Рассказ отцы и дети базаров

Базаров (Отцы и дети)

Базаров («Отцы и дети» И. С. Тургенева) – центральный персонаж романа. Он является представителем поколения «детей», который отстаивает принципы нигилизма, предполагающего отрицание общепринятых норм.

Характер

Базаров – человек гордый, надменный и самоуверенный. Он уверен в своем превосходстве над аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.

У нас появилась новая характеристика Базарова.

В отношении к окружающим людям Базаров вел себя развязно и небрежно. Главный герой не владел ни каплей робости, он был смел и самонадеян.

Характер и взгляды Базарова во многом стали следствием его биографии. Евгений является сыном простого лекаря и дворянки, что говорит о промежуточном положении главного героя: он не считает себя дворянином, но и не является простым мужиком.

Базаров не признавал дворянских принципов, не любил посещать мероприятия и «церемонии», не любил красиво разговаривать и никогда не танцевал. Это говорит о том, что герой не признавал праздного образа жизни.

Евгений Васильевич – сильный и трудолюбивый человек. Он не привык сидеть на месте, постоянно занимается каким-то делом. Всего в жизни Базаров достиг собственными усилиями.

Нигилизм

Рассмотрение характеристики Евгения Базарова невозможно без рассмотрения его нигилистических взглядов на жизнь. Главный герой отрицает все общепринятые явления: любовь, природу, искусство.

Природа, по мнению главного героя романа, является мастерской, в которой трудится человек-работник. Искусство, как отмечает Базаров, в отличие от науки, не приносит никакой пользы человечеству.

Дружбу Базаров воспринимает как простое товарищество. Женщин главный герой называет «бабами», а любовь объясняет только физиологическим влечением людей друг к другу.

Базаров признает лишь ценность науки, поэтому связывает свою жизнь с естественными науками, в частности с медициной. Главный герой хочет быть полезным обществу.

Евгений Базаров презирает дворянство и вступает с его представителем Павлом Петровичем Кирсановым в конфликт. Базаров уверен, что подобные Кирсанову аристократы уже давно мертвы и тащат Россию вниз.

Разоблачение нигилизма

В романе «Отцы и дети» показаны внутренние изменения Евгения Васильевича Базарова. Холодный человек, который не любит рассуждать о своих чувствах даже с самим собой, стал понимать, что его теория не прошла проверку жизнью. Отрицая любовь, Базаров влюбился, понял, что он романтик. И признание этого факта говорит о том, что Базаров признает поражение нигилизма. Пытаясь жить в соответствии с принципами нигилизма, Базаров постепенно понимает, что жизнь сложна, чтобы его убеждения были правдой. Перед смертью Базаров понимает, что он не гигант, коим себя считал, потому что умирает глупо и нелепо. Ему важно проститься с Одинцовой, любовь к которой он уже признал.

В данной статье, которая поможет написать сочинение «Базаров (Отцы и дети)», рассматривается характер главного героя романа И. С. Тургенева, его нигилистические взгляды, которые разоблачаются на протяжении повествования.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина Чернышева

    13/15

  • Наталья Ивановская

    15/15

  • Sofy Cat

    13/15

  • Михаил Семенов

    12/15

  • Руслана Никифорова

    15/15

  • Михаил Пермяков

    15/15

  • Тамирис Житбисова

    12/15

  • Мария Кузнецова

    15/15

  • Галина Уланова

    15/15

  • Тимур Нигматуллин

    15/15

Полная характеристика образа Базарова невозможна без знания особенностей той эпохи, в которой жил главный герой романа И. Тургенева. Роман не исчерпывается только конфликтом «отцов» и «детей», хотя смена поколений — процесс болезненный, т. к. новое поколение всегда делает переоценку достижений поколения уходящего. При этом иногда многое положительное и достойное, что было выработано предшествующим поколением, просто утрачивается. Особенно усиливаются противоречия в период каких-то социальных потрясений. В России XIX века таким потрясением было восстание декабристов, а поколение, пришедшее ему на смену, называют «потерянным поколением», оно формировалось в годы николаевской реакции и уже не смогло воспринять высокие идеалы «отцов».

Из истории создания романа

Автор в статье «По поводу ʼʼОтцов и детейʼʼ» писал, что образ Базарова возник у него после знакомства с молодым провинциальным врачом, в котором он увидел зарождавшуюся идеологию нигилизма. Хотя для либерального дворянина Тургенева не всё было понятно в мировоззрении молодого человека, но личность его произвела на писателя сильное впечатление. Он стал вникать в сущность теории нигилизма и даже начал писать дневник от лица своего будущего героя, чтобы понять его. Идеология нигилизма, по мнению Тургенева, ещё только утверждалась. Поэтому новый тип человека, появившийся во время социального перелома, ещё не совсем сформировался, а главное — не совсем понятен был и самому писателю. Автор не разделяет нигилистических убеждений Базарова и даже развенчивает их по ходу романа. Интересно признание Тургенева об отношении к образу Базарова, которое он выразил в письме к А. Фету: «Χοтел ли я οбρугать Базаροва или егο пρевοзнести? Я этοгο сам не знаю, ибο я не знаю, люблю ли я егο или ненавижу».

Происхождение

Евгений Базаров — сын простого военного лекаря, Василия Ивановича Базарова.

Мать, Арина Власьевна, была потомственной дворянкой, но дворянство передавалось детям только по линии отца. В романе Евгений Базаров представлен как демократ-разночинец. Именно «новый человек», демократ-разночинец, является главным объектом изображения в романе.
Его отзывы о дворянском сословии всегда пренебрежительны, и сам он не причисляет себя к дворянам, хотя по линии матери имеет дворянские корни. Базаров думал, что умеет говорить с мужиками, но они видели в нём барина и считали, что он в их жизни мало что понимает. А вот слуги Кирсановых чувствовали, что он свой, не барин, и привязались к нему.

Внешность Базарова

Евгений Васильевич Базаров, главный герой романа, ещё относительно молод — ему около 30 лет. Лицо его, длинное, худое, с высоким лбом, омрачала некоторая резкость и холодность больших зеленоватых глаз. Когда Базаров оживлялся, его лицо часто преображалось улыбкой. В спокойном состоянии оно выражало самоуверенность и ум.

Особенно обращали на себя внимание его висячие бакенбарды песочного цвета и длинные жёсткие пальцы. Руки у него были большие и красные.

Твёрдая и стремительная походка, спокойный мужественный голос говорили о твёрдости характера, а тонкие губы — о скрытности.

Базаров не был франтом и к своей одежде относился с некоторым пренебрежением, но носил её гордо, с достоинством. Запоминающейся деталью его одежды был длинный балахон с кистями, а основной гардероб состоял из простых, но опрятных вещей.

Характер и род занятий

Базаров — будущий врач, он учится на медицинском факультете университета. В начале романа писатель показывает его увлечённость естественными науками. Он приехал в гости к своему товарищу по университету Аркадию Кирсанову в поместье его отца, и здесь разворачивается основное действие романа. Находясь в гостях, Базаров продолжал работать: экспериментировал с лягушками, инфузориями, возился с химическими составами…

Все считают Евгения Базарова очень умным молодым человеком, а Аркадий, который младше его на несколько лет, особенно восхищается его способностями, твёрдостью характера и убеждений, простотой в общении. Но иногда эта простота переходит в некоторую развязность, небрежность манер, но это в основном напускное, связанное с идеей нигилизма, которой в это время увлечён Базаров.

Его характер отличается решительностью, смелостью (он никогда не робел при разговоре с кем бы то ни было), умел пошутить, часто иронизировал над окружающими. Чувств своих он никогда никому не открывал, даже отцу, который его приобщил к профессии врача; всегда имел своё мнение и не признавал авторитетов. Иногда он мог быть надменным, особенно перед аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, который считал его «гορдецοм, нахалοм, циниκοм, плебеем…»

Нигилизм Базарова

Нигилизм — своеобразная философия, ставящая под сомнение или полностью отрицающая ценности, идеалы, культуру, нормы нравственности, принятые в обществе. Нигилисты считают, что жизнь не имеет смысла, как и человеческие ценности, и знания.

Тургенев не разделял нигилистических убеждений Базарова и в романе развенчивал их. Но поскольку в образе данного героя отразилась эпоха со всеми её противоречиями, то писатель испытывал определённый интерес к своему персонажу и даже старался его полюбить, а к концу романа испытывал к нему и сострадание.

Что в нигилизме отвергал автор?

Во-первых, в идеях нигилизма нет позитивной цели. А поэтому он обречён. Тургенев не был противником нового, но ничего нового в нигилизме и не было. Разве разрушение и уничтожение — это прогресс? А именно это и проповедовали нигилисты: поэзия Пушкина не нужна; любовь не нужна, это всего лишь физиология; Рафаэль — «гроша медного не стоит»; душа — выдумка и т. д.

Во-вторых, главной бедой нигилистов автор считал возведённый в абсолют практицизм, сиюминутную практическую пользу. Природа для Базарова не храм, а мастерская, в которой работником является человек. В большой степени Тургенев проявил себя в этом вопросе провидцем. Он увидел в убеждениях Базарова зарождение трагических последствий, потому что уже в XX в. стало ясно, что именно «наработал» в этой мастерской человек: повернул вспять реки, разрушил озонный слой, погубил ценные породы растений и животных и т. д. Вульгарный материализм, который стоял во главе угла нигилизма, отличался от простого материализма тем, что материализм утверждал первичность материи, а вульгарный материализм вообще не признавал ничего, кроме материи.

В-третьих, ущербность нигилизма в том, что он отрицал духовную жизнь, а значит — и нравственность. Отрицание авторитетов — это тоже признак безнравственности.

Как Базаров освобождался от теории нигилизма

Убеждения Базарова писатель развенчивает постепенно, в романе начало этого положено в 13-ой главе. До этого противостояние было только внешнее: между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.

Но вот Базаров влюбился в Одинцову — и конфликт начал развиваться уже в его душе, ведь до встречи с ней он отрицал существование любви. Он осознал себя романтиком (а до этого презирал романтизм Пушкина). Теперь он презирал себя за слабость, но не мог забыть Одинцову. Он начал ловить выражение её глаз, а раньше смеялся над этим и рассуждал об анатомии глаза. Охватившая его любовь начала разрушать теорию нигилизма. Он начал по-другому смотреть на мир и на себя и постепенно пришёл к выводу, что жизнь гораздо шире и многограннее нигилистической схемы.

Любовь Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой не состоялась не по причине  холодности и рассудочности характера Одинцовой. Дело в том, что преданный идеям нигилизма, Базаров не мог создать свой Дом.

Но Базаров не хочет так быстро сдаться, он пытается вновь утвердиться в своих нигилистических принципах и пытается сблизиться с Фенечкой в соответствии со своими убеждениями, что любовь — это всего лишь физиологическое влечение. Но оказалось, что даже простенькая и необразованная Фенечка живёт не по физиологическим, а по нравственным законам. И Базаров начинает терять почву под ногами — его теория уже не могла помочь ему.

Нелепая дуэль «за убеждения» с Павлом Петровичем заставила его увидеть в противнике не заносчивого аристократа и идиота-дядюшку, а страдающего пожилого человека. Он понял, что не так уж непреодолима пропасть между людьми, надо просто научиться слышать и понимать друг друга.

Базаров и его родители

В любви, в том числе и родительской, Базаров видел лишь инстинкт, свойственный и животным. Поэтому он не находит с родителями общего языка, а в отчем доме томится, пробыв там всего три дня. Он не видит, не чувствует и не понимает всей силы родительской любви.

Отец так же, как и он, увлечён медициной, но Евгению кажется, что старик уже отстал от века, что его медицинские познания устарели, и он высокомерно обрывает отца, как только тот пытается обсудить какую-то теоретическую медицинскую проблему. Профессиональный разговор с отцом ему скучен, и он это даже не старается скрыть.

Но родители, особенно отец, стараются понять своего сына. Отец чувствует, что медицина — не главное в жизни его сына, что интересы его шире, что его что-то сильно волнует, кроме науки. Об этом он разговаривает с Аркадием.

Гибель Базарова

При чтении романа всегда возникает вопрос: почему автор приводит своего героя к гибели? Его гибель в общем-то бессмысленна, т.к. она не была связана с лечебной деятельностью, Базаров всего лишь практиковался: «Они его почему-то вскрывать собирались, а я давно в этом не упражнялся». Он порезал палец, анатомируя труп умершего от тифа, и заразился…

Второе возвращение Евгения в родительский дом — это возвращение к тем истокам, из которых он вышел, и окончательный разрыв с его теорией. Можно назвать это и бегством от самого себя (прошлого), и приходом к самому себе (настоящему). Он больше времени проводит с отцом, беседует с ним, помогает ему во врачебной практике.

Его уже не тянет к былому окружению, даже с Аркадием ему не о чем говорить.

Какие идеи могли бы завладеть Базаровым после полного разрыва с теорией нигилизма? На этот вопрос, скорее всего, Тургенев ответить не мог. В жизни и литературе были известны два пути: путь «лишних людей» и путь эмигрантов. Но эти пути не для Базарова, и поэтому он умирает.

Но умер он достойно и мужественно — и в этом его сила и мощь личности. В ожидании смерти он не озлобился — наоборот, все лучшие его человеческие качества освободились от нигилистического гнёта: он утешает родителей, скрывает свои страдания, не иронизирует по поводу их религиозностью, т. к. понимает, что в этом они находят утешение. Таким образом, он принимает высший человеческий закон — нравственный.

Вывод

В романе ещё присутствует эпилог. В нём никаких неожиданностей нет, все события предсказуемы из предыдущих глав. Но образ Базарова помогает понять, что над жизнью не властны никакие теории. Люди и теории приходят и уходят, а остаётся только вечное: любовь, чистое небо над головой и нравственный закон в сердце. А ещё безутешные родители у могилы сына…

Характеристика образа Евгения Базарова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:


единственный ребенок

неразделенная любовь

нет детей

никогда не был женат/замужем

смерть/гибель в молодом возрасте

ссора с близким человеком

Кадр из х/ф “Отцы и дети”. Базаров – актер В. Авдюшко

Герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров был задуман И.С. Тургеневым как собирательный образ разночинца-демократа – нового представителя молодежи конца пятидесятых годов 19 века. В сильной, деятельной личности Базарова нашли отражение черты характера сразу нескольких человек. По словам же самого автора, он писал портрет своего персонажа с некоего «доктора Д.», врача из провинции, с которым познакомился в одной из поездок по железной дороге.

Описание героя

Базаров – тридцатилетний образованный молодой человек, разночинец, сын бывшего полкового лекаря, как и отец, избравший своей профессией медицину. Он не только будущий доктор, но и подающий надежды ученый-естественник. Автор описывает своего героя, как человека высокого и привлекательного: «высокого роста, в длинном балахоне с кистями», «славное лицо», «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», «длинные пальцы».

Базаров – выходец из простой семьи, глава которой служит уездным лекарем. Мать Евгения принадлежит к обедневшему дворянскому роду. Все ее наследство – это небольшое имение и пятнадцать душ крестьян. Отец с иронией называет себя «плебеем», работает, несмотря на почтенный возраст, чтобы прокормить семью и дать сыну достойное образование.

Несмотря на полудворянское происхождение, Базаров не относит себя к этому сословию, в нем ощущается «отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает». Сам герой говорит о себе: «Изящная сторона жизни мне недоступна». Отсюда та легкость, с которой Евгений сходится с простыми людьми, при этом, он гордо произносит: «Мой дед землю пахал!» и называет себя на крестьянский лад Евгением Васильевым. Он нарочито подчеркивает свое равнодушие к знатному происхождению. Более того, представители аристократии и дворянства не вызывают у него ни малейшего уважения, о чем говорят его своеобразные манеры. Он подает руку Николаю Петровичу, выдержав паузу, а в разговоре с ним без приглашения садится на диван, «потягиваясь». Он намеренно демонстрирует свою бестактность, невоспитанность, грубость манер.

По мнению Базарова, единственная ценность человека – это его умения, труд, приносящий пользу окружающим. Именно постоянный труд составляет основу жизни самого героя: «Базаров привёз с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», «главный предмет его – естественные науки», «он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними».

В своей речи Базаров часто использует поговорки и пословицы: «На своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает». Все эти выражения еще раз подчеркивают демократизм героя и его приближенность к простому народу. Несмотря на свою харизматичную натуру, насквозь пропитанную нигилистическими и европейскими идеями, Базаров является воплощением многих черт русского национального характера. Это проявляется в манере обращения с простонародьем, в «особенном умении возбуждать к себе доверие в людях низших». В этом смысле герой более русский, чем все остальные персонажи романа. «Его речь отличается простотой, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом».

Базаров не любитель длинных монологов, его речь больше похожа на короткие реплики. Но все они наполнены глубоким смыслом, что еще раз подтверждает его начитанность, образованность и остроумие. Многие его выражения превратились в крылатые фразы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

К своему внешнему виду Базаров относится также равнодушно, как и к условиям, принятым в дворянских кругах. Он постоянно ходит в одном и том же видавшем виды костюме и также свободно и раскованно ведет себя в любом обществе. У него «небрежные манеры», «немногосложные и отрывочные речи», «отсутствие кокетства», «резкость суждений» и «совершенная развязность». Он не старается быть хорошим в глазах собеседника и говорит все, что думает: «отрывисто и неохотно», «изредка вставлял в разговор насмешливое слово», подчеркивая этим свое превосходство над аристократами.

Базаров – гордый человек: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Авторские характеристики указывают на то, что Базаров – надменный человек: «надменно выпрямился», «с надменною гордостию отвечал». Евгений называет себя: «…ведь я гигант». Чаще всего главный герой равнодушен к окружающим: «Базаров и тут остался холоден как лед».

У нигилиста Базарова есть своя жизненная установка: «в теперешнее время полезнее всего отрицать». Таким образом, он не принимает ничего: ни государственный строй, ни религию, ни искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит», «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; ни любовь: «это все романтизм, чепуха, гниль»; ни семью в ее старинном патриархальном понимании: «вы, чай, слыхали о снохачах?» Но и созидать что-либо новое Базаров также не спешит: «сначала надо место расчистить». Тот нигилизм, который он проповедует, отрицая все ценности и авторитеты, превращает его самого в разрушителя собственной жизни. Символом этого разрушения становится его преждевременная смерть, которую он также приблизил собственными руками, случайно порезавшись на вскрытии.

Роль героя в произведении

При создании образа Базарова И.С. Тургенев ставил своей целью написать портрет нового человека-бунтаря и разобраться, чем грозит обществу появление такого явления, как нигилизм. Представителями этого течения были молодые люди, которых в романе можно назвать «детьми», протест их был направлен против старой дворянской гвардии «отцов».

Базаров является главным персонажем романа, который проходит через 26 глав произведения из 28-ми. Вокруг личности героя сосредоточены все остальные персонажи, через взаимодействие с ними раскрывается его облик, его сильный, незаурядный характер. При этом, Тургенев противопоставляет Базарова другим героям, постоянно сталкивая его с ними в разных ситуациях и диалогах.

Базаров – носитель передовых идей его времени, главной из которых стал нигилизм, который был уже широко распространен в определенных кругах во время написания романа. Тургенев достиг своей цели – создал совершенно нового героя, которого никогда еще не было в художественной литературе. Автор не провоцирует читателя и не дает свою оценку герою. Его отношение к нему спокойное и уважительное. Он постепенно, шаг за шагом показывает слабые стороны нигилизма.

Созданный Тургеневым образ представляет собой умного и деятельного, мыслящего человека. Но герой его получился совершенно бездуховным, а человек без души – это всего лишь оболочка, под которой скрывается одна пустота.

Развитие героя по мере сюжета

Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Поначалу Базаров уверен в своих силах, в том деле, которому он служит. Это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения. Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Базарову приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Базаров чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой, постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.

Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к простым человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначалъная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.

Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете, он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Базаров не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Сильный и волевой, убежденный в своей правоте, Базаров, тем не менее, проигрывает в самом главном. Его наказывают не братья Кирсановы, а сама жизнь. Он терпит поражение в дружбе и любви, то есть в тех человеческих взаимоотношениях, на которых «держится мир». Исключительно по вине Базарова прерывается его дружба с Аркадием, преданным и верным товарищем. Его любимая женщина Одинцова страшится его страстной, грубой и неуправляемой натуры. «Она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту… или безобразие». В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

Итог жизни Базарова трагичен. Он умирает молодым, полным сил и одиноким. Закон смерти не может опровергнуть даже нигилист: «Попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!». Перед смертью раскрывается подлинная сущность личности Базарова. Он словно сбрасывает уже ненужную ему маску нигилиста и циника, и вдруг оказывается, что он преданно и нежно относится к своим родителям, страдает от неразделенной любви и одиночества, сожалеет о напрасно прожитой жизни. Только перед лицом смерти Базаров начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота.

Роман заканчивается печальными размышлениями автора над могилой Базарова. Его страстное, бунтующее сердце навсегда скрыто под землей на маленьком кладбище, но прекрасная природа вокруг напоминает о вечной жизни, а слезы стариков на могиле сына – о бессмертной любви.

Отношение автора к герою

Авторское отношение к Базарову нельзя назвать однозначным. Оно меняется по мере развития сюжета и претерпевает большие изменения от полного неприятия до сочувствия. Когда Тургенев задумывал своего героя – отношение его к нему было крайне негативное, потому что он категорически отрицал такое явление, как нигилизм, представителем которого был Базаров. По мере раскрытия образа Евгения автор понемногу смягчается, появляются нотки пока еще слабо выраженной симпатии. Но это, опять-таки, касается только самой личности героя – сильной, мужественной и честной. Что касается его взглядов – позиция автора здесь остается неизменной. При всей его симпатии к Базарову, ему так и не удается сделать нигилизм привлекательным. В основе мировоззрения Базарова – разрушение всего, что так дорого братьям Кирсановым: семейных уз, нравственных принципов, традиций, старого, привычного жизненного уклада. Взамен же не предлагается практически ничего. На замечание Павла Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить».

И.С. Тургенев так говорил о своем герое: «Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель». П.А. Кропоткин в «Записках революционера» так описывает отношение Тургенева к своему герою: «…когда мы возвращались в карете, он спросил меня, какого я мнения о Базарове. Я откровенно ответил: «Базаров – великолепный тип нигилиста, но чувствуется, что вы не любите его так, как любили других героев», – «Напротив, я любил его, сильно любил», – с неожиданным жаром воскликнул Тургенев, – «Вот приедем домой, я покажу вам дневник, где записал, как я плакал, когда закончил повесть смертью Базарова», – но я думаю, что Тургенев больше восхищался Базаровым, чем любил его».

Прототипы

Сам автор «Отцов и детей» называет прототипом Базарова некоего доктора Д., молодого врача из провинции, который представлялся Тургеневу человеком нового типа. Однако исследователь творчества И.С. Тургенева Н. Чернов опровергает эту распространенную гипотезу. По его мнению, прототипом Базарова был сосед Тургенева по имению, врач В.И. Якушкин. Помимо врачебной деятельности он занимался научными исследованиями и состоял в нелегальных организациях.

Некоторые исследователи сходятся во мнении, что «доктор Д» и В.И. Якушкин – одно и то же лицо. Помимо этого, в характере Базарова прослеживаются черты и взгляды В.Г. Белинского и Н.А. Добролюбова. Многие полагают, что Базаров – прямое отражение Белинского: оба были сыновьями военных, а затем – земских врачей, но роднит их, помимо этого, то, что они оба являлись неистовыми сторонниками «новых идей».

Экранизации героя

Существует несколько экранизаций знаменитого романа Ивана Сергеевича Тургенева. Первый фильм «Отцы и дети» киностудии «Ленфильм» вышел на экраны в 1958 году. Режиссерами ленты стали Адольф Бергункер и Наталья Рашевская. По мнению зрителей и кинокритиков, эта версия является лучшей экранизацией романа. Роль Базарова в фильме исполнил известный советский актер Виктор Антонович Авдюшко (1925-1975). Это был необыкновенно обаятельный человек, наделенный несколько суровой внешностью, во многом из-за которой он и был приглашен режиссерами на эту роль.

Созданный В. Авдюшко образ Базарова настолько ярок и убедителен, что не оставляет равнодушным никого из зрителей. В исполнении этого актера Базаров предстает человеком самоуверенным, умным, здравомыслящим. Многие эмоции актеру удалось передать при помощи одного лишь взгляда – его глаза – это отражение души героя.  Крупные руки подчеркивают трудолюбие, а прямая фигура – несгибаемость характера. Актер сумел передать через маску холодности все душевные качества своего киногероя.

Литература
  1. Загорская Е. Я., Такташова Т. В., Ветошкина Л. А. Признание в любви. Фрагменты произведений русских писателей XIX–ХХ вв. с комментариями и заданиями. Учебное пособие. М., «Флинта», 2012.
  2. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. Том 1. М., «Художественная литература»,1983. Составители: С. М. Петров, В. Г. Фридлянд
  3. Стахорский С.В.(состав. и ред.) Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  4. Все Герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
  5. Алексеев М. П.,Измайлов Н. В.,Назарова Л. Н. Тургеневский сборник: Материалы к полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Том IV. Л., Наука, 1968
  6. Никольский С.А. Русское мировоззрение. «Новые люди» как идея и явление : опыт осмысления в отечественной философии и классической литературе 40—60-х годов XIX столетия Издатель: Прогресс-Традиция. М., 2012.
  7. А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Уч. Пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов. М., Флинта, 2000.
  8. И.С. Тургенев и время. Сборник статей. Автор В.С. Киселев. Изд-во ТГУ, 2019.
  9. Журнал «Новый мир». 1968. №10

Ирина Зарицкая | Просмотров: 7.7k

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Образ и характеристика Базарова в романе Отцы и дети

Образ и характеристика Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

Евгений Базаров, один из главных героев романа. Он разительно отличается от других персонажей в книге. В первую очередь он отличен от всех своими прогрессивными взглядами. Он выступает против религии и монархии. На мой взгляд, в романе служит антиподом старшему, вовлечённому в рамки традиций и моральных устоев, консервативному поколению. Тургенев нарочно вводит подобного персонажа в роман, так как он олицетворяет образ нового человека, разночинца, который всего добился своим умом. Тургенев противопоставляет его прогнившему аристократичному обществу. Для этой цели автор наделяет Базарова собственно придуманной концепцией нигилизма.

Нигилизм Базарова проявляется во всём: он отрицает искусство, смеётся над модой и откровенно презирает дворянский пафос. Для него действительно важным остаётся только жизнь крестьянского народа. Он считает, что толковать об искусстве в мире где русский мужик умирает с голоду — кощунство. Себя Базаров отождествляет с народом. Хотя и корит его за излишние терпение и рабскую сущность. Смеётся над народными приметами и стремится образовывать людей.

Базаров довольно остро ставит себя в спорах, демонстрируя с порога, что дворянский род, возраст и даже близкое родство с его другом Аркадием не является для него авторитетом, и не обязывает его относится к их мнению снисходительно. В жарких дебатах Базарова и Павла Петровича сталкиваются две противоположные позиции. Их спор достигает кульминации в сцене дуэли.

Авторитетом для Базарова служит лишь наука. Наука эмпирическая, поддающиеся экспериментальному подтверждению и из которой можно получить пользу. Всё остальное это глупости и «художества». Казалось бы, что никаких возможностей как-либо повлиять на этого стойкого и умного человека нет, но всё-таки нашлась та великая сила, что смогла побороть скепсис и нигилизм, та сила, что Базаров недооценил и которая оказалась выше разума. И имя этой силе — любовь.

Базаров не в силах, что-либо противопоставить влюбляется в Ольгу Одинцову. Но так сложилась, что Ольга не любит Базарова вовсе. Огорчённый Евгений погружается в себя и возвращается к родителям, дабы забыться в работе и в науке. Но получив по неосторожности заражение крови, Базаров на смертном одре отказывается от своих идеалов и просит Ольгу приехать. Этим самым автор разрушает придуманною им самим философию и доказывает, что отрицать всё невозможно.

Вариант 2

Образ Евгения Базарова является одним из главных в романе «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Писатель описал много людей и их характер, но Базаров заинтересовал читателя с самого первого момента. Молодой работящий парень, который был заядлым реалистом и нигилистом. Базаров верил лишь в науку, что можно доказать и объяснить при помощи формул и уравнений.

Евгений Васильевич очень жесткий и уверенный в себе человек, который добивался своей цели при помощи своего умения к ораторству и напору. Базаров был нигилистом, и он отрицал все убеждения и побуждения, для него не существовало авторитетов, он сам для себя авторитет.

Базаров приехав погостить к своему другу Аркадию, тут же вступил в спор с его дядей, который был аристократом и не очень любил работу. Кирсанов был очень тонким человеком, любил поэзию, музыку и живопись. Базаров же в свою очередь называл все это чушью и не хотел ничего слышать о любви и романтике. Он считал, что вся это любовь и проявление чувств это слабость для человека и всячески отталкивал от себя мысли о любви.

Родители Базарова его очень любили, но никогда открыто не говорили вслух об этом, потому что знали, что их сын разозлиться. Они понимали, что в глубине души он их тоже любит, хотя Базаров это всегда отрицал и настаивал на том, что любви не существует.

Тургенев описал Базарова как человека, который очень серьезно относится к науке и пытается добиться успеха по максимуму. Он очень уверенный в себе и заявляет об этом прямо всем в лицо и не боится этого. Где бы он ни появился, он заявляет о себе как о лидере и человеке, который стремится поставить науку на первое место.

Иван Сергеевич Тургенев не забыл, и написать о том, как впервые Базаров влюбляется. Он открывает для себя новые ощущения, Евгений Базаров готов идти за своей дамой сердца на край света. Базаров готов отказаться от всего лишь бы Одинцова была рядом с ним и любила его, так же как и он её.

На протяжении всего романа писатель пытается раскрыть душевные качества Базарова и читатель видит, что для таких как он не все еще потеряно. Он, оказывается, может любить, хотя и тщательно скрывает ото всех. Ему самому не нравится чувствовать себя слабым, но он ничего не может с этим поделать.

Когда Базаров умирает, Тургенев пытается показать о том, что наконец-то герой получил умиротворение и покой.

Сочинение Характеристика и образ Базарова

Иван Сергеевич Тургенев – настоящий классик отечественной литературы, написавший огромное количество всеразличных повестей и романов, затрагивающих как экономические, социально-политические проблемы, так и вопросы человеческой души. Трудом всей жизни Тургенева стал роман «Отцы и дети», главный герой которого Базаров Евгений отражает новый, только зарождающийся в Российской Империи тип людей – нигилистов.

Базаров – это молодой студент естественнонаучного факультета, нигилист (человек, не признающий авторитетов). Он имеет очень твердые принципы и убеждения, которые раскрываются перед читателем на протяжении всего романа, так, например, Базаров отрицает искусство, отрицает любование природу, называя природу не храмом, а мастерской, в которой человек должен работать, отрицает любовь и аристократические манеры общения в светском обществе.

В произведении встречается целый ряд антиподов главного персонажа, в их число входит все семейство Кирсановых. Посредством открытой дискуссии Петра Петровича Кирсанова и Базарова, главный герой раскрывается более детально, так, например, читатель узнает о некоторых качествах натуры Евгения. Такой прием называется противопоставлением. Также интересно отношение Базарова к народу, он считает себя его представителем и пользуется уважением у истинных представителей народа (жена Кирсанова). Но после разговора с крестьянином, читатель видит с каким непониманием простой человек смотрит на Базарова, таким образом, Тургенев показывает, как далеки были от народа не только либералы, коим ярким и явным представителем является Павел Петрович Кирсанов, но и нигилисты, большая часть которых являлась революционер-демократами, представителем которых, в свою очередь, был Базаров.

Таким образом, можно сделать вывод, что образ Базарова – это ни что иное, как отражения видения Тургеневым революционеров-демократов. Однако не стоит думать, что все было именно так, как описал Тургенев, хотя бы потому, что существует роман Чернышевского «Что делать?», в котором последний описывает нигилистов совсем-совсем по-иному.

Вариант 4

Написание произведения пришлось на период в России крестьянской реформы, когда общество раскололось на несколько слоев, демократов, жаждущих изменений в стране и истинных консерваторов, не желающих мириться с новыми порядками. 

Главным героем романа является Евгений Базаров, противоречивый и неоднозначный человек из семьи медиков.

Раскрывая образ своего персонажа, автор описывает Базарова умным и сообразительным молодым человеком, увлекающимся естественными науками. Он провел детство в деревенском поместье родителей и завоевал, благодаря своей скромности, уважение простых крестьян. 

В настоящий момент Базаров заканчивает университет, собираясь свою жизнь посвятить медицине. Евгений без устали занимается, прочитывая гору литературы, проводит эксперименты, поскольку считает основой работы доктора – познание окружающего через опыт.

Все, что касается проявления различных чувств (любовь, прощение, привязанность, терпение), не имеет для Базарова никакого смысла. Человеческие чувства он считает пережитками устаревшего прошлого. Принятые в обществе ценности, нормы не признаются Базаровым, его нигилистическое мировоззрение – отвергать и отрицать все условности.

Вопросы нововведений в стране, которые связаны с отменой крепостного права, остро интересуют Евгения, и он твердо выступает за освобождение простого люда. Позиция Базарова непонятна его другу, Аркадию Кирсанову, который не считает крестьян равными по положению его семейству. Друзья отчаянно пытаются доказать друг другу правоту своих позиций и все споры приводят к тому, что их дружба разваливается.

В гостях у семейства Кирсановых Базаров встречается с молодой девушкой Анной Одинцовой и внезапно понимает, что, несмотря на все свои взгляды, влюбился. Евгений начинает испытывать настоящее всепоглощающее чувство и трепещет от нахлынувших эмоций. Однако это чувство остается неразделенным и Базаров вынужден покинуть любимую женщину.

Вскоре он смертельно заболевает и, как профессиональный врач, осознает, что смерть от заражения крови близка. Умирает Базаров в полном одиночестве, переживая за своих престарелых родителей. Именно приближающаяся кончина заставляет Базарова задуматься в правильности и несовершенстве теории нигилизма.

Изображая главного героя, писатель явно дает понять, что Базарову нет места в российской действительности, где он бы мог быть счастливым и обрести долгожданный покой.

Сочинение 5

Однозначно, Базаров это один из самых интересных персонажей романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Базаров является нигилистом, который отвергает все чувства. Устами этого героя Тургенев излагает взгляды и установки нового течения, возникшее в России в те годы, которое называется «нигилизм».

Евгений Базаров — выходец из среднестатистической семьи, и всю свою жизнь посвятил естественным наукам и служению стране. Поэтому на всем протяжении романа Базаров отвергает все: силу любви, дружбу, природу. Он видит спасение страны и ее народа только в науках: химии, физике, биологии.

Девиз нигилистов – разрушить все старое и придумать что-то новое. Но главное в том, что постройку «нового» мира нигилисты возглавить не желают, они считают это «не их делом».

Базаров знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, в которую, сам того не замечая, влюбляется. Он отвергает свои чувства к ней, отвергает ее саму. Он не может принять того, что все его убеждения потерпели крах. И самое главное то, что Евгений никак не может сам управлять своими чувствами, это вне его сил.

Но на смертном одре он меняет все свои убеждения. В этом эпизоде показана эволюция героя. Он понимает, что никакой пользы родине не принесет, лишь разрезая лягушек. Своих родителей Базаров просит помолиться о нем и говорит, что спасение в религии. Потом он зовет к себе Анну Одинцову, чтобы увидеться в последний раз. Именно перед этой женщиной Евгений полностью раскрывается. Он говорит, что все его прежние правила – никчемные.

Герой – очень смелый человек. Ведь нужно иметь огромную силу воли, чтобы признать свои ошибки и тем более рассказать о них возлюбленной.

Базаров не боится наступления смертного часа. Наоборот, какой-то частью души он желает покинуть этот мир, ведь весь его прежний мир рухнул, а в новом ничего не построено. Он не сможет жить дальше.

Таким образом, Иван Сергеевич Тургенев в эпизоде смерти Базарова показывает, как развивался герой на протяжении всего романа, к каким умственным заключениям он пришел, как Базарова погубила приверженность к нигилизму. Автор раскрывает все богатство натуры Евгения Базарова.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Базарова в романе Отцы и дети

Образ и характеристика Базарова в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по рассказу Богомолова Иван

    Во время Великой Отечественной войны детство всех детей закончилось. История повествует далеко не об одном ребенке-герое, который защищал себя, свою семью, родную землю. У них не было выбора.

  • Сочинение Уфа — мой любимый город

    Если бы кто-нибудь задал мне вопрос, какой город является моим любимым, то, безусловно, я ответил бы, что это Уфа.

  • Сочинение по повести Невский проспект Гоголя рассуждение

    Повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» начинается с описания этой улицы в разное время суток. Автор придаёт ей большое значение. И правда, она является жилой города на Неве.

  • Сочинение Мой любимый писатель поэт Пушкин

    Одним из самых любимых писателей для меня стал А.С. Пушкин, с творчеством которого я знаком с самого рождения. Когда мне было три месяца, мама читала мне часто сказку

  • Сочинение Кто он, Печорин? (9 класс)

    Кто он, Печорин в романе Михаила Юрьевича Лермонтова? Это герой нашего времени. Образован, красив собой и довольно не беден. Читатель уверен, что Печорин обречен на несчастье

Внешность героя

Иван Тургенев описывает Базарова, как человека высокого и красивого. Длинное худое лицо, широкий лоб, большие зеленые глаза и острый нос складываются в привлекательный образ. Внешний вид героя создает впечатление человека умного и самоуверенного. На момент повествования он находился в расцвете сил — герою исполнилось 30 лет. Своему внешнему виду он не придает особенного значения: ходит в старом костюме, но совершенно не переживает по этому поводу. Базаров следит за гигиеной, но не зацикливается на ней.

Рис. 1. Иван Сергеевич Тургенев

Рис. 1. Иван Сергеевич Тургенев

Семейные отношения

Базаров — единственный сын своих родителей. Родившись в семье людей из разных слоев общества, он оказался в неудобном положении. Его отец Василий Иванович — из простых людей, служил врачом. Несмотря на происхождение, он образован и развит всесторонне. Мать Базарова Арина Власьевна — дворянка. С такой родословной Евгения не принимают в кругах простых людей, считая, что он выше их, но и дворяне не стремятся считать его “своим” из-за отца. Родители очень любят Евгения и гордятся им, хотя не всегда его понимают и не разделяют его взглядов. Тем не менее, они сносят его прохладное отношение и не всегда уместное поведение.

Важно! Базаров любит своих родителей, но никогда не выказывает нежности или заботы. Его отношение больше похоже на уважение.

Образ жизни

Евгений Базаров — активный и общительный молодой человек. В его привычках рано просыпаться и ложиться поздно. Много времени он проводит за микроскопом и обучением. Базаров продолжил дело отца и занялся медициной. Он учится на доктора. В образовании ему очень помогает папа — он не жалеет сил и времени, чтобы поощрять тягу сына к знаниям, помогает сыну выбрать свою специальность, что впоследствии помогает Евгению стать успешным доктором. Молодому врачу прочат успешное будущее.

Важно! Этот герой не сторонится общества — он часто ездит в гости к людям разного рода. Нанося визит он адаптируется довольно быстро и ведет себя по-разному. В обществе дворян высшего круга он довольно сдержан и говорит мало, а общаясь с людьми попроще, он может позволить себе вольготное и даже неприличное поведение.

Евгений любит вкусно поесть, не ограничивает себя в выпивке.

Рис. 2. Евгений Базаров

Рис. 2. Евгений Базаров

Нигилизм Базарова

Позиция этого героя в обществе весьма противоречива и вызывающа. Он строит свою жизнь на принципах нигилизма. Это течение было очень популярно в 60-х годах XIX века в России. Оно провозглашало отрицание всех традиций и принципов дворянского общества, искусства, привязанностей. Базаров отвергает и единство человека с природой. Он говорит, что человек вправе брать все, что ему нужно, а не заботиться о ней.

Важно! Ключевым понятием в его философии является отрицание принципов и подчинение жизни реальным ощущениям. Для него добропорядочность человека измеряется в том, сколько пользы он приносит обществу.

Проблемы нравственности и воспитания он считает своеобразными “болезнями”. Нигилистические взгляды касаются и личных отношений Евгения. Он циник и отрицает существование любви и привязанности, говорит о том, что если мужчина позволил себе влюбится, то он недостоин внимания. Женщины не вызывают у него уважения и кажутся очень глупыми — независимо от положения, он называет всех дам “бабами”. Связь с ними он рассматривает исключительно с позиции физиологии. Несмотря на такое отношение, Базаров чаще предпочитает их общество, особенно если женщины красивы. В этом также проявляется противоречивость героя.

Рис. 3. Евгений Базаров в гостях у Кирсановых

Рис. 3. Евгений Базаров в гостях у Кирсановых

Черты характера

Самой яркой и заметной чертой его характера является простота. Тургенев часто акцентирует на этом внимание, через слова друзей и знакомых Базарова, например, его друга Аркадия.

Важно! Понятие “простой” является своеобразной иронией автора. Простота Базарова проявляется только в бытовом плане, а характер этой личности полон сложностей и противоречий.

Стоит отметить незаурядный ум героя. Он проявляется не только в изучении медицины, но и в других его занятиях. Понимая это, Базаров становится весьма самоуверен, убеждаясь в личностном превосходстве над остальными людьми. Это становится причиной резкой критики и едких замечаний в адрес собеседников. Еще Евгения можно назвать самолюбивым. Павел Петрович (дядя его друга) отмечает, что человек с таким характером не сможет быть хорошим врачом. Базаров же считает его человеком положительным, но неинтересным. В сложной ситуации Евгений умеет держать себя в руках. Образ Базарова весьма интересен его тягой к противоречию. Взгляды его на большинство вещей нестандартны, отличны от общепринятых. Изначально кажется, что он просто отрицает любые традиции и взгляды старшего поколения, но затем мы видим, что его позиция всегда аргументирована, он может доказать свою правоту. Базаров — человек конфликтный. Он часто затевает споры с любым собеседником, несмотря на его положение и возраст. Своего оппонента он всегда слушает и анализирует его слова.

Важно! Жизненную позицию героя характеризуют слова “докажи мне свою правоту и я тебе поверю”. Однако на протяжении романа ни одному герою не удалось этого сделать. Для Базарова его точка зрения является единственно верной и те, кто не соглашается с ней, вызывают у него возмущение.

Даром красноречия этот герой не отличается — он любит говорить просто и грубовато, часто используя пословицы и поговорки. К простому народу Базаров относится довольно пренебрежительно, высмеивая его неграмотность и набожность. Несмотря не это, Евгений все-таки ближе к простым людям, чем к дворянам. Он жалеет мужиков из-за их сложного материального положения.

Рис. 4. Внешность Евгения Базарова

Рис. 4. Внешность Евгения Базарова

Влюбленность в Одинцову

До определенного времени Базаров весьма категорично отрицал любовь и считал ее чем-то глупым и неприличным. Он совершенно искренне не понимал, как можно потерять голову от любви. Но однажды он встречает Анну Одинцову — молодую вдову. Изначально она не вызывает у него никаких эмоций, он говорит о ней лишь как о млекопитающих, но со временем это изменилось. Евгений не осознает своих чувств, и после посещения Одинцовой в ее номере вместе в Аркадием он чувствует непонятное ему смятение. Затем Анна приглашает друзей погостить у нее. Аркадий радостно встречает эту новость — девушка ему очень нравится и он надеется, что за это время у них наладятся отношения. Но для Кирсанова эта поездка оказалась безрадостной, тогда как Базаров получил надежду. Сначала он скрывает свои чувства, ведя себя не лучшим образом, но постепенно любовные переживания занимают его мысли, он тяжело переживает их появление. Когда же он перестал стыдиться своих чувств и он решается в них признаться, Анна не отвечает ему взаимностью. Он видит, что тоже нравится молодой вдове и не понимает причин отказа, но спросить у нее так и не решается.

Смерть

Под конец повествования Базаров оказался в сложной ситуации: он совершенно рассорился с другом Аркадием Кирсановым, возлюбленная Анна Одинцова отказала. Он приезжает к родителям за советом и поддержкой. Там Базаров начинает помогать отцу и хорошо справляется как врач. Однако по иронии судьбы он заражается от тифозного больного и умирает. Евгений Базаров — культовый персонаж в русской литературе. Этот тургеневский герой —  противоречивая личность, в которой много сил, ума и достоинства, которые перечеркивают цинизм и грубость. Нигилизм, которому он пытается подчинить свою жизнь, не выдерживает всех проверок в реальных ситуациях. Он отрицает существование чести, но принимает вызов на дуэль. Говоря о том, что благородства нет, ведет себя на поединке именно так, любовь, которой не должно существовать, сбивает его с ног. Понимая, что не может полностью соответствовать своим идеалам, Базаров теряется и не может найти верного выхода. Закрепить полученную из этой статьи информацию и глубже понять образ Базарова вам поможет предложенное ниже видео.

Еще материалы по произведению И.Тургенева «Отцы и дети»:

  • Сочинение на тему: «Что делает Евгения Базарова героем своего времени?»
  • История создания романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — главный замысел и идея
  • Сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли Базаровы России»
  • Сочинение на тему: «Базаров-нигилист»
  • Женские образы — сравнительная характеристика героинь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Анна Одинцова — характеристика героини
  • Критика о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • 10 глава романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — анализ и подробный разбор
  • Фенечка — характеристика героини романа
  • Дуэль Базарова и Павла Петровича — описание и анализ эпизода
  • Павел Петрович Кирсанов — характеристика главного героя романа
  • Смерть Евгения Базарова — анализ эпизода в романе
  • «Отцы и дети» — цитаты для сочинения
  • Любовь Евгения Базарова и Анны Одинцовой в романе
  • Спор Евгения Базарова и Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

  • Рассказ отрочество толстой слушать
  • Рассказ отрасль краткое содержание
  • Рассказ отношения с мамой
  • Рассказ относится к фольклору или нет
  • Рассказ относится к устному народному творчеству или нет