Рассказ по картине строим дом старшая группа

Рассказывание по картине «Строим дом» в старшей группе 

Цель: Учить составлять рассказ по сюжетной картине, называть отдельные предметы, действия персонажей.

Задачи:
— связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины;
— словарь: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;
— звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков ш, ж, учить дифференцировать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова, показать последовательность звучания слогов в слове.
Материал: картина «Строим дом», медведь (мягкая игрушка), картинки с изображением животных (предметов), в названиях которых есть звуки ш, ж, счетные палочки.
Ход деятельности
На стенде картина «Строим дом». После рассматривания картины воспитатель задает вопросы.
Воспитатель. Кто нарисован на картине? (Дети: мальчики и девочки). Что делают дети? (играют, строят дом). Как можно назвать эту картину? («Строим дом» «Мы играем», «Дети строят дом»). Что делает мальчик? (Ставит флажок на дом). Как можно сказать об этом по другому? (Укрепляет? (Везет строительный материал, разгружает машину, помогает строить флажок, прикрепляет флажок и т.п.). Что делает другой мальчик (Возит на машине кубики). А по-другому как можно сказать (Везет строительный материал, разгружает машину, помогает строить дом). Что делает девочка? (привезла кукольную мебель). А по-другому как об этом сказать? (Везет машину с кукольной мебелью, играет вместе с мальчиками). Придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для своего рассказа интересный конец – что будут делать дети дальше.
Если дети затрудняются придумать концовку, воспитатель предлагает образец: «Дети построили дом и поселили в нем своих кукол. Хорошо куклам в красивом и уютном доме».
Физкультминутка.
Воспитатель. Давайте и мы поиграем. Игра называется «Эхо». Я буду произносить звуки громко, вы повторяйте их потише. Глаза закройте.
Воспитатель произносит звуки вразбивку: ж, ж, ш, ж, ш, ш, ш. дети повторяют их по одному. Раздается рычание медведя.
«Что это за странный звук – спрашивает воспитатель. – Давайте посмотрим, кто это?».
Медведь. Здравствуйте ребята. А в моем имени какой звук слышите – ш или ж? я принес вам картинки. Поищем, не спрятались ли в них звуки ш и ж.
Дети называют предметы, животных, выделяя голосом звуки ш и ж и проговаривая затем эти звуки изолированно.
Медведь. Я хочу вам что-то сказать рассказать. Слова можно делить на части. В моем имени Миша – две части: Мии-шааа. У Миш лапа. В слове лапа тоже две части: лаа – паа. Первая часть… ла, вторая часть….па. Давайте посчитаем части в слове. Сколько частей я произнесу, столько палочек вы отложите. Будьте внимательны: лааа…. пааа.
А вот еще, какое слово есть – лыжи. Послушайте, сколько частей в этом слове: лыыы-жиии. Посчитайте на счетных палочках. Какая первая часть? Какая вторая?
Если остается время, аналогично анализируется слово рама. Затем мишка прощается с детьми.

Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение

детский
сад «Полянка» п.Жирекен

Конспект
ООД по речевому развитию

(развитие
речи)

Образовательная  ситуация: Составление
рассказа по картине «Строим дом».

(старшая
группа)

                                                                                                     Составил:

                                                                                                    воспитатель

                                                                                                    Кашина
А.П.

Жирекен,
2019

Тема: Составление
рассказа по картине «Строим дом».

Цель: Умение детей рассказывать, ориентируясь на план.

Задачи: обучающиеспособствовать формированию у детей осознанного
отношения к процессу составления рассказа по сюжетной картине. Создать условия
для усвоения обобщенной модели составления рассказов по сюжетной картине.

Развивающие: развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы;
развивать диалогическую речь,
использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.

Воспитательные:
Пробуждать у детей чувства уважения к труду.

Материалы и
оборудование
: картина «Строим дом» (серия «Мы играем», автор Е. Г. Батурина, магнитная
доска, схематическое изображение алгоритма составления описательного рассказа
по картине, бумага формат А 4 для «подзорной трубы», фломастеры черного цвета,
бумага для зарисовки схемы.

Список
литературы
: В.В. Гербова «Развитие речи в детском
саду. Старшая группа» М.-:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015-с.35

ХОД ООД:

Организационный часть:

Воспитатель:

— Давайте сегодня
совершим путешествие по картине. Вы готовы? (Выносится картина). — А для этого
у нас есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит,
только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную
трубу и скажите: кого или что вы там видите?

Основная часть:

Игра «Подзорная труба»

Детям предлагается
картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
(Навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его: девочка, мальчик,
грузовик, флажок, кубики, кукла, и т. д.)

Игра «Фотографирование»

Воспитатель: — Молодцы,
сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не
забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на
доске, а вы у себя на листах.

-Назовите предметы,
которые вы увидели? Где они расположены на картине?

(Дети называют как можно
большее число объектов, изображённых на картине, а я схематично фиксирую их на
доске, дети у себя на листах повторяют схему за мной).

Воспитатель: — Ребята,
давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы
их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой.

-Да, молодцы, ничего не
пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с
главного)

Воспитатель: – Ребята,
что мы сейчас делали? (называли объекты на картине). Правильно, запомните
правило: «Смотрю на картину и называю объекты». (На доску вывешивается
схематическое изображение этого правила).

— Ребята, все объекты на
картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем:

— Чем или как они
связаны? Кто кому друг? Кто кому недруг? — соединяю стрелками два предмета на
доске, а дети на своих схемах, затем дают объяснение взаимосвязям объектов.

-Молодцы! Все справились
с заданием.

-А, что мы сейчас делали?
(ответы детей). Правильно, мы говорили о том, как объекты на картине, связаны
между собой. А вот второе правило нашей игры: «Один предмет связан с другим,
потому что). (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).

Игра «Вхождение в
картину»

Воспитатель:

-Вам нравится эта
картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем
глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину.

— Откройте глаза, ребята,
вот мы и в картине, как хорошо ребята играют, дружно строят дом, помогают друг
другу.

— А давайте и мы с вами
поиграем.

Физкультминутка «Строим
дом»

Целый день тук да тук-

Раздаётся звонкий стук.
(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным
пальцам)

Молоточки стучат,
(Стучать кулаком о кулак)

Строим домик для ребят.
(Пальцы соединить, показать «крышу»)

Вот какой хороший дом,
(Сжимать-разжимать пальцы.)

Как мы славно заживём.
(Вращать кисти рук)

Воспитатель:

— Молодцы, как хорошо
поиграли.

— Ребята, мы с вами
находимся в картине, а какие звуки вы слышите? (я слышу звук детского смеха,
как кубики стучат друг об друга, дети разговаривают).

— Какие запахи ощущаете?
(пахнет деревом, чувствую запах пирогов….).

— Молодцы, вот сколько
звуков мы услышали и какие запахи почувствовали.

— А, вот и следующее
правило: «Я слышу, как…», «Здесь пахнет…» (На доску вывешивается схематическое
изображение этого правила).

Игра «Живые картинки»

Воспитатель:

— Ребята, картина ещё,
хочет вам что-то рассказать о себе. Сейчас, я каждому из вас предложу карточку,
на которой схематично изображён тот или иной объект с картины. Вы должны
определить: кто из вас кто и найти своё место на картине (каждый ребёнок по
схеме определяет, кто он и где ему встать).

— Ребята, давайте мы с
вами «нарисуем живую картинку»: «Вокруг себя мы покружились и в картину
превратились».

— Молодцы, давайте
проверим, все на своих местах? Замечательная картина.

— А вот, и следующее
правило: «У каждого объекта есть своё место на картине». (На доску вывешивается
схематическое изображение этого правила).

Игра «Превращение в
объект на картине»

Воспитатель:

— Ребята, а теперь
подумайте и расскажите нам каждый о себе: «Кто ты или что ты? Что делаешь на
картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине?» (Каждый ребёнок
выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый)
и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).

— Молодцы вы так
интересно о себе рассказывали. Запомним правило игры: «Я превращаюсь в героя,
изображенного на картине, и у меня….» (На доску вывешивается схематическое
изображение этого правила).

«Вокруг себя мы
покружились и в ребят мы превратились».

Рефлексия:

Воспитатель:

— С какой картиной мы
сегодня с вами играли?

— Что нам помогло лучше
рассмотреть картину?

— Какие правила вы
запомнили?

— Молодцы! Вы все сегодня
порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об
объектах. А всему этому нас научила «волшебная» картина.

— А вы хотите, чтобы она
ещё погостила у нас? (ответы детей). Картине тоже очень понравилось с вами
играть, и она решила ещё погостить у нас. А в следующий раз для нашей картины,
мы постараемся составить большой интересный рассказ.

Конспект
проведения занятия по развитию речи.
Рассказывание по картине в старшей группе

Тема «Строим дом»

Подготовила 
воспитатель:

Чернецова
Надежда Викторовна

г. Стаханов

Рассказывание по
картине в Старшей группе

Тема «Строим дом»

Задачи.

Связная
речь:

учить
детей составлять сюжет­ный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета,
название картины;

словарь: воспитывать умение
подбирать глаголы и при­лагательные для характеристики действий персонажей;

звуковая
культура речи:

уточнить
и закрепить правиль­ное произношение звуков ш, ж, учить дифференцировать
эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звука­ми, делить
двусложные слова на части и произносить каж­дую часть слова; показать
последовательность звучания сло­гов в слове.

Материал. Картина «Строим дом» (Серия «Мы игра­ем»,
автор Е. Г. Батурина); медведь (мягкая игрушка); кар­тинки с изображениями
животных (предметов), в названиях которых есть звуки ш, ж; счетные
палочки.

Ход  
занятия

На
стенде картина «Строим дом». После рассматривания картины воспитатель задает
вопросы:


Кто нарисован на этой картине? (Дети: мальчики и де­вочки.)

— 
Что делают дети? (Играют, строят дом.)


Как можно назвать эту картину? («Строим дом»; «Мы играем»; «Дети строят дом».)


Что делает этот мальчик? (Ставит на дом флажок.)


Как можно сказать об этом по-другому? (Укрепляет флажок на верху постройки;
прикрепляет флажок и т. п.)


Что делает другой мальчик? (Возит на машине куби­ки.)


А по-другому как можно сказать? (Везет строительный материал; разгружает
машину; помогает строить дом.)


Что делает девочка? (Привезла кукольную мебель.)


А по-другому как об этом сказать? (Везет машину с кукольной мебелью; играет
вместе с мальчиками.)


Придумайте рассказ по этой картине.

Сначала
скажи­те, как он называется.

Потом
расскажите, где играют дети, что они делают.

Придумайте
для своего рассказа интересный конец — что будут делать дети дальше.

Если
дети затрудняются придумать концовку, воспита­тель предлагает образец: «Дети
достроили дом и поселили в нем своих кукол. Хорошо куклам в красивом и уютном
ломе».

Физкультминутка

 —
Давайте и мы поиграем. Игра называется «Эхо», Я буду
произносить звуки громко, вы повторяйте их потише. Закройте глаза.

Воспитатель
произносит звуки вразбивку: ж, ж, ш, ж, ш, ш, ш.

Дети
повторяют их по одному.

Раздается
рычание медведя.


«Что это за странный звук?


Давайте посмотрим, кто это».

Воспитатель
берёт игрушечного медведя


Здравствуйте, ребята, — говорит медведь.


А в моем имени какой звук вы слышите — ш или ж?


Я
принес
вам картинки. Поищем, не спрятались ли в них звуки ш и ж.

Дети
называют предметы, животных, выделяя голосом звуки ш и ж и проговаривая
затем эти звуки изолированно.

— Я хочу вам что-то рассказать, — продолжает медведь. — Слова можно делить
на части. В моем имени Миша — две ча­сти: Миии шааа (рисует
на доске два квадратика). Первая часть ми, вторая ша. Поэтому я
нарисовал два квадратика.

У
Миши лапа. В слове лапа тоже две части: лаа — паа. Первая часть
ла, вторая часть … па. Давайте посчи­таем части в слове.
Сколько частей я произнесу, столько палочек вы отложите. Будьте внимательны: лааа…
пааа.

А
вот еще какое слово есть— лыжи. Послушайте, сколько частей в этом слове:
лыыы жиии. Посчитайте на счетных палочках. Какая первая часть?
Какая вторая?

Если
остается время, аналогично анализируется слово рама. Затем мишка прощается с
детьми.

Занятие в старшей группе по развитию речи

на тему «Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим Дом.»

ЦельУчить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины. Учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш] и [ж], учить дифференцировать эти звуки? Отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двухсложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.

Материал: картина «Мы играем в кубики. Строим дом»; медведь (мягкая игрушка); картинки с изображениями животных (предметов), в названиях которых есть звуки [ш] и [ж]; счетные палочки.

Ход занятия.

Дети сидят за столами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости! Это Мишка! Давайте поприветствуем его! Мишке очень любит слушать сказки и рассказы. Давайте составим для него рассказ? Посмотрите на картину. На экране картина «Мы играем в кубики. Строим дом». После рассматривания картины воспитатель задает вопросы:

Кто нарисован на этой картине? (Дети: мальчики и девочки.)

— Что делают дети? (Играют, строят дом.)

— Как можно назвать эту картину? («Строим дом»; «Мы играем»; «Дети строят дом».)

— Что делает этот мальчик? (Ставит на дом флажок.)

— Как можно сказать об этом по-другому? (Укрепляет флажок наверху постройки; прикрепляет флажок и т.п.)

— Что делает другой мальчик? (Возит на машине кубики.)

— А по-другому как можно сказать? (Везет строительный материал; разгружает машину; помогает строить дом.)

— Что делает девочка? (Привезла кукольную мебель.)

— А по-другому как об этом сказать? (Везет машину с кукольной мебелью; играет вместе с мальчиками.)

— Придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для своего рассказа интересный конец — что будут делать дети дальше.

(Дети придумывают и рассказывают. Если они затрудняются придумать концовку, воспитатель предлагает образец: «Дети построили дом и поселили в нем своих кукол. Хорошо куклам в красивом и уютном доме.»

Воспитатель: Молодцы! Какой интересный рассказ вы придумали. И Мишке он очень понравился. А еще мишка очень любит играть и предлагает вам с ним поиграть. Выходите на ковер.

— Посмотрите, что принес нам мишка! (сундучок)

— А чтобы посмотреть, что в нем, нужно отгадать загадки:

Нет ни рук, ни ног у зверя,

И не нужно, не потеря!

Он легко в траве скользит,

А приблизишься – шипит! (змея)

— Правильно это змея. (воспитатель достает картинку змеи) А как шипит змея?

— ш ш ш ш (показываем руками, как ползает и шипит змея)

— Какой звук мы слышим?

— ш ш ш.

— Правильно молодцы. Это согласный звук.

— А теперь следующая загадка:

В темноте летает кто-то

Издавая громкий звук

Кто там спорит с самолетом?

Ну конечно, майский……(жук) (воспитатель достает картинку жука)

— Как жужжит жук?

— ж ж ж ж (показываем руками, жужжим)

Какой звук мы слышим?

— жжж

— Правильно! Звук ж тоже согласный звук.

Игра «Эхо»

Воспитатель: Я буду произносить звуки громко, вы повторяйте их по тише. Глаза закройте. (звуки [ж] и [ш] поочередно)

— Ребята, — говорит медведь. — А в моем имени какой звук вы слышите — ш или ж? Я принес вам картинки. Поищем, не спрятались ли в них звуки ш и ж.

Дети называют предметы, животных. выделяя голосом звуки ш и ж и проговаривая затем эти звуки изолированно.

Работает над чистоговорками, произносит:

— Аш — аш — аш- вот у Даши карандаш.

— Еш-еш-еш — яблоки поешь.

— Жа-жа-жа спугались мы моржа.

— Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.

А теперь давайте отдохнем немного.

ФизкультминуткаВверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука. 
Потянули их слегка. 
Быстро поменяли руки! 
Нам сегодня не до скуки

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 
Приседание с хлопками: 
Вниз — хлопок и вверх — хлопок. 
Ноги, руки разминаем, 
Точно знаем — будет прок.

Садимся за столы.

Воспитатель: Ребята! А мишка нам еще принес счетные палочки, сейчас расскажу для чего.

— Я хочу вам что-то рассказать. Слова можно делить на части (слоги). В имени Миша — две части: Мииц — шааа рисует на доске два квадратика). Первая часть ми, вторая ша. Поэтому я нарисовала два квадратика. Части слова можно еще прохлопать: ми – первый хлопок (слог), ша- второй хлопок (слог).

— У Миши лапа. В слове лапа тоже две части: лаа — паа. Первая часть … ла, вторая часть … па. Давайте прохлопаем слога в слове. Сколько слогов я произнесу, столько палочек вы отложите. Будьте внимательны: лааа… пааа.

— А вот еще какое слово есть — лыжи. Послушайте, сколько частей в этом слове: лыыы — жиии. Посчитайте на счетных палочках. Какой первый слог? Какой второй?

Если остается время,  аналогично анализируется слово рама, вата, шило, шина, мыши, жаба, лужа.

— Ну а мы продолжаем наше занятие. Выходите на ковер.

Послушайте, как говорили другие дети, подумайте можно ли так сказать?

  • Тетя, посмотри, у лошадки два хвоста. Один на голове, другой на спине.

  • Папа, это лошадке подметки подбивают.

  • Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются.

  • Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом.

  • Мамочка, я тебе люблю громок-громко.

Дети исправляют ошибки.

Воспитатель: А сейчас придумайте сами небылицы или путаницы, а другие будут их распутывать.

Игра «Найди точное слово»

Воспитатель: Папа решил сделать детям качели. Миша принес ему веревку. «Нет. Эта веревка не годится. Она оборвется.» Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется.» Какую сначала принес Миша веревку (тонкую, не прочную), а какую потом (прочную, крепкую). Качели папа делал летом. Но вот прошла осень и наступила……зима.

Миша рос крепким мальчиком……здоровым, сильным.

Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами……крепкий лед.

А как сказать по другому ….. прочный, не хрупкий.

Мороз крепчал ….. становился сильнее.

— Как вы понимаете выражение «крепкий орешек»? (его трудно разбить)

-Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. Еще о них говорят «Крепкий духом» — значит сильный, стойкий человек.

— Объясните понятия: крепкая ткань, крепкий сон, крепкий чай.

— Придумайте сами предложения со словом крепкий.

Игра с мячом (антонимы – противоположные по смыслу слова)

Игра «Назови одним словом»

Воспитатель: Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? Какое из этих слов наиболее точное? Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? (дети отвечают)

Замените выражения другими словами:

Тяжелый груз – имеющий большой вес

Тяжелый сон – неспокойный сон

Тяжелый воздух – неприятный воздух

Тяжелая рана – опасная, серьезная рана

Тяжелое чувство – мучительное, горестное чувство

Тяжелый на подъем – с трудом что-то решает

Тяжелое наказание – суровое наказание.

Послушайте стихотворение Е. Серовой и подскажите мне нужные слова.

Подскажи словечко

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает.

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

Говорю я брату:

-Ох! С неба сыплется горох!

-Вот чудак, — смеется брат,-

Твой горох ведь это …(град).

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит… (тень).

Воспитатель: Предлагает выполнить упражнение «Назови ласково»:

Шуба теплая — шубка тепленькая

Лиса хитрая — лисичка хитренькая

Заяц белый — зайчик беленький

Ветка короткая — веточка коротенькая

Ворона черная — вороненок черненький

Снег белый — снежок беленький.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мишке очень понравилось с нами играть и слушать наш рассказ. А вам понравилось? Что больше всего вам запомнилось?

Конструкт организации образовательной деятельности
по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Группа: Старшая группа (5-6 лет)

Тема«Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом»»

Образовательная область: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Вид НОД: развитие речи

Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная

Планируемый результат:

  • Дети проявляют уважительное отношение в процессе взаимодействия со взрослым и сверстниками;

  • Проявляют готовность к взаимопомощи в процессе общения со сверстниками;

  • Дети проявляют положительную самооценку, уверенность в себе.

  • У детей развиваются любознательность, инициативность

  • У детей развивается речевое творчество, умения самостоятельно сочинять сюжетные рассказы по картине;

  • У детей развивается слуховое восприятие

  • У детей развивается диалогическая и монологическая речь посредством вопросов

  • Дети умеют составлять сюжетный рассказ по картине;

  • Дети умеют придумывать продолжение сюжета, название картины.

  • Дети умеют подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;

  • У детей закреплено правильное произношение звуков [ш] и [ж]

  • Дети умеют делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова

Цель:развивать связную речь у детей в процессе обучения составлению сюжетного рассказа по картине «Строим дом»

Задачи образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей уважительное отношение в процессе взаимодействия со взрослым и сверстниками;

  • Воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со сверстниками;

  • Формировать у детей положительную самооценку, уверенность в себе.

Развивающие:

  • Развивать любознательность, инициативность

  • Развивать речевое творчество, умения самостоятельно сочинять сюжетные рассказы по картине;

  • Развивать слуховое восприятие

  • Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством вопросов

Обучающие:

  • Учить составлять сюжетный рассказ по картине;

  • Учить придумывать продолжение сюжета, название картины.

  • Учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;

  • уточнять и закреплять правильное произношение звуков [ш] и [ж]

  • Учить делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова

Никита — воспитывать умение слушать собеседника, не перебивая без надобности.

Список использованной литературы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

  3. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 256 с. – (Развиваем речь).

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  5. возрастная адекватность дошкольного образования.

Принципы воспитания и обучения:

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом,создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма,воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности,принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности,

Методы воспитания: беседа, поощрение

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, объяснение

Оборудование: картина «Строим дом»; медведь (мягкая игрушка); картинки с изображениями животных (предметов), в названиях которых есть звуки [ш] и [ж], счетные палочки

Предварительная работа: игра «Дом для игрушек»

Задача: закреплять умение строить дом из кубиков

Ход:

Ребята, посмотрите, кто это у нас?

Ответы детей

-Правильно, это игрушки.

-Какие-то наши игрушки грустные. Давайте узнаем почему

-Мы хотели построить себе домик, но никак не можем справиться сами. Вы можете нам помочь?

-Ребята, вы хотите помочь игрушкам построить домик?

Ответы детей

-Хорошо, тогда давайте достанем кубики и приступим к постройке дома для игрушек

-Ребята, у нас получился такой большой дом, давайте поместим в него наших игрушек

Индивидуальная работа: «Загадки»

— Валя, мишка приготовил для тебя загадки, ты хочешь их отгадать?

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

(Лягушка)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

(жук)

Среди всех зверей малышка

Эта серенькая … (мышка)

Молоко лакает кошка,

Не нужна ей даже … (ложка)

— Валя, ты большая молодец, помогла мишке отгадать все загадки, он благодарит тебя

Ход деятельности

Последовательность деятельности

Методы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивационный этап

Задачи:

Заинтересовать детей предстоящей деятельностью;

Развивать любознательность, инициативность в ситуации общения.

Беседа.

Стимулирование занимательным содержанием.

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

— Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости! Это Мишка! Давайте поприветствуем его!

— Здравствуй, мишка!

— Ребята, вы знаете, мишка очень любит слушать сказки и рассказы, а так же играть с детьми. Он приготовил для вас несколько интересных игр.

— Хотите поиграть с мишкой?

— Но для того, чтобы поиграть с мишкой, нам нужно составить для него рассказ по картинке.

Дети активно участвуют в диалоге, внимательно слушают педагога, эмоционально откликаются на игровую ситуацию.

Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности.

Дети проявляют активность, любознательность, инициативность, в ситуации общения.

2.Основной

Задача:

воспитывать уважительное отношение в процессе взаимодействия со взрослым и сверстниками;

побуждать детей на совместную деятельность.

Учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;

2.1 Этап

«Составление рассказа»

Задачи:

Учить составлять сюжетный рассказ по картине;

Учить придумывать продолжение сюжета, название картины.

Беседа.

Демонстрация.

Частично-поисковый метод.

Создание ситуации успеха.

Воспитатель организует деятельность детей.

— Ребята, внимательно посмотрите на эту картину.

— Кто нарисован на этой картине? (Дети: мальчики и девочки.)

— Что делают дети? (Играют, строят дом.)

— Как можно назвать эту картину? («Строим дом»; «Мы играем»; «Дети строят дом».)

— Что делает этот мальчик? (Ставит на дом флажок.)

— Как можно сказать об этом по-другому?(Укрепляет флажок наверху постройки; прикрепляет флажок и т.п.)

— Что делает другой мальчик? (Возит на машине кубики.)

— А по-другому как можно сказать? (Везет строительный материал; разгружает машину; помогает строить дом.)

-Что делает девочка? (Привезла кукольную мебель.)

— А по-другому как об этом сказать? (Везет машину с кукольной мебелью; играет вместе с мальчиками.)

— Ребята, а сейчас я предлагаю придумать вам рассказ по этой картине. Сначала придумайте ему название.

— А теперь расскажите, где играют дети, что они делают и придумайте для своего рассказа интересный конец – что будут делать дети дальше.

«Дети придумывают и рассказывают. Если они затрудняются придумать концовку, воспитатель предлагает образец: «Дети построили дом и поселили в нем своих кукол. Хорошо куклам в красивом и уютном доме»

Дети принимают активное участие в игровой ситуации, придумывают название и сюжет

Дети проявляют уважительное отношение в процессе взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Дети демонстрируют готовность в участии в совместной деятельности.

Дети умеют подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;

Дети умеют составлять сюжетный рассказ по картине;

Дети умеют придумывать продолжение сюжета, название картины.

Физминутка

Задачи:

создать условия для снятия мышечного напряжения, переключению внимания на другой вид деятельности.

Показ.

Инструкция.

Художественное слово

— Ребята, какой интересный рассказ вы придумали. И Мишке он очень понравился. Теперь он готов поиграть с вами, давайте выйдем на ковер. Сейчас я буду показывать вам движения, а вы повторяйте за мной

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок.

Дети внимательно слушают и повторяют движения за воспитателем.

У детей снято мышечное напряжение, переключено внимание на другой вид деятельности.

2.2 Этап

Игра «Эхо»

Задачи:

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [ш] и [ж]

Развивать слуховое восприятие

Беседа.

Демонстрация.

Частично-поисковый метод.

Создание ситуации успеха.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы и отгадать загадки

— Садитесь на свои места, посмотрите, что принес нам мишка! (коробку)

— А чтобы посмотреть, что в ней, нужно отгадать загадки:

Нет ни рук, ни ног у зверя,

И не нужно, не потеря!

Он легко в траве скользит,

А приблизишься – шипит! (змея)

— Правильно, это змея. (воспитатель достает картинку змеи) А как шипит змея?

— шшшш (показываем руками, как ползает и шипит змея)

— Какой звук мы слышим?

— шшш.

— Правильно, молодцы.

— А теперь следующая загадка:

В темноте летает кто-то

Издавая громкий звук

Кто там спорит с самолетом?

Ну конечно, майский.(жук)

(воспитатель достает картинку жука)

— Как жужжит жук?

жжжж (показываем руками, жужжим)Какой звук мы слышим?

— жжж

— Правильно!

— Ребята, а в имени мишки какой звук вы слышите — ш или ж? Смотрите, мишка принес нам картинки. Давайте поищем, не спрятались ли в них звуки ш и ж.

Дети называют предметы, животных, выделяя голосом звуки ш и ж

Дети принимают активное участие в игровой ситуации.

У детей закреплено правильное произношение звуков [ш] и [ж]

У детей развивается слуховое восприятие

2.3 Этап

«Деление слова на части»

Задачи:

Учить детей делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова

Беседа.

Демонстрация.

Воспитатель предлагает детям поделить слова на части.

— Ребята, мишка нам еще принес счетные палочки, сейчас расскажу для чего.

— А вы знали, что слова можно делить на части. В имени Миша — две части: Ми — ша (рисует на доске два квадратика). Первая часть ми, вторая ша. Поэтому я нарисовала два квадратика. Части слова можно еще прохлопать: ми – первый хлопок, ша- второй хлопок.

— У Миши лапа. В слове лапа тоже две части: лаа — паа. Первая часть — ла, вторая часть — па. Давайте прохлопаем части слова.

— А теперь, ребята, давайте определим сколько частей в слове лыжи. Сколько частей я произнесу, столько палочек вы отложите. Будьте внимательны: лы — жи. Послушайте, сколько частей в этом слове: лыыы — жиии. Посчитайте на счетных палочках. Какая первая часть? Какая вторая? (шило, лужа)

— Молодцы, ребята.

Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы.

Дети умеют делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова

2.4 Этап игра «Назови одним словом»

Задачи:

  • развивать у детей связную речь (диалогическую, монологическую);

Беседа.

Стимулирование занимательным содержанием.

Воспитатель предлагает детям заменить выражения другими словами

-Ребята, мишка решал задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? Какое из этих слов наиболее точное? Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые?

— Замените выражения другими словами:

Тяжелый груз – имеющий большой вес

Тяжелый сон – неспокойный сон

Тяжелый воздух – неприятный воздух

Тяжелая рана – опасная, серьезная рана

Тяжелое чувство – мучительное, горестное чувство

Тяжелое наказание – суровое наказание.

Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение.

Дети демонстрируют связную речь (диалогическая и монологическая).

3.Этап рефлексии

Задача:

учить детей совместно анализировать свою деятельность.

Беседа

Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы.

— Ребята, а что мы с вами сегодня делали?

— Вам было интересно составлять рассказ по картинке?

— А играть с мишкой?

Ответы детей

— Ребята, мишке очень понравилось с нами играть и слушать наш рассказ, но сейчас ему пора уходить.

— Что больше всего вам запомнилось?

Дети слушают, вступают в диалог с воспитателем, высказывают своё мнение.

Дети проявляют умение анализировать свою деятельность совместно с педагогом.

4. Открытость

Задача:

ориентировать детей на самостоятельную деятельность.

Инструкция Эмоциональное стимулирование

— Ребята, мишке очень понравилось слушать ваши рассказы и играть с вами, и на память он дарит вам вот такие замечательные раскраски. Я предлагаю вам взять раскраску и раскрасить ее в свободное время

Дети слушают воспитателя, принимают их подарок.

Дети ориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность.

7

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/486096-sostavlenie-sjuzhetnogo-rasskaza-po-kartine-s

Конспект ОД в старшей группе по развитию речи

на тему «Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим Дом.»

Дата: 09.10.2019

Воспитатель: Бадретдинова Людмила Анатольевна

Цель: Учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины. Учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш] и [ж], учить дифференцировать эти звуки? Отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двухсложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.

Материал: картина «Мы играем в кубики. Строим дом»; медведь (мягкая игрушка); картинки с изображениями животных (предметов), в названиях которых есть звуки [ш] и [ж]; счетные палочки.

Ход занятия.

Дети сидят за столами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости! Это Мишка! Давайте поприветствуем его! Мишке очень любит слушать сказки и рассказы. Давайте составим для него рассказ? Посмотрите на картину. На экране картина «Мы играем в кубики. Строим дом». После рассматривания картины воспитатель задает вопросы:

Кто нарисован на этой картине? (Дети: мальчики и девочки.)

— Что делают дети? (Играют, строят дом.)

— Как можно назвать эту картину? («Строим дом»; «Мы играем»; «Дети строят дом».)

— Что делает этот мальчик? (Ставит на дом флажок.)

— Как можно сказать об этом по-другому? (Укрепляет флажок наверху постройки; прикрепляет флажок и т.п.)

— Что делает другой мальчик? (Возит на машине кубики.)

— А по-другому как можно сказать? (Везет строительный материал; разгружает машину; помогает строить дом.)

— Что делает девочка? (Привезла кукольную мебель.)

— А по-другому как об этом сказать? (Везет машину с кукольной мебелью; играет вместе с мальчиками.)

— Придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для своего рассказа интересный конец — что будут делать дети дальше.

(Дети придумывают и рассказывают. Если они затрудняются придумать концовку, воспитатель предлагает образец: «Дети построили дом и поселили в нем своих кукол. Хорошо куклам в красивом и уютном доме.»

Воспитатель: Молодцы! Какой интересный рассказ вы придумали. И Мишке он очень понравился. А еще мишка очень любит играть и предлагает вам с ним поиграть. Выходите на ковер.

— Посмотрите, что принес нам мишка! (сундучок)

— А чтобы посмотреть, что в нем, нужно отгадать загадки:

Нет ни рук, ни ног у зверя,

И не нужно, не потеря!

Он легко в траве скользит,

А приблизишься – шипит! (змея)

— Правильно это змея. (воспитатель достает картинку змеи) А как шипит змея?

— шшшш (показываем руками, как ползает и шипит змея)

— Какой звук мы слышим?

— шшш.

— Правильно молодцы. Это согласный звук.

— А теперь следующая загадка:

В темноте летает кто-то

Издавая громкий звук

Кто там спорит с самолетом?

Ну конечно, майский……(жук) (воспитатель достает картинку жука)

— Как жужжит жук?

— жжжж (показываем руками, жужжим)

Какой звук мы слышим?

— жжж

— Правильно! Звук ж тоже согласный звук.

Игра «Эхо»

Воспитатель: Я буду произносить звуки громко, вы повторяйте их потише. Глаза закройте. (звуки [ж] и [ш] поочередно)

— Ребята, — говорит медведь. — А в моем имени какой звук вы слышите — ш или ж? Я принес вам картинки. Поищем, не спрятались ли в них звуки ш и ж.

Дети называют предметы, животных. выделяя голосом звуки ш и ж и проговаривая затем эти звуки изолированно.

Работает над чистоговорками, произносит:

— Аш — аш — аш- вот у Даши карандаш.

— Еш-еш-еш — яблоки поешь.

— Жа-жа-жа спугались мы моржа.

— Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.

А теперь давайте отдохнем немного.

Физкультминутка: Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука. 
Потянули их слегка. 
Быстро поменяли руки! 
Нам сегодня не до скуки

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 
Приседание с хлопками: 
Вниз — хлопок и вверх — хлопок. 
Ноги, руки разминаем, 
Точно знаем — будет прок.

Садимся за столы.

Воспитатель: Ребята! А мишка нам еще принес счетные палочки, сейчас расскажу для чего.

— Я хочу вам что-то рассказать. Слова можно делить на части (слоги). В имени Миша — две части: Мииц — шааа рисует на доске два квадратика). Первая часть ми, вторая ша. Поэтому я нарисовала два квадратика. Части слова можно еще прохлопать: ми – первый хлопок (слог), ша- второй хлопок (слог).

— У Миши лапа. В слове лапа тоже две части: лаа — паа. Первая часть … ла, вторая часть … па. Давайте прохлопаем слога в слове. Сколько слогов я произнесу, столько палочек вы отложите. Будьте внимательны: лааа… пааа.

— А вот еще какое слово есть — лыжи. Послушайте, сколько частей в этом слове: лыыы — жиии. Посчитайте на счетных палочках. Какой первый слог? Какой второй?

Если остается  время,  аналогично анализируется слово рама, вата, шило, шина, мыши, жаба, лужа.

— Ну а мы продолжаем наше занятие. Выходите на ковер.

Послушайте, как говорили другие дети, подумайте можно ли так сказать?

  • Тетя, посмотри, у лошадки два хвоста. Один на голове, другой на спине.

  • Папа, это лошадке подметки подбивают.

  • Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются.

  • Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом.

  • Мамочка, я тебе люблю громок-громко.

Дети исправляют ошибки.

Воспитатель: А сейчас придумайте сами небылицы или путаницы, а другие будут их распутывать.

Игра «Найди точное слово»

Воспитатель: Папа решил сделать детям качели. Миша принес ему веревку. «Нет. Эта веревка не годится. Она оборвется.» Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется.» Какую сначала принес Миша веревку (тонкую, не прочную), а какую потом (прочную, крепкую). Качели папа делал летом. Но вот прошла осень и наступила……зима.

Миша рос крепким мальчиком……здоровым, сильным.

Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами……крепкий лед.

А как сказать по другому….. прочный, не хрупкий.

Мороз крепчал…..становился сильнее.

— Как вы понимаете выражение «крепкий орешек»? (его трудно разбить)

-Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. Еще о них говорят «Крепкий духом» — значит сильный, стойкий человек.

— Объясните понятия: крепкая ткань, крепкий сон, крепкий чай.

— Придумайте сами предложения со словом крепкий.

Игра с мячом (антонимы – противоположные по смыслу слова)

Игра «Назови одним словом»

Воспитатель: Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? Какое из этих слов наиболее точное? Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? (дети отвечают)

Замените выражения другими словами:

Тяжелый груз – имеющий большой вес

Тяжелый сон – неспокойный сон

Тяжелый воздух – неприятный воздух

Тяжелая рана – опасная, серьезная рана

Тяжелое чувство – мучительное, горестное чувство

Тяжелый на подъем – с трудом что-то решает

Тяжелое наказание – суровое наказание.

Послушайте стихотворение Е. Серовой и подскажите мне нужные слова.

Подскажи словечко

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает.

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

Говорю я брату:

-Ох! С неба сыплется горох!

-Вот чудак, — смеется брат,-

Твой горох ведь это …(град).

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит… (тень).

Воспитатель: Предлагает выполнить упражнение «Назови ласково»:

Шуба теплая — шубка тепленькая

Лиса хитрая — лисичка хитренькая

Заяц белый — зайчик беленький

Ветка короткая — веточка коротенькая

Ворона черная — вороненок черненький

Снег белый — снежок беленький.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мишке очень понравилось с нами играть и слушать наш рассказ. А вам понравилось? Что больше всего вам запомнилось?

Колокольникова Юлия Игоревна

МАДОУ «Детский сад № 312» г. Перми

Воспитатель разновозрастной группы.

НОД «Развитие речи» разновозрастная группа.

Тема: «Рассказывание по картине «Мы строим дом»».

Цель: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия.

Задачи:

— связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины;

— словарь: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей.

Материалы: Картина «Строим дом», подзорная труба, мяч.

Ход занятия:

Загадка:

Точно в срок построит он:

Небоскрёб и стадион.

Детский садик и больницу, Магазинов вереницу.

Даже дом, скажу вам я, где живёт моя семья,

И другие жители – строили? (Строители).

Дети: — Строители.

Воспитатель: что строят строители?

Дети: Дома, больницы, школы, детские сады.

Воспитатель: Люди каких профессий работают на стройке?

Дети: Каменщик, маляр, крановщик, сварщик, монтажник, плотник.

Воспитатель: молодцы!

А вы любите играть в строительные игры?

Дети: Да.

Воспитатель: А я знаю детей, которые тоже любят играть в строительные игры.

С этими ребятами я хочу вас сейчас познакомить. Подходите по ближе.

А теперь давайте рассмотрим картину.

Кого вы видите на ней?

Дети: Детей.

Воспитатель: Что они делают?

Дети: строят дом.

Воспитатель: Какой дом у них получился?

Дети: Большой, красивый, высокий, разноцветный.

Воспитатель: А давайте мы с вами познакомимся с детьми, через волшебную подзорную трубу.

— Что делает Серёжа в полосатых шортах и пёстрой рубашке.

Дети: он сидит на полу, у него красный подъёмный кран. Серёжа поднимает синий кубик.

Воспитатель: Лена пришла в детский сад в нарядном платье и с полосатым бантиком.

Что она делает?

Дети: Лена стоит за домиком и сажает в домик большого коричневого мишку.

Воспитатель: — Посмотрите на Диму в синем комбинезоне и белой рубашке. Что он привез?

Дети: Дима привез кубики в большом оранжевом грузовике. Дима сидит на полу рядом с грузовиком, он сейчас будет выгружать кубики.

Воспитатель: А что делает Саша в красных полосатых брюках и белой рубашке?

Дети: Он везет грузовик, в грузовике кубики.

Воспитатель: Молодцы! Давайте поиграем в игру «Да, Нет» с мячом.

— У Лены платье оранжевого цвета? (Да)

— Лена держит чёрного медведя? (Нет)

— У грузовика на кабине есть красные полоски? (Да)

— У Димы обувь коричневого цвета? (Да)

— В Домике синие окна? (нет)

Молодцы!

Воспитатель: А сейчас, каждый из вас попробует стать писателем. И посмотрим, у кого рассказ получится интереснее.

Однажды утром, дети пришли в детский сад и решили построить дом. Они взяли красный подъемный кран и два больших грузовика.

В грузовики они погрузили разноцветные кубики. У них получился очень красивый высокий дом. В домике два окна и одна дверь. Дима в синим комбинезоне и белой рубашке, привез кубики в большом оранжевом грузовике. Он сидит на полу рядом с грузовиком и, будет сейчас выгружать кубики. Серёжа в полосатых шортах тоже сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик. Лена в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает в домик большого коричневого мишку. А Саша в красных брюках и белой рубашке везет к домику свой грузовик с кубиками. У грузовика чёрная кабина и жёлтый кузов. Дети строят дом все вместе, дружно. Детям хорошо в саду!

Рефлексия: Ребята, чей рассказ вам понравился больше и почему?

3 а д а ч и. Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины;

словарь: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;

звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков ш, ж, учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.

Материал. Картина«Строим дом» (Серия«Мы  играем» автор  Е.Г.Батурина); медведь (мягкая игрушка); картинки с изображениями животных (предметов), в названиях которых есть звуки ш, ж; счетные палочки.

Ход занятия

На стенде картина «Строим дом». После рассматривания картины воспитатель задает вопросы:

— Кто нарисован на этой картине? (Дети: мальчики и девочки.)

— Что делают дети? (Играют, строят дом.)

— Как можно назвать эту картину? («Строим дом»; «Мы играем»; «Дети строят дом».)

— Что делает этот мальчик? (Ставит на дом флажок.) Как можно сказать об этом по-другому? (Укрепляет флажок наверху постройки; прикрепляет флажок и т.п.)

— Что делает другой мальчик? (Возит на машине кубики.) А по-другому как можно сказать? (Везет строительный материал; разгружает машину; помогает строить дом.)

— Что делает девочка? (Привезла кукольную мебель.) А по-другому как об этом сказать? (Везет машину с кукольной мебелью; играет вместе с мальчиками.)

— Придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для своего рассказа интересный конец — что будут делать дети дальше.

Если дети затрудняются придумать концовку, воспитатель предлагает образец: «Дети построили дом и поселили в нем своих кукол. Хорошо куклам в красивом и уютном доме».

Физкультминутка

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Занятие продолжается. Воспитатель:

— Давайте и мы поиграем. Игра называется «Эхо». Я буду произносить звуки громко, вы повторяйте их потише. Глаза закройте.

Воспитатель произносит звуки вразбивку: ж, ж, ш, ж, ш, ш, ш. Дети повторяют их по одному.

Раздается рычание медведя. «Что это за странный звук? — спрашивает воспитатель. — Давайте посмотрим, кто это».

— Здравствуйте, ребята, — говорит медведь. — А в моем имени какой звук вы слышите — ш или ж? Я принес вам картинки. Поищем, не спрятались ли в них звуки ш и ж.

Дети называют предметы, животных. выделяя голосом звуки ш и ж и проговаривая затем эти звуки изолированно.

— Я хочу вам что-то рассказать, — продолжает медведь. — Слова можно делить на части. В моем имени Миша — две части: Мииц — шааа рисует на доске два квадратика). Первая часть ми, вторая ша. Поэтому я нарисовал два квадратика.

— У Миши лапа. В слове лапа тоже две части: лаа — паа. Первая часть … ла, вторая часть … па. Давайте посчитаем части в слове. Сколько частей я произнесу, столько палочек вы отложите. Будьте внимательны: лааа… пааа.

— А вот еще какое слово есть — лыжи. Послушайте, сколько частей в этом слове: лыыы — жиии. Посчитайте на счетных палочках. Какая первая часть? Какая вторая?

Если остается  время,  аналогично анализируется слово рама. Затем мишка прощается с детьми.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Конспект занятия по развитию речи по теме : «Составление рассказа по картине «Дети играют в кубики»

ГККП «Ясли-сад № 96» города Павлодара – ЦГР «Радуга» отдела образования и спорта города Павлодара, акимата города Павлодара.

Воспитатель:

Солоденко З.В.

Занятие по развитию речи

во второй младшей группе.

Тема

: Составление рассказа по картине «Дети играют в кубики». «Игрушки»

Цели

: Уметь составлять рассказ по картине по образцу воспитателя.

Задачи:

Содействовать развитию связной речи у детей, формировать умение рассматривать картину, акцентируя внимание на сюжете; развивать мышление, внимание, умение отвечать на вопросы взрослого; воспитывать умение слушать друг друга.

Материал

: Картина «Дети играют в кубики», мольберт, мяч.

Ход занятия

:

  1. Актуализация опорных знаний по теме «Игрушки»

Игра с мячом «Приветствие» (в кругу).

— Ребята, что у меня в руках?

— Какой этот мяч?

— Что с ним можно делать?

— Давайте поиграем с ним так: назовём ему своё имя и свою любимую игру. Я начну: «Меня зовут Зоя Викторовна, я люблю играть с мячом и с конструктором» — передаю детям, где каждый ребёнок участвует, а я помогаю им правильно сформулировать ответ.

  1. Пальчиковая игра «Апельсин».

Мы делили апельсин. Много нас, а он – один!

Эта долька — для ежа, эта долька — для чижа,

Эта долька — для утят, эта долька — для котят,

Эта долька – для бобра…а для волка – кожура!

Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь, кто куда!

(дети выполняют действия по тексту)

  1. Лексико-грамматическое упражнение

— У меня на столе разные игрушки. Давайте рассмотрим их и назовём. (Юла, мяч, кукла, машинка, кубики, матрёшка)

— Подойдите к столу, возьмите ту игрушку, которая вам понравилась. Назовите её и расскажите, как с ней можно играть.

МЯЧ – КАТАЮТ, ЛОВЯТ, БРОСАЮТ.

КУКЛУ – КОРМЯТ, КАЧАЮТ, ОДЕВАЮТ и т.д.

  1. Активизация словаря:
  • Рассматривание картины (дети сидят на стульчиках).

— Ребята, я вам предлагаю рассмотреть одну картину.

— Что вы видите на картине? (ответы детей)

— Кто это? (указкой показывает на детей, изображённых на картине)

— Что делают дети?

— С чем они играют?

— Давайте рассмотрим внимательнее! Кто это? (девочка)

— Как вы догадались, что это девочка? (на ней надето платьице, а на голове красивый бантик)

— Что делает девочка? (делает постройку из кубиков)

  • Сравнение объектов на картине:

— А это кто? (мальчик)

— А как вы догадались, что это мальчик? (у него короткие волосы, он одет в зелёную рубашку и шорты)

— Что делает этот мальчик? (тоже играет с кубиками вместе с девочкой)

— А здесь кого мы видим? (указывает на другого мальчика)

— Это тоже мальчик? Почему вы так решили? (да, потому что он так же одет в рубашку и шорты, а волосы короче, чем у девочки)

— Как же нам их различать, чтобы было удобнее рассказывать? (у этого мальчика рубашка красного цвета)

— Что можно сказать про мальчика в красной рубашке? (у него в руках верёвочка от грузовой машины)

— А что находится в грузовике? (кубики)

— А зачем этот мальчик привёз в машинке кубики? (чтобы их стало больше и можно было бы ещё что-нибудь построить)

— Какие они молодцы: играют все вместе и друг другу помогают!

— А как вы думаете, где они играют? (в садике или в детской комнате)

5. Работа по развитию связной речи

— А теперь давайте вместе составим рассказ по картине! Я начну, а вы мне помогайте!

«В красивой, светлой комнате играют дети. Мы видим одну…девочку и двух …мальчиков. Они играют в …кубики и строят из них…дом. Дети играют спокойно и …дружно, друг другу помогают – значит они какие ребята? – хорошие, заботливые и воспитанные!» (ответы детей могут варьироваться)

6. Рефлексия:

— Ребята, что вы сегодня делали на занятии?

— Что вам понравилось?

— А мне понравилось, как вы сегодня отвечали на вопросы, и как мы вместе составили рассказ по картине! Спасибо вам! Молодцы!

Учим детей играть с иллюстрированными кубиками

Баряева Л.Б. – доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена.

Силиванова Л.В. – учитель дефектолог и логопед детского дом № 1 Кировского района г.Санкт-Петербурга.

Игры в кубики с картинками полезны для психомоторного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Иллюстрированные кубики используются в диагностике интеллектуального, речевого, сенсомоторного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, в процессе изучения особенностей конструктивного праксиса и гнозиса ребенка.

Иллюстрированные кубики – полезный и интересный материал для развивающих игр с детьми. Они используются для уточнения, закрепления представлений детей о предметном, растительном, животном мире, для развития речи – рассказывание по картинке, составленной из кубиков, узнавание и называние по иллюстрации сказки и т.п. Иллюстрированные кубики с соответствующим содержанием способствуют формированию элементарных математических представлений и подготовке к обучению грамоте.

Обучение складыванию картинок из кубиков успешно осуществляется с детьми уже младшего дошкольного возраста. Мы рекомендуем взрослым (родителям, педагогам, психологам) проводить ее, соблюдая ряд условий. Одним из них является подбор дидактического материала, т.е. иллюстрированных кубиков, в соответствие с особенностями возраста и интеллектуального развития детей.

В методических рекомендациях или на коробке от кубиков обычно указана адресация по возрасту. В программах дошкольного воспитания также указываются ориентиры в использовании кубиков, чаще всего в разделе «Сенсорное воспитание» или в «конструирование». Например, в «Программе воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (под ред. проф. Л.В. Лопатиной) – СПб., 2009, в разделах «Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи», «Умственное воспитание: развитие речи на основе формирования представлений о себе и об окружающем мире, формирование элементарных математических представлений, конструирование», «Игра», «Изобразительная деятельность» активно используются иллюстрированные кубики для: знакомства с объемными и плоскостными геометрическими фигурами и формами предметов и их различения в процессе сопоставления, сравнения; развитие стереогноза; обучения соотнесению формы изображения предмета на картинке со словом; формирования кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса; формирования операций анализа и синтеза в различных по трудности условиях идентификации и моделирования с использованием иллюстрированных кубиков; развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей, способности соотнесения части и целого и их пространственной организации на предметном уровне; развития умения оперировать предметами и образами; понимания вопросов по сюжетной картинке на кубиках; понимания соотношений между членами предложения и закрепления синтаксических связей в составе простого предложения посредством ответов на поставленные вопросы по сюжетной картинке на кубиках и т.п.

В занятиях с детьми с проблемами в развитии, ориентировка на возрастные параметры в использовании кубиков не всегда бывает целесообразной, так, например, дети с умеренной умственной отсталостью и в школьном возрасте иногда с большим трудом осваивают конструирование картинок из кубиков, состоящих из 4-х частей. В этом случае основным становится уровень интеллектуального развития детей.

Промышленное производство кубиков ориентировано на кубики из 4-х, 6-ти, 8-ми, 9-ти, 12-ти и 16-ти частей. Они бывают разного размера. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать кубики из четырех частей, среднего дошкольного возраста – из 4-х – 6-ти частей. Для детей более старшего возраста – можно предлагать кубики от 4-х до 16-ти частей, все зависит от целей занятия. Увеличивать количество иллюстрированных кубиков рекомендуется для занятий с детьми после того, как они научатся правильно собирать их из 4-х – 6-ти частей с различным сюжетом (изображение одного предмета, иллюстрация к сказке и т.п.).

Для занятий детей с иллюстрированными кубиками в дошкольном образовательном учреждение, в Центре развития и т.п. в игровой комнате выделяется уголок для конструктивных игр. В нем располагается и указанный вид кубиков. Желательно иметь по 5-6 комплектов одинаковых кубиков. Это позволит осуществлять процесс обучения с подгруппами детей, организовывать на основе данного дидактического материала игры, например: «Расскажем сказку», когда каждый ребенок составляет свою картинку. Набор кубиков для складывания картинок, например, если их используют для рассказывания сказки, располагают в ряд. Каждый ребенок составляет один из сюжетов сказки, по ним дети рассказывают сказку. Кубики периодически меняются, это позволяет сохранять у детей интерес к данному виду занятий.

Следующим условием является использование в игре с иллюстрированными кубиками приемов помощи детям со стороны взрослых. Это конструирование совместно с ребенком, по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Одним их приемов является экранирование части картинки, которую ребенок использует как образец для конструирования, специальным шаблоном, выполненным по размеру картинки. Шаблон закрывает три четверти картинки, оставляя открытым один кубик, который ребенку предлагается выбрать. Взрослый перемещает шаблон и закрывает следующие три кубики, оставляя открытым тот, который ребенок должен взять следующим и так далее, пока картинка не будет составлена. Далее может использоваться шаблон, закрывающий половину картинки, он будет располагаться вертикально или горизонтально, давая возможность ребенку видеть половину картинки и выбрать два кубика, необходимых для составления целой картинки. Данный вид помощи может активно использоваться на начальном этапе обучения, в занятиях с детьми, имеющими пространственные нарушения, проблемы с концентрацией внимания и т.п.

Важным в ходе обучения детей является формирование у них умения последовательно выполнять действия, способствующие организации игры и четкому ее проведению. Желательно использовать единый план действий с кубиками, которым постепенно, благодаря многократному систематическому его использованию, ребенок может овладеть. Предполагается, что этим планом действий он будет затем пользоваться самостоятельно. В начале занятий рекомендуется вводить диктантное условие выполнения последовательности действий с кубиками. Педагог предлагает его в игровой форме, от имени игрового персонажа, оно может быть записано на аудиокассету или диктофон, озвучиваться полностью или поэтапно. Например, можно предложить следующий план: выбери картинку, которую ты хочешь составить из кубиков;

  1. достань по одному кубики из коробки и положи их перед собой;
  2. посмотри на картинку: запомни, что на ней нарисовано, какого цвета «полянка» на которой нарисована картинка;
  3. разверни все кубики той стороной вверх, которые нужны для картинки;
  4. раздели картинку на части (проведи линии пальцем, посмотри глазками) сверху вниз или с одной стороны до другой по середине;
  5. начинай выкладывать сначала один ряд картинок, например, внизу, потом следующий ряд — наверху;
  6. посмотри, получилась ли такая же картинка на кубиках, как на той картинке, которая помогала тебе их собирать.
  7. Обучение начинается с составления картинки из 4-х кубиков.
  8. Игры в кубики в присутствии детей с постепенным вовлечением их в совместную деятельность.
  9. Обучение вращению кубика с цветными сторонами без рисунка. Как игровой момент используются игрушки того же цвета, что и сторона квадрата, которые «просят» детей найти их цветовую «полянку».
  10. Закрепление умения вращать кубики, на каждом из которых имеется целостное изображение на белом фоне. На всех кубиках одни и те же картинки. Детям предлагается собрать на «полянке», например, только желтых цыплят, красные цветы и т.п.
  11. Обучение игре с кубиками (изображения разных предметов – кубики «Геометрические фигуры» и т.п.) с ориентировкой на цвет фона. Ребенок собирает, например, желтую «полянку», на которой изображены бабочка, птичка, цветок и ягодка. Ребенку необходимо учесть фон и пространственное расположение рисунка.
  12. Обучение игре с кубиками с цветными фонами и изображенным на них одним простым предметом (кубики «Игрушки» и т.п.). Перед такой игрой проводятся упражнения на узнавание предмета по частям.
  13. Обучение игре с кубиками с близкими по цвету фонами, например, разные оттенки зеленого. Перед этой игрой проводятся упражнения на различение оттенков цвета.
  14. Обучение игре с кубиками с одним фоном и контурным изображением предметов.

После того, как дети научились составлять картинки из четырех кубиков, проводятся игры с шестью кубиками. Предложенная последовательность обучения может сохраняться.

При такой последовательности работы, как показывает наш многолетний опыт, возможно обучение игре с иллюстрированными кубиками детей разного возраста и с различным уровнем интеллектуального развития. Важно учить детей игре с картинными кубиками последовательно, на высоком эмоциональном фоне, имея при этом большое терпение и разнообразный дидактический материал, прежде всего, разнообразие иллюстративных кубиков.

Нами разработаны четыре набора иллюстрированных кубиков: «Геометрические фигуры», «Дом, дерево, человек», «Эмоции», «Цифры». Каждый из наборов кубиков имеет диагностическое значение и может применяться в занятиях с детьми для общеразвивающей и коррекционной работы.

Кубики предназначены для обучения детей 3-8 лет составлению (складыванию) целой картинки из четырех частей.

Игры с кубиками помогут развить пространственные представления, сенсорные способности вашего ребенка, воспитать в нем усидчивость, внимательность, аккуратность. Если у вас есть несколько наборов кубиков, вы сможете организовать соревнование между несколькими детьми «Кто быстрее составит картинку».

Геометрические фигуры

Кубики полезны для уточнения представлений детей о геометрических фигурах, пространственном расположении изображений на листе (вверху, внизу, справа, слева, над, под), обучения ребенка ориентировке на цвет фона и пространственное расположение фигур при составлении картинки.

Варианты игр

  1. Рассмотрев картинку-образец, ребенок находит соответствующие изображения и накладывает их на картинку.
  2. Ребенок составляет картинку рядом с образцом.
  3. После рассматривания образца ребенок складывает картинку по памяти.
  4. Ребенку предлагается выбрать картинку с любой геометрической формой и к ней подобрать такие же фигуры независимо от цвета фона.
  5. Предметные изображения
  6. С помощью этих кубиков вы сможете научить своего ребенка составлять изображение из четырех частей. По составленным картинкам ребенок вместе с вами может придумать рассказ или сказку. Например: «В домике жили мальчик и девочка. У них были кошка и петушок. У домика росло дерево».

Предметные изображения С помощью этих кубиков вы сможете научить своего ребенка составлять изображение из четырех частей. По составленным картинкам ребенок вместе с вами может придумать рассказ или сказку. Например: «В домике жили мальчик и девочка. У них были кошка и петушок. У домика росло дерево».

Варианты игр

  1. Рассмотрев картинку-образец, ребенок находит соответствующие изображения и накладывает их на картинку.
  2. Ребенок составляет картинку по образцу: справа, слева, над, под.
  3. После рассматривания образца ребенок складывает картинку по памяти.
  4. Ребенок складывает картинку без образца, ориентируясь на цвет фона.
  5. Ребенок составляет ту картинку, о ком/или о чем рассказывает взрослый.
  6. Эмоции
  7. Кубики помогут выяснить, как ребенок понимает эмоциональные состояния, научить его составлять целые картинки, изображающие лица, и части лица, ориентироваться на цвет фона и соответствующие пиктографические изображения настроений. В ходе составления картинок возможно придумывание рассказов, сказок о различных настроениях человека, животных, об эмоциях и т.п.

Эмоции Кубики помогут выяснить, как ребенок понимает эмоциональные состояния, научить его составлять целые картинки, изображающие лица, и части лица, ориентироваться на цвет фона и соответствующие пиктографические изображения настроений. В ходе составления картинок возможно придумывание рассказов, сказок о различных настроениях человека, животных, об эмоциях и т.п.

Варианты игр:

  1. Рассмотрев картинку-образец, ребенок находит изображения на кубиках и накладывает их на образец.
  2. Ребенок составляет картинку рядом с образцом.
  3. После рассматривания образца ребенок складывает картинку по памяти.
  4. Ребенок составляет картинку, ориентируясь на цвет фона.
  5. Составление картинок по заданным характеристикам настроений: серьезный, веселый, печальный и т.п.

Цифры

Кубики полезны для формирования представлений детей о количестве и цифрах, различных их написаниях, для развития оптических представлений детей, предупреждения и коррекции нарушений в овладении счетной деятельностью (дискалькулии). Они помогут узнать взрослым о сформированности счетных навыков детей и их умениях «читать» цифры, данные в различных системах счисления. Игры с кубиками «Цифры» помогут детям научиться составлять цифры из частей, ориентироваться на цвет фона и т.п.

Варианты игр:

  1. Рассмотрев картинку-образец, ребенок находит изображения цифр на кубиках и накладывает их на образец.
  2. Ребенок составляет картинку рядом с образцом.
  3. После рассматривания образца ребенок складывает картинку по памяти и называет количество кружков, арабскую (1, 2, 3, 4, 5, 6)и римскую (I, II, III, IV, V, VI) цифру.
  4. Ребенок составляет картинку, ориентируясь на цвет фона, затем называет количество кружков и цифру.
  5. Ребенок считает количество кружков на одном из кубиков, называет их количество, подбирает соответствующую римскую цифру (I, II, III, IV, V, VI), изображенную на одном из кубиков, затем составляет из частей соответствующую цифру (1, 2, 3, 4, 5, 6).

  • Рассказ по картине васнецова иван царевич и серый волк для 3 класса
  • Рассказ по картине собака со щенятами в средней группе гербова
  • Рассказ по картине пластова летом 4 класс составить
  • Рассказ по картине васнецова иван царевич и серый волк 3 класс
  • Рассказ по картине серова ледовое побоище