Рассказ осенний день в березовой роще

Цели. Знакомство с творчеством
И.С. Тургенева; с основными особенностями
текста-описания; уточнение представления
учащихся о словообразующей роли приставок и
суффиксов; совершенствование умения разбирать
слова по составу; расширение лексического запаса
слов.

Оборудование. Портрет
И.С. Тургенева; диафильм «И.С. Тургенев в
Спасском-Лутовинове»; записи поговорок и
примет осени; грамзапись (голос синицы);
иллюстрация с изображением осенней березовой
рощи; выставка книг писателя; проигрыватель.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Сегодня на занятии мы
отправимся на экскурсию в березовую рощу,
посмотрим, как изменилась роща с приходом осени.
Поможет нам в этом отрывок из рассказа
«Свидание», написанного Иваном Сергеевичем
Тургеневым.
Кто будет на занятии самым внимательным, тот
узнает сегодня много нового и интересного.

III. Вступительная беседа

У. Иван Сергеевич Тургенев
родился 28 октября 1818 года. Как видите, тоже
осенью, как и Иван Алексеевич Бунин. Детство его
прошло в селе Спасском. Маленький Ваня очень
любил сад в своем родном имении. Он любил слушать
птичье пенье, с интересом слушал рассказы
садовника, лесных сторожей о жизни зверей и птиц.
С детства он полюбил природу.

Учитель показывает кадры из
кинофильма.

– Тургенев был страстным охотником,
ездил по полям, степям, лугам, лесам. Там, бродя с
ружьем, любознательный и проницательный охотник
много видел и наблюдал. Из богатого запаса своих
охотничьих встреч и наблюдений он отобрал самое
интересное для своих рассказов. Серию таких
рассказов он назвал «Записки охотника». В
этот сборник вошли такие рассказы, как «Бежин
луг», «Лес и степь», «Малиновая вода» и
много-много других.

Учитель показывает книгу.

– Рассказ «Свидание», отрывок
из которого мы прочитаем сегодня, тоже входит в
«Записки охотника».

В этом рассказе описывается последнее
свидание девушки-крестьянки Акулины с ее
возлюбленным. Рассказ заканчивается трагично:
жених бросает ее. Конец безрадостной любви
совпадает с моментом осеннего увядания природы.
Автор случайно оказался свидетелем грустной
сцены.

Ребята, а приходилось ли вам бывать в
осенние дни в березовой роще?

Дети. Да.

У. Какая она? Опишите ее.

Д. Березы стоят все желтые, под
ногами шуршит листва. Если нет дождя, то в роще
тихо и спокойно. Под березами можно увидеть грибы
подберезовики.

Учитель показывает иллюстрацию с
изображением осенней березовой рощи.

У. А вот какой увидел Тургенев
березовую рощу, мы с вами узнаем из рассказа
«Осенний день в березовой роще», который
является отрывком из рассказа «Свидание».
Я прочитаю вам этот отрывок, а вы слушайте
внимательно и подумайте, о каком периоде осени
рассказывает писатель.

IV. Первичное восприятие текста

Учитель зачитывает отрывок.

«Я сидел в березовой роще осенью,
около половины сентября. С самого утра перепадал
мелкий дождик, сменяемый по временам теплым
солнечным сиянием; была непостоянная погода.
Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми
облаками, то вдруг местами расчищалось на
мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч
показывалась лазурь, ясная и ласковая, как
прекрасный глаз. Я сидел, и глядел кругом, и
слушал, листья чуть шумели над моей головой; по
одному их шуму можно было узнать, какое тогда
стояло время года. То был не веселый, смеющийся
трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий
говор лета, не робкое и холодное лепетанье
поздней осени, а едва слышная, дремотная
болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по
верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя,
беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило
ли солнце или закрывалось облаком, она то
озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось:
тонкие стволы не слишком частых берез внезапно
принимали нежный отблеск белого шелка, лежавшие
на земле мелкие листья вдруг пестрели и
загорались червонным золотом, а красивые стебли
высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в
свой осенний цвет, подобный цвету переспелого
винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и
пересекаясь перед глазами; то вдруг опять все
кругом слегка синело: яркие краски мгновенно
гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые,
как только что выпавший снег, до которого еще не
коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и
украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по
лесу мельчайший дождь. Листва на березах была еще
почти вся зелена, хотя заметно побледнела, лишь
кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или
вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко
вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно
пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую
сетку тонких веток, только что смытых сверкающим
дождем. Ни одной птицы не было слышно: все
приютились и замолкли; лишь изредка звенел
стальным колокольчиком насмешливый голосок
синицы.»

– Итак, о каком же периоде осени
рассказывается в этом отрывке?

Д. О ранней осени.

У. Подтвердите это словами из
текста.

Д. «…Около половины сентября»;
«ясная и ласковая лазурь».

V. Словарная работа

У. Какие трудные и непонятные
слова встретились вам в тексте?

Д. Заволакивалось, говор.


У. Кто из вас может объяснить
значение этих слов?

Д. Заволакивалось
закрывалось.

Говор – гул, шум.

VI. Работа над содержанием рассказа

Учитель раздает детям текст отрывка
из рассказа «Свидание».

У. Ребята, прочитайте теперь
текст самостоятельно и ответьте затем на вопрос:
с какого времени дня начинается описание рощи?

Дети читают отрывок.

– Итак, с какого же времени дня
начинается описание?

Д. С утра.

У. Что происходило в роще утром?

Д. Перепадал мелкий дождик.

У. Что, по-вашему, означает слово перепадал?

Д. Шел мелкий дождь. Перепадал
– то шел, то прекращался.

У. Когда дождь прекращался, что
приходило ему на смену?

Д. Теплое солнечное сияние.

У. Как пишет об этом Тургенев,
как он называет смену дождя солнечным сиянием?

Д. «Была непостоянная
погода».

У. Прочитайте, каким было небо,
когда перепадал дождь?

Д. «Небо… все заволакивалось
рыхлыми белыми облаками…»

У. Как вы думаете, почему
Тургенев использовал глагол заволакивалось,
а не закрывалось?

Д. Потому что облака были
рыхлыми.

У. Как выглядело небо, когда
светило солнце?

Д. Тучи раздвигались, и
показывалась лазурь ясная и ласковая, как
прекрасный глаз.

У. Посмотрите, какие эпитеты и
сравнения использует Тургенев при описании неба.

Д. Небо в белых облаках.
Лазурь ясная и ласковая.
Сравнение: как прекрасный глаз.

У. Подумайте, почему лазурь
автор называет ясной и ласковой?

Д. Ясная, потому что светит
солнце. Ласковая, потому что тепло и хорошо.

У. Что означает выражение «как
прекрасный глаз»?

Д. Было приятно смотреть:
красиво и тепло от «взгляда» лазури.

У. Итак, какие две картины
описывает в начале рассказа Тургенев?

Д. Первая картина: идет дождь.
Вторая картина: дождь прекращается, и роща
озаряется солнцем.

У. Как вы думаете, в целом погода
хорошая или нет?

Д. Да, хорошая. Ведь даже когда
идет дождь, небо не темное и пасмурное, а светлое,
так как оно закрыто белыми облаками.

У. Действительно, несмотря на
дождь, в роще было прекрасно. Наверное, поэтому и
не хотел ее покидать писатель.
Чем же занимался Тургенев, находясь в роще?

Д. Он сидел и глядел кругом,
слушал, как шумят листья.

У. Прочитаем этот фрагмент
текста и посмотрим, с чем сравнил шум листьев
ранней осенью в роще Тургенев?

Дети зачитывают от слов «Я сидел и
глядел…» до слов «…едва слышная, дремотная
болтовня».

– С чем же сравнил шум листьев Иван
Сергеевич?

Д. С едва слышной, дремотной
болтовней.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Едва слышная – потому что
ветра почти нет.

– Дремотная болтовня – потому что
листочки как бы дремали, то есть не спали, но уже и
не бодрствовали.

У. Как еще написал Тургенев об
этом?

Д. Листья чуть шумели.

У. Всегда ли в роще листва шумит
одинаково?

Д. Нет.

У. Прочитайте это предложение и
заполните таблицу «Шум листвы».

На доске:

Учащиеся выполняют задание в
тетрадях, один ученик – у доски для дальнейшей
проверки.

– Давайте проверим, что у вас
получилось.

На доске открывается заполненная
таблица.

На доске:

Время года

Шум листвы

весной
летом
ранней осенью
поздней осенью

веселый,
смеющийся трепет
мягкое шушуканье, долгий говор
едва слышная, дремотная болтовня
робкое и холодное лепетанье

У. Как вы понимаете смысл
каждого выражения?

Д. Поздней осенью очень холодно,
ветрено, иногда морозно, листьев на деревьях
почти нет, поэтому они лепечут (невнятно говорят)
«робко и холодно».

Аналогично объясняется смысл
остальных выражений.

У. Давайте проследим, как
меняются действия листвы в роще.

Д. Трепет —> шушуканье —>
говор —> болтовня —> лепетанье.

У. В какой период жизни листья
трепещут?

Д. Когда листочки молоденькие,
только появились на свет.

У. Когда слышен их говор?

Д. В полном расцвете.

У. Когда слышно лепетанье?

Д. Когда листья умирают.

У. Видите, как все эти процессы
от рождения до смерти смог назвать одним словом
Тургенев. А что же все-таки объединяет эти слова: говор,
шушуканье, болтовня, лепетанье
?

Д. Их общее значение – разговор.

У. Как называют такие слова?

Д. Синонимы.

У. Являются ли слова трепет,
говор, шушуканье, болтовня, лепетанье

синонимами в этом тексте? Почему?

Д. Да, являются, обозначают одно
и то же – шум листвы.

У. Тургенев был настоящим
охотником и знатоком природы. Можете ли вы,
пользуясь данным фрагментом, подтвердить это?

Д. По одному шуму листьев он мог
узнать, какое стояло время года.

У. Видите, не по цвету листьев, а
только по шуму. Не каждый из нас сможет сделать
это. Можем ли мы, читая текст, услышать шум
листьев?

Д. Да.

У. Помните, как называется этот
прием в литературе?

Д. Звукопись.

У. Прочитайте этот фрагмент еще
раз внимательно и заметьте, с помощью какого
звука, часто повторяющегося в словах, можно как
бы услышать шум листвы.

Д. С помощью звука [ш] в словах слушал,
шумели, по шуму, шушуканье, слышная.

VII. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо
(показывают движением рук),
Закачалось деревцо
(качаются вправо, влево).
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

VIII. Работа над содержанием рассказа
(продолжение)

У. Что пишет о ветре Тургенев?

Д. Слабый ветер чуть-чуть тянул
по верхушкам.

У. Итак, ветер был слабый.
Внутренность рощи тоже беспрестанно изменялась.
Посмотрим, какие картины изображает Иван
Сергеевич. Что происходит с рощей, когда светит
солнце?

Д. Она озаряется, даже улыбается.

У. Что описывает в этот момент
автор?

Д. Березы, листья, папоротники.

У. Как выглядят березы?

Д. Березы стоят не слишком часто,
стволы берез Тургенев сравнивает с белым шелком.

У. Что сказано про листья?

Д. Листья пестрели и загорались
червонным золотом.

У. Как описаны папоротники?

Дети зачитывают фрагмент текста.

– Вот как выглядит роща во время
солнечного сияния. Вам нравится?

Д. Да.

У. Но вдруг опять дождь. Что
тогда меняется в роще?

Д. Яркие краски гаснут, березы
уже стоят без блеска, белые, как снег.

У. Как пишет о дожде писатель?

Д. «…Украдкой, лукаво, начинал
сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь».

У. Какой эпитет использует
Тургенев при описании дождя?

Д. Мельчайший.


У. Что значит это прилагательное?

Д. Очень-очень мелкий, почти
незаметный.

У. Какие олицетворения
использует автор?

Д. Украдкой, лукаво шептал.


У. С кем сравнивает дождь
писатель?

Д. С человеком.

У. Очень часто природа у
Тургенева «оживает», то есть описывается как
живое существо.
Сравним вначале «…перепадал мелкий
дождик…», затем «…украдкой, лукаво начинал
сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь».
Как описывает листву Тургенев?

Д. Почти еще зеленая, но уже
побледнела, кое-где красная или золотая.
 Когда светило солнце, ярко вспыхивала.

У. Какие картины увидел Тургенев в
роще?

Д. Небо, закрытое облаками;
небесная лазурь. Пестрая листва. Стволы берез:
белые, как шелк или как только что выпавший снег.
Сверкающий дождь. Папоротник, как переспелый
виноград.

IХ. Упражнение в разборе слов по
составу

У. Расскажите, а какие звуки,
кроме шума листвы, услышал Тургенев в роще?

Д. Голос птицы.

У. Зачитайте последнее
предложение. Как вы думаете, случайно ли в тексте
использованы слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами – колокольчиком,
голосок?

Д. Нет. Автор хотел передать
нежное и трепетное отношение к природе.

У. Попробуйте прочитать
предложение, убрав суффиксы -чик и -ок.

Дети зачитывают текст.

– Возможна ли такая замена?

Д. Нет.

У. Предложение получается
некрасивое. Как видите, Тургенев не случайно
использовал слова с такими суффиксами.
Тщательный отбор слов, их словообразовательных
частей помогает точно выразить и мысль, и
настроение. Найдите в рассказе еще слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Д. Дождик, молоденькая.


У. Какую же роль в тексте
произведения играют слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами?

Д. Они отражают отношение автора
к тому, что он описывает.

У. Сделаем вывод. Одно из
средств, помогающее нам выразить свои чувства,
свое отношение к чему-либо, свое настроение, дать
оценку тому, о чем мы говорим, – суффиксы.

Х. Физкультминутка

ХI. Работа с
изобразительно-выразительными средствами

У. Итак, мы с вами уже сказали,
что природа у Тургенева описывается как живое
существо. Оказывается, природа становится еще
как бы участницей всего происходящего. Как я уже
сказала, на фоне описания осенней рощи автор
повествует затем о горестных переживаниях
бедной девушки Акулины. Давайте сравним, как
меняется ветер на протяжении всего рассказа.
Вначале: «Слабый ветер чуть-чуть тянул по
верхушкам». Когда же после свидания брошенная
девушка горько рыдает, все вокруг проникается
ощущением тревоги. Затем: «Порывистый ветер
быстро мчался мне навстречу через желтое,
высохшее жнивье; торопливо вздымаясь перед ним,
стремились мимо, через дорогу, вдоль опушки,
маленькие, покоробленные листья». С чем можно
сравнить «покоробленные листья»?

Д. С разрушенными мечтами
героини о счастье.

У. Вы видите, как меняется
описание природы на протяжении всего рассказа.
Рассказ завершается словами от автора: «Мне
стало грустно; сквозь невеселую, хотя свежую
улыбку увядающей природы, казалось,
прокрадывался унылый страх недалекой зимы…»

Таким образом, Тургенев, используя
различные изобразительно-выразительные
средства, смог так мастерски передать красоту и
силу осенней природы.

ХII. Упражнение в разборе слов по
составу

У. Посмотрим еще раз, как
менялась погода осенью в роще. Выпишите из текста
только глаголы в два столбика: в один – с
приставками, в другой – без приставок.

Дети выписывают глаголы.

– Каких глаголов в тексте больше?

Д. С приставками.

У. Автор насытил свое описание
такими глаголами именно потому, что эти
приставки передают изменения в природе, что
соответствует описанию изменчивого осеннего
дня. Например, заволакивалось, расчищалось,
показывалась, побледнела…
Какую роль в
тексте играют бесприставочные глаголы: сидел,
глядел, звенел, тянул, стояла, слушал, светило

и другие?

Д. Они называют действия,
которые длятся во времени. Они не связаны со
сменой событий.

У. Приставочные глаголы
помогают передать динамику движения в явлениях
природы, одна картина сменяет другую, нет
постоянства, «была непостоянная погода».

ХIII. Работа над особенностями
текста-описания

У. О чем говорилось в этом
отрывке? Какова его тема?

Д. Об описании изменчивого
осеннего дня в березовой роще.

У. Выделите главную мысль
рассказа.

Д. Главная мысль – погода осенью
непостоянна, может меняться даже в течение дня.

У. Сегодня мы с вами работаем с
текстом-описанием. Возьмите в руки листы с
таблицами. Подберите к существительным
прилагательные из текста.

Учащиеся заполняют таблицу:

Имя
существительное

роща дождик
сияние погода облака тучи лазурь глаз трепет
шушуканье говор лепетанье болтовня ветер
внутренность рощи стволы березы отблеск шелк
листья золото стебли папоротники цвет виноград
краски березы снег луч солнце дождь листва сетка
ветки дождь колокольчик голосок

Имя
прилагательное


– Видите, как много прилагательных
использует Тургенев!
Попробуйте найти в тексте предложения, в которых
не было бы ни одного прилагательного.

Учащиеся приходят к выводу, что таких
предложений нет.

– Именно использование имен
прилагательных делает рассказ Тургенева таким
красочным и образным. В тексте-описании просто
невозможно обойтись без имен прилагательных, как
в тексте-повествовании – без глаголов. К какому
же типу текста относится этот рассказ?

Д. К описанию.

У. В тексте-описании говорится о
признаках предмета или явлениях, которые можно
увидеть одновременно. К такому тексту можно
поставить вопрос: какой предмет? Что является
объектом описания в рассказе?

Д. Березовая роща.

У. Все это описание помог нам
увидеть автор. Тургенев всегда мастерски
описывал природу в своих рассказах. Вот что
сказал по этому поводу Лев Николаевич Толстой:
«Одно, в чем он мастер такой, что руки
отнимаются после него касаться этого предмета, –
это природа. Две-три черты – и пахнет».
Действительно, Тургенев замечает тончайшие
оттенки цвета, световые изменения. Как вы
думаете, а почему это удавалось писателю?

Д. Он мог часами наблюдать за
природой. Он «сидел и глядел вокруг, слушал».
Если прийти в лес, рощу и просто поверхностно
любоваться, то нельзя подметить все оттенки
цвета, увидеть краски, заметить запахи.

У. Действительно, только такому
чуткому человеку была подвластна красота и тайна
природы, ее душа, понять которую удается не
каждому из нас.

ХIV. Работа с приметами и поговорками

На доске:

Над лесом синева – будет
тепло.

У. Прочитайте примету. Подходит
ли она к отрывку?

Д. Да.

У. Правильно. Если мы прочитаем
далее рассказ, то убедимся в этом.

Учитель зачитывает фрагмент
рассказа.

«…Погода расчистилась, и в воздухе
чувствовалась та особенная, сухая свежесть,
которая, наполняя сердце каким-то бодрым
ощущением, почти всегда предсказывает мирный и
ясный вечер после ненастного дня».

У Тургенева есть словосочетание
«сухая свежесть». Как вы думаете, что оно
означает?

Д. Солнце светит, все высохло, но
в воздухе свежо.

У. Какие из представленных
поговорок подходят к рассказу «Осенний день в
березовой роще»?

На доске:

Осень короткая – зима будет
долгая.
Осень – припасиха, а зима – подбериха.
Осень – перемен восемь.

Учащиеся выбирают третью поговорку и
объясняют ее связь с рассказом.

ХV. Итог урока

У. Какие звуки и краски наблюдал
Тургенев в роще?

Дети отвечают, опираясь на текст.

– Какие описания рощи особенно
понравились вам, ребята? Зачитайте.

Дети зачитывают.

– Вспомните описание осеннего
яблоневого сада у Бунина. Кому какое описание
больше понравилось? Объясните почему.

Выслушиваются ответы детей.

– О чем говорится в тексте-описании?

Д. Описываются какие-то предметы
и явления.

У. Какие вопросы можно поставить
к тексту-описанию?

Д. Какой предмет? Как выглядит?

У. Какая часть речи постоянно
используется в тексте для создания образности и
красочности описания?

Д. Имя прилагательное.

ХVI. Домашнее задание

У. Напишите сочинение-миниатюру
«Осенний день в лесу». Расскажите, какая
погода была в тот день, как выглядел лес, какие
звуки ты услышал, какие запахи ощутил в осеннем
лесу.

Перед написанием сочинения учитель
проводит экскурсию в лес.

Чтение, 6 класс.

Дата_____________

Урок 19. Тема: И. С. Тургенев «Осенний день в березовой в
роще». 

Цель:
создать условия для познавательного интереса на основе
ознакомления с жизнью и творчеством И. С. Тургенева. 

Задачи:

Образовательные: познакомить
обучающихся с жизнью и творчеством И. С. Тургенева, с его рассказом «Осенний
день в березовой в роще»; отрабатывать навыки правильного, беглого,
выразительного чтения; развивать умение пересказа; 

Развивающие: корригировать и развивать память, речь
при ответе на вопросы, внимание на основе развивающих упражнений; 

Воспитательные: воспитывать положительные мотивации к
учебе и предмету, любовь к природе. 

Ход урока. 
1. Организационный
момент. Подготовка обуч-ся к уроку. Психологический настрой. 

Игра «Угадай слово». 
1. Имя детского доктора. Карл
2. Учреждение, где продают лекарства. аптека
3. От чего спас заяц
деда? пожар

4. Что написал дед
профессору? письмо

5. Музыкальный инструмент
К.П. рояль

6. Имя мальчика. Ваня
2. Речевая разминка. 
-дыхательная гимнастика 
— скороговорка: три сороки, три
трещотки, потеряли по три щетки. 

Три сегодня, три вчера, три ещё
позавчера 

3. Проверка домашнего
задания. 
Пересказ рассказа М.М. Пришвина «Лесной хозяин».
/Поляков
М., Дегтярев Е., Бартош С./
4. Постановка цели урока. 
Солнцу теплому не верьте — 
Впереди метели. 
В золотистой круговерти 
Листья полетели. 
Это я пришла с дождями, 
Листопадом и ветрами. (Осень) 
— Назовите осенние приметы. 
Сегодня на уроке мы отправимся на
экскурсию в березовую рощу, посмотрим, как меняется роща с приходом осени.
Поможет нам в этом отрывок из рассказа «Свидание», написанный Иваном
Сергеевичем Тургеневым. (сл. 1) 

-Кто будет на занятии самым
внимательным, тот узнает сегодня много нового и интересного. 

5. Знакомство с новым материалом. 
Биография И.С. Тургенева. /портрет и
слайдовая презентация/ 

Иван Сергеевич Тургенев родился 28
октября 1818 года. Как видите, тоже осенью. Детство его прошло в селе Спасском
в нашей Орловской области. Маленький Ваня очень любил сад рядом со своим домом.
Он любил слушать птичье пенье, с интересом слушал рассказы садовника, лесных сторожей
о жизни зверей и птиц. С детства он полюбил природу. 

Учитель показывает слайды с видами
Спасского-Лутовинова. 

– Тургенев был страстным охотником,
ездил по полям, степям, лугам, лесам. Там, бродя с ружьём, любознательный и
проницательный охотник много видел и наблюдал. Из богатого запаса своих
охотничьих встреч и наблюдений он отобрал самое интересное для своих рассказов.
Серию таких рассказов он назвал «Записки охотника». В этот сборник
вошли такие рассказы, как «Бежин луг», «Лес и степь»,
«Малиновая вода» и много-много других. 

Работа с выставкой книг И.С.
Тургенева 

– Рассказ «Свидание»,
отрывок из которого мы прочитаем сегодня, тоже входит в «Записки
охотника». 

-Ребята, а приходилось ли вам бывать
в осенние дни в березовой роще? 

Какая она? Опишите ее. (Березы стоят
все желтые, под ногами шуршит листва. Если нет дождя, то в роще тихо и
спокойно. Под березами можно увидеть грибы подберезовики). 

Учитель показывает иллюстрацию с
изображением осенней березовой рощи. 

А вот какой увидел Тургенев березовую
рощу, мы с вами узнаем из рассказа «Осенний день в березовой роще»,
который является отрывком из рассказа «Свидание». 

Я прочитаю вам этот отрывок, а вы
слушайте внимательно и подумайте, о каком периоде осени рассказывает
писатель. 

6. Чтение рассказа «Осенний день
в березовой в роще».
 
— читает учитель 
7. Беседа по первичному
восприятию.
 
Все слова в рассказе были понятны?
/нет/ 

Словарная работа: говор, трепет, шущуканье, лепетанье,
болтовня, заволакивалось, дремотно лукаво, лазурь.

8. Физминутка. 
9. Закрепление прочитанного
материала. 

10. Чтение рассказа обучающимися
вслух по отрывкам.
 /по
цепочке/

11. Работа над содержанием
рассказа.
 
– Итак, с какого же времени дня
начинается описание? (с утра.) 

Что происходило в роще утром?
(Перепадал мелкий дождик.) 

Что, по-вашему, означает слово
перепадал? (Шел мелкий дождь. Перепадал – то шел, то прекращался.) 

Когда дождь прекращался, что
приходило ему на смену? (Теплое солнечное сияние.) 

Как пишет об этом Тургенев, как он
называет смену дождя солнечным сиянием? («Была непостоянная
погода».) 

Как вы думаете, в целом погода
хорошая или плохая? (Да, хорошая. Ведь даже когда идет дождь, небо не темное и
пасмурное, а светлое, так как оно закрыто белыми облаками.) 

Действительно, несмотря на дождь, в
роще было прекрасно. Наверное, поэтому и не хотел ее покидать писатель. 

Чем же занимался Тургенев, находясь
в роще? (Он сидел и глядел кругом, слушал, как шумят листья). 

Какая погода стояла в тот день,
который описывает автор? 

Прочитайте её описание. 
Что говорит автор о шуме
листвы? 

Какие звуки слышались в осенней
роще? Прочитайте. 

12. Работа с поговорками. 
Осень – любимое время года многих
писателей, поэтов, художников, да и русского народа. И в таких видах устного
народного творчества как поговорки, пословицы отображены осенние изменения в
природе, приметы. Прочитайте поговорки. 

Какие из представленных поговорок
подходят к рассказу «Осенний день в березовой роще»? 

1.Осень короткая – зима будет
долгая. Тамахин Н.

2.Осень – припасиха, а зима –
подбериха. Поляков С.

3.Осень – перемен восемь. Калайтанова
Д.

Обучающиеся выбирают третью
поговорку и объясняют ее связь с рассказом. 

13. Итог урока. Оценки. Домашнее
задание: с. 30 выразительное чтение.

Дата _______ Класс : 6 «А» -6 «В» Предмет: чтение и развитие речи

Тема : И.Тургенев «Осенний день в берёзовой роще»

Цель: познакомить детей с новым произведением, формировать навык правильного сознательного выразительного чтения целыми словами;

2. развивать зрительно – слуховое восприятие, воссоздающее воображение, вербальную память, умение анализировать и делать выводы, устную речь детей, расширять словарный запас детей;

3. корректировать внимание, зрительно — пространственное восприятие;

4. воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, любовь к чтению. любовь к природе родного края, положительную мотивацию к обучению.

Оборудование: портрет И.Тургенева

Ход урока

1.Орг. момент.

Учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

— Из глубокого колодца (руки «О»)
— Солнце медленно встает (руки над головой),

— Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх.)

— Луч его нам улыбнется ( руки параллельно вытянуты)

— Новый день она начнет (руки вниз широко).

У. С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.

Дыхательная гимнастика.

А)  Есть еще один рассказ,

    Замечательный, для вас.

    Вы вдохните – не дышите,

    Ветра в поле не будите,

    А тихонько выдыхайте,

Подул ветер – У_У_У!

Пожелтели, задрожали  листья – Ф_Ф_Ф!

Полетели на землю – П_П_П!

2.Проверка домашнего задания.

-Чтение подготовленных пословиц уч-ся об осени

3. Постановка темы и цели урока.

— Послушайте загадку  и скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке чтения?

Солнцу теплому не верьте —

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами. (Осень)

— Назовите осенние приметы.

2) У. Сегодня на уроке мы отправимся на экскурсию в березовую рощу, посмотрим, как меняется роща с приходом осени. Поможет нам в этом отрывок из рассказа «Свидание», написанный Иваном Сергеевичем Тургеневым.
-Кто будет на занятии самым внимательным, тот узнает сегодня много нового и интересного.

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года. Как видите, тоже осенью. Детство его прошло в селе Спасском в нашей Орловской области. Маленький Ваня очень любил сад рядом со своим домом. Он любил слушать птичье пенье, с интересом слушал рассказы садовника, лесных сторожей о жизни зверей и птиц. С детства он полюбил природу.

– Тургенев был страстным охотником, ездил по полям, степям, лугам, лесам. Там, бродя с ружьём, любознательный и проницательный охотник много видел и наблюдал. Из богатого запаса своих охотничьих встреч и наблюдений он отобрал самое интересное для своих рассказов. Серию таких рассказов он назвал «Записки охотника». В этот сборник вошли такие рассказы, как «Бежин луг», «Лес и степь», «Малиновая вода» и много-много других.

4. Работа по теме

Ребята, а приходилось ли вам бывать в осенние дни в березовой роще?

У. Какая она? Опишите ее.( Березы стоят все желтые, под ногами шуршит листва. Если нет дождя, то в роще тихо и спокойно. Под березами можно увидеть грибы подберезовики.)

А вот какой увидел Тургенев березовую рощу, мы с вами узнаем из рассказа «Осенний день в березовой роще», который является отрывком из рассказа «Свидание».
Я прочитаю вам этот отрывок, а вы слушайте внимательно и подумайте, о каком периоде осени рассказывает писатель.

А) Первичное знакомство с произведением. (Учитель читает рассказ)

— Какое настроение возникло у вас во время моего чтения?

– Итак, о каком же периоде осени рассказывается в этом отрывке? (Ранняя осень)

Б) Словарная работа

У. Какие трудные и непонятные слова встретились нам в тексте?( чтение слов хором по одному, выяснение их лексического значения)

Д.  Говор, трепет, шущуканье, лепетанье, болтовня.

Заволакивалось, дремотно, лукаво, лазурь — светло- синий

У. Кто из вас может объяснить значение этих слов?

5. Физминутка

В) Выборочное чтение

У. Расскажите, а какие звуки, кроме шума листвы, услышал Тургенев в роще?

Д. Голос птицы.

У. Зачитайте последнее предложение.

У. Голос какой птицы услышал автор? Почему только голос синички звучал в берёзовой роще? (Остальные птицы улетели или притаились из-за дождя)

У. Как вы думаете, случайно ли в тексте использованы слова с ласковым значением – колокольчикомголосок?

Д. Нет. Автор хотел передать нежное и трепетное отношение к природе.

6. Итог урока

 Какое произведение мы читали сегодня на уроке?

 Какие звуки и краски наблюдал Тургенев в роще?

Дети отвечают, опираясь на текст.

– Какие описания рощи особенно понравились вам, ребята? Зачитайте.

Выслушиваются ответы детей.

– О чем говорится в тексте-описании?

-Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня потрудились. (Выставление отметок за урок)

8. Домашнее задание

Прочитать рассказ, пересказать близко к тексту. стр.31-32

Акмолинская область Жаркаинский район

С.Ш. имени Н. Крупской Республика Казахстан

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Тема: И.С.Тургенев «Осенний день в березовой роще».

подготовила

учитель начальных классов

Жусупова Бахытгуль Саветовна

Державинск 2015

Предмет: литературное чтение

Тема: И.С. Тургенев. «Осенний день в березовой роще»

Учебновоспитательные задачи:

1. Образовательные: познакомить с творчеством И.С. Тургенева; обеспечить усвоение

содержания произведения, формировать умение читать бегло, выразительно, правильно,

учить пересказывать;

2. Развивающие: развивать речь. внимание, память, умение анализировать, сравнивать,

расширение лексического запаса слов;

3 . Воспитательные: содействовать привитию любви к природе.

Оборудование. Портрет И.С. Тургенева; диафильм «И.С. Тургенев в Спасском

Лутовинове»; записи поговорок и примет осени; грамзапись (голос синицы); иллюстрация

с изображением осенней березовой рощи; выставка книг писателя; проигрыватель.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

1. Пересказ по любому плану.

2 . Заслушать сочиненияописания «Пейзаж за окном моего дома»

III. Сообщение темы занятия

Сегодня на занятии мы отправимся на экскурсию в березовую рощу, посмотрим, как

изменилась роща с приходом осени. Поможет нам в этом отрывок из рассказа «Свидание»,

написанного Иваном Сергеевичем Тургеневым.

Кто будет на занятии самым внимательным, тот узнает сегодня много нового и

интересного.

IV. Вступительная беседа

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года. Как видите, тоже осенью, как и

Иван Алексеевич Бунин. Детство его прошло в селе Спасском. Маленький Ваня очень

любил сад в своем родном имении. Он любил слушать птичье пенье, с интересом слушал

рассказы садовника, лесных сторожей о жизни зверей и птиц. С детства он полюбил

природу.

Показ кадров из кинофильма.

Тургенев был страстным охотником, ездил по полям, степям, лугам, лесам. Там, бродя с

ружьем, любознательный и проницательный охотник много видел и наблюдал. Из

богатого запаса своих охотничьих встреч и наблюдений он отобрал самое интересное для

своих рассказов. Серию таких рассказов он назвал «Записки охотника». В этот сборник

вошли такие рассказы, как «Бежин луг», «Лес и степь», «Малиновая вода» и многомного

других.

Показ книги.

Рассказ «Свидание», отрывок из которого мы прочитаем сегодня, тоже входит в

«Записки охотника».

В этом рассказе описывается последнее свидание девушкикрестьянки Акулины с ее

возлюбленным. Рассказ заканчивается трагично: жених бросает ее. Конец безрадостной

любви совпадает с моментом осеннего увядания природы. Автор случайно оказался

свидетелем грустной сцены.

Ребята, а приходилось ли вам бывать в осенние дни в березовой роще?

Какая она? Опишите ее.

(Березы стоят все желтые, под ногами шуршит листва. Если нет дождя, то в роще тихо и

спокойно. Под березами можно увидеть грибы подберезовики).

Показ иллюстраций с изображением осенней березовой рощи.

А вот какой увидел Тургенев березовую рощу, мы с вами узнаем из рассказа «Осенний

день в березовой роще», который является отрывком из рассказа «Свидание».

Я прочитаю вам этот отрывок, а вы слушайте внимательно и подумайте, о каком периоде

осени рассказывает писатель.

V. Первичное восприятие текста

Учитель зачитывает отрывок.

«Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал

мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная

погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами

расчищалось на мгновенье, и тогда изза раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и

ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел, и глядел кругом, и слушал, листья чуть шумели

над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года.

То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета,

не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня.

Слабый ветер чутьчуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя,

беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком,

она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось: тонкие стволы не слишком

частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка, лежавшие на земле

мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли

высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету

переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами;

то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли

все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся

холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по

лесу мельчайший дождь. Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно

побледнела, лишь коегде стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая, и

надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно

пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых

сверкающим дождем. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли;

лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.»

Итак, о каком же периоде осени рассказывается в этом отрывке? (О ранней осени).

Подтвердите это словами из текста. «…Около половины сентября»; «ясная и ласковая

лазурь».

VI. Словарная работа

Какие трудные и непонятные слова встретились вам в тексте? Заволакивалось, говор.

Кто из вас может объяснить значение этих слов? Заволакивалось закрывалось. Говор

гул,шум.

VII. Работа над содержанием рассказа

Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа «Свидание».

Ребята, прочитайте теперь текст самостоятельно и ответьте затем на вопрос: с какого

времени дня начинается описание рощи?

Дети читают отрывок.

Итак, с какого же времени дня начинается описание? С утра.

Что происходило в роще утром? Перепадал мелкий дождик.

Что, повашему, означает слово перепадал? Шел мелкий дождь. Перепадал то шел, то

прекращался.

Когда дождь прекращался, что приходило ему на смену? Теплое солнечное сияние.

Как пишет об этом Тургенев, как он называет смену дождя солнечным сиянием?

«Была непостоянная погода».

Прочитайте, каким было небо, когда перепадал дождь?

«Небо… все заволакивалось рыхлыми белыми облаками…»

Как вы думаете, почему Тургенев использовал глагол заволакивалось, а не

закрывалось?

Потому что облака были рыхлыми.

Как выглядело небо, когда светило солнце?

Тучи раздвигались, и показывалась лазурь ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

Посмотрите, какие эпитеты и сравнения использует Тургенев при описании неба.

Небо в белых облаках. Лазурь ясная и ласковая. Сравнение: как прекрасный глаз.

Подумайте, почему лазурь автор называет ясной и ласковой?

Ясная, потому что светит солнце. Ласковая, потому что тепло и хорошо.

Что означает выражение «как прекрасный глаз»?

Было приятно смотреть: красиво и тепло от «взгляда» лазури.

Итак, какие две картины описывает в начале рассказа Тургенев?

Первая картина: идет дождь. Вторая картина: дождь прекращается, и роща озаряется

солнцем.

Как вы думаете, в целом погода хорошая или нет?

Да, хорошая. Ведь даже когда идет дождь, небо не темное и пасмурное, а светлое, так как

оно закрыто белыми облаками.

Действительно, несмотря на дождь, в роще было прекрасно. Наверное, поэтому и не

хотел ее покидать писатель.

Чем же занимался Тургенев, находясь в роще?

Он сидел и глядел кругом, слушал, как шумят листья.

Прочитаем этот фрагмент текста и посмотрим, с чем сравнил шум листьев ранней

осенью в роще Тургенев?

Дети зачитывают от слов «Я сидел и глядел…» до слов «…едва слышная, дремотная

болтовня».

С чем же сравнил шум листьев Иван Сергеевич? С едва слышной, дремотной болтовней.

Как вы думаете, почему? (Едва слышная потому что ветра почти нет).

Дремотная болтовня – потому что листочки как бы дремали, то есть не спали, но уже и

не бодрствовали.

Как еще написал Тургенев об этом? ( Листья чуть шумели).

Всегда ли в роще листва шумит одинаково? Нет.

Прочитайте это предложение и заполните таблицу

«Шум листвы».

На доске:

^ Учащиеся выполняют задание в тетрадях, один ученик – у доски для дальнейшей

проверки.

Давайте проверим, что у вас получилось.

На доске открывается заполненная таблица.

На доске:

весной

летом

ранней осенью

поздней осенью

веселый, смеющийся трепет

мягкое шушуканье, долгий

говор

едва слышная, дремотная

болтовня

робкое и холодное лепетанье

^ У. Как вы понимаете смысл каждого выражения?

Д. Поздней осенью очень холодно, ветрено, иногда морозно, листьев на деревьях почти

нет, поэтому они лепечут (невнятно говорят) «робко и холодно».

^ Аналогично объясняется смысл остальных выражений.

Давайте проследим, как меняются действия листвы в роще.

Д. Трепет > шушуканье > говор > болтовня > лепетанье.

В какой период жизни листья трепещут? Когда листочки молоденькие, только

появились на свет.

Когда слышен их говор? В полном расцвете.

Когда слышно лепетанье? Когда листья умирают.

Видите, как все эти процессы от рождения до смерти смог назвать одним словом

Тургенев. А что же всетаки объединяет эти слова: говор, шушуканье, болтовня,

лепетанье? Их общее значение – разговор.

Как называют такие слова? Синонимы.

Являются ли слова трепет, говор, шушуканье, болтовня, лепетанье синонимами в

этом тексте? Почему? ( Да, являются, обозначают одно и то же – шум листвы).

Тургенев был настоящим охотником и знатоком природы. Можете ли вы, пользуясь

данным фрагментом, подтвердить это? ( По одному шуму листьев он мог узнать, какое

стояло время года).

Видите, не по цвету листьев, а только по шуму. Не каждый из нас сможет сделать это.

Можем ли мы, читая текст, услышать шум листьев?

Помните, как называется этот прием в литературе? Звукопись.

Прочитайте этот фрагмент еще раз внимательно и заметьте, с помощью какого звука,

часто повторяющегося в словах, можно как бы услышать шум листвы.

( С помощью звука [ш] в словах слушал, шумели, по шуму, шушуканье, слышная).

VII. Работа над содержанием рассказа (продолжение)

Что пишет о ветре Тургенев? Слабый ветер чутьчуть тянул по верхушкам.

Итак, ветер был слабый. Внутренность рощи тоже беспрестанно изменялась. Посмотрим,

какие картины изображает Иван Сергеевич. Что происходит с рощей, когда светит

солнце?

Что описывает в этот момент автор? Березы, листья, папоротники.

Как выглядят березы? Березы стоят не слишком часто, стволы берез Тургенев сравнивает

с белым шелком.

Что сказано про листья? Листья пестрели и загорались червонным золотом.

Как описаны папоротники?

Дети зачитывают фрагмент текста.

Вот как выглядит роща во время солнечного сияния. Вам нравится?

Но вдруг опять дождь. Что тогда меняется в роще?

( Яркие краски гаснут, березы уже стоят без блеска, белые, как снег).

Как пишет о дожде писатель?

«…Украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь».

Какой эпитет использует Тургенев при описании дождя? Мельчайший.

Что значит это прилагательное? Оченьочень мелкий, почти незаметный.

Какие олицетворения использует автор? Украдкой, лукаво шептал.

С кем сравнивает дождь писатель? С человеком.

Очень часто природа у Тургенева «оживает», то есть описывается как живое существо.

Сравним вначале «…перепадал мелкий дождик…», затем «…украдкой, лукаво начинал

сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь». Как описывает листву Тургенев?

Какие картины увидел Тургенев в роще?

(Небо, закрытое облаками; небесная лазурь. Пестрая листва. Стволы берез: белые, как

шелк или как только что выпавший снег. Сверкающий дождь. Папоротник, как

переспелый виноград).

VIII. Работа с приметами и поговорками

На доске: Над лесом синева – будет тепло.

Прочитайте примету. Подходит ли она к отрывку? Да.

Правильно. Если мы прочитаем далее рассказ, то убедимся в этом.

Зачитать фрагмент рассказа.

«…Погода расчистилась, и в воздухе чувствовалась та особенная, сухая свежесть, которая,

наполняя сердце какимто бодрым ощущением, почти всегда предсказывает мирный и

ясный вечер после ненастного дня».

Какие из представленных поговорок подходят к рассказу «Осенний день в березовой

роще»?

На доске: Осень короткая – зима будет долгая. Осень – припасиха, а зима – подбериха.

Осень – перемен восемь.

Учащиеся выбирают третью поговорку и объясняют ее связь с рассказом.

IХ. Итог урока

Какие звуки и краски наблюдал Тургенев в роще?

Какие описания рощи особенно понравились вам, ребята? Зачитайте.

Х. Домашнее задание:

Напишите сочинениеминиатюру «Осенний день в лесу». Расскажите, какая погода была в

тот день, как выглядел лес, какие звуки ты услышал, какие запахи ощутил в осеннем лесу.

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      addisonelliott612

    • Создано:

      19 дней назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    3 минуты назад

    Помогите с русским!!!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    4 минуты назад

    5. Определите, распространёнными
    или нераспространёнными являются
    выписанные предложения.

  • istoriya
    История

    4 минуты назад

    Срочно!!!! Даю 25 балов​

  • geometriya
    Геометрия

    4 минуты назад

    кто-нибудь знает как решить 4-5?

  • algebra
    Алгебра

    4 минуты назад

    ДАЮ 50 БАЛЛОВ!!!!!!!​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    14 минут назад

    ЧЕ ЧАТ НЕ РАБОТАЕТ

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    26 минут назад

    срочно!

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  1. Сочинения
  2. Времена года
  3. Осень
  4. Лес поздней осенью (поздняя осень в лесу)

Лес… Произнося это слово, я возвожу перед своим взором дальние километры зеленого массива. Лес хорош во все времена! Однако поздней осенью он становится необыкновенно прекрасным и неповторимым.

Осенний лес – это неподражаемое сочетание ярких и блеклых красок. Особенно если речь идет о смешанном лесе. Вот дружной группой толпятся белоствольные березки. Они очаровывают своей нежностью и хрупкой красотой. Ярко-белые стволы с черными пятнышками позволяют им издали притягивать к себе внимание грибников. Немного поодаль от них расположились дрожащие трусихи-осинки. Каждый порыв ветра уносит их листву, которая пестрым ковром устилается под ногами.

Неприступно и строго стоят стройные тополя. Они, словно стражи леса, наблюдают за всем, что происходит за его пределами. Эти высокие красавцы не торопятся прощаться с пышной листвой. Вот и стоят они, прекрасно сочетаясь с вечнозелеными хвойными питомцами.

Идешь по тропкам осеннего леса, и ноги утопают в шелесте желтых, бурых, бордовых и зеленых листьев.

А какие звуки дарит нам лес глубокой осенью! Птичий хор создает незабываемые мелодии. Вой ветра находит поддержку у деревьев, которые тоже начинают петь. Активным музыкантом в лесу является и дождь. Он создает неподражаемые музыкальные композиции.

Поздняя осень в лесу – особая страница в его жизни!

6-й класс

1-й вариант

С запада тянулось, точно живое чудовище, черное, безобразное пятно с медным отливом по краям и быстро надвигалось на село и на рощу, простирая будто огромные крылья по сторонам. Все затосковало в природе. Коровы понурили головы; лошади обмахивались хвостами, раздували ноздри и фыркали, встряхивая гривой. Пыль под их копытами не поднималась вверх, но тяжело, как песок, рассыпалась под колесами. Туча надвигалась грозно. Вскоре медленно прокатился отдаленный гул. Все притихло, как будто ожидало чего-то небывалого. Куда девались эти птицы, которые так резво порхали и пели при солнышке? Где насекомые, что так разнообразно жужжали в траве? Все спряталось и безмолвствовало, и бездушные предметы, казалось, разделяли зловещее предчувствие.

(И.Гончаров) (105 слов)

Задания

1. Выполните морфемный разбор слов:

I вариант – встряхивая;

II вариант –
поднимались
.

I вариант – Куда девались эти птицы, которые так резво порхали и пели при солнышке?

II вариант –
Где насекомые, что так разнообразно жужжали в траве?

I вариант – песок;

II вариант –
птицы.

2-й вариант

Деревья перестали покачиваться и задевать друг друга сучьями; они выпрямились; только изредка наклонялись верхушками между собой, как будто взаимно предупреждая себя шепотом о близкой опасности. Туча уже обложила горизонт и образовала какой-то свинцовый, непроницаемый свод. В деревне все старались убраться вовремя по домам. Наступила минута всеобщего торжественного молчания. Вот от лесу, как передовой вестник, пронесся свежий ветерок, повеял прохладой в лицо путнику, прошумел по листьям, захлопнул мимоходом ворота в избе и, вскрутя пыль на улице, затих в кустах. Следом за ним мчится бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли. Вот ворвался в деревню, сбросил несколько гнилых досок с забора, снес соломенную кровлю и погнал вдоль улицы петухов и кур, раздувая им хвосты.

(И.Гончаров) (114 слов)

Задания

1. Выполните морфемный разбор слов:

I вариант – покачиваться;

II вариант –
выпрямились.

2. Произведите синтаксический разбор предложений:

I вариант – Туча уже обложила горизонт и образовала какой-то свинцовый, непроницаемый свод.

II вариант –
Следом за ним мчится бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли.

3. Выполните морфологический разбор имен существительных:

I вариант – об опасности;

II вариант –
в избе.

Осень

И. Соколов-Микитов

Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.

В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето.

Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси…

Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.

Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.

Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.

Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.

Скоро, скоро начнутся первые морозы.

До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.

Какие бывают дожди

Паустовский Константин Георгиевич

(Отрывок из повести «Золотая роза»)

… Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать* хорошо передает возникновение дождя, когда еше редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорожках и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дожаем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что, независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково — дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает»…

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы —липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкаюшие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

Все это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде…

7-й класс

1-й вариант

Гагары

Гагары – это настоящие водоплавающие птицы, хорошо приспособленные к водной среде. Гус-тое и плотное оперение покрывает их тело, предохраняя от охлаждения в воде. Ноги далеко отнесены назад. Это признак, свойственный лучшим пернатым пловцам и ныряльщикам. Гагары всю жизнь проводят на воде, выходя на сушу только в период гнездования. Перед погружением они выжимают воздух из-под перьев, увеличивая их плотность. Птицы исчезают под водой с изумительной быстротой. Под водой они работают ногами и крыльями, стрелой несутся то в одну сторону, то в другую, преследуя рыб, которые сравнительно быстро становятся их добычей. Вода – их стихия, где они находят себе пищу и успешно скрываются от врагов. На суше эти птицы беспомощны, передвигаются с трудом, чаще ползают, отталкиваясь ногами.

(Э.Рогачева) (115 слов)

Задания

I вариант – Густое и плотное оперение покрывает их тело, предохраняя от охлаждения в воде.

II вариант –
Перед погружением они выжимают воздух из-под перьев, увеличивая их плотность.

2. Выполните морфологический разбор слов:

I вариант – увеличивая;

II вариант –
преследуя.

3. Выполните морфемный разбор имен сущест-вительных:

I вариант – водоплавающие;

II вариант –
гнездование.

4. Подберите синонимы к словам:

I вариант – извилистой;

II вариант –
сравнительно.

2-й вариант

Летом я жил на полуострове за Полярным кругом в артели охотников за морским зверем. Погода нас не баловала, а к концу месяца испортилась вконец. Ударил теплый ветер. Тучи заторопились, внизу по воде прокатились черные шквальные полосы. К вечеру ветер превратился в настоящий шторм. Зеленые валы пошли в наступление на берег. Подходя к мелководью, они меняли цвет, становились желтыми с белыми пенными гривами, с грохотом рушились, выметывая перед собой плоские языки пены. Скоро свист ветра превратился в низкий гул. Шторм бушевал всю ночь, неожиданно стихнув к утру. Шум волн стал потише. Похолодало. Уходя, циклон уводил на восток сухой, теплый пришедший с юга воздух. На смену ему уже задувал с Баренцева моря сырой и прохладный воздух.

(С.Сахарнов) (114 слов)

Задания

1. Выполните синтаксический разбор предложений:

I вариант – Погода нас не баловала, а к концу месяца испортилась вконец. II вариант – Шторм бушевал всю ночь, неожиданно стихнув к утру.

2. Выполните морфологический разбор глаголов:

I вариант – заторопились;

II вариант –
прокатились.

I вариант – выметая;

II вариант –
стихнув.

4. Подберите антонимы к словам:

I вариант – шторм;

II вариант –
похолодало.

5-й класс

1-й вариант

Неожиданность

В один из морозных вечеров я был испуган восклицанием Михаила Ивановича. Оказалось, что мы оба заснули в возке. И когда проснулись, то увидели себя на льду, под каменистым берегом, в безлюдной местности. Колокольчика не было слышно, возок стоял неподвижно, лошади были распряжены, ямщик исчез, и Михаил Иванович протирал глаза с испугом и удивлением. Вскоре недоумение наше рассеялось. Я вгляделся в ровный каменный берег, который уходил стеной вдаль и искрился под лучами полного месяца. Скоро тропинка исчезла, а в расселинах скал светился высокий крест якутской могилы.

(В.Короленко) (85 слов)

Задания

I вариант – морозных;

II вариант –
в расселинах
.

2. Подберите антонимы к словам:

I вариант – появился;

II вариант –
низкий.

I вариант – в возке;

II вариант –
берег.

2-й вариант

Почта

Почта – три тройки – двинулась, колокольчики сбивчиво и шумно заговорили, как будто обод-ряли друг друга. Три черные пятна шевельнулись на снегу и замелькали между торосьями. Они становились все меньше и меньше. Их давно уже не было видно, а звон стоял такой же ясный в морозном воздухе. Каждый колокольчик пел свое. Расстояние уменьшало только силу, но не ясность звука. Потом все исчезло, да сопки тихо спали в тени, и какие-то неясные грезы передвигались под дальними берегами.

(В.Короленко) (76 слов)

Задания

1. Выполните морфемный разбор слов:

I вариант – ободряли;

II вариант –
замолкали.

2. Подберите проверочные слова к глаголам:

I вариант – ободряли, передвигались;

II вариант –
замелькали, шевельнулись
.

3. Произведите фонетический разбор слов:

I вариант – свое;

II вариант –
грезы.

1-й вариант

Об интеллигентности

Человек должен быть интеллигентным… Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внут-ренне интеллигентным человеком… Интеллигентность не только в знаниях, а в особенностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой). Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические силы.

(Д.Лихачев) (183 слова)

Задания

1. Выполните синтаксический разбор предложений:

I вариант – А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

II вариант –
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков.

2. Выполните морфемный разбор слов:

I вариант – удивительную;

II вариант –
гостеприимны.

3. Подберите антонимы к словам:

I вариант – чистота;

II вариант –
упорядоченный.

Мой дом

Паустовский Константин Георгиевич

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в салу шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.

Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.

На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха — он поет еще далеко, у самой околицы.

Светает. Я беру весла и иду к реке. Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей вековых ив.

Впереди — пустынный сентябрьский день. Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.

А. Блок Зайчик

Маленькому зайчику На сырой ложбинке Прежде глазки тешили Белые цветочки…

Осенью расплакались Тонкие былинки, Лапки наступают На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая Наступила осень, Всю капусту сняли, Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы волку Серому попасть…

Думает о лете, Прижимает уши, На небо косится — Неба не видать…

Только б потеплее, Только бы посуше… Очень неприятно По воде ступать!

Осенний день в березовой роще

Автор: Тургенев Иван Сергеевич

Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая…

Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось… то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли… и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.

Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая…

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.

***

Осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…

***

Автор: Куприн Александр Иванович

… К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

  • Рассказ осенние листья 3 класс кратко
  • Рассказ осеннее утро 2 класс пришвин
  • Рассказ осеевой что легче план рассказа
  • Рассказ осеевой синие листья занятие в средней группе
  • Рассказ осеевой почему текст