо на жухлой траве. Катя конфетку съела и фантик на землю бросила. Дедушка поднять велел:
— Тут, — говорит, — тебе не город, дворников нет. Нельзя в лесу мусорить. Мы тут в гостях, должны себя прилично вести.
Сколько, оказывается, всяких правил в лесу соблюдать надо. Устала Катя, и пошли они с дедушкой опять на остановку. Домой приехали, Катя маме Тамаре взахлёб рассказывала, как в лесу здорово, как хорошо пахнет. Букет из листьев в вазу поставили, красиво. Жалко, что она грибов не нашла. Зато у дедушки полная корзинка. А Катю дедушка научил из желудей человечков делать и собачек. Оказывается, и они на что-то сгодились. Довольна Катя – будет, что ребятам в школе рассказать в понедельник!

а) — Какие действия совершает Осень как живое существо? Найдите в тексте и прочитайте.

б)- Какие деревья раскрасила Художник-Осень?

Словарная работа.

Каким цветом украсила Осень каждое из этих деревьев? Найдите слова, подтверждающие ответ в тексте.

Найдите и прочитайте, как Осень разукрасила берёзы и клёны. (слайд)

Как вы понимаете выражение «лимонной желтизной»? Это какой цвет? Давайте посмотрим на фотографии.  

—  Какой краской она разрумянила осинки? (слайд)

А что такое осинник? (место, где растут осины)  

А  можно рассказать о красоте  некрасивым языком?

— Какие приемы используют писатели, чтобы украсить речь, ярче передать задуманное? На доске карточка «Сравнение»

Прочитайте абзац об осинах и найдите сравнения.   (Будто спелые яблоки, как огонь горит)

 Как автор описывает  дуб? Как он его называет? Почему?   (слайд) 

(столетний дуб — могучий богатырь, старик)   Почему дуб назван стариком? (дубы живут до 800 лет)

 -Как Осень обрядила старика?    

— Что такое броня? – металлическая одежда воина, защищающая туловище. (слайд)

— Какого цвета вы представляете медную броню? Да, цвет меди желто-коричневого цвета, как монетка (слайд). 

А почему  для дуба художник-осень использует именно этот цвет?

В настоящую кованую броню одевали защитников-богатырей, дуб олицетворяется с богатырём, листья у дуба осенью красно-жёлтой окраски, по окраске похожи на медь

-Найдите описание лип.  Как осень выкрасила их? (слайд) 

Золотая парча (плотная шелковая ткань, вытканная золотыми нитями). (слайд)

— Какие же деревья не тронула осень? Какими она их оставила?

Найдите и прочитайте описание сосен и елей.

— Чем занялась Осень в полях и на лугах? Расскажите    

 — С чем автор сравнивает стога? (Башни)

 Что такое  «косяки птиц»? (стая птиц в определенном порядке)

— Какие чувства испытывает автор в конце произведения?  (Светлая грусть. Он грустит, потому что прощается с птицами, но светлая потому, что они вернутся. Грустно —  поля опустели, а светло, потому что много убрали хлеба и скосили много травы).
— Почему автор делится с нами этой грустью, что хочет нам передать?

9. Творческая работа «Живой пейзаж»

Посмотрите на доску и подберите к каждому дереву нужный цвет:

березы, клены

золотой

осинки

темно-зеленый

дубы

лимонный

липы

медный

ели, сосны

ярко-красный

Осень у Скребицкого подобрала каждому дереву не только свой цвет, но и свой материал? Как вы думаете, почему? (Разный характер у деревьев) И деревья у Скребицкого получились, как живые.

Давайте и мы побудем ненадолго художниками и создадим иллюстрацию к рассказу Скребицкого, только иллюстрация будет не обычная, а живая.

(с помощью тканей, с опорой на доску дети создают «портреты» деревьев)

Давайте посмотрим, какая же у вас получилась Осень.

Как вы думаете, почему автор выбрал для Осени  профессию художницы?

Какую сторону нашего спора поддерживает автор? (Осень – это красота)

Чей взгляд на осень вам ближе?

А теперь давайте сравним два взгляда двух разных людей на осень (манекен и живая картина).

Посмотрите на осень Пушкина (манекен). Опишите. Какие краски использовали авторы произведений для создания портрета осени? Она прозрачная, хрупкая, воздушная….Это красиво? Для Пушкина в этом была красота.

А теперь давайте посмотрим на осень Скребицкого (Работа детей). Опишите. Это красиво? Какой же вывод мы можем сделать? (и один и другой взгляд – это красота)

Можно ли сказать, что авторами созданы одинаковые картины?

А почему работы такие разные? Ведь и в стихотворении и в рассказе описывается одно время года?

10. Работа с пословицей

ОЙ! У меня на доске была приготовлена пословица, но подул ветер и перемешал слова. Соберите пословицу.

восемь   осень   перемен

ОСЕНЬ – ПЕРЕМЕН ВОСЕМЬ.

— Как вы понимаете пословицу? О каких переменах говорится в пословицах?

(то тепло, то холодно; то солнечно, то пасмурно; то дождливо, то сухо; )

А ведь в этой изменчивости  и состоит красота Осени. Она каждый день разная. Она неуловимо меняется. То это «скучная пора», по словам А.С. Пушкина: моросящие серебряные дожди, пасмурные дни .  Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной. Именно эту осень описал нам Г. Скребицкий. У каждого осень своя.  И это хорошо.

Каждому осень открывает свою красоту по-своему.

11. Подведение итогов, рефлексия.

А теперь давайте вернемся к главном вопросу урока:

«Осень — это скучная некрасивая пора или прекрасное?».

Выскажите своё мнение. Как вы воспринимаете осень?

Осень…  

Осень ждет вас сегодня на улице. Она что-то приготовила именно для вас. Только вы не пропустите. Смотрите внимательнее. Ведь красота – это умение видеть.

Научившись видеть красоту вокруг, мы становимся ее частью, она рождается внутри нас, делая нас прекрасными.

12. Домашнее задание.

Дома напишите мне, какой же вам открылась осень. Составьте маленький рассказ об осени, используя свои собственные высказывания на эту тему, сравнения.

И вторе задание для тех ребят, кто хочет научиться еще и красивому языку: выучите второй абзац наизусть.

Художник-Осень Скребицкий рассказ с иллюстрациями

Рейтинг:   / 50

Художник-Осень  по Г. Скребицкому.

…Для своей работы взяла Художник-Осень самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила она старика.

Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный… Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля и в луга. Убрала с полей золотых хлеба,… а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц…

По Г. Скребицкому.

Похожие по содержанию произведения раздела:

Я выхожу в космос Леонов рассказ с иллюстрациями ...

Я выхожу в космос.
Вот и космическое небо. Я первый вижу космос с миллиардами звёзд не из кора …

Шесть километров пути Хомченко рассказ с иллюстрациями ...

Шесть километров пути.
I.
. Был холодный день, солдатам дали увольнительные. Шли они весёлые, …

default thumbnail image alt

Шар в окошке.
 
Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щи …

Чужое яичко Ушинский рассказ с иллюстрациями ...

ЧУЖОЕ ЯИЧКО К. Д. УШИНСКИЙ
Рано утром встала старушка Дарья, выбрала тёмное, укромное местечко …

Добавить комментарий

Цели урока:

— познакомить учащихся с произведением Г.Скребицкого “Осень”, картиной И.Левитана
“Золотая осень”;

— создать условия для формирования
читательских умений при различных видах работы:

а) жужжащее чтение;

б) выборочное чтение;

в) чтение с целевой установкой;

г) чтение про себя;

— формировать специально читательские умения:
правильно называть произведение, автора, жанр,
тему;

— развивать интеллектуальные способности
учащихся, самостоятельность, обогащать
словарный запас;

— создать условия для положительной мотивации к
учению посредством литературы и художественного
творчества.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор, презентации.

2. Магнитофон, музыкальное произведение А.
Вивальди «Осень».

3. Картина И. Левитана “Золотая осень”.

4.Наборы для моделирования.

5. Карточки контроля домашнего задания.

6. Карточки-листочки с произведениями об осени.

7. Краски, кисти, отдельные фрагменты
художественного изображения произведения.

8. Разноцветные кленовые листья с фамилиями
поэтов и писателей.

9. Учебник Л. А. Ефросинина “Литературное
чтение”. 2 класс, 1 часть, рабочая тетрадь № 1.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Приветствие.

— Эмоциональный настрой.

Сегодня у нас необычная встреча. Улыбнитесь
друг другу. Пожалуйста, подарите свою улыбку мне.
Ведь улыбка украшает человека, дарит всем
настроение радости. Только это настроение нам
понадобится сегодня для работы.

Поможет нам настроиться на рабочий лад это
стихотворение:

Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
И тогда увидите
Вы картины светлые,
Облака небесные,
Легкие, несмелые.


2. Актуализация знаний.

— Понравилось вам стихотворение? Чем? Какое оно?

— Как вы думаете, какая атмосфера будет царить
сегодня на уроке?

3. Проверка домашнего задания (А.С. Пушкин “ Уж
небо осенью дышало…”)

— Ребята, сегодня вы проверите домашнее задание
друг у друга с помощью таблицы (показ таблицы),
которая есть у каждого.

Имя чтеца

Темп

Выразительность,
тон

Паузы

Ошибки в
произношении

Ваше отношение к
прослушанному

           

— У кого есть вопросы? Будьте объективны. Желаю
вам успеха.

Итог проверки.

Оценку ученики делают словесно: «Например,
Катя читала четко, соблюдала правильный тон.
Обращала внимание на знаки препинания и выделяла
их голосом, не сделала ни одной ошибки (или:
допустила ошибку в произношении слова
«скучная» [скучная], надо читать [скушная]».

— Кто рассказал стихотворение без ошибок —
молодцы. У кого были ошибки — постарайтесь в
следующий раз исправить их.

4. Сообщение цели урока.

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться
с произведениями о родной природе осенью, будем
учиться определять жанры, работать с текстом.

— Скажите, какие признаки осени вам известны?

5. Жужжащее чтение по карточкам — листочкам.

В нашем классе тоже листопад. У каждого из вас
на парте лежит листочек. Прочитайте произведение
на листике. Определите тему, жанр вашего
произведения, назовите автора.

А) Самостоятельная работа учащихся.

Б) Проверка.

Одновременно с ответами уч-ся к стволу дерева
на доске прикрепляются осенние листья, на
которых указаны фамилии авторов, жанры
произведений о родной природе.

— В какое время года деревья имеют такой наряд?

6. Физминутка.

Мы — листочки, мы — листочки,
Мы — осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул, полетели — 2 раза
И на землю тихо сели… (Пауза)

Ветер снова набежал и листочки все поднял…
(шшшш)

— Какие звуки мы ещё слышим осенью? (Кап – кап –
моросит дождик, у-у-у – завывает ветер, кур-кур –
курлычут журавли, улетая на юг…)

7. Изучение нового материала.

Учитель: “Осень” — так называется
произведение, с которым нам предстоит
познакомиться.

А) Откройте учебники на стр.90, назовите автора
нашего нового произведения.

Б) Знакомство с биографией Г.Скребицкого
(рассказ подготовленного ученика).

В) Словарная работа (кованая броня, золотая
парча, косяки перелётных птиц, копны сена, стога,
осинник).

Г) Первичное восприятие текста (читает учитель).

Д) Проверка первичного восприятия:

— Понравилось вам произведения? Чем?

— О каком периоде осени говорит Скребицкий?

— Реалистическая или сказочная картина
изображена писателем? Каков жанр этого
произведения? (Рассказ, хотя мы видим, что время
года — осень представлена в образе живого
существа)

— Какой приём использует писатель, чтобы
придать реальным событиям сказочность?

( В литературе такой приём называется
“олицетворение”)

— Какой вы представляете Художника – Осень?
Опишите её.

8. Гимнастика для глаз.

Ваши глазки отдохните,
Под ресничками вздремните,
Раз, два, три, четыре, пять —
Пора глазки открывать.
Посмотрите влево, вправо,
Вверх и вниз, теперь вперёд,
Продолжаем наш урок.

9. Продолжение работы над произведением.

— Повторное чтение с целевой установкой.

а) — Какие действия совершает Осень, как живое
существо? (Дети читают текст по смысловым частям
и подчёркивают слова)

б)- Какие деревья раскрасила Художник-Осень?

— Каким цветом украсила Осень каждое из этих
деревьев? Найдите слова, подтверждающие ответ в
тексте.

Вывод: Очень ярко, красочно Г. Скребицкий
описал в своём рассказе золотую осень. Осенняя
пора вдохновляла не только писателей, но и
художников, композиторов.

Для великого русского художника-пейзажиста
Исаака Ильича Левитана осень была любимейшим
временем года, ей он посвятил более ста картин.

в) Перед вами одна из картин Левитана “Золотая
осень”.

— Какие краски использовал художник, чтобы
изобразить именно этот период осени?

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

10. Творческая работа:

А) Художественное оформление произведения.

Б) Выборочное чтение.

Ребята, сейчас я предлагаю вам раскрасить
рисунки, используя краски Художника-Осени, затем
найти описание фрагмента вашего рисунка в
тексте.

В) Работа по группам под музыку А.Вивальди
“Осень”:

1 группа: работая в паре, раскрашивают
иллюстрации на отдельных листах ватмана.

2 группа: каждый ученик индивидуально
работает в тетради на стр. 46 № 2.

— Проверка работ учащихся 1 группы: один
ученик выходит к доске с рисунком, другой читает
описание соответствующего фрагмента;

8. Подведение итогов, рефлексия.

Соединив отдельные фрагменты рисунков на
ватманах (результаты работ учащихся первой
группы), получилась полная иллюстрация рассказа
Г. Скребицкого “Осень”.

Учитель: Конец октября. Впереди ноябрь.
Поздняя осень. Листопадный дождь практически
позади. Но пусть наш сегодняшний урок постоянно
напоминает вам красоту золотой осени.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке мы….

Я доволен своей работой, потому что…

Я допустил ошибку…, но….

9. Домашнее задание:

выразительное чтение рассказа с. 90-91,

в рабочей тетради с. 4 №1,

— иллюстрацию на тему: “Я рисую осень…”.

  • Рассказ осенняя пора 4 класс
  • Рассказ осенняя жизнь растений 2 класс
  • Рассказ осенняя елочка сладков
  • Рассказ осенний ковер трофимов текст
  • Рассказ осенний день в березовой роще