Рассказ по сюжетным картинкам 2 класс

Составь рассказ из трёх частей по плану.

1. Мальчик находит щенка.

2. У щенка Трезора появился дом.

3. Трезор выручает хозяина из беды.

  • Озаглавь свой рассказ и напиши. Каждую часть начинай писать с красной строки.

  • (упр. 368 с. 83 из учебника Т.Г. Рамзаевой 2 часть 2 класс)

Примерный текст:

Друзья.(Верный друг.)

Однажды Юра на улице нашёл щенка. Он взял его к себе домой.

Мальчик назвал щенка Трезором. Для маленького друга он построил дом – конуру. Они очень подружились. Скоро Трезор вырос.

Однажды Юра катался на лодке и перевернулся. Он стал тонуть. Трезор выручил своего хозяина из беды. (Собака спасла своего товарища.)

Тема: Сочинение по серии картинок и готовому плану.

Цель: совершенствовать умения составлять текст с учетом развития событий действия, озаглавливать текст и записывать его, используя красную строку.

Оборудование: карточки- памятка «Как обдумать свой текст?», сюжетные картинки на каждой парте, черновики

Ход урока

  1. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы будем учиться составлять рассказ по сюжетным картинкам и записывать его в тетрадь. Будем сочинять. Каждое произведение написанное писателем – это его сочинение. Но сочинениями называются не только произведения писателей. В школе принято называть сочинениями то, что создают, сочиняют ученики.

Написанные вами рассказы, письма, размышления – это ваши сочинения.

2. Подготовительная беседа.

— Есть ли у вас дома какое-нибудь домашнее животное?

-Как оно появилось у вас дома?

­-Кто ухаживает за ним?

— Как он это делает?

-Любите ли вы своё животное? В чём проявляется эта любовь?

-Любит ли вас ваше животное? Из чего это видно?

Какую пользу приносит вам ваше животное?

3.Работа по картинкам.

— Рассмотрите картинки. О чём будет наш рассказ? (Как мальчик нашел щенка и стал о нём заботится.)

— Сколько картинок? Столько частей и будет в нашем рассказе.

Доска: -Вспомним части текста. Как называется 1 ч? 2ч? 3 ч?

1.Начало.

2.Основная часть

3.Концовка

— Как на письме отделяем каждую часть? (каждую часть записываем с красной строки)

3а. Знакомство с памяткой «Как обдумать свой текст?» ( у каждого на парте)

-Внимательно рассмотрите первую картинку.

-Как вы думаете, почему мальчик обратил внимание на щенка?

-Почему он решил, что щенок бездомный? (Щенок скулил, плакал, шёл за мальчиком)

— Составьте несколько предложений по этой картинке. Мальчику дайте имя.

-Рассмотрите вторую картинку.

-Как дальше развивались события? Как бы вы поступили, увидев бездомного, маленького, плачущего щенка? (Мальчик накормил его, сделал ему конуру, приласкал его.) Доска: жалобно, будка, конура

— Составьте несколько предложений по этой картинке.

-Как вы думаете, что испытывал щенок после того, как мальчик накормил его, оставил жить у себя, сделал конуру ему? (Благодарность, дружелюбие)

— Рассмотрите третью картинку. Что такое страшное произошло однажды? (Мальчик катался на лодке. Лодка перевернулась, мальчик стал тонуть. Собака спасла мальчика.)

-Как вы думаете, почему собака бросилась на помощь мальчику?

— Любая ли собака может прийти на помощь человеку? (Потому что мальчик с собакой были друзьями. Собака кинулась спасать своего товарища)

Составьте рассказ по этой картинке используя готовый план.

4. Работа с планом.

Дети читают план на доске, обсуждают каждый пункт.

— Можно ли по-другому озаглавить ту или иную часть рассказа?

-Обращаю ваше внимание на то, что у собаки должна быть кличка. В данном случае автор учебника назвал его Трезор.

— Внимательно прочитайте третий пункт плана. Почему автор называет мальчика хозяином? Что это значит?

— Попробуйте составить рассказ по плану, использую опорные слова, с учетом развития действия:

увидел, накормил, смастерил, поплыли, перевернулись, стал тонуть, выбрались на берег.

-Как можно начать рассказ? -О чем нужно рассказать в основной части? –Как закончите рассказ?

На доске: Однажды…

Скоро…

— Порядок действий не должен быть нарушен. События в тексте развивались в определённом порядке. И в тексте это надо отразить.

-Какова же главная мысль текста? (Четвероногий друг приходит на помощь в трудную минуту.)

— Как можно озаглавить наш текст? (Друзья. Верный друг спешит на помощь.)

-Какой по виду текст у нас получился? (повествования, здесь рассказывается об одном случае)

5. Написание сочинения.

-Каждая часть должна начинаться с красной строки. При построении рассказа нужно строить предложения грамотно, связывать предложения между собой. Потому что, своим построением оно еще должно помогать читателю понимать развитие мысли.

-При построении предложений не должно быть повторов.

— Каким словом можно заменить слово ЩЕНОК? (собака, Трезор, маленький друг)

-Имя мальчика? (мальчик, он)

-Как не испортить свой текст ошибками?(нужно проверять написанное, использовать слова для справок)

6. Итог урока.

Зачитать получившийся текст. Какой по виду текст получился? (повествование, что случилось?) -Чьи сочинения вам понравились?

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Литературное чтение 2 класс. Развитие речи: составление рассказа по серии сю...

    1 слайд

    Литературное чтение
    2 класс.
    Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок.

  • Речевая разминка.
           Скороговорка. 
  
Летел на болото носат...

    2 слайд

    Речевая разминка.
    Скороговорка.

    Летел на болото носатый удод
    Глядел на удода усатый Федот.
    Покуда не сел на болото удод,
    Стоял и глядел на удода Федот.

  • Отгадайте загадку.
Этот маленький комок
В дом несется со всех ног.
Нос наморщ...

    3 слайд

    Отгадайте загадку.
    Этот маленький комок
    В дом несется со всех ног.
    Нос наморщил и чихнул,
    Папе руку он лизнул.
    Я люблю тебя, дружок,
    Рыжий, маленький….

  • Песня «Пропала собака»

    8 слайд

    Песня «Пропала собака»

  • Кто изображен на рисунке?
Что случилось со щенком?
Кто изображен на первой ка...

    10 слайд

    Кто изображен на рисунке?
    Что случилось со щенком?
    Кто изображен на первой картине?
    Куда идут девочки? Дадим им имена.
    Кто гуляет вместе с девочками?
    Что увидел щенок? Имя дадим.
    Какая беда приключилась с ним?

  • Какие чувства овладели щенком?
Как долго искал он хозяйку?
Кто нашел щенка? И...

    11 слайд

    Какие чувства овладели щенком?
    Как долго искал он хозяйку?
    Кто нашел щенка? Имя.
    Какой благородный поступок совершил мальчик?
    Какой была встреча девочек со своим любимцем?

  • Пропал щенок.

Две подружки, Аня и Юля, пошли г...

    12 слайд

    Пропал щенок.

    Две подружки, Аня и Юля, пошли гулять в парк и Аня взяла с собой своего любимого щенка Цезаря. Цезарь был еще маленьким и глупым. Он нашел по дороге кость и она его так заинтересовался, что он остановился обнюхать ее. Поводок натянулся и выскользнул из Аниных рук, но девочка, увлеченная беседой даже не заметила этого.
    Цезарь поиграл с костью, потом оглянулся, но хозяйки уже не было видно. Он долго бегал по парку пытаясь найти Аню, но так как был еще маленьким не мог взять след девочки. Тут щенка нашел мальчик Коля и видя, что у того болтается поводок, сразу понял, что собака потерялась. Он взял Цезаря домой, накормил и написал объявление о пропаже щенка. Потом развесил его.
    Заплаканная Аня увидела это объявление и позвонила Коле. сколько было радости, когда Цезарь наконец-то вернулся домой!

  •       Итог урока.
Чему учились на сегодняшнем уроке?
Что было особенно трудно?

    13 слайд

    Итог урока.
    Чему учились на сегодняшнем уроке?
    Что было особенно трудно?

Русский язык. 2 класс

Урок 35. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Что такое сочинение. Признаки текста;

2) Работа над содержанием рассказа;

3) Составление плана;

4) Написание текста.

Глоссарий по теме

Рассказ – повествовательное произведение небольшого размера, словесное изложение каких-нибудь событий.

Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Тема – предмет описания, изображения, исследования, разговора (о чём говорится в тексте).

Главная мысль – реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чём он сообщает (что хотел сказать автор).

Заголовок – название какого-либо произведения или отдельных его частей.

Опорные слова – ключевые слова, обозначающие тему, основную мысль и последовательность рассуждений.

Сюжетные картинки – предмет изображения последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения.

Вопросы – высказывания, имеющие целью побудить слушающего сообщить говорящему нечто требующее выяснения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.74.

Моя письменная речь: учеб. тетрадь. 2 класс / Г.С. Щёголева. – 7-е изд. – СПб. : Первый класс, Специальная Литература, 2015. С.16-17. С.22 – 23. С. 36 – 37

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Задача первая. Понять, что такое текст.

Вспомните, что сочинение – это изложение своих мыслей и чувств по заданной теме, в результате которого создаётся свой текст. Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Выделяют следующие признаки текста.

А) Текст состоит из предложений.

Б) Предложения объединены темой.

В) Предложения связаны между собой по смыслу.

Г) Текст может иметь заголовок.

Предложения в тексте объединены темой и главной мыслью.

Задача вторая. Поработайте над содержанием рассказа.

Рассмотрите картинку.

Ответьте на вопросы:

  1. Кого нашёл мальчик в лесу?
  2. Какая беда приключилась с зайцем?

Дополните предложения:

Однажды мальчик_______________________________.

У зайчика ______________________________________.

Слова для справок: увидел, бедный, сломана лапка.

Рассмотрите картинку.

Ответьте на вопросы:

  1. Как заботился мальчик о зверьке?
  2. Слова для справок: принёс домой, кормил, ухаживал, заботился.

2.Как он лечил зайчику лапку?

Выберите слова для ответа на вопрос: перевязал, забинтовал, смазывал лапку.

Рассмотрите картинку.

Ответьте на вопрос по картинке:

Куда мальчик отнёс зайчика после выздоровления?

Слова для справок: вскоре, выздоровел, отпустил на волю.

Задача третья. Составьте план.

Текст состоит из частей. В тексте будет три части, по количеству картинок. Чтобы по порядку рассказать о том, что происходило на картинках, как сменялись события и чем закончились, составьте план текста. Дайте название каждой картинке. Это и будут пункты плана для составления текста.

Перед вами примерный план текста:

1. Беда.

2. Забота о зайчике.

3. На волю.

Задача четвёртая. Подберите сходные по значению слова.

Чтобы при составлении предложений не было повторов, подумайте, как по-другому можно назвать зайца? Подберите слова, которыми можно заменить слова «заяц» и «мальчик».

Заяц – зайчик, зайчонок, зайчишка, серый, косой, грызун, животное.

Мальчик – мальчуган, мальчишка, Ваня (или любое другое имя), спаситель, он.

Задача пятая. Подберите заголовок к тексту.

К тексту надо подобрать заголовок. Заголовок может отражать тему текста (то, о чём говорится в тексте) или его главную мысль (то, что хотел сказать автор). Перед вами варианты заголовков к тексту. Выберите заголовок, который отражает главную мысль или придумайте свой вариант.

Варианты заголовков:

По теме: Заяц. В лесу. Мальчик и заяц.

По главной мысли: Спаситель. Помощь зайчику. Не бросил в беде. Здоровым на волю!

Задача шестая. Подготовьтесь к написанию текста.

Прежде чем писать текст, необходимо составить устно каждую часть. В этом вам помогут картинки, план и слова-помощники.

СЛОВА-ПОМОЩНИКИ

однажды, в лесу,
увидел, зайчик, сломана

принёс, домой, кормил, перевязал, заботился, лечил

вскоре, выздоровел, отпустил

ПЛАН

Беда.

Забота о зайце.

На волю.

КАРТИНКА

При составлении предложений старайтесь избегать повторов. При написании предложений обратите внимание на выделенные буквы в опорных словах!

Задача седьмая. Представьте вариант текста.

Прочитайте, какой рассказ по этим сюжетным картинкам составил второклассник Петя Иванов.

Спаситель

Однажды в лесу Ваня увидел зайца. Мальчик хотел с ним поиграть, но заметил, что у зайчишки сломана лапка.

Спаситель принёс домой бедного зверька и перевязал ему лапу. Ваня каждый день заботился о зайчике. Он старательно перевязывал ему лапку и кормил с ложечки.

Вскоре заяц выздоровел, и мальчик отпустил его на волю.

Задача восьмая. Напишите текст.

Напишите свой яркий и интересный рассказ по картинкам.

Не забудьте, что новое предложение пишется с заглавной буквы и в конце каждого предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Каждую новую часть пишите с красной строки.

Проверьте текст, если заметили ошибки, исправьте.

Дайте прочитать рассказ другу или маме.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Высказывание.

Выберите правильные высказывания:

А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.

Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.

В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.

Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.

Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.

Подсказка: должно быть четыре правильных ответа.

Правильный ответ:

А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.

Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.

В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.

Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.

Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.

Задание. Заголовок.

Выделите цветом заголовок, который более точно отражает то, о чём говорится в тексте.

А) Мальчик и заяц.

Б) Беда.

В) Не бросил в беде.

Г) Случай в лесу.

Подсказка: всего один правильный ответ.

Правильный ответ:

А) Мальчик и заяц.

Б) Беда.

В) Не бросил в беде.

Г) Случай в лесу.

Презентация на тему: » Составление текста по серии сюжетных картинок с опорой на вопросы. (2 класс)» — Транскрипт:



1


Составление текста по серии сюжетных картинок с опорой на вопросы. (2 класс)


2


Рассмотрите картинки. Что на них изображено? Расположите картинки по порядку.


3



4


Какое время года изображено? Как могут звать мальчиков? Где играли дети? В какую игру они играли? Какое у них было настроение? Была зима. Это произошло зимой. Стоял ясный зимний день. После уроков Вова и Слава пришли на берег реки. Мальчики играли у реки. На высоком берегу реки играли мальчики. Они построили из снега крепость. Им было весело. Дети сделали снежную крепость. Они весело играли в снежки. Ребята играли в «Хозяина снежной горы».


5


Кого увидели ребята? Что произошло потом? Что почувствовали дети? Вдруг мальчики увидели на льду ребёнка. Неожиданно на лёд вышел маленький мальчик. Внезапно Вова заметил на реке Костю. Лед треснул. Ребята услышали треск льда. Под ногами мальчика лёд стал трескаться. Дети испугались. Вове стало страшно. Ребята испугались за малыша.


6


Что случилось с мальчиком? Ребёнок провалился под лёд. Он громко кричал. Малыш оказался в воде. Он звал на помощь. Как поступили ребята? Мальчики осторожно спустились к реке и вытащили малыша. Ребята схватили палку и помогли малышу выбраться на берег. Вова и Слава вытащили ребёнка из ледяной воды.


7


Устно составьте текст из предложенных предложений. Была зима. Это произошло зимой. Стоял ясный зимний день. После уроков Вова и Слава пришли на берег реки. Мальчики играли у реки. На высоком берегу реки играли мальчики. Они построили из снега крепость. Им было весело. Дети сделали снежную крепость. Они весело играли в снежки. Ребята играли в «Хозяина снежной горы». Вдруг мальчики увидели на льду ребёнка. Неожиданно на лёд вышел маленький мальчик. Внезапно Вова заметил на реке Костю. Лед треснул. Ребята услышали треск льда. Под ногами мальчика лёд стал трескаться. Дети испугались. Вове стало страшно. Ребята испугались за малыша. Ребёнок провалился под лёд. Он громко кричал. Малыш оказался в воде. Он звал на помощь. Мальчики осторожно спустились к реке и вытащили малыша. Ребята схватили палку и помогли малышу выбраться на берег. Вова и Слава вытащили ребёнка из ледяной воды.


8


Озаглавьте текст. Запишите рассказ по картинкам с опорой на вопросы. Какое время года изображено? Как могут звать мальчиков? Где играли дети? В какую игру они играли? Какое у них было настроение? Кого увидели ребята? Что произошло потом? Что почувствовали дети? Что случилось с мальчиком? Как поступили ребята?


Цели урока:

  • формировать умение составлять
    повествовательный текс по картинке;
  • развивать устную речь;
  • воспитывать уважение к старшим, интерес к
    предмету.

Ход урока

Презентация.

1. Сообщение темы и целей урока. Слайд 2.

2. Проверка домашнего задания. Слайд 3.

  • Что интересного узнали из текста?
  • Что же означает выражение «прочитать от доски
    до доски»?
  • А как вы думаете, такие книги все ли могли
    купить? Почему?
  • Прочитайте слова с предлогами, которые
    выписали.

3. Чистописание. Слайд 4.

Спишите с доски следующие буквосочетания.

4. Работа по теме урока.

1). Составление устного рассказа.Слайд 5.

Рассмотри рисунок Слайд 6.

  • Кто изображён на рисунке?
  • Чем они заняты?
  • Куда направлялись мальчики?
  • Из чего это видно?
  • Что можно сказать о поступке мальчиков?
  • Составьте рассказ. Какое название подойдёт к
    этому рассказу?
  • Подбери имена мальчикам.

2). Работа над пословицей.Слайд 7.

  • Прочитайте пословицу на стр.153.
  • Какие ещё пословицы о доброте вы знаете?

5. Физкультминутка. Слайд 8.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале:
Вправо, влево повернись
Наклонись и поклонись!
Ручки вверх и ручки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку
Молодцы, мои зайчишки!

6. Работа с деформированным текстом.Слайд
9.

Миша помог ей встать.

Впереди них шла старушка.

Вдруг она поскользнулась и упала.

Мальчики спешили в школу.

Валера поднял сумку.

  • Прочитайте предложения. Можно ли их назвать
    текстом? Почему?
  • Расположите предложения по порядку.
    Просчитайте.
  • Разделите текст на части.
  • Как называется первая часть?
  • Какие предложения относятся?
  • Как называется вторая часть?
  • Прочитайте вторую часть.
  • Какой части не хватает в тексте?
  • Придумайте продолжение рассказа.
  • Сколько частей получилось в рассказе?
  • Как записываем каждую часть?

7. Записать текст. Слайд 10.

  • Подберите заголовок к тексту.
  • Запишите предложения в нужном порядке и
    продолжите рассказ.

8. Итог урока. Слайд 11.

  • Прочитайте рассказы, которые вы записали.
  • Чей рассказ вам понравился больше всего? Почему?

9. Домашнее задание. Слайд 12.

Списать выделенные слова на стр. 152, запомните
произношение этих слов.

Презентация.

  • Рассказ почему я люблю лето
  • Рассказ по слогам распечатать
  • Рассказ почему я изучаю английский язык на английском с переводом
  • Рассказ по слогам для детей 6 лет простые
  • Рассказ по слогам для 1 класса