Составление рассказа по картине «Весна. Перелётные птицы»
Цель и задачи:
— Развитие связной речи;
-Развивать зрительное внимание и память;
— Продолжать закреплять у детей умение составлять рассказы по мотивам содержания картины;
— Продолжать закреплять умение внимательно рассматривать картину, перечислять изображённые объекты;
— Обогащение словаря детей (ледоход, перелётные, проталины);
— Продолжать воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарища, не перебивая его.
Методы и приемы:
Наглядные; практические (дидактическая игра); словесные (объяснения, пояснения); игровые.
Словарь: проталины, подснежники, верба – распускается, почки – набухают, лопаются, грачи, скворцы, ласточки – перелётные птицы; на реке — ледоход.
Предварительная работа: создание книжек-малышек с рисунками первых весенних примет, подбираем к каждой примете слова, отвечающие на вопросы: Что делает? Какой?
Материал: подзорные трубочки; мнемополоски; схемы- карточки.
Организационный момент.
Воспитатель собирает детей на ковре.
Воспитатель: Ребята, а какое время года у нас сейчас наступило?
Дети: Весна.
Воспитатель: А по каким приметам можно узнать весну?
Дети: Солнышко греет, снег тает, появляются проталины, на реке ледоход, на деревьях набухают почки, прилетают птицы и т.д.
Сюрпризный момент.
Слышится стук в дверь.
Воспитатель: Кто — то к нам стучится в дверь. Я пойду, посмотрю, кто к нам пришёл, а вы сидите тихо.
Встречаем гостя: Входит Хрюша с коробкой трубочек.
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришёл!
Дети: Хрюша.
Воспитатель: Здравствуй Хрюша, а как ты попал в детский сад?
Хрюша: Мне стало скучно дома одному, и я решил прийти к вам в гости в детский сад и принёс целую коробку трубочек.
Воспитатель: А как с ними можно играть?
Хрюша: Не знаю, я накрутил и всё.
Воспитатель: Ребята, а что можно делать с этими трубочками?
Дети: Пить, дуть, смотреть…
Воспитатель: И правда, эти трубочки похожи на подзорную трубу.
Хрюша, можно я раздам детям трубочки? Ребята, похожи эти трубочки на подзорную трубу?
Дети: Да, похожи.
Воспитатель: Я вам предлагаю сегодня рассмотреть картину, которую я приготовила для вас.
Хрюша, а ты хочешь посмотреть, как мы будем рассматривать картину?
Хрюша: Очень хочу.
Воспитатель: Тогда садись поудобнее и смотри.
Ребята, давайте возьмём наши подзорные трубочки и посмотрим на картину, но каждый из вас смотрит на свой кусочек картины. Повторять друг за другом нельзя и отвечать по очереди не перебивая друг друга. Берите свои трубочки и посмотрим в них на нашу картину.
Воспитатель по очереди спрашивает детей, что они видят на картине.
Дети: Я вижу девочку и мальчика; я вижу птиц; я вижу по реке ледоход и т.д.
Воспитатель выставляет на мольберт картинки, когда дети разглядят в трубочку картину.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, птицы прилетели, или улетают от нас?
Куда показывает мальчик?
Куда смотрит девочка?
Если сейчас весна, то одежда у детей какая?
Физминутка «Веснянка»
Солнышко, солнышко, (руки вверх)
Золотое донышко. ( кланяются)
Гори, гори ясно, ( хлопают в ладоши)
Чтобы не погасло. (хлопают в ладоши)
Побежал в саду ручей, (рукой проводим как течет ручей)
Прилетели сто грачей, ( взмахи руками, как крыльями)
А сугробы тают, тают, (приседаем)
А цветочки подрастают ( встают, руки поднять вверх)
Воспитатель: Садитесь на свои места, и поиграем в игру «Соединялки».
Посмотрите, как мы будем играть в эту игру.
Вот Рита сказала, что увидела девочку. Куда смотрит девочка?
Дети: Девочка смотрит на птиц. И т.д.
Воспитатель: Давайте превратимся в перелётных птиц и полетаем. Каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: Ласточка, скворец, грач.
П/И «Перелётные птицы»
Воспитатель: Садитесь на стульчики. А теперь послушайте, что я увидела на этой картине.
Рассказ воспитателя:
«Пришла весна. Мальчик и девочка пришли на берег реки. На реке ледоход. Мальчик показывает на стаю птиц. Это прилетели грачи.
Воспитатель: А кто хочет повторить мой рассказ?
Дети повторяет рассказ воспитателя.
Воспитатель: Молодцы.
Хрюша, а ты знаешь, как называется домик для скворца?
Хрюша: Знаю, будка.
Воспитатель: Нет Хрюша, ты неправильно сказал.
Ребята, давайте подскажем Хрюше как называется домик для скворца.
Дети: Скворечник.
Воспитатель: А давайте вместе с Хрюшей выучим стихотворение.
Послушайте, я вам прочту его.
«Мы не ели и не пили,-
Мы скворечник мастерили.
Очень в гости ждём скворцов,
Пусть выводят там птенцов».
Кто скажет, о чём это стихотворение?
Ответы детей:
Давайте выучим стихотворение с необычными картинками.
Посмотрите, какие они интересные. Для каждой строчки есть своя картинка.
Показ картинок (мнемополоски).
Воспитатель: Я буду показывать, а вы вспоминайте стихотворение.
Эти картинки помогли нам запомнить стихотворение.
Какие вы молодцы!
Хрюша, а ты запомнил стихотворение?
Хрюша: конечно запомнил.
Воспитатель: И ты Хрюша молодец!
Понравилось тебе у нас Хрюша?
Хрюша: Очень понравилось, я расскажу своим друзьям Степашке и Филе как у вас интересно. Досвидания ребята.
Дети прощаются с Хрюшей.
Воспитатель: Молодцы, как хорошо вы сегодня рассматривали картинку, рассказывали, строили предложения.
Погладьте себя по голове, вы молодцы.
Развитию у детей интереса к изучению дикой природы можно способствовать, рассказывая им о животных с самого раннего возраста. Окружающий мир уникален, есть жизнь не только на земле, но и в воде, и даже в воздухе. Так, перелетные птицы осенью и весной могут вызывать повышенный интерес и у детей, и у взрослых. Не упускайте эту возможность, подготовьте рассказ о перелётных птицах, не забывая о возрастных особенностях слушателей и разнообразьте его тематическими заданиями и играми.
Содержание
Начинаем рассказ о перелетных птицах
Почему птицы улетают в теплые края
Почему птицы возвращаются весной
Что еще важно знать о птицах детям
Все о перелетных птицах для дошкольников и младших школьников в играх и заданиях
- Стихи и рассказы детям о перелетных птицах
- Игры и задания
- 1 апреля — Международный день птиц
Начинаем рассказ о перелетных птицах
Современный ребенок, который вырос в урбанизированном обществе и достиг старшего дошкольного возраста, уже должен знать не только предметы, окружающие его, но и живую природу родного края. Вот только достаточно сложно рассказать малышу о том, чего он сам не видел. Именно поэтому стоит тщательно подготовиться к рассказу о перелетных птицах. Прежде всего, необходимо найти тематические картинки с названиями и изображениями не только перелетных птиц, но и зимующих, поискать в интернете звуки, которые они издают, их пение.
Попробуйте на одном ватмане собрать представителей перелетных птиц, а на другом — зимующих, только каждое изображение должно быть подписано.
Например, к перелетным можно отнести:
- зяблика,
- трясогузку,
- певчего дрозда,
- горихвостку,
- пеночку-теньковку,
- ласточку,
- лесного конька,
- малиновку,
- чибиса,
- жаворонка,
- иволгу.
А к зимующим:
- воробьев,
- ворон,
- синиц,
- снегирей,
- голубей,
- сов,
- дятлов,
- сорок.
Наглядность позволит детям не только пополнить словарный запас новыми названиями дикой природы, но и соотнести услышанное с конкретными образами.
Чтобы закрепить знания, можно сделать дополнительный ватман с изображениями пернатых, где и перелетные и зимующие птицы для детей будут собраны вместе. После того, как малыш познакомится со всеми летунами, пусть он сам расскажет, как называется каждая из них, какие птицы улетают на юг, какие остаются зимовать. Еще удобнее и интереснее выполнять это задание, используя магнитную доску большого размера.
Проводите беседу в виде диалога. Например, спросите: «Синица перелетная птица или нет? Где и когда ты её видел?» Вспомните вместе, каких птиц видели раньше, и почему некоторых тяжело увидеть днем.
Почему птицы улетают в теплые края
Интересно будет детям узнать и причины отлета пернатых. Расскажите о том, что птицы, которые живут в поле, на болотах и водоемах, улетают на зимовку, потому что водоемы замерзают, и они не могут найти пропитание, ведь лягушек и рыбу им не достать, также и в поле все грызуны прячутся глубоко в норы. Пернатые, что живут в лесу, зимой больше не могут найти насекомых, которые в студеную пору впадают в глубокий сон или умирают.
Расскажите ребенку интересные факты о птицах. Например, о том, что зимовать они летят на юг, выстраиваясь в определенные фигуры.
Птицы могут выстраиваться:
- прямым фронтом,
- скученной стаей,
- косяком,
- клином.
Перелет пернатых клином или другой фигурой имеет особое значение. Клин выстраивается по принципу: первыми летят сильные и взрослые, за ними самые младшие и слабые. Лидер группы показывает дорогу и, рассекая воздух, помогает слабым в полете.
Иногда в стае несколько лидеров. Они летят первыми по очереди, чтобы не выбиться из сил и не сбиться с курса. Замыкающие клин, постоянно издают звуки, подбадривая лидеров и подтверждая свое присутствие.
Найдите и покажите картинки полета птиц детям, еще лучше, если это будет видео. Общеизвестно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Летящие птицы — видео
Ребенку постарше можно рассказать, что перелетные птицы улетают не только в период наступления холодов, но и среди лета, что каждый вид семейства пернатых по-разному ведет себя перед полетом.
Птицы узнают о наступлении холодов и необходимости отлета не из газеты или новостей, их инстинкт более точен в прогнозах, чем средства массовой информации. Они всегда точно знают, когда начинать готовиться к длительному перелету, иногда даже они делают пробные полеты. Организм пернатых тоже готовится к длительным маршрутам. Он начинает перестраиваться, чтобы птица была готова к тяжелым временам.
Почему птицы возвращаются весной
Попробуйте узнать мнение ребенка, почему после зимовки пернатые возвращаются на родину. Ответ, в самом деле, прост: в теплых странах всем не хватит места и корма, чтобы свить гнездо и вырастить потомство. Птицы устроены так, что если условия благоприятны для выращивания птенцов, то выводок становится больше. Конкуренция среди видов погубила бы целые кланы пернатых. Именно забота о будущих птенцах, толкает хвостатых родителей преодолевать тысячи километров и возвращаться домой.
Что еще важно знать о птицах детям
Включите в свое сообщение о перелетных птицах и информацию о том, как они живут. Скворечники, гнезда из веточек на деревьях, из глины и веточек под крышами жилых домов, а также клетки – все это квартиры пернатых. Во время прогулок можно увидеть эти домики — не упускайте возможность показать их ребенку. Кроме того, юному натуралисту будет интересно не только увидеть, но и самому сделать скворечник.
Вы можете отметить вместе с детьми День птиц, который проходит 1 апреля. Подробнее об этом дне читайте ниже.
Устройте пикник на природе, возьмите с собой заготовленные скворечники и повесьте их на деревья. Расскажите, какие птицы могут выбрать этот домик для себя и своих птенцов. Среди них могут быть не только скворцы, но и воробьи, синицы, другие летуны, которым по размеру подойдет дом. Возможно в следующий раз, когда вы вместе навестите это место, там уже будут слышны голоса птиц.
Видеоурок «Перелётные птицы для детей»
Все о перелетных птицах для дошкольников и младших школьников в играх и заданиях
Для своих занятий и уроков вы можете подготовить различные практические задания для детей, которые дадут им начальные сведения о птицах и помогут развить их моторику рук и коммуникативные навыки. Используя небольшие призы для тех, кто хорошо справился с заданием и для победителей в соревнованиях, вы сможете побудить детей решать поставленные задачи с особым усердием.
Стихи и рассказы детям о перелетных птицах
Сейчас можно найти множество книг со сказками, стихами, загадками о перелетных птицах.
Вот небольшой перечень детских писателей и поэтов, которые писали о летунах:
- Михаил Пришвин,
- Корней Чуковский,
- Виталий Бианки,
- Дмитрий Кедрин,
- Апполон Майков,
- Борис Пастернак,
- Иван Тургенев.
Ребенку будет интересно послушать или прочитать интересные стихи и рассказы о птицах, после краткого знакомства с пернатыми. Выучите какое-нибудь стихотворение вместе с ребенком. Это поможет ему не только улучшить память, но и надолго запомнить ваш рассказ.
Игры и задания
Спокойные игры на тему птицы
- В Интернете есть множество раскрасок с изображением птиц, которые можно распечатать на обычном принтере. Дети могут раскрашивать их красками, карандашами или фломастерами разных цветов в зависимости от вида той или иной птички.
- Также можно использовать пазлы с изображением пернатых с деталями, как маленького, так и большого размеров.
- Можно попробовать устроить конкурс на лучший рисунок. Распечатав изображения нескольких видов птиц, разложите их на столах. Дети должны будут пользоваться этими картинками как образцами для того, чтобы самим нарисовать птичек на отдельном листе бумаги. Назначьте призы за лучший, самый творческий и наиболее реалистичный рисунок.
Игры на развитие внимания
- Используйте популярную игру «Мемори», сделав ее своими руками, для развития и обучения детей. Для этой игры необходимо распечатать на небольших карточках несколько видов птиц: по 2 изображения каждого вида. Чтобы сделать карточки более долговечными, заламинируйте их. Расположите карточки на поверхности изображениями вниз. Пусть дети подходят и по очереди переворачивают по две карточки. Победит тот ребенок, который найдет больше всего пар одинаковых птиц.
- Для другой игры на развитие внимания поместите изображения птиц на доску и попросите детей внимательно рассмотреть их. Затем дети должны будут закрыть глаза (например, отвернуться или, если они сидят за столами, опустить головы на его поверхность, предварительно сложив руки), а вы в это время уберете одну из картинок с доски. Когда они вновь посмотрят на доску, тот, кто первый поймет, какая из птиц пропала (улетела), получит небольшой приз.
Подкармливание птиц
- Дети вместе с родителями могут сделать кормушки для пернатых, которые потом повесят за окном своей группы или класса. Это даст возможность наблюдать за разными птичками, прилетающими к кормушке.
- Каждый ребенок может сделать кормушку самостоятельно, или вы можете разбить их на несколько групп. Положите сосновую шишку на лист вощёной бумаги и пусть дети обмажут ее ореховой пастой с помощью ножа или ложки. Другой ложкой обсыпьте шишку с арахисовым маслом птичьим кормом. Вы также можете использовать орехи или семена подсолнечника. Вместо шишки можно использовать, к примеру, большой мягкий крендель или чёрствый кусочек белого хлеба. Так же обмажьте его арахисовым маслом и посыпьте кормом.
Другие игры про птиц
- Можно устроить еще одну призовую игру по теме. Разложите по кругу на земле изображения птиц и включите музыку. По правилам дети должны ходить вокруг этих изображений и когда музыка остановиться, каждый должен встать на отдельную картинку и назвать вид этой птицы. Тот ребенок, который отгадал вид правильно, получает небольшой приз.
- Можно переделать традиционную игру «Горячая картошка», используя большую плюшевую игрушку в виде птицы и назвав эту игру «Горячая птица». Победитель может получить эту игрушку в качестве приза.
1 апреля — Международный день птиц
Каждый год в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» проходит Международный день птиц. Отмечается он 1 апреля. Именно в этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция по охране птиц.
В начале апреля перелетные птицы возвращаются домой с зимовок.
В России издавна праздновали возвращение пернатых, и одним днем праздники не ограничивались:
- Иванов день – день встречи перелетных птиц – 9 марта,
- Герасим-грачевник – день закликания птиц – 17 марта,
- 22 марта встречали жаворонков, закликая их с помощью обрядовой выпечки,
- отпускали птиц на волю 7 апреля, на Благовещенье,
- день ласточки – Юрьев день.
Во время возвращения перелетных птиц пекли жаворонков из теста, пели песни-заклички, развешивали домики для птиц. Кстати, предлагать пернатым искусственные гнездовья: скворечники, синичники, гоголятники из коры впервые начали именно в России.
С 1910 по 1941 год День птиц отмечался как массовый праздник, лишь в годы революции он был забыт. Он возродился благодаря московским юннатам в 1924 году. С 1928 года он отмечался уже во многих городах Советской России, широко освещаясь в СМИ. Великая отечественная война вновь прервала традицию до конца 40-х годов.
Долгое время День птиц был интересным, массовым праздником. Однако постепенно он стал официальным шаблонным мероприятием и к 70-м годам практически изжил себя. В 1994 году он опять становится массовым благодаря Союзу охраны птиц России.
К сожалению, городские жители равнодушно относятся к пернатым соседям, лишь иногда подкармливая. Немногие из нас делают птицам скворечники, вешают кормушки. В городах живут в основном воробьи, вороны, голуби и синицы.
Подготовку к празднованию Дня птиц в детских садах и школе можно начать заранее. Пусть ребята понаблюдают за птицами, живущими в городе, обратят внимание на то, каких больше всего, какая у них окраска, поведение, как они поют. По результатам наблюдения можно составить таблицу «Птицы вокруг нас».
- На уроке музыки дайте ребятам послушать пение птиц, поучите детей отличать разных представителей по их пению.
- На уроке окружающего мира к ребятам в гости могут прилететь пернатые гости и рассказать о себе: о повадках, среде обитания, пользе, приносимой птицами людям.
- К уроку чтения учим стихи про весну, находим загадки, пословицы и поговорки про птиц.
- На уроке рисования рисуем разных птиц и оформляем выставку рисунков «Перелетные птицы».
- На уроке труда делаем пернатых в технике оригами, а также мастерим птицам скворечники, которые потом можно повесить на пришкольной территории или около дома.
Завершить празднование Дня птиц, наверное, лучше всего на природе, — выехав на экскурсию в дендрарий, или парк, где вживую можно услышать пение птиц, увидеть, какие птицы там живут.
Подвести итог можно с помощью викторины, во время которой учащиеся еще раз расскажут о пользе, приносимой птицами, напомнят, почему их надо беречь и охранять, по пению определят вид птиц.
Заинтересовав ребенка, можно посеять семя любознательности и пытливости, что, несомненно, поможет крохе учиться на отлично и узнавать каждый день что-то новое.
Международный день птиц — видео
Цели:
- Образовательные. Обучение составлению
небольшого связного рассказа по сюжетной
картине, используя имеющиеся знания и
представления. Уточнение, активизация словаря по
темам: “Перелётные птицы”, “Приметы осени”. - Развивающие. Развитие связной речи,
совершенствование грамматического строя речи.
Развитие логического мышления, зрительной
памяти, внимания. Развитие общей моторики. - Воспитательные. Воспитание бережного
отношения к объектам живой природы.
Предварительная работа:
— Рассматривание птиц на картинках и
иллюстрациях.
— Составление описательных рассказов по
предметным картинкам о перелётных птицах.
— Чтение сказки В.М.Гаршина “Серая шейка”.
— Наблюдение за состоянием природы, за
перелётными птицами с воспитателем и родителями.
Материал к занятию. Предметные
картинки: перелётные и зимующие птицы.
Сюжетная картинка. Видеозапись.
Ход занятия
Организационный момент.
Логоритмические упражнения под музыку
(видеозапись).
Введение в тему.
Дети садятся на стульчики за столы.
Воспитатель: — Ребята, кого мы сейчас
изображали?
Дети: — Птиц.
Воспитатель: — А каких птиц вы знаете?
Назовите их.
Дети: — Я знаю… (дети перечисляют птиц)
Воспитатель: — Посмотрите у меня на доске
есть картинки с изображением разных птиц. А вот
сейчас мы узнаем, сможете ли вы догадаться о
каких из них прозвучат загадки. Слушайте загадки
внимательно, до конца и отвечайте только после
вопроса; кто из вас догадается поднимет руку.
Загадки:
Угадайте, что за птичка
Темненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста
Кто это? (Это ласточка?)
Черный, проворный,
Кричит “Крак”,
Червякам враг/
Кто это? (Грач)Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Кто это? (Синица)На шесте дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его… Как? (Скворец)Красавица птица,
Но не синица,
Длинная шея,
Белые перья.
Кто это? (Лебедь)
Воспитатель: — Молодцы. Вы очень
внимательны. А всех ли птиц вы назвали, которые
есть на картинках? Назовите остальных птиц.
Дети: — Журавль, утка, гусь …..
Воспитатель: — Ребята, что вы можете сказать
ещё про этих птиц? Какие это птицы?
Дети: — Перелётные (полные ответы).
Внимание!!! Игра “Назови птицу, которая
лишняя”. (Почему?)
Воспитатель: — Правильно, синица. Синица
– зимующая, а остальные перелётные. Почему их
называю перелётными?
Дети: — Улетают в теплые края, на юг.
Воспитатель: — Когда? Зачем?
Дети: — Осенью. Там тепло и много еды
(насекомых).
Воспитатель: — Что будет с ними если они
останутся?
Дети: -Замерзнут, умрут от голода.
Воспитатель: — Молодцы!
Физминутка.
Лебеди летят Крыльями машут |
— плавные движения руками с большой амплитудой |
Метнулись над водой Качают головой |
— наклоны вперёд |
Прямо и гордо Умеют держаться |
— стоят прямо вытянув шею |
Очень бесшумно На воду садятся |
— бесшумно приседают опустив руки. |
Беседа по картине.
Ребята, у меня для вас сюрприз. На нашем
чудо-дереве появился какой-то конверт, на нем
написано для детей гр. № 7.
Вас приглашают на конкурс – “Самый
наблюдательный”
Воспитатель достаёт картину и размещает на
мольберте перед детьми (картина должна быть
хорошо видна детям).
Воспитатель: — Посмотрите внимательно на
картину, чтобы ответить на мои вопросы!
Установка ( планируем вопросы к картине).
Воспитатель: — Кого вы видите на картине?
Дети: — (полные ответы детей).
Воспитатель: — Куда пришли ребята?
Дети: — (на пруд, к реке)
Воспитатель: — Что они делают?
Дети: — (Мальчики в центре, девочки слева…)
Воспитатель: — Хорошо поступают дети?
Дети: — (Да, они заботятся).
Воспитатель: — Какое время года изображено
на картине?
Дети: — Осень.
Воспитатель: — Как вы догадались? Какие
предметы осени вы ещё видите?
Дети: — (небо, вода, деревья, трава, отлет
птиц, дети тепло одеты)
Активизировать детей (несколько
детских ответов, воспитатель подсказывает,
стимулирует, помогает при необходимости).
— Какое настроение у вас вызывает эта картина?
— Как бы вы назвали эту картину?
— А теперь послушайте мой небольшой рассказ по
этой картине, который, я составила с помощью
ваших ответов.
Рассказ воспитателя.
- На картине поздняя осень.
- Листья с деревьев почти облетели.
- Перелётные птицы улетают на юг.
- Ваня с Катей тепло оделись и пришли к пруду
покормить уточек. - Скоро река замерзнет и утки тоже улетят на юг.
Воспитатель: — Понравился вам мой рассказ
по картине? Какое настроение вызывает у вас эта
картина? Почему? А сейчас ещё раз внимательно
посмотрите на эту картину. Постарайтесь
вспомнить мой рассказ и то, о чём говорили вы
(воспитатель даёт время ещё раз рассмотреть
картину). Кто из вас хотел бы нам рассказать о том
что нарисовано на картине. Может ваш рассказ
получится интереснее моего.
Рассказ 1-го ребёнка.
Итог.
Воспитатель: — Молодцы, ребята!
Понравилось ли занятие? Что запомнилось? Чем
занимались? Как мы с вами будем относится к
птицам?
Картина останется у нас в группе, на стенде. Вы
сможете рассмотреть ещё повнимательней и
подобрать к ней интересны, красивые слова и
предложения.
А на следующем занятии, мы с вами устроим
конкурс ваших рассказов по этой картине.
Приложение