Рассказ откуда хлеб пришел в старшей группе

                      Беседа с детьми старшей группы:

                              «Хлеб – всему голова»

Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;
Задачи:
1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности

Ход беседы

Ведущий: Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)
Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.
Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.
Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.

Считалки о хлебе.

Дождик, дождик, поливай — будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.

В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? (ответы детей)
Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.
Ведущая: Ребята, а играть Вы любите? (Ответы детей) Выходите на середину зала, вставайте врассыпную. Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно». Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять. СЛОВА + ПОКАЗ ДВИЖЕНИЙ
Весной давно
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски. полный рост и поднимаем руки вверх над головой)
А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
Примечание: Игра проводится 2-3 раза
Ведущая: Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самые питательные для человека является рожь и пшеница.

Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.

Послушайте русские поговорки о хлебе.

• Хлеб да вода – богатырская еда.
• Хлеб батюшка, водица матушка.
• Хлеб — кушай, добрых людей слушай.
• Худ обед, коли хлеба нет.
• Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
• Пот на спине – так и хлеб на столе.

Ведущая: Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки.

Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб.

Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)Мнут и катают,
В печи закаляют.
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объедение! (Баранка или бублик.)Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Что на сковородку наливают

Выходит хозяйка в русском сарафане, кокошнике, в руках она держит каравай.
Хозяйка: В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.


Хлеб — символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега»,то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением.

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок — это пирожок.
Шки-шки-шки — мама жарит пирожки.
Жок-жок-жок — кушай дочка пирожок.
Чи-чи-чи — пекуться в печке калачи.
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
Ведущая: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

А теперь пришло время угощения. Встречайте наш хлебный каравай!

Ароматный Каравай по кусочку разбирай!
Угощайся, стар и млад. Чтоб дела пошли на лад!

Наглядный плакат для повторения материала:

Цель: закрепление представлений детей старшего дошкольного возраста о значении хлеба в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления детей о том, кто и как выращивает хлеб;
  • Расширять представления о многообразии хлебных продуктов;
  • Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения;
  • Уточнить представления о составе чисел 4, 5, 6;
  • Обогащать словарь детей по теме «Хлеб»;
  • Закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;
  • Совершенствовать навыки речевого общения, закреплять навыки формирования самостоятельного высказывания, речевого творчества;
  • Совершенствовать навыки конструктивной деятельности.

Развивающие:

  • Развивать творческое воображение, умение решать проблемные ситуации;
  • Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;
  • Формировать опыт работы в подгруппе, выполнять действия по алгоритму;
  • Развивать у детей самостоятельность и инициативу, творческие способности.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду работников сельского хозяйства.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности:

  • Игровая (игра с пособием круги Луллия);
  • Двигательная (игра с мячом);
  • Коммуникативная (свободное общение);
  • Познавательная (рассматривание, беседа).

Формы организации совместной деятельности:

Беседа, вопросы, рассматривание иллюстраций, игра с мячом.

Методы и приемы:

  • Словесные – беседа, объяснение, вопросы, образец;
  • Наглядные – демонстрация иллюстраций, схем;
  • Практические – игра с кругами Луллия, лепка изделий из соленого теста.

Предварительная работа: беседы: «Откуда хлеб пришел?», «Как растет хлеб?», «От колоска до хлеба»; чтение художественной литературы, разучивание пословиц и поговорок о хлебе; рассматривание плакатов, иллюстраций; просмотр презентации «Откуда хлеб пришел?»; составление «паутинки» по теме; разучивание пальчиковых игр: «Каша в поле росла», «Каравай»; строительство техники и хранилищ из разных видов конструктора; дидактические игры: «Назови профессию», «Что из какой муки пекли?», «Что сначала, что потом?».

Материалы и оборудование:

Центр литературы и грамотности: картинки с героями сказок, готовая обложка для книжки-малышки, листы бумаги для записи сказок, степлер, ручка, пособие круги Луллия.

Центр математики: схемы для ориентировки на листе, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал), клей, белые листы бумаги, карточки на состав чисел (4, 5, 6), простые карандаши, листы бумаги в крупную клетку.

Центр искусства: соленое тесто, вода, кисточки, материал для украшения (кунжут, посыпка, мак), схемы для лепки хлебобулочных изделий, скалки, дощечки.

Центр строительства: наборы конструктора с механизмом «Юниор», схемы постройки мельницы.

Утренний сбор: иллюстрации по теме, мяч.

Словарная работа: тракторист, комбайнер, сеяльщик, борона, агроном, пекарь, кондитер, злаки, элеватор, хлеборобы, мелиораторы, колосья, колхозники.

Утренний сбор

Цель: создать положительный эмоциональный настрой на весь день; активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности; учить принимать самостоятельное решение относительно собственной занятости, направленности деятельности, места её реализации.

По звуковому сигналу (колокольчика) дети собираются в круг и садятся на ковёр.

Приветствие

Воспитатель:

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем «Привет» и «Добрый день».

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

«Доброе утро!»

Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Пусть это утро будет добрым для всех нас (дети берутся за руки и улыбаются друг другу).

Ритуал «Новости»

Цель: активизировать словарь по теме «Хлеб – всему голова».

Воспитатель: Чтобы вы догадались, о чем мы поведем разговор, я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно (Воспитатель загадывает загадку).

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет.

Воспитатель: Что это?

Дети: Хлеб.

Воспитатель: Да, верно, сегодня мы поговорим о самом главном богатстве – это про хлеб. Хлеб – самый главный на столе. Ребята, вы наверно слышали такое выражение «Хлеб — всему голова». Как вы понимаете это выражение? (Выслушиваются все предложения детей – самый главный продукт, в хлебе много полезных веществ, без хлеба нет жизни, его выращивают много людей.)

Воспитатель: Сегодня ребята подготовили для вас интересные сообщения, давайте их послушаем. Ксюша расскажет детям, как тяжело было с хлебом в военные годы (демонстрация маленького кусочка хлеба с нормой в ВОВ, из чего делали хлеб в военные годы, про хлебные карточки). Кирилл поделится с ребятами интересными фактами про хлеб (что дает хлеб организму, какие витамины содержит).

Дети делятся информацией, а воспитатель пускает по кругу мешочек с фишками (кому достается фишка со знаком вопроса – тот будет задавать вопрос, у кого фишка с восклицательным знаком – тот комментирует сообщение).

Дети передают мешочек друг другу и достают фишки, кому достались фишки со знаком вопроса и с восклицательным знаком, те дети будут задавать вопросы и комментировать.

Вопросы: Из чего делали хлеб в военные годы? Что такое хлебные карточки? Чем полезен хлеб? Какие витамины содержит?

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, откуда хлеб пришел?

Игра с мячом «Откуда хлеб пришел?»

Цель: систематизировать знания детей о том, как выращивают хлеб.

Откуда хлеб пришел? – из магазина

А в магазин как попал? – из пекарни.

Что делают в пекарне? – пекут хлеб.

Из чего пекут хлеб? – из муки.

Из чего мука? – из зерен.

Откуда зерно? – из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – выросла в поле.

Кто ее посеял? – колхозники.

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь вы знаете, откуда пришёл хлеб.

Проблемная ситуация

Цель: активизировать мыслительную деятельность детей, учить устанавливать причинноследственные связи.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а из одного зернышка можно получить хлеб? (Дети высказывают свои предположения, активно участвуют в обсуждении). Из одного зернышка нет, но если его посадить, то вырастет колосок, в нем будет уже больше зерен. Эти зерна снова посадить, вырастет еще больше колосков. Эти колоски собрать, обмолотить и будет мука, а из муки – хлеб.

Воспитатель: Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Ведь хлеб — всему голова. А кто из вас знает пословицы и поговорки про хлеб?

Дети: Худ обед, когда хлеба нет. Много снега – много хлеба. Хлеб да вода – богатырская еда. Нет хлеба, так и нет обеда. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Воспитатель: Молодцы ребята, я уверена, что вы будете еще бережнее и уважительнее относиться к хлебу и к труду хлеборобов. А теперь я предлагаю подойти к «Доске выбора».

Работа с доской выбора

Цель: учить определяться с выбором Центров по интересам, формировать умение договариваться.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие центры у нас сегодня работают?

Дети перечисляют центры (Центр Математики, Центр Грамотности, Центр Искусства, Центр Конструирования), а затем определяют по числовым карточкам сколько человек будет работать в каждом центре.

Воспитатель: Сейчас я расскажу, какие задания вас ждут в центрах, а вы послушайте и сделайте свой выбор центра.

Предоставление информации о материалах в центрах активности

Воспитатель: В Центре Математики нужно будет разгадать секретный код, и в соответствии с кодом выложить фигуры; а так же нужно заполнить колоски цифрами (состав чисел 2, 3, 4); отгадать загадку, нарисовать отгадку (графический диктант — трактор). Если хотите, я могу вам помочь разгадать код и заполнить колоски.

В Центре Грамматики и Литературы вы будите изготавливать книжкималышки для родителей своими руками. А поможет вам в этом, наш волшебный круг (ТРИЗ-технология круги Луллия). Помогать вам будет в изготовлении книжек – малышек Анастасия Петровна (учитель — логопед).

Что же интересного вас ждет в Центре Строительства? Отгадайте загадку, и вы узнаете, что вы будите конструировать. «Машет крыльями — не птица, любит только ветер. Крутит жернова девица, целый день и вечер. И мукою славится, девица-красавица. Девица–умелица, ветряная (мельница). Воспитатель: Правильно ребята, это мельница. Сегодня вы будите конструкторами, и вам нужно будет собрать мельницы и привести их в движение (конструктор с механизмом «Юниор»).

А в Центре Искусства вас ждет необычная работа. Малыши сделали вам заказ, налепить из соленого теста хлебобулочных изделий для сюжетной игры «Магазин», они еще маленькие и не умеют лепить. А помогать вам будет в этой работе родитель.

Дети делают выбор и расходятся по центрам.

Центр Литературы и Грамотности

Игра с кругами Луллия «Сочиняй-ка»

Цель: совершенствовать навыки речевого общения, закреплять навыки формирования самостоятельного высказывания, речевого творчества.

Работу в центре проводит учитель-логопед. На 1 круге картинки с изображением мест действий из различных сказок: болото, леса, комнаты, деревни, чудесный сад. 2 круг дети самостоятельно заполняют картинками с изображением сказочных героев: черепаха Тортилла, гуси – лебеди, Иван –царевич, Колобок, Дюймовочка. Дети выбирают сказочного героя, раскручивают круг и куда укажет стрелка, выбирают новое место обитания героя, придумывают новую сказку, с новым сюжетом. Дети по очереди раскручивают круг и придумывают свои сказки. А логопед в это время записывает за каждым ребенком текст и по окончании сказок они совместно изготавливают книжку – малышку, при этом ребенок делает зарисовки сюжета своей сказки.

Дети с помощью педагога скрепляют листы, подписывают свое имя и название сказки.

Индивидуальная работа: Тем детям, которые затрудняются в придумывании новых сказок, предлагается помощь в виде мнемотаблиц по сюжету сказок.

Центр Математики

Цель: сформировать опыт работы в подгруппе, выполнять действия по алгоритму; уточнять пространственные представления на листе бумаги (левый верхний угол, левый нижний угол, правый верхний угол, правый нижний угол); закреплять умения ориентироваться на плоскости листа (клетка, строка), умение действовать по схеме; уточнить представления о составе чисел 4, 5, 6.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в центре нас встречает Карандаш. У него для вас есть конверты с очень интересными заданиями.

Конверт № 1. Нужно расшифровать секретный код. У вас есть схемыалгоритмы (технология ТРИЗ), вы внимательно их изучаете и выполняете задание.

Дети выбирают геометрическую фигуру нужного цвета, количество и место ее расположения и найдя ей место, приклеивают на лист бумаги.

Воспитатель: Ребята, а сейчас вы можете проверить выполненные задания друг у друга и оценить.

Дети проверяют задание сидящего рядом сверстника и обсуждают выявленные ошибки.

Воспитатель: Конверт № 2. Карандаш подготовил вам загадку, а вы отгадку нарисуете по клеточкам.

Загадка: Это сельский акробат,

Лучше лошади в сто крат.

Не проста у парня доля,

Днем и ночью пашет поле,

Тарахтит как очумелый,

Дым с трубы выходит серый (трактор).

Воспитатель: У вас есть карточки с направлениями движений карандаша, вы внимательно смотрите и выполняете задание.

Дети выполняют графический диктант). Закончив диктант, дети проверяют друг у друга выполнение и дорисовывают мелкие детали.

Воспитатель: Конверт №3. Посмотрите, у вас есть колоски, но они не простые, а математические. Подул ветер, и все цифры с колосков разлетелись. Что же делать?

Дети: Нужно вписать цифры.

Воспитатель: Правильно ребята (дети, справившиеся быстрее с заданием, помогают другим детям).

Индивидуальная работа: Тем детям, которые затрудняются в выполнении заданий на состав чисел, карточки даются только на 2 числа (4 и 5).

Центр Искусства

Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста для сюжетно-ролевой игры «Магазин».

Цель: создавать условия для раскрытия творческого потенциала для каждого ребенка, обучать приемам лепки из соленого теста (кренделя, косички, булочки).

В данном центре находится родитель и вспоминает с детьми, какие они знают изделия из теста (хлеб, пирожки, каравай, блины и т.д.), рассматривают иллюстрации. Дети вспоминают способы лепки с опорой на схемы, выбирают понравившийся вид изделия и начинают лепить. После лепки дети украшают свои кренделя и косички семенами кунжута, посыпкой, маком и выкладывают их на разнос.

Родитель: Ребята, когда изделия высохнут, вы можете отнести их малышам для игры «Магазин».

Индивидуальная работа: детям, затрудняющимся в лепке кренделей и косичек предложить образцы, схемы лепки.

Центр Конструирования

Цель: совершенствовать навыки конструктивной деятельности; развивать творческие способности детей.

Конструирование мельницы по схеме из конструктора с механизмами «Юниор». Подгрупповая работа.

Работу в центре проводит воспитатель.

Воспитатель: Ребята, в Центре нас встречает Самоделкин. Он решил собрать мельницу, а как ее собирать, не знает. Очень сложная схема. Что же делать?

Дети: Надо ему помочь.

Вместе с воспитателем дети рассматривают схемы постройки мельницы. Дети рассуждают, договариваются, и выбирают, какие детали нужны для конструирования.

Итоговый сбор

Цель: подвести итоги совместной деятельности детей и взрослых по данной теме.

Звучит колокольчик, дети собираются на ковре в круг.

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие задания вам понравились в Центрах? Какие трудности у вас возникли при выполнении заданий и как вы с ними справились? Что в результате у вас получилось?

Воспитатель предлагает высказаться детям, работавшим в разных центрах. Один ребенок из центра рассказывает о проделанной работе, а остальные дополняют высказывание.

Рефлексия. Игра «Пожелания»

Цель: учить детей дружелюбию, взаимопониманию и поддержке.

Воспитатель: А сейчас мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье,

Мы подарим пожеланья.

Дети напоминают друг другу правила бережного отношения к хлебу (никогда не выбрасывать хлеб, не бросать на пол, нельзя играть хлебом и т.д.).

Воспитатель: Молодцы, вы все были активными, показали свои знания, умения и старания! Ребята, все центры будут открыты в течение сегодняшнего дня. Кого заинтересовала работа в Центре, который вы не посещали сегодня, можете посетить его в течение дня и сделать то, что вам интересно. Спасибо за ваш труд!

Авторы:

Иваненко Елена Алексеевна, воспитатель

Ракова Надежда Евгеньевна, учитель-логопед

МА ДОУ Голышмановский ЦРР – д/с № 4 «Ёлочка».

Тема: «Откуда хлеб пришёл»

Цель: уточнить, закрепить знания и представления детей о процессе выращивания хлеба, воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу.

Задачи:

«Познание»: продолжать знакомить детей с процессом выращивания пшеницы, расширять и обогащать знания детей о процессе изготовления хлеба.

Интеграция областей:

«Коммуникация»: осваивать элементарные навыки речевого общения; воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении.

«Художественное творчество»: закреплять умения лепить, используя нетрадиционный материал (тесто, формировать аккуратное и бережное отношение и уважение к хлебу, развивать детское творчество.

«Социализация»: развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, интерес к коллективному труду.

«Здоровье» — продолжать сохранять и укреплять здоровье детей.

«Логопедия»: закреплять навыки прилагательных от существительных; закреплять умение отвечать полным ответом.

Оборудование: телевизор, Презентация:  откуда хлеб пришёл.pptx (6.16 МБ), хлебобулочные изделия (бублик, хлеб, вафля, баранка, сухарь и др.), 2 тазика, 2 доски разделочные, фартуки и поварские колпаки для детей и взрослых, гелиевый шарик, чудесный мешочек, корзинка,2 деревянные лопатки, влажные салфетки, кроссенс-плакат с карточками.

Предполагаемый результат: дети могут называть последовательность выращивания и изготовления хлеба, рассказать о важности хлеба для человека, дети бережно и уважительно относятся к хлебу.

1. Организационный момент.

Дети заходят в группу. На полу  чудесный мешочек, привязанных к гелиевому шару.

Взрослый приветствует детей:

-Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: — Доброе утро!

Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем всем: «Доброе утро»!

2. Основная часть.

Посмотрите, кто-то нам что-то интересное оставил! Что же такое в этих мешочке лежит? Мне интересно, а вам?

Воспитатель  предлагает поиграть в игру «Волшебный мешочек».

Воспитатель: Ребята, сейчас вы будите по очереди опускать руку в мешочек, ощупывать один из предметов, который там находится, и отгадывать его название. Скажите, по каким признакам вы догадались об этом.

Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают, по каким признакам они узнали, что это за предмет. (Бублик, сухарь, сушка, печенье, хлеб кусочек, пряник, пирожок, рогалик)

Ребёнок. Я нащупал бублик. Он круглый и большой.

Ребёнок. Я нащупал сухарик. Он овальный и твердый.

Ребёнок. Я нащупал сушку. Она круглая и маленькая.

Ребёнок. Я нащупал печенье. Оно квадратное и тонкое.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично угадали все предметы.

Стук в дверь. Входит бабушка Алена.

БА: Здравствуйте, мои хорошие! А это я вам гостинцы принесла. Понравились ли они вам? А есть у меня для вас загадка одна. Отгадаете?

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Дети: Хлеб.

БА: правильно. Сегодня мы с вами поговорим о хлебе. На Руси раньше говорили: «Хлеб всему голова». В этих словах дань огромного уважения народа к хлебу, которое предается из поколения в поколение.

Воспитатель: Хлеб – это продукт питания, это символ труда, благополучия и мира. С весны до осени трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом и на каждый стол хлеб пришел.

БА: Раньше называли хлеб «жито» от слова жить. По старинному обычаю нечаянно выпавший из рук хлеб надо не только поднять, но и попросить у него прощения.

Воспитатель: А чем полезен хлеб?

Ответы детей.

Воспитатель: Он не только вкусный, но и полезный. В нем содержится витамин В, укрепляет нервную систему, память и пищеварение.

А вы хотите узнать, как хлеб к нам на стол попал? Может он на грядке вырос, или на дереве?

Видеопрезентация.

Воспитатель: Да не сразу стали зёрна

Хлебом, тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

1. Пришла горячая пора — пора больших забот.

Рокочут в поле трактора, весенний сев идёт.

2. Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки взлелеял агроном.

3. Хлеб созрел.

В полях моторы песню жатвы завели,

В степь выводят комбайнёры

Полевые корабли.

4. Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машины

И спешит на элеватор.

5. Едет хлеб на мельницу,

Мельницу — чудесницу.

Там муку смололи из зерна

На хлебозавод отправилась она.

6.Здесь пекарь постараться смог:

Такие булки вкусные испёк!

7.В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки.

БА: Правильно. Я вам, ребята, муки разной принесла.

Подходим к столу. На нем стоят бумажные пакеты с разной мукой: пшеничная, ржаная, гречишная, кукурузная.

Это зёрна пшеницы. А это пшеничная мука. (Демонстрирует детям зёрна пшеницы и пшеничную муку). Потрогайте и скажите, какая на ощупь мука (мягкая, нежная, рассыпчатая, пушистая, воздушная). Трогайте муку очень аккуратно, не рассыпайте. А какие на ощупь зёрна (твёрдые, гладкие). (Дети вытирают руки салфеткой).

Игра «Какая мука»

Мука из зерна пшеницы (какая?) — пшеничная. Из нее пекут белый хлеб.

Мука из зерна ржи (какая?) – ржаная. Из нее пекут черный хлеб.

Мука из зерна гречихи (какая?) – гречишная.

Мука из зерна кукурузы (какая?) — кукурузная.

Воспитатель: У нас на столе лежит хлеб. Потрогайте его, понюхайте и скажите, какой он на вкус, на запах и на ощупь? Назовите его признаки.

Игра «Какой хлеб?» (чёрный, белый, серый, свежий, мягкий, вкусный, пышный, ароматный). Подбирать синонимы.

Физминутка «Зёрнышко».

В землю зёрнышко попало, (приседают).

Прорастать на солнце стало (руки над головой).

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают).

К свету и теплу тянулся (тянутся вверх)

И красавцем обернулся.

Творческая работа: «Изделиям из теста на столе всегда найдется место».

БА: Ай, какие вы молодцы, сколько всего знаете! Сейчас я предлагаю вам стать настоящими пекарями. Мы с вами будем готовить хлебобулочные изделия. Потом попросим поваров нашего детского сада, чтобы нам испекли их. А кто знает, что нужно обязательно сделать перед тем, как начать готовить? (помыть руки). Я иду мыть руки вместе с вами. Теперь надевайте колпаки и фартуки (Раздать детям заранее приготовленное тесто). Каждый получает кусочек теста. Под музыку каждый из детей делает разнообразные хлебобулочные изделия, воспитатель складывает их на поднос.

Дети делятся на две группы по желанию. Надевают фартуки и колпаки. В мисках на столах стоят все ингредиенты: вода, мука, соль, сахар, яйцо, дрожжи.

БА:. Но сначала мы посмотрим, как же нужно замешивать тесто.

Видеопрезентация «Как замесить тесто». Дети делают тесто, булочки и пряники, выкладывают на посыпанные мукой доски. Моют руки.

Воспитатель: Какие все молодцы! А можно наши изделия уже кушать?

Дети: Нет, их надо испечь.

Воспитатель: Давайте попросим Ольгу Васильевну отнести их на кухню, где повара поставят их в печку и испекут.

Выставить мольберт с кроссенс-плакатом.

БА: Вы напомните мне, ребята, откуда хлеб к нам на стол пришел?

Воспитатель: На столе лежат картинки. Давайте их рассмотрим и выставим в правильном порядка.

Собираем кроссенс «Откуда берется хлеб»

Детям покрывают рисунки, на которых изображены трактор; хлеборобы засевают зерном вспаханное поле; созревающие колосья, комбайн идет по полю (сбор урожая), элеватор, мельница, пекарня, магазин. Их нужно расставить в правильном порядке.

Воспитатель: Каждый из нас должен помнить всегда: ИМЕТЬ ХЛЕБ НА СТОЛЕ — БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ.

БА: А я знаю, что вы пословицы про хлеб знаете. Кто мне рассказать сможет?

Запомните правила:

v Берегите хлеб, он дорого достается.

v Брать хлеба нужно столько, сколько сможешь съесть.

v Никогда не бросайте хлеб.

v Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Воспитатель: Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!

Продолжите, пожалуйста, фразу: “Сегодня я узнал, что…” (Ответы детей).

БА: Хочу я, дети, и гостей угостить хлебушком. Кто мне поможет?

С корзиной выпечки обходят гостей.

А вот и Ольга Васильевна с вашим угощением. Будем чай наливать и выпечку кушать.

Публикация автора на других ресурсах:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/11/21/otkuda-hleb-prishel-elementy-krossens-tehnologii

 Интернет-ресурсы:

https://planeta-intur.ru/charms/konspekt-zanyatiya-po-risovaniyu-temu-hleb-konspekt-nod-v-podgotovitelnoi-gruppe-s-prezentaciei-na-te/

https://www.vipcosmetolog.ru/konspekt-nod-otkuda-hleb-prishel-konspekt-zanyatiya-v.html

https://kriliasovetov-fok.ru/narisovat-risunok-na-temu-hleb-risovanie-v-starshei-gruppe-na-temu-hleb.html

«Свидетельства публикации в СМИ» Серия А №  0007236 — 0007237

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Цель:

  • дать представление дошкольникам о хлебе, откуда он берется;
  • прививать уважительное отношение к хлебу, обращаясь к народной мудрости;
  • сообщить детям, что хлеб, результат труда людей многих профессий;
  • воспитывать уважение детей к труду земледельца.

Материал: колосок, другие хлебные изделия, картинки о работе земледельцев, полотенце, соленое тесто, доска для лепки.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Воспитатель: День такой замечательный. Все вокруг радуется.

Дети, сегодня утром, когда я шла в детский сад и любовалась красотой парка, то увидела, что на дороге лежит вот этот колосок. Я решила принести его в группу, чтобы он нам рассказал, как зернышко становится хлебом.

Колосок: Да, путь от маленького зернышка до пахучего хлеба очень тяжелый и длинный. Вот сейчас мы с вами отправимся в путешествие и познакомимся с тем, откуда приходит хлеб к нам на стол.

Отгадайте загадку:

Ходит в поле из края в край,

Режет черный каравай.

Что это такое. (Трактор)

Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Что вы видите на ней? Дети: Трактор пашет поле.

трактор пашет

Колосок: Трактор громко грохочет

Тракторист выглядывает в окно

Сеют сеялки зерно. (Рассмотрение картины «Сеялки сеют»)

сеялка сеет

Воспитатель: «Весна ленивых не любит» — приговаривали в народе. Люди заботятся, чтобы вовремя посеять зерно в землю, чтобы оно быстрее проросло. Все лето поливает их дождик, греет солнышко. Стоят пшеничные поля как золотые. (Показывает картинку «Хлебное поле летом»)

хебное поле летом, пшеница на поле

Колосок: Посеяли хлеб земледельцы весной, созрел он и стал золотой стеной. И вот пришла жатва.

Колосится рожь в поле.

Вот плывет комбайн, как в море:

В кузов сыплется зерно,

Будто золото оно. (Рассмотрение картины «Комбайн молотит зерно»)

комбайн молотит зерно

Воспитатель: Зерно машины от комбайна везут в элеватор. Там зерно сушат, а затем везут на мельницу. Где зерно перемалывают в муку, и везут в пекарню. (Рассмотрение картины «Выпечка хлеба»)

выпечка хлеба

Когда хлеб выпекают, его везут в магазин, где мы сможем его покупать. Дети, вы видите, как много нужно работать, чтобы мы могли наслаждаться вкусным хлебом.

Дидактическая игра «Как колосок на стол хлебом пришел»

(Для закрепления материала детям нужно выложить дорожку из картинок, путь, который прошло зерно с поля до магазина, для старшей группы детского сада).

Физкультминутка (игра «Каравай»)

Воспитатель: Хлеб — это достаток. С давних времен родители учили детей своим традициям-беречь хлеб. Хлеб всегда был не только пищей, но и украшением на различных праздниках и обрядах. Никакой праздник не обходился без хлеба. Почетных гостей встречали с хлебом и солью. На Пасху пекут круглый сладкий хлеб -паску. На Рождество идя в гости берут с собой калач. А еще пекут пирожки, пончики, пироги с разной начинкой. Ни одна свадьба не обходится без печеного каравая. Хлеб относится к особо почитаемым символам нашего народа. Много пословиц и стихов о хлебе, где люди произносили хлебу свое почтение.

Дети рассказывают пословицы о хлебе:

Хлеб-всему голова.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Нет хлеба — нет обеда.

Как хлеб будет, то и все будет.

Где хлеб и вода, там голода нема.

Хлеб дает нам жизнь

Ребенок: Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем

С полотенцем блюдо берем,

Каравай и соль кладем.

Ребенок: Уважительно хлеб подносим и, поклонившись, искренне просим: Дорогой гость наш, прими хлеб гостеприимный — каравай.

Воспитатель: Но не все уважают хлеб. Вот давайте прочитаем рассказ «Хлеб священный»

Принесла баба хлеб из магазина. Катя не голодна была. Отведала и нос сморщила: — Фу, какой плохой!

Бабушка рассердилась и начала учить внучку:

— Никогда нельзя говорить о хлебе, когда он почему-то не нравится, говорят «Хлеб так некрасиво выпеченный ..»

— А Юра тоже не жалует хлеб, — нахмурилась Катя.

— Не доел и на дворе кусочек бросил на землю. Затем с Сережей начали футболить …

— Ай, как нехорошо, — рассердилась бабушка. И сказала внучке: — И сама так никогда не делай, и Юре не позволяй. Недоели-отнеси, в хлебницу положи, потом доешь. А когда кто-то бросит на землю-прикажи подобрать. Топтать хлеб нельзя. Хлеб дает людям жизнь. Без хлеба же голод, смерть. Сколько на свете людей умирало без хлеба! Хлеб священный. Катя задумалась. Затем прислушалась к бабушке:

— Я больше никогда не буду говорить плохо о хлебе. И Юре не позволю. Только не надо сердиться на меня…. Бабушка положила руку на голову внучке и прижала к себе.

Беседа воспитателя с детьми по рассказу:

— Дети, о чем рассказывается в этом рассказе?

— Как нужно относиться к хлебу?

— Чему учит нас рассказ?

— Почему? (Ответ детей)

Воспитатель: «Хлеб дает жизнь» — так говорят в народе. Хлеб-всему голова. Надо беречь каждую крошку хлеба, ведь он тяжело достается. Хлеб нужно есть не спеша, а если ненароком и упал кусочек, дай его кошке или собачке. Не бросайтесь хлебом, святой! — в строгости ласково, бывало, говорит дед старый малышам.

Воспитатель: Вот и закончилось путешествие нашего колоска. Он стал красивым и вкусным караваем. А давайте представим, что мы пекари и тоже будем лепить из теста. Мойте быстренько руки и подходите к столам. (На досточке лежат кусочки соленого теста).

— Какие изделия из теста вы знаете? (Пирожки, бублики, калачи, печенье.)

— А теперь подумайте и решите, что каждый из вас захочет слепить.

Лепка детьми из соленого теста

(Пока дети лепят, играет тихо музыка)

Итог занятия. Составление правил обращения с хлебом.

Помните, что хлеб-святой.

Береги хлеб, не выбрасывай.

Смотри, чтобы не падал вниз.

Как упадет хлеб, подними его.

Недоеденным хлебом угощаем птиц.

( 4 оценки, среднее 5 из 5 )

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 72 городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию в старшей группе

на тему: «Откуда, к нам хлеб на стол пришел»

Составила:

Качурина Наталья Николаевна

Воспитатель:

1 квалификационной категории.

2018г.

Инте грация образовательных областей: «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром); «Речевое развитие» (коммуникация); «Физическое развитие».

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать у детей понятие о том, что хлеб является необходимым продуктом питания;

Систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба;

Расширять представления о профессиях людей, занимающихся выращивание и производством хлеба;

Познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе;

Развивающие:

Совершенствовать навыки связной речи;

Развивать умение анализировать, сравнивать;

Развивать воображение;

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к хлебу;

Воспитывать уважение к труду взрослых;

Словарь новых слов: агроном, мукомол, элеватор.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы «Колосок»;

Рассматривание колосков пшеницы;

Загадывание загадок;

Беседы с детьми;

Рассматривание иллюстраций;

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением этапов выращивания хлеба;

Стихи;

Пословицы;

Загадки о хлебе;

Тарелка с хлебом;

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент:

Дети с воспитателем в игровой зоне стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Чтобы у всех нас и у наших гостей было замечательное настроение, улыбнемся друг другу и нашим гостям самой сердечной, самой доброй улыбкой в мире. А теперь, передавая солнышко, пожелаем друг другу хорошего, радостного настроения. «Я желаю тебе Лиза, хорошего настроения!» Дети передавая друг другу по кругу солнышко с пожеланием хорошего настроения. Раздается стук в дверь. Воспитатель выходит за дверь и заносит красивый коробок, к нему прикреплен конверт с загадками.

Вступительная часть.

Воспитатель: Кто – то пришел?! Пойду посмотрю. Ой, кто –то принес какую – то красивую коробку. Интересно, что в ней! Коробка не простая, а волшебная, чтобы ее открыть и узнать, что в ней находится, нужно отгадать загадки.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый

А бывает подгорелый.

Предполагаемые ответы детей: Хлеб

Золотист он и усат,

В сто карманах сто ребят.

Предполагаемые ответы детей: Колос

Воспитатель: Правильно, ребята. Воспитатель открывает коробок и достает отгадки: хлеб и колос.

Основная часть.

Воспитатель: Как вы думаете, как связаны эти два предмета: хлеб и колос? Откуда появляется хлеб? Из чего его производят?

Предполагаемые ответы детей: Из колосков делают муку, а из муки пекут хлеб.

Воспитатель: Вы правы, но для того, чтобы нам узнать еще больше о том, откуда приходит к нам хлеб на стол, я предлагаю отправится в путешествие. Согласны? А на чем мы с вами можем отправится?

Предполагаемые ответы детей: На поезде, на самолете, на ковре – самолете, на воздушном шаре, на машине…

Воспитатель: Какие вы молодцы, какие вы у меня выдумщики и фантазеры. А давайте воспользуемся вашими выдумками и попробуем сначала отправиться в путешествие на самолете. Завели мотор, крылья расправили и полетели. (Звучит музыка)

Воспитатель: Вот мы с вами прилетели на нашу первую остановку: «Сказочная». Ребята, вспомните мы с вами читали сказку «Колосок». А вот и герои этой сказки.

Входят дети в костюмах мышат и петушка. Воспитатель рассказывает сказку, а артисты показывают.

Воспитатель: Жили – были петушок и два мышонка Круть и Верть. Однажды мышата нашли корочку хлеба и стали спорить, кто первый начел. Каждый из них стал тянуть хлеб на себя. И хлеб поломали и сами упали. Хлеб раскрошился и упал на землю. Увидел это петушок и сказал:

Петушок: «Ай – ай – ай! Как вам не стыдно? Разве можно так относиться к хлебу? Ведь хлеб – всему голова!»

Воспитатель: Стыдно стало мышатам, отпустили они головы.

Мышата: А почему хлеб всему голова?

Воспитатель: Ребята, а давайте мы пригласим Мышат и П, почему хлеб всему голова. Отправляемся дальше на поезде.

Дети выстраиваются друг за другом поездом и едут к следующей остановке. (Звучит музыка)

Воспитатель: Остановка «Познай – ка»

Дети садятся на стулья. Показ слайдов

Слайд «Пахота земли»

Воспитатель:

Снег растаял в поле чистом

Схлынет талая вода –

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Весной люди подготавливают почву.

— Что они для этого делают?

Предполагаемые ответы детей: Люди пашут землю, боронуют.

Воспитатель: Вот землю вспахали, забороновали. Что дальше нужно делать, чтобы выросла рожь или пшеница?

Предполагаемые ответы детей: Люди сеют семена.

Воспитатель: Для того, чтобы выросла пшеница?

Предполагаемые ответы детей: Пшеничные.

Воспитатель: Для того, чтобы выросла рожь?

Предполагаемые ответы детей: Ржаные.

Слайд «Посев»

Воспитатель:

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

Ребята, что нужно, чтобы зерно, попав в землю выросло?

Предполагаемые ответы детей: Для того, чтобы зерно выросло нужны солнце и дождь.

Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает. Давайте поможем зернышкам вырасти. (Звучит музыка)

Динамическая пауза.

В землю зернышко попало. (приседают)

Прорастать на солнце стало. (руки над головой)

Дождик землю поливал.

И росток подрастал, (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (встали руки над головой)

Воспитатель: Росточки росли, росли и во что же превратились они?

Предполагаемые ответы детей: Зернышко становится колосом.

Воспитатель: Правильно. Так вот почему в нашем волшебном коробке были хлеб и колос вместе. Летом все поля в золотых колосьях.

Слайд «Пшеничное поле»

Воспитатель: Давайте с вами, передавая друг другу, рассмотрим колос. (Рассматривание колоса)

— Что есть у колоса?

Предполагаемые ответы детей: У колоса есть зерна, усики.

Воспитатель: Когда созревают колосья?

Предполагаемые ответы детей: Колосья созревают осенью.

Воспитатель: Приходит осень, колосья наливаются, созревают. Какая работа идет на полях?

Предполагаемые ответы детей: Люди убирают урожай.

Воспитатель: Какие машины убирают урожай?

Предполагаемые ответы детей: Комбайны, Зерна высыпают в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном.

Слайд «Уборка урожая»

Воспитатель:

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад – вперед, из края в край.

Жнут – молотят, жнут – молотят, убирают урожай.

— Куда шофер увозит зерно?

Предполагаемые ответы детей: Зерно везут на элеватор.

Слайд «Элеватор»

Воспитатель: Что делают с зерном на элеваторе? Во что превращается там зерно?

Предполагаемые ответы детей: Зерно сушат. Из зерна делают муку.

Воспитатель: Правильно. А из муки делают тесто, выпекают хлеб и различные хлебобулочные изделия.

Слайд «Пекарня»

Воспитатель:

Колосьев много в урожайный год,

И человек их с поля уберет.

И золотые руки пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение о хлебе, которое расскажет Лиза Г.

Вот он теплый, золотистый,

В каждый дом, на каждый стол —

Он пожаловал – пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

С. Погореловский

Воспитатель: А какие пословицы о хлебе вы знаете?

Предполагаемые ответы детей:

Хлеб на стол, так и стол – престол.

Худ обед, если хлеба нет.

Хлебушек ржаной – наш отец родной.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Хлеб кушай и добрых людей слушай.

Воспитатель: Вот сколько много мы узнали о том, как хлеб попадает к нам на стол. Сколько людей трудится для того, чтобы мы могли есть каждый день свежий ароматный хлеб. Отправляемся дальше на машине, поехали. (Звучит музыка)

Остановка «Поиграй – ка»

Игра «Назови профессию»

Воспитатель: Вспомните и назовите профессии людей, занимающихся выращиванием хлеба. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать.

Воспитатель: Семена отбирают?

Предполагаемые ответы детей: Агроном.

Воспитатель: На тракторе работает?

Предполагаемые ответы детей: Тракторист.

Воспитатель: На комбайне работает?

Предполагаемые ответы детей: Комбайнер.

Воспитатель: На мельнице работает?

Предполагаемые ответы детей: Мукомол.

Воспитатель: Хлеб печет?

Предполагаемые ответы детей: Пекарь.

Заключительная часть.

Игра «Скажи какой»

Предполагаемые ответы детей: Мягкий, хрустящий, белый, горячий, ароматный.

Воспитатель: Вот какой долгий и трудный путь хлеба к нашему столу. Поэтому нам надо очень бережно относится к хлебу. С древних времен к хлебу относились по особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью.

Конспект организованной образовательной деятельности в области «Коммуникация» для детей старшей группы детского сада

Составила: воспитатель старшей группы Бодрова М.Ф., МБДОУ детский сад комбинированного вида г. Ачинск

Тема: Откуда хлеб пришел?

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Чтение художественной литературы», «Здоровье»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели деятельности педагога: дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий их разнообразии; развивать умение составлять рассказ с помощью серии картинок; формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города; воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобов, пекарей, водителей и др.), бережное отношение к хлебу.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прослушивании стихотворения Я. Дегутите, владеет навыками самообслуживания, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: демонстрационный – картинки с хлебобулочными изделиями, серия картинок «Откуда хлеб пришел?», кусок черного хлеба, батон, зерна, колосья ржи, пшеницы, 

Содержание непосредственно организованной деятельности детей

1.Организационный момент

(Дети стоят в кругу)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в группу приходил почтальон и принес посылку. Для того чтобы узнать, что находится в посылке. Необходимо отгадать загадку:

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят. (Хлеб.)

Воспитатель: А вы хотите узнать, как хлеб попадает к нам на стол?

-Может он на грядке вырос?

-Может на дереве? (Варианты ответов детей.)

2.Основная часть

Воспитатель: Дети, вы любите кушать хлеб? (ответы). Какой хлеб бывает? (Белый, черный). Как вы думаете, как получается такой разный по вкусу и виду хлеб? Правильно его выпекают из разной муки. Белый хлеб — из пшеничной муки, черный – из ржаной. Чтобы на нашем столе был свежий хлеб, для этого трудятся люди. (Агроном, тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мукомол, пекарь и т.д.) Хлеб нужен каждому человеку. Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова» (дети повторяют). Как вы думаете как, как можно понять эту пословицу? (Ответы). А вот чтобы лучше узнать, кто же выращивает хлеб для всех, мы сейчас отправимся в путешествие по картинкам. Итак, отправляемся.

Рассказ детей по схеме «Откуда хлеб пришел?». (Дети сидят за столами).

Воспитатель предлагает рассмотреть схему: «Откуда хлеб пришел?»: сеют зерно, выращенное зерно убирают комбайном, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети составляют рассказ. По ходу рассказа воспитатель задает детям уточняющие и проблемные вопросы:

-Кто сеет хлеб?

-Как получают муку?

-Люди, какой профессии работают на комбайнах? и др.

Физкультминутка.

(Выполняется стоя на ковре.)

Из пшеничной из муки, 
Испекли мы пироги, 
Плюшки, пряники, печенье,

Кексы, торты, калачи,
Булки, бублики, баранки 
И достали из печи. 
Вот румяный каравай 
Приходите к нам на чай.

Дети ритмично лепят “куличи”, загиба-
ют по одному пальцу, перечисляя то, 
что испекли из муки.

Медленно произносят текст дети 

Одновременно протягивают обе руки
Соединяют руки в “каравай”,
кланяются с движением руки от груди.

Чтение стихотворения Я. Дегутите:

Не гром грохочет, не пальба — 
Гремит- грохочет молотьба. 
Гора зерна растет до неба… 
Ты видишь, сколько будет хлеба

Шумят, гудят грузовики,

Стучат на мельнице валки,

Гора муки растет до неба…

Ты видишь, сколько будет хлеба?

Мне говорят, что спать пора,
Но не усну я до утра:
Мне поглядеть бы хоть немножко,
Как мама будет печь лепешки. 

Игра «Кто больше назовет?».

Дети по кругу называют хлебобулочные изделия; кто не назвал выбывает из игры.

Анализ ситуаций «Как обращаться с хлебом».

Воспитатель описывает детям ситуации различного обращения с хлебом. Дети предлагают варианты их решения и приходят к выводу, хорошо или плохо поступил тот или иной человек.

Игра «Пшеница и хлебород»

Воспитатель: Давайте, дети поиграем в игру, которая называется «Пшеница и хлебороб».

Дети – «колоски» встают в два ряда и приседают. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно помахивая руками вправо – влево, вперёд – назад. Входящий – «хлебороб» (ребенок) вытягивает руки в стороны, идёт между рядами. Дети должны успеть присесть (приседать можно не раньше предыдущих «колосков»). То, кого задели, становится «хлеборобом» или выбывает из игры.

 Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Представьте, что мы с вами находимся в научной лаборатории, вы учёные. Садитесь за столы и отгадайте, что вы сейчас будете исследовать.

С неба солнце золотое

Золотые льёт лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи.

Дети: Колосья.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на колоски пшеницы и ржи. Чем они отличаются?

Дети: Зерном, усиками.

Воспитатель: Посмотрите, сколько зерна в одном колоске. Возьмите по одному зерну с тарелочек. Рассмотрите внимательно зёрнышки через лупы. Определите где пшеничное зерно, а где ржаное? Чем отличается зерно пшеницы и ржи?

Дети: Размером и формой — ржаное зерно более длинное и тонкое. Цветом — пшеничное зерно светлое, а ржаное тёмное.

Воспитатель: Теперь сравните зерно и муку.

Дети: Зерно — крупное и твёрдое, а мука — мелкая и мягкая.

3.Рефлексия

Воспитатель: Что вы узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось? Какие виды хлеба вы знаете? Кто выращивает хлеб? Вы теперь многое знаете о хлебе, о людях, которые его вырастили. Давайте сейчас попробуем хлеб, почувствуем его запах, вкус! (угощение детей хлебом).

Программное содержание:
Познакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности. Формировать представления детей о том, как выращивают, пекут хлеб. Расширить представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба. Воспитывать интерес к труду взрослых и бережное отношение к хлебу.

Беседа с детьми в старшей группе на тему «Откуда к нам хлеб пришел?»

Программное содержание:
Познакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста,
комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности. Формировать
представления детей о том, как выращивают, пекут хлеб. Расширить
представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба.
Воспитывать интерес к труду взрослых и бережное отношение к хлебу.
Оборудование: стихи, пословицы, загадки о хлебе; настоящий хлеб на
подносе; магнитофон.

Ход занятия
Ребята! Послушайте загадки:
«Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна — в муку и тесто,
В магазине занял место».
«Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом».
(Под русскую народную музыку выносится на подносе хлеб).
А вот и отгадка на загадки. Это хлеб. А почему, говорят, что хлеб — всему
голова? Правильно, потому что без хлеба человеку трудно прожить; он не
сможет полноценно завтракать, обедать, ужинать, если не будет хлеба. Как вы
думаете, легко ли вырастить хлеб?

Выращивание хлеба очень сложный и трудоемкий труд, в нем участвуют
люди разных профессий: агрономы, трактористы, комбайнеры, хлеборобы,
пекари.
Агроном должен знать, какие зерновые культуры надо сеять на полях, в какие
сроки начинать сев и уборку урожая, как удобрять землю. Он

объясняет
трактористу как боронить, сеять, пахать землю. А выращивают хлеб,
ухаживают за ним хлеборобы.
Трактористы должны следить за техникой, во время ее починить, правильно
эксплуатировать. Масса, намолоченная комбайном, содержит кусочки
соломы, комочки земли. А в примесях содержится влага, от нее зерно может
сгнить, т.е. может пропасть труд агронома, тракториста, комбайнера,
хлебороба.
Чтобы этого не произошло, следующий этап работы — ток, где очищают зерно
от примесей, просушивают. Далее зерно везут на элеватор, где оно хранится.
По мере надобности зерно отправляют на мельницу, где из него получают
муку. Оттуда мука поступает в хлебозаводы.

Далее из муки делают тесто.
А как делают тесто? (ответы детей)
Его вымешивают с помощью машин, другие машины — автоматы делят тесто
на порции, из которых выпекают булки, батоны, плюшки. В нашей стране
хлеб выпекают в хлебозаводах. Затем отправляют хлеб в магазины.
Первая лепешка была получена из семян, которую человек растер в муку,
смешав с водой, испек на раскаленных камнях.
Ребята! Как вы думаете, почему осенью, после того как убрали комбайны
хлеб, на полях трактора пашут, боронят? Правильно, пашут и боронят землю
потому, чтобы земля под снегом была мягкой, рыхлой, чтобы набрала она за

зиму и весну как можно больше талой воды. А в это время колхозники
готовят зерно к посеву, проветривают, просушивают.
Хлебные растения -это рожь и пшеница, сеют их весной. Но оказывается, что
хлебные растения можно сеять не только весной, но и осенью. Те растения,
которые сеют весной, называются яровыми. Повторите это слово. А вот те,
которые сеют осенью, называют озимыми. Повторите это слово. Озимые-
значит их сеют под зиму. Поэтому глубокой осенью в деревнях можно
увидеть распаханные поля, засеянные озимыми культурами.
— А как вы думаете, почему зерна не замерзают в земле? Во-первых, это
специальные сорта пшеницы, которые могут выдержать холодную
температуру. А во-вторых, землю согревает снег, и зерна не замерзают.
Поэтому хлеборобы всегда волнуются, если стоит зима не снежная, если
мало выпадает снега.

Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо.
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора.
Ребята! А для чего нам нужен хлеб? Правильно, хлебом питаются люди, это
самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания
человека. Он проходит длинный путь: сев, уход, уборка урожая. Это
огромный труд людей. Недаром говорят: «Хлеб — всему голова», «Хлеба ни
куска, так и в тереме тоска».

А вы, ребята, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе? (ответы детей)
А теперь послушайте и попробуйте объяснить значение этих поговорок:
«Худ обед, коли хлеба нет».
«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.»
(ответы детей)
«Солнце чертит в небе полосы,
Птицы песню завели,
Созревай же колос к колосу,
Сладкий хлеб моей земли!»
Хлеб — это составная часть нашей пищи, без которой человек не сможет долго
прожить. Поэтому к нему следует бережно относиться, т. е. не бросать на пол,
не топтать.
Хлебу отводится особое место и в религиозных ритуалах разных народов.
Для религиозных праздников готовят специальные виды хлеба: русский
кулич, мексиканская фиеста, армянский лаваш. Хлебы, потребляемые в
разных странах разные по своему составу, внешнему виду, способам
приготовления. У некоторых — хлеб хрустящий, мягкий, у некоторых —
ломкий, тонкий, но все люди мира знают, что «Хлеб — это наше богатство,
достояние», и они с достоинством к нему относятся.
Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к
хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и
ласково «батюшка», «кормилец».
Вы теперь многое знаете о хлебе, о людях, которые его вырастили. Давайте
сейчас попробуем хлеб, почувствуем его запах, вкус! (угощение детей
хлебом).

  • Рассказ откуда пришла книга барков и р сурьянинов читать
  • Рассказ откуда взялась ночь сказка индейцев южной америки
  • Рассказ отзывчивость про спортсменов
  • Рассказ отзывчивость по светской этике
  • Рассказ отзывчивость какие чувства он вызывает