Рассказ петька на даче краткое содержание

Парикмахерская Осипа Абрамовича, в которой жил и работал Петька, располагалась возле квартала, заполненного «домами дешёвого разврата». В грязном, полном мух и запаха дешёвых духов помещении стригся нетребовательный народ — швейцары, дворники, приказчики, рабочие и «аляповато-красивые, но подозрительные молодцы».

Петька был самым младшим работником, он убирал помещение и подавал горячую воду. Ещё один мальчик, Николка, был тремя годами старше. Он считался учеником, ругался, курил папиросы и очень важничал. Десятилетний Петька не курил, не ругался и завидовал товарищу. Оставаясь с Петькой наедине, Николка становился добрее и объяснял приятелю, «что значит стричь под польку, бобриком или с пробором».

Иногда приятели садились у окна, «рядом с восковым бюстом женщины» и смотрели на жаркий, пыльный бульвар, все скамейки которого были заняты полуодетыми мужчинами и женщинами с утомлёнными, злыми и распущенными лицами. По бульвару расхаживал «ярко-синий сторож» с палкой и следил, чтобы никто не вздумал улечься на скамью или прохладную травку.

Женщины ‹…› говорили хриплыми, резкими голосами, бранились, обнимали мужчин так просто, как будто были на бульваре совсем одни, иногда тут же пили водку и закусывали.

Порой пьяный мужчина бил пьяную женщину. За неё никто не заступался, напротив, толпа собиралась посмотреть на драку. Потом являлся сторож, разнимал дерущихся, и избитую женщину куда-то увозили.

Николка знал многих женщин и рассказывал о них грязные истории. Петька изумлялся его уму и бесстрашию и думал, что он станет таким же. Но пока Петьке очень «хотелось куда-нибудь в другое место».

Так грязно и однообразно тянулись Петькины дни. Мальчик много спал, но не высыпался. Иногда он не слышал приказов Осипа Абрамовича или путал их. Отдыха не было — парикмахерская работала и по выходным, и по праздникам. Петька стал худеньким и сгорбленным, на его сонном лице «прорезались тоненькие морщинки», превращавшие его в состарившегося карлика.

Когда Петьку навещала мать, толстая кухарка Надежда, он просил забрать его из парикмахерской, но потом забывал о своей просьбе и равнодушно прощался с ней. Надежда с огорчением думала, что её единственный сын — дурачок.

Однажды тусклая Петькина жизнь изменилась — мать уговорила Осипа Абрамовича отпустить сына на дачу в Царицыно, куда на лето переезжали её господа. Даже Николка позавидовал Петьке, ведь у него не было матери, и он никогда не был на даче.

Суматошный, наполненный людьми и звуками вокзал ошеломил Петьку. Они с матерью сели в вагон дачного поезда, и мальчик прилип к окну. Вся Петькина сонливость куда-то делась. Он никогда не был за городом, «всё здесь для него было поразительно, ново и странно» — и удивительно огромный мир, и высокое ясное небо.

Петька бегал от окна к окну, что не нравилось зевающему господину с газетой. Надежда хотела сказать ему, что парикмахер, у которого уже три года живёт её сын, обещал сделать из Петьки человека, и тогда он станет её опорой в старости. Но посмотрев на недовольное лицо господина, кухарка промолчала.

Первые дачные впечатления хлынули на Петьку со всех сторон и «смяли его маленькую и робкую душонку».

Этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю.

Петька боялся тёмного, задумчивого и страшного леса, но ему нравились яркие зелёные полянки и бездонное небо. Несколько дней он «степенно, как старик» гулял по лесной опушке и валялся в густой траве, после чего «вступил в полное соглашение с природой».

Освоиться Петьке помог гимназист Митя, который «бесцеремонно вступил с ним в беседу и удивительно скоро сошёлся». Неистощимый на выдумки Митя научил Петьку рыбачить и купаться, водил его исследовать развалины дворца. Постепенно Петька забыл о парикмахерской, начал ходить босиком, посвежел, и с его лица пропали старческие морщинки.

На исходе недели барин привёз из города письмо для Надежды — Осип Абрамович требовал, чтобы Петька вернулся. Сначала мальчик не понял, зачем и куда ему надо ехать, ведь «другое место, куда ему всегда хотелось уйти, уже найдено» и у него здесь было столько замечательных дел. Но вскоре он понял, что новая удочка — это мираж, а Осип Абрамович — непреложный факт, и «не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощённые, — он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре».

Постепенно Петька успокоился, и барин, собираясь на вечер танцев, сказал жене, что «детское горе непродолжительно», и «есть люди, которым живётся хуже».

Утром Петька снова ехал в поезде, но уже не смотрел в окна, а сидел тихо, благонравно сложив ручонки на коленях.

Толкаясь среди торопившихся пассажиров, они вышли на грохочущую улицу, и большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву.

На прощание Петька попросил у матери спрятать его новую удочку — он ещё надеялся вернуться.

Петька остался в грязной, душной парикмахерской и ему снова приказывали: «Мальчик, воды!». По вечерам он шёпотом рассказывал Николке «о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал», и приятель не по-детски грубо, энергично и непонятно ругался: «Вот черти! Чтоб им повылазило!».

А на бульваре пьяный мужчина бил пьяную женщину.

Краткое содержание «Петька на даче»

Краткое содержание «Петька на даче»

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1004.

Обновлено 1 Мая, 2022

О произведении

Рассказ «Петька на даче» Леонида Андреева написан в 1899 году. В своей книге автор поднял проблему тяжёлой судьбы детей, лишённых детства, — детей из бедных рабочих семей.

Рассказ относится к острой социальной прозе. Он повествует о трудной жизни мальчика, который вынужден прислуживать жестокому цирюльнику. Поездка на дачу становится для него отдушиной, коротким моментом счастья и спокойствия.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Петька на даче», что будет полезно для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в конце XIX века в России, в Москве и на даче в Царицыно.

Главные герои

  • Петька – десятилетний мальчик, помощник в парикмахерской, вечно сонный, забитый, «маленький старичок».

Другие персонажи

  • Осип Абрамович – владелец парикмахерской, хозяин Петьки.
  • Прокопий и Михайла – подмастерья в парикмахерской.
  • Николка – единственный друг Петьки, будущий подмастерье.
  • Надежда – мать Петьки, кухарка, добрая и жалостливая женщина.
  • Барин – хозяин, у которого работала Надежда, владелец дачи.
  • Митя – гимназист, друг Петьки по даче.

Краткое содержание

Парикмахерская Осипа Абрамовича располагалась неподалеку от квартала с «домами дешевого разврата». Публика в это заведение захаживала весьма нетребовательная: «швейцары, приказчики, иногда мелкие служащие или рабочие».

У Осипа Абрамовича всегда был на подхвате «кто-нибудь из подмастерьев, Прокопий или Михайла». Кроме того, в заведении служили и два мальчика. Тринадцатилетний Николка готовился стать подмастерьем и очень гордился этим. Он старался держаться, как взрослый: «курил папиросы, сплевывал через зубы, ругался скверными словами».

Петьке было всего десять лет, и в его обязанности входило исполнение мелких поручений хозяина и подмастерьев. Когда не было посетителей, он любил беседовать с Николкой, который объяснял ему, «что значит стричь под польку, бобриком или с пробором». Иной раз они располагались у окна и «смотрели на бульвар, где жизнь начиналась с раннего утра». Местные женщины были одеты просто, не по моде, они говорили резкими, неприятными голосами, ругались, прямо на улице «пили водку и закусывали».

Случалось, что иная пьяная женщина становилась жертвой побоев такого же пьяного мужчины, «но никто не вступался за нее». Николка знал многих женщин по именам, рассказывал своему приятелю о них «грязные истории и смеялся, скаля острые зубы». Петька очень уважал его за подобную осведомленность, и в будущем мечтал стать таким же умным и бесстрашным.

Жизнь Петьки была удивительно однообразной и скучной: дни незаметно мелькали и были похожи «один на другой, как два родные брата». С утра и до позднего вечера он слышал одну и ту же фразу: «Мальчик, воды!» и старался подавать ее как можно быстрее, чтобы избежать наказания за нерасторопность.

Маленький, худенький Петька постоянно хотел спать, и ему часто казалось, что «все вокруг него не правда, а длинный неприятный сон». Маленький рост, сильная худоба, веснушчатое лицо и «грязные-прегрязные руки и шея» вызывали неприязнь у посетителей парикмахерской. Неприятное и несколько странное впечатление создавали и тоненькие морщины, наметившиеся возле глаз и под носом, которые делали Петьку «похожим на состарившегося карлика».

Когда мальчика навещала его мать, кухарка Надежда, он никогда «не жаловался и только просил взять его отсюда». Впрочем, Петька быстро забывал о своей просьбе, и женщина думала, что ее единственный «сын — и тот дурачок».

Однажды судьба преподнесла Петьке сюрприз. Его серая и безрадостная жизнь заиграла новыми красками, когда он узнал, что мать уговорила Осипа Абрамовича отпустить его «на дачу, в Царицыно, где живут ее господа». Он не понимал, что означает слово «дача», но вдруг всем существом своим понял, что это и было то место, куда он так стремился. В этот момент Петьке позавидовал даже Николка, у которого не было матери и который никогда не бывал на даче.

Шумный и суетливый вокзал поразил воображение Петьки, наполнив его «чувством возбужденности и нетерпения». Оказавшись в вагоне, он буквально «прилип к окну», с жадностью разглядывая мелькавшие пейзажи. Для мальчика, рожденного и выросшего в городе, все было «поразительно ново и странно». Он никогда прежде не выбирался на природу, и открывшийся его глазам мир ошеломил мальчика. Петька бегал от одного окна к другому, и мать была вынуждена извиниться за него перед другими пассажирами: «Впервой по чугунке едет — интересуется…».

Удивительно, но за время небольшого путешествия глаза Петьки «перестали казаться сонными, и морщинки пропали». В первое время пребывания на даче Петька, настоящий городской дикарь, «чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы». Все время он «гулял по опушке и лесистому берегу пруда», лежал в траве и любовался чистым, бездонным небом.

Полное слияние с природой у Петьки произошло благодаря гимназисту Мите. С подачи нового друга мальчик впервые искупался в речке. Они вместе ловили рыбу, исследовали развалины заброшенного дворца, и очень быстро Петька позабыл, «что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская».

Спустя неделю «барин привез из города письмо, адресованное «куфарке Надежде»», в котором Осип Абрамович настоятельно требовал возвращения Петьки. Поначалу он не понял, куда ему следует ехать, ведь «место, куда ему всегда хотелось уйти, — уже найдено». Осознав же в полной мере, что предстоит расстаться с дачей, Петька принялся кричать и кататься по земле. Когда же он затих, барин сообщил супруге, что «детское горе непродолжительно» и «есть люди, которым живется и хуже».

В поезде «Петька не вертелся и почти не смотрел в окно», а на его лице вновь обозначились тонкие морщинки. Прощаясь с матерью, он попросил спрятать его новую самодельную удочку, которой так и не успел воспользоваться.

В «грязной и душной парикмахерской» жизнь шла своим чередом, звучала привычная для Петьки фраза «Мальчик, воды!», а на улице «пьяный мужчина бил такую же пьяную женщину»

И что в итоге?

Петька – после чудесного путешествия на дачу возвращается к рутинной работе в парикмахерской.

Заключение

Заключение

В своем произведении Андреев поднял остросоциальную проблему своего времени: ребенок должен учиться и жить полной, насыщенной жизнью, а не работать наравне со взрослыми.

После прочтения краткого пересказа «Петьки на даче» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Тимофей Мирошниченко

    9/10

  • Мотвей Иванов

    10/10

  • Вероника Цай

    10/10

  • Вика Редькина

    10/10

  • Артём Дорофеевакк

    10/10

  • Ася Тартус

    10/10

  • Злата Стаценко

    10/10

  • Галина Мартыновская

    10/10

  • Денис Крутько

    10/10

  • Максим Павлюк

    10/10

Рейтинг пересказа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1004.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 12 мин Просмотров 8.3к. Опубликовано 23.08.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Петька на даче» за 2 минуты и подробно за 9 минут. 

Очень краткий пересказ рассказа «Петька на даче»

Десятилетнего мальчика Петю отдают в ученики местному парикмахеру Осипу Абрамовичу. Мальчика нещадно эксплуатируют, заставляя делать тяжелую работу и грозя наказанием, не дают высыпаться. Он худ и слаб, возле глаз просматриваются тонкие морщинки, постоянно недоедает, ходит грязный. Петьке вся жизнь кажется какой-то не реальной, словно сон. Несмотря на постоянную апатию, мальчик чувствует, что его тянет в другое место, только он сам понять не может куда. Когда Петьку навещает Мать, он просил забрать его, но потом вяло прощался с матерью и снова начинается обыденная жизнь.

Однажды мать забирает мальчика на дачу к господам в Царицыно, где работала кухаркой. В поезде Петька то и дело вертелся у окна – как удивительно менялись картинки за окном. Он никогда не был в деревне, поэтому леса, полянки и речка кажутся ему странными, но интересными. Со временем Петька привыкает к новой жизни. Он уверен, дача — это именно то место, которое хочет его рвущаяся в неизвестность душа.

В деревне мальчик находит друга – гимназиста Митю. Вдвоем они хорошо проводят время, гуляют и рыбачат. У Пети с лица исчезли морщинки, он прибавил в весе и стал по-детски игривым мальчиком. Природа и свобода от обязанностей оживили ребенка.

Но все закончилось внезапно – ему сказали, что пора ехать домой. Сначала Петя устраивает истерику, потом смиряется, покорно и уныло смотря на проплывающие мимо картинки в окне поезда. Оказавшись в парикмахерской, он снова слышит крики Осипа Абрамовича, и, вздрагивая, бежит на зов.  А ночью, шепотом рассказывает напарнику Николке про дачу.

Главные герои и их характеристика:

  •  Петька – грустный, меланхоличный и постоянно сонный ученик парикмахера, главный герой рассказа. Не видя в своей жизни радости, ребенок, часто сутулясь, прижимается к окну и наблюдает за улицей. Он отчужден и погружен в себя.

 У него есть напарник Николка. Петя хочет быть похожим на него, но остается самим собою. В Царицыно он ощущает другой мир и понимает, что такое детство. 

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Барин  – хозяин кухарки Надежды, Петькиной матери. Сердобольный и добрый человек, жалеющий мальчика.
  •  Прокопий и Михайла  – ленивые подмастерья Осипа Абрамовича. В отсутствие хозяина они посылают Николку принимать посетителя и смеются над мальчиком за неудачную стрижку. Прокопий часто пропадает ночью, а днем спит за перегородкой. Михайло читает газеты в поисках знакомых посетителей среди криминальных хроник.
  •  Митя  – гимназист из деревни Царицыно, дружелюбный и веселый мальчик, который показал Пете свои игры.
  •  Надежда  – Петина мама. Добрая, бедная и одинокая кухарка. Она искренне любит сына, и пытается заботиться о его благополучии. Отдает  Петю на службу Осипу Абрамовичу в надежде, что он поставит его на ноги.
  •  Осип Абрамович  – строгий попечитель Пети, равнодушный и черствый человек, требующий от мальчика мгновенного выполнения приказаний и часто наказывающий его без повода.
  •  Николка  – дерзкий подросток с плохими манерами поведения. Он давно работает у Осипа Абрамовича, и вот-вот должен стать подмастерьем. Николка хвастается Пете пошлыми историями о посетителях парикмахерской, курит и пьет водку. Слушая его, Петя делает вывод, что Николка разочарованный в жизни человек, в душе которого живет больной ребенок. Когда к мальчику приходит мама, Николка чувствует обиду и тоску, потому что у него нет матери.

Краткое содержание рассказа «Петька на даче» подробно

Десятилетний Петька работает в парикмахерской Осипа Абрамовича. Цирюльня расположена в квартале домов, где есть «дешевый разврат». В грязной комнате стрижется неприхотливый контингент – обслуживающий господ персонал и «а-ля красавцы» местные щеголи.

Петька – самый младший из прислужников Осипа Абрамовича. На него чаше всех кричат. Вместе с ним, в парикмахерской служит Николка – ученик, который скоро станет подмастерье. Мальчик на три года старше, курит папиросы, ругается матом, врет, что пробовал водку, и старается казаться взрослым. Ему подмастерья Михайла и Прокопий доверяют стрижку простаков. Наедине с Петей, Николка становился добрым и учил мальчика азам парикмахерского мастерства.

Часто они вдвоем сидят окна, рядом с восковым женским бюстом, и наблюдают за утренней жизнью бульвара. Николка рассказывает пошлые истории о знакомых ему обитателях улицы, и, скалясь, смеется над ними. Петьке кажется, что друг очень умный и жутко хочется быть таким же. Но сейчас мальчик мечтает о другом месте.

Дни в парикмахерской проходят однообразно и скучно. В любое время года мальчик видел одно и то же. Два зеркала – кривое, и с трещиной, картину с двумя голыми женщинами, рыжими от копоти керосиновой лампы. Каждый день Петя слышал один и тот же крик: «Мальчик, воды!» И он бесконечно подавал эту воду, без праздников и выходных. По воскресеньям, когда парикмахерская не работала, он долго сидит на стуле, погруженный то ли в дремоту, то ли в тяжелые мысли.

Происходящее вокруг Пете казалось длинным сном. Мальчик худел, часто не слышал крика или разливал воду. Его неопрятный вид вызывал у посетителей лишь брезгливость. Да и он сам не знал, как назвать свое состояние. Ему хотелось в другое место, но он не понимал куда именно.

Петю иногда навещает мать – кухарка Надежда. Он лениво ест ее сладости и просит забрать его из парикмахерской. Но потом он забывает о просьбе и равнодушно уходит от матери, не интересуясь, когда она еще придет. А Надежда воспринимала сына как дурачка, с горем думая, что у него не все ладно с головой.

Долго ли так живет он, Петя не задумывался. Но однажды приехала мать. Поговорив с Осипом Абрамовичем, она сказала мальчику, что он едет в Царицыно, на дачу к ее господам. Петька понял, что дача – это есть то место, о котором он мечтал и стал торопить мать, не обращая внимания на Николку, стоявшего рядом. Дерзкий ученик парикмахера зло смотрел на Надежду, но в глазах его заметна тоска – у него не было матери, которая бы отвезла на дачу.

Вокзал встретил их разноголосым откликом и грохотом поездов. Когда Петька с мамой сели в вагон, он прилип к окну, рассматривая город. Через стекло поле казалось странным, лес – травою, а небо – широким и ясным. Мальчик метался из одной на другую сторону вагона, доверчиво прикасаясь грязными руками к улыбающимся ему вслед пассажирам. Один из попутчиков, читающий газету, неприязненно посмотрел на мальчика. Надежда поспешила оправдаться:

 – Первый раз едет, интересно ему…

В ответ пассажир пробурчал согласие и уткнулся в газету. Мать Пети еще хотела объяснить угрюмому дядьке, что сын три года служит в подмастерьях, потому как она, слабая и одинокая женщина, не сможет его поднять сама. Но взглянув на злое лицо господина, она оставила эту мысль при себе.

Поезд промчался мимо кочковатой темно-зеленой равнины с серыми домиками по краю, затем взлетел на мост и повис над голубой гладью реки. Петька вздрогнул от неожиданности, но сразу же прильнул к окну, словно боясь потерять волшебство мгновения. Лицо мальчика изменилось – теперь он не казался сонным и растрепанным, под глазами исчезли морщинки, а взгляд сиял озорными блестками.

Первые два дня на даче буквально сбили с ног богатством впечатлений, смяв робкую маленькую душонку Петьки. Современный дикарь, воспитанный каменными объятиями города, почувствовал себя бессильным перед живой природой. Он боялся бесконечного, темного, шумного леса и светлых, зеленых полянок. Мальчик волновался и радовался, бледнел и вздрагивал, прогуливаясь по лесистым берегам пруда.

Первое время он возвращался к матери. Барин спрашивал, нравится ли ему на даче. Конфузливо улыбаясь, мальчик отвечал:

 – Хорошо.

Кратко «Петька на даче» Л. Н. АндреевЧерез пару дней Петька уже был в полном соглашении с природой. И содействовал ему в этом гимназист Митя из Старого Царицына. Он рыбачил на речке, когда увидел Петьку. Мальчики быстро нашли общий язык и подружились. Сначала они рыбачили, затем пошли купаться. Петька не умел плавать, боялся заходить в воду. А когда зашел, не хотел вылезать. Он смешно бил поводе руками, делая вид что плавает, захлебывался, поднимая брызги, и был похож на щенка, попавшего в воду впервые.

По задумке неистощимого на приключения Мити, мальчики исследовали руины старого замка – сидели на разрушенной деревьями крыше или бродили среди обломков какого-то здания. Промеж каменистых груд росла молодая рябина, а в оконных амбразурах чудились страшные рожи. Петька чувствовал себя на господской даче как дома, совсем позабыл о существовании Осипа Абрамовича и его парикмахерской.

Надежда радовалась. Ей казалось, что сын растолстел, потому что она его много кормит. Но Петька ел мало – ему просто некогда было жевать, нужно успеть выкупаться, нарезать удочки из орешника, выкопать червей. Мальчик бегал босой, что в тысячу раз приятнее, чем тянуть на себе сапоги с толстыми подошвами. Свою поддержанную курточку он снял, и сразу внешне помолодел. Надевал он ее вечером, когда ходил на плотину наблюдать за катающимися в лодках господами.

В конце недели вечером барин из города привез письмо для Надежды и прочитал его ей. Она заплакала, растирая сажу на лице передником. По отрывистым фразам можно было понять, что разговор идет за Петьку.  В это время сам Петька играл на заднем дворе в «классики».

Из дома вышел барин, подошел к мальчику и положил ему руку на плечо:

– Надо ехать, брат.

Петька молча и конфузливо улыбнулся. Барин подумал, что мальчишка «чудак»:

– Ехать надо, братец – повторился он.

Мальчик продолжал улыбаться. Подошла Надежда и подтвердила слова барина:

– Надобно ехать, сынок, к хозяину твоему – Осипу Абрамовичу.

У Петьки во рту разом все пересохло, и язык двигался с трудом. Он забыл про город, а место, куда так хотелось уже найдено.

– А рыбу на завтра ловить? Вон и удочка здесь…..

– Требует приехать. Говорит, Прокопий заболел, народ не ходит. Ты не горюй – он добрый, может опять отпустит.

Но Петька не плакал, он просто не понимал. Вот реальная удочка и призрачный Осип Абрамович. Постепенно мысли стали проясняться. Наступило перемещение, и невысохшая удочка превращалась в призрак, а Осип Абрамович становился осязаемым.

Вдруг Петька закричал так громко, как не кричал самый горластый мужик. Мальчик упал и стал кататься телом на земле. Его крик и поступок удивил мать и расстроил барина. Чуть позже, когда он успокоился, барин сказал барыне:

– Я тебе говорил, детское горе непродолжительное.

– Но так жалко мальчонку… – ответила она.

– Ты права, они ужасно живут. Но есть те, кто живет еще хуже.

На следующее утро поездом Петька ехал в город. Мимо проплывали седые от росы зеленые поля, но он не бегал по окнам, пытаясь разглядеть пейзажи. Мальчик тихо и спокойно сидел, смиренно сложив руки на коленях. Его старая поношенная куртка облегла худое тело, а в глазах появилась все та же сонливость и апатия. Вот мелькнула платформа и поезд остановился. Надежда с сыном вышли на перрон, и жадный город приготовился поглотить очередную жертву.

Перед дверью парикмахерской мальчик тихо попросил мать спрятать удочку. Снова в душной и грязной комнате звучал отрывистый крик «Мальчик, воды!» и посетители наблюдали, как протягивается рука к подзеркальнику под грозный шепот «Ну погоди!». Это означало, что вечно сонный мальчик опять разлил воду.

Ночами, из места, где спали Петька с Николкой, слышался детский голосок, увлеченно рассказывающий о даче и том, чего не было, никто не видел и не слышал. В тихом молчании изредка вскрикивал энергичный голос «Эх, черти, чтоб им повылазило!» да мощно громыхал на улице мимо проезжающий обоз.

Кратко об истории создания произведения

Проза Леонида Николаевича Андреева, создаваемая им на границе XIX-XX веков, буквально пронизана чувственной остротой, заставляя читателя сопереживать литературным персонажам.

Рассказ «Петька на даче» — яркая иллюстрация беспросветной жизни детей бедняков, написан в1899 году и впервые опубликован в «Журнале для всех». Это история из детства одного модного парикмахера Москвы И. Андреева, рассказанная автору им лично.

  • Краткие содержания
  • Андреев
  • Петька на даче

Краткое содержание Петька на даче Андреева

Герой рассказа Андреева – мальчик Петька десяти лет от роду. В семь лет он был отдан на работу к парикмахеру Осипу Абрамовичу и никогда не помнил другой жизни. Петька был маленьким, худым, вечно грязным и неухоженным, его детское лицо уже будто прорезали морщины.

Старший мальчик, Николка, которому было тринадцать, уже свыкся с парикмахерским бытом. Он знал многих клиентов и людей на улице, преимущественно пьяниц и дебоширов, сам сквернословил и курил. Петька знал, что скоро станет таким же как Николка и немного завидовал парню, но пока мало интересовался его жизнью.

Однажды приехала мать Петьки, кухарка Надежда, она забрала сына на каникулы на дачу ее господ. Мальчик впервые оказался на вокзале, увидел из окон поезда необъятное светлое небо, зелень лесов и широкую реку.

Первые пару дней на даче он провел в полном единении с природой. Поражаясь тишине и благородству леса вокруг, вдыхая ароматы цветов, он валялся на траве. Часто он приходил к матери, которую так редко видел. Потом Петька познакомился с гимназистом Митей. Вместе они купались, играли в детские игры, гуляли по развалинам дворца. По вечерам Петька бегал смотреть, как господа катаются на лодках на пруду. Мальчик стал более ухоженным, пополнел, морщины на его лице разгладились.

Вскоре хозяин велел Петьке возвращаться. Сначала мальчик даже не вспомнил, кто такой Осип Абрамович, а затем поднял страшный вой, но вскоре успокоился и смирился с судьбой. Обратно он ехал, даже не выглядывая в окно поезда. Прощаясь с матерью, Петька показал, что все же не оставил надежду вернуться на дачу – он попросил спрятать сделанную им удочку. Мать обещала это сделать.

Дни в парикмахерской снова тянулись однообразно и скучно. Вечерами Петька лишь мог предаться воспоминаниям и рассказывал Николке о даче, ведь тот вообще не видел жизни за пределами шумного города, полного пьяных и бедных людей.

Рассказ показывает судьбу детей из бедных семей на исходе XIX века. Если бы господа не просто жалели детей, а оказали бы им помощь, то их светлое детство могло быть спасено. Произведение учит нас быть благороднее и помогать бедным детям. Они часто сами о себе позаботиться не могут. Но сделать это в наших силах.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Андреев. Все произведения

  • Ангелочек
  • Баргамот и Гараська
  • Большой шлем
  • Валя
  • Гостинец
  • Жизнь Василия Фивейского
  • Жизнь Человека
  • Иуда Искариот
  • Красный смех
  • Кусака
  • Петька на даче
  • Рассказ о семи повешенных
  • Роза мира

Петька на даче. Картинка к рассказу

Петька на даче кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Куприн Синяя звезда

    Очень давно на плоскогорье, окруженном опасными пропастями и скалами жил мирный народ. Также давно, много веков назад, взобрались на горы сильные люди с Юга, закованные в тяжелые железные доспехи

  • Тынянов

    Первый свой роман Тынянов написал, когда ему было 31 год (1925). К.Чуковский побывав на лекции Тынянова, посвященной Кюхельбекеру, предложил ему написать о друге Пушкина. Роман «Кюхля» о лицейском друге Пушкина

  • Краткое содержание Борхес Сад расходящихся тропок

    В одной из книг о первой мировой войне утверждается, что наступление британских войск в Сен- Монтобане сорвалось из-за дождя, но найденная записка немецкого разведчика Ю-Цуна проливает

  • Краткое содержание Искандер Возмездие

    Чик находился на базаре, около лавки Алихана. Керопчик, в порыве бурного веселья, опрокинул лавку. Алихан ничем ему не ответил, но он был жутко расстроен произошедшим. Чик впал в ярость, он жаждал отмщения.

  • Краткое содержание Беляев Вечный хлеб

    К острову Фэр, подходило небольшое рыбацкое судно. В этот день улов был неудачный и поэтому лица рыбаков были ужасно хмурые.

изображение к чтению

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Петька на даче» Андреева
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 Цитатный план «Петька на даче»

Москва, конец XIX века. Петьке десять лет. Три года назад мать, кухарка Надежда, отдала его служить и жить в парикмахерскую Осипа Абрамовича. Самый маленький из всех работников, Петька без конца подает мастеру горячую воду, даже в праздники и воскресенья.

Среди клиентов парикмахерской – простой люд, рабочие, приказчики да дворники. Один день мальчика похож на другой. Единственное развлечение – смотреть в окошко на посетителей домов «дешевого разврата». Опустившиеся люди, мужчины и женщины, кучкуются на бульваре, там же пьют, обнимаются, дерутся.

Приятель Петьки, тринадцатилетний Николка, со дня на день должен перейти в подмастерья. Совсем как взрослый, он курит, смеется над драчунами с бульвара, матерится и задирает перед Петькой нос. Впрочем, если никто не видит, Николка на пальцах учит мальчика стричь.

Петька, и так худенький, тает на глазах. Его все время клонит в сон. Лицо у Петьки – как у маленького старичка, на руках грязь, шея немытая. Он то и дело разливает воду или вообще не реагирует на сердитые команды хозяина. Мать воспитывает его одна. И надеется, что Осип Абрамович научит ее сына уму-разуму, и будет у нее кормилец, опора в старости.

На лето господа, у которых стряпала Надежда, перебрались на дачу в Царицыно. Они разрешили кухарке взять с собой сына. Отпустил и Абрам Осипович. Петька ни разу не был за городом, но чувствовал, что дача – это то самое место, о котором он так долго мечтал. Николка провожал его завистливым взглядом. У него матери вовсе не было, даже такой толстой, как Надежда. И на дачу его некому позвать.

Вокзал Петьку поразил. А из окна поезда открылся такой вид – совсем иной, чем в парикмахерской. Земля и небо, вся цветущая природа окружили Петьку. Лицо мальчика прояснилось, разгладились горькие морщинки.

Первые дни на даче Петька, «современный дикарь», всего боялся. Робел перед величественным лесом, ласковым ясным небом, яркими цветами, тихой гладью пруда. «Все здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю».

Но однажды все переменилось. Петька подружился с вихрастым гимназистом Митей. Тот всюду был свой – научился этому и Петька. Они удили рыбку в пруду, копали червяков, босиком шли в несусветную даль, чтобы искупаться, изучали развалины какого-то дворца.

Петьке казалось, что парикмахерская ему приснилась, не было ее никогда. Он нашел место, где хотел бы жить. Так прошла неделя. И как-то раз, когда Петька осваивал игру в «классики», барин и мать объявили ему, что «ехать надо».

Оказывается, пришло письмо: разболелся подмастерье Осипа Абрамовича. Некому подавать горячую воду. Выходит, удочка ему завтра не пригодится… И Петька зашелся в крике, кинулся на землю. Барыне было жаль бедняжку. А барин ей напомнил, что «есть люди, которым живется и хуже», чем этому Петьке. После чего они вместе ушли на танцевальный вечер.

Утренний поезд привез притихшего мальчонку в город. Расставаясь с матерью, он просил сберечь его удочку. Жизнь вошла в свою колею. «Мальчик, воды!» – кричал парикмахер. И мальчик, спотыкаясь, бежал на зов. Только ночами он удивлял Николку рассказами о дачных чудесах. Николка жалел Петьку, понимал, с чем тому пришлось разлучиться. А под окнами опять кто-то бил пьяную женщину.

Читательский дневник по рассказу «Петька на даче» Андреева

Сюжет

Петьке 10 лет, его мать – кухарка Надежда. Уже три года мальчик помогает в парикмахерской Осипа Абрамовича, подносит мастеру воду. И видит только клиентов-дворников да уличных забулдыг. Однажды мать берет его на дачу к своему барину.

Бледный городской мальчик восхищен и напуган красотой природы. Вместе с другом Митей неделю он рыбачит, играет, купается. А потом парикмахер письмом зовет его обратно. Несчастного Петьку возвращают в город. Ночами он пересказывает приятелю постарше, сироте Николке, свои приключения. Вместе они вздыхают, засыпая под пьяные крики за окном.

Отзыв

Тема бедности, детского труда, маленьких неприметных людей, украденного детства. История о первом детском горе, семье, сиротстве. Город как средоточие пороков.

Взрослые вторгаются в мир ребенка, лишают его радости, игры. Счастливое детство – залог счастливой взрослой жизни. Природа – как лекарство для души и тела.

Цитатный план «Петька на даче»

  1. «В этой парикмахерской посетитель был нетребовательный».
  2. «Мальчик, на которого чаще всего кричали».
  3. «Лица равнодушные, злые или распущенные».
  4. «Ему хотелось бы куда-нибудь в другое место».
  5. «Петьку отпускают на дачу».
  6. «Богатство и сила новых впечатлений».
  7. «К хозяину Осипу Абрамовичу».
  8. «Он не просто заплакал, он закричал».
  9. «Рядом Николка и Петька».
  10. «Мальчик, воды!»

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса

Автор: Андреев Л.

Название: “Петька на даче”

Жанр: рассказ

Тема произведения: о детях

Число страниц: 8

Главные герои и их характеристика

Петька, мальчик 10 лет. Апатичный, забитый, малоподвижный, равнодушный. Ученик парикмахера. Попав на дачу, становится веселым, подвижным, озорным и счастливым.

Николка, мальчик 13 лет, тоже ученик парикмахера. Веселый, хулиганистый, ругается матом. Несчастный и одинокий.

Митя, гимназист. Обычный ребенок, добрый, веселый.

Надежда, мать Петьки. Кухарка. Простая и необразованная, любит своего сына и желает ему счастья.

Осип Абрамович. Парикмахер. Равнодушный, жестокий человек.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Рассказ о жизни мальчика Петьки, который был
лишен детства в городе, но который на короткое время познал счастье свободы на
даче.

Сюжет — краткое содержание

Служа в парикмахерской, Петька казался всем ленивым, равнодушным ко всему и даже дурачком.

Над ним издевались подмастерья, а единственный друг Николка пил водку и ругался плохими словами.

Однажды мать повезла Петьку на дачу, и в дороге мальчик был поражен новыми впечатлениями, а на даче испугался природы.

На даче Петька познакомился с гимназистом Митей, который стал брать мальчика с собой на рыбалку, купаться и в крепость.

Петька ожил, развеселился, научился мечтать, но пришло время возвращаться в город, и Петька устроил громкий скандал.

В городе Петька вновь превратился в апатичное существо, но помнил о даче и рассказывал о ней Николке, который страшно ему завидовал.

Краткое содержание произведения можно прочитать здесь, там же вы найдете еще один вариант краткого содержания для читательского дневника

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как Петька вел себя на даче.
Сперва его пугала природа, он уходил к лесу, на берег и лежал в траве. Потом
Петька привык, подружился с Митей и стал самым обычным мальчиком. У него
появилось детство, он научился играть и веселиться.

План произведения для пересказа

  • Забитый Петька.
  • Опытный Николка.
  • Отношение матери к Петьке.
  • Поездка на дачу.
  • Петька в поезде.
  • Петька боится природы.
  • Дружба с Митей.
  • Громкий крик.
  • Снова в поезде.
  • Петька возвращается в прежнее состояние.

Главная мысль

Ребенок не должен быть лишен детства, не должен с
малых лет зарабатывать себе на жизнь каторжным трудом. Ребенок всегда должен
оставаться ребенком.

Чему учит эта книга

Рассказ учит любить детей и заботиться о каждом
из них, как о своем собственном ребенке. Учит доброте и отзывчивости. Учит
любить природу. Учит не быть равнодушными перед лицом чужих страданий.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Это очень сильное и печальное произведение. Его
главного героя Петьку очень жаль, ему невозможно не посочувствовать. Взрослые
люди лишили мальчика счастливого детства, превратили его почти в животное, а
так не должно быть никогда.

Новые слова и выражения

Физиономия — лицо.

Аляповатый — грубо сделанный, неуклюжий.

Струпья — корочки над поверхностью раны.

Сутолока — толкотня, толчея.

Конфуз — смущение, неловкость.

Пословицы к произведению

Дети — цветы жизни.

Где веселое детство — там радость.

Всякий труд ценен, да не всякий полезен.

Два раза молодым не бывать.

Дерево стало кривым, когда было молодым.

Другие читательские дневники

  • Краткие содержания
  • Андреев
  • Петька на даче

Герой рассказа Андреева – мальчик Петька десяти лет от роду. В семь лет он был отдан на работу к парикмахеру Осипу Абрамовичу и никогда не помнил другой жизни. Петька был маленьким, худым, вечно грязным и неухоженным, его детское лицо уже будто прорезали морщины.

Старший мальчик, Николка, которому было тринадцать, уже свыкся с парикмахерским бытом. Он знал многих клиентов и людей на улице, преимущественно пьяниц и дебоширов, сам сквернословил и курил. Петька знал, что скоро станет таким же как Николка и немного завидовал парню, но пока мало интересовался его жизнью.

Однажды приехала мать Петьки, кухарка Надежда, она забрала сына на каникулы на дачу ее господ. Мальчик впервые оказался на вокзале, увидел из окон поезда необъятное светлое небо, зелень лесов и широкую реку.

Первые пару дней на даче он провел в полном единении с природой. Поражаясь тишине и благородству леса вокруг, вдыхая ароматы цветов, он валялся на траве. Часто он приходил к матери, которую так редко видел. Потом Петька познакомился с гимназистом Митей. Вместе они купались, играли в детские игры, гуляли по развалинам дворца. По вечерам Петька бегал смотреть, как господа катаются на лодках на пруду. Мальчик стал более ухоженным, пополнел, морщины на его лице разгладились.

Вскоре хозяин велел Петьке возвращаться. Сначала мальчик даже не вспомнил, кто такой Осип Абрамович, а затем поднял страшный вой, но вскоре успокоился и смирился с судьбой. Обратно он ехал, даже не выглядывая в окно поезда. Прощаясь с матерью, Петька показал, что все же не оставил надежду вернуться на дачу – он попросил спрятать сделанную им удочку. Мать обещала это сделать.

Дни в парикмахерской снова тянулись однообразно и скучно. Вечерами Петька лишь мог предаться воспоминаниям и рассказывал Николке о даче, ведь тот вообще не видел жизни за пределами шумного города, полного пьяных и бедных людей.

Рассказ показывает судьбу детей из бедных семей на исходе XIX века. Если бы господа не просто жалели детей, а оказали бы им помощь, то их светлое детство могло быть спасено. Произведение учит нас быть благороднее и помогать бедным детям.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Читать краткое содержание Андреев Петька на даче

Счастье ребенка — это игры, свобода действий, единение с природой.О чем же рассказ «Петька на даче»? Мальчик Петя десяти лет от роду в полную силу работает помощником парикмахера в захудалой цирюльне. В свои 10 лет Петька уже много повидал. И обозленных людей, которые рады его ошибкам и готовы мгновенно отвесить подзатыльник, пьяных женщин и вечно дерущихся молодых парней. И ко всему этому он привык и ни считает это чем-то плохим, это обыденная жизнь окружающая его.

Мальчик с широко раскрытыми глазами смотрит на окружающий мир, впитывает в себя как губка, учится справляться с действительностью. Но его мысли, которые он никогда не озвучивает, заняты мечтами о «другом месте», где он никогда не был, но где ему будет хорошо и радостно.Но однажды мать Петьки, которая работала в городе, кухаркой, забрала мальчика на дачу к своим господам.

На даче Петька никогда не был.Сколько потрясений перенес Петька. Сначала он первый раз ехал на поезде через поля и лес. Затем он, наконец, приехал на дачу, которая окружена природой. Лес, речка, поля и тропинки — все это на первых порах испугало мальчика, и он стал тихим, слегка задумчивым и робким. Но прошло всего лишь два дня и Петька, подружившись с соседским мальчишкой, стал исследовать окружающий мир.Однако все хорошее имеет свойство заканчиваться.

Так и однажды матери мальчика пришло письмо от парикмахера, с указанием того, что Петька должен вернуться и приступить к своим обязанностям. И хоть умом мальчик понимал, что возвращаться необходимо, что отдых на даче не будет бесконечным, детское сердце не хотело этого. Петька держался, как мог, но не справился и разрыдался на глазах у взрослых. И слезы его говорили, о нежелании вновь становится взрослым, вновь приступать к работе.

Слезы эти были всплеском душевных страдание, от горя разлуки с окружающей природой, о незаконченных детских проделках.Мальчик вернулся в городок, но в память о счастливых каникулах Петька привез с собой самодельную удочку, которую попросил сохранить свою маму, та в свою очередь согласилась это сделать.

Ведь мама Петьки хоть с виду и совсем не очень уж нежная женщина и не привыкшая пестовать своего дитя, на самом деле очень любит Петьку, но в силу обстоятельств не может прекратить его работу, не может дать ему то, что называлось бы счастливым детством.А в городе все те же пьяные женщины, обозленные мужчины и парикмахерская. Уныние, тоска и взрослая жизнь маленького мальчика Петьки.

Петька на даче

Парикмахерская Осипа Абрамовича, в которой жил и работал Петька, располагалась возле квартала, заполненного «домами дешёвого разврата». В грязном, полном мух и запаха дешёвых духов помещении стригся нетребовательный народ — швейцары, дворники, приказчики, рабочие и «аляповато-красивые, но подозрительные молодцы».

Петька был самым младшим работником, он убирал помещение и подавал горячую воду. Ещё один мальчик, Николка, был тремя годами старше. Он считался учеником, ругался, курил папиросы и очень важничал. Десятилетний Петька не курил, не ругался и завидовал товарищу. Оставаясь с Петькой наедине, Николка становился добрее и объяснял приятелю, «что значит стричь под польку, бобриком или с пробором».

Продолжение после рекламы:

Иногда приятели садились у окна, «рядом с восковым бюстом женщины» и смотрели на жаркий, пыльный бульвар, все скамейки которого были заняты полуодетыми мужчинами и женщинами с утомлёнными, злыми и распущенными лицами. По бульвару расхаживал «ярко-синий сторож» с палкой и следил, чтобы никто не вздумал улечься на скамью или прохладную травку.

Женщины ‹…› говорили хриплыми, резкими голосами, бранились, обнимали мужчин так просто, как будто были на бульваре совсем одни, иногда тут же пили водку и закусывали.

Порой пьяный мужчина бил пьяную женщину. За неё никто не заступался, напротив, толпа собиралась посмотреть на драку. Потом являлся сторож, разнимал дерущихся, и избитую женщину куда-то увозили.

Николка знал многих женщин и рассказывал о них грязные истории. Петька изумлялся его уму и бесстрашию и думал, что он станет таким же. Но пока Петьке очень «хотелось куда-нибудь в другое место».

Брифли существует благодаря рекламе:

Так грязно и однообразно тянулись Петькины дни. Мальчик много спал, но не высыпался. Иногда он не слышал приказов Осипа Абрамовича или путал их. Отдыха не было — парикмахерская работала и по выходным, и по праздникам. Петька стал худеньким и сгорбленным, на его сонном лице «прорезались тоненькие морщинки», превращавшие его в состарившегося карлика.

Когда Петьку навещала мать, толстая кухарка Надежда, он просил забрать его из парикмахерской, но потом забывал о своей просьбе и равнодушно прощался с ней. Надежда с огорчением думала, что её единственный сын — дурачок.

Однажды тусклая Петькина жизнь изменилась — мать уговорила Осипа Абрамовича отпустить сына на дачу в Царицыно, куда на лето переезжали её господа. Даже Николка позавидовал Петьке, ведь у него не было матери, и он никогда не был на даче.

Суматошный, наполненный людьми и звуками вокзал ошеломил Петьку. Они с матерью сели в вагон дачного поезда, и мальчик прилип к окну. Вся Петькина сонливость куда-то делась. Он никогда не был за городом, «всё здесь для него было поразительно, ново и странно» — и удивительно огромный мир, и высокое ясное небо.

Продолжение после рекламы:

Петька бегал от окна к окну, что не нравилось зевающему господину с газетой. Надежда хотела сказать ему, что парикмахер, у которого уже три года живёт её сын, обещал сделать из Петьки человека, и тогда он станет её опорой в старости. Но посмотрев на недовольное лицо господина, кухарка промолчала.

Первые дачные впечатления хлынули на Петьку со всех сторон и «смяли его маленькую и робкую душонку».

Этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю.

Петька боялся тёмного, задумчивого и страшного леса, но ему нравились яркие зелёные полянки и бездонное небо. Несколько дней он «степенно, как старик» гулял по лесной опушке и валялся в густой траве, после чего «вступил в полное соглашение с природой».

Освоиться Петьке помог гимназист Митя, который «бесцеремонно вступил с ним в беседу и удивительно скоро сошёлся». Неистощимый на выдумки Митя научил Петьку рыбачить и купаться, водил его исследовать развалины дворца. Постепенно Петька забыл о парикмахерской, начал ходить босиком, посвежел, и с его лица пропали старческие морщинки.

Брифли существует благодаря рекламе:

На исходе недели барин привёз из города письмо для Надежды — Осип Абрамович требовал, чтобы Петька вернулся. Сначала мальчик не понял, зачем и куда ему надо ехать, ведь «другое место, куда ему всегда хотелось уйти, уже найдено» и у него здесь было столько замечательных дел. Но вскоре он понял, что новая удочка — это мираж, а Осип Абрамович — непреложный факт, и «не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощённые, — он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре».

Постепенно Петька успокоился, и барин, собираясь на вечер танцев, сказал жене, что «детское горе непродолжительно», и «есть люди, которым живётся хуже».

Утром Петька снова ехал в поезде, но уже не смотрел в окна, а сидел тихо, благонравно сложив ручонки на коленях.

Толкаясь среди торопившихся пассажиров, они вышли на грохочущую улицу, и большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву.

На прощание Петька попросил у матери спрятать его новую удочку — он ещё надеялся вернуться.

Петька остался в грязной, душной парикмахерской и ему снова приказывали: «Мальчик, воды!». По вечерам он шёпотом рассказывал Николке «о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал», и приятель не по-детски грубо, энергично и непонятно ругался: «Вот черти! Чтоб им повылазило!».

А на бульваре пьяный мужчина бил пьяную женщину.

Герой рассказа – Петька работает в парикмахерской на побегушках. Бедному ребенку ничего больше не остаётся, иначе умрёт от голода. И вот хозяин отпускает ребенка на дачу, где его мама работает кухаркой. Жизнь на лоне природы напоминает ребёнку рай. И возвращение в город он воспринимает с ужасом.

В рассказе говорится об оторванности городских людей от природы, о радости возвращения к ней. Также важна социальная тема судьбы бедных детей.

Начинается рассказ со сцены в отвратительной парикмахерской. Здесь грязно, воняет, звучат ругательства, люди ведут себя нехорошо. И ребенку приходится тяжело трудиться, день за днём – безо всякой надежды на улучшение.

Из этого городского ада Петьке посчастливилось попасть на дачу с мамой. Естественно, несколько дней он привыкает к окружающей обстановке. Но вскоре ребенок снова становится собой – радостным, любопытным, бодрым мальчиком. Он играет, бегает, рыбачит, просто радуется жизни. Всё для него сказочно, даже облака кажутся похожими на ангелов.

И вот скоро ему объявляют, что пора опять возвращаться в тот серый грубый мир. Ребенок кричит и плачет, будто у него отнимают детство. Барин и барыня видят его страдания, даже сочувствуют ему. Но кому легко? И они, забыв о несчастном, которому могли бы легко помочь, идут развлекаться.

А Петька возвращается служить в парикмахерскую. Там есть его старший коллега – уже почти подросток. Так он рассказывает грязные истории о посетителях, ведёт себя отвратительно. Петька понимает, что ему самому грозит стать вот таким.

У ребенка нет сил противиться окружающей атмосфере, что-то поменять в ней, хотя бы, набравшись сил на даче, сохранить в себе детскую чистоту. Чувствуется, что здесь герой обречен «пополнить ряды» унылых горожан.

В основе рассказа о Петьке реальная история, которая произошла с однофамильцем писателя – модным парикмахером.

Оцените произведение:

  • 3.35

Голосов: 139
Читать краткое содержание Петька на даче. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Петька – десятилетний мальчик, помощник в парикмахерской, вечно сонный, забитый, «маленький старичок».

Другие персонажи:

  • Осип Абрамович – владелец парикмахерской, хозяин Петьки.
  • Прокопий и Михайла – подмастерья в парикмахерской.
  • Николка – единственный друг Петьки, будущий подмастерье.
  • Надежда – мать Петьки, кухарка, добрая и жалостливая женщина.
  • Барин – хозяин, у которого работала Надежда, владелец дачи.
  • Митя – гимназист, друг Петьки по даче.

Умники и умницы

? с. 141 Вызывает ли Петька у тебя сочувствие? Но почему: его обижают, бьют? Или он недосыпает? Недоедает? Или та работа, которую он выполняет в парикмахерской, для него трудна и непосильна? Почему же тебе его жалко? Какие небольшие радости есть у Петьки в парикмахерской? На что он смутно надеется?

Смысл первого блока вопросов в том, чтобы мы осознали, что нравственное, духовное унижение человека — не менее страшно, чем физическое. Петька вызывает жалость потому, что его «дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой», потому, что над ним «и утром, и вечером, и весь божий день… висел один и тот же отрывистый крик: “Мальчик, воды”», потому, что он вынужден выполнять одну и ту же подсобную работу, которая никак не связана с освоением парикмахерского искусства. Петька вызывает жалость не потому, что его замучили тяжёлой физической работой, и не потому, что у него нет возможности выспаться. Напротив: «Петька спал много», но ему всё время хотелось спать от смутного ощущения беспросветности и однообразия жизни. Достаточно вспомнить, на что каждый раз натыкается его взгляд в парикмахерской: на одни и те же зеркала, одно из которых было с трещиной, а другое кривое и потешное; на пошлую картинку на стене, засиженную мухами. Петька равнодушно ел даже сладости, принесённые ему матерью, — так велика была его апатия, так бессмысленно существование. У Петьки до его поездки на дачу не было никакого жизненного стимула, не было ни одного яркого и свежего впечатления. Единственной небольшой радостью Петьки в парикмахерской было общение со старшим мальчиком Николкой, которым Петька восхищался и на которого хотел быть похожим. Строчки, выделенные жирным шрифтом, обращают внимание на то, что Петька постоянно хотел попасть «в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно» и что он смутно надеялся, что дача «и есть то самое место, куда он так стремился».

Можно отметить, что автор с большим сочувствием рисует Петькин портрет. Достаточно прочитать строки: «Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика… состарившегося карлика», чтобы убедиться, что сам автор не разделяет этого отношения к герою, сам автор испытывает не брезгливость, но острое чувство жалости к мальчику. Именно поэтому он использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «худенький мальчик», «тоненькие морщинки». Такое же отношение автора к герою можно обнаружить в той части текста, где описываются путевые впечатления Петьки. Автор, с сочувствием наблюдая за поведением мальчика в поезде, пишет о том, как Петька с доверчивостью клал «плохо отмытую ручонку на плечи и колени незнакомых пассажиров»; автор отмечает, как быстро исчезли морщинки с Петькиного лица и т. д.

? с. 146 Чьими глазами показан вокзал и вид из окна поезда: глазами рассказчика или Петьки?

Вокзал увиден Петькиными глазами. Так, густые и сердитые гудки (свистки) паровозов напоминают ему сердитый голос Осипа Абрамовича, а тоненькие и визгливые свистки кажутся ему похожими на голос больной жены хозяина. Картины, разворачивающиеся в окнах поезда, также увидены Петькиными глазами: лес кажется ему травкой, а белые облачка ангелочками. Первое впечатление от гимназиста Мити (судя по тому сравнению, которое есть в тексте,) — тоже Петькино, а не авторское. Смугло-жёлтое от загара лицо Мити сравнивается с цветом вагона второго класса. А цвет вагона второго класса — это недавнее Петькино впечатление: ведь он ехал в Царицыно именно на поезде.

Где и как начинается освоение Петькой нового мира? А где и как продолжается? Насколько глубоко Петька переживает новые впечатления?

Освоение нового мира начинается уже на вокзале. Уже там Петька испытывает чувство нетерпения и возбуждения, впитывает все впечатления — и зрительные, и слуховые. Продолжается — в вагоне, где Петька, прилипнув к окну и изредка перебегая на противоположную сторону вагона, жадно разглядывает все подробности. Наконец, на даче на Петьку обрушивается огромный новый мир — мир природы, в котором мальчик всё воспринимает как «живое, чувствующее и имеющее волю». Отличаясь необыкновенно впечатлительной душой, обладая глубокой и восприимчивой натурой, Петька осваивает новый для него мир медленно, постепенно проникая в его тайны, не спеша растворяясь в нем, осторожно сливаясь с ним, не сразу вступив с ним в полное согласие. Петька всматривается, прислушивается к миру природы и к собственным ощущениям, наслаждается своими открытиями, глубоко прочувствовав каждое новое впечатление. «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская». Петька — глубокий и даже одарённый мальчик. Он обладает настоящим даром поэтического восприятия мира, он наделён способностью воображения, умением растворяться в мире природы и наслаждаться своим единением с ней.

Сравни описания внешности Петьки в первом и во втором отрывках (они в обоих случаях сбоку выделены цветом). Что было причиной, изменившей облик Петьки? Ведь Петька ещё не видел дачи?

Найдите и перечитайте два отрывка. «Он всё худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья. Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика». И второй: «Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим». Причиной таких изменений во внешности мальчика стали яркие, новые впечатления, которые обрушились на него уже из окна поезда: «Он родился и вырос в городе, в поле был первый раз в своей жизни, и всё здесь для него было поразительно ново и странно…».

Найди, что говорит о внешнем виде Петьки его мать, Надежда. В чём она видит причину того, что Петька стал лучше выглядеть? Права ли она? Как ты думаешь, Петька делится с матерью своими впечатлениями или всё переживает тихо, молча, наедине с самим собой? Подтверди, что автор использует приём контраста, рассказывая о жизни Петьки в парикмахерской и на даче.

Матери казалось, что Петька поправился и поэтому стал лучше выглядеть: «Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец! — радовалась Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар». Она не замечала бурной внутренней жизни Петьки, его новых увлечений и «приписывала это тому, что много его кормит». Но из следующих строчек видно, что она была не права: «Петька ел совсем мало, не потому, чтобы ему не хотелось есть, а некогда было возиться…», он был полностью захвачен новой жизнью, он как будто проснулся, как будто ожил. Мальчик явно не делился с матерью своими впечатлениями и новыми переживаниями: «В первые дни он часто возвращался к матери, тёрся возле неё … И потом снова шёл к грозному лесу и тихой воде и будто допрашивал их о чём-то». То, что автор использует приём контраста, рассказывая о жизни Петьки в парикмахерской и на даче, видно из описания самого Петьки, его впечатлений и состояний, в которых он пребывает. Если, находясь в парикмахерской, Петька постоянно пребывает в сонном заторможенном состоянии и всё валится у него из рук («Петька спал много, но ему почему-то всё хотелось спать, и часто казалось, что всё вокруг него не правда, а длинный неприятный сон. Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: “Мальчик, воды…”), то, будучи на даче, он постоянно испытывает сильные чувства и эмоции, он бодр и деятелен («Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбался чему-то…», «…у него дела было по горло: нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей…»). В парикмахерской «Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой, как два родные брата. И зимою и летом он видел всё те же зеркала. И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: “Мальчик, воды”, — и он всё подавал её, всё подавал», а на даче всё «было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, который покойно шумел над его головой и был тёмный, задумчивый и такой страшный в своей бесконечности. Полянки, светлые, зелёные и весёлые, он любил и хотел бы приласкать их, как сестёр, а тёмно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать».

? с. 149Как ты думаешь, почему Петька — этот тихий и молчаливый мальчик — так бурно и некрасиво реагирует на слова матери о необходимости вернуться с дачи в Москву?

Живя в парикмахерской, Петька напоминал маленького старичка, абсолютно безразличного ко всему мальчика, из которого словно ушла вся жизнь. На даче Петька ожил, глаза его наполнились блеском и интересом к окружающему миру, он почувствовал, что такое настоящая жизнь. Поэтому Петька так бурно реагирует на известие о скором отъезде. Катающийся по земле в истерике и громко вопящий Петька бунтует таким образом против возвращения в жуткий, серый, мёртвый мир парикмахерской.

? с. 150 Найди описание внешности Петьки в третьем отрывке и сравни с двумя предыдущими описаниями. Как и почему снова изменился облик Петьки?

Сидя в вагоне поезда, Петька снова стал напоминать того мальчика, каким он был до своего отъезда на дачу: «Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело, из-за ворота её выставлялся кончик белого бумажного воротничка. Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом». Эти изменения во внешности мальчика связаны с тем, что его увозят из того прекрасного места, где он чувствовал себя живым, счастливым, и с тем, что в городе его ждёт однообразная серая жизнь в парикмахерской.

Изменилась ли жизнь Петьки после возвращения с дачи? — Конечно, нет! — сказал Петя Захаров. — Конечно, да! — возразил ему Миша Иванов. Каждый из ребят подтвердил своё мнение цитатой из текста. Как ты думаешь, какие строчки процитировал Петя, а какие — Миша? А ты чьё мнение разделяешь?

Строчки, которые процитировал Петя Захаров: «И снова в грязной и душной парикмахерской звучало отрывистое: “Мальчик, воды”, и посетитель видел, как к подзеркальнику протягивалась маленькая грязная рука, и слышал неопределённо угрожающий шёпот: “Вот погоди!” Это значило, что сонливый мальчик разлил воду или перепутал приказания». Из этого отрывка видно, что ни жизнь в парикмахерской, ни состояние Петьки нисколько не изменились. Строчки, которые процитировал Миша Иванов: «А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок, и рассказывал о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал». Этот отрывок указывает на то, что изменения произошли не во внешней стороне Петькиной жизни, а в его внутреннем мире.

Дача окончательно сломила Петьку или, напротив, зародила в нём огонек надежды?

Дача открыла Петьке Петьку. Мальчик впервые узнал себя, почувствовал, что жизнь — не сплошная безрадостная и скучная череда серых дней, но что в ней есть прекрасный, разнообразный мир природы, что в нём самом могут рождаться сильные и яркие переживания. Несмотря на то что Петька, вернувшись в город, снова стал похож на маленького старичка, он не отказался от приобретённого духовного богатства, не отверг его. Он просит мать спрятать удочку, и хотя эта удочка не имеет никакой ценности, важна сама надежда — надежда вернуться на дачу (символично, что Петькину мать зовут именно Надежда). Очень важно и то, что Петька ночами взволнованно рассказывает Николке про дачу — делится своими необыкновенными впечатлениями. Таким образом, Петька, в жизни которого была дача, — это уже другой Петька, это уже мальчик с опытом необыкновенных и ярких переживаний, которые он ценит и которыми делится. Какие чувства вызывает рассказ: тоску и безысходность или надежду на лучшее? Рассказ вызывает очень сложные чувства. С одной стороны, чувство безысходности, поскольку окружающая Петьку жизнь остаётся неизменной: такой же грубой, пошлой, безрадостной. С другой стороны, надежду, поскольку мальчик узнал, что совсем рядом есть и другая жизнь — полная радости, сильных и ярких впечатлений. Важно то, что пробуждение души уже состоялось, мрачный мир парикмахерской не раздавил Петьку окончательно, не убил в нём человека — теперь эта ожившая душа будет ждать своего часа, чтобы вырваться наружу и обрести свободу.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.

3.7 / 5 ( 66 голосов )

Сочинения

Петька на даче — рассказ Андреева, с которым мы познакомились в школе на уроке литературы в 5 классе. Работа автора читается легко, а раскрывает нам острые социальные проблемы. Этот рассказ знакомит нас с мальчиком Петькой и его судьбой, о чем мы расскажем в кратком содержании. Рассказ Андреева Петька на даче в сокращении поможет многим познакомиться со смыслом произведения, узнать о жизни главных героев и ответить на другие вопросы, что относятся к данному произведению.

Рассказ Петька на даче краткое содержание

Итак, если говорить о сюжете рассказа Петька на даче и его кратком содержании по плану, то мы познакомимся с десятилетним мальчиком, который родился в бедной семье и был отдан матерью в ученики к парикмахеру. Все его детство проходит в услужении и в выполнении своих обязанностей, то есть, убрать да воду поднести. Сама же парикмахерская находилась в квартале, заполненном домами разврата, поэтому мальчик из окон парикмахерской мог видеть только пьяных мужчин и полураздетых женщин, которые сидели на лавках и выпивали. Порой он наблюдал драки. Так и проходила его жизнь. Трудился Петька много, не высыпался, работал без выходных. Ребенок в свои 10 лет был похож на маленького старичка, худого и сгорбленного. Но он все время надеялся попасть в нужное место, где бы ему было хорошо. Он просил маму забрать его. Однажды она отпросила мальчика и взяла с собою на дачу к хозяевам. Уже в дороге ребенок изменился. Он ожил. Ему было все интересно.

Прибыв на дачу, Петя попал в незнакомую для него среду, где он всего боялся, но это прошло. Спустя три дня, ребенок полностью освоился. В этом ему помог Митька. Они вместе ходили на рыбалку, играли, веселились. Морщинки у Петьки вмиг разгладились. Мальчик понял — это то самое место, о котором он мечтал. Ребенок был по-настоящему счастлив, пока не пришло письмо из города. В письме цирюльник требовал, чтобы Петька возвращался и приступал к своим обязанностям. И здесь ребенок не просто заплакал. Он закричал нечеловеческим голосом.

Но, ничего не поделаешь, все равно ему пришлось вернуться. Только теперь он ехал молча, в окна не смотрел. Он вновь возвращался в грязную парикмахерскую, где вновь начались однообразные будни и только ночами он мысленно мог возвращаться на дачу, рассказывая своему партнеру истории о своей поездке.

Описание Петьки

Делая анализ рассказа Андреева, остановимся на описании Петьки, который является к тому же и главным героем. Вначале мы видим бедного ребенка, чье детство проходит не интересно. Мало того, можно даже сказать, что детство у него забрали, и Петьку поглотили трудовые будни. От этого он ходит унылым, не высыпается. У глаз появились морщины и он стал похожим на состарившегося карлика. Однако стоило ему попасть на дачу, где его окружала красивая природа, свежесть, свобода, ребенок преобразился. Он посвежел, морщины, которые его состарили, исчезли. Как это не странно прозвучит, но ребенок помолодел. Он стал счастлив и увидел, как это быть ребенком с настоящим детством. Жаль только, что все для него быстро закончилось, ведь Петьке вновь пришлось возвращаться в город.

Петька на даче герои

Говоря о главных героях рассказа Андреева, то здесь главным персонажем является Петька. Второстепенными героями являются его мать, парикмахер Осип Абрамович, Митька гимназист и Николка.

Сочинение по рассказу Андреева «Петька на даче»

А какую оценку поставите вы?

Андреев Л., рассказ «Петька на даче»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Петька на даче» и их характеристика

  1. Петька. Мальчик 10 лет. Забитый и запуганный. Апатичный, равнодушный. На природе веселый и жизнерадостный, бойкий и смелый.
  2. Николка. Мальчик 13 лет. Грубый и злой. Разочарованный в жизни, несчастный.
  3. Надежда. Мать Петьки. Кухарка. Любит своего сына и надеется, что тот выйдет в люди.
  4. Митя. Гимназист. Веселый, общительный, заводила всех игр.
  5. Осип Абрамович. Парикмахер. Черствый и равнодушный.

План пересказа рассказа «Петька на даче»

  1. Мальчик, воды!
  2. Николка знает жизнь
  3. Апатия мальчика
  4. Редкие визиты матери
  5. Мать берет Петьку на дачу
  6. Чудеса в поезде
  7. Страшный мир природы
  8. Гимназист Митя
  9. Детские забавы
  10. Роковое письмо
  11. Истерика
  12. Обратно в Москву
  13. Наказ матери
  14. Ночные рассказы

Кратчайшее содержание рассказа «Петька на даче» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Петька служил в парикмахерской и казался апатичным, равнодушным дурачком.
  2. Его друг Николка, был старше, пил водку и ругался матом.
  3. Мать увезла Петька на дачу и Петька был поражен поездом и природой.
  4. Он познакомился с Митей, который научил его играть и рыбачить.
  5. Петька закатил истерику, не желая возвращаться в город.
  6. В Москве он снова стал апатичным, и только ночами рассказывал о чудесах дачи Николке.

Главная мысль рассказа «Петька на даче»
Подневольный труд убивает в ребенке радость к жизни, лишает его детства.

Чему учит рассказ «Петька на даче»
Рассказ учит тому, что каждый ребенок имеет право на счастливое детство, на забавы и игры. Учит тому, что дети не должны работать наравне со взрослыми. Учит ценить те права и свободы, которыми мы обладаем. Учит тому, что эксплуатация одного человека другим отвратительна.

Отзыв на рассказ «Петька на даче»
Меня очень тронул этот рассказ про бедного мальчика, который вынужден был с малых лет работать, чтобы не умереть с голода. Только на даче Петька ожил и стал нормальным, веселым ребенком. Но его счастье было так кратковременно и потом снова начались тяжелые будни. Мне жаль Петьку и жаль Николку, дети не должны так жить никогда.

Пословицы к рассказу «Петька на даче»
Где веселое детство, там радость.
Два раза молодым не бывать.
Дерево стало кривым, когда было молодым.
Труд кормит и одевает.
Всякий труд ценен, да не всякий полезен.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Петька на даче»
Любой посетитель парикмахерской Осипа Абрамовича, слыша грозное «Мальчик, подай воды», замечал в зеркале грозный взгляд парикмахера, обращенный на что-то маленькое или слышал угрозы его подмастерьев.
Это значило, что мальчик недостаточно быстро подал воды и нуждается в наказании.
Это была дешевая парикмахерская, расположенная среди грязных домов. И самым маленьким служащим в ней был десятилетний мальчик Петька, который не ругался и не пил водку, а потому сильно завидовал своему чуть более старшему товарищу Николке, которому подмастерья иногда доверяли стричь клиентов.
Николка иногда объяснял Петьке как надо делать ту или иную стрижку, и мальчики часто сидели у окна и смотрели на грязный бульвар, где на скамейках сидели грязные люди с озлобленными или равнодушными лицами. Люди по большей части были пьяными, и пьяные мужчины часто били пьяных женщин.
Петькины дни тянулись однообразно. Он подавал и подавал воду, много спал и даже все окружающее воспринимал как страшный сон, который никогда не кончается. Петька худел и посетители брезгливо смотрели на мальчика, похожего на сгорбленного карлика.
Иногда Петьку навещала его мать, кухарка Надежда. Тогда Петька лениво ел сладости и равнодушно прощался с матерью, которая считала, что ее единственный сын дурачок.
Но вот однажды Надежда поговорила с Осипом Абрамовичем и сказала Петьке. что забирает его на выходные на дачу в Царицыно, где живут ее господа. Петька ожил, стал торопить мать, и даже забыл про Николку, который с тоской стоял рядом. У Николки не было матери и он никогда не был на даче.
Вокзал наполнил Петьку чувством возбужденности и нетерпения. Он сел в вагон и сразу прилип к окну. Все вокруг было для него внове и Петька бегал по вагону от одного окна к другому. Глаза Петьки перестали казаться сонными и даже морщинки куда-то пропали.
Первые два дня на даче Петька чувствовал себя слабым и беспомощным. Он боялся леса, вздрагивал и бледнел, но много гулял вдоль опушки, иногда зарываясь в густую траву. А на расспросы матери отвечал только одним словом: «Хорошо!»

Через два дня Петька познакомился с гимназистом Митей и у него произошло полное единение с природой. Они вместе ловили рыбу, потом купались до посинения, потом обследовали развалины старого замка.
Мать отмечала, что Петька потолстел, но тот напротив ел очень мало. Ведь у него было столько важных дел — выкупаться, накопать червей, вырезать удочку. Свою гимназическую куртку Петька надевал только вечером, когда ходил смотреть, как господа катаются на лодках.
На исходе недели барин привез из города письмо кухарке Надежде и та расплакалась. Барин вышел из дома и сказал Петьке, который в одиночестве прыгал в классики, что пора ехать.
Петька долго не мог понять, о чем речь, ведь Осип Абрамович уже успел стать для него призраком, а когда понял, дико закричал и стал кататься по земле. Впрочем он быстро успокоился.
На следующий день Петька уже ехал обратно в Москву. Он не смеялся и не смотрел в окно. Руки его были аккуратно сложены на коленях, а глаза стали сонными и апатичными. По дороге к парикмахерской Петька попросил мать спрятать удочку.
И вот уже снова в парикмахерской Петька носил воду и слышал ругань и угрозы. Но ночами он взахлеб рассказывал Николке про дачу, а тот энергично ругал всех и вся: «Вот черти! Чтоб им повылазило!»

  • Рассказ петуха как его опускали
  • Рассказ петух кот лиса и петух
  • Рассказ петрушевской два окошка
  • Рассказ петрик и ваза составить и записать план текста
  • Рассказ петр и плотник