- Сочинения
- По картинам
- Брюллов
- Гадающая Светлана
С давних времен гадание на святки считается нормальным делом, вот и героиня картины Карла Брюллова собирается погадать. Написана картина в 1836 году и передает русскую национальную тематику. Картина написана по мотивам баллады «Светлана».
На картине показано гадание во время святок на суженого своего. Все это зритель созерцает как нечто таинственное и мистическое, это некое таинство общения с потусторонними мирами и его обитателями.
Сама же девушка Светлана изображена с большим чувством. Девушка напряженно вглядывается в поверхность зеркальной глади и с нетерпением и волнением ожидает появление своего суженого, произнося необходимые слова. Сбоку от нее стоит свеча, которая горит ровно и спокойно в красивом старинном подсвечнике.
Видно, что девушка готовилась к данному действу, ведь не каждый день волнительно ожидаешь встречи со своей судьбой. На ней красивое платье, бусы из жемчуга и кокошник. Можно увидеть в изображении, что не смотря на ожидание, девушка напряжена. Ее взгляд устремляется в зеркала для того, чтоб увидеть суженого. Зеркало же выглядит как старое, будто его только что достали с чердака, где оно пролежало, не один десяток лет дожидаясь своего часа. В глазах Светланы, отражающихся в зеркале, читается страх и побеждающее его любопытство.
Брюллов весьма оригинально написал девушку на картине, она сидит спиной к зрителю, при этом наклонившись к зеркалу.
Художник так четко передал эмоции молодой девушки. Глядя на картину сам чувствуешь на себе тот момент ожидания будущего и непонимания что же или кого все-таки увидит девушка, будет ли это суженый или усмехающийся черт?
Цветовая палитра в картине используется темная, преимущественно преобладают цвета в коричневых тонах. Именно эти цвета и предают некую таинственную обстановку этого полотна.
Брюллов словно вторгся во внутренний мир девушки, которая настолько сосредоточена на своих мыслях. И глядя на это творение, можно прочувствовать, что не только внутренний мир Светланы художник затронул, но и твой мир тоже содрогается.
Произведение позволяет окунуться в поверья того времени.
6 класс
Описание настроения картины Гадающая Светлана
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Заросший пруд Поленова
Картина «Заросший пруд» написана талантливым российским художником Василием Поленовым. В его полотне преобладают все оттенки зеленого цвета. Когда картина вышла в свет, он заявил
- Сочинение по картине Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво Юона
Советский художник К.Ф. Юон – представитель школы живописи двадцатых годов. Его картины участвовали в международных выставках, быстро раскупались, и имели большую популярность в мире искусств.
- Кипренский
Орест Киперский является популярным русским художником 18-19 века. Он рисовал портреты, любил живопись и графику, рисовал в стиле романтизма.
- Сочинение по картине Зимние забавы 2 класс
Наступило любимое время детворы – зима. Дети вышли погулять на улицу. Каждый нашел себе занятие по душе. На переднем плане картины малыши лепят снеговика. Один снеговик уже готов
- Маковский Владимир
Маковский Владимир появился на свет в Москве, в семье любителя живописи и основателя Московского художественного училища Егора Ивановича Маковского, 7 февраля 1846.
Главная>Сочинения по картинам
«Гадающая Светлана», Брюллов
Год написания: 1836
Размер: 94 × 81 см
Местонахождение: Государственный художественный музей, Нижний Новгород
Быстрый переход:
Вариант 1 — Кратко
Вариант 2 — Подробно
Вариант 1 — Кратко
11 предложений/ 112 слов
Картина Карла Брюллова «Гадающая Светлана» написана по мотивам баллады Василия Жуковского, названной именем главной героини. На полотне изображена сидящая в ночной полутьме перед зеркалом девушка, стремящаяся разглядеть в отражении своего суженого.
Увлечённая святочным гаданием Светлана, напряжена и серьёзна. В зеркале мы видим её тёмные глаза и густые слегка вздёрнутые брови, а также свежий алый румянец щёк. Сама же героиня сидит спиной к зрителю.
Она одета в красный сарафан и такого же оттенка кокошник. На шее блестят две жемчужные нити. Волосы девушки заплетены в аккуратную длинную косу.
Светлана изображена на портрете по пояс. Рядом с ней на столе стоит серебряный канделябр со свечой. Зеркало, где должен появиться силуэт суженого, украшает старинная витиеватая рама.
Вариант 2 — Подробно
15 предложений/ 196 слов
Картина Карла Брюллова «Гадающая Светлана» стала уникальным в своём роде полотном. Это единственная работа художника, которую он посвятил русской национальной бытовой теме.
На холсте изображена сидящая перед большим зеркалом девушка. Это главная героиня баллады Василия Жуковского «Светлана». По сюжету произведения Светлана занята святочным гаданием. Она напряжённо вглядывается в своё отражение, чтобы увидеть там силуэт будущего суженого.
Гадает героиня, конечно же, в темноте при свечах. Поэтому и она сама, и её отражение на картине кажутся окутанными таинственным полумраком ночи, что лишь добавляет полотну загадочности, позволяя зрителю почувствовать атмосферу, в которой находится Светлана. Ощутить тревогу девушки, пребывающей в волнительном предвкушении возможной скорой встречи со своей судьбой.
Прежде чем сесть перед накрытым белой скатертью столом и поставить у зеркала в старинной витиеватой раме серебряный канделябр со свечой, героиня принарядилась. Она надела яркий красный сарафан и такого же оттенка кокошник с блестящей вышивкой, шею украсила двумя нитями крупного жемчуга. Густые тёмные волосы Светлана заплела в длинную косу.
На полотне девушка изображена по пояс, сидящей спиной к зрителю, но в зеркальном отражении можно хорошо разглядеть её лицо. Густые тёмные брови и большие карие глаза, сияющий на щеках алый румянец юности. Всё в героине картины мастера портретной живописи Карла Брюллова действительно прелестно.
см. также:
Все сочинения-описания картин
Краткая биография Карла Брюллова
- Сочинения
- По картинам
- Брюллов
/
/
В старину на Руси было принято, чтобы девушки гадали на женихов, на будущую жизнь, и на многое другое. Были свои правила, которых надо было неукоснительно придерживаться при гадании. Иногда девушки собирались компаниями, а иногда гадали одни.
Картина Брюллова, которую я рассматриваю, как раз рассказывает о девушке, решившей погадать. Полотно было написано в тысяча восемьсот тридцать шестом году, под впечатлением навеянном поэмой Жуковского «Светлана». Не только поэма, но и сами святочные гадания, участником которых стал Брюллов в Москве, оказали влияние на создание картины «Гадающая Светлана».
Сама же Светлана изображена с большой нежностью. Девушка напряженно вглядывается в поверхность зеркала. Она сидит к нам спиной. Руки опущены под стол и лежат на коленях. Светлана немного наклонена вперед, к зеркалу. Во всей ее напряженной осанке чувствуется тревога. С одной стороны она боится увидеть правду даже хорошую, а с другой ей страшно пропустить главные моменты.
Девушке на вид лет шестнадцать, черты лица нежные. Во всем ее облике заметна наивность молодости, доверчивость. Волосы темные, гладко зачесанные и собранные в косичку. На голове красуется кокошник. На шее надеты две жемчужные ниточки бус. Светлана одета в светлую рубашку и русский сарафан темно-бордового цвета. Плечи девушки открыты. По ее виду можно сказать, что девушка не из бедной семьи.
В комнате полумрак. Так положено. При этом нет никаких серых или черных оттенков. Комната окрашена в коричневые оттенки. Поэтому кажется уютной и теплой. В ней приятно находится. На столе перед Светланой покрытом скатертью стоит красивое старинное зеркало. Освещают комнату две свечи, которые стоят по бокам зеркала. Ничего лишнего, чтобы могло помешать или отвлечь от важного дела. Волшебные слова заклинания Светлана знает наизусть.
Картина настолько реалистично написана, что создается впечатление, что находишься вместе со Светланой в одной комнате. Так же передается ее волнение. Холодок пробегает по спине и залезает в душу. Становится как не по себе. Уже и сам начинаешь ждать чуда. Девушка настолько увлечена своими переживаниями, что не замечает ничего вокруг. Есть только она и зеркало, которое откроет ей всю правду. Узнает ли девушка, что ее ждет, сумеет понять тайные знаки или в последний момент испугается и убежит?
Так хочется, чтобы у Светланы все сложилось хорошо.
2 сочинение
В давнее время на Руси было принято гадать только в период святок. Девушки гадали разными способами, и при этом гадали они в основном на женихов и на свою жизнь в будущем. Вот одной из таких девушек является героиня картины Брюллова «Гадающая Светлана».
Если приглядеться в картину, то можно заметить, что все вокруг покрыто темнотой, в середине картины находится девушка, которая вот-вот начнет гадать, а перед ней стоит красивое старинное зеркало на столе, покрытом скатертью и рядом горит свеча. Её лицо излучает нотки напряжения, даже страха. Конечно, для всех было отчасти страшно гадать, видеть гадания, что человек обычно видит, сбываются в жизни.
Девушка, которая создатель картины назвал Светлана, вглядывается в зеркало. От этого навеивает мистикой и таинственностью. Её руки не лежат на столе, они спущены. Внешний вид девушки просто изумителен, она выглядит прекрасно — на ней нарядное платье, потому что в простые дни такое не носили, кокошник на голове, бусы на шее. Сразу заметно, что она долго готовилась к этому событию, когда сможет увидеть своего суженого. Любопытство побеждает страх — это прекрасно читается в её глазах.
Если самому вглядываться в картину, то начинаешь чувствовать какое-то напряжение и даже таинственность. Становится не по себе. Темные краски, которые художник использовал при написании картины, только начинают угнетать обстановку. Здесь нельзя пользоваться светом, ведь так положено. Сама комната покрыта коричневыми красками, поэтому излучает собой тепло и уют. Это придает картине больше загадочности. Но лучше всего переданы именно эмоции девушки. Смотришь на Светлану и сам по неволе начинаешь содрогаться и беспокоиться — а что же там такого можно увидеть про своё будущее? Это ожидание непонятно кого-то или чего-то и незнания, что случится дальше, вводит в беспокойство.
Складывается ощущение, что художник смог затронуть не только личный мир гадающей девушки, но и мир смотрящего на картину человека. И уже сам начинаешь ждать чуда. А по спине в это время пробегает стая мурашек и холодок от неизвестности. Каждый хочет, чтобы у гадающего все сложилось хорошо. Но сложится ли все именно так?
`
Гадающая Светлана
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Я — гражданин России 5, 7, 8, 10 класс
Эта фраза имеет очень большое и весомое значение. Тут же возникает закономерный вопрос: Что же значит быть гражданином Российской Федерации? Быть гражданином России значит любить и уважать
- Двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов — сочинение
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой, бывший студент Родион Раскольников, на практике проверяет свою теорию, утверждающую право убийства одних другими.
- Сочинение-описание по картине Вратарь Григорьева (7 класс)
Картина под названием Вратарь автор, которой Сергей Григорьев получила большой успех у зрителей, а сам художник получил государственную премию за свои шедевры.
Картина Гадающая Светлана 1836 год, Карл Брюллов
Картина Гадающая Светлана, Карла Брюллова, стала первой и последней работой русского художника на тему быта русского народа. При ее написании Брюллов пользовался маслом.
Содержание
- 1 История создания
- 2 Описание и особенности картины
- 2.1 Цветовая палитра
- 2.2 Сюжет картины
- 2.3 Контекст
- 2.4 Где находится картина сейчас
- 3 Интересные факты
История создания
«Гадающая Светлана» — это творение, созданное Карлом Павловичем Брюлловым (известным русским художником). Эту работу автор создал в 1836 году, основываясь на произведении В. А. Жуковского «Светлана». Он ее сотворил, остановившись в Москве, где он оказался 25 декабря в 1835 году (6 января в 1836 году). «Гадающая Светлана» относится к жанру романтизм. Она посвящена бытовой сцене и национальному русскому укладу. Находится в Нижнем Новгороде в государственном художественном музее.
Описание и особенности картины
Оригинальные размеры: 94×81 см. Карл Павлович в своей работе «Гадающая Светлана» демонстрирует образ красавицы, которая долгое время готовилась провести обряд. Героиня переживает и ждёт своего суженого, однако она не знает кого именно увидит: образ любимого или черта, решившего подшутить над ней. Полотно «Гадающая Светлана» иллюстрирует мистическую, но в то же время сказочную атмосферу. Девушка облачена в национальный русский костюм: сарафан красного цвета, который девушки надевали на праздник, кокошник, большие бусы в два ряда из жемчужных бусин. Героиня смотрится в зеркальную гладь, окружённую тяжёлой оправой, а слева от нее в подсвечнике светит пламя свечи. Брюллов красочно изображает весь спектр эмоций «Гадающей Светланы». Девушку пугает игра с темной магией, но ей это также и любопытно.
Цветовая палитра
Брюллов написал картину «Гадающая Светлана», придерживаясь гаммы темных оттенков, которые отлично подчеркивают всю мистичность и загадочность момента. Автор сохраняет теплые оттенки, придающие контраст:
- Коричневый;
- Красный;
- Желтый.
Девушка, находящаяся в окружении мягкого света пламени свечи, очень резко выделяется среди мрачного фона светлицы, в котором все, расположенное за спиной гадающей, буквально плавает в темноте. Золотисто-коричневые тона отлично сочетаются с чернотой. Сарафан коричневого цвета, блуза светлого оттенка, коричневая рама – все это хорошо перекликается между собой. Самым ярким элементом является красный кокошник, смягченного оттенка в тон всей иллюстрации. Брюллов настолько умело подбирает цвета, что улучшает восприятие зрителя, позволяя стать одним целым с изображенным эпизодом и наблюдать за Светланой будто бы вживую. Национальный колорит «Гадающей Светланы», тёплые цвета и мазки позволяют прочувствовать столкновение с мистикой и напряженностью в обряде гадания как элемента русского обихода.
Сюжет картины
«Гадающая Светлана» иллюстрирует эпизод из баллады В. А. Жуковского «Светлана». Брюллов изображает момент гадания во время Святок, на которое решилась героиня. Красавица обращена спиной к зрителям. Она одета в традиционный костюм, а рядом с ней расположены свеча и зеркало, в котором показывается напуганное и заинтересованное лицо девушки, вглядывающейся в зеркальную поверхность с желанием лицезреть избранника.
Контекст
В подтексте работы «Гадающая Светлана» зеркало является предметом связи с иным миром, а отражение девушки — двойственностью толкования, которая принадлежит романтизму. Момент гадания представляет собой некое стремление покинуть пределы реального мира.
Главная мысль, которую хотел показать Брюллов — это изображённый порыв узнать неизвестное в самом себе и поиск ответов на вопросы, часто противостоящих с внутренним «я».
Где находится картина сейчас
Картина Брюллова «Гадающая Светлана» находится в государственном художественном музее в городе в городе Нижний Новгород.
Интересные факты
Свою популярность Брюллов заполучил после работы над шедевром «Последний день Помпеи», а «Гадающая Светлана» стала следующей работой любимца императора. Она получилась скромнее, но с более глубоким смыслом.
- «Гадающая Светлана» была написана по истечении нескольких месяцев после того, как автор возвратился в Россию по требовательному настоянию Николая первого;
- Прожив в комфортной и свободной Италии, Брюллов не желал приезжать в Россию, но опасался гнева властей, так как не раз уже игнорировал приказы о возвращении на родину;
- Брюллов написал «Гадающую Светлану» для друга, причем за короткий срок;
- Художник сам был свидетелем гадания перед тем как сотворить свою картину. Благодаря этому работа получилось более реалистичной;
- Не полную осведомленность художника по поводу процесса гаданий выдает один элемент на картине «Гадающая Светлана» — шнурок, со скрытым под рубашкой крестом. Гадающие знают, что перед гаданием крест нужно обязательно снять;
- Жуковский называл Брюллова Карлом Великим. Художник не единожды писал иллюстрации к работам поэта. Например, он также работал над картиной «Пери и ангел» по сюжету баллады.
Работа Брюллова получила огромное признание и стала одной из лучших в своем жанре.
Оценка статьи:
Загрузка…
Живописные полотна Карла Павловича Брюллова известны всему миру. Холст «Гадающая Светлана» художник посвятил русскому быту. В шестом классе ученики на уроке изучают и анализируют эту репродукцию на национальную тематику. Ещё одним этапом изучения творчества художника является написание сочинения по картине Брюллова «Гадающая Светлана».
История создания
Известно, что в конце лета 1835 года картина «Последний день Помпеи», написанная в Италии, прибыла в Петербург и сразу же понравилась императору Николаю Первому. Он тут же вызвал художника из Константинополя в столицу и назначил профессором в Академии художеств. Но в 1836 году по дороге к императору Карл Павлович примерно на шесть месяцев задержался в Москве, где жил у писателя Перовского.
Так получилось, что его визит к другу совпал со временем святок и Карл Павлович наблюдал, как проходило гадание в доме у писателя. Тогда же он и написал картину «Гадающая Светлана» для своего друга. А святочный обряд, который он наблюдал, помог придать полотну живость и динамичность.
Считается, что большое влияние в то время оказала на живописца и баллада Василия Жуковского «Светлана». Написана картина маслом на холсте. До революции она долгое время хранилась в коллекции тайного советника Владимира Орлова — Давыдова. А затем была передана в Нижегородский государственный художественный музей, где и хранится в удовлетворительном состоянии и в настоящее время.
Композиция картины
В первый раз на брюлловском полотне отразились тема святочных гаданий, и эта бытовая сцена стала жанром картины. Стоит отметить, что к этой теме художник больше не обращался. Композиция холста треугольная. Так его вершиной является девичий кокошник, который совпадает с левой стороной холста. При отражении в зеркале они образуют уже два незримых треугольника.
На переднем плане картины Карла Брюллова «Гадающая Светлана» изображена девушка, которая сидит в олоборота. На ней одет прекрасный и нарядный костюм в русском стиле:
- кокошник,
- ожерелье из жемчуга,
- рубашка,
- сарафан.
Для описания картины в 6 классе можно использовать фрагмент баллады Жуковского. Ведь именно гаданиям Василий Андреевич решил посвятить своё произведение. Для урока в балладе можно найти и тот фрагмент, где описывается момент гадания. Так, Светлана осталась в комнате одна и садится она к зеркалу, робко глядя в него. Кругом темнота и тишина, которая и страшит, и завораживает. И лишь только трепетный огонь свечки немного озаряют эту комнату и бледное лицо девушки.
Художественные особенности
Художнику удалось передать эмоциональное восприятие баллады Василия Жуковского. Так как произведение относится к романтизму, то и Брюллов передал все тайные знаки, свойственные этому направлению. На холсте живописец изобразил много символов:
- зеркало — отражение потустороннего мира,
- отражение — двойственность толкования гадания.
Образец сочинения
Карл Павлович Брюллов — великолепный художник, который писал на разные темы. Он написал замечательные полотна:
- «Всадница».
- «Исповедь итальянки».
- «Прогулка».
- «Сон монашенки».
- «Девушка в лесу».
Карл Брюллов впервые обратился к теме святочных гаданий, используя те впечатления, которые он получил, видя одно из таких гаданий, а также прочитав произведение Василия Жуковского.
Ещё с давних времён девушки всегда гадали на Руси разными способами, надеясь узнать не только свою судьбу, но и, прежде всего, понять, когда же уже они выйдут замуж и кем будет их суженый. Также поступает и героиня картины «Гадающая Светлана». Всё вокруг неё покрыто темнотой, а центральное место на полотне занимает сама Светлана, которая собирается гадать.
Девушка сидит перед красивейшим старинным зеркалом и небольшим столом, которое заботливо покрыто жёлтой вязаной скатертью. Рядом с зеркалом стоит подсвечник из серебра, и в нём горит свеча. Это пламя является единственным освещением в комнате, поэтому везде так загадочно темно. Лицо героини напряжено и печально. Кажется, что девушка даже немного боится. Но ведь гадать всегда страшно, понимая, что это может сбыться.
И вот Светлана начинает вглядываться в зеркало, где можно увидеть лишь только темноту и её приглушённое тёмными бликами отражение. И опять кругом таинственность. Руки девушки покорно лежат на столе. Картинная героиня выглядит просто прекрасно. Девушка надела прекрасное платье и жемчужные бусы, которые она не носит обычно.
На голове героини изумительный кокошник красного цвета. Он сразу же обращает на себя внимание, так как остальные цветовые тона тёмные и мрачные. Видно, что девушка долго готовилась к этому вечеру, так как давно уже мечтает увидеть своего суженого. Но всё-таки, несмотря на страх и мистику, любопытство преодолевает всё.
Если же самому всмотреться в эту репродукцию, то можно тоже почувствовать и таинственность, и загадочность, и даже какое-то напряжение. Кажется, что внутри появляется страх и ожидание чего-то страшного. Тёмная цветовая гамма, использованная живописцем, ещё больше усиливает впечатление от картины. Похоже, что в комнате тепло и уютно, но Брюллов не даёт её описание на холсте.
Но лучше всего на холсте передано эмоциональное состояние девушки, которая скоро может увидеть своё будущее. Это вызывает у неё страх и беспокойство. Автор картины изобразил девушку так, что зритель может заглянуть в душу Светланы, а также почувствовать всю атмосферу, которая царит в таинственной комнате. Художник так умело подбирает цвета, что зритель становится невольным героем этого полотна.
Эмоциональное восприятие
Невероятное впечатление производит картина Брюллова, показывающая, что люди не только верят в реальность, но и пытаются понять и осознать потусторонние миры, которые кажутся такими привлекательными и в то же время они страшат. Известно, что на Руси всегда гадания были связаны с опасностью и тайной. Поэтому необычность и реальность сталкиваются на этом полотне.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Жанр и история создания картины
Картина Брюллова Карла «Гадающая Светлана» — это единственное полотно великого художника, посвященное русской бытовой тематике. В это время художник жил в Италии. В Россию он приехал по приглашению императора Николая I после громкого успеха картины «Последний день Помпеи».
Картина «Гадающая Светлана» была создана в 1836 году во время пребывания художника в Москве, в гостях у писателя Алексея Петровского. Его приезд совпал с началом Святок, главной традицией которых являются гадания молодых девушек. На своем полотне живописец изобразил обряд гадания у зеркала. Изображение отличается естественностью и реалистичностью, поскольку художнику посчастливилось лично наблюдать за гаданием.
Сюжет произведения был навеян довольно известной в то время балладой Василия Жуковского «Светлана». Иллюстрацией к одному из эпизодов поэтического произведения стала картина выдающегося мастера. Баллада Жуковского признана подлинно русской, поскольку она ярко и красочно описывала традицию празднования Святок. Она пополнила коллекцию страшных святочных рассказов, которые были широко распространены в дворянской среде.
Свою героиню Жуковский назвал Светлана. Это имя он позаимствовал из романса Востокова. Светлана — это не славянское имя, но оно делает героиню ближе к свету, Святкам, святости.
В знак признательности за великолепную иллюстрацию Жуковский назвал Брюллова Карлом Великим. Однако художник считал свою картину самостоятельным произведением, которое является параллелью известной поэмы.
Описание полотна
На картине изображен момент святочного гадания около зеркала. Его считают одним из самых опасных и самых точных. Для обряда молодая незамужняя девушка должна взять два зеркала. Большое поставить перед собой и зажечь по бокам свечи. Затем необходимо произнести нужный заговор и выставить маленькое зеркало так, чтобы образовался коридор.
После этого следует внимательно смотреть в конец образовавшего коридора, где спустя некоторое время должна появиться фигура. При ее приближении нужно рассмотреть ее лицо и опустить малое зеркало до того момента, когда силуэт приблизится вплотную. Если этого не сделать, он может ударить по лицу, оставив родимое пятно, или утащить за собой. Именно так собирается гадать главная героиня.
Художник изображает правдивый и непосредственный образ молодой девушки, которая долго готовилась к обряду. Она с волнением ожидает встречи со своим суженым. Она не знает, кого увидит в отражении, будет ли это ее будущий жених или черт. Перед гаданием Светлана сняла нательный крест, его не видно на шее девушки. Общение с темным миром требует на время порвать с Богом.
Живописец точно передает эмоции девушки, решившейся на общение с потусторонним миром. На ее лице одновременно читаются страх и любопытство. Сцена гадания наполнена поэтическими чувствами. Автор раскрывает внутренний мир героини. Она сосредоточена и готова провести около зеркала всю ночь. В балладе Светлана засыпает, и ей снится страшный сон.
Полотно пропитано сказочной и мистической атмосферой. Светлана приготовилась к встрече со своим женихом. Героиня одета в национальный костюм: праздничный красный сарафан и кокошник. Ее шею украшают крупные жемчужные бусы. Перед девушкой стоит старинное зеркало в тяжелой оправе. Слева ровно и спокойно в серебряном подсвечнике горит свеча.
Изобразительные средства
В своей картине Брюллов передал дух мистического реализма, характерный для русского искусства XIX века. Желание Светланы заглянуть в будущее сопряжено с опасностью. Художник словно погружает зрителя в атмосферу таинственного и иррационального.
Чтобы сделать эпизод гадания реалистичным, художник использует необычную диагональную композицию. Он размещает героиню спиной к зрителю. Лицо Светланы видно только в отражении зеркала.
Живописец использует необычную цветовую гамму. Чтобы создать таинственную обстановку, Брюллов останавливает выбор на теплых оттенках:
- коричневом;
- красном;
- желтом.
Фигура девушки освещена мягким светом свечи. Этим обусловлен выбор мягких медовых оттенков, которые контрастируют с общим черным фоном, подчеркивающим зловещую обстановку. Автор не изображает находящиеся в комнате предметы. Все внимание сосредоточено на сидящей перед зеркалом девушке. Зеркало на картине выступает как символ связи с потусторонним миром, способ выйти за пределы реальности.
При подготовке к уроку учащиеся должны:
- внимательно рассмотреть репродукцию картины для описания в 6 классе;
- определить, какой теме посвящено полотно великого художника.
Чтобы рассказ получился красочным, необходимо найти и описать картину зимнего пейзажа в балладе В. А. Жуковского «Светлана».
Значительная часть работ Карла Брюллова написана в жанре портретной живописи. Его портреты неповторимы и единственны в русской живописи, поскольку художник всегда старался приблизить искусство к реальности, воссоздавая связь героев с окружающим миром.
Карл Брюллов |
Гадающая Светлана . 1836 |
Холст, масло. 94 × 81 см |
Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород |
«Гада́ющая Светла́на»
— картина русского художника Карла Павловича Брюллова, написанная в 1836 году, на сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана». Единственное полотно художника, созданное на тему русского национального быта. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см. Хранится в Нижегородском государственном художественном музее.
История картины
В конце лета 1835 года картина Брюллова «Последний день Помпеи», принёсшая ему славу, прибыла из Италии, где была написана, в Петербург. Полотно произвело впечатление на императора Николая I, и тот пожаловал Брюллову должность профессора в академии художеств и немедленно вызвал его в столицу. Художник на тот момент находился в Контанстинополе, и, получив распоряжение государя, сразу направился в Петербург. Поездка его проходила через Москву, куда он прибыл 25 декабря 1835 (6 января 1836) года. В Москве художник задержался на полгода, жил у А. Перовского, для которого и написал «Гадающую Светлану» за время своего пребывания в городе[1]. Приезд художника совпал с кануном святок, и Брюллову удалось наблюдать обряд гадания в доме Перовского, что помогло придать картине «жизни»[2].
До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова. После неё была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время[3]. Текущий статус сохранности: удовлетворительный[4].
Отрывок, характеризующий Гадающая Светлана
В Петербурге, так же как и в Москве, атмосфера нежных, любящих людей окружила Пьера. Он не мог отказаться от места или, скорее, звания (потому что он ничего не делал), которое доставил ему князь Василий, а знакомств, зовов и общественных занятий было столько, что Пьер еще больше, чем в Москве, испытывал чувство отуманенности, торопливости и всё наступающего, но не совершающегося какого то блага. Из прежнего его холостого общества многих не было в Петербурге. Гвардия ушла в поход. Долохов был разжалован, Анатоль находился в армии, в провинции, князь Андрей был за границей, и потому Пьеру не удавалось ни проводить ночей, как он прежде любил проводить их, ни отводить изредка душу в дружеской беседе с старшим уважаемым другом. Всё время его проходило на обедах, балах и преимущественно у князя Василия – в обществе толстой княгини, его жены, и красавицы Элен. Анна Павловна Шерер, так же как и другие, выказала Пьеру перемену, происшедшую в общественном взгляде на него. Прежде Пьер в присутствии Анны Павловны постоянно чувствовал, что то, что он говорит, неприлично, бестактно, не то, что нужно; что речи его, кажущиеся ему умными, пока он готовит их в своем воображении, делаются глупыми, как скоро он громко выговорит, и что, напротив, самые тупые речи Ипполита выходят умными и милыми. Теперь всё, что ни говорил он, всё выходило charmant [очаровательно]. Ежели даже Анна Павловна не говорила этого, то он видел, что ей хотелось это сказать, и она только, в уважение его скромности, воздерживалась от этого. В начале зимы с 1805 на 1806 год Пьер получил от Анны Павловны обычную розовую записку с приглашением, в котором было прибавлено: «Vous trouverez chez moi la belle Helene, qu’on ne se lasse jamais de voir». [у меня будет прекрасная Элен, на которую никогда не устанешь любоваться.] Читая это место, Пьер в первый раз почувствовал, что между ним и Элен образовалась какая то связь, признаваемая другими людьми, и эта мысль в одно и то же время и испугала его, как будто на него накладывалось обязательство, которое он не мог сдержать, и вместе понравилась ему, как забавное предположение. Вечер Анны Павловны был такой же, как и первый, только новинкой, которою угощала Анна Павловна своих гостей, был теперь не Мортемар, а дипломат, приехавший из Берлина и привезший самые свежие подробности о пребывании государя Александра в Потсдаме и о том, как два высочайшие друга поклялись там в неразрывном союзе отстаивать правое дело против врага человеческого рода. Пьер был принят Анной Павловной с оттенком грусти, относившейся, очевидно, к свежей потере, постигшей молодого человека, к смерти графа Безухого (все постоянно считали долгом уверять Пьера, что он очень огорчен кончиною отца, которого он почти не знал), – и грусти точно такой же, как и та высочайшая грусть, которая выражалась при упоминаниях об августейшей императрице Марии Феодоровне. Пьер почувствовал себя польщенным этим. Анна Павловна с своим обычным искусством устроила кружки своей гостиной. Большой кружок, где были князь Василий и генералы, пользовался дипломатом. Другой кружок был у чайного столика. Пьер хотел присоединиться к первому, но Анна Павловна, находившаяся в раздраженном состоянии полководца на поле битвы, когда приходят тысячи новых блестящих мыслей, которые едва успеваешь приводить в исполнение, Анна Павловна, увидев Пьера, тронула его пальцем за рукав. – Attendez, j’ai des vues sur vous pour ce soir. [У меня есть на вас виды в этот вечер.] Она взглянула на Элен и улыбнулась ей. – Ma bonne Helene, il faut, que vous soyez charitable pour ma рauvre tante, qui a une adoration pour vous. Allez lui tenir compagnie pour 10 minutes. [Моя милая Элен, надо, чтобы вы были сострадательны к моей бедной тетке, которая питает к вам обожание. Побудьте с ней минут 10.] А чтоб вам не очень скучно было, вот вам милый граф, который не откажется за вами следовать. Красавица направилась к тетушке, но Пьера Анна Павловна еще удержала подле себя, показывая вид, как будто ей надо сделать еще последнее необходимое распоряжение. – Не правда ли, она восхитительна? – сказала она Пьеру, указывая на отплывающую величавую красавицу. – Et quelle tenue! [И как держит себя!] Для такой молодой девушки и такой такт, такое мастерское уменье держать себя! Это происходит от сердца! Счастлив будет тот, чьей она будет! С нею самый несветский муж будет невольно занимать самое блестящее место в свете. Не правда ли? Я только хотела знать ваше мнение, – и Анна Павловна отпустила Пьера. Пьер с искренностью отвечал Анне Павловне утвердительно на вопрос ее об искусстве Элен держать себя. Ежели он когда нибудь думал об Элен, то думал именно о ее красоте и о том не обыкновенном ее спокойном уменьи быть молчаливо достойною в свете. Тетушка приняла в свой уголок двух молодых людей, но, казалось, желала скрыть свое обожание к Элен и желала более выразить страх перед Анной Павловной. Она взглядывала на племянницу, как бы спрашивая, что ей делать с этими людьми. Отходя от них, Анна Павловна опять тронула пальчиком рукав Пьера и проговорила: – J’espere, que vous ne direz plus qu’on s’ennuie chez moi, [Надеюсь, вы не скажете другой раз, что у меня скучают,] – и взглянула на Элен.
Сюжет
Из баллады «Светлана»
Вот красавица одна; К зеркалу садится; С тайной робостью она В зеркало глядится; Темно в зеркале; кругом Мертвое молчанье; Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье…
В. А. Жуковский
На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русском сарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, в надежде увидеть в отражении суженого[5][6]. Сюжет был навеян популярной в то время балладой В. А. Жуковского «Светлана»[6].
Описание полотна
На картине изображен момент святочного гадания около зеркала. Его считают одним из самых опасных и самых точных. Для обряда молодая незамужняя девушка должна взять два зеркала. Большое поставить перед собой и зажечь по бокам свечи. Затем необходимо произнести нужный заговор и выставить маленькое зеркало так, чтобы образовался коридор.
После этого следует внимательно смотреть в конец образовавшего коридора, где спустя некоторое время должна появиться фигура. При ее приближении нужно рассмотреть ее лицо и опустить малое зеркало до того момента, когда силуэт приблизится вплотную. Если этого не сделать, он может ударить по лицу, оставив родимое пятно, или утащить за собой. Именно так собирается гадать главная героиня.
Художник изображает правдивый и непосредственный образ молодой девушки, которая долго готовилась к обряду. Она с волнением ожидает встречи со своим суженым. Она не знает, кого увидит в отражении, будет ли это ее будущий жених или черт. Перед гаданием Светлана сняла нательный крест, его не видно на шее девушки. Общение с темным миром требует на время порвать с Богом.
Живописец точно передает эмоции девушки, решившейся на общение с потусторонним миром. На ее лице одновременно читаются страх и любопытство. Сцена гадания наполнена поэтическими чувствами. Автор раскрывает внутренний мир героини. Она сосредоточена и готова провести около зеркала всю ночь. В балладе Светлана засыпает, и ей снится страшный сон.
Полотно пропитано сказочной и мистической атмосферой. Светлана приготовилась к встрече со своим женихом. Героиня одета в национальный костюм: праздничный красный сарафан и кокошник. Ее шею украшают крупные жемчужные бусы. Перед девушкой стоит старинное зеркало в тяжелой оправе. Слева ровно и спокойно в серебряном подсвечнике горит свеча.
Художественные особенности
Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная баллада. В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности[7]. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта[3]. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см[7].
В целом, картина является иллюстрацией не столько к конкретному эпизоду баллады, сколько к некоему поэтическому образу гадающей девушки, который укрепился в общественном сознании на волне успеха произведения[6]. Сам Жуковский называл художника Карлом Великим в знак признательности за написание картины[2]. К слову, это не единственная иллюстрация Брюллова к сочинениям Жуковского. В 1839—1843 годах художник работал над картиной «Пери и ангел» на сюжет одноимённой баллады поэта[7].
Популярные сочинения
- Городничий Сквозник-Дмухановский в комедии Ревизор (образ и характеристика)
В образе этого персонажа комедии автор изобразил тип классического российского бюрократа. Сквозник-Дмухановский почти всю свою сознательную жизнь провел на государственной службе - Сочинение-описание по картине Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка Билибина 3 класс
Без сомнения, в данной иллюстрации Иван Яковлевич Билибин изобразил фрагмент прекрасно знакомой всем с детства, сказки. Вышеупомянутая лягушка – квакушка размещена в центре. Следовательно, она является - Сочинения по картинам Кипренского Ореста
Говоря про Ореста Адамовича Кипренского, стоит сказать, что он вошел в историю, как замечательный художник, который сделал множество ярких работ. Стоит сказать, что он родился в простой семье крепостных людей
Восприятие публикой
Картина вызвала живой отклик в Москве, где жил тогда художник. Иван Дмитриев поспешил написать об этом П. Свиньину: «Он написал здесь… для Перовского небольшую картину, представляющую пригожую девушку в простонародной русской одежде». Шаликов напечатал по этому поводу в «Московских ведомостях» стихи:
Брюллову, написавшему молодую девушку в русском платье перед зеркалом
Склони чело, друг гения, пред тем, Кто творческим господствуя искусством, Бездушное вдруг наделяет всем — И жизнию, и красотой, и чувством.[8]
Брюллов Карл Павлович. «Гадающая Светлана.»
К 210 летию со дня рождения
К. П. Брюллов Автопортрет 1848. картон, масло. 64×54 см. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Жизнь замечательного русского художника первой половины 19 столетия Карла Павловича Брюллова (1799-1852) была нераздельно отдана искусству. Он остаётся художником на все времена, живописцем милостью Божией, «великим Карлом», «вторым Рафаэлем», национальным гением. Еще при жизни Брюллов получил европейскую славу, а по смерти — мировую известность. Знаменитой картиной Последний день Помпеи, 1833 Карл Павлович изменил укоренившиеся представления о задачах исторической живописи, внеся в классицизм новые романтические веяния. А портретами прокладывал пути реализма. Жизнь художника была богата событиями и встречами. Дружба связывала его с Александром Сергеевичем Пушкиным (1799-1837), Николаем Васильевичем Гоголем (1809-1852), Михаилом Ивановичем Глинкой (1804-1857).
Родился Брюллов в семье потомственных художников. Брюлло или Брылло — именно так звучала французская фамилия, позднее переделанная на русский лад. Образование молодой человек получил в Петербургской Академии художеств. Годы учёбы — время подвигов и восторгов, когда он мечтал прославить Отчизну своими творениями. И этим честолюбивым мечтам суждено было сбыться. Но до великого триумфа в России и в Европе лежали долгие годы напряжённого труда и учения. Закончив академию с большой золотой медалью (высшей наградой), Брюллов отправился в Италию для совершенствования живописного таланта. Здесь начинающий художник достиг высокого живописного уровня, изучая творения великих мастеров.
Жизнь Брюллова прошла в постоянной работе, а другой он себе и не мыслил. Во время «вдохновения, смешанного с восторгом», с его непродолжительностью и непостоянством, она должна быть интенсивной, так как даруемая энергия может исчезнуть. Карл Павлович умел писать всё: исторические и жанровые сцены, пейзажи, портреты. Достижения в портретной живописи признавались безусловными и неоспоримыми. Современники почитали за величайшее счастье и удачу иметь портрет работы Брюллова. Интересным остаётся тот факт, что художник не писал русских сцен. Единственным исключением является Гадающая Светлана, 1836.
Гадающая Светлана — единственное произведение на национальную русскую бытовую тематику, созданное после возвращения Брюллова из Италии. Бытовую сцену гадания, увиденную у москвичей, автор картины оживил поэтическим чувством. Романтический сюжет полотна, возможно, навеян популярной в то время балладой Василия Андреевича Жуковского (1783-1852) «Светлана». Однако картина Брюллова имеет самостоятельный характер, она, своего рода живописная параллель известному литературному тексту.
Карл Брюллов создал живой и впечатляющий образ молодой девушки, привлекающий своей непосредственностью и правдивостью. Светлана в русском национальном костюме с кокошником на голове сидит перед зеркалом, обратив на него свой испуганно ожидающий взор. Художник представил перед зрителем момент ожидания и желания узнать будущее.
Раз в крещенский вечерок Девушки гадали…
* * * Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою; Два прибора на столе. «Загадай, Светлана; В чистом зеркала стекле В полночь, без обмана Ты узнаешь жребий свой…
* * * Вот красавица одна; К зеркалу садится; С тайной робостью она В зеркало глядится…
Строки из баллады Жуковского замечательно характеризуют сцену святочного гадания, изображённую Брюлловым. Святки — время от Рождества 7 января (25 декабря) и до Крещения 19 января (7 января) — означают «праздники». Святочные вечера в старые годы сопровождались угощениями, разнообразными забавами, которые назывались девичьим весельем. Самый известный обряд Святок — гадания. Девушки гадали на суженых с душевным волнением и ожидание чего-то неизведанного… Зритель, глядя на картину Брюллова, словно окунается в атмосферу, полную таинства и чуда святочных вечеров, и гадает вместе со Светланой…
Полотно Гадающая Светлана вызвало живой отклик в Москве. Один из современников Карла Павловича писал:
Склони чело, друг гения, пред тем, Кто творческим господствуя искусством Бездушное вдруг наделяет всем — Сиянием и красотой, чувством…
Картина Брюллова является свидетельством непревзойдённого таланта великого художника, творчество которого оказало огромное влияние на развитие мирового изобразительного искусства.
Примечания
- Русский биографический словарь, 1908, с. 401—411.
- ↑ 12
Пикулева, 2004, с. 89. - ↑ 12
Живопись XVIII — первой половины XIX вв. (рус.). Нижегородский государственный художественный музей. Проверено 20 ноября 2020. Архивировано 20 ноября 2020 года. - Гадающая Светлана (рус.). Museum.ru
. Проверено 6 июля 2020. Архивировано 20 ноября 2020 года. - Гордеева, 2010, с. 19—21.
- ↑ 123
Душечкина, 2007, с. 333—334. - ↑ 123
Казакова, 2008, с. 31—32. - Э. Ацаркина. Брюллов. М., 1963. С. 165
Примечания[ | ]
- Русский биографический словарь, 1908, с. 401—411.
- ↑ 12
Пикулева, 2004, с. 89. - ↑ 12
Живопись XVIII — первой половины XIX вв. (рус.). Нижегородский государственный художественный музей. Дата обращения 20 ноября 2016. Архивировано 20 ноября 2020 года. - Гадающая Светлана (рус.). Museum.ru
. Дата обращения 6 июля 2020. Архивировано 20 ноября 2016 года. - Гордеева, 2010, с. 19—21.
- ↑ 123
Душечкина, 2007, с. 333—334. - ↑ 123
Казакова, 2008, с. 31—32. - Э. Ацаркина. Брюллов. М., 1963. С. 165
Литература
- Гордеева, М.
Великие художники. — М.: Директ-Медиа, 2010. — Т. 23. - Греков, Вл.
Брюллов, Карл Павлович // Русский биографический словарь. — СПб.: тип. Главного упр. уделов, 1908. — Т. 3. — 699 с. - Душечкина, Е. В.
Культурная история имени: Светлана // Имя: Семантическая аура. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 360 с. — ISBN 5-9551-0163-2. - Казакова, Светлана.
Карл Брюллов и Нестор Кукольник: история двух иллюстраций (рус.) // Третьяковская галерея : журнал. — 2008. — № 4. - Пикулева, Г. И.
Брюллов. — М.: Олма-пресс, 2004. — 126 с. — (Галерея гениев). — 5 000 экз. — ISBN 5-94849-594-9.
«Гадающая Светлана» — картина, написанная Карлом Павловичем Брюлловым (Karl Pavlovich Bryullov) в 1836 году. В центре композиции изображена юная девушка. Она сидит перед старинным зеркалом в фигурной раме и слегка наклонилась вперёд. Белоснежная сорочка и бретели красного нарядного сарафана немного приспущены и оголяют плечи. Тёмные густые волосы, заплетённые в тугую косу, обрамляет позолоченный кокошник в форме полумесяца. Шею украшают бусы из двух нитей крупного жемчуга. Вслед за Светланой зритель непроизвольно вглядывается в магическую зеркальную поверхность, в которой пока отражается только невинное лицо девушки с широко распахнутыми глазами, наполненными одновременно ожиданием, любопытством и тревогой. Таинственная атмосфера усиливается полумраком комнаты и пламенем стоящей слева свечи.
- Название картины: «Гадающая Светлана».
- Автор: Карл Павлович Брюллов (1799-1852).
- Год создания: 1836 г.
- Размер: 94 x 81 см.
- Стиль: Реализм. Романтизм.
- Жанр: Бытовой жанр.
- Техника: Масляная живопись.
- Материал: Холст.
- Местонахождение: Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород.
Карл Брюллов — выдающийся русский художник первой половины XIX века, творчество которого разнообразно по стилистике. Будучи ярким представителем классицизма и романтизма, в своих работах мастер порой проявлял не только подлинный реализм, но и не пренебрегал модным в те времена эклектическим рококо. Его портреты, исторические и религиозные произведения, отражающие сцены европейской жизни, отличаются проникновенностью и поэтичностью, с понятными для зрителя характерами, настроениями, физическими и нравственными обликами персонажей.
Единственной работой с изображением русского уклада жизни в творчестве Брюллова стала картина «Гадающая Светлана». Поводом для её создания послужила написанная в 1812 году баллада Василия Жуковского, которая очень нравилась художнику и пользовалась колоссальным успехом в обществе. Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.
В качестве сюжета Брюллов выбрал далёкую от кульминации сцену в начале баллады, в которой героиня решается на самое страшное и действенное гадание с зеркалом и свечой, чтобы увидеть своего суженого. Но художник намеренно исказил традиционный ритуал и изобразил девушку в нарядном костюме, показывая тем самым её характер и желание предстать перед женихом во всей красе. Рядом с бусами на её шее мастер рисует простой шнурок от нательного крестика, противопоставляя истинную веру духовному невежеству. Озаренное светом свечи зеркало символизирует связь с потусторонним миром.
Картина «Гадающая Светлана» Карла Брюллова не только передала романтический мистицизм литературного произведения, но и стала поэтическим образом русского старообрядческого обихода, прочно закрепившемся в сознании народных масс.