Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» для подготовительной группы.
Цель: формирование у старших дошкольников умения составлять связный описательный рассказ по пейзажной картине, закреплять представления о сезонных изменениях в природе в осенний период.
Задачи:
- учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти — шести предложений, соблюдая композицию рассказа, используя в речи разные образные слова и выражения;
- познакомить с живописными полотнами известного русского художника И.И. Левитана приобщать к изобразительному искусству;
- формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей нас русской природы;
- развивать диалогическую и монологическую речь детей;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать эмоционально- личностное отношение к художественному произведению.
Основная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Предварительная работа: наблюдения в природе, беседа об осеннем времени года, чтение стихов русских поэтов об осени, знакомство с картинами И.И. Левитана..
Материалы и оборудование: репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», презентация, аудиозапись «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь» П.И.Чайковского.
ХОД НОД.
Воспитатель: -Ребята, я смотрю, не все ещё проснулись. Давайте подбодрим друг друга, настроимся на рабочий лад и вспомним наш девиз. Все готовы?
Здравствуй, Небо! (руки над головой).
Здравствуй, Солнце! («рисуем» руками круг перед собой)
Здравствуй, Земля! (кладем руки на колени).
Здравствуй, наша большая семья! (беремся за руки и поднимаем их вверх).
Собрались все дети в круг, (опускаем руки)
Ты мой друг и я твой друг, (посмотреть на сидящих рядом ребят).
Вместе за руки возьмемся, (действия по тексту).
И друг другу улыбнемся! (действия по тексту).
Воспитатель.- Какие все молодцы! А теперь, ребята, посмотрите внимательно на доску. Перед вами три картинки. Скажите, пожалуйста, какое время года здесь изображено? По каким приметам вы определили, что это именно осень?
Дети называю приметы осени.
- Деревья в жёлтом наряде.
- Птицы улетают на юг.
- Дети тепло одеты. На улице холодно, значит погода какая? Холодная.
- На земле лужи.
- Дети собирают урожай осенних грибов. Какие грибы нарисованы на картинке?
- Листья лежат на земле.
- Льёт дождь. Когда идет дождь, погода какая? Дождливая.
- Небо затянуто облаками. Небо какое? Пасмурное.
- Осенью часто дует ветер, значит погода какая? Ветреная.
Воспитатель. –Давайте вспомним, как называется это явление природы, когда с деревьев падают на землю листья. (Листопад). Листопад- какое красивое длинное слово, давайте поделим его на слоги. Приготовили ручки. («Листопад»- три слога). Во время листопада что деревья сбрасывают? (Листья). Определим количество слогов в слове «лист». («Лист — один слог). Листья осенью какие? (желтые, багряные, сухие, красивые…). Листья, падая на землю, устилают ее разноцветным ковром. Сколько же слогов в слове» ковер»? ….., подели слово «ковер» на слоги.
Воспитатель.- Молодцы, ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Встаем возле стульчиков. Игра называется «Да — нет». Я буду читать вопросы, если ответ «да», вы хлопаете, а если ответ «нет», то топаете, но только не очень громко.
Осенью растут грибы?
Часто-часто льют дожди?
Морозы осенью бывают?
Урожай все собирают?
Тюльпаны осенью цветут?
Птицы гнезда дружно вьют?
Птичьи стаи улетают?
Тучи солнце закрывают?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?
Воспитатель. -Ребята, во все времена года наша природа прекрасна. Но осень дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа вспыхивает всеми теплыми оттенками цветов: от светло- желтого до огненно- красного. Загорается в последний раз, чтобы потом уснуть до весны глубоким сном. Этот период осени, который приходится, на октябрь, называют вершиной осени, а за те краски, в которые одеваются деревья, этот период прозвали «Золотой осенью». Это время очень любили поэты и художники. И сегодня мы познакомимся с картиной известного русского художника Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Этот художник создал много изумительных пейзажей. Ребята, напомните мне, что же такое пейзаж? (ответы детей).
Воспитатель.- Верно, и сейчас я предлагаю вам попробовать описать данный пейзаж, выразить словами чувства, которые он у вас вызывает. По ходу нашей работы, я буду прикреплять на мольберт картинки- метки, которые впоследствии помогут нам составить красивый, образный, связный рассказ по данной картине.
Работа над картиной (индивидуальная и групповая).
— Давайте же внимательно рассмотрим картину. На ней изображён осенний пейзаж. Как вы думаете, это начало, середина или конец осени? (ответы детей).
— Это середина осени, поэтому картина и была названа художником «Золотая осень». …, а какое время суток запечатлел художник? (ответ ребёнка).
- Правильно. Солнца не видно, но виден солнечный свет. На картине изображён ясный, солнечный осенний день.
-…, каким ты видишь небо? (ответ ребёнка).
- Художник нарисовал на картине высокое голубое небо с плывущими по нему облаками.
— Давайте рассмотрим деревья, расположенные на пригорке слева. …, как они называются? (ответы ребёнка).
-Верно. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. С чем можно сравнить осенний наряд березок? (ответы детей).
- Березы уже одели свои нарядные золотые платья.
-Часть листвы уже осыпалась с деревьев. Ребята, чем можно сравнить опавшую листву? (ответы детей).
- Умницы! Значит, земля покрыта пёстрым ковром из опавших листьев.
— …, как выглядит река на картине, какая она? (ответ ребёнка).
- Художник нарисовал на своей картине спокойную, тихую речку, в которой отражается небо.
-А сейчас я предлагаю вам взять в руки «бинокль» и рассмотреть, что же Левитан изобразил на заднем плане картины. (Дети складывают руки в виде бинокля и рассматривают картину). Что вы там видите? (ответы детей).
-…, ты видишь деревенские домики на картине. Где они находятся? (ответ ребёнка).
- На заднем плане пейзажа изображено поле и лес. Вдали, за полем, виднеются деревенские домики.
— …, посмотри внимательно, все ли деревья уже «сменили» свой летний наряд на осенний? (ответ ребёнка).
- На картине не все деревья сменили свой летний наряд. Лес на правом берегу реки все еще зеленеет.
— Ребята, а как вы думаете, почему художнику захотелось нарисовать эту картину? (ответы детей).
- Художнику захотелось, чтобы другие люди увидели, как красиво бывает осенью. Природа – это наше богатство, источник вдохновения для всех людей, ее надо любить и беречь. И от этого картина получилась солнечной и светлой.
— А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Чем вам она нравится? (ответы детей)
— Пришло время немного отдохнуть. Встаем, дети, возле стульчиков.
Физкультминутка.
Входит осень в лес дремучий, (Дети шагают на месте).
Машет жёлтой кистью (Движения руками).
Ветерок сгребает в кучи
Золотые листья, (Наклоны вперёд, движения согнутыми руками к груди).
И они, забывши ветви,
Кружат на поляне… (Поворачиваются кругом, понимают руки вверх).
Осень встала на опушке (Разводят руками в стороны).
В жёлтом сарафане.
(Т. Ткаченко.)
– Отдохнули, ребята? Рассаживаемся на стульчики. А сейчас я предлагаю попробовать составить рассказ о том, что мы увидели на этой картине, выразить чувства, которые она вызывает. Я начну первая, если вы не против.
Рассказ воспитателя.
Передо мной картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана, которая называется «Золотая осень». На картине изображён ясный, солнечный, осенний день, высокое голубое небо с плывущими по нему облаками. Березы уже одели свои нарядные золотые платья. Земля покрыта пёстрым ковром из опавших листьев. Художник нарисовал на своей картине спокойную, тихую речку, в которой отражается небо. На заднем плане пейзажа изображено поле и лес. Вдали, за полем, виднеются деревенские домики. На картине не все деревья сменили свой летний наряд. Лес на правом берегу реки все еще зеленеет. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение радостное, спокойное. Это золотая осень. Природа покоряет всех своей красотой.
-Ну вот, ребята, я и закончила свой рассказ. Теперь очередь за вами. Кто хочет начать составлять рассказ- описание по нашей картине? Не забывайте пользоваться картинками, которые помогут вам составить красивый и связный рассказ. (Дети по очереди составляют рассказ по картине).
Рефлексия. Звучит фоновая музыка «Времена года. Октябрь» П.И. Чайковского.
-А теперь я предлагаю вам прямо сейчас отправиться на прогулку в лес. Встаем со стульчиков, опускаемся на пол. А теперь мы закроем глаза и перенесемся с вами в осенний лес. Давайте представим, что мы медленно бредём с вами по осеннему лесу. Мы вдыхаем особенные осенние запахи: терпкий запах древесной коры, душистый- сухой травы, прелых листьев, удивительный запах грибов. Мы слушаем голоса улетающих в дальние стаи птиц, наслаждаемся последними теплыми лучами солнца и видим вокруг деревья и кусты в нарядном осеннем уборе.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
-Открываем глаза, возвращаемся в детский сад. Спасибо вам, ребята, за содержательные рассказы. Мне было интересно с вами беседовать и слушать вас.
Населенный пункт: Тульская область, г. Ефремов
Цель: обучить детей составлению описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень».
Задачи:
1. Образовательные:
–закреплять представления детей об осени;
— расширять знания о творчестве художника- пейзажиста И. И. Левитана;
2. Развивающие:
–продолжать развивать речь детей (звуковую культуру речи- автоматизация звука [ш], грамматический строй речи, связную последовательную речь, монолог и диалог, целостность высказываний в ходе описания пейзажа);
– совершенствовать умение детей отвечать на вопросы полным ответом в зависимости от их содержания и формы, правильно строить предложения;
– развивать у детей умственные операции (внимание, воображение, мышление, умение анализировать, делать вывод, обобщать);
– развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.
3. Воспитательные:
— воспитывать любовь к природе, эмоциональную отзывчивость по отношению к ней.
Словарная работа:
- обогащать словарный запас детей новыми словами (пейзаж- картина, изображающая природу), эмоционально-окрашенной оценочной лексикой: эпитетами (пожухлая (трава)); не яркие, тусклые, блёклые (оттенки зелёного цвета), сравнениями (трава на пригорке, как пёстрый ковёр; берёзовая роща словно в золотом убранстве, дубовая рощица как будто в ярко- зелёном наряде).
- активизировать речь детей.
Оборудование и материал: Т.С.О. (технические средства обучения- интерактивная доска), репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»,
картинный план «Описание репродукции» Н. Е. Арбекова, грамзапись П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь.», осенние кленовые листья, гербарий (лист клёна, дуба, берёзы), искусственные листья по количеству детей для физкультминутки, стихотворения: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…» А. Майкова, «Наша осень, правда, золотая…» Е. А. Благининой.
Предварительная работа: наблюдение с детьми за осенними изменениями в природе в ходе прогулок, разучивание физкультминуток и стихотворений на тему осени, слушание звукозаписи Чайковского «Времена года», знакомство с биографией И. И. Левитана, его творчеством.
Ход занятия:
Организационный момент. Тьютор предлагает детям пройти в музыкальный зал, где тихо звучит «Осенняя песня» П. Чайковского (зал украшен по- осеннему, на экране заставка – падают листья).
Тьютор:
«Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!»
(А. Майков)
— Какие осенние периоды вы знаете?
(Дети: Ранняя, золотая, поздняя осень).
— Чем ранняя осень отличается от поздней осени?
(Дети: Ранней осенью тепло, особенно днём, когда ярко светит солнце, а поздней – холодно, бывают заморозки, выпадает первый снег).
— Почему говорят «золотая осень»?
(Дети: потому что листья на деревьях жёлтые, словно золото).
Тьютор:
— Хорошо! А сейчас я предлагаю поиграть. Мы будем передавать по кругу осенние листья и называть какие они по цвету, размеру, на ощупь и т. п.
(Дети: Кленовый, дубовый, берёзовый, маленький, резной, двухцветный, золотой, хрупкий, сухой и т. п.).
— Хорошо! Представим, что мы воздушные, лёгкие листья.
Физкультминутка.
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (водят руками по полу влево- вправо)
Будто опять закружиться хотят.
Тьютор:
— Предлагаю прошуршать листьями и произнести ш-ш- ш. (Под ногами детей сухие листья).
(Дети шуршат листьями и произносят ш-ш-ш.)
-Хорошо! Присаживайтесь на свои места.
(Дети садятся на стульчики).
- Основная часть.
Тьютор:
— Осенняя природа восхищает не только нас, но и художников. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали русскую природу. Среди них художник Исаак Ильич Левитан. (На слайде — портрет И. И. Левитана.)
Он писал пейзажи. Пейзаж — это картина, изображающая природу. Повторим хором: «Пейзаж». Затем индивидуально.
Тьютор:
-Как называется картина, изображающая природу?
Ребёнок: «Картина, изображающая природу, называется пейзаж.» (индивидуально 2-3 ответа)
— Обратите внимание на картины И. И. Левитана, посвящённые осени: «Осень. Октябрь», «Осень», «Осень. Река». Одну из таких картин мы сейчас рассмотрим. (Тьютор показывает картину.) Перед нами пейзаж.
Предполагаемые вопросы к детям:
-Как вы думаете, какой период осени изобразил художник? (Ребёнок: «Художник изобразил золотую осень.»)
- По каким признакам вы догадались, что это золотая осень? (Ребёнок: «Это золотая осень, так как листья на деревьях жёлтые, как золото»).
- Скажите пожалуйста, как бы вы назвали эту картину? (Ребёнок: «Я бы назвал (-а) эту картину «Золотая осень».
Тьютор:
— Исаак Ильич Левитан назвал эту картину «Золотая осень». Послушайте, как об этой осенней поре сказала Елена Александровна Благинина (стихотворение читает ребёнок):
«Наша осень, правда, золотая,
Как её иначе назову?
Листья помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.»
Тьютор:
-Теперь, я предлагаю рассмотреть передний план картины.
— Что изображено на переднем плане картины? (Индивидуальные ответы детей. Например, «На переднем плане картины изображена река.»)
-Как вы думаете, какая вода в реке? (Примерный индивидуальный ответ: «Вода в реке тёмно- синяя, прозрачная, с зеркально чистой гладью.)
— По каким признакам вы догадались, что вода в реке чистая? (Примерный ответ: «Вода в реке чистая, так как в ней отражаются растения и травы.»)
— Вспомните и сравните, какая вода в реке летом и осенью? (Примерный ответ: «Летом вода в реке тёплая- в ней можно купаться, а осенью — холодная, в ней купаться нельзя.»)
-Ребята, какую краску использовал художник, чтобы показать, что вода в реке холодная? (Художник использовал тёмно — синюю краску, холодные оттенки синего цвета).
— Дети, что ещё изображено на переднем плане картины? (Примерный ответ: «На переднем плане картины изображены белоствольные берёзы.»)
- По каким признакам вы догадались, что это берёзы? (Примерный ответ: «У берёз белые стволы.»)
- Какую краску использовал художник, чтобы изобразить листву на берёзах? (Примерный ответ: «Художник использовал жёлтую краску, разные оттенки жёлтого цвета.»)
- Чем покрыта земля? (Примерный ответ: «Земля покрыта пожухлой травой.»)
Тьютор:
— Да, земля покрыта осенней пожухлой травой, которая содержит зелёные летние оттенки.
-Какие краски использовал И. И. Левитан чтобы изобразить пожухлую траву? (Примерный ответ: «Художник использовал жёлтую и зелёную краски.»)
— Какие оттенки зелёного цвета использовал художник? (Примерный ответ: «Художник использовал не яркие, тусклые, блёклые оттенки зелёного цвета.»)
- Что изображено на центральном плане картины?
(Примерный ответ: «На центральном плане картины изображена одинокая берёза. Слева от берёзы- золотая берёзовая роща.»)
- Почему роща «золотая»? (Примерный ответ: «Потому что листья на деревьях жёлтые, как золото.»
- Что изображено справа от берёзы? (Примерный ответ: «Справа от берёзы изображена дубовая роща.»)
- Почему роща дубовая? (Примерный ответ: «Потому что, она изображена ярко — зелёными красками, а листва у дуба желтеет позже всех деревьев.»)
- Обратите внимание на задний план картины.
- Что на нём изображено? (Примерный ответ: «На заднем плане картины изображены маленькие домики.»)
Тьютор:
— Вероятно, это деревушка.
- Что изображено перед деревушкой? (Примерный ответ: «Перед деревушкой — ярко- зелёное поле. Похоже, что это ростки озимых.»)
- Что изображено за деревушкой? (Примерный ответ: «За деревушкой располагается нарядный лес, в жёлтом убранстве.»)
Тьютор:
-Хорошо, теперь обратите внимание на небо.
- Какими красками И. И. Левитан изобразил осеннее небо? (Примерный ответ: «И. И. Левитан изобразил небо ближе к нам тёмными оттенками синего цвета, а вдали голубыми красками.»)
- Что изображено на небе? (Примерный ответ: «На небе изображены облака.» или «По небу плывут белые облака.»)
— Дети, какое настроение вызывает у вас картина И. И. Левитана «Золотая осень»? (Примерный ответ: «Картина И. И. Левитана «Золотая осень вызывает у меня радостное, приподнятое, бодрое настроение.»)
Тьютор:
-Я с вами согласна. Природа на картине кажется радостной, нарядной, тёплой, торжественной и от этого заряжает нас бодростью в этот погожий осенний день.
-Мы внимательно рассматривали картину. Теперь я предлагаю сделать гимнастику для глаз:
Вот стоит осенний лес (круговые движения глазами)
В нём много сказок и чудес!
Слева- сосны, справа- дуб (смотрим налево, затем- направо)
Дятел сверху, тук да тук. (смотрим вверх-вниз)
Тьютор:
— А сейчас я предлагаю подойти ко мне и поиграть.
Физкультминутка: «Ветер и листья». (Координация речи с движением.)
- Ветер по лесу кружил
Ветер с листьями дружил. (Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками, в правой руке-осенний листок.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой. (Дети встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на левой руке на каждую строку.)
И последний лист с осинки ветер кружит над тропинкой. (Дети кружатся на носочках на месте, затем перекладывают осенний лист в левую руку.)
- Ветер по лесу летал
- листики считал. (Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками, в левый руке-осенний листок)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Лист с берёзки золотой. (Дети встают лицом в круг и загибают по одному пальцу на правой руке на каждую строку.)
И последний лист с осинки ветер бросил на тропинку. (Дети опускают руки, приседают.)
(Дети садятся на стулья.)
Тьютор:
-А сейчас я предлагаю вам составить описательный рассказ по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Внимательно посмотрите на картину ещё раз. Попробуйте мысленно оказаться внутри, почувствовать настроение художника.
Сначала попробуем составить рассказ по частям, используя пункты плана, а затем соединим все части в целый описательный рассказ.
Тьютор:
-Итак, напомню, первый пункт плана —как называется картина, и кто её написал? Кто желает ответить. (Индивидуальный ответ.)
Второй пункт плана- какое место действия изобразил художник. (Индивидуальный ответ.)
Третий пункт плана — Какое время суток изобразил художник? (Индивидуальный ответ.)
Четвёртый пункт плана — Что изображено на переднем, центральном и заднем планах картины? (Индивидуальные ответы.)
Пятый пункт плана- Какие краски использовал художник при написании картины? (Индивидуальный ответ.)
Шестой пункт плана — Понравилась ли вам картина? Какое настроение она у вас вызвала? (Индивидуальный ответ.)
Тьютор:
-Хорошо! А теперь попробуем соединить все части в целый описательный рассказ.
Подумайте немного. Кто сможет описать картину, используя все пункты плана? (2- 3 индивидуальных ответа.)
- Заключительная часть.
Тьютор:
-А сейчас я предлагаю вам послушать описательный рассказ, который я составила по картине.
- Перед нами картина И. И. Левитана «Золотая осень».
- На картине изображена берёзовая роща в яркий, солнечный, осенний день.
- На переднем плане картины река глубокого синего цвета, тихая, спокойная. Вода в реке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы. Слева от реки — берёзки в золотом убранстве. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. Под красавицами берёзками — пожухлая зеленовато- жёлтая трава, которая напоминает пёстрый ковёр.
В центре картины наше внимание привлекает одинокая берёза с ярко- золотой кроной, стоящая на правом берегу реки. Слева от неё располагается берёзовая роща в золотом убранстве, а справа- небольшая дубовая рощица, одетая в зелёный наряд.
Вдали, на пригорке, виднеются маленькие домики. Вероятно, это деревушка. Перед ней расстилается ярко- зелёное поле. Это ростки озимых. Поле напоминает сочно-зелёный коврик.
В вышине, в голубом небе, плывут, гонимые лёгким ветерком, белые облака.
- Основные цвета картины — жёлтый, синий, голубой, с добавлением немного зелени — это все цвета радости, цвета полноты жизни.
- Картина «Золотая осень» мне очень нравится. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворённое, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает меня красотой.
Тьютор: Дети вам понравился мой описательный рассказ? (Ответы детей.) И мне ваши рассказы понравились. Вы сегодня славно потрудились, старались подбирать выразительные и точные слова для описания картины. Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете продолжать использовать в своей речи богатые возможности русского языка. Удачи вам!
Используемые интернет- источники:
1.https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-teme-rasmatrivanie-reprodukci-kartiny-i-i-levitana-zolotaja-osen.html
2.https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/12/15/konspekt-nod-v-podgotovitelnoy-gruppe-na-temu-sostavlenie
3.https://stihi-rus.ru/1/majkov/39.htm
4.https://stihomaniya.ru/2015/08/blaginina-osen.html
Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» (подготовительная к школе группа)
Автор:
- Касьянова Г.В.
- Малинкина Т.В.
Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине И. И. Левитана «Золотая осень».
Задачи:
- закреплять представления о сезонных изменениях в природе осенью
- расширять знания детей о творчестве художника — пейзажиста И. И. Левитана;
- учить рассматривать картину, формировать умение видеть красоту пейзажа
- учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти — шести предложений, соблюдая композицию рассказа, используя в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения;
- формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, приобщать к изобразительному искусству;
- развивать диалогическую и монологическю формы речи
- развивать умение чувствовать и передавать в рассказе настроение заключенное в пейзаже;
- развивать мыслительную и речевую активность детей
- обогащать словарный запас детей
- воспитывать эмоционально — личностное отношение к художественному произведению.
Основная образовательная область:
речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная образовательная деятельность:
наблюдение с детьми за осенними изменениями в природе в ходе прогулок, беседа об осеннем времени года, разучивание физкультминуток и стихотворений на тему осени, слушание звукозаписи Чайковского «Времена года», рассматривание картин И.С. Остраухова «Золотая осень», М.Г. Пишванова «Ранняя осень», в уголке природы и на ИЗОдеятельности.
Материалы и оборудование:
репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», аудиозапись «Времена года. Осенняя песнь» П.И. Чайковского.
Словарная работа:
обогащать словарный запас детей новыми словами: вдохновение, репродукция, пожухлая, озимые.
Ход НОД:
Организационный момент
— Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей встрече.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! «;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся. (Дети садятся полукругом)
Для начала отгадайте загадку:
«Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья».
Воспитатель: О каком времени года говорится в этой загадке? (Осень)
А какие периоды осени вы знаете? (Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень»
А в загадке о каком периоде осени говорится? (Золотая осень)
Воспитатель: Красоту и величие русской осенней природы воспевают по-разному, композиторы – музыкой, вы сейчас слышите отрывок из произведения Чайковского «Времена года»; поэты – стихами:
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной» (И. Бунин)
Как красиво сказано!
А, художники чем воспевают красоту русской природы? – (красками).
Мы с вами уже рассматривали картины про осень, давайте вспомним их названия «Золотая осень» и «Ранняя осень» (какие молодцы).
А, может, кто помнит авторов этих картин? Очень хочется услышать полный ответ. (И. С. Остроухов и М.Г. Пишванов). Какой молодец! И сказал правильно – написал, потому что правильно говорить — художники картины пишут, а не рисуют.
А, что нужно художнику, что бы писать такие замечательные картины (материал, инструменты, приспособления, а еще…), вот вам подсказка:
«Тише, тише, тишина
В гости осень к нам пришла…
Осень не простая, осень золотая.
Краски яркие, цветные
С собой осень захватила.
В парке, в роще, и в лесу –
Всюду видим красоту.
Красота поры осенней —
Ты — источник вдохновенья»
— Ребята, а вы знаете, что такое вдохновенье? (Ответы детей)
Подытожить: Вдохновение – это такое особое состояние человека, когда хочется сделать что-то очень красивое и хорошее. Вот, например, человек любуется красотой природы, и эта красота вдохновляет его на написание стихов, музыки или картин. Красота осенней природы особенно впечатляет. Многие художники посвятили свои картины этому времени года.
– Скажите, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж).
Верно, и сейчас я предлагаю вам познакомиться с еще одним красивейшим пейзажем великого русского художника Исаака Ильича Левитана, давайте постараемся как бы “войти в нее”, попробуем оказаться внутри, вжиться в образный мир и почувствовать настроение автора. А помогает нам музыка П.И. Чайковского «Осень. Октябрь». Я думаю, что с ее помощью мы сможем пробудить наши эмоции, воображение и насладиться творчеством.
Перед нами репродукция картины «Золотая осень». Кто знает, что означает слово «репродукция»? (Это значит не настоящая картина, которую писал художник). Верно. Репродукция – это копия картины.
Для чего создаются репродукции картин? (Репродукции картин делают для того, чтобы все люди могли увидеть картину, ведь не все могут увидеть настоящую картину в музее). Совершенно верно.
Физкультминутка:
«Входит осень в лес дремучий
Машет жёлтой кистью,
Ветерок сгребает в кучи
Золотые листья,
И они, забывши ветви,
Кружат на поляне…
Осень встала на опушке
В жёлтом сарафане». (Т. Ткаченко.)
Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины Левитана.
— Какое время года изображено на картине? (ответы детей)
— Какое время суток, запечатлел художник?
— Каким вы видите небо, солнце?
Давайте рассмотрим, что изображено на переднем плане картины?
— Какие деревья мы видим?
-Как вы думаете, какая вода в реке?
-По каким признакам вы догадались, что вода в реке чистая?
— Чем покрыта земля?
-Какие краски использовал Художник И.И. Левитан, чтобы изобразить
пожухлую траву?
Давайте обратим внимание на центральный план картины.
— Что на нем изображено?
— Что изображено слева и справа от березы?
— Почему вы решили, что роща дубовая?
Давайте обратим внимание на задний план картины?
— Что изображено на нем?
— А какого размера изображены деревенские домики? (ответы детей)
Почему вы так думаете?
— А, поле, каким цветом изображено? Почему?
Правильно, это озимые.
-Ребята, а глядя на картину, можно догадаться о настроении художника?
-Правильно, по картине также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах и мечтах.
-Расскажите, а что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию?
(Ответы детей).
-Какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей)
Какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своих впечатлениях.
А хотите узнать, чем понравилась она мне? Мне понравилась эта картина тем, что она поднимает мне настроение. Рассматривая ее, я думаю об осени, о том, как красива природа в это время года.
Исаак Ильич Левитан назвал эту картину «Золотая осень».
Послушайте, как об этой осенней поре сказала Елена Александровна Благинина (четверостишие читает ребёнок):
«Наша осень, правда, золотая,
Как её иначе назову?
Листья помаленьку облетая,
Устилают золотом траву»
А теперь отдохнём и выполним зрительную гимнастику (стоя.):
Вот стоит осенний лес! (выполняем круговые движения глазами)
В нём много сказок и чудес!
Слева – сосны, справа – дуб (влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук (вверх – вниз)
Глазки ты закрой, открой.
Поиграли мы с тобой!
Вернемся к нашей картине, и сейчас предлагаю вам послушать описательный рассказ, который я составила по картине:
На картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», мы видим характерный русский пейзаж. Изображена берёзовая роща в яркий, солнечный, осенний день.
На переднем плане картину пересекает узкая речка с невысокими берегами сине — голубого цвета, тихая, спокойная. Вода в реке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы. Слева от реки — берёзки в золотом убранстве. Их листва трепещет на ветру, переливается, как золото в солнечном свете. Под красавицами берёзками — пожухлая зеленовато- жёлтая трава, которая напоминает пёстрый ковёр.
В центре картины наше внимание привлекает одинокая берёза с ярко- золотой кроной, стоящая на правом берегу реки. Слева от неё располагается берёзовая роща в золотом убранстве, а справа — небольшая дубовая рощица, одетая в зелёный наряд.
Вдали, на пригорке, виднеются маленькие домики. Вероятно, это деревушка. Перед ней расстилается ярко- зелёное поле. Это ростки озимых. Поле напоминает сочно-зелёный коврик.
В вышине, в голубом небе, плывут, гонимые лёгким ветерком, белые облака.
Основные цвета картины — жёлтый, синий, голубой, с добавлением немного зелени — это все цвета радости, цвета полноты жизни.
В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворённое, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает меня красотой. Картина «Золотая осень» мне очень нравится.
Физкультминутка:
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся, руки вверху)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают, руки опускают)
И под ногами шуршат, шелестят (водят руками по полу влево — вправо)
Будто опять закружиться хотят (кружатся, руки вверх).
А, сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать рассказать, что вы видите, слышите, чувствуете, рассматривая эту картину. Не забывайте использовать те красивые, образные выражения, которые мы с вами подобрали.
-Кто хочет начать рассказ?
-Кто желает продолжить?
— Каким может быть конец рассказа?
-Какие вы молодцы!
— Продолжаем делиться своими впечатлениями о картине. Кто готов составить целый рассказ от начала до конца?
Молодцы, ребята. Спасибо вам за содержательные рассказы.
Вы сумели подобрать красивые, образные выражения, сумели красиво выразить свои чувства, вызванные картиной. Мне было интересно с вами беседовать и слушать вас.
А сейчас я предлагаю вам пойти на прогулку, и мы снова сможем насладиться красотой «золотой» осени, пережить те чувства и эмоции, о которых нам рассказал великий художник Исаак Ильич Левитан.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Автор: Таран Светлана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №7 МО Ейский район
Населённый пункт: с. Кухаривка, Ейский район
Наименование материала: конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию
Тема: «Составление рассказов по картине И.И. Левитана «Золотая осень» (подготовительная группа)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад комбинированного вида №7 с. Кухаривка МО Ейский район
Конспект непосредственно
образовательной деятельности
в подготовительной группе на тему:
«Составление рассказов по картине
И.И. Левитана «Золотая осень»
Воспитатель: Таран С.В
2018 год
Программные задачи:
1.Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и
эмоциональный отклик.
2.Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ
пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание
на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений.
3.Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е.
изображение природы, называется пейзажем.
4 . Формировать умение рассказывать об осени, используя картину Левитана
«Золотая осень».
5. Развивать образную речь детей при описании природы.
6.Воспитывать у детей любовь к природе и развивать эстетический вкус.
Поощрять высказывания детей.
Активизация словаря: березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона,
пейзаж.
Предварительная работа:
Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций
на тему: осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке; дать
представление на доступном для детей уровне о пейзажной живописи, березовой
роще, холодные и теплые тона.
Оборудование: слайды с картинами осени, осенние листочки, макет дерева, портрет
И.И. Левитана
,
репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», музыкальная
запись произведений из альбома «Времена года» «Ноябрь» П.И. Чайковского.,
музыкальная запись спокойной музыки для физминутки.
Ход
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в группе гости. Давайте поприветствуем их и
подарим свои улыбки.
Воспитатель: Утром, когда я проветривала группу, к нам через открытое окно
залетел красивый осенний листочек. (показываю) Это не простой осенний листок, а
листок- приглашение. На нем написано, что нас приглашают на необычную
выставку фотоиллюстраций и картин.
А темой выставки будет ответ на загадку.
Пришла без красок и без кисти,
и перекрасила все листья.
О каком времени года говорится в этой загадке?(осень)
Дети. В этой загадке говорится об осени.
Воспитатель: А какие периоды осени вы знаете?
Дети. Ранняя осень. «Золотая осень». Поздняя осень.
(показ слайдов№1, №2, №3 )
Воспитатель: А какой сейчас период осени? (Поздняя осень)
Наша выставка посвящена Осени.
Воспитатель: Красоту и величие русской природы осенью воспевают
художники – красками, поэты – стихами, композиторы – музыкой.
На нашей выставке мы сможем полюбоваться творческими произведениями
фотографов , картинами художников, постараемся “войти в них”, попробуем
оказаться внутри, вжиться в их образный мир, почувствовать настроение авторов.
А поможет нам музыка П.И.Чайковского»Осень. Ноябрь».Я думаю, что с ее
помощью мы сможем пробудить наши эмоции и воображение.
На экране, под звучание П.И.Чайковского проецируются картины осени
Перед вами фотоиллюстрация. Подумайте, как мы назовём её?
Слайд № 4.
Дети. «Осеннее чудо», «Осеннее волшебство», «Осенняя сказка», «Осень –
волшебница».
Воспитатель. Наверно больше подойдет к этой сказочной красоте название –
«Осенняя сказка».
Воспитатель: Какая бывает осень ?
Дети: дождливая, золотая, ранняя, хмурая, цветная красивая, поздняя
****
Лес ,точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
*****
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса..
Воспитатель: Прекрасные стихи об осени. Как дивно сказали об этом времени года
поэты И. Бунин, А.С. Пушкин
В своих стихах превосходно описали красоту осеннего леса. И передали нам свой
восторг.
Слайд № 5.
Воспитатель: Обратите внимание на второе произведение на нашей выставке.
Что вы видите перед собой?
Дети : Дети играют с осенними листьями
Воспитатель: Как будто сама осень приглашает нас поиграть.
Воспитатель: Ребята, Осень приготовила для вас чудо-дерево
(показываю макет- дерево) без листочков.
На нём могут расти листики от любого дерева, потому что оно сказочное!
Нарядим дерево осенними листочками и скажем, какими бывают они?
(дети подходят к чудо — дереву и, называя, прикрепляют к нему по одному
листочку)
Дети. Багровые, бардовые, оранжевые, жёлтые, холодные, разноцветные, золотые,
мокрые, расписные, яркие, шуршащие, сухие, опавшие, шумящие, летящие,
падающие, кружащиеся, танцующие…
Воспитатель: А что листья делают на ветру?
Дети. Листья кружатся, шуршат, колышутся, трепещут, качаются, шепчутся,
шевелятся, шумят…
Воспитатель: А как листья летят?
Дети. Плавно, тихо, бесшумно, легко, медленно…
Воспитатель : Какие вы знаете пословицы и поговорки?
Дети. Большой урожай рябины — к большим морозам.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Осень — время собирать урожай.
Теплая осень — к долгой зиме.
От осени к лету повороту нету.
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Сейчас перед нами были осенние фотоиллюстрации .
А как художники могут выразить свои чувства?
Дети. Нарисовать картину.
Воспитатель. Правильно, художник выражает свои чувства с помощью красок.
Он разговаривает с людьми без слов, мазками, линиями, цветом
.
Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе,
что вызвало у него радость, удивление, грусть. Он должен нарисовать так, чтобы мы
узнали и деревья, и кусты, и реку. С помощью красок он может передать время
года ,своё настроение. Но правильно надо говорить- художники пишут картины.
А что нужно художнику для работы?(ответы детей)
Воспитатель. Правильно, молодцы ребята. Художники берут мольберты, краски и
идут на природу.
Слайд №6
Сейчас я расскажу вам удивительную сказку про одного очень
Грустного Художника.
«Жил-был Грустный художник. А грустен он был потому, что уж очень невеселая
была у него жизнь. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как дол-
го! Сначала надо научиться рисовать, потом писать красками, а потом еще суметь
делать это так, как до тебя никто не умел. У Грустного художника не было ни денег,
ни родных, которые могли бы ему помочь.
Трудно пришлось Грустному художнику, но все, же он стал настоящим мастером.
Все, кто видел его картины, признавали, что еще никто не умел изображать природу
так, как он. Грустный художник умел разговаривать с деревьями и облаками,
слышал, как растет трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в
которой отражается небо. Картины Грустного художника были прекрасны.
А зовут этого Грустного художника – Исаак Ильич Левитан».
Слайд №7
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину Исаака Левитана «Золотая осень».
Это период осени, когда листья на деревьях пожелтели, но еще не опали. Иногда в
такой осенний день выглядывает Солнце, и тогда весь лес будто горит, как костер.
Красиво так, что дух захватывает! Голубое холодное небо, спокойная вода речки,
золотые березы. И снова все-таки немножко… грустно. Уж слишком недолговечна
эта красота. Скоро ударят морозы, покроется инеем трава, поблекнут яркие
цвета. Но художнику все-таки удалось остановить этот день навсегда».
Воспитатель.-
Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию?
(Ответы детей).
-Какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей)
—
Какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своих впечатлениях. А хотите
узнать, чем понравилась она мне? Мне понравилась эта картина тем, что она
поднимает мне настроение. Рассматривая ее я думаю об осени, о том, как красива
природа в это время года.
Воспитатель: Какая же здесь нарисована осень?
Дети: Нарядная, золотая, веселая, красивая.
Воспитатель: Какие цвета использовал художник?
Дети: Много желтых, оранжевых красок
Воспитатель: Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?
Дети: Теплые, радостные веселые.
Воспитатель:
Золотая
осень
восхищала
и
радовала
художника.
Давайте
внимательно рассмотрим картину. Что интересного, красивого увидел художник?
Дети: Лес, луг, речку.
Воспитатель: Давайте рассмотрим, что изобразил художник на картине близко к
нам, на переднем плане.
Дети: Художник нарисовал несколько деревьев.
Воспитатель: Что это за деревья?
Дети: Березки
Воспитатель: Расскажите о них. Какие они?
Дети: Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки
почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая,
желтая, коричнево-оранжевая.
Воспитатель: А еще дальше, на дальнем плане, что вы видите?
Дети: Видна группа березок.
Воспитатель: Такую группу называют «роща». А листочки на этих березках видны?
Дети: Нет
Воспитатель: Действительно, не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник
нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.
Воспитатель: А какого цвета трава на лугах?
Дети: Зеленого.
Воспитатель: Посмотрите внимательно: зеленая ли? Нет, она коричневато-зеленая,
зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла.
Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень.
Воспитатель: А теперь обратите внимание на правую часть картины.
Что вы видите?
Дети. Речку.
Воспитатель. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все
уже, все светлее.
Догадайтесь, какая вода в речке на картине?
Теплая или холодная?(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, холодная и об этом говорят синие и фиолетовые тона
красок – это холодные тона
.
Воспитатель: Что отражается в реке? (небо) Прямо ли течёт река или меняет своё
направление?
Воспитатель: А что это за деревце пылает, как свечка, на изгибе (излучине) реки?
Что можно сказать об этой берёзке? Какая она?
Дети : Нельзя увидеть отдельную березку, деревья как бы сливаются друг с другом.
А за ней хоровод зелено – коричневых деревьев .
Это дубовая роща
.
Она не одинока: река и березка – хорошие друзья.
Воспитатель : А какого цвета небо изобразил художник?
Дети. Небо голубое, с белыми облаками.
Воспитатель. Чего больше на картине – неба или земли? (Ответы детей)
Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли
он нарисовал больше. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались?
Дети. Есть тени от деревьев. И небо голубое. А в пасмурную погоду небо серое.
Воспитатель. Молодцы. Да, мы видим тени от деревьев, значит — солнышко есть.
Воспитатель: Почему крестьянские домики такие маленькие? Что вы видите около
них?
Дети: Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть
всю красоту, великолепной, увядающей природы.
Воспитатель: Действительно, удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину,
спокойствие, воцарившееся в природе.
Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.
Левитановская осень это праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты.
Но он немного и грустный – ведь это красота прощания. Скоро – зима.
А как называют картины, на которых изображена природа?
Дети. Пейзаж.
Физминутка
(
Звучит тихая, спокойная музыка.)
— Ребята, а теперь представьте себя листиками, воздушными, легкими, прозрачными,
задорными.
Мы листики осенние, руки вверх)
На веточках висели. (покачать кистями рук)
Ветер дунул, полетели. (качаем руками, наклоны туловища в стороны)
Мы летели, мы летели, (покружиться)
И на землю тихо сели. (присесть, опустив руки)
Ветер снова набежал (встаём)
И листочки вверх поднял. (поднимаем руки вверх)
Закружились, полетели (качаем руками)
И опять на землю сели. (садимся на корточки)
Воспитатель: А сейчас вернёмся к нашей картине. Кто из вас хочет составить
рассказ по ней.
Представить, что вы попали туда, на природу, в ту осень!
Рассказать, что вы чувствуете, что видите?
План рассказа:
1.расскажите об осеннем дне. Какая погода? Почему?
2. об осеннем небе и облаках
3 .о солнце
4.о березах
5.Что осень сделала с лугом
6.Какая вода в реке?
7.Что расположено вдали?
8.Какое чувство вызвала у вас эта картина?
Дети (примерный ответ)
Наступила золотая осень. Небо голубое с легкими белыми облачками. Солнца не
видно, но оно чувствуется. Переливается на солнце золотая листва деревьев, от них
на землю падает густая тень. Березки нарядились в ярко — желтые, золотые платья.
Дует
легкий
прохладный
ветерок.
Листья
плавно
летят
с
веток,
кружатся в
медленном танце. Между лугов протекает темно — синяя река. Вода в ней уже стала
холодной. На берегу реки еще виден яркий осенний цветок. Жаль, что он остается
один. Все остальные цветы уже отцвели.
(выслушиваем несколько рассказов)
Воспитатель:
Ребята, вы молодцы. Ваши рассказы нам понравились.
А Вам понравилась выставка. Вы теперь знаете, что несмотря на все изменения в
природе, осень-это замечательное время года .И художники и поэты посвящали
этому времени года свои произведения и работы.
Итог: Давайте подведём итог нашей встречи:
-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? (о чем говорили, что
составляли)
— Репродукция, какого художника нам помогала это делать? (Левитана)
-Чей рассказ вам понравился больше всего?
-Мы прощаемся с этим замечательны временем года и говорим ОСЕНИ!
-До свидания!
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе
Рассказывание по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
Подготовила Долгова Ксения Игоревна
Цель: совершенствовать умения детей составлять рассказы-описания по картине
Задачи:
-учить составлять рассказы-описания по картине
-продолжать расширять словарный запас у детей
Оборудование: картина И.И.Левитана «Золотая осень»
Форма реализации: беседа, рассматривание картины, составление рассказа
НОД
В: Ребята, сегодня я хочу начать наше занятие со стихотворения Маргариты Ивенсен «Осень»
Осень
Падают, падают листья
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом
(М.Ивенсен)
В: Сегодня мы с вами познакомимся с очень интересной картиной. Картина называется «Золотая осень», а написал ее очень известный художник Исаак Ильич Левитан. Посмотрите какие яркие краски использовал художник, чтобы показать нам всю красоту осени.
В: Ребята, а как бы вы назвали эту картину?
Ответы детей…
В: Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Золотая осень»?
Ответы детей…
В: Правильно, потому что на картине изображен осенний пейзаж.
В: Какие деревья изображены на картине?
Ответы детей: березы, ивы, осины
В: Ребята, какими словами можно описать нашу картину?
Ответы детей: золотая, солнечная, осенняя, необыкновенная, прекрасная, завораживающая, живописная, яркая, сочная, багряная…
В: Мы с вами внимательно рассмотрели нашу картину, а теперь будем составлять рассказы про нашу картину. Но для начала, послушайте какой рассказ-описание составила я.
В: Наступило самое красивое время года. Когда природа приобретает самые яркие краски, и ты попадаешь в осеннюю сказку. Листья на деревьях пожелтели и начали опадать, вдали виднеются золотые кроны берез, освещенные солнечными лучами. На речной глади отражается голубое небо с белыми облаками. Земля покрыта пестрым ковром из осенних листьев. От такой красоты невозможно отвести взгляд. На заднем плане картины виднеются дома, леса и еще зеленые поля, засеянные озимью. В такой теплый солнечный денек трудно усидеть дома-так и тянет прогуляться по осеннему лесу и вдохнуть аромат золотой осени.
В: Ребята, вам понравилось мое описание картины?
Ответы детей…
В: Перед тем как мы начнем описывать картину, мы должны разогреть наши губки и язычки.
В: Послушайте какую скороговорку я приготовила для вас:
Встретил в чаще еж ежа:
-Как погода, еж?
-Свежа
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.
В: Ну а теперь мы можем приступить к составлению наших рассказов. Подумайте, кто как бы начал описывать картину, с чего вы начнете.
В: Кто из вас готов начать свой рассказ?
Рассказы детей…
В: Ребята, я хочу вас всех похвалить, у вас получились разные и очень интересные рассказы про осень. Вы все молодцы!
И.И.Левитан
Проверил
Старший воспитатель
МАДОУ Д/С №4 «Дельфин»
Тимербаева Р.Р.________
« » 20 г.
Конспект организованной образовательной деятельности
по речевому развитию по теме: «Составление описательного рассказа
по картине И. Левитана «Золотая осень»
для детей подготовительной к школе группы
Воспитатель: Кравченко Н. А.
Цели: Формирование умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине.
Задачи:
Обучающие: Формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, приобщать к изобразительному искусству. Формировать умение видеть красоту пейзажа.
Развивающие: Развивать диалогическую и монологическю формы речи. Развивать умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже. Развивать мыслительную и речевую активность детей; Закреплять умение детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти — шести предложений, соблюдая композицию рассказа, используя в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе осенью.
Воспитывающие: Воспитывать эмоционально- личностное отношение к художественному произведению
Речевая задача. Активизация словаря: Обогащать словарный запас детей. Вдохновение, репродукция, золотая осень.
Интеграция образовательных областей: «Художественно — эстетическое», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: наблюдения в природе в осенний период, беседа об осеннем времени года, речевые игры «Какой, какая, какое», «Подбери сравнение», чтение стихов русских поэтов об осени (на усмотрение педагога).
Ожидаемый результат: Дети имеют представление, о сезонных явлениях и наблюдения за живой и неживой природой. Называть приметы осени, изменения в природе. Дети достаточно хорошо владеют устной речью. Расширять и активизировать словарный запас детей.
Формы организация: групповая, подгрупповая.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, речевая.
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, стулья, компьютер, мольберт, столы.
Демонстрационный материал: Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень» (большого размера), презентация со слайдами, телевизор, ноутбук, аудиозапись «Времена года. Осенняя песня» П.И.Чайковского, листы белой бумаги А-4 на каждого ребенка, бумажный кленовый лист с текстом стихотворения.
Индивидуальная работа: активизировать речь Арсения, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом Даниэля, Амалия.
Методы и приемы: Наглядные, словесные, практическая деятельность детей, словесная игра, дидактическая игра, использование активизация словаря.
Место проведения: МАДОУ Детский сад №4 «Дельфин» (корпус 1)
Возраст детей: 6-7 лет.
Структура ООД:
I. Вводная часть — 3 минуты.
1) Приветствие
II. Основная часть – 25 мин.
2) Рассматривания картин и портрет Левитана И.И.
3) Беседа по картинке
4) Составление рассказа
5) Зрительная гимнастика «Осенний лес»
6) Самостоятельная деятельность детей (рассказ по картинке)
7) Физкультминутка
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) — 2 мин.
-
Обобщение воспитателя
ХОД непосредственно образовательной деятельности
I.Вводная часть.
Дети входят в зал, встают в круг.
-
Приветствие
Воспитатель: — Ребята! Посмотрите, к нам гости пришли. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: — Здравствуйте гости!
Воспитатель: — Здравствуйте гости!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2. Создание образовательной ситуации.
Воспитатель обращает внимание детей на кленовый лист, лежащий на подоконнике.
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, какой красивый листок залетел к нам в окно. Это какой- то необычный листок, на нем написано стихотворение. Послушайте, я вам прочитаю.
Тише, тише, тишина
В гости осень к нам пришла…
Осень не простая, осень золотая.
Краски яркие, цветные
С собой осень захватила.
В парке, в роще, и в лесу –
Всюду видим красоту.
Красота поры осенней —
Ты — источник вдохновенья.
Воспитатель: — Ребята, а вы знаете, что такое вдохновение?
Дети –Ответы детей
Воспитатель: — Вдохновение – это такое особое состояние человека, когда хочется сделать что-то очень красивое и хорошее. Вот, например, человек любуется красотой природы, и эта красота вдохновляет его на написание стихов, музыки или картин. Красота осенней природы особенно впечатляет всех людей. Многие художники посвятили свои картины этому времени года.
3. Мотивация детей на предстоящую деятельность.
Воспитатель: — Сегодня я предлагаю вам продолжить знакомство с творчеством великого русского художника Исаака Ильича Левитана, а именно познакомиться с еще одной картиной этого выдающего художника, поделиться своими впечатлениями о ней.
(Дети садятся в полукруг)
II. Основная часть.
Беседа сопровождается демонстрацией слайдов.
Слайд 1 (Портрет И.И.Левитана)
Воспитатель: – Исаак Ильич Левитан написал несколько картин об осени. Он очень любил русскую природу, и изображал её в разное время года.
Слайд 2 (музей художника)
Воспитатель: — Какие картины этого художника вы уже знаете?
Дети — «Берёзовая роща».
Воспитатель: – Скажите, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа?
Дети – Пейзаж.
Воспитатель: – Верно и сейчас я предлагаю вам познакомиться с еще одним красивейшим пейзажем И. И.Левитана и попробовать описать содержание картины, выразить словами свои впечатления и чувства.
Рассматривание картины.
Воспитатель: – Перед нами репродукция картины «Золотая осень». Напомните, пожалуйста, что значит слово «репродукция»?
Дети – Это значит не настоящая картина, которую писал художник.
Воспитатель: – Верно. Репродукция – это копия картины. Для чего создаются репродукции картин?
Дети — Репродукции картин делают для того, чтобы все люди могли увидеть картину, ведь не все люди могут увидеть настоящую картину в музее.
Воспитатель: – Совершенно верно. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины Левитана.
-
Рассматривание картины, беседа по содержанию картины.
Дети рассматривают картину, звучит фоновая музыка «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковского
Воспитатель: — Какое время года изображено на картине?
Дети — На картине изображена осень, потому что на деревьях много жёлтых листьев. На картине нарисована осень, потому что почти на всех деревьях листья желтые.
Воспитатель: – Молодцы. Как вы думаете, это начало, середина или конец осени?
Дети – Я думаю, что это середина осени, потому что не все листья облетели и почти все листья желтые. А в начале осени еще мало желтых листьев на деревьях.
Воспитатель: – Молодец. А как в народе называют середину осени?
Дети – Золотая осень.
Воспитатель: – Верно. Как, по – вашему мнению, может называться эта картина?
Дети. – Осень. Золотая пора. Красавица осень.
Воспитатель: – Верно, ребята. Картина так и называется «Золотая осень».Давайте рассмотрим, что изображено на картине. А я все ваши красивые и образные выражения буду складывать вот в эту корзиночку, чтобы не забыть их, когда будем составлять рассказ.
Дети. — Художник нарисовал осенние поля, деревья, реку, а вдали лес.
Воспитатель: — Какое время суток запечатлел художник?
Дети — Мне кажется, что это день, потому что светло и ясно.
Воспитатель: — Молодцы. Каким вы видите небо?
Дети — Голубое небо, с плывущими облаками, высокое.
Воспитатель: — А, что можно сказать про солнце?
Дети — Самого солнца не видно, но виден солнечный свет.
Воспитатель: — Опишите погоду. Какая она?
Дети — Погода теплая, ясная, солнечная.
Воспитатель: — Давайте рассмотрим деревья, расположенные на пригорке. Как они называются?
Дети – Это березы.
Воспитатель: – Верно. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. С чем можно сравнить листву берез?
Дети – Деревья будто в разноцветных платьях.
Воспитатель: — Хорошо! На что похожи листья березы?
Дети — Листья похожи на золотые монетки. Листья похожи на летающих желтых бабочек.
Воспитатель: – Часть листвы уже осыпалась с деревьев. С чем можно сравнить опавшую листву?
Дети – С покрывалом.
Воспитатель: — Умницы! Ребята, а трава только зелёная?
Дети. — Нет, трава стала сохнуть.
Воспитатель: – Верно. А река выглядит, так же как и летом?
Дети. — Нет, река выглядят по-другому. Река спокойная, холодная. Она отражает голубое небо, но выглядит темнее, чем летом.
Воспитатель: – Молодцы! А сейчас я предлагаю вам взять лист бумаги и сделать из него «подзорную трубу».
Воспитатель: – С помощью «подзорной трубы» рассмотрите, что изображено на заднем плане картины.
Дети в «подзорную трубу» рассматривают картину.
Дети. — На заднем плане картины изображены поле и лес.
Воспитатель: – Найдите деревенские домики на картине. Где они находятся?
Дети – Дома находятся за полем.
Воспитатель: – Дома находятся далеко, поэтому на картине они очень маленькие, словно… Подскажите слово?
Дети. – Игрушечные.
Воспитатель: – Молодцы. Обратите внимание на зеленую кромку леса у самого неба. Как вы думаете, какие деревья растут в этом лесу?
Дети –там растут ели или сосны.
Воспитатель: – Почему так думаете?
Дети – Ели и сосны круглый год зеленого цвета.
Воспитатель: – Посмотрите внимательно, все ли деревья уже «сменили» свой летний наряд на осенний?
Дети. – Нет. Справа, на правом берегу реки, деревья еще зеленеют.
Воспитатель: – Молодцы. А теперь отдохнём. Выполним зрительную гимнастику.
Зрительная гимнастика (выполняется стоя.)
Вот стоит осенний лес! (выполняем круговые движения глазами)
В нём много сказок и чудес!
Слева – сосны, справа – дуб (влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук (вверх – вниз)
Глазки ты закрой, открой.
Поиграли мы с тобой!
Воспитатель: – Вернемся к нашей картине. Какими красками написана картина?
Дети — Художник брал жёлтые, оранжевые, красные, голубые, белые, зеленые, краски.
Воспитатель: – А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «К нам пришел волшебник».
Представьте, что вы сами оказались в этом живописном месте, изображенном на картине, и можете слышать звуки. Что вы слышите?
Дети. – Я слышу, как шуршат листья под ногами, как шелестят листья на березах, как льется вода в реке.
Воспитатель: – А теперь вы можете чувствовать запахи. Расскажите о них.
Дети. – Пахнет лесом, грибами. Пахнет речкой. Пахнет опавшей листвой.
Воспитатель: – Какие у вас возникают желания, глядя на картину? (Пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом, послушать шум реки, шелест осенней листвы, собрать листочки и подбросить их высоко-высоко.)
Воспитатель: – Хорошие желания. Мне тоже захотелось оказаться на природе, глядя на эту картину. Как вы думаете, почему художнику захотелось нарисовать эту картину?
Дети. — Я думаю, что художнику захотелось, чтобы другие люди увидели, как красиво бывает осенью.
Воспитатель: — Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?
Дети. — У художника было радостное настроение.
Воспитатель: — А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Чем вам она нравится?
(Ответы детей)
Воспитатель: —. А как вы думаете, что хотел сказать нам художник, создавая этот пейзаж?
Дети. — Как красива наша природа! Природу надо любить и беречь.
Воспитатель: – Верно. Наша русская природа прекрасна в любое время года, а осенью она расцветает самыми яркими красками. Природа – это наше богатство, источник вдохновения, и ее надо любить и беречь.
Воспитатель: — А, сейчас давайте представим, что мы легкие, золотые листочки.
Физкультминутка
Мы листики осенние, (руки вверх)
На веточках висели. (покачать кистями рук)
Ветер дунул, полетели. (качаем руками, наклоны туловища в стороны)
Мы летели, мы летели, (покружиться)
И на землю тихо сели. (присесть, опустив руки)
Ветер снова набежал (встаём)
И листочки вверх поднял. (поднимаем руки вверх)
Закружились, полетели (качаем руками)
И опять на землю сели. (садимся на корточки)
-
Составление рассказа.
Рассказ воспитателя.
Воспитатель: — На картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми плывущими облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Картину пересекает узкая речка с невысокими берегами. Перед нами березовая рощица. Листики берез словно трепещут на ветру, переливаются как золото в солнечном свете. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый, оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.
-
Этап осуществления самостоятельной деятельности детей.
Воспитатель: – А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать рассказать, что вы видите, слышите, чувствуете, рассматривая эту картину. Не забывайте использовать те красивые, образные выражения, которые мы складывали в эту корзинку.
— Кто хочет начать рассказ?
— Кто продолжит?
— Каким может быть конец рассказа?
Воспитатель: – Молодцы, ребята.
Физкультминутка.
Воспитатель: – Предлагаю вам отдохнуть.
Входит осень в лес дремучий (Дети шагают на месте)
Машет жёлтой кистью (Движения руками)
Ветерок сгребает в кучи
Золотые листья, (Наклоны вперёд, движения согнутыми руками к груди).
И они, забывши ветви,
Кружат на поляне… (Поворачиваются кругом, понимают руки вверх).
Осень встала на опушке (Разводят руками в стороны)
В жёлтом сарафане.
(Т. Ткаченко.)
Воспитатель: – Продолжим делиться своими впечатлениями о картине. Кто готов составить целый рассказ от начала до конца?
(Выслушать рассказы еще 2-3 детей, в зависимости от времени)
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов, педагогическая оценка результатов деятельности детей.
Воспитатель: – Молодцы, ребята. Спасибо вам за содержательные рассказы.
Вы сумели подобрать красивые, образные выражения, сумели красиво выразить свои чувства, вызванные картиной. Мне было интересно с вами беседовать и слушать вас.
2. Плавный выход из образовательной ситуации.
Воспитатель: – А сейчас я предлагаю вам пойти на прогулку, и мы снова сможем насладиться красотой «золотой» осени, пережить те чувства и эмоции, о которых нам рассказал великий художник Исаак Ильич Левитан.