Конспект НОД для детей подготовительной группы «Составление описательного рассказа о домашних животных»
Цель: учить детей составлять описательные рассказы о домашних животных, используя при этом план.
Задачи
Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события;
Учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа;
Учить образовывать относительные прилагательные.
Ход занятия.
Приветствие. (Ребята, поприветствуем наших гостей, поздороваемся)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Садимся в круг на ковер)
— Ребята, сегодня утром нам в группу принесли письмо. Предлагаю посмотреть, от кого же оно. Ой, ребята пишет нам бабушка Таня.
Письмо. Здравствуйте! Слышала я, что в городе (название) в дет.саду(название), есть замечательные, добрые, умные детки. Живу я в деревне, но мне срочно нужно уехать по делам, а за моими питомцами некому ухаживать и поэтому, очень прошу вас помочь мне.
В. Вы согласны помочь ей? Тогда я предлагаю вам отправиться в деревню, а поедем мы с вами туда на поезде. Я буду первой, а вы цепляетесь за меня, друг за другом. И все дружно, четко произнесем, как едет поезд. (Чух-чух-чух)
В. Ребята, вот мы с вами и приехали в деревню. (садимся на стульчики возле мольберта, посмотрите, какие питомцы есть в хозяйстве у бабушки Тани?
(на мольберте картинки с изображением коровы с теленком, собака с щенятами, лошадь с жеребенком)
В. Вспомните, как называются детеныши животных. У лошади-…(жеребенок), а если много? (жеребят), у коровы-…теленок, а много? (телят), у собаки-…(щенок), а много? (щенят)
В. Как назвать одним словом этих животных, они какие? (домашние)
В. Каких домашних животных вы еще знаете? (Свинья, кошка, овца, куры, гуси, утки)
В. Молодцы, а теперь внимательно посмотрим на первую картину, кто здесь изображен? (Корова и теленок)
В. Каким цветом корова? (Белая, с коричневыми пятнами), а каким цветом теленок? (Белый, с коричневыми пятнами), что у коровы есть на голове? (рога), если у нее есть рога, значит она какая? (рогатая) у теленка есть рога? (нет), значит он какой? (безрогий) а почему у него еще нет рогов? (он еще маленький), а корова большая или маленькая? (большая) а что ест корова и теленок? (траву, сено), а кто знает, как называется место, где пасутся эти животные, где едят траву? (пастбище), у всех животных есть свой дом, как называется дом коровы? (коровник) какую пользу приносит корова человеку? (молоко), что делает корова на картине? (жует траву), а теленок? (стоит рядом) Как вы думаете, что они могли до этого момента? Что будут делать после?
Релаксационный тренинг «Коты».
Вокруг себя повернись и в кошечку превратись.
Представьте, что вы ленивые коты и кошечки. Вообразите, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперёд. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам.
Давайте еще потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимите их вверх, над головой, откиньте назад как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Давайте потянемся. Как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Почувствуйте расслабление, тепло.
В. Молодцы, посмотрите на следующую картину. Кто изображен на ней? (Лошадь и жеребенок) Каким цветом лошадь? (коричневым) какие цвета еще присутствуют? (белая полоска на морде, на трех ногах белые пятна, черные, четвертая нога черная без белых пятен), что есть лошади на голове, шее? (грива), каким она цветом? (черным), скажем полным предложением (у лошади на голове и шее черная грива), каким цветом хвост? (черным), а какая лошадь по размеру? (большая), а жеребенок? (маленький) Каким он цветом? (коричневым), какие еще цвета присутствуют и где? (белая полоса на морде, как у мамы, белые ноги), а ноги у жеребенка длинные или короткие? (длинные), если у жеребенка длинные ноги, как можно назвать его одним словом? (длинноногий), а у него есть грива? Каким цветом? (рыжим), а какие у него глаза большие или маленькие? (большие), а если у него большие глаза, как можно назвать его одним словом? (большеглазый), как называется дом лошади и жеребенка? (конюшня), чем питаются лошади? (травой, сеном, овсом, морковью), какую пользу приносит лошадь человеку? (лошадь переносит большие и тяжелые грузы, пашет землю, перевозит людей) что делает лошадь и жеребенок на картине? (бегут) как думаете, они бегут медленно или быстро? (медленно) кто знает, как называется бег лошади, когда она бежит медленно и не спеша? (ответы детей) Когда лошадь бежит медленно и не спеша, такой бег называется трусца. Смотря на эту картину можно сказать: «Лошадь бежит трусцой». Как вы думаете, что они делали до этого момента, что будут делать потом? Куда они бегут?
В. Молодцы! Посмотрим на следующую картину. Кто на ней изображен? (Собака и щенята). Сколько щенят на картине изображено? (на картине изображено 2 щенка) какие они?
— Ребята, мы приехали помогать ухаживать за животными, а для этого давайте составим небольшой рассказ о каждом животном.
План рассказа
1. Дать название картине
2. Внешний вид животного, части тела, чем покрыто тело?
3. Где живёт (назвать место)
4. Чем питается?
5. Какую пользу приносит человеку?
Составление рассказов.
В. Какие все молодцы, очень интересные рассказы у вас получились! А еще хочу предложить вам сегодня вечером нарисовать, о чем вы говорили в рассказах, и отправить бабе Тане, что бы не переживала и знала, что ее питомцы в надежных руках! А теперь нам пора отправляться в детский сад. Поедем на поезде.
Вот мы с вами и на месте. Расскажите, пожалуйста, где мы сегодня были? За какими животными присматривали? Посмотрите, когда мы были в деревне, я нарвала цветов и хочу поделиться с вами, каждый возьмет себе один цветок, тот кому было все понятно и легко справился с заданием, тот пусть возьмет зеленый, тот кому было понятно, но было немного трудно, пусть возьмет желтый, а тот кому было и не понятно и трудно, пусть возьмет красный.
автор: Залевская Оксана Владимировна
воспитатель МБДОУ “ДС №25 “Серебряное копытце”
Речевое развитие Рассказ по картине «Домашние животные»
Речевое развитие Рассказ по картине «Домашние животные»
Программное содержание: уточнить и расширить представления детей о домашних животных- внешний вид, с кем живут, какую пользу приносят, чем питаются; закреплять у детей умение работать с предложениями, отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ; развивать память, мышление, слуховое и зрительное восприятие, творческое воображение; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к животным
Материалы: иллюстрации с изображением домашних животных
Ход работы
1.Круговой сбор
- –Сегодня мы отправимся в деревню «Солнышко», в гости к бабушке
1.2.3- повернись и в деревне очутись.
Бабушка живет в деревне и у нее есть много верных друзей. Она за ними ухаживает. Посмотрите, кого вы видите?
-Как можно назвать одним словом этих животных?
-Отгадайте загадки
1.Носик круглым пятачком, а задорный хвост крючком.
Мама-хрюшка, папа-свин, он у них любимый свин. (Поросенок)
2.Я скажу вам «ме-ме-ме» подготовьтесь-ка к зиме!
Шерсть мою скорей стригите и носки себе вяжите (овца)
3.Рыжий молокозавод день жует и ночь жует,
Ведь траву не так легко переделать в молоко. (корова)
Ди «Назови семью»
-У животных, как и у человека, есть семьи
Назовите семью котенка, щенка, цыпленка и т.д.
Д/и «Польза домашних животных»
-Собрались как-то домашние животные на скотном дворе и стали спорить кто из них нужнее человеку. Давайте разберем, какую пользу приносит каждое животное.(корова, свинья, кошка, собака,лошадь,овцы )
- Физминутка
6.Д/и «Кто что ест»
-Собаку угостим…кошку, лошадь…,козу.., свинью..,овцу..
-Молодцы! Теперь все животные сытые
- Рефлексия
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад.
-1,2,3- повернись, в д/саду очутись!
-Где мы сегодня побывали?
Развитие речи Придумывание рассказа на тему «Как Миша варежку потерял»
П/с: познакомить детей с рассказом Л. Пеньевской «Как Миша варежку потерял», учить детей развивать сюжет предложенный воспитателем, не повторяя содержания рассказов других детей, активизировать в речи детей союзы, упражнять в употреблении слов и слогов, произнося их четко и внятно, расширять словарный запас, развивать связную речь, внимание, память, воображение, воспитывать у детей доброжелательное отношение к рассказчику, культуру поведения слушателя.
Материалы: рассказ (хрестоматия), иллюстрации к рассказу
Ход работы
1.Круговой сбор
2. Сюрпризный момент
-Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, под дверью была во эта коробочка, как вы думаете, что в ней может быть?
Сейчас мы узнаем, отгадав загадку (предмет зимней одежды)
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером,
Брат большой не согласился-
И отдельно поселился. (Варежка)
– Смотрите, ребята, это варежка! Интересно, откуда она взялась?
Может быть, кто-то потерял варежку? А может ребята из соседних групп?
-Ребята, обратите внимание на картинки? Что изображено? (Какое время года? Чем занимаются дети?)
3. Чтение рассказа Л.Пеньевской «Как Миша варежку потерял»
Вам нужно внимательно слушать , а после прочтения вы придумаете свое продолжение рассказа
Бабушка связала Мише новые красные варежки.
Миша побежал во двор кататься с горки. Около горы было много ребят, они шумели, смеялись. Миша взобрался на горку, поставил санки, сел, оттолкнулся. Санки быстро покатились. «С дороги!»-крикнул он маленькой девочке, перебегавшей ледяную дорожку, и махнул рукой. Что-то красное мелькнуло в воздухе и упало в снег, а санки умчали Мишу в дальний угол двора.
-Ребята, так вот , оказывается, чья это перчатка, Мишина. Нам нужно вернуть ему варежку.
- Беседа по содержанию
-О чем говорится в рассказе? Что связала бабушка? Куда побежал Миша? Кто еще был около горы? Что сделал Миша? Куда умчали санки Мишу? Помог ли кто найти варежку? Или Миша сам нашел ее?
- Физминутка
Как интересно нам зимой!
На санках едем мы гурьбой,
Потом в снежки мы поиграем,
Все дружно лыжи одеваем,
Потом все стали на коньки,
Зимой веселые деньки!
- Придумывание рассказа
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам придумать, что произошло дальше и чем закончилась эта история с варежкой. Подумайте и расскажите об этом.
-Молодцы, ребята! В ваших рассказах Миша нашел варежку и был очень рад. У всех рассказы разные, интересные.
- Малоподвижная игра с варежкой «Найди свою пару»
Молодцы, ребята, что вы нашли свою пару, будьте внимательны и никогда не теряйте свои вещи!
8.Рефлексия
-Молодцы, ребята, вы старались и у вас получились интересные рассказы»!
Мы узнали, что это коробочка Мишина и отправим ее через почту, порадуем его.
ФЭМП «Классификация посуды»
П/с: учить проводить элементарную классификацию посуды, развивать память внимание, закрепить знание обобщающего слова «посуда»
Ход работы
1.Орг. момент
-Ребята, посмотрите какая у меня коробка. Посмотрите, что лежит в коробке (дост. игрушку и тарелку). Да,игрушки и посуда все перемешано. Как же нам теперь разобраться?
- Классификация посуды
-Посмотрите на все предметы, которые лежат в коробке, и разделите их: на один стол выложите посуду, на другой- игрушки.(каждый ребенок подходит к коробке , берет любой предмет, называет его и с помощью воспитателя определяет, к какой группе он принадлежит)
-Много игрушек или посуды?
Физминутка «Веселый мяч»
-Что у меня в руках? Как вы думаете, посуда? Смотрите, как он прыгает? Давайте и мы попрыгаем… Мой веселый звонкий мяч…
4.Беседа «Назначение предметов»
-С сем сегодня танцевали? Для чего они?(играть, кормить, укладывать спать, гулять)
-А что лежит на другом столе? Какая посуда лежит на столе? Для чего нужна посуда? (Чтобы из нее есть, класть еду, готовить еду)
-Что кладем в тарелку? Какого цвета тарелка?
-Что наливаем в стакан?
-Чем едим кашу?
- –Ребята, нам в детском саду нужна посуда, а маме на кухне посуда.
Рассмотрим картинки?
- Рефлексия
-теперь мы знаем, что такое посуда и для чего она нужна.Давайте приготовим обед для наших кукол.
Познавательное развитие «Моя мама, мой папа»
П/с: познакомить детей с понятием «семья»; продолжать учить детей называть членов семьи; формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга; обогащать и активировать словарь по данное теме; развивать разговорную речь детей; воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
Материалы: пальчиковый театр «Семья»,кукольный театр «Репка», фото семей воспитанников
Ход работы.
1. Орг. момент Пальчиковый театр «Семья»
-Дети, посмотрите, кто к нам пришел?
-Давайте расскажем потешку…
Этот пальчик…
2.Загадки о семье
В мире нет ее роднее, справедливей и добрее.
Я скажу, друзья, вам прямо- лучше всех на свете… (мама)
Кто же трудную работу может делать по субботам?
С топором, пилой, лопатой строит, трудится наш…(папа)
Кто любить не устает, пироги для нас печет,
Вкусные оладушки? Это наша…(бабушка)
Кто всю жизнь работал, окружал заботой внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей? На пенсии уж много лет нестареющий наш… (дед)
3.Беседа о семье
-Ребята, у каждого из вас есть семья-мама, папа бабуши, дедушки, сестры, братья. А одним словом-семья.
А как еще можно сказать о семье?
Семья-это дом, это место, где нас любят и ждут.
Семья-это взрослые и дети , которые вместе живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Семья-это наши родные, кого мы больше всех любим.
-А у вас дружная семья? Вы любите свою семью?
4. Физминутка
Семья моя, моя мемья
В ней мама, папа, брат и я.
Люблю я всех, а все меня!
Такая дружная семья!
5.Словесная игра
-Я называю разные виды работы, а вы хором будете отвечать, кто выполняет эту работу в семье.
Стирает, водит автомобиль, варит обед, ремонтирует телевизор, моет посуду, на ночь книжку читает, детей в садик собирает, цветы поливает, вяжет, с вами играет, спать укладывает?
-А как вы помогаете им?
В дружной семье всегда все спорится, потому что все помогают друг другу, вместе работают, вместе отдыхают.
6.Рассказ о своей семье
-С кем вы живете?
Как их зовут? Какая ваша семья? (рассказ о семье с опорой на фото)
- Показ сказки «Репка»
-Дети, назовите сказки, где все персонажи сказки вместе трудились и у них все получилось? «Репка», «Теремок»
Показ сказки «Репка»
8.Рефлексия
Образовательная
деятельность по «Речевому развитию»
Тема:
Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные»
Цель:
создать условия для составления описательных рассказов по
картинам из серии «Домашние животные»
Задачи:
учить составлять рассказ по одной картине из
серии «Домашние животные», придумывать события, предшествующие изображенным и
последующие за ними. Упражнять в умении употреблять существительные в
родительном падеже множественного числа. Учить образовывать относительные
прилагательные. Упражнять в подборе определений, развивать умение сравнивать.
Учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произносить их в разном
темпе и с разной силой голоса.
Оборудование: бейджики с
животными по количеству детей, мнемотаблица для составления описательного
рассказа на тему «Домашние животные», картины из серии «Домашние животные»,
сундучок, грам. Записи с голосами домашних животных, ваза с цветами для
рефлексии.
Организационный момент |
В: Ребята встаньте так, чтобы я оказалась Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг . Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. А нашим гостям скажем очень рады видеть вас. Повторите. |
Мотивация |
В: Ребята, посмотрите глазками группу и Где вы его нашли? Д: (В уголке по развитию речи) Что же в нем может быть? Хотите посмотреть? (Воспитатель открывает сундучок и из него звучит В: Какое животное так кричит? (корова) Воспитатель (Вывешиваю Что вы видите (картину А что вы Ребенок В: Какое животное так кричит? (поросенок) Воспитатель (Вывешиваю Что сейчас вы (картину «Корова А что вы услышали? Ребенок третий В: Какое животное так кричит? (Лошадь) Воспитатель (Вывешиваю И снова перед (картину «Свинья А что вы |
Целеполагание |
В: Итак, дети, я вообще ничего не понимаю, что Д: Животные перепутались. В: А мы можем им как-то помочь? Какова цель Д: составить рассказ о животных и придумать ему В: Что для этого мы должны с вами сделать? Д: играть, составлять предложения. |
Основной этап 1. Дид. Игра «Детеныши животных» (с мячом) 2. Беседа по содержанию игры 3. Связь с изученной темой 4. Связь с практикой, жизнью |
В: Присаживайтесь на стульчики. Вспомним как — У коровы – — У свиньи – — У лошади – — Если у теленка — Если у него — Если корова В: Дети, скажите, что сейчас мы с вами делали? В: Как можно назвать этих животных одним словом? А если животные С какими В: Как вы думаете, где нам могут пригодиться В: Где мы можем найти дополнительную информацию о |
Двигательная деятельность |
В: Я прошу вас встать парами так, чтобы не мешать «Весь день козлята Над ними не смей (дети Вот отрастят себе И как начнут Удержать их не Вся трава примята Разыгрались на Резвые козлята. (дети В: в какую игру мы с вами играли? Какие козлята в Что козлята И снова перед (Вывешивается Скажите, сколько Вы не забыли, что Что может нам Ребята, чтобы нам (Дети |
Рефлексия |
Ребята, что мы Ребята, скажите, Ребята, пока вы |
Автор: Пономарева Валерия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ ДС № 120 «Сказочный»
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: конспект образовательной деятельности
Тема: Составление рассказа по картинам «Домашние животные»
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе
группе
Тема:
Составление рассказа по картинам «Домашние животные»
Приоритетная образовательная деятельность:
«Речевое развитие»
Цель:
развивать умение составлять рассказ по картине
Интеграция
образовательных
областей:
«Познавательное
развитие»,
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Материалы и оборудование:
картины «Лошадь с жеребенком», «Корова с
теленком»,
«Коза
с
козленком»,
«Свинья
с
поросенком»,
муз.центр,
аудиозапись «Голоса домашних животных», картинки «Домашние животные»
Методы
Приемы
Словесный
Вопросы по ходу деятельности, разъяснение заданий,
текст физминутки, инструкция.
Наглядный
Картины
«Лошадь
с
жеребенком»,
«Корова
с
теленком»,
«Коза
с
козленком»,
«Свинья
с
поросенком», картинки «Домашние животные»
Практический
Составление описательного рассказа по картине
Игровой
Путешествие
на
ферму,
дидактическое
упражнение
«Опиши,
не
называя»,
физминутка
«У
оленя
дом
большой», игровое упражнение «Доскажи созвучно»
Логика интеграции образовательных областей
Название
образовательных
областей
Реализуемые задачи
Мероприятия
Методы и
приемы
«Речевое развитие»
—
связная речь:
развивать
умение составлять
рассказ по картине,
придумывая
предшествовавшие и
последующие события;
развивать способность
оценивать содержание
Составление
описательного
рассказа по
картине
Словесный
рассказа и правильность
построения
предложений;
—
словарь и
грамматика:
развивать
умение употреблять
существительные в
родительном падеже
множественного числа,
подбирать определения;
развивать умение
образовывать
относительные
прилагательные;
формировать умение
сравнивать;
—
звуковая культура
речи
: развивать умение
подбирать слова,
сходные по звучанию и
ритму, произнесение их
в разном темпе и с
разной силой голоса.
Работа с
наглядным
материалом
«Домашние
животные»
Игровое
упражнение
«Доскажи
созвучно»
Наглядный,
словесный
Игровой,
словесный
«Познавательное
развитие»
— закреплять знания
названий детенышей
домашних животных;
— развивать умение
сравнивать «один –
много»;
Работа с
наглядным
материалом
«Домашние
животные»
Наглядный,
словесный
«Социально –
коммуникативное
развитие»
— воспитывать умение
работать в коллективе;
— развивать умение
высказывать свое мнение
и выслушивать мнение
сверстников;
Составление
описательного
р а с с к а з а
п о
подгруппам,
оценивание
рассказов
Словесный
«Физическое
развитие»
— развивать
двигательную
активность детей
Физминутка «У
оленя дом
большой»
Игровой
Структурный
Деятельность
Деятельность
Методы и
Ожидаемые
части НОД /
хронометраж
времени
педагога
детей
приемы
результаты
Вводная
часть
(организационн
ый – момент) –
3 мин.
Предлагает детям
отправиться на
ферму («сесть» в
автобус, под
сопровождение
звуковой дорожки
«Голоса домашних
животных»
прибыть на место)
Дети
откликаются на
предложение
воспитателя,
погружаются
в
игровую
ситуацию
Словесный,
игровой
С о з д а н
положительны
й
эмоциональны
й
фон,
дети
г о т о в ы
к
образовательн
ой
деятельности
Основная
часть (30 мин.):
Физ.
минутка
(2 мин.)
— Педагог
демонстрирует
картины с
изображением
животных и их
детенышей,
предлагает дать
название каждой
картине
— Предлагает
вспомнить, как
называются
детеныши
животных (один –
много), подобрать
к ним
обобщающее
понятие.
Восп-ль: У
лошади…
Много…
У свиньи…
Много…
У козы…
Много…
У коровы…
Много…
Дети
придумывают
названия,
сообща
отбирают
наиболее
удачные.
Дети
называют
детенышей
животных,
употребляя
существительн
ы е
в о
множественном
и единственном
числе,
о бъ е д и н я я
в
группу
«домашние»
Дети:
жеребенок
Жеребят.
Поросенок.
Поросят.
Козленок
Козлят
Теленок
Словесный,
наглядный
Словесный
Сформирован
о
у м е н и е
р а б о т а т ь
в
коллективе,
выслушивать
мнение
сверстника.
Сформировано
умение
употреблять
существительн
о е
в
единственном
и
множественно
м
ч и с л е
родит.пад.,
развито
умение
сравнивать
«один- много»,
обобщать
понятия.
К а к
м о ж н о
н а з в а т ь
э т и х
животных, одним
словом?
Предлагает
подобрать
относительные
прилагательные.
Восп-ль: Если
у
т е л е н к а
н о г и
длинные, то он…
Е с л и
у
н е г о
большие глаза…
Л о ш а д ь
–
б о л ь ш а я ,
а
жеребенок…
Корова – рогатая,
а теленок…
Предлагает
поиграть
в
игру
« О п и ш и ,
н е
называя»
Предлагает
отдохнуть,
физминутка
«У
о л е н я
д о м
Телят
Домашние.
Опираясь
н а
картинки,
воспитанники
подбирают
относительные
прилагательны
е.
Дети:
длинноногий
— большеглазый
— маленький
— безрогий
Ребенок
описывает
животное, дети
отгадывают его
по описанию.
Проговаривают
слова
физминутки,
выполняют
движения.
Словесный,
наглядный
Игровой,
словесный
Словесный,
практический
Сформировано
умение
образовывать
относительные
прилагательны
е ,
у м е н и е
сравнивать
Сформировано
умение
составлять
описательный
рассказ,
сформировано
умение
выслушивать
сверстника.
Снято
эмоционально
е
напряжение,
повышена
двигательная
активность
большой».
Напоминает
игру,
выполняет
движения вместе с
детьми.
Воспитатель
организует
детей
по
подгруппам,
предлагает
выбрать картину и
составить
по
ней
описательный
рассказ,
придумывая
предшествовавши
е
и
последующие
события.
Воспитатель
предлагает
придумать
созвучную строчку
(придумать
д в у с т и ш и е )
к
предложению
и
п р о и з н е с т и
и х
м е д л е н н о
и
быстро,
тихо
и
громко.
Жеребенок,
гд е
гулял?
А
теленок,
гд е
гулял?
Эй,
козленок,
где
ты был?
Дети выбирают
картины,
составляют
рассказ,
придумывают
название.
Дети
придумывают
вторую строчку
двустишия,
произносят
получившиеся
двустишия
в
разном темпе и
с разной силой
голоса.
—
Я
по
улице
скакал.
—
Я
за
мамою
бежал.
—
И з
в е д р а
водичку пил.
Словесный
Словесный
детей,
создан
положительны
й
эмоциональны
й фон.
Сформировано
умение
составлять
р а с с к а з
п о
картине,
придумывая
предшествовав
ш и е
и
последующие
события,
развито
умение
р а б о т а т ь
в
коллективе.
Сформировано
умение
подбирать
слова
сходные
по звучанию и
р и т м у
и
произнесение
их
в
разном
т е м п е ,
с
разной
силой
голоса.
Рефлексия
(5
мин.)
–
Воспитатель
предлагает
детям
выбрать
с а м ы й
интересный
рассказ.
Благодарит
воспитанников
за
з н а н и я
и
взаимопомощь.
Дети
самостоятельно
выбирают
самый
интересный
рассказ,
объясняют свой
выбор.
Словесный
Сформирован
о
у м е н и е
оценивать
составленные
рассказы,
давать
оценку
и
самооценку
своим
действиям
и
действиям
сверстников.
Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
Составление рассказов по картине «Кошка с котятами»
Образовательные цели:
-
Формировать умение составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план.
-
Учить называть животных и их детенышей, повадки кошек, что умеет делать животные;
-
Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного.
-
Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов.
-
Закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными
-
Использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные цели:
1. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений; выполнять правила игры.
2. Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься.
3. Воспитывать доброжелательность.
4. Формировать взаимопонимание.
Коррекционно-развивающие цели:
1. Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, рассуждать над её содержанием (с помощью воспитателя).
2. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины.
3. Развивать связную речь, зрительное восприятие, внимание.
4. Развивать долговременную память.
5. Развивать творческие способности у детей;
Предварительная работа: чтение стихов о домашних животных (кошке); пение песенки «Серенькая кошечка»; загадывание загадок о животных.
1. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных и их детенышей.
2. Чтение рассказов и сказок о домашних животных: С. Маршак «Усатый-полосатый», В. Сутеев «Три котенка», Е. Чарушин Кошка», «Собака», «Утка с утятами», «Цыпленок».
3. Раскрашивание иллюстраций с изображением домашних животных и их детенышей.
Материал: Карточки с изображением животных и их детёнышей, картина «Кошка с котятами«, мяч, кукла Петрушка.
Ход занятия.
1. Дидактическая игра «Найди пару»
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Петрушка и разложил карточки с животными и детёнышами неправильно: перепутал пары. Давайте поможем Петркшке найти взрослому животному его детёныша и назвать кто у кого, например, «У кошки котёнок», «У собаки щенок» и т. д.
2. Отгадывание загадок.
Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О ком именно вы будете рассказывать, вы узнаете, когда отгадаете загадки, которые вам загадает Петрушка.
• Острые коготки, мягкие подушки;
• Шёрстка пушистая, длинные усы;
• Мурлычет, лакает молоко;
• Умывается языком, прячет нос, когда холодно;
• Хорошо видит в темноте, песни поёт;
• У неё хороший слух, ходит неслышно;
• Умеет выгибать спинку, царапается.
О каком домашнем животном эти загадки? (о кошке). Правильно, ребята. Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.
3. Дети, давайте с вами поиграем (пальчиковая гимнастика)
Мы играем во дворе и кого-то увидели:
Кошку усатую
Корову рогатою
Козла бородатого
Собаку лохматую
Поросенка чумазого
Давайте еще раз вспомним, кого мы видели
4. Рассматривание картины «Кошка с котятами»
Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй — чёрный, третий — пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.
Какое имя можно дать кошке? (Мурка, Муся). Котёнок: (Мурзик, Васька) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок: (Степашка, Соня) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: (Пушок, Кузя) лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается). Как можно назвать всех, кто изображён на картине? (Кошачья семья). А где же папа-кот? Давайте подумаем, где бы он мог быть? (Ушёл на охоту, спрятался в другой комнате). А теперь подумайте, кто бы мог принести корзину? (Бабушка, мама, хозяйка). Что она скажет кошке с котятами, когда вернётся? («Какие баловные котята!», «Вот я вас накажу — не дам молока!»)
5. Физкультминутка.
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышло кошка на карниз (имитирует грациозную походку кошки)
Посмотрела кошка наверх, посмотрела кошка вниз
Вот налево повернулась (повернуть голову налево,
Проводила взглядом мух (повернуть голову вправо)
Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз (присесть)
6. Составление рассказов по картине.
Вернемся к картине. Мы будем учиться составлять рассказы по картине. Дома расскажете маме про кошку и котят. Ей будет интересно. Я буду помогать вам.
На картине изображена. (кошка с котятами). Кошка большая. (пушистая, красивая). Рядом с ней. (три котёнка). Они. (маленькие, смешные). Одного котёнка зовут. (Мурзик). Он. (играет с клубками). Другого. (котёнка зовут Кузя). Он. (лакает молоко). Третьего котёнка зовут. (Соней). Соня уже наелась и. (легла рядом с мамой). Папа-кот ушёл. (гулять). Корзину с клубками принесла. (хозяйка). Сейчас она вернётся и скажет. («Какие баловные котята!») Мне понравилась картина, потому что котята получились. (смешные).
Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.
7. Итог занятия.
Дети выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.