Рассказ отзывчивость по светской этике

Цель: познакомить учащихся с христианским
пониманием милосердия, показать взаимосвязь
понятий “милосердие”, “ближний”, “любовь к
врагам”.

Задачи урока.

Обучающая: познакомить с этимологией и
смыслом слова “милосердие”; научить понимать
христианское значение слова “ближний”.

Развивающая: осознать суть христианского
отношения к ближнему; понять, каким должно быть
отношение христианина к личным врагам.

Воспитывающая: воспитать любовь к ближнему
человеку; усвоить, что дела милосердия в большей
степени изменяют к лучшему того, кто их
совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Формы и виды деятельности: беседа,
комментированное чтение, устный творческий
рассказ на тему, работа с иллюстративным
материалом, самостоятельная работа с
источниками информации, подготовка творческой
беседы с членами семьи, участие в учебном
диалоге.

Основные термины и понятия: милосердие,
ближний, милостыня, любите врагов своих.

Методы: проблемно-поисковый, словесный,
наглядный, практический, дедуктивный.

Приемы: беседа, рассказ, диалог.

Оборудование к уроку: презентация
к уроку, мультимедиапроектор, учебник “Основы
религиозных культур и светской этики. Основы
православной культуры”/ А.В.Кураев. – М.:
Просвещение, 2010, статьи из толковых словарей,
пословицы.

Планируемый результат.

В ходе урока учащиеся узнают:

  • Что такое милосердие.
  • Чем милосердие отличается от дружбы.
  • Кого называют ближним.
  • Как христианин должен относиться к людям.

Ход урока

1. Организация начала урока.

2. Ресурсный круг.

Кто такой ближний для тебя?

3. Мотивация деятельности. (Слайд 1). Презентация

Сегодня на уроке узнаем:

  • Что такое милосердие
  • Чем милосердие отличается от дружбы
  • Кого называют ближним
  • Как христианин должен относиться к людям

4. Определение темы урока.

а) Словарная работа. (Слайд 2)

Притча — рассказ с нравоучением.

Самаряне — жители одной местности в
Палестине.

Заповедь— правило жизни.

Жить достойно — жить по заповедям Христа.

Ближний — всякий человек, который нуждается в
помощи.

б) Просмотр мультфильма “Притча о добром
самарянине”. (Слайд 3).

в) Беседа по увиденному. (Слайд 4):

Кому принес пользу поступок самарянина?

  • Пострадавшему
  • Самарянину
  • Владельцу гостиницы

Объясните свой выбор.

Какими качествами обладал Самарянин?

  • Равнодушие
  • Доброта
  • Жадность
  • Скромность

Так кто же оказался по — настоящему ближним
для избитого человека? Его родные и близкие, не
увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот
незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего
ближнего.

Чему учит притча?

Кто такой ближний?

Прочитайте в учебнике на 43странице 2 абзац.

“…ближний — тот, кто не оставит тебя в беде. И
еще тот, кто нуждается в твоей помощи…”.

Кого мы называем ближним (слайд 5)?

(Ближний — всякий человек, который нуждается в
помощи)

Назовите главную заповедь Христа. (Люби
ближнего, как самого себя.)

Сегодня я приглашаю вас к разговору о
милосердии.

Тема нашего урока “Милосердие и
сострадание” (слайд 6). Эпиграфом к уроку
будут слова Зигфрида Ленца: «Без сострадания,
милосердия невозможно жить в мире».(Слайд)

5. Исследовательская работа в группах (слайд
7).

а) Работа со статьями из различных толковых
словарей (У каждой группы определение слова
“милосердие”).

Первая группа.

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее
толкование: “Милосердие – сердоболие,
сочувствие, любовь на деле, готовность делать
добро всякому, милостливость, мягкосердость”.

Вторая группа.

Сергей Ожегов дал такое определение этому
слову:

– Милосердие – это готовность помочь
кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие.

Третья группа.

Д. Ушаков: Милосердие — готовность из
сострадания оказать помощь тому, кто в ней
нуждается.

Четвертая группа.

Толковый словарь Дмитриева

Милосердие — это такое качество человека,
когда он готов помочь тому, кто оказался в
трудном положении, пожалеть его, проявить к нему
сострадание.

Пятая группа.

Современный толковый словарь: Милосердие
сострадательная любовь, сердечное участие в
жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых,
престарелых и др.); деятельное проявление
милосердия — различного рода помощь,
благотворительность и т.п.

Как понимаете слова?

Что общего?

Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие,
любовь на деле, готовность делать добро всякому.

А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою
позицию милосердного или немилосердного
поведения.

б) Исследование слова “милосердие”.

Разберите слово милосердие по составу.

В этом слове соединились два: милость и
сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость.
Из любви к ближнему рождается милосердие.

Подберите слова с корнями серд, боль, добр,
используя суффиксы -н-, -чн-.

Запишите эти слова(сердечный, сердобольный,
добросердечный, больно, больной,..)

Какие качества характеризуют эти слова?

Как их называют? (Сердечные)

6. Беседа о милосердии.

Милосердие выше, чем закон или
справедливость.

Прочитайте слова последнего абзаца на стр.
43.

Милосердие напоминает, что есть мелкие
неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то
однажды подставил тебе подножку – и ты упал,
набил себе шишку, а он посмеялся. Это неприятно.
Но  прошло время ,и этот кто-то сам смешно
растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке.
Да так сильно, что повредил ногу и
 самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты
сможешь забыть ту подножку? Сможешь не
обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь
ему, довести до дома или врача?

Подумайте над этими вопросами.

Это непросто – переступить через свои
давние и вроде бы справедливые обиды. Но это –
самый высокий из призывов Иисуса Христа: “А Я
говорю вам: любите врагов ваших” (слайд 8).

Человек и сам может научиться милосердию если
будет  совершать дела милосердия (например,
ухаживать за больными или младшими, бескорыстно
предлагать свою помощь…) Эти дела со временем
изменят его сердце.

Святой Иоанн Златоуст (слайд 9) часто напоминал,
что Христос не требовал от Своих учеников
никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет
от людей прежде всего любви, милосердия и
прощения по отношению к ближним. Милосердие — это
не вялая отдача лишнего. Это проявление
человечности. Поэтому мир милосердного человека
светел. Он всегда может найти повод для
проявления любви, а потому жизнь его души очень
богата.

Вспомните сказку “Царевна-лягушка”,
когда Иван царевич в поисках стрелы оказывается
на болоте перед своей невестой-лягушкой.

Как вы думаете, стал ли бы он подлинным
героем сказки и счастливым человеком, если бы в
этот момент не пожалел, не проявил милостивые
чувства?

Добрым качеством души человека является
милосердие. Милосердный — это добрый человек,
который всех жалеет, сочувствует, прощает. К
каждому он относится, как к родному, к своему
ближнему. Такому отношению к людям христиан
учило Евангелие.

Милосердие — традиционная черта россиян
(слайд10).

7. Знакомство со значением слова “милостыня”
через рассказ учащихся, посещающих Воскресную
школу
.

Первый ученик.

Одно из дел милосердия — милостыня. Это помощь
другому человеку из жалости к нему. Христос
говорил: “всякому просящему у тебя – дай”. А
святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню,
ты умножил количество добра в мире. Но бедняк,
которому ты помог, получил лишь десятую часть
добра, произведенного твоим добрым поступком.
Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от
этого твоя душа стала светлее (слайд 11).

Второй ученик.

В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской
семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она
была девочкой, она шила из лоскутков платья и
другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна
вышла замуж, она не брала денег от мужа или его
богатых родителей. Она по прежнему помогала всей
округе тем, что бесплатно шила для бедняков.
Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна,
которая прежде питалась очень умеренно,  вдруг
стала просить себе все больше еды. Свекровь
недоумевала: “раньше ты ела совсем не много, а
что же сейчас ешь в три горла?”. А на самом деле
святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала
голодным. В конце конца Ульяна раздала все
запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая
Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев.
Странно, но нищие, которым она его раздавала,
говорили, что более вкусного хлеба они не ели
никогда в жизни.

Сердце милующее – это сердце, которое умеет
принять чужую боль как свою собственную. Такой
человек всюду видит людей, а не врагов. А в каждом
человеке “ Искру Божью” .

8. Раскрытие блока “Знаменательные дни
милосердия и сострадания”
(слайд 12).

На слайде высвечиваются даты знаменательных
дней:

9 мая – День Победы.

12 мая — Международный День сестры милосердия.

1 июня — Международный день защиты детей.

9 июня – Международный день друзей.

1 октября — День пожилых людей.

16 ноября – День толерантности.

3 декабря — Международный День инвалидов.

Ребята, обратите внимание на слайд. Вы
видите особые даты, которые отмечаются многими
людьми. Попробуйте определить и сформулировать
основные идеи этих дней, объясните, что они
символизируют.

Неужели о доброте, чуткости, милосердии,
сострадании и сопереживании, необходимо
вспоминать только в эти дни?

9. Работа в группах.

Соберите пословицы о милосердии, доброте и
сострадании, подготовьте объяснение значений
этих пословиц.

— Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет”.

— Доброе сердце о чужой беде болит.

— Человек милосердный благотворит душе своей.

— Милосердие – это сила, могущая защитить то,
что беззащитно.

— Милосердие никогда не пропадет зря.

Проверка. (Слайд 13)

10. Обзор литературы.

В каких произведениях вы встречались с
проявлениями милосердия и сострадания?
Затронули ли они вашу душу? Почему? ( чащиеся
делятся впечатлениями).

Вывод. В этих произведениях авторы учат нас
быть: добрыми, сострадательными, милосердными.
Одно без другого быть не может. Доброта рождает
сострадание, а сострадание — милосердие.

11. Рефлексия.

Что нужно делать, чтобы каждого из вас
считали милосердным? (Учащиеся пишут по одному
предложению на листочках и прикрепляют к доске)

Вывод. (Слайд 14)

Научиться любить ближних.

Учиться прощать врагов.

Подавать милостыню нуждающимся.

Ребята, мне хочется, чтобы вы пронесли по
жизни все эти лучшие качества: милосердие, любовь
к ближнему, честность, которые сделают вас
добрыми людьми.

Ученик читает стихотворение:

Не для себя деревья плодоносят,
И реки чистых вод своих не пьют,
Не просят хлеба для себя колосья,
Дома не для себя хранят уют.

Себя мы с ними сравнивать не будем,
Но каждый знает, эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаешь ты людям,
Тем радостней живешь и для себя.

Л. Татьяничева.

12. Домашнее задание (слайд 15) – по выбору.

Составьте кроссворд со словом
“милосердие”.

Приведите примеры милосердия и сострадания
из своей жизни и жизни близких вам людей.

Предложите социальную рекламу по теме
“Сострадание и милосердие”, которую можно
разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в
кино, предложить на телевидение.

— Спасибо вам за работу. Берегите себя и своих
близких (слайд 16)!

Презентация опубликована не полностью, т.к.
превышает допустимый объем публикации.

Слайд 1Нравственные качества человека
Отзывчивость, честность

Урок 7

Нравственные качества человекаОтзывчивость, честностьУрок 7


Слайд 2 Какие группы выделил Аристотель среди человеческих добродетелей?

Учение Аристотеля о

добродетелях

Какие группы выделил  Аристотель среди человеческих добродетелей?Учение Аристотеля о добродетелях


Слайд 3 1. Подчеркните одной чертой добродетели характера по учению Аристотеля
2.

Подчеркните двумя чертами добродетели ума

Великодушие, мудрость, правдивость, дружелюбие, сообразительность, великолепие, щедрость, любезность, отзывчивость, справедливость, умеренность, честолюбие, рассудительность, честность, мужество, ровность.

Работа на карточках

1. Подчеркните одной чертой добродетели характера по учению Аристотеля 2. Подчеркните двумя чертами добродетели умаВеликодушие, мудрость,


Слайд 4Великодушие, мудрость, правдивость,
дружелюбие, сообразительность,
великолепие, щедрость, отзывчивость, справедливость, умеренность,
честолюбие, любезность, рассудительность,

честность, мужество, ровность

Работа на карточках

отзывчивость

честность

Великодушие, мудрость, правдивость,дружелюбие, сообразительность,великолепие, щедрость, отзывчивость, справедливость, умеренность, честолюбие, любезность, рассудительность, честность, мужество, ровностьРабота на карточкахотзывчивостьчестность


Слайд 5Отзывчивость-
Словарь
это когда человек отзывается душой (откликается всем сердцем) на чужие беды

и просьбы, старается помочь и что-то сделать.

Отзывчивость-Словарьэто когда человек отзывается душой (откликается всем сердцем) на чужие беды и просьбы, старается помочь и что-то


Слайд 6Отзывчивость как нравственное качество героев литературных произведений
А.П.Чехов «Каштанка»
Ю.Яковлев «Рыцарь Вася»

Отзывчивость как нравственное качество героев литературных произведенийА.П.Чехов «Каштанка»Ю.Яковлев «Рыцарь Вася»


Слайд 7Параолимпийские игры
Людвиг Гутман
Словарь стр. 146
Стр. 36 Чтение текста

Параолимпийские игрыЛюдвиг ГутманСловарь стр. 146Стр. 36 Чтение текста


Слайд 8 Мальчик с коньками под мышкой уже не идет, а бежит. Только

бы не опоздать на каток! Только бы не опоздать!
    И тут в конце переулка он увидел человека. Мальчик не обратил бы на него никакого внимания, но человек оказался единственным прохожим и шел прямо ему навстречу. Человек был высокий, крупный. На нем белые бурки с кожаными носами и широкая длинная куртка, сшитая из шкуры какого-то черного зверя. Шаги у мужчины тяжелые и неторопливые. А мальчик почти бежал, и поэтому они скоро должны были встретиться.
    И вдруг прохожий остановился. Потом он качнулся вперед и сделал несколько неуверенных шагов, словно собирался упасть. Но не упал, а удержался на ногах. Он беспомощно начал двигать руками:
    искал в воздухе невидимую опору. На этот раз он наверняка бы упал, но рука вовремя ухватилась за стену дома.
    «Наверное, пьяный», — подумал мальчик, и в глазах его вспыхнул недобрый зеленый огонек: он терпеть не мог пьяных.
    Мальчик брезгливо сморщил нос и ускорил шаг, чтобы поскорее разминуться со встречным.
    Когда мальчик поравнялся с прохожим, тот стоял прислонясь к стене, крепко зажмурив глаза. Лицо его было неестественно бледно.
    У рта запали две глубокие складки. Он тяжело дышал. Одной рукой человек держался за каменную стену, другой силился расстегнуть железный крючок воротника. Крючок был цепкий, и у руки не хватало сил освободить его из петли. На лбу у прохожего выступили мелкие бисеринки пота.
    Мальчик с коньками невольно остановился. И тогда прохожий открыл глаза и посмотрел на мальчика. Его глаза смотрели из-под нависших бровей откуда-то издалека. Нет, это не были мутные, шальные глаза пьяного! Они были полны боли и тревоги. И во всем облике этого большого, грузного человека чувствовалась неловкость за свою беспомощность.
    Наконец ему все же удалось расстегнуть крючок. Усталая рука соскользнула вниз, плечи опали под собственной тяжестью. Человек закрыл глаза, но тут же открыл их вновь. Он заметил мальчика и боялся потерять его из виду.
    Мальчик еще стоял рядом. Но ему было некогда. Он боялся опоздать. Зеленые глаза недружелюбно глядели на тяжело дышащего человека.

Прочитайте отрывок из рассказа

Ю.Яковлев«Мальчик с коньками»

 Мальчик с коньками под мышкой уже не идет, а бежит. Только бы не опоздать на каток! Только


Слайд 9Стр. 38
Лексическое значение слова «честность»
1. Правдивый
2. Порядочный, совестливый
3. Верный
4. Справедливый

Стр. 38Лексическое значение слова «честность»1. Правдивый2. Порядочный, совестливый3. Верный4. Справедливый


Слайд 10«Лучше будь прост да честен,
чем умён и лжив»
Софокл
Стр. 38

«Лучше будь прост да честен, чем умён и лжив»СофоклСтр. 38


Слайд 11Домашнее задание:
стр. 39 вопросы 4, 5

Домашнее задание:  стр. 39 вопросы 4, 5


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гнездовская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

Открытый урок по теме:

«Милосердие и сострадание» в курсе ОРКСЭ по модулю

«Основы Православной культуры»

Захарова Любовь Ивановна,

учитель начальных классов,

первой квалификационной категории

Тема: Милосердие и сострадание.

Цель: Создать условия для ознакомления с понятиями:

Милосердие, забота о слабых, милостыня, ближний, любовь к врагам, сострадание, взаимопомощь, социальные проблемы общества.

Задачи:

Предметные:

— формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, благотворительность, добро;

— формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта.

Развивающие:

— развивать познавательный интерес к предмету;

— развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

— развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

— развивать творческие способности.

Воспитательные:

— формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

— формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

Планируемые результаты:

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

— регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

— познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

— коммуникативные: Составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

— предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Основные понятия: Долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, толковые словари русского языка С. И. Ожегова.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Ход урока

  1. Организационный момент

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии.

  1. Проверка домашнего задания

Домашним заданием было задано: эссе на тему: Добрые дела в моей жизни», по желанию выучить стихотворение о добре.

  1. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

Учитель:

Я хочу продолжить урок с хорошо знакомой вам сказки, которая учит добру. Послушайте.

«Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть, по – моему вели!»

— Узнали, откуда эти строчки?

— А кто главная героиня сказки?

( Демонстрируется фото В. Катаева)

— Вспомните, а на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика – семицветика?

— А какое желание принесло девочке радость?

( Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из все чудес, которые свершились в сказке, самую большую радость ЖЕНЕ принесло исцеление хромого мальчика)

Какие чувства открылись в Жениной Душе?

Добро Жалость

Помощь Понимание

Сопереживание

Сочувствие Сострадание

— Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов – « милосердие». Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет и любит.

IV. Работа по теме урока

— Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

— Сформулируйте задачи урока?

— Мы узнаем с вами:

— о том, что любовь бывает с заплаканным лицом;

— кого называют «ближним»;

— как христианин должен относиться к ближним.

Учитель:

Мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании. О милом сердце, которое милует, жалеет и любит.

Любовь бывает разной.

V ( комментированное чтение с. 42)

VI Работа в группах

Как вы ребята понимаете слово « милосердие?»

Что это такое? (Ответы детей)

Учитель:

Милосердие – милое сердце, милующее сердце. Сострадание – умение переживать за другого человека. Найдите определения этих слов в словарях русского языка С. И. Ожегова, В. И. Даля. Работаем по группам:

1 группа работает со значением слова

милосердие

2 группа – со значением слова

Сострадание

— Зачитайте значения слов (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.  Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.

Учитель:

— Чем близки эти слова? Чем отличаются? (Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде).

Учитель:

— Кто на ваш взгляд является милосердным человеком? Можете назвать кого-то из знакомых, близких вам людей? (бабушки, мамы, папы, добрые друзья, которые заботятся о нас.)

… Да, как правило, это наши бабушки, мамы, папы, добрые друзья, которые заботятся о нас.

Учитель:

Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. Однажды Иисуса Христа спросили:

Какая самая главная среди множества заповедей?

 Он сказал:

Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя

. И тогда ему задали непростой вопрос:

А кто мой ближний?

Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.

Учитель:

Сначала ребята, чтобы все вам было понятно, мы проговорим с вами все незнакомые слова:

VII СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Самарянин — означает чужак, человек другой веры.

Самарянин — Представитель этнической (связанное с принадлежностью к какому-нибудь народу, с его культурой) группы, которую евреи не признают единоверцами.

Ближний — всякий человек, который нуждается в помощи

VIII Продолжение работы по теме урока

Учитель

— Сегодня мы познакомимся с вами с одной из известных притч Иисуса Христа. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи прохожего Самарянина.

— Давайте послушаем и ответим, чему учит нас эта притча?

Притча о добром самарянине. (рассказывает ученик)

— Итак, чему учит нас эта притча?

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. Это тот, кто нуждается в твоей помощи.

Учитель:

Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когда мы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал:

Иди и ты поступай так же. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Исполняя завет своего основателя, христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах.

IX Физкультминутка

Прилетели ангелочки-

Становились на носочки!

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили-

В стороны направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Поскакали в высоту,

Чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами.

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.

Учитель:

А сейчас посмотрите сценку из жизни одного короля.

Сказочка о счастье.

Учитель.

 — Чему нас учит эта сказка?

Совет. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.

Учитель: продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие.

Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?

X. Просмотр видео клипа «Если можешь помочь — Помоги» в исполнении Н. Кадышевой и Алексея Гомона

  • А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств попали в беду? Ведь, порой, среди таких несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром. А как относиться к братьям нашим меньшим?

(С состраданием, помочь одеждой, едой, чем можем.)

Учитель:

— А сейчас ребята мы с вами поиграем.  Игра называется «Лучики добра»

(передавая сердечко, друг другу, называем добрые дела, которые совершали).

Учитель:

— Ребята, посмотрите на доску, как много мы видим слов.

Добро, помощь, месть, жалость, сочувствие, злорадство, понимание, сопереживание, обида, сострадание, равнодушие, милосердие, жадность, человечность, общительность, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг другу.

— Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.

Убираем слова: месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность.

— Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит « Жить в радости»

Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

Учитель:

— Наверное, с каждым из нас было такое, что когда мы совершили что-то недоброе или поссорились с другом, на душе стало скверно, сердце разрывалось от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость.

— что мы имеем в виду, когда желаем милости к себе? (дети отвечают)

(Мы хотим, чтобы нас простили. Мы хотим мира. Мир лечит душу.)

Но если мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит, и других мы должны учиться прощать, особенно, если у них случилась беда. Любовь начинается с прощения.

Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время — и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?

Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды.

 Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа:

А Я говорю вам: любите врагов ваших

— Да, это трудно. Но если человек принимает благодатную силу Христа, то и это ему под силу.

Учитель:

— Одно из дел милосердия – милостыня. А как вы себе представляете, что такое милостыня?

Найдите определение этого слова в словаре русского языка С.И. Ожегова 

Подая́ние (милостыня) — добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным).

— Иисус Христос учил:

Всякому просящему у тебя – дай

Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека – это тоже милостыня. Подавший милостыню умножил количество добра в мире. Он принес добро самому себе. От этого его душа стала светлее.

Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.

Но у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что может пожертвовать ребенок?

(Ответы детей)

Ребенок может пропустить любимый мультфильм – и вместо этого навестить больного товарища, хотя бы позвонить ему; или например, помыть полы в своей комнате. Можно уделить внимание старенькой бабушке: расспросить, как она себя чувствует, какое у неё сегодня настроение… Пожилым людям очень не хватает внимания.

Милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу.

Учитель:

Какие добрые действия можно совершить с помощью этих предметов: книга, цветок, письмо, улыбка.

XI Творческая работа в группах (2 группы).

Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка.

Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками

Вы нашли у своего дома маленького котенка

Один из дежурных заболел, девочка берется за уборку одна. Ей нужно поднять стулья, подмести, принести воду, вытереть пыль и вымыть пол. Ваши действия?

Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?

Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?

Учитель:

Милосердию противоположно жестокосердие. Сейчас я вам прочитаю два стихотворения, а вы определите, где говорится о милосердии, а где о жестокосердии.

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

Я. П. Полонский

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку

М. Ю. Лермонтов

— Так, где говорится о милосердии, а где о жестокосердии?

— А вы сами когда-нибудь подавали милостыню?

— Какие чувства вы испытывали при этом?

Да ребята, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку. И наоборот, отнимешь у кого-то игрушку – бывает после этого весело?

Вроде бы и желаемое получил, а радости от этого нет. И играть не интересно.

Учитель:

В России женщин, ухаживающих за больными и ранеными, называли сестрами милосердия. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь.

XII Рефлексия учащихся.

Составьте синквейн со словами: сострадание и милосердие (2 группы).

Возможные синквейны учащихся:

1.Сострадание.

2.Любящий, отзывчивый.

3.Сочувствовать, переживать, помогать.

4.Мы должны проявлять сострадание

5. Необходимо

1.Милосердие.

2. Добрый переживающий.

3. Проявлять, поддерживать, любить.

4. Помогать нуждающимся в помощи.

5. Забота.

XIII Итог урока.

Высказывания учащихся:

— Над чем заставил задуматься этот урок каждого из нас?

Учитель:

У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. И хочу подарить вам «Памятки жизненных правил»

ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ.

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей

2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

XIV Самооценка

Закончите предложение

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

Домашнее задание

  1. Читать с. 42-45. Ответьте на вопросы на стр.45 вместе с родителями

  2. « Волшебная рука»

Обведите на листе свою руку и напишите на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

  • Рассказ отзывчивость какие чувства он вызывает
  • Рассказ отец познал дочь
  • Рассказ отец моего сына часть 9
  • Рассказ отец моего ребенка
  • Рассказ отец и сын дубровский