Рассказ осенняя елочка сладков

                                        Урок развития речи.                

                  Изложение с языковым разбором «Ёлочка»  

                                                  2 класс

                  Учитель: Старикова Лариса Павловна  

Цели урока:

1.Обучающая: продолжить работу над умением писать изложение по составленному плану.

2. Развивающая: развивать умение анализировать текст, продолжить формирование орфографических навыков.

3. Воспитывающая: развивать навыки самостоятельной работы учащихся; прививать любовь к вдумчивому чтению.

Компетентности: коммуникативная, творческая, самостоятельная.

Форма урока: комбинированный

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Оборудование к уроку: презентация к уроку, тексты на печатной основе         ( загадка, текст изложения, карточка « Орфографическая работа»); рамки для самостоятельной работы, иллюстрированный материал, опорные слова.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка. Подготовка к зрительно – слуховому восприятию текста.
  3. Подготовка к изложению. Постановка учебной задачи.

1)Чтение текста.

2)Структурный анализ текста.

3)Составление плана.

4. Физкультминутка.

5. Пересказ текста.

6. Орфографическая подготовка.

7. Написание изложения.

8. Самопроверка.

9. Рефлексия. Итоги урока.

10. Домашнее задание.

Виды деятельности на уроке:

Беседа;

     Самостоятельная работа;

Работа в парах;

     Визуальное восприятие;

Устные высказывания на тему;

     Подготовка к творческим заданиям.

                                                 Ход урока.

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2. Речевая разминка.   ( Слайд 2)

 — Давайте вместе прочитаем стихотворение.

Гостья к нам пришла с опушки —

Зелена, хоть не лягушка.

И не Мишка косолапый,

Хоть ее мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ежик,

Хоть на ежика похожа.

Догадаться очень просто,

Кто пришел к нам нынче в гости?

 — О чём эта загадка?

 —  Как догадались?

 — Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?

( Ёлка сравнивается с зелёной лягушкой, косолапым мишкой, колючим ёжиком, швеёй.)

 — Какое это стихотворение по настроению, грустное или весёлое?

 — Кто из вас весело прочитает  стихотворение?

 — Какого цвета наряд у ёлочки зимой, весной, летом? Почему?

 — Сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью.

  1. Подготовка к изложению.
  1.  Чтение текста учащимися вслух.   (Слайд 3)

Прочитайте отрывок из произведения Н. Сладкова.

Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья.

          Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

          И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.  

                                                                                              ( По Н. Сладкову)

 — Поделитесь впечатлениями о прочитанном.

2. Структурный анализ текста.   ( Слайд 4)

 — Определите тему текста.

( Ёлочка.)

 — Какова главная мысль текста?

(Ёлочка счастлива. У неё есть друзья, которые  не забывают её и дарят ей подарки.)

 — Определите стиль речи.

( Художественный)

 — Какой заголовок соответствует содержанию текста?

Ёлочка.

Осенний наряд деревьев.

Осенняя ёлочка.

 — Что отражено в этом заголовке тема или главная мысль текста?

(Тема.)

 — Сколько частей в тексте?

(Три.)

 — Кому захотелось запомнить текст? Почему?

 — Для того, чтобы запомнить текст, я вам предлагаю написать изложение, употребляя в пересказе наиболее удачные, интересные слова и выражения авторского текста.

  Постановка учебной цели.   ( Слайд 5)

Итак, какова цель нашего урока?

       ( Ответы учащихся)

 — Цель урока состоит в том, чтобы вдумчиво читать, анализировать художественный текст, открывая  секреты писательского мастерства Н. Сладкова. А затем написать подробное изложение, употребляя замечательные выражения автора.

3.Составление плана.   (Слайды 6, 7 )

 — Назовите основные части текста.

(Вступление, основная часть, заключение (концовка).)

 — Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?

а) — Прочитайте первую часть текста. ( Чтение вслух)

 — Когда появилась на свет ёлочка?

 — Как можно сказать об этом по- другому? ( Родилась)

 — Как  появилась на свет ёлочка? Что она сделала?

   ( Раздвинула листья…)

— Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?

 — Как называется такое изобразительно –выразительное средство языка?

( Олицетворение)

 — О чём первая часть? Скажите кратко.

 — Как озаглавим первую часть?

(  Рождение ёлочки)

— Запишите заглавие первой части на карточке. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

— Перескажите первую часть близко к тексту.

б) – Прочитайте вторую часть текста. ( Чтение шёпотом)

 — С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.

 — Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?

 — Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?

 — Что дарили ёлочке деревья? Скажите  одним словом.

 — Каких цветов были листья?

 — На что похожи листья осинки?

( На фонарики)

 — Чем листья осинки похожи на фонарики?

( Формой…)

 — Как в тексте названы листья клёна? Почему?

 — Чем одаривала ёлочку ива? Почему?                        

               Осинка дарит фонарики.

               Клён роняет звёзды.

               Ива засыпает рыбками.

 — Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста? (Фонарики, звёзды, рыбки…)

 ( Скрытое сравнение – метафору)

 — В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему?

 ( Чтобы не было повторов)

 — Озаглавьте вторую часть текста.

 ( Деревья дарят подарки.)

— Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные предложения из второй части текста – на слайде.

Перескажите эту часть друг другу.

 — Прочитайте  третью часть текста. ( Чтение про себя)

 — Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?

 — Как вы догадались?

 — ( И стоит ёлочка счастливая.)

 — Отчего ёлочка счастлива?

 ( У  неё  много друзей. Они помнят о ней, дарят ей подарки. Благодаря  их подаркам, ёлочка стоит нарядная.)

 — Почему наряд ёлочки разноцветный?

 — Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.

 — Озаглавьте третью часть.

 (Счастливая и нарядная ёлочка.)

 — Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные слова :счастливая, нарядная, разноцветная.

Перескажите третью часть себе.

                    План.

  1. Рождение ёлочки. 
  2.  Деревья дарят подарки.

     3.Счастливая и нарядная ёлочка.

 — Какого типа этот текст?  

 (Текст — повествование с элементами описания)

 — К какому стилю речи относится текст?

 ( К художественному стилю)

  — Какие изобразительно – выразительные средства языка использованы в тексте?

 ( Эпитеты, олицетворение, метафора.)

 — Перескажите текст по плану.

 4. Физкультминутка.   ( Слайд 8)

Ёлка в блёстках ледяных,  ( Повороты туловища влево – вправо.)

В тёплых слёзках смоляных,  ( Наклоны туловища влево – вправо.)

Свежая, зелёная,  ( Поднимемся на носочки.)

Солнцем озарённая. ( Поднимемся на носочки.)

Приходит к нам с подарками, ( Руки  — к плечам.)

Блестит огнями яркими, ( Руки –вверх. Три хлопка над головой.)

Нарядная, забавная  ( Руки – вниз.)

И в Новый год там главная.  ( Три хлопка внизу.)

5.Орфографическая подготовка.(Слайд 9)

1. Определите орфограмму.  

д…ревья —  ________________________

ос…нь — __________________________

тр…винки — _________________________

 з…мля — ___________________________

р…ждение — ________________________

2.  Найдите слово с парной согласной буквой в корне. Подберите проверочное слово.

(Ры…ки – рыба)

3. Объясните, как написать слова с предлогами и приставками.

(На)свет,( по)явилась, (раз)двинула,( вы)сунулась, (о)смотрелась, (из)земли,     (в)день.

4.Обратите внимание на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. Составим схемы этих предложений.

6. Повторное чтение текста учащимися.

7. Самостоятельное написание изложения.

8. Самопроверка текста изложения.

9. Подведение итогов и рефлексия деятельности.   ( Слайд 10)

   Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию,  может в обычном для нас явлении увидеть необычное.

  Вспомните, какую цель ставили в начале урока. Поднимите руки, кто считает, что он достиг  поставленной цели.

  Закройте глаза и вспомните, как вы работали на сегодняшнем уроке.  Встаньте,  пожалуйста, те, кто считает, что он  поработал    «на отлично».

Встаньте,  пожалуйста, те, кто считает, что он  поработал « на хорошо».

Спасибо, что сами себя оценили.

10. Домашнее задание.   ( Слайд 11)

   Осенняя ёлочка делится с вами подарками – листьями, на которых  следует написать поздравление ёлочке с днём рождения.

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему «Изложение «Осенняя ёлочка».» по русскому языку. Презентация состоит из 8 слайдов. Для учеников 2 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.29 Мб.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    8

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Изложение "Осенняя ёлочка".

    Слайд 1

    Отгадай загадку:

    Зимой и летом одним цветом.

  • Слайд 3

    Изложение.Осенняя елочка.

    Осенью деревья дарят ёлочке подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
    И стоит ёлочка нарядная. Раскинула лапки, а наладошках подарки.

  • Слайд 4

    Задания

    1. О чем этот рассказ?
    Рассказ о том, как деревья дарили ёлочке подарки.
    Ёлочка,фонарики, нарядная, лапки, ладошки.
    2. Какие слова в тексте показывают, что ёлочка автору очень нравится?

  • Слайд 5

  • Слайд 6

    Когда деревья дарят ёлочке подарки?
    Осенью
    Какие подарки дарят осина, клен, ива?
    Осина дарит красные китайские фонарики.

    Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
    Клен роняет оранжевые звёзды.

  • Слайд 7

    Какая стоит ёлочка?

    И стоит ёлочка нарядная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

  • Слайд 8

    Ответь на вопросы и запиши

    Когда деревья дарят ёлочке подарки? Какоедерево дарит красные китайские фонарики? А клен роняет что?
    Какая стоит ёлочка?
    Раскинула лапки, а
    на ладошках …

Посмотреть все слайды

Текст книги «Лесные тайнички (сборник)»

Автор книги: Николай Сладков

сообщить о нарушении

Текущая страница: 9 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]

– Могу и непромокаемую, – обещает Лиса. – Я всё могу! Вылезай на берег, мерку с тебя сниму.

– Только мерку снимешь?

– А что же ещё?

– Мне бы лучше без мерки… – упирается Выдра.

– И чего это вы все недотроги такие? – не понимает Лиса. – Или вы щекотки боитесь? Видали на мне лисью шубу – какая работа! Пушнина, мягкое золото! Охотники прямо глаз с неё не сводят. А всё потому, что по мерке. И медвежью шубу шила, и волчью доху – нахвалиться не могут!

– Так-то оно так… – жмутся звери. – Да мы-то не волки и не медведи. Как бы в твоих «Семи шкурах» свою последнюю не потерять. Вместе с меркой-то, гляди, и голову снимешь. Лучше уж мы, Лиса, без твоей помощи обойдёмся, сами выменяем майку на телогрейку.

И разбежались во все стороны. Лиса только зубами щёлкнула.

СТРАШНЫЙ НЕВИДИМКА

Страшный невидимка объявился в лесу. Жуткие дела стали твориться там. Кто-то безжалостно содрал с деревьев листья. Кто-то примял, перепутал и положил траву.

Бесследно исчезли птицы – пеночки, зяблики и дрозды.

Вчера ещё видели и слышали их, а сегодня нет ни одной.

Звери и птицы испуганно прятались в чаще.

Но невидимка находил их и там. Он делал всё что хотел, всё перекраивал на свой вкус и лад. Взял и выкрасил зайцам задние ноги в белый цвет, будто на каждого зайца белые трусы надел. Рыжих белок сделал серыми, пёстрых куропаток – белыми. Барсуков, ежей и енотов до того запугал, что попрятались они в норы, забились под корни деревьев и носа не кажут. Перетрусили лесные жители. Что ни день, в лесу страшные новости. Исчезли куда-то лягушки и жабы. Пропали бабочки и мухи.

Больше всех перетрусили сеголетки, те, кто только нынче на свет появились. Ничего подобного они не видели; вот натерпелись страху!

Да что сеголетки, если старый медведь и тот стал берлогу облюбовывать, чтобы спрятаться от страшного невидимки.

А невидимка бродит по лесам и полям, гнёт деревья, свистит, волны на берега выплёскивает. То землю дождём размочит, то морозцем закуёт. Все дороги, мосты поломал, канавы водой залил. И никто с ним ничего поделать не может: не видно его, невидимка он!

ФАЗАНИЙ БУКЕТ

Фазана я подстрелил ещё осенью. Нагнулся, чтобы взять его, и не мог. Руку боюсь обжечь! Перо горит: медью, бронзой, пурпуром!

Жар-птица, да и только.

Моя дочка-первоклассница подняла фазана за крыло и говорит:

– Ой, папа, что ты наделал!

А я уж и сам не рад.

– Фазана не оживишь, – говорю дочке, – пусть он хоть науке послужит! Давай запишем его размеры и окраску и посмотрим, чем он питается?

Зоб у фазана был туго набит насекомыми, ягодами и семенами. Всё это я разложил на отдельные кучки и стал смотреть, чем питается фазан осенью. Насекомых я определил быстро. Были там кузнечики, кобылки и муравьи. Ягоды тоже узнать было нетрудно – одна лиловая ежевика. Вот семена – беда! Попробуй-ка определи, от каких они растений!

Жаль было, но пришлось семена ссыпать в спичечный коробок и положить на стол. Написал я на коробке: «Семена» и оставил до лучших времен. Может, найдётся специалист, определит.

Прошла зима. Только к весне вспомнил я про коробок с семенами. Открыл коробок – пусто!

Спрашиваю дочку:

– Ты взяла семена?

– Это те, что в коробке, как погремушки, стучали?

– Те самые, что стучали.

– Я взяла. Я их в горшок с землёй посадила. У нас в классе сейчас все опыты делают – семена сажают.

Я подумал, подумал и не стал ругать дочку. Даже ещё и похвалил.

– Молодец! – говорю. – Прорастут семена – вырастут в твоём горшочке разные растения, может, даже и цветы. Вот мы и узнаем, какие семена клевал фазан! Без специалиста обойдёмся. Послужит наш фазан науке.

Дочка, конечно, все мои слова мимо ушей пропустила, только про цветы запомнила. Наклеила на горшочке с семенами ярлычок. И на ярлычке печатными буквами написала: «Фазаний букет».

ДЕРЕВЬЯ СКРИПЯТ

Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше, бывало, я все ночёвки свои только под скрипучими деревьями и устраивал. Солнце за лес – и начинаешь прислушиваться. Как услышу – скрипит! – тут и рюкзак сбрасываю.

Валежник собираешь – оно скрипит, рогульки для котелка вырубаешь скрипит, лапник стелешь – всё скрипит, скрипит…

И за треском костра слышен скрип, и за бульканьем чая. Сквозь дремоту, всю ночь, – скрип да скрип.

К утру уже знаешь, почему скрипит.

То растут два дерева тесно, упёрлись друг в друга сучьями, одно другое отталкивает, отпихивает – вот и скрипит. Бывает, ветер повалит одно другому на плечи – тоже оба скрипят.

Иное на вид живо-здорово, да сердцевина трухлява: чуть ветерок скрипит. А то снег зимой в дугу скрючит – за всё лето распрямиться не может. Стоит гнутое, голова лохматая в землю уткнута, – тоже скрипит.

Наслушался я по лесам скрипа. Ни рощи нет, ни бора и ни дубравы, где бы дерево не скрипело. И каждое по-особому. И каждое о своём…

ТАЙНА СКВОРЕЧНИКА

В галочниках живут галки, в синичниках – синицы. А в скворечниках должны быть скворцы. Всё ясно и просто.

Но в лесу редко бывает просто…

Знал я один скворечник, в котором жила… сосновая шишка! Она высовывалась из летка и шевелилась!

Помню, когда я подошёл к скворечнику, шишка в летке задёргалась и… спряталась!

Я быстро шагнул за дерево и стал ждать!

Напрасно!

Лесные тайны так походя не разгадываются. Лесные тайны прячутся в дождях и туманах, скрываются за буреломы и болота. Каждая за семью замками. И первый замок – это комары; они испытывают терпение.

Но какое уж тут терпение, когда шишка в летке поворачивается, как живая!

Я взобрался на дерево, сорвал со скворечника крышку. По самый леток скворечник был набит сосновыми шишками. И больше в нём ничего не было. И не было живой шишки: все лежали неподвижно.

Так и должно быть: больно быстро захотел разгадать. Попьют ещё комары твоей кровушки!

Я выбросил из скворечника все шишки и слез с дерева.

Через много дней, когда ночи стали холодными и исчезли комары, я снова пришёл к лесному скворечнику. На этот раз в скворечнике поселился берёзовый лист!

Я долго стоял и смотрел. Листик насторожился, выглянул из летка и… спрятался!

Лес шуршал: опадали побитые заморозком листья. То мелькали они в воздухе, как иволги – золотые птицы, то сползали с шорохом по стволам, как рыжие белки. Вот осыплется лес, прибьют осенние дожди травы, запорошит землю снег.

И останется тайна неразгаданной.

Я опять полез на дерево: не ждать же другого лета!

Снял крышку – скворечник до летка набит сухими берёзовыми листьями.

И больше ничего.

И живого листика нет!

Поскрипывает берёза.

Шуршат сухие листья.

Скоро зима…

Я вернулся на другой же день.

– Посмотрим! – пригрозил я скворечниковой невидимке. – Кто кого перетерпит!

Сел на мох, спиной привалился к дереву.

Стал смотреть.

Листья кружат, поворачиваются, порхают; ложатся на голову, на плечи, на сапоги.

Сидел я, сидел, да вдруг меня и не стало! Так бывает: ты идёшь – тебя все видят, а встал, затаился – и исчез. Теперь другие пойдут, и ты их увидишь.

…Дятел прицепился с лёту к скворечнику да как застучит! А из него, из таинственного жилья живой шишки и живого листика, выпорхнули и полетели… мыши! Да нет, не летучие, а самые обыкновенные, лесные желтогорлые. Летели, как на парашютах, растопыря лапки, попадали все на землю; от страха глаза на лоб.

Была в скворечнике их кладовая и спальня. Это они поворачивали, мне на удивление, шишки и листики в летке. И успевали удрать от меня незаметно и тайно. А дятел свалился им прямо на головы; быстрота и внезапность хороший ключ к лесным тайнам.

Так скворечник превратился в… мышатник.

А во что, интересно, могут превратиться синичник и галочник?

Что ж, походим – узнаем…

СТАРЫЙ ЗНАКОМЫЙ

Приятно встречать старых друзей. Даже в лесу. Но встречи в лесу случайны и мимолётны.

Увидишь на миг зверя или птицу, и вот уже нету их. И только редко-редко, если здорово повезёт, встречаешь ты их вновь и вновь.

Я познакомился с дятлом. Шёл по тихой тропинке и вдруг услышал стук. На засохшей вершине сидел дятел и разбивал шишку. Прикрываясь толстой соседней сосной, я подкрался и, осторожно высунувшись, прицелился в него фоторужьём.

Дятел деловито стучал. Иногда он переворачивал шишку, отдыхал или перебирал пёрышки на спине. На затылке у него было красное пятнышко.

С тех пор прошло пять осеней. И каждую осень я приходил по тихой тропинке к сухой сосне и встречал на ней знакомого дятла. На сосне у него «кузница», и он разбивает на ней шишки.

Он не очень меня боится и позволяет себя снимать.

В последний раз – в пятую осень – я не услышал на сушине знакомого стука. Я долго сидел на валежине, но всё было тихо. В слабой надежде я постучал ножом о пенёк; дятлы не любят, когда другие дятлы стучат на их участке. И сейчас же послышался шорох крыльев – и пёстрая птица прилепилась к дереву над головой. Здравствуй, дятел, я рад, что ты ещё жив!

Дятел сорвал шишку – и прямиком на свою кузницу. Раздался знакомый стук. Так я снял его в пятый раз.

СОРОЧИЙ ПОЕЗД

Полустанок назывался Рыбный. И не зря. На нём всегда, даже зимой, продавали рыбу: жареную, варёную, солёную, вяленую. Только, бывало, остановится поезд, а уж изо всех вагонов выскакивают пассажиры. Ещё не тронется поезд, а уж из окон летят на снег кулёчки с рыбьими головами, хвостами и потрохами.

И вот повадились на это угощение сороки. Со всей округи слетались. Ровно за минуту до прихода поезда рассаживались на деревьях вдоль пути и нетерпеливо стрекотали. Так они встречали поезд каждый день.

Услышав сорочье чекотанье, пассажиры брали свои чемоданы и выходили на платформу.

Начальник полустанка, не глядя на часы, надевал красную фуражку. Выходил из будки и стрелочник, засунув флажок за голенище.

Поезд приходил – и на снег летели кулёчки с рыбьими головами и потрохами. Начинался сорочий пир! Подобрав всё до косточки, сороки улетали в лес по своим сорочьим делам.

Сороки к поезду никогда не опаздывали. Но вот однажды опоздал поезд. Волновался начальник в красной фуражке. Волновались ожидающие на полустанке пассажиры. Все были очень недовольны.

Но больше всех волновались, больше всех были недовольны сороки. Они вертелись на сучках, перелетали с дерева на дерево, по очереди взлетали на вершину самой высокой сосны и, вытянув шейки, смотрели в ту сторону, откуда должен был показаться поезд. Какой гвалт, какой переполох подняли сороки, когда наконец увидели далёкий дымок!

Ох и досталось же машинисту от начальника станции, от разволновавшихся пассажиров! А больше всего – от сорок: оглушили криком! До сих пор встречают сороки поезд на Рыбном полустанке. До сих пор, заслышав сорочью трескотню, пассажиры берут свои чемоданы, а начальник надевает красную фуражку. Все твёрдо знают: ровно через минуту к полустанку подойдёт поезд. Поезд теперь не опаздывает. Пассажиры вовремя уезжают, а сороки вовремя обедают.

И все довольны.

ОСЕННЯЯ ЁЛОЧКА

Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась.

Деревья роняли листья.

Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит ёлочка растерянная, счастливая; раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда их девать, а ей всё дарят и дарят.

И у всех на глазах становится ёлочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то что зимой и летом – одним цветом.

УПРЯМЫЙ ЗЯБЛИК

Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон – хоть бы ей что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь и связываться не хочет. Этим и Январь нипочём! А вот за зябликов взялся. Потому что фамилия у них такая – Зяблик – и должны они Октября бояться. Взялся – и всех разогнал.

Один только остался. Самый упрямый.

– Зяблик ты, так зябни! – рассердился Октябрь. И стряхнул термометр.

А зяблик не зябнет!

– Небось озябнешь! – разбушевался Октябрь. И давай зяблику под перо ветром дуть.

А зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство – тугой животок. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склёвывает: то жука, то семечко. А раз животок тугой, то и температура у него нормальная птичья – плюс сорок четыре градуса! С такой температурой и в октябре май.

– Холодом не пронял – голодом доконаю! – скрипнул Октябрь морозцем. И так ветром дунул, что сдул с деревьев все листья и всех насекомых.

А зяблик – порх! – и на землю. Стал на земле кормиться.

Октябрь на недельку задумался, потом землю дождичком спрыснул и морозцем застудил.

– Ужо тебе!

Раззадорился зяблик – порх! – и наверх.

– Ты землю заморозил, а я рябину мороженную клевать буду. Была не была!

И стал клевать рябину.

Посинел Октябрь от злости. Ветром дует. Дождём полощет. Снежком сечёт. И морозцем прихватывает, прихватывает…

А зяблик не зябнет. Рябина-то от мороза только вкусней становится!

ЛЕСНЫЕ ШОРОХИ

Сорока и Енот

– Енот, а Енот, а ты ягоды есть любишь?

– Люблю!

– А птенцов и яйца любишь?

– Люблю!

– А лягушек и ящериц любишь?

– Люблю!

– А жуков и сороконожек любишь?

– Люблю!

– А… а червяков и улиток любишь?

– Тоже люблю!

– А чего же ты тогда не любишь?

– Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают!

Медведь и Крот

– Послушай, Крот, ты весь век в земле возишься, вот-то, поди, умываться часто приходится?

– Ой, Медведь, и не говори! Замучали меня умывания. До того часто, до того часто – два раза в год. Раз – весной, в половодье, раз – осенью, в ненастье. Завидую, косолапый, тебе: медведи, говорят, век не моются!

Желна и Сорока

– Ой, Желна, что-то с Филином нашим неладно! Каждую ночь стонет и охает! Уж не заболел ли, не простудился? То хрипит, то бурчит, то ворчит словно ежом подавился!

– Что ты, Сорока, что ты! Да это он самые свои нежные песни поёт! Самые развесёлые! Молчи уж, а то услышит ещё, обидится. Тс-с!

Карась и Окунь

– Охо-хо, Окунь, горемычная я рыба! Вся-то моя жизнь в грязи да в тине.

– А ты, Карась, клюнь на крючок – попадёшь в сметану…

Лисица и Заяц

– Слыхал, заяц, как охотники мой лисий хвост называют? Трубой! Хи-хи-хи…

– А мой заячий хвост охотники прозвали цветком. Цветком, цветиком, цветочком.

– Да ну-у! А ну дай-ка мне цветочек понюхать…

– Но-но-но! Я твою лисью породу знаю! Цветок понюхаешь, а ногу откусишь. Проходи, проходи со своей трубой!

Дуб и Рябина

– Ой, Рябина-Рябинушка, что взгрустнула ты?

– Была я, Дуб, тонкой рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня ребятишки как липку, разделали под орех. Ни ягод на мне, ни сучков, ни веток – хоть в костёр головой! Хоть бы ты, Дуб, меня защитил.

– Что ты, что ты! Я сам теперь, голубушка, такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю-то осень жёлуди с меня сшибали, камнями да палками по голове молотили. Всю душу вытрясли! Был я дубом, стал дубиной…

Сорока и Медведь

– Эй, Медведь, ты днём что делаешь?

– Я-то? Да ем.

– А ночью?

– И ночью ем.

– А утром?

– И утром.

– А вечером?

– И вечером ем.

– Когда же ты тогда не ешь?

– Когда сыт бываю.

– А когда же ты сытым бываешь?

– Да никогда…

Н о я б р ь

Сыплет белый снег на чёрную землю.

Всё вокруг становится пегим.

Лес полосатый, как бока зебры. Борозды пашни – как клавиши у рояля.

На белых речках – чёрные полыньи, на чёрных дорогах – белые лужи. На бело-чёрных берёзах чёрно-белые сороки сидят.

«Приехал ноябрь на пегой кобыле».

Чёрное озеро и белые берега. Чёрные пни в белых шапках. Чёрные галки над белым полем.

Белые зайцы на чёрной земле. Белые муравейники у чёрных стволов. Белые кочки на чёрном болоте.

Всё двухцветное и рябое.

Чёрный дом с белой крышей. Белый дым из чёрной трубы. Чёрный стог с белым боком.

Одно небо ровное – серое и глухое.

Ни звонкого голоса, ни гулкого эха.

Всё как-то исподволь, шёпотом, стороной.

То дряблая оттепель, то упругий мороз.

Сыро и серо, пусто и глухо.

Полузима – полуосень, полудень – полувечер.

Робко напутали, напетляли по снегу птицы и звери.

А человек прошагал – как расписался.

Чётко и твёрдо – как чёрным по белому.

ПОЧЕМУ НОЯБРЬ ПЕГИЙ?

Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!

Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит:

– Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!

Услыхала туча Зайца и двинулась в лес.

– Нельзя, туча, назад, назад! – закричала серая Куропатка. – Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?

Туча двинулась назад.

– Давай вперёд, нечего пятиться! – заворчал Медведь. – Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!

Туча помедлила и опять двинулась в лес.

– Сто-ой, сто-ой! – завыли волки. – Насыплешь снегу – ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!

Туча заколыхалась – остановилась.

А из лесу крик и вой.

– Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! – кричат одни.

– Не смей снег высыпать! – воют другие. – Назад поворачивай!

Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.

Ни зима, ни осень!

КУРОРТ «СОСУЛЬКА»

Сидела Сорока на заснеженной ёлке и плакалась:

– Все перелётные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!

И слышит вдруг голос:

– Это смотря на какой зимовке, Сорока!

– На какой, на какой – на обыкновенной!

– Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие – в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные – как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать-курортничать с Севера прилетели. Я – Сова белая, они – Свиристель и Снегирь, и они – Пуночка и белая Куропатка.

– Что-то я вас не пойму толком! – удивляется Сорока. – Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег – и у нас снег, у вас мороз – и у нас мороз. Тоже мне курорт – одно горе.

Но Свиристель не согласен:

– Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное – это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

И белая Куропатка не согласна:

– Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь – чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.

И белая Сова не согласна:

– В тундре сейчас спряталось всё, а у вас и мыши, и зайцы. Весёлая жизнь!

И все другие зимовщики кивают, поддакивают.

– Век живи, век учись! – удивляется Сорока. – Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!

– Так-то, Сорока! – кричат все. – А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях всё равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!

Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, – от них пока ни слуху ни духу.

ВОЛШЕБНАЯ ПОЛОЧКА

Я – П о в е л и т е л ь п т и ц!

Захочу – и птицы сами прилетят ко мне.

Захочу – прилетят голуби и воробьи. Захочу – синицы. Захочу – явятся гости Севера – снегири и свиристели.

Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.

На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила!

Так и быть, я открою свой секрет. И к вам, стоит вам только захотеть, станут прилетать дикие птицы. Для этого надо на простую полочку насыпать простой крупы и простых хлебных крошек. Потом полочку надо выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На неё сразу же прилетят голуби и воробьи.

А если вы живёте у парка или в деревне, укрепите на полочке кусочек сала – к вам прилетят синицы!

Положите на полочку кисти рябины – прилетят снегири и свиристели.

Сделайте себе В о л ш е б н у ю п о л о ч к у.

Каждый день станут прилетать к вам разные птицы.

Вы станете Д о б р ы м п о в е л и т е л е м п т и ц!

ПОРОША

Первая пороша, первая пороша – как белая июньская ночь! Всё невидимое делает видимым, всё тайное – явным.

Был лес тёмен и глух и вдруг просветлел и ожил. Никто незаметно не пробежит, никто невидимо не пройдёт. Каждый оставит след, сам о себе расскажет.

Рассказы, рассказы – нет им конца. Смешные и грустные, страшные и бесстрашные, длинные и короткие.

Вот короткий рассказ.

Выпал снег – вот-то перетрусили все первогодки! В жизни такого ещё не видели.

Первые ночь и день смирно сидели: а вдруг да что-то случится? Но ничего не случилось. Белое лежит и молчит.

Потрогали лапой – мягкое.

Ткнули носом – не пахнет.

Прикусили зубами – холодное. Не огрызается, не дерётся.

Обрадовался заяц-беляк: «Теперь меня, белого, на белом никто не увидит». Сорока запрыгала, задрав хвост. Лисёнок шагнул.

Начались и потянулись лесные рассказы.

Диковинный мне повстречался след: крестик и скобочки, крестик и скобочки. Сразу и не прочтёшь.

Всё короче прыжки, всё глубже скобочки по бокам. Немного прошёл – и конец: лежит на снегу певчий дрозд. Жалкий комочек встопорщенных перьев. Ножка отбита, вывернуто крыло. Видно, охотник осенью его подстрелил. С дрозда проку нет: подержал да и бросил.

Жил дрозд калекой, еду на земле находил. На ножке скакал, на крылышки опирался. Как инвалид на костылях. Перебивался с брусники на клюкву, пока снег их не укрыл.

Тогда совсем отощал: упирается в ладонь грудная косточка. От голода и околел.

Жаль, не просвистит он весной своих песен, а до чего ж они хороши!

Пороша, пороша: кому диковина, кому белая книга, кому спасенье и радость, а кому и конец.

ТРЯСОГУЗКИНЫ ПИСЬМА

У калитки в сад прибит почтовый ящик. Ящик самодельный, деревянный, с узкой щелью для писем. Почтовый ящик так долго висел на заборе, что доски его стали серыми и в них завёлся древоточец.

Осенью залетел в сад дятел. Прицепился к ящику, стукнул носом и сразу угадал: внутри древоточина! И у самой щели, в которую опускают письма, выдолбил круглую дырку.

А весной прилетела в сад трясогузка – тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком. Она вспорхнула на почтовый ящик, заглянула одним глазком в дырку, пробитую дятлом, и облюбовала ящик под гнездо.

Трясогузку эту мы прозвали Почтальоном. Не потому, что она поселилась в почтовом ящике, а потому, что она, как настоящий почтальон, стала приносить и опускать в ящик разные бумажки.

Когда же приходил настоящий почтальон и опускал в ящик письмо, перепуганная трясогузка вылетала из ящика и долго бегала по крыше, тревожно попискивая и качая длинным хвостиком. И мы уже знали: тревожится птичка – значит, есть нам письмо.

Скоро вывела наша почтальонша птенцов. Тревог и забот у неё на целый день: и кормить птенцов надо, и от врагов защищать. Стоило теперь почтальону только показаться на улице, как трясогузка уже летела ему навстречу, порхала у самой головы и тревожно пищала. Птичка хорошо узнавала его среди других людей.

Услыхав отчаянный писк трясогузки, мы выбегали навстречу почтальону и брали у него газеты и письма: мы не хотели, чтобы он тревожил птичку.

Птенцы быстро росли. Самые ловкие стали уже выглядывать из щели ящика, крутя носами и жмурясь от солнца. И однажды вся весёлая семейка улетела на широкие, залитые солнцем речные отмели.

А когда пришла осень, в сад опять прилетел бродяга дятел. Он прицепился к почтовому ящику и носом своим, как долотом, так раздолбил дыру, что в неё можно было просовывать руку.

Я просунул руку в ящик и вынул из ящика все трясогузкины «письма». Были там сухие травинки, обрывки газет, клочки ваты, волосы, фантики от конфет, стружки.

За зиму ящик совсем одряхлел, для писем он уже не годился. Но мы его не выбрасываем: ждём возвращения серенького Почтальона. Ждём, когда он опустит в наш; ящик своё первое весенние письмо.

ОТЧАЯННЫЙ ЗАЯЦ

Вылиняли у зайца-беляка задние ноги. Снега ещё нет, а у него ноги белые стали. Будто белые штаны надел. Раньше серого зайца никто и на поляне не замечал, а теперь он и за кустом сквозит. Всем как бельмо на глазу! В ельник забился – синицы увидели. Окружили и давай пищать:

– Заяц в штанах, заяц в штанах!

Того и гляди, лиса услышит.

Заковылял заяц в осинник.

Только под осинкой залёг – сороки увидели! Как затрещат:

– Заяц в штанах, заяц в штанах!

Того и гляди, волк услышит.

Замелькал заяц в густель. Там ёлку вихрь повалил. Легла ёлка вершиной на пень. Как шалашиком, пень накрыла. Вспрыгнул беляк на пень и притих. «Вот, – думает, – теперь от всех спрятался!»

Шёл по лесу охотник и видит: в самой густели будто глазок на небо сквозит. А какое там небо, если позади лес чёрный! Заглянул охотник в лесной глазок – заяц! Да близко – ружьём ткнуть можно. Ахнул охотник шепотком. А заяц – некуда податься – шасть прямо на охотника! Отшатнулся охотник, запутался ногами в валежнике и упал. А когда вскочил, только белые штаны заячьи мелькали вдали.

Опять увидели зайца синицы, запищали:

– Заяц в штанах, заяц в штанах!

Сороки увидели, затрещали:

– Заяц в штанах, заяц в штанах!

И охотник кричит:

– Заяц в штанах!

Вот штаны – ни спрятать, ни переменить, ни сбросить! Хоть бы уж снег скорей – беспокойству конец.

СИНИЧИЙ ЗАПАС

Собирать в запас – значит себя спасать. Каждый спасает себя на свой лад. Суслик зерно с полей ворует и прячет в свою нору. Даже особые кладовые роет для ворованного зерна. Водяная крыса забивает отнорки картошкой. До пуда, бывает, натаскает. Сыч на зиму замораживает в дупле, как в холодильнике, мышей и птичек. У одного такого запасливого сыча нашли однажды целых два килограмма лесных мышей! А один горностай сложил в норе пять водяных крыс, семь полёвок, синичку, гадюку, ящерицу, тритона, лягушку и плавунца!

Всё это – на чёрный день.

Запасают как могут, где могут. Все по-разному, но все для себя: в своей кладовой, в своём дупле, в своей норе.

И только одни весёлые синички-хохлатки собирают запасы совсем не так. Хоть они и весёлые, но и у них бывают чёрные дни. И потому запасают они неустанно. Жучок, паучок, муха – годится. Семечко, зёрнышко, ягодка подойдёт. Нет у них собственных кладовых: ни норок, ни дупел. Была бы удобная трещинка в коре, особенно под сучком, куда не пробьётся ни дождь, ни ветер.

В лесу деревьев – не сосчитать. И на каждом найдётся укромная трещинка. С дерева на дерево, с сучка на сучок, от трещинки к трещинке. Куда жука, куда зёрнышко; осенью еды много. А зимой и сушёному комару будешь рад.

Сотни деревьев, тысячи кладовых. Но разве все их запомнишь?

А их и не надо запоминать: кладовые-то эти для всех! Не всё ли равно, чей запас ты найдёшь: свой или чужой? Ты чей-то склевал, и твой кто-то забрал. Ты для всех, и все для тебя.

Чёрный день всем страшен: всем надо иметь запас. А собирать его можно по-разному. Можно как крыса – только себе. Или как синичка-хохлатка – для всех.

СКВОРЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ

Скворцы прилетели!

Это такое же радостное известие, как «прилетели грачи», «прилетели жаворонки». Радостное потому, что вместе с грачами, скворцами и жаворонками летит к нам весна – лучшая пора года. Весна, за весной лето радости-то сколько!

Скворцы прилетели!

Но сейчас не весна, сейчас осень, – где же можно услышать такие слова?

Можно услышать: мне довелось. Но сказаны они были не радостным, а печальным-печальным голосом.

– Скворцы прилетели, – сказал человек тихо и задумчиво. – Значит, впереди осень, слякоть и холод. Значит, ветры, дожди и туманы. Значит, прощай, красное лето, здравствуй, зима!

Да, не весна, а зима!

Потому что скворцы, те самые скворцы, что когда-то принесли к нам с юга весну, сейчас несут от нас на юг осень. В рощах, скверах и парках на берегу Чёрного моря появляются они осенью густыми стаями; все сразу обращают на них внимание.

Скворцы прилетели… Нет, не радостное это там событие! Ведь за скворцами надвигается зима.

Так по-разному могут звучать одни и те же слова!

Видно, не в словах дело, а в том, что за ними таится.

ЛЕСНЫЕ ШОРОХИ

Сорока и Крот

– Хорошо, Крот, тебе под землёй! А у нас семь бед на день: то снег, то ветер, то заморозок.

– Это кому же хорошо – мне, что ли?

– Тебе, убогий! Под землёй – как под крышей.

– Это кто же под крышей – я, что ли?

– Ты, ты, а кто же! Тебе хорошо, ты под крышей!

– Так полезай ко мне, и тебе хорошо будет!

– Я? Под землю? Нет уж, лучше в лесу: семь бед – один ответ!

Сойка и Дятел

– Чжээ – чжээ! Кгха!

– Что с тобой, Сойка, жёлудем, что ли, подавилась? Чего хрипишь на весь лес?

– Обманули меня, Дятел, люди. Вот и верь им после этого! Яйца, говорят, полезно сырые пить, то да сё… Я целое лето птичьи гнёзда грабила, всё лето сырые яйца пила, а что толку? Как был голос противный, хрипучий, так и остался! Гха! Чжээ!

Лисица и Ёж

– Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

– А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

– Да не то чтоб некрасивый…

– Может, я с колючками неуклюжий?

– Да не то чтоб неуклюжий!

– Ну так какой же я такой с колючками-то?!

– Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный…

Грачонок и Жук

– Ну, Жук, прощайся с белым светом – сейчас я тебя съем! Скажи на прощанье, как хоть зовут-то тебя, бедолагу?

– Зовут меня, Грачонок, Жук-могильщик!

– Фу, гадость какая! От одного названия подавиться можно. А ну проваливай с глаз долой, не омрачай своей фамилией ясный день и моё весёлое настроение!

Лиса и Мышь

– Мышка-трусишка, ты треска боишься?

– Ни крошечки не боюсь.

– А громкого топота?

– Ни капельки не боюсь!

– А страшного рёва?

– Нисколечко не боюсь!

– А чего ж ты тогда боишься?

– Да тихого шороха…

Заяц и Медведь

– Белка на зиму грибы запасает, Бурундук – орехи. А ты, Медведь, всё без дела шатаешься. Вот засыплет снег землю, что лопать-то станешь?

– Ты, косой, за меня не волнуйся. Я, брат, самоед. Я зимой сам себя ем. На-ко, пощупай, сколько сала под шкурой я припас – на всю зиму хватит. Я не зря по лесу шатаюсь, я сало коплю. Чего и тебе, косой, советую.

– Э-э, Медведь, какое там сало… Нам, зайцам, в лесу не до жиру, быть бы хоть живу!

Д е к а б р ь

Всё куда-то скрылось и подевалось. Звуки приглушены, запахи заморожены. Время тянется еле-еле. Где вы, зелёные листья? Где вы, густые травы? Где вы, пёстрые бабочки?

Льды закрыли озёра, снега укутали землю. Солнце всё ниже и ниже. А тени длинней и длинней. И день короче воробьиного носа.

Сумерки старого года…

И вдруг что-то случилось!

Солнце всё выше и выше, тени короче и короче. И день хоть на воробьиный скок, а прибавился.

  • 3 класс
  • Подробное изложение с
  • языковым анализом текста
  • ёлочка
  • она
  • ей
  • Ёлочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья,
  • травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась.
  • Деревья роняли листву.
  • Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного
  • рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные
  • китайские фонарики. Клён роняет оранжевые звёзды. Ива
  • засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
  • И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.
  • Раскинула лапки, а на ладошках подарки.
  • Николай Сладков
  • Ёлочка

Ёло

чк

а появилась на свет осенью. Она раздвинула лист

ь

я, тр

а

винки, высунулась из з

е

мли и уд

и

влё

нн

о осмотрелась. Д

е

рев

ь

я роняли св

о

и лист

ь

я.

  • Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья.
  • Рождение ёлочки
  • 1. Когда появилась на свет ёлочка?
  • 2. Как она появилась?
  • * раздвинула
  • * высунулась
  • * осмотрелась
  • 3. Что роняли деревья?

Прошло много лет. На каждую осен

ь

, в ден

ь

ёло

чк

иного р

о

ждения, д

е

рев

ь

я дарят ей п

о

дарки. Осина дарит красные ф

о

нарики, клён роняет

о

ранжевые звёзды, а ива засыпает ёло

чк

у тонкими з

оло

тыми ры

б

ками.

  • Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
  • Деревья дарят подарки
  • осина
  • клён
  • ива

Прошло много лет. На каждую осен

ь

, в ден

ь

ёло

чк

иного р

о

ждения, д

е

рев

ь

я дарят ей п

о

дарки. Осина дарит красные ф

о

нарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёло

чк

у тонкими з

оло

тыми ры

б

ками.

  • Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
  • Деревья дарят подарки
  • 1. Сколько прошло лет?
  • МНОГО
  • 2. Что ёлочке дарят на
  • день рождения деревья?
  • 3. Что дарит осина?
  • 4. Что роняет клён?
  • 5. Чем засыпает ива?
  • осина
  • клён
  • ива

И ст

о

ит ёло

чк

а с

ча

стливая. Вся нарядная и разн

о

цветная. Раскинула ла

п

ки, а на ладошках п

о

дарки.

  • И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.
  • Счастливая и нарядная ёлочка

Орфографическая подготовка

  • Тр_винки
  • из з_мли
  • уд_влённо
  • осм_трелась
  • д_ревья
  • л_ству
  • ст_ит
  • Травы
  • земли
  • диво
  • осмотр
  • дерево
  • лист
  • стойкий

План текста

  • 1.Рождение ёлочки
  • появилась
  • раздвинула, высунулась, осмотрелась
  • роняли
  • 2.Деревья дарят подарки
  • Осинка дарит фонарики.
  • Клён роняет звёзды.
  • Ива засыпает рыбками.
  • 3.Счастливая и нарядная ёлочка
  • счастливая
  • нарядная, разноцветная
  • раскинула лапки

  • Рассказ осенний ковер трофимов текст
  • Рассказ осенний день в березовой роще
  • Рассказ осенние листья 3 класс кратко
  • Рассказ осеннее утро 2 класс пришвин
  • Рассказ осеевой что легче план рассказа