Рассказ отчаянный разбойник чему учит

Героями произведений Николая Семеновича Лескова обычно становятся люди, которые по каким-то причинам сталкиваются с непониманием со стороны общества. Но вопреки всем проблемам они остаются добродетельными, достойными, сильными личностями. Одним из таких героев является мещанин Селиванов из рассказа “Пугало”, поэтому Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом данного произведения по плану ниже. 

История создания 

Из личных писем Лескова известно, что сюжет для рассказа взят из реальной жизни. 

Произведение задумывалось как “святочное”, то есть, фантастическое, на социальную тему и обязательно с моралью и счастливым концом. Кроме того, писатель хотел показать читателям обычного человека, столкнувшегося с несправедливостью.

Впервые опубликовано “Пугало” было в журнале для детей и подростков «Задушевное слово» в 1885 году. Позднее рассказ неоднократно входил в сборники сочинений писателя, но не редактировался и не изменялся.

История написания рассказа «Пугало» тесно связана с событиями из жизни самого автора. Если раньше он стремился отыскать на русской земле праведников, исполняя завещание Гоголя (у автора было намерение противопоставить мраку русской души ее светлые стороны, но так и не успел воплотить этот замысел во втором и третьем томе «Мертвых душ», где Чичиков и ему подобные должны были исправиться), то в 80-е годы он все больше стал разочаровываться в этом намерении. Пытаясь отыскать праведников, Лесков изучил много архивных материалов и разочаровался в церкви. На его мировоззрение повлияло и сближение с Л.Н. Толстым, который был отлучен от церкви. Например, его очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть» вызвал бурный протест цензуры и стоил ему места в Министерстве русского просвещения. Но писатель продолжил разоблачать предрассудки народа, вызванные религиозными суевериями. Эту темы он затрагивал и в детских произведениях.

О своих последних работах, наполненных разочарованием и озлобленностью, он сказал: 

Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.

Жанр, направление

«Пугало» относится к жанру рассказа. На протяжении двадцати одной главы развивается центральная сюжетная линия, связанная с загадочным Селиваном. Кроме того, рассказ о событиях ведется от одного лица (юноши, который хочет встретиться с объектом неприязни многих), а все остальные персонажи лишь помогают раскрыть основную проблему.

Несмотря на то, что в произведении есть элементы мистики (суеверия насчет Селивана; убежденность людей в том, что отшельник умеет превращаться в зверей и управлять погодой, чтобы досадить местным жителям), “Пугало” все же остается реалистическим рассказом. Участвующие в действиях лица типичны: господа с высоким положением в обществе, служанки, крестьяне и прочие. Также повседневны ситуации и темы, затрагиваемые автором. А мистические мотивы получают вполне реальное объяснение.

Смысл названия

Пугалом в рассказе прямо называют одного из героев, который становится настоящей местной “страшилкой”. 

Такой страх овладел мною потому, что дом наш и весь наш край, оказалось, находился во власти одного престрашного разбойника и кровожадного чародея, который назывался Селиван…”

Но в итоге заголовок, по сути, себя не оправдывает. Селиван оказывается хоть и крайне осторожным, но очень добрым и отзывчивым человеком. На удивление, он является наиболее положительным персонажем среди остальных, ведь он не ожесточился по отношению к тем, кто долгое время его унижал.

Суть: о чем?

В рассказе «Пугало» повествуется о мужчине по имени Селиван, который долгое время живет в уединении вместе с женой. 

Раньше он продавал калачи вместе с наставником, но потом внезапно исчез из города. Вернувшись, поселился на постоялом дворе одного купца, который вскоре умер. Никаких доходов у Селивана не было, но с голоду ни он, ни супруга так и не погибли. Поэтому местные жители стали называть отшельника коварным волшебником, разбойником и начали сторониться его.

Практически единственный, кто не верит молве полностью — сам рассказчик, ребенок, который страстно желает познакомиться с Селиваном. И такая возможность ему вскоре представляется во время поездки с другими ребятами в лес, который располагается недалеко от дома мужчины.

Во время встречи выясняется, что Селиван — вовсе не монстр, а вполне хороший человек, который к тому же помогает ребёнку, в отличие от тех, кто оставил его в лесу.

Во второй раз столкновение происходит во время сильного бурана. Экипаж, где находятся рассказчик и некоторые члены семьи, сбивается с пути, а лошади случайно выводят их к дому “колдуна”. Путешественники пережидают некоторое время у Селивана, а затем из-за недоразумения сбегают, оставив в доме драгоценную шкатулку.

Чужую вещь мужчина возвращает, его честность поражает всех, и Селивана в конце концов принимают в обществе как достойного уважения и любви человека.

Вот подробное краткое содержание рассказа «Пугало».

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои и их характеристика раскрываются в рассказе «Пугало»:

  1. Рассказчик — мальчик, через взгляд которого читатели следят за развитием событий. В произведении содержится множество его мыслей, переживаний. Это позволяет погрузиться в атмосферу “Пугала” полностью и проникнуться другими персонажами. Как однажды замечает повествователь, все рассказанные им эпизоды реальны и правдивы. И этому можно поверить, так как недоверие, беспричинная ненависть, всеобщая злоба по отношению к одному человеку — все это существует на самом деле и встречается довольно часто. Как ребенок, рассказчик впечатлителен, любопытен, эмоционален, не боится показывать истинные чувства. Он единственный желает узнать таинственного Селивана поближе, так как ощущает в нем некое внутреннее тепло. Повествователь не думает, что отшельник на самом деле такой ужасный, каким его все считают. Удивительно то, что несмотря на более высокий социальный статус, ребенок чувствует себя с обычными людьми очень комфортно. Ибо именно с ними он наполняется жизнью и искренним счастьем.
  2. Селиван — сирота, ранее был помощником калачника. Его считали хорошим работником, но даже в юношеские годы называли опасным из-за красной метки на лице. Согласно поверьям местных жителей, таким образом высшие силы отмечали тех, кому не следовало доверять. Разительным образом отношение к Селивану меняется после того, как он селится с дочерью палача вдали от остальных. Теперь окружающие не только высказывают какие-то подозрения, а откровенно боятся и ненавидят отшельника. И даже обвиняют его во всем плохом, что происходит: пропадают люди, портится урожай, ухудшается погода. Тем не менее, к финалу произведения выясняется, что герой очень милостив и сострадателен к ближним. Он спасает рассказчика и его маленького брата, дает семье повествователя приют во время бури и возвращает драгоценную шкатулку его тетушке. За все благородные поступки он не требует награды, потому что действует так, исходя из собственного понимания правильного. 

“Что такой за закон, — отвечал он, снова отстраняя от себя тетушкину руку с бумажками. — Чужою бедою не разживешься… Не надо…”

Селиван, пережив все испытания, обретает наконец счастье. Его вновь начинают уважать, он получает хороший дом и добрых друзей.

Темы

В рассказе очень заметна тема мистицизма и суеверий, связанных с народными обычаями. Слухи о том, что Селиван — злобный оборотень и колдун, разлетаются быстро и остаются в головах людей надолго. Ведь гораздо проще возложить ответственность за все проблемы на кого-то одного.

Помимо этого, раскрывается тема одиночества и вынужденного изгнания. Селиван и его сожительница уходят подальше от остальных, чтобы их не осуждали, но становится только хуже. У них нарушены связи со внешним миром, и это приводит к серьезным недопониманиям в будущем.

Стоит выделить тему милосердия. Селиван готов прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, вопреки негативу, что он постоянно получает от людей.

Проблемы

Среди основных проблем в рассказе «Пугало» — человеческое невежество и беспричинная ненависть. Крестьяне предвзято относились к Селивану еще с того времени, когда он был подростком. И все из-за небольшой красной метки на лице, которая якобы указывала на связь с нечистой силой.

Суеверия настолько сильно влияют на людей, что те не могут взглянуть на мальчика (а затем и зрелого мужчину) иначе и портят жизнь невиновному.

Кроме того, поднимается проблема внутренней красоты, которая скрыта за отталкивающим образом. Герои страшатся не только репутации Селивана, но и его внешности. Но за пугающим, на первый взгляд, обликом (низкий рост, спутанная борода, черные от грязи руки) прячется чуткая, добрая и совестливая личность. Только вот разглядеть эту истину, как оказалось, может далеко не каждый.

Затрагивается и проблема влияния толпы на мышление отдельного человека. Рассказчик хочет узнать и понять Селивана, ему даже снится, как они дружат. Но под воздействием страхов окружающих и он испытывает тревогу.

Основная идея

Смысл рассказа «Пугало» заключается в том, что не стоит судить о ком-то слишком поспешно. Иначе можно серьезно ошибиться, а исправлять последствия придется очень долгим и сложным путем. А иногда случается так, что шанса что-то изменить уже не будет из-за различных обстоятельств.

Главная мысль рассказа «Пугало» состоит в несостоятельности суеверий и предрассудков. Подлинная вера должна учить добру и милосердию, а не указывать на дьявольские метки и другие поводы для вражды. Человек должен избавляться от предрассудков, иначе они уничтожат весь смысл его религиозных исканий и порывов. Истинные христиане в рассказе в погоне за демонами и вурдалаками позабыли о том, чему на самом деле учит их Библия.

Чему учит?

О чем заставляет задуматься рассказ «Пугало»? Введя в рассказ трагическую фигуру Селивана, автор показывает, что зачастую общество становится излишне жестоким. У героев нет объективных причин ненавидеть отшельника, лишь суеверия, построенные на догадках и нежелании разобраться в ситуации. 

Поэтому, утверждает автор, необходимо быть внимательнее к тем, кто нас окружает. Ведь необоснованное зло порождает только ответное зло, которое способно испортить жизнь каждому. Такова мораль рассказа «Пугало».

Художественные особенности

Особенностями писательского стиля Лескова являются многословие, витиеватость языка и употребление необычных сочетаний. Конечно, встречается все это и в “Пугале”.

Автор использует слова высокого, книжного стиля, которые резко контрастируют с образом рассказчика — несовершеннолетнего наивного юноши: потворствовать, содействовало, водворилось и прочие. Несложно отыскать устаревшие слова и термины, которые едва ли будут понятны широкому кругу современных читателей: подторжье, этишкет, фриз, вершиник, кутас, черевички и другие.

Есть в тексте упоминания мифических существ: Пифон, Цербер. 

Из более привычных средств выразительности автором употребляются эпитеты (страшный, черный, жилистый, хорошенький, красный и другие), восклицательные предложения (“Но дитя!”, “О ты, жестокая!”),  и риторические вопросы (“Кому охота с палачом знаться?”).

Благодаря всем перечисленным приемам текст становится более живым, образным, а герои — реалистичными.

Критика

Как следует из личных писем Лескова, о которых уже упоминалось ранее, рассказ понравился публике. Его положительно оценили как дети, так и взрослые. 

И даже до момента печати “Пугало” не подвергалось цензуре. Так что можно судить о том, что произведение пришлось по душе и читателям, и профессионалам.

Автор: Инна Колокольникова

Рассказ Николая Семёновича известен каждому школьнику. В основе его лежит грустная история любви крепостной актрисы и парикмахера – «тупейного художника».

История создания

Данный рассказ был впервые опубликован в 1883 году во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома». Рассказ имеет посвящение: «Святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 г.», (то есть дня отмены крепостного права и субботы «поминовения усопших»), а также подзаголовок – «рассказ на могиле».

В качестве эпиграфа Н. С. Лесковым были выбраны слова погребальной песни «Души их во благих водворяются». Этим приемом автор показывает нам, что произведение посвящено жертвам крепостного права, прошедшим через мучительную судьбу и погибшим от рук тиранов-господ.

Рассказ «Тупейный художник» связан с тяжелой судьбой простого народа в эпоху крепостного права (что подтверждается и в процессе чтения:

Простых людей ведь надо беречь, простые люди все ведь страдатели.

Прототипами героев произведения – Любови Онисимовны и Николая Каменского — стали реально существовавшие личности – Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова и Николай Шереметьев. Также в рассказе фигурирует брат графа – Сергей Каменский (вероятно, прототип внука графа Шереметьева).

Жанр, направление

Произведение представляет собой «рассказ на могиле» и является чем-то вроде поминальной речи по усопшему. Данное произведение может быть причислено к исповедальной и агиографической литературе, о чем говорит, в частности, исследователь Л. И. Вигерина.

Рассказ «Тупейный художник» можно отнести к литературному направлению реализма. История, о «художнике, который «работал над мертвыми» можно счесть вставной мини-новеллой, хотя по сути своей она лишь показывает, как может пострадать человек из-за своего мастерства и только за то, что он выполняет волю своих господ (хотя они и жестоки с теми, кто находится у них в подчинении).

Суть

Повествование в рассказе «Тупейный художник» начинается издалека, с упоминания особой категории «художников», которые достигли величайшего мастерства в самых разных сферах деятельности (в шитье, живописи, чеканке монет и т. д.). На Руси, по утверждению рассказчика, тоже был мастер «в таком же необычайном художественном роде». Умельца звали Аркадий Ильич, и был он парикмахером и гримером («тупейным художником») при графе Каменском. О нем ведет свой рассказ няня повествователя и его брата, Любовь Онисимовна, служившая в молодости крепостной актрисой при том же графе. Вот, о чем говорится в рассказе.

Монолог пожилой женщины представляет собой историю любви между ней самой и «тупейным художником». Это было запретное чувство, так как оба героя были крепостными, и в результате им приходилось всячески скрывать это. Однажды юной талантливой Любви Онисимовне довелось заменять на сцене больную актрису, и граф, зная, что «Люба роль не испортит», велел передать девушке «камариновые серьги», что было знаком особой милости графа по отношению к девушке. Но в этом было мало приятного – таким образом, девушек возводили в «одалиски», то есть наложницы владыки.

Параллельно с этим брат графа Каменского, Сергей Каменский, просит прислать парикмахера побрить его. Однако граф Каменский не сразу соглашается. Убедив брата, что ему нужно остричь пуделя, Сергей Каменский дожидается Аркадия у себя. У него наготове пистолет, заряженный черкесскими пулями, и десять золотых монет на случай выигрыша. Тем не менее, Аркадий не боится погибнуть, так как знает о том, что ждет его любимую. Он не боится дерзить, сказав, что даже если бы граф посмел потянуться за пистолетом, то он бы перерезал бы ему горло бритвой. А далее Аркадий решается на отчаянный поступок. Он решает увезти Любовь Онисимовну в соседнюю деревню, чтобы тайно обвенчаться с ней, а после того отправиться в турецкий Хрущук, куда бежали многие люди от графа Каменского.

К сожалению, побег завершился провалом. Едва успев добраться до дома священника и заплатив за то, чтобы их тайно обвенчали, молодые люди услышали звук дверного кольца, и осознали, что погоня нагнала их. Хотя они и спрятались, поп выдал их местонахождение, в результате чего Аркадия и Любовь Онисимовну рассадили по саням и повезли обратно к графу Каменскому.

В итоге Аркадия стали мучить прямо под комнатой Любови Онисимовны, а когда она попробовала задушиться собственной косой, то упала в обморок, и очнулась уже на скотном дворе. Там ее взяла под свое покровительство тетушка Дросида, у которой Любовь Онисимовна жила три года. Все это время Аркадий воевал на фронте, куда его отправил граф. Но к тому моменту, когда «тупейный художник» вернулся в чине офицера и готовился выкупить Любу из крепостных, случилось несчастье – ночью Аркадия зарезал постоялый дворник. После похорон возлюбленного героиня начинает пить, и впоследствии это превращается в привычку. Могила, на которую она постоянно приводит своих воспитанников, и есть та самая могила «тупейного художника» Аркадия, чья судьба сложилась весьма несчастливо, заодно сделав несчастной и его любимую девушку. Более подробно основные события описаны в кратком содержании.

Главные герои и их характеристика

Хотя рассказ начинается со слов автора – рассказчика (повествователя), главный герой здесь – актриса Любовь Онисимовна.

  1. Любовь Онисимовна – «художник», как и Аркадий, но только в актерском мастерстве. Это талантливая и красивая девушка, которая могла бы многого добиться в жизни. Судьбы тетушки Дросиды и Любви Онисимовны – схожи (обе пострадали из-за несчастной любви). Жизнь героини чем–то напоминает житие святой. Многое испытав и познав горе, она так и не смогла обрести счастье с любимым, но зато сохранила удивительную красоту, подобную святой: «Любовь Онисимовна тогда была еще не очень стара, но бела как лунь; черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки».
  2. Имя Аркадий в переводе означает «житель страны Аркадии», то есть исторической области Греции, где преобладало скотоводство; в переносном значении переводится как «пастух». Таким образом, получаем отсылку к буколикам, идиллическим произведениям. Имя Любовь означает светлое, искреннее чувство любви. Аркадий жертвует собой ради любимой, а это большая цена за счастье. Ко всему прочему Аркадий – смельчак (не боится смерти от пуль графа Сергея, поскольку жизнь его возлюбленной в опасности, и ему самому не страшно умереть). Быть может, если бы Аркадий и Любовь признались в своей любви графу, все вышло бы иначе, и их бы помиловали? Увы, мы этого не можем знать. Действия Аркадия с точки зрения графа бессмысленны и противозаконны, но с точки зрения фольклорной традиции «умыкания невесты» в краже девушки «тупейным художником» нет ничего предосудительного.
  3. Роль автора также немаловажна, но оценить ее мы можем только после прочтения всего произведения целиком. Повествователь говорит нам, что не всех мастеров в свое время признавали, и особенно не любили тех, кто совершал нечто нечестное (такова история «художника, который «работал над мертвыми»), хотя придание лицу банкира «выражения блаженного собеседования с богом» было совершено без злого умысла, а лишь по приказанию его «осчастливленных наследников». Он страдает от рук народа, так как пошел вразрез с их интересами и не учел, что банкир «обобрал весь город». Мы видим, что, украв Любу, Аркадий также нарушил устоявшийся закон жизни и вышел из подчинения. Его действия можно понять и оправдать, но в то же время очевидно, что, избрав для себя собственное благополучие, он мог тем самым возмутить своих братьев по несчастью, таких же крепостных, которые и хотели бы сбежать, но не могли (вспомним несчастных, посаженных на цепи в подвале вместе с медведями), и поэтому он невольно обрекает себя и свою возлюбленную на страдания.
  4. Графы Николай и Сергей Каменские – представители знати и, соответственно, власти в рассказе. Из роль в произведении далеко не последняя. Оба они жестоки и любят держать людей в страхе (Николай держит крестьян в подвалах, а Сергей пугает их пистолетами, которые явно свидетельствуют о том, что в случае чего граф может вызвать нечаянного обидчика на дуэль).
  5. Тетушка Дросида, вероятно, тоже прожила несчастливую жизнь, раз пристрастилась к «плакону» с водкой. О ней нам мало что известно, она сама не хочет говорить о былом: «Я тебе, девушка, все открою. Будь что будет, если ты меня выскажешь, а я тоже такая, как и ты, и не весь свой век эту пестрядь носила, а тоже другую жизнь видела, но только не дай бог о том вспомнить, а тебе скажу: не сокрушайся, что в ссыл на скотный двор попала, — на ссылу лучше, но только вот этого ужасного плакона берегись…». Она добрая женщина, поскольку старалась как можно дольше уберегать Любовь Онисимовну от злого зелья, поддерживала ее, но как только выяснилось, что Аркадий убит, то после его похорон Дросида позволила девушке «облить уголь».

Темы и проблемы

  • Основная тема данного рассказа — тяжелая участь крепостных до отмены крепостного права. Их жизнь можно сравнить с рабством: за людей их никто не считал.
  • Проблематика основана на безволии русских крестьян, находящихся под властью помещика. Из-за этого возникают проблемы сексуального рабства русской женщины, жестокости вышестоящих лиц по отношению к нижестоящим людям, продажности священников и социальной несправедливости.
  • Также остро стоит тема творчества. Не все и не всегда могут по достоинству оценить талант «художников» своего дела, зато, напротив, очень легко можно осудить, не зная истинного положения вещей (Люба и Аркадий пострадали ни за что). Рассказ не случайно начинается историей о том, как относятся к «художникам» за рубежом и на Руси. Судьба творческих талантливых людей всегда тяжела и несчастна, и мало кто может по достоинству оценить старания таких умельцев, а также их творчество.
  • Еще одна важная тема – это неправильные приоритеты наших предков. Человека во времена Н. С. Лескова ценили не по его качествам, а по его принадлежности к тому или иному сословию, и это совершенно несправедливое отношение.
  • И еще одна не менее значимая тема – любовь. Любовь Онисимовна и Аркадий не могли жить друг без друга, но их побег, а стало быть, бунт против устоявшихся правил, не мог быть не замечен графом и окружающими людьми. Любовь как великое и благородное чувство оправдывает их действия, но, так или иначе, обрекает героев на страдание. Общество не принимает людей, решивших действовать по воле любви, не хочет быть на их стороне. Поэтому идея ограничения твоего личного счастья так остро встает в данном произведении.

Главная мысль

Смысл рассказа «Тупейный художник» — это необходимость равенства в обществе и протест против социальной несправедливости, которая развращает и рабов, и господ. Расслоение общества ведет к деградации всех сословий. Дворяне становятся жестокими, эгоистичными и бессовестными рабовладельцами, невежество и порочность которых негативно отражается на жизни страны. Крестьяне спиваются под гнетом ужасной и безрадостной участи.

Еще одна важная идея текста – даже если ты мастер своего дела, всегда найдутся люди, которые будут тебя использовать и ограничивать твою свободу, разрушая тем самым твое право на счастье. В такой ситуации существует лишь два пути – либо путь смирения, либо бунт. При этом оправдать любое действие, любой даже, казалось бы, неправильный поступок может только искренняя любовь к человеку или делу. Художник, который «работал над мертвыми», работал ради работы, он был мастером своего дела, он прилежно трудился, но в итоге, так как пошел вразрез с представлениями о морали и придал «выражение блаженного собеседования с богом» фальшивому банкиру, то пострадал и стал жертвой народного гнева. Но он любил свое дело, исполнял его с усердием, как и всякий человек, который искренне любит свою работу, так в чем же он виноват?!

Чему учит?

Рассказ учит тому, что нельзя находиться в зависимости от кого бы то ни было, нужно быть смелым и, основываясь во всем на любви, стремиться к правде и справедливости. У истинной любви не бывает таких преград, которые она не смогла бы преодолеть. Но не все могут понять это, и потому Аркадия и Любовь осудили за их поведение, сочтя бунтовщиками. Мы учимся у героев их стойкости и выдержке и понимаем, что не всегда жизнь бывает справедлива с талантливыми и смелыми людьми.

Страдания Любови Анисимовны подобны страданиям святой. Вся ее жизнь держится на великом чувстве любви к ее Аркаше, и нам стоит поучиться у нее стойкости, верности и бесконечной доброте к своим воспитанникам, которые заменили ей родных детей. Ведь доброе сердце этой бедной женщины, кажется, способно вместить в себя всю любовь и всю боль простого народа.

Автор: Маргарита Гуськова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа «Тупейный художник» (Н. С. Лесков)

Информация об издании

  • Переводчики: не указаны
  • Серия:
    не указана
  • ISBN (EAN): не указаны
  • Языки: не указаны
  • Возрастное ограничение: не указано
  • Год написания: не указан

Читатели

5.5
общий рейтинг

2 оценки

Подробная статистика

Эту книгу оценили 2 пользователя

Эта книга еще не добавлена в подборки

К ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ДОБАВЛЕНЫ персонажи

КНИГА НЕ УПОМИНАЛАСЬ В БЛОГАХ

На чтение 8 мин. Опубликовано 17.02.2020

Немецкая литература неспроста занимает значимое место в культуре всего человечества. Современную Европу сложно представить без творчества таких известных писателей, как Гофман, Гете, Мюнхаузен. Не менее выдающимся литератором по праву считается Фридрих Шиллер. Анализ «Разбойников» — известной драмы автора — позволит понять, насколько влиятельным было это произведение в зарождении нового жанра. Литературу такого типа назвали разбойничьими романами.

Содержание

  1. История написания
  2. Жанр и направление
  3. Тематика и проблематика
  4. Герои и образы
  5. Содержание и композиционные основы
  6. Смысл и мораль
  7. Отзывы читателей

История написания

Работу над драмой писатель начал еще во время обучения в Военной академии Штудгарта. Молодому литератору пришлось публиковать оконченную в 1781 году работу за собственный счет, так как после прочтения труда все издатели отказывались печатать его. Несмотря на это, работа нашла отклик у театрального директора дона Дальберга. Презентация спектакля состоялась на сцене театра Майнгемского театра в 1882 году. Это и принесло автору небывалую известность.

Писатель Фридрих Шиллер

Вдохновением для писателя стали классические произведения о благочестивых разбойниках, а также баллады о Робине Гуде. Образы главных героев преследовали Шиллера в повседневной жизни раздробленной тогда Германии, где банды разбойников управляли целыми районами и городами. После успеха театральной постановки авторский талант все-таки был признан. Писателя по праву стали называть первооткрывателем описаний быта и нравов простых людей в немецкой литературе. В его книгах негативные роли присваивались богачам, а положительные — беднякам, исполненным добродетели, в чем поможет убедиться краткий анализ «Разбойников» Шиллера.

Жанр и направление

Как идейному последователю «Бури и натиска», молодому писателю пришлось несладко. Достаточно вспомнить, как Шиллер определял жанр пьесы «Разбойники». Разбойнический роман объединил в своем творении сентиментализм, просветительскую идеологию, тематику борьбы богачей с бедняками. Хоть методы главных героев и сложно назвать правильными, перед читателями они предстают благородными людьми.

Жанровые особенности:

Жан Жак Руссо

  • При написании пьесы автор обращался к творчеству Руссо. Это проявляется в письменном рассмотрении идеи «естественного человека», отвержении цивилизованного мира, постоянных сомнениях в научно-техническом прогрессе.
  • При этом Фридрих Шиллер умело разделял религиозную концепцию Руссо.
  • Гармоничное объединение сентиментализма и романтизма.

Драматическое творение немецкого литератора действительно заканчивается трагично. Все близкие действующего лица Карла умирают. Ему же приходится сдаться властям.

Тематика и проблематика

Основная тема произведения — вражда и ненависть между родственниками, друзьями, способная убивать. Наряду с этим освещается автором идея об ответственности человека за свой выбор, совершенные замыслы и поступки, моральные обстоятельства.

В целом можно выделить несколько основных тем и проблем, рассматриваемых автором:

Амалия Шиллер

  1. Благородство. Писатель говорит о том, что поистине благочестивый человек будет оставаться таковым всегда независимо от образа жизни (даже будучи разбойником с большой дороги).
  2. Любовь. Тема основывается на Амалии Шиллер (романтичной натуре), остающейся верной своему возлюбленному. Когда встает вопрос о смерти или разлуке с избранником, девушка выбирает первый вариант.
  3. Смелость. Драматург показывает, насколько важно бороться с несправедливостью. Страдания, гибель уходят на второй план. Только идя по пути смелости, можно смело называть себя человеком.
  4. Жестокость. Проявляется она на примере судьбы таких действующих лиц, как Карл, Амалия, граф Моор. Они вынуждены страдать, находясь в поиске счастья, терпя жестокое и несправедливое отношение.
  5. Социальная несправедливость. Писатель демонстрирует, как финансовое и классовое неравенство превращает даже идеальных людей в злодеев, поступающих отчаянно, идущих против закона. Драматические герои вызывают сочувствие.
  6. Алчность. Желание получить как можно больше денег приводит Франца к неверному пути, нам котором один за другим всплывают плохие поступки. Именно они становятся причиной нравственного падения героя.

Освещение всех этих проблем говорит о том, насколько близка современному читателю драма Шиллера «Разбойники». Основной цели, которую перед собой ставил автор (подсмотреть самые сокровенные движения души), ему достичь удалось.

Герои и образы

Перед читателем предстают герои, которых можно охарактеризовать хуже, чем самих людей, ведущих разбойническую деятельность. С кем пьеса знакомит учащихся 8−9 классов, проходящих на литературных уроках это произведение:

Карл Моор — благородный, достойный уважения разбойник

  • Старик (граф) Моор, желающий воссоединения семьи, любви между своими сыновьями. Мягкосердечный отец не верит в слухи, но вырванными из контекста фразами пользуется коварный Франц. Вскоре старик заболевает. Умирает глава семьи от непринятия того факта, что наследник всего его богатства стал разбойником.
  • Франц Моор — младший сын графского семейства. Лживый, мстительный и алчный молодой человек желает завладеть отцовским имением. Для этого он использует грязные методы. В конце пьесы заканчивает жизнь самоубийством через повешение.
  • Священник — постоянно выступает против Франца, называя его тираном, безбожником.
  • Карл Моор — благородный, достойный уважения разбойник, забирающий богатство у зажиточных людей и отдающий его бедным. Он не считает себя преступником. Для него выбранное им ремесло — это возмездие. Набожный человек, которого съедает гордыня. Действует Карл, отталкиваясь от здравых суждений. Великодушный и щедрый юноша, вынужденный лишиться всего самого дорогого из-за собственных ошибок (убийства, разбой) и действий брата.
  • Даниэль — честный слуга в замке графа 70-ти лет. Пытается натолкнуть Франца на истинный путь, рассказывая тому о сне про Страшный суд. Младший наследник имения просит слугу заколоть его, но тот отказывается, так как не хочет брать на душу грех.
  • Амалия — верная любящая девушка, идеализирующая своего избранника Карла. Она готова уйти в монастырь, когда узнает о смерти любимого. Услышав о разбойничестве возлюбленного, девушка называет его ангелом и демоном, а затем становится жертвой его долга.

Также в каждом из пяти актов перед читателями появляются образы разбойников. Верные своему атаману, они не сдают героя.

В глазах Карла злодеи выглядят карающими ангелами. О них следует кратко упомянуть в сочинении или читательском дневнике.

Содержание и композиционные основы

Сюжетная линия Фридрихом Шиллером был позаимствована из рассказа Шубарта «К истории человеческого сердца». Вторичное влияние оказали на композицию истории о благородных разбойниках, отбирающих деньги и ценности у богатых ради благосостояния бедняков. Разбойническая Германия того времени также сыграла не последнюю роль.

Повествование начинается с действия в старинном франконском замке. Граф Моор узнает о слухах, связанных с жизнью его сына Карла, известного своей безнравственностью и распутностью. Скорее всего, рассказы о похождениях юноши — выдумка, которую распространяет младший наследник главы дома Франц. Он желает завладеть всем отцовским имуществом, а также добиться расположения леди Амалии, любящей Карла.

Франц обманывает графа Моора

Франц обманывает графа Моора, но тот не верит слухам. Хитрому младшему сыну приходится идти на крайнюю меру — он пишет письмо брату, что отец отрекается от него. Сам Карл на этот момент ведет размеренную жизнь. Полученное послание приводит юношу к отчаянию. Он становится заложником обстоятельств и связывается с бандитской шайкой старых товарищей.

В то время здоровье графа Моора ухудшается. Франц снова вступает в игру. Подкупает человека, говорящего отцу о смерти старшего сына. Амалия уличает ненасытного наследника во лжи, прогоняет пришедшего посланника. Из-за беспамятства старика младший сын объявляет всем о его кончине.

Разбойники под предводительством Карла становятся более властными и сильными. Главарь же ведет себя благородно, отдавая награбленное бедным людям. Он скучает по родным краям, отцу, Амалии. Замаскировавшись, герой решает вернуться домой. Возлюбленная не узнает его, а брат сразу показывает свою проницательность. Франц решает убить брата, узнает о здравии графа.

Банда разбойников совершает нападение на замок. Исход таков, что брат главного героя вешается на золотом шнурке, граф Моор умирает после того, как узнает о жизни старшего сына, Амалия спасается и принимает любимого таким, какой он есть. Она просит убить себя, Карм выполняет просьбу девушки. В конце отчаянный разбойник сдается местному крестьянину, у которого 11 детей, чтобы бедняк мог получить награду за поимку разыскиваемого всеми преступника.

Смысл и мораль

Можно долго думать, почему подобную судьбу прописал автор главным героям. Наверное, пьеса должна научить каждого читающего тому, что нужно ценить семью, близких людей, решать проблемы разговорами, не веря в чужие домыслы.

Ученики читают «Разбойники» Фридриха Шиллера

Довольно сложно объяснить смысл названия пьесы «Разбойники», несмотря на центральные образы и рассказы о жизни, деятельности злодеев, воров, кровожадных убийц.

Разъяснение кроется несколько глубже. Ведь в роли главного разбойника выступают, казалось бы, положительные персонажи, не имеющие ничего общего с расхитителями большой дороги и грозами богачей.

Отзывы читателей

Произведение Шиллера всегда считалось неоднозначным, заслуживало как похвал, так и критики. Кто-то использовал содержание пьесы как основу для других рассказов. Другие же осуждали автора из-за освещения острой для Германии темы того времени. Современные читатели также не остаются равнодушными к композиции.

Драма демонстрирует примеры искренней настоящей любви и показывает, насколько важно сохранять человеческое достоинство. Ведь именно этим люди отличаются от животных, озабоченных исключительно выживанием.

Вика

Главная идея произносится устами священнослужителя, который говорит о величине такого греха, как отце- и братоубийство. Его словам в конце драмы вторит Карл, осознающий, что совершенными злодеяниями невозможно изменить мир и соблюдать законы. Думаю, именно это становится главной идеей пьесы.

Михаил, 30 лет

Сломленному герою приходится бороться с постоянными моральными противоречиями в ожидании физической расправы. Это должно послужить уроком для современных людей. Нужно тысячу раз подумать перед тем, как пойти на злодеяние.

Светлана, 18 лет

Читательский дневник по сказке «Листопадничек» Ивана Соколова-Микитова

Автор: Соколов-Микитов, Иван Сергеевич

Название произведения: «Листопадничек»

Число страниц: 5

Жанр: сказки о животных

Главные герои: Листопадничек, мама зайчиха, Бобры.

Второстепенные герои: выдра, рысь, лиса.

Характеристика главных героев:

Зайчонок — листопадничек. Трусливый, но любопытный.

Наивный. Заботливый.

Ухаживал за бобрятами.

Сумел вернуться домой.

Бобры — добрые и отзывчивые.

Приняли зайчонка и пожалели его.

Заботливые и добродушные.

Мама зайчиха — тёплая, добрая, надёжная.

Характеристика второстепенных героев:

Выдра, Рысь, Лиса — страшные звери, ходившие вокруг хатки.

Краткое содержание сказки «Листопадничек»

Листопадничек родился осенью. Его назвали так потому, что в ту пору шли листопады.

Наступала зима, и зайчата боялись холодов.

Они мечтали улететь с журавлями.

Листопадничек решил бежать за перелётными птицами, но добрался только до хатки бобров.

Бобры предложили ему жить в хатке, обещая тепло.

Листопадничку не понравилось в хатке.

Там было сыро и темно.

Но вход был скрыт водой и ему пришлось остаться.

Долгую зиму зайчонок ухаживал за бобрами и боялся страшных зверей, бродивших вокруг.

Весной вода смыла плотину и зайчик чуть не утонул.

Он выбрался на берег и побежал к маме.

Мама пригрела его, а остальные зайцы стали считать смелым и отважным.

План сказки:

  1. Листопаднички.
  2. Скоро зима.
  3. Побег зайчонка.
  4. Предложение бобра.
  5. Неуютная хатка.
  6. Уход за бобрятами.
  7. Выдра.
  8. Прочие страхи.
  9. Весенний потоп.
  10. Спасение.
  11. Возвращение к маме.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по сказке «Листопадничек» Ивана Соколова-Микитова

Основная мысль сказки «Листопадничек»:

Главная мысль сказки в том, что на чужой стороне может быть и теплее, да дома всё равно лучше.

Основная идея сказки в том, что ребёнок должен слушать родителей, чтобы не попасть в беду.

Чему учит произведение

Сказка учит нас любить и ценить природу.

Учит любить свой родной дом.

Учит смелости и решительности, предусмотрительности, осторожности.

Учит не забывать родных.

Краткий отзыв о сказке «Листопадничек» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что никогда нельзя покидать родной дом без важной причины.

Всегда нужно слушаться родителей, ведь они плохого не посоветуют.

Герой рассказа проявил излишнюю самостоятельность и провёл не самую лучшую зиму в своей жизни.

Он чуть не погиб, зато понял, что лучше мамы нет на свете никого.

Это очень интересная и поучительная сказка о природе и животных.

Из неё мы узнаём о том, как живут в лесу бобры, и чего боятся зайцы.

Автору удалось написать историю, которой веришь.

Её герою сочувствуешь.

Он вызывает симпатию, несмотря на то, что всё это началось с его шалости.

Мне очень понравился молодой зайчик, который хотел оказаться на юге, а попал в хатку бобров.

Он был безрассудным, но проявил смелость и умение терпеть.

И поэтому выжил и вновь увидел маму.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что наши желания не всегда могут совпадать с возможностями.

И не стоит пытаться достичь того, что недостижимо в принципе.

Это может привести к печальным последствиям.

Пословицы к сказке:

  • Своя хатка — родная матка.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Хорошо то, что хорошо кончается.
  • Поспешишь — людей насмешишь.

Словарь неизвестных слов:

  • Листопадничек — зайчонок, который рождается осенью;
  • Хатка — жильё бобра.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— А теперь, — сказали они зайчонку, — пожалуйста, садись с нами кушать.

— Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.

— Нет у нас репки, — отвечают бобры.

– Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

Отведал зайчонок бобрового кушанья.

Горькой показалась ему твёрдая ивовая кора.

«Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!» — подумал листопадничек-зайчонок.

Ещё читательские дневники по произведениям Ивана Соколова-Микитова:

  • Рассказ «Русский лес»
  • Рассказ «Барсуки»
  • Рассказ «Клад»
  • Краткая биография Ивана Соколова-Микитова и презентация

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Дионис покарал и тирренских морских разбойников, но не столько за то, что они не признавали его богом, сколько за то зло, которое они хотели причинить ему как простому смертному.

Однажды стоял юный Дионис на берегу лазурного моря. Морской ветерок ласково играл его темными кудрями и чуть шевелил складки пурпурного плаща, спадавшего со стройных плеч юного бога. Вдали в море показался корабль; он быстро приближался к берегу. Когда корабль был уже близко, увидали моряки — это были тирренские морские разбойники — дивного юношу на пустынном морском берегу. Они быстро причалили, сошли на берег, схватили Диониса и увели его на корабль. Разбойники и не подозревали, что захватили в плен бога. Ликовали разбойники, что такая богатая добыча попала им в руки. Они были уверены, что много золота выручат за столь прекрасного юношу, продав его в рабство. Придя на корабль, разбойники хотели заковать Диониса в тяжелые цепи, но они спадали с рук и ног юного бога. Он же сидел и глядел на разбойников со спокойной улыбкой. Когда кормчий увидал, что цепи не держатся на руках юноши, он со страхом сказал своим товарищам:

— Несчастные! Что мы делаем? Уж не бога ли мы хотим сковать? Смотрите, —даже наш корабль едва держит его! Не сам ли Зевс это, не сребролукий ли Аполлон или колебатель земли Посейдон? Нет, не похож он на смертного! Это один из богов, живущих на светлом Олимпе. Отпустите его скорее, высадите на землю. Как бы не созвал он буйных ветров и не поднял бы на море грозной бури!

Но капитан со злобой ответил мудрому кормчему:

— Презренный! Смотри, ветер попутный! Быстро понесется корабль наш по волнам безбрежного моря. О юноше же мы позаботимся потом. Мы приплывем в Египет или на Кипр, или в далекую страну гипербореев и там продадим его; пусть-ка там поищет этот юноша своих друзей и братьев. Нет, нам послали его боги!

Спокойно подняли разбойники паруса, и корабль вышел в открытое море. Вдруг совершилось чудо: по кораблю заструилось благовонное вино, и весь воздух наполнился благоуханием. Разбойники оцепенели от изумления. Но вот на парусах зазеленели виноградные лозы с тяжелыми гроздьями; темно-зеленый плющ обвил мачту; всюду появились прекрасные плоды; уключины весел обвили гирлянды цветов. Когда увидали все это разбойники, они стали молить мудрого кормчего править скорее к берегу. Но поздно! Юноша превратился в льва и с грозным рычаньем встал на палубе, яростно сверкая глазами. На палубе корабля появилась косматая медведица; страшно оскалила она свою пасть.

В ужасе бросились разбойники на корму и столпились вокруг кормчего. Громадным прыжком лев бросился на капитана и растерзал его. Потеряв надежду на спасение, разбойники один за другим кинулись в морские волны, а Дионис превратил их в дельфинов. Кормчего же пощадил Дионис. Он принял свой прежний образ и, приветливо улыбаясь, сказал кормчему:

— Не бойся! Я полюбил тебя. Я — Дионис, сын громовержца Зевса и дочери Кадма, Семелы!

  • Рассказ отчаянная домохозяйка настенька
  • Рассказ отчаянная домохозяйка навигация
  • Рассказ отцы и дети читать полностью
  • Рассказ отцы и дети тургенев читать полное произведение
  • Рассказ отцы и дети тургенев читать по главам