Рассказ пациента о своем состоянии носит

Краткое содержание каждого этапа.

I
этап сестринского процесса

обследование
пациента


текущий
процесс сбора и оформления данных о
состоянии здоровья пациента.

Уход
является квалифицированным, если он
отвечает трём необходимым требованиям:

  • Научность

  • Системность

  • Индивидуальность

Цель
обследования:

собрать, обосновать и взаимосвязать
полученную информацию для создания
информационной базы данных о пациенте
и его состоянии.

Источники
информации о пациенте

у
медсестры те же, что и у врача:

  • расспрос
    пациента (Рассказ пациента о своём
    состоянии носит субъективный характер.

    Объективная
    информация — данные, которые получены
    в результате наблюдений и обследований,
    проводимых м/с. К ним относятся анамнез,
    социологические данные, данные о
    физическом развитии, культурном и
    духовном, психологические данные.);

  • физическое
    исследование пациента по органам и
    системам (физикальное обследование —
    пальпация, перкуссия, аускультация,
    измерение АД, пульса, ЧДД, данные
    лабораторного исследования);

  • знакомство с
    медицинской историей болезни;

  • беседа с врачом;

  • беседа
    с родственниками пациента, коллегами
    по работе, друзьями, случайными прохожими

    (Они
    дают информацию и в том случае,
    когда пострадавшим является ребенок,
    душевнобольной, человек в бессознательном
    состоянии);

  • чтение
    медицинской литературы и специальной
    литературы по уходу.

Конечный
результат
I
этапа — документирование полученной
информации и создание базы данных о
пациенте.

Собранные
данные записываются в сестринскую
историю болезни (СИБ)

по определенной форме. Цель
сестринской истории болезни:

контроль
за деятельностью медсестры, выполняемым
ею планом ухода и рекомендациями врача,
анализ качества оказания м/с помощи и
оценка её профессионализма.

II
этап сестринского процесса


установление
проблем пациента и формулировка
сестринского диагноза.

Проблема

осознание
человеком невозможности разрешить
трудности и противоречия, возникшие в
данной ситуации, при данном заболевании
путем личных знаний и опыта.

Цель этапа
заключается в:

  1. определении
    проблем, возникающих у пациента

    как ответные реакции организма. Проблемы
    пациента подразделяются на существующие
    и потенциальные, а также :

    1. психические
      (страх, тревога, нервные срывы);

    2. физические
      (боль, неподвижность, одышка);

    3. социальные
      (отсутствие профессии, работы, квартиры).

Существующие
проблемы

— это проблемы, которые беспокоят пациента
в настоящий момент
.
Пример: пациент с травмой позвоночника,
строгий постельный режим, проблема —
боль, стрессовое состояние, ограничение
подвижности, дефицит самоухода и общения.

Потенциальные
проблемы

— те, которые еще не существуют, но могут
появиться с течением времени.

Пример:
у данного пациента появление пролежней,
застойная пневмония, снижение тонуса
мышц.

  1. установлении
    факторов, способствующих возникновению
    и развитию этих проблем.

  2. выявлении
    сильных сторон пациента, которые
    способствовали бы предупреждению или
    разрешению его проблем.

У
пациента
в
большинстве случаев несколько
проблем
,
сестра
должна их рассматривать с учетом
приоритетов.

Приоритеты
классифицируются как первичные,
промежуточные и вторичные.

Проблемы
первичного приоритета

которые
если не лечатся, то могут оказать пагубное
влияние на пациента.

Проблемы
промежуточного приоритета

включают
не экстремальные и неопасные для жизни
потребности больного.

Проблемы
вторичного приоритета

— которые не имеют прямого отношения
к
заболеванию
или прогнозу.

Пример:
наш больной (перелом позвоночника)
первичные проблемы — болевой синдром,
стресс. Промежуточные проблемы —
вынужденное положение, дефицит самоухода
и общения. Из потенциальных проблем
первичными являются появление пролежней
и нерегулярное опорожнение кишечника.
Промежуточными — пневмония, снижение
тонуса мышц.
При каждой выявленной проблеме медсестра
помечает себе план действий, не оставляя
без внимания и потенциальные проблемы,
т.к. они могут превратиться в явные.

Следующей
задачей второго этапа является
формулировка сестринского диагноза.

В настоящее время
можно встретить множество определений
сестринского диагноза.

Сестринский
диагноз

состояние
здоровья пациента (нынешнее или
потенциальное), установленное в результате
проведенного сестринского обследования
и требующее вмешательства со стороны
сестры (1982г.)

Отличия
сестринского диагноза от врачебного:

более
многословны, могут меняться каждый день
и даже в течение дня по мере реакции на
болезнь; сестринский диагноз может
быть одинаковым при различных врачебных
диагнозах; медсестра рассматривает не
заболевание, а реакцию пациента на
болезнь и свое состояние; сестринский
диагноз может относиться не только к
пациенту, но и его семье, коллективу и
даже к государству.

После обследования,
установления диагноза и определения
первичных проблем пациента сестра
формирует цели ухода, ожидаемые результаты
и сроки, а также методы, способы, приемы,
т.е. сестринские действия, которые
необходимы для достижения поставленных
целей.

III
этап сестринского процесса

планирование
сестринской помощи.

План
ухода координирует работу сестринской
бригады, сестринский уход, обеспечивает
преемственность, помогает поддерживать
связи с другими специалистами и службами,
предусматривает участие пациента и его
семьи в процессе ухода.

План – письменное
руководство по уходу, представляющее
собой подробное перечисление специальных
действий медсестры, необходимых для
достижения целей ухода по определённой
проблеме пациента, с учётом конкретной
клинической ситуации.

Он включает критерии
оценки ухода и ожидаемых результатов.

Постановка
целей сестринского ухода необходима
по двум причинам:

— дает направление
индивидуального ухода;


используется для определения степени
эффективности действий.

Цель
это
ожидаемый конкретный положительный
результат сестринского вмешательства
по определенной проблеме пациента.

Постановка
целей ухода должна соответствовать
требованиям:

  1. цели и задачи
    должны быть реальными и достижимыми;

  2. должны иметь
    конкретные сроки

Существует
2 вида целей:

  1. краткосрочные
    (меньше 1 недели) ставятся в острой фазе
    заболевания;

  2. долгосрочные
    (недели, месяцы, часто после выписки) —
    направлены на предотвращение рецидивов
    заболеваний, осложнений, их профилактику,
    реабилитацию и социальную адаптацию,
    приобретение знаний о здоровье.

        1. цели должны
          находиться в пределах сестринской
          компетенции.

        2. цель должна
          формулироваться в терминах пациента,
          а не м/с
          (неверно
          обучить технике инъекции инсулина,
          а правильно – пациент покажет умение
          делать себе инъекции технически верно
          через неделю).

Каждая
цель включает 3 компонента:

— действие
(исполнение);

— критерий
(дата, время, расстояние, ожидаемый
результат);


условия (с помощью чего или кого).

Составление
плана ухода предусматривает наличие
стандартов1
сестринской практики, т.е. выполнение
того минимального качественного уровня
обслуживания, который обеспечивает
профессиональный уход за пациентом.

Стандартный план
ухода
по
типичной проблеме пациента представляет
собой утвержденный базовый перечень
научно обоснованных мероприятий по
уходу, обеспечивающих достижение целей
сестринской помощи по этой проблеме,
вне зависимости от конкретной клинической
ситуации: формальное описание ожидаемого
сестринского вмешательства. Примером
стандарта сестринской практики может
служить ОСТ « Протокол ведения больных.
Профилактика пролежней».

Формальные стандарты
могут облегчить работу сестры, но никогда
не заменят её самостоятельного суждения.
Стандарты обобщают сестринские знания
и рассчитаны на работу в типичной
ситуации — со среднестатистическим, а
не конкретным пациентом.


сестры при
составлении индивидуального плана
ухода

требуется умение гибко применять
стандарт в реальной клинической ситуации.
Сестра имеет право исключить любой
пункт стандарта из своего плана ухода
либо, наоборот, дополнить план действиями,
непредусмотренными стандартами, но она
должна логически обосновать свою точку
зрения.

Кроме того, стандарты
являются критериями качества сестринского
обслуживания, позволяющими сестре
определить отвечает ли оказываемая
сестринская помощь установленному
уровню.

После
определения целей и задач по уходу
медсестра составляет план ухода, т.е.
письменное руководство по уходу — это
подробное перечисление специальных
действий медсестры, необходимых для
достижения м/с ухода, который записывается
в сестринскую историю болезни (СИБ).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Врачебная тайна и право пациента на информацию о своем здоровье

Врачебная тайна и право пациента на информацию о своем здоровье

Врачебная тайна относится к сведениям, непосредственно связанным с профессиональной деятельностью медицинских работников, доступ к которой ограничен на основании Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Необходимость неукоснительного соблюдения требований о неразглашении сведений, составляющих врачебную тайну, непосредственно закреплена в части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации, где указано, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

Врачебная тайна относится к частной жизни человека и её суть заключается в защите права граждан на личную и семейную тайну от необоснованного и незаконного проникновения государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций, должностных и физических лиц.

Следует отметить, что за разглашение врачебной тайны может наступить не только административная или гражданская ответственность, но также и Уголовный кодекс Российской Федерации содержит в себе ряд статей, предусматривающих ответственность за распространение конфиденциальных сведений, в частности, статья 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни», статья 138 УК РФ «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений», статья 155 УК РФ «Разглашение тайны усыновления (удочерения)».

Особенности сведений, составляющих врачебную тайну

Любая информация, полученная в процессе диагностики, лечения или реабилитации пациента представляет собой сведения о частной жизни лица. Тем не менее, указанные данные, будучи вовлеченными в общественные отношения в сфере здравоохранения приобретают новый признак и становятся сведениями, составляющими врачебную тайну.

В соответствии со статьей 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 врачебную тайну составляют «сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения полученные при его медицинском обследовании и лечении».

Факт обращения лица за медицинской помощью может выражаться не только в личном обращении в медицинскую организацию, но и вызов скорой медицинской помощи или врача участкового-терапевта на дом. Кроме того, даже звонок лица в скорую или больницу и сообщение о состоянии своего здоровья можно расценивать как факт обращения за медицинской помощью.

Тем не менее, нельзя признать фактом обращения гражданина за оказанием медицинской помощи факт посещения лицом лечебно-профилактического учреждения, в связи с тем, что в последнем случае посещение медицинской организации может быть обусловлено личными интересами лица, не связанными с состоянием его здоровья. Например, деловые переговоры с администрацией больницы или посещение больного родственника.

Следует также принимать во внимание, что врачебной тайной охватываются и данные о состоянии здоровья человека при отсутствии у него каких-либо заболеваний.

Врачебной тайной являются как медицинские данные, так и иная другая информация, полученная в процессе оказания медицинской помощи. То есть это могут быть сведения и немедицинского характера, полученные врачом от пациента о его личной жизни, взаимоотношениях с родственниками и так далее.

Стоит отметить, что специфика врачебной тайны выражается в том, что тайными становятся не только сведения о реально существующих фактах, но и о предполагаемых. Например, предварительный диагноз может быть не подтвержден в последующем, тем не менее, медицинский работник не должен разглашать предполагаемые данные третьим лицам.

Кроме того, врачебной тайной являются также сведения, не только оформленные на бумажном носителе, но и ставшие известны из разговора или находящиеся на электронных носителях (в том числе электронная история болезни, данные снимков КТ, МРТ, флюорография и прочее).

Следовательно, считаем, что наиболее правильно включать в содержание врачебной тайны не только данные о факте обращения лица в медицинскую организацию, оказанной медицинской помощи, диагнозе, состоянии здоровья, лечении, но также и особенности психоэмоционального состояния пациента, его интересах и увлечениях, составе семьи, которые стали известны медицинскому работнику при оказании медицинской помощи, то есть сведения, составляющие частную жизнь лица.

Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну может выражаться несколькими способами, а именно:

  1. Устное распространение сведений, составляющих врачебную тайну. Такое разглашение может совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Особенно часто такая информация передается по телефону третьим лицам, представляющимся родственниками пациента;
  2. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну возможно при непосредственном общении врача и пациента в общественных местах при сообщении информации о состоянии здоровья в присутствии третьих лиц;
  3. Указание в научных текстах, исследованиях и иной литературе информации о состоянии здоровья пациента, его диагнозе, течении болезни и прочее без предварительного письменного согласия больного;
  4. Небрежное отношение с медицинской документацией, в том числе, амбулаторной картой, историей болезни, листками нетрудоспособности.

В статье 3 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ содержится определение термина «персональные данные», под которыми понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу. Целью указанного закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обращении с его персональными данными, в том числе защита права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Следует отметить, что понятие врачебной тайны является более широким, нежели персональные данные. И ряд сведений, не относящихся к персональным данным, все равно относятся к врачебной тайне. Например, исключительно данные о диагнозе пациента или методе лечения не позволят идентифицировать лицо.

Обработка персональных данных допустима при соблюдении ряда условий, а именно:

  1. Субъект дал письменное согласие;
  2. Персональные данные являются общедоступными;
  3. Персональные данные относятся к информации о состоянии здоровья человека и их обработка необходима для защиты жизни и здоровья или иных интересов третьих лиц и получение необходимого согласия не представляется возможным;
  4. Обработка осуществляется в медицинско-профилактических целях, для установления диагноза, оказания медицинской помощи, при условии осуществления лицом медицинской деятельности на законных основаниях.

Письменное согласие на обработку персональных данных должно включать в себя:

  • Фамилию, имя, отчество субъекта;
  • Наименование и адрес оператора, осуществляющего обработку персональных данных;
  • Цель обработки;
  • Перечень перuсональных данных, на которые дается разрешение;
  • Срок, в течение которого действует указанное разрешение и порядок его отзыва.

При обращении за медицинской помощью, лечебно-профилактическое учреждение обязано взять у пациента соответствующее согласие на обработку его персональных данных в целях соблюдения действующего законодательства и защиты персональных данных от несанкционированного вмешательства со стороны третьих лиц.

В пункте 3 статьи 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» указано, что с письменного согласия гражданина разрешается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну иным лицам. Во исполнение данной нормы, при госпитализации пациенты, как правило, подписывают согласие на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.

Согласие на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну оформляется в письменном виде и содержит в себе в обязательном порядке следующие данные:

  • ФИО пациента;
  • ФИО лица, которое имеет право на получение конфиденциальной информации;
  • Перечень сведений, которые подлежат разглашению (факт нахождения в стационаре/обращения за медицинской помощью/диагноз заболевания/методы лечения и прочее);
  • Дату и подпись пациента.

Как мы видим, срок в течение которого действует данное согласие ничем не регламентирован. Следовательно, можно предположить, что такое согласие имеет силу и после выписки лица из медицинской организации.

Следует также отметить, что пациент имеет право написать запрет на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. В данном случае медицинские работники не имеют право сообщать какую-либо информацию о состоянии здоровья пациента даже близким родственникам.

Особенности правового статуса субъектов, обязанных хранить врачебную тайну

Врачебная тайна является одним из видов профессиональной тайны. То есть указанные сведения могут быть получены при исполнении профессиональных обязанностей физическим лицом или организацией при осуществлении соответствующего вида деятельности.

Основным отличием врачебной тайны от иных сведений конфиденциального характера состоит в том, что медицинские работники не являются государственными или муниципальными служащими.

Всех лиц, которые имеют доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну условно можно разделить на две большие группы:

  1. Медицинские работники и иные лица, работающие в медицинской организации.

    Пункт 13 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержит определение термина медицинский работник, под которым «признается лицо, которое имеет медицинское или любое иное образование, работает в медицинской организации и в должностные обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности».

    Не стоит трактовать данную норму буквально и полагать, что субъектом, обязанным хранить врачебную тайну, может быть только лечащий врач. Врачебную тайну обязаны соблюдать все работники медицинской организации, которым при исполнении своих профессиональных обязанностей стали известны сведения о пациенте, его состоянии здоровья, течении заболевания и получившие доступ к иной конфиденциальной информации. Например, к лицам, обязанным хранить врачебную тайну, также можно отнести медицинских сестер, младший медицинский персонал (санитар, сестра-хозяйка), студентов медицинских ВУЗов, административный персонал лечебного учреждения, наиболее ярким примером в данном случае являются работники отдела статистики, которые вносят данные о диагнозе и исходе заболевания каждого пациента.

  2. Лица, не являющиеся работниками медицинской организации, но получившие доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну в связи с исполнением своих служебных обязанностей.

    К данной группе можно отнести следующие категории лиц:

    • Сотрудники социальной службы, органы опеки и попечительства при оказании паллиативной помощи населению;
    • Сотрудники правоохранительных органов, органов прокуратуры, сотрудники судебной власти, адвокаты – при расследовании и рассмотрении дел в отношении причинения вреда жизни и здоровью человека;
    • Сотрудники военкомата в отношении лиц, поступающих на военную службу или альтернативную гражданскую службу;
    • Сотрудники страховых организаций, ФОМС при выплатах за проведенное лечение, медицинские манипуляции, оплате больничных листов;
    • Работники санитарно-эпидемиологической службы при проверке нарушений требований санитарно-эпидемиологического режима, а также сотрудники министерства здравоохранения субъекта РФ при проверках на соответствие осуществляемой деятельности нормам действующего законодательства лечебно-профилактическим учреждением;
    • Сотрудники иных медицинских организаций при переводе пациента в другую больницу или при проведении судебно-медицинского вскрытия, в случае если смерть лица наступила в больнице, но имеются признаки насильственной смерти.

Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, является грубым нарушением действующих норм трудового законодательства и может повлечь за собой увольнение. В пункте «в» части 6 статьи 81 ТК РФ указано, что даже однократное разглашении охраняемой законом тайны, которая стала известна работнику в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей может повлечь за собой расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

При обнаружении медицинским учреждением факта нарушения разглашения медицинским работником сведений, составляющих врачебную тайну, необходимо составление акта с обязательным указанием совершенного правонарушения в присутствии не менее двух свидетелей. На основании указанного акта требуется собрать комиссию и решить вопрос о виновности либо невиновности работника и принятии в отношении него мер дисциплинарной ответственности.

В соответствии со статьей 193 ТК РФ медицинский работник обязан предоставить объяснительную. Принимая во внимание причины, указанные в объяснительной, а также тяжесть совершенного проступка, иные заслуживающие внимания обстоятельства, работодатель принимает решение об увольнении сотрудника или наложении на него замечания либо выговора.

Основные положения декларации о политике в области обеспечения прав пациента в Европе, раскрывающих вопросы, относящиеся к врачебной тайне

Вопрос сохранения врачебной тайны является актуальным для всех государств, в том числе данный вопрос поднимается и в декларациях Всемирной организации здравоохранения.

В декларации о политике в области обеспечения прав пациента в Европе, принятой Европейским совещанием ВОЗ по правам пациента в марте 1994 года в Амстердаме в статье 4 детально раскрываются вопросы, относящиеся к конфиденциальности оказываемой медицинской помощи, а именно:

  1. Информация о состоянии здоровья пациента, диагнозе, прогнозе лечения заболевания или любая иная информация личного характера должна держаться в секрете, в том числе и после смерти больного;
  2. Конфиденциальную информацию позволено раскрыть, когда получено согласие пациента, либо в случаях, предусмотренных законом. Согласие пациента на получение сведений, составляющих врачебную тайну медицинскому персоналу лечебного учреждения предполагается по умолчанию;
  3. Данные, которые могут раскрыть личность пациента должны быть защищены. Степень защита должна соответствовать форме хранения таких сведений. Компоненты человеческого организма, которые могут каким-либо образом раскрыть данные о пациенте также должны храниться соответствующим образом с соблюдением требований о защите персональных данных лица;
  4. Пациент имеет право на ознакомление с историей болезни, а также любой иной медицинской документацией, имеющей к нему непосредственное отношение. Пациент также имеет право на получение их копий;
  5. Пациент имеет право требовать исключить, дополнить, уточнить данные о себе из медицинской документации, если они не соответствуют действительности, не имеют отношения к поставленному диагнозу, проводимому лечению;
  6. Запрещено вторжение в личную или семейную жизнь пациента, кроме случаев, когда пациент не дал на это прямого согласия или необходимость их получения не продиктована целями обследования или лечения;
  7. Вторжение в личную жизнь пациента в любом случае должно предусматривать уважение его тайн. Следовательно, такие действия должны осуществляться строго определенным кругом лиц, если иную волю не выразит сам пациент;
  8. Пациенты, поступающие или находящиеся на лечении в лечебно-профилактическом учреждении, имеют право на наличии в нем необходимой техники и оборудования, позволяющего сохранить в тайне всю конфиденциальную информацию, касательно его жизни и здоровья.

В тоже время в Российской Федерации 28 мая 2010 года на первом Всероссийском конгрессе пациентов в Москве была принята Декларация о правах пациентов в России. Указанный акт был разработан на основе выдающихся международно-правовых норм зарубежных стран.

В статье 1.6 закреплено право пациента на защиту частной жизни, а также конфиденциальность информации. В рассматриваемой декларации указано, что каждый человек имеет право на конфиденциальность личных данных, в том числе факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе, рекомендованном лечении. На защиту личной жизни во время проведения медицинских манипуляций, визитов к врачам.

Все данные, которые могут быть получены в процессе оказания медицинской помощи следует рассматривать, как личные и должны быть защищены соответствующим образом.

Общение пациента с медицинскими работниками должно проходить в конфиденциальной обстановке в присутствии только необходимых сторон. Пациент должен дать согласие на присутствие иных лиц или сам попросить их о присутствии. В тоже время понятие врачебной тайны не должно толковаться как ограничение права самого пациента на информацию о состоянии здоровья.

Право пациента на получение информации о состоянии своего здоровья

В статье 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» указано, что каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья. Таким образом, пациенту должны сообщаться все сведения о наличии или отсутствии у него заболевания, прогнозируемом исходе, методах лечения и прочее, принимая во внимание возраст, психическое состояние, настрой на лечение и иные, заслуживающие внимания обстоятельства.

Вся информация о состоянии здоровья пациента предоставляется лично лечащим врачом или иными медицинскими работниками, которые непосредственно принимают участие в лечение данного пациента. Данная мера представляется действительно необходимой, в связи с тем, что медицинский работник в личной беседе может компетентно ответить на вопросы пациента, а также поддержать его в необходимом случае.

Пациент (или его законный представитель) имеет право на ознакомление с медицинской документацией, которая отражает состояние его здоровья. Кроме того, он имеет право по запросу получать копии медицинских документов и выписки из них, в том числе и в электронной форме. Пациент также может забрать медицинские препараты, которые имеют к нему непосредственное отношение, например, гистологические блоки и стекла или же архив операционного материала, включая возможность получения консультаций в других лечебно-профилактических учреждениях.

К сожалению, право пациента на получение информации о состоянии своего здоровья иногда вступает в коллизию с институтом врачебной тайны в части предоставления сведений о состоянии здоровья лицам, страдающим психическими заболеваниями или же при прогнозируемом неблагоприятном исходе, когда закон дает право выбора врачу лица, которому будет сообщен диагноз пациента или не сообщен вовсе.

Особенности сообщения врачом диагноза пациенту, в том числе при прогнозируемом неблагоприятном исходе

Проблему врачебной тайны следует рассматривать не только с точки зрения сохранения в тайне сведений о состоянии здоровья пациента от третьих лиц, но и прав медицинских работников на сокрытие информации непосредственно от самого больного. Указанная проблема остается нерешенной уже на протяжении долгого времени и заключается в том, что нередко врачи злоупотребляют данным правом, а также не предоставляют пациенту право самостоятельно определять судьбу и ход дальнейшего лечения.

В соответствии с действующим законодательством пациент имеет право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну. Если происходит сокрытие информации от самого больного, то в данном случае медицинский работник злоупотребляет своим должностным положением и нарушает конституционное право гражданина на информацию о состоянии его здоровья, а также положения статьи 22 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которая закрепляет право на информацию о состоянии здоровья.

Основополагающим принципом биоэтики в медицине является автономия пациента, то есть, он самостоятельно принимает решения и должен иметь доступ к полной и объективной информации о состоянии своего здоровья.

В статье 32 Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации указано, что «взаимоотношения врача и пациента должны строиться на партнерской основе и принципе информированности. Врач в доступной форме должен информировать пациента о состоянии его здоровья, предполагаемых изменениях и методах лечения, в том числе возможные риски или неуверенность в результатах. Врач должен убедиться, что пациент понял всю сообщенную ему информацию и удовлетворен ею».

Таким образом, врач должен обладать некими психологическими особенностями, которые позволили бы ему понять и оценить способность пациента к восприятию информации и ее адекватной оценке, в том числе необходимо учитывать личностные особенности пациента и развивать свои коммуникационные навыки. Следует помнить, что главной целью труда медицинских работников является охрана здоровья и оказание надлежащей медицинской помощи.

При неблагоприятном прогнозе любая информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников, если пациент не запретил сообщать им об этом.

В данном случае у медицинского работника появляется выбор кому именно сообщать информацию о состоянии здоровья: непосредственно больному или его родственнику.

На наш взгляд данная норма находится в некотором противоречии с институтом «врачебной тайной», потому что у врача появляется право на законных основаниях сообщать конфиденциальную информацию третьим лицам. Кроме того, пациент зачастую не имеет возможности выразить свой запрет на распространение информации его родственникам, потому что врач не сообщает ему диагноз. Считаем, что необходимо уточнить данную норму путем получения согласия гражданина до начала его обследования о сообщении информации о состоянии его здоровья, в том числе и при неблагоприятном прогнозе, третьим лицам. В ином случае врач не будет иметь права сообщать такую информацию даже близким родственникам.

Статья 30 Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации, содержит норму, которая призывает врача сообщать информацию о состоянии здоровья пациента доброжелательно, а план медицинских манипуляций должен разъясняться в доступной форме, включая преимущества и недостатки методов лечения и обследования, в том числе, не скрывая возможных осложнений или неблагоприятного исхода. В данной норме нашел свое отражение принцип информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Принцип информированного добровольного согласия, прежде всего, необходим для формирования уважительного отношения к пациенту и автономии личности, но в тоже время, не дает право перекладывать ответственность за причиненный вред его жизни и здоровью с медицинских работников на больного.

Хотелось бы отметить тот факт, что в России, к сожалению, отсутствуют четко выработанные рекомендации и инструкции о сообщении пациенту его диагноза. С морально-нравственной точки зрения данный пробел имеет существенное значение на практике, потому что от того, как будет преподнесена информация больному, во многом зависит его настрой и исход лечения. Так, один врач, небрежно сообщив диагноз, может повлечь за собой тяжелую депрессию и усугубление течения основного заболевания у пациента. В то время как другой врач, сообщив информацию о состоянии его здоровья в более деликатной форме, формирует у пациента желание выполнять все рекомендации медицинского работника и позитивный настрой на исход лечения.

Хотелось бы отдельно отметить преимущества, которые возникают в случае, если лицо знает о своем заболевании:

  1. Становится проще планировать ход и методы лечения. У пациента возникает право на осознанный выбор медицинского учреждения и лечащего врача соответствующей специализации;
  2. В случае, когда пациенту становится известен его диагноз, гораздо легче убедить его в необходимости применения тех или иных методов лечения, в том числе радикальных, таких как химиотерапия, облучение, хирургическое вмешательство, удаление органа или его части;
  3. У пациента появляется возможность получения специализированной психологической помощи, которая может существенно помочь в лечении основного заболевания и не позволит больному остаться один на один со своей проблемой;
  4. У лица, обратившегося за медицинской помощью, остается возможность управлять своей жизнью, самостоятельно определять свою дальнейшую судьбу, в том числе и отказаться от дальнейшего лечения.

В тоже время, на практике иногда возникают ситуации, обосновывающие нежелательность сообщения полной информации пациенту о состоянии его здоровья, а именно:

  1. Непредсказуемая психическая реакция больного на свой диагноз может спровоцировать тяжелые последствия вплоть до самоубийства;
  2. Самовнушение пациента о неблагоприятном исходе заболевания действительно может негативно сказаться на течении болезни.

С морально-нравственной точки зрения рассматриваемое нами право врача на сокрытие информации о состоянии здоровья пациента невозможно оценить однозначно. Правильным и необходимым такое поведение можно считать лишь в тех случаях, когда сокрытие информации совершается в целях избавления лица от нравственных страданий и заболевание носит неизлечимый характер.

Сокрытие информации от пациента всегда персонифицировано, зависит от конкретной жизненной ситуации и психоэмоционального состояния больного. Такие действия будут иметь правомерный характер и тогда, когда пациент просит сказать ему всю правду, но ввиду наличия у него психических особенностей лечащий врач уверен, что он не сможет воспринять свой диагноз в правильной форме.

На практике достаточно часто встречаются случаи, когда медицинские работники намеренно скрывают информацию о состоянии здоровья от пациента. Это может совершаться как с прямым умыслом, так и с косвенным. Например, не сообщая полную и достоверную информацию лицу о состоянии здоровья либо искажая ее, врач имеет возможность проводить лечение препаратами, которые не сертифицированы.

Зачастую сокрытие информации от пациента осуществляется следующими способами: сообщение ложной информации о состоянии здоровья или непредставление полной и объективной информации. В указанных ситуациях, возможно как непосредственное причинение вреда жизни и здоровью пациента, так и причинение морального вреда.

В качестве примера причинения вреда жизни и здоровью в результате злоупотребления медицинским работником правом на врачебную тайну можно смоделировать следующую ситуацию. Гражданин обращается к врачу с болями в пояснице. В результате проведенных диагностических исследований у больного обнаруживают опухоль в поясничном отделе. Врач, учитывая преклонный возраст пациента, анамнез истории болезни и расположение опухоли предполагает, что это рак с метастазами. Не желая сообщать неприятное известие пожилому пациенту, врач скрывает факт наличия опухоли в организме под предлогом защемления нервных окончаний. Пациенту прописываются уколы с витаминами, определенный распорядок дня и умеренную физическую активность. Спустя несколько лет пациент погибает от раковой опухоли. В результате патологоанатомического вскрытия было установлено, что у пациента действительно был рак, но в стадии, поддающейся радикальному лечению (метастаз был единичным). Если бы несколько лет назад врач сообщил истинный диагноз, то начатое вовремя лечение смогло если и не спасти пациента, то на долгие годы продлить его жизнь.

Случаи обязательного сообщения диагноза пациенту

Вместе с тем, следует отметить, что существуют случаи, когда врач обязан сообщить пациенту информацию о состоянии его здоровья, а именно:

  • если пациент требует от врача получения полной информации о состоянии здоровья, то врач обязан сообщить ему все имеющиеся у него данные.

Статья 22 Федерального закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регламентирует, что «каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья».

  • медицинские работники не имеют права скрывать полностью или частично информацию о состоянии здоровья человека, если его заболевание содержит потенциальную или реальную угрозу для третьих лиц.

Например, при наличии у лица туберкулеза врач обязан сообщить об этом больному и направить его на лечение в специальное лечебное учреждение, в связи с тем, что указанное заболевание несет в себе опасность для других лиц.

Особенности сообщения диагноза и сохранения врачебной тайны при психиатрических заболевания

Психическое здоровье лица, является неотъемлемой составляющей его нормальной жизнедеятельности. К сожалению, исторически в обществе сложилось неоднозначное отношение к лицам, страдающим психическими расстройствами, в связи с чем сохранение врачебной тайны при оказании данного вида медицинской помощи является крайне важным для пациентов.

Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» № 3185-1 от 02.07.1992 г. в статье 5 закрепляет право лица, страдающего психическим расстройством на «получение информации в доступной форме и с учетом своего психического состояния информации о характере имеющихся у него психических расстройств и применяемых методах лечения».

Врач предоставляет сведения больному в наиболее доступной для него форме, принимая во внимание его психоэмоциональное состояние, тяжесть заболевания и возможные реакции на поставленный диагноз. Также врач должен рассказать о возможном риске, побочных эффектах, альтернативных методах лечения пациенту с обязательной отметкой о проведенном разговоре в медицинской карте больного.

Таким образом, при оказании психиатрической помощи врач вправе умолчать некоторые данные о состоянии здоровья пациента, которые могут спровоцировать поведение, опасное для него самого или окружающих.

Лечение пациентов в психиатрических стационарах или амбулаторно осуществляется только при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Тем не менее, принимая во внимание специфику заболеваний таких пациентов, законом предусмотрены случаи, когда согласие на лечение может предоставить третье лицо, а не сам пациент:

  1. В отношении лиц, не достигших 15 лет или лиц, больных наркоманией, не достигших 16 лет;
  2. В отношении лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными.

Кроме того, есть исключения, когда психиатрическая помощь может оказываться в принудительном порядке:

  • При применении принудительных мер медицинского характера, которые устанавливаются судом в отношении лиц, совершивших противоправное общественно-опасное деяние и страдающих психическим расстройством;
  • При проведении психиатрического освидетельствования, если пациент совершает действия, которые обуславливают: его опасность для себя или окружающих; неспособность самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности (беспомощность); возможное причинение вреда своему здоровью в случае, если лицо останется без психиатрической помощи;
  • При нахождении лица под диспансерным наблюдением, то есть тогда, когда лицо страдает хроническим или затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
  • В случае принудительной госпитализации в психиатрический стационар, до постановления суда, если лечение пациента возможно только в стационарных условиях, а его психическое расстройство обуславливает: его опасность для себя или окружающих; неспособность самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности (беспомощность); возможное причинение вреда своему здоровью в случае, если лицо останется без психиатрической помощи;

Все остальные категории граждан должны получать полную информацию о состоянии своего здоровья и без каких-либо ограничений. А лицам, указанным выше, информация о состоянии здоровья, диагнозе, методах и способах лечения и прогнозе исхода заболевания должна сообщаться в том объеме, в котором они смогут осознать и понять её, принимая во внимание их психо-эмоциональное состояние и возраст.

Учитывая особое отношение общества к психическим заболеваниям, Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011. № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» в статье 56 указано, что при оформлении листков нетрудоспособности в некоторых медицинских организациях, в частности в психиатрических или наркологических лечебно-профилактических учреждениях, центрах по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями могут использоваться специальные печати или штампы без указания профиля организации.

По нашему мнению, данная норма является крайне важной, в связи с тем, что иногда пациентам бывает достаточно тяжело с моральной стороны обратиться в психиатрический стационар, из-за с боязни осуждения со стороны родных или коллег. А отсутствие на печати профиля учреждения способствует сохранению в тайне факта обращения в соответствующую организацию, проведенного лечения и наличия (отсутствия) заболевания.

Заключение

Следует отметить, что проанализированные нами нормы института врачебной тайны достаточно хорошо регламентированы в отечественном законодательстве. Права пациентов на доступ к сведениям о состоянии их здоровья в полной мере дают возможность лицу на получение всей необходимой информации. Тем не менее, остаются отдельные случаи в отношении которых необходимо уточнение действующего законодательства, в частности требуется устранение противоречий между правом врача на выбор лица, которому будут сообщены данные о состоянии здоровья пациента при неблагоприятном исходе, а также более четкий запрет на умолчание каких-либо сведений о состоянии здоровья пациента, за исключением случаев, когда пациент сам настаивает на сокрытии информации.

История жизни (anamnesis vitae) включает сведения общебиографического характера: место рождения, образование, место и условия жизни в прошлом и в настоящем, материальная обеспеченность, семейное положение, представляют интерес увлечения, привычки, проведение отдыха, степень физической активности.

Характеризуется профессиональная деятельность с учетом возможных профессиональных вредностей, наличия подобных клинических проявлений у других работников данного производства.

Среди профессиональных факторов следует иметь в виду вдыхание пыли, в том числе содержащей двуокись кремния, асбест и др., вибрацию, лучевую нагрузку, воздействие свинца, ртути, паров растворителей, окиси углерода, бериллия. При этом следует уточнять наличие мер защиты, проведение профилактических мероприятий и периодических медицинских осмотров и их полноту.

Особое внимание уделяется перенесенным болезням, их течению. При этом возможно выявление хронических патологических процессов, информацию о которых следует перенести в историю настоящего заболевания. Следует особо спросить о перенесенных операциях, осложнениях в пред- и послеоперационном периоде, кровотечениях и переливаниях крови, донорстве, при которых резко увеличивается вероятность инфицирования вирусами гепатита В и С (причина многих висцеральных поражений).

Важным является вопрос о так называемых вредных привычках (курение, употребление алкоголя). Всегда следует стремиться к количественной их характеристике, так как курение и употребление алкоголя относятся к важным факторам риска ряда патологических состояний. Характеристику курения (возраст начала курения, число выкуриваемых сигарет и т. д.) больные дают достаточно объективно. Однако употребление алкоголя пациенты очень часто преуменьшают. В связи с этим следует дополнительно расспросить родственников и близких больного и обратить внимание на некоторые так называемые маркеры алкоголизации (в том числе при оценке внешнего вида больного). Следует учитывать периоды пребывания пациента в странах с непривычным для него климатом и условиями жизни (тропики), возможностью возникновения паразитарных инвазий.

Общий анамнез должен включать сведения о половой функции. Женщин расспрашивают о течении менструаций (регулярность, обильность, болезненность), течении беременностей и родов, времени прекращения менструаций — климаксе и сопутствующих ему проявлениях (приливы, проявления невроза). Эти данные имеют значение для объяснения некоторых симптомов, в частности болей в сердце. Здесь же следует спрашивать о контрацептивных мерах, в частности о приеме гормональных препаратов, длительное использование которых может приводить к серьезным осложнениям.

Наследственность может играть роль фактора, предрасполагающего к болезни, которая развивается обычно под влиянием также внешних воздействий. Сведения о болезнях и причинах смерти родителей и близких родственников могут быть ценными для диагностики и особенно прогноза. Существенное значение имеют, например, заболевание и особенно смерть одного из родителей в относительно молодом возрасте от ишемической болезни сердца или мозгового инсульта, а также наличие у родственников таких болезней, как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, подагра, туберкулез. Выясняется семейное положение больного, какие отношения в семье, кто ведет хозяйство, кто оказывает больному помощь в быту в случае необходимости.

Болезнь может проявляться у родственников одного пола. Так, гемофилией болеют только мужчины, но заболевание передается от деда к внуку только через внешне здоровую дочь.

При оценке психологического состояния больного учитываются манера рассказывать (заторможенность или, наоборот, возбуждение, многословие), реакция больного на различные виды психологического стресса, в том числе на настоящую болезнь — вызывает ли она излишний страх и опасение неблагоприятного прогноза или имеет место недооценка серьезности ситуации, что влечет нарушение режима, неаккуратный прием или даже скрытое прекращение приема лекарственных препаратов и т. п. Желательно стремиться к возможно более откровенной беседе с больным, создавая одновременно психологическую атмосферу доверия, уверенности больного в необходимости и важности проводимых диагностических и лечебных мероприятий, веры во врача.

По-особому могут складываться отношения больного со студентом-медиком, которому поручена курация. В любом случае даже короткая встреча должна начинаться со знакомства, выяснения имени и отчества, основных сведений о больном, его жалоб, а желательно (хотя бы кратко) — и анамнеза заболевания. Затем проводится обследование, иногда избирательно того или другого органа. В любом случае больной должен видеть в студенте одного из медиков, которые стремятся ему помочь.

Анамнез настоящего заболевания

Изучение жалоб больного тесно переплетается с историей развития настоящего заболевания (anamnesis morbi).

Цели изучения анамнеза больного:

  1. Установить контакт с больным.
  2. Получить информацию, необходимую для диагностики.
  3. Оценить вероятную тяжесть заболевания.
  4. Установить другие возможные источники информации (родственники, другие врачи и т. д.).
  5. Оценить личность больного и его реакцию (отношение) на развивающуюся болезнь (т.е. внутреннюю картину болезни).

«С какого времени считаете себя больным?» — нередко именно такой вопрос является первым. Врач и больной стремятся проследить развитие болезни от появления первых признаков до настоящего времени. Характеризуются периоды обострений, включается информация о результатах проводившегося обследования и лечения, в том числе по выпискам из историй болезни. Все это, безусловно, заслуживает пристального внимания, но и критического отношения, проверки.

Особенно важно оценить результаты проводившейся терапии, желательно знать эффективные дозы некоторых лекарственных средств, например такого мочегонного, как фуросемид.

Важно уточнить у больного возможные причины, вызвавшие заболевание или его обострение (перенесенная инфекция, погрешности в диете, инсоляция, охлаждение). Обязательно задаются вопросы о переносимости лекарственных препаратов, вероятных аллергических проявлениях.

Данные анамнеза целесообразно обобщить и вместе с жалобами представить в виде графика.

Как и изучение жалоб больного, уточнение анамнеза требует достаточного знания соответствующей патологии, закономерностей ее развития. Нередко, особенно при трудном и неясном диагнозе, к истории настоящего заболевания приходится возвращаться, отыскивая новую информацию, которая может стать решающей. В процессе знакомства с анамнезом врач должен дать больному возможность высказаться, однако рассказ больного должен постоянно сопровождаться вопросами, ответы на которые важны для врача. Особо обращается внимание на последний период, предшествующий госпитализации, причины ее и цель. Изучение анамнеза, как и расспрос в целом, — не просто перечень вопросов и ответов на них. От стиля беседы врача и больного зависит та психологическая совместимость, которая во многом определяет конечную цель — облегчение состояния пациента.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5]

Александр Чернов (Енакиево, Донецкая область, Украина) — анестезиолог и реаниматолог, работает в Енакиевском онкологическом диспансере и городской больнице № 7, стаж работы — 11 ­лет.

Если вы хотите показать уважение к пациенту, научитесь бережно обращаться с тем,

что он считает своим ­«я».

Врач-психиатр, академик РАМН, Владимир Бойко

Осмелюсь предположить, что уже у праэскулапов доисторических эпох существовала некая праклассификация больных. За прошедшие полвека бурное развитие медицинской психологии привело к появлению большого числа работ, посвященных проблеме взаимоотношений «врач-пациент» и, соответственно, выделению среди страждущих отдельных ­психотипов.

Типы пациентов: немного истории и теории

Известный советский терапевт профессор Роман Лурия еще в 1935 году ввел в клиническую медицину понятие «внутренней картины болезни» (ВКБ), под которой он понимал все то, что переживает, испытывает пациент, его общее самочувствие, самонаблюдение, представления о заболевании и его причинах. Данная концепция и по сей день широко используется в медицинской ­психологии.

На Западе одну из наиболее известных классификаций «субъективных типов отношения к болезни» — определения, во многом тождественного ВКБ — предложили психологи Роберт Конечный и Милан Боухал в 1982 году. Эта классификация включает следующие типы ­реакции:

1. нормальный (реальная оценка объективного ­состояния);

2. пренебрежительный (недооценка тяжести ­заболевания);

3. отрицающий (игнорирование самого факта ­болезни);

4. нозофобный (понимает, что утрирует ситуацию, но преодолеть панику не ­может);

5. ипохондрический (погружение в ­болезнь);

6. нозофильный (своеобразная форма удовлетворения от того, что болезнь освобождает от ряда неприятных ­обязанностей);

7. утилитарный (стремление нажиться на заболевании — материально или ­морально).

С 1980 года в отечественной медицинской психологии успешно используется классификация типов отношения к болезни, разработанная коллективом врачей Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева под руководством доктора медицинских наук Андрея Личко. Она включает 12 психотипов потенциальных больных и охватывает практически весь спектр возможных реакций на возникшее ­заболевание.

1. Гармоничный психотип (реалистичный, ­взвешенный).

2. Эргопатический (стенический). «Уход от болезни в ­работу».

3. Анозогнозический (эйфорический). «Отрицание ­болезни».

Нужно отметить, что первые три типа реакции считаются «рациональными», поскольку социальная адаптация у таких пациентов не нарушена и они могут самостоятельно справиться со своими психологическими ­проблемами.

4. Тревожный (тревожно-депрессивный и обсессивно-фобический). Мнительный больной, ­«фантазер».

5. Ипохондрический. «Ой! Как болит!».

6. Неврастенический. «Оставьте меня! Мне плохо!».

7. Меланхолический (витально-тоскливый). «Жизнь ­кончена».

8. Апатический. «Мне все равно!».

9. Сенситивный. Мелочно-­озабоченный.

10.Эгоцентрический (истероидный). «Мне все должны! Я — страдалец!».

11. Паранойяльный. «Кругом — враги!».

12. Дисфорический (агрессивный). Гневливо-мрачный ­молчун.

В 2001 году на основе этой классификации профессор Людвиг Вассерман и его коллеги из Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. Бехтерева разработали оригинальный психодиагностический тест, позволяющий лечащему врачу определить тип реагирования пациента на болезнь (с ним можно ознакомиться, например, на интернет-сайте журнала «Клиническая и медицинская психология» — www.medpsy.ru). Исследования личностных реакций пациентов, основанные на вышеприведенной классификации, после этого не раз предпринимались в отечественной медицинской ­психологии.

Например, в 2010 году в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Александрова был проведен скрининг, согласно данным которого рациональное отношение к болезни отмечалось лишь у 7 % пациентов и проявлялось в эргопатическом (уходе в работу) и анозогнозическом (отрицающем) типе. Патологическое же отношение выявлено у 93 % больных. Оно проявлялось в неврастенических, тревожных, ипохондрических, апатических реакциях, а также в мелочной озабоченности пациентов второстепенными обстоятельствами (сенситивный ­тип).

Такое соотношение характерно именно для тяжелых, чреватых летальным исходом заболеваний. В качестве противоположного примера можно упомянуть исследование психотипов больных геморроем, проведенное в 2012 году Валентиной Савчук, сотрудником Северо-Западного медицинского университета им. Мечникова. Выявлено, что наряду с тревожным (5 %), неврастеническим (4 %), апатическим (5 %) типами отношения к болезни распространены сенситивный (8 %), эгоцентрический (11 %), паранойяльный (10 %) и дисфорический типы (6 %), а позитивно на свое состояние и перспективы излечения смотрела почти половина ­больных.

Всё это лишь подтверждает интуитивно очевидную каждому врачу истину, что любое заболевание вовлекает пациента в зону психологического бедствия. Вполне закономерно, что чем тяжелее патология, тем чаще встречаются самые сложные типы реагирования: неврастенический и апатический. Патологии, не представляющие непосредственной опасности для жизни, нередко вызывают эгоцентрическую и паранойяльную ­реакцию.

В отечественной практике здравоохранения выделяются и другие типы «особых пациентов»: ветераны войны, бизнесмены, дети-инвалиды… Психологами проводятся тренинги, посвященные «особым пациентам», выпускаются специздания о работе с ними, например, журнал «Трудный пациент». Некоторые психологи и социологи предлагают внести в разряд «особых» и пациентов-­врачей.

Типажи онкопациентов — мой скромный опыт

Работая врачом-анестезиологом в онкологическом диспансере, я сталкиваюсь практически со всеми типажами пациентов. Разумеется, каждый из них требует индивидуального подхода. Ведь онкологические больные — особая категория пациентов, которые часто находятся под двойным грузом психологического прессинга: кроме факта болезни как таковой, над ними еще и довлеет «проклятие рака» — социального стереотипа неизлечимости и особой опасности онкологического ­заболевания.

Гармоничный психотип

Гармоничное отношение к заболеванию — факт едва ли не исключительной редкости. Один из наиболее ярких эпизодов: женщина, слегка за 50, замужем, взрослые дети и двое внуков; поставлен диагноз «рак молочной железы», проведена мастэктомия, химио- и лучевая терапии. Весь период лечения пациентка находилась в бодром настроении, верила в благополучный исход заболевания, аккуратно выполняла врачебные назначения. Она стала активным членом городской организации «Грация», объединяющей женщин, перенесших рак груди, и даже вывела ее деятельность на областной уровень. Сегодня она продолжает общественную жизнь, воспитывает внуков и радуется каждому ­дню.

Эргопатический психотип

Нечасто, быть может, в 1 случае из 10, отмечается эргопатический («уход в работу») тип отношения — ведь у большинства онкобольных, особенно получивших инвалидность, просто не остается места для работы. Мне запомнился пациент с раком желудка, пенсионер, более 30 лет проработавший преподавателем в музыкальной школе. В течение последних двух лет жизни, уже зная о тяжести своего заболевания, он возобновил репетиторскую деятельность и издал руководство по игре на гитаре. Этот пример наглядно подтверждает необходимость создания адаптационных программ, дающих возможность пациентам, склонным к эргопатическому типу реагирования, найти свою нишу: работа, общественная деятельность, хобби. В немалой степени социальной реабилитации может способствовать лечащий врач, направляя интересы пациента и возрождая в нем тягу к ­жизни.

В повести Владимира Солоухина «Приговор» описан эргопатический тип реакции пациента: «Работа всегда спасала меня… Главное, чтобы отыскалась в тебе зацепка за жизнь, чтобы чего‑нибудь тебе хотелось. Главное, чтобы было в тебе живое местечко, через которое ты бы ощутил себя живым ­человеком».

Анозогнозический психотип

Нередко пациенты ищут психологическую защиту в анозогнозии («отрицании болезни»): узнав онкодиагноз, попросту обвиняют врача в ошибке и… хлопают дверью, отказываясь от дальнейшей терапии. Это весьма опасная ситуация, которая нередко заканчивается переходом в апатию, неврастению или дисфорию, почти не оставляющие места для продуктивной работы тандема «врач — пациент» и исключающие совещательную и интерпретационную модели отношений. Некоторых пациентов, например, 40‑летнего мужчину с раком кишечника, нам удалось с помощью участковых врачей вернуть в стены диспансера и продолжить лечение. В результате больной получил еще пять лет полноценной жизни в окружении друзей и родственников. А откажись он от лечения — отведенный ему жизненный срок вряд ли превысил бы один ­год.

Ипохондрический психотип

Неоднократно мне приходилось наблюдать ипохондрический тип пациента. Помню 50‑летнюю женщину — экономист, мать взрослого сына, после диагностики рака молочной железы впала в слезливо-жалостливое состояние. Любое неприятное ощущение трактовалось как симптом грозного осложнения, а врача упрекала, что он скрывает истинный диагноз и отказывается адекватно обследовать и лечить ее. Несколько раз в день у больной, по ее словам, возникали острые боли, имеющие самую разную локализацию. Причем пациентка внимательно наблюдала за медсестрами, вводившими ей анальгетики, вплоть до чтения этикеток на ампулах. Молодой лечащий врач применил оригинальную тактику: медсестрам предписал в течение 3–4 дней под видом анальгетиков вводить обычные витамины. Через несколько дней врач сообщил об этом пациентке. Расчет на сохранившуюся у представительницы интеллектуальной профессии гордость себя оправдал: имидж «мученицы» попросту сломался. После беседы женщина изменилась: непонятные боли стали возникать реже, их интенсивность снизилась, поток слез иссяк… После курса химиотерапии из диспансера выписалась адекватная, стремящаяся жить мать и бабушка. Вот пример, когда хитрость может быть полезной. Разумеется, хитрец — в нашем случае врач — должен быть хорошим ­психологом.

Паранойяльный психотип

Одно из греющих душу воспоминаний: 60‑летняя пациентка, измотанная курсами химио- и лучевой терапии, обделенная вниманием родственников. У женщины выработался паранойяльный тип отношения к болезни: она крайне подозрительно относилась к врачебным назначениям, отказывалась от необходимой ей мастэктомии. Я стал свидетелем благотворного воздействия на нее соседок по палате, у которых после мастэктомии заметно улучшилось состояние. Позитивную роль сыграл и подход заведующего, который с пониманием отнесся к нервозности пациентки и в течение нескольких недель подводил ее к мысли о необходимости операции. Итог: операция проведена, больная выписана и уже пару лет как живет полноценной жизнью. Это яркое доказательство того, что даже распределение по палатам пациентов с различным типом реагирования на болезнь может повысить эффективность лечебного ­процесса.

В повести Татьяны Соломатиной «Акушер-Ха» описан эгоцентрический тип пациента: ««Милочка же знала об акушерстве-гинекологии всё. Она знала, что у нее несомненные показания к кесареву сечению, потому что ей двадцать девять лет, а рожать — больно. Она не посещала женскую консультацию, потому что «все врачи — дураки!»… В общем, она рассказала мне, как и что я должна делать и в какой последовательности. Безапелляционным тоном…»

А в моей новой книге «Спи спокойно, дорогой товарищ» встречается тип паранойяльный: ««Знаю вас, докторов! Напортачите — с вас станется!… Вот я адвоката и прихватил с собой!..» — ««Я — адвокат пациента и должен проверить все ампулы!..»

Эгоцентрический психотип

Эгоцентрический тип реагирования требует своего, иногда жестковатого подхода. Пару лет тому назад в отделении проходил химиотерапию пациент — классический представитель данного типа. 60‑летний мужчина понимал «в своей ситуации» все: он давал четкие указания заведующему, чем и как надо лечить, на какие консультации направить, какие анализы провести; безосновательно попрекал медсестер, предъявляя к ним завышенные требования. Несогласия не терпел и легко скатывался в истероидное состояние. Однажды в конце рабочего дня заведующий отделением пригласил его в палату для крайне тяжелых пациентов. Стоило видеть испуганно-ошарашенного мужчину перед изможденными собратьями по несчастью. Заведующий объяснял эгоцентрику, что у медсестер есть обязанности и по уходу за этими больными, которым требовалось особое внимание и гораздо больший объем процедур, в то время как он сам получает лечение в достаточном объеме, а, сотрудничая с медперсоналом, достигнет еще лучших результатов. Через пару недель мужчина начал проявлять черты реалистичного подхода. Он советовался с заведующим, а не ставил ему ультиматумы, не придирался к медсестрам, если они не могли мгновенно откликнуться на его просьбы. Это типичный пример, как необходимо иногда расширить взгляд пациента на болезнь, чтобы достичь ­взаимопонимания.

Дисфорический психотип

Встречается и дисфорический (гневливо-мрачный) тип отношения к болезни, который считается одним из наиболее деструктивных и не поддающихся коррекции. Но вспоминается случай, когда уникальная способность к взаимопониманию нашего аксакала — 73‑летнего онкохирурга — буквально вернула дисфоричного пациента к жизни. 50‑летний мужчина с раком желудка замкнулся в себе, халатно относился к лечебным процедурам. Целыми днями просиживал на скамейке в парке перед онкодиспансером. Наш врач как‑то присел рядом с ним. С полчаса они сидели молча. На следующий день ситуация повторилась. Через несколько дней медик на глазах у пациента повесил на ветвях ближайшего дерева кормушку для птиц — теперь их одиночество нарушалось чириканьем воробьев. На протяжении двух недель доктор завел еще и привычку прямо с лавки кормить приблудную кошку. Через несколько дней мужчины уже вели куцые диалоги… Примерно через месяц пациент вернулся к жизни: стал выполнять врачебные назначения, начал интересоваться ходом лечебного процесса. Разумеется, в этом случае успех удалось достичь благодаря мудрости и жизненному опыту пожилого врача, однако к подобному уровню взаимодействия с пациентом должен стремиться каждый ­медик.

Классический пример, иллюстрирующий эволюцию мировосприятия пациента от тревожного к дисфорическому типу, — повесть Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Автор поэтапно описывает восприятие болезни своим героем: «Неловкость эта стала увеличиваться и переходить не в боль еще, но в сознание тяжести постоянной в боку и в дурное расположение духа. Дурное расположение духа это, все усиливаясь и усиливаясь, стало портить установившуюся было… приятность легкой и приличной жизни…»

««боль в связи с неясными речами доктора получала другое, более серьезное значение…»

««Иван Ильич остается один с сознанием того, что жизнь отравлена для него… И жить так на краю погибели надо было одному, без единого человека, который бы понял и пожалел его…»

Заключение

Каждое время вносит свои коррективы в портрет больного. Сегодняшний пациент, как правило, образован, активно интересуется медицинскими источниками информации, но в то же время доверяет парамедицинским, «народным» методам лечения. Он требователен к врачебным назначениям (стереотип «чем больше, тем — лучше» очень живуч), но склонен игнорировать те рекомендации, что подразумевают ограничения в излюбленных занятиях. Платные медицинские услуги также наложили свой отпечаток на менталитет больных; среди них все чаще встречаются эгоцентрики, не понимающие, что если «клиент всегда прав», то пациент прав далеко не ­всегда.

Однако, независимо от типа реакции пациента, врач обязан знать особенности каждого психотипа и учитывать их при разработке стратегии лечения. Это позволяет минимизировать вероятность возникновения деструктивных психосоматических состояний, которые могут навредить ходу лечебного ­процесса.

  • Рассказ памятный день в школе
  • Рассказ пахарь григорович краткое содержание
  • Рассказ пересолил чехов читать 5 класс
  • Рассказ пальма про собаку
  • Рассказ паустовского теплый хлеб читать полностью бесплатно