Рассказ по картине неврева опричники

Н.Неврев, "Опричники", 1888 год, фото: upload.wikimedia.org

Н.Неврев, “Опричники”, 1888 год, фото: upload.wikimedia.org
Название Опричники
Страна, художник Россия, Николай Неврев
Год 1888
Жанр жанровая сцена, портрет, реализм
Находится Национальный музей изобразительных искусств, Бишкек, Кыргызстан
Материалы холст, масло

Картину “Опричники” написал русский художник Николай Николаевич Неврев в 1888 году.

Страшная невинная смерть

Автор – выдающийся живописец 19 века, признанный и критиками, и простыми ценителями прекрасного. 

Начав с написания портретов, он перешел к историческому жанру. К нему относится и картина “Опричники”, отображающая момент перед нанесением ранения Федорову-Челяднину. 

Боярин ранее был очень близок к царю и оказывал на него огромное влияние. Однако, несмотря на то, что Федоров был прекрасным воеводой и никогда не участвовал в дворцовых заговорах, после введения опричнины он начал терять благосклонность и уважение царя. 

Дело дошло до того, что Грозный заподозрил боярина в измене и приказал насильно переодеть его в царские одежды и посадить на трон. После чего царь преклонил колено перед слугой, а затем нанес серьезный удар кинжалом, который прятал за спиной.

На полотне ярко выделяется фигура Грозного в богато расшитых драгоценностями одеждах. 

Именно на него падает свет, позволяя увидеть бескрайнюю злобу и ненависть на лице правителя. Он вынес руку с кинжалом назад, приготовившись нанести первый удар. Федоров сидит на троне напротив царя, в тени, что мешает прочитать его эмоции. В руках у боярина находятся держава и скипетр, на голове – шапка Мономаха. 

Серые тона подчеркивают его смирение с ситуацией, готовность принять горькую незаслуженную смерть. Опричники, стоящие поблизости Грозного, склоняют перед ним головы, страшась еще больше разгневать. Стоящие сзади же, открыто смеются над несчастным боярином, ставшим некой безвольной куклой во власти царя.

У художника отлично получилось передать драматизм момента и двойственную атмосферу: ярость и насмешку со стороны высшей власти и обреченность, нежелание проявлять слабость со стороны преданного слуги. На холсте четко проработаны все мельчайшие детали: одежда, выражения лиц, падающий свет и тени. Такое детальное изображение лишь подчеркивает уровень мастерства Неврева.

Размеры картины – 104х152 см, она хранится в Государственном музее изобразительных искусств, в Бишкеке.

                                    Картина Николая Васильевича Неврева — «Опричники»

«Иван Грозный, русский царь, за свою жестокость прозванный «Васильевич»» 

Александр Дюма-отец.

* * *

Эта тема озвучена мной в видео, тема ниже:

Ссылка на видео: https://youtu.be/FAJJ30Kisio

* * *

Падение Казанского ханства подняло авторитет царя на недосягаемую высоту. На родину вернулись десятки тысяч русских рабов.

После Казани-то и получил 22-летний царь прозвище «Грозный», которое носил ещё дед его, Иван III.

Прозвище употреблялось исключительно в положительном смысле. Не случайно русский мыслитель того времени Иван Пересветов написал:

«А не мочно царю без грозы быти: как конь под царём без узды, тако и царство без грозы»

* * *

В 1553 году, сразу после взятия Казани, произошёл боярский бунт, а государя свалила странная болезнь — скорее всего отравили. Но кризис миновал и он простил мятежников. В 1554 году обнаружилась измена князя Семёна Ростовского с роднёй, была выявлена его связь с польским королём. Царь помиловал отступников. В 1563 году раскрылся заговор двоюродного брата государя — Владимира Старицкого. И опять Иван Васильевич простил злоумышленников.Ни к чему хорошему такое всепрощенчество не привело.

От безнаказанности знать обнаглела.

Началось открытое предательство, к неприятелям перебежали Андрей Курбский и ряд воевод. Неоднократно предпринимались попытки убить царя. Отравили его горячо любимую жену Анастасию. Боярская дума, которая по закону должна была судить представителей знати — покрывала разоблачённых изменников.

Требовалось выбирать — капитулировать перед боярами, отречься от престола или… Иван Васильевич нашёл выход, позвал верных ему слуг, вельмож и покинул Москву, остановившись в Александровской слободе, принялся собирать войска, напрямую обратился к простому народу, который горячо поддержал своего государя.

В январе 1565-го, опираясь на эту поддержку, самодержец ввёл чрезвычайный режим — опричину. Стал Грозным и для внутренних врагов.

Масштабы его репрессий принято сильно преувеличивать. Отечественные историки 19 века, начиная с Карамзина, увлекались западничеством, заимствовали чужеземные мнения и оценки. Для описания царствования Ивана IV предвзято использовалась только одна группа источников: опусы Курбского, других перебежчиков — Таубе и Крузе, померанца Шлихтинга, а также никогда в Москве не бывавших итальянца на польской службе Гваньини и пастора Одерборна…

Всё это представляло собой типичную пропаганду военного времени, рисующую образ врага — формировалась картина царства мрака, ужасов и тирании.

Многие авторы последующих эпох показали недостоверность, а то и явную ложь подобной информации. Добросовестные исследователи сплошь и рядом натыкаются на абсурдные казусы: «казнённые жертвы» оказывались впоследствии живыми, а сами факты «зверств» расползались по швам.

Самый наглядный пример — случай с известным военачальником Михаилом Воротынским. Согласно измышлениям Курбского, царь замучил его пытками в 1565 году. А Михаил Иванович Воротынский («казнённый») после этого налаживал охрану южных границ. В 1572-м разгромил крымцев и турок в битве при МОлодях. Умер в 1573-м в Кашине, где и был похоронен.

Никаких доказательств причастности царя к смерти святителя Филиппа Московского нет — напротив, факты говорят, что митрополит мешал оппозиции.

Сфабрикованной выглядит и версия об убийстве царевича. В то время, когда наследнику стало плохо, он и его отец находились в разных городах: Иван Грозный — в Старице, а Иван Молодой — в Александровской слободе. В XX веке химический анализ установил причины смерти обоих: они были отравлены, причём одинаковыми ядами, по одной и той же методике.

Существуют ли источники, рисующие Ивана Грозного в позитивном свете?

Сколько угодно, даже если не принимать в расчёт отечественные летописи. Михалон Литвин, будучи врагом России, очень высоко оценил особенности правления Ивана Васильевича, ставил его в пример литовским властям.

Неоднократно гостившие в нашей стране англичане Ричард Ченслор, Климент Адамс, Энтони Дженкинсон отзывались об Иване Грозном восторженно, отмечали любовь подданных к нему.

Венецианский посол Марко Фоскарино писал о нём как о несравненном государе, восхищался правосудием русского монарха, «приветливостью, гуманностью, разнообразностью его познаний» и отводил ему «одно из первых мест среди властителей» своего времени.

Сюда можно добавить отзывы итальянцев Тьяполо, Тедальди, Липпомало, австрийского посла фон Бухау. Те высоко ставили справедливость царя, «праведный суд», хвалили хорошее устройство и управление в России.

Дважды, в 1572-м и 1574-м (после опричины!) литовские паны и шляхта выдвигали кандидатуру Ивана IV на выборах короля. Жили рядом, хорошо знали, что происходило на Руси, и уж, наверное, не пожелали бы себе на голову сумасшедшего, кровавого тирана.

Если же принимать во внимание не голословную клевету, а факты, то следует отметить: непосредственно при введении опричины были казнены пять человек. Самая крупная кампания террора прокатилась в 1569-1570 годах. Но именно тогда выявилимасштабный, опутавший страну заговор. Положение России было тяжелейшим, в её пределы вторглись турки, крымцы, а изменники готовили удар в спину, пообещали польскому королю за помощь отдать Псков и Новгород. Произошло покушение на царя, от яда умерла его вторая жена Мария.

За эти злодеяния расплата была чрезвычайно суровой.

[В Сети иногда раздаются вопли: — А вы знаете сколько народу в Новгороде казнил ваш бесноватый Грозный? Но никогда не пишут — за что!]

В Новгороде, главном гнезде заговорщиков, казнили порядка 1500 человек (от 1490 до 1505 человек). После расследования на смерть осудили ещё 300, 184 из них Иван Грозный помиловал. Всего же за время его царствования было казнено от 4 до 5 тысяч человек, включая политических и уголовных преступников.

Много это или мало?

Эпоха 16 столетия была весьма жестокой, нормы морали сильно отличались от нынешних. Во Франции, тоже в ходе борьбы с оппозицией, только в акции Варфоломеевской ночи истребили, по разным данным, до 30 тысяч. Испанцы опустошали целые города, усмиряя восстание в Нидерландах. В Англии, в правление королевы Елизаветы, количество казнённых оценивается в 89 тысяч человек.

Покаравший предателей Иван Грозный спас государство от расчленения и гибели. Россия худо-бедно выдержала чудовищные удары и Османской империи, и западной коалиции во главе со Стефаном Баторием.

Итоги царствования Ивана Васильевича в целом впечатляют.Территория нашей страны выросла почти вдвое, численность населения выросла на 30-50 процентов.

Присоединение Казанского, Астраханского, а потом и Сибирского ханств открыло путь для дальнейшего расширения России на восток, до Тихого океана.

По указам и распоряжениям Ивана IV было основано 155 новых городов и крепостей, построено 40 храмов и 60 монастырей.

Грозный царь, разработав и издав Судебник, осуществил полную кодификацию русского права, провёл Стоглавый собор, упорядочивший правила церковной жизни.

При личном участии государя были прославлены десятки русских святых, в том числе Александр Невский, Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский, Иона Московский, Стефан Пермский и другие.

Иван Васильевич положил начало книгопечатанию на Руси, учредил две типографии, создал государственную почту, систему образования — сеть школ. Сыну Фёдору оставил богатую, могучую державу.

В народе об Иване Грозном сохранилась память как о суровом, но справедливом царе-батюшке, защитнике и от внешних врагов, и от произвола местных лихоимцев.

Да, он был жесток. Но ведь не случайно русский мыслитель того времени Иван Пересветов написал:

«А не мочно царю без грозы быти: как конь под царём без узды, тако и царство без грозы»

ИСТОЧНИКИ:

«Не мочно царю без грозы быти» Валерий Шамбаров, журнал «Свой»

Повелитель мук. Илья Носырев

* * *

«Иван Грозный казнил, а потом каялся … Бог ему в этом деле мешал. Нужно было быть еще решительнее»

Иосиф Сталин

* * *

В 1989 году, выполняя директиву Политбюро во главе с Михаилом Горбачевым, Российская Академия Наук поручила историку Виктору Земскову прояснить вопрос о реальном числе жертв сталинских репрессий с 1921 г. по 1 февраля 1954 г.

Реальные цифры сталинских репрессий:

Осуждено — 3 777 380 человек, в том числе к высшей мере наказания — 642 980 человек.

Это США попросили Горбачёва выяснить истинное число сталинских репрессий — так сколько же было осуждено — 100 млн, 60 млн, 30 млн, 10 млн — назовите точные цифры.

Виктор Земсков был допущен в архивы и результаты его труда полностью отбили интерес к теме сталинских репрессий в США.

США больше не муссируют тему сталинских репрессий, но внутри СССР, а затем и в России у местных либералов и русофобов — как было враньё о количестве сталинских репрессий в почёте — так и осталось.

Все эти факты взяты из книги — «Сталинские репрессии». Великая ложь ХХ века, автор Лысков Дмитрий Юрьевич.

Моё видео на эту тему:

Реальные цифры сталинских репрессий или Хватит врать на эту тему!

Ссылка на видео: https://youtu.be/y3ATJc_Z3og

* * *

На этом всё, всего хорошего, канал Веб Рассказ, Юрий Шатохин, Новосибирск.

До свидания.

Опричники.Картина Н. В. Неврева. Изображено убийство боярина И. П. Фёдорова (1568), которого Грозный, обвинив в желании захватить власть, заставил надеть царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал

Опричники.Картина Н. В. Неврева. Изображено убийство боярина И. П. Фёдорова (1568), которого Грозный, обвинив в желании захватить власть, заставил надеть царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал

3 декабря 1533 на русский трон воссел Великий князь Московский и всея Руси, первый царь России Иван IV Грозный. Первая половина его правления была продуктивной: царь начал созывать Земские соборы, при нём был составлен Судебник 1550 года, проведены реформы судебной системы и военной службы. Государственное правление также подверглось реформам: губная и земская реформы позволили внедрить в структуру элементы самоуправления.

Были успехи и во внешней политике. Россия покорила Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. К территории государства присоединились Башкирия и часть Ногайской Орды. При  Иване IV территория России увеличилась почти на 100%, а Русское государство стало по размеру больше всей остальной Европы.

Считается, что на Ивана Грозного сильное положительное влияние оказывала его первая жена Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева. После её смерти, вероятнее всего, её отравили бояре, у Ивана Васильевича стали проявляться параноидальные мысли и неоправданная жестокость. Ввиду неустойчивого психического состояния государя, вторая часть его правления ознаменована полосой неудач.

В 1560 году Иван Грозный разогнал Избранную раду и подверг опале её главных деятелей. Во внешней политике Россия понесла тяжёлый потери в Ливонской войне, сведя практически на нет первоначальные крупные успехи. Такие неудачи были связаны с перемирием Русского государства с  Ливонским орденом, которое дало последнему втянуть в конфликт на свою сторону ещё несколько государств.

Неудачи на военном поприще и вышеупомянутая боязнь измен побудили Ивана IV создать опричнину – личный удел государя, особая территория государства с собственным войском и государственным аппаратом. Доходы, приносимые опричниной, поступали в казну.

Причины введения опричнины:

«Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков)», 1912 г.

«Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков)», 1912 г.

Кроме неудач Русского государства в Ливонской войне из-за ненужного перемирия, царь был недоволен Избранной радой, своим неофициальным правительством, ещё из-за того, что её деятели видели большую прерогативу в завоевании Крыма, чем в занятии Балтийских берегов. Кроме этого, Алексей Адашев, один из участников рады, проявил чрезмерную самостоятельность во внешних отношениях с Литвой в 1559 году, за что и получил отставку.

15 января 1562 года Иван Грозный издал указ об ограничении вотчинных прав знати. Этим актом он ещё больше отдалил её от власти, уравняв с поместными боярами. Из-за этого указа представители знати начали предпринимать попытки бегства за границу.  Некоторые были прощены при попытке к бегству, некоторые получили за такое ссылку. Кое-кому удалось перебежать в Польшу. Самым известным беглецом остаётся Андрей Курбский, который прислал Грозному после бегства обвинительное письмо.

Первые доносы:

В 1563 году дьяк Владимира Старицкого, двоюродного брата царя, посаженный Владимиром в тюрьму, донёс о его измене. Дьяк утвеждал, что Старицкий предупредил полоцких воевод о намерении царя осадить город. Этот донос нашёл живой отклик у Грозного. Иван IV простил Старицкого, но лишил последнего части удела. А Ефросинью Старицкую, его мать, повелел постричь в монахини в Воскресной обители на реке Шексне, но позволил сохранить при себе прислугу, которую наделил несколькими тысячами четвертей земли в окрестностях, и боярынь-советниц. Также княгиня могла ездить на богомолья в соседние обители и заниматься вышивкой.

Горицкий Воскресенский монастырь. Место заточения Ефросиньи Старицкой

Горицкий Воскресенский монастырь. Место заточения Ефросиньи Старицкой

В 1564 году русское войско было разбито Великим княжеством Литовским на реке Уле. Это поражение стало толчком для начала казней тех, кого Иван Грозный считал виновными в поражении. Были казнены двоюродные братья князья Оболенские, Михайло Репнин, Юрий Кашин и известный воевода Никита Шереметев. 

Есть версия, что царь казнил боярина Кашина за то, что тот отказался плясать на балу в скоморошей маске, а Дмитрия Оболенского за упрёк опричника Фёдора Басманова в гомосексуализме: «Я и предки мои служили всегда с пользою государю, а ты служишь гнусною содомиею».

Начало опричнины:

3 декабря 1564 года государь, взяв казну, символы власти, личную библиотеку и иконы, с семьёй внезапно выехал из Москвы на богомолье. Посетив село Коломенское, он не вернулся в столицу, а, проскитавшись несколько недель, остался в Александровской слободе.

Коломенское

Коломенское

3 января 1565 года он объявил от своём отречении от престола в пользу старшего сына Ивана, мотивировав это гневом на бояр, церковных, воеводских и приказных людей. 

И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомольцев, на архиепископов и епископов и на архимандритов и на игуменов, и на бояр своих и на дворецкого и конюшего и на околничих и на казначеев и на дьяков и на детей боярских и на всех приказных людей опалу свою положил…, — Никоновская летопись.

После прочтения царского послания резко накалилась антибоярская обстановка в столице. Ввиду этого Боярская дума решила просить царя вернуться на трон, и через 2 дня в Александровскую слободу прибыло посольство во главе с арихепископом Пименом. Члены посольства уговорили Ивана Васильевича вернуться на царство. 5 января 1565 года государь принял решение создать опричнину.

Александовская слобода, центр опричнины. Фото сайта avangard-buro.ru

Александовская слобода, центр опричнины. Фото сайта avangard-buro.ru

В начале февраля Иван IV вернулся в Москву и 3 числа объявил, что вновь принимает на себя правление. Также он заявил о том, что будет свободно казнить изменников, подвергать их опале лишать имущества без печалований со стороны духовенства и учредит опричнину.

Псковский летописец описал такими словами новое явление:

«И потом, по грехом Руския всея земли, восташа мятеж велик и ненависть во всех людях, и междоусобная брань и беда велика, и государя на гнев подвигли, и за великую измену царь учиниша опричнину».

25 июля 1566 года, к посвящению в сан митрополита Филиппа, была подготовлена и подписана грамота, согласно которой митрополит обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять». Но 28 марта 1588 года в Успенском соборе Филипп не стал благословлять царя и потребовал отмены опричнины. В ответ на это опичники насмерть забили палками слуг митрополита, затем против Филиппа был возбуждён процесс в церковном суде. Филиппа лишили сана и сослали в Тверской Отроч монастырь.

Митрополит Филипп отказывается благословлять Ивана Грозного

Митрополит Филипп отказывается благословлять Ивана Грозного

После стало известно о заговоре, согласно которому земские бояре должны были сместить царя и посадить на трон его двоюродного брата – Владимира Старицкого, который сам и донёс на заговорщиков. Этот донос инициировал ряд казней. Кроме того был сослан в Коломну Иван Фёдоров-Челяндин. Он был очень популярен в народе своей неподкупонстью и честным разбором судебных дел. Незадолго до заговора он доказал свою верность Ивану Грозному, выдав подосланного ему человека из Польши с грамотами от короля. Опасаясь свержения, царь в начале сентября 1567 года попросил Елизавету I через британского посла Дженкинсона о предоставлении убежища. До сих пор не ясно была ли в этом заговоре замешана вся земщина, или же вся измена состояла в неосторожных оппозиционных разговорах.

Летом 1568 года Фёдоров-Челяндин был вновь обвинён в заговоре, якобы он пытался свергнуть царя с помощью своих слуг. Синодник опальных, составленныйпо указанию Ивана Грозного для поминания лиц, пострадавших во время его правления, содержит такую запись по поводу расправы: «Отделано (убито — жаргонизм опричников): Ивана Петровича Фёдорова; на Москве отделаны Михаил Колычёв да три сына его; по городам — князя Андрея Катырева, князя Фёдора Троекурова, Михаила Лыкова с племянником». Их поместья разгромили опричники и перебили всех слуг: «Отделано 369 человек и всего отделано июля по 6-е число (1568)».

«Репрессии носили в целом беспорядочный характер. Хватали без разбора друзей и знакомых Фёдорова-Челяднина, уцелевших сторонников Адашева, родню находившихся в эмиграции дворян и так далее. Побивали всех, кто осмеливался протестовать против опричнины», — советский и российский историк Руслан Скрынников.

В подавляющем большинстве случаев все казнённые были убиты даже без видимости суда, по доносам или оговрам под пытками. Царь сам ударил ножом Ивана Фёдорова-Челяндина, после чего опального боярина забили ножами опричники. 

Нередко приказы и пытках и казнях отдавались царём в храме. Историк Георгий Федотов описывал это так: 

…не отрицая покаянных настроений царя, нельзя не видеть, что он умел в налаженных бытовых формах совмещать зверство с церковной набожностью, оскверняя самую идею православного царства.

В 1569 году умер Владимир Старицкий. Согласно слухам, ему принесли чашу с отравленным вином, выпить которое, кроме него заставили жену и старшую дочь князя. Через некоторое время была утоплена мать Старицкого Ефросинья, которая неоднократно участвовала в бунтах против Ивана Грозного и которую он многократно миловал.

В декабре того же года Малюта Скуратов задушил бывшего митрополита Филиппа в Отрочем монастыре, так как он отказался благословить поход на Новгород. После этого убийства род Колычёвых, из которого происходил бывший митрополит, был подвергнут преследованиям: нескольких его представителей казнили по приказу царя.

Вид на Отроч монастырь

Вид на Отроч монастырь

Устройство опричнины:

Опричинина была учреждена по аналогии с монашеским орденом. Подчинялась она непосредственно царю, её центр был в Александровской слободе. Идеологической основой опричнины было «просеивание» жизни для отделения «добрых семян православной соборности» от «плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах». Иван Грозный был игуменом движения и исполнял ряд обязанностей, показывая своим воина пример благочестия: звонил к заутрене, пел на клиросе и молился с отдачей, во время общей трапезы вслух читал Священное Писание. Вторым после игумена был келарь, обязанности которого исполнял Афанасий Вяземский, пономарём был Малюта Скуратов. В полночь опричники были обязаны вставать на полунощную, в 4 утра – к заутрене, обедня начиналась в 8 часов. Богослужение занимало в день 9 часов.

В начале опричнины численность её воинов равнялась 1000 человек. Впоследствии их число увеличивалось, появились должности воевод и голов. Чёрными скуфейками и подрясниками опричники напоминали монахов, но, в отличие от них, имели право носить и использовать оружие. 

В опричнину принимали при условиях отсутствия родственных и служебных отношений со знатными боярами. При вступлении в ряды опричников, человек должен был принести клятву на верность царю и не общаться с представителями земства. Опричникам раздавали поместья в опричных волостях, прежних хозяев переводили в другие земли.

Опричное войско подразделялось на государев полк (аналог гвардии) и 4 приказа:

· Постельный, в обязанности которого входило обслуживание дворцовых покоев и предметов обихода царской семьи

· Бронный – ведал оружием

· Конюшенный, который смотрел за лошадьми хозяйского дворца и государева полка

· Сытный – обеспечивал опричников продовольствием.

Формирование войска опричников:

1565 является годом образования опричного войска, когда был сформирован отряд из 1000 человек. Позже количество человек в отряде достигло 6000. К Опричному войску также приписывались и стрельцы с опричных территорий.

Кроме обыкновенной опричнины была и особая, состоящая из 500-900 человек. Особые опричники были доверенными царскими порученцами; они выполняли обязанности охранников, разведчиков, проводили следствия и карали обвинённых. В Сытном, Кормовом и Хлебенном дворцах содержался собственный штат писарей, поваров и ключников. Охраняли эти дворцы особые стрелецкие отряды. 

Опричнине принадлежали около 20 городов с волостями, среди которых были Суздаль, Великий Устюг, Вологда, Вязьма, Козельск, Ведынь. В Москве некоторые улицы принадлежали исключительно опричнине: часть Никитской, Арбат, Сивцев Вражек, Чертольская.

Ливонские дворяне Таубе и Крезе утверждали, что опричники вешали собачьи головы на шею своим лошадям и метлу на кнутовище. Эти атрибуты означали, что они сперва кусали как, собаки, а потом выметали всё ненужное из страны. У учёных нет единого мнения, были ли у опричников мётлы и собачьи головы на самом деле, или же это всего лишь метафора.

Поход против Новгорода:

В декабре 1569 года Иван Грозный вместе с многочисленным войском решил пойти на Новгород, подозревая знать города в соучастии в заговоре Владимира Старицкого, который на тот момент был недавно убит. Также он полагал, что новгородцы хотят перейти к польскому королю. Город захлебнулся в крови из-за казней, которыми руководил Малюта Скуратов. Есть версия, что были убиты 10-15 тысяч человек (в Новгороде тогда проживало 30 тысяч). Также нужно учесть, что расправы проходили за пределами города.

Участь Новгорода царь готовил и Пскову, но ограничился казнью лишь нескольких псковичей и конфискацией их имущества. Также он приказал снять колокола с одного монастыря. В это время под царём пал его лучший конь. Это действие оказало на царя сильное впечатление.

Царь поспешно покинул в Псков и вернулся в Москву, в которой начал новую волну казней в поиске сообщников псковского заговора. В Переписной книге Посольского приказа сохранилось описание этих поисков: 

Столп, а в нём статейной список из сыскного из изменного дела 78-го (1570) году на ноугородцкого архиепископа Пимина, и на новгородцких дьяков, и на подьячих, и на гостей, и на владычних приказных, и на детей боярских, и на подьячих, как они ссылались к Москве…что архиепископ Пимин хотел с ними Новгород и Псков отдати Литовскому королю, а царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии хотели злым умышлением извести, а на государство посадити князя Володимера Ондреевича; и в том деле с пыток многие про ту измену на новгородцкого архиепископа Пимина и на ево советников и на себя говорили, и в том деле многие кажнены смертью розными казнми, а иные разосланы по тюрмам, а до ково дело не дошло, и те свобождены, а иные и пожалованы… …а подлинново дела, ис чево тот статейный список выписан, не сыскано, а приговор… и список за дьячьею пометою, хто как кажнен, ветх гораздо и изодрались, а большой статейный список ветх же.

Во время этой волны были схвачены представители земщины, котрые сохраняли влияние после расформирования «Избранной рады»: боярин и воевода Алексей Басманов с сыном Фёдором, дьяк Посольского приказа Висковатый, казначей Фуников-Курцев, опричный келарь Вяземский и другие люди. Всех их убивали изощарёнными способами: с Висковатова живьём срезали мясо, Фуникова-Курцева попеременно обливали кипятком и холодной водой, а его раздетую жену несколько раз протащили по туго натянутой верёвке. Домочадцы казнённых, около 60 женщин и детей утопили в реке Серой в Александровской слободе. Казни затронули 300 человек, 187 из которых были помилованы царём.

Московские казни 1570-1571 годов:

В этот раз Иван Грозный принялся «чистить» своё ближнее окружение. Царь начал казнить своих бывших любимцев: Басманова с сыном, Вяземского. Расправе подверглись несколько земских бояр. Вместе с ними в конце июля 1570 казнили ещё 200 человек. Людей умерщвляли, исплользуя раскалённые сковороы, печи, клещи, тонкие верёвки, которые перетирали тело.

Есть версия, что Иван Грозный лично принимал участие в казнях, а толпы опричников приветствовали это криками «гойда!». 

Боярин Козаринов-Голохватов принял схиму, чтобы избежать казни. Государь повелел взорвать его на бочке с похором, объяснив это тем, что схимники – ангелы и должны лететь на небо.

Московские казни 1570-1571 годов стали кульминацией деяний опричнины.

Конец опричнины:

В 1571 году Крымский хан Девлет-Герай выступил в поход на Москву и разорил столицу. Морально разложивщиеся опричники, привыкшие грабить и убивать местное население, продемонстрировали почти полное отсутствие боеспособности: против 5 земских полков был лишь один опричный. Остальные члены опричнины попросту не явились на войну. Увидев такое положение дел, Иван Грозный решил расформировать своё детище.

В 1572 году вновь начались казни. Царь уничтожал новый круг своих приближённых. После развода со своей очередной женой Анной Васильчиковой, он отправил на плаху четверых братьев Тулуповых с матерью (они породнились с Васильчиковыми), бояр Мансурова и Умного-Колычёва, его брата Фёдора сосолали в монастырь (на свальбе государя с Анной Васильчиковой было 34 гостей, 19 из них принадлежали роду Колычёвых). Элизеус Бомбелиус, в русских источниках Елисей Бомбелий, авантюрист из Вестфалии, маг и астролог Ивана Грозного, бывший его личным врачом, пытался сбежать от расправы за границу. Но его схватили, пытали и впоследствии казнили.

Казни затронули и церковных деятелей. Были убиты Евфимий и Иосиф – архимандриты двух придворных московских монастырей – Чудова и Симонова. Новгородского архиепископа Леонида обвинили в чародействе и уморили голодом. В связи с этим обвинением заживо сожгли 15 женшин, которые якобы ворожили по поручению архиепископа. Были выдвинуты обвинения против митрополита Антония и игумена Крутицкого монастыря в Москве Тарасия.

В 1575 году Иван Грозный поставил главой земщины крещёного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, венчал его венцом, ездил к нему на поклон. Иван Васильевич называл его великим князем всея Руси, а себя – государем князем Московским. Имене Симеона были подписаны некоторые грамоты, неважные по своему содержанию.

«Отрекшись» от престола, Иван IV взял себе удел и образовал удельную думу, которой управляли Нагие, Годуновы и Бельские. Царь в отставке продолжил распавы над прежними членами думы. По его распоряжению были казнены: Иван Бутурлин с сыном и дочерью, Дмитрий Бутурлин, князь Пётр Куракин, Никита и Василий Борисовы (родственники утопленной Ефросиньи Хованской, матери Ивана Старицкого), протопоп Архангельского собора Кремля Иван, дьяк Разбойного приказа Владимиров, дьяк Дворцового приказа Ильин. Головы казнённых были брошены во дворы митрополита Антония, воеводы Ивана Шереметьева «Меньшого», первого думского боярина Ивана Мстиславского, и главного земского дьяка Андрея Щелкалова.

Симеон Бекбулатович «возглавлял» земщину 11 месяцев. После этого государь выделили ему в удел Тверь и Торжок.

Сама опричнина официально не отменялась и, по факту, существовала до смерти Ивана Грозного. Но само слово вышло из употребления, и в официальной речи и документах стали произносить и писать «двор».

Последствия опричнины:

Опричнина создавалась с целью подорвать основы крупного боярства. Но этого не было достигнуто. Результат деятельности опричнины историк Ключевский описал так: «Современники поняли, что опричнина, выводя крамолу, вводила анархию, оберегая государя, колебала самые основы государства. Направленная против воображаемой крамолы, она подготовляла действительную».

По оценке историка Руслана Скрынникова, жертвами опричнины стали 4,5 тысяч человек, но его коллега Владимир Кобрин считает такое число заниженным. Также, по мнению последнего, было опустошено 90% страны, создавая впечатление, что земли пережили вражеские набеги. Многие помещики были вынуждены бросить свои владения, в которых уже и не было крестьян. Многие земли, разорённые опричниками, оставались незаселёнными в течение нескольких десятилетий.

Бегства крестьян вынудили царя принять меры для удержания их на местах проживания. Были введены заповедные лета – года, в течение которых крестьянин не мог уйти от своего помещика в Юрьев день (26 ноября по старому стилю, 9 декабря по новому). Такая мера спровоцировала ещё большую степень закрепощения крестьян.

Опричнина, действовавшая с 1565 по 1572 года, спровоцировала падение авторитета царской власти. Народ отказывался верить в то, что государь его защитник – правитель превратился в насильника, грабителя и душегуба. Система государственного правления, заложенная Иваном III и формировавшаяся несколько лет, была заменена примитивной и жёсткой диктатурой. Попирание Грозным православных норм и гонения на церковных лиц лишили смысла самопровозглащённую теологическую теорию «Москва – третий Рим», согласно которой Россия является преемницей Римской империи. Всё это привело к упадку нравственности в обществе.

Ряд историков считает, что деяния опричнины спровоцировали общественно-политический кризис, который через 20 лет после смерти Ивана Грозного привёл страну к Смутному времени.

Превратив политический вопрос о порядке в ожесточенную вражду с лицами, в бесцельную и неразборчивую резню, он своей опричниной внёс в общество страшную смуту, а сыноубийством подготовил гибель своей династии. Между тем успешно начатые внешние предприятия и внутренние реформы расстроились, были брошены недоконченными по вине неосторожно обострённой внутренней вражды, — В.О. Ключевский.

Также в моём журнале можно почитать об истории крепостного права: как оно было введено, развивалось и отменилось.

Historyscriber в:

· Вконтакте

· Одноклассниках

· Facebook

· Telegram

· Skype

· Twitter

Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. Автор: Николай Неврев.

Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. Автор: Николай Неврев.

История России насчитывает несметное количество талантливых художников, о которых говорили и говорят по сей день, восхищаясь их работами и мастерством. Да вот только о Николае Невреве, как бы прискорбно это не звучало, давным-давно позабыли. А ведь по сути его картины ничем не уступают тем, чьи авторы у мира на устах. Быть может, даже и превосходят именитые полотна своей выразительностью, драмой, накалом страстей и душевным терзанием застывшем в каждом взгляде и жесте.

Николай родился в 1830 году в Москве, и рано осиротев начал работать. Денег едва хватало на еду и предметы первой необходимости, но, тем не менее, будучи уже достаточно взрослым молодым человеком ему удалось поступить в художественное училище. Но и здесь, так сказать, судьба отвернулась от него. Из-за нехватки денежных средств, вынужденно покинув учебное заведение и став вольным художником, он начинает писать портреты на заказ, вскоре становясь весьма популярным по тем временам портретистом, привлёкшим внимание не только публики, но и критиков, безустанно говорящих о том, насколько глубоко-эмоциональны его работы. Постепенно переходя от одного жанра к другому, забывая о портретах, он с каждым днём всё больше и больше, проникаясь интересом к сценкам из русского быта, создал целую серию картин на эту тему. А в семидесятых годах полностью «отыскав» себя, Николай пишет первые полотна в историческом жанре, которые впоследствии становятся иллюстрациями в учебниках по истории. И всё бы ничего, но былая слава, угасая, вновь лишает художника денег, обрекая на жалкое существование, повлекшее за собой самоубийство…

Воспитанница. Автор: Николай Неврев.

Воспитанница. Автор: Николай Неврев.

Торг. Сцена из крепостного быта. Автор: Николай Неврев.

Торг. Сцена из крепостного быта. Автор: Николай Неврев.

Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III. Автор: Николай Неврев.

Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III. Автор: Николай Неврев.

Увещевание. Автор: Николай Неврев.

Увещевание. Автор: Николай Неврев.

Опричники. Автор: Николай Неврев.

Опричники. Автор: Николай Неврев.

Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением. Автор: Николай Неврев.

Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением. Автор: Николай Неврев.

Мочалов среди почитателей. Автор: Николай Неврев.

Мочалов среди почитателей. Автор: Николай Неврев.

Смотрины. Автор: Николай Неврев.

Смотрины. Автор: Николай Неврев.

Последние минуты митрополита Филиппа. Автор: Николай Неврев.

Последние минуты митрополита Филиппа. Автор: Николай Неврев.

Семейные расчёты (Раздел по наследству). Автор: Николай Неврев.

Семейные расчёты (Раздел по наследству). Автор: Николай Неврев.

Возвращение солдата на родину. Автор: Николай Неврев.

Возвращение солдата на родину. Автор: Николай Неврев.

Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым. Автор: Николай Неврев.

Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым. Автор: Николай Неврев.

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. Автор: Николай Неврев.

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. Автор: Николай Неврев.

Монахи. Автор: Николай Неврев.

Монахи. Автор: Николай Неврев.

Портрет М.И. Третьяковой. Автор: Николай Неврев.

Портрет М.И. Третьяковой. Автор: Николай Неврев.

Шут (Опальный боярин). Автор: Николай Неврев.

Шут (Опальный боярин). Автор: Николай Неврев.

Василиса Мелентьевна и Иван Грозный. Автор: Николай Неврев.

Василиса Мелентьевна и Иван Грозный. Автор: Николай Неврев.

Ян де Брай – был художником, вокруг которого витала слава, восторженные отзывы и толпы аристократов, жаждущих заполучить свой портрет от мастера с непростой судьбой.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

  • Рассказ по картине рожь шишкина
  • Рассказ по картине брюллова гадающая светлана
  • Рассказ по картине майские цветы борисов мусатов 4 класс литературное чтение
  • Рассказ по картине решетникова опять двойка 6 класс
  • Рассказ по картине богатырский скок 4 класс в васнецов