Рассказ по картине летом в парке подготовительная группа фгос

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9» города Агрыз Агрызского муниципального районаРеспублики Татарстан

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: Рассказ по картине «Летом в парке» Ветка рябины

Воспитатель высшей квалификационной категории Костенкова Людмила Игнатьевна

2015 годРАССКАЗ ПО КАРТИНЕ «ЛЕТОМ В ПАРКЕ»
ВЕТКА РЯБИНЫ

Реализация содержания программы в образовательных областях:«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности: коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.Цели:Учить составлять рассказ на осеннюю тематику, узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении, понимать и использовать слова в переносном значении; различать и называть гласные звуки, придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги, определять род предмета; развивать речевое дыхание, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, развивать умение в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и концом его), воспитывать умение видеть красоту.Целевые ориентиры дошкольного образования: самостоятельно составляют небольшой рассказ по картине, употребляя в речи сложные предложения; эмоционально реагирует на красоту природы, отображенную в литературных и музыкальных произведениях.Материалы и оборудование: картина «Летом в парке»; красивая ветка рябины с небольшим числом ответвлений; акварельные краски, кисточки, бумага белая размером листа формата А4.Предварительная работа:Наблюдение на прогулке за рябиной, чтение стихов, загадок, пословиц и пение песен про рябину.Словарная работа: трепаланепогода.Содержание
организованной деятельности детей
1. Организационный момент.–Снегири прилетают к нам зимой. Они никогда не видели жаркого лета. Чем любят лакомиться эти птицы ?(Ягодами рябины.) Давайте расскажем снегирям о лете и приготовим для них угощенье – ягоды рябины.2. Рассказывание по картине «Летом в парке» (из серии «Времена года»).– Посмотрите на картину. С чем она нас знакомит? (Как дети гуляют летом в парке.)– Давайте составим рассказы о летней прогулке детей. Что следует сделать, чтобы рассказы получились интересными? (Надо очень внимательно рассмотреть картину.)– С чего вы начнете рассказ?– О чем нужно рассказать дальше? О чем подробнее всего хочется вам сказать в середине рассказа? Как следует закончить рассказ?– А какие слова вы постараетесь припомнить, чтобы рассказать, например, об аллее парка? (Тенистая, зеленая, широкая, ровная.)3. Рисование с натуры «Ветка рябины».– Отгадайте загадку:Весною зеленела,Летом загорала,Осенью наделаКрасные кораллы. (Рябина.)– Прослушайте народные приметы, связанные с рябиной.Рябина зацветает – пора сеять лен.Рябина цветет ясно – много овса будет.Хорошо рябина цветет – к урожаю льна.Поздний расцвет рябины – к долгой осени.Если уродится рябина – рожь будет хороша.В лесу много рябины – осень будет дождливой, если мало – сухой.– Рассмотрите ветку рябины. Какого цвета ягоды? Какие по форме листья? Рассмотрите иллюстрации кустов и деревьев, разукрашенных осенью. Послушайте стихотворение В. Рождественского о рябине.Я знал тебя, моя рябина…Ты на околице селаНад серой крышею овинаПод небом северным росла.Тебя трепала непогода,А ты – всем горестям назло Росла и крепла год от года,Глядясь в озерное стекло.- Ребята, кто питается ягодами рябины? (Птицы).- А какие птицы? (дрозд-рябинник, синицы, скворцы, свиристели, вороны).— Иногда в рябинники слетается такое количество птиц, что ветви не выдерживают живого груза, и спелые гроздья падают на землю, где становятся пищей для лесных полевок, ежей и других животных. Любят ягоды рябины и лоси, и медведи.Рябина – любимая ягода русского фольклора. В народном календаре есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября – время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Распространен он был не только в России, но и в Западной Европе. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки. Она воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина – это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.– Подумайте о расположении веточки рябины на листе бумаги. Вспомните приемы работы акварелью.Дети изображают веточку рябины на своем рисунке.4. Итог занятия.– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. Снегири очень довольны вашим угощеньем.

Конспект занятия
Составление рассказа по картине «Прогулка по осеннему парку»

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Художественная литература», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура».

Цель: Помочь детям осмыслить содержание картины и передать его в своих рассказах.

Задачи:

  • Учить строить предложения; четко проговаривать слова.
  • Развивать умение связно, последовательно описывать изображение на картине.
  • Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине.

Ход образовательного события:

Играет спокойная музыка.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда, вы сейчас узнаете.

Просмотр презентации «Осень в парке».

Воспитатель: Куда же мы отправимся?

Дети: В осенний парк.

Воспитатель: Правильно, ребята! Но парк будет не простым, а волшебным!

Стук в дверь. Заходит почтальон. Он принес посылку — картину с письмом. Прощается и уходит.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Воспитатель читает вслух письмо.

 «Здравствуйте, пишет вам Лунтик. Мне нужна ваша помощь. Мне необходимо составить рассказ по картине «Прогулка по осеннему парку». Так как я никогда не был в осеннем парке, мне очень трудно это сделать. Помогите мне, пожалуйста»

Воспитатель: Вы готовы помочь Лунтику?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, Лунтику, повезло, ведь сейчас мы как раз собирались совершить путешествие в осенний парк и  нам будет легче составить рассказ по картине «Прогулка по осеннему парку».

Воспитатель: Но, к сожаленью, просто так в лес не попадешь! Нужно отгадать загадки.

Загадки загадывает воспитатель.

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто…

(Листопад.)

Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!

(Дождь.)

Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!

(Осень.)

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Теперь можно отправляться в осенний парк. Я предлагаю взять с собой картину. И мы в лесу составим рассказ по ней. Вы согласны со мной?

Дети: Да!

Воспитатель: А еще что можно взять с собой осенью в лес?

Она удобна и легка, 
Её название недлинно, 
В хозяйстве служит нам века, 
Есть в слове этом имя Зина. 
С ней можно по грибы ходить, 
А можно ягоды собрать, 
Её нетяжело носить, 
И очень запросто сломать! 
Из прутьев, лыка их плетут, 
Скажите, как её зовут?

(Корзина)

Дети: Корзину.

Воспитатель: Правильно.

Играет волшебная музыка.

Воспитатель: Возьмитесь за руки все. Встанем в круг.

Один, два, три – покрутились и в парке, ты, очутись!

Воспитатель: Посмотрите всюду лежат листья. Не хотели бы вы их собрать?

Дети: Да!

Дети берут по одному листочку.

Воспитатель:

Какой у тебя лист? А у тебя?

Что мы можем сказать про листья: какие они?

Сколько листочков вы собрали?

А можете ли вы произнести слово листочек сначала громко, потом шепотом?

Дети: Да!

Все дети произносят.

Воспитатель: Кто же разбросал эти листья?

Дети: Осень.

Воспитатель: Предлагаю поиграть. Вы согласны? Игра называется «Назови признаки осени». Все встаем в круг. Каждый по очереди называет признаки осени и кладет листочек в корзину.

Дети: Дни стали короче, ночь длиннее, солнце светит мало, на деревьях разноцветные листочки, дуют холодные ветра, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда.

Воспитатель: Молодцы! Если вы так хорошо знаете признаки осени вы, наверняка, хорошо к ней подготовились.

Воспитатель: Думаю, вы устали? Предлагаю отдохнуть.

Физминутка «Листочки»

Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.

Воспитатель: Ребята, посмотрите тут лежат какие-то картинки. Не хотели бы вы их рассмотреть. Я предлагаю вам составить красивое предложение по этим картинкам. А чтобы вам было легче, предлагаю разделиться по парам.

Все подходят к столу, на котором лежат картинки. Воспитатель помогает им разделиться по парам. Дети делятся по парам.  И составляют предложения.

Воспитатель: Хочется похвалить вас, что вы говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: Ребята, мы с вами должны были кому-то помочь. Кому и в чем?

Дети: Лунтику составить рассказ по картине.

Воспитатель: Я предлагаю сейчас это и сделать.

Ребята проходят к картине, садятся на стулья. 

Составление рассказа.

Воспитатель: Ребята, сейчас вы будите составлять рассказ по картине. Используйте в своём рассказе те предложения и те осенние приметы, которые мы уже называли раннее.

Вопросы по содержанию картины

— Какое время года изображено на картине?

— Посмотрите и назовите все приметы осени, которые вы здесь видите.

— Кто изображен на картине?

— Как они одеты?

— Чем заняты дети?

— За что вы любите осень?

Воспитатель: Я начну наш рассказ, а вы ребята продолжите. Договорились?

Воспитатель выбирает двух ребят, которые продолжат рассказ. Первый ребенок расскажет середину рассказа. Второй ребенок заканчивает рассказ.

Воспитатель: Нужно еще раз рассказать наш рассказ. Кто желает?

Дети рассказывают составленный по картине рассказ.

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились!

Воспитатель: Я приготовила еще две игры «Осенние слова» и «Погода осенью».  Предлагаю вам сыграть в одну из них. А в какую игру решать вам. Выбирайте.

«Осенние слова»

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

«Какая она?»

Воспитатель:
У меня волшебная корона,
Знает многое  она
И многое хочет узнать
Кому на голову сядет, тому вопрос будет задавать.

— Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь — дождливая.

Когда дует ветер — ветреная

Холодно — холодная

Пасмурно – пасмурная

Сыро — сырая

Хмуро — хмурая

Ясно – ясная

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский садик. Мы ничего не забыли?

Дети: Картину, корзину.

Листочки, находившиеся в корзине заменили незаметно яблоками.

Воспитатель: Где же наша корзина? Вот она. Посмотрите, ребята, наши листочки превратились в румяные яблочки. И, правда, волшебный лес! Какая же она щедрая – осень!

Музыка волшебная играет.

Воспитатель: Возьмитесь за руки все. Встанем в круг.

Один, два, три – покрутились и в детском садике, ты, очутись!

Воспитатель: Вот мы и в нашем любимом детском садике! Ребята вам понравилось наше путешествие? Если вам понравилось наше событие улыбнитесь, если вам не понравилось, сделайте грустное лицо. А что больше всего понравилось? После обеда мы с вами напишем письмо нашему другу Лунтику, в котором отправим наш составленный рассказ по картине. Думаю, он будет очень рад! Вы у меня большие молодцы! А сейчас отправляйтесь в группу, чтобы отведать яблоки.

Дети отправляются в группу.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 1031

Восточного Окружного Управления Образования

Департамента Образования города Москвы

Конспект НОД

Образовательная область «Коммуникация»

Тема: «Составление рассказа о лете»

Старшая группа

Материал подготовлен

Воспитателем

ГБОУ детский сад № 1031

Журтовой И.Б.

Программное содержание:

  • Обогащать речь детей существительными, прилагательными, наречиями по теме: Лето;
  • Формировать умение составлять связные рассказы;
  • Воспитывать культуру взаимодействия.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций по теме: «Лето»;
  • Дидактические игры:

1) Лото «Времена года»

2) «Когда это бывает»

Методы и приемы:

  • Образец рассказа взрослого;
  • Демонстрационные картинки;
  • Вопросы;
  • Дидактическая игра;
  • Загадки.

Материалы и оборудование:

  • Предметные картинки для фланелеграфа по теме «Лето»;
  • Фланелеграф;
  • Сюжетная картина о лете, части этой картины;
  • Раздаточный материал: сюжетные картинки о лете.

Ход НОД:

Воспитатель: Сядет тот, кто правильно изменит слово, так, чтобы к слову можно было поставить вопрос:  «Какой?» СОСНА – СОСНОВЫЙ (Ель, дуб, ольха, тополь, береза, липа, клен, ясень, ива, орех, рябина, осина, каштан, лес, поле, луг).

Воспитатель: Кто мне скажет, какое сейчас время года? (Весна) Поздняя или ранняя? (Поздняя) А про какое время года я вам сейчас загадаю загадку?

Солнце печет, липа цветет,

Рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом)

Воспитатель: Правильно, летом! Вот сегодня мы и будем с вами разговаривать о лете. Если летом тепло, то какое это лето? (Теплое) Если летом жарко, то лето какое? (Жаркое) Если летом идут дожди, то лето какое? (Дождливое) Если летом прохладно, то лето какое? (Прохладное) По словам, которые вы узнали, мы можем узнать, какое бывает лето. А кто один может повторить все слова о лете?

Лето бывает теплое, жаркое, дождливое, прохладное

Воспитатель: А теперь вспомним признаки лета. Какое небо летом? (Выставить на фланелеграф голубой круг)

Летом небо высокое, голубое, синее, безоблачное, с легкими облаками. (Повторяет один ребенок)

Летом ярко светит солнце. Если оно ярко светит, то оно какое?

Солнце: яркое, жаркое, теплое, ласковое, лучистое, палящее. (Повторяет один ребенок)

Воспитатель: Если ярко светит солнце, то на улице как? (Солнечно) Что мы еще видим летом на небе? (Облака)  (Выставить на фланелеграф облака). Какие они?

Облака: белые, легкие, пушистые, похожи на разные фигурки (Повторяет один ребенок)

Воспитатель: Дети, хорошо, когда летом хорошая погода, но бывает и пасмурно, облака темнеют. Как называются такие облака? (Тучи) (Выставить на фланелеграф тучи).

Воспитатель: А что часто бывает, когда на небе тучи? (Дождь) (Выставить на фланелеграф дождь из тучи).

Воспитатель: Если на улице дождь, то на улице как? (Дождливо) Каким летом бывает дождь? Кто один скажет?

Дождь: сильный, слабый, проливной, теплый, грибной.

Воспитатель: Какими бываю деревья летом? (Выставить на фланелеграф деревья).

Воспитатель: Кто один может рассказать?

Деревья: зеленые, пушистые, красивые, нарядные.

Воспитатель: А какие деревья зимой и летом зеленые? (Ель и сосна) (Фланелеграф)

Воспитатель: А что еще летом зеленое? (Трава) (Фланелеграф) Она какая, кто может рассказать?

Трава: зеленая, мягкая, пушистая, высокая, густая.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

(туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

(туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел,

(руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

(покружиться)

Воспитатель: Какое время года вы любите больше всего? (Лето)

Воспитатель: А отгадаете ли вы загадки о лете? К нам приходил художник и нарисовал вот эту картину о лете, но не успел раскрасить. Давайте ему поможем! Если отгадаете, картина будет раскрашена.

Светит, сверкает.

Всех согревает.

(Выставляется часть картинки — солнце)

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

(Выставляется туча с дождем)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Выставляется молния)

Крашенное коромысло

Над рекой повисло.

(Выставляется радуга)

Неизвестно, где живет,

Налетит — деревья гнет,

Засвистит — по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь.

(Выставляется ветер)

Стоит Алена, платок зеленый.

Тонкий стан, белый сарафан.

(Выставляется береза)

Воспитатель: Вот вы и помогли художнику раскрасить картину! Подвиньте к себе картинки, переверните их и посмотрите внимательно. Каждый по своей картинке расскажет что-нибудь о лете.

  • Летом расцветает вся природа, небо становится синим, солнце жарким, тепло.
  • Льют теплые летние дожди, поливают землю, траву, деревья.
  • Деревья покрыты зелеными листьями.
  • В лесу много грибов, ягод, цветов.
  • Девочки собирают цветы, плетут из них венки.
  • Поспеваю ягоды: клубника, вишня, черная и красная смородина, земляника.
  • Козы, коровы, лошади и овцы пасутся на пастбище.
  • Птицы вывели птенцов, ищут для них корм.
  • На реке летом можно удить рыбу.
  • Летом порхает много пестрых бабочек, стрекоз, выползают жуки, кузнечики.
  • Золотистая пчелка собирает мед.
  • Запасливая белка носит в дупло орехи.
  • Летом заяц носит серую шубку.
  • Люди трудятся в поле, в огороде, в саду. Им помогают машины.
  • Летом люди одеты в легкую летнюю одежду.
  • Дети едут на дачу. Там они купаются, загорают, играю в разные игры. Затем все картинки выставляются на доску.

Воспитатель: А кто из детей хочет рассказать весь рассказ о лете по картинке?

Воспитатель: Вы все хорошо работали, а на вечером будем рисовать лето.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» (подготовительная к школе группа)Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» (подготовительная к школе группа)

Автор:

  • Касьянова Г.В.
  • Малинкина Т.В.

Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Задачи:

  • закреплять представления о сезонных изменениях в природе осенью
  • расширять знания детей о творчестве художника — пейзажиста И. И. Левитана;
  • учить рассматривать картину, формировать умение видеть красоту пейзажа
  • учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти — шести предложений, соблюдая композицию рассказа, используя в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения;
  • формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, приобщать к изобразительному искусству;
  • развивать диалогическую и монологическю формы речи
  • развивать умение чувствовать и передавать в рассказе настроение заключенное в пейзаже;
  • развивать мыслительную и речевую активность детей
  • обогащать словарный запас детей
  • воспитывать эмоционально — личностное отношение к художественному произведению.

Основная образовательная область:

речевое развитие.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная образовательная деятельность:

наблюдение с детьми за осенними изменениями в природе в ходе прогулок, беседа об осеннем времени года, разучивание физкультминуток и стихотворений на тему осени, слушание звукозаписи Чайковского «Времена года», рассматривание картин И.С. Остраухова «Золотая осень», М.Г. Пишванова «Ранняя осень», в уголке природы и на ИЗОдеятельности.

Материалы и оборудование:

репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», аудиозапись «Времена года. Осенняя песнь» П.И. Чайковского.

Словарная работа:

обогащать словарный запас детей новыми словами: вдохновение, репродукция, пожухлая, озимые.

Ход НОД:

Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей встрече.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! «;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся. (Дети садятся полукругом)

Для начала отгадайте загадку:

«Пришла без красок и без кисти,

И перекрасила все листья».

Воспитатель: О каком времени года говорится в этой загадке? (Осень)

А какие периоды осени вы знаете? (Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень»

А в загадке о каком периоде осени говорится? (Золотая осень)

Воспитатель: Красоту и величие русской осенней природы воспевают по-разному, композиторы – музыкой, вы сейчас слышите отрывок из произведения Чайковского «Времена года»; поэты – стихами:

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной» (И. Бунин)

Как красиво сказано!

А, художники чем воспевают красоту русской природы? – (красками).

Мы с вами уже рассматривали картины про осень, давайте вспомним их названия «Золотая осень» и «Ранняя осень» (какие молодцы).

А, может, кто помнит авторов этих картин? Очень хочется услышать полный ответ. (И. С. Остроухов и М.Г. Пишванов). Какой молодец! И сказал правильно – написал, потому что правильно говорить — художники картины пишут, а не рисуют.

А, что нужно художнику, что бы писать такие замечательные картины (материал, инструменты, приспособления, а еще…), вот вам подсказка:

«Тише, тише, тишина

В гости осень к нам пришла…

Осень не простая, осень золотая.

Краски яркие, цветные

С собой осень захватила.

В парке, в роще, и в лесу –

Всюду видим красоту.

Красота поры осенней —

Ты — источник вдохновенья»

— Ребята, а вы знаете, что такое вдохновенье? (Ответы детей)

Подытожить: Вдохновение – это такое особое состояние человека, когда хочется сделать что-то очень красивое и хорошее. Вот, например, человек любуется красотой природы, и эта красота вдохновляет его на написание стихов, музыки или картин. Красота осенней природы особенно впечатляет. Многие художники посвятили свои картины этому времени года.

– Скажите, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж).

Верно, и сейчас я предлагаю вам познакомиться с еще одним красивейшим пейзажем великого русского художника Исаака Ильича Левитана, давайте постараемся как бы “войти в нее”, попробуем оказаться внутри, вжиться в образный мир и почувствовать настроение автора. А помогает нам музыка П.И. Чайковского «Осень. Октябрь». Я думаю, что с ее помощью мы сможем пробудить наши эмоции, воображение и насладиться творчеством.

Перед нами репродукция картины «Золотая осень». Кто знает, что означает слово «репродукция»? (Это значит не настоящая картина, которую писал художник). Верно. Репродукция – это копия картины.

Для чего создаются репродукции картин? (Репродукции картин делают для того, чтобы все люди могли увидеть картину, ведь не все могут увидеть настоящую картину в музее). Совершенно верно.

Физкультминутка:

«Входит осень в лес дремучий

Машет жёлтой кистью,

Ветерок сгребает в кучи

Золотые листья,

И они, забывши ветви,

Кружат на поляне…

Осень встала на опушке

В жёлтом сарафане». (Т. Ткаченко.)

Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины Левитана.

— Какое время года изображено на картине? (ответы детей)

— Какое время суток, запечатлел художник?

— Каким вы видите небо, солнце?

Давайте рассмотрим, что изображено на переднем плане картины?

— Какие деревья мы видим?

-Как вы думаете, какая вода в реке?

-По каким признакам вы догадались, что вода в реке чистая?

— Чем покрыта земля?

-Какие краски использовал Художник И.И. Левитан, чтобы изобразить

пожухлую траву?

Давайте обратим внимание на центральный план картины.

— Что на нем изображено?

— Что изображено слева и справа от березы?

— Почему вы решили, что роща дубовая?

Давайте обратим внимание на задний план картины?

— Что изображено на нем?

— А какого размера изображены деревенские домики? (ответы детей)

Почему вы так думаете?

— А, поле, каким цветом изображено? Почему?

Правильно, это озимые.

-Ребята, а глядя на картину, можно догадаться о настроении художника?

-Правильно, по картине также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах и мечтах.

-Расскажите, а что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию?

(Ответы детей).

-Какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей)

Какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своих впечатлениях.

А хотите узнать, чем понравилась она мне? Мне понравилась эта картина тем, что она поднимает мне настроение. Рассматривая ее, я думаю об осени, о том, как красива природа в это время года.

Исаак Ильич Левитан назвал эту картину «Золотая осень».

Послушайте, как об этой осенней поре сказала Елена Александровна Благинина (четверостишие читает ребёнок):

«Наша осень, правда, золотая,

Как её иначе назову?

Листья помаленьку облетая,

Устилают золотом траву»

А теперь отдохнём и выполним зрительную гимнастику (стоя.):

Вот стоит осенний лес! (выполняем круговые движения глазами)

В нём много сказок и чудес!

Слева – сосны, справа – дуб (влево – вправо)

Дятел сверху, тук да тук (вверх – вниз)

Глазки ты закрой, открой.

Поиграли мы с тобой!

Вернемся к нашей картине, и сейчас предлагаю вам послушать описательный рассказ, который я составила по картине:

На картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», мы видим характерный русский пейзаж. Изображена берёзовая роща в яркий, солнечный, осенний день.

На переднем плане картину пересекает узкая речка с невысокими берегами сине — голубого цвета, тихая, спокойная. Вода в реке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы. Слева от реки — берёзки в золотом убранстве. Их листва трепещет на ветру, переливается, как золото в солнечном свете. Под красавицами берёзками — пожухлая зеленовато- жёлтая трава, которая напоминает пёстрый ковёр.

В центре картины наше внимание привлекает одинокая берёза с ярко- золотой кроной, стоящая на правом берегу реки. Слева от неё располагается берёзовая роща в золотом убранстве, а справа — небольшая дубовая рощица, одетая в зелёный наряд.

Вдали, на пригорке, виднеются маленькие домики. Вероятно, это деревушка. Перед ней расстилается ярко- зелёное поле. Это ростки озимых. Поле напоминает сочно-зелёный коврик.

В вышине, в голубом небе, плывут, гонимые лёгким ветерком, белые облака.

Основные цвета картины — жёлтый, синий, голубой, с добавлением немного зелени — это все цвета радости, цвета полноты жизни.

В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворённое, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает меня красотой. Картина «Золотая осень» мне очень нравится.

Физкультминутка:

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся, руки вверху)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают, руки опускают)

И под ногами шуршат, шелестят (водят руками по полу влево — вправо)

Будто опять закружиться хотят (кружатся, руки вверх).

А, сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать рассказать, что вы видите, слышите, чувствуете, рассматривая эту картину. Не забывайте использовать те красивые, образные выражения, которые мы с вами подобрали.

-Кто хочет начать рассказ?

-Кто желает продолжить?

— Каким может быть конец рассказа?

-Какие вы молодцы!

— Продолжаем делиться своими впечатлениями о картине. Кто готов составить целый рассказ от начала до конца?

Молодцы, ребята. Спасибо вам за содержательные рассказы.

Вы сумели подобрать красивые, образные выражения, сумели красиво выразить свои чувства, вызванные картиной. Мне было интересно с вами беседовать и слушать вас.

А сейчас я предлагаю вам пойти на прогулку, и мы снова сможем насладиться красотой «золотой» осени, пережить те чувства и эмоции, о которых нам рассказал великий художник Исаак Ильич Левитан.

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».

Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.

Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.

Особую актуальность это приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более злободневной проблемой в нашем обществе, где наблюдается всеобщее снижение уровня бытовой культуры, широкое распространение получила низкопробная бульварная литература, с экранов телевизоров слышна безграмотная агрессивно-примитивная речь, насаждаемая рекламой, современными боевиками и мультфильмами.

Поэтому, очень важно, вовремя организовать развивающий потенциал речевой среды.

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др., использованию картин принадлежит ведущая роль. Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Не докучать одними и теми же впечатлениями и образцами – одно из педагогических правил.

Детский сад должен позаботиться о том, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворять все запросы текущей работы. Ради удобства пользования картинами надо основательно продумать технику их хранения. Для каждой темы должно быть свое место: конверт, ящик, место в шкафу и т.п. Только в этом случае педагог сможет в любой момент найти нужную картину. Содержание картин, предъявляемых детям, должно быть обусловлено запросами текущей педагогической работы, требованиями и условиями момента, а потому они должны соответственно меняться.

Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственным интересами и выбором, а потому должны быть картины и для свободного пользования детей. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Картинки для свободного пользования детей выкладываются в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети берут их по своему усмотрению: в коробках и т.п. Большое внимание должно быть обращено на то, чтобы и эти картинки сортировались и хранились так, чтобы пользование ими не вызывало у детей никаких затруднений. Картинки играют огромную роль в развитии речи детей, поэтому необходимо как можно шире использовать их в практике.

Типы, серии картин. Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней.

Подбирая картины для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью.

Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета или серия картин. В сериях, изданных для детских садов, к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.

При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.

В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине

в порядке их усложнения

  • Составление описательного рассказа по предметной картине.

  • Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

  • Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.   

  • Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.

  • Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

  • Творческое рассказывание по сюжетной картине.

Методика обучения рассказыванию по картине. Структура занятия

Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее — сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями. Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты. Возникшее противоречие можно решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

При таком подходе результат является достаточно гарантированным.

Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию — дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов.

В средней  группе цель обучения остается прежней — учить детей описывать изображенное на картине. Однако к четырем-пяти годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться, и совершенствоваться в старшей группе.

 По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. (Развернутый ответ может состоять из нескольких предложений.) Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.

Очень важно целенаправленно упражнять детой в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале педагог дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь при этом на речевой образец. Высказывание, относящееся к тому или иному объекту, будет органически входить в беседу о картине в целом.

Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это, несомненно, подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На занятиях решается целый ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно, понимать их содержание, формировать умение связно, последовательно описывать изображенное, активизировать и расширять словарный запас, учить грамматически правильно строить речь и т. д.

В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др.

В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам (в большинстве случаев картины рассматривали на занятиях в средней группе). Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам. Это оживляет впечатления, полученные ими ранее, активизирует речь. Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета.

Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар?» (По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для детских садов»). В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар). В ходе занятия воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года). Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий — он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины, полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь, умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявляют все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать на одном занятии два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней. В структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию. В речевой практике дошкольников — рассказыванию отводится основное учебное время. Оценка выполнения задания органически входит в структуру занятия.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.

В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы. Переход от рассматривания картины к составлению рассказов — важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и на лыжах». По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала. Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчика, подсказывает нужное слово, подбадривает и т.д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию.

По мере того как дошкольники накапливают опыт восприятия изобразительного материала и составления рассказов, становится возможным повышать их активность и самостоятельность на занятиях такого типа.

Уже во второй половине учебного года структура занятий несколько изменяется. После выяснения темы и содержания картины можно сразу переходить к составлению рассказов. Вопросом «Что надо сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными?» педагог сосредоточивает детей на детальном изучении картины. Это развивает у них навыки наблюдения. Дети в основном самостоятельно рассматривают картину с целью подготовить рассказы. При этом воспитатель своими вопросами и указаниями («О чем нужно в первую очередь сказать? О чем следует сказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?») помогает им выявить в картинном материале главное, существенное, наметить последовательность изложения, обдумать выбор слов. Педагог предварительно сам намечает план построения рассказа и производит отбор словесного материала, но он не спешит сообщить детям готовый вариант, а ориентирует их на самостоятельное решение задачи, учит проявлять инициативу при отборе фактов для рассказа, при обдумывании последовательности их расположения.

Здесь остановимся подробнее на творческом рассказывании как наиболее сложной форме монолога дошкольника.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Варианты творческого рассказывания:

  1. придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;

  2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;

  3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера.

Этапы обучения творческому рассказыванию

1 этап: «Определение состава картины»

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием «подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его.

Для определения деталей одного объекта используется приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.

При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом.

Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.

2 этап: «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

Предлагаются следующие творческие задания:

пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Пример: игры с картиной «Кошка с котятами».

«Ищу друзей» — найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. Пример: «Котята дружат между собой, потому что они детки одной мамы — кошки и любят вместе играть».

«Ищу недругов» — найти объекты, которые между собой «не дружат». Пример: «Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть». Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна.

3 этап: «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»

Прием «вхождения в картину»: воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания.

4 этап: «Составление загадок и метафор по картине»

Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.

Метафоры составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: «Про кого или про что на картине я говорю?»

5 этап: «Преобразование объектов во времени»

Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени используется прием перемещения во времени («Машина времени»).

Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком).

6 этап: «Описание местонахождения объектов на картине»

Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: «Да-Нет», «Ожившая картина».

Игра «Да-Нет» организуется следующим образом: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка — описать объект по месту на картине, а затем на сцене.

Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.

7 этап: «Составление рассказов от лица разных объектов»

Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:

«Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».

«Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств».

«Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства».

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.

8 этап: «Смысловая характеристика картины»

Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка.

Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Ее организация основана на методе «Каталог». Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину?

Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ — рассуждение.

9 этап: «Составление рассказов-фантазий»

Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием «Пришел в гости волшебник…». Приглашаются волшебники:

  1. Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).

  2. Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).

  3. Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).

  4. Волшебник МогуВсе-МогуТолько (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).

  5. Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).

  6.  Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).

10 этап: «Составление сказок нравственно-этического характера»

Предложить детям сочинить сказку по картине.

Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.

Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).

Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.

  • Рассказ по картине левитана золотая осень 4 класс по плану кратко
  • Рассказ по карте древний восток 5 класс
  • Рассказ по картине левитана вечерний звон 4 класс литературное чтение
  • Рассказ по какой нибудь пословице
  • Рассказ по картине кустодиева масленица 2 класс