Рассказ плюсы и минусы метода

Методам, от которых зависит успешность работы не только ученика, но и преподавателя, посвящено немало исследований как в теоретической части, так и в методиках преподавания различных образовательных предметов.

Несмотря на все труды, проблема методов обучения не только в теории обучения, но и практической деятельности остается очень актуальной и порождает острые споры ученых.

Их можно объяснить попытками перейти от практических описаний определенных элементов к обоснованию системы методов обучения и разъяснения их сути на основании раскрытия природы метода обучения.

Содержание

  • 1 Понятие, классификация и характеристика словесных методов обучения
  • 2 Подробное рассмотрение словесных методов обучения
  • 3 Общее и различия в словесных методах обучения
  • 4 Словесные методы обучения: плюсы и минусы
  • 5 Методы обучения, существующие на данный момент
  • 6 Синтезирование различных методов обучения

Понятие, классификация и характеристика словесных методов обучения

Методы обучения

Современная педагогика — очень сложная наука

В педагогике нашего времени существует большое количество методов обучения.

Важное место среди них занимают именно словесные методы, так как слово играет главную роль в процессе обучения.

Именно с помощью слова мы выражаем наши знания о предметах и явлениях окружающего мира.

Однако для того, чтобы посредством слова отображать действительности, им необходимо правильно пользоваться.

Особенно огромное значение это положение имеет для работы в школе, где слово является важнейшим средством воздействия на учеников.

Словесные методы занимают основополагающее место во всей системе методов образовательного процесса. Также в науке были периоды, когда они являлись единственным способом передачи знаний.

В настоящее время словесные методы нередко считают устаревшими и неактивными.

Определение метода обучения является очень сложным, но большинство ученых считают метод обучения способом организации учебно-познавательной работы учащихся.

Во время обучения методы выступают как последовательные способы взаимодействия учителя с учениками, целью которой является достижение определенных учебно-воспитательных идей.

Классификация методов обучения

Методы обучения делятся по категориям

На данный период существует классификация методов по категориям:

  1. По источнику информации (словесные, практические, наглядные).
  2. По поисковой работе.
  3. По использованию логико-психологических операций.
  4. По структуре содержания материала.

С данной точки зрения любой метод обучения содержит в себе обучающую деятельность учителя и организацию учебно-познавательной работы учеников.

Подробное рассмотрение словесных методов обучения

Слово считается доступным и самым распространенным инструментом обучения. Если учитель умеет пользоваться словом, то самые сложные термины и понятия будут ясны школьникам.

Благодаря слову преподаватель вызывает в сознании учеников яркие воспоминания прошлого, картины будущего и настоящего. Словесные методы обучения особенно важны на первом этапе образовательного процесса.

Ведь в начале обучения дети еще не могут хорошо пользоваться книгой, поэтому слово – это единственный способ познания мира. К словесным методам обучения относятся:

  1. Устное изложение материала, которое предполагает одностороннее, то есть монологическое воздействие на учеников (лекция, рассказ, объяснение, инструктаж).
  2. Обсуждение изученного материала, требуемое взаимодействия ученика и учителя (семинар, дискуссия, беседа).
  3. Работа с книгой.

Данные методы необходимы для передачи информации, но во время беседы, рассказа либо лекции можно не только передавать информацию, но и давать ответы на вопросы учеников, а продуманными заранее вопросами возможно вызвать активную мыслительную деятельность школьников.

Также словесные методы можно подразделить на группы:

  1. Устные методы (используются преподавателем во время лекций, семинаров, консультаций, а также позволяют более понятно разъяснить учебный материал).
  2. Письменные (письменная речь лишена своевременного получения обратной связи от учеников, но скорость передачи информации у нее намного выше).
  3. Монологические (зачастую используется учителем на лекциях).
  4. Диалогические (данная группа опирается на диалогическое взаимодействие учеников и учителя либо дискуссию между учениками).

Особенности отдельных словесных методов:

  1. Рассказ. Рассказом считается изложение вопроса на основе образного действительного материала. Учитель как художник обрисовывает словами живые образы реальности, но рассказ может содержать в себе компоненты обобщений. Продолжительность рассказа не должна превышать 20 минут. Зачастую рассказ применяется в младших классах и его содержание не ограничивается только лишь учебником. Обычно учитель включает в рассказ жизненные примеры, цитаты из различных произведений. Рассказ предполагает повышенную эмоциональность и красочность мимики от преподавателя.
  2. Объяснение. Под объяснением понимается толкование понятий, правил при использовании вычисления, наблюдения. Главную роль при этом выполняют логические суждения и различные доказательства. Оно допускает только лишь точные формулировки ранее полученных выводов, также объяснение тесно взаимосвязано с разъяснением и толкованием терминов, в данном случае огромное значение имеет проверка хода формирования определенных научных понятий у школьников.
  3. Инструктаж. Инструктажем считается разъяснение течения предстоящей деятельности, приёмов выполнения упражнений, предостережение от возможных ошибок. Различия объяснения от инструктажа в том, то инструктаж более практичен, конкретен и краток. Виды инструктажа: вводный, текущий (фронтальный и индивидуальный), заключительный.

    Особенности методов

    Работа с книгой занимает важное место в обучении

  4. Лекция. Данный вид словесного метода обучения является наиболее сложным, в его основе лежат несколько ведущих идей или проблем. Лекция по сравнению с рассказом и объяснением имеет более глубокий охват материала. Положения, выдвигаемые в лекциях, всегда обосновываются практическим материалом, а также научными данными. Лекция бывают: вводные, итоговые, текущие, обзорные. Устное изложение знаний помогает учителю пробуждать мысли и чувства учеников, поэтому данный вид вносит в процесс обучения хороший эмоциональный настрой.
  5. Беседа. Беседа является вопросительно – ответным методом обучения, то есть синтезируется слово ученика и учителя. Беседы бывают следующих видов: вводные, повторные, закрепляющие, учетные и заключительные. Вводная беседа предполагает у учеников наличие определенных знаний, повторная беседа нацелена на воспроизведение уже пройденного учебного материала, закрепляющая – укрепление знаний, учетная – проверка и оценивание знаний, заключительная – подведение итогов и обобщение изученного материала. Эффективность данного вида словесного метода обучения зависит от умения учителя правильно сформулировать вопросы, также определить их логическую поэтапность и правильно преподнести их учащимся.
  6. Работа с книгой. По сравнению с другими видами словесного обучения, данный вид занимает важное место, поскольку источником знаний является проверенное, печатное издание.

Работа с книгой опирается на воображение и мышления учеников.

Общее и различия в словесных методах обучения

Словесные методы обучения

Общее

Различия

Дискуссия

Словесный обмен информацией, который происходит между учителем и учениками.

Активация интеллектуального интереса учеников и привлечение их к обсуждению, интересующих вопросов.

Лекция

Лекция по сравнению с рассказом и объяснением имеет более глубокий охват материала, точное описание трудных систем, явлений и предметов. Имеет более жесткую организацию, логику изложения учебного материала, отличается обширностью сообщаемого материала и систематичностью освещения различных научных тем.

Рассказ

Рассказом считается изложение вопроса на основе образного действительного материала.

Объяснение

Словесное толкование уникальных свойств, закономерностей и правил при использовании вычисления, наблюдения.

Беседа

Метод, с помощью которого осуществляется процесс побуждения учеников к обсуждению и актуализации уже известных им знаний.

Словесные методы обучения: плюсы и минусы

Словесные методы предполагают огромные требования к речи не только учителя, но и учеников. Речь преподавателя — это главное оружие педагогического и психологического воздействия, а также это еще и пример для учеников.

Плюсы методов

Речь преподавателя должна являться примером

В словесной речи учителей всегда присутствует воспитательная направленность.

То есть одновременно с передачей учебного материала могут решаться задачи обучения.

Плюсы словесных методов обучения:

  1. Словесные методы обучения способствуют развитию мышления, речи и памяти у учащихся, также словесные методы являются более эмоциональными, экспрессивными и интересными, поэтому весь изложенный материал будет усваиваться учениками лучше.
  2. Использование словесных методов в процессе обучения позволяет в короткий период времени передать объемную информацию, решить поставленные перед учениками проблемы и задачи. Слово активирует воображение, память и чувство не только школьников, но и студентов, именно поэтому огромное место в процессе обучения университетов занимают лекционные занятия.

Минусом словесных методов обучения является то, что данные методы требуют большое количество времени.

Также могут содержать элемент риска, так как во время неправильного ответа одного из учеников ответ может фиксироваться в памяти, как плохой пример.

Методы обучения, существующие на данный момент

В последнее время огромное значение имеет поиск новых либо видоизменение хорошо известных педагогике методов обучения, обеспечивающих взаимодействие различных функций обучения.

Современные методы

Педагоги постоянно ищут новые и новые методы

В отличие от классических методов обучения современные методы характеризуются несколько другими признаками:

  • в процессе разработки новые методы сразу адаптируются под особенный педагогический замысел, а в основе лежит уникальный взгляд автора;
  • последовательность операций и действий основывается на установках, которые представляют собой результат;
  • реализация современных словесных методов обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность педагогов и учеников, которая имеет основу, учитывающую индивидуальные особенности;

Наиболее востребованными словесными методами обучения на данный момент являются:

  1. Тренинг. Один из словесных методов, основой которого считается практическая сторона обучения, а теория имеет немного второстепенную роль. Плюсы тренинга – возможность изучения проблемы с различных точек зрения, во время тренинга каждый имеет возможность высказать свое мнение по поводу того или иного вопроса. Тренинг подготавливает учеников к действиям в реальных жизненных ситуациях, а также повышает их мотивацию.
  2. Модульное обучение. Еще один из видов словесного обучения предполагает разбивку словесной информации на модули, то есть отдельные микрочасти. Плюсы модульного обучения в том, что есть возможность перестановки учебных модулей, это способствует улучшению внимания со стороны учеников. Отрицательные черты в том, что несоответствующая словесная подача со стороны учителя может повлиять на восприятие и усвоение материала, может восприниматься разъединенно и будет усваиваться не целостно.

Новые словесные методы обучения, появляющиеся на свет, до конца не имеют психологического и педагогического обоснования, также их сложно классифицировать, но их использование в учебном процессе приносит свои успехи.

Синтезирование различных методов обучения

В контексте постоянно изменяющейся, то есть инновационной, деятельности изменяется не только система образования, но и растет роль преподавателя.

Учитель должен не только обучать, но поддерживать ребенка в трудных ситуациях, а также способствовать его успехам. Исходя из этого, на данный момент развивается активное обучение. Активным обучением называют направление в современной педагогике.

Это проблема искания методов активации учебной и познавательной деятельности учеников, то есть активное обучение подразумевает активизацию учебного процесса с помощью комплексного, синтезированного использования различных методов обучения.

К словесным методам активного обучения относятся не имитационные: проблемные лекции, тематические дискуссии, педагогические игровые упражнения, эвристическая беседа. Они предусматривают собой первичные знания.

Синтезирование классических методов и занятий с применением словесных методов активного обучения:

  1. Классический – лекция (изложение любой научной темы) занятие с применением активного обучения – представление объекта, явления либо же события. Описание и раскрытие предмета, а также социальное применение в реальной жизни человека.
  2. Классический – семинар (занятие в форме обсуждения заранее подготовленных сообщений по определенной теме) — занятие с применением активного обучения – сюжетная игра, то есть прописанная заранее роль главных героев: определение себя в социальных и общественных отношениях.

Рассмотрев как классические словесные методы обучения, так и современные можно сделать выводы, что на данном этапе образовательного процесса словесные методы обучения занимают важное место, так как это является самым эффективным, доступным и распространенным методом.

Успешность обучения во время применения словесных методов зависит от умения школьников воспринимать содержимое учебного материала в вербальной форме.

По сравнению с другими методами обучения словесные более требовательны к учащимся, так как их речь должна быть культурной, грамотной и образной.

Вэтом видео вы узнаете об интерактивных методах обучения:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Словесные
методы подразделяются на следующие
виды: рассказ,
объяснение, беседа, лекция, работа с
книгой.

Рассказ. Метод
рассказа предполагает устное
повествовательное изложение содержания
учебного материала. Этот метод применяется
на всех этапах школьного обучения.
Меняется лишь характер рассказа, его
объем, продолжительность.

К
рассказу как методу изложения новых
знаний обычно предъявляется ряд
педагогических требований Рассказ
должен:

  • содержать
    только достоверные факты;

  • включать
    достаточное количество ярких и
    убедительных примеров, фактов,
    доказывающих правильность выдвигаемых
    положений;

  • иметь
    четкую логику изложения;

  • быть
    эмоциональным;

  • излагаться
    простым и доступным языком;

  • отражать
    элементы личной оценки и отношения
    учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под
объяснением следует понимать истолкование
закономерностей, существенных свойств
изучаемого объекта, отдельных понятий,
явлений.

Объяснение
— это монологическая форма изложения. 
К
объяснению чаще всего прибегают при
изучении теоретического материала
различных наук, решении химических,
физических, математических задач,
теорем, при раскрытии коренных причин
и следствий в явлениях природы и
общественной жизни.

Использование
метода объяснения требует:

  • точного
    и четкого формулирования задачи, сути
    проблемы, вопроса;

  • последовательного
    раскрытия причинно-следственных связей,
    аргументации и доказательств;

  • использования
    сравнения, сопоставления, аналогии;

  • привлечения
    ярких примеров;

  • безукоризненной
    логики изложения.

Беседа. Беседа
— диалогический метод обучения, при
котором учитель путем постановки
тщательно продуманной системы вопросов
подводит учеников к пониманию нового
материала или проверяет усвоение ими
уже изученного.

В
зависимости от конкретных задач,
содержания учебного материала, уровня
творческой познавательной деятельности
учащихся, места беседы в дидактическом
процессе выделяют различные виды
бесед: вводные
или вступительные, организующие беседы;
беседы-сообщения или выявление и
формирование новых знаний (сократические,
эвристические); синтезирующие,
систематизирующие или закрепляющие
беседы
.

В
целом метод беседы имеет следующее
преимущество:

  • активизирует
    учебно-познавательную деятельность
    учащихся;

  • развивает
    их память и речь;

  • делает
    открытыми знания учащихся;

  • имеет
    большую воспитательную силу;

  • является
    хорошим диагностическим средством.
    Недостатки метода беседы:

  • требует
    много времени;

  • содержит
    элемент риска (школьник может дать
    неправильный ответ, который воспринимается
    другими учащимися и фиксируется в их
    памяти);

  • необходим
    запас знаний.

Лекция.
Лекция — монологический способ изложения
объемного материала — используется,
как правило, в старших классах и занимает
весь или почти весь урок. Преимущество
лекции заключается в возможности
обеспечить законченность и целостность
восприятия школьниками учебного
материала в его логических опосредованиях
и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность
использования лекции в современных
условиях возрастает в связи с применением
блочного изучения нового учебного
материала по темам или крупным разделам.

Применение
лекции как метода обучения в условиях
современной школы позволяет значительно
активизировать познавательную
деятельность учащихся, вовлекать их в
самостоятельные поиски дополнительной
научной информации для решения проблемных
учебно-познавательных задач, выполнения
тематических заданий, проведения
самостоятельных опытов и экспериментов,
граничащих с исследовательской
деятельностью. Именно этим объясняется
тот факт, что в старших классах удельный
вес лекции в последнее время стал
возрастать.

Работа
с учебником и книгой
.
Это важнейший метод обучения. В начальных
классах работа с книгой осуществляется
главным образом на уроках под руководством
учителя. В дальнейшем школьники все
больше учатся работать с книгой
самостоятельно. Существует ряд приемов
самостоятельной работы с печатными
источниками. Основные из них:

  • конспектирование 
    краткое изложение, краткая запись
    содержания прочитанного. Конспектирование
    ведется от первого (от себя) или от
    третьего лица. Конспектирование от
    первого лица лучше развивает
    самостоятельность мышления;

  • составление
    плана текста
    План
    может быть простой и сложный. Для
    составления плана необходимо после
    прочтения текста разбить его на части
    и озаглавить каждую часть;

  • тезирование — краткое
    изложение основных мыслей прочтенного;

  • цитирование — дословная
    выдержка из текста. Обязательно
    указываются выходные данные (автор,
    название работы, место издания,
    издательство, год издания, страница);

  • аннотирование — краткое,
    свернутое изложение содержания
    прочитанного без потери существенного
    смысла;

  • рецензирование — написание
    краткого отзыва с выражением своего
    отношения о прочитанном;

  • составление
    справки
     
    сведений о чем-нибудь, полученных после
    поисков. Справки бывают статистические,
    биографические, терминологические,
    географические и т.д.;

  • составление
    формально-логической модели
     
    словесно-схематического изображения
    прочитанного;

  • составление
    тематического тезауруса
     
    упорядоченного комплекса базовых
    понятий по разделу, теме;

  • составление
    матрицы идей
     — сравнительных
    характеристик однородных предметов,
    явлений в трудах разных авторов.

Соседние файлы в папке ЭКЗАМЕНЫ

  • #
  • #
  • #
  • #

Словесные методы обучения

  Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги — Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. — выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований Рассказ должен:

  • содержать только достоверные факты;
  • включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
  • иметь четкую логику изложения;
  • быть эмоциональным;
  • излагаться простым и доступным языком;
  • отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

  • точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
  • последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
  • использования сравнения, сопоставления, аналогии;
  • привлечения ярких примеров;
  • безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа. Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». В средние века особенно распространенной была так называемая катехизическая беседа, суть которой сводилась к воспроизведению вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В настоящее время подобного рода беседы в школе не практикуются.

В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявление и формирование новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие беседы.

Цельвводной беседы — актуализировать ранее усвоенные знания, сконцентрировать внимание, интеллектуальные, потенциальные и реальные возможности учащихся для активного включения их в предстоящую учебно-познавательную деятельность по решению стоящих перед ними задач. В ходе такой беседы выясняется степень понимания и готовности учащихся к новым видам деятельности, к познанию нового.

Беседа-сообщение(эвристическая беседа) предполагает включение ученика в сам процесс активного участия в добывании новых знаний, в поиск способов их получения, формулирования собственных ответов на поставленные учителем вопросы. В ходе эвристической беседыучитель, опираясь на имеющиеся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. В результате такой совместной деятельности учащиеся приобретают новые знания, путем собственных усилий, размышлений.

Синтезирующая, или закрепляющаябеседа нацелена на систематизацию уже имеющихся у учащихся теоретических знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении новых учебных и научных проблем на межпредметной основе.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом метод беседы имеет следующее преимущество:

  • активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
  • развивает их память и речь;
  • делает открытыми знания учащихся;
  • имеет большую воспитательную силу;
  • является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы:
  • требует много времени;
  • содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
  • необходим запас знаний.

Учебная дискуссия. Значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения — стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов — лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой (Подласый И.П. Педагогика. М., 1996). Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой — учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В этой ситуации, естественно, учитель должен сам демонстрировать перед учениками образец такого стиля аргументации, учить учащихся точно излагать свои мысли и терпимо относиться к формулировкам школьников, уважительно вносить поправки в их аргументацию, ненавязчиво сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя на истину в последней инстанции.

Учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и в полную меру в классах полной средней школы.

Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция. Лекция — монологический способ изложения объемного материала — используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.

Работа с учебником и книгой. Это важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

  • конспектирование- краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления;
  • составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Общее представление о методах обучения

    1. Понятие «метод обучения»…………………………………………..6

    2. Классификации методов обучения………………………………….8

Глава 2. Характеристика словесных методов обучения

2.1. Рассказ как метод обучения………………….……………………….12

2.2. Беседа как метод обучения………….……………………………….15

2.3. Объяснение как метод обучения..…………………………………….18

2.4 Работа с учебником, книгой……………………………………………

2.5 Дискуссия ………………………………………………………………

2.6.Лекция. ……..…………………………………………………………..20

Глава 3. Исследование ………………………………………………………..22

Заключение…………………..………………………………………………25

Список литературы…………………………………………………………26

Приложение…………………………………………………………………34

Введение

Словесные методы во все эпохи применялись в обучении. Были периоды, когда они занимали господствующее место в системе методов обучения. В наше время можно услышать упреки по адресу словесных методов. Их нередко называют устаревшими, неактивными. К оценке этой группы методов необходимо подходить объективно. Нельзя абсолютизировать, гиперболизировать их значение, но недопустимо также и принижать их роль в общей системе методов обучения. Ведь без передачи словесной информации никакое обучение вообще невозможно. Словесные пояснения всегда сопровождают наглядные и практические способы [4].

В.А. Сухомлинский писал: «Я верю в могучую, безграничную силу слова воспитателя. Слово — самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев… Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы во многих школах — словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом» [8].

Живое, яркое, убедительное, эмоциональное слово учителя остается и сегодня жизненно необходимым. В наших школах трудятся сотни педагогов, мастерски владеющих этим мощным педагогическим средством. У нас есть целые педагогические коллективы, добившиеся высокой культуры слова учителя и потому успешно развивающие речь и мышление школьников.

Сами словесные методы и приемы становятся все более разнообразными.

В дидактике принято выделять три вида словесных методов: рассказ учителя, диалог (беседу) и школьную лекцию. Но практика говорит об огромном количестве вариантов, оттенков внутри этих классических методов, причем каждый предмет вносит свой вклад в это разнообразие.

Различные методы и приемы, связанные со словом учителя, по-разному используются в начальных и старших классах. Если в начальной школе преобладает яркий, эмоциональный рассказ учителя, который затем все шире дополняется беседой, то в старших классах многие учителя успешно используют метод школьной лекции, соответствующий возросшим учебным возможностям старшеклассников.

Учителя широко используют теперь различные методы работы с учебником, книгой, печатным словом. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию. Они способствуют развитию абстрактного мышления школьников. Однако одностороннее использование словесных методов затрудняет усвоение материала, особенно учащимися с наглядно-образной и моторной памятью, с наглядно-образным типом мышления.

Проблема методов обучения является одним из важнейших в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как учебные методы — это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук, развивает у них познавательные способности, обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение.

В связи с актуальностью данной проблемы была определена цель исследования — поиск оптимальных путей использования словесных методов обучения в начальной школе.

Объект — процесс обучения младших школьников.

Предмет — использование словесных методов обучения на уроках в начальной школе.

Задачи:

  1. раскрыть сущность понятия «методы обучения»;

  2. рассмотреть разные подходы к классификации методов обучения;

  3. раскрыть специфику и требования к применению словесных методов обучения в обучении младших школьников через их характеристику;

  4. определить, какие словесные методы обучения чаще всего используют учителя в начальной школе.

Гипотеза: мы считаем, что словесные методы обучения активно применяются учителями начальных классов для формирования понятий в процессе развития мышления

База исследования:

Выборка: 6 учителей начального звена.

Методы исследования:

    1. Теоретические (теоретический анализ, теоретический синтез, работа с литературой, цитирование, составление библиографии, конспектирование)

    2. Эмпирические (педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный.)

    3. Математические (ранжирование).

Глава 1. Общие представления о методах обучения

1.1.Понятие «метод обучения»

Результативность и плодотворность обучения зависят от методов. Методы определяют творчество учителя, эффективность его работы, усвоения учебного материала и формирования качеств личности ученика.

Реализация задач умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического развития младших школьников, особенно шестилетних детей, зависит от методов обучения.

В основе понятия «метод обучения» лежит философское значения более общего термина – «метод». В философском словаре «метод» определяется как путь исследования или познания, способ построения и обоснования системы философского и научного знания, как некая совокупность приёмов и операций теоретического и практического освоения действительности [13, с 6].

Метод обучения с точки зрения И.П.Подласого – это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения [16, с 201].

Методы обучения важнейшие структурные компоненты целостного педагогического процесса, включающего в себя цели и задачи обучения, содержание, формы организации обучения и его результаты [18, с 199].

В.А.Сластёнин определил, что метод деятельности – это способ её осуществления, который ведёт к достижению поставленной цели [20, с 268].

В дидактике методы обучения составляют процесс обучения наряду с его целями, содержанием, средствами, организационными формами.

Метод обучения имеет ярко выраженную специфику по сравнению с методом в целом, она обусловлена тем, что обучение – процесс двусторонний: в нём присутствуют деятельность учителя и деятельность ученика, взаимосвязанные и взаимообусловленные. Поэтому метод обучения включает и действия учителя, и действия ученика, направленные на достижение целей, соответствующих друг другу. Если у учителя цель – научить ученика, то у ученика – научиться. Учитель объясняет материал – ученик усваивает его. Результат – учитель научил, ученик – научился. Схему таких взаимоотношений учителя и ученика в методе обучения можно представить схематически (см. рисунок 1).

Рисунок 1

Метод обучения должен быть ясным и определенным. Тогда учитель будет видеть, какие задачи могут быть поставлены и решены при данном методе обучения и какие не могут быть выполнены. Научность метода обучения означает также ясность и определенность мысли учащихся: цель, средства, способы, основной и побочный результаты доказательств и рассуждений в процессе усвоения материала.

Метод обучения — это форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития личности учащихся. Это глубокое положение определяет методологический подход и исходные теоретические основания к проблеме методов обучения.

1.2 Классификации методов обучения

В дидактике существуют несколько подходов к классификации методов обучения. Единой, устраивающей всех потребителей дидактических знаний, классификации не создано. Сейчас мы познакомимся с некоторыми классификациями.

Классификация методов обучения: И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, Д.О. Лордкипанидзе, М.И. Махмутова, Е.Я. Голант, Е.И. Перовский известных в истории педагогической мысли и дошедших до наших дней. Современные условия совершенствования обучения, усложнения учебных знаний, увеличение их объема и глубины рождают все новые формы и методы обучения. Классификация группирует методы исходя из определенных логических сторон, компонентов, задач обучения.

Основанием классификации методов обучения, предложенной И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным является внутренняя характеристика мыслительной деятельности учащихся. Они предложили следующую систему методов обучения:

1. Объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный, метод.

Применяется в тех случаях, когда учащиеся приобретают знания, полученные от учителя, из книги или других источников в готовом виде. Этот метод имеет большое значение на начальном этапе изучения той или иной темы.

2. Проблемный метод используется в тех случаях, когда учащимся сообщают готовые знания; при этом учебный материал группируется и располагается таким образом, чтобы перед учащимися была поставлена проблема. Для ее решения преподаватель применяя систему доказательств, показывает логический путь и средства, т.е. как бы раскрывает путь по которому должно идти исследование вопроса. Такой метод можно широко использовать при чтении проблемных лекций в вузах.

3. Частично поисковый метод. Применяется в тех случаях, когда учащиеся сами по различным источникам знакомятся с фактическим материалом темы или его частью и с помощью выполнения соответствующих заданий подводятся к возможному анализу фактов и их связей, построению части плана поиска и самостоятельным выводам.

4. Исследовательский метод используется в тех случаях, когда учащиеся в соответствии с поставленной перед ними проблемой изучают литературу вопроса, известные факты, строят план исследования, предварительно выдвигают гипотезу, проводят исследование и формируют решение проблемы [12, с 205].

Наиболее распространена в педагогике в настоящее время классификация Е. И. Перовского и Д. О. Лордкипанидзе, предложившими классификацию по источникам получения знаний. Они считали, что на методы обучения наибольшее влияние оказывают те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделили три группы методов: словесные, наглядные и практические. При таком подходе каждая группа методов опирается на свой вид источников:

а) словесные методы — на устное или печатное слово;

б) наглядные методы — на наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

в) практические методы — на практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков.

Эта классификация оказалась довольно простой. Видимо, поэтому она получила широкое распространение [1].

Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю.К.).

Согласно этой классификации методы обучения делятся на три группы:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Первая группа включает следующие методы:

  • перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);

  • словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);

  • наглядные (демонстрация, иллюстрация);

  • практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);

  • логические, т.е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);

  • гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);

  • самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).

Ко второй группе методов относятся:

  • методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);

  • методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).

К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности [7].

Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более четко обозначается целостный подход к характеристике их сущности. Какой же классификации методов придерживаться учителю? Той, которая более понятна ему и удобна в его работе.

Существует множество различных словесных методов обучения. В следующей главе мы познакомимся с их характеристиками.

Глава 2. Характеристика словесных методов обучения

2.1. Рассказ как метод обучения

Рассказ – это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем [15, с 176].

Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) – небольшое по объёму связное изложение ( в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок [11, с 83].

Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся. Возможны несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ изложение, рассказ заключение. Цель первого — подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения, позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа-изложения преподаватель раскрывает содержание новой темы осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного с применением иллюстраций и убедительных приемов. Рассказ-заключение обычно проводится в конце урока. Учитель резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, ставит задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме [4].

Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объём, продолжительность.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:

  • рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

  • содержать только достоверные факты;

  • включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

  • иметь чёткую логику изложения;

  • быть эмоциональным;

  • излагаться простым и доступным языком;

  • отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям [14, с 222].

Учитель должен тщательно готовиться к применению рассказа на уроке. Для успешности восприятия рассказа важно не только логическое выделение основных понятий и положений и их связей, но и точность, убедительность слов и выражений, важна эмоциональность [10, с 275].

Методом рассказа учитель излагает такой учебный материал, который несет в себе научную информацию, нуждающуюся в пояснениях, разъяснениях, так как для большинства учеников она является новой и по ней нельзя развернуть активную беседу. Рассказ применяется также в тех случаях, когда большого объема учебный материал надо изложить за отведенное программой время. Преимущество отдается рассказу и в тех ситуациях, когда учитель располагает звукозаписями в исполнении мастеров художественного слова, выступлениями политических деятелей, ученых по различным областям изучаемых в школе научных знаний и др. [4].

Рассказ используется на любом этапе урока. При актуализации знаний, подготовке учащихся к восприятию нового материала рассказ может содержать определённую интригу, необычный занимательный материал, который привлечёт внимание учащихся [13, с 55].

По дидактическим целям выделяют несколько видов рассказов:

  • рассказ-вступление, готовит учащихся к восприятию нового учебного материала, формирует интерес и потребность в приобретении новых знаний. Этот вид рассказа характеризуется относительной яркостью и эмоциональностью;

  • рассказ-изложение, в котором раскрывают содержание новой темы. Такому сообщению присущи четкая логическая последовательность, выделение основного, существенного, применения иллюстраций и убедительных примеров;

  • рассказ-обобщение, которая предусматривает выделение основных мыслей, формулирование выводов и обобщений, постановку задач для дальнейшей самостоятельной [5].

Готовясь к рассказу, учитель намечает план, подбирает необходимый материал, методические приёмы, способствующие максимальному достижению цели. Во время рассказа выделяется и подчёркивается главное. Рассказ должен быть коротким ( до 5-7 мин.), пластичным, вестись на положительном эмоциональном фоне. Если длительность рассказа превышает 5-7 мин, его нужно сочетать с другими методами обучения – иллюстрацией, наглядностью, элементами беседы, записью опорных слов на доске, музыкой [17, с 215].

Возможности рассказа как метода обучения и изложения мыслей по сравнению с другими словесными методами, включая беседу и лекцию, в деле развития культуры речи являются особенно предпочтительными.

Свой вывод сделать!

2.2. Беседа как метод обучения

По педагогическому словарю Г. М. Коджаспирова беседа – это 1) вопросно-ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок; 2) метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации; 3) метод обучения. Виды беседы: катехизическая, или репродуктивная, — направлена на закрепление, проверку изученного материала путём его повторения; эвристическая, поисковая, — опираясь на имеющиеся знания учащихся, учитель подводит их к усвоению новых понятий; сократическая – поиск истины через сомнение, которому подвергается каждый получаемый вывод [11, с 15].

Беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель путём постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного [15, с 178].

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Её мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа» [14, с 223].

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: ребенок должен научиться внимательно, слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения [9, с 277].

В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся и места беседы в дидактическом процессе выделяют несколько видов бесед.

Если беседа предшествует изучению нового материала, её называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся состояние готовности к изучению новой темы [15, с 178].

Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остается неразрешенным.

Беседа-сообщение новых знаний чаще всего бывает катехизической

(вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения), эвристической ( ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). В современной школе преимущественно используются эвристические беседы. Учитель, умело задавая вопросы, побуждает учащихся размышлять, идти к открытию истины.

Закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний [16, с 208].

При проведении беседы перед педагогом стоит задача добиться того, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо придерживаться следующих правил:
— беседа не должна длиться долго, т.к.  рассчитана на умственное напряжение;
— во время беседы воспитатель задает вопрос всей группе, а затем спрашивает индивидуально. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в котором они сидят- это приводит к тому, что часть детей перестает работать;
-нельзя спрашивать одних и тех же детей, нужно стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос;
-дети должны отвечать по одному, а не хором, но если педагог ставит такой вопрос, на который у многих дошкольников есть один и тот же простой ответ, то можно позволить ответить хором;
— не следует прерывать ребенка, если в этом нет прямой необходимости; нецелесообразно «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний, в таких случаях можно удовлетвориться кратким ответом, даже односложным ответом. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ может быть убедительнее распространенного. К развернутым ответам детей побуждают содержательные вопросы, стимулирующие к описанию, рассуждению и т.п. они вызывают у детей самостоятельную мыслительную работу, а не механическое повторение «полного ответа»;
— часто вопрос , задаваемый педагогом, возбуждает у ребенка свою цепь ассоциаций и его мысль начинает протекать по новому руслу. Воспитатель должен быть готов к этому и не давать детям удалиться от темы беседы [2].

Такт учителя, уважение, внимание и интерес к высказываемым учениками мнениям создают ту атмосферу беседы, которая не только обучает, но и воспитывает.

2.3. Объяснение как метод обучения

Объяснение – это последовательное, систематизированное изложение учебного материала с показом различного рода связей, чётким соблюдением логики развёртывания информации [12, с 58].

Объяснение предполагает устное изложение учебного материала, в процессе которого преподаватель применяет сравнения, составления, обоснования, вывод закономерностей, решение задач и т.п. Применяется оно главным образом при сообщении частных и конкретных сведений [19, с 53].

В педагогическом словаре даётся такое определение: объяснение – это 1) словесный метод обучения: пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала; 2) совокупность приёмов, помогающих установить достоверность суждения относительно неясного, нераскрытого явления или имеющих целью дать более ясное представление о том или ином известном явлении [11, с 99].

Под объяснением следует понимать словесное истолкование отдельных понятий, явлений, принципов действия приборов, наглядных пособий, а также слов и терминов.

Метод объяснения применяется чаще всего при введении нового материала, но иногда может употребляться и на уроках закрепления, особенно тогда, когда учитель видит, что ученикам что-либо осталось непонятным [10, с 274].

К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

  • точного и чёткого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

  • последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

  • использования сравнения, сопоставления, аналогии;

  • привлечения ярких примеров;

  • безукоризненной логики изложения [14, с 222].

Этот метод иногда называют самым сложным видом рассказа, потому что он направлен не только на раскрытие внутренних причинно-следственных связей, но и на изучение внешних сторон явления на уровне описания с использованием конкретных примеров Часто, особенно на уроках в начальной школе, объяснение сочетается с описанием, беседой, использование наглядности [5].

Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу [20, с 332].

Определенная модуляция голоса, правильная речь и правильно выбранные слова, которые соответствуют уровню развития учащихся, играют существенную роль в объяснении. Оно должно влиять на эмоционально-чувственную сферу личности ученика, и поэтому учителя должны эмоционально окрашивать содержание изучаемого.

2.4 Работа с учебником, книгой

Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники всё больше учатся работать с книгой самостоятельно [14, с 224].

Работа с учебником и книгой используется и как метод получения новых знаний (нередко в сочетании с вводным объяснением учителя), и как метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. Если раньше обучали лишь методам и приёмам работы по учебнику дома вслед за объяснением учителя, то теперь ставится задача вооружить учащихся умениями и навыками самостоятельного приобретения знаний с помощью различных видов книг как в классе, так и дома [10, с 280].

Эффективность работы с учебником в решающей мере зависит от правильной её организации. Исходя из характера предстоящей на уроке работы, учитель обязан ещё до урока определить, в каком порядке целесообразнее применять учебник на уроке, чтобы решить стоящие на данном уроке учебные, воспитательные и развивающие задачи. В этой связи необходимо соблюдать следующие дидактические требования:

  1. Отбирать посильный для учащихся материал, т.е. материал, который на данном уровне общего развития, степени учебной подготовленности к работе данного вида и эмоциональной готовности соответствует сегодняшнему состоянию учащегося. Известно, что не всякий материал из учебника учащиеся могут усвоить без предварительного объяснения учителя и психологической подготовки самого ученика. Многие темы содержат в себе совершенно новые сведения, другие носят вступительный или обобщающий характер. Работа над ними даже с предварительным объяснением учителя может вызвать у школьников большие трудности. Такие вопросы не следует сразу давать учащимся.

  2. Всякую работу с учебником и учебной литературой начинать с обстоятельного вступительного объяснения учителя. Учащихся следует ввести в курс изучаемой темы, обратить их внимание на основные вопросы нового материала (иногда вопросы полезно записать на доске), поставить перед ними основные задачи выполнения задания.

  3. В процессе выполнения задания учителю необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого она не получается.

  4. Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок, а в начальной школе – больше 10-15 минут. Её нужно сочетать с другими формами и методами. После работы с учебником обязательно нужно проверить качество усвоения изучаемого материала [15, с 179].

Существует ряд приёмов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

  • Конспектирование – это краткое изложение прочитанного. Основная функция конспектирования – осмысление и переработка информации, приспособление к её особенностям восприятия конкретного человека. Каждый человек выбирает в тексте то, что считает важным для себя [13, с 97].

  • Составление плана текста. План, может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

  • Тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного.

  • Цитирование – дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница) [14, с 225].

  • Аннотация – краткая формулировка основного содержания источника в двух-трёх предложениях [11, с 11].

  • Рецензирование – составление письменного отзыва, включающего аргументированную оценку прочитанного. Рецензия предполагает комментирование основных положений работы [13, с 102].

Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти [16, с 213].

Надо смелее практиковать задания, требующие самостоятельной работы над различными дополнительными источниками, учить школьников пользоваться библиографическими карточками, каталогами, составлять библиографию и подбирать литературу к докладу или интересующей их теме. Центром такой работы должны явиться школьные библиотеки, где следует проводить специальные библиотечные уроки по обучению ребят методам работы с книгой [10, с 282].

Работа с книгой не должна рассматриваться как чисто самостоятельный метод, а может обеспечивать высокие результаты обучения, развития и воспитания только в сочетании с другими методами. В отборе книг для учебного процесса приоритетное положение, видимо, следует отдать методическим советам опытных учителей.

2.6 Дискуссия

Дискуссия как метод обучения основана на обмене мнениями между учителем и учащимися или только между учащимися . Автор выделяет несколько разновидностей дискуссии: дискуссия, развивающаяся в ходе общего решения проблемы классом или группой учащихся; дискуссия, направленная на формирование убеждений молодёжи; дискуссия с целью восполнения учащимися пробелов в собственных знаний [12, с 206].

При организации дискуссии как особого метода обучения важно приучать учащихся к аргументации, доказательствам и обоснованиям своей точки зрения. Обязательное требование доказательств и аргументов в подобных дискуссиях дисциплинирует ум учащихся, оттачивает их мысль, развивает логику [10, с 279].

Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная [16, с 211].

Ситуации познавательного спора, дискуссии, при их умелой организации, привлекают внимание школьников к различным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации. В то же время они могут быть созданы и при изучении обычных недискуссионных на первый взгляд вопросов, если учащимся предлагается высказать свои суждения о причинах того или иного явления, обосновать свою точку зрения на устоявшиеся представления. Обязательное условие дискуссии – наличие, по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Естественно, что в учебной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и означает, что его выводы – истина в последней инстанции [20, с 335].

Среди факторов эффективного закрепления материала в ходе дискуссии зарубежные исследователи называют следующие:

  • ознакомление каждого участника во время обсуждения с теми сведениями, которые есть у других участников, т.е. в ходе дискуссии происходит обмен информацией;

  • поощрение разных подходов к одному и тому же предмету или явлению;

  • возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений;

  • побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения [13, с 90].

Организация и введение подобных форм активного обмена суждениями требует от учителя большого искусства, такта, знания существа вопроса и, главное, идейной убеждённости [10, с 279].

В руководствах для учителей разных стран мира М. В. Кларин выделяет следующие задачи учителя – организатора дискуссии.

  1. Установление порядка в классе и постановка темы обсуждения.

  2. Прояснение целей по ходу обсуждения.

  3. Суммирование высказываний.

  4. Посредничество и выяснение расхождений и разногласий.

  5. Постановка перечня обсуждаемых вопросов.

  6. Оценка продвижения класса по ходу обсуждения [10, с 91].

2.6. Лекция как метод обучения

От других методов словесного изложения школьная лекция отличается более строгой структурой, логикой изложения учебного материала, обилием сообщаемой информации, системным характером освещения знаний. Предметом школьной лекции является преимущественно описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей главным образом причинно-следственного характера. Из этого следует, что лекция применима только в старших классах, когда учащиеся уже достигают требуемого для восприятия и осмысления лекционного материала уровня подготовки. Лекционный метод вводится постепенно, вырастая из объяснений и бесед [16, с 209-210].

Лекция – метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение системы идей в определённой области.

Школьная лекция – продолжительное устное изложении (45-50 мин) учебного материала в сочетании с приёмами активизации познавательной деятельности учащихся (запись основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала и др.) [11, с 71].

Структура лекции в основном складывается из трех элементов. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план, показывается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы. В основной части всесторонне раскрывается содержание проблемы, обосновываются и конкретизируются ключевые идеи и положения, показываются связи, отношения, анализируются явления, формулируется вывод. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, даются рекомендации по выполнению самостоятельной работы.

    В зависимости от способа проведения можно выделить следующие виды лекций:  информационная ( используется объяснительно-иллюстративный метод изложения); проблемная (показывается решение проблемы); лекция-беседа (используется постановка вопросов учащимся).

    Лекции обеспечивают передачу знаний, порождают интерес к изучаемому предмету, координируют использование других организационных форм. Их проведение доверяется наиболее квалифицированным преподавателям, которые выработали и непрерывно совершенствуют педагогические умения (владеют безупречным литературным языком, логически стройной, ясной и образной речью, четкой дикцией; умеют слушать самого себя, исправляя возможные оговорки, могут дидактически грамотно выбрать, показать и пояснить иллюстративный материал; разборчиво, экономно, аккуратно делают запись на доске и др.) [3].

Условием эффективности лекции являются:

  • сообщение в самом начале лекции не только ее темы, но и летального плана;

  • последовательное изложение содержания всех разделов плана с выводами по каждому из них;

  • подчинение всех разделов плана единой теме, центральной идее лекции;

  • установление связей между каждой частью лекции, использование логических «мостиков», переходов между ее разделами;

  • эмоциональность изложения, которая достигается с помощью ярких фактов, живого языка, элементов юмора;

  • оптимальный темп лекции, позволяющий слушателям записать ее основные положения, определения;

  • использование наглядных пособий: схем, иллюстраций, видео- и аудиоматериалов;

  • установление связей материала лекции с проблемами предстоящих семинаров и практических занятий [6].

Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов, но не рекомендуется использовать этот метод в начальной школе.

  • Рассказ плюсы и минусы интернета на английском с переводом
  • Рассказ по картине друзья е широков
  • Рассказ по английскому языку про квартиру 5 класс
  • Рассказ плохая невестка часть 4 маруся из белорусской глубинки
  • Рассказ по картине домашние животные