Рассказ павловой последние ягоды

НОЯБРЬ   1 неделя

                                   Занятие 1

Тема «Ягоды и грибы. Лес осенью».

Коррекционно-образовательные цели: Обобщение и систематизация представлений о изменениях происходящих в жизни леса. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи(образование относительных прилагательных и согласование их с  существительными). Совершенствование навыка звукобуквенного и слогового анализа слов.

Коррекционно — развиваюшие цели: Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов), дыхания, речевого слуха, мышления, тонкой моторики

Воспитательные цели: Воспитание взаимопонимания, активности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Мольберт ,альбом “Живая природа в мире растений”Альбом знакомим детей с натюрмортом, альбомные листы с контурными изображениями ежа и ежонка по числу детей, контейнеры с карандашами, ведёрки по числу детей. «Светофорчики», карточки с наложенными изображениями грибов, плоскостные изображения грибов.

Ход занятия                                                                                            1.Организационный момент.

Послушайте загадку

Под еловой лапой колкой

Притаились два грибка.

Крепышей под темной елкой

Вижу я издалека.

Ножки белые, как сахар,

Шляпки темные, как шелк.

Долго мама будет ахать:

«Где ж ты их, дружок, нашел?»

О каких грибах говорится в загадке? Как вы думаете?

Д е т и. Это загадка о белых грибах. Про них можно сказать, что они крепыши. У них темные шелковые шляпки и белые ножки. Они часто растут под елками.

Л о г о п е д. Верно. Вы дали очень хорошее объяснение. И сегодня мы с вами начнем разговор о грибах и лесных ягодах, о том, что дарит нам лес осенью.

2. Рассматривание картины Е. Зуева «Дары лесов».

Сегодня мы рассмотрим картину русскою художника Евгения Зуева «Дары лесов». Почему она так называется? Как вы думаете?

(На картине нарисованы грибы и ягоды — все, что дарит нам лес осенью).

Правильно. Слово дары образовано от слова дарить. Какие ягоды изобразил на картине художник? Постарайтесь сразу же подобрать к названиям ягод слова, отвечающие на вопрос «Какой?»

(Художник изобразил спелую ароматную малину, сочную блестящую чернику, оранжевую золотистую рябину, черную ароматную ежевику и темно-красную горькую калину).

Где лежат ягоды? ( Ягоды лежат в тазу, в кузовке и на столе).

А где лежат грибы? (Грибы лежат в большом кузове и на подносе).

Какие же грибы нарисовал Евгений Зуев? Подберите к названиям грибов слова, отвечающие на вопрос «Какой?» (Художник нарисовал желтые душистые лисички, крепкие белые и черные грузди, блестящие шоколадные маслята, толстые аппетитные белые грибы.)

 Какими красками написана картина? Какое она вызывает настроение? (Картина нарисована яркими красками и вызывает праздничное радостное настроение.)

3. Упражнение «Наш приятель ежик».

Про него народ лесной Говорит, что он портной. Почему же, словно елка, Он с рожденья весь в иголках? Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель.

(Ежик.)

Как вам удалось так быстро отгадать загадку? (Ежик колючий, словно елка, у него шустрые ножки, он громко топает.)

Правильно. Молодцы!

Кого вы видите на картинке? (Это еж.)

 Что он несет на спине? (Он наколол на иголки три белых гриба.)

Обведите по контуру изображения ежа и грибов.

Дети выполняют задание.

А теперь выполните штриховку так, как показано на рисунке. Нарисуйте ежу иголки.

Дети выполняют штриховку.

И наконец, раскрасьте картинку. Подумайте, как это сделать правильно, и приступайте к выполнению задания.

Дети раскрашивают картинку, а потом по предложению ло¬гопеда выбирают лучшую работу.

4.Упражнение «У кого больше?»

На мольберт картина «Грибы» из альбома «Живая природа. В мире растений».

Теперь я предлагаю вам провести соревнование. Давайте посмотрим, кто из вас лучше всех делит слова на слоги. За каждое правильно разделенное на слоги слово вы будете получать по одной фишке. Победит гот, кто наберет наибольшее количество фишек. Дети делят на слоги названия грибов, получают за это фишки, определяют победителя.

5.Подвижное упражнение «За грибами»                                                                        Все зверюшки на опушке Ищут груши и волнушки. Белочки скакали, Рыжики срывали. Лисичка бежала. Лисички собирала.

Скакали зайчатки. Искали опятки. Медведь проходил. Мухомор находил.

        Дети идут в хороводе

Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы. Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы

Скачут стоя, срывая воображаемые грибы

Идут вправо, топают правой ногой

6.Игра с мячом «Вот какие повара!»

 Начинается игра

«Вот какие повара!» Есть черника, земляника, Ежевика и брусника. Стоит лишь поговорить. Что из ягод нам сварить.

Я буду бросать вам мяч и начинать предложение. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение. Из черники можно приготовить…(…черничное варенье.)

Из малины можно приготовить…(..малиновую пастилу.)

 Из земляники можно сварить…(..земляничный джем.)

 Из ежевики можно сварить…(..ежевичное повидло.)(И т. п.)

7.Упражнение «За ягодами».

Раз вы гак хорошо знаете, что можно приготовить из ягод, я предлагаю вам отправиться за ними в лес. Я даже приготовила для этого ведерки. Посмотрите на картину и назовите те ягоды, в названиях которых есть звук |м]. ( Земляника, морошка, малина.)

Определите место звука [м] в слове земляника. Поставьте ведерко на красный квадрат «светофора», если звук в начале слова. Если звук в середине слова, поставьте ведерко на желтый квадрат. И если слово заканчивается этим звуком, поставьте ведерко на зеленый квадрат.

Дети выполняют задание. Аналогично проводится работа по определению места звука /м/ в двух друг ах словах. Затем логопед собирает у детей «светофорчи- ки» и ведерки и приглашает ах за столы.

8. Упражнение «Найди место».

Следующее упражнение называется «Найди место». Посмотрите внимательно на карточки и найдите изображение своего гриба на одной из них. Затем подойдите к карточке и четко вложите свое изображение гриба в контур.

Дети по очереди подходят к наборному полотну и прикладывают плоскостные изображения гриба к контурным.

9. Разгадывание ребуса.

Логопед ставит на наборное полотно карточку с ребусом.

Название какого гриба спрятано в этом ребусе Рыжик.Как вы узнали это?

( На первой картинке-   рыба. Из этого слова нужно убрать две последних буквы. Останется слог ры. На второй картинке нарисованы ежи. Из этого слова нужно убрать первую букву. Останется слог жи. На третьей картинке нарисован кот. От этого слова остается только буква к. Получается слово рыжик)

Молодцы! Это было непросто.

10 Окончание занятия. Оценка работы детей.

Расскажите, чем вы занимались. Что вам было интересно делать.

НОЯБРЬ   1 неделя

                                   Занятие 2

Тема «Ягоды и грибы. Лес осенью».

Коррекционно-образовательные цели: Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи(подбор однокоренных слов)

Совершенствование навыка пересказа. Автоматизация произношения и

 дифференциация сонорных звуков в игре.

Коррекционно-развиваюшие цели: Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия,

творческого воображения.

Воспитательные цели: Воспитание эмоциональности, инициативности, самостоятельности,

творческой активности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Мяч среднего размера, плоскостные изображения девочек с корзинками,

плоскостные изображения грибов.

                                          Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие и предлагает для создания настроения прочитать стихотворение Н. Рубцова.

         У сгнившей лесной избушки.

Меж белых стволов бродя,

Люблю собирать волнушки

 На склоне осеннего дня.

                       Летят журавли высоко

Под куполом светлых небес,

И лодка, шурша осокой.

Плывет по каналу в лес.

  И холодно так, и чисто,

           И светлый канат волнист,                                                                                           И с дерева с легким свистом

 Слетает прохладный лист.

Сегодня мы закончим разговор о лесных ягодах и грибах. Я прочитаю вам рассказ «Последние ягоды»

2.Чтение рассказа  И.Павловой «Последние ягоды»

Поздней осенью на болотах поспевает клюква. Она растет на кочках, ягоды лежат прямо на мху. Ягоды видны издалека, а стебельки незаметны. Но если присмотришься, увидишь, что на моховой подушке протянулись тоненькие нити, а на них – жесткие блестящие листочки.

3.Беседа по тексту.

Когда на болотах поспевает клюква? ( Поздней осенью на болотах поспевает клюква)

Как растет эта ягода? ( Она растёт на  кочках, ягоды лежат прямо на мху. Ягоды видно издалека, а стебельки незаметны)

Что можно увидеть, если присмотришься. ( Если присмотришься,  можно увидеть тоненькие нити, а на них жёсткие блестящие листочки)

 4.Составление плана рассказа.

Давайте составим план рассказа. С чего вы его начнёте?( Мы расскажем, что клюква поспевает поздней осенью) о чём вы расскажите потом? ( Потом расскажем, что клюква растёт на кочках, ягоды лежат прямо на мху,  ягоды видно издалека, а стебельки незаметны). И чем же вы закончите рассказ? ( Мы расскажем, что если присмотреться, то можно увидеть тоненькие нити, а на них жёсткие блестящие листочки)

5.Повторное чтение рассказа.

6. Пересказ текста.

7. Подвижная игра «Где вы были?»

Ножки, ножки, где вы были?

За грибами в лес ходили.                                  Что вы, ручки, работали?                                  Мы грибочки собирали.                                                    А вы, глазки, помогали?                                                     Мы искали да смотрели,                                                       Все пенечки оглядели.        Дети выполняют ходьбу на месте.

Приседают, изображают, что собирают грибы.

Смотрят из-под руки, выполняют повороты влево, вправо

8.        Игра с мячом «Одна семейка»

Давайте с вами поиграем в игру и образуем слова семейки от одного слова ЯГОДА.  Как можно назвать маленькую ягоду.(ягодка). Как называется место, где растут ягоды (ягодник). Как называется пирог с ягодами (ягодный)

9.Игра «За грибами»

Мы в лесок пойдём,

Мы грибок найдём,

В шапочке нарядной,

Светло-шоколадной.

Ты не прячь, грибок,

Под листок свой бок!

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.

Девочки Ира, Римма, Лада и Оля отправились за грибами. Вы отправитесь вместе с ними и поможете Ире собрать грибы, в названиях которых есть звук [р], Римме — грибы со звуком [р*] в названиях, Ладе — со звуком [л], а Оле — со звуком [л’]. Закрепляйте изображения грибов рядом с девочками и рассказывайте, какие грибы они собирают. Следите за произношением перечисленных звуков.

Ира собирает боровики, рыжики, грузди и сыроежки. Римма берет только подберезовики. У Лады — волнушки. Ау Оли — лисички и маслята. Молодцы! Девочки благодарят вас за помощь,

Окончание занятия. Оценка работы детей.

Что лес дарит людям осенью? (Лес дарит нам осенью грибы и ягоды.)Что делают люди с грибами и ягодами?…( Люди заготавливают их на зиму).

Текущая страница: 4 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 7
МЕСЯЦ ПРОЩАНИЯ С РОДИНОЙ (ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ОСЕНИ)

С 21 сентября по 20 октября Солнце вступает в знак Весов

ГОД – СОЛНЕЧНАЯ ПОЭМА В 12-ти МЕСЯЦАХ

СЕНТЯБРЬ – хмурень, ревун. Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.

У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут – жёлтый берёзовый, там – красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.

Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «Началась осень». С этого дня, вернее с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный летний наряд.

Исчезли стрижи. Ласточки и другие летовавшие у нас перелётные собираются в стаи – и незаметно, по ночам, отбывают в дальний путь. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться…

И вдруг – как память о красном лете – устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки… И радостно блестит в полях свежая молодая зелень.

– Бабье лето стаёт, – улыбаясь, говорит народ в деревнях, с любовью поглядывая на жизнерадостную озимь.

В лесу всё готовится к долгой зиме, вся будущая жизнь надёжно прячется, тепло укутывается – все заботы о ней прерваны до весны.

Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё еще не могут помириться, что лето прошло: опять принесли зайчат! Листопадничков. Появились тонконожки-опёнки: лето кончилось.

ПРОЩАЛЬНАЯ ПЕСЕНКА

Уж сильно поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голом стволе давно покинутый хозяевами домик – скворечня.

Вдруг – что такое? – подлетели два скворца. Самочка скользнула в скворечню, деловито копошится в ней. Самец сел на веточку, посидел, поглядел по сторонам… и запел! Но тихонько запел, будто про себя.

Вот кончил. Самочка вылетела из скворечни – скорей назад, к стае. И он за ней. Пора, пора: не сегодня-завтра в путь далёкий.

Простились с домиком, где летом вывели ребят.

Они его не забудут и весной опять поселятся в нём.

ПОСЛЕДНИЕ ЯГОДЫ

На болотах поспела клюква. Она растёт на торфяных кочках, и ягоды лежат прямо на мху. Ягоды-то видны издалека, а вот на чём они растут, незаметно. Только присмотришься поближе, увидишь, что по моховой подушке протянуты тонкие, как нити, стебельки. На них в обе стороны маленькие жёсткие блестящие листики.

Вот и весь кустарничек!

Н. Павлова

БИТВА ЛЕСНЫХ ВЕЛИКАНОВ

На вечерней заре в лесу раздаётся глухой короткий рёв. Из чащи выходят лесные великаны – громадные рогатые самцы-лоси. Глухим, будто из утробы, рёвом они вызывают противника на битву.

Бойцы сходятся на поляне. Они роют землю копытами и грозно потрясают тяжёлыми рогами. Глаза их наливаются кровью. Они кидаются друг на друга, наклонив рогатые головы, с треском и грохотом сталкиваются рогами, сцепляются. Налегают всей тяжестью громадного тела и стараются свернуть противнику шею.

Расходятся – и снова бросаются в бой, пригибаются к земле, вздымаются на дыбы, бьют рогами.

Стук и гром стоят в лесу от ударов тяжёлых рогов. Недаром самцов-лосей зовут сохатыми: рога у них широкие и громадные, как сохи.

Бывает – побеждённый противник поспешно бежит с поля битвы. Бывает – падает под смертоносными ударами страшных рогов с переломленной шеей, истекая кровью. Ударами острых копыт победитель добивает противника.

И опять могучий рёв оглашает лес. Сохатый трубит победу.

В глубине леса ждёт его безрогая лосиха. Победитель становится хозяином этих мест.

Ни одного сохатого он не допустит в свои владения. Даже молоденьких самцов он не терпит, прогоняет их прочь.

И грозно звучит далеко окрест его глухой рёв.

Замирает вдали звонкий гогот перелётных, а в глубине каменного двора мечутся давно отвыкшие от полёта домашние гуси и утки.

НОЧНАЯ ТРЕВОГА

Почти каждую ночь на окраинах города тревога.

Заслышав шум на дворе, люди соскакивают с кроватей, высовывают головы в окна. Что такое, что случилось?

Внизу, во дворе, громко хлопают крыльями птицы, гогочут гуси, кричат утки. Уж не напал ли на них хорёк, не пробралась ли во двор лисица?

Но какие же лисы и хорьки в каменном городе, за чугунными воротами домов?

Хозяева осматривают двор, осматривают птичники. Всё в порядке. Никого нет, никто не мог пробраться за крепкие замки и засовы. Просто, верно, дурной сон приснился птицам. Вот они уже и успокаиваются. Люди ложатся в постели, засыпают спокойно.

А через час опять гогот и кряканье. Переполох, тревога. Что такое? Что там опять?

Открой окно, притаись и слушай. В чёрном небе мерцают золотые искры звёзд. Всё тихо.

Но вот словно чья-то неуловимая тень скользит вверху, по очереди затмевая золотые небесные огоньки. Слышится лёгкий прерывистый свист. Неясные голоса звучат с высокого ночного неба.

Мгновенно просыпаются дворовые утки и гуси. Давно, казалось, забывшие волю птицы в смутном порыве бьют крыльями по воздуху. Они приподнимаются на лапках, вытягивают шею, кричат, кричат горестно и тоскливо.

С высокого чёрного неба им отвечают призывом вольные, дикие сестры. Над каменными домами, над железными крышами тянут стая за стаей крылатые странники. Свистят утиные крылья. Звенит гортанная перекличка диких гусей и казарок.

– Го! го! го! В дорогу, в дорогу! От холода и голода! В дорогу, в дорогу!

Замирает вдали звонкий гогот перелётных, а в глубине каменного двора мечутся давно отвыкшие от полёта домашние гуси и утки.

ОСЕННИЕ ГРИБЫ

Грустно сейчас в лесу, голо, сыро пахнет прелой листвой. Одна отрада – опёнки. Весело на них смотреть. Громоздятся кучками на пнях, влезли на стволы деревьев, рассыпались по земле, будто бродят здесь в одиночку, оторвавшись от стада.

Весело смотреть и приятно собирать; в несколько минут наберёшь корзинку. А ведь собираешь только шляпки, да и то с выбором.

Очень хороши маленькие опята, у которых шляпка еще натянута, как чепчик у ребёнка, а под ней белый шарфик. Потом она отстанет и будет настоящей шляпкой, а шарфик превратится в воротничок.

Вся шляпка в махорчатых чешуйках. Какого она цвета? Трудно определить точно, но это приятный, спокойный буроватый цвет. А пластинки под шляпкой у молодых опят белые, у старых чуть желтоватые.

А замечали, когда шляпки старых грибов наползают на молоденькие, те точно напудрены? Думаешь: «Не плесень ли на них выросла?» Но вспомнишь: «Это же споры!» Насыпались из-под старых шляпок.

Хочешь есть опёнки – твердо знай все их приметы. Часто, очень часто на рынок вместо опят приносят ядовитые поганки. Есть похожие и тоже растут на пнях. Но у всех этих поганок под шляпкой нет воротничка, на шляпке нет чешуек, цвет шляпки яркий, жёлтый или красноватый, пластинки жёлтые или зеленоватые, а споры тёмные.

Н. Павлова

ПРЯЧУТСЯ…

Холодно становится, холодно! Прошло красное лето… Стынет кровь, вялыми становятся движения, одолевает дремота.

Хвостатый тритон всё лето прожил в пруду, ни разу не вылезал из него. Теперь вскарабкался на берег, побрёл в лес. Нашёл гнилой пень, скользнул под кору, свернулся там в клубочек.

Лягушки, наоборот, скачут с берега в пруд. Ныряют на дно, забиваются поглубже в тину, в ил. Змеи, ящерицы прячутся под корни, зарываются в тёплый мох. Рыбы стаями громоздятся в омутах, в глубоких подводных ямах.

Забрались в щёлочки, скважинки коры, в трещины стен и заборов бабочки, мухи, комары, жуки. Муравьи закупорили все ворота, все входы-выходы своего высокого стовратного города. Забрались в самую глубину его, жмутся там в кучи, потесней – застывают так.

Голодно становится, голодно!

Холод не так страшен тем животным, у которых кровь горячая, – зверям, птицам. Лишь бы пища была: поел – словно печечку в себе затопил. Но с холодом приходит и голод.

Скрылись бабочки, мухи, комары – и нечего стало есть летучим мышам. Они прячутся в дупла, в пещеры, в расселины скал, под крышу на чердаках. Повисают там вниз головой, прицепившись за что-нибудь коготками задних лапок. Запахиваются, как плащом, своими крыльями – засыпают.

Скрылись лягушки, жабы, ящерицы, змеи, улитки. Спрятался ёж в своё травяное гнездо под корнями. Барсук реже выходит из норы.

ОТЛЁТ ПТИЦ НА ЗИМОВКИ

ОСЕНЬ С НЕБА

Взглянуть бы на бескрайнюю нашу страну с неба. Осенью. Подняться на стратостате выше леса стоячего, выше облака ходячего – километров бы на тридцать над землёй. Конца-края нашей земли всё равно не увидишь, но овидь – что видно кругом – оттуда огромная. Если, конечно, небо чистое, не закрывает землю от глаз сплошная туча – оболочина.

И покажется с такой высоты, что вся наша земля в движении: что-то движется над лесами, степями, горами, морями…

Это – птицы. Бесчисленные птичьи стаи.

Наши перелётные покидают родину – летят на зимовки.

Некоторые, конечно, остаются: воробьи, голуби, галки, снегири, чижи, синицы, дятлы и прочая мелочь. Все дикие куры, кроме перепёлочек. Большой ястреб-тетеревятник, большие совы. Но и этим хищникам мало работы у нас зимой: большинство птиц всё-таки улетает от нас на зиму. Отлёт начинается с конца лета: первыми улетают те, что прилетели весной последними. И длится всю осень – пока воды не закроются льдом. Последними отлетают от нас те, что первыми появились весной: грачи, жаворонки, скворцы, утки, чайки…

КТО КУДА

Думаете, со стратостата отлёт на зимовки – сплошной поток птичьих стай с севера на юг? Вот уж нет!

Разные виды птиц улетают в разное время, большинство летит ночью: так безопасней. И далеко не все летят зимовать с севера на юг. Есть птицы, которые осенью улетают с востока на запад. Другие наоборот – с запада на восток. А есть у нас и такие, что летят зимовать прямо на север!

Наши специальные корреспонденты телеграфируют нам беспроволочным телеграфом, передают беспроволочной почтой – по радио – куда кто летит и как чувствуют себя крылатые странники в пути.

С ЗАПАДА НА ВОСТОК

«Че-й! Че-й! Че-й!» – так переговаривались в стайке красные канарейки – чечевички. Они начали своё путешествие с берега Балтийского моря, из Ленинградской и Новгородской областей ещё в августе. Летят не спеша: еды всюду достаточно – куда торопиться? Не на родину летят – гнёзда завивать, детишек выводить.

Мы видели их на пролёте через Волгу, через Уральский невысокий хребет, а теперь видим в Барабе – западносибирской степи. День за днём они подвигаются всё на восток, всё на восток – в ту сторону, где солнце всходит. Летят от рощи до рощи: вся Барабинская степь в колках – берёзовых рощицах.

Лететь стараются ночью, а днём отдыхают и кормятся. Хоть они летят стайками и каждая пичуга в стае смотрит в оба, как бы не попасть в беду, всё-таки случается: не укараулят себя, и одну-другую из них схватит ястребок. Очень уж их много тут, в Сибири: перепелятник-ястребок, соколки – чеглок-белогорлик, дербник… Быстрокрылые – страсть! Пока летишь от колка до колка – скольких выхватят! Ночью всё-таки лучше: сов меньше.

Тут, в Сибири, чечевичкам свёрток: через горы Алтай, через пустыню Монголии – сколько ещё гибнет их, маленьких, в трудном пути! – в жаркую Индию. Там зимуют.

С ВОСТОКА НА ЗАПАД

Тучи уток и целые облака чаек выводятся каждое лето на Онежском озере. Приходит осень – эти тучи и облака подаются на запад – на заход. Стая уток-шилохвостов, стая чаек сизых тронулись в путь на зимовки. Полетим за ними на самолёте.

Слышите резкий свист? За ним плеск воды, шум крыльев, отчаянное кряканье уток, крики чаек!..

Это шилохвосты и чайки расположились было на отдых на лесном озерке, а перелётный сокол сапсан тут их и настиг. Как длинный пастуший кнут, со свистом пронизал воздух, пронёсся над самой спиной поднявшейся в воздух утки – рассек её когтем заднего пальца, острым, как кривой ножичек. Плетью свесив длинную шею, раненая птица не успела упасть в озеро, как стремительный сокол круто повернул, скогтил её над самой водой, умертвил одним ударом стального клюва в затылок и унёс себе на обед.

Сапсан этот – горе-злосчастье утиной стаи. Вместе с нею тронулся он в отлёт с Онежского озера, вместе с ней миновал Ленинград, Финский залив, Латвию… Когда сыт – равнодушно смотрит, сидя где-нибудь на скале или дереве, как летают над водой чайки, как кувыркаются на воде вниз головой утки. Как они поднимаются с воды и, собравшись в кучку или растянувшись вожжой, продолжают свой путь на запад – туда, где в серые воды Балтийского моря жёлтым шаром опускается солнце. Но как только сапсан проголодается, он быстро нагоняет свою стаю и выхватывает из неё себе уточку.

Так он будет лететь за ними вдоль берегов Балтийского, Северного морей, перелетит за ними на Британские острова – и только близ их побережья, быть может, отвяжется, наконец, от них этот крылатый волк. Здесь наши утки и чайки останутся зимовать, а он, если захочет, полетит за другими стаями уток на юг – во Францию, Италию, через Средиземное море в знойную Африку.

НА СЕВЕР, НА СЕВЕР – В КРАЯ ПОЛНОЧНЫЕ!

Гаги-утки – те самые, что дают нам для шуб такой изумительно тёплый и лёгкий пух, – спокойно вывели своих птенцов на Белом море – в Кандалакшском заповеднике. Уже много лет здесь охраняют гаг, а студенты и учёные кольцуют их: надевают им на ножки лёгкие металлические колечки с номерами, чтобы знать, куда гаги улетают из заповедника, где у них зимовки, много ли гаг возвращается назад в заповедник, к своим гнездовьям, и разные другие подробности жизни этих чудесных птиц.

И вот узнали, что гаги летят из заповедника почти прямо на север – в полночный край, в Ледовитый океан, где живут гренландские тюлени и громко, протяжно вздыхают белухи-киты.

Белое море скоро всё покроется толстым льдом, и гагам тут зимой кормиться нечем. А там, на севере, весь год открыта вода, там ловят рыбу тюлени и огромные белухи.

Гаги сощипывают со скал и водорослей моллюсков – подводные ракушки. Им – северным птицам – главное, чтоб было сытно. И пусть тогда страшный мороз, и вода кругом, и тьма кромешная – им это не страшно: у них шубки на гагачьем пуху, на непроницаемом для холода, самом тёплом в мире пуху! Да то и дело там сполохи – чудесные северные сияния на небе, и огромная луна, и звёзды ясные. Что ж такого, что солнце там несколько месяцев не выглядывает из океана? Полярным уткам всё равно хорошо, сытно и привольно проводить там долгую полярную зиму-ночь.

ТИР

БЕЙ ОТВЕТОМ ПРЯМО В ЦЕЛЬ! СОСТЯЗАНИЕ СЕДЬМОЕ

1. С какого дня (по календарю) начинается осень?

2. У какого зверя осенью в листопад ещё родятся детёныши?

3. Листья каких деревьев осенью краснеют?

4. Все ли перелётные улетают от нас осенью на юг?

5. Отчего старых лосей-быков называют «сохатыми»?

6. Какие птицы весной бормочут: «Куплю балахон, продам шубу», а осенью: «Продам балахон, куплю шубу»?

7. Что значит, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьётся вороньё?

8. Куда осенью деваются бабочки?

9. Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, падёт – почернеет.

10. Долговяз в траве увяз.

11. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ребят ищет.

12. Маленький воришка в сером армячишке по полю шныряет, корм подбирает.

13. На бору, на юру стоит старичок – бурый колпачок.

14. Сам не берёт и воронам не даёт.

ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 8
МЕСЯЦ ПОЛНЫХ КЛАДОВЫХ (ВТОРОЙ МЕСЯЦ ОСЕНИ)

С 21 октября по 20 ноября

Солнце вступает в знак Скорпиона

ГОД – СОЛНЕЧНАЯ ПОЭМА В 12-ти МЕСЯЦАХ

ОКТЯБРЬ – листопад, грязник, зазимник.

Ветры-листодёры срывают с леса последние отрепья. Дождь. Скучает на заборе мокрая ворона. Ей ведь тоже скоро в путь: летовавшие у нас серые вороны незаметно откочёвывают к югу, а на их место также незаметно перемещаются такие же вороны, родившиеся на севере. Выходит, и ворона – птица перелётная. Там, на дальнем севере, ворона – первая прилётная, как у нас – грач, и последняя отлётная.

Покончив с первым своим делом, раздеванием леса, осень принимается за второе: студит и студит воду. Всё чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Как воздух, вода уже оскудела жизнью. Те цветы, что красовались на ней летом, давно уронили свои семена на дно, утянули под воду длинные свои цветоножки. Рыбы забиваются в ямы, ятови, зимовать там, где не замерзает вода. Мягкий хвостатый тритон-харитон всё лето прожил в пруду, а теперь выполз из воды – пополз зимовать на суше, где-нибудь во мху под корнями. Льдом покрываются стоячие воды.

Стынет и на суше нежаркая кровь. Прячутся куда-то насекомые, мыши, пауки, многоножки. Забравшись в сухие ямы, переплетаются, застывают змеи. Забиваются в тину лягушки, прячутся за отставшую кору пней ящерки – обмирают там… Звери – кто одевается в тёплые шубки, кто набивает свои кладовки в норах, кто устраивает себе берлогу. Готовятся.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, ревёт и льёт, и снизу метёт.

ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ

Мороз не велик, а зевать не велит: как грянет – разом землю и воду скуёт льдом. Где тогда еды себе достанешь? Куда спрячешься?

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок.

Особенно усердно таскают короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах и под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.

К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка – в свой вход. Под землёй – спальня и несколько кладовых.

Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норах собрано уже по четыре-пять килограммов отборного зерна.

Маленькие грызуны обворовывают хлебные поля. Надо оберегать от них урожай.

ЗАПАСЫ ОВОЩЕЙ

Короткоухая водяная крыса летом жила на даче, у самой речки. Там у неё была одна жилая комната под землёй. Ход из комнаты вёл косо вниз – прямо в воду.

Теперь водяная крыса устроила себе хорошую, тёплую зимнюю квартиру далеко от воды, на кочковатом лугу. В квартиру ведут подземные ходы-переходы по сто шагов длиной и больше.

Спальня выстлана мягкой, тёплой травой и помещается под самой большой кочкой.

Кладовая соединена со спальней особыми ходами.

В кладовой сложены в строгом порядке, по сортам, похищенные и перетащенные крысой с полей и огородов хлебные зёрна, горох, луковицы, бобы и картофель.

БЕЛКИНА СУШИЛЬНЯ

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Там у неё сложены лесные орешки и шишки.

Кроме того, белка собрала грибы – маслята и берёзовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.

САМ СЕБЕ КЛАДОВАЯ

А многие звери никаких особых кладовых себе и не устраивают. Они сами себе кладовые.

Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные-прежирные – и всё тут. Жир ведь тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей, и когда зверю нечего есть, проникает в кровь, как пища через стенки кишок. А уж кровь разносит пищу по всему телу.

Так устраиваются медведь, барсук, летучие мыши и все другие звери и зверьки, что крепко спят всю зиму. Да еще и греет их жир: он холода не пропускает.

ВОР У ВОРА ЗАПАСЫ УКРАЛ

На что уж хитра и воровата лесная ушастая сова, а нашёлся вор и её провёл.

Видом ушастая сова – совсем филин, только маленький. Клюв крючком, перья на голове торчком, лупоглазая. Как ни темна ночь, эти глаза всё увидят, уши всё услышат.

Зашуршит мышь в сухой листве – сова уж тут. Цоп! – и поднимается мышь на воздух. Мелькнёт ли зайчишка через полянку – ночной разбойник уж над ним. Цоп! – и бьётся зайчишка в когтях.

Натаскала себе сова битых мышей в дупло. Сама не ест и другим не даёт: бережёт про чёрный день.

Днём сидит в дупле, сторожит запасы. Ночами на охоту летает. Сама нет-нет и вернётся к дуплу: всё ли цело?

Вдруг стала замечать сова: будто меньше запасы её становятся. Хозяйка зоркая: считать не обучена – примечает так, на глазок.

Ночь пришла, проголодалась сова, полетела на охоту.

Возвращается – нет ни одной мыши! Видит: копошится на дне дупла зверюшка серенький, с крысу длиной.

Хотела когтями впиться, а он шмыг низом в скважину и несётся по земле. В зубах – мышонок.

Сова – за ним и уж совсем было настигла да разглядела, кто воришка, струхнула и не стала отнимать. Воришкой-то оказался хищный зверёк – ласка.

Ласка разбоем промышляет, и хоть маленький зверёк, но до того смелый и ловкий, что и с совой поспорит. Вцепится ей в грудь зубами – ни за что не оторвёшь.

СТРАШНО…

Облетели деревья – поредел лес.

Лежит лесной зайчишка-белячишка под кустом, прижался к земле – только глазами по сторонам зыркает. Страшно ему. Кругом – шорохи, шелесты… Уж не ястреба ли крылья шелестят в ветвях? Уж не лисонькины ли ножки шебуршат опавшей листвой? А он – зайка – белеет, весь пятнами пошёл. Что бы подождать, когда снег выпадет! Кругом всё ярко так, цветисто стало в лесу, всюду на земле жёлтая, красная, бурая листва.

А вдруг – охотник?!

Вскочить? Бежать? Куда там! Сухой лист гремит под ногами, как железо. От своего собственного топота с ума сойдёшь!

И лежит зайчишка-белячишка под кустиком, в мох вжавшись, к берёзовому пеньку прижавшись, лежит – притаился, не шевельнётся – одними глазами по сторонам зыркает.

Очень страшно…

ЗАГАДКА ОРЕХОВКИ

Есть в наших лесах такая ворона – поменьше обыкновенной серой вороны и вся крапчатая. У нас её называют ореховкой, а в Сибири – кедровкой.

Она собирает на зиму запасы орехов – в дуплах и под корнями деревьев.

Зимой ореховки кочуют с места на место, из леса в лес, и пользуются этими запасами.

Своими? В том-то и дело, что каждая из ореховок пользуется не теми запасами, которые сама сделала, а запасами своих родичей. Прикочует в какую-нибудь рощу, где сроду не бывала, и сразу начинает искать чужие запасы. Заглядывает во все дупла – и там находит орехи.

В дуплах-то понятно. А вот как ореховка находит зимой орешки, запрятанные другими ореховками под корни деревьев и кустов? Ведь земля-то вся под снегом! А ореховка подлетит к кусту, разроет под ним снег – и всегда без ошибки находит под ним чужой запас. Откуда же она знает, что именно под этим из тысяч растущих кругом кустов и деревьев хранятся орехи? По каким признакам? Этого мы ещё не знаем. Надо придумать хитрые опыты, чтобы узнать, чем руководствуются ореховки, разыскивая под однообразной пеленой снега чужие запасы.

ТИР

БЕЙ ОТВЕТОМ ПРЯМО В ЦЕЛЬ! СОСТЯЗАНИЕ ВОСЬМОЕ

1. Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору?

2. Какие птичьи тайны открывает нам листопад?

3. Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы?

4. Какой зверь летом живет в воде, а зимой в земле?

5. Собирают ли птицы себе на зиму запасы?

6. Как готовятся к зиме муравьи?

7. Куда исчезают на зиму лягушки?

8. Пал Палыч пал на воду, сам не утонул и воду не замутил.

9. Бежать-бежать – не добежать, лететь – не долететь.

10. Вороне через три года что бывает?

11. В пруду купался, а сух остался.

12. Не княжеской породы, а ходит с короной; не всадник, а со шпорами. Сам рано встает и другим спать не даёт.

13. С хвостом, а не зверь; с перьями, а не птица.

Павлова рассказы  о растениях

Подул весенний ветерок, и все травки обрадовались, что можно поболтать. Болтать они могли, только когда их качал ветерок.

— Смотрите, смотрите! — зашелестели травки. — Кто это там вырос, прямо на дорожке?

И они качнулись низко-низко, чтобы получше разглядеть.

А там, посреди дорожки, росла низенькая, толстенькая травка Пупавка с листочками, как ниточки.

— Дурочка, дурочка, — шелестели травки, — зачем ты тут выросла?

— А мне здесь нравится.

— А когда затопчут, понравится, понравится, понравится?

Травка Пупавка обиделась, что её дразнят, и перестала разговаривать. Молчит и пахнет. Молчит и пахнет. Она была очень душистая.

Дядя Репейник её пожалел и сказал:

— Не беда! Затопчут — отрастёшь снова. Так всегда делал мой дедушка. Он жил у окошка, где продавали квас. Сколько туда приходило ног!

А дядя Одуванчик сказал:

— И моя бабушка делала то же. Она жила на площадке, где ребята каждый день танцевали.

— Не каждый умеет отрастать, — сказал Мак. Посмотрел на травку Пупавку и покачал головой…

На дворе стало очень тепло, и все травки зацвели. Зацвели кто как мог. И стали хвастаться своими цветами.

— Мои цветы — как солнышко, — сказал дядя Одуванчик. — И, когда дети на них смотрят, они улыбаются.

— И мои похожи на солнышко, — сказал Мак. — Вот таким красным-красным оно бывает иногда по вечерам. Может, когда сердится, что его рано укладывают спать.

А дядя Репейник вздохнул. Его цветы походили только на кисточки, которыми мылят лицо, когда бреются.

Все травки показывали друг другу свои цветы. И тут вспомнили про низенькую, толстенькую травку Пупавку.

— Покажи-ка, покажи-ка твои цветы! — зашелестели травки.

А её цветы были маленькими зелёными шишечками. Она их и показала:

— Вот у меня какие!

— Смотрите, смотрите! Вот так цветы! Вот так цветочки!

Травка Пупавка обиделась, что её дразнят, и перестала разговаривать. Молчит и пахнет. Молчит и пахнет. Дядя Репейник и дядя Одуванчик стали её утешать:

— Не беда! Зато уж на такие цветочки никто не позарится.

— И ты нисколечко не подурнеешь, когда они отцветут, — сказал Мак.

На дачу, к которой шла между травками дорожка, приехали дачники: дачница, дачник, маленький дачник и дачная собачка.

— Смотрите, смотрите, сколько ног! — зашелестели травки.

А дачники прошли прямо посреди дорожки, где росла травка Пупавка. Дачная собачка наступила на неё лохматой лапой, маленький дачник сандалией, дачница — каблуком, а дачник — огромной ботиночной подошвой.

И, когда они прошли, травка Пупавка уже не стояла, а лежала.

— Затоптали, поломали! — зашелестели травки. — Теперь прощай, травка Пупавка!

И вдруг они услышали её голос:

— Нет, не «прощай»! Мне даже ни чуточки не больно.

И вскоре она встала как ни в чём не бывало.

И листики — зелёные ниточки — остались невредимыми.

И даже цветочки — маленькие шишечки — не примялись.

— Вот это так листочки! — сказал дядя Репейник.

— Вот это так цветочки! — сказал дядя Одуванчик.

— Просто не верится, — сказал Мак.

Все травки были очень рады, что травка Пупавка жива и здорова. И в этот день её никто не дразнил.

У дяди Одуванчика цветы стали пушистыми шариками.

Налетел ветерок, и травки зашелестели:

— Смотрите, смотрите, как летят дети дяди Одуванчика!

Они летели всюду над травой и улетали за забор и даже за речку.

Ветерок качал головку Мака, и оттуда через дырочки выпрыгивали крошечные дети Мака. И падали на землю кто куда.

— Как хорошо, что дует ветерок! Мы так его ждали! — шептали травки.

Только дядя Репейник ждал не ветерка, а дачную собачку. И, когда она пробегала мимо, прицепил к её хвосту колючую корзинку. В ней сидели его ребятишки.

Дачная собачка выбежала за калитку и стала ловить свой хвост. Вот вцепилась в колючую корзинку и оторвала. А оттуда так и посыпали дети дяди Репейника.

А дядя Репейник смотрел и улыбался. Весь день летали и сыпались семена. Травки были очень заняты. Они отдохнули только к вечеру, когда прошёл маленький дождик. Тут они вспомнили, что ещё не видали деток травки Пупавки.

А она была рада, что о ней позабыли. Её дети были очень простенькие, да ещё после дождя почему-то стали липкими. Липкими-липкими, точно их вытащили из капли мёда. Травка Пупавка боялась, что такие никому не понравятся. И она отгадала.

— Ну и дети! — зашелестели травки. — Ну и деточки! Прилипли к маме, и никак от них не отвяжешься! Вот так детки! Что же ты станешь с ними делать?

Но травка Пупавка обиделась за деток и перестала разговаривать. Молчит и пахнет. Молчит и пахнет. Дядя Репейник и дядя Одуванчик её пожалели. Но взглянули ещё раз на её липких ребятишек и ничего не сказали.

А Мак только улыбнулся.

Опять шёл дождь. И когда он прошёл, из дачи выбежал маленький дачник и побежал по дорожке к калитке. Травка Пупавка прижалась к земле под его сандалькой. Потом он побежал по другой дорожке, через огород. А потом уже бегал в палисадник и собирал дождевых червей на всех дорожках.

Подул ветерок и прогнал последние тучи. Травки обрадовались и начали болтать. Вдруг они заметили, что травка Пупавка облысела. Облысела, как дядя Одуванчик. Ни одного-то на ней семечка!

— Где же твои детки-прилипалки, куда они девались? — зашелестели травки.

Но лысая травка Пупавка улыбалась и молчала.

— Верно, их смыло дождём? Тебе под корешок смыло? Ну и тесно же будет расти им весной!

— Нет, — ответила травка Пупавка, — совсем не будет тесно. Теперь всё очень-очень хорошо. И как я рада, что выросла посреди дорожки!

Травки очень удивились и ничего не поняли.

А дядя Репейник и дядя Одуванчик спросили у травки Пупавки по секрету, где её дети.

И она им сказала.

А весной об этом секрете узнали все, потому что по всем дорожкам выросли маленькие травки Пупавки. И у калитки, и по дорожке через огород, и по всем дорожкам в палисаднике. Везде-везде, где после дождя бегал прошлым летом маленький дачник, вылезли маленькие травки Пупавки.

 Павлова рассказы  о растениях

Страница, где собраны все рассказы Н.Павловой

А здесь все детские рассказы, которые есть на нашем сайте

  • Рассказ переезд из учебника никитенко картинки
  • Рассказ павловой поехали читать
  • Рассказ паустовского старый повар краткое содержание
  • Рассказ переезд из учебника никитенко иллюстрации
  • Рассказ павловой на машине