Главная>Сочинения по картинам
«Майские цветы», Борисов-Мусатов
Год написания: 1894
Размер: 51 × 64 см
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Быстрый переход:
Вариант 1 — Кратко
Вариант 2 — Подробно
Вариант 1 — Кратко
9 предложений/ 103 слова
Картина Виктора Борисова-Мусатова «Майские цветы» — это живописный весенний пейзаж, на котором изображены две девочки, играющие в мяч посреди цветущего яблоневого сада. Полотно было написано художником во время поездки в Саратовскую область.
Автор запечатлел своих героинь стоящими на зелёной лужайке перед деревянным домом. Спокойный кофейный оттенок здания резко контрастирует с яркими весенними красками. Девочки в лёгких светлых платьях расположились друг напротив друга. Старшая сестра, изображённая по центру лицом к зрителю, готовится бросить младшей красный мяч.
Девочек окружают пышные яблони, ветви которых усеяны крупными белыми цветами. В лазурном небе над садом ярко светит солнце и плывут пушистые облака. Вдали виднеются очертания других дачных построек.
Вариант 2 — Подробно
19 предложений/ 237 слов
Весенний пейзаж под названием «Майские цветы» стал одной из ранних работ Виктора Борисова-Мусатова, написанной художником во время отпуска в Саратовской области. На полотне изображены две девочки, играющие в мяч посреди живописного сада.
Подруги, а скорее сёстры, расположились напротив деревянного дома, имеющего спокойный кофейный оттенок. С этим оттенком контрастирует насыщенный цвет зелёной травы во дворе и благоухающие белыми цветами пышные яблони. Ароматные весенние деревья окружают главных героинь картины, создавая на холсте яркую радостную атмосферу. Дополняют её потоки ласкового солнечного света, струящегося с высоты чистых лазурных небес.
Не удивительно, что таким погожим весенним днём девочкам захотелось выйти на улицу погулять. Героини захватили с собой красный мячик. Сейчас его держит в руках старшая сестра, стоящая прямо посреди зеленеющей поляны лицом к зрителю.
Девочка одета в лавандовое платье с тёмной окантовкой, а её длинные каштановые волосы заплетены в аккуратную косу. Художник намеренно не прорисовывает черт лица героини, оставляя зрителю простор для воображения. Нам заметен лишь только свежий румянец молодости на пухлых детских щеках.
Младшая сестра изображена на переднем плане справа, спиной к зрителю. Она одета в белоснежное детское платьице с ажурным бантом на спине и голубые колготки. Героиня сама похожа на маленький весенний цветок.
Вдали виднеются очертания других дачных строений и многочисленные кроны деревьев, пышно цветущих этой волшебной майской порой. На полотне преобладают оттенки зелёного цвета. Для написания стволов, земли и теней художник использовал тёплую коричневую палитру. Оживляют картину ослепительно белые бутоны, почти полностью покрывающие ветви растущих в саду молодых яблонь.
см. также:
Все сочинения-описания картин
Краткая биография Виктора Борисова-Мусатова
1
Борисов-Мусатов «Майские цветы»: описание картины как сделать?
Нужно написать сочинение по картине Борисова-Мусатова «Майские цветы», 4 класс.
Сделать описание репродукции Майские цветы.
Рассмотрите репродукцию, составьте текст по картине. Что на ней изображено, какие впечатления производит полотно, понравилось оно вам или нет.
1 ответ:
1
0
Картина Борисова-Мусатова «Майские цветы» пронизана сочной весенней зеленью и ярким солнечным светом.
Художник изобразил погожий весенний день. На переднем плане видим весенний сад с цветущими белым цветом деревьями, молодую зеленую траву. В саду играют с мячом две девочки, одетые в белые платья. Хорошая погода и солнечное тепло способствуют их веселому настоению.
Рядом находится дом, привлекающий внимание окнами со ставнями. Еще дальше видим другие дома.
Картина очень светлая и позитивная, от нее веет теплом и спокойствием.
Читайте также
Картину «Виртуоз» Николай Богданов-Бельский написал в 1891 году.
Николая Богданова-Бельского называют «живописцем русской деревни». Он написал много пейзажей и натюрмортов, но больше всего любил рисовать детей.
Картина «Виртуоз» как раз из серии полотен о детях. Трогательно и с любовью Николай Богданов-Бельский изобразил группу детей, которые расположились в один солнечный день на полянке, под берёзами и с увлечением слушают юного музыканта, который играет на музыкальном инструменте. Художник изобразил детишек с такими чистыми, светлыми лицами. Он постарался придать каждому лицу свой характер, настроение.
Мальчик-музыкант вряд ли учился в музыкальной школе, наверное сам обучился игре на балалайке. Но как ответственно он музицирует перед своими сверстниками. Лицо девочки в красном платке слегка коснулась улыбка, она так внимательно и заинтересовано слушает мелодию.
Мальчик постарше, который стоит у берёзки, смотрит задумчиво вдаль, наверное звуки музыки его заставили что-то вспомнить, задуматься.
Для деревенских детей звуки музыки, которые юный музыкант извлекает, удивляют, чаруют, увлекают и для них это настоящее чудо.
Картина Николая Богданова-Бельского «Виртуоз» дарит нам сентиментальную красоту, неподдельную доброту, спокойствие, очарование природой и босоногими деревенскими ребятишками.
В 1897 году Михаил Гермашев написал свою неповторимую картину «Снег выпал». Вроде бы на ней простой сюжет. Пасутся гуси. Но если присмотреться как все реалистично , тонко подмечено, как красиво это все, то понимаешь, что картина с изюминкой. Мы видим стожок сено с граблями, припорошенный снегом, важных гусей идущих по тропинке во двор, мужчину в тулупе и шапке, мирно раскуривающем трубку, бревна во дворе. все это прикрыто белоснежным покровом первого снега. И так и веет от картины покоем и благостью. Так и хочется оказаться сейчас там, чтобы подышать этим чистым , морозным воздухом, насладиться красотой и тишиной. Так что картина оставляет очень приятное впечатление.
Картина Василия Поленова «Старая мельница» была написана в 1880 году и выполнена в жанре пейзажа.
На этой картине мы видим небольшой уголок природы и в центре полотна располагается старая, видимо давно заброшенная мельница.
Это в чем-то таинственное, в чем-то величественное сооружение, которое сразу притягивает взгляд зрителя. Художник сумел передать тот ореол тайны, который всегда окружал водяные мельницы в представлении простого человека. Мы видим огромные водяные колеса, которые застыли в неподвижности, но когда-то быстро крутились, двигая жернова. Мы видим само бревенчатое здание мельницы с покрытой соломой крышей. Кое-где в крыше зияют прорехи, но в целом здание мельницы хорошо сохранилось.
К мельнице бежит небольшая и видимо обмелевшая речка, зарастающая водными растениями. На берегу сидит мальчик с удочкой и ловит рыбу. Левый берег речки представляет собой открытый лужок, правый зарос деревьями и кустарниками.
Над всем пейзажем поднимается белесый туман, в котором тают силуэты далеких деревьев.
Мы понимаем, что художник показал раннее утро, предрассветный час, когда уже можно было не бояться чертей в мельничном пруду, но когда аромат сказки еще не исчез вместе с туманом, разорванным лучами солнца. А то, что скоро выглянет солнце и разрушит волшебную картину, выхваченную кистью художника, несомненно — туман поднимается кверху, а это обещает ясный день.
Эта картина дарит ощущение умиротворения и навевает хорошую, добрую лень. Зрителю не хочется куда-то уходить, а хочется присоединиться к мальчику и сидеть на бережке, лениво смотря на неподвижный поплавок. От картины идет ощущение тихого счастья и покоя.
Рассказ Бориса Полевого повествует о подвиге старика Матвея Кузьмина в годы Великой Отечественной войны.
Не побоявшись погибнуть, этот крестьянин, как в былые времена Иван Сусанин, отозвался провести врага скрытыми путями, но не в тыл нашей армии, а на место их погибели.
За ночь измотав немцев, Матвей Кузьмин, привел к тому месту, где оповещенные заранее партизаны подготовили засаду.
Ничто не предвещало для немцев беды. Утро было морозным, птицы спокойно щебетали, не выдавая присутствие партизан:
Вот только по этому «тявканью», Матвей Кузьмин понял, что отправленный им к партизанам внук Вася успел их предупредить, ведь в этой лесной непроходимой местности, мог быть только один пес — свирепый Шарик , побежавший за Васей к партизанам.
Использование описания птиц в рассказе, Борисом Полевым не случайно. На войне, где каждая мелочь и незначительная ошибка может привести к непредсказуемому результату, беззаботно чирикающие и добывающие себе корм птицы говорят о том, что партизаны сумели серьезно замаскироваться, не выдав себя и не вызвав никаких сомнений у немцев в их обмане.
Если бы птиц не было, то это как раз и было тем настораживающим фактором для немцев, что что-то не так.
Красивая и одновременно пугающая иллюстрация к сказке. Пугающая потому, что начинаешь волноваться а Ивана Царевича и Елену.
Главные герои мчаться сквозь лесную чащу на сером волке. их окружает жуткая местность. Черные деревья, с покрученными ветвями и стволами, густо поросшими мхом. Верный волк мчится изо всех сил, он уже устал, но не останавливается. Волк как раз перепрыгивает через небольшое болото, покрытое листьями и белыми цветами кувшинок. Также справа видны ветки цветущего дерева.
На этом темном мрачном и неприветливом фоне более светлыми золотистыми тонами, чтобы привлечь внимание зрителя, художник изобразил Ивана и Елену. Девушка печальна, она очень устала. Иван, напротив, настроен по боевому. Он хмурит брови, намекая на но, что Елену он не отдаст.
Обновлено: 10.01.2023
2. Рассмотри репродукции картин. Составь по ним рассказ, используя алгоритм на странице 98.
К. Юон. Русская зима
В.Борисов-Мусатов. Майские цветы
И.Левитан. Цветущие яблони
А Пластов. Летом
В Поленов. Золотая осень
Ласточка весну начинает, соловей кончает.
Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
Кто спит весною, мёрзнет зимою.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
Март с водою, апрель с травою, а май с цветами.
Новый год — к весне поворот.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна да осень — на дню погод восемь.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Зимой без шубы не стыдно, а холодно; а в шубе без хлеба — и тепло, да голодно.
Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Кто спит весною, мёрзнет зимою.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
Будет зима — будет и лето.
Декабрь — шапка зимы, июль — макушка лета.
Новый год — к весне поворот.
Январь — году начало, зиме середина.
В ноябре зима с осенью борется.
Лето — припасиха, зима — прибериха.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Мороз невелик, а стоять не велит.
Придёт осень, за всё спросит.
Цыплят по осени считают.
От осени к лету поворота нету.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
Ноябрь — сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной брат.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна да осень — на дню погод восемь.
В ноябре зима с осенью борется.
Дважды в год лето не бывает.
Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
От осени к лету поворота нету.
Будет зима — будет и лето.
Декабрь — шапка зимы, июль — макушка лета.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Лето — припасиха, зима — прибериха.
4. Вспомни своё любимое стихотворение о природе. О каком оно времени года?
Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
Автор запечатлел своих героинь стоящими на зелёной лужайке перед деревянным домом. Спокойный кофейный оттенок здания резко контрастирует с яркими весенними красками. Девочки в лёгких светлых платьях расположились друг напротив друга. Старшая сестра, изображённая по центру лицом к зрителю, готовится бросить младшей красный мяч.
Девочек окружают пышные яблони, ветви которых усеяны крупными белыми цветами. В лазурном небе над садом ярко светит солнце и плывут пушистые облака. Вдали виднеются очертания других дачных построек.
Вариант 2 — Подробно
19 предложений/ 237 слов
Подруги, а скорее сёстры, расположились напротив деревянного дома, имеющего спокойный кофейный оттенок. С этим оттенком контрастирует насыщенный цвет зелёной травы во дворе и благоухающие белыми цветами пышные яблони. Ароматные весенние деревья окружают главных героинь картины, создавая на холсте яркую радостную атмосферу. Дополняют её потоки ласкового солнечного света, струящегося с высоты чистых лазурных небес.
Не удивительно, что таким погожим весенним днём девочкам захотелось выйти на улицу погулять. Героини захватили с собой красный мячик. Сейчас его держит в руках старшая сестра, стоящая прямо посреди зеленеющей поляны лицом к зрителю.
Девочка одета в лавандовое платье с тёмной окантовкой, а её длинные каштановые волосы заплетены в аккуратную косу. Художник намеренно не прорисовывает черт лица героини, оставляя зрителю простор для воображения. Нам заметен лишь только свежий румянец молодости на пухлых детских щеках.
Младшая сестра изображена на переднем плане справа, спиной к зрителю. Она одета в белоснежное детское платьице с ажурным бантом на спине и голубые колготки. Героиня сама похожа на маленький весенний цветок.
Вдали виднеются очертания других дачных строений и многочисленные кроны деревьев, пышно цветущих этой волшебной майской порой. На полотне преобладают оттенки зелёного цвета. Для написания стволов, земли и теней художник использовал тёплую коричневую палитру. Оживляют картину ослепительно белые бутоны, почти полностью покрывающие ветви растущих в саду молодых яблонь.
Нужно написать сочинение по картине Борисова-Мусатова «Майские цветы», 4 класс.
Сделать описание репродукции Майские цветы.
Рассмотрите репродукцию, составьте текст по картине. Что на ней изображено, какие впечатления производит полотно, понравилось оно вам или нет.
Картина Борисова-Мусатова «Майские цветы» пронизана сочной весенней зеленью и ярким солнечным светом.
Художник изобразил погожий весенний день. На переднем плане видим весенний сад с цветущими белым цветом деревьями, молодую зеленую траву. В саду играют с мячом две девочки, одетые в белые платья. Хорошая погода и солнечное тепло способствуют их веселому настоению.
Рядом находится дом, привлекающий внимание окнами со ставнями. Еще дальше видим другие дома.
Картина очень светлая и позитивная, от нее веет теплом и спокойствием.
Картину «Виртуоз» Николай Богданов-Бельский написал в 1891 году.
Николая Богданова-Бельского называют «живописцем русской деревни». Он написал много пейзажей и натюрмортов, но больше всего любил рисовать детей.
Картина «Виртуоз» как раз из серии полотен о детях. Трогательно и с любовью Николай Богданов-Бельский изобразил группу детей, которые расположились в один солнечный день на полянке, под берёзами и с увлечением слушают юного музыканта, который играет на музыкальном инструменте. Художник изобразил детишек с такими чистыми, светлыми лицами. Он постарался придать каждому лицу свой характер, настроение.
Мальчик-музыкант вряд ли учился в музыкальной школе, наверное сам обучился игре на балалайке. Но как ответственно он музицирует перед своими сверстниками. Лицо девочки в красном платке слегка коснулась улыбка, она так внимательно и заинтересовано слушает мелодию.
Мальчик постарше, который стоит у берёзки, смотрит задумчиво вдаль, наверное звуки музыки его заставили что-то вспомнить, задуматься.
Для деревенских детей звуки музыки, которые юный музыкант извлекает, удивляют, чаруют, увлекают и для них это настоящее чудо.
Картина Николая Богданова-Бельского «Виртуоз» дарит нам сентиментальную красоту, неподдельную доброту, спокойствие, очарование природой и босоногими деревенскими ребятишками.
Василий Тимофеев «Девочка с ягодами»
На картине мы видим милую деревенскую девушку с миской ягод.
Девочка изображена до пояса. На ней одета белая рубашка с широкими длинными рукавами и синий сарафан с цветочками. Голова девочки покрыта красным платком, из-под которого видны русые волосы, разделенные на пробор.
Лицо девочки нежное и милое — большие серые глаза, маленький носик, пухлые губки и розовые щечки. Девочка простая и очень красивая. В руках она держин глиняную миску с ягодами.
На заднем плане видим деревья, видимо, там находится лес, где собраны ягоды.
Рассказ Бориса Полевого повествует о подвиге старика Матвея Кузьмина в годы Великой Отечественной войны.
Не побоявшись погибнуть, этот крестьянин, как в былые времена Иван Сусанин, отозвался провести врага скрытыми путями, но не в тыл нашей армии, а на место их погибели.
За ночь измотав немцев, Матвей Кузьмин, привел к тому месту, где оповещенные заранее партизаны подготовили засаду.
Ничто не предвещало для немцев беды. Утро было морозным, птицы спокойно щебетали, не выдавая присутствие партизан:
Вот только по этому «тявканью», Матвей Кузьмин понял, что отправленный им к партизанам внук Вася успел их предупредить, ведь в этой лесной непроходимой местности, мог быть только один пес — свирепый Шарик , побежавший за Васей к партизанам.
Использование описания птиц в рассказе, Борисом Полевым не случайно. На войне, где каждая мелочь и незначительная ошибка может привести к непредсказуемому результату, беззаботно чирикающие и добывающие себе корм птицы говорят о том, что партизаны сумели серьезно замаскироваться, не выдав себя и не вызвав никаких сомнений у немцев в их обмане.
Если бы птиц не было, то это как раз и было тем настораживающим фактором для немцев, что что-то не так.
Красивая и одновременно пугающая иллюстрация к сказке. Пугающая потому, что начинаешь волноваться а Ивана Царевича и Елену.
Главные герои мчаться сквозь лесную чащу на сером волке. их окружает жуткая местность. Черные деревья, с покрученными ветвями и стволами, густо поросшими мхом. Верный волк мчится изо всех сил, он уже устал, но не останавливается. Волк как раз перепрыгивает через небольшое болото, покрытое листьями и белыми цветами кувшинок. Также справа видны ветки цветущего дерева.
На этом темном мрачном и неприветливом фоне более светлыми золотистыми тонами, чтобы привлечь внимание зрителя, художник изобразил Ивана и Елену. Девушка печальна, она очень устала. Иван, напротив, настроен по боевому. Он хмурит брови, намекая на но, что Елену он не отдаст.
Советский художник К.Ф. Юон жил в Подмосковье, в деревне Лигачево и многие его пейзажные работы сотворены именно здесь.
«Зимнее солнце» было написано в 1916 году.
Нижняя часть картины устлана ровным слоем снега. Сверху, на фоне синего неба, наблюдаются редкие клочки пушистых облаков. Средняя горизонталь отображает стволы деревьев. Широко и высоко разошлись крупные ели с покрытыми снегом иглистыми ветвями. Хвойный лес, местами разбавлен высокими деревцами без листьев, через которые пробивается солнечный свет. Мороз заковал всё вокруг в ледяные оковы и всё это озарено солнцем.
В правой нижней части картины изображена некая сюжетная сцена. Рядом со стоящей в снегу санной повозкой, местный мужичок заканчивает укладку собранного хвороста.
Зимнее солнце отбрасывает длинные тени, а снег кажется несколько желтоватым.
В таком изображении, картина выглядит величаво, а залитое солнечными лучами пространство дарит зрителю ощущение собственного присутствия.
Многие художники изображают осень, но только у Борисова-Мусатова получилось изобразить не просто картину, а целую песню. Да-да, именно песню.
Ведь если в нее всмотреться, то можно услышать красивейшую тоненькую мелодию, исходящую из самого сердца природы.
Некоторым людям, картина может показаться простой и обычной. Но это совершенно не так! Ведь изображенная природа действительно очень красива. Умело подобранные краски, оттеняет небо разными цветами, а золото деревьев, отражается в зеркале спокойной и гладкой реки.
На заднем плане изображен лес. Художник его специально изобразил темным цветом, ведь осенний лес прекрасен и каждый его видит по-своему. И в этой картине, полет ваших фантазий безграничен. Вы можете представить его нежно золотым, в то время, как другому человеку он покажется волнительно серым.
Мне очень понравилась картина В.Э. Борисова-Мусатова, ведь в ней, можно услышать не только песню осени, но и отголоски своей собственной души.
Другие интересные картины ← Григорьев — Вратарь от первого лица вратаря↑ ДругиеМаторин — Дмитрий Донской →
Популярные сочинения
Борисов-Мусатов держался особняком, его не привлекали передвижники, академисты, авангардисты. Полотна этого художника проникнуты чистотой, грёзами о красоте и лирической грустью. Прожил он, к сожалению, только 35 лет и не раскрыл все свои возможности.
На переднем плане картины, по обеим её сторонам, расположены тонкоствольные берёзки над рекой. Они, будто раздвинутый занавес, открывают вид на реку, противоположный берег, дальний лес. Их жёлтая и оранжевая листва свисающих ветвей кажется текучим золотом. Неторопливая река отражает желтизну берёз и сиреневую хмарь неба.
Центр произведения — полоса того берега с заокским лесом. Берег невысокий, пологий, покрыт весёлой яркой зеленью. Загадочный лес в мареве пестреет жёлто-зелёным и лиловым цветом. Несмотря на пасмурный день, художник не допускает мрачности.
На картине изображены женские фигуры, среди которых три раза подряд можно узнать образ Надежды Станюкевич.
Полотно обладало колоссальным успехом. Оно было с восторгом встречено как публикой, так и критиками. На картине все так же не было изображено никаких действий, но несмотря на это, она очень эмоционально, живо передает чувства девушек, звуки окружающей природы. Даже блеск водоема с отражающимся в нем солнцем несет какое-то умиротворение, чистоту и добро.
Это был самый счастливый период в жизни художника. Любимая женщина теперь приняла предложение руки и сердца, стала женой Мусатова.
А в 1904 году родилась дочь – Марианна. Девочка впоследствии пошла по стопам родителей, она тоже была художницей.
Происхождение
Родился 14 апреля 1870 года в Саратове. Родители Эльпидифор Борисович и Евдокия Гавриловна, в недавнем прошлом крепостные, теперь причислены к мещанскому сословию: отец был мелким служащим в железнодорожном ведомстве. В 3-летнем возрасте Виктор получил травму спины при падении, с тех пор начались проблемы с позвоночником, рос горб. С детства мальчиком много занимался его дед, в дань любви к которому, повзрослев, Виктор от его имени образовал фамилию Борисов и присоединил её к своей родовой Мусатов. Так фамилия стала двойной.
Художник сам сравнивал эту картину с языческими понятиями. Женщины здесь подобно цветам, бутоны которых тянутся и раскрываются на солнце. Вдохновила живописца на создание этого произведения сама природа, обилие майских цветов, их пьянящий аромат, чарующий внешний вид.
Посмертная выставка художника
Это произведение является одним из самых узнаваемых в его творчестве. Здесь Борисов создает картину без какого-либо определенного сюжета. Изображая девушку, повернутую спиной к зрителям, идущую по вишневому саду, любующуюся красотами весенней природы. Произведение несет мечтательное, лирическое настроение, душевную теплоту и покой. Окружающая героиню природа кажется настолько живой, что глядя на полотно, просто погружаешься в гущу весеннего сада, чувствуешь на себе играющие солнечные лучи.
Первый успех
Страсть к созерцанию и рисованию
Болезнь, которая с годами усугублялась, наложила отпечаток на характер Виктора: он рос мечтателем и мыслителем. Примечательно, что в нём не было ни капли злости на мир и людей за то, что он не такой, как все. Любил уединяться в живописных уголках на берегу Волги и любоваться великолепными видами. В 6 лет начал рисовать, в 14 – поступил в реальное училище. С математикой и прочими точными науками не ладил, но рисованием занимался с удовольствием. Самозабвенно изучал доступные материалы о жизни и творчестве именитых живописцев, подолгу вглядывался в их картины из собраний саратовских музеев. Учителя Василий Коновалов и Фёдор Васильев обращали внимание на явное дарование своего подопечного и советовали ему учиться рисованию всерьёз.
Фотография в творчестве художника
Художественное училище
Виктор учился в Саратовском реальном училище, где преподавал Василий Коновалов. Учитель заметил в молодом человеке талант и научил его всем необходимым азам в живописи.
Затем, в 1870 году, художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), где работал известный художник того времени Поленов, но Виктор не задержался там надолго. Борисов поступил в Петербургскую Академию художеств, стал брать уроки у Павла Чистякова. К сожалению, петербургский климат негативно влиял на здоровье юного художника, и ему пришлось вернуться в Москву, снова восстановившись в училище.
Появление на свет художника
Виктор Борисов-Мусатов родился в городе Саратове, в 1870 году. Его дед был крепостным крестьянином, принадлежавшим помещику Шахматову. После отмены крепостного права, его отец стал камердинером у Шахматовых, ездил с барином по миру, затем – женился, стал бухгалтером на железнодорожной станции.
У родителей художника до его появления уже умерло четверо детей, не прожив и нескольких месяцев. Когда родился Виктор — счастью не было предела. Он был окружен любовью, заботой и лаской. Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник. У ребенка начал расти горб. Но судьбой ли, Богом ли, семье будущего художника был послан врач-ортопед, практикующий новые по тем временам методы лечения. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. Вмешательство грамотного доктора, безусловно, сыграло большую роль в жизни маленького Вити.
К сожалению, художник Борисов-Мусатов всю свою жизнь страдал от болей в спине, а хроническое воспаление позвоночника оказалось костной формой туберкулеза.
Последнее лето художника
Несмотря на то что имя художника было известно, он был очень беден. В 1904 году работы молодого российского таланта получили положительные отзывы и признание немецких, французских критиков. Но, к сожалению, на благосостоянии семьи Мусатовых это никак не сказалось. В. А. Серов был очень настойчив и влиятелен, картины не покупались ни коллекционерами, ни Третьяковской галереей.
Когда малышу было три годика, он навернулся со скамейки и получил тяжёлую травму позвоночника. Его могло парализовать, но будущий художник отделался искривлением с последствиями. Остаётся лишь догадываться, каково приходилось горбатому в семье бывших крепостных, как бы между прочим приписавшихся к мещанскому сословию. Уже в 16 лет он пишет не стыдную картину, рассматривая которую можно сказать, что саратовский преподаватель рисования был очень даже талантливым. Жаль, что про него почти ничего неизвестно.
Родился Виктор Борисов-Мусатов в апреле 1870 года. Славный город Саратов тогда был местом неспокойным: если не осада так губительная эпидемия Холеры. Много нехорошего за столетия с городом случилось. Саратовская студия изобразительных искусств (период обучения с 1884 по 1890 годы), высоко оценила старания юного дарования. Ему советуют подняться выше – поступить в Московское училище живописи.
И вот переезжает парень в Москву. Назначенное ему высшее заведение, вероятно, не отвечало запросам будущего живописца. Надо полагать, что в Саратове преподавали не хуже. Уже через год он переводится в Питерскую Академию художеств. Именно с этого периода жизни, он представляется (в том числе и подписывается) двойной фамилией: вторая часть производная от имени его деда – Бориса Мусатова.
Вы наслышаны о сыром климате северной столицы? И пусть не станет для вас удивлением, что болезнь позвоночника дала о себе знать. Борисов-Мусатов возвращается в Москву, продаёт на выставке одну из картин (Майские цветы) и на вырученные средства путешествует в сторону Северного Кавказа. Поправив своё здоровье, он на полноценных три года отправляется в Париж – к художнику и педагогу Фернану Кормону.
В том же году, в молодой семье Виктора и его жены Елены, рождается здоровая дочка – Марианна. Девочка просто каким-то чудом выживет. Она похоронит мать в земле нынешнего Артека, станет художницей (иллюстратором книг) и доживёт до 1991 года. Ей было 10 месяцев, когда ушёл отец… бросился спасать тонущего мальчика и простыл. Однако такова местная легенда. Скорее он просто осенним днём катался (возможно плавал) в холодных водах Оки и подхватил простуду.
Мусатовский косогор – это высокое и живописное место над рекой, где после кончины в октябре 1905 года и похоронен Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Его здесь не забывают. Отчасти благодаря дочери, которая не позволила наследию своего отца угаснуть. Ему было 35… да, наверное, зря он остался в Тарусе. Бедный художник ждал, когда к нему приедут и закажут ну хоть что-то! Пожалуй, это была его ошибка.
В сравнении с конкурентами из больших городов России, он был не выдающимся. Не знаю, какой гонорар мог затребовать Виктор. Можно сказать однозначно – место выбрал красивое, но далёкое как для потенциальных заказчиков, так и опытных медиков. Если желаете его репродукцию себе в гостиную, пишите нам в инстаграм (ссылка в описании профиля), на почту или телефон (можно в WhatsApp), сориентируем по цене исходя из размера и масштаба полотна. Или вы тоже считаете, что его работы недостаточно хороши в сравнении?
Читайте также:
- Что значит свободный выбор сочинение
- Профессия правоохранительная деятельность сочинение
- Сочинение серого в интерьере гостиной
- Если бога нет то существование его желательно сочинение
- Его поэзия одушевляет природу сочинение
«Майские цветы», Виктор Борисов-Мусатов — описание картины
Год: 1894
Содержание статьи:
Описание картины:
Майские цветы — Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Холст, масло. 51 x 64 см
Во время учебы в Московском училище все каникулы Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов проводил в Саратовской области, где много времени посвящал написанию этюдов на природе. Готовые работы, которые он выставил на ученической выставке, имели большой успех, а картину «Майские цветы» сразу купили.
Весенний полдень. Пушистые облака плывут по синему небу. Улица залита солнечным светом. Очень жарко, распахнуты окна большого деревянного дома, выкрашенного в спокойные кофейно-серые тона. Рядом с ними пышно цветут молодые невысокие яблони. Белоснежные цветы создают неповторимый изысканный ажурный узор среди серебристо-зеленой листвы. Зеленая сочная трава мягким густым ковром покрывает землю.
Две девочки играют перед домом. Справа, почти отвернувшись от зрителя, стоит младшая, одетая в платье с широким отложным воротником из белой ткани с мелкими узорами. Каштановые волосы заплетены в тугие маленькие косички, солнечный зайчик присел на маленькое ухо.
Напротив нее девочка постарше, в бледно-сиреневом наряде с черной отделкой по воротнику, поясу и рукавам. Медно-рыжие волосы убраны в высоко заплетенную косу. Нежное лицо разрумянилось. Подняв руки, она готовится кинуть подруге ярко-красный мяч.
Прозрачный воздух наполнен сладким, нежным ароматом. Слышно негромкое гудение пчел, да звонкий девичий смех нарушает сонную тишину.
Красок мастер использует немного. Темно-зеленые, почти черные, тени подчеркивают малахитовые и изумрудные оттенки травы, мягкое свечение белых одежд и нежных цветов. Теплые светло-коричневые тона домов и земли дополняют палитру. Единственное яркое пятно, сразу привлекающее внимание, – алый мяч.
Работа мастера очень напоминает манеру импрессионистов – мгновение, запечатленное на холсте, передающее радость весеннего дня, бодрость и счастье. Она наполнена светом и прозрачным пьянящим воздухом. Еще миг – и все изменится: полетит мяч, девочки сорвутся с места, и только цветущие яблони останутся стоять под яркими лучами полуденного солнца.
Другие картины Борисова-Мусатова
Рассмотри репродукции картин. Составь по ним рассказ, используя алгоритм на странице 98.
К. Юон. Русская зима
В. Борисов−Мусатов. Майские цветы
И. Левитан. Цветущие яблони
А. Пластов. Летом
В. Поленов. Золотая осень
reshalka.com
ГДЗ Литературное чтение 4 класс (часть 1) Климанова. страница 103. Номер №2
Решение
1. Картина К. Юона «Русская зима» написана в 1947 году. На картине видим типичный пейзаж русской зимы.
С пригорка открывается вид на заснеженную местность. Земля и деревья укрыты белым покрывалом. Но оживление в картину вносят люди. Кто−то гуляет с собакой, кто−то катается с горки на санках, кто−то едет на лошади. Люди заняты зимними делами и забавами. Вдали виднеются жилые дома.
Картина выполнена в белых и серо−голубых тонах, которые преобладают зимой. Люды смотрятся черными силуэтами, что привлекает внимание.
Мне картина К. Юона «Русская зима » очень понравилась. Она дарит ощушение легкости и радости, привлекает красотой зимнего снежного дня.
2. Картина В. Борисова−Мусатова «Майские цветы» написана в 1894 году, пронизана сочной весенней зеленью и ярким солнечным светом.
Художник изобразил погожий весенний день. На переднем плане видим весенний сад с цветущими белым цветом деревьями, молодую зеленую траву. В саду играют с мячом две девочки, одетые в белые платья. Хорошая погода и солнечное тепло способствуют их веселому настоению.
Рядом находится дом, привлекающий внимание окнами со ставнями. Еще дальше видим другие дома.
Картина очень светлая и позитивная, от нее веет теплом и спокойствием.
3. Картина И. Левитан «Цветущие яблони» написана в 1895 году. На картине художник нарисовал сад. На дворе уже весна. Земля в саду покрыта изумрудным ковром из молодой травы. В тени эта трава темно−зеленая, на солнечном месте − сине−зеленая и ярко−зеленая. В траве растут мелкие белые цветы. В саду растут яблони. Их ветви устремлены высоко вверх, они тянутся к небу. Ветви яблонь усыпаны белоснежными цветами. Зеленых листочков на ветвях совсем мало. Издалека их и не видно.
Яблонь в саду растет очень много. Их белоснежный наряд радует глаз. За садом стоит деревенский дом. Наверное, там живут хозяева этого прекрасного яблоневого сада. День на картине солнечный. Само солнце художник не нарисовал, но мы видим, как его лучи освещают сад, дом. Небо на картине синее, чистое.
Мне эта картина очень понравилась. И. Левитану удалось передать всю красоту цветения яблони.
4. Картина «Летом» написана А. Пластовым в 1954 году.
Картина запечатлела отдых мамы с дочкой на лесной полянке среди ясного, солнечного летнего дня. Под березой расположились сборщицы грибов и собака передохнуть в жаркий полдень. Сочные краски синей одежды мамы, красного платка девочки, желтого кувшина создают радостное настроение. В картине художника преобладают светлые, яркие тона и оттенки желто−коричневого, синего и зеленого цветов. Центр картины − лукошко, полное грибов; это определяет тему полотна, посвященного прославлению щедрости лета.
На зрителя картина производит освежающее впечатление, её лицезрение в зимний день согревает, напоминает о лете с его жаркой прелестью.
5. Картина «Золотая осень» написана В. Поленовым в 1893 году. На картине изображена река, которая, извиваясь, голубой лентой убегает вдаль. Левый её берег покрыт лишь травой, а правый − густо украшен деревьями.
Передний план картины раскрашен в желтые тона. Под лучами солнца трава уже сменила свой цвет с зеленого на золотистый, золотом покрыла осень и листья молодых березок на берегу. И только могучее дерево за ними, возможно это тополь, темным зелёным цветом оттеняет золото берёз.
Дальше, вдоль реки, осенние краски смешиваются, образуя переливы зеленого, золотистого, багряного и коричневого. Над рекой и деревьями простирается светлое небо, оно серо−голубое, густо покрытое белыми облаками. Небо и деревья на берегу отражаются в водной глади.
Художник изобразил красивый осенний пейзаж, которым хочется любоваться, смотреть на эту красоту широко раскрытыми глазами и наслаждаться теплотой осенних дней.
1. Чем К. Ушинский хотел поделиться с читателем? Определи главную мысль произведения.
Главная мысль произведения Ушинского «Четыре желания» заключается в том, что у каждого времени года есть свои положительные стороны и надо уметь их замечать и ценить. Рассказ Ушинского «Четыре желания» учит позитивно относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года.
2. Рассмотри репродукции картин. Составь по ним рассказ, используя алгоритм на странице 98.
К. Юон. Русская зима
В.Борисов-Мусатов. Майские цветы
И.Левитан. Цветущие яблони
А Пластов. Летом
В Поленов. Золотая осень
Рассказ по картине Пластова “Летом”
Перед нами картина Пластова “Летом”. На холсте изображены грибники, отдыхающие в тени берёз. С ними рядом лежит собака. У них полные корзины грибов, а значит они долго их собирали, устали и остановились отдохнуть. Женщина прилегла поспать, а девочка перебирает ягоды и складывает их в кружку. Перед девочкой стоит кувшин. Наверное, он тоже предназначен для сбора ягод. Вокруг путников густая зеленая трава. Чуть дальше находится освещенная солнцем полянка, а за ней тёмный лес, в котором полно грибов.
Картина вызывает приятные воспоминания о лете и на душе становится тепло и приятно.
3. Найди и выпиши в «Рабочую тетрадь» пословицы о временах года.
О весне:
Ласточка весну начинает, соловей кончает.
Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
Кто спит весною, мёрзнет зимою.
Весна красна цветами, а осень – снопами.
Март с водою, апрель с травою, а май с цветами.
Новый год – к весне поворот.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Где в апреле река, там в июле лужица.
О зиме:
Зимой без шубы не стыдно, а холодно; а в шубе без хлеба – и тепло, да голодно.
Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Кто спит весною, мёрзнет зимою.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
Будет зима – будет и лето.
Декабрь – шапка зимы, июль – макушка лета.
Новый год – к весне поворот.
Январь – году начало, зиме середина.
В ноябре зима с осенью борется.
Лето – припасиха, зима – прибериха.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Мороз невелик, а стоять не велит.
Об осени:
Придёт осень, за всё спросит.
Цыплят по осени считают.
От осени к лету поворота нету.
Весна красна цветами, а осень – снопами.
Ноябрь – сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной брат.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна да осень – на дню погод восемь.
В ноябре зима с осенью борется.
О лете:
Дважды в год лето не бывает.
Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
От осени к лету поворота нету.
Будет зима – будет и лето.
Декабрь – шапка зимы, июль – макушка лета.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Лето – припасиха, зима – прибериха.
4. Вспомни своё любимое стихотворение о природе. О каком оно времени года?
Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
Это стихотворение о весне.