Рассказ по картинке 9 класс устный экзамен пример

Создать монологическое высказывание по фотографии нелегко. И вот почему.

Время, выделенное на подготовку, составляет всего 1 минуту. Фотография на устном собеседовании распечатывается на листе в чёрно-белом формате, некоторые детали могут ввести в заблуждение, и ученик допустит ошибки в определении содержательной части изображения. Складывается совсем иное настроение, когда рассматриваешь вместо цветного снимка в однотонном виде искусно или неудачно сделанный фотокадр.

Кроме того, девятиклассник ошибочно полагает, что описать фотографию – это рассказать об увиденном на ней, поэтому больше 6 предложений импровизированно составить не может. Чтобы монолог получил нужный балл, необходимо произнести не менее 10 фраз, состоящих из предложений разного вида и состава.

Тематика фотографий самая разная: здесь и праздники, и развлечения, и природа, и спорт, и путешествия, и экскурсии. Чаще всего представлены снимки об увлечениях, о семье, профессиях, дружбе, отношениях с животными, о добрых поступках, патриотизме.

Описание застывшего события (а это могут быть тематические кадры), портрета человека, групп людей, животных, неодушевлённых предметов, явлений, природы, интерьера поддаётся не каждому и требует основательной подготовки. Описывать – значит передавать признаки и свойства объекта, и здесь не обойтись без прилагательных, существительных и наречий. Можно, конечно, воспользоваться вопросами-помощниками и перечислить совершаемые героями фотографии действия, запечатлённые в определённый момент времени. И тут никуда не деться без глаголов несовершенного вида, стоящих в форме прошедшего или настоящего времени.

И ещё одно важное уточнение: для повествования свойственна динамика и последовательность, развитие события, начало и конец его. Для описания характерна статика и непоследовательность.

Прежде всего нужно следовать плану данного типа речи. Напомним его:

  1. Общее представление об объекте.
  2. Детали (качества и свойства, которыми он обладает).
  3. Впечатление от объекта (мнение).

Также следует учитывать разновидности описания:

— для описания человека указать его характеристику (возраст, фигура, поза, одежда, характер, особенности);

— для описания состояния одного человека или группы людей изобразить эмоции (весело, радостно, грустно, одиноко, смешно, страшно, опасно), мимику, позу, прическу, одежду, обувь, место, где находятся, предметы, которые держат;

— для описания животного увидеть особенности его внешнего вида (форма, величина, цвет, порода, масть), поведения (нрава), отношение к домашнему питомцу, впечатление о диком звере;

— для описания неодушевлённого предмета дать более точные признаки (размер, объём, цвет, форма, материал);

— для описания явления природы (грозы, снегопада, радуги, дождя, облаков, изморози) раскрыть их назначение, специфические особенности, свойства, признаки, состав, воздействие;

— для описания места (окружающей среды) учесть его нахождение в пространстве, общий вид, свет, тени, время суток, время года, погоду, небо, здания, улицы, растительность, люди;

— для описания интерьера обратить внимание на вид и назначение помещения (пол, потолок, стены, окна, мебель, декор: часы, картины, вазы, зеркала, светильники).

Важное умение – рассматривание фотографии.

Во-первых, надо найти смысловой центр снимка, чтобы понять замысел фотографа, определить тему, разглядеть основные предметы и лица, понять местонахождение и положение объекта.

Во-вторых, увидеть, что делает объект и как он выглядит.

В-третьих, выяснить, где сделана фотография: в помещении, на природе, в какое время года и суток.

И последнее, что без цвета сделать невероятно трудно, – найти яркие, эффектные детали. Осталось только выразить своё отношение к изображению и эмоции (впечатление).

Есть и то, чего делать не нужно. Нельзя придумывать того, чего нет на фотографии (сочинять предысторию или финал). Не надо опираться  только на 3-4 вопроса-помощника, которые есть на карточке участника собеседования. Получится именно 3-4 фразы и всё. Станете натужно составлять следующие фразы, не зная, о чём ещё сказать, пойдут паузы, будете повторяться.

Чтобы не было речи однообразной, насыщенной повторами, необходимо использовать синонимы, какие как:

фотография — снимок, фото, кадр, изображение;

вижу — смотрю, наблюдаю, замечаю;

изобразил — показал, передал, запечатлел, представил, зафиксировал;

интересная  — удивительная, забавная, необычная.

Вопросы общего характера помогают составить описание:

  1. Что изображено на фотографии?
  2. Есть ли на фото человек (люди, животные) и как он выглядит?
  3. Что он или они делают?
  4. О чём он или они думают?
  5. Как он или они выглядят?
  6. Что находится на переднем плане?
  7. Что находится на заднем плане?
  8. Кто мог быть фотографом и зачем сделан снимок?
  9. Что больше всего привлекает в фотографии?
  10. Какое отношение (мысли, чувства, переживания) вызывает снимок?

Начать свой монолог лучше так: На фотографии мы видим… Передо мной фото, сделанное во время… Перед нами фотография, на которой запечатлена … Фотографии помогают на мгновение остановить время — надолго сохранить в памяти моменты, связанные с приятными событиями. Например, … Снимок сделан во время… Я думаю, что на нём изображён…

В основной части не забыть сказать об этом: В объектив фотографа попали … На переднем плане изображены… В центре изображен … Центральное место на снимке занимает… На заднем плане находится… расположены… Становится понятно, что им…

В заключительной части помогут такие фразы: Глядя на фотографию, вспоминаешь… переносишься в… Фотография вызывает восхищение… Я считаю, что… Фотограф виртуозно сумел передать атмосферу… Глядя на снимок, невольно начинаешь восхищаться тем, как… Запечатленный пейзаж вызывает чувство умиротворения… Снимок вызывает чувство радости и беззаботности… Рассматривая снимок, погружаешься в атмосферу… Я считаю, что снимок получился удачным, потому что… Мне понравилась эта фотография, потому что она передаёт…

Предлагаю вам рассмотреть следующие разноплановые фотографии и прочитать подготовленные описания к ним.

Фотография 1

Опишите фотографию. Что Вы на ней видите? В какое время года сделана фотография? Какое место изображено на ней? Какое средство передвижения использует человек? Какое настроение передаёт снимок?

Перед нами снимок, сделанный осенью в парке на деревянном мостике с перилами. Отсюда хорошо наблюдать за изменившейся природой: повсюду лежат сухие жёлто-красные листья клёна. Наверное, человек отдыхает от катания на скейтборде и любуется с этой площадки открывшимся чудесным видом.

На переднем плане фотографии мы видим одно из любимых средств передвижения современных подростков на улицах города.  От катания можно получить максимальное удовольствие и ощутить свободу передвижения, не зависеть от пробок и быстро добираться по места назначения. Но это не просто — встать на узкую доску с четырьмя колёсиками и поехать. Скейтборд относится к экстремальным видам спорта и больше подходит для спусков по горным дорогам. Если не рисковать и не делать трюки, то прогулка по парку получится замечательной. Отдых на природе, свежий воздух и прекрасные виды помогают человеку отвлечься от рутины привычных забот.

От этой фотографии веет спокойствием и тихой грустью. Хорошо в одиночестве понаблюдать за изменениями в природе, отложив в сторону свой любимый скейт.

Фотография 2

Опишите фотографию. Что Вы на ней видите? Какое явление природы Вы видите? Опишите общее настроение, которое передано на фотографии. Каковы ваши впечатления от снимка?

На фотографии я вижу радугу – одно из самых красивых явлений природы. Она появляется во время летнего ливня, когда идёт дождь и одновременно светит солнце. Это удивительное явление просто завораживает.

После дождя над городом по мрачному грозовому небу растянулся радужный полукруг и перекинул свой разноцветный мостик между высоким многоярусным зданием и старинной постройкой справа. Кажется, радуга украшает небо уже долгое время, так как идут прохожие и никто не останавливается, чтобы полюбоваться этим чудом природы. Красавица радуга имеет разнообразный колорит. Её длинные лучи  изогнутыми дорожками красуются над городской суетой.

Приятно созерцать и наблюдать радугу на снимке. Этот пейзаж вызывает радость, чувство спокойствия и умиротворения. Так и хочется пробежаться по этому необычному мостику.

Фотография 3

Опишите фотографию. Каких животных Вы видите? Где они находятся? Опишите общее настроение, которое передано на фотографии. Каковы ваши впечатления от снимка?

Перед нами фотография, на которой запечатлены две лошади в открытом загоне, расположенном, по-видимому, рядом с пастбищем. Трудно сказать точно, какой временной промежуток запечатлён на снимке. Можно предположить, что это вечер, моросит дождик, сгущается туман. Кроме деревянных столбов справа в сумраке не видно даже конца огороженной территории.

Центральное место на снимке занимают кони: гнедой и серый в яблоках. Грациозными созданиями можно любоваться долго. От сильного ветра развеваются их густые длинные гривы. Они – живое воплощение силы, красоты, строптивости, бунта и свободолюбия. Животные подошли очень близко к проволочной сетке ограды и не боятся человека. Это место, похоже, сильно вытоптано лошадями. А вот на заднем плане находится зелёное поле. Становится понятно, что за конями пришли люди, чтобы отвести их в конюшню.

Глядя на фотографию, я вспоминаю мультфильм о ёжике, увидевшем в тумане белую лошадь. Фотографу удалось передать атмосферу ненастного туманного вечера и невероятную энергию, рвущуюся наружу с каждым взмахом гривы или наклона головы коней.   

Фотография 4

Опишите фотографию. Что Вы на ней видите? В какое время года сделана фотография? Где и как перемещаются люди, опишите их транспортное средство, их одежду. Что они преодолевают? Какое настроение передаёт снимок?

Передо мной фотография, на которой запечатлён сплав нескольких человек на рафте по бурной реке. Они одеты в специальную форму, которая помогает им остаться сухими и избежать травм во время непредсказуемого движения по воде: на голове красные и синие шлемы, на теле спасательные жилеты. Это любители активного отдыха и туризма.

На переднем плане снимка бурлит прозрачная вода, пенясь от сильного течения и порогов. Люди используют вёсла, чтобы их судно не перевернулось от мощных потоков и стремительного течения реки. Лица туристов сосредоточены и суровы: нужно не отвлекаться, следить за скоростью и поворотами, чтобы не опрокинуться и не попасть в воду. Но пока одни дружно гребут, кто-то держит по центру лодки большой груз. На заднем плане видны высокие деревья, кустарники и большие валуны. Несмотря на солнечный летний день чувствуется речная прохлада, слышатся возгласы людей, шумный плеск воды.

Снимок получился удачным и атмосферным, потому что можно наблюдать не только потрясающий пейзаж, но и эмоции людей во время экстремального сплава.

фотография 5

Опишите фотографию. Что Вы видите? На что смотрит окно? Опишите время суток. Какое настроение передаёт снимок?

На фотографии, запечатлевшей высокое узкое окно, можно увидеть морской пейзаж. Спокойна гладь морского залива, медленно движутся лодки. Одни уже пристали к берегу, другие замерли, закинув сети. Нелегко определить время суток, облака розоватые, крыши домиков, теснящихся на пристани освещены вечерним неярким солнцем.

На переднем плане снимка почти не разглядеть улицу, так плотно — крыша к крыше — стоят невысокие домики. Вокруг безлюдно. А на другом берегу видны покрытые растительностью холмы без жилых построек. Большую часть окна занимает небо с безмятежно плывущими по нему облаками. Заметны следы рассеявшейся белой тучи, она движется на материк, открывая взгляду нежную лазурь небесного простора. Обращает на себя внимание и деревянная рама окна, позолоченная лучами заходящего солнца. Чистейшее стекло не искажает прелестного вида, можно даже разглядеть снаружи вверху справа муху.

Мне очень понравилась эта фотография, потому что она передаёт спокойствие гавани, несуетность рыбацкого посёлка, умиротворённость наступающего вечера.

Можно потренироваться и самостоятельно описать другие фотографии.

Фотография 1 

Опишите фотографию. Какое явление изображено на фотографии? Какая атмосфера передана через фотографию? Какое место и время изображено на фотографии?

Фотография 2

Опишите фотографию.  Кто изображён на фотографии? Какое событие изображено на фотографии? Какое настроение передано на фотографии? Ваши впечатления от снимка?

Фотография 3 

Опишите фотографию.  Какое место, где происходит событие, изображено на фотографии? Кто изображён на фотографии? Как автору фотографии удалось передать эмоционально приподнятое ощущение ожидания праздника?

 

Фотография 4

Опишите фотографию.  Каково место действия? Какое время года на фотографии? Какие чувства вызывают у вас цветы, изображённые на фотографии? Какое настроение создаёт фотография?

 

Фотография 5

Опишите фотографию. Кто изображён на фотографии? Где и когда происходит действие, запечатлённое на фотографии? Что привлекает людей на развалины древнего города?

На чтение 7 мин Просмотров 99.6к.
Обновлено 23 января, 2022

Дорогие выпускники, предлагаем вам готовые примеры ответов к заданию 3 итогового собеседования (монолог). 

Содержание

  1. Что такое монолог?
  2. Формулировка задания
  3. Критерии оценивания
  4. Тема 1 — описание фотографии.
  5. Тема 2 — повествование на основе жизненного опыта
  6. Тема 3 — рассуждение на одну из проблемных тем

Что такое монолог?

Слово монолог имеет греческое происхождение: логос — слово, моно — один. Монолог представляет собой речь одного человека, направленную к одному или нескольким слушателям. Например, когда учитель рассказывает на уроке новый материал, когда ученик рассказывает заданный на дом материал — это монолог. Когда речь идет о монологе, подразумевается наличие говорящего и слушающего. На итоговом собеседовании говорящим является выпускник 9 класса, а слушающим — учитель-собеседник. Как вы уже знаете, во время выполнения задания 3 собеседник не имеет права вмешиваться в выступление выпускника. Его задача на данном этапе выступления заключается в эмоциональной поддержке обучающегося и проявлении реакции на ответ. Наводящие вопросы задавать запрещено.

Формулировка задания

В задании 3 выпускникам предлагается выбрать одну из трех предложенных тем для составления устного монологического высказывания. Учитель-собеседник предлагает ознакомиться с карточкой, на которой сформулированы три темы. Каждая тема преследует определенный вид работы: описание, повествование или рассуждение. О чем нужно будет говорить, выпускник видит сразу: темы сформулированы полностью. В скобках отмечено, как требуется раскрыть предложенную тему: описать фотографию, рассказать о случае из жизни или порассуждать по поставленному вопросу. То есть, выпускник сразу видит и тему, и что она предполагает. Выбранную тему нужно озвучить. 

После того, как выпускник определился с темой и прочитал ее вслух, собеседник выдает карточку-помощницу. На ней записаны вспомогательные вопросы и подсказки, помогающие выпускнику построить логически правильное и последовательное высказывание, соответствующее теме. На подготовку к заданию 3 выпускнику дается 1 минута. На ответ отводится 3 минуты. Если в течение этого времени выпускник не приступает к ответу, собеседник вынужден сообщить о времени и перейти к следующему заданию.

Критерии оценивания

Монологическое высказывание оценивается по 3 критериям:

  • Выполнение коммуникативной задачи: высказывание должно быть полным и развернутым. Не достаточно описать фотографию, рассказать о случае из жизни или привести рассуждение в двух-трех предложениях. Минимальный объем монолога — 10 фраз. Если в выступлении выпускника будет 9 и меньше фраз (предложений), то задача будет считаться невыполненной. При этом предложения должны быть не односложные, а распространенные. Для получения балла по критерию лучше не ограничиваться 10 фразами, а говорить больше. 
  • Учет речевой ситуации: понимание выпускника того, с какой целью он говорит, где говорит и кто является его собеседником. Для монолога предлагаются темы не из школьной программы, а жизненные. Для ученика такая обстановка является немного непривычной: с учителями дети привыкли разговаривать преимущественно на школьные темы. То, что предлагается для составления на собеседовании, дети привыкли рассказывать своим друзьям и родственникам, не соблюдая деловой стиль. На собеседовании же ученик должен понимать, что перед ним сидит взрослый человек, находится он в школе на зачете, целью монолога является демонстрация умения развернуто говорить на жизненные темы. 
  • Речевое оформление монологического высказывания: речь должна быть связной, логичной и последовательной. Перескакивания с одного на другое (начали говорить об одном, потом рассказали о другом и снова вернулись к первому), неуместные фразы и предложения (лишние, не соответствующие теме факты), отсутствие связи между предложениями приведут к потере балла. 

Тема 1 — описание фотографии.

На карточке-помощнице изображена фотография, под которой помечено, что нужно упомянуть в высказывании. Это не план, которому нужно следовать. Это лишь подсказка, опора. Описывать фотографию можно в любой последовательности. На эту подсказку можно даже не обращать внимания, не использовать ее при составлении монолога. 

Пример описания фотографии из демонстрационного варианта

В демоверсии итогового собеседования, размещенного на официальном сайте ФИПИ, тема 1 называется «Праздник». На карточке-помощнице изображена фотография школьного праздника Последний звонок. 

После фотографии напечатаны подсказки, призывающие обратить внимание выпускников на:

Место и время проведения праздника

Посвященные празднику события

Изображенных на фотографии людей

Атмосферу праздничного мероприятия и настроение присутствующих.

Примерный ответ: 

События, изображенные на фотографии, происходят в школе. Мероприятие состоится на школьном дворе. Судя по изображенной обстановке, дети празднуют окончание учебного года. Это можно понять, рассмотрев присутствующих на празднике школьников. Все они одеты в парадную школьную форму: мальчики в черные костюмы, девочки в платья и белые фартуки. На голове девочек красуются белоснежные банты. В кадре фотографа оказались выпускники. Можно рассмотреть на детях выпускные ленты. В руках они держат воздушные шары. На первом плане изображены двое выпускников: мальчик и девочка. Ребята дают свой последний школьный звонок. На заднем плане видно родителей, которые с замиранием сердца смотрят на своих повзрослевших детей. Атмосфера праздника доброжелательная. Этому способствует солнечная погода и радостное настроение школьников. 

Тема 2 — повествование на основе жизненного опыта

Рассмотрим также задание из демонстрационного варианта.

Ребятам предлагается рассказать о походе или экскурсии, участниками которых они были. В качестве подсказки даны следующие фразы:

Когда и где состоялся поход или экскурсия

Кто был участником или участниками мероприятия

Как проходила подготовка к походу или экскурсии

Чем запомнилось мероприятие.

Выбрать для рассказа можно абсолютно любую экскурсию или поход. К тому же школьники регулярно посещают различные выставки, музеи, ходят на природу с родителями или классом. Если же вспомнить ничего не получается, просто придумайте сюжет сами. Проявите фантазию и представьте, что вы были на экскурсии в музее бабочек или ходили в поход с одноклассниками. 

Примерный ответ:

В один из жарких июльских дней мы с родителями отправились в поход с ночевкой. Вся наша дружная семья решила отправиться на озеро порыбачить. Готовиться к походу мы начали еще за день. Вместе с папой и старшим братом мы готовили снаряжение: палатки и рыболовные снасти. Мама в это время занималась женскими делами: собирала посуду и теплые вещи, готовила съестные припасы. Еще мы взяли с собой мяч для игры в волейбол. Эта игра является самой любимой для каждого из нас. В поход мы отправились пешком. Рюкзаки за плечами казались нам легкими, а глаза горели радостью и нетерпением. Самым интересным для меня была ночевка в палатках и вкусная уха, приготовленная на костре. Мы прекрасно провели время, и на следующий день вернулись домой  отдохнувшие и счастливые. 

Тема 3 — рассуждение на одну из проблемных тем

Демоверсия предлагает порассуждать над вопросом: всегда ли нужно следовать моде?

На карточке-помощнице записаны вспомогательные вопросы:

Что значит следовать моде?

Считаете ли Вы важным следовать моде? Почему?

Следование моде заключается только в подборе одежды?

Как вы понимаете выражение «хороший вкус»?

Примерный ответ:

По моему мнению, следовать моде — это стараться выглядеть в соответствии с мировыми тенденциями модной индустрии. Следование моды заключается в выборе современной одежды, украшений, прически. Конечно, важно быть модным. Но в этом вопросе нужно быть осторожным. Одежда должна быть не только модной, но и подходящей к возрасту и фигуре. К тому же не стоит забывать и об удобстве и комфортности одежды. Следовать моде можно не только в подборе одежды. Современные тенденции могут быть выражены в обустройстве дома, в интересах и увлечениях. Многие люди обладают хорошим вкусом. Иметь хороший вкус — это значит отличать красивое от вульгарного, уместное от неуместного. Обладающий хорошим вкусом человек может правильно подобрать одежду, соответствующую обстановке. Я считаю, что обладающий хорошим вкусом человек всегда выглядит модно и современно.

Мы предложили вам примерные варианты ответов на задание 3 итогового собеседования. Используйте их в качестве образца для составления монологического высказывания во время подготовки к зачету. 

Подготовить за минуту небольшую речь по предложенной теме — на первый взгляд, непростая задача. Но, на самом деле, научиться строить монологическое высказывание, для того чтобы успешно пройти устное собеседование по русскому языку в 9 классе, по силам каждому, если знать его структуру, характеристику типов речи и приложить немного усилий. Высказывание на первую тему предполагает описание фотографии. Рассмотрим его особенности более подробно.

Что такое описание?

Этот тип речи служит для изображения явлений (предметов). Говорящий перечисляет совершаемые ими действия в данный момент времени, но более подробно останавливается на признаках, стремясь создать в воображении слушателя образ объекта, о котором идет речь.

Передать свойства и качества помогают имена прилагательные, существительные и наречия. Часто встречаются глаголы несовершенного вида, стоящие в прошедшем и настоящем времени. Для словесного изображения предметов употребляются согласованные и несогласованные определения, назывные предложения.

Пример:

Просторная комната была наполнена ярким светом, проникавшим в нее через окна причудливой формы. Разноцветный растительный орнамент на стенах, огромная хрустальная люстра, серебряная посуда — всё здесь говорило о богатстве и хорошем вкусе хозяина.

В чём состоят основные отличия описания от повествования?

В отличие от повествования, для которого характерна динамика и последовательности изложения, описание передаёт действия или признаки, которые происходят постоянно, в одно и то же время, их можно перечислять в произвольном порядке, меняя местами текстовые фрагменты без ущерба для смысла. Таким образом, оно позволяет представить предмет или явление в определённый момент.

Композиция

Словесное изображение обязательно должно содержать:

  1. Общую информацию об объекте;
  2. Качества и свойства, которыми он обладает;
  3. Мнение автора, впечатление от предмета (явления), заключение, вывод.

Виды

В зависимости от изображаемого объекта выделяют следующие разновидности:

Описание человека или предмета

Этот тип дает характеристику объекту, то есть представление о том, какой он. Говоря об определённом лице, следует указать его возраст, обратить внимание на черты лица, фигуру, позу, одежду, индивидуальные особенности и характер. Если объектом является неодушевлённый предмет, нужно более подробно остановиться на таких признаках, как размер, форма, цвет, материал.

Описание места

Данный вид содержит информацию о том, что где находится. Важное значение имеют наречия места (вдалеке, справа и т.д.), а также глаголы (размещается, располагается, окружает, стоит и т.п.). При словесном изображении помещения следует упомянуть про его общий вид (пол, потолок, стены, количество света), рассказать про окна, отделку, мебель, элементы декора (вазы, часы, картины, зеркала, светильники). Если перед нами снимок населённого пункта, необходимо обратить внимание на здания, улицы, транспорт, людей.
По этим пунктам плана можно описать, например, фотографию “Современный город”

Монолог по пейзажному снимку рекомендуется начать с упоминания об общем состоянии природы (времени года и суток, погоды). Затем можно перейти к объектам, расположенным в смысловом центре, рассказать о том, что находится слева, справа и на заднем плане. Важную роль при словесном изображении окружающей среды играет небо. Оно может быть безоблачным, хмурым, бескрайним и т.д. Используя данные рекомендации, можно составить монологическое высказывание по фотографии
“Природа родного края” или любому другому снимку, на котором запечатлён пейзаж.

Описание состояния природы или человека

Этот вид предполагает изображение эмоций какого-либо лица (весело, одиноко, страшно и т.д.) или того, что можно увидеть и услышать, оказавшись в описываемом месте (прозрачный воздух, тишина, смеркается и т.п.).

На некоторых снимках, которые встречаются в сборниках для подготовки к устному собеседованию по русскому языку, есть элементы, относящиеся к каждому из перечисленных видов, как, например, на фотографии “Первоклассница”. Составляя по ней монологическое высказывание требуется рассказать о том, как выглядит девочка (поза, мимика, прическа, одежда, обувь, сумка) и место, где она находится, какие эмоции испытывает.

С чего начать?

Непосредственному описанию фотографии должно предшествовать вступление. Прежде всего следует обратить внимание на название выбранной темы. В демоверсии 2019 года — это “Праздник”. Рассмотрим возможные варианты вступления на примере данного снимка. Начать монолог можно с замысла фотографии, то есть с того, с какой целью она была сделана. Построив вступление данным способом, получим следующее:

Праздники — это события, которые приносят яркие эмоции и незабываемые впечатления. Некоторые из них происходят лишь раз в жизни. Таким торжеством является последний звонок. Сохранить память о самых интересных моментах праздника, атмосфере, царящей на мероприятии, и эмоциях, испытываемых выпускниками и учителями в этот волнительный день, помогает фотография.

По такому принципу построено вступление по теме “Поход”.

Другой вариант начала монолога — ваше мнение о роли и значении фотографии в жизни человека. Он является универсальным и подойдёт для описания любого снимка.

Алгоритм работы

Подготовка к монологу по фотографии включает следующие шаги:

  1. Определение смыслового центра снимка, где находятся главные объекты, которые помогают раскрыть замысел и обращают на себя внимание зрителя.
  2. Поиск основных предметов и лиц. Эти существительные следует выписать в первый столбик, отступив от каждого немного места.
  3. Подбор синонимов — важная часть работы. В описании предложения имеют сходную структуру, поэтому могут появиться повторы слов, а значит, есть риск допустить стилистические ошибки. Синонимы лучше занести во вторую колонку, расположив напротив соответствующих существительных.
  4. Перечисление признаков каждого предмета/лица — непосредственно описание. Их можно указать в третьем столбике.
  5. Словесное изображение действий, которые совершают люди, запечатлённые на снимке. Необходимо обратить внимание на то, что делает человек, куда направлен его взгляд.
  6. Описание пейзажа. Следует рассказать о месте, где сделана фотография (в помещении или на свежем воздухе), определить время года, обратить внимание на природу, интерьер. В монологическом высказывании необходимо упомянуть цветовые эффекты, а также яркие детали, которые вызывают интерес зрителя.
  7. Определение темы снимка.
  8. Оценка кадра. В заключении следует выразить своё отношение к фотографии, используя имена прилагательные, и эмоций, которые она вызывает.

Важно:

  • В монологе не нужно рассказывать о том, чего нет на снимке.
  • К структуре основной части не предъявляются строгие требования. Однако высказывание обязательно должно содержать все пункты, указанные в задании, последовательно изложенные и связанные между собой. Их наличие необходимо ещё раз проверить, закончив подготовку.

Итак, мы рассмотрели основные вопросы, возникающие при подготовке к первой теме устного собеседования — описанию фотографии. Возможно, сначала выполнение этого задания будет занимать достаточно много времени и понадобится обратиться к словарю синонимов или эпитетов. Однако регулярная практика поможет строить монологическое высказывание быстрее и укладываться в указанные временные рамки.

Примеры описаний можно посмотреть здесь.

Г.В.Негуляева

Методика подготовки к устному собеседованию

по русскому языку в 9 классе.

        Задание № 3 Монологическое высказывание

Тема № 1 Описание фотографии

Йошкар-Ола

ГБУ ДПО Республики Марий Эл

«Марийский институт образования»

2019

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Монологическое высказывание. Описание фотографии

1.1.Синтаксические конструкции для описания фотографии –   пейзажа. Пример монолога.

1.2.Синтаксические конструкции для описания фотографии – портрета. Пример монолога.

1.3. Синтаксические конструкции для описания фотографии – события,

фоторепортажа. Пример монолога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Аннотация

        Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы. Она представляет собой систематизированный материал к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе, конкретно к заданию № 3 по теме «Описание фотографии».

ВВЕДЕНИЕ

Одна из тем монологического высказывания, описание фотографии, по мнению учителей и обучающихся, считается наиболее сложной.

Уже в начальной школе обучающиеся знакомятся с описанием, но этот тип речи представлен с точки зрения описания картины.

В 9 классе ученик на основе сложившихся компетенций должен описать фотографию, что несколько отличается от умения видеть и понимать произведение живописи.

        Фотография, родившись в конце XIX века, стала, по мнению А. С. Питерских, «новым способом отображения действительности, коренным образом, изменившим судьбы изобразительного искусства и задачи художественного творчества.» Каждый, кто смотрит фотографию,  создает свою картину мира, чувствует уникальность запечатленного мгновения, испытывая различные эмоции.

        Фотоснимок – это документально – изобразительное сообщение,

в основе которого лежит интерес автора к тому, что он снимает. Понять его – главная задача зрителя. Выразить же словами это понимание не всегда удается.

Именно в монологическом высказывании обучающиеся это должны передать, но, поскольку в реалиях нашего времени  не все дети умеют четко и ясно формулировать свои мысли, полно и точно передавать факты, используя при этом изобразительно — выразительные  средства, нужно помочь им создать устное высказывание – монолог по описанию фотографии.

        В качестве примера в данной методической разработке представлены синтаксические конструкции и образцы устного сочинения описания фотографии.

Можно выделить три основных жанра фотографии:  фотография – пейзаж, фотография – портрет, фотография – событие, фоторепортаж. Это поможет обучающимся сориентироваться при подготовке к монологу – описанию, так как для каждого жанра характерны свои особенности, которые были учтены при составлении синтаксических конструкций.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 Монологическое высказывание. Описание фотографии

  1. Фотопейзаж

(изображение №1)

Синтаксические конструкции:

1.  Передо мной интересная фотография

2.  Я думаю, что это пейзаж

3.  На снимке запечатлен…(уголок природы) (время года, дня, погода)

4.  В центре фото (мы видим) (расположен, находится, выделяется)

5.  Справа от центра…

6.  Слева…

7.  Всё это (контрастирующее), (составляющее единое целое) с центром, наполняет пейзаж определенным смысловым содержанием,  передавая ( восхищение, удивление, потрясение от увиденного), (желание поделиться чувствами)

8.  Замысел автора проявляется в (яркой), (тусклой) цветовой гамме, четкости (расплывчатости) изображения, проявлении (светлого/темного) колорита, что в целом способствует созданию (веселого, радостного), (грустного, печального) настроения и оставляет неизгладимое впечатление от увиденного.

Пример монолога

1. Передо мной интересная фотография.

2. Я думаю, что это пейзаж.

3. На снимке запечатлен летний ветреный день.

4. В центре фотографии – огромные облака, контрастирующие с зеленым лугом, который переходит в лесополосу, постепенно сливаясь с небом.

5-6. Слева облака освещены солнцем, поэтому они выражены более ярко в сравнении с изображенными справа. Туда не попадает солнечный свет, и небо тёмное.

7.  Порывистый ветер гонит облака, заставляет согнуться деревья, склоняет луговую траву. Всё это составляет единую картину надвигающейся грозы.

8. Замысел автора проявляется в яркой цветовой гамме( зеленая трава и предгрозовое темно-синее небо),в  чёткости изображения, контрасте тёмного и светлого, что в целом способствует созданию переменчивого настроения, когда радость сменяется грустью, но обязательно остается надежда. Всё это оставляет неизгладимое впечатление от увиденного.

1.2.    Фотопортрет

(изображение № 2)

Синтаксические конструкции:

1. Передо мной интересная фотография

2. Я думаю, что это портрет

3. На снимке изображен(а)… на фоне (…)

4. Внимание привлекает главный герой (героиня, герои)

    … его (её) лицо (глаза), волосы, руки, одежда, поза…

5. Всё это наполняет снимок определенным смысловым содержанием,        передавая (удивление, восхищение), (неприятие, неприязнь) автора моделью (к модели)

6. Мы видим неповторимую индивидуальность героя (героини), его (её) внутреннюю сущность (открытость, закрытость, замкнутость) характера, внутреннюю  (силу/слабость), что в целом способствует созданию (грустного, радостного, спокойного, печального) настроения и оставляет неизгладимое впечатление от фотопортрета.

Пример монолога:

Передо мной интересная фотография.

Я думаю, что это портрет.

На снимке изображена жизнерадостная девочка на фоне летнего пейзажа.

Внимание привлекает прежде всего лицо героини, ее искрящиеся глаза. Она счастливо улыбается, слегка наклонив голову, прижав руки к щеке.

Всё это наполняет фотографию определенным смысловым содержанием; хочется вместе с моделью радоваться жизни, восхищаться солнечным летним днём.

Мы видим неповторимую индивидуальность девочки, её открытость миру, внутреннюю чистоту, искренность, что способствует созданию хорошего настроения, когда ты действительно счастлив, и оставляет неизгладимое впечатление от фотопортрета.

1.3.Фоторепортаж (описание события)

(изображение №3)

Синтаксические конструкции:

1. Передо мной интересная фотография

2. Я думаю, что это фоторепортаж, потому что на снимке изображено  (обычное, рядовое/ необычное, удивительное; которое бывает, может быть, только раз в жизни) событие

3. Центром фотографии стал момент, когда участники (что делают/чем занимаются)

4. Герои снимка (внимательны, сосредоточенны), (спокойны, расслаблены), (веселы), (настроены на приятное общение). Это показывают яркие (тусклые) цветовые и (светлые/тёмные)

световые эффекты, что создаёт определенную атмосферу события, которой фотограф добивается благодаря точности (контрастности) изображения, что воплощается в настроении зрителя.

5. Всё это делает фоторепортаж уникальным, ведь остановившееся мгновение действительно прекрасно.

Пример монолога:

Передо мной интересная фотография.

Я думаю, что это фоторепортаж, потому что на снимке изображено необычное событие, которое бывает, наверно, достаточно редко.

В центре фотографии запечатлен момент, когда папа с дочерью поздним вечером, сидя на мостках, ловят рыбу.

Герои снимка сосредоточенны, спокойны, расслабленны.

Фотография построена на контрасте тёмных и светлых тонов, и это, как ни странно, подчеркивает единение отца с дочерью, создаёт потрясающую атмосферу счастья, покоя, большой любви, а лунная дорожка восхищает красотой вечернего пейзажа.

Всё это делает фоторепортаж уникальным, ведь остановившееся мгновение действительно прекрасно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, разграничивая  жанры фотографии, мы выделяем разные виды описания фотографии: :  фотография – пейзаж, фотография – портрет, фотография – событие, фоторепортаж . Это дает возможность обучающимся строить различные монологи, конкретизируя каждый вид жанра. Такое умение описать фотографию способствует развитию не только монологической грамотной, красивой речи, но и умению видеть главное, основное, понимать задачи и цели автора фотоснимка; заставляет внимательно всматриваться в изображение, испытывать эмоции, что необходимо каждому человеку.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. ФИПИ Демонстрационный вариант устного собеседования по русскому языку для выпускников основной школы. — М., 2018 г.
  2. Спецификация контрольных измерительных материалов для  проведения устного собеседования по русскому языку выпускников основной школы. – М., 2018 г.
  3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по русскому языку. – М., 2018 г.
  4. Егораева Т. М. ОГЭ. Русский язык. Тренажёр. М., Экзамен, 2018 г.
  5. Маркин В. А. Я познаю мир. – М., АСТ, 2008 г.
  6. Нечаева О. А. Функционально – смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. – Улан — Удэ, 1974 г.
  7. Нурназданов Ф. Как акцентировать внимание зрителя на смысловом центре фотоснимка.
  8. Питерских А. С. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. – М., просвещение, 2013 г.
  9. Изображение № 1 – взято с сайта fonwall.ru

Изображение № 2 – взято с сайта goodfon.ru

Изображение № 3 – взято с сайта riropt.ru

  • Рассказ по картине шишкина утро в сосновом лесу
  • Рассказ по картине шевандронова на террасе
  • Рассказ по картине цветы и плоды хруцкий 3 класс
  • Рассказ по картине хруцкого цветы и плоды 3 класс текст
  • Рассказ по картине храм покрова на нерли