Рассказ по картине семья ежей

Материал:Картина
«Семья ежей»; картинки с изображением животных и места обитания
различных животных.

Ход
занятия

1.
В. -ль:Загадываю детям загадку «Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,

иголок
очень много,

а нит(старшая
группа).

Задачи:Учить
детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни
диких животных (ежей) ; учить подбирать однокоренные слова;воспитывать умение
произносить слова со звуками с и з отчётливо и внятно, выделяя эти звуки из
слов, слова с этими звуками из фраз;произносить фразы на одном выдохе, а звуки
с и з в словах протяжно. Развивать внимание, мышления, восприятие, речи
ребёнка.

ки
ни одной»( ёжик)

Выставляю
картину «Семья ежей».

-Кто
нарисован на картине?

Дети:
На картине нарисована семья ежей.

В.
-ль:-Где живут эти ежи?

Дети:Ежи
живут в лесу.

В.
-ль:-А что находиться рядом с гнездом?

Дети:Рядом
с их гнездом стоит старый пень и протекает ручеёк.

В.
-ль:-Как вы думаете, какое время года изображено на картине?

Дети:
Лето. Почему? Вокруг зелёная трава, зелёные листья на кустах и деревьях,
поспела земляника, ползает много жуков.

В.
-ль:-Что делают ежата? Ежиха?

Дети:
Один ежонок пьёт воду из ручейка. Второй ежонок поймал червяка, жука, божью
коровку и думает, что ему съесть сначала. А третий ежонок встретил лягушку и
решил с ней поиграть.

В.
-ль:-Ежиха внимательно следит за своими детёнышами. В случае опасности она
предупредит ежат и все они свернуться в колючие шарики.


теперь давайте составим рассказ по этой картине. Заслушиваем 2-3 детей.

Физминутка:»Грибы
и ягоды»

Мы
с друзьями в лес пойдём (шагаем на месте)

В
лес пойдём.

Грибы,
ягоды найдём (наклоны туловища к правой и левой ноге)

Их
в корзинку соберём (имитация движений)

Покричим
в лесу:»Ау-ау»(руки рупором ко рту)

Эхо
там живёт в бору. (правую руку на поясе, левую к уху, наклоны туловища влево и

наоборот.

2.
Предлагаю детям произнести фразы:Су- -су-су-в лесу видели лесу;

за-за-за-прилетела
стрекоза;

зу-зу-зу-мы
поймали стрекозу.

3.
Дидактическая игра «Кто где живёт»

Материал:Картина
«Семья ежей»; картинки с изображением животных и места обитания
различных животных.

Ход
занятия

1.
В. -ль:Загадываю детям загадку «Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,

иголок
очень много,

а нит(старшая
группа).

Задачи:Учить
детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни
диких животных (ежей) ; учить подбирать однокоренные слова;воспитывать умение
произносить слова со звуками с и з отчётливо и внятно, выделяя эти звуки из
слов, слова с этими звуками из фраз;произносить фразы на одном выдохе, а звуки
с и з в словах протяжно. Развивать внимание, мышления, восприятие, речи
ребёнка.

ки
ни одной»( ёжик)

Выставляю
картину «Семья ежей».

-Кто
нарисован на картине?

Дети:
На картине нарисована семья ежей.

В.
-ль:-Где живут эти ежи?

Дети:Ежи
живут в лесу.

В.
-ль:-А что находиться рядом с гнездом?

Дети:Рядом
с их гнездом стоит старый пень и протекает ручеёк.

В.
-ль:-Как вы думаете, какое время года изображено на картине?

Дети:
Лето. Почему? Вокруг зелёная трава, зелёные листья на кустах и деревьях,
поспела земляника, ползает много жуков.

В.
-ль:-Что делают ежата? Ежиха?

Дети:
Один ежонок пьёт воду из ручейка. Второй ежонок поймал червяка, жука, божью
коровку и думает, что ему съесть сначала. А третий ежонок встретил лягушку и
решил с ней поиграть.

В.
-ль:-Ежиха внимательно следит за своими детёнышами. В случае опасности она
предупредит ежат и все они свернуться в колючие шарики.


теперь давайте составим рассказ по этой картине. Заслушиваем 2-3 детей.

Физминутка:»Грибы
и ягоды»

Мы
с друзьями в лес пойдём (шагаем на месте)

В
лес пойдём.

Грибы,
ягоды найдём (наклоны туловища к правой и левой ноге)

Их
в корзинку соберём (имитация движений)

Покричим
в лесу:»Ау-ау»(руки рупором ко рту)

Эхо
там живёт в бору. (правую руку на поясе, левую к уху, наклоны туловища влево и

наоборот.

2.
Предлагаю детям произнести фразы:Су- -су-су-в лесу видели лесу;

за-за-за-прилетела
стрекоза;

зу-зу-зу-мы
поймали стрекозу.

3.
Дидактическая игра «Кто где живёт»

Воспитатель
показывает детям картинку с изображением животных, а дети показывают картинку с
изображением мест обитания различных животных (нора, берлога, дупло и т. д.)

Похожие
записи:

Конспект занятия по развитию речи (средняя группа) Тема: Рассказывание по
картине «Кошка с котятами».

«Рассказывание по картине «Ежиха с ежатами» старшая группа


2

Как составить рассказ по картине «Ежи»?

Необходимо составить небольшой рассказ по сюжетной картине Ежи — Ежиха с ежатами для маленьких детей. Текст можно составлять описательный, добавлять информацию о ежах: чем питаются, какой образ жизни ведут.

Какими словами можно описать ежиху с ежатами на этой сюжетной картинке Ушаковой?

Рассказ по сюжетной картине Ежиха с ежатами

1 ответ:



17



0

Предлагаю такой рассказ для малышей.

У бабушки в саду появилась ежиха. Бабушка ей наливала молока, оставляла морковку, а яблоки ежиха сама ела под яблонями. Пришла осень, потом зима — в это время ежиха спряталась в норе и спала. А в начале лета она опять появилась в саду, только уже с крошечными ежатами. Их было трое. И хотя они были совсем маленькие, они уже были в колючих иголках и умели сворачиваться в шарик, если кого-то боялись.

Ежиха с ежатами смешно фыркали и пыхтели. Если ежонок отходил далеко от мамы, она его подталкивала своим носом и возвращала обратно.

Мы все лето наблюдали за этой семейкой. Мне было очень жалко, что ежата быстро растут. Например, я за лето вырос всего на три сантиметра, а ежата в августе стали почти, как их мама-ежиха. И они уже не ходили стайкой, а жили сами, как хотели. Но я заметил, что ежи не ели ягоды — ни клубнику, ни малину. Они пили молоко, ели пирожки, которыми я их угощал. А еще ловили в саду мышей. Но днем ежи спали, а к нам приходили только вечерами.

Читайте также

Две матери.

Владимир Егорович Маковский (1846-1920) родился в семье с богатыми культурными традициями и в своём творчестве много времени уделял обычным людям, заимствуя сюжеты из жизни, выбирая моменты, наиболее ярко характеризующие взаимоотношения людей.

На картине изображён момент, когда появившаяся мать мальчика, воспитывавшегося приёмными родителями, предъявляет свои права. Семья сидит за столом. Обстановка свидетельствует о материальном достатке. Стол с дорогой посудой накрыт белой скатертью. На окнах мы видим белые занавески и тяжелые шторы от пола до потолка.

За спиной, пришедшей крестьянки, одна из стен увешана картинами. Приёмные родители нарядно одеты: мать в белом платье с большим воротником, отец — отец в тёмном костюме.

Кроме того, в глубине комнаты изображена пожилая женщина в светлом платье, поверх которого накинута большая чёрная шаль, а на голове — белый чепец. Вероятно, это няня ребёнка.

В целом, картина отображает потрясение, испытывающее присутствующими, от появления родной матери. Это потрясение читается в позах и выражении лиц всех присутствующих. Мать когда-то отказалась от сына, а теперь, когда он подрос и способен помогать по хозяйству, она явилась за ним, возможно с целью вытребовать денег.

Крестьянка одета небогато. На голове красный платок, из под тёмной верхней одежды виден подол коричневой юбки и пёстрый передник. В одной руке женщина держит документ, в другой — узел с вещами.

Художнику удалось мастерски изобразить глубокие переживания людей в драматический момент их жизни.

Картина хранится в Самарском художественном музее.

На картине Лансере, признанного мастера исторической картины, изображены первые корабли построенные благодаря воле царя Петра- I. До этого, Россия практически не имела своего боевого флота, поэтому так важен был каждый спущенный с верфи корабль.

На переднем плане мы видим большой фрегат, наверное, это главный корабль, пока ещё маленькой эскадры. Он громоздкий и похоже сильно нагружен, так как глубоко «сидит» в морских водах. С противоположного от нас борта можно заметить нос прикреплённой шлюпки. Наверное, не так давно закончился шторм, море ещё не спокойное и тяжело вздымает большие тёмные волны, которые почти накрывают корабль. Лансере рисует морскую воду резкими, смелыми и большими мазками и можно почувствовать сколько силы в этих тёмных водах, с белыми барашками на гребне. На головном корабле ещё не распустили паруса после непогоды, как это сделали другие два. Но скоро по этим высоким и гладким, всё время качающимся мачтам, полезут матросы, по едва видимому трапу. Корабль должен плыть дальше.

Соседний, небольшой корабль уже расправил паруса и едва не черпая бортами воду и плюхая носом в воду, оставляя брызги, старается перестроится. Солдаты, которые находятся на маленьком судёнышке опасливо смотрят на пляшущие рядом с ними волны.

На дальнем плане картины можно видеть красавец фрегат, который совсем оправился после бури. Он ровно и величественно, распустив все паруса и с поднятыми флагами готов продолжать своё морское путешествие.

Ветер разогнал тяжёлые тучи и на картине можно видеть яркое голубое небо, пока ещё полуприкрытое светлыми облаками. Скоро маленькая эскадра соберется в боевой порядок и двинется вперёд, к грядущим славным победам!

В принципе я предупреждал о таком развитии ситуации в ответе на вопрос «Нужны ли БВ «безликие» вопросы?»и еще тогда предлагал решение — авторы разгаданных загадок «прибирают» за собой, то есть обращаются к модераторам с просьбой изменить формулировку вопроса на более конкретную. Тем не менее большинство предпочитает жить по принципу «Apres nous le deluge» — после нас хоть потоп, создавая проблемы и другим и даже иногда сами себе.

Поэтому в вопрос необходимо добавлять конкретики, указывая в вопросе или название картины, или ее автора, или место ее экспозиции, время написания, место написания и т.д.,например «Что изображено на картине «Мона Лиза»?», «Что изображено на этой картине Леонардо да Винчи?», «Что изображено на этой картине, хранящейся в Лувре?», «Что изображено на этой картине эпохи Возрождения?» и т.д.

Тем же, кто хочет сохранить в своем вопросе полную «безличность,таинственность и интригу», нужно через ЛС списаться с автором прошлого «безликого» вопроса-загадки и попросить его переформулировать свой старый вопрос, возможно даже предложив вариант «нового звучания». Главное, после того как и эта загадка будет разгадана, — не забыть прибрать за собой и переформулировать свой вопрос в максимально конкретную форму.

Картину Ф.П. Решетникова «Прибыл на каникулы» можно описать примерно так:

На переднем плане картины перед нами изображены мальчик и дедушка. Позади них девочка, которая накрывает праздничный стол. В углу поставлена наряженная ёлка. В целом в комнате ощущается праздничная атмосфера. Живописец передаёт нам праздничное настроение картины яркими красками. Практически каждая деталь этого полотна поднимает нам настроение: пёстрый ковёр, сверкающие на солнце ёлочные игрушки и искренне радостный и улыбающийся мальчик.

Мальчик возвратился домой после учёбы, вероятно в Суворовском училище. По его горящим от счастья глазам и улыбке можно догадаться, что он вернулся с хорошими новостями. Думаю, что своего деда он порадует своей отличной успеваемостью, хорошим поведением и другими заслугами. Он гордым жестом подносит руку к голове, как бы отдавая честь деду.

Дед конечно же очень рад за своего внука, ведь он им очень гордится и любит его. Очень может быть, что старичок даже прослезился, глядя на своего внучка, это слёзы от радости. Дед также с достоинством встал перед своим внуком, приветствуя его возвращение. Его переполняет гордость, что у него такой внук!

Судя по всему, мальчик прибыл домой на новогодние каникулы. В углу комнаты стоит украшенная бусами и игрушками ёлка. В этот праздничный предновогодний вечер они будут вместе загадывать желания и вручать друг другу подарочки.

Девочка, накрывающая на стол, судя по всему его сестра, она так же как и дедушка очень гордится успехами своего брата. Для неё он — защита и опора!

Вообще эта картина Решетникова очень трогательная. Художник заложил в неё целую историю из жизни. Вероятно, что мальчик со своей сестрой потеряли на войне отца и их мама работает, чтобы прокормить всю семью. Поэтому для деда его внук — смысл жизни, а для матери и сестры — защита, опора и поддержка! Глядя в глаза мальчика, можно догадаться, что в душе он гораздо старше своих лет, из-за пережитой войны, потери отца. Мальчик этот достоин подражания! На полотне картины мы видим двух настоящих мужчин. Дед принимает непосредственное участие в воспитании внука, наставлении его на верный в жизни путь. А внук в свою очередь, радует старика своими успехами и делает его счастливым.

Фёдор Павлович Решетников подарил потомкам один день из далёкого прошлого. День из жизни наших родных и близких. В те незапамятные времена люди умели искренне радоваться простым и незамысловатым вещам! А главное, это то, что художник продемонстрировал нам поколение, которым можно и нужно гордиться и ставить подрастающему поколению в пример!

Сначала напишите, что картина написана художником Бибилиным, который очень тонко подходил к изображению сказочных героев в своих картинах.

Далее опишите, что Вы видите на картине. На главном фоне, конечно же, перед нами сам Иван-Царевич. Бибилин здесь выбирает яркие краски, чтобы изобразить сказочного героя. Но рядом с ним, у его ног, еле заметна маленькая лягушка, которая держит стрелу в своих лапках. Но самое главное — не то, что это сцена из знаменитой сказки, самое главное здесь — те эмоции, которые удалось передать художнику. На лице Ивана-Царевича мы видим истинное удивление. Он удивлен видеть брошенную им стрелу в лапках лягушки-квакушки. Такие чувства, как удивление, не всегда удается изобразить художникам, но Бибилину это удалось!

Конспект занятия по развитию речи                                                          «Составление рассказа по картине «Ежи»

Тема «Составление рассказа по картине «Ежи»

Цель: учить детей составлять рассказ по картине.

Задачи:

— образовательные: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у детей знания о жизни диких животных; закрепить употребление предлогов в речи; закреплять умение подбирать антонимы;

— развивающиеразвивать умение грамматически правильно строить предложения;

-воспитательные: воспитывать интерес к составлению рассказов; воспитывать бережное отношение к живой природе.

Тип занятия: комбинированного типа.

Продолжительность занятия 25 минут.

Участники: дети старшей группы (5-6 лет)

Оборудование:

Демонстрационный материал: сюжетная картинка «Ежи» Ушаковой Е. С., игрушка еж.

Раздаточный материал: тарелочки с разрезными деталями ежа на каждого ребёнка.

Предварительная работа: рассмотрение иллюстраций с изображением ежей, беседа о жизни ежей летом.

Методы и приемы: беседа, демонстрация, объяснение, рассказ детей.

Ход занятия

Вводная часть.

Воспитатель. Ребята попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Н. Артюхова)

Дети отгадывают. Воспитатель предлагает обосновать отгадку.

Основная часть

Беседа о еже. Сюрпризный момент.

Воспитатель показывает детям игрушку ежа.

Воспитатель. Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный) Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать) Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата).

Игра «Найди ежа».

Воспитатель. Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, давайте попробуем его отыскать. Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался около стула. Ёжик взобрался на шкаф)

Работа по картине.

Воспитатель. Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закройте глаза. Воспитатель выставляет картину «Ежи». Открывайте глаза. Посмотрите, оказывается это не ёж, а ежиха, а с ней и маленькие ежата. Как можно назвать эту картину? («Заботливая ежиха»«Семья ежей»).

Вопросы по картине:

Какое время года изображено на картине?

Какая мама ежиха? Что она делает?

Какие ежата? Что они делают?

Какие насекомые изображены на картине?

Игра «Самый внимательный»

Воспитатель. А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы. Сколько ежат на картине? Какое насекомое сидит на бревне? И т. д.

Физкультминутка

Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы — опятки.

(ходьба на месте, повороты головы вправо и влево)

Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.

(прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он, вниз глядел,

(посмотреть вверх- вниз)

Сам тихонечко пыхтел.

(произнести «пых»«пых»«пых»)

Смотрел влево, смотрел вправо,

(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)

Вдруг увидел гриб на славу!

(закрыть и широко открыть глаза)

Оглянулся он ещё через левое плечо,

(руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)

Через правое ещё.

(повернуть голову вправо, посмотреть назад)

Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.

(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)

Составление рассказа по картине

Воспитатель дает задание придумать рассказ по картине «Ежи». После трех рассказов ответы оцениваются детьми с помощью вопросов воспитателя. Чей рассказ вам понравился больше? Как начинается и заканчивается рассказ? И т. д.

Игра «Собери ежа»

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам собрать ёжика из частей. У вас на столах лежат тарелочки с деталями ежа. Правильно располагайте все детали на листе. Проверка результатов работы.

Пальчиковая гимнастика

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (пальцы в замок)

На спине иголки очень – очень колкие. (поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, (повертеть вправо, влево)

А колючки тоже на ежа похожи. (поднимать и опускать пальчики)

На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, (сделать блюдечко ладошками)

Но не тронем колкие на спине иголки мы. (погрозить пальчиком)

Игра «Закончи предложение»

• медведь большой, а ёж… (маленький)

• Заяц пушистый, а еж … (колючий)

• Ёж спит днем, а охотится … (ночью)

• Белка живет в дупле, а еж … (в норе)

• У лисы лисята, а у ежихи … (ежата)

Заключительная часть

Подведение итогов.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Рассказывание по картине «Ежи»»

Цель: помочь учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.

Задачи:

  • Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных;

  • Правильно строить предложения;

  • Четко проговаривать слова.

  • Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине.
    Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине.

Ход ООД

  1. Организационный момент

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: «Привет!»

Солнцу: «Привет!»

Гостям всем: «Привет!»

Сегодня мы с вами будем много разговаривать, поэтому давайте разомнем наши язычки (артикуляционная гимнастика):

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

— Ребята, посмотрите, кто в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы? Куда же они нас ведут?

— Ребята смотрите вот конверт, кто же нам его оставил? Для этого нам надо отгадать загадку!

Из знакомой сказки
Катится клубок:
Хитренькие глазки,
Чёрненький носок,
Вся спина в иголках…
Тронешь – и  поймёшь:
Раз колюч, как ёлка,
Значит, это …1

— Ребята, как вы думаете, о ком говорится в этой загадке? (показ картинки ежика)

— А как можно ласково назвать ёжика, какой он? (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, смешной, забавный)

— Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать)

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

— Давайте теперь попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.

(Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф».)

— Покажите, как ежик пыхтит.

 (Дети произносят звукосочетания «пх-пх-пх».)

— Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями. Самуил Яковлевич Маршак написал про них замечательное стихотворение. Я начну читать, а вы мне помогайте закончить строчки

Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо…

Жили- были серый еж и его ….(ежиха)

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них — очень тихий …(ежик).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

Еж — отец, ежиха — мать и ребенок-… (ежик).2

2. Основная часть

— У меня для вас есть сюрприз — прекрасная картина. Она мне очень сильно понравилась, и я захотела показать её вам. (показ картины)

Кто нарисован на картине? (ежики).

— Ребята, давайте придумаем название этой картине (Семья ежей.  Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке… ).

 Нам нужно составить  рассказ по этой картине, рассмотрите  ее внимательно и ответьте на вопросы:

  1. — Что изображено на этой картине? (лесная полянка).

  2. — А какое время года? (ранняя осень)

  3. — Что нарисовано на полянке? (пень, трава, ягоды, жука, кузнечика, мох…).

  4. — Кого вы видите здесь? (ежей)

  5. — Сколько их (четверо). (Мама- ежиха и трое ежат).

  6. — Какая мама ежиха? (большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей…).

  7. -Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? (найти пищу, погулять, побегать, порезвиться…).

  8. — Какие ежата? (маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые).

  9. — Что делают ежата на полянке? (гуляют, ищут пищу, увидели жука, кузнечика…).

  10. — Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему? (да).

Физкультминутка (Слайд)

— Послушайте мой рассказ по картине «Ежи» (под музыку)     

— Понравился мой рассказ? (да).

— Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине.

— Ребята, чтобы вам легче было составить рассказ, я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину.

— Давайте рассмотрим схему:

  1. Сначала нужно описать лесную полянку, на которую мама ежиха привела ежат.

  2. Затем расскажите, какие ежата.

  3. Потом опишите маму ежиху.

 Теперь нужно рассказать про каждого ежонка, что делают на полянке:

  1. чем занят первый

  2. кого увидел второй ежонок

  3. и куда пошел третий.

  4. И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.

Заслушиваются по очереди 3-4 ребенка.

— Молодцы, ребята.

— Теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение» (с мячом):

Медведь большой, а еж-маленький,

Заяц пушистый, а еж — колючий,

Волк злой, а еж – добрый,

Еж спит днем, а охотится – ночью,

Белка живет в дупле, а еж – в норе,

У лисы-лисята, а у ежихи-ежата,

Один – ежонок, а много – ежата.

— В конце нашего занятия наш ежик хочет прочесть для вас скороговорку, а вы скажите, какой звук слышится в этой скороговорке («ж»),

Гриб большой ежихе нужен:

Ждут ежата гриб на ужин.

3. Итог занятия

— Хорошо,  давайте вспомним,  чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ по картине). Чей рассказ вам больше всего понравился?

О ком мы сегодня говорили, что новое и интересное узнали о ежах?

— Молодцы, вы все сегодня хорошо занимались. Спасибо вам за занятие! Мне, очень приятно было с вами поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы. Ребята , а еще в письме я нашла маленький сюрприз – раскраски с изображением ежика. В свободное время вы их раскрасите.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней», 28.10.2019 год.

Картина «Ежи»

Задачи: Учить детей составлять рассказ по картине «Ежи», придерживаясь плана; отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить предложения. Упражнять в подборе прилагательных, характеризующих животных. Развивать связную речь, внимание, память. Уточнить знания о жизни диких животных (ежей) в природе. Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: Картина «Ежи», мягкая игрушка ёж, указка, мяч, раскраски,

Активизация словаря: ежата, ежонок, ежиная, любящая, заботливая.

Предварительная работа: Чтение рассказов И.Акимушкина «Жил – был ёжик», И.Соколова-Миткова «Ежи», рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», загадывание загадок о диких животных.

Ход:

Построение в круг, минутка вхождения в день:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши)

Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии.

Он со всех сторон колючий,

На нём иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый, чёрный,

А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся, это… ёжик

Воспитатель: Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости.

Рассматривание игрушки-ежа.

Расскажите, какой ёжик? (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный). Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать) Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)

Игра «Найди ежа».

Воспитатель: Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, давайте попробуем его отыскать. Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик сел около стула. Ёжик спрятался за Диму. Ёжик взобрался на стол…)

Рассказ воспитателя о еже: Ежи обитают в лесу, живут они семьями, в норе. Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине чёрные.  Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые.  Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые. Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает –лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Кроме того, ежи – разносчики опаснейших для человека клещей.

Воспитатель: Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закрывайте глаза. Воспитатель выставляет картину «Ежи».

Открывайте глаза, наш ёжик в лесу. Посмотрите, оказывается это не ёж, а ежиха, а с ней маленькие ежата. Как можно назвать эту картину? (заботливая ежиха, ежиная семья) Какое время года изображено на картине? (лето) Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…) Какая ежиха мама? (большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.) Что она делает? (учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (маленькие, забавные, хорошие.) Что они делают? (один ежонок свернулся в клубок, наверное, чего-то испугался, другие стоят около мамы.) Какие насекомые изображены на картине?

Пальчиковая гимнастика:

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (пальцы в замок)

На спине иголки очень – очень колкие. (поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, (повертеть вправо, влево)

А колючки тоже на ежа похожи. (поднимать и опускать пальчики)

На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, (сделать блюдечко ладошками)

Но не тронем колкие на спине иголки мы. (погрозить пальчиком)

Игра «Самый внимательный». А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы. Сколько ежат на картине? Какое насекомое сидит на бревне?

Воспитатель: Послушайте мой рассказ по картине «Ежи». Однажды в теплый осенний день мама ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли травка и мох, лежал старый пень, было много ягод и разных насекомых. Ежата маленькие, колючие, любопытные и забавные. Они сразу разбежались по полянке. Мама ежиха наблюдает за своими ежатами и учит их добывать в лесу пищу. Ежиха большая, заботливая, любящая, охраняет от хищников своих ежат. Один ежонок повстречал на пне большого жука. Другой ежонок стал охотиться на зеленого кузнечика. Третий малыш заметил в траве червяка и поспешил за ним. Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.

– Понравился мой рассказ? Чтобы было легче рассказывать, давайте составим план рассказа:

Сначала нужно описать лесную полянку, на которую мама ежиха привела ежат, рассказать о маме ежихе, а затем про каждого ежонка, что они делают на полянке. Как можно закончить рассказ?

Заслушивается первый ребенок и проводится физкультминутка:

Ходит ёжик по полянке, ищет он грибы – опята.

(ходьба на месте, повороты головы вправо и влево)

Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.

(прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он, вниз глядел,

(посмотреть вверх- вниз)

Сам тихонечко пыхтел.

(произнести «пых», «пых», «пых»)

Смотрел влево, смотрел вправо,

(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)

Вдруг увидел гриб на славу!

(закрыть и широко открыть глаза)

Оглянулся он ещё через левое плечо,

(руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)

Через правое ещё.

(повернуть голову вправо, посмотреть назад)

Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.

(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)

Рассказывают еще 3-4 ребенка

Игра с мячом «Закончи предложение»:

Медведь большой, а еж-маленький,

Заяц пушистый, а еж – колючий,

Волк злой, а еж – добрый,

Еж спит днем, а охотится – ночью,

Белка живет в дупле, а еж – в норе,

У лисы-лисята, а у ежихи-ежата,

Один – ежонок, а много – ежата.

Итог.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? О ком мы сегодня говорили, что новое и интересное узнали о ежах? Чей рассказ вам больше всего понравился? Что вам показалось трудным?

Я приготовила для вас раскраски с изображением ежика.


03.11.2019 в 21:16. Рубрики: Занятия.

«Составление рассказа по картине «Ежи»
(с элементами технологии ТРИЗ)

Автор: Студеникина Надежда Ивановна

Организация: ГБДОУ детский сад №69

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Автор: Григорович Ольга Константиновна

Организация: ГБДОУ детский сад №69

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Цель: Обеспечить развитие умения детей составлять творческие рассказы по картине с элементами ТРИЗ.

Задачи:

Обучающие:

— учить подбирать признаки и действия к слову «ёж»;

— формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;

— формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней.

Развивающие:

— развитие связной речи, развитие коммуникативных способностей детей;

— расширять и активизировать словарь детей;

— развитие творческого и логического мышления.

— упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

Воспитывающие:

  • активизировать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным.
  • образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое. Оборудование и материалы: картина «Ежи» (серия «Дикие животные». Автор П.С. Меньшикова), игрушечный ежик, картинки следов ежа, алгоритм. Предварительная подготовка: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», С Маршак «Тихая сказка», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».

Методы и приемы работы с детьми: демонстрация наглядных пособий, рассказ педагога, рассказы детей, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации.

Методические приёмы:

Игровая мотивация.

Структура занятия:

Организационный момент: (5 минут)

— поиск неизвестного зверя по следам;

— загадка;

— дыхательное и имитационное упражнение «ёжик»;

— чтение стихотворения С.Я. Маршака с добавлением пропущенных слов;

Основная часть: (17 минут)

— рассматривание картины.

— игра «Подзорная труба»;

— игра «Вхождение в картину»;

— игра «Волшебная Рука, Волшебное Ухо и Волшебный Нос»;

— игровое упражнение » Вспомни и назови»

— физкультминутка;

— рассказ детей по картине;

Заключительная часть. (3 минуты)

— подведение итогов;

— скороговорка

Ход ООД.

  1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто то в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы? (Ответы детей).

Воспитатель: А как вы думаете, зачем они здесь? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю вам пойти по следам, и узнаем, куда нас ведут нас.

Воспитатель и дети идут по следам и находят корзину.

Воспитатель: Чтобы узнать, кто находится в корзине и кому принадлежат следы, нам нужно отгадать загадку.

Из знакомой сказки

Катится клубок:

Хитренькие глазки,

Чёрненький носок,

Вся спина в иголках…

Тронешь – и поймёшь:

Раз колюч, как ёлка,

Значит, это …(Ёж)

(Показ игрушечного ежа)

Воспитатель: Конечно это ёж. А как можно ласково назвать ёжика, какой он?

Дети: Маленький, колючий, шустрый, фыркающий, смешной, забавный.

Воспитатель: Что может делать ёжик?

Дети: Бегать, спать, есть, нюхать, топать.

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

Воспитатель: Давайте теперь попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.

Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф».

Воспитатель: Покажите, как ежик пыхтит.

Дети произносят звукосочетания «пх-пх-пх».

Воспитатель: Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями. Самуил Яковлевич Маршак написал про них замечательное стихотворение. Я начну читать, а вы мне помогайте закончить строчки:

Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо…

Жили — были серый еж и его … (ежиха),

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них — очень тихий …(ежик).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

Отец — Еж, мать — ежиха и ребенок-… (ежик).

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, слова, в которых отчетливо слышится звук «ж» (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики).

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а как же ёжик, как же ты попал в нашу группу? (Ответы детей) Воспитатель: Мне ёжик на ушко сказал, что его семья готовилась к зимней спячке: сгребали листочки в кучку, чтобы получилась удобная и теплая норка для сна. Решил насобирать листочков на иголки, свернулся клубочком, покатился, покатился, а когда снова встал на лапки, то увидел, что укатился в незнакомое мне место, а дороги назад не нашел. Бежал он, бежал, услышал голоса детей и решил, попросить нас помочь . Вы поможете мне найти семью? (Ответы детей).

Воспитатель: Но для этого нам нужно пойти в лес. Я предлагаю вам вместе с ежом отправиться в лес.

Воспитатель с детьми идут и произносят слова: Дружно друг за дружком мы пойдем и ежу семью найдём.

(Воспитатель выставляет картину «Ежи»).

Воспитатель: Ребята, смотрите какая перед нами красивая картина. Может это и есть семья ёжика. Давайте присядем на стульчики и рассмотрим её. Ребята, как вы думаете, где происходит это действие?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, а для этого у нас есть «волшебная подзорная труба». Возьмем в руки подзорную трубу и посмотрим на картину. Смотрим так, чтобы увидеть только один предмет, и помним правило: не называть тот объект, который уже увидели и назвали.

(Дети из рук делают трубу и смотрят на картину)

Воспитатель: Саша кого ты видишь? И так далее.

Воспитатель: Молодцы, сколько разных объектов увидели. Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине). Правильно, запомните правило: «Смотрю на картину и называю объекты».

Картина – это застывший пейзаж. Но, когда художник писал картину, на этом месте происходили какие-то действия. Ребята, а можете вы мне сказать какое время года в нашей картине? Ответы детей.

Воспитатель: Почему вы так решили? Ответы детей.

Воспитатель: А какая часть суток на картине? Ответы детей.

Воспитатель: А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину.

(Дети закрывают глаза)

Воспитатель: Откройте глаза, ребята, вот мы и в картине. И в гости к нам приходят Волшебная, Рука, Волшебное Ухо и Волшебный Нос, которые помогут услышать звуки, почувствовать запахи, ощутить рукой. Прислушайтесь внимательно, какие звуки вы услышали? Какие предметы могут издавать звук?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь вдохните запах. Какие запахи вы почувствовали? Ответы детей.

Воспитатель: А теперь представьте, будто вы, дотрагиваетесь рукой предмету, который вам встретился на пути, и ощутили его поверхность, какая она? Ответы детей.

Воспитатель: Каждая картина имеет основной цвет. Чтобы определить основной цвет, нужно отойти от картины, прикрыть глаза и посмотреть на нее сквозь ресницы. Какой цвет самый основной на нашей картине? Ответы детей.

Воспитатель: Вам нравится эта картина? Ответы детей.

Воспитатель: А какое у вас настроение, когда смотрите на картину?

Воспитатель: Каждая картина имеет название. Как можно назвать эту картину?

Дети: «Заботливая ежиха», «Ежиная семья».

Воспитатель: Ребята, а сейчас я ещё раз внимательно посмотрите на картину, постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы постарайтесь ответить на мои вопросы:

Игровое упражнение » Вспомни и назови»

Воспитатель: Сколько ежат на картине? Ответы детей.

Воспитатель: Какое насекомое сидит на бревне? Ответы детей.

Воспитатель: Какие ягоды растут на полянке? Ответы детей.

Воспитатель: Нам чём сидит жук? Ответы детей.

Физкультминутка «Ёжик»

Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы — опятки.

(ходьба на месте, повороты головы вправо и влево)

Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.

(прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он, вниз глядел,

(посмотреть вверх- вниз)

Сам тихонечко пыхтел.

(произнести «пых», «пых», «пых»)

Смотрел влево, смотрел вправо,

(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)

Вдруг увидел гриб на славу!

(закрыть и широко открыть глаза)

Оглянулся он ещё через левое плечо,

(руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)

Через правое ещё.

(повернуть голову вправо, посмотреть назад)

Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.

(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)

Воспитатель: Ребята, мы так много говорили и знаем о картине, что я думаю, сможем быстро составить рассказы. А поможем вам в составление рассказа – алгоритм (по технологии Триз)

Воспитатель вывешивает на доску алгоритм.

Заслушивается ответ 1-2 человек.

3. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего? Интересный ли получился рассказ?

(Дети говорят свою оценку)

Воспитатель: Рассказы получились интересными, законченными, вы четко произносили слова. Использовали красивые слова. Вы все молодцы! Хорошо потрудились.

Воспитатель: В конце нашего занятия, прежде чем ёжику отправится в свою семью, он хочет прочесть для вас скороговорку, а вы скажите, какой звук слышится в этой скороговорке («ж»).

Гриб большой ежихе нужен:

Ждут ежата гриб на ужин.

Воспитатель: Ёжик, говорит вам спасибо! И мне, и ёжику было очень приятно встретиться с вами, поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы.

Приложения:

  1. file0.docx.. 514,5 КБ

Опубликовано: 17.11.2021

Программное содержание:

— формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину;

-учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана;

— закреплять умение  при составлении рассказа опираться на схему-дорожку;

— воспитывать интерес к составлению рассказа по картине;

— развивать связную речь, учить отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить предложения;

— упражнять в образовании однокоренных слов от существительного ёж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

— развивать внимание, память;

— уточнить знания о жизни диких животных (ежей) в природе;

— воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:

Картина «Ежи», мольберт, указка, схема-дорожка, компьютер, мяч.

Активизация словаря: ежата, ежонок, ежиная, любящая, заботливая.

Предварительная работа:              

Чтение рассказов И.Акимушкина «Жил — был ёжик», И.Соколова-Миткова «Ежи», разучивание стихотворения «Трудолюбивый ёжик», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», загадывание загадок о диких животных.                                                                       

 ХОД:

(дети становятся  кругом)

Минутка вхождения в день:    

Доброе утро-птицы пропели

Добрые люди-вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам

Солнце встает и идет по делам.

Сегодня мы с вами будем много разговаривать, поэтому давайте разомнем наши язычки (артикуляционная гимнастика):

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

 (дети садятся на стульчики полукругом)

— Ребята, скажите, каких лесных животных вы знаете?

— Много живет в лесу животных,

а про кого говорится в этой загадке:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.   (Ежик).

(показ иллюстрации на ноутбуке)

— Правильно, ежи очень интересные животные. Живут они семьями, давайте назовем членов  семьи ежей:

папа-еж, мама-ежиха, детеныши-ежата, а если один малыш-то — ежонок.

-Ёжи обитают в лесу. Живут они в норах. Спина животного покрыта иглами.  Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые.  Маленькие ушки и хвостик.  Зубы острые.  Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Ежи приносят пользу — уничтожают вредителей, их нельзя обижать.

— Артем прочитает стихотворение

Трудолюбивый ёжик

 Вышел ёжик в лес чуть свет,

 Весь в иголочки одет,

 А иголочки крепки,

Держат яблочки-грибки,

 Ёжик хоть и невелик,

Но трудиться он привык.

Подберёт, засушит впрок

Вместе с яблочком грибок.

Вместе с яблочком грибок.

— Посмотрите, какую красивую, яркую картину я вам принесла.

Показ картины «Ежи». Кто нарисован на картине? (ежики).

— Ребята, давайте придумаем название этой картине (Семья ежей.  Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке… ).

 Нам нужно составить  рассказ по этой картине, рассмотрите  ее внимательно и ответьте на вопросы:

  1. — Что изображено на этой картине? (лесная полянка).
  2. — А какое время года? (ранняя осень)
  3. — Что нарисовано на полянке? (пень, трава, ягоды, жука, кузнечика, мох…).
  4. — Кого вы видите здесь? (ежей)
  5. — Сколько их (четверо). (Мама- ежиха и трое ежат).
  6. — Какая мама ежиха? (большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей…).
  7. -Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? (найти пищу, погулять, побегать, порезвиться…).
  8. — Какие ежата? (маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые).
  9. — Что делают ежата на полянке? (гуляют, ищут пищу, увидели жука, кузнечика…).
  10. — Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему? (да).

— Послушайте мой рассказ по картине «Ежи» (под музыку)     

— Однажды в теплый осенний день мама ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли травка и мох, лежал старый пень, было много ягод и разных насекомых.

 Ежата маленькие, колючие, любопытные и забавные. Они сразу разбежались по полянке.

 Мама ежиха наблюдает за своими ежатами и учит их добывать в лесу пищу. Ежиха  большая, заботливая, любящая, охраняет от хищников  своих ежат.

Один ежонок повстречал на пне большого жука.

Другой ежонок стал охотиться на зеленого кузнечика.

Третий малыш заметил в траве червяка и поспешил за ним.

Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.

— Понравился мой рассказ? (да).

— Ребята, чтобы вам легче было составить рассказ, я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину.

— Давайте рассмотрим схему:

  1. Сначала нужно описать лесную полянку, на которую мама ежиха привела ежат.
  2. Затем расскажите, какие ежата.
  3. Потом опишите маму ежиху.

 Теперь нужно рассказать про каждого ежонка, что делают на полянке:

  1. чем занят первый
  2. кого увидел второй ежонок
  3. и куда пошел третий.
  4. И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.

Заслушиваются по очереди 3-4 ребенка.

После рассказа первого ребенка –

физкультминутка: (под музыку)

Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил,
И к детишкам поспешил.

— Молодцы, ребята.

— Теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение» (с мячом):

Медведь большой, а еж-маленький,

Заяц пушистый, а еж — колючий,

Волк злой, а еж – добрый,

Еж спит днем, а охотится – ночью,

Белка живет в дупле, а еж – в норе,

У лисы-лисята, а у ежихи-ежата,

Один – ежонок, а много – ежата.

— Хорошо, и в конце  давайте вспомним,  чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ по картине). Чей рассказ вам больше всего понравился?

О ком мы сегодня говорили, что новое и интересное узнали о ежах?

— Молодцы, вы все сегодня хорошо позанимались и я приготовила для вас маленький сюрприз – раскраски с изображением ежика. В свободное время вы их раскрасите.

Автор: Киньябаева Гульназ Радисовна
Должность: воспитатель

Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №260
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину.

Задачи:

1. Образовательные. Продолжать учить детей составлять последовательный

рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.

Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в

подборе прилагательных, характеризующих животных; уточнить знания детей о

жизни диких животных (ежей) в природе.

2. Развивающие. Развивать воображение, словарный запас.

3. Воспитательные. Воспитывать интерес к жизни животных.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И гостям мы улыбнёмся!

2. Основная часть. Рассматривание картины и беседа по ней.

Воспитатель созывает детей в круг.

— Ребята, какое сейчас время года? (осень)

— Как называется осенний месяц? (октябрь)

— Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес

за ягодами, собирать цветы, травы. О каком времени я говорю? (лето). Ребята,

однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз

повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку:

Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. Колкий шар, не видно

ножек, Звать его конечно… (Ёжик)

— Как вы догадались, что это еж? (дети обосновывают ответ).

— Есть еще загадка про ежа. Вы мне поможете ее загадать (ребята

договаривают последнее слово в предложении):

ЛЕСОМ КАТИТСЯ КЛУБОК,

У НЕГО КОЛЮЧИЙ БОК,

ОН ОХОТИТСЯ НОЧАМИ

ЗА ЖУКАМИ И МЫШАМИ.

— Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или

ежик), мама -… (ежиха), дети. (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а

если один малыш – то… (ежонок). А сейчас нам надо сделать зарядку для глаз,

чтобы они лучше видели.

Пальчиковая гимнастика

Ежик, ежик колкий,

(Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки.

(Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они.

(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий,

(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.

Раз, и нет иголок.

(Пальцы складываются в замок)

Воспитатель выставляет перед ребятами картину «Ежи»

— Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. Вы

сами придумаете для нее название. Как можно назвать эту картину? (Ежата на

прогулке, Семья ежей, Ежи). Давайте составим рассказ по этой картине.

Воспитатель предлагает свое начало рассказа: «В теплый летний день ежиха

вывела ежат на прогулку к пню». Это лето? Не ошиблась ли я? А вдруг это осень?

А в лес ли вывела ежиха ежат? (дети объясняют).

Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую

детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по

лесу и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».

Д: Один ежонок, увидел бабочку и захотел с ней поиграть.

В: Да, правильно, и хоть ежонок маленький, он не испугался бабочки. Потому

что ежонок какой? (смелый, храбрый)

Д: Другой ежонок нашел улитку и, думает, что с ней делать.

В: Какой характер у такого ежонка? (ловкий, шустрый, любопытный)

Д: Третий ежонок нюхает травку, наверное, он ищет воды, чтобы попить.

После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-

нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа).

ОБОБЩЕНИЕ: Каждый ежонок нашел для себя занятие. Один ежик нюхает

травку, потому что ищет воду. Другой ежик смелый и любопытный (смотрит на

улитку) и думает можно ее съесть или нет. Третий ежик храбрый увидел бабочку,

и хочет с ней поиграть.

Педагог обращает внимание детей на ежиху и ежа и просит рассказать о них.

Д: Папа еж спит рядом.

Д: Ежиха смотрит на ежат.

В: Почему она наблюдает за ежатами. (волнуется, заботится)

В: можно сказать, что ежиха заботливая, внимательная мама.

В. Почему спит папа еж (он пришел с охоты, устал)

ОБОБЩЕНИЕ: Ежиха внимательная, заботливая мама. Она наблюдает за

ежатами. Чтобы с ними не случилась беда. Папа еж отдыхает он пришел с охоты

— Теперь нам осталось закончить наш рассказ.

Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи в лесу.

«Хорошо ежам гулять в лесу. Здесь их дом».

Физкультминутка «На водопой»

— Ребята, ежи – это какие животные? (дикие). А ведь в лесу кроме ежей живет

много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного

отдохнуть и поиграть в игру «На водопой»

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят

– У нас уже получилось составить рассказ о ежатах, мы рассказали и о ежихе и

еже, как чувствуют себя ежи в лесу. А теперь давайте расскажем обо всех вместе.

1. Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит

действие.

2. Чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры).

3. Потом расскажите про ежиху и ежа (ее занятие, ее характер).

4. В конце, расскажите о том, как чувствуют себя ежи (почему).

-Не забывайте в своем рассказе включать такие слова, как колючий,

любопытный, заботливая, внимательная., охотиться…

Заслушивается ответ 2-3 детей. Воспитатель помогает начать: «В теплый

летний день…»

— У вас получился замечательный рассказ. А теперь послушайте, какое

стихотворение о семье ежей написал С. Маршак:

Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его ежиха.

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них —

Очень тихий ёжик.

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребёнок-ёжик.

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ-топ-топ…

Спит давно народ лесной.

Спит и зверь, и птица.

Но во тьме, в тиши ночной

Двум волкам не спится.

Вот идут на грабёжи

Тихим шагом волки…

Услыхали их ежи,

Подняли иголки.

Стали круглыми, как мяч,-

Ни голов, ни ножек.

Говорят:

— Головку спрячь,

Съёжься, милый ёжик!

Ёжик съёжился, торчком

Поднял сотню игол…

Завертелся волк волчком,

Заскулил, запрыгал.

Лапой — толк, зубами — щёлк.

А куснуть боится.

Отошёл, хромая, волк,

Подошла волчица.

Вертит ёжика она:

У него кругом спина.

Где же шея, брюхо,

Нос и оба уха?..

Принялась она катать

Шарик по дороге.

А ежи — отец и мать —

Колют волчьи ноги.

У ежихи и ежа

Иглы, как у ёлки.

Огрызаясь и дрожа,

Отступают волки.

Шепчут ёжику ежи:

— Ты не двигайся, лежи.

Мы волкам не верим,

Да и ты не верь им!

Так бы скоро не ушли

Восвояси волки,

Да послышался вдали

Выстрел из двустволки.

Пёс залаял и умолк…

Говорит волчице волк:

— Что-то мне неможется.

Мне бы тоже съёжиться…

Спрячу я, старуха,

Нос и хвост под брюхо!

А она ему в ответ:

— Брось пустые толки!

У меня с тобою нет

Ни одной иголки.

Нас лесник возьмёт живьём.

Лучше вовремя уйдем!

И ушли, поджав хвосты,

Волк с волчицею в кусты.

В дом лесной вернутся ёж,

Ёжик и ежиха.

Если сказку ты прочтешь

Тихо.

Тихо,

Тихо…

3. Заключительная часть. Рефлексия.

— Ребята, посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем

вместе. Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть

своя семья. Скажите, чем на занятии вам больше всего понравилось заниматься?

О чем было трудно для вас рассказывать? О чем (о ком) легко? (ответы детей).

Спасибо за работу.

КОНСПЕКТ НОД   
                                                                                        

 ОО
«Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста.

                                                                       
Выполнила :Монахова В.Ф.

Тема: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО
КАРТИНЕ «ЕЖИ»

Цель:

Формировать
умение  самостоятельно составлять рассказ по картине, придерживаясь плана.

Задачи:

Формировать
умение детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о
жизни диких животных (ежей);

активизировать
в речи детей сложноподчиненные предложения;

воспитывать
умение понимать смысл образных выражений в загадках;

Материал. Картина «Ежи» (серия «Дикие животные», «Ежи»
из серии  Развитие речи в картинках:к«Программе развитие речи дошкольников»
О.С.Ушаковой); мнемотаблицы, разрезные картинки формата А4 в кол-ве

4 шт с уменьшиной
копией картины «Ежи», игрушка ёж.

Методы и приемы работы с
детьми:
 демонстрация наглядных пособий,
рассказ педагога, рассказы детей, загадывание и отгадывание
загадок, создание игровой ситуации

Ход: Дети сидят полукругом  на
стульях, перед ними мольберт с картиной, накрытой салфеткой.

1.

В: Ребята попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о
ком пойдёт речь сегодня на занятии.

Сердитый
недотрога живёт в глуши лесной,

Иголок очень много ,а нитки ни одной.(Н.Артюхова)

Д:
Это ёж.

В:Почему
вы так думаете? выслушиваю ответы детей.

В:Давайте
вместе со мной проговорим  чётко эту загадку

( артикуляционная гимнастика.)

Рассматривание ежа
(воспитатель показывает детям игрушку – ежа)
В:  Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости.

-Расскажите,
какой ёжик (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный)

-Что
может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать)

 -Назовите
семью ежей (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)

Игра «Найди ежа»

В: Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться,
попробуем его отыскать, берёт лист бумаги и прячет ёжика под лист

 -Где ёжик? (Ёжик
спрятался под лист. Ёжик стоит около листа. Ёжик
спрятался за лист…)

Интересные сведения о
еже

Ёж обитает в лесу. Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у
основания и на кончике, а в середине чёрные. Мех серого цвета. Мордочка
вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие
ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые. Общение ежей
происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший
слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко.
Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что
только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата.
Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и
другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от
хищников. Однако она не всегда помогает – лиса откатывает ежика в воду, чтобы
он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не
живут. Кроме того ежи – разносчики опаснейших для человека клещей.

2.Актуализация
знаний(Рассматривание картины)
Предлагаю нашего ёжика отпустить в
лес.

 Воспитатель:
Закройте  все глаза.( Выставляет картину «Ежи».)

Открывайте глаза.
Посмотрите, оказывается это не ёж, а ежиха, а с ней и маленькие ежата.

— Какое время года
изображено на картине? (лето)

-Почему вы так решили?
(зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…)

-Какая мама ежиха?
(Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.)

-Что она делает? (Учит
ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.)

-Что они делают? (Один
ежонок свернулся в клубок, наверное чего-то испугался. Другие стоят около
мамы.)

-Какие насекомые
изображены на картине?

Игра «Самый
внимательный»

А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно
посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем
я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы. Сколько ежат на
картине? Какое насекомое сидит на бревне? И т.д.

В:Как можно назвать эту картину? (заботливая ежиха,
ежиная семья)
. Оцениваю ответы детей.

Динамическая пауза с
элементами дыхательной гимнастики.

(все вдохи делаются
носом)

Ежик-смельчак.

Ветер елками шуршит. (Махи руками над головой, вдох, на выдохе длительно
произносим «ш-ш-ш»)

Ежик наш домой
спешит.
(Ходьба на месте,
ладошками трем друг об друга, вдох, на выдохе произносим «шур-шур-шур»)

А на встречу ему
волк.
(Руки по швам, встаем на
цыпочки, тянем голову вверх, вдох, произносим длительно «у-у-у»)

 На ежа зубами щелк.
(Изображают).

Еж иголки показал,
волк с испуга убежал
. (Бег на
месте, вдох, на выдохе произносим «ой-ой-ой

      4.      Воспитатель обращает  внимание детей на картину
«Ежи» Просит их подумать, как можно назвать картину. Оценивает ответы детей.

          Воспитатель
предлагает свое начало рассказа по картине:

«В теплый летний вечер
ежиха вывела ежат на лесную полянку. Это вечер? Не ошиблась ли я? А вдруг это
день?»
выслушивает ответы детей.

 Напо­минает, что
правильнее и результативнее рассматривать картину в определенной
последовательности, то есть по плану или по мнемотаблице.

Воспитатель:вот эта
таблица, показывает ее. Сейчас начну рассказ и буду рассказывать в такой
последовательности как изображено на таблице.

«В теплый летний вечер
ежиха вывела ежат на лесную полянку. Ежата разбежались по полянке, и каждый
нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».

5.После того как воспитатель выслушает всех желающих,
он пред­лагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах по мнемотаблице
по описанию животного (1-2 ответа).

Педагог обращает внимание
детей на ежиху и просит рассказать о ней.

Воспитатель обобщает
сказанное и дополняет ответы детей.

«Теперь нам осталось
описать полянку, — говорит воспитатель. — и закончить наш рассказ, выразив свое
отношение к увиденному, например: „Хорошо ежам в теплый летний вечер на
лесной полянке».

Игра «Собери картину
про ежей»
А сейчас я предлагаю вам собрать
картинки из частей. У вас на столах лежат конверты  с деталями нашей картины. Нужно
правильно расположить все детали, чтобы получилась целая картина на
листе.Проверка результатов работы.

6.Рефлексия :( осмысление)

-Чем сегодня занимались на
занятии?

-Что нам помогло составить
рассказы по картине?

-Кому это помогло?

-Какие знания нам сегодня
пригодились?

-Вы сегодня молодцы! И я
приготовила для вас ежат благодарности.(Раздаю детям картинки с ежатами)

Источники:

http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-ezhika.html  — загадка про ёжика

http://www.zoogirl.ru/post/1124/ 
— интересные сведения о ежике

О.С.Ушакова.  «Занятия по
развитию речи в детском саду.» Просвещение»М:1993г.

В.В.Гербова.Развитие речи
в детском саду.»Мозаика-синтез»М:2014г.

Скачано с www.znanio.ru

  • Рассказ по картине саврасова грачи прилетели
  • Рассказ по картине васнецова богатыри 4 класс литературное чтение
  • Рассказ по картине опять двойка 6 класс обществознание
  • Рассказ по картине рылова пейзаж с рекой
  • Рассказ по картине васнецова аленушка 2 класс