- Энциклопедия
- Разное
- Невидимые нити
Невидимые нити окружают нас повсеместно. Это неразличимые связи между живой и неживой природой, или между растениями и животными, разнообразными животными, человеком и природой.
Рассмотрим связь между живой и неживой природой. Солнечный свет дает тепло растениям и животным. Без воды не выживет ни одно существо. Воздух необходим для нормального дыхания.
Но верно и обратное утверждение. Живые организм влияют на неживую природу. Например, растения преобразовывают углекислый газ в воздух. А микроорганизмы и бактерии улучшают почву, способствуя при этом росту растений.
Между растениями и животными существует неразрывная связь.
Как растения влияют на животных:
- Животные питаются растениями;
- Растения, выделяя кислород, снабжают животных чистым воздухом.
- В лесу среди деревьев животные находят укрытие от непогоды и хищников.
- Трава и ветки являются материалом для гнезд, нор, а дупла деревьев служат жилищем для птиц и зверей.
Как животные влияют на растения:
- Насекомые переносят пыльцу и способствуют опылению растений.
- Животные на своей шерсти могут разносить семена и способствуют размножению растений;
- Животные помогают бороться с вредителями.
Между животными имеется тесная связь. Они заботятся о своем потомстве и могут поедать друг друга.
Связь человека и природы
Человек питается растительной или животной пищей, без воздуха невозможно дыхание, а из растений или шкур животных человек производит одежду. В строительстве домов используется дерево или глина для изготовления кирпичей.
Воздействие человека на природу может стать губительным. Если необдуманно разрушать ее недра или вырубать леса можно нарушить природное равновесие, что может привести к необратимым последствиям для человека. Ведь в природе все взаимосвязано.
Доклад №2
Все в мире так или иначе связано между собой поэтому существуют невидимые нити, которые связывают человека с растениями, животными, водой, солнцем, воздухом одним словом природой. Правильное представление об этих связях дает понятие о том что необходимо с любовью относиться к лесу, животным которые в нем живут, не загрязнять окружающую среду.
Поверхностно хотелось бы рассказать про эти связи.
Солнце согревает нашу планету, благодаря фотосинтезу существуют растения. Вода питает и дает нам жизненную энергию. Воздух обогащает наши легкие кислородом.
Верно и то что все живое живет за счет мертвого. Неживые организм влияют на живые. Например, за счет умерших микроорганизмов и растений почва насыщается необходимыми микроэлементами что дает возможность произрастать другим растениям. Без нитей, которые связывают все живое и неживое, жить на земле было бы невозможно.
Как растения помогают нам жить.
Растениями питаются люди и животные. Лес дает нам чистый воздух и еду. Звери используют дупла деревьев как укрытие от непогоды, птицы строят гнезда из хвороста и листьев.
Если вырубить все кустарники, то птицы которые в них жили — улетят, а гусеницы и червяки которыми питались птицы начнут размножаться, и поедать деревья, которые от этого засохнут и некому будет выделять кислород.
Какое влияние оказывают животные и насекомые на растения.
На своей шерсти звери разносят семена, чем помогают растениям размножаться на больших расстояниях. Насекомые опыляют цветы.
Связь человека и природы.
Человек употребляет в пищу мясо животных, а из шкур делает одежду. Древесину использует для производства бумаги, а в строительстве применяет различные ресурсы, которые дала нам природа. С каждым годом человек неразумно стал потреблять все больше и больше ресурсов, которые дает нам природа, она не успевает возобновляться. Воздействие на природу человека становится губительным для нее и для негоже самого. Природное равновесие нарушается невидимые нити рвутся, ведь в природе все взаимосвязано.
Все на свете нам нужны,
И мошки и слоны,
Нам нельзя обойтись,
Без хищных животных свирепых
И без трусливых зайчат
Необходимы нам все на свете, нам нужны все подряд,
2 класс
Невидимые нити
Популярные темы сообщений
- Цветы Георгины
Еще во втором столетии прошлого века георгины стали популярными. Он растет на садовых и приусадебных участках. Все меняется и постепенно мода на цветы также изменилась.
- О красной книге
Красный – цвет тревоги и одновременно стремления к жизни. В ней перечислены представители животного и растительного мира: редко встречающиеся и те, которым грозит исчезновение. Ещё в 1902 году в Париже подписали Международную конвенцию по охране птиц
- Заповедники России
Заповедник – место, где оберегают природу: флору и фауну. Очень важно знать о самых известных заповедниках России. 1) Самым красивейшим Российским заповедником является Байкальский заповедник. Красоту этого места сложно описать словами.
- Метеориты
Метеори́тами называются небесные тела, упавшее на поверхность Земли. Метеориты являются частью более крупного метеорного тела Солнечной системы. Основными источниками их являются астероиды и кометы.
- Дерево Пальма
Пальма — это, пожалуй, самое теплолюбивое дерево, которое у многих ассоциируется с райскими пляжами и жаркими странами. В любых тропических и субтропических странах, у любого тёплого моря можно найти это вечнозелёное растение.
Из этой темы учебника «Окружающий мир» второклассник узнаёт, какие невидимые нити соединяют между собой всё в природе.
1) Вспомни, как связаны между собой неживая и живая природа
Живая природа не может существовать без неживой. Все живые организмы нуждаются в воздухе, солнечном тепле, воде, почве.
Но эти же организмы оказывают влияние на многие объекты неживой природы. Так отмирающие части растений со временем становятся почвой, плодородным перегноем.
2) Про какие невидимые нити говорится в рассказе? Придумай название рассказа
В рассказе говорится о невидимых, но реально существующих нитях, которые связали между собой деревья, кустарники, птиц и насекомых-вредителей.
Не стало кустарников — негде оказалось жить птицам. Улетели птицы — расплодились вредители. Распространились вредители — стали погибать деревья.
Это невидимые связи между объектами живой природы.
Для этого рассказа можно предложить другое название: «Незадачливый лесничий».
3) С помощью рисунков проследите связи в природе. Расскажите о них. Подумайте, как человек может нарушить эти связи. К каким бедам это приведёт?
Божьи коровки поедают тлю, которая питается соками растений. Если человек сократит популяцию божьих коровок, расплодится тля, и растения, нужные человеку, будут погибать.
Пчела опыляет цветок, и собирает мёд, который откладывает в улей. Если человек заберёт весь отложенный пчелой мёд, то насекомые погибнут от голода зимой. Значит, следующим летом некому будет опылять цветы, они не дадут плодов и тоже погибнут.
Синица ест гусениц, которые питаются листьями деревьев. Если люди уничтожат синиц, то некому станет поедать гусениц. Гусеницы расплодятся, начнут объедать листья деревьев, и может погибнуть целый сад.
4) Предложите способ изображения связей с помощью моделей. Изготовьте 1-2 модели
Модель связей в природе можно представить в виде схемы. На ней можно показать различные объекты, и отметить стрелочками связи между ними.
Пример модели «Невидимые нити в природе» для 2 класса:
Домашнее задание
1) Приведи примеры связей в природе, между природой и человеком
Например, солнце даёт растениям тепло и свет, который в листьях превращается в питательные вещества, взаимодействуя с углекислым газом.
Плоды растений используют в пищу различные животные и человек.
Другой пример. Рыбы живут в воде. Вода даёт ей место для обитания, а также снабжает кислородом для дыхания. Рыбу вылавливает человек и использует в пищу.
2) Как по вине человека могут быть нарушены эти связи?
Человек может загрязнить природу продуктами своей жизнедеятельности. Вода станет грязной, рыба погибнет, а человек уже не сможет её ловить и вкусно кушать.
Человек может сделать грязным воздух и почву, и тогда будут болеть и погибать растения, а люди лишатся их плодов.
Что такое невидимые нити?
Это связи между живой и неживой природой.
Это влияние, которое живая природа оказывает на неживую.
Это нити, которые паук развешивает между веток.
Правильно!
Неправильно!
Месяц не было дождя и растения засохли. Это пример…
Влияние неживой природы на живую.
Связи между водой и растениями.
Влияния живой природы на неживую.
Правильно!
Неправильно!
Может ли человек оказать влияние на невидимые нити в природе?
Может, потому что он часть природы.
Не может, потому что живёт в городах.
Может, но только негативное.
Правильно!
Неправильно!
Подпишитесь, чтобы увидеть свои результаты
Проверка знаний по теме: «Невидимые нити»
Мой результат %%score%% из %%total%% правильно!
%%description%%
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 144 человека из 48 регионов
- Сейчас обучается 105 человек из 44 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Невидимые нити
2 класс
«Школа России»
Окружающий мир
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 77» г.Кемерово
Ломиворотова Дарина Игоревна -
-
3 слайд
Экология
от древне-греческого —
«экос» — дом
«логос» — наука -
-
5 слайд
— (от др.-греч. οἶκος «экос» — жилище, дом
и λόγος «логос» — учение, наука) —
Связи в природе
наука о взаимодействиях живых организмов
между собой и окружающей средой.Экология
-
6 слайд
Тема: Невидимы нити.
Цели: 1)Научиться находить связи в природе.
2)Научиться изображать изученные связи с
помощью моделей.
3) Учиться бережному отношению к природе.
ВСЁ СВЯЗАНО СО ВСЕМ -
7 слайд
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Отправляемся в поход.
Лес -
8 слайд
Назовите объекты живой природы леса.
Растения, животные и другие живые
организмы – это обитатели леса.
Какие животные живут в лесу? -
9 слайд
Как связаны между собой растения
и животные леса?
Какую пользу приносят растения
животным?
А какую пользу приносят животные
растениям? -
10 слайд
Растения
Животные
Дом для животных
Пища для животных
Место укрытия
Материал для жилища
Уничтожают вредителей
Распространяют семена
Опыляют растения -
11 слайд
Подумай.
— Что же будет, если что-нибудь нару-
шить в этой семье: вырубить деревья
или уничтожить всех зверей?
— Останется ли лес жить дальше или умрёт? -
12 слайд
Невидимые нити – это связи, которые, есть в природе повсюду.
Неживая
природа
Живая
природа
ЖивотныеЖивотные
Растения
ЧеловекЖивотные
Природа
-
13 слайд
Давайте подумаем
Рассмотрите рисунки в учебнике на стр.55, приведите примеры связей в природе.
Как человек может нарушить эти связи? -
14 слайд
Это интересно.
Божья коровка – отличная помощница в борьбе
за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых.
Только один жук за свою жизнь может съесть
4000 тлей (подсчитали учёные). Если человек
будет отлавливать божьих коровок за их красоту–
будет распространяться тля, опасные насекомые
– уменьшатся урожаи, в садах и парках начнут
гибнуть растения. -
15 слайд
Какая группа связей показана на этой схеме?
Неживая
природа
Живая
природа -
16 слайд
Какая группа связей показана на этих рисунках?
ЖивотныеЖивотные
-
17 слайд
Какая группа связей показана?
Человек
Природа -
18 слайд
О каких невидимых нитях говорится в стихотворении?
Вот на зеленый стебелек
Садится пестрый мотылек,
Попил нектар со всех цветов,
Их опылил – и в путь готов.
Но тут попался – Боже мой! —
На завтрак птице луговой.
А у нее гнездо в траве
И куча птенчиков в гнезде.
И уж, конечно, их помет
Питанье травушке дает. -
19 слайд
Экологические связи
листья деревьев гусеница синица -
20 слайд
* Лесничий (лесник) – работник лесного хозяйства, лесной сторож.
*
Экологические связи -
21 слайд
Экологические связи
-
22 слайд
Тля
Улей
Экологические связи -
23 слайд
Вот на зеленый стебелёк
Садится пестрый мотылек.
Попил нектар со всех цветов,
Их опылил – и в путь готов.
Но тут попался – Боже мой! –
На завтрак птице луговой.
А у нее гнездо в траве
И куча птенчиков в гнезде.
И уж, конечно, их помет*,
Питанье травушке дает.
Самостоятельная работа
О каких невидимых нитях идет
речь в стихотворении?
цветок (нектар) мотылёк птица (помёт) трава
*Помёт – испражнения животных, птиц. Кал, навоз.
Экологические связи -
24 слайд
1.ТЭЦ вырабатывает для жителей города тепло
и электричество. При этом крупная ТЭЦ в сутки выбрасывает в воздух 120 тонн газа, 400 тонн золы.
2.Каждую весну на пришкольном участке высаживается около 500 цветов.
3.В школьных кабинетах, коридорах ученики выращивают комнатные растения.
4 В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты.
5.Число автомобилей в России превысило 560 миллионов.
6. Ящерицу всегда можно хватать за хвост. Даже если он отпадает, вырастает новый.
7. Каждую зиму учащиеся проводят операцию «Птичья столовая».
8. Ежегодно для празднования Нового года в России вырубается более одного миллиона елей.
9. Мы нашли гнездо птицы с птенцами и погладили их. Они были такие славные.
10. Мы нашли в лесу непотушенный костер и погасили его.Экологический светофор
-
25 слайд
Охрана природы–долг каждого
1
Природа – это и…, и…, и…,и… .
К природе нужно относиться …. -
26 слайд
Работа по учебнику
Стр.64-67, читать, ответить на вопросы -
27 слайд
Работа по учебнику
Стр.64-67, читать, ответить на вопросы -
28 слайд
Работа по учебнику
Стр.64-67, читать, ответить на вопросы -
29 слайд
Работа по учебнику
Стр.64-67, читать, ответить на вопросы -
30 слайд
1) Приведи примеры связей в природе, между природой и человеком.
Человек тесно связан с природой.
Например, человек дышит кислородом который дают растения, питается дарами природы, носит одежду сделанную из шерсти и кожи животных.
2) Как по вине человека могут быть нарушены эти связи?
Человек может загрязнить природу продуктами своей жизнедеятельности. Вода станет грязной и рыба погибнет.
Человек может загрязнить воздух и почву и тогда будут болеть и погибать растения, а человек лишится их плодов. -
31 слайд
Работа по тетради
-
32 слайд
РТ: стр. 45-46, упр. 1-2
Домашняя работа
Краткое описание документа:
Презентация по окружающему миру для 2 класса на тему «Невидимые нити» состоит из 32 слайдов. На слайдах дана информация об экологии, про лес, о растениях и животных в нём, вопросы, схемы невидимых связей, дополнительная информация о божьих коровках, экологические связи, много ярких и красочных иллюстраций, самостоятельная работа, экологический светофор, работа по учебнику, чтение темы и ответы на вопросы после темы, письменные задания в тетради, домашняя работа.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 058 237 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Нормирование качества окружающей среды»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы учета и мониторинга обращения с отходами производства и потребления»
Невидимые нити
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 75.
Обновлено 30 Июля, 2021
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 75.
Обновлено 30 Июля, 2021
Земля — уникальная планета в Солнечной системе, имеющая биосферу, то есть множество природных комплексов с разнообразными климатическими условиями. Задача людей — сохранить природу, научиться жить рядом с её обитателями. Для этого требуется понимание взаимосвязей в природе и влияния человека на окружающий мир. Проследим связи между природными явлениями и разберём несколько примеров.
Взаимосвязи в живой и неживой природе
Между живой и неживой природой существует прочная связь.
Например, сокращение светового дня заставляет обитателей лесов и степей готовиться к зиме. Похолодание вызывает активный рост густого подшёрстка у зимующих видов животных, часть из них впадает в спячку. Отправляются на юг журавли и другие перелётные птицы. Последние листья слетают с деревьев.
Истребление воробьёв в Китае
Всю природу пронизывают невидимые нити, примеры этого хорошо известны историкам.
В середине ХХ века в Китае объявили войну воробьям. Считалось, что птицы поедают зерно, что приводит к потере урожая. За несколько месяцев воробьи были побеждены. Урожай зерновых порадовал крестьян. Однако посевы следующего года пострадали от нашествия саранчи, гусениц и других вредителей, которые являлись птичьим кормом. Урожаи резко упали.
Следствием истребления воробьёв и гибели значительной части урожая стал массовый трёхлетний голод, во время которого погибло от 10 до 30 млн человек.
Живые воробьи закупались в СССР и Канаде и выпускались на поля.
Этот пример является иллюстрацией модели связи между человеком и природой, между представителями животного мира.
Проблемы Йеллоустонского парка
События в Йеллоустонском парке демонстрируют ещё одну модель связи между животными и растениями в лесу.
В середине ХХ века сотрудники парка пришли к выводу, что волки препятствуют росту популяции оленей. Все волки были уничтожены. Поголовье оленей быстро выросло. Однако олени вытоптали большие территории, выедая все растения, включая редкие. В стадах начались эпидемии, так как больные животные паслись рядом со здоровыми.
В 1995 году в парк выпустили 14 волков. Вскоре олени стали более осторожны, избегали некоторых участков. Это привело к росту трав, возрождению лесов. Стада очистились от больных особей. Добычей волков были койоты. В результате мыши и кролики восстановили поголовье, что вернуло лисиц, ласок, хорьков, сов, орлов. Вскоре пришли медведи, которые крали добычу у волков.
Берега рек быстро заросли травой и деревьями, перестали размываться, их русла выпрямились.
Конкуренция растений
Растениям нужен свет. На окраине леса один тип растительности сменяется другим в связи с затенением одних растений другими.
В траве на солнце много земляники. Со временем появляются кусты малины и тень под ними, земляника исчезает. Малинник вытаптывают люди и животные, собирая урожай. На пустых местах подрастают сосны. Под ними темно, нет прежних ягод, появляются мхи, брусника, черника, грибы. В сосняках селятся птицы, шмели, ящерицы, лисы.
Так разрастается лес.
Что мы узнали?
В мире существуют многочисленные связи между живой и неживой природой, животными и растениями, человеком и природными системами. Приведённые в статье примеры помогут ученикам 2 класса в подготовке доклада по окружающему миру: истребление воробьёв в Китае, проблема Йеллоустонского национального парка.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 75.
А какая ваша оценка?
Слайд 1
Невидимые нити 2 «В» класс 2021/22 уч год Учитель: Горячкина О.В ГБОУ СОШ № 188.
Слайд 2
Человек тоже влияет на природу. Часто его необдуманные действия наносят природе вред. Люди не должны нарушать природное равновесие, потому что в природе всё взаимосвязано
Слайд 3
Неживая природа ⇄ живая природа Солнце, воздух и вода — то, без чего не могут существовать живые организмы. Солнце даёт тепло и свет. Воздух нужен для дыхания. Без воды не сможет жить ни один организм. И наоборот, живые организмы влияют на неживую природу. Растения выделяют в воздух кислород. Грибы и бактерии обогащают почву.
Слайд 4
Растения ⇄ животные Без растений животные существовать не могут. Растения: служат пищей для животных; обеспечивают животных кислородом; дают место для жизни; служат материалом для построения жилищ (гнёзд, нор). Животные тоже влияют на растения. Животные: опыляют растения; распространяют плоды и семена; защищают растения от насекомых.
Слайд 5
Между животными тоже существуют связи. Например, многие животные заботятся о своём потомстве. Но в основном связи между разными животными проявляются в том, что они поедают друг друга Животные⇄ животные
Слайд 6
Человек ⇄ природа Человек — часть природы и без неё жить не может. Природа даёт человеку: пищу; воздух; одежду; материал для строительства жилья; сырьё для фабрик и заводов.
Слайд 7
Неживая и живая природа, растения и животные, растительноядные и хищные животные – всё в природе взаимосвязано. Одно зависит от другого. Поэтому говорят, что в природе существует «равновесие».
Слайд 8
Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни — в строительстве, другие — для изготовления украшений. Божья коровка – отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю. Учёные подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть четыре тысячи тлей. Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Всем живым существам для жизни необходим воздух и вода О какой связи в природе идёт речь в тексте? Изобрази эту связь с помощью модели. 01 03 02 04 Стремительно летали рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Ответ: Связь между различными животными.
Слайд 9
Что такое МОДЕЛЬ? (Выслушиваются ответы детей. На слайде появляется толкование слова МОДЕЛЬ из энциклопедического словаря.) МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления. – Помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера .
Слайд 10
Дома прочитай страницы 44 – 47 в учебнике
Слайд 11
Спасибо за внимание!
Отправляемся в поход.
Клик мышкой
на дом
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём .
Лес
Клик мышкой
на текст
Растения, животные и другие живые
организмы – это обитатели леса.
Назовите объекты живой природы леса.
Какие животные живут в лесу?
Клик мышкой
на вопрос
Как связаны между собой растения
и животные леса?
А какую пользу приносят животные
растениям?
Какую пользу приносят растения
животным?
- Дом для животных
- Пища для животных
- Место укрытия
- Материал для жилища
Растения
- Уничтожают вредителей
- Распространяют семена
- Опыляют растения
Животные
Подумай.
— Что же будет, если что-нибудь нарушить в этой семье: вырубить деревья или уничтожить всех зверей?
— Останется ли лес жить дальше или умрёт?
Работа по учебнику.
- Открой учебник на стр. 72-73.
2. Прочитайте текст.
3. О каких невидимых нитях природы говорится в рассказе?
Прочитай вывод на стр. 67 учебника.
Что такое невидимые нити природы?
Невидимые нити – это связи, которые, есть в природе повсюду.
Неживая
природа
Живая
природа
Животные
Животные
Растения
Животные
Человек
Природа
Рассмотрите рисунки , приведите примеры связей в природе.
Как человек может нарушить эти связи?
Какая группа связей показана на этой схеме?
Клик мышкой
на вопрос
Неживая
природа
Живая
природа
Какая группа связей показана на этой схеме?
Клик мышкой
на вопрос
Животные
Животные
Какая группа связей показана на этой схеме?
Клик мышкой
на вопрос
Человек
Природа
О каких невидимых нитях говорится в стихотворении?
Вот на зеленый стебелёк
Садится пёстрый мотылёк,
Попил нектар со всех цветов,
Их опылил – и в путь готов.
Но тут попался – Боже мой! —
На завтрак птице луговой.
А у неё гнездо в траве
И куча птенчиков в гнезде.
И уж, конечно, их помёт
Питанье травушке даёт.
Это интересно.
Божья коровка – отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей (подсчитали учёные). Если человек будет отлавливать божьих коровок за их красоту
– будет распространяться тля, опасные насекомые
– уменьшатся урожаи, в садах и парках начнут гибнуть растения.
Установлены поразительные вещи: выдра, которая поедает рыбу, оказывается, не враг, а друг рыболовов.
21
В водоемах, где выдр становилось меньше, уловы рыбы сначала ненадолго увеличивались, а потом быстро убывали. Когда выдру снова здесь разводили, рыбы вскоре тоже становилось больше. Выяснилось, что выдры поедают главным образом больных рыб и производят тем самым естественную дезинфекцию рыбьих стай.
21
Когда волков много, они поедают немало домашней птицы и домашнего скота — в этом их вред. Но когда волков немного, они выступают в другой роли — полезных санитаров, истребителей неполноценных, нежизнеспособных и больных зайцев, лосей, оленей и других обитателей леса.
21
Неживая и живая природа, растения и животные,
растительноядные и хищные животные – всё в природе взаимосвязано. Одно зависит от другого. Поэтому говорят, что в природе существует «равновесие».
Люди часто нарушают равновесие в природе. Есть пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Если повине людей нарушается равновесие в природе, это оборачивается против самих людей.
21
Н.А. Некрасов
Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал — и вон побежал, В темную нору забилась лисица, Машет крылом осторожнее птица, В недоуменье тащат муравьи Что ни попало в жилища свои. С песнями труд человека спорился: Словно подкошен, осинник валился, С треском ломали сухой березняк, Корчили с корнем упорный дубняк…
После вырубки леса.
Много тут было печальных картин: Стоном стонали верхушки осин, Из перерубленной старой березы Градом лилися прощальные слезы И пропадали одна за другой Данью последней на почве родной…
Звонко кукушка вдали куковала, Да, как безумная, галка кричала, Шумно летая над лесом… но ей Не отыскать неразумных детей! С дерева комом галчата упали, Желтые рты широко разевали…
Отрывки из поэмы А.Н. Некрасова
«Саша»
Из-за вырубки леса мелеют реки, остаются без дома животные леса, гибнут птенцы в гнёздах, погибают детёныши в норах, исчезают красивые уголки природы России.
21
Обмелела река.
Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе. Если равновесие в природе уже нарушено,
его нередко можно ещё восстановить. Река может снова стать полноводной, если на её берегах посадить леса.
21
Неумеренный выпас скота приводит к нарушению природного равновесия. Исчезают многие растения,
а иногда остаётся и голая земля, вытоптанная почва.
21
Посмотрите, что может произойти если люди будут пасти животных на одном месте.
21
Поредевшее пастбище снова покроется густой травой, если здесь некоторое время не пасти скот. Но меры надо принимать вовремя .
В Австралию около 150 лет назад завезли 24 диких кролика . Невероятно размножившись, они начали опустошать пастбища и поля. Почему же так произошло? А потому, что в Австралии почти нет хищников и
кроликам там раздолье.
21
Кролики, завезённые в Австралию, стали новым звеном в пищевой цепочке, причём таким, к которому австралийская природа не была приспособлена. А потому, что в Австралии не было никаких кроличьих врагов – ни волков, ни лис, ни орлов – беркутов.
21
желобчатый червец
божья коровка родолия
Однажды появился в апельсиновых садах новый, никому не знакомый – желобчатый червец . Масса этих насекомых покрыла листья и ветки деревьев и они стали гибнуть. Оказалось червеца привезли из Австралии. Но в Австралии червец встречается редко и растениям не вредит.
21
Учёные изучили и узнали , что врагом червеца является божья коровка родолия. Этих божьих коровок собрали и выпустили в разных странах на деревьях, где жили червецы. Как пламя пожара, разлетелись и разбежались божьи коровки по апельси-новым садам и поели червецов.
21
В Америки на одном плоскогорье среди холмов и перелесков жило очень много оленей . Всем хватало места, еды и травы.
21
койот
Но вот беда, много там водилось хищников: волков, койотов, огромных кошек — пум. И охотники решили
защитить оленей. Они решили перебить хищников – всех до одного.
пума
21
волки
И оленей стало больше. Они съели все молодые деревца, кустарники. Потом стала пропадать трава,
олени выщипывали всё до последней былинки. А затем наступили суровые зимы и половина всех оленей
вымерло от голода. А те, которые выжили, болели различными болезнями. Так что выходит, чтобы олени
были сыты и здоровы, нужно, чтобы их поедали хищники.
21
.
Ведь волки, койоты и пумы не давали оленям чересчур размножаться. Они чаще ловят слабых и
больных животных, которые бегают хуже. Поэтому остаются жить самые сильные здоровые олени и
детёныши у них вырастают крепкими и здоровыми.
21
В 1918 году у берегов Австралии у острова Лорд – Хау потерпело крушение судно. Крысы выбрались из трюма тонущего корабля и обосновались на острове. Через два года на острове не стало редкостных птиц, которые не имели здесь врагов. Крысы лешили птиц возможности размножаться, поедая их яйца.
21
В 1886 году некий петербургский житель бросил в Лебяжий канал элодею , полученную им в Ботаническом саду в качестве декоративного растения. Вскоре элодея разрослась по всем протокам Невской дельты.
21
элодея
Колёсные пароходики останавливались, попав в заросли«водяной чумы» — так окрестили канадскую пришелицу.
Там где растёт элодея – удочку не закинешь. Элодея уже прижилась за Уралом, правда, немного присмирев.
21
— Вспомните учебные задачи урока.
— Все ли мы их выполнили?
- О каких невидимых нитях мы говорили?
- Что нового вы узнали?
- Какие выводы сделали?
- Где пригодятся нам эти знания?
Мультфильм по теме «Как дед природное равновесие нарушил»
Экология Тралик и Валик
Чему учит экология
http://www.youtube.com/watch?v=EEdn6igiEXo
«Мальчик и Земля» Мультик