Рассказ петр и плотник

Встал государь-царь Алексей Михайлович с ложи царской, облачился в одежду, вынал саблю из ножней и стал к дверям хрустальным: «Господи, повеждь, что написано у родителя моего, не могу в голову взять».

Как приходит тот секунд, государь-царь поднял саблю и хочет тому, кто отворит дверь, отрубить голову. Вдруг отворяет ворота — на пяту патриарх Никон. Государь обрадовался и не знает, что делать. Тут забыл он и родительское завещание и стал слушать Никона.

О государственных деятелях России

ПЕТР И ПЛОТНИК

Царь приезжал в Воронеж корабли строить, за то ему и памятник в Воронеже поставлен. Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил.

Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. И был среди них лучший из лучших мастер. Вот начали работать, работает с ними и Петр. А мастеру и невдомек, что с ним работает сам царь, думал: какой-нибудь новичок из приезжих. Посмотрел он, как Петр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак. Стал ему показывать, и Петр быстро все перенял. А когда стали шабашить, он и говорит мастеру:

— Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.

Снял со своей руки кольцо и отдал мастеру.

— Носи, — говорит, — да вспоминай, что науку царю преподал.

ЦАРЬ ПЕТР И СОЛДАТ

Был царь Петр в Воронеже, и захотелось ему на охоту сходить. На охоте он приотстал. Идет по лесу, дорогу ищет, а навстречу ему солдат.

— Откуда, служивый? — спрашивает Петр.

— Да вот, батюшка, на побывку ходил. А ты кто будешь?

— Да я дальний, — говорит Петр, — вот заблудился, помоги выбраться на дорогу.

Ладно. Идут они вместе, а Петр и пытает солдата, как ему живется, доволен ли службой.

— Служить, — говорит солдат, — согласны; трудновато, да обтерпится, одно плохо: начальники — скоты и уж дюже круты, о солдатские спины палки ломают, зубы вышибают, а сам знаешь — солдат в неволе, что хлеб без соли, ешь, но не в охотку.

— А вы, — говорит Петр, — царю бы жаловались.

— До царя-то, — отвечает солдат, — далеко. Вот десять лет служу, а царя так и не видел.

— Хорошо, — говорит ему Петр, — исполнится твое желание.

Спросил он у него полк и как зовут его, все записал. Приходит солдат к себе в казарму, а его требуют к царю.

— Ну, — думает солдат, — пропала моя голова.

Привезли солдата и велели ему в сенях подождать, а потом и в горницу позвали. Входит солдат, а перед ним сам царь стоит, а с лица точь-в-точь как тот человек, что в лесу повстречал.

— Вот, — говорит ему Петр, — ты и царя увидел. Правду ты мне сказал. Проверил я — большие у вас непорядки.

Наградил Петр солдата и отпустил.

ПЕТР ПЕРВЫЙ И ВЫТЕГОРЫ

Ну вот, Петр (…) отдыхал в трех километрах от Вытегры, значит; деревня Шестова там была.

Вероятно, умотали Петра и его свиту наши болота, наши леса — и Петр заснул, заснула его свита.

В это время у императора пропал камзол. Проснулся — он очень разгневался, как это так: украли камзол! Послал «искать, искать камзол!..».

Ну, пустились в розыски. Но наши северные деревни ведь очень небольшие. А в те времена, конечно, это было три-четыре дома, может быть, — и вся деревушка маленькая, северная, так что найти было это все легко.

Ну, и быстро нашли — воров нашли и камзол. Привели к императору, бросили к его ногам, значит, воров.

— Что же, — говорит, — вы украли камзол? Казнить вас надо.

Ну, один наиболее смекалистый такой мужичок выступил вперед:

— Великий государь, вели слово молвить.

— Ну, говори.

— Вот, мы украли у тебя камзол, хотели себе шапки сшить, нашим детям, нашим внукам, нашим правнукам, чтобы о тебе вечно помнить, что ты здесь был.

Видно, что от чисто русской такой смекалки этот ответ. Вот именно Петру понравился такой ответ:

— Ладно, — говорит, — я камзол вам подарю. Но с этого время вы будете носить кличку-фамилию «камзольники».

Между прочим, знаете (вот это уже точно), я эту кличку сам испытал. В молодости-то приходилось ездить: вот со знакомыми там, значит, встретишься:

— Ты откуда?

— Да вот с Вытегры еду, в Вытегре и живу, живу, значит.

Сегодня
на уроке мы:


узнаем, что такое предание;


поговорим о преданиях как о поэтической биографии народа;


разберём предание «Пётр и плотник»

Поэма
Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» начинается и заканчивается
одной и той же фразой:

Дела
давно минувших дней,

Преданья
старины глубокой.

Что
же такое предание?

Издавна
находились грамотные люди, которые по приказу правителей или по собственному
желанию записывали всё, что происходило в их стране, а также в соседних
странах.

Так
составлялись летописи, или, как их называли в западных странах, хроники.

Но
летописи писались для правителей, а простой народ хранил память о былом в
преданиях.

Определение:

Предание
— это устный рассказ о событиях или происшествиях, которые считаются
достоверными, подлинными и передаются из поколения в поколение.

Предания
создавались для того, чтобы потомки знали и помнили прошлое. Старики
рассказывали молодым о том, что видели сами, и о том, что узнали от своих
предков.

Часто
такими хранителями старины были гусляры, которые ходили по городам и весям и
под аккомпанемент гуслей пели предания о былом.

У
любого народа преданий множество. Если сравнить их по содержанию, то нетрудно
заметить, что все предания объединяются в группы по похожим сюжетам. То есть в
каждой группе предания будут рассказывать о чем-то приблизительно одинаковом.

Вот
славянское предание:

«Вначале
в мире не было ничего, кроме безбрежного моря».

А
вот китайское предание:

«На
заре времён Небо и Земля были близки друг к другу настолько, что сливались в
единую чёрную массу».

А
это скандинавское предание:

«Мир
был разделён на Муспельхейм – царство огня и Нифльхейм – царство льда. А между ними простирался Гиннунгагап, абсолютный хаос».

У
всех народов есть рассказы о том, как возникла жизнь, какие злые и добрые силы
есть в мире, как появились звезды и моря, животные и растения.

Все
народы объясняют, какие племена и почему населяли и населяют землю, какие войны
и с кем вели их предки, почему именно так называются города и реки. О великих
соплеменниках или пришельцах из других земель и о многом другом рассказывают
предания.

«Были
два брата – Ромул и Рем, выкормленные волчицей. Однажды в ссоре Ромул убил
Рема, а на месте его гибели возвёл город и назвал его в честь брата – Рим»
.
(Древнеримское предание)

«В
чёрных складках платка

Превращается
в ель

Эгле,
дочь рыбака».

(Литовское
предание)

Мифологические
предания
рассказывают о происхождении мира, о богах, о возникновении
обрядов, о добрых и злых силах, о святых и злодеях, о том, что ждёт человека
после смерти и так далее.

Райджу,
зверек Рэйдена.
Олицетворяет шаровую молнию. Любит прятаться у людей в пупках, поэтому
суеверные японцы во время грозы спят на животах.

(Японское
предание)

Натуралистические
предания
поведают о том, как появились животные и растения –
реальные и фантастические, о том, что они могут, какой силой и свойствами
обладают. О том, какие чудесные и удивительные народы существуют или же существовали
раньше, о появлении полезных ископаемых.

За
Рифейскими горами, по ту сторону Аквилона, счастливый
народ, который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и
прославлен чудесными легендами. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным
климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются
рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там
неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения
жизнью. Нельзя сомневаться в существовании этого народа.

(Древнегреческое
предание)

Самую
большую группу составляют предания исторические. Они рассказывают об
исторических лицах, о появлении названий географических объектов: местностей,
городов и деревень, о происхождении народов.

Царь
Дакии,

Господень
бич, Аттила, —

Дикарь,
с петель сорвавший дверь Европы,


был уродец.

Большеголовый,
щуплый, как дитя,

Он
походил на карлика,

И
копоть

Изрубленной
мечами смуглоты

На
шишковатом лбу его лежала.

 (Дмитрий
Кедрин)

Одним
из самых выдающихся людей России был царь Пётр I.

Александр
Сергеевич Пушкин писал о нем:

То
академик, то герой,

То
мореплаватель, то плотник –

Он
всеобъемлющей душой

На
троне вечный был работник. 

Пётр
знал шестнадцать ремёсел.

О
нём говорили, что он мог бы один построить корабль от начала до конца.

Вот
об этой-то жажде государя знать и уметь всё самому и слагал народ предания.
Слагал с любовью и уважением к удивительному царю, не брезговавшему ни топор
или молот в руки взять, ни мастера за науку поблагодарить.

Предание
«Пётр и плотник» описывает реальную обстановку: в Воронеже создаются первые
корабли будущего флота российского. Собраны лучшие мастера: «Созвали в
Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили».

Предание
не уверяет, что царь работал сам – слишком это было похоже на сказку, но
замечает: «Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и
пилил».

Подобных
преданий о Петре существует несколько, ведь царь постигал многие ремесленные науки.
И почти всегда главный мастер не знает о том, кто с ним работает. Принимая
Петра за приезжего новичка, мастер не скупится на замечания: «Посмотрел он,
как Пётр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак».

Мастер
переживает за дело. Надо спешно корабли строить, а тут какой-то барин-неумеха
портит дерево путается под ногами. Но ведь хочет научиться, и это мастеру
нравится. Он «стал ему показывать, и Пётр быстро все перенял».

Какую
черту в характере русского царя подчёркивает предание? Пётр для науки готов
стерпеть и брань в свой адрес – лишь бы научиться. А за полученное умение
благодарит не только словами, но и дорогим подарком.


Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.

Снял
со своей руки кольцо и отдал мастеру.


Носи, — говорит, — да вспоминай, что науку царю преподал.

В
некоторых преданиях подобного типа Петру доводится даже кулака мастера отведать
за непонятливость, но результат тот же – незлопамятность и благодарность за
науку. Было ли так на самом деле или не было – не в этом суть. Так могло быть.
Пётр трудился на верфях наравне со всеми, и народ верил в справедливость царя.

Дела
давно минувших дней,

Преданья
старины глубокой.

Конспект урока: Устное народное творчество. Предания. «Воцарение Ивана Грозного». «Петр и плотник»

Устное народное творчество


Устное народное творчество. Предания. «Воцарение Ивана Грозного». «Пётр и плотник»

План урока:

  • Предания как жанр устного народного творчества
  • Способы изображения героев в преданиях
  • Предания о справедливом царе связаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I
  • Предание «Воцарение Ивана Грозного»
  • Предание «Пётр и плотник»

Цели урока:

  • Знать жанр предания, его особенности
  • Уметь проводить параллель между преданиями и историческими фактами, анализировать предания «Воцарение Ивана Грозного» и «Пётр и плотник»

Разминка

  • Какие средства художественной выразительности вы знаете?
  • Какие жанры литературы вы можете назвать?
  • Какие виды литературы вы знаете?
  • Какие жанры устного народного творчества вы можете назвать?
  • Что такое автобиография?

Предания как жанр устного народного творчества

Жанр предания определяется в самом слове: приставка ПРЕ- равна по значению приставке ПЕРЕ-. Само слово означает «передавать, сохранять». Наши предки передавали предания из уст в уста, чтобы сохранить сведения о событиях для следующих поколений.



Предание
 
— жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.


Рис. 1. А. А. Шишкин. Предания старины глубокой. 2014
Рис. 1. А. А. Шишкин. Предания старины глубокой. 2014

Литературоведы относят данный жанр к достоверному источнику, так как в преданиях описываются вполне возможные или даже реально произошедшие события. Эти произведения изображают действительность в обыденных формах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда и фантастика. 

Предания стали записывать раньше всех других фольклорных жанров, так как они стали основой для текстов летописцев. Это связано с тем, что предания концентрируются вокруг исторических деятелей, которые независимо от своего социального положения (будь то царь или предводитель крестьянского восстания) предстают идеализированно.

Большое количество преданий освещают борьбу Древней Руси с внешними врагами и междоусобицы среди князей. Предания прославляют подвиги исключительных людей, на месте которых может оказаться и мужчина, и женщина, и даже ребёнок. Например, «Подвиг отрока-киевлянина» повествует о киевском юноше, жившем в X веке. Он смог перебраться через лагерь печенегов к русскому войску за подмогой. Или смелый и сильный Кожемяка, сумевший одержать победу в кулачном поединке с печенегом. Героический подвиг рязанцев в XIII веке — Евпатия Коловрата и княгини Евпраксии. Таких примеров, как видно, много.

Отличительные черты предания:

  • достоверность;
  • действующие герои — исторические личности;
  • в центре — отношение народа к действующему герою;
  • в основе сюжета важный исторический эпизод;
  • цель: передача знаний из поколения в поколение;
  • композиция: завязка, кульминация, развязка;
  • есть прямые авторские характеристики.

  1. О ком или о чём люди могли складывать предания?
  2. Предания — устный жанр или письменный?
  3. Какие характерные черты есть у предания?

Способы изображения героев в преданиях

В преданиях существуют свои способы изображения героев. Персонаж называется, а в эпизоде предания показывается какая-то одна его черта. Авторская оценка допускается или в начале, или в конце предания. Это необходимо для того, чтобы образ был правильно понят читателем.

Рис. 2. А. Баранов. Подвиг Ивана Сусанина. Год неизвестен
Рис. 2. А. Баранов. Подвиг Ивана Сусанина. Год неизвестен

О Петре I: «Вот оно — царь так царь, даром хлеба не ел; лучше бурлака работал».

Об Иване Сусанине: «…ведь он спасал не царя, а Россию!»

Внешние черты героя практически не изображаются в предании, так как не развивают сюжет. Портрет героя обычно лаконичен (разбойники — силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах). Портретная деталь возникает, если развивает сюжет: костюм Петра в предании описывается, так как тот одет в простое одеяние, что скрывает его происхождение.

Предания об Иване Грозном повествуют о борьбе царя с боярами. Часть преданий посвящена Казанскому походу, ещё выделяется группа преданий новгородцев о разгроме Новгорода в 1571 году. В этих преданиях выражена отрицательная оценка действий царя и опричников. Об Иване Грозном есть также предания, в которых рассказывается о Марфе Посаднице, о потоплении новгородце в Волхов, о чуде, что заставило царя раскаяться, о происхождении валдайских колокольчиков, о Миколке.

Предания о Петре Великом появились позднее, отчего царь представлен более конкретно. Группа сюжетов посвящена реальным историческим фактам: русско-шведская война, строительство Ладожского канала и корабельных верфей. Больше всего преданий рассказывают о взаимоотношениях Петра I с представителями разных социальных групп. Увлекательные сюжеты сохранили истории о том, как царь учится разным ремёслам за границей.

Образы Ивана IV (Грозного) и Петра I неразрывно связаны с топонимикой.



Топони́мика
 (от др.-греч. topos — место) — наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение.


Воцарение Ивана Грозного 

«Воцарение Ивана Грозного» датируется XVII веком. Это предание повествует о том, как царь получил власть. По сюжету предания избрание произошло по воле бога и народа.

Рис. 3. С. Р. Ростворовский. Послы Ермана у Красного крыльца перед Иваном Грозным. 1884
Рис. 3. С. Р. Ростворовский. Послы Ермана у Красного крыльца перед Иваном Грозным. 1884

В данном предании факты происхождения Ивана Грозного искажены (он не был крепостным, а был потомком Рюриковичей, он стал царём по праву рождения). Это предание ближе к жанру легенды. Такое искажение возникло оттого, что на момент создания предания память о правлении Ивана Грозного ещё была жива. Его вспоминали как хорошего и справедливого царя, который преследовал только бояр. Он близок народу, понимает их беды.

«Воцарение Ивана Грозного» обладает признаками предания:

  • достоверность: Иван стал царём и наказал бояр после восшествия на престол;
  • действующий герой — историческая личность, Иван Грозный;
  • в центре — уважение к Ивану Грозному за его близость к народу;
  • в основе сюжета важный исторический эпизод: восхождение Ивана Грозного на престол и наказание бояр;
  • передача знаний об отношении народа к царю;
  • композиция: завязка, кульминация, развязка;
  • есть прямые авторские характеристики: Иван — человек чести.

  1. Прочитайте выразительно предание «Воцарение Ивана Грозного».
  2. Расскажите об историческом событии, отражённом в предании.
  3. В чём сходство и различие исторического сюжета и сюжета предания?
  4. Каким мы видим Ивана Грозного?
  5. Почему царя Ивана Васильевича прозвали Грозным? Как это объясняет предание?
  6. Какие фантастические элементы есть в предании? Какова их роль?

Пётр и плотник

Рис. 4. Г. Кнеллер. Портрет Петра I Великого в Лондоне. 1698
Рис. 4. Г. Кнеллер. Портрет Петра I Великого в Лондоне. 1698

Предание «Пётр и плотник» предположительно создано в период взятия Азовской крепости. Царь тогда начал строить русский флот в Воронеже, для чего решил и сам пройти обучению у плотника. Для того чтобы не отличаться от других учеников, Пётр переодевается в простую одежду, чтобы остаться неузнанным.

Наравне с другими работниками Пётр терпит ругань искусного из мастеров плотницкого дела. Мастер обучил, сам того не зная, царя, который быстро всё схватывал. Пётр остался благодарен за такую науку. 

В этом предании показана близость царя к народу: он наравне со всеми проходит обучение, не терпит особого обращения с собой. Его задача — получить необходимые знания. Из этого предания можно вынести следующий урок: нужно быть благодарным за любое знание, которое тебе дают.

«Пётр и плотник» имеет следующие черты предания:

  • достоверность: реальный факт того, что Пётр переодевался в простую одежду, чтобы изучать новые навыки; царь много что умел делать руками;
  • действующий герой — историческая личность, Пётр I;
  • в центре — уважение народа к Петру Великому;
  • в основе сюжета важный исторический эпизод: появление русского флота благодаря Петру I;
  • передача знаний об отношении народа к царю, морали о ценности знаний;
  • композиция: завязка, кульминация, развязка;
  • есть прямые авторские характеристики: Пётр — уважающий чужой труд человек, не ставящий себя выше народа.

  • Какой эпизод описан в предании «Пётр и плотник»?
  • Каким предстаёт в предании царь?
  • Какие черты характера царя хотел показать народ в этом предании?

Все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.


Контрольные вопросы

  1. Какими предстают Иван Грозный и Пётр I в преданиях?
  2. Что общего в их образах?
  3. Какие черты характера хотели выделить сказители преданий?

Предыдущий урок

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Древнерусская литература. Из похвалы князю Ярославу и книгам, «Поучение Владимира Мономаха»

Устное народное творчество

Следующий урок

Французский эпос. «Песнь о Роланде»

Устное народное творчество

  • Рассказ паустовский заячьи лапы чему учит
  • Рассказ петерс о чем
  • Рассказ пасха борзенко краткое содержание
  • Рассказ песчаная учительница краткое содержание
  • Рассказ пастух и пастушка