Рассказ отважный пингвиненок изложение 5 класс

Подготовка к  Контрольному изложению

Подготовка к Контрольному изложению

Словарная работа Пингвин – нелетающая морская птица.

Словарная работа

  • Пингвин – нелетающая морская птица.

Изложение Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Изложение

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Словарная работа   Путешественник      Вскарабкаться – подняться, цепляясь руками и ногами.

Словарная работа

Путешественник

Вскарабкаться

подняться, цепляясь руками и ногами.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.   План 1). Маленький пингвиненок.

  • Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

План

1). Маленький пингвиненок.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море. План 1). Маленький пингвиненок. 2). Пингвиненок смотрел, как купаются другие птицы.

  • Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

План

1). Маленький пингвиненок.

2). Пингвиненок смотрел, как купаются другие птицы.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. План 1). Маленький пингвиненок. 2). Пингвиненок смотрел, как купаются другие птицы. 3). Наконец малыш решился и бросился в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

План

1). Маленький пингвиненок.

2). Пингвиненок смотрел, как купаются другие птицы.

3). Наконец малыш решился и бросился в море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море. План 1). Маленький пингвиненок. 2). Пингвиненок смотрел, как купаются другие птицы. 3). Наконец малыш решился и бросился в море. 4). Это был самый отважный пингвиненок.

  • Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

План

1). Маленький пингвиненок.

2). Пингвиненок смотрел, как купаются другие птицы.

3). Наконец малыш решился и бросился в море.

4). Это был самый отважный пингвиненок.

Отважный пингвиненок . Однажды я спускался к морю и увид..л мал..нького п..нгв..нёнка. У не..о ещ.. только выр..сли три пуш..нки на гол..ве и к..рот..нький хвост..к. Он см..трел, как взрослые п..нгвины купаются. Ост..льные пт..нцы ст..яли у нагретых со..нцем к..мней. Долго ст..ял на скале п..нгв..нёнок: страшн.. ему было бросит..ся в море. Нак..нец он р..шился и под..шёл к краю ск..лы. Мал..нький голый п..нгв..нёнок стоял на выс..те трёх..тажного дома. Е..о сн..сил ветер. От страха п..нгв..нёнок закрыл глаза и… бросился (в)низ. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вск..р..бкался на камни и уд..влё нн о посм..трел на море. Это был самый отважный п..нгв..нёнок. Он первый и..купался в х..лодном зелёном море.

Отважный пингвиненок .

Однажды я спускался к морю и увид..л мал..нького п..нгв..нёнка. У не..о ещ.. только выр..сли три пуш..нки на гол..ве и к..рот..нький хвост..к.

Он см..трел, как взрослые п..нгвины купаются. Ост..льные пт..нцы ст..яли у нагретых со..нцем к..мней. Долго ст..ял на скале п..нгв..нёнок: страшн.. ему было бросит..ся в море.

Нак..нец он р..шился и под..шёл к краю ск..лы. Мал..нький голый п..нгв..нёнок стоял на выс..те трёх..тажного дома. Е..о сн..сил ветер. От страха п..нгв..нёнок закрыл глаза и… бросился (в)низ. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вск..р..бкался на камни и уд..влё нн о посм..трел на море.

Это был самый отважный п..нгв..нёнок. Он первый и..купался в х..лодном зелёном море.

      2  Отважный пингвинёнок искупался в холодном зелёном море. 4 3

2

Отважный пингвинёнок искупался в холодном зелёном море.

4

3

Отважный пингвиненок. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Отважный пингвиненок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

 План 1). Маленький пингвиненок. 2). Пингвиненок смотрел, как купаются другие птицы. 3). Наконец малыш решился и бросился в море. 4). Это был самый отважный пингвиненок.

План

1). Маленький пингвиненок.

2). Пингвиненок смотрел, как купаются другие птицы.

3). Наконец малыш решился и бросился в море.

4). Это был самый отважный пингвиненок.

Подготовка к подробному изложению в 5-м классе

Отважный пингвинёнок

Цель урока:

  1. Закрепить понятия подробное изложение текста.
  2. Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Текст изложения.

Отважный пингвинёнок.

      Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

      Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

      Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

      Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

     От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

     Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном море.

Предварительная работа.

 Цель предварительной работы – предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочёты. Предварительная работа может включать следующие задания:

Образовать множественное число от существительного птенец.

Составить предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.

Объяснить значение слова вскарабкаться. (“Подняться, цепляясь руками и ногами. Вскарабкаться на гору”)

 Ход урока

  1. Постановка задачи урока.
  2. Вступительная беседа.
  3. Чтение текста.
  4. Анализ текста.
  5. Работа над планом.
  6. Повторное чтение текста.
  7. Написание изложения.
  8. Самоконтроль.

1.Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

2.Вступительная беседа.

— Что значит подробно пересказать текст? ( Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

— В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

3.Чтение текста.

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).

4.Анализ текста.

  • О чем говорится в тексте (его тема)?
  • Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
  • Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.
  • От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)
  • Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)
  • Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?
  • Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?
  • Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.
  • При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.
  • Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)
  • Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)
  • Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)
  • Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

— Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.

5. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

Примерный план

  • Маленький пингвиненок.
  • Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.
  • Наконец малыш решился и бросился в море.
  • Это был самый отважный пингвиненок”.

6.Повторное чтение текста.

7.Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).

8. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

— Скажи, дедушка, — как-то спросил Серёжа, — откуда ты сказки берёшь? 
— Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. 
— А как ты их оттуда достаёшь, дедушка? 
— Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.
Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется. 
— Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое? 
— Не горюй, Сергей! — утешает дед. — Придёт время — не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь — тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее… 
Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал — другим пересказал.
(Е.А Пермяк) 

Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце. Лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка. Ловил лапой мух на окне. Катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом… 
И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей. 
Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая, с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапы в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш. (По А.И.Куприну.) 

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. 
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море. 
Наконец он решился и подошёл к краю скалы. 
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. 
От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. 
Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
(По К. Паустовскому) 

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот. 
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. 
Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. 
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло. 
Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал: 
-Первый снег очень к лицу земле. 
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. 

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом. 
Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц стремительно удирал в лес. Старик пошел дальше, но вдруг встрево¬жился, потому что с юга сильно потянуло гарью. Дед понял, что на¬чался лесной пожар, огонь идет прямо на него. Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза, а сзади уже разрастался гул, слышался шорох пламени, виднелась огненная заря. 
Смерть настигала деда, касалась его, и в это время из-под ног у не¬го выскочил заяц. Заяц бежал медленно и еле-еле волочил задние лапы. 
Дед побежал за зайцем, который вывел старика из огня на равни¬ну. Но у зверька обгорели задние лапы и живот. Дед подобрал своего обгоревшего спасителя, принес домой, вылечил и оставил у себя. 
Наверное, многие из вас, ребята, читали этот рассказ.
(К. Паустовский) 

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники. На краю поляны сохранились заросли малины. 
Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях. Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться. 
Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать. В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком? (99 слов) 

* При написании изложения 1-е лицо измените на 3-е

Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый сугроб хвои. 
Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком. 
Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся — висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.

  • Аудио и тексты изложений для 6 класса
  • Все изложения по русскому языку

Цель урока:

  1. Закрепить понятия подробное изложение текста.
  2. Совершенствование умения раскрывать тему и
    основную мысль повествовательного текста.

Отважный пингвинёнок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького
пингвинёнка. У него ещё только выросли три
пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются.
Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем
камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно
ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте
трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился
вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро
вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на
море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый
искупался в холодном зелёном море.

Предварительная работа.

 Цель предварительной работы – предупредить
возможные орфографические ошибки и речевые
недочёты. Предварительная работа может включать
следующие задания:

Образовать множественное число от
существительного птенец.

Составить предложения с глаголами купаться –
купаются; бросаться – бросаются.

Объяснить значение слова вскарабкаться.
(“Подняться, цепляясь руками и ногами.
Вскарабкаться на гору”)

 Ход урока

  1. Постановка задачи урока.
  2. Вступительная беседа.
  3. Чтение текста.
  4. Анализ текста.
  5. Работа над планом.
  6. Повторное чтение текста.
  7. Написание изложения.
  8. Самоконтроль.

1.Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно
пересказать текст, который будет прочитан, т.е.
написать изложение. Текст надо пересказать
подробно, последовательно, полно раскрыть его
тему и основную мысль.

2.Вступительная беседа.

— Что значит подробно пересказать текст? (
Подробно пересказать текст – значит полно, со
всеми подробностями, последовательно изложить
содержание текста; понять и использовать слова и
выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и
основную мысль текста.)

— В тексте, по которому вы будете писать
подробное изложение, рассказывается о маленьком
пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их
внешний вид? Где они живут?

3.Чтение текста.

Предлагается прослушать текст и подумать, как
лучше его озаглавить: “Как купался
пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”,
“Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает
название текста).

4.Анализ текста.

  • О чем говорится в тексте (его тема)?
  • Как вы думаете, какую основную задачу поставил
    автор: сообщить и объяснить точные факты или
    словами нарисовать увиденную картину, вызвать у
    читателя определенные чувства?
  • Какой из предложенных выше заголовков отражает
    основную мысль текста? Докажите.
  • От какого лица ведется повествование? Как
    начинается повествование? (“Однажды я…”)
  • Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький,
    голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)
  • Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?
  • Какие слова и выражения использует автор для
    описания состояния и последовательности
    действий пингвиненка?
  • Обратите внимание на то, что все глаголы
    употреблены в прошедшем времени.
  • При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать
    последовательности повествования.
  • Как автор связывает предложения? (Он,
    пингвиненок, ему…)
  • Подберите синонимы к слову пингвиненок.
    (Пингвиненок – птенец – малыш)
  • Как оценивает автор поступок маленького
    пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок.
    Он первый искупался в холодном зеленом море.)
  • Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли
    этот пересказ назвать подробным? Докажите свой
    ответ.

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и
бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на
одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на
камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

— Это изложение нельзя назвать подробным, так
как пересказывается не весь текст, со всеми
деталями, а воспроизводится только та его часть.
В которой говорится, как искупался пингвиненок.

5. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план
текста. Затем коллективно текст делится на
смысловые части, определяется тема каждой части
и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки
учитель записывает на доске. Первый – третий
пункты плана оформлены своими словами (это
простые повествовательные предложения).
Коллективно решается, что последнюю часть можно
озаглавить словами из текста, так ярче будет
выражена главная мысль всего изложения.
Обращается внимание на пунктуационное
оформление плана и на то, что слова из текста,
взятые без изменения, заключаются в кавычки.

Примерный план

  • Маленький пингвиненок.
  • Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.
  • Наконец малыш решился и бросился в море.
  • “Это был самый отважный пингвиненок”.

6.Повторное чтение текста.

7.Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает,
что повествование идет от 1-го лица (Я
спускался…увидел…).Слова с неизученными
орфограммами заранее записаны учителем на доске.
Обращается внимание на постановку двоеточия в
пятом предложении (предложение зачитывает
учитель и выделяет в нем две части основы).

8. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается
прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли
правильно и точно изложено, внести необходимые
исправления.

Рекомендуем для подготовки к уроку для 5 класса использовать эти конспекты уроков.

А так же бесплатный вебинар по теме «Принципы работы с текстом» от объединенной издательской группы «Дрофа ‒ Вентана-граф».

  1. Открытие

нового знания.

Физминутка.

«Вычерчивать» глазами:

Рисуй восьмерку вертикально,

Ты головою не крути.

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец,

Зарядка окончена. Ты молодец!

  1. Слово учителя

— Сегодня на уроке мы будем готовиться к изложению об одной удивительной птице. Отгадав загадку, вы узнаете, о ком пойдет речь.

Не летает эта птица!

В Антарктиде между льдин

Ходит важно и гордится,

Что одет во фрак… (Пингвин)

— Итак, как вы думаете, о ком мы сегодня будем писать изложение? (О пингвинах). А что вы знаете о них?

  1. Рассказ о пингвинах

До недавнего времени пингвины представляли собой большую загадку для исследователей. Никто не мог сказать, какая группа из семейства птиц ближе всего к пингвинам. Это происходило из-за крыльев, превращенных в ласты, а также особой формы перьев, одинакового размера и похожих на чешую. Но последние исследования показали, что пингвины — обыкновенная разновидность морских птиц, близкие родственники гагар, альбатросов, буревестников и фрегатов. Первые пингвины появились 70 миллионов лет назад, в конце эры динозавров. Старейший экземпляр пингвина был найден в окаменелостях возрастом 40 миллионов лет. Современные пингвины появились в таком виде порядка двух миллионов лет назад.

Все пингвины живут и обитают в южном полушарии.

Самый большой пингвин в мире — императорский пингвин, который весит 30 кг и имеет рост около 120 см. Они водятся на побережье Антарктики, но иногда достигают Новой Зеландии, Южной Америки и Фолкленда. Самый мелкий пингвин — малый голубой пингвин. Эти крохи ростом в 35 см и весом не более полутора килограмм водятся в дюнах южной Австралии, поблизости от побережья, а также в Тасмании и Новой Зеландии. Это из ныне живущих пингвинов. Если же погрузиться в прошлое, то самые большие найденные ископаемые пингвины были ростом до 170 см и имели клюв 18-сантиметровой длины.

Пингвины исключительно приспособлены к холодному климату.

От всех прочих птиц пингвинов отличает особое строение тела. Форма тела этих птиц обтекаемая, это идеально подходит для передвижения в воде. Передние конечности пингвинов – ласты. Под водой они ими работают как винтами. Крылья пингвинов – основной двигатель в воде, то на суше функцию руля выполняют перепончатые лапы. Под водой пингвины могут развивать скорость от 5-10 км/ч до 36 км/ч. Они ныряют на глубину до 200 метров, под водой могут оставаться до 20 минут.

Большинство пингвинов имеют одинаковую окраску: сверху – черные, белые снизу. Такая окраска маскировочная для многих морских животных.

Пингвины обитают лишь в Южном полушарии, гнездятся они большими колониями

  1. Эссе по ключевым словам. Пингвин, море, скала, взрослые пингвины, страшно,

высота трехэтажного дома, искупался

  1. Работа по подготовке к изложению.

  1. Восстановление текста. Работа в парах.

У вас на столе лежит текст в разобранном виде. Вам предстоит его восстановить.

  1. Изучение памятки по написанию изложения. Стр. 113

  2. Беседа по содержанию текста.

— Кто является главным героем рассказа? Опишите его.

— За кем наблюдал пингвин?

— Почему пингвин долго не прыгал в открытое море?

— Как он преодолел свой страх?

— Определите тему текста. (рассказ о маленьком пингвиненке, совершившем отважный поступок).

— Сформулируйте основную мысль (пингвиненок преодолел свой страх).

— От чьего лица ведется повествование? (от лица автора)

— Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове, маленький хвостик)

— Как вы понимаете выражение «голый пингвиненок»?

— Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действия пингвиненка? Какие глаголы?

— Как вы понимаете слово «вскарабкаться»? (Подняться, цепляясь руками и ногами).

— В каком времени употреблены все глаголы? (Прошедшем).

— Как автор связывает предложения в тексте? (Он, ему – использует местоимения).

— Подберите синонимы к слову «пингвиненок». (Малыш, птенец).

— Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный. Он первый искупался..).

— Определите тип текста (Повествование с элементами описания).

— Определите стиль изложения (Художественный)

— А как бы вы озаглавили данный текст? (Пингвиненок, Маленький пингвиненок, Смелый пингвиненок, Решительный пингвиненок, Отважный пингвиненок.)

— Назовите наиболее удачный. (Отважный пингвиненок) Почему? Докажите словами текста. (Это был отважный пингвиненок) Запишите название.

  1. Составление плана изложения. Работа в парах

— Правильно. Прежде, чем озаглавить каждую часть, подумаем, что должно отражать заглавие? (Главную мысль)

-Сколько частей в нашем рассказе? (4)

— Значит, сколько будет пунктов плана? (4)

  1. Маленький пингвиненок

  2. Трудное решение

  3. Храбрый поступок

  4. Отважный пингвиненок

  1. Маленький пингвиненок.

  2. Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.

  3. Наконец малыш решился и бросился в море.

  4. «Это был самый отважный пингвиненок».

  1. Словарно-орфографическая работа. Работа в парах

— Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо, объясните орфограммы в словах.

Маленького, выросли, коротенький, подошел, на голове, купаются, птенцы, нагретых солнцем, вскарабкался, броситься, удивленно, искупался в холодном зеленом море.

  1. Составление логико – смысловой модели. Пересказ

см. в приложении

  1. Написание черновика изложения.

Отгадывают загадку

Слушают учителя

Называют запомнившиеся, понравившиеся, неожиданные для них факты о пингвинах

Пишут и читают эссе

Восстанавливают текст, обсуждая, выясняют правильность последовательности

Ведут диалог с учителем

В парах составляют план, обсуждают, выбирают удачный.

Составляют опорную схему

Подготовка к подробному изложению в 5-м классе. Отважный пингвинёнок.

Подготовка к подробному изложению в 5-м классе.

Отважный пингвинёнок.

Цель урока:

  1. Закрепить понятия подробное изложение текста.
  2. Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.
  3. Текст изложения.

Отважный пингвинёнок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном море.

Предварительная работа.

 Цель предварительной работы – предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочёты. Предварительная работа может включать следующие задания:

Образовать множественное число от существительного птенец.

Составить предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.

Объяснить значение слова вскарабкаться. (“Подняться, цепляясь руками и ногами. Вскарабкаться на гору”)

 Ход урока

  1. Постановка задачи урока.
  2. Вступительная беседа.
  3. Чтение текста.
  4. Анализ текста.
  5. Работа над планом.
  6. Повторное чтение текста.
  7. Написание изложения.
  8. Самоконтроль.
  9. 1.Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

2.Вступительная беседа.

— Что значит подробно пересказать текст? ( Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

— В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

3.Чтение текста.

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).

4.Анализ текста.

  • О чем говорится в тексте (его тема)?
  • Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
  • Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.
  • От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)
  • Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)
  • Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?
  • Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?
  • Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.
  • При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.
  • Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)
  • Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)
  • Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)
  • Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.
  • Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

— Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.

5. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

Примерный план

  • Маленький пингвиненок.
  • Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.
  • Наконец малыш решился и бросился в море.
  • “Это был самый отважный пингвиненок”.
  • 6.Повторное чтение текста.

7.Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).

8. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

  • Рассказ от чего у верблюда горб
  • Рассказ от третьего лица это как
  • Рассказ от третьего лица пример
  • Рассказ от первого лица это как пример
  • Рассказ от первого лица ремесленника