Рассказ осколки в сердце

Однажды Франциск Ассизский[20] подменял отца в лавке, в нее вошел нищий и попросил милостыню «из любви к Господу». А Франциск в это время перекладывал товар и недобро ответил: «Бог подаст». Но когда нищий ушел, Франциска как громом поразила мысль, что если бы у него попросили сейчас не черствый кусок или медный грошик за ради бога, но штуку сукна или кошель золотых для какого-нибудь графа или барона, он бы нипочем не отказал! А бедняку отказал в хлебе насущном!.. С тех пор, гласит житие, он отдавал нищим, коли встретит, все, что было в карманах, а когда денег не оказывалось, снимал с себя одежду и отдавал ее.

Угрызения совести могут быть различной интенсивности. Например, терзания совести у Л. Н. Толстого были столь велики, что разрушали его жизнь, отношения с семьей, близкими людьми. Зеньковский называл это нравственным самораспятием, настоящей тиранией духовного начала.

Мера переживаний зависит от характера поступка и уровня сознательности человека, от его способности и привычки справедливо и критично оценивать собственное поведение и поведение других.

Угрызение совести — это больной зуб, растущий из самой глубины отчаявшегося сердца.

Э. Долберг

Часто угрызения совести связаны с ложью, обманом, особенно в тех случаях, когда ложь не дозволена, когда была достигнута предварительная договоренность не лгать друг другу. В этом случае жертва доверяется лжецу, не предполагая, что ее водят за нос. Лжецы гораздо меньше испытывают угрызений совести, когда объекты их обмана безличны или незнакомы. Когда жертва обмана анонимна, гораздо легче потворствовать всякого рода фантазиям, уменьшающим собственную вину, например, представлять, что ей это совсем не повредит и, возможно, никто даже ничего и не обнаружит, или еще того лучше — что она сама этого заслужила или сама хочет быть обманутой.

Взаимозависимость угрызений совести и боязни разоблачения далеко не однозначна. Боязнь разоблачения бывает весьма сильной и при очень слабых угрызениях совести. Когда обман санкционирован, угрызения совести, как правило, невелики, однако санкционированность обмана обычно повышает боязнь разоблачения. При этом, однако, те же самые факторы, которые усиливают угрызения совести, могут уменьшать боязнь разоблачения. Лжец может чувствовать себя виноватым, вводя в заблуждение доверчивую жертву, но у него не будет особых оснований бояться, что его разоблачат, поскольку сама жертва даже не допускает мысли об этом. Конечно, можно и страдать от мучений совести и одновременно очень бояться быть пойманным или же почти не чувствовать ни того ни другого — все это зависит от конкретной ситуации, а также от личности лжеца и жертвы.

Притча «Осколки в сердце»

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел себе дальше.

Прошло тридцать лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение — все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

— Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло? Это был я. Прости меня, — сказал человек.

— Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце тридцать лет, — ответил слепой.

Как ни странно, но некоторым людям нравится испытывать угрызения совести. Порой они даже специально лгут для того, чтобы таким образом помучиться.

Угрызения совести усиливаются в тех случаях, когда:

• жертву обманывают против ее воли;

• обман очень эгоистичен, жертва не извлекает никакой выгоды из обмана, а теряет столько же или даже больше, чем лжец приобретает;

• обман не дозволен, и ситуация предполагает честность;

• лжец давно не практиковался в обмане;

• лжец и жертва придерживаются одних и тех же социальных ценностей;

• лжец лично знаком с жертвой;

• жертву трудно обвинить в негативных качествах или излишней доверчивости;

• у жертвы есть причина предполагать обман или, наоборот, лжец сам не хотел бы быть обманут.

Для угрызений совести не нужна публика, в этом случае человек сам себе судья. Такого рода переживания отражены в стихах Оксаны Чиповской «Совесть» и Евгения Евтушенко «Муки совести».

вернуться

20

Франциск Ассизский (настоящее имя Джованни Бернардони), сын богатейшего в Ассизи (Италия) торговца сукнами, отказался от богатства и вместе с единомышленниками стал проповедником бедности. Он и два его друга поклялись жить подаяниями, не стричься и не мыться, босыми покинули город и поселились в развалюхе, заброшенной прокаженными. За свои проповеди подвергался оскорблениям и побоям со стороны населения. Со временем добился у папы Иннокентия III права на организацию монашеского ордена францисканцев. В 1228 году был канонизирован церковью.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

— Здравствуйте, ребята!

 — Сегодня наш урок не совсем обычный, к нам  в гости пришли учителя давайте, стоя, их поприветствуем.

-Ответьте на вопросы, попробуйте понять о каких нравственных категориях пойдет речь на сегодняшнем уроке?


К каждому из названных слов подберите антоним –

Давайте вспомним, что такое антоним (слово, противоположное по значению другому слову)

1. Гордость — .? (Стыд)
2. Здоровье — ..? (Болезнь)
3. Ложь — .?(Правда)
4. Трусость — .? (Смелость)
5.Тьма — ? (Свет)
6. Грязь — ..? (Чистота)
7. Смерть — ? (Жизнь)
Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ)
Тема нашего внеклассного мероприятия «Стыд и совесть».

1. Вопрос-тест

– Ребята, у меня к вам вопрос. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет». Как вы думаете, что страшнее?

(Учитель называем имена детей, предлагает им высказаться.)

(слайд) Предполагаемые ответы детей:

– Страшнее родители, а учителю я потом докажу, что совесть у меня есть.
Если я тебя правильно поняла…Лучше минута позора перед классом, чем родители.
– Если учитель вызывает родителей, то значит, думает, что я не совсем пропащий человек.
– А мне все равно.

2. Проблемная ситуация

Рассказ «Осколки в сердце»

Вопрос-тест показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она проснется, как у героя этого небольшого рассказа. Послушайте, о чем в нем говорится.
ВИДЕОФРАГМЕНТ
— Однажды молодой человек шел по дороге и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет, Человек этот добился в жизни всего: и дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. 
– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, – сказал человек.
– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

3. Интерактивная беседа

  • Можно ли сказать, что события этого рассказа происходили в наше время?

  • Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? (не подумав)

  • Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

  • Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

  • Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? (это был урок на долгие десятилетия)

  • Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил 50 лет.)

  • Как вы бы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце»), «Угрызения совести», «Совесть» и т.п.

Итак, девиз сегодняшнего внеклассного мероприятия.. «Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное — и ты выполнишь всю задачу своей жизни»

Марк Аврелий – римский император

4. Словарная работа. «Стыд и совесть»

Ребта? Что же такое совесть? Стыд? Об этом нам расскажут Анастасия и Елизавета. Они поработали со словарями и выяснили значение этих слов.

Ученик 1. Русский поэт Александр Яшин написал такие строки:

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство,
И есть еще: 
Совесть,
Честь.

Ученик 2. Совесть – драгоценное слово.

Ученик 1. Вот как объясняется значение этих слов в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Ученик 2. С этим словом употребляют сильные выражения: люди говорят «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со спокойной совестью. Людей, которые поступают по совести, называют сОвестливыми, добросовестными.

Ученик 1. А вот как объясняется значение слова «стыд». Это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины..
Ученик 2. Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

Ученик 1. «В ком стыд, в том и совесть», — говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Ученик 2. В словарях мы нашли много пословиц афоризмов о совести и стыде. Мы покаже их на слайде.

(Читают.)

1)Все дети мира плачут на родном языке. (Леони́д Макси́мович Лео́нов — русский советский писатель и драматург)

2) Имейте добрую совесть (Проповедник Николай Степанович Антонюк) – КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ? Правильно! Совесть не дает возможности нравственно разложиться.

3) Бог обращается к человеку шепотом Любви, а если он не услышан — то голосом Совести. Если человек не слышит голоса совести — то Бог обращается через рупор страданий -Сэр Клайв Стейплз Лью́ис – английский писатель

– КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ? Совесть помощник человека в выборе правильного пути.

4) Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь. Арту́р Шопенга́уэр — немецкий философ.  – КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ? Имея совесть мы уважаем себя

5) Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Пу́блий Ови́дий Назо́н – древнеримский поэт — ЧС – что-то порядоч  [ч’] ное, светлое

В ком есть стыд, в том и совесть.

У него стыда — что волос на камне.

-Спасибо ,девочки за работу, присаживайтесь

Ребята!Перед вами по 2 половинки пословиц, Задание! Эти половинки совместить!

С — – Ребята, я читаю вам предложение, а вы заменяете его близким по смыслу словосочетанием.

1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

3. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью.) Ведь не случайно говорят: “Счастлив тот, у кого совесть спокойна”.

5. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

Ребята! Почему нам бывает стыдно? Внимательно послушайте стихотворение Э. Асадова, которая нам зачитает Илья.

Эдуард Асадов «Именем совести»

Какие б ни грозили горести,
И где бы ни ждала беда,
Не поступайся только совестью,
Ни днем, ни ночью, никогда!
И сколько б ни манила праздными
Судьба тропинками в пути,
Как ни дарила бы соблазнами – 
Взгляни на все глазами ясными,
И через совесть пропусти.
Ведь каждый, ну буквально каждый,
Коль жить пытался похитрей,
Встречался в жизни не однажды,
С укором совести своей.
Мы вправе жить не по приказу,
И выбирать свои пути.
Но против совести ни разу,
Вот тут хоть режьте, скажем сразу,
Нельзя, товарищи, идти!
Нельзя ни в радости, ни в горести,
Ни в зной и ни в колючий снег.
Ведь человек с погибшей совестью –
Уже никто. Не человек!

Ребята! Почему нам бывает стыдно? (за несдержанность –слова,сказанные сгоряча( особенно по отношению к близким), за невыполнение обещаний, за обман, лень, за хамство, грубость по отношению к другим(старшим),за невыполнение каких-то обязательств, за опоздание, за жадных, мстительных,жестоких.

К чему может привести разлад с самим собой?

Игра «Чего нужно стыдиться?»

А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство – это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.

Чего же еще по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я буду читать слова, вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.

  • Физические недостатки

  • Некрасивые поступки

  • Поношенная, но аккуратная одежда

  • Неряшливый вид

  • Непрестижная работа родителей

  • Твое «простое» происхождение

  • Невежество, необразованность, безграмотность

  • Вульгарная внешность

  • Грубое, бездушное отношение к людям

Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

5. Ситуация выбора. «Голос совести»

– Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке. 
Давайте рассмотрим некоторые ситуации. Трудно ли вам будет поступить правильно, по совести?

Ситуация первая

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите? … (а если ты посчитал?)

Дети высказываются по поводу ситуации.

Ситуация вторая

На каникулах класс вместе с классным руководителем планирует поездку. Идет подготовка к поездке. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пол пеной в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель отменяет поездку. А вы знаете, что кран сорвал ваш друг. Как вы поступите? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому)

Дети высказываются по поводу ситуации.

Теперь я хотела бы прочитать строки стих-я Яны Чиповской: А после вы ответьте на вопрос «Можно ли воспитать совесть?

6. Упражнения для совести

– Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор, и чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним о своих поступках, в которых мы раскаиваемся. Назовем это «Минута раскаяния». (Можно включить музыку; дети в течение минуты обдумывают свои выступления)
Поднимите руки , кто хочет высказаться. (Дети выступают)

дА, на этот вопрос ответить непросто…может кто-то раскаивается в несдержанностм –слова,сказанные сгоряча( особенно по отношению к близким), в невыполнении обещаний, в обмане, ленье, грубости по отношению к другим(старшим),в невыполнение каких-то обязательств, в опоздании, за жадных, мстительных,жестоких.

Второе полезное упражнение – просить прощения. Может быть есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели? (Если дети пожелают, то поднимают руки для выступления) Советую вам провести упражнение дома.

7. Интерактивная беседа

– Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭТУ ПОСЛОВИЦУ:?
Ребята, ну, а если человек не признает свои ошибки, говорит, что нет у него никаких проблем? Как быть? Хорошо ему жить на свете? 
 (Дети высказываются по поводу ситуации.)

Для вас ребята подготовили СЦЕНКу, устраивайтесь удобней, мы начинаем.

Действующие лица:
Автор
Кирилл
Учитель Марья Сергеевна
Катя – одноклассница Кирилла
Девочка

8. Подведение итогов (рефлексия)

Спасибо большое ребята! Как вы считаете, заставит ли вас эта сценка и наш разговор задуматься о своих поступках, разбудит ли вашу совесть?

Предполагаемые ответы детей:

– Мне кажется, разговор был полезным.
– Может кому-то и станет стыдно, но одним разговором проблемы не решить.
– Многие заглушают голос своей совести.

Мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор.

Поднимите руку те,

 кому кажется, что его совесть не спит, но разговор был полезным

 кому Наш сегодняшний разговор помог осознать, что вам есть, за что просить прощения

 Другое (написать)

 Благодарю всех  за отличную работу на уроке. Счастья, крупицы раздам всем друзьям, Здоровья, удачу в придачу отдам! Берите по 2 карточки и будьте совестливыми и порядочными людьми!

Урок закончен, попрощаемся с гостями.  До свидания, можете быть свободны.

Самоанализ

Результатом проведённого внеклассного мероприятия стало обогащение детей в личностном,

метапредметном и предметном планах.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей. В метапредметном плане проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается

умение учиться в процессе решения учебных задач.

А в личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как оброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на подобных внеклассных мероприятиях, основанных на идеях добра, совести, справедливости, достоинства и уважения к человеку

Зажигая на внеклассных мероприятиях, уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, стремлюсь научить их жить по законам добра. Настойчиво формирую систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основной духовной высоты личностей сегодняшних школьников. Ведь, как известно, люди «не рождаются, а становятся теми, кто они есть».

В 12-13 лет подростки уже хорошо знакомы с такой нравственной категорией, как совесть. Но в число приоритетных ценностей они ее не включают. Хуже того, многие подростки отмечают, что совесть мешает жить по законам современного общества. Многочисленные доказательства тому они видят на экранах телевизора.

Данный классный час духовно-нравственной направленности: по русской православной традиции к 12-13 годам человек должен обладать достаточно зрелой совестью (ведь с 7 лет ребёнок допускается к исповеди),а значит, обязан все свои мысли и поступки подвергать строгому рассмотрению и анализу.

В силу своей активности и общительности подростки часто совершают поступки, которые не могут оценить, исходя из своего жизненного опыта. В таких случаях голос совести может оказаться единственной силой, способной уберечь подростка от ошибки или проступка. Классный час на тему «Стыд и совесть» будет очень актуален в 7 «А» классе МОБУ «Гимназия№7».

Цели:

  • формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;

  • уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние.

Личностные – развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные – формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания).

Предметные —  знакомство с понятием  совесть через различные источники.

Методические и учебные материалы, рекомендуемые для подготовки и проведения урока

видеофрагмент», аудиозапись к стихотворению Э. Асадова «Именем совести»,

     Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет-источники

Электронное приложение  

http://www.inpearls.ru/

http://muzbaron.com/dllАсадов

http://mp3prima.com/mp3poiskСвеча

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/sbornik-rasskazov-dlya-detey-o-sovesti

http://video.yandex.ru/users/4611686021052315605/view/31793548/

Как преподаватель я удовлетворена ходом подготовки и проведения классного часа, его итогами. Ребята выделяли главное, анализировали поступки; определили, что такое совесть, характеризовали проблему осознанного нравственного поведения.

Дополнительный материал:

На слайде:

Стыд – осознание вины за свой поступок;
Совесть – наш внутренний судья.

Пословицы:

  • Как ни мудри, а совесть не перемудришь.

  • Совесть без зубов загрызет.

  • Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

План классного часа

1. Вопрос-тест.
2. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».
3. Интерактивная беседа.
4. Словарная работа. «Стыд и совесть».
5. Ситуации выбора. «Голос совести»
6. Упражнения для совести.
              «Минута раскаяния» 
              «Минута прощения»
7. Интерактивная беседа.
8. Подведение итогов (рефлексия)

В 12-13 лет подростки уже хорошо знакомы с такой
нравственной категорией, как совесть. Но в число
приоритетных ценностей они ее не включают. Хуже
того, многие подростки отмечают, что совесть
мешает жить по законам современного общества.
Многочисленные доказательства тому они видят на
экранах телевизора. В силу своей активности и
общительности подростки часто совершают
поступки, которые не могут оценить, исходя из
своего жизненного опыта. В таких случаях голос
совести может оказаться единственной силой,
способной уберечь подростка от ошибки или
проступка.

Цели:

  • формировать умение критически относиться к
    себе, давать честную оценку своих поступков,
    побуждать детей к самоанализу, к размышлению о
    себе, к поиску высоких нравственных идеалов;
  • уточнить значение таких нравственных
    категорий, как совесть, стыд, раскаяние.

Дополнительный материал:

На слайде:

Стыд – осознание вины за свой поступок;
Совесть – наш внутренний судья.

Пословицы:

  • Как ни мудри, а совесть не перемудришь.
  • Совесть без зубов загрызет.
  • Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
  • Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

План классного часа

1. Вопрос-тест.
2. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в
сердце».
3. Интерактивная беседа.
4. Словарная работа. «Стыд и совесть».
5. Ситуации выбора. «Голос совести»
6. Упражнения для совести.
              «Минута
раскаяния» 
              «Минута
прощения»
7. Интерактивная беседа.
8. Подведение итогов (рефлексия)

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Вопрос-тест

– Ребята, у меня к вам вопрос. Представьте себе,
что вы совершили очень плохой поступок За это
учитель может вызвать родителей, а может и
сказать в твоем классе «Ни стыда, ни совести у
тебя нет». Как вы думаете, что страшнее?

Предполагаемые ответы детей:

– Страшнее родители, а учителю я потом докажу,
что совесть у меня есть.
– Лучше минута позора перед классом, чем
родители.
– Если учитель вызывает родителей, то значит,
думает, что я не совсем пропащий человек.
– А мне все равно.

2. Проблемная ситуация

Рассказ «Осколки в сердце»

Вопрос-тест показал, что у некоторых из вас
совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь
она проснется, как у героя этого небольшого
рассказа. Послушайте, о чем в нем говорится.
Однажды молодой человек шел по дороге и увидел
слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у
человека было дурное, то ли еще что, только бросил
он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел
себе дальше. Прошло 50 лет, Человек этот добился в
жизни всего: и дети, и внуки, и деньги, и хороший
дом, и всеобщее уважение – все у него уже было.
Только этот эпизод из далекой молодости не давал
ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала
спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого
и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос,
а слепой так и сидит на том же месте с той же
кружкой.
– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в
кружку битое стекло – это был я. Прости меня, –
сказал человек.
– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил
их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

3. Интерактивная беседа

  • Можно ли сказать, в какое время происходили
    события этого рассказа?
  • Почему герой рассказа бросил осколки в кружку
    слепого?
  • Как вы думаете, когда у него появились муки
    совести?
  • Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой
    рассказа?
  • Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь
    помнил о каком-то нищем слепом старике?

4. Словарная работа. «Стыд и совесть»

Русский поэт Александр Яшин написал такие
строки:

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство,
И есть еще:
Совесть,
Честь.

Вот как объясняется значение этих слов в
словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее
сознание добра и зла, «тайник души», в котором
отзывается одобрение или осуждение каждого
поступка, способность распознавать качество
поступка.
Стыд – это чувство сильного смущения,
самоосуждения от сознания предосудительности
поступка, вины.

(Читаем пословицы, записанные на доске)

5. Ситуация выбора. «Голос совести»

– Жизнь часто ставит человека перед выбором:
сделать по совести или против. И этот выбор
каждый должен сделать не ради похвалы, а ради
правды, ради долга перед самим собой. По этому
решению люди и будут судить о человеке.
Давайте рассмотрим некоторые ситуации. Трудно ли
вам будет поступить правильно?

Ситуация первая

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по
ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как
вы поступите?

Дети высказываются по поводу ситуации.

Ситуация вторая

На каникулах класс вместе с классным
руководителем планирует поездку. Идет
подготовка к поездке. Но внезапно в классе
происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя
и залил пол пеной в кабинете. Классный
руководитель просит виновника признаться и
привести класс в порядок. Но никто не признается.
Тогда классный руководитель отменяет поездку. А
вы знаете, что кран сорвал ваш друг. Как вы
поступите?

Дети высказываются по поводу ситуации.

6. Упражнения для совести

– Вся жизнь человека состоит из подобных
ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор, и чтобы
не ошибиться, нужно постоянно слышать голос
своей совести. Давайте сейчас (у кого хватит
смелости) проделаем такое упражнение. Минуту
подумаем, вспомним о своих поступках, в которых
мы раскаиваемся. Назовем это «Минута раскаяния». (Можно
включить музыку; дети в течение минуты
обдумывают свои выступления)

Поднимите руки , кто хочет высказаться. (Дети
выступают)

Второе полезное упражнение – просить прощения.
Может быть есть смельчаки, которые захотят
попросить прощения у тех, кого они обидели? (Если
дети пожелают, то поднимают руки для выступления)

Советую вам провести упражнение дома.

7. Интерактивная беседа

– Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно
очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают,
что самые страшные болезни, перед которыми
бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную
голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
Ребята, ну, а если человек не признает свои
ошибки, говорит, что нет у него никаких проблем?
Как быть? Хорошо ему жить на свете?
 (Дети высказываются по поводу ситуации.)

8. Подведение итогов (рефлексия)

Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете,
заставит ли этот разговор задуматься вас о своих
поступках, разбудит ли вашу совесть?

Предполагаемые ответы детей:

– Мне кажется, разговор был полезным.
– Может кому-то и станет стыдно, но одним
разговором проблемы не решить.
– Многие заглушают голос своей совести.

В заключение, я хотела бы привести слова
Фазиля  Искандера: «Можно ли воспитать
совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и
слабо выраженная, есть у каждого человека. Если
человек со слабо выраженной совестью попадает в
коллектив, которым дорожит, он старается
придерживаться общепринятых нравственных норм.
Поначалу он стыдится не столько бессовестного
поступка, сколько оглашения его. Но это уже
воспитание, и, как во всяком воспитании,
правильное поведение со временем становится
привычкой».

«Стыд и совесть» — классный час для 7 класса.

Цели:

Уточнить значение таких нравственных категорий, как стыд, совесть, раскаяние, равнодушие;

Способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Ход классного часа.

Вопрос – тест.

Классный руководитель. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?(обсуждение)

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.

Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».

Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

— помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, — сказал человек.

— те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, — ответил слепой.

Интерактивная беседа.

Классный руководитель.

— Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

— Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

— Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

— Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

— Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет)

— Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

— Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.д)

Классный руководитель. Что же такое «совесть», «стыд». Каково значение этих слов? Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть ещё:

Совесть,

Честь.

Вот как объясняется значение слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Такое объяснение этого понятия нашла Ксения Фарносова в интернете

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными

А вот как объясняется значение слова «стыд»: это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины

Или такое объяснение: стыд – это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда»

Какие вы знаете пословицы и поговорки на тему нашего классного час?

Вот послушайте пословицы, которые для вас подготовила я

  1. Как не мудри, а совести не перемудришь.
  2. Совесть без зубов загрызёт.
  3. От человека утаишь, от совести не утаишь.
  4. Жизнь дана на добрые дела.
  5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
  6. Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.
  7. Правда, как оса, — лезет в глаза.
  8. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
  9. Без совести и при большом уме не проживёшь.

Высказывания известных людей.

  1. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. Кант Иммануил.
  2. Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. Франклин Бенджамин.
  3. Мы идём в гущу шумной толпы, чтобы заглушить крик собственной совести. Рабиндранат Тагор.
  4. Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. Толстой. Л.Н.
  5. Самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив. Горький М.А.
  6. В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства; поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами. Монтескье 3.

Откровенное обсуждение вопроса: «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель: а теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нём думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба. Чего же нужно в жизни стыдиться и почему? Поиграем в игру. Я — против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно» ( вариант: поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться).

— физические недостатки;

— некрасивые поступки;

— поношенная, но аккуратная одежда;

— старомодная одежда;

— неряшливый вид;

— непрестижная работа родителей;

— твоё «простое» происхождение;

— невежество, необразованность, безграмотность.

— вульгарная внешность;

— грубое, бездушное отношение к людям

Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести?

Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю сдачу. Как вы поступите?

Ситуация вторая.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?

Ситуация третья.

На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести?

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. А иначе – блуждание в потёмках. Нужно вспомнить все свои плохие поступки и пойти в Храм на исповедь. А для начала попросить прощения у всех кого обидели.

Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», — гласит русская пословица.

Беседа «О равнодушии»

«Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.

Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.

Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство.»

Видеоролик о равнодушии

Самоанализ классного часа на тему «Совесть» для 6-8 классов

Учитель физики МКОУ Камышинская СОШ Силина Л.Н.

Перед проведением классного часа была проведена диагностика понимания ключевых понятий классного часа. Анализ диагностики показал, что 33,3%(5 человек) опрашиваемых «понимают смысл слова «совесть»»; 26.6% (4 человека) — «частично понимают смысл слова «совесть»»; 40% (6 человек) – «понятия не имеют, что такое совесть»

Цель: формирование эмоционально — чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

Задачи:

Узнать ключевые понятие по теме;

сформировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;

— побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;

— воспитывать нравственные качества

Провести диагностику с учащимися «Что такое совесть», проанализировать результат.

Тип классного часа: нравственный классный час.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Классный час имеет следующую структуру:

Вступительная часть:

организационный этап;

Постановка целей и задач (вопрос о плохом поступке);

Постановка проблемы (видеоролик притча «Осколки в сердце»).

2. Основная часть:

— Актуализация знаний ( беседа, работа со словарями, пословицами)

— Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности ( игра «Чего нужно стыдиться»; ситуация выбора «Голос совести»

3. Заключительная часть:

— Подведение итогов (проанализировать задачи)

— Рефлексия (проснулась совесть, просыпается совесть, спит совесть.

Классный час направлен на формирование активной жизненной позиции учащихся. Дает возможность расширить круг знаний учащихся. В процессе классного часа обсуждение понятия «совесть», «стыд» переводим на реальный опыт учащихся. Это способствует формированию определенного отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. У учащихся формируются навыки оценки самих себя и своих поступков.

После классного часа была проведена диагностика понимания ключевых понятий классного часа. Анализ диагностики показал, что 66,6%(10 человек) опрашиваемых «понимают смысл слова «совесть»»; 20% (3 человека) — «частично понимают смысл слова «совесть»»; 13,3% (2 человек) – «понятия не имеют, что такое совесть»

Диагностика показала, что классный час результативен, так как процент более осведомленных по данному вопросу учащихся увеличился.

В целом классный час прошел достаточно хорошо. В ходе мероприятия был налажен диалог с учащимися, обсуждение предлагаемых вопросов проходило непринужденно.

Я считаю, что поставленная мною цель и задачи были выполнены.

Классный час на тему «Стыд и совесть», 7-8 класс

Цель: осмысление нравственного понятия  «совесть».

Задачи:

— формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;

— побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;

— воспитывать нравственные качества.

Вступительная часть

Классный руководитель. Ребята, у меня к вам вопрос Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

Примерные ответы детей:

— Страшнее вызов родителей, а учителю я потом смогу показать, что совесть у меня есть.

— Лучше минута позора перед классом, чем перед родителями.

— Если учитель вызывает родителей, значит, думает, что я не совсем пропащий человек и совесть у меня есть.

— Если он такое скажет, значит, махнул на меня рукой — лучше пусть вызывает родителей!

— Родителей вызвать в школу не позорно, а такие слова — позор.

— Только не родителей!

— А мне все равно!

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите, в человеке?..

Как вы думаете на какую тему мы с вами будем беседовать?

Совесть

А что вы узнаете на классном часе?

Ребята, а сейчас внимание на экран

Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»

Видеоролик

III. Интерактивная беседа

Классный руководитель.

— Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

— Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

— Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

— Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

— Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

— Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.)

Включить звук

— Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)

Актуализация знаний

Классный руководитель. Что же такое совесть? стыд? Об этом нам расскажут (имена, фамилии). Они поработали со словарями и выяснили значение этих слов.

(К доске выходят два ученика, читают словарные статьи.)

Ученик 1. Вот как объясняется значение этого слова в словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля. (Читает свои записи.) Совесть — внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Ученик 2. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со спокойной совестью, с чистой совестью. Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

Ученик 1. А вот как объясняется значение слова «стыд». (Читает.) Это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Ученик 2. Стыд — это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

Ученик 1. «В ком стыд, в том и совесть», — говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Ученик 2. В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы на доске.

(Читают пословицы.)

V. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство — это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.

Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я буду читать слова, а вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.)

(Учитель читает.) К доске по 2 человека

Физические недостатки;

некрасивые поступки;

поношенная, но аккуратная одежда;

старомодная одежда;

неряшливый вид;

непрестижная работа родителей;

твое «простое» происхождение;

невежество, необразованность, безграмотность;

вульгарная внешность;

грубое, бездушное отношение к людям.

Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья — совесть — так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

VI. Ситуации выбора «Голос совести» работа в группах

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

1. Ситуация первая

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите?

(Дети высказываются.)

2. Ситуация вторая

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель п°ставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, к°торые увидел в ее тетради. Ваши действия?

(Дети высказываются.)

3. Ситуация третья

На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. Вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этом случае поступить по совести?

(Дети высказываются.)

Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудил ли этот разговор вашу совесть?

Примерные ответы детей:

— Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.

— Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не разбудить.

— Многие заглушают голос своей совести. Сейчас они хотя бы узнают об этом.

— В воскресенье у всех попрошу прощения и постараюсь больше не поступать плохо.

  • Рассказ оскара уайльда кентервильское привидение
  • Рассказ оскар и розовая дама
  • Рассказ осенью в саду
  • Рассказ осень скребицкого читать
  • Рассказ осень в парке 2 класс