Рассказ осенняя жизнь растений 2 класс

Осенняя жизнь растенийОсенняя пора – особый период в жизни растений. Осенью растения, ориентируясь по длительности светового дня, узнают, что пора активного развития и роста закончилась и необходимо готовиться к длительной зимней спячке. Каким образом растения готовятся к зимнему периоду?

Основная задача растений, готовящихся пережить зиму – накопить и сохранить запас питательных веществ, которые зимой просто негде будет взять и без которых растение просто погибнет. Например, значительная часть влаги в летний период жизни растения испаряется через листья. Поэтому осенью деревья и кустарники, приспособленные к зимней спячке, начинают активно избавляться от своей листвы.

Осенняя жизнь растений требует от них определённых усилий. Чтобы сбросить листву, растение снижает уровень хлорофилла – особого вещества, которое помогает преобразовать углекислый газ и воду в глюкозу, основное питательное вещество растений. Хлорофилл, кстати, и придает листьям характерный зеленый цвет. Когда количество хлорофилла в листве снижается, цвет листьев начинает меняться за счет других веществ, влияющих на их окраску. К примеру, за осенний желтый цвет отвечает ксантофилл, а за оранжевый – каротин. Знаменитый багрянец листьев обеспечивает вещество под названием «антоциан». Хлорофилл активно разрушается под воздействием солнечного света. Поэтому именно в солнечные осенние дни деревья быстрее одеваются в свой праздничный осенний наряд. А если осень пасмурная, то листва может достаточно долго оставаться зеленой.

Питательные вещества растений содержат много воды. А вода, как известно, при отрицательных температурах превращается в лед. Если растение не предпримет каких-то защитных мер, то замерзшая жидкость просто погубит растение зимой. Поэтому растения либо прячут питательные вещества в корневой системе, как это делают травянистые виды, либо преобразуют накопленные питательные вещества в сахара или даже в масла, что препятствует их замерзанию. Такой способ защиты питательных веществ от замерзания используют многие виды деревьев.

Осенняя подготовка растений к длительным холодам и морозам способствует их выживанию, а людям природа дарит в этот период настоящий карнавал ярких и сочных красок.

Автор текста: Лев Поясникин

Растения осенью


Растения осенью

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 151.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 151.

После жаркого солнечного лета в природе наступает период покоя – осень. Солнечных дней становится все меньше, земля и воздух постепенно остывают, меняется погода. Все растения осенью начинают подготовку к предстоящей зимней спячке: деревья сбрасывают свою листву, травы перестают расти и высыхают.

Почему меняется окраска листьев?

Один из самых верных признаков прихода осени – изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках. В течение всего лета листья оставались зелеными потому, что в них содержится особое красящее вещество – хлорофилл. Также в каждом листике есть красящие вещества красного и желтого цветов. Но хлорофилла так много, что он заглушает все остальные оттенки.

Осенний наряд деревьев

Рис. 1. Осенний наряд деревьев.

На протяжении весны и всего лета хлорофилл постепенно разрушается. Но он обладает удивительной способностью – вновь появляться под воздействием солнечных лучей. Летом солнце ярко светит целый день, и его света хватает, чтобы листья все время оставались зелеными.

Но с приходом осени световой день укорачивается, хлорофилл начинает разрушаться и уже больше не восстанавливается. Ему на смену приходят другие оттенки, которые он раньше подавлял: желтые, красные, багряные, оранжевые. В результате деревья примеряют новый наряд – очень яркий и красочный, и стоят в нем до первых заморозков.

Есть деревья, у которых даже осенью листья остаются зеленого цвета. Например, ольха и сирень все время остаются в зеленом убранстве. Это говорит о том, что кроме зеленого, других красящих веществ в их листьях попросту нет.

Листопад

Яркий осенний наряд у деревьев держится недолго. С приходом заморозков листья начинают опадать с веток.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Листопад

Рис. 2. Листопад.

Листопад – это нужный и полезный для деревьев процесс:

  • Осенью влага в почве охлаждается, и корни деревьев не могут всасывать ее. Они не в состоянии питать листья, и сбрасывают их. Если бы этого не происходило, деревья могли бы засохнуть от излишнего испарения влаги.
  • Если бы листья оставались на зиму на ветвях, это бы создавало дополнительную нагрузку вместе с выпавшим снегом, и многие ветки обламывались под тяжестью.
  • Без листьев деревья могут отдохнуть в течение зимы, набраться новых сил, чтобы весной вновь появилась свежая, молодая листва.

Во время листопада листья отделяются от веток безболезненно. Отрыв происходит в определенном месте – там, где черешок крепится к ветке. Достаточно легкого дуновения ветерка или дождика, чтобы лист под собственной тяжестью упал на землю.

Не у всех деревьев есть листья. У хвойных пород вместо листочков растут иголки. Они покрыты плотной кожицей и гораздо меньше испаряют влаги. Им нужно совсем немного воды, и осенью деревья их не сбрасывают. Кроме того, на тонких иголочках снег очень плохо удерживается, и ветви не рискуют обломиться. К хвойным деревьям относится сосна, ель, лиственница, кедр.

Хвойные деревья

Рис. 3. Хвойные деревья.

Заключение

Что мы узнали?

При изучении темы «Растения осенью» по программе окружающего мира 1 класса мы узнали, каковы особенности жизни растений осенью. Мы узнали, что самые важные изменения в жизни многих растений – это изменение окраски их листьев и листопад.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Шварева Наталья

    5/5

  • Светлана Абакшина

    5/5

  • Елена Крымских

    5/5

Оценка доклада

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 151.


А какая ваша оценка?

Слайд 1

Изменение в жизни растений осенью . Листопад

Слайд 2

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы . Так поэт описывает осень. Ребята, какое сейчас время года? Правильно, весна. А мы сегодня вспомним осень. На протяжении четырех занятий будем говорить об изменениях в жизни растений в разные времена года: осенью, зимой, весной и летом. Итак, осень…

Слайд 3

Как изменяется окраска листьев деревьев осенью 10 сентября 10 октября 10 ноября

Слайд 4

Почему осенью изменяется окраска листья? В листьях содержатся красящие вещества: Зеленый (хлорофилл) Желтый ( ксантофилл ) Красный ( антоциан) Эти пигменты всегда содержатся в листьях, но когда солнца много, преобладает хлорофилл, поэтому листья имеют зеленый цвет. Осенью солнца становится меньше, зеленый пигмент разрушается и листья становятся желтыми, красными.

Слайд 5

Какие деревья осенью желтеют? Береза, липа… У каких деревьев листья краснеют? Рябина, осина, клен… У некоторых деревьев листья остаются зелеными, т. к. других красящих веществ, кроме зеленого, у них нет. Сирень…

Слайд 6

массовое опадание листьев растений осенью З ачем вообще листопадные деревья и кустарники сбрасывают листья осенью? Листья постоянно испаряют влагу. Зимой вода замерзает и дереву становится сложно её добывать. Поэтому деревья и кустарники приспособились сбрасывать листья осенью, а весной выращивать новые. З имой , на листья налипает снег и ветви могут поломаться под его тяжестью . Растение использует листья в качестве контейнера для удаления ненужных веществ, накопившихся за лето. Листопад

Слайд 7

Подготовку к осеннему листопаду растение начинает загодя. В августе-сентябре на основании листа вырастает гладкая перегородка — так называемый пробковый слой. Увеличиваясь в объеме, он постепенно отделяет черешок от ветки. Какое-то время лист еще держится за счет «водоносных» сосудов, однако стоит налететь легкому ветру, и он опадает . Верным признаком того, что листопад скоро начнется, является пожелтение или покраснение листвы. Это происходит оттого, что от недостатка дневного света не успевает восстанавливаться хлорофилл — вещество, участвующее в процессе фотосинтеза и окрашивающее лист в зеленый цвет. Его постепенно замещают другие вещества, отчего лист и меняет окраску.

Слайд 8

Существует ряд примет, связанных с листопадом. Назовем их . Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя. (слайды) Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодная, кверху изнанкой – теплая. Прежде времени лист опадает – к долгой зиме. Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.

Слайд 9

Не все наши деревья и кустарники сбрасывают на зиму листья. У ели, сосны, пихты, кедра нет необходимости избавляться от лиственного покрова! Так с чем же это связано? 1. Хвоя (иголки) – это видоизменённые листья. Они покрыты толстой оболочкой. Особый внешний вид «листьев» хвойных деревьев, позволяет использовать меньшее количество питательных веществ, и в отличие от лиственных растений. 2. Игольчатое строение листа препятствует испарению влаги (испаряет в 10 раз меньше воды). Листья, в отличие от хвои, имеют слишком большую площадь. 3. Хвойные деревья «просыпаются» раньше лиственных, т.к. долго запасают питательные вещества благодаря «иголкам ». 4. Снег не доставляет ели дискомфорта. Благодаря своему строению, ветви у хвойных — устойчивые и гибкие, а хвоинки не ломаются под тяжестью.

Слайд 10

Не многие знают, но ель и сосна все же сбрасывают иголки, правда происходит это постепенно и не заметно. Продолжительность жизни иголок на вечнозеленых деревьях варьируется в зависимости от вида. Например, сосна может удерживать хвоинки до 40 лет. Однако в среднем, хвойное дерево меняет иголки раз в 5-10 лет. Но есть исключение. Например, лиственница осенью сбрасывает иголки, т.к. они не покрыты толстой оболочкой.

Слайд 11

Ниже приведены утверждение . Одни из них верные, другие-неверные. Подумайте и решите какие верные. 1. Листья клёна бывают и красные, и жёлтые. 2. Листья сирени опадают жёлтыми. 3. Листики осины постоянно дрожат, даже если нет ветра. 4. У ивы резные листочки. 5. У рябины листья краснеют. 6. Дуб дольше других не сбрасывает листвы. 7. У берёзы листья жёлтые. 8. Ясень желтеет последним. 9. У клёна, как и берёзы, берут сладкий сок. 10. Все хвойные деревья остаются зелёными.

Слайд 12

А теперь проверьте себя. Правильное высказывание стоит «+», неправильное «-» 1 . Листья клёна бывают и красные, и жёлтые. + 2. Листья сирени опадают жёлтыми. — 3. Листики осины постоянно дрожат, даже если нет ветра. + 4. У ивы резные листочки. — 5 . У рябины листья краснеют. + 6 . Дуб дольше других не сбрасывает листвы. + 7 . У берёзы листья жёлтые. + 8. Ясень желтеет последним. — 9 . У клёна, как и берёзы, берут сладкий сок. + 10 . Все хвойные деревья остаются зелёными. —

Слайд 13

Красивые листья под ноги летят, Устроила осень в саду листопад. Вот лиcтья берёзки, вот листья осинки, Вот кружатся в вальсе листочки рябинки . Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие во времени, побывали в осеннем лесу. Я думаю вам понравилось. Следующее путешествие будет в холодную зиму. До новых встреч!

Подробности

Автор: Гузалия Нигаматуллина

Опубликовано 30 Ноябрь -0001

Просмотров: 13970

Рейтинг:   / 7

МБОУ «Байкальская НОШ» Арского муниципального района Республики Татарстан

План –конспект

«ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ»

Учительница:Нигаматуллина Г.И.

Цели: дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений; познакомить учащихся с разнообразием форм и окраски листьев деревьев в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; познакомить с представителями растений, произрастающих в родном крае; продолжить формирование деятельности наблюдения; показать пример культуры поведения в природе; собрать природный материал для уроков трудового обучения.
Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений; плоды, семена, осенние листья различных растений; у детей – лупы.
Предварительная работа. Прежде чем организовать экскурсию, учителю необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, парка или сквера. Учитель, побывав на месте проведения экскурсии, намечает места остановок, объекты для изучения.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы отправляемся в осенний парк. Вам разрешается идти парами, общаться между собой, негромко разговаривать, обращаться с вопросами или за помощью к взрослым.
А что вы не должны делать в парке? (Нельзя рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от группы, играть в прятки.)
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
II. Повторение изученного.
О с е н н и е и з м е н е н и я в неживой природе.
– Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
– Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)
– Как греет солнце? (Ответы детей.)
– Расскажите о погоде сегодня: ясно или облачно, пасмурно; осадки или без осадков; ветрено или безветренная погода; тепло или холодно.
– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.)
Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения. Делаются в ы в о д ы:
1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, оно кажется низким.
2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
О б щ и й в ы в о д: похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления неживой природы.
III. Изучение нового материала.
1. Б е с е д а «Жизнь растений осенью».
– Рассмотрите и назовите находящиеся недалеко от дорожки деревья, кустарники и травянистые растения.
– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.
Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
– Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.
– Какие запахи вы чувствуете в осеннем парке?
– Потрогайте кору и листья разных деревьев; понюхайте веточки деревьев, поздние травы, соберите плоды деревьев.
– Известный русский поэт и писатель И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:
…Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной…
– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
– Какие цвета преобладают в убранстве деревьев? (Желтый, оранжевый, красный.)
– Почему листья на деревьях и кустарниках летом были зелеными, а осенью изменили свой цвет? (Предположения детей.)
– Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества – хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество – очень важное для растения и очень интересное.
В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. Почему же осенью листья меняют окраску?
Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а где красного – краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и окрашиваются во множество разнообразных оттенков.
– Обратите внимание на листья сирени и ольхи. Какого они цвета? (Зеленого.)
– Почему же листья сирени, ольхи не меняют свою окраску осенью? Потому что в листьях этих деревьев, кроме зеленого, других красящих веществ нет.
2. Т а й н ы л и с т о п а д а.
– А теперь последим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие – самыми последними, какие деревья не сбрасывают листву?
Обратить внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней – и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Можно ли причиной листопада назвать ветреную погоду осени? (Нет. Летом и весной тоже много ветреных дней, а листва не падает.)
– Зато осенью листья падают и в безветренную погоду. Почему?
– Вспомните сломанную летом ветку. Листья засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать лист с неповрежденной летом ветки. Как отделяется лист? (Легко.)
– Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)
– Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.
– А есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Рассмотрите веточки в лупу. (Ранок нет.)
– Ранок нет, потому что листья отделяются в определенном месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.
Рассмотрите опавшие листья разных деревьев и кустарников. Убедитесь, что у всех гладкий, округлый край черешка.
– Сравните листопад у разных растений. Какие отличия в листопаде вы можете назвать?
Учитель обобщает и уточняет ответы детей.
– У липы и тополя первыми облетают листья с больших нижних ветвей, затем – со средних, и последней облетает макушка. У орешника листья начинают облетать с верхних ветвей.
Листья, у которых одна листовая пластинка (например, листья березы, липы, тополя, дуба, яблони, вишни, клена, осины, ольхи, вяза), всегда облетают вместе с черешком. А если у листа несколько листовых пластинок (например, у конского каштана), то может опадать весь сложный лист с черешком, а может отдельно падать каждая листовая пластинка, а потом – черешок.
– Как вы думаете, зачем же деревья и кустарники сбрасывают листья на зиму? Оказывается, так они готовятся к зиме.
3. Р а с с к а з у ч и т е л я «Травянистые растения осенью».
– Рассмотрите травянистые растения. Какие изменения в их жизни происходят осенью?
Одни травянистые растения рассеивают семена (из них весной зазеленеют новые растения). Другие травы прячутся под землю и там ждут весну. Эти хитрецы спокойно расстаются со своей надземной частью. Главное для них – спасти свою подземную кладовую: клубень, луковицу, корневище, в которых за лето накопились питательные вещества. Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья.
Деревья и кустарники не могут на зиму расстаться со стволом и ветками, спрятаться под землю. Они поступают по-другому – сбрасывают свою листву. Ведь листья испаряют много влаги. А зимой вода в почве замерзает. Не могут корни ее выкачать. Если дерево не сбросит на зиму листья, то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.
4. Б е с е д а «Хвойные растения осенью».
– Все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?
– Как выглядят осенью ель и сосна?
– Рассмотрите листья-хвоинки. Как называют деревья с хвоей? (Это хвойные растения.)
– Отгадайте загадку:
Зимой и летом – одним цветом.
(Ель, сосна.)
– Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?
– Рассмотрите ветки ели. Как они растут? (Ветки ели растут наклонно.)
– Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью.
Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
– Не сбрасывают ели и сосны всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Обратите внимание на землю под хвойными растениями. Что вы обнаружили? (Под елью, сосной много желтой хвои.)
– Листья-хвоинки опадают постепенно, и на их месте вырастают новые. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же листья-иголки.
– А это хвойное дерево – лиственница. Осенью она сбрасывает листья-хвоинки. Почему это хвойное дерево получило такое название? (Потому что ведет себя как лиственные деревья.)
– Какие лиственные растения растут в нашем крае?
– Назовите хвойные растения нашего края.
– Назовите травянистые растения нашего края.
5. Б е с е д а «Осеннее явление – ветвепад».
– Еще одна загадка жизни растений осенью – ветвепад. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, некоторые ивы, тополя, и наблюдается, когда они стареют.
– Присмотритесь к этим деревьям. Что вы видите на земле около них? (Мы видим опавшие веточки.)
– Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки – почки. Если их разложить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? (Предположения детей.)
– Рассмотрите тот конец веточки, где она отделилась от дерева. (Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было.)
– Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей.
6. П о в т о р е н и е п р а в и л п о в е д е н и я в природе.
– Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу? (Огонь губит не только растения, но и их семена, и животных леса. В огне вместе с сухой травой гибнут лягушки, ящерицы, насекомые.)
– А вот что может случиться, если люди забывают, что мусор нельзя выбрасывать в лесу.
Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а подготовленные заранее ученики изображают некоторые действия ребят из стихотворения.
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят!
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу пошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки,
И как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Жгли костры, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом – мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
– Почему ребята не нашли другого свободного места?
– Какие правила надо выполнять, гуляя за городом?
IV. Итог урока.
– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
– Какие происходят изменения в жизни растений с приходом осени?

Список использованной литературы:
Федотова, О. Н. Окружающий мир. 1 кл.
Федотова.о.н .Поурочные разработки

У вас нет прав для создания комментариев.

На чтение 7 мин. Опубликовано 07.06.2020

Осень — замечательная пора. В это время года солнце светит умеренно, влажность воздуха держится на оптимальном уровне, нет такой духоты, как летом. Дни становятся короткими, а ночи — долгими, прохладными. С середины сентября по начало октября можно наблюдать уникальное явление: бабье лето. Ученики могут составить доклад по окружающему миру для 2 класса «Наблюдения осенью».

Содержание

  1. Мероприятия в это время года
  2. Что происходит с растениями
  3. Изменения в мире животных
  4. Природные явления

Мероприятия в это время года

Дачники собирают яблоки, виноград, помидоры, кукурузу, тыкву, картофель, морковь. Продукты закладывают на хранение. Когда наступает бабье лето, садоводы обрезают деревья и кустарники, а также обрабатывают их от вредоносных насекомых. Почву перекапывают, вносят органику. В сентябре-октябре сажают озимые культуры, утепляют растения-многолетники.

По завершении сельскохозяйственных работ проводят праздник урожая. На прилавках раскладывают дары осени: фрукты, овощи, ягоды. Изменения в природе, происходящие осенью, наполняют человека положительными эмоциями. Дождь, сменяющийся солнцем, вдохновляет. Осень наполнена романтикой. В это время года часто заключают браки.

Что происходит с растениями

Погода изменчива, но можно наблюдать красочное явление природы — листопад. Осенью растения сбрасывают листву. Этот процесс им полезен, поскольку с листвой растительность избавляется от вредных насекомых. Но некоторое количество личинок все же остается под корой.

Наблюдения осенью (окружающий мир 2 класс)

Листву сбрасывают кустарники, травы. Это связано с тем, что осенью в ней повышается количество вредных веществ. Сбрасывая листья, растения избавляются от них. Полезные компоненты сохраняются в корнях, клубнях луковиц. Ценные вещества становятся необходимыми в теплое время года.

Осенью растения готовятся к зиме. После периода покоя они лучше переносят вегетацию. Травы, деревья и кустарники не прекращают развиваться, но в них замедляется обмен веществ. Поздней осенью зарождаются задатки вегетационных почек, которые распускаются весной.

Для фотосинтеза растениям требуется влага и солнечный свет. При нехватке происходят биологические изменения на клеточном уровне: прекращаются или замедляются жизненно важные процессы.

Осенью наблюдаются температурные колебания. Из-за сокращения светового дня замедляется движение жидкости в растениях. Солнце не согревает землю в полной мере, почва высыхает. Жизненно важные циклы деревьев и кустарников завершаются. Зимой у растений период покоя, он связан с нехваткой влаги, питательных веществ.

Научный дневник наблюдения в природе осенью

Один из главных признаков осени — изменение окраски листьев. Они становятся желтыми, золотистыми, красно-оранжевыми, а вскоре опадают. Ученикам рекомендуется составить список деревьев, которые первыми сбрасывают листву, это:

  • береза;
  • клен;
  • липа;
  • дуб;
  • ясень;
  • тополь;
  • осина.

Растения теряют листья, потому что испытывают дефицит хлорофилла, зеленого пигмента, который участвует в фотосинтезе. Листва разлагается на поверхности почвы, насыщая ее органикой. Образовавшийся слой способен удерживать дождевую воду, он насыщает грунт влагой. В таком субстрате культуры лучше растут и развиваются, а в холодную погоду их корни защищены от вымерзания.

Наблюдения в природе осенью научный дневник 2 класс по окружающему миру

Осень — время красивейших пейзажей. Можно видеть, как вся природа готовится к зиме. В научном дневнике для 2 класса по окружающему миру надо указать, что осенью наблюдаются и твердые, и жидкие осадки. Климат резко меняется, в конце ноября появляются туманы, на растениях образуется иней.

В эту пору дуют ветра, тучи наполняются дождем. У многих осень ассоциируется с грязью, слякотью, промозглым ветром. В конце ноября ранним утром появляется снежная роса.

Изменения в мире животных

Природные явления, которые происходят осенью, заставляют животный мир адаптироваться к другим условиям. Птицы мигрируют в теплые страны, но некоторые, например голуби, остаются в городах и селах. Они хорошо себя чувствуют зимой в таких условиях. Первыми улетают:

  • ласточки;
  • скворцы;
  • соловьи;
  • грачи.

Научный дневник 2 класс по окружающему миру

Перед тем как осуществить перелет, они собираются в стаи. Пернатые чувствуют изменения климата. Как только начинает холодать, они отправляются в путь. Перелет отличается длительностью и скоростью: средняя продолжительность — 2 месяца, скорость — 30 км в день.

Пернатые мигрируют в разное время суток: утром, днем, ночью. В процессе перемещения птица останавливается, чтобы добыть пищу. Пернатым необходимо накапливать подкожный слой. Благодаря ему, удастся перенести температурные перепады. Кочевой образ жизни также ведут:

  • дятлы;
  • снегири;
  • совы;
  • сойки.

Они обитают в лесах, питаются остатками плодов. Список птиц, которые хорошо переносят холод:

Осенние явления природы

  • синицы;
  • воробьи;
  • сороки;
  • голуби.

В холодное время года они добывают себе пищу. Насекомые — жуки, комары, мухи, бабочки, кузнечики, стрекозы, муравьи — прячутся от холодов под древесной корой или обитают возле корней. Они создают жилища в древесных трещинах, также прячутся во мху.

С наступлением поздней осени у холоднокровных животных меняется температура тела. Они отличаются от теплокровных видов неразвитой системой терморегуляции. К холоднокровным относятся:

  • амфибии;
  • рептилии;
  • лягушки;
  • ящерицы;
  • змеи.

Осень амфибии

В середине ноября лягушка, самая мелкая представительница земноводных, прячется в укромных местах. Многие животные впадают в спячку. Когда они видят, что приближаются холода, начинают усиленно питаться. Хищники съедают много пищи и прибавляют в весе. Некоторые делают запасы в виде корма, складывают в убежища грибы, семена, плоды, личинки насекомых.

Осенью млекопитающие линяют, некоторые виды, в частности олень, рысь, волк, меняют оттенок шерсти. Летом она темнеет, а зимой — светлеет. Подшерсток усиливается в холодное время года, он становится более плотным, удлиняется. Благодаря этому животное хорошо согревается зимой.

Осенью живые организмы преобразуются и видоизменяются. В спячку впадают ежи, грызуны, бурундуки, бурые медведи. Им обязательно накапливать жировую прослойку. У лосей, кабанов и рысей осенью наступает брачный период. Звери выводят потомство.

Барсуки, бурые медведи, бурундуки, ежи усиленно питаются, после чего впадают в зимнюю спячку. Жировая прослойка помогает согреться в холодный период. У лосей, кабанов, медведей и рысей наступает брачный период. Они выводят потомство весной.

Природные явления

Стоит рассмотреть примеры осенних явлений в неживой природе. Туман представляет собой скопление конденсата, образуется в результате взаимодействия капель воды и кристаллов льда. Так появляются облака, которые отличаются плотностью. Туман может быть настолько густым, что человек не будет ничего видеть в пределах 1 м.

Природное явление возникает, когда холодный воздух вступает во взаимодействие с теплым, при этом относительная влажность воздуха составляет не более 85%.

Осень туман

Появление тумана в небольших населенных пунктах часто связано с низким уровнем влажности. Густые облака образуются в результате конденсации водяного пара, который накапливается в воздухе после сгорания топлива.

Туман нельзя назвать сезонным, однако он часто наблюдается осенью. Густые облака образуются над поверхностью водоемов и в горах. Туман чаще появляется осенью, потому что в эту пору уровень влажности повышен. Температура воздуха резко меняется. Минимальная продолжительность тумана — 10 минут, а максимальная — несколько суток.

Поздней осенью можно видеть иней, он — знак похолодания. Иней — это осадки, которые появляются в результате скопления кристаллов льда. Природное явление связано с сублимацией атмосферной влаги на горизонтальных поверхностях. Оно включает в себя конденсацию, кристаллизацию.

Водяной пар отрицательной температуры собирается на определенной поверхности и замерзает. Так появляется иней. Природное явление чаще бывает в прохладное время года: поздней осенью. Накануне инея обычно тепло, уровень влажности высокий, однако через пару дней резко холодает.

Кристаллы льда образуются на поверхностях, которые имеют низкую теплопроводность. Их можно видеть на деревьях, листьях, траве. Предрасполагающий фактор — отсутствие ветра. Если в местности сильный ветер, иней не образуется. Кристаллы льда могут собираться в рисунки.

Осень ливень

Дождь появляется в результате того, что влага в природе непрерывно движется. Облака накапливают много воды, она выливается на землю. Обыкновенный дождь не имеет ярко выраженных признаков, он средний по мощности, идет от нескольких минут до нескольких часов, часто наблюдается осенью.

Ливень — внезапный интенсивный поток воды, который выливается на землю за короткий период. Такой дождь сопровождается громом и молнией, чаще возникает летом или в первых числах сентября.

Затяжной осенний дождь — признак осени. Он длится от 2 часов до нескольких дней, характеризуется пониженной температурой. А вот кратковременный внезапно начинается и неожиданно заканчивается.

Наблюдения в природе осенью показывают, что природа меняется и готовится к наступлению самого холодного сезона. В это время года можно увидеть, как деревья сбрасывают листья, а птицы отправляются на юг. Чтобы узнать, какая она, настоящая осень, стоит понаблюдать за ней самостоятельно.

Урок-исследование
«Осенние изменения в природе»

Автор: Жукова Ольга Викторовна

Организация: МБОУ СОШ №1

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Тимашевск

Я, Жукова Ольга Викторовна учитель начальных классов СОШ №1 города Тимашевска, Краснодарского края. Мой педагогический стаж 40 лет.

Работаю с младшими школьниками.

Дети в этом возрасте особо благоприятны для развития исследовательского отношения к миру. Поэтому на уроках применяю проблемно- исследовательский метод. Каждый ребенок чувствует себя исследователем, который познаёт окружающий мир с его закономерностями, противоречиями загадками. Дети, на уроках прикоснувшись к многообразию окружающей действительности, удивляются её тайнам, испытывают радость, восторг открытия. Большое внимание на уроках отводиться умению выявлять проблему, извлекать информацию из собственных наблюдений, умению на основе анализа объектов делать выводы. На примере хочу показать свой урок – экскурсию окружающего мира во 2 классе по теме «Осенние изменения в природе. Жизнь растений осенью»

На этом уроке применяется проблемно-исследовательский метод. В начале

урока создана проблемная ситуация. Все гипотезы нуждаются в

доказательстве. В процессе выдвижения гипотез у детей возникают споры и

возражения. Дети идут на экскурсию, чтобы проверить гипотезы и собрать

информацию о том, как растения готовятся к зиме.

В городском парке дети определяют цель исследования. На этом этапе применяется прием «Ассоциативный куст».

Вторым этапом урока является исследование в малых группах. Дети делятся по интересам и проводят исследование по четырем направлениям. Когда дети закончат исследование, ученики поднимаются в класс для обмена информацией и её анализа. Третьим этапом на уроке является обмен информации. Учащиеся свободно высказывают свои исследования. На четвертом этапе организация информации, применяется приём «Сравнительная таблица», где сравнивают полученные выводы с предположениями. В конце урока была проводиться рефлексия, где сами дети оценивают свою деятельность и достигнутые результаты с помощью наблюдений. Время, отведенное на все этапы урока, рационально распределено. На уроке создана атмосфера творческого поиска и сотрудничества. Весь урок дети исследуют, доказывают гипотезы, рассуждают, мыслят. На уроке все дети проявляют себя. Работа в малых группах дала возможность для формирования предусмотренных стандартами коммуникативных действий, развитие мышления и личности детей.

Конспект урока по теме: «Осенние изменения в природе. Жизнь растений осенью»

2 класс

Цели урока:

• Обобщить знания учащихся по теме «Осенние изменения в живой и неживой природе, признаки осени»;

• выявить признаки подготовки растений к зиме на основе собственных наблюдений;

• воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

работать над развитием речи;

• продолжить воспитание любовного отношения к родному краю;

• развивать умение наблюдать, анализировать свои наблюдения, делать выводы

Планируемые результаты:

Дети научатся:

-.выявлять признаки подготовки растений к зиме;

• проводить наблюдения за осенними изменениями в жизни растений;

• фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей, рисунков;

• следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии

— проводить самостоятельные наблюдения для нахождения информации и проверки гипотез об изменениях в природе

.Формируемые УУД:

*определять признаки подготовки к зиме лиственных деревьев, кустарников, хвойных деревьев и трав;

*определить цель и план наблюдения;

*фиксировать результаты наблюдений и опыта в предложенной форме (словесное описание, рисунок);

*следовать инструкции (плану) проведения наблюдений;

*выдвигать гипотезы;

*собирать необходимую информацию и организовывать её в виде схемы;

*делать обобщения.

Оборудование: ПК, презентация, запись звуков живой природы, кроссворд, мяч, раздаточный материал, рисунок дерева (для рефлексии) папки для сбора растений, коробочки для плодов и семян, лупа, рабочие листы, лопатка.

Тип урока: урок-исследование

Форма урока: экскурсия

Межпредметные связи: литература, ИЗО, русский язык, технология

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Актуализация знаний. Мотивация.

Учитель читает стихотворение

Заунылый ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес

На ручей рябой и пёстрый

За листком летит листок

И струёй сухой и острой

Набегает холодок

Н.Некрасов

Учитель: О каком времени года идет речь? По каким признакам вы определили, что это осень?

Осень – самое печальное время года, но в то же время и самое поэтическое. Многие поэты, писатели, художники и музыканты посвящают этой поре свои творения. Одних восхищает осенняя красота – » в багрец и золото одетые леса», «прощальная краса» природы, которая засыпает, чахнет, готовясь к долгой и суровой зиме.

III. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации.

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились подробно с таким важным осенним явлением в природе, как листопад. Что такое листопад? Какое он имеет значение?

Дети: Листопад – одно из приспособлений лиственных деревьев к зимним холодам. Листья испаряют много влаги, которую корни высасывают из земли. Если бы дерево продолжало эту работу зимой, то оно бы замёрзло.

Учитель: А какие ещё есть признаки подготовки растений к зиме? Попробуйте сформулировать ваши предположения, используя слова-подсказки. ( Дано начало предложений для формулирования гипотез)

Большинство растений___________

Плоды и семена__________________

Окраска листьев_________________

Семена растений _________________

Дети выдвигают гипотезы. Учитель записывает слова на доске.

Учитель: Молодцы! Вы выдвинули много предположений о том, что происходит с растениями осенью, но не все согласны с правильностью некоторых предположений, не все готовы принять их на веру. Как можно проверить выдвинутые гипотезы?

Дети: Собрать факты о том, как растения готовятся к зиме, и проверить гипотезы.

Учитель: Для того чтобы собрать факты, мы сегодня отправляемся в маленькое путешествие – на экскурсию. На экскурсии мы будем учиться собирать факты с помощью наблюдения.

IV. Исследование.

Придя в городской парк.

Учитель: Ребята, давайте тихо постоим и послушаем звуки парка.

Учитель: Какая сегодня погода? (Солнечная, пасмурная). Какое небо? (безоблачное, с небольшими облаками, сплошь покрыто тучами).

Учитель: Сильнее греет солнце, чем несколько дней назад? Какие признаки осени вы наблюдаете? (изменили окраску листья, облетают листья). Как называется это явление? (Листопад)

Учитель: По-разному называют осень наши поэты. Она и хмурая, и дождливая, и грустная, и веселая. А для вас, осень, какая? С чем у вас ассоциируется осень?

Дети: (с ненастьем, со сбором урожая, желтым листопадом слякотью, моросящим дождиком, увядшей травой, холодным ветром,1сентября.)

Дети по очереди называют прилагательные, которыми можно описать осень.

Словарная работа.

Учитель: В ваших ответах прозвучало слово «золотая». Но что это означает? Золотая – значит из золота? (Нет, золотая – это эпитет, который описывает главную «краску» осени – желтый.)

Какие еще вы можете вспомнить примеры, где слово «золотой» употребляется в переносном смысле?

Дети: Золотая голова, золотые руки.

Физминутка: Учитель кидает мяч ученикам, и те по очереди должны называть признаки осени (листья опадают, птицы улетают, животные готовятся к спячке и т.д.)

Работа в группах

  1. Исследование. Сбор фактов.

Учитель: Дети давайте сформируем группы. На березке в парке висят желтые бумажные листья задания для 1 группы, которые будут наблюдать листопад. 2 группа ваше задание находится на клёне, распространение плодов и семян. 3группа будет исследовать деревья, которые сбрасывают листву и хвойные деревья, ваше задание на ёлочке. Для 4 группы задание на кусте барбариса они будут исследовать зимующие почки. Подойдите и выберите то, которое вам более интересно. Группы готовы к работе. Каждая группа получает следующий материал:

  1. рабочий лист для записи фактов (в виде листа) с заданием.
  2. папки для сбора растений.
  3. коробочки для плодов и семян
  4. лопатки.
  5. «помощник представления»
  6. алгоритм работы группы.

1.Рассмотри рабочий лист.

2.По цепочке прочитайте вслух в группе каждый пункт рабочего листа.

3.Напишите напротив каждого пункта имя члена группы, чтобы каждый принимал участие в работе и знал, когда и что он сделает.

4.Роли распределены, можно приступать к работе

(Содержание работы в малых группах и примеры рабочих листов для группы представлены в Приложении к уроку)

Как только группы закончили исследование, ученики идут в класс.

2.Обмен информацией.

Отчет по группам.

Каждая группа представляет отчёт с помощью «Помощника представления работы»

1группа

1.Мы изучали опавшие листья и выяснили, что листопаду предшествует изменение окраски листьев.

2.Мы сделали вывод, что при ветре листьев опадает больше, чем в затишье.

2 группа

1.Мы изучали распространение плодов и семян и выяснили, что ветер переносит семена на другое место в землю.

2.Мы сделали вывод, что семена будут зимовать под снегом или в траве. Плоды являются кормом для животных и птиц. Птицы переносят семена на большие расстояния

3 группа.

1.Мы изучали сбрасывание листвы у лиственных деревьев и у хвойных и выяснили, что сбрасывают листву только лиственные деревья.

2.Мы сделали вывод, что у хвои маленькая поверхностьиспаряется мало влаги. Зимой у хвои прекращается испарение. Это спасает от замерзания.

4 группа

1.Мы изучали зимующие почки у веток и травянистых растений и выяснили, что у травянистых растений в пазухе листьев зеленые почки расположены прямо у земли.

2.Мы сделали вывод, в земле остаются корни с почкой, а весной из почки разовьётся новое травянистое растение

После представления отчёта каждой группы учитель записывает на доске ту особенность подготовки растений к зиме, которая была выявлена в ходе наблюдения.

На доске появляется следующий перечень признаков подготовки растений к зиме.

*сбрасывание листвы,

*созревание плодов,

*распространение семян,

*образование зимующих почек

3.Организация, связывание информации.

Учитель: Ребята, для проверки достоверности выдвинутых гипотез необходимо уточнить, какие из выделенных признаков подготовки к зиме характерны для всех групп растений, а какие относятся только к некоторым. К каким группам можно отнести растения, у которых мы наблюдали признаки подготовки к зиме?

Дети: Мы наблюдали признаки подготовки к зиме у лиственных деревьев, хвойных деревьев, кустарников и кустов.

4. Обобщение.

Учитель: Как вы теперь можете ответить на вопрос: как готовятся к зиме растения? Какие важные признаки подготовки растений к зиме?

Дети: Растения готовятся тоже к зиме. Происходит сбрасывание листвы, созревание плодов, распространение семян, образование зимующих почек.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Молодцы. Нам осталось только сравнить полученные выводы с гипотезами, высказанными вами в начале урока. Итак, какие предположения о подготовке растений к зиме вы смогли подтвердить, а какие опровергнуть?

Учитель вместе с детьми исправляет ошибки в сравнительной таблице.

Большинство растений_____(увядает)

Плоды и семена ________(зреют)

Окраска листьев_______(изменяется)

Семена растений _______(разносятся, сохраняются в плодах)

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Каким способом мы получили новые знания?

Дети: Мы получили новые знания с помощью собственных наблюдений

Посмотрите на доску, нашему дереву не хватает листиков. Кто считает, что на уроке все получалось — прикрепляет красный листик. Кто недоволен своей работой – жёлтый, а если вам на уроке было скучно — прикрепите зеленые листочки. Посмотрите, какое замечательное осеннее дерево получилось у нас!

Проверим, чем и насколько запомнился вам урок (начало предложения появляется на экране):

Мне понравилось….

Я хотел бы узнать про …

Новым для меня стало …

VI. Домашнее задание

Домашнее задание будет по выбору: кто хочет, может нарисовать осень какой вы ее сегодня увидели, а кто хочет, может написать сочинение.

Спасибо за урок.

Список использованной литературы.

1.А..А.Плешаков учебник» Окружающий мир» 2 класс.

2.А.М.Матюшкин «Продуктивный мыслительный процесс»

3.Н.Б.Шумакова «Развитие исследовательских умений младших школьников»

Полный текст статьи см. в приложении.

Приложения:

  1. file0.docx.. 1,1 МБ

Опубликовано: 02.06.2021

  • Рассказ осенний ковер трофимов текст
  • Рассказ осенний день в березовой роще
  • Рассказ осенние листья 3 класс кратко
  • Рассказ осеннее утро 2 класс пришвин
  • Рассказ осеевой что легче план рассказа