Сочинение-описание по картине Владимира Серова «Ледовое побоище»
Крупное, многофигурное полотно Владимира Александровича Серова «Ледовое побоище» раскрывает перед зрителем кульминационный момент знаменитой битвы новгородской дружины Александра Невского с отрядом немецких крестоносцев.
Русские воины князя оттеснили неприятеля на места тонкого озёрного льда (на «сиговицы»), где немцы в своих тяжёлых латах стали проваливаться и тонуть в ледяной воде. На картине мы видим, как под напором новгородского войска рыцари Ливонского ордена падают в избитый комьями снег, проваливаются под лёд, тонут и терпят решительное поражение.
Перед нами последний бой: неожиданный, разрушительный, рвущий в пух и прах чёткий план самоуверенных и педантичных иноземцев. Живописец явно противопоставляет бледных, закованных в латы, действующих по шаблону немцев доблестным русичам –лихим румяным парням, которые дают отпор противнику не только оружием, но и благодаря крепости своей силы духа.
Владимир Серов убедительно демонстрирует нам жар души русской – расшевелённой, отчаянной, свободолюбивой, удалой. На переднем плане валит немца на снег обычный воин. Даже не воин, а просто ополченец: парень без шлема и лат, в обычном полушубке, с обыкновенным плотницким топором. Упавший немецкий рыцарь, шлем которого отлетел в сторону, с ужасом смотрит расширенными глазами на этот занесённый над ним топор.
За спиной молодого разгорячённого ополченца бьются с противниками на мечах профессиональные военные; колет врага копьём немолодой мужик с седой бородой – тоже представитель народного ополчения.
Ливонские рыцари сражаются мужественно: они тоже являются умелыми и стойкими воинами. Но битва ими уже проиграна. Один провалился под лёд, и судорожно пытается вылезти из полыньи. Другой, потерявший шлем, с озлобленным и разочарованным лицом устремился в бегство. Вся его фигура выражает сосредоточенное стремление уцелеть, во что бы то ни стало выбраться из этой смертельной схватки живым
На среднем плане полотна победоносно развивается бордовый княжеский плащ Александра Невского. Князь не скрывается позади своих дружинников, а бьётся вместе с ними, в едином строю, на могучем коне. Конные воины в явном меньшинстве на Чудском озере: основная битва происходит между людьми пешими. Чувствуется, что противники новгородцев уже потеряли напор и боевой дух, и действуют теперь разрозненно, стараясь уже не победить, а просто отбиться и уцелеть.
В этой картине Владимира Серова очень много динамики, экспрессии, боевого задора и пафоса. Произведение дарит позитивные эмоции и вселяет веру в несокрушимость русского воинства, непобедимость Земли Русской. Картина пробуждает в зрителях высокие патриотические чувства.
Ледовое побоище
«И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и
«И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и
слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов
слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов
мечей, так что лед на замерзшем озере подломился, и не
мечей, так что лед на замерзшем озере подломился, и не
видно было льда, потому что он покрылся кровью»
видно было льда, потому что он покрылся кровью»
Вскоре после Невской битвы, уже в августе того же 1240 года в Псковскую землю вторглись немецкие рыцари во главе с магистром Ливонского ордена крестоносцев. Их целью был захват русских пограничных крепостей — Изборска и Пскова, чтобы далее продвигаться вглубь Руси. Решающее сражение по разгрому крестоносцев, вошедшее в историю как «Ледовое побоище», произошло 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Александр блестящей военной тактикой сумел затянуть на свои позиции немецких крестоносцев, зажав их клиньями конных и пеших отрядов. А благодаря отточенности действий и смекалке мужественные «воины-богатыри» князя увели неприятеля на места тонкого озёрного льда (так называемых, «сиговиц»), где немцы стали проваливаться сквозь толщи глыб в воду. Военная тактика, которую применило русское войско на Чудском озере стала примером военного искусства и вошла во все учебники истории.
Серов Вл.А.Ледовое побоище.1942Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
«И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты»
К. Симонов
«Ледовое побоище»
Крупное, многофигурное полотно художника Владимира Александровича Серова «Ледовое побоище» раскрывает перед зрителем именно этот кульминационный момент. Падают в избитый комьями снег «чёрные кресты», леденея и отступая, тонут немецкие рыцари в пучине Чудских вод. Последний бой: неожиданный, разрушительный, рвущий в пух и прах чёткий план самоуверенных иноземцев. И как антитеза в картине, явное противопоставление автора – доблестные русичи-бородачи в шлемах, румяные лихие парни, дающие отпор не только оружием, но и крепкими кулаками.
Жар души русской – расшевелённой, отчаянной, свободолюбивой, удалой! На линии горизонта победоносно развивается бордовый княжеский плащ Александра. Горит его взгляд, кипят мысли. Крепко сжимая под уздцы коня, он смотрит на бой как великий стратег: опережая мыслью настоящее и словно бы оглядываясь из будущего. Владимир Серов написал картину в 1942 в блокадном Ленинграде и посвятил ее 700-летию разгрома ливонских рыцарей на льду Чудского озера. Воспевая славную победу русского оружия, автор проводит параллель с современными ему событиями — разгромом гитлеровцев под Москвой. Художник на своём полотне победоносно громит врага силой духа русских воинов. Отстоим, защитим, отвоюем Родину!
Серов Вл. А.Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища1945Государственный Русский музей
Настроением победы проникнуто и другое полотно Владимира Серова: «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища», написанное в 1945 году. Идея картины родилась в период Великой Отечественной войны, писал ее художник более двух лет.
Посвящая картину военному подвигу советских людей и веря в несокрушимую силу народного духа, художник изобразил один из ключевых моментов русской истории, произошедший семь веков назад. Полотно впечатляет насыщенностью. Перед глазами стоит пасмурная и снежная весенняя погода. Княже на черном, мощном коне заезжает в город, полный людей.
Ему встречаются рыцари попавшие в плен. Александр провел этих знатных пленников от Пскова до Новгорода подле их коней, разутых, с непокрытой головой, с веревкой на шее. Большего оскорбления для рыцарской чести придумать было невозможно.
Русские воины, медленно движущиеся за полководцем, крепко держат в руках знамена и хоругви. На них изображен образ Спаса нерукотворного и образ Святого Георгия Победоносца, которому молятся все воины, отправляясь в бой. Сам Господь возглавляет войско, а небесные заступники помогают воевать.
А по сторонам – жители города: и стар и млад с восторгом и радостью встречающие своего князя. Хоть народ и занимает большую часть картины, при взгляде на вождя становится понятно, на чьих плечах – основная идея сюжета. Александр Ярославич резко выделяется волевым характером. От картины веет словом: «Победа!». Александр за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения.
Въезжая в славный город Псков, русский князь бросает взор на свой народ; за его спиной – храм, что является неким благословением великого героя. Красный плашь на плечах князя символизирует защиту и его, и народа. Бой колоколов олицетворяет восторг и радость людей.
Рерих Н. К.Александр Невский1942Индия. Бангалур. Собрание С.Н. Рериха
Тема ратного подвига находит отражение и в творчестве Николая Рериха в период Великой Отечественной войны. На картине «Русская война. (Александр Невский)» Рерих избегает показа самой битвы. Он изображает сцену после сражения. Картина удивительна по своей красоте, ярким краскам, чётко очерченным линиям. Цветовая гамма, построенная на сочетаниях ведущих холодных голубовато-синих и теплых красновато-желтых тонов, раскрывает внутреннее напряжение и драматизм происходящего.
Небо в пламенных отблесках, что говорит о только что окончившейся битве и о присутствии Сил Высших. На снегу, в глубоких тенях лежат поверженные враги — немецкие рыцари. В сиянии света на коне Александр Невский. Но он изображен не в гордой позе победителя. Битва окончена. Она была очень тяжёлой. Наступила тишина. Русское войско двинулось в обратный путь. Но вот впереди идущий князь Александр, придерживая поводья своего коня, остановился. Конь слегка присел на задние ноги, чтобы удержаться на покатой поверхности снежного холма. Сам князь склонил голову, вглядываясь в лежащего перед ним погибшего русского воина. Наверное, это тоже князь или воевода — об этом говорит его красный плащ. Профиль погибшего чётко обрисовывается на фоне закатного неба. За князем Александром остановились все. Впереди идущие воины тоже увидели погибшего, их взоры обращены туда, куда смотрит и князь. Все замерли от этой скорби.
Не торжество победителя выбрал художник для своей картины, а момент братской скорби и сострадания о павших в суровой битве. Рерих подчеркивает то, чем сильна душа русского народа — даже в момент славы и радости победы сердца людей откликаются на чужое горе, страдание и смерть.
Несущиеся по небу огненные тучи подобны языкам пламени, сжигающего злобу, гнев и ярость, наполняющих пространство над полем брани. Полотно звучит одновременно предостережением, выраженным в грозных словах полководца: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет».
Видеолекция: Живой голос истории. Часть 2. Ледовое побоище
Видеолекция: Живой голос истории. Часть 2. Ледовое побоище
Рассмотри картину и впиши пропущенные слова
Рассмотри картину и впиши пропущенные слова
С большой глубины Чудского озера поднимается тёмная вода, хранящая выразительное молчание. А видела она немало, причудливо огибая северные эстонские берега, живописно расстилаясь на псковской и ленинградской землях. Волнуясь в непогоду или вовсе замерев – стоит озеро в прохладной тишине – красиво, сурово. Раскачивает, убаюкивает свою вековую память.
Прекрасная традиция в Дни воинской славы России вспоминать 5 (18) апреля – победу доблестных мужей русских во главе с князем Александром Невским над немецкими рыцарями Ливонского ордена. В нашей истории сражение это именуется «Ледовым побоищем». Об этой крупной битве мы узнаем из русских летописей, которые являются основными источниками далёкого события. Настолько далёкого, что кажется оно героической легендой. Наверное, по этой же причине Ледовое побоище в картинах художников – особенная тема, задевающая, патриотическая, глубоко прочувствованная и живо раскрытая.
«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
В утро 1242 года войска Александра Невского ступили на апрельский лёд Чудского озера для решающего сражения. Защищать землю русскую, ослабленную, измученную многолетним татаро-монгольским игом от католической Западной Европы – во что бы то ни стало! За их спинами освобождённый Псков, не отданные врагу Новгород, Владимир и вся православная Русь. Молодой талантливый полководец, князь Александр Ярославович блестящей военной тактикой сумел затянуть на свои позиции немецких крестоносцев, зажав их клиньями конных и пеших отрядов.
«И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты».
(К. Симонов. «Ледовое побоище»)
А благодаря отточенности действий и смекалке мужественные «воины-богатыри» князя увели неприятеля на места тонкого озёрного льда (так называемых, «сиговиц»), где немцы стали проваливаться сквозь толщи глыб в воду. Крупное, многофигурное полотно советского художника Владимира Александровича Серова (1910-1968) «Ледовое побоище» раскрывает перед зрителем именно этот кульминационный момент. Падают в избитый комьями снег «чёрные кресты», леденея и отступая. Тонут в пучине Чудских вод.
Последний бой: неожиданный, разрушительный, рвущий в пух и прах чёткий план самоуверенных иноземцев. И как антитеза в картине, явное противопоставление автора – доблестные русичи-бородачи в шлемах, румяные лихие парни, дающие отпор не только оружием, но и крепкими кулаками. Жар души русской – расшевелённой, отчаянной, свободолюбивой, удалой! А на линии горизонта победоносно развивается бордовый княжеский плащ Александра. Горит его взгляд, кипят мысли. Крепко сжимая под уздцы коня, он смотрит на бой как великий стратег: опережая мыслью настоящее и словно бы оглядываясь из будущего.
Владимир Серов написал картину в суровые 1942 годы, находясь в блокадном Ленинграде. Прекрасный жанрист, мастер исторической живописи, один из самых титулованных художников советской эпохи на своём полотне победоносно громит врага силой духа русских воинов и тонкой проницательностью командующей стороны. Настроением победы проникнуто всё полотно: отстоим, защитим, отвоюем Родину!
Александр Невский и Ледовое побоище в картинах художников разных эпох
«И нача слыти имя его по всемь странам, и до моря Египетьскаго, и до гор Араратьскых, и обону страну моря Варяжьскаго, и до великаго Риму». (Из жития Александра Невского)
О жизни и деяниях князя Александра Ярославовича сохранились необычайно ценные древние рукописи, иллюстрированные миниатюрами и именуемые Лицевым Летописным сводом XVI века.
Александр Невский почитаем на Руси как святой великий воин-заступник. Множество храмов возведено в честь благоверного князя. В большинстве икон XVIII–XIX вв. образ его можно увидеть в царской мантии и воинских доспехах, часто – верхом на коне. Писались также и житийные иконы св. Александра Невского, в том числе – сюжеты его сражений.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. святой особенно близок русскому народу. Не случайно художники, поэты, писатели, режиссёры, обращались к героической теме Ледового побоища, проводя явные параллели. Триптих художника Павла Корина «Александр Невский» был заказан для поддержания боевого духа советских солдат, утешения и доблестного примера. Высокая, статная фигура князя не даёт повода усомниться в победе русских воинов. Крепость веры Александра Невского подобна монолитной скале, надёжной, неподступной.
Современный художник-баталист Сергей Присекин создал удивительное по колористической мощи и энергетике полотно: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» Перед зрителем раскрывается не только исторический факт о когда-то свершившимся Ледовом побоище, умном князе Александре и смелых русских воинах. Картина зароняет внутри нечто более глубокое. Возможно даже, путь к пониманию места человека в мире, осознанию своего истинного предназначения. Работа художника нашла своё достойное место, украшая Большой Кремлёвский дворец.
Читайте также:
1. Взятие Бастилии на картинах художников
2. Бородинское сражение в живописи
3. Шахматы в живописи
4. День Победы
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
-
Сочинение по картине Серова Ледовое побоище
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
аноним
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Алгебра1 минута назад
Скажите ответ пж?
-
Русский язык1 минута назад
Задание по русскому
-
География1 минута назад
ЮАР и Китай как развивающиеся страны
-
История1 минута назад
История
Задание 9 -
Алгебра6 минут назад
Кто то знает ответа?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика21 минут назад
ЧЕ ЧАТ НЕ РАБОТАЕТ
-
Русский язык34 минут назад
срочно!
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20709
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Название | Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища |
Страна, художник | Серов Владимир Александрович |
Год | 1945 |
Жанр | социалистический реализм, историко-революционная тема |
Где хранится | Государственный Русский Музей |
Материалы | холст, масло |
Картину “Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища” написал русский художник Владимир Серов.
Когда автору удалась торжественная встреча спасителя
Автор был одним из титулованных советских художников, настоящим мастером своего дела. Идея картины явилась к творцу в период войны, а главным героем стал Александр Невский. Писал ее художник более двух лет. Смысл картины посвящен силе русского народа и оружия. Полотно впечатляет насыщенностью. Перед глазами стоит пасмурная и снежная весенняя погода. Княже на черном, мощном коне заезжает в город, полный людей. Ему встречаются рыцари, попавшие в плен, на фоне Русской детворы.
Воины, медленно движущиеся за полководцем, крепко держат в руках знамя. А по сторонам – жители города, с восторгом и радостью встречающие своего князя. Хоть народ и занимает большую часть картины, при взгляде на вождя становится понятно, на чьих плечах – основная идея сюжета; он резко выделяется волевым характером. От картины веет словом “Победа!”.
Въезжая в славный город Псков, русский князь бросает взор на свой народ; за за его спиной – церковь, что является неким благословением великого героя. Как известно из исторических данных, в то время количество церквей в городе было ничтожно мало, а точнее – всего две. И то, что одна из них изображена на в одном сюжете с Невским, – не случайность. Это церковь Дмитрия Солунского.
Палитра картины напоминает другое полотно – Боярыня Морозова. Однако у Серова снег белоснежный и настроение более торжественное. Красная накидка на плечах князя символизирует защиту и его, и народа. Бой колоколов, находящихся в углу картины, олицетворяет восторг и радость людей.
Это потрясающее полотно посвящено победе князя Александра на Ледовом побоище. Серов, настоящий мастер социалистического реализма, всю жизнь продвигающий в искусстве историко-революционную тему в очередной раз восхитил и критиков, и простых наблюдателей.
Оно хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.