Рассказ относится к устному народному творчеству или нет

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.

В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.

К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.

Устное народное творчество

Особенности русского фольклора

На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.

Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.

Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.

В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.

Жанры устного народного творчества

Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.

С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.

Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.

Произведения устного народного творчества

Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.

Устное народное творчество

Камень на развилке дорог

Устное народное творчество России

Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.

Песни

В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.

Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.

Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.

В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.

Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.

Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.

Былины

Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.

Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.

Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.

Устное народное творчество

Три богатыря

В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.

Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.

Сказки

Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.

Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.

Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.

Устное народное творчество

Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.

Легенды

В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.

Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.

Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.

Загадки

Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.

На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.

На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.

Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.

Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.

Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.

Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.

Колыбельные песни

В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».

С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.

Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.

Прибаутки

Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.

По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».

Устное народное творчество

Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.

Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.

Игровые приговоры и припевы

С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.

В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.

Виды устного народного творчества

Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.

Будем благодарны за Вашу поддержку!

На чтение 12 мин Просмотров 33.1к. Опубликовано 08.02.2020 Обновлено 11.08.2021

Содержание

  1. Жанры фольклора
  2. Пословицы и поговорки
  3. Приметы
  4. Хозяйственные приметы
  5. Народные приметы по звездам
  6. Народные приметы по воздушным явлениям
  7. Народные приметы по животным
  8. Поверье
  9. Сказки
  10. Былины
  11. Календарный фольклор и годовой песенный цикл
  12.  Семейный фольклор
  13. Колыбельные песни
  14. Пестушки и потешки
  15. Скороговорки
  16. Свадебные песни
  17. Окказиональный фольклор
  18. Заклички
  19. Считалки
  20. Заговор

Устное народное творчество

Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.

Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.

Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.

Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.

Жанры фольклора

Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.

Пословицы и поговорки

Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.

Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.

Пример русских пословиц:

«Береженого Бог бережет»

«Мал золотник, да дорог»

«Копейка рубль бережет»

Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.

Пример русских поговорок:

«Остаться с носом» (быть обманутым)

«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«Когда рак на горе свистнет» (никогда)

Приметы

Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.

Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.

Хозяйственные приметы

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Звездная ночь — урожай на горох и ягоды.

Февраль бокогрей, воду подпустит, а март подберет.

Ни в марте воды, ни в апреле травы.

Коли грачи прямо на гнезда летят — дружная весна.

Апрель с водой — май с травой.

Ясное утро — ранний сев, ясный вечер — поздний сев.

Месяц май — коню сена дай; а сам на печь полезай.

Коли в мае дождь — будет и рожь.

Конец полетья — начало лета.

Гроза на Федота летнего — плохая уборка сена.

Илья жниво зачинает, лето кончает.

На Ильин день до обеда — лето, после обеда -осень.

Коли брусника поспела — и овес дошел.

Коли журавли полетят, то будет на Покров мороз, а нет, то позже.

Коли лист с дуба и березы упал чисто — легкий год, нечисто — к строгой зиме.

Лист ложится наземь вверх изнанкой (мохнатой стороной) — к урожаю.

Без воды зима не встанет.

Большой иней, бугры снега, глубоко промерзла земля — к урожаю.

Опока на деревьях — к урожаю.

Так же до наших дней дошло много старых примет связанных с домом и бытом. Самой распространенной является: «Соль просыпать — слезы проливать». Считается, что эта примета появилась в середине XVII века, во времена бунтов и восстаний на Руси. Тогда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и появилось такое значение — просыпать столь дорогую «приправу» как соль, неизбежно приведет к ссоре в доме.

Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:

«Дома свистишь — деньги проглядишь»

«Одежда наизнанку — к перебранке»

«На себе шьешь — память зашьешь»

Народные приметы по звездам

Когда Млечный Путь светит, то будет хорошая погода.

Мало звезд видно- к пасмурной погоде и дождю; а откуда лучи звезд будут длиннее, оттуда будет ветер.

Сильно блестят звезды летом — к жаре. Зимой — к морозу.

Народные приметы по воздушным явлениям

Гром зимой — к сильным ветрам.

Большие дождевые пузыри — к ненастью и пущему дождю.

Когда дым без ветра бьет к земле, летом — к дождю, зимой — к снегу.

Вечерняя роса — к ведру.

Дым столбом — к морозу или к ведру.

Народные приметы по животным

Скот ложится под кровлю — к ненастью, а на дворе- к ведру.

Свинья чешется — к теплу. Визжит — к ненастью; солому таскает — к буре.

Наседка сажает под себя цыплят — к ненастью.

Собака валяется — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.

Курица на одной ноге стоит — к стуже.

Воробьи купаются в песке — к дождю.

Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.

Лошадь храпит — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.

Вороны в кучу собираются — к ненастью, купаются — то же; каркают стаей летом — к ненастью; зимой — к морозу.

Ласточки низко летают к дождю, а высоко — к ведру.

Поверье

В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.

Сказки

С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.

Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.

Былины

К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.

Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.

Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:

«Рано затает — долго не растает»

«Март и снегом сеет, и солнцем греет»

Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.

 Семейный фольклор

Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.

Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.

Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».

Рождению этого выражения предшествовало событие: когда Илье Толстому было пять лет, на Новый год ему подарили обещанную чашку. Счастливый ребенок побежал, чтобы показать всем свой подарок. Перебегая через порог, споткнулся и упал. Чашка разбилась. Маленький Илья, оправдываясь, говорил, что он не виноват, а виноват архитектор, который сделал этот порожек. С тех пор в семье Льва Николаевича Толстого появилось свое выражение равноценное крылатому — «стрелочник виноват».

Колыбельные песни

Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.

Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки – представляли собой коротенькие напевы. Они помогали ребенку в развитии и в познании окружающего мира. Возможно, кто-то помнит из детства — «Сорока-ворона…». Такие небольшие песенки-приговорки побуждали малыша к действию, прививали навыки гигиены, развивали мелкую моторику, рефлексы, помогали познавать мир.

Скороговорки

Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:

  • Сшит колпак, везен колпак, да не по колпаковски.
  • Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
  • Тур туп, тупогуб.
  • У быка губа тупа.
  • Сыворотка из-под простокваши.

Г.С. Виноградов приводит в своих материалах шутки и вопросы, в основе которых лежит каламбур. «Ты можешь перебросить через заплот соленый огурец?»- Конечно переброшу. — «А вот не перебросишь». Дело разъясняется, — вопрос обозначает: «Ты можешь перебросить через заплот огурец с Алёной?»

В таком же роде и озадачивающие замечания. Подходя к девочке или мальчику и указывая на швы, говорят: «У тебя вши-то вши-то» вместо «вшито». Или «сколько вшей» вместо «сколь ковшей».

Свадебные песни

Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.

Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.

Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.

Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).

Окказиональный фольклор

Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.

Заклички

Закличками невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На меня по ложке.

На людей по плошке.

А на лешего в бору —

Лей по целому ведру!

Считалки

Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.

Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.

Заговор

И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.

Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.

Устное народное творчество


Устное народное творчество

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 843.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 843.

Что такое устное народное творчество в литературе и произведения каких жанров к нему относятся? На этот вопрос поможет ответить данная статья.

Определение

Устное народное творчество – это художественные произведения, созданные народом. Данное понятие заключает в себе значение явления: это произведения устного характера, которые создавались исключительно народом.

Устное народное творчество сокращенно принято называть УНТ. Синонимом данного термина является термин «фольклор».

Особенности

Устное народное творчество, которое формируется с давних времен, не предусматривает авторства произведений, так как автором является целый народ. В этом заключается основное отличие между фольклором и авторским творчеством.

Еще одной особенностью является то, что произведения устного народного творчества передаются из уст в уста.

Фольклорные произведения являются собранием народных мудростей. В устном народном творчестве можно увидеть традиции прошлых лет, бытовой уклад, человеческие знания и представления о мире. Образы олицетворяют качества, свойственные определенному народу. УНТ отражает историю народа, его переживания и трудности в определенный исторический период.

В фольклорных произведениях обобщается весь народный опыт.

Еще одной отличительной особенностью является то, что один фольклорный сюжет мог бытовать в речи людей по-разному. Одна и та же сказка может иметь разные детали. Это связано с тем, что письменно произведения УНТ не зафиксированы, поэтому люди рассказывают их так, как запоминают, убирая и прибавляя некоторые детали. Это говорит о том, что устное народное творчество способно видоизменяться.

Жанры

К известным жанрам фольклора принято относить сказки, былины, легенды.

Сказка

Рис. 1. Сказка.

С давних времен народы создавали собственные пословицы и поговорки, в которых отражались жизненные принципы целого народа. Выделяются также песни: колыбельные, свадебные, календарные, обрядовые. К жанрам УНТ относятся и частушки, пестушки, считалки, загадки, потешки, прибаутки, скороговорки.

Заключение

Что мы узнали?

Устное народное творчество (УНТ, фольклор) – это устные произведения, созданные народом. УНТ формируется с давних времен. Фольклорные произведения, которые передаются из уст в уста и не имеют зафиксированного вида, не предусматривают авторства, автор – целый народ. В таких произведениях накапливается весь народный опыт, представления человека о мире, его отношение к окружающему. Среди жанров фольклора выделяют: сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки, песни, частушки, пестушки, считалки, загадки, потешки, прибаутки, скороговорки и др.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Сергей Сизов

    4/5

  • Kani Aidarov

    5/5

  • Назира Чиналиева

    5/5

  • Лилия Постнова

    5/5

  • Behzod Tursunov

    5/5

  • Bekbolsyn Akimbaev

    5/5

  • Денис Жуков

    4/5

  • Ваня Ерохин

    5/5

  • Елена Кузнецова

    5/5

  • Даша Котова

    5/5

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 843.


А какая ваша оценка?

Виды устного народного творчества

В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше. Оно начинается с песенок, потешек, пестушек.

Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых; ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» — говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.

Пестушки– небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения («Идет коза рогатая…» и т.д.) Согласно правилам народной педагогики, для того, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы бодрствования радостные эмоции. Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.

Потешки. Их главное назначение – подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры. Их начинают применять на втором году жизни ребенка, когда у него уже имеется первичный словарь. В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек — в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах. Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события, стремительного действия. Это отвечает деятельностной натуре ребенка, его активному восприятию действительности.

Небылицы – особый вид песен с шутливым текстом, в котором намеренно смещаются реальные связи и отношения. Основаны они на неправдоподобии, вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности. Юмор становится педагогикой.

Дразнилки – форма проявления детской сатиры и юмора. Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Нельзя сказать, чтобы у него не было своего «предка» в творчестве взрослых. Раздоры, столкновения, вражда, кулачные бои, настоящие драки, когда один «конец» деревни шел на другой, были постоянным явлением старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие мнимые и действительные недостатки.

В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы. Часто дразнилки осуждают ябедничество, обжорство, лень и воровство. Однако в самой детской среде обычай дразнить вызывал протест – о любителях подразнить говорили: «Дразнило – собачье рыло».

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова: На дворе — трава, на траве — дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Трудно решить, кто творец этих скороговорок — дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми.

Удивительно поэтичны русские загадки, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них — богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

Пословицы и поговорки представляют собой лаконичные, выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. Пословица – краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический социально-бытовой опыт, ярко и углубленно характеризующее разные стороны жизни и деятельности человека, а также явления окружающего мира. Пословица – это общее суждение, выраженное в форме грамматически законченного предложения, которое имеет переносное значение, содержит мораль, выработанную многими поколениями. Поговорка – краткое, образное изречение (или сравнение) для которого характерна незавершенность высказывания. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры.

Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Во всех народных играх проявляется характерная для русского человека любовь к веселью, удальству, чести, соревновательный задор, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, а также смекалка, выдержка, находчивость, выдумка и сила воли.

Считалка тесно связана с народной игрой. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.

Хороводы. Издавна были любимым развлечением молодежи на Руси. Водить хороводы начинали весной, когда становилось тепло и земля покрывалась первой травой. В хороводе сплелись воедино танец, игра, пение. В хороводных песнях ярко раскрываются нравственные и эстетические идеалы молодежи – наших предков (молодец ищет «приветливую невесту», «и пряху, и ткаху, и в дом домовницу»).

Русская народная песня предлагает ребенку обширный круг поэтических ассоциаций. Белая береза, шумящая на ветру, разлившаяся весенняя вода, белая лебедушка… Все эти образы становятся основой поэтического взгляда на мир, проникнутого любовью к родной природе, родной речи, Родине.

Сказки. Трудно себе представить мир ребенка без сказок: «детство» и «сказка» — понятия неотделимые… Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки.

Все сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка. Немаловажная особенность сказок заключается в том, что их герои всегда, при любых обстоятельствах остаются верны своим характерам. Таким образом, в сказке заключена та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена ребенком прежде, чем он научится понимать сложность иных дел и поступков.

Изучение языка своего народа, овладение всем богатством фольклора – один из важнейших, магистральных путей духовного возрождения России.

Но кроме этого дошкольников необходимо знакомить и с творчеством других народов (сказками, песенками, пословицами, играми и т.д.). В фольклорных произведениях должны найти отражение как специфические черты национального искусства, так и общие с творчеством других народов. Для этого необходимо подбирать сказки, пословицы, поговорки, наиболее ярко отражающие особенности содержания (быта, обычаев, нравственных принципов, традиций) и формы (композиция, выразительные средства и др.) Таким образом, дети будут приобщаться к культуре не только своего народа, а также к культуре других народностей.

Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться»). Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.

От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.

Не менее древни, чем календарный детский фольклор, игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий.

Для выполнения данного задания ОГЭ по литературе нужно

  •  знать:
    • определения понятий «устное народное творчество», «фольклор»;
    • жанры устного народного творчества: былина, историческая песня, лирическая песня;
    • духовные стихи, баллада, сказка, пословица, поговорка, загадка;
  •  понимать:
    • отличие произведений устного народного творчества от произведений художественной литературы;
    • роль обращения в литературном художественном творчестве к образам устного народного творчества;
    • связь произведений устного народного творчества и произведений художественной литературы;
  •  уметь:
    • отличать произведение устного народного творчества от литературного художественного творчества;
    • определять жанры произведений устного народного творчества;
    • выделять в тексте литературного художественного произведения вставки, относящиеся к устному народному творчеству, объяснять их роль в литературном художественном произведении.

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ

Фольклор. Жанры фольклора

Понятие устного народного словесного творчества

Устное народное творчество — художественная словесная деятельность народа, осуществляемая преимущественно в устной форме. Иначе устное народное творчество называют фольклором (от англ, «народная мудрость»).

Устное народное словесное творчество обладает определёнными свойствами, которые отличают его от литературного художественного творчества (художественной литературы):

Фольклор. Жанры фольклора

Жанры устного народного творчества

Словесное творчество в древности было связано с научными, трудовыми, обрядовыми, историческими, религиозными представлениями народа.

Жанры устного народного творчества возникали по мере того, как у человечества накапливался жизненный (житейский, связанный с практикой каждодневной жизни, и духовный, связанный с осмыслением цели человеческой жизни, связи человека с вечностью, мирозданием, с жизнью предков) и исторический опыт. Этот опыт необходимо было передать следующим поколениям. Он передавался различными способами, в том числе и через слово. Само собой возникало различное назначение произведений устного творчества: они были обращены слушателям разного возраста и имели разные цели, поскольку необходимо было передать представления о добре и зле, о законах жизни, правилах поведения в обществе, быту, семье, опыт воспитания новых поколений, высмеять или осудить человеческие поступки, противоречащие нормам жизни. Различное назначение произведений породило разнообразие фольклорных жанров.

Как и литературные произведения, фольклорные относятся к одному из трёх родов: эпическому, лирическому, драматическому. К жанрам устного народного творчества относятся:

  •  лирическая песня, духовные стихи, частушка (лирические жанры);
  •  историческая песня, баллада (лиро-эпические жанры);
  •  былина, сказка (эпические жанры);
  •  фольклорная драма (драматический жанр).

1. Былина

Сказание героико-патриотического характера об исторических событиях Древней Руси. Главная задача былин — сохранение исторической памяти. Былины хранят образы реально существовавших лиц (Владимира  Святославовича, Владимира Мономаха, Добрыни, Ильи Муромца, Александра (Алёши) Поповича, половецких  и татарских ханов). Главные герои былины — богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович —  крестьянского, княжеского и духовного звания, они символизируют единство Русской земли, сплочённость людей разного звания в борьбе с врагами.

Повествование в былине велось медленно, величаво, чему способствовали неоднократные возвращение к какому-либо эпизоду, повторы общих мест в сюжете, речи героев.

Главный художественный приём былины — гипербола.

Для типизации образов использовалась синекдоха — изображение не всего русского воинства, а его представителей.

В создании образов большую роль играют сравнения (богатырь, как ясен сокол; копьё, как свеча горит; и т. д.).

Обратите внимание: былины присущи только русскому фольклору.

2. Историческая песня.

Песня — музыкально-поэтический (синкретичный) жанр фольклора. Песня, содержание которой посвящeно важному событию или лицу национальной истории и выражает национальные интересы, народные идеалы, относится к жанру исторических песен. Исторические песни близки былинам, однако исторической песне свойственна большая достоверность; персонажами исторических песен являются достоверные, конкретные деятели истории.

В своей совокупности исторические песни передают движение истории. Наиболее ранние песни отразили нашествие Батыя. Известен большой цикл песен об Иване Грозном, об эпохе Смуты и Степане Разине.

Многие из песен разинского цикла утратили связь с образом Разина и вошли в круг разбойничьих песен.

Начиная с XVIII века исторические песни создаются в солдатской и казачьей среде. Эти песни отразили историю петровского времени; важное место среди песенных тем этого времени занимает Полтавская битва.

Среди песен более позднего времени — песни, посвящённые Отечественной войне 1812 года, Крымской войне, полководцам Суворову, Кутузову, казачьему атаману Платову.

Исторические песни отражают исторические события и героев такими, какими они оставались в памяти народа.

3. Баллада

Термин «баллада» для обозначения народных сюжетных песен употребляется в фольклористике (науке  о фольклоре) и не употребляется в русской народной среде.

Баллада — лиро-эпическое произведение с трагическим сюжетом. Баллада — произведение, в котором осмысляются нравственные и философские проблемы: человек и тёмные силы, борьба человека с ними; осмысление человеком зла в человеческой природе. Вследствие этого для баллады характерны темы любви и ненависти, верности и измены, преступления и раскаяния. Характерным для баллады является то, что силы зла побеждают, однако весь художественный строй баллады вызывает сочувствие слушателей жертве, чем и утверждается её нравственная победа. Сила художественного воздействия баллады — в искусстве изображения трагического, ведущего к нравственному очищению (катарсису) слушателей.

4. Лирическая песня

Фольклорное лирическое произведение, в котором слово и мелодия (пение) нераздельны. Лирическая песня раскрывает мироощущение народа через отображение его чувств, переживаний, настроений, впечатлений. Лирические песни возникли, отделившись от обрядовой поэзии, заклинаний, причитаний.

Лирические песни трудно поддаются классификации: они рождались в разной среде (крестьянской, ремесленнической, рабочей), сопровождая различные события народной жизни, передавали различное к ним отношение. В лирической песне можно найти и трагическое, и комическое настроение.

Наиболее важные темы в народной лирической поэзии: любовная тема, тема семейной жизни, солдатской службы, отходного труда (ямщиков, бурлаков), жизни на чужой стороне, любви к родине.

При всём многообразии жанров лирической народной песни их поэтика является общей. В основе лирической песни лежит принцип аналогии между природным и внутренним человеческим миром; человеческие переживания переносились на мир природы.

Так, например, излюбленный приём — лирическое обращение к образам природы: «Ты воспой-кося, воспой, младой жавороночек»; лирический параллелизм:

Цвели, цвели во поле цветочки,
Э, цвели да повяли.
Любил, любил парень девчонку,
Э, любил да покинул.

5. Духовные стихи

Песня религиозного содержания. Возникли как следствие осмысления народом христианского вероучения. Главный признак духовных стихов (духовного стиха) — противопоставление христианского мирскому.

Темы духовных стихов связаны с сюжетами Ветхого и Нового Заветов. «Голубиная книга» — собрание духовных стихов о мироустройстве, в котором Царь над царями — Иисус Христос, главная река — Иордан (река, где Христос принял Крещение), главная гора — Синай (гора, на которой Моисею Богом были даны десять заповедей), главный город — Иерусалим (город, в котором свершились главные события христианской истории — крестная смерть и воскресение Христа).

Источником духовных стихов являются не только канонические (признанные церковью) книги, но и апокрифы (произведения, содержащие отступления от официального вероучения).

6. Сказка

Жанр фольклорной прозы, известный у всех народов, в основе которого лежит фантастический вымысел, при этом сказки сохраняют правдоподобность в жизненных ситуациях, бытовых деталях. В основе сюжета сказки — противостояние действительности и идеала, и это конфликт разрешается в сказке утопически, победой добра над злом, торжеством справедливости. Согласно основному конфликту, на полюсах добра и зла распределяются и персонажи сказки. Сюжет развивается вокруг главного героя, который одерживает победу благодаря тем качествам добра, которые были присущи ему или которые он приобретает по мере развития действия сказки.

Сказки принято делить на волшебные, бытовые и сказки о животных.

 Волшебная сказка связана с мифологическими представлениями народа, прежде всего с культом земли, солнца, воды. Конфликт волшебной сказки — это конфликт героя с могучими силами природы, с потусторонними силами зла.

В более поздний период развития устного народного творчества волшебная сказка отразила семейные противоречия. Героем сказки сделался гонимый член семьи — младшая сестрица, падчерица, младший брат.

С помощью волшебных сил гонимый герой обретал счастье. Волшебная сказка — во многом философское произведение, потому что в ней осмысляется связь человека со всем мирозданием, с пространством и временем.

В основе бытовых сказок лежат не чудеса, а действительность. События разворачиваются в пространстве условно реальном, но сами эти события невероятны.

Сюжет разворачивается не из конфликта с чудодейственными силами, а из столкновения человека со сложными жизненными проблемами. Решить эти проблемы помогает смекалка, смелость, самостоятельность, счастливое совпадение обстоятельств.

Сказки о животных способствовали передаче жизненного опыта от взрослых детям, в них ясно чувствуется  воспитательная направленность. За животными в русских народных сказках закрепились определённые качества: лиса — плутовка, притворщица, петух — храбрец, волку отдана злость, медведю — сила и глупость.

В детских сказках герои, обладающие дурными качествами, терпят поражение, а несправедливо обиженные  торжествуют.

7. Загадка

Фольклорный жанр малой формы. Присутствует в устном творчестве всех народов. В основе загадки лежит  иносказание, чаще других — метафора. Цель загадки — испытать человека на сообразительность и привить способность видеть мир через художественные образы.

8. Пословица

Фольклорный жанр малой формы. Краткое, распространённое в повседневной речи, ритмически организованное изречение. Пословица содержит смысл, который непосредственно в ней выражен, и смысл, который возникает от приложения изречения к различным ситуациям и положениям. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» — действительно, чтобы поймать рыбу, необходимо потрудиться, но и каждый результат требует усилий, труда; «У Фомушки денежки — Фомушка Фома; у Фомушки ни денежки — Фомка Фома» — о неискренности в отношениях людей, о мнимой любви к человеку, если он богат (может, и перепадёт от бога того что-нибудь), и презрения к бедному человеку (какая от него польза, если нечего взять).

9. Поговорка

Фольклорный жанр малой формы. Образное выражение, в отличие от пословицы не содержит законченного суждения, незавершённый оборот речи: семь пятниц на неделе (о человеке, меняющем решения), надоел как горькая редька.


Фольклорные произведения обладают рядом особых художественных черт, по которым их можно отличить от литературных произведений.

Так, например, произведения таких фольклорных жанров, как былина, сказка, начинаются с зачина: Как во славном то было во городе во Киеве (былина); в некотором царстве, некотором государстве (сказка); часто былина заканчивается такой концовкой: тут ему и славу поют, а сказки могут иметь следующие концовки: и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; и стали они жить-поживать да добра наживать.

Для произведений устного народного творчества характерно и повторение целых эпизодов. Трижды, например, калики перехожие дают Илье Муромцу выпить исцеляющего зелья.

В сказочных сюжетах также есть устойчивые приёмы, сюжетные повороты, образы, которые можно встретить в разных сказках: двое братьев умные, а третий (победитель) слывёт дураком; родная дочь — ленивица, падчерица — труженица; образ заколдованного молодца или девицы (царевна-лягушка) и т. д.

Для фольклора характерно использование готовых формул, таких, например, как конь бежит — земля дрожит (о быстроте бега коня), ни в сказке сказать, ни пером описать — о красоте девушки.

Одно из самых характерных художественных свойств фольклора — использование постоянных эпитетов: головушка молодца — буйная, солнышко на небе — красное, молодцы — добрые, девицы — красные, трава — шелковая, поле — чистое, месяц — ясный.

Особая нежность сказителя по отношению к героям рассказываемых им произведений передаётся через уменьшительно-ласкательные суффиксы: травушка, дубравушка, сердечко, мосточек, головушка.

Лиризм создаётся благодаря использованию параллелизма: То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит.


Вы смотрели » Фольклор. Жанры фольклора»

Выберите дальнейшее действие:

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ

  • Рассказ откуда хлеб пришел в старшей группе
  • Рассказ откуда пришла книга барков и р сурьянинов читать
  • Рассказ откуда взялась ночь сказка индейцев южной америки
  • Рассказ отзывчивость про спортсменов
  • Рассказ отзывчивость по светской этике