Рассказ от третьего лица пример


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Писать от третьего лица просто, надо лишь немного попрактиковаться. Его использование в академических, то есть учебных или научных текстах означает отказ от местоимений «я» или «вы», как правило, с целью достижения более объективного и формального стиля. В художественной литературе третье лицо может принять форму различных точек зрения — точки зрения всезнающего автора, ограниченного повествования от третьего лица (одного или нескольких фокальных персонажей) или объективного повествования от третьего лица. Выбирайте сами, с какой из них вы будете вести свой рассказ.

  1. Изображение с названием Write a Speech Introducing Yourself Step 9

    1

    Используйте третье лицо для любых академических текстов. Описывая результаты исследований и научные доказательства, пишите от третьего лица. Так ваш текст будет более объективным. В академических или профессиональных целях эта объективность важна, чтобы написанное вами производило впечатление непредвзятости и, следовательно, заслуживало большего доверия.[1]

    • Третье лицо позволяет сосредоточиться на фактах и доказательствах, а не на личных мнениях.[2]
  2. Изображение с названием Start a Letter Step 1

    2

    Используйте правильные местоимения. В третьем лице о людях говорится «со стороны». Используйте существительные, имена собственные или местоимения третьего лица.

    • К местоимениям третьего лица относятся: он, она, оно, они и их формы во всех падежах — его, ее, их, ему, ей, им, ими и так далее.
    • Имена людей также подходят для изложения от третьего лица.
    • Пример: «Орлов полагает иначе. Согласно его исследованиям, более ранние заявления по данной теме неверны».
  3. Изображение с названием Stop Cyber Bullying Step 7

    3

    Избегайте местоимений первого лица. Первое лицо предполагает личную точку зрения автора, а значит, такое изложение выглядит субъективным и основанным на мнении, а не на фактах. В академическом эссе следует избегать первого лица (если заданием не предусмотрено иное — скажем, изложить ваше мнение или результаты вашей работы).[3]

    • К местоимениям первого лица относятся: я, мы, их формы во всех падежах — меня, мне, нас, нами, притяжательные местоимения — мой (моя, мои), наш (наша, наши).[4]
    • Проблема первого лица заключается в том, что оно придает научной речи личный и субъективный характер. Иными словами, читателя будет сложно убедить, что взгляды и идеи изложены беспристрастно и не затронуты личными чувствами и воззрениям автора. Когда люди используют первое лицо в академических работах, они часто пишут «я думаю», «я считаю» или «на мой взгляд».
    • Неправильно: «Хотя Орлов это утверждает, я считаю его аргументы ошибочными».
    • Правильно: «Хотя Орлов это утверждает, другие с ним не согласны».
  4. Изображение с названием Feel Good About Yourself Step 12

    4

    Избегайте местоимений второго лица. Посредством их вы обращаетесь непосредственно к читателю, как будто знаете его лично, и стиль вашего письма становится слишком фамильярным. Второе лицо никогда не следует использовать в научных работах.[5]

    • Местоимения второго лица: ты, вы, их формы во всех падежах — тебя, тебе, тобой, вас, вам, вами, притяжательные местоимения — твой (твоя, твои), ваш (ваша, ваши).[6]
    • Главная проблема второго лица — ему часто присуща обвинительная интонация. Отсюда вытекает риск возложить излишнюю ответственность на плечи именно того человека, что читает вашу работу в настоящий момент.
    • Неправильно: «Если в наши дни вы по-прежнему не согласны, вы, должно быть, не знаете фактов».
    • Правильно: «Тот, кто в наши дни по-прежнему не согласен, должно быть, не знает фактов».
  5. Изображение с названием Reduce Your Student Loan Payments Step 4

    5

    Говорите о субъекте общими словами. Иногда автору нужно сделать отсылку к субъекту, не называя его конкретно. Другими словами, ему требуется упомянуть человека в общем, а не какое-то уже известное лицо. В этом случае обычно и возникает искушение написать «вы». Однако в данном случае уместно будет воспользоваться существительным, носящим обобщенный характер, или местоимением — неопределенным, определительным или отрицательным.

    • К существительным общего характера, часто используемым при научном письме в третьем лице, относятся: автор, читатель, студент, преподаватель, человек, мужчина, женщина, ребенок, люди, исследователи, ученые, эксперты, представители.
    • Пример: «Несмотря на множество возражений, исследователи продолжают отстаивать свою позицию».
    • К местоимениям, которые могут использоваться с той же целью, относятся: кое-кто, кто-то, некоторые (неопределенные); все, каждый, любой (определительные); никто (отрицательное).
    • Неправильно: «Вы можете согласиться, не зная фактов».
    • Правильно: «Кто-то может согласиться, не зная фактов».[7]
  6. Изображение с названием Spot Fake News Sites Step 8

    6

    Избегайте избыточной конструкции «он или она». Иногда современные авторы пишут «он или она» вместо «он», хотя субъект изначально упомянут в мужском роде.

    • Такое использование местоимений продиктовано политкорректностью и является нормой, к примеру, в английском языке, но в русском обычно лишь делает фразу избыточной. После существительного «ученый», «врач», «ребенок», «человек» можно и нужно писать «он».
    • Неправильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он или она боялся пострадать, если его или ее имя станет известно».
    • Правильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он боялся пострадать, если его имя станет известно».

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Grant Proposal Step 10

    1

    Перемещайте фокус от одного персонажа к другому. Когда вы пишете художественный текст с точки зрения всезнающего автора, повествование перескакивает от одного персонажа к другому, а не следует за мыслями, действиями и словами одного героя. Автор знает все о каждом из них и о мире, в котором они живут. Он сам решает, какие мысли, чувства или поступки открыть читателю, а какие скрыть от него.[8]

    • Допустим, в произведении четыре главных действующих лица: Уильям, Боб, Эрика и Саманта. В разные моменты повествования писателю следует изобразить действия и мысли каждого из них, причем он может делать это в пределах одной главы или абзаца.
    • Пример: «Уильям подумал, что Эрика солгала, но ему хотелось верить, что у нее была на то веская причина. Саманта тоже была уверена, что Эрика лжет, к тому же ее мучила ревность, так как Тони посмел подумать хорошо о другой девушке».
    • Авторам всеведущих повествований следует избегать резких скачков — не стоит менять взгляды персонажа в пределах одной главы. Это не нарушает канонов жанра, но является признаком повествовательной рыхлости.
  2. Изображение с названием Quote a Book Step 1

    2

    Раскрывайте любую информацию, какую пожелаете. С точки зрения всезнающего автора рассказ не ограничен переживаниями и внутренним миром единственного персонажа. Наряду с мыслями и чувствами, писатель может открывать читателю прошлое или будущее героев непосредственно по ходу повествования. Кроме того, он может высказывать собственное мнение, оценивать события с позиции морали, описывать города, природу или животных отдельно от сцен с участием персонажей.[9]

    • В определенном смысле автор, пишущий с этой точки зрения, является кем-то вроде «бога» в своем произведении. Писатель может наблюдать за действиями любого персонажа в любой момент, причем, в отличие от наблюдателя-человека, он не только видит внешние проявления, но и способен заглянуть во внутренний мир.
    • Знайте, когда следует скрыть информацию от читателя. Хотя автор может рассказать обо всем, о чем он пожелает, произведению может пойти на пользу доля недосказанности, когда некоторые вещи открываются постепенно. Например, если один из героев окутан аурой загадочности, разумно будет не допускать читателя до его чувств, пока не раскроются его истинные мотивы.
  3. Изображение с названием Write a Book Report Step 6

    3

    Избегайте использования местоимений первого и второго лица. Местоимения первого лица — «я», «мы» и их формы — могут появляться только в диалогах. То же самое относится ко второму лицу — «ты» и «вы».

    • Не используйте первое и второе лицо в повествовательной и описательной части текста.
    • Правильно: «Боб сказал Эрике: „По-моему, это довольно страшно. А ты как думаешь?”»
    • Неправильно: «Я подумал, что это довольно страшно, и Эрика с Бобом согласились. А вы как думаете?»

    Реклама

  1. Изображение с названием Feel Good About Yourself Step 7

    1

    Выберите героя, с точки зрения которого вы поведете рассказ. При ограниченном повествовании от третьего лица автор имеет полный доступ к действиям, мыслям, чувствам и взглядам единственного персонажа. Он может писать непосредственно с позиции мыслей и реакций этого персонажа или же отступить в сторону для более объективного рассказа.[10]

    • Мысли и чувства остальных персонажей остаются неизвестными для рассказчика на протяжении всего текста. Выбрав ограниченное повествование, он уже не может свободно переключаться между разными действующими лицами.
    • Когда повествование ведется от первого лица, рассказчик выступает в роли главного героя, в то время как в повествовании от третьего лица все с точностью до наоборот — здесь автор отдаляется от того, что пишет. В этом случае рассказчик может раскрыть какие-то детали, каких не раскрыл бы, если бы повествование велось от первого лица.
  2. Изображение с названием Feel Good About Yourself Step 10

    2

    Описывайте поступки и мысли персонажа «со стороны». Хотя писатель и фокусируется на одном персонаже, он должен рассматривать его отдельно от себя: личности рассказчика и героя не сливаются! Даже если автор неотступно следует за его мыслями, чувствами и внутренними монологами, вести повествование нужно от третьего лица.[11]

    • Иными словами, местоимения первого лица («я», «меня», «мой», «мы», «наш» и так далее) могут использоваться только в диалогах. Рассказчик видит мысли и чувства главного героя, но герой не превращается в рассказчика.
    • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно после ссоры со своим парнем».
    • Правильно: «Тиффани подумала: „Я чувствую себя ужасно после нашей с ним ссоры”».
    • Неправильно: «Я чувствовала себя ужасно после ссоры с моим парнем».
  3. Изображение с названием Communicate Effectively Step 21

    3

    Показывайте действия и слова других персонажей, а не их мысли и чувства. Автору известны только мысли и чувства главного героя, с позиции которого ведется рассказ. Однако он может описывать других персонажей так, как их видит герой. Рассказчик может все то, что может его персонаж; он только не может знать, что творится в голове у других действующих лиц.[12]

    • Писатель может строить догадки или предположения в отношении мыслей других персонажей, но только с точки зрения главного героя.
    • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно, но, видя выражение лица Карла, она понимала, что и ему не лучше — а то и хуже».
    • Неправильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно. Однако она не знала, что Карлу было еще хуже».
  4. Изображение с названием Communicate Effectively Step 24

    4

    Не раскрывайте информацию, которой не владеет герой. Хотя рассказчик может сделать отступление и описать место действия или других персонажей, он не должен говорить ни о чем, чего не видит или не знает герой. Не перескакивайте от одного персонажа к другому в пределах одной сцены. Действия других персонажей могут стать известными, только если они происходят в присутствии героя (или он узнает о них от кого-то еще).

    • Правильно: «Из окна Тиффани видела, как Карл подошел к дому и позвонил в дверь».
    • Неправильно: «Как только Тиффани вышла из комнаты, Карл вздохнул с облегчением».

    Реклама

  1. Изображение с названием Handle Cyber Bullying Step 9

    1

    Переключайтесь с одного персонажа на другой. Ограниченное повествование от лица нескольких персонажей, называемых фокальными, означает, что автор ведет рассказ с точки зрения нескольких героев поочередно. Используйте видение и мысли каждого из них, чтобы раскрыть важную информацию и помочь развитию сюжета.[13]

    • Ограничьте количество фокальных персонажей. Вам не следует писать с точки зрения множества действующих лиц, чтобы не запутать читателя и не перегрузить произведение. Уникальное видение каждого фокального персонажа должно играть определенную роль в повествовании. Спросите себя, каков вклад каждого из них в развитие сюжета.
    • Например, в романтической истории с двумя главными героями — Кевином и Фелицией — автор может дать читателю возможность понять, что творится на душе у них обоих, описывая события попеременно с двух точек зрения.
    • Одному персонажу можно уделить больше внимания, чем другому, но каждый фокальный персонаж должен получить его долю в тот или иной момент развития истории.
  2. Изображение с названием Attract a Woman Step 2

    2

    Концентрируйтесь на мыслях и видении одного персонажа за раз. Хотя в произведении в целом используется прием множественного видения, в каждый его момент писателю следует смотреть на происходящее глазами только одного героя.

    • Несколько точек зрения не должны сталкиваться в одном эпизоде. Когда заканчивается описание с позиции одного персонажа, может вступать другой, однако их точки зрения не должны смешиваться в пределах одной сцены или главы.[14]
    • Неправильно: «Кевин был влюблен в Фелицию с самой первой их встречи. Фелиция же, со своей стороны, не до конца доверяла Кевину».
  3. Изображение с названием Be a Better Girlfriend Step 18

    3

    Старайтесь делать плавные переходы. Хотя писатель и может переключаться с одного персонажа на другой и обратно, не следует делать этого произвольно, иначе рассказ станет запутанным.[15]

    • В романе удачным моментом для переключения с персонажа на персонаж будет начало новой главы или сцены внутри главы.
    • В начале сцены или главы, желательно в первом предложении, писателю следует обозначить, с чьей точки зрения он поведет рассказ, иначе читателю придется теряться в догадках.[16]
    • Правильно: «Фелиции очень не хотелось этого признавать, но розы, которые Кевин оставил на пороге, были приятным сюрпризом».
    • Неправильно: «Розы, оставленные на пороге, оказались приятным сюрпризом».
  4. Изображение с названием Apply for an Entrepreneurial Grant Step 6

    4

    Различайте, кому что известно. Читатель получает информацию, известную разным персонажам, но каждый персонаж имеет доступ к разной информации. Проще говоря, одни герой может не знать того, что знает другой.

    • Например, если Кевин поговорил о чувствах Фелиции к нему с ее лучшей подругой, сама Фелиция никак не может знать, о чем они беседовали, если только не присутствовала при разговоре, либо Кевин или подруга не рассказали ей о нем.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write About Your Hobbies and Interests Step 9

    1

    Описывайте действия разных персонажей. Ведя объективное повествование от третьего лица, автор может описать слова и действия любого персонажа истории в любой момент и в любом месте.[17]

    • Здесь автору необязательно сосредоточиваться на единственном главном герое. Он может переключаться между разными персонажами по ходу рассказа так часто, как ему нужно.
    • Однако первого лица («я») и второго лица («ты») нужно все так же избегать. Их место — только в диалогах.
  2. Изображение с названием Convince Yourself That You're Happy Being Alone Step 12

    2

    Не пытайтесь проникнуть в мысли персонажа. В отличие от точки зрения всезнающего автора, где рассказчику доступны мысли каждого, при объективном повествовании он не может заглянуть ни в чью голову.[18]

    • Представьте, что вы — это невидимый свидетель, наблюдающий за поступками и диалогами персонажей. Вы не всеведущи, поэтому вам неизвестны их чувства и мотивы. Вы лишь можете описать их действия со стороны.
    • Правильно: «После урока Грэхем в спешке покинул класс и помчался к себе».
    • Неправильно: «Грэхем выбежал из класса и помчался к себе. Лекция настолько его взбесила, что он чувствовал себя готовым наброситься на первого встречного».
  3. Изображение с названием Feel Good About Yourself Step 13

    3

    Показывайте, а не рассказывайте. Хотя при объективном повествовании от третьего лица писатель не может поведать о мыслях и внутреннем мире персонажей, он, тем не менее, может делать наблюдения, позволяющие предположить, что думал или испытывал герой. Описывайте происходящее. К примеру, не сообщайте читателю, что персонаж был в гневе, а опишите его жесты, выражение лица, тон голоса, чтобы читатель увидел этот гнев.[19]

    • Правильно: «Когда вокруг никого не осталось, Изабелла расплакалась».
    • Неправильно: «Изабелла была слишком гордой, чтобы плакать в присутствии других, но она чувствовала, что сердце ее разбито, и потому расплакалась, как только осталась одна».
  4. Изображение с названием Start a Letter Step 6

    4

    Не вставляйте в рассказ собственные умозаключения. При объективном повествовании от третьего лица автор выступает в роли репортера, а не комментатора.[20]

    • Позвольте читателю самому делать выводы. Описывайте действия персонажей, но не анализируйте их и не объясняйте, что они значат и как их следует оценивать.
    • Правильно: «Прежде чем сесть, Иоланда трижды оглянулась через плечо».
    • Неправильно: «Это могло показаться странным, но Иоланда трижды оглянулась через плечо, прежде чем сесть. Такая навязчивая привычка свидетельствовала о параноидальном мышлении».

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 293 914 раз.

Была ли эта статья полезной?

kniga_pisatОдну и ту же историю можно рассказывать с разных точек зрения. Это вроде как на предмет смотреть с разных точек: изнутри или снаружи. Так и историю можно рассказать «изнутри» – от 1-го лица или снаружи – от 3-го лица. А еще есть интересное 2-е лицо.

Вспомним уроки языка: личные местоимения

Первое лицо: я, мы

В таком виде повествования рассказчик становится непосредственно персонажем своей истории.

Управляющий сказал мне: «Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели». Я ему ответил: «Вы слишком льстите мне, ваше превосходительство, полагая, что я умею летать». И потом я слышал, как он сказал: «Уберите этого господина, он портит мне нервы»…
А. Чехов, «Моя жизнь. Рассказ провинциала»

Второе лицо: ты, вы

lico-v-texteПовествование для 2-го лица. В таком виде повествования рассказчик заставляет читателя почувствовать себя персонажем истории.уменьшает дистанцию между текстом и читателем. происходит смешение литературы и реальности

     Открываешь глаза. Солнечный лучик пробирается сквозь приоткрытую занавеску – и зайчик запрыгивает на стену напротив окна. Какое-то время следишь за ним, а потом угол одеяла весело летит на сторону, и ты бежишь на кухню. Мама уже колдует у плиты, а шумный чайник сообщает, что вот-вот будет готов ароматный чай. За это время наскоро чистишь зубы, ополаскиваешь лицо холодной водой, проводишь мокрыми руками по непослушным вихрям.        Готов к новому дню.
       Как давно такое было. Три месяца назад…
Светлана Локтыш, «Доброе утро, солнышко»

Третье лицо: ты, вы

Рассказчик здесь передает историю, но персонажем ее не является. Иначе говоря, это когда кто-то, или сам автор, рассказывает о событиях, будто наблюдая за ними со стороны.

       Которая беднота, может, и получила дворцы, а Иван Савичу дворца, между прочим, не досталось. Рылом не вышел. И жил Иван Савич в прежней своей квартирке, на Большой Пушкарской улице.
       А уж и квартирка же, граждане! Одно заглавие, что квартира – в каждом углу притулившись фигура. Бабка Анисья– раз, бабка Фекла – два, Пашка Огурчик – три… Тьфу, ей-богу, считать грустно!В этакой квартирке да при такой профессии, как у Ивана Савича – маляр и живописец – нипочем невозможно было жить.
       Давеча случай был: бабка Анисья подолом все контуры на вывеске смахнула. Вот до чего тесно. От этого, может, Иван Савич и из бедности никогда не вылезал…». Зощенко «Матрёнища».

У каждого вида повествования  есть свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их.

От первого лица

Вести повествование от 1-го лица в рассказе или новелле просто: произведение небольшое, текста немного. Гораздо сложнее выдержать такой формат в более крупных текстах – повестях, романах. Есть риск, что читателя замучают бесконечные «я» (реже – «мы»). Поэтому с текст придется вычистить от многочисленных повторов этих местоимений.

Преимущества  повествования от 1-го лица:

  • читатель чувствует связь с человеком, который будто разговаривает с ним;
  • повествование воспринимается как свидетельство очевидца и может выглядеть более правдоподобным;
  • начинающий писатель часто чувствует себя уверенней;
  • легче показать эволюцию героя;
  • позволяет четко обозначить личное отношение персонажа к описываемым событиям.

Недостатки  повествования от 1-го лица:

  • часто неопытный автор ассоциирует себя со своим персонажем. Важно помнить: он – не вы. Он может быть вовсе на вас не похож, например, маньяком, дезертиром, а рассказ будет идти именно от его имени;
  • у рассказчика ограничено поле зрения. Читатель может слышать и видеть только то, что видит и слышит рассказчик;
  • автору сложнее описать, как выглядит сам рассказчик;
  • рассказчик не может переместиться туда, где оказаться не в состоянии, и читатель не узнает о некоторых событиях, свидетелем которых рассказчик не был;
  • читатель не узнает, как выглядит персонаж, который, например, ударил рассказчика по голове так, что тот потерял сознание. Разве что автор придумает ход, как рассказчик мог об этом узнать. Например, был свидетель, или сестра описала человека, который приходил и спрашивал о нём;
  • когда речь зайдет о чувствах или поступках героя, бесконечные «я» могут быть восприняты как жалобы или хвастовство;
  • автору придется раскрывать внутренний мир других персонажей только через их поступки, взгляды и слова.

kniga-sedmaya-jizn

От третьего лица

Повествование от 3-го лица похоже на повествование от 1-го – только нет множественных «я». Однако здесь важно соблюдать правило:  в каждой сцене надо излагать мысли только одного персонажа.

Например, если в комнате главный герой и два персонажа, то мы следим за мыслями только главного героя. Потом героя оставляем в комнате, а два персонажа выходят на улицу, идут вместе по проспекту и обсуждают недавний разговор: здесь мы следим за мыслями персонажа, который кажется нам наиболее важным. Если проигнорировать это правило, то повествование получится запутанным и тяжелым.

Преимущества повествования от 3-го лица:

  • придает произведению кинематографичность, возникает ощущение «движения камеры»;
  • можно перемещать фокус от одного персонажа к другому, смешивать небольшие авторские наблюдения с описанием мыслей и чувств персонажей и их точек зрения;
  • автор знает все, что происходит в головах его героев и персонажей, а значит, читатель получает более объемную, объективную картинку;
  • написание от третьего лица дает больше простора для творчества и возможность развития нескольких сюжетных линий сразу. Третье лицо – наиболее «маневренное».

Недостатки повествования от 3-го лица:

  • по сравнению с первым лицом, сложнее отразить эмоциональную глубину персонажа;
  • с возрастанием числа персонажей возрастает риск того, что читателю будет трудно за ними следить. Поэтому автору важно создать четкие образы персонажей и их целей;
  • автор должен осторожно «прыгать» от точки зрения одного персонажа к точке зрения другого в рамках одной сцены или главы, иначе читатель перестанет понимать, в чьей голове он сейчас находится.
Странное второе лицо…

Существует также повествование и от 2-го лица: когда сам читатель и есть наблюдатель. Такой стиль изложения материала используют редко: он тяжеловесен, скучен и быстро надоедает читателю.

Однако второе лицо может быть включено в повествование эпизодически. Также второе лицо с успехом используется в стихах:

Ты помнишь, плыли в вышине
И вдруг погасли две звезды.
Но лишь теперь понятно мне,
Что это были я и ты…

Леонид Дербенев

Независимо от того, какое лицо избрано для повествования, можно не зацикливаться на недостатках, лучше максимально использовать преимущества. А какая форма ближе, станет понятнее с опытом. Также стоит учитывать  требования жанра, например:

  • в детективах чаще повествование идет от 1-го лица;
  • в любовных романах – от 3-го лица.

geroi_moiА теперь – задание.

Перестройте отрывки, представленные ниже, так, чтобы повествование зазвучало сначала от 3-го лица, а затем – от 2-го лица. (Ответы можно записать в комментариях).

  1. Макс смотрел на нее и не знал, что ответить. Согласиться – значит, признать свою вину. Все отрицать – будет похоже на оправдания. Он молча развернулся и пошел прочь: если Дана не верит, нет смысла продолжать с ней общение.

2. Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней, и в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме. 
А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый.
– Откуда, – говорю, – ты, гражданка? Из какого номера?
– Я, – говорит, – из седьмого.
– Пожалуйста, – говорю, – живите.
М. Зощенко «Аристократка»

Урок окончен. Легких вам перьев, дорогие авторы!

Если материал был интересен и полезен, помни, что таковым он может быть и для других людей. 🙂

Понравилась публикация?
Поделись ею с друзьями!

Написать повествование от третьего лица (он, она, оно, они) в прошедшем совершенном времени (сделал, сделала). Именно эти лицо и время используются для большинства русско- и англоязычных романов, поскольку такой повествовательный ракурс считается более удобным: он позволяет автору вести несколько сюжетных линий, заглядывать в головы других персонажей, свободно уводить читателя в сторону от главного героя.

[ Шаг первый ]: Изучаем теорию

Прочитайте теоритический материал. После прочтения переходите к следующему шагу.

[ Шаг второй ]: Примеры в мировой литературе — учимся у известных писателей

Прочитайте текст приведенный нашей редакцией для примера.

Ги де Мопассан «Милый друг»

Статный от природы и к тому же сохранивший унтер-офицерскую выправку, он приосанился и, привычным молодцеватым жестом закрутив усы, охватил запоздавших посетителей тем зорким взглядом, каким красавец мужчина, точно ястреб, высматривает добычу.

Женщины подняли на него глаза; это были три молоденькие работницы, учительница музыки, средних лет, небрежно причесанная, неряшливо одетая, в запыленной шляпке, в криво сидевшем на ней платье, и две мещанки с мужьями – завсегдатаи этой дешевой харчевни.

Он постоял с минуту на тротуаре, размышляя о том, как быть дальше. Сегодня двадцать восьмое июня; до первого числа у него остается всего-навсего три франка сорок сантимов. Это значит: два обеда, но никаких завтраков или два завтрака, но никаких обедов – на выбор. Так как завтрак стоит франк десять сантимов, а обед – полтора франка, то, отказавшись от обедов, он выгадает франк двадцать сантимов; стало быть, рассчитал он, можно будет еще два раза поужинать хлебом с колбасой и выпить две кружки пива на бульваре . А это его самый большой расход и самое большое удовольствие, которое он позволяет себе по вечерам. Он двинулся по улице Нотр-Дам-де-Лорет.

Евгений Водолазкин «Брисбен»

Несмотря на очевидную трезвость в начале прогулки, к концу ее Федор непостижимым образом оказывался навеселе. Сидя на руках у отца, Глеб различал запах дешевого вина. С этим запахом в памяти мальчика прочно соединились отцовские слёзы. Может быть, они и в самом деле так пахли – кто изучал запах слез? Когда без пяти минут первоклассник Глеб заявил о своем желании учиться играть на гитаре, Ирина сама привела его к Федору. Сидела в углу и молча следила за тем, как, повторяя напетое отцом, Глеб не попадал в тональность.

[ Шаг третий ]: Анализируем тексты других авторов

Прочитайте приведенные ниже тексты. Оцените, насколько они соответствуют заданию. Напишите под каждым текстом, что вам нравится в нём, а что вы написали бы по-другому и почему.

Задание:

Написать повествование от третьего лица (он, она, оно, они) в прошедшем совершенном времени (сделал, сделала). Именно эти лицо и время используются для большинства русско- и англоязычных романов, поскольку такой повествовательный ракурс считается более удобным: он позволяет автору вести несколько сюжетных линий, заглядывать в головы других персонажей, свободно уводить читателя в сторону от главного героя.

При выполнении этого задания события особого значения не имеют, важно суметь рассказать о них убедительно, так, чтобы читатель понял, что происходит в тексте. Можно потренироваться в передаче мыслей, чувств, переживаний, воспоминаний разных персонажей, поскольку повествование от третьего лица подобную роскошь допускает.

Текст для анализа:

Спустилась по ступенькам осторожно ступая. При первых же шагах по колено погрузилась в снег. Снег был настолько глубоким и воздушным, чуть не набрала его в сапоги. В этот раз не пошла на остановку. Решила идти домой пешком. Переходя, дорогу заметила, то, что даже здесь снежный покров посмела нарушить, только одна машина. Шла медленно то и дело оглядываясь все никак не могла налюбоваться зимним утром — ее красотой и первозданностью. То просто останавливалась, то в полную грудь вдохнуть эту свежесть воздуха, то поднимала голову посмотреть на ветку, которая низко склонилась над ней. Когда с веток взлетела птица и особенно ворона, то на нее сыпалась снежная пудра. Тогда весело по – детски смеялась съёжившись, когда снежок попадал за ее меховой воротник из чернобурки. Была горда тем, что эта красота открылась ей одной – вокруг никого не было видно. Все отсыпались, еще долго никто не будет нарушать красоту первого новогоднего утра 1988г.

Задание:

Написать повествование от третьего лица (он, она, оно, они) в прошедшем совершенном времени (сделал, сделала). Именно эти лицо и время используются для большинства русско- и англоязычных романов, поскольку такой повествовательный ракурс считается более удобным: он позволяет автору вести несколько сюжетных линий, заглядывать в головы других персонажей, свободно уводить читателя в сторону от главного героя.

При выполнении этого задания события особого значения не имеют, важно суметь рассказать о них убедительно, так, чтобы читатель понял, что происходит в тексте. Можно потренироваться в передаче мыслей, чувств, переживаний, воспоминаний разных персонажей, поскольку повествование от третьего лица подобную роскошь допускает.

Текст для анализа:

«Она должна, она обязательно должна прийти снова!» – почти убедил он себя. Суета дня на время вытеснила из головы эти навязчивые мысли, но они вернулись вновь, когда воздух наполнился тем бархатным предзакатным жёлтым светом, который в первый вечерний час осветил всю округу, создавая невероятный уют и умиротворение. Сердце его опять усиленно забилось. Желание увидеть её заполнило все клеточки организма.
И вот он, распираемый изнутри этой жаждой встречи, не дожидаясь темноты, пошёл по знакомой парковой дорожке. Все чувства напряглись, как тетива лука. «Сегодня он её не упустит». Ночь уже подкралась к окружающим предметы, но их очертания ещё были различимы. Вот вдали раздался какой-то шорох, и в кустах мелькнула большая тень. «Соперник? Он не потерпит никаких конкурентов!» – мысль об этом пулей вонзилась в мозг. Натянутая внутри тетива тут же превратилась в стальной стержень, и вожделённое желание сменилось желанием биться до конца. Тело напряглось, и он решительно двинулся в сторону мелькнувшей тени. Однако предполагаемый недруг уже скрылся в чернеющей глубине парка, и необходимость битвы отпала. Азарт от предвкушения поединка только добавил силы его вожделению. Воодушевившись, он продолжил свой путь.

Задание:

Написать повествование от третьего лица (он, она, оно, они) в прошедшем совершенном времени (сделал, сделала). Именно эти лицо и время используются для большинства русско- и англоязычных романов, поскольку такой повествовательный ракурс считается более удобным: он позволяет автору вести несколько сюжетных линий, заглядывать в головы других персонажей, свободно уводить читателя в сторону от главного героя.

При выполнении этого задания события особого значения не имеют, важно суметь рассказать о них убедительно, так, чтобы читатель понял, что происходит в тексте. Можно потренироваться в передаче мыслей, чувств, переживаний, воспоминаний разных персонажей, поскольку повествование от третьего лица подобную роскошь допускает.

Текст для анализа:

Он долго читал одну и туже сточку, словно пытался что-то понять, а может запомнить. У него не получалось заполнить свое воображение этим смыслом из книги. Ему хотелось уехать к морю. Бросить все, и просто уехать к морю. Он был там не впервые, знает крик чаек, шум людей на пляже вокруг.

Ванбург вспоминал свою поездку к морю не так давно, а сейчас он представляет, что смотрит в море, сидя на пляжных камнях.

— Я разрешаю себе ехать к морю, — твердил он себе, как мантру.

Ему помогало что-то другое, но не мантра. Прекрасные воспоминания были тем рычагом, которые включали его словно лампочку.

[ Шаг четвертый ]: Приступаем к практике

Пришёл ваш черёд выполнять практическое задание. Вспомните теоритические материалы, ещё раз перечитайте пример (автор: Ги де Мопассан «Милый друг»), посмотрите на ваши комментарии в блоке «Анализ текстов» и приступайте. Удачи и вдохновения!

Выполните задание

Написать повествование от третьего лица (он, она, оно, они) в прошедшем совершенном времени (сделал, сделала). Именно эти лицо и время используются для большинства русско- и англоязычных романов, поскольку такой повествовательный ракурс считается более удобным: он позволяет автору вести несколько сюжетных линий, заглядывать в головы других персонажей, свободно уводить читателя в сторону от главного героя.

При выполнении этого задания события особого значения не имеют, важно суметь рассказать о них убедительно, так, чтобы читатель понял, что происходит в тексте. Можно потренироваться в передаче мыслей, чувств, переживаний, воспоминаний разных персонажей, поскольку повествование от третьего лица подобную роскошь допускает.

Максимальный объем: 5000 знаков с пробелами.

Еще задания в школе писателя

Внешность

Задание #4

Создать описание внешности героя — портрет. Либо характеристику персонажа, описание его характера, особенностей его внутренней жизни. Приветствуется использование такого литературного приема как психологизм.
Перейти к заданию

Диалог-конфликт

Задание #4

Написать диалог, участники которого конфликтуют друг с другом. Это может быть ссора, возникшая спонтанно (например, перепалка в общественном транспорте), это может быть давнее идеологическое противостояние героев или обычный горячий спор о том, что первично – курица или яйцо. Тема и повод для противостояния — любые.
Перейти к заданию

Для атмосферы

Задание #4

Задача автора — изобразить состояние природы. Пейзаж может быть статичным или наоборот — отражать жизнь природы в динамике, например, смену времен года. Пейзаж может быть реалистичным или наоборот — отражать реалии выдуманного мира.
Перейти к заданию

Задания выполненные другими авторами:

# Дата и время создания Автор Ссылка / Заголовок Голоса авторов Комментарии
1 03 ноября 2022, 15:56 Алмаз Выполненное задание-56594 /
Повествование

0 0
2 10 сентября 2022, 17:54 Котильда Выполненное задание-55443 /
Повествование

+2 1
3 06 мая 2022, 18:30 Станислав Выполненное задание-52825 /
Повествование

0 1
4 08 февраля 2022, 15:54 Дмитрий Выполненное задание-50925 /
Повествование

+1 0
5 04 декабря 2021, 14:45 oroblanco Выполненное задание-49618 /
Повествование

+2 0
6 01 марта 2021, 21:25 Лиаса Выполненное задание (11502)-42599 /
Повествование

+1 1
7 12 января 2021, 14:30 oroblanco Выполненное задание (10952)-40517 /
Повествование

0 2
8 27 декабря 2020, 10:02 Ledi Di Выполненное задание (10556)-40084 /
Повествование

0 6
9 24 сентября 2020, 06:04 Ольга Алексеевна Щербакова Выполненное задание (9898)-37354 /
Повествование

+2 4
10 03 июня 2020, 21:44 NikaGart Выполненное задание (9840)-34301 /
Повествование

+1 3

%d1%80%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d1%87%d0%b8%d0%ba-%d0%bd%d0%b5%d0%bd%d0%b0%d0%b4%d1%91%d0%b6%d0%bd%d1%8b%d0%b9

Ненадёжный рассказчик

Повествование от третьего лица имеет свои преимущества в изо­бражении внутреннего мира. Это именно та форма, которая позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его подробно и глубоко. При таком способе повествования для автора нет тайн в душе героя: он знает о нём всё, может проследить детально внутренние процессы, объяснить причин­но-следственную связь между впечатлениями, мыслями, переживани­ями. Повествователь может прокомментировать течение психологи­ческих процессов и их смысл как бы со стороны, рассказать о тех душевных движениях, которые сам герой не замечает или в которых не хочет себе признаться. Как пример приведём следующий отрывок из «Войны и мира»: «Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой было так весело в ту минуту что она нарочно обманула себя. «Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить своё веселье сочувствием чужому горю», — почувствовала она и сказала себе: «Нет, я, верно, ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я»».

Одновременно повествователь может психологически интерпрети­ровать внешнее поведение героя, его мимику, телодвижения, измене­ния в портрете и т.п.

Повествование от третьего лица даёт очень широкие возможности для включения в произведение самых разных приёмов психологиче­ского изображения: в такую повествовательную стихию легко и сво­бодно вписываются внутренние монологи, интимные и публичные исповеди, отрывки из дневников, письма, сны, видения и т. п.

Повествование от третьего лица наиболее свободно обращается с художественным временем: оно может подолгу останавливаться на анализе скоротечных психологических состояний и очень кратко ин­формировать о длительных периодах, не несущих психологической нагрузки и имеющих, например, характер сюжетных связок. Это даёт возможность повышать «удельный вес» психологического изображения в общей системе повествования, переключать читательский интерес с подробностей действия на подробности душевной жизни. Кроме того, психологическое изображение в этих условиях может достигать чрез­вычайной детализации и исчерпывающей полноты: психологическое состояние, которое длится минуты, а то и секунды, может растягиваться в повествовании о нём на несколько страниц; едва ли не самый яркий пример этого — отмеченный ещё Н.Г. Чернышевским эпизод смерти Праскухина в «Севастопольских рассказах» Толстого.

Наконец, психологическое повествование от третьего лица даёт возможность изобразить внутренний мир не одного, а нескольких персонажей, что при другом способе делать гораздо сложнее.

Особой повествовательной формой, которой нередко пользовались писатели-психологи XIX—XX вв., является несобствен­но-прямая внутренняя речь. Это речь, формально принадлежащая автору (повествователю), но несущая на себе отпечаток стилистических и психологических особенностей речи героя. Особенно интересные формы несобственно-прямой внутренней речи даёт творчество Достоев­ского и Чехова.

Вот как строится, например, система несобственно-прямой внут­ренней речи в романе Достоевского «Преступление и наказание»: «И вдруг Раскольникову ясно припомнилась вся сцена третьего дня под воротами; он сообразил, что, кроме дворников, там стояло тогда ещё несколько человек Так вот, стало быть, чем разрешился весь этот вчерашний ужас. Всего ужаснее было подумать, что он действительно чуть не погиб, чуть не погубил себя из-за такого ничтожного обстоя­тельства. Стало быть, кроме найма квартиры и разговоров о крови, этот человек ничего не может рассказать. Стало быть, и у Порфирия тоже нет ничего, ничего, кроме этого бреда, никаких фактов, кроме психологии, которая о двух концах, ничего положительного. Стало быть, если не явится никаких больше фактов (а они не должны уже более являться, не должны, не должны!), то… то что же могут с ним сделать? Чем же могут его обличить окончательно, хоть и арестуют? И, стало быть, Порфирий только теперь, только сейчас узнал о квартире, а до сих пор и не знал».

Первые две фразы отрывка — типичное психологическое повест­вование от третьего лица, а затем начинается постепенный и незаметный переход этой формы во внутренний монолог, только не зафикси­рованный кавычками, а поданный в виде несобственно-прямой речи. Сначала возникают слова, характерные для мышления героя, а не повествователя, — они выделены курсивом самим Достоевским. Затем имитируются структурные речевые особенности внутренней речи: двойной ход мыслей (обозначенный скобками), отрывочность, паузы, риторические вопросы, — всё это свойственно внутренней речи вообще и речи Раскольникова в частности. Наконец, фраза в скобках — это прямое обращение героя к самому себе, внутренний приказ, здесь образ повествователя уже полностью «растаял», уступив место внутренней речи героя. И далее непонятно, почему Раскольников называется в третьем лице: то ли так его называет повествователь, что естественно, то ли сам Раскольников говорит о себе «он», «ему» и т.п., что тоже вполне возможно во внутренней речи такого типа. Форма несобствен­но-прямой внутренней речи, помимо того, что разнообразит повество­вание, делает его более психологически насыщенным и напряженным: вся речевая ткань произведения оказывается «пропитанной» внутрен­ним словом героя.

Несколько иначе используется приём несобственно-прямой внут­ренней речи Чеховым: «…Ей казалось, что в городе всё давно уже состарилось, отжило и всё только ждёт не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего. О, если бы поскорее наступила эта новая, ясная жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть весёлым, свободным! А такая жизнь рано или поздно настанет! Ведь будет же время, когда от бабушкина дома не останется и следа и о нём забудут, никто не будет помнить» («Невеста»).

Вся гамма оттенков эмоционального состояния героини передана исключительно отчётливо, ощутимо, но не прямо, а через обращение к сопереживанию читателя. Мысли героини даны нам непосредствен­но, ощущение же её эмоционального состояния скрыто в подтексте, и реализация этого подтекста в читательском сознании становится возможной именно благодаря несобственно-прямой внутренней речи. Повествование от третьего лица с включением прямой внутренней речи героев несколько отдаляет автора и читателя от персонажа или, может быть, точнее — оно нейтрально в этом отношении, не предполагает какой-то определенной авторской и читательской позиции. Авторский комментарий к мыслям и чувствам персонажа четко отделен от внут­реннего монолога. Таким образом, позиция автора довольно резко обособлена от позиции персонажа, так что не может быть речи о том, чтобы индивидуальности автора (и, далее, читателя) и героя совмеща­лись. Несобственно-прямая внутренняя речь, у которой как бы двойное авторство — повествователя и героя, — наоборот, активно способству­ет возникновению авторского и читательского сопереживания герою. Мысли и переживания повествователя, героя и читателя как бы сливаются, и, таким образом, внутренний мир персонажа становится близким и понятным.

Примеры произведений, написанных от третьего лица: «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли, «Дракула» Брэма Стокера, «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя, «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, «Преступление и наказание» Достоевского, «Тихий дон» Шолохова, «Мёртвые души» Гоголя.

Виды повествования от третьего лица

Повествователь от третьего лица имеет четыре основные разновидности:

1) Всевéдущий повествователь. Всеведущий (всезнающий) повествователь знает всё и не может ошибаться, поэтому писатель должен быть точным. Примеров такой организации повествования огромное множество: от поэм Гомера до романов Льва Толстого и многих современных повестей и рассказов.

2) Ограниченный повествователь. Этот повествователь от третьего лица ограничен тем, чтó может знать единственный персонаж, характер. Если, допустим, то, чтó повествователь знает, неправильно в целом или частично, ― это для данной формы повествования вполне приемлемо. Такой повествователь может рассказывать литературную историю и с заведомо неправильной, ограниченной, весьма личностной точки зрения. Главное, чтобы сам повествователь верил, что рассказываемое верно. В этом он похож на повествователя «от я», только использует третье лицо ― «он», «она». Примеры произведений с ограниченным повествователем: «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя, «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, «Преступление и наказание» Достоевского.

3) Избирательный повествователь (англ. аббревиатура «TPSMPOV» ― Third Person Selective Multiple Point of View). Этот повествователь тоже ограничен, но знает всё не об одном, а о нескольких выбранных писателем персонажах, например, о двух главных героях ― преступнике и следователе (в детективе), о двух влюблённых (в любовном романе). Такой повествователь знает, чтó думают избранные герои, но других персонажей и все коллизии в литературной истории «видит» глазами избранных. С этой избирательной множественной точки зрения написаны романы «Франкенштейн» Мэри Шелли и «Дракула» Брэма Стокера.

4) Объективный повествователь, или «Глаз камеры».  Объективная точка зрения (The final point of view), или «Глаз камеры» (The camera’s eye) заключается в том, что повествователь от третьего лица рассказывает только то, что сам видит с объективной точки зрения, как бы через объектив кинокамеры. Как и в случае всех других повествователей от третьего лица, здесь используются местоимения «он» и «она». Это старейший повествователь от третьего лица. С его помощью написаны «Мальтийский сокол» Дэшила Хэммета и «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, мой роман «Наперегонки со смертью».

 Обложка романа Наперегонки со смертью 1
 

Преимущества использования третьего лица

Есть много причин, почему третье лицо является самым популярным в мировой литературе.

1) Гибкость повествования

Не всегда можно показать сразу всё, что происходит в литературной истории. Третье лицо всегда позволяет писателю дорассказать, дообъяснить, допоказать, когда это представится более удобным.

2) Переходы между сценами

Переходя между сценами всегда важны, даже если это всего лишь одно или два предложения. Третье лицо позволяет вернуться немного назад и подвести итоги того, что происходит между сценами, ― особенно важно сделать, когда сцена переходит к другому персонажу.

3) Свобода действий

На заре возникновения литературы был только один повествователь, и его рассказы о себе не редко становились монотонными. Читатель же любит узнавать, что случилось со многими героями и героинями, а иногда ― и с антагонистом.

4) Очерченность образов персонажей

С помощью третьего лица можно легче и резче очертить образы персонажей, показать разницу между ними, тем самым увеличив узнаваемость героев читателем. Он ясно понимает, кто главные и второстепенные герои, антагонист.

5) Рассмотрение с бóльшего расстояния, объективность повествования

Третье лицо более отстранённо и объективно, менее интимно и рискованно, нежели первое лицо. Конечно, это утверждение действует только в случае использования надёжного рассказчика.

6) Смена точки зрения менее болезненна

При смене точки зрения в третьем лице читатель запутывается меньше. Задействие писателем «переключателя» имен персонажей и местоимений помогает читателю безошибочно определить, с чьей точки зрения рассказывается литературная история.

7) Читатель проникает во внутреннюю жизнь более одного персонажа

Здесь пояснений не требуются. Замечу только, что есть читатели, которым не нравится повествователь от первого лица только потому, что рассказывает только о себе, любимом, а другие персонажи как следует не освещаются.

Недостатки использования третьего лица

***

Полностью тема «Повествование от третьего лица» выложена в файле-уроке Школы писательского мастерства Лихачева. Приходите учиться по полной программе.

*****

школа, 5 кб

Школа писательского мастерства Лихачева — альтернатива 2-летних Высших литературных курсов и Литературного института имени Горького в Москве, в котором учатся 5 лет очно или 6 лет заочно. В нашей школе основам писательского мастерства целенаправленно и практично обучают не более 6 месяцев — на первом этапе, общем для всех . Второй и главный этап обучения — индивидуальное наставничество: литературный наставник (развивающий редактор) работает с начинающим писателем над новым произведением последнего — романом, повестью, поэмой, циклом рассказов или стихов.

Приходите: затратите только немного денег, а приобретёте современные писательские навыки, сэкономите своё время (= жизнь) и получите чувствительные скидки на редактирование и корректуру своих рукописей.  

headbangsoncomputer

Инструкторы Школы писательского мастерства Лихачева помогут вам избежать членовредительства. Школа работает без выходных. 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Обращайтесь: Сергей Сергеевич Лихачев

Школа писательского мастерства Лихачева:

РФ, 443001, г. Самара, Ленинская, 202

book-writing@yandex.ru

8(846)260-95-64 (стационарный), 89023713657 (сотовый) ― для звонков с территории России

011-7-846-2609564 ― для звонков из США

00-7-846-2609564 ― для звонков из Германии и других стран Западной Европы

8-10-7-846 2609564 ― для звонков из Казахстана

0-0-7-846 2609564 ― для звонков из Азербайджана

Интересы Школы представляет ООО «Юридическая компания «Лихачев»

Простое объяснение правил русского языка. Что значит писать от первого и от третьего лица?

Содержание

  • Что значит писать от первого лица?
  • Что значит писать от третьего лица?
  • Видео: Что значит писать от первого, третьего лица: объяснение, примеры

Рассказ от первого лица — это повествование, которое излагается персонажем или повествователем, являющимся главным участником сюжетного действия.

Что значит писать от первого лица?

Рассказ от первого лица — это рассказ от «Я» или от «Мы». Например:

  • Я полетел на Марс.
  • Я любил эту женщину.
  • Я спустился на дно Марианской впадины.
  • Мы исследовали потухший вулкан.

Если вы пишете рассказ от первого лица, используйте в нем местоимения в различных падежах.

Склонение местоимений "я" и "мы" по падежам

Склонение местоимений «Я» и «Мы» по падежам

Каким может быть рассказ с предложениями, которые вы прочитали выше?

  • Постскриптум о любви.

Я любил эту женщину. Я знал, что никогда я и она не будем вместе. Она была красивой и веселой, а я был обычным и невзрачным парнем. Я издалека наблюдал, как она веселится с подругами и как за ней ухаживают красивые мужчины. Я видел, когда она влюбилась в одного из них и вскоре вышла за него замуж. Я радовался, когда у нее родился малыш, и веселая она катала его в коляске. Теперь срок моей любви истек и я рад, что я любил эту женщину. Любовь не может быть несчастной, и я благодарю за нее эту женщину.

  • Как мы исследовали потухший вулкан.

На вершине потухшего вулкана мы обнаружили кратер, который порос деревьями и травой. Поскольку глубина кратера была большой, а стены практически отвесными, нами было принято решение спускаться на его дно с помощью альпинистского снаряжения. Спустившись на самое дно, мы обнаружили небольшой водопад и пещеру. Исследовать пещеру мы решили в следующий раз. Красота дикой природы, необычных цветов и деревьев поразила наше воображение.

Что значит писать от третьего лица?

Рассказ от третьего лица — это рассказ от «он», «она», «оно» или «они». Например:

  • Он полетел на Марс.
  • Она исследовала потухший вулкан.
  • Оно прилетело сегодня с Марса.
  • Они спустились на дно Марианской впадины.

При написании сочинения от третьего лица, склоняйте местоимения «Он»,  «Она», «Оно» и «Они» по падежам.

Склонение по падежам местоимений "он", "она", "оно" и "они"

Склонение по падежам местоимений «Он», «Она», «Оно» и «Они»

Каким может быть рассказ с предложениями, которые вы прочитали выше?

  • Путешествие на Марс.

Сегодня на сверхмощной ракете Иван Иванов полетел на Марс. На космическое путешествие уйдет 2 года. Он совершит посадку на поверхность красной планеты. На Марсе он проведет 2 земных дня, возьмет пробы грунта и вернется на Землю. Также он оставит на красной планете капсулу, в которой будет послание для инопланетян.

  • Исследование Марианской впадины.

Самая глубокая точка мирового океана находится на дне Марианской впадины. В 1960 году американский военный Дон Уолш и океанограф Жак Пикар спустились в батискафе на дно впадины. Они установили, что в грунте есть живые бактерии, а на дне живут некоторые рыбы, ранее неизвестные ученым.

Читайте больше статей о русском языке на нашем сайте:

  • Как пишется НЕ с причастиями
  • НЕВЫПОЛНЕНИЕ или НЕ ВЫПОЛНЕНИЕ, как пишется слитно или раздельно?
  • ПОСЕРЕДИНЕ или ПО СЕРЕДИНЕ — как писать?
  • НЕМНОГО или НЕ МНОГО — как пишется?
  • НЕПРАВДА: как пишется слитно или раздельно?
  • Как определить род, число и падеж прилагательного?
  • Предметы, названия которых всегда во множественном числе.
  • «Все-таки» как правильно пишется?
  • Как правильно пишется слово «акклиматизация»?

Видео: Что значит писать от первого, третьего лица: объяснение, примеры

  • Рассказ от первого лица это как пример
  • Рассказ от первого лица ремесленника
  • Рассказ от первого лица примеры в литературе
  • Рассказ от первого лица один день из жизни земледельца
  • Рассказ от первого лица васко да гама