- Сочинения
- По литературе
- Крылов
- Анализ и мораль басни Обоз
Басня И. А. Крылова является отражением людских пороков, анализируя которые читатель учесть и не повторять ошибок. К этому приводит и мораль басни.
История создания. История создания басни имеет отголосок с военными действиями 1812 года, когда Русская земля нуждалась в спасении от французского врага. Свою защиту она дождалась со стороны войск, которыми мужественно руководил М. К. Кутузов. Бездействуя некоторое время, он лишь вырабатывал тактику, обдумывая ходы, от которых зависела жизнь мирного народа. В журнале под названием «Сын Отечества» была опубликована басня «Обоз». Читатель по достоинству оценил представленный на суд рассказ с аллегорическим смыслом.
Жанр. Написанный И. А. Крыловым небольшой по объему рассказ имеет нравоучительное заключение. Кроме того, в нем есть аллегорический смысл. Все это является доказательством того, что автор представил произведение, которое относится к литературному жанру – басне. Важной составляющей этого произведения является мораль.
Герои. Каждый из героев басни имеет свое место и несет в себе определенные черты. Это хозяин обоза, представленный автором как опытный и осторожный человек; конь «добрый», который стоит не случайно первым в упряжке, так как именно на нем лежит вся ответственность. Это и молодая лошадь, которая вместо того, чтобы прислушаться к мнению опытных, уверена в себе, не может позволить считать себя ниже окружающих и выставляет на показ свое превосходство.
Сюжет. Однажды спускающейся с горы повозке предстоял крутой спуск. Мудрая лошадь изо всех сил старалась сделать это так, чтобы не сломать ни одного горшка в телеге. Однако каждое ее действие было раскритиковано со стороны молодой лошадью, которая, не зная тяжести преодоления препятствия, ругала ее за каждый сделанный шаг.
Главная мысль. Ситуации, в которых оказываются люди, как и герои басни Крылова, бывают совершенно разные. Если человек столкнулся с трудностями и пытается справиться с ними, то нужно отнестись к этому с уважением. Слишком уверенный в своих силах, но не справляющийся на самом деле с ними человек, не имеет право критиковать другого. Самонадеянность не приводит к желанным результатам, а терпение, трудолюбие и старание всегда приводят к победе.
Обращаясь к образам животных, наделенных качествами, характерными для людей, И. А. Крылов высмеивает тех, кто слишком горд, зазнается и не предпринимает сам ничего полезного.
2 вариант
Басня Обоз имеет довольно понятный, простой и банальный смысл. Перед нами история о двух конях, которые спускают возы с горки и первый конь действует предельно осторожно, а второй его ругает, хотя воз спускается на самом деле нормально. Когда приходит черед второго коня спускать собственный воз, он ничего не может сделать нормально и в итоге падает, разбивая горшки и воз.
Мораль тоже вполне понятна: иногда люди начинают ругать других, когда смотрят со стороны. Хотя сами, когда наступает черед взяться за дело, не могут ничего сделать нормально и делают даже хуже, будто и не слышали сами собственных советов, порицаний и упреков.
Такое мы иногда можем видеть и в школе, когда кто-то отвечает у доски, его ответы могут казаться какими-то нелепыми, по классу раздаются даже смешки и упреки: «как он мог так сказать?», «ну невероятная глупость!». Однако, когда нас самих вызывают к доске, то часто дар такой легкой речи куда-то исчезает и мы тоже мнемся, не можем связать два слова и только в душе остаемся такими гордыми и благородными. При этом ситуация-то не меняется, наш воз тоже катится с горы, и ответы остаются невнятными.
Понять для чего нужны такие басни совершенно не трудно, автор призывает нас поменьше смотреть на чужие ошибки и оплошности. Конечно, умные люди учатся на ошибках других и учитывать опыт другого человека действительно порой полезно и актуально, но есть большая разница в восприятии.
Если мы смотрим на ошибки другого только для того чтобы морально возвыситься, казаться себе лучше, из этого навряд ли выйдет нечто полезное. В основном с придирчивостью следует относиться к себе самим, тогда и собственные дела станут более разумными, умелыми и ценными. При этом смотреть на других для того чтобы действительно перенять какой-то полезный опыт, либо оценить возможные ошибки – в какой-то степени разумно.
Крылов пишет о вреде зазнайства и таком чувстве, которое иногда свербит в людях. Они часто не могут даже успокоиться и только и обсуждают как другой занимается чем-то. Причем не всегда он делает нечто плохо, но такие обсуждающие видят только плохое и потешаются этим.
Самое печальное в этом заключается в отсутствии такого идеального распределения возов как дается в басне Крылова. Не каждому дано везти свой воз. Поэтому некоторые на протяжении всей своей жизни остаются в заблуждениях и принижении других людей, хотя сами не много стоят.
Анализ 3
Басня «Обоз» была написана Иваном Андреевичем Крыловым в 1812 году. Сюжет произведения на первый взгляд незатейлив и прост. Молодая лошадка смеется над аккуратным и медленным спуском коня с обозом. В силу своей неопытности она полагает, что конь проявляет неуместную осторожность. Когда же настает очередь лошадки спускать следующий воз, она будучи уверенной в своих силах и умениях с быстротой и горячностью принимается за дело. Однако спуск с горы оказывается не таким простым, как предполагала молодая лошадь. Вместе с возом она попадает в канаву, разбивая при этом «хозяйские горшки».
Мораль басни заключена автором в последнем катрене. Многие люди, как и лошадка, с легкостью критикуют и дают советы. Они замечают ошибки других и незамедлительно указывают на них. Но стоит лишь приступить за дело самому, как из него уходит былая легкость и тот, кто недавно знал, как нужно поступать, сам начинает допускать ошибки. Мораль также можно сравнить с поговоркой: « в чужом глазу соринку увижу, а в своем и бревна не замечу».
Молодая лошадка не является строго отрицательным персонажем. Ее критика и советы бессмысленны и пусты из-за недостатка знаний и опыта. Как пишет Крылов «многие имеют слабость ту же». Зачастую действия других людей кажутся нам нелепыми и неправильными. Но оказавшись в таком же положении, предпринимаемые собственные действия могут быть еще хуже.
Если перенести смысл басни в жизнь людей, то можно сделать вывод, что критиковать и давать советы всегда намного легче, чем сделать что-то самому. Поучения и «ценные» указания не всегда могут оказаться помощью, даже если и человек желает вам помочь. Мудрый конь, привыкший самостоятельно принимать решения, не использует советы лошадки. Он аккуратно спускает воз. Из этого следует еще одно заключение, что не всегда нужно полагается на мнение окружающих, ведь оно может оказаться ошибочным. Так или иначе, но ответственность за принятое решение всегда лежит на том, кто его принял.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ и мораль басни Обоз
Популярные сегодня темы
- Сочинение Что такое бестактность
Бестактность – отвратительное качество, которое вызывает у людей гнев, раздражение, обиду и огорчение. Бестактность выражается в неуместных вопросах, публичных насмешках и позорящих фактах.
- Сочинение по картине Дмитрий Донской Маторина 4, 6 класс
Из всего многообразия правителей особым образом выделяется Дмитрий Донской как князь миролюбивый и православный. Конечно, и ему приходилось отправляться в военные походы
- Характеристика и образ Геллы в Мастере и Маргарите Булгакова сочинение
Булгаков пишет наиболее харизматичными образы нечистой силы в своем романе. Они как бы противопоставляются образам обывателей, которые склонны к мелким порокам и мелочности в целом.
- Сочинение на тему Зимние каникулы
Эта зима на холод выдалась особенно кусачей, на каждом шагу подстерегали злобные псы властной девы вьюги, злобно завывая и клацая острыми клыками о неприкрытые шарфами щеки прохожих
- Сочинение Что такое Смелость (рассуждение 9 класс 15.3 ОГЭ)
Что такое смелость? Это способность человека преодолевать свой страх в случае возникновения какой-либо опасности. Часто смелость путают с бесстрашием, однако, это не одно и то же
- Сочинения
- Литература
- Крылов
/
/
Произведение И. А. Крылова «Обоз» – это один из эпизодов из жизни животных, дающий серьезный урок тем людям, которые оказались в подобной ситуации. Благодаря этому эпизоду читатель может увидеть ответ на свои вопросы, так как исход ситуации позволяет взглянуть на собственное поведение со стороны.
История создания связана с именем М. К. Кутузова, который стал спасителем для русского народа в войне 1812 года.
Явная аллегория и нравоучение говорят о том, что автором представлен жанр басни.
В басне «Обоз» две лошади столкнулись с одинаковым препятствием. Хозяин поставил перед ними задачу – перевезти груз в виде большого количества горшков. Однако в процессе этой работы каждое животное отнеслось по-разному к поездке. Спуск, который и стал препятствием для них, оказался проверкой. Каждая героиня показала свою сущность, здесь проявились важнейшие черты характеров, от которых одна лошадь пострадала, другая – спасла положение.
Первая героиня терпеливо пыталась спускаться с крутого спуска, шествуя молча и продумывая каждый шаг. Она не думала о том, чтобы советовать своей попутчице. Однако вторая лошадь не оставила без комментариев переправу. Ей не давало покоя то, как попутчица неторопливо, будто боясь сделать лишний шаг, скреблась по труднопроходимому участку.
Произведение содержит мысль автора о том, что нередко человеку необходимо долгое время, чтобы принять правильное решение. А для этого нужно время и терпение. Бывает и так, что окружающих подобное поведение может раздражать. Они склонны ревниво, зло комментировать действия тех, кто старательно продумывает каждый шаг, а не кидается исполнять сразу задачу. Однако странным кажется то, что критик не видит своих ошибок, указывая лишь на те недостатки, которые обнаруживает в действиях других. То же самое произошло и с лошадьми, которые повели себя совершенно по-разному, преодолевая одно препятствие.
За счет подробных описаний реакции второй лошади на действия попутчицы, перед читателем раскрываются отрицательные черты первой (безответственность, желание показать свои достоинства), положительные второй (терпение, трудолюбие, скромность). Точно также в жизни людей происходят столкновения между тем, кто недооценивает возможности окружающих, не видя при этом свои недостатки.
Мораль басни заключается в том, что лишь проанализировав свои действия, можно давать советы другим, так как ошибиться может как раз тот, кто критикует окружающих, не замечая собственных промахов.
Анализ 2
Одной из самых известных произведений И. А. Крылова является басня «Обоз», которая отражает людские пороки.
Для того, чтобы глубже понять смысл данной басни, необходимо затронуть историю её создания. Басня построена на основе событий войны 1812 года. Россия в это время остро нуждалась в помощи для победы над французами. Спасти русскую землю удалось армии Михаила Илларионовича Кутузова. Некоторое время главнокомандующий не отдавал приказы своим солдатам, так как разрабатывал тактику ведения войны.
Сама басня представляет собой историю о двух лошадях, спускающихся с горы. Первая лошадь действует осторожно, она медленно спускается, стараясь не повредить горшки. В это время молодая лошадь смотрит на первую и ругает её за медлительность, ведь воз, по её мнению, и так идёт хорошо. Но пришла очередь спускаться второй лошади. Она быстро передвигается, падает и весь груз разбивается.
Мораль этой басни такова: в первую очередь нужно следить за собой, а не за другими. Действительно, часто люди замечают лишь действия других, совершенно забывая про себя, ведь критика легче всего. Автор призывает читателей не указывать другим людям на их оплошности, а учиться на чужих ошибках.
Молодая лошадка наблюдала за действиями другой лошади и лишь критиковала её, но в итоге сама ничего сделать не смогла. Всегда нужно ставить себя на место того человека, которого вы критикует, ведь, оказавшись в точно такой же ситуации, предпринимаемые вами действия могут быть даже хуже.
Но из басни можно вынести ещё один урок: нужно всегда полагаться на себя и не обращать внимание на действия окружающих. Старая лошадь не обращает внимание на наставления и критику второй лошадки, она чётко знает, как ей поступать. Она медленно и аккуратно спускает воз, не повредив горшки. Лошадь понимает всю ответственность, которая на ней лежит, и действует так, как считает нужным. Это значит, что её действия были правильными.
Молодая же лошадь через чур самоуверенна, она лишь насмехается над осторожностью старой лошадки.
Свое сочинение я хочу закончить поговоркой: в чужом году соринку видим, а в своём бревна не замечаем «.
Другие темы: ← Анализ басни Лягушки, просящие царя (с моралью)↑ КрыловАнализ басни Две Бочки →
`
Сочинение по басне Крылова «Обоз»
Сочинение по басне «Обоз»
В басне нарисована ситуация, которая действительно могла случиться в жизни: с крутой горы спускались две лошади с телегами, груженными горшками. Первого коня вел опытный хозяин, он не торопился, продумывал каждый шаг. При этом благополучно свез горшки. А вторая, молодая лошадь, стоя наверху, изругала бедного коня за медлительность, думая, что справится с делом быстрее и лучше. Но, поторопившись, она разбила все горшки. Одновременно с этим басня имеет аллегорический смысл, на что имеется указание в заключительной части, где выражена мораль всего произведения.
Басню действительно можно соотнести с историческими событиями 1805-1807 года, когда русская армия воевала в качестве союзнической армии с австрийцами против Наполеона. Известно, что позиция Кутузова, назначенного главнокомандующим, не совпадала с позицией бюрократической верхушки. Кутузов любил и жалел русскую армию, не считал, что она готова к решительным действиям, выбирал, где мог, тактику отступления. Но Александр I принудил его принять диспозицию (план сражения) австрийского главнокомандующего Вей- ротера, которую Кутузов сразу оценил как проигрышную. Это было сражение под Аустерлицем, которое было проиграно русскими и австрийцами.
Намек на Аустсрлицкое сражение содержится в той части басни, где молодая лошадь критикует опытного коня, говорит, что всё сделает быстрее и лучше. При этом она принижает действия коня, а её бурная, торопливая деятельность заканчивается тем, что она свалилась в канаву. Тем самым автор отдает явное предпочтение деятельности и позиции Кутузова.
Мораль этой басни заключена в последних четырех строках. Она очень ясно выражена: нам часто кажется, что мы какое-то дело делаем (или сделаем) лучше всех, и уж точно лучше тех, чью деятельность мы наблюдаем в данный момент. Мы склонны давать непродуманные советы, не представляя себе, какие последствия они могут иметь. Так часто бывает в жизни. Примером может послужить такая история.
«Мы выпускали школьную газету. Как любое печатное издание, оно подвергалось критике. Особенно старалась Наташа. Она ругала все подряд: и внешнее оформление, и иллюстрации, и подбор материалов, даже название газеты “Школьная пора” ей не нравилось.
Досталось от неё всем: и корреспондентам, и художникам. А больше всех главному редактору Паше. “Это он не умеет ничего организовывать! — едко произносила она после каждого выпуска. — Полная ерунда!”
Однажды у ребят лопнуло терпение. “А давай дежурным редактором нового номера будешь ты!” — предложили они Наташе Та легкомысленно согласилась. И…
Корреспонденты протянули с написанием статей, иллюстратор потерял рабочие материалы, компьютерная верстка «потерялась» из-за того, что не вовремя погас свет. В обшем, газета к сроку не появилась.
Сочинение по басне Крылова «Обоз»
1.7 (34.08%) 71 votes
На этой странице искали :
- анализ басни обоз
- сочинение по басне обоз
- сочинение по басне Крылова Обоз
- мораль басни обоз
- сочинение обоз
Сохрани к себе на стену!
Популярные сочинения
- Примеры милосердия из литературы (аргументы)
Милосердием называют способность помочь человеку, который нуждается в этом. При чем помочь безвозмездно, не ожидая никакой благодарности или обратной услуги в ответ. - Сочинение на тему Моя собака (Описание собаки)
Год назад, после долгих уговоров мои родители все таки согласились и взяли мне щенка. Он был совсем маленьким и мало что умел делать. Папа предложил имя для нового члена семьи – Грей. - Сочинение на тему Семейные традиции
Каждая семья имеет свои традиции. Традиции объединяют всю семью, и время, проведенное вместе, становится интересным и надолго останется в памяти членов семьи.
Мораль басни Обоз и ее анализ
«Обоз», как известно, — выступление в защиту стратегии и тактики Кутузова в ведении войны. Тактики, кроме всего прочего, гуманной. Фельдмаршал берег солдат, русских людей. Он не пускал их тысячами в распыл и в расход. Не пользовался старым, «досюльным» приемом стратегии — чем больше жертв, тем больше славы. Великая победа при наименьших потерях.
Победа (имея в виду масштабы войны), одержанная «малой кровью», — такова победа Кутузова.
Это потом стало официальной доктриной нашей армии, но уже в советское время.
Но «Обоз» как басня, как художественное произведение замечателен и тем, что он почти не басня. Рассказ, «применение», доведен до такой степени естественности и совершенства, что самого «применения» уже не чувствуешь. Перед нами простая, истинная, ни на что не претендующая история.
С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Только и всего. И далее — без единого отклонения от извозчичьей практики. И с таким подкупающим знанием обозного дела, что диву даешься. Тургенев однажды спросил Толстого: «Лев Николаевич, а вы были когда-нибудь лошадью?». Видимо, был. Но это надо еще проверить. А что Крылов «был» и лошадью и извозчиком — в этом сомнений быть не может.
Читая финал рассказа мы уже забыли (да и не помнили), что это — басня, аллегория, и не прямой рассказ, а некое применение. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Совсем забыли. Мы восхищаемся старым «добрым» конем, который первый воз «на крестце почти его понес, катиться возу не давая»; нас невольно беспокоит прыть молодой лошадки, которая, вероятно, разбилась. Но более всего нас восхищает бесподобное описание скачки под гору, заставившей забыть Мы забыли, что читали басню. Лишь в самом конце ее Крылов решил намекнуть на это. Намекнуть на то, что необходимо подумать над разбитыми горшками. Он включил аналитику нашего сознания, указал на нашу причастность к произошедшему. Он приглашает нас подумать вместе с ним. И подумать про себя. Лошадь-то лошадью. А вот как у людей-то? И он говорит:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Очень расширительное толкование, настолько широкое, что в нем стирается конкретная определенность рассказа. А слово «напроказишь» уводит куда-то в сторону от большой темы. Но Крылова надо брать таким, каков он есть. Надо привыкнуть к нему, всмотреться и вдуматься в его словарь, а не торопиться «поправлять» поэта.
И в этой связи не следует ли вновь сказать о замечательном суждении декабриста Александра Бестужева об «осязательности нравоучения» басен Крылова. Вероятно, нравоучение тем осязательнее и нравоучительнее, чем меньше мы о нем думаем, читая басню. Тогда-то басня и воздействует на читателя как подлинность рассказа первого плана. Как целое. И тогда-то аналитическая работа сознания, расширяя радиус действия рассказа и перенося и сопоставляя данное с подобным и аналогичным, через уверование в подлинность первого плана рассказа, и приходит к осязательности. То есть к той же подлинности нравоучения. В басне «Обоз» в конкретности ее исторического содержания, в конкретности восприятия современниками Крылов выступает как военный стратег в защиту плана Кутузова, направляя свои стрелы против бойкой и норовистой лошаденки, о которой спустя несколько лет Пушкин скажет:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал !
Полезный материал по теме:
- Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни
- Мораль басни Соловьи и ее анализ
- Мораль басни Осел и ее анализ
- Мораль басни Чиж и Еж и ее анализ
- Мораль басни Охотник и ее анализ
Литература. 8 класс (1 часть) Обоз
С горшками шёл Обоз, И надобно с крутой горы спускаться. Вот, на горе других оставя дожидаться, Хозяин стал сводить легонько первый воз. Конь добрый на крестце почти его понёс, Катиться возу не давая; А лошадь сверху, молодая, Ругает бедного коня за каждый шаг: «Ай, конь хвалёный, то-то диво! Смотрите: лепится, как рак; Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво! Смелее! Вот толчок опять. А тут бы влево лишь принять. Какой осёл! Добро бы было в гору Или в ночную пору, — А то и под гору, и днём! Смотреть, так выйдешь из терпенья! Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья! Гляди-тко нас, как мы махнём! Не бойсь, минуты не потратим, И возик свой мы не свезём, а скатим!» Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь, Тронулася лошадка с возом в путь; Но только под гору она перевалилась, Воз начал напирать, телега раскатилась; Коня толкает взад, коня кидает вбок; Пустился конь со всех четырёх ног На славу По камням, рытвинам; пошли толчки, Скачки, Левей, левей, и с возом — бух в канаву! Прощай, хозяйские горшки! Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже.
И. А. Крылов. «Обоз». Художник А. Лаптев. 1944
О БАСНЕ «ОБОЗ»
Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи её Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: «Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие». Тем значительнее историческое, политическое и военное чутьё Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого истинными.
Тем самым под образом «коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обратим внимание, что слова: «А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже» — прозрачный намёк на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.
В. Коровин
Размышляем о прочитанном
1. О чём рассказывает басня «Обоз»? Какую картину она рисует?
2. В какой степени она напоминает ситуацию с Кутузовым, которого упрекал император за уклонение от решительных сражений? В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?
Творческое задание
Какова мораль басни Крылова и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима? Подготовьте небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью этой басни.
Литература и другие виды искусства
Что особенно хорошо удалось выразить художнику А. Лаптеву в иллюстрации к басне «Обоз»?
Совершенствуем свою речь
Объясните значение слов и подумайте, какие из них можно использовать и сегодня в разговорной речи: угодно, благородно, всякий вздор, дивовались, дородство, вертопрашен, подданный, украдкой, челобитье, расправа, пожаловал, баловать.
Проект
Подготовьте литературный вечер на тему «Баснописцы народов мира». При составлении сценария используйте материалы книги «Читаем, думаем, спорим…» для 8 класса и фонохрестоматию.
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
И. А. Крылов. «Обоз»
1. Чему посвящена басня? Вспомните или перечитайте статью В. И. Коровина в учебнике «О басне ,,Обоз“». Кого высмеивает басня?
2. Какова мораль басни? Как актриса Алина Покровская передаёт характеры незадачливого «критика» и «умельца»? Какие интонации помогают исполнительнице сделать басню смешной и поучительной?
3. В какой степени басня напоминает историческую ситуацию с Кутузовым?
4. К каким жизненным обстоятельствам можно применить мораль этой басни?
5. Какой тон придаёт музыка всей басне и особенно концовке, морали басни?
6. Выучите басню наизусть и прочитайте её выразительно в классе.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Мораль и анализ басни Обоз
Мораль и анализ басни Обоз Крылова
Басня А.И. Крылова в печатном виде впервые дошла до читателя в ноябре 1812 года. Её опубликовали на страницах журнала «Сын Отечества». Как это часто бывает с литературными произведениями, сюжет басни родился не на пустом месте, а стал литературным откликом баснописца на критику стратегии полководца Кутузова, который отставил Москву в руках амбициозного Наполеона. Упрёки и критика «слабовольных» и «трусливых» действий командующего русской армией сыпались на Кутузова со всех сторон, даже со стороны императора. Все жаждали и требовали от военачальника наступления и горячего боя, но мудрый полководец занял выжидательную позицию в надежде, что пребывание в голодной, разорённой Москве ослабит силы врага, после чего можно будет дать решительное сражение и победить.
Дальновидный Крылов полностью разделял позицию Кутузова, появившаяся в его защиту басня доказывает мои слова. Как обычно, в басне Крылова все действующие герои – животные. Противостояние с Наполеоном поэт сравнивает со спуском обоза с хрупкими горшками с крутой горы. Во главе обоза идёт «старый конь»-Кутузов, который в силу своего жизненного опыта и мудрости, зная свойства груза, ступает с горы медленно и осторожно. В глазах других –нетерпеливых, молодых и рьяных – он выглядит «ослом», которому в пору «возить воду», а не идти во главе колонны. И тем не менее, полагаясь на опыт старого и мудрого, хозяин поставил его идти первым, и не напрасно: как только очередь настала идти молодому коню, он, не рассчитав свою прыть, крутость горы и тяжесть воза, скатывает телегу в канаву, где горшки разбились вдребезги. Пригляделись бы к тактике старичка – избежали бы печального итога.
Для тех читателей, кто не умеет читать «между строк» и примерять ситуацию на себя, Крылов по традиции в последнем четверостишии пишет свою мораль. А мораль можно выразить многочисленными русскими пословицами: «поспешишь – людей насмешишь», «не зная броду, не суйся в воду», «тише едешь – дальше будешь». Поэтому не спешите критиковать других, примерьте ситуацию на себя: а сможете ли вы сделать хорошо, как требует ситуация. Эта басня учит человека взвешивать свои силы, просчитывать результат наперёд, не спешить принимать быстрые решения и упорно идти к своей цели. Критиковать других – последнее дело, можно дать совет, но нельзя смеяться в спину и злословить. Когда человек, поставленный главным над каким-то проектом, хорошо знает ситуацию и видит пути решения проблемы, не нужно путаться у него под ногами и мешать. Каждый делает свою часть работы в то время, которое ему для этого отведено.
Вариант 2
Это похоже на выражение о соринке в чужом глазу. Конечно, со стороны проще заметить, что работник делает неправильно. Но когда ты сам берешься за его дело, то получиться у тебя может в сто раз хуже. Критикуют так ведь обычно те, кто не представляет, с какими проблемами может столкнуться в этом деле, поэтому и кажется им, что во всём правы. Если бы хоть раз сам попробовал, то понял бы трудности, и не стал бы «выпендриваться». Может быть, посочувствовал бы или помог советом добрым. А тут только желание самоутвердиться за чужой счёт! Вот такая мораль.
Чтобы её объяснить, приводится история с двумя лошадьми. Сначала обозначается ситуация – обоз, горка, хозяин помогает лошадке спуститься. И тут уже переход в басню – сказку, где молодая лошадь ругает коня, смотря на него сверху (буквально и переносно). Тут и прямая речь этой лошади приводится. В ней явно слышна зависть, так как она в первой же строчке называет коллегу «хваленым». Здесь много восклицательных знаков. И лощадь призывает других «полюбоваться»: «Криво! Косо!» Много тут «бы», то есть вот если бы он сделал так-то. И в итоге она называет его ослом, которому можно доверить лишь воду таскать (презрительно). Хозяина, который контролирует процесс, она ругать не смеет, хотя могла бы всю вину на него перенести.
Как раз тут логический «перелом» в её монологе. Отругав коня, она начинает восхвалять себя, что вот она бы легко справилась с этой работой. И вот она приступает, практически выпятив грудь. Думает, что ей будут только восхищаться! Но тут, конечно, терпит полный провал. Как бы смеялся конь, если б слышал её слова до этого. И текст становится отрывистым, чтобы показать, как лошадка скакала по канавам. Строфы состоят из одного слова иногда. Например: «Скачки». Рифма последовательная, то есть тоже «быстрая». Некоторые слова повторяются, как будто это хозяин кричит лошади. И в итоге «бух» с восклицательным знаком.
Кстати, не говорится, как отреагировала хвастливая лошадь – стало ли ей стыдно или она и тут нашла себе оправдание? А вину можно на хозяина как раз перевалить…
Понятно, что в последней части прямо говорится о людях – и у нас такая ситуация бывает частенько.
8 класс.
Мораль и анализ басни Обоз
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Развитие человека
Одним из величайших человеческих навыков является его способность развиваться. С самого начала своего существования и до настоящего времени человеку удалось не только взобраться на вершину пищевой цепи
- Сочинение Почему осторожный человек наступил на сердце Данко, чего он боялся?
Осторожные люди всегда так, типа, как бы чего не вышло! И в их поступках нет особой логики… С другой стороны, они всегда готовы её придумать. То есть объяснить, почему они так поступили. Как, вообще, всё можно объяснить!
- Сочинение по картине Кустодиева Сирень 7 класс
Какой же красивый кустарник — сирень! Посмотрев на нее в солнечный весенний день можно увидеть сотни, если не тысячи оттенков фиолетового! А как же эти маленькие цветочки красиво гармонирует с зеленой листвой!
- Образ и характеристика Ивана Денисовича Шухова (Один день Ивана Денисовича Солженицына)
Основным персонажем произведения является Шухов Иван Денисович, представленный писателем в образе жертвы сталинских репрессий.
- Сочинение Образ автора в романе Евгений Онегин Пушкина
В романе Пушкина автор выступает героем наравне с остальными. Как правило, в некоторых произведениях мы тоже можем видеть взгляд автора и лирические отступления, однако
С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
“Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору,-
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!”
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом – бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Мораль басни Обоз
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Обоз
Легко критиковать, когда сам только смотришь. А стоит самому взяться за дело, как сделаешь ошибок еще больше.
Анализ басни Обоз
Басня И.А. Крылова “Обоз” учит нас тому, что давать советы другому по какому-то делу может любой человек, но как только он сам попробует это сделать, вполне вероятно, что у него не получится сделать всё идеально – так, как он хотел, чтобы это сделал другой. Последнее четверостишие ярко выражает всю мораль сей басни, которая говорит о том, что не стоит слушать всевозможных советчиков.
Сочинение по басне «Обоз»
В басне нарисована ситуация, которая действительно могла случиться в жизни: с крутой горы спускались две лошади с телегами, груженными горшками. Первого коня вел опытный хозяин, он не торопился, продумывал каждый шаг. При этом благополучно свез горшки. А вторая, молодая лошадь, стоя наверху, изругала бедного коня за медлительность, думая, что справится с делом быстрее и лучше. Но, поторопившись, она разбила все горшки. Одновременно с этим басня имеет аллегорический смысл, на что имеется указание в заключительной части, где выражена мораль всего произведения.
Басню действительно можно соотнести с историческими событиями 1805-1807 года, когда русская армия воевала в качестве союзнической армии с австрийцами против Наполеона. Известно, что позиция Кутузова, назначенного главнокомандующим, не совпадала с позицией бюрократической верхушки. Кутузов любил и жалел русскую армию, не считал, что она готова к решительным действиям, выбирал, где мог, тактику отступления. Но Александр I принудил его принять диспозицию (план сражения) австрийского главнокомандующего Вей- ротера, которую Кутузов сразу оценил как проигрышную. Это было сражение под Аустерлицем, которое было проиграно русскими и австрийцами.
Намек на Аустсрлицкое сражение содержится в той части басни, где молодая лошадь критикует опытного коня, говорит, что всё сделает быстрее и лучше. При этом она принижает действия коня, а её бурная, торопливая деятельность заканчивается тем, что она свалилась в канаву. Тем самым автор отдает явное предпочтение деятельности и позиции Кутузова.
Мораль этой басни заключена в последних четырех строках. Она очень ясно выражена: нам часто кажется, что мы какое-то дело делаем (или сделаем) лучше всех, и уж точно лучше тех, чью деятельность мы наблюдаем в данный момент. Мы склонны давать непродуманные советы, не представляя себе, какие последствия они могут иметь. Так часто бывает в жизни. Примером может послужить такая история.
«Мы выпускали школьную газету. Как любое печатное издание, оно подвергалось критике. Особенно старалась Наташа. Она ругала все подряд: и внешнее оформление, и иллюстрации, и подбор материалов, даже название газеты “Школьная пора” ей не нравилось.
Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеону, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькое нарекание его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: “Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие”. Тем значительнее историческое, политическое и военное чутьё Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились то этого истинными.
Тем самым под образом “коня доброго” Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обращая внимание на слова: “А примешься за дело сам, Так напроказишь хуже” – мы понимаем прозрачный намёк на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.
Сочинение по басне «Обоз»
В басне нарисована ситуация, которая действительно могла случиться в жизни: с крутой горы спускались две лошади с телегами, груженными горшками. Первого коня вел опытный хозяин, он не торопился, продумывал каждый шаг. При этом благополучно свез горшки. А вторая, молодая лошадь, стоя наверху, изругала бедного коня за медлительность, думая, что справится с делом быстрее и лучше. Но, поторопившись, она разбила все горшки. Одновременно с этим басня имеет аллегорический смысл, на что имеется указание в заключительной части, где выражена мораль всего произведения.
Басню действительно можно соотнести с историческими событиями 1805-1807 года, когда русская армия воевала в качестве союзнической армии с австрийцами против Наполеона. Известно, что позиция Кутузова, назначенного главнокомандующим, не совпадала с позицией бюрократической верхушки. Кутузов любил и жалел русскую армию, не считал, что она готова к решительным действиям, выбирал, где мог, тактику отступления. Но Александр I принудил его принять диспозицию (план сражения) австрийского главнокомандующего Вей- ротера, которую Кутузов сразу оценил как проигрышную. Это было сражение под Аустерлицем, которое было проиграно русскими и австрийцами.
Намек на Аустсрлицкое сражение содержится в той части басни, где молодая лошадь критикует опытного коня, говорит, что всё сделает быстрее и лучше. При этом она принижает действия коня, а её бурная, торопливая деятельность заканчивается тем, что она свалилась в канаву. Тем самым автор отдает явное предпочтение деятельности и позиции Кутузова.
Мораль этой басни заключена в последних четырех строках. Она очень ясно выражена: нам часто кажется, что мы какое-то дело делаем (или сделаем) лучше всех, и уж точно лучше тех, чью деятельность мы наблюдаем в данный момент. Мы склонны давать непродуманные советы, не представляя себе, какие последствия они могут иметь. Так часто бывает в жизни. Примером может послужить такая история.
«Мы выпускали школьную газету. Как любое печатное издание, оно подвергалось критике. Особенно старалась Наташа. Она ругала все подряд: и внешнее оформление, и иллюстрации, и подбор материалов, даже название газеты “Школьная пора” ей не нравилось.
Досталось от неё всем: и корреспондентам, и художникам. А больше всех главному редактору Паше. “Это он не умеет ничего организовывать! — едко произносила она после каждого выпуска. — Полная ерунда!”
Однажды у ребят лопнуло терпение. “А давай дежурным редактором нового номера будешь ты!” — предложили они Наташе Та легкомысленно согласилась. И…
Корреспонденты протянули с написанием статей, иллюстратор потерял рабочие материалы, компьютерная верстка «потерялась» из-за того, что не вовремя погас свет. В обшем, газета к сроку не появилась.
Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года.
Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М.И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости. Поэтому автор рисует опасную ситуацию, где Обоз с горшками должен был спуститься с крутой горы. Старый добрый конь не спешит, осторожно везет хозяйский груз. Молодая лошадь критикует коня за все его, как ей кажется, ошибки:
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, –
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:
И возик свой мы не свезем, а скатим!
Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась: напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться и сделал ее неуправляемой. Промчавшись «по камням, рытвинам», конь уронил воз в канаву:
Прощай, хозяйские горшки!
Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова – осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» – Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.
В конце басни звучит авторская мораль – нравоучение, выражающее основной смысл произведения:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице (русской армией там командовал сам царь).
Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведение, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:
«Ай, конь хваленый, то-то диво!»;
«Гляди-тко нас, как мы махнем!»;
«… и с возом – бух в канаву!»
Это еще раз подтверждает то, что И.А. Крылов – поистине народный писатель, чьи басни читатели знают и любят с детства.
Басня Крылова
Обоз
С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хваленый, то?-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору,
Или в ночную пору;
А то и под-гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но только под-гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На-славу;
По камням, рытвинам, пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки.
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам:
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
План
Введение
Басня посвящена конкретной исторической ситуации.
Основная часть
В аллегорической форме автор рисует опасную ситуацию: Обоз с горшками должен спуститься с горы:
а) старый конь не спешит;
б) молодая лошадь критикует коня;
в) лошадь жестоко просчиталась.
Мораль басни выражает основной ее смысл.
Заключение
Басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию.
Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года.
Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М.И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости. Поэтому автор рисует опасную ситуацию, где Обоз с горшками должен был спуститься с крутой горы. Старый добрый конь не спешит, осторожно везет хозяйский груз. Молодая лошадь критикует коня за все его, как ей кажется, ошибки:
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, –
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:
И возик свой мы не свезем, а скатим!
Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась: напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться и сделал ее неуправляемой. Промчавшись «по камням, рытвинам», конь уронил воз в канаву:
Прощай, хозяйские горшки!
Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова – осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» – Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.
В конце басни звучит авторская мораль – нравоучение, выражающее основной смысл произведения:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице (русской армией там командовал сам царь).
Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведе-
ние, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:
«Ай, конь хваленый, то-то диво!»;
«Гляди-тко нас, как мы махнем!»;
«… и с возом – бух в канаву!»
Это еще раз подтверждает то, что И.А. Крылов – поистине народный писатель, чьи басни читатели знают и любят с детства.
Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеону, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькое нарекание его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: “Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают немаловажно более, нежели могло бы сделать наше оружие”. Тем значительнее историческое, политическое и военное чутьё Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились то этого истинными.
Тем самым под образом “коня доброго” Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обращая внимательность на слова: “А примешься за дело сам, Так напроказишь хуже” – мы понимаем прозрачный намёк на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.
Сочинение по басне «Обоз»
В басне нарисована ситуация, которая действительно мог]ла случиться в жизни: с крутой горы спускались две лошади с телегами, груженными горшками. Первого коня вел опытный хозяин, он не торопился, продумывал каждый шаг. При этом благополучно свез горшки. А вторая, молодая лошадь, стоя на]верху, изругала бедного коня за медлительность, думая, что справится с делом быстрее и лучше. Но, поторопившись, она разбила все горшки. Одновременно с этим басня имеет аллего]рический смысл, на что имеется указание в заключительной части, где выражена мораль всего произведения.
Басню действительно можно соотнести с историческими событиями 1805-1807 года, когда русская армия воевала в каче]стве союзнической армии с австрийцами против Наполеона. Известно, что позиция Кутузова, назначенного главнокоман]дующим, не совпадала с позицией бюрократической верхуш]ки. Кутузов любил и жалел русскую армию, не считал, что она готова к решительным действиям, выбирал, где мог, тактику отступления. Но Александр I принудил его принять диспози]цию (план сражения) австрийского главнокомандующего Вей- ротера, которую Кутузов сразу оценил как проигрышную. ЭтоPбыло сражение под Аустерлицем, которое было проиграно рус]скими и австрийцами.
Намек на Аустсрлицкое сражение содержится в той части басни, где молодая лошадь критикует опытного коня, говорит, что всё сделает быстрее и лучше. При этом она принижает дей]ствия коня, а её бурная, торопливая деятельность заканчивает]ся тем, что она свалилась в канаву. Тем самым автор отдает яв]ное предпочтение деятельности и позиции Кутузова.
Мораль этой басни заключена в последних четырех стро]ках. Она очень ясно выражена: нам часто кажется, что мы ка]кое-то дело делаем (или сделаем) лучше всех, и уж точно лучше тех, чью деятельность мы наблюдаем в данный момент. Мы склонны давать непродуманные советы, не представляя себе, какие последствия они могут иметь. Так часто бывает в жизни. Примером может послужить такая история.
«Мы выпускали школьную газету. Как любое печатное изда]ние, оно подвергалось критике. Особенно старалась Наташа. Она ругала все подряд: и внешнее оформление, и иллюстрации, и подбор материалов, даже название газеты Школьная пора ей не нравилось.
Досталось от неё всем: и корреспондентам, и художникам. А больше всех главному редактору Паше. Это он не умеет ниче]го организовывать! едко произносила она после каждого вы]пуска. Полная ерунда!
Однажды у ребят лопнуло терпение. А давай дежурным ре]дактором нового номера будешь ты! предложили они Ната]ше Та легкомысленно согласилась. И…
Корреспонденты протянули с написанием статей, иллюст]ратор потерял рабочие материалы, компьютерная верстка «по]терялась» из-за того, что не вовремя погас свет. В обшем, газета к сроку не появилась.
На этой странице искали :
анализ басни обоз
сочинение по басне обоз
сочинение по басне Крылова Обоз
мораль басни обоз
сочинение обоз
Шел обоз с горшками и надо было скатиться с горы. Хозяин оставил всех дожидаться на горе, а сам взял один воз и стал потихоньку спускаться. Конь был опытный и сдерживал напирающий на него воз. Глядя на это с горы молодая лошадь начала критиковать коня, что он все делает не так: медленно, криво, толчками. Вот смотрите как она сейчас это сделает- ловко и быстро! И понатужа грудь, конь рванулся с горы. Но воз стал наезжать на коня, его кидало из стороны в сторону, по рытвинам и ухабам. И в итоге воз свалился в канаву и все горшки разбились!
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Обоз.
История создания – Стихотворение написано в 1812 году.
Тема – Противопоставление мудрости и горячности.
Композиция – Произведение построено по принципу аллегории.
Жанр – Басня.
Стихотворный размер – Шестистопный ямб.
Метафоры – «конь добрый», «какой осел».
Эпитеты – «крутой», «молодая», «хваленый», «ночная».
Олицетворения – «шел обоз», «пошли толчки».
Сравнения – «лепится, как рак».
https://youtu.be/J5KdZbp9h_w
Анализ басни Крылова «Обоз»
Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года.
Автор использует характерный для басни прием — аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М. И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости.
Поэтому автор рисует опасную ситуацию, где Обоз с горшками должен был спуститься с крутой горы. Старый добрый конь не спешит, осторожно везет хозяйский груз. Молодая лошадь критикует коня за все его, как ей кажется, ошибки:
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, —
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:
И возик свой мы не свезем, а скатим!
Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась: напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться
и сделал ее неуправляемой. Промчавшись «по камням, рытвинам», конь уронил воз в канаву:
Прощай, хозяйские горшки!
Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова — осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» — Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.
В конце басни звучит авторская мораль — нравоучение, выражающее основной смысл произведения:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице.
Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведение, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:
«Ай, конь хваленый, то-то диво!»;
«Гляди-тко нас, как мы махнем!»;
«… и с возом — бух в канаву!»
Это еще раз подтверждает то, что И. А. Крылов — поистине народный писатель, чьи басни читатели знают и любят с детства.
«Обоз» Крылова – краткое содержание
Эта увлекательная история базируется на сюжете, где несколько людей при помощи лошадей перевозят на телегах большие глиняные горшки. Впереди всего обоза шел опытный старый конь, который знал, что делать в сложных ситуациях, а позади уверенно шагала молоденькая лошадка.
Анализ басни Крылова «Обоз» лучше всего проводить на основной части произведения, которая начинается с разговора молоденькой лошади перед крутым спусков. Она начинает осуждать опытного коня за то, что он слишком медленно плетется вниз, и уверять остальных участников путешествия в том, что спустится гораздо быстрее, но в тот момент, когда приходит ее очередь преодолевать непростой участок пути, лошадь не может справиться с поставленной задачей и валит за собой телегу, в ходе чего разбиваются все перевозимые хозяевами горшки.
Какова мораль басни крылова обоз
Басня
касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху
Наполеона
, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподзижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: «Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие». Тем значительнее историческое, политическое и военное чутье Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого истинными.
Тем самым под образом «коня доброго» Крылов
имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обратим внимание, что слова: «А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже» — прозрачный намек на А
Александра I
, по вине которого было про
игра
но Аустерлицкое сражение.
1. О чем рассказывает басня Обоз
? Какую картину она рисует?
2. В какой степени она напоминает ситуацию с Кутузовым, который упрекал императора за уклонение от решительных сражений? В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?
3. Какова мораль басни Крылова и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима? Подготовьте небольшой рассказ
на любой тему, закончив его моралью этой басни.
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
История создания
Басня Крылова с оригинальным сюжетом под названием «Обоз» впервые была опубликована в журнале «Сын Отечества» в октябре 1812 года. Появление ее не было случайным. Он посвятил ее одному интересному эпизоду, связанному с захватом Москвы армией Наполеона. Главнокомандующим тогда был назначен талантливый полководец Кутузов, который, вопреки общественному мнению, не пытался выгнать врага из столицы.
Никто не одобрял его спокойствия и неспешной тактики, в том числе и император Александр I. Уклоняясь от прямых военных действий, Кутузов незаметно для всех ослаблял войска противника и бдительность французского военачальника.
Он был уверен, что возьмет французов измором, потому что понимал: суровой русской зимы им не выдержать. И он оказался прав:
- план сработал;
- русская армия одержала победу.
И.А. Крылов изначально был на стороне опытного полководца. Поэт знал, что у Кутузова есть свой хитроумный план, и он обязательно доведет свои действия до конца. Этот жизненный эпизод и стал поводом к сочинению басни «Обоз».
Если говорить о кратком содержании, в ней рассказывается о том, как несколько лошадей на телегах перевозят горшки. Первым идет старый опытный Конь.
Он начинает медленно спускаться с горы, чтобы не разбить посуду. Молодая Лошадь, которая идет следом, смеется над ним, называя трусом и неумехой. Но в результате старый конь сохранил все горшки, а у съехавшей быстро вниз Лошади обоз перевернулся. Басня была прочитана в доме Олениных, и все узнали в умудренном опытом Коне Кутузова, а в молодой Лошади — русского императора.
Мораль басни «Обоз»
Часто люди, смотря как что-то делают, считают, что они намного результативнее выполнили бы это. И хотя часто прежде они ни разу не брались делать ничего похожего, они советуют другим, как надо делать, думая, что них лучше получиться, ну а когда им поручают это же у них выходит еще хуже.
Тут двойная мораль: старой и молодой лошади. Мораль старой — не следует слушать неопытных, даже когда те уверяют, что справляться лучше и быстрее — надо при этом помнить народную мудрость, что не может испортить борозды именно старый конь.
Мораль молодой — нужно всегда принимать советы тех,у кого опыта больше, даже если на по вашему мнению их способ неправильный или медленный.
Мораль произведения
Басни Ивана Крылова прекрасны тем, что каждый человек видит в них свою мораль. Тем не менее, сам автор традиционно приводит в конце каждого стихотворения пару четверостиший, в которых сосредоточен некий завершающий тезис, сконцентрировавший в себе основной смысл басни.
«Обоз» на примере самоуверенной лошади показывает нам людей, которые, не разбираясь в какой-либо теме либо имеющие слишком мало опыта в совершаемых действиях, берутся критиковать тех, кто по их мнению поступает неправильно. Многие из вас наверняка встречались с подобным типом людей, общение с которыми часто сводится к тому, что встречать их на своем жизненном пути потом уже не хочется. Крылов удивительным образом способен обыгрывать человеческие пороки, которые после прочтения его басен становятся нам еще более заметными.
Определите жанр произведения обоз
9 вопросов по творчеству бунинаи куприна
1. Символ — это:
а) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления;
б) подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с целью подчеркнуть ее особенное, избирательное значение;
в) слово или оборот в иносказательном значении;
г) художественный прием, основанный на преувеличении.
2. Конфликт художественного произведения — это:
а) ссора двух героев;
б) столкновение, противоборство, на которых построено развитие сюжета;
в) наивысшая точка развития сюжета;
г) неприятие произведения критиками и читателями.
3. Композиция это:
а) эпизод литературного произведения;
б) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения;
в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении;
г) столкновение, противоборство персонажей.
4. Кто из героев произведений Куприна в своем монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»? Кому адресованы эти слова?
а) Соломон — Суламифи;
б) Желтков — Вере Шеиной;
в) Желтков — Богу;
г) Ромашов — Шурочке.
5. Из какого произведения Бунина взяты строки: «Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с meх nop прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч … Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства»?
а) «Антоновские яблоки»;
б) «Окаянные дни»;
в) «Темные аллеи»;
г) «Господин из Сан-Франциско».
6. Отметьте произведения Бунина, главной темой которых является любовь.
а) «Чистый понедельник»;
б) «Суходол»;
в) «Таня»;
г) «Легкое дыхание».
7. Кто из героев И. А. Бунина «ехал в старый свет на целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»?
а) Арсений Семеныч;
б) господин из Сан-Франциско;
в) Малютин;
г) корнет Елагин.
8. Кто из героев Куприна, подобно А. Болконскому из романа Л. Толстого «Война и мир», мечтает о подвиге?
А) Иван Тимофеевич («Олеся»);
б) Ромашов («Поединок»);
в) Николаев («Поединок»);
г) Соломон («Суламифь») .
9. Из какого произведения Бунина взяты эти строки: «Теперь это легкое дыхание снова расселялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре»?
а) «Темные аллеи»;
б) «Легкое дыхание»;
в) «Антоновские яблоки»;
г) «Суходол».
Наполеонов обоз: 5 причин прочитать трилогию Дины Рубиной
В ноябре на книжных прилавках появится третья часть масштабного романа Дины Рубиной «Наполеонов обоз». «Ангельский рожок» станет заключительной книгой, которая повествует о судьбах Надежды и Аристарха — влюбленных, оказавшихся втянутыми в стремительный водоворот истории.
Новое произведение Рубиной — своеобразный синтез всех ее предыдущих текстов, в нем объединятся любимые читателями сюжеты, где главенствуют случай и провидение, неповторимый стиль автора и захватывающие приключения. Рассказываем, почему стоит прочесть все три книги.
Трогательная история любви
Преданные поклонники Дины Рубиной прекрасно знают, что именно она, как никто, умеет не только рассказать историю любви, но и добавить в нее таких красок и деталей, что у читателя не останется сомнений: все так и было. А кроме того, вымышленный сюжет непременно отзовется и в вас самих — каждый проходил через романтические отношения, каждый знает, как больно иногда расставаться, особенно с теми, к кому привязанность еще не прошла.
Наполеонов обоз. Книга 1: Рябиновый клин Дина Рубина Твердый переплет722 ₽802 ₽-10% В корзину
Надежда и Аристарх познакомились в детстве — и пронесли юношеское чувство через всю жизнь. А учитывая, что первую любовь ждала трагическая развязка, эта привязанность определила судьбы главных героев «Наполеонова обоза» (и, как нетрудно догадаться, не в лучшую сторону). Рубиной всегда удавалось затронуть самые тонкие струны души, говоря о любви, однако в этот раз автор, кажется, превзошла сама себя. Образы Сташека и Нади вобрали в себя лучшие черты всех рубинских влюбленных персонажей и получились настоящими, живыми. Так что до самого финала читатель будет сопереживать героям, радоваться вместе с ними, огорчаться и, само собой, надеяться на счастливый исход событий.
Реалистичные персонажи
Трилогия «Наполеонов обоз», пожалуй, самое многолюдное произведение Рубиной. Прозаик всегда стремилась населять свои романы и повести густо, с ювелирной точностью рисуя каждого героя. В новом же произведении каждый, даже эпизодический персонаж, становится важным звеном в общей цепочке событий, у каждого — собственная манера речи, мимика, жесты, продуманная и воссозданная с малейшими нюансами судьба. Сосед повзрослевшей Надежды Изюм, старуха Баобаб, отец Сташека, разлучница Светлана и даже случайно встретившийся на Надином пути хирург, который потом канет в небытие так же внезапно, как и появится, — все они частички одной большой мозаики, делающие роман кинематографично ярким.
Наполеонов обоз. Книга 2: Белые лошади Дина Рубина Твердый переплет722 ₽802 ₽-10% В корзину
Погружаясь в текст Рубиной, вы получите ни с чем не сравнимое удовольствие наблюдать будто бы из-за стекла за человеческими жизнями, вслушиваясь в каждую реплику, запоминая каждую черту. Более того, ни один из героев не будет ни однозначно плохим, ни однозначно хорошим, — и такой подход к созданию образов привлекает еще больше. Ведь согласитесь, в реальной жизни все точно так же: нет положительных, нет отрицательных, все зависит от того, с какой стороны посмотреть.
Исторический контекст
Что в «Наполеоновом обозе» правда, а что вымысел, остается только догадываться. Сама Дина Рубина утверждает: исторических произведений она не пишет, история служит лишь фоном к основной сюжетной линии. Так случилось и на сей раз: на заднем плане любви Надежды и Аристарха Бугрова разворачивается настоящий детектив, берущий свое начало во времена Отечественной войны 1812 года. В попытках разыскать загадочное наследство своего предка-француза, Сташек оказывается втянутым в опасную авантюру, участие в которой вполне может стоить главному герою жизни.
Уникальность работы Рубиной заключается еще и в том, что она демонстрирует читателю те исторические подробности, о которых мало кто знает досконально. Так, например, каждый еще со школьной скамьи в курсе, что Бонапарт с позором бежал из России, будучи разгромленным и растеряв большую часть своей армии. Но что случилось с драгоценностями, предметами искусства, бесценными артефактами, которые попытался вывезти проигравший император? Уверены, в трилогии Рубиной вас ждет немало захватывающих открытий.
Элементы приключенческого романа
Прежде к жанру авантюрного романа Рубина обращалась нечасто — как будто пробовала новую форму, знакомила с ней и себя и читателя. Так, например, «Белая голубка Кордовы» и «Русская канарейка» выступают в каком-то роде прологом к полноценным приключениям с элементами триллера, с которыми вам предстоит столкнуться в «Наполнеоновом обозе».
Наполеонов обоз. Книга 3: Ангельский рожок Дина Рубина Твердый переплет722 ₽802 ₽-10% В корзину
Такого количества неожиданных поворотов у писательницы, пожалуй, еще не было. И если в первой части — «Рябиновом клине» — Рубина только знакомит читателя с будущими событиями и осторожно расписывает судьбы главных героев, отвлекаясь на долгие описания и монологи, то второй том, динамичный и стремительный, держит читателя в напряжении от начала и до развязки, которая на деле, еще больше распаляя воображение, подводит к третьей, кульминационной части. Та, в свою очередь, обещает стать настоящим взрывом.
Если верить Рубиной, то именно «Ангельский рожок» заставит вас, затаив дыхание, следить за судьбами персонажей. Погони, таинственные незнакомцы, случайные встречи и даже традиционный поединок протагониста с антагонистом — все это будет. Правда, финал пока остается под завесой тайны. Но, зная творчество Дины Рубиной, можно быть уверенными, что он будет совершенно непредсказуемым.
Стиль
Если вы любите ранние произведения Дины Рубиной, то «Наполеонов обоз» — это то, что вам нужно, чтобы как следует поностальгировать. В своей трилогии писательница, которая в предыдущих работах практически полностью отказалась от плавного повествования, отдав предпочтение грубоватым сюжетам, как в романе «Бабий ветер», и резким же выражениям, вновь возвращается к прежнему стилю.
Атмосфера первых рассказов и повестей ощущается в каждой строчке романа. Вновь перед читателем возникает Рубина-бытописатель, Рубина-наблюдатель с ее извечной любовью к деталям. Она будто бы дает читателю возможность не только представить, но и потрогать каждую из старинных безделушек, встречающихся в сюжете, почувствовать вес истории.
Умение Дины Рубиной работать со словом — ее особый талант. Именно он позволяет писательнице год от года придерживаться того самого неповторимого стиля, который так ценят ее поклонники.
Басня «Обоз». Художник В. Серов |
Басня «Обоз» Крылова была написана осенью 1812 г. и впервые опубликована в том же году в журнале «Сын Отечества» (ч. II, № 7).
В этой статье представлены материалы о морали басни «Обоз» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Полны текст басни вы можете прочитать здесь.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Обоз» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Обоз» заключается в том, что рассудительные и терпеливые люди в конце концов добиваются лучших результатов по сравнению с теми, кто действует бездумно, беспечно и самонадеянно.
В образе «доброй лошади» изображен полководец Кутузов, проявивший осторожность и
выдержку при обороне от нашествия армии Наполеона.
Сам Крылов поясняет мораль басни «Обоз» в ее заключительных строках:
«Всё кажется в другом ошибкой нам:
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.»
Суть басни «Обоз» также отражена в знаменитых русских народных пословицах:
«Тише едешь — дальше будешь.»
«Поспешишь — людей насмешишь.»
По мнению поэта И. И. Хемницера, мораль басни заключается в следующем:
«Под первым конем нужно разуметь человека уже известных лет, который многому научен опытом, который, поэтому, всякое дело ведет терпеливо, рассудительно, не торопясь, не на авось, а потому все у него выходит хоть не скоро, да споро. Вторым конем указано на человека молодого, самонадеянного, который по тому самому, что не испытал еще никаких неудач в жизни, думает, что для него все возможно, что он умнее всех и для всех может служить примером. А как сам примется за дело, так, смотри, и бух с делом в канаву.
Поэтому недаром говорит пословица: тише едешь — дальше будешь, то есть если делаешь не торопясь, осмотрительно, с рассудком, так и не придется переделывать, а потому и кончишь прежде торопливого, да и сделаешь получше, повернее. Так бывает и в маленьком деле: чуть только поспешишь — как раз и насмешишь.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
И. Халтурин комментирует суть и смысл басни следующим образом:
«Чтобы обессилить и истощить врага, Кутузов отступал. Армия Наполеона слабела, русская армия крепла. Это не все тогда понимали. Многие ругали Кутузова за медлительность. Крылов гениальным чутьем понял план великого полководца. Его басни направлены в защиту Кутузова. Вот, например, басня «Обоз»… <…> «Конь добрый» — это Кутузов. А «лошадь молодая» — его противники. Это было ясно современникам.» (И. Халтурин, предисловие к книге «Басни. И. А. Крылов» под ред. Благого Д. Д., серия «Школьная библиотека», Москва, из-во Детгиз, , 1944 г.)
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:
«Человек склонен считать себя лучше, умнее и дельнее других и старается нередко возвысить себя во мнении других, за неимением лучшего, — самовосхищением. Самомнение и хвастовство сами себе готовят наказание в насмешках других, а иногда создают себе и гибель. Самомнение не позволяет видеть ни достоинства другого, ни своих собственных недостатков; самомнение и самохвальство ослепляют человека, делают его неосмотрительным, неосторожным и неминуемо влекут к погибели. И никто таких людей не жалеет в их беде, как они и сами никого не щадили («Обоз», «Чиж и Голубь»). Самомнение часто бывает следствием молодости и неопытности…» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип-я М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни «Обоз» следующим образом:
«Крылов поднял на врага свое острое оружие — басню. Он живо откликался на все важнейшие события Отечественной войны. <…>
Басней «Обоз» он целиком оправдывал медлительность Кутузова. Баснописец понимал, что «повара» русской политики упустили немало драгоценного времени и не подготовились к войне, что приход Кутузова не может создать немедленного перелома в ходе военных событий. Широкое общество не понимало, почему полководец медлит. Не понимал этого и Александр I. Царь открыто обвинял главнокомандующего в том, что он уклоняется от встреч с неприятелем, что он отводит войска в глубь страны и не принимает боя.» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)
Мораль басни И.А. Крылова частично выражена в эпилоге и заключается в том, что многие люди часто предлагают поспешные и непродуманные решения, не вникнув должным образом в ситуацию. Когда же они сами оказываются перед необходимостью решать сходные задачи, попытка реализовать свои беспредметные амбиции приводит к катастрофе. Прежде чем давать советы, надо сначала увидеть проблему изнутри, а не пытаться найти решение наскоком. В жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, сходными с той, что описана в басне. Например, часто болельщики ругают спортсменов, совершающих какие-то ошибки, и, сидя на трибунах или перед телевизором, дают им разнообразные советы. Но понятно, что, выпусти их на поле,— у них совсем ничего не получится. Басня учит вдумчивости, умению правильно оценить свои силы и распределить их, а также предостерегает от поспешных советов.
В качестве примера можно привести такую историю.
Раньше у нас на лестничной клетке был сосед, которого звали Стёпа. Он был мой ровесник, и когда мы гуляли во дворе, он часто играл вместе со всеми. Он был совершенно безалаберным хвастуном и терпеть не мог, если кто-либо из ребят рассказывал о каких-то своих успехах. Говорили про Диму, который вместе с отцом ездил в горы на Тянь-Шань, — так Стёпа кривился и обязательно влезал. «Легко!»— это было его любимое словечко. Упомянула Светка о том, как сложно ухаживать за цветами,— Стёпа ухмылялся: «Подумаешь!» Решал Гена, который до прошлого года учился в математической школе, сложные задачки для старшеклассников, Стёпа продолжал презрительно щуриться. Сам он при этом никуда не ходил, ни во что толком играть не умел, да и учился так себе. Однако советы раздавал направо и налево, считая себя самым знающим человеком. И вот однажды к Генке пришёл один парень из его школы, но того дома не было, а парень очень торопился. Он был Генкин одноклассник, и учительница по математике его не любила и постоянно спрашивала, хотя он совсем не любил математику, а хорошо знал историю и географию. Кроме этого, он уже несколько лет занимался карате. Так вот, во дворе сидел один Стёпа. Они как-то перекинулись словечком, и Стёпа в своей манере объяснил, что Генка — это ерунда и он эту математику знает не хуже. Надо сказать, что Стёпа учится на класс старше, и генкин одноклассник попросил его помочь. «Легко!» — самоуверенно согласился тот. Оказалось, конечно, вес совсем не легко. Но не мог же Степан признаться в этом! «Тут и делать-то нечего!» -заявил он, посмотрев на задание. И стал с ходу вписывать решение. Генкин товарищ подвоха не учуял, о чём сильно пожалел, потому что в школе сам вызвался к доске изобразить правильное решение домашнего задания, надеясь заработать хорошую оценку. Получил он в результате единицу и запись в дневнике, приглашающую в школу родителей в связи с издевательским поведением их отпрыска. Учительница-то подумала, что ей решили отомстить и сорвать урок такой непотребной глупостью. Был скандал. Как и учительница, Генкин одноклассник был оскорблён в лучших чувствах. Был он парень решительный, да ещё к тому же и каратист. Степану пришлось заплатить за всё сполна: Невольно вспомнишь басни Ивана Андреевича Крылова, который писал почти двести лет назад:
Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже.