Рассказ паустовского старый повар краткое содержание

⭐⭐⭐⭐⭐ «Старый повар» за 20 секунд и подробно за 3 минуты

Очень краткий пересказ рассказа «Старый повар»

Удивительный случай, произошедший с бывшим поваром Иоганном Мейером на исходе его жизни. Предчувствуя приближение смерти, старик просит свою дочь позвать с улицы первого встречного, чтобы исповедаться. Иоганн не любит священников, но ему нужно очистить свою совесть. Судьба сводит главного героя с необычным во всех отношениях человеком, проявившим благородство по отношению к умирающему.

Главные герои и их характеристика:

  •  Старик Иоганн Мейер  – бывший повар графини Тун, живущий в сторожке из милости вместе со своей юной дочерью по имени Мария. Всю жизнь он проработал на кухне, и вот приближается развязка. По собственному признанию Иоганна, он не доверяет священникам, но нуждается в исповеди.
  •  Мария  – единственная дочь старика, девушка 18 лет. Юное создание заботится о престарелом отце и пытается выполнить его последнюю просьбу.
  •  Вольфганг Амадей Моцарт (незнакомец)  – гениальный австрийский композитор и виртуозный музыкант, один из самых популярных сочинителей музыки всех времен и народов, оказавший огромнейшее влияние на развитие мировой музыкальной культуры. Все сложилось так, что именно он встретился Марии, когда она по просьбе отца вышла на улицу в поисках человека, который бы согласился выслушать предсмертные признания старика.

Краткое содержание рассказа «Старый повар» подробно

Престарелый мужчина Иоганн Мейер, живущий на окраине Вены в маленькой сторожке вместе со своей дочерью Марией, постепенно угасает и чувствует холодное дыхание смерти. Оно ощущается во всем: в приближении зимы, в скрипах старой убогой сторожки, в хромой мебели, в посуде, покрытой трещинами, проявляется в виде ворчливого цепного пса, не могущего даже подать голос от старости, и видавшего виды музыкального инструмента – клавесина – единственной ценной вещи этой семьи.

Старик всю сознательную жизнь трудился в доме аристократов поваром. За долгие годы интенсивной работы бедняга полностью ослеп от жара печей, в которых он готовил пищу для господ. Тогда управляющий графини дал Иоганну отставку, поселил его в сторожке и выдавал время от времени несколько монет.

Бывший повар понимает, что ему осталось недолго, а потому перед лицом смерти он пожелал исповедаться. Старик никогда не любил священников. Он просит Марию выйти на улицу и привести в дом первого встречного для покаяния.

Девушка послушно вышла из дома и пробежала через сад. Обратилась к встретившемуся ей прохожему с просьбой зайти к ним в дом, чтобы исповедать умирающего.

ИсповедьМолодой человек любезно отозвался на просьбу, вошел в сторожку и приготовился слушать. Старик вкратце поведал о своей нелегкой жизни, вспомнил о заболевшей жене Марте, ради выздоровления которой повар как-то пошел на преступление. Он выкрал у хозяина золотое блюдо, разбил его и распродал куски, чтобы на вырученные средства купить любимой лекарства и дорогостоящую еду. Однако усилия мужа не помогли улучшить состояние Марты – она через некоторое время почила в бозе(умерла). Иоганн скрывал от дочери этот случай, он всегда учил Марию не брать чужого.

Незнакомец внимательно выслушал и успокоил умирающего старика: если никто тогда не хватился пропажи и никого напрасно не наказали, то и вины повара нет, ведь он старался спасти супругу. Это даже не воровство, а подвиг во имя любви. Чтобы скрасить последние минуты Иоганна, незнакомец начал играть на клавесине, на ходу сочиняя мелодию. Музыка получилась настолько красивой и трогательной, что старик на мгновение почувствовал себя молодым, вспомнил былое, первую встречу с Мартой и увидел распустившиеся яблони под синим венским небом.

Прекрасная музыка задела бывшего повара до глубины души и воздействовала завораживающе на всех, включая старого пса на улице.

Старик пожелал узнать имя музыканта. Тот представился как Вольфганг Амадей Моцарт. Мария склонилась в поклоне перед великим музыкантом.

Старик умер. За окном светало и в свете зари, сад был усыпан снегом, словно цветами.

Кратко об истории создания произведения

Произведение было написано Паустовским в предвоенном 1940 году и являлось по факту зарисовкой для будущей повести о музыкантах. Однако жизнь внесла свои коррективы, и идея осталась неосуществленной. «Старый повар» впервые был опубликован в сборнике «Михайловские рощи» издательством «Правда» в 1941 году как часть дилогии «Зимние рассказы» (вместе с другим сочинением под названием «Ручьи, где плещется форель»).

  • Краткие содержания
  • Паустовский
  • Старый повар

Краткое содержание Паустовский Старый повар

Повествование рассказа происходит где-то из окраины старой Вены, где престарелый повар, который проработал на престижной должности длительные годы, находится при смерти. Никогда он не был привязан к Богу, никогда не посещал церковь по собственному желанию, не прочищался и не исповедовался. Но на границе жизни и смерти, он понял, что ему необходимо исповедоваться и очистить свою душу. Но так как священно служителей он не «уважал», он принял решение поведать свою исповедь постороннему человеку, и попросил свою восемнадцати летнюю дочь выйти на улицу, и пригласить в дом человека, который первый попадется ей на глаза.

Дочь вышла на улицу, и встретила там молодого человека. Который имел довольно «потрепанный» и не притязательный внешний вид, она объяснила ему сложившуюся ситуацию и предложила ему пройти с нею в дом. Юноша согласился.

Старому повару не оставалось ничего другого. Как исповедоваться этому юноше. Которого он совершенно не знал,  но для него это не имело никакого значения. Выслушав жизненную исповедь старика. Юноша, который в итоге оказался великим композитором, носившим фамилию Моцарт, решил утешить старого повара и сыграть ему мелодию, которая только что пришла ему в голову. Молодой человек был начинающим музыкантом, которому не хватало идей и вдохновения, для создания уникальной и великой мелодии, которая сможет проникнуть в сердца каждого слушателя. Какого бы возраста он не был.

Юноше стало жаль старого мужчину, и он решил сыграть ему произведение. Которое только что пришло ему в голову. Вдохновленный жизненной историей старца, молодой человек создал шедевр, который станет известен всей стране, и не только. Ведь он не преследовал корыстных целей. А просто старался облегчить последние минуты жизни человека, который не побоялся ему открыться. И постарался передать. В мелодии. Все те эмоции, которые почувствовал при беседе со старым поваром.

Итогом повествования становится то, что старый повар испытал радость, которая была не известна ему в течение всей жизни. Благодаря прослушиванию мелодии, которую сочинил юноша для этого старого господина, который не побоялся открыть перед ним душу. А юноша, в итоге, смог создать мелодию, которая будет увековечена, и сможет радовать своим звучанием не одно поколение.

Данный рассказ учит нас тому, что стоит испытывать сострадание даже к незнакомым людям, а так же тому, что испытать истинное счастье человек способен даже находясь на «смертном одре».

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Паустовский. Все произведения

  • Акварельные краски
  • Бакенщик
  • Барсучий нос
  • Белая радуга
  • Бриз
  • Дремучий медведь
  • Желтый свет
  • Жильцы старого дома
  • Заботливый цветок
  • Заячьи лапы
  • Золотая роза
  • Золотой линь
  • Исаак Левитан
  • Кара-Бугаз
  • Квакша
  • Колотый сахар
  • Корзина с еловыми шишками
  • Кот ворюга
  • Мещёрская сторона
  • Михайловские рощи
  • Повесть о жизни
  • Подарок
  • Похождения жука-носорога
  • Прощание с летом
  • Разливы рек
  • Растрёпанный воробей
  • Резиновая лодка
  • Рождение рассказа
  • Романтики
  • Северная повесть
  • Сказочник
  • Скрипучие половицы
  • Снег
  • Собрание чудес
  • Стальное колечко
  • Старый повар
  • Стекольный мастер
  • Судьба Шарля Лонсевиля
  • Телеграмма
  • Тёплый хлеб
  • Шиповник

Старый повар. Картинка к рассказу

Старый повар кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Радищев Путешествие из Петербурга в Москву по главам

    Здесь автор отмечает, что нередко несчастья происходят из-за того, что человек не привык смотреть на вещи прямо, как оно есть на самом деле. Автор также выказывает надежду на то, что книга придется по душе его читателям или хотя бы некоторым из них.

  • Горький

    Максим Горький ещё с раннего детства столкнулся с бедностью и нищетой. Рано лишившись родителей, писатель странствовал по многим уголкам России. Он познал настоящую жизнь без прикрас,

  • Краткое содержание Толстой Два брата

    Двое братьев гуляли по лесу. Они устали и легли вздремнуть. Проснувшись, они увидели камень с какой-то надписью. Там было написано, что на горе стоит дом, в котором находится счастье. Но чтобы добраться до этого счастья

  • Краткое содержание Зулейха открывает глаза Яхиной

    Основной темой произведения является описание событий, происходящих в России в период раскулачивания в тридцатые годы двадцатого столетия.

  • Краткое содержание Записки маленькой гимназистки Чарская

    Лена Иконина осталась без родителей, ее мама заболела и умерла. Девочке купили билет на поезд и отправили к маминому брату. Он оказался богатым и высокомерным человеком.

  • Краткое содержание
  • Паустовский
  • Старый повар

Старый повар — краткое содержание рассказа Паустовского

Как-то зимним вечером на окраине Вены лежал почти при смерти старик, бывший повар графини. Он жил в маленьком домике-сторожке со своей дочкой Марией, которой было 18 лет. Он был слеп из-за жара от печей, за которыми работал.

Старик предчувствовал свою смерть. Но в своей жизни он никогда не ходил в церковь, а исповедоваться перед смертью очень хотел. Он попросил Марию выйти на улицу и позвать в дом первого, кто встретится ей на пути. Именно так он хотел исповедаться.

Мария вышла на улицу и через некоторое время встретила там молодого человека. Она рассказала ему о просьбе своего отца, и юноша согласился побывать в роли исповедника. Придя в дом, молодой человек сказал старику, что он поможет ему властью, данной от искусства.

Старый повар поведал ему одну историю из своей жизни, о которой долго молчал. Он рассказал, что когда-то давно украл в доме графини золотое блюдо, а затем его продал. Ему нужны были деньги для лечения больной жены. Старик сказал, что это был единственный его тяжкий грех за всю жизнь. Он сожалел о таком поступке, но сделал его ради любви. Всю жизнь он воспитывал дочь Марию быть честной и не брать чужого. Выслушав историю, молодой человек сказал, что этот грех не принес никому вреда, а наоборот, зачтется старику, как подвиг во имя любви.

Затем старик сказал ему свою последнюю волю. Он хотел, чтобы о его дочери кто-то позаботился, а также хотел встретиться со своей женой. Повар желал увидеть ее такой, как когда-то в молодости, но понимал, что это его мечты перед смертью. Тогда Юноша сказал, что он может сыграть для старика на клавесине. Клавесин был в этой семье единственной ценностью. Мелодия пришла юноше в голову после того, как он выслушал рассказ старого повара. Она была написана на эмоциях, полученных от старого повара.

Молодой человек играл, а старик видел свою Марту, видел день, когда познакомился с ней, видел распускающиеся яблони и синее небо. Старик испытал счастье от услышанного произведения. Затем он прошептал, что хочет узнать имя этого юноши. Им был Вольфганг Амадей Моцарт. В то время начинающий музыкант был юн и не известен. Он сыграл старику мелодию, которую впоследствии стали считать шедевром.

В этом рассказе показано, как нужно проявлять сострадание к людям, даже если они совсем не знакомые. Автор произведения показал, что можно испытывать счастье, даже лежа на смертном одре.

Также читают:

Рассказ Старый повар (читательский дневник)

Старый повар

Популярные сегодня пересказы

  • Мальчик в белой рубахе — краткое содержание рассказа Астафьева

    Произведение представляет собой короткий рассказ, повествующий о событиях периода тридцатых годов прошлого столетия во время сильнейшей засухи.

  • Краткое содержание произведения Житие Сергия Радонежского

    По жанровой направленности произведение является одним из памятников древнерусской литературы, основная тема которого заключается в изображении жизни преподобного Сергия Радонежского.

  • Петр Великий — краткое содержание поэмы Ломоносова

    Произведение по жанровой направленности является посвящением преподавателю поэта, который курировал его в Московском государственном университете, Шувалову Ивану Ивановичу.

  • Краткое содержание книги Великий Гэтсби Фицджеральда

    По жанровой направленности произведение относится к разряду драматического романа с детективными и трагическими элементами, главная тематика которого заключается в необходимости проявления внимания к окружающим нас людям

Старый повар жанр

Краткий пересказ

Повествование литературного произведения «Старый повар» начинается в ветхой деревянной сторожке, расположенной на окраине Вены в ухоженном саду графини Тун. Недалеко от развалившейся хибары построена будка, в которой доживает свой век такой же старый пес. Его хозяин всю жизнь проработал поваром в графском доме, но к старости он совсем ослеп. Всему виной был жар печей, именно из-за них потерял зрение старик.

Владельцы имения пожалели слугу, разрешили ему оставаться в хижине и даже платили ему небольшие деньги на содержание. Вместе с поваром жила его дочь Мария, которой едва исполнилось 18 лет. Внутреннее убранство сторожки было бедным, скромная обстановка состояла из:

Старый повар клависин

  • деревянной кровати;
  • грубого стола;
  • потертой посуды из фаянса;
  • хромой скамейки.

Главным богатством этой небольшой семьи был клавесин, но и он был невероятно стар, поэтому при каждом звуке инструмент начинал издавать дрожащий гул. Старик шутливо называл его сторожем дома. Именно клавесин, а не пес, который от старости не мог даже лаять, оповещал хозяев, что кто-то пришел. Как только кто-то ступал на крыльцо, инструмент начинал играть свои заунывные трели.

Старик чувствует, что его дни сочтены, он мечтает исповедоваться, чтобы замолить прошлые грехи. Отец просит любимую дочку привести в дом первого встречного. Священнослужителям повар не доверял, поэтому не желал изливать перед ними душу. Мария отправляется на поиски, хотя понимает, что в их глухой местности найти кого-нибудь будет довольно сложно.

Но удача улыбнулась девушке. Вскоре Мария увидела, что по улице идет незнакомый молодой человек. Правда, вид у него был растерянный и слегка потрепанный. Она просит его о помощи, тот соглашается.

Старый повар краткое содержание

Юноша выслушал исповедь и отпустил грехи старого человека. После этого в качестве утешения он предложил сыграть повару мелодию собственного сочинения. Старик с радостью соглашается и даже предлагает воспользоваться старинным клавесином, который уже много лет пылился в углу.

Композиция, на которую молодого музыканта вдохновили слепой старик и его трогательная история, позднее стала известна на весь мир. Шедевр великого музыканта и композитора Вольфганга Амадея Моцарта, а именно им был юноша, покорил множество сердец.

Доиграв музыку, юноша понял, что старик отошел в мир иной. На этом и заканчивается рассказ Паустовского «Старый повар».

Анализируя художественное произведение, можно понять, что истинное искусство бескорыстно. Юноша не преследовал какой-либо определенной цели, он просто всей душой желал облегчить муки старого человека, подарить ему радость и частичку счастья — чувства, которых тот не испытывал при жизни. Эти простые желания и помогли музыканту сочинить музыкальную композицию, которая позднее стала увековечена. Этой мелодией наслаждается не одно поколение.

Главные герои

«Старый повар» — одно из самых известных сочинений Константина Паустовского. В нем всего три действующих лица, поэтому автор подробно описал черты характера каждого персонажа:

Старый повар мария

  1. Слепой старик. Повар, который всю свою жизнь проработал в графском доме. У него есть дочь, которую он пытался воспитывать честно. Это человек с большой буквы с добрым и благородным характером. Он долгие годы мучается от мысли, что уподобился ворам и украл у хозяйки поднос. Старик продал его, чтобы помочь любимой жене, которая сильно болела. Но это ее не спасло, поэтому воровство оказалось напрасным. Он мечтает исповедоваться и вскоре ему выпадает такая возможность.
  2. Мария — восемнадцатилетняя девушка, она само совершенство. Героиня очень порядочная, она любит своего отца, и он отвечает ей взаимностью. Девушка привела в дом музыканта, который и смог отпустить старому человеку грехи. Кроме того, ему удалось скрасить последние часы жизни слепого повара.
  3. Юноша — очень талантливый, добрый и простой молодой человек, который смог порадовать умирающего человека и его дочку дивной музыкой. Старик и девушка были настолько тронуты чарующей мелодией, что начали плакать.

Что касается образа композитора, то автор раскрывает его постепенно. Вначале это просто добрый прохожий, который соглашается помочь незнакомой девушке. Затем он беседует со стариком, показывая:

  • участие;
  • сострадание;
  • внимание.

Старый повар паустовский

В результате совесть старого повара успокаивается. При первых нотах его душа наполняется счастьем и радостью.

Литературное произведение учит читателя тому, что каждый должен обладать чувством сострадания и сопереживания. Проявлять их нужно не только к близким, но и к незнакомым людям.

Также писатель наглядно показывает, что истинное счастье можно испытать, находясь даже на смертном одре. Музыка, которая лилась из старого клавесина, помогла старику покинуть мир легко, безболезненно и с улыбкой на устах.

Анализ и проблематика

Паустовский намеренно разделил повесть на две части. Сначала он показывает тоску и уныние, в качестве аргумента указывает на то, что в доме прощается с жизнью не только повар, но и его старый верный пес, который, как и хозяин, уже не покидает своего жилища. Минорное настроение возникает после следующих слов в тексте:

  • ветхая сторожка;
  • гнилые ветки;
  • простенькая потрескавшаяся посуда.

Старый повар анализ

Автор специально выбрал такой стиль и жанр, чтобы показать единственную гордость и ценность дома — клавесин, которым особенно гордится Мария Мейер. Отец тоже бережно и с любовью относится к инструменту, но любит посмеиваться над ним.

Настоящее чудо происходит, когда в избе появляется незнакомец. Писатель отзывается о нем, как о молодом и быстром юноше. В землянке сразу меняется настроение. Автор специально использует эпитеты «по-мальчишески» и «весело», чтобы текст заиграл более яркими красками. Он старался придать живости и бодрости жанру.

Старый повар чувствует внимание и доброжелательность музыканта, от этого ему становится легче. Моцарт обещает, что поможет ему, но сделает это с помощью музыки, которой служит. После исповеди он заявляет, что это вовсе не грех, а настоящий «подвиг любви».

Воплощает незнакомец и мечту старика: тот давно желал увидеть покойную супругу, но такой, какой она была при первой встрече, — молодой, красивой и счастливой.

Старый повар главные герои

После первых нот слепой старик увидел картину, которую нарисовал невидимый художник: свою Марту, гуляющую по саду. Она смеялась, он даже слышал ее задорный смех. Музыкант в это время продолжал сидеть и играть. Мелодия вызывала все новые и новые видения. Старик видел, как вспыхнула молния, ушла ночь и начал разгораться день, яблони покрылись белыми цветками.

Паустовский в своем литературном произведении «Старый повар» акцентирует внимание на двух важных проблемах. Он рассуждает о муках совести и совершенных грехах, а затем рассказывает о том, как можно с помощью музыки справиться со всеми трудностями, забыть о переживаниях, неприятных случаях, которые происходили в жизни и оставили после себя глубокий след.

Стоит обязательно прочитать известное произведение, поскольку оно заставляет задуматься над многими важными вопросами. Рассказ заставляет провести собственное рассуждение о роли музыки в жизни человека.

На пороге смерти

1786 год. Ветхая деревянная сторожка в саду графини Тун на окраине Вены. Рядом с ней будка, где доживает свой век пес. Его хозяин, как указывает Константин Паустовский, старый повар графини, умирал. Он ослеп от жара печей и несколько последних лет находился на содержании хозяйки. Вместе с поваром жила его восемнадцатилетняя дочь Мария. Главным богатством девушки являлся старенький клавесин, который выделялся на фоне убогой обстановки. Он чутко реагировал на каждый звук, издаваемый в доме, за что повар прозвал инструмент сторожем.

Краткое содержание

Местом действия рассказа является ветхая деревянная сторожка, расположенная в ухоженном саду на окраине Вены. Владелец домика — пожилой повар, на протяжении всей жизни проработавший у графини Тун. К старости он ослеп, и единственной его отрадой стала восемнадцатилетняя дочка.

Старик не скопил состояния, ему даже некуда было идти после выхода на пенсию, поэтому владельцы имения пожалели повара и поселили его в небольшой хижине на территории поместья, выплачивая семье деньги на содержание. Главным богатством этого дома был клавесин, который издавал звуки, напоминающие о молодости.

Герой чувствовал, что ему осталось жить лишь несколько дней. Чтобы замолить свои грехи, он мечтает об исповеди. Обратиться к священникам пожилой повар не может, так как не доверяет им и не желает перед ними изливать душу. Он просит дочку Марию выйти на улицу и привести в дом первого попавшегося прохожего. Этому незнакомцу и планирует исповедоваться умирающий.

Герои рассказа жили на окраине Вены, поэтому встретить здесь прохожих было сложно. Но Марии улыбнулась удача. Она увидела молодого незнакомого человека, который хоть и был смущён такой просьбой, всё же согласился помочь умирающему. Он выслушал исповедь старика, отпустив все его грехи. В качестве утешения он согласился сыграть на клавесине мелодию, которую недавно сочинил.

Сыгранная музыкантом композиция вдохновила старика, он ощутил спокойствие и счастье. Слушая трогательную мелодию, главный герой думал о своей супруге. Он вспоминал о молодости и радовался этому. Закончив играть музыку, незнакомец увидел, что повар отошёл в другой мир. На этом сюжетная линия обрывается.

Автор произведения лишь делает небольшую ремарку. Оказалось, что этим музыкантом был композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Его вдохновила трогательная история жизни повара. В последующем он написал сотни гениальных произведений, пронизанных лирикой, грустью и нежными чувствами.

Эта встреча стала для Моцарта отправной точкой в судьбе, он понял, что может приносить людям радость и счастье одной лишь своей музыкой.

Желание открыть душу

Девушка умыла умирающего отца и надела на него чистую рубашку. В этот момент, отмечает К. Г. Паустовский, старый повар сказал, что нужно бы исповедаться перед смертью. Он никогда не любил священников, потому попросил дочь выйти на улицу и позвать к нему первого человека, который будет проходить мимо. Старик хотел открыть душу незнакомцу и был уверен, что умирающему никто не откажет. Мария засомневалась, однако выбежала на улицу. Ждать пришлось долго. Наконец она увидела мужчину и изложила ему просьбу отца. Тот спокойно выслушал девушку, после чего направился к сторожке.

Главные герои

В «Старом поваре» Константин Паустовский подробно описал характер и внутренний мир каждого из трёх действующих лиц. Это позволяет читателю поближе познакомиться с персонажами произведения. Главными героями рассказа «Старый повар» являются:

  • повар;
  • его дочь Мария;
  • Вольфганг Амадей Моцарт.

Ослепший к старости повар на протяжении всей жизни работал в графском доме. У него умерла жена, но осталась дочка, которую он воспитывал в строгости, но всегда честно. Это человек с большой буквы, у него благородное и доброе сердце. В прошлом старик, чтобы помочь болеющей жене, украл у хозяйки поднос и продал его, оплатив услуги лекаря. Кража оказалась напрасной, так как супруга умерла. Это мучило старика, поэтому он перед смертью он хотел исповедоваться.

Восемнадцатилетняя дочь повара Мария была самим совершенством. Она никогда не перечила слепому папе и ухаживала за ним. Мария прислушалась к просьбам умирающего отца и в его смертный час пошла на улицу искать прохожего, который смог бы причастить его. Именно она вместе с юным музыкантом скрасила последние минуты жизни больного слепого старика.

Юный музыкант — это простой, добрый и талантливый человек, согласившийся исполнить последнюю волю умирающего. Он выслушал печальную и трогательную историю старого повара, после чего сыграл ему чарующую мелодию, которую только что сочинил.

Девушка и ее отец были тронуты нежной сонатой и начали плакать. Вскоре повар отошёл в иной мир.

Исповедь

Незнакомец оказался совсем худым и маленьким молодым человеком, одетым просто, но изящно. Он сел рядом с кроватью и весело сказал: «Говорите! Быть может, властью, данной искусством, которому служу, смогу облегчить ваши страдания». Так вводит нового героя в свое произведение К. Паустовский. Старый повар, рассказ об одном эпизоде из жизни которого приводится дальше, поведал, что чувствует за собой грех. Когда жена тяжело заболела, он выкрал у хозяйки золотое блюдце и продал его, чтобы купить необходимые лекарства и еду. Только это все равно не помогло, и Марта умерла. А совесть не давала мужчине покоя все эти годы. Узнав, что никого из слуг при этом не наказали, молодой человек заметил, что случившееся не грех, а подвиг любви. Затем он захотел узнать о последней воле старика. Умирающий попросил незнакомца позаботиться о Марии. После чего добавил, что его мечта неосуществима, так как он желал бы еще раз оказаться в цветущем саду и увидеть свою жену молодой и здоровой.

Воскрешение прошлого

Молодой человек неожиданно произнес: «Хорошо!» Подошел к клавесину и заиграл – продолжает рассказ «Старый повар» Паустовский. Краткое содержание следующей сцены показывает, насколько всесильно настоящее искусство. Во время исполнения музыкального произведения незнакомец был бледен. А клавесин впервые за много лет запел по-настоящему. Музыка заполнила сторожку и сад. Даже пес выбрался из своей будки и сидел, тихо потряхивая ушами. А старик вдруг приподнялся и произнес, что он видит молодую, смеющуюся Марту. В его памяти воскрес тот зимний день в горах, когда они впервые встретились.

Незнакомец продолжал играть. Одновременно он рисовал словесную картину, на которой великолепный весенний сад наполнялся первыми цветами. «Я вижу!» — восторженно произнес старый повар. Паустовский (краткое содержание эпизода это подтверждает) сумел передать ощущения умирающего, уже ничего не ждущего от жизни человека, неожиданно соприкоснувшегося с прекрасной музыкой и своим прошлым.

Тайна раскрыта

Старик попросил открыть окно. Он жадно дышал и проговорил, что увидел все так, словно на самом деле вновь оказался в юности. Теперь он хотел знать только одно – имя человека, сидевшего за клавесином. «Вольфганг Амадей Моцарт», — произнес незнакомец. Мария низко склонилась перед знаменитым композитором. Когда девушка выпрямилась, старый повар был уже мертв. А за окном разгоралась заря, освещая засыпанный мокрым снегом сад. Так заканчивает свое произведение «Старый повар» Паустовский, краткое содержание которого вы только что прочитали.

«Старый повар» (жанр – рассказ): художественные приемы

Произведение начинается с описания мрачной обстановки: сторожка, где умирает старик, — «ветхая», скамейки в доме – «хромые», посуда покрыта трещинами. Кроме того, ветки в саду — «гнилые», а калитка — «заржавленная». К этому можно добавить темное небо, холодный дождь и наступавшую «черную ночь». Судьбу слепого хозяина разделил его пес, который уже не мог лаять и покорно дожидался конца.

Молодой человек, казалось, принес в сторожку свет: его черный камзол с хрустальными пуговицами отражал отблески свечи. Он был весел и по-мальчишески тряхнул головой. Когда заиграла музыка, темная ночь (так же как и небо) для старика превратилась сначала в синюю, а потом в голубую. А сад в его воображении наполнился белыми цветами. Да и дождь на улице сменился мокрым снегом, который в финале рассказа засиял на ветках деревьев. Таким образом, антитеза становится основным средством выразительности, помогающим понять авторскую позицию: истинное искусство способно окрасить все вокруг лучезарным светом и возродить жизнь.

константин паустовский старый повар

Помимо цветовой гаммы, важное место в рассказе «Старый повар» Паустовский (отзывы читателей говорят о том, что это в какой-то мере и музыкальное произведение) отводит звукописи. Уже в экспозиции мы слышим хруст сбитых ветром веток, тихое ворчание пса, дрожащий, старческий гул клавесина. Эти неприятные звуки сменяются мелодией, которую напевает идущий по улице незнакомец.

Наконец, по сторожке рассыпался «быстрый звон», а затем в полный голос зазвучала настоящая музыка, издаваемая клавесином. Она была настолько великолепна, что заставила пса покинуть свою будку, а старика почувствовать себя снова здоровым и зрячим. Не осталась равнодушной к звучавшей мелодии и Мария: она вдруг отчетливо представила себе благоухающий сад с распустившимися яблонями. Настолько могущественной оказалась чарующая сила настоящего искусства.

Старый повар

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.

Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.

Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии. Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:

— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

— Что же делать? — испуганно спросила Мария.

— Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

— Наша улица такая пустынная… — прошептала Мария, накинула платок и вышла.

Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста. Ветер нёс по ней листья, а с тёмного неба падали холодные капли дождя.

Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:

— Кто здесь?

Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.

— Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.

Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом и простотой — огонь свечи поблёскивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо.

Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.

— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик. — А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена — её звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.

— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.

— Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. — Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

— Как вас зовут? — спросил незнакомец.

— Иоганн Мейер, сударь.

— Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.

— Аминь! — прошептал старик.

— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.

— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.

— Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.

— Слушайте,- сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.

Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.

Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.

— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.

Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.

— А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь?

Старик молчал, прислушиваясь.

— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

— Я вижу всё это! — крикнул старик.

Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

— Нет, сударь, — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.

— Да, — ответил незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные лепестки.

— Открой окно, Мария, — попросил старик.

Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.

Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.

Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь:

— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!

— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.

Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.

Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.

Образ композитора

Незнакомец с самого начала производит приятное впечатление. Он радушен и без лишних вопросов откликается на просьбу Марии. Его игра на клавесине наполняет спокойствием и счастьем последние минуты жизни старика. По сути, на глазах читателя вершится глубокое таинство: умирающий под воздействием божественной музыки ощущает данное свыше всепрощение, его совесть наконец-то успокаивается.

Гениальность композитора пробуждает в людях их лучшие качества, дарит счастливые минуты, а если необходимо, совершает таинство перехода души в иной мир. Не секрет, что музыка способна эмоционально воздействовать на человека тогда, когда трудно подобрать слова. В этом ее преимущество перед другими видами искусства, что сумел подчеркнуть в своем произведении Паустовский. «Старый повар» (анализ это подтверждает) – история о том, как несбыточная мечта, благодаря божественному воздействию звуков, извлекаемых из клавесина, превратилась для умирающего старика в реальность.

паустовский старый повар жанр

Кстати, сам Моцарт прожил недолгую (всего 35 лет), но радостную и плодотворную жизнь. Написанные им музыкальные произведения (более 600) спустя века радуют наш слух. А Д. Шостакович назвал его «молодостью музыки, вечно юным родником, несущим радость весеннего обновления и душевной гармонии».

Конспект урока на тему «Старый повар»

1V.
Освоение изученного материала.
(К.Г.) Работа с текстом.

Ключевые слова и фразы:
великая сила искусства, музыка, клавесин, великий музыкант, старый повар.
— О чем будет рассказ, который мы сегодня будем изучать?

— Послушайте рассказ К. Г. Паустовского «Старый повар».

— Где происходят события в рассказе?

— Какое настроение создаётся в начале рассказа?

(описание сада, дома, старика, собаки)

(Настроение грустное, унылое, безнадёжное. Оно создаётся повтором слов «старый», «холодный»)

Какой предмет в интерьере дома выделяет писатель?

(Клавесин)

— С каким чувством пишет о музыкальном инструменте Паустовский? (Олицетворение)

(

Описывает клавесин с любовью, используя олицетворение: в доме старика к нему относятся как к живому существу)

— О чем просит старик дочь перед смертью?

Как меняется настроение рассказа с появлением

в сторожке незнакомца?

(Эпитеты «молодой», «по-мальчишески», «быстро», «весело» придают повествованию живость, энергию, бодрость.)

— Каким человеком в жизни был старик?

(кристально-честным)

— В чём, по-вашему, хочет покаяться старый человек?

— Является ли это преступлением? Как назвал поступок старика незнакомец?

— Какова последняя воля старого повара?

Что меняется вокруг, когда звучит клавесин?

(Смерть отступила; зиму сменила весна, к клавесину вернулось былое звучание, ожил старый пёс, а его слепой хозяин смог увидеть тот день, когда он впервые встретился со своей будущей женой)

— Почему старик не хотел умереть, не узнав имени музыканта?

(Музыка помогла старику ещё раз увидеть Марту и старый сад с распустившимися белыми цветами. Старик потрясён силой музыки, поэтому перед смертью ему хочется узнать имя Мастера)

— Почему именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего?

(Не всё и не всегда можно выразить словами. И тогда на помощь приходит музыка. Моцарт служит искусству, которое утверждает добро)

Дополнительные сведения о композиторе.

Дмитрий Шостакович сказал: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».

(В центре рассказа – образ великого композитора, наделённого душевной щедростью, отдающего людям свой талант, приносящего им радость. Моцарт прожил короткую, но радостную и плодотворную жизнь.)

— О чем же эта история?

(О том, что несбыточная мечта , благодаря божественному воздействию звуков, превратилась для умирающего старика в реальность)

— Ребята, какие эмоции вы чувствуете на данный момент?

Переключение эмоций.

— Какое у вас чувство после небольшой музыкальной паузы?

V.
Закрепление изученного материала.
Г. Работа в группах.

— В какую эмоцию вы должны перейти, чтобы выполнить следующие задания в группах?

Задания для каждой группы. Выполните проекты (Карточки с заданиями)

1 группа: «График эмоций»

(Чувства старого повара в течение рассказа)

2 группа: «Определить, что чувствует герой»

(Эмоции героев в данный момент?)

3 группа: «Восстанови рассказ по фрагментам»

(Что вы чувствовали, какие эмоции, когда восстанавливали рассказ?)

— Защита проектов.

Проблемы совести и истинной любви в рассказе

К встрече великого композитора и старого повара привело желание последнего признаться в единственном грехе, который он совершил в своей жизни. Это кража золотого блюдца у хозяйки. Долгие годы она не дает покоя Иоганну Мейеру. К тому же он хотел покаяться перед дочерью, которую учил никогда не брать чужого. Мучило и то, что золото не помогло излечить Марту, а значит, воровство было напрасным.

Чтобы облегчить душевные страдания кристально честного человека, всегда привыкшего жить в ладах с собственной совестью, автор посылает ему встречу с Моцартом. Композитор оказался способен не только выслушать старика, но и, выяснив детали случившегося, вынести справедливое решение. Мейер не виноват, что хотел спасти от смерти дорогого человека. Значит, это не кража, а «подвиг любви», на который способен далеко не каждый человек. Тем не менее история героя учит читателя внимательнее относиться к своим поступкам, чтобы позже не пришлось отвечать перед собственной совестью.

Константин Паустовский в рассказе «Старый повар», краткое содержание которого переносит читателя в XVII век, говорит о доброте и взаимопомощи. В произведении повествуется об умирающем ослепшем старике, пожелавшем исповедаться перед незнакомцем. Человек, пришедший к нему домой, оказался величайшим композитором. Он не только выслушал откровения старика, но и подарил ему великолепную сонату.

Оглавление:

  • Краткое содержание
  • Главные герои
  • Анализ и проблематика

Рассказа Паустовского «Старый повар»

Краткое содержание

Местом действия рассказа является ветхая деревянная сторожка, расположенная в ухоженном саду на окраине Вены. Владелец домика — пожилой повар, на протяжении всей жизни проработавший у графини Тун. К старости он ослеп, и единственной его отрадой стала восемнадцатилетняя дочка.

Старик не скопил состояния, ему даже некуда было идти после выхода на пенсию, поэтому владельцы имения пожалели повара и поселили его в небольшой хижине на территории поместья, выплачивая семье деньги на содержание. Главным богатством этого дома был клавесин, который издавал звуки, напоминающие о молодости.

Умирающий повар и его дочь

Герой чувствовал, что ему осталось жить лишь несколько дней. Чтобы замолить свои грехи, он мечтает об исповеди. Обратиться к священникам пожилой повар не может, так как не доверяет им и не желает перед ними изливать душу. Он просит дочку Марию выйти на улицу и привести в дом первого попавшегося прохожего. Этому незнакомцу и планирует исповедоваться умирающий.

Герои рассказа жили на окраине Вены, поэтому встретить здесь прохожих было сложно. Но Марии улыбнулась удача. Она увидела молодого незнакомого человека, который хоть и был смущён такой просьбой, всё же согласился помочь умирающему. Он выслушал исповедь старика, отпустив все его грехи. В качестве утешения он согласился сыграть на клавесине мелодию, которую недавно сочинил.

Сыгранная музыкантом композиция вдохновила старика, он ощутил спокойствие и счастье. Слушая трогательную мелодию, главный герой думал о своей супруге. Он вспоминал о молодости и радовался этому. Закончив играть музыку, незнакомец увидел, что повар отошёл в другой мир. На этом сюжетная линия обрывается.

Автор произведения лишь делает небольшую ремарку. Оказалось, что этим музыкантом был композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Его вдохновила трогательная история жизни повара. В последующем он написал сотни гениальных произведений, пронизанных лирикой, грустью и нежными чувствами.

Эта встреча стала для Моцарта отправной точкой в судьбе, он понял, что может приносить людям радость и счастье одной лишь своей музыкой.

Главные герои

В «Старом поваре» Константин Паустовский подробно описал характер и внутренний мир каждого из трёх действующих лиц. Это позволяет читателю поближе познакомиться с персонажами произведения. Главными героями рассказа «Старый повар» являются:

  • повар;
  • его дочь Мария;
  • Вольфганг Амадей Моцарт.

Мария нашла прохожего

Ослепший к старости повар на протяжении всей жизни работал в графском доме. У него умерла жена, но осталась дочка, которую он воспитывал в строгости, но всегда честно. Это человек с большой буквы, у него благородное и доброе сердце. В прошлом старик, чтобы помочь болеющей жене, украл у хозяйки поднос и продал его, оплатив услуги лекаря. Кража оказалась напрасной, так как супруга умерла. Это мучило старика, поэтому он перед смертью он хотел исповедоваться.

Восемнадцатилетняя дочь повара Мария была самим совершенством. Она никогда не перечила слепому папе и ухаживала за ним. Мария прислушалась к просьбам умирающего отца и в его смертный час пошла на улицу искать прохожего, который смог бы причастить его. Именно она вместе с юным музыкантом скрасила последние минуты жизни больного слепого старика.

Юный музыкант — это простой, добрый и талантливый человек, согласившийся исполнить последнюю волю умирающего. Он выслушал печальную и трогательную историю старого повара, после чего сыграл ему чарующую мелодию, которую только что сочинил.

Девушка и ее отец были тронуты нежной сонатой и начали плакать. Вскоре повар отошёл в иной мир.

Анализ и проблематика

Паустовский целенаправленно разделяет повесть на две отличающиеся друг от друга части. Первоначально он показывает уныние и тоску, ведь с жизнью прощается старый повар, которого тяготит украденный в прошлом у графини дорогой поднос. Слепой хозяин уже долгое время не покидает свою лачугу, ожидая скорой смерти. Автор специально выбирает такие жанр и стиль, чтобы показать единственную ценную в доме вещь — клавесин.

 Музыкант выслушивает пожилого повара и причащает его

Если читать «Старого повара» дальше, можно увидеть, как в доме главного героя появился незнакомец. Музыкант не только выслушивает пожилого повара и причащает его, но и соглашается сыграть на клавесине, скрашивая последние минуты жизни старика и даря ему настоящее счастье. Автор словно освещает мрачную действительность яркими красками. Это говорит читателю, что ход истории продолжается. Основными темами произведения являются:

  • доброта и любовь;
  • справедливость и честность;
  • огромная роль искусства в жизни человека.

Паустовский в произведении «Старый повар» делает акцент на двух основных проблемах, рассуждая о совершенных грехах и муках совести, а в последующем показывает, что с помощью музыки можно забыть обо всех неприятностях. В рассказе поднимается вопрос о роли искусства в жизни человека. Автор показывает, что музыка может подарить радость даже в самых тяжелых и безвыходных ситуациях.

Настоящее искусство бескорыстно. Молодой человек выслушал умирающего старика, желая всей душой облегчить его муки. Он успокоил его после исповеди, подарил счастье своей композицией.

В последующем эта мелодия была увековечена, а музыкант добился всемирной славы.

В соответствии со школьной программой ученики средних классов пишут сочинение по рассказу Паустовского «Старый повар». Краткое содержание в Брифли поможет им справиться с этим заданием, если времени на чтение произведения нет. В процессе написания сочинения можно также пользоваться информацией из Википедии и других открытых источников.

  • Рассказ павловой на машине
  • Рассказ паустовского стальное колечко читать
  • Рассказ переезд для детей средней группы картинки
  • Рассказ пава и древо краткое
  • Рассказ паустовского скрипучие половицы