«Школьный учитель в изображении В.П. Астафьева»
Сочинение
«Фотография, на которой меня нет» — глава из повести Виктора Астафьева «Последний поклон». Эта глава рисует жизнь и события далеких тридцатых годов.
В этом произведении Виктор Астафьев вспоминает фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простого бедного люда в далеком сибирском селе, которое взбудоражено неслыханно важным событием – приездом фотографа.
Благодаря учителю, быть увековеченным посчастливилось учащимся овсянской школы. К несчастью, Витьке из-за болезни ног не удалось «засняться». Больше недели мальчик вынужден был находиться дома под опекой ворчливой бабушки.
Однажды осенним скучным днем мальчика навестил школьный учитель – принес готовую фотографию.
В этой главе мы видим, каким уважением и любовью пользовался этот приветливый человек в селе. И было за что! Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню; был заводилой в деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для школы, организовал сбор «утильсырья», в результате чего в школе появились карандаши, тетради, краски. Дети впервые попробовали сладких петушков на палочках, сельчане получили необходимые вещи. Учитель никогда не отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен «со всеми кряду».
Люди благодарили за это как могли: помогали дровами, простой деревенской едой, присматривали за ребенком.
А еще мальчик вспоминает настоящий, героический для учителя поступок: поединок с гадюкой. Таким и остался этот человек в памяти ребенка – готовым броситься вперед и оборонить своих учеников.
И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово «Учитель» — уже само имя собственное. Важно, что учитель – человек, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь, помочь им в беде.
И хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь которых и составляет историю нашего народа.
Читая произведение Виктора Астафьева, я познакомился с интересными деталями быта и человеческих отношений деревенской жизни тридцатых годов. Мне показалось забавной речь простых людей, богатая народными словами и выражениями. Это делает рассказ самобытным и образным. А мораль проста – жизнь преклоняется перед «Человеком с большой буквы!»
Другие сочинения по этому произведению
Анализ главы «Фотография, на которой меня нет» из книги В. Астафьева «Последний поклон»
Новелла В. Астафьева «Царь-рыба» (отзыв)
Чем меня привлёк рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Русская деревня в 30-е гг. XX в. (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)
Сочинение по рассказу Астафьева «Фотография на которой меня нет»
Духовная красота героев В.П.Астафьева (на примере одного произведения).(«Фотография, на которой меня нет»)
В чем истинная красота человека по рассказу В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
«Последний поклон» В.П. Астафьева
На этом уроке пойдёт речь о Викторе Петровиче Астафьеве (рис. 1) и его рассказе «Фотография, на которой меня нет».
Рис. 1. Виктор Петрович Астафьев
Ранее вы уже знакомились с детством писателя, с началом его литературной деятельности и читали его рассказы «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой». На этом уроке вы познакомитесь с его рассказом «Фотография, на которой меня нет».
Это глава большого автобиографического произведения Виктора Петровича Астафьева «Последний поклон».
«Последний поклон» – воспоминая писателя о близких ему людях, о детстве, о родной Сибири (рис. 2). Вот как он пишет об этом:
«У меня возникло желание рассказать о моей Сибири, доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не Иваны, не помнящие родства. Более того, мы тут родством-то связаны, может быть, покрепче, чем где-либо».
Рис. 2. Природа Сибири
Книга «Последний поклон» сложилась к 1967 году. Об этом времени Астафьев (рис. 3) пишет:
«В основном добил страницы детства, которые начал ещё в 1956 году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя».
Рис. 3. В. П. Астафьев
Начинал Виктор Петрович Астафьев как детский писатель. И об этом периоде литературной деятельности писал так:
«Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь всю свою жизнь не лишать себя этой радости».
А писатель Евгений Носов (рис. 4), близкий друг Астафьева, сказал о нём:
«Есть в нём что-то такое, что исцеляет душевные раны, смуту и прочие человеческие неурядицы. Нет, он не волхв и не старец-кудесник, но есть у него к людям особое слово – и в книгах его, и изустно».
Рис. 4. Е.И. Носов
Тема памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет»
Главные герои рассказа «Фотография, на которой меня нет» – это простой мальчик из таёжной деревни Виктор Потылицын и его бабушка. Казалось бы, это конкретные люди, реальные судьбы. Но за судьбами этих конкретных людей скрывается судьба целого поколения.
Очень многие люди, когда прочитали автобиографическое произведение «Последний поклон», писали Астафьеву: «Вы пытались написать о себе и своей бабушке, а на самом деле описали всех нас».
Главная тема «Последнего поклона» – это взросление молодого человека, становление личности мальчика. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», казалось бы, повествует о простом случае, произошедшем с деревенским мальчишкой, но выходит на главную тему – тему памяти, человеческой и исторической.
Приезд фотографа
Повествование в рассказе ведётся от лица героя. Начинается рассказ с сообщения о том, что из города приехал фотограф:
«Не просто так приехал, по делу – приехал фотографировать».
Нужно сказать, что приезд в деревенскую школу фотографа в описываемое время – большое событие. Фотограф – важная персона, ему стараются угодить, расположить его удобно: так, чтобы он и снимал правильно, и чтобы снимок всем понравился.
«И фотографировать он будет не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным, а нас, учащихся овсянской школы».
Всем селом принимается решение, куда поселить фотографа:
«Такую персону, как фотограф, не подходяще учителям оставлять у себя».
У учителей нет условий, которые могли бы удовлетворить фотографа, и поэтому все стараются и находят для этого человека грамотного, делового, всеми уважаемого – Илью Ивановича Чехова:
«Происходил он из ссыльных. Ссыльными были не то дед, не то его отец. Он сам давно женился на нашей деревенской молодице, был всем кумом, другом и советчиком по части подрядов на сплаве».
Фотографу, конечно, в доме Чехова будет удобней всего. Деревенский люд решил, что это самое подходящее место. Туда и определяют фотографа. Настолько все были удовлетворены своей находкой, что появляется троекратный повтор:
«Вздохнул облегчённо учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло».
Все переживали, чтобы было удобно жить фотографу, чтобы получилась, состоялась эта фотография:
«Всем хотелось угодить, чтобы оценил он заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал».
Анализ образов героев в рассказе
Жизнь ребят в деревне во многом может рассказать о взаимоотношениях людей того времени. Это довоенные годы – годы перед Великой Отечественной войной 1941–1945 гг. Главный герой относился не к самым лучшим ученикам в классе. Вот как об этом пишет автор:
«Решение вопроса о распорядках выходило не в нашу с Санькой пользу: прилежные ученики сядут впереди, средние – в середине, плохие – назад – так было решено. Ни в ту зиму, ни во все последующие мы с Санькой не удивляли ни прилежанием, ни поведением. Нам и на середину было рассчитывать трудно. Быть нам сзади, где и не разберёшь, кто заснят? Ты или не ты? Полезли мы в драку, чтобы боем доказать, что мы – люди не пропащие… Но ребята прогнали нас из своей компании, даже драться с нами не связались. Тогда пошли мы с Санькой на увал и стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался. Ухарски гикая, ругаясь, мчались мы не просто так, в погибель мчались, поразбивали о каменья головки санок, коленки посносили, вывалялись, начерпали полные катанки снегу».
Это стало причиной той самой болезни, из-за которой на фотографии не оказалось главного героя рассказа:
«Ночью наступила расплата за отчаянный разгул: у меня заболели ноги. Они всегда ныли от «рематизни», как называла бабушка болезнь, якобы доставшуюся мне по наследству от покойной мамы. Но стоило мне застудить ноги, начерпать в катанки снегу – тотчас нудь в ногах переходила в невыносимую боль».
Дальше читатель встречает людей, к которым герой испытывает душевную привязанность. В первую очередь это его бабушка, которая сопровождает всё его детство, которая взяла внука на воспитание после смерти матери.
– Так я и знала! Так я и знала! – проснулась и заворчала бабушка. – Я ли тебе, язвило бы тебя в душу и в печенки, не говорила: «Не студися, не студися!» – повысила она голос. – Так он ведь умнее всех! Он бабушку послушат? Он добрым словам воньмет? Загибат теперь! Загибат, худа немочь! Мольчи лучше! Мольчи!».
В этом отрывке автор очень ярко высвечивает речь бабушки, которая полна диалектов, говоров, свойственных для этой сибирской деревни. Это и разговорная речь, и народные выражения, характерные для жителей деревни. Через поведение героев читатель представляет не просто конкретную жизненную ситуацию, но и определённые социальный срез, определённый уровень жизни и определённую эпоху.
«Бабушка зазвенела посудою, флакончиками, баночками, скляночками – ищет подходящее лекарство. Припугнутый ее голосом и отвлеченный ожиданиями, я впал в усталую дрему.
– Где ты тутока?
– Зде-е-е-ся. – по возможности жалобно откликнулся я и перестал шевелиться.
– Зде-е-еся! – передразнила бабушка и, нашарив меня в темноте, перво-наперво дала затрещину. Потом долго натирала мои ноги нашатырным спиртом. Спирт она втирала основательно, досуха, и все шумела: – Я ли тебе не говорила? Я ли тебя не упреждала? И одной рукой натирала, а другой мне поддавала да поддавала: – Эк его умучило! Эк его крюком скрючило? Посинел, будто на леде, а не на пече сидел…
Я уж ни гугу, не огрызался, не перечил бабушке – лечит она меня».
Хотя бабушка и ругает мальчика, читатель видит, что и она его очень любит, и герой по-доброму относится к бабушке (рис. 5).
Рис. 5. Бабушка и внук, рассказ «Фотография, на которой меня нет»
Следующая фраза говорит об ироничном отношении:
«Выдохлась, умолкла докторша, заткнула граненый длинный флакон, прислонила его к печной трубе, укутала мои ноги старой пуховой шалью, будто теплой опарой облепила, да еще сверху полушубок накинула и вытерла слезы с моего лица шипучей от спирта ладонью».
Несмотря на то что бабушка злится, что ребёнок заболел, она готова ему помочь и готова его вылечить. Она будит старика (деда), посылает его растопить баню. К утру баня готова, ребёнка парят берёзовыми вениками, укутывают, натирают.
Но стоит вспомнить, что не один Витька катался с горы, а с ним был ещё его друг Санька. И вот такова ребячья дружба, что Санька готов поддержать друга и тоже не идти фотографироваться:
«Вид мой поверг и Саньку в удручение. Он помялся, помялся, потоптался, потоптался и скинул с себя новую коричневую телогрейку, выданную ему дядей Левонтием по случаю фотографирования.
– Ладно! – решительно сказал Санька. – Ладно! – еще решительней повторил он. – Раз так, я тоже не пойду! Все! – И под одобрительным взглядом бабушки Катерины Петровны проследовал в середнюю».
Описание деревенских домов
Помимо бабушки, её тепла, внимания к ребёнку, мы можем говорить о других людях в деревне. Очень интересным является повествование автора о том, каковы деревенские дома, деревенские окна. В частности, он рассказывает о всех хозяйках, которые по-своему украшали и утепляли деревенское окно. И вновь, уже с другой стороны, высвечивается грань личности бабушки:
«Деревенское окно, заделанное на зиму, – своего рода произведение искусства. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у нее за характер и каков обиход в избе.
Бабушка рамы вставляла в зиму с толком и неброской красотой. В горнице меж рам валиком клала вату и на белое сверху кидала три-четыре розетки рябины с листиками – и все. Никаких излишеств. В середней же и в кути бабушка меж рам накладывала мох вперемежку с брусничником. На мох несколько березовых углей, меж углей ворохом рябину – и уже без листьев.
Бабушка объяснила причуду эту так:
– Мох сырость засасывает. Уголек обмерзнуть стеклам не дает, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад.
Бабушка иной раз подсмеивалась надо мною, выдумывала разные штуковины, но много лет спустя, у писателя Александра Яшина, прочел о том же: рябина от угара – первое средство».
Мы видим, как автор внимательно и тонко описывает народные приметы, мудрость, накопленную годами. Но вместе с тем, нужно отметить две точки зрения: с одной стороны, это понимание ситуации маленьким ребёнком – Витей, а с другой стороны, появляется взгляд уже взрослого человека – писателя, прожившего жизнь. Не зря автор вводит фигуру писателя Александра Яшина.
Образ учителя в рассказе; его значение в жизни деревенских людей
Одним из тех близких людей, кто оставил след в душе героя, становится учитель. Вот как герой рассказывает о сельском учителе в момент, когда учитель приносит фотографию ещё болеющему мальчику:
«– Какой это там лешак ломится?.. Милости просим! Милости просим! – совсем другим, церковным голоском запела бабушка. Я понял: к нам нагрянул важный гость, поскорее спрятался на печку и с высоты увидел школьного учителя, который обметал веником катанки и прицеливался, куда бы повесить шапку. Бабушка приняла шапку, пальто, бегом умчала одежду гостя в горницу, потому как считала, что в кути учителевой одежде висеть неприлично, пригласила учителя проходить».
Мы видим, какое уважительное отношение появляется у бабушки к учителю. Даже одежде неприлично висеть в кути, нужно её унести её в более подобающее место.
Уважительно к учителю относится не только бабушка героя, но и вся деревня, и все ученики. Вот как Астафьев описывает учителя:
«Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «политику» – волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза, да уши торчали».
Этот человек остался в памяти ребёнка именно благодаря своим душевным и профессиональным качествам.
И вся деревня, как пишет автор, выказывает учителю молчаливое уважение. Все стараются молча помочь чем могут, не выдавая своего доброго отношения словами, а совершая определённые дела.
Рис. 6. Учитель в гостях у главного героя
«Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов. Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу».
Рассмотрите, как себя ведут жители села, что они делают по отношению к учителям:
«Тишком, бочком просочатся деревенские бабы в избу учителя и забудут там кринку молока либо сметанки, творогу, брусники туесок. Ребеночка доглядят, полечат, если надо, учительницу необидно отругают за неумелость в обиходе с дитем. Один раз пришел учитель в школу в подшитых через край катанках. Умыкнули бабы катанки – и к сапожнику Жеребцову снесли, который ни копейки не взял, и к утру, к школе все было готово».
Уже с позиции своего времени Виктор Петрович Астафьев удивляется тому, в какой школе работали эти учителя. С удивлением он пишет о том, как эти городские, интеллигентные люди оказались в деревенской школе.
Читатель легко может себе представить, какой была довоенная школа в русской далёкой сибирской деревне:
«А в какой школе начали работу наши учителя!
В деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. Принесли ребята из дома табуретки, скамейки, сидели кружком, слушали учителя, затем он давал нам аккуратно заточенный красный карандаш, и мы, пристроившись на подоконнике, поочередно писали палочки. Счету учились на спичках и палочках, собственноручно выструганных из лучины».
Автор словно восстанавливает черты прошлого, черты жизни нашего народа. Посмотрите, как он говорит о том, что трудно сейчас, наверно, представить – каким образом учитель организовал появление в школе тетрадей и карандашей:
«Учитель как-то уехал в город и вернулся с тремя подводами. На одной из них были весы, на двух других ящики со всевозможным добром. На школьном дворе из плах соорудили временный ларек «Утильсырье». Вверх дном перевернули школьники деревню. Чердаки, сараи, амбары очистили от веками скапливаемого добра – старых самоваров, плугов, костей, тряпья.
В школе появились карандаши, тетради, краски вроде пуговиц, приклеенные к картонкам, переводные картинки. Мы попробовали сладких петушков на палочках, женщины разжились иголками, нитками, пуговицами».
В таких обстоятельствах формируется характер подростка, его будущее представление о жизни:
«Учитель еще и еще ездил в город на сельсоветской кляче, выхлопотал и привез учебники, один учебник на пятерых. Потом еще полегчение было – один учебник на двоих. Деревенские семьи большие, стало быть, в каждом доме появился учебник».
Удивительно, что герой помнит, как учитель не просто учил, но и порой учился сам у ребят, как уважительно относился он к тем знаниям, которыми обладали деревенские мальчишки. Вот описание посещения леса:
«Учитель стал водить нас по лесу и рассказывать про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо.
Как он много знал! И что кольца у дерева – это годы его жизни, и что сера сосновая идет на канифоль, и что хвоей лечатся от нервов, и что из березы делают фанеру; из хвойных пород – он так и сказал, – не из лесин, а из пород! – изготавливают бумагу, что леса сохраняют влагу в почве, стало быть, и жизнь речек.
Но и мы тоже знали лес, пусть по-своему, по-деревенски, но знали то, чего учитель не знал, и он слушал нас внимательно, хвалил, благодарил даже».
Описан случай в лесу, когда учитель видит змею и защищает детей:
«Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться».
Позже дети понимают, что учитель первый раз видел змею, но это не остановило его:
«Учитель шел за нами следом, и все оглядывался, готовый оборонять нас снова, если змея оживет и погонится».
Идейный центр рассказа
Идейным центром рассказа становятся последние его абзацы:
«Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь. Уже работая над этой книгой, я узнал, что звали наших учителей Евгений Николаевич и Евгения Николаевна. Мои земляки уверяют, что не только именем-отчеством, но и лицом они походили друг на друга. «Чисто брат с сестрой!..» Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей. И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа.
Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя – сибиряк.
Как суетились бабы по селу, спешно собирая у соседей и родственников шубенки, телогрейки, все равно бедновато, шибко бедновато одеты ребятишки. Зато как твердо держат они материю, прибитую к двум палкам. На материи написано каракулисто: «Овсянская нач. школа 1-й ступени». На фоне деревенского дома с белыми ставнями – ребятишки: кто с оторопелым лицом, кто смеется, кто губы поджал, кто рот открыл, кто сидит, кто стоит, кто на снегу лежит.
Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу, как бы они порой нелепы ни были» (рис. 7).
Рис. 7. Фотография, о которой идёт речь в рассказе В.П. Астафьева
Основная мысль рассказа
Основная мысль автора звучит в самой последней фразе рассказа:
«Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
Автор утверждает, что история – это не только войны, не только перевороты. История страны складывается из судеб отдельных людей, живущих в этой стране. Писателю дорого детство. Эта фотография запечатлела не только время, она смогла дать возможность человеку вспомнить о каких-то моментах его жизни. Фотографии – это память человека и память народа.
Рассказ Виктора Петровича Астафьева – это своеобразный портрет эпохи, изображённый словесными средствами.
Полистайте фотоальбомы своей семьи. Какие события изображены на ваших семейных фотографиях? Какую историю может поведать старая фотография? Как судьба человека отразилась на истории страны? Если вам неизвестна история ваших семейных фотографий, обратитесь к родственникам, чтобы они вам рассказали, потому что фотография – это наша память.
Вопросы к конспектам
Составьте характеристику образов главного героя, его бабушки и учителя из рассказа «Фотография, на которой меня нет».
Принесите фотографию из семейного альбома и подготовьте рассказ о ней.
Прочитайте 2–3 рассказа из книги В.П. Астафьева «Последний поклон».
Краткосрочный план
Раздел « Дети и взрослые |
||||||||
ФИО педагога СТРОКАЧ Л.А. |
||||||||
Дата 2 7.10 |
||||||||
Класс 8 Л |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
||||||
Тема урока Образы учителей в рассказе В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» |
||||||||
Цели обучения в соответствии с учебной программой |
8.2.5.1. Характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий; 8.1.6.1. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты |
|||||||
Ход урока |
||||||||
Этап урока/время |
Действия педагога |
Действия учеников |
Оценивание |
Ресурсы |
||||
.Этап мотивации: 2-3 мин. ( Просмотр семейных фотографий) Во всём мире есть музеи, где хранятся произведения искусства, редкие вещи. У нас тоже есть музей, он насчитывает всего несколько экземпляров, да и помещение его совсем маленькое. Это «Музей в сундучке». Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии. Я приглашаю вас посмотреть первый экспонат. На урок вы принесли любимую старую фотографию вашей семьи. Расскажите, какие эпизоды запечатлены на этих фотографиях? Почему они так вам дороги? (Обучающиеся комментируют свои фотографии). — Итак, мы попытались с вами остановиться и пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатлённое на снимках, близко и дорого нам, оно живет в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы . |
Настраиваются на урок Представляют старые фото своей семьи Комментарии о том, кто на них изображен. |
слайды Сундук с фото фото |
||||||
Что или кто объединяет эти фотографии?( школа, одноклассники и учителя) О ком вы вели разговор? -Сформулируйте тему урока. ( Образы учителей) Запись в тетрадях. 1-Школа каких годов представлена вашему вниманию? . Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения и выводы. Как школьники готовились к предстоящему событию? Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Почему и его не оказалось на фотографии? Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? 2 В каких эпизодах мы встречаем учителей? а) забота о школе; б) отношение к детям и деревенским жителям; в) случай со змеей? Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры. Работа в группах 3. Рассказ об учителях Виктора. Пара №1 ( Рома, Эдик) — Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы). — Кто был инициатором этого события? (учителя) -Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома .. и был у них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного участка .. Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у себя»). — Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («Лицо учителя хоть и малоприметное …». Главная деталь портрета — “немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”). 4 Пара№2( Алина, Женя) Как относились к учителям в деревне? За что уважали? Чтение: стр. 214 от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…” Выборочный пересказ: За что уважали? Учителей уважают за вежливость, за то, что .. Учителей уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и … К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: … |
Учащиеся формулируют тему урока. Ответы на вопросы Работа в группах над вопросами |
Слайд Тетрадь карточки |
||||||
5Исследовательская работа. Группа исследователей Пара №3( Артем, Ирина) -Заполните таблицу
Выхлопотать – добиться чего – либо хлопотами В какой школе они начали работу? Комментированное чтение текста от слов: «А в какой школе начали работу наши учителя!» до слов Вывод: «Это ли не достижение!» |
||||||||
6Поступки уч. Эпизод поход на Лысую гору пара №4( Денис, Ксения) Кратко пересказать, привести цитаты. — С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.). -Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни? -Почему учитель приносит фотографию Витьке? Найти строчки “Я принёс тебе фотографию, — сказал учитель. — Одна из важных черт в характере учителя — уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие. 7Общий вопрос -Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: стр. 219 от “Прошли годы…” до конца абзаца. Вывод: Жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не побоялись трудностей |
Ответы |
карточка |
||||||
.8 .Свободный микрофон — Изменилось ли , на ваш взгляд, отношение к учителю в наши дни? -В чём главная ценность труда учителя? Вывод Учителей очень уважали и ценили тогда« Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово « учитель»! И каждый человек , мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя чтоб раствориться в памяти народа , с которыми и для которых они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька,». Сейчас же не каждый уважает учителей. Считают, что они специально ставят плохие оценки и ругают, и только когда вырастают понимают, что учитель не зря ругает, он делает всё что угодно, чтобы дети выросли хорошими, вежливыми, умными и добрыми людьми . |
Выступление учащихся |
Микрофон, трибуна |
||||||
14.Стадия рефлексии. 1.Синквейн — А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и напишем синквейны, отражающие наш разговор на уроке 15. Послесловие. Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое, и, чтобы этот момент остался в нашей памяти, я хочу предложить нам всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши дети, заинтересовавшись этим снимком, расспросят вас о нём, и вы, может быть, через много лет переживёте то приобщение к прошлому, памяти, которое испытали сегодня на уроке. Мы назовём этот снимок «Фотография, на которой я есть |
Составляют синквейн со словом « Учитель» Фото на память с урока литературы |
Фото. |
Приложение.
Пара1( Рома, Эдик
— Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф?
— Кто был инициатором этого события?
-Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку?
Вывод о жизни учителя
— Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? Почему?
— Пара№2( Алина, Женя)
Как относились к учителям в деревне? За что уважали? Чтение: стр. 214 от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”
Выборочный пересказ:
За что уважали?
Учителей уважают за вежливость, за то, что ..
Учителей уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и …
К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …
Поступки уч. Эпизод поход на Лысую гору пара №4( Денис, Ксения)
Кратко пересказать, привести цитаты.
— С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.).
-Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни?
-Почему учитель приносит фотографию Витьке?
Найти строчки
“Я принёс тебе фотографию, — сказал учитель.
— Одна из важных черт в характере учителя — уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.
В какой школе учителя начали работу? |
Что сделали учителя для школы? |