Презентация для педагогов и родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Составление описательного рассказа по сюжетным картинкам»»
Составление описательного рассказа по методике «Последовательные картинки»
Презентацию подготовила:
Воспитатель Гуцева Юлия Дмитриевна
ГБДОУ №37 Невского района
Санкт-Петербурга
Для родителей и педагогов:
- Универсальная методика «последовательные картинки», которую часто используют для определения готовности ребенка к школе, может использоваться и родителями в домашних условиях. Суть метода заключается в проверке способностей дошкольника к улавливанию причинно-следственных связей и составлению полного описания получившейся последовательности картинок.
- Универсальная методика «последовательные картинки», которую часто используют для определения готовности ребенка к школе, может использоваться и родителями в домашних условиях.
- Суть метода заключается в проверке способностей дошкольника к улавливанию причинно-следственных связей и составлению полного описания получившейся последовательности картинок.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Составление рассказа
по серии сюжетных картин
Развитие связной речи
у детей 5-6 лет
Презентацию подготовила:
логопед ГБУ Калужской области
«Кондровский детский дом»
Трофимова Т.И. -
2 слайд
Инструкция для ребенка:
Рассмотри картинки. Подумай, что было в начале, что потом и чем всё закончилось. Расставь картинки по порядку. Составь рассказ по картинкам. -
3 слайд
1 2 3 4
Инструкция для ребенка:
Рассмотри картинки. Подумай, что было в начале, что потом и чем всё закончилось. Расставь картинки по порядку. Составь рассказ по картинкам. -
4 слайд
Хитрая мышка
Инструкция для ребенка:
Рассмотри картинки. Подумай, что было в начале, что потом и чем всё закончилось. Расставь картинки по порядку. Составь рассказ по картинкам. -
5 слайд
Раненая птица
Инструкция для ребенка:
Рассмотри картинки. Подумай, что было в начале, что потом и чем всё закончилось. Расставь картинки по порядку. Составь рассказ по картинкам. -
6 слайд
1
6
2
3
4
5
Как мышка лису обманула
Инструкция для ребенка:
Рассмотри картинки. Подумай, что было в начале, что потом и чем всё закончилось. Расставь картинки по порядку. Составь рассказ по картинкам. -
7 слайд
Теремок
Инструкция для ребенка:
Рассмотри картинки. Подумай, что было в начале, что потом и чем всё закончилось. Расставь картинки по порядку. Составь рассказ по картинкам. -
8 слайд
Источники
Картинки использованы из дидактического материала для развития логического мышления, речи детей дошкольного возраста «Что сначала, что потом?»
Обучение дошкольников составлению рассказов по серии картинок.
(По кн. Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх
Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие.
-М.:АРКТИ, 2009)
Презентацию подготовила учитель – логопед, воспитатель:
Федосейкина Наталья Викторовна
Общие принципы работы.
- 3 года – 2 – 3 картинки;
- 4 года – 4 – 5 картинок (реальный опыт детей);
- 5 лет – до 6 картинок (типичные события, знакомые детям, серии картинок на основе сказочных ситуаций);
- 5 – 7 лет – 6 – 8 картинок (личный опыт детей, наблюдаемые события, ситуации из литературных произведений, не знакомых детям.
Требования к серии картинок с учетом возраста детей
Не рекомендуется использовать серии картинок:
- с нарушенной логической цепочкой;
- по литературным произведениям, знакомым детям.
Рекомендации к выбору картинок
Организация и время работы
- по подгруппам или индивидуально.
- до 4 лет – 5-6 минут;
- 5 лет – 10 минут;
- 7 лет – 15 минут.
Предварительная работа
Цель:
- Обучение детей анализу реальных ситуаций из жизни (в режимных моментах)
- Работа по анализу причинно-следственных связей в литературных произведениях.
1 этап
«Паровозик из картинок»
Цели:
- Научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию без учета последовательности сюжета;
- По схеме этапа узнавать игровое действие.
- Составление паровозика из картинок.
Игровое действие:
2 этап
«Назови место, где происходит событие»
Цели:
- Научить ребенка определять место действия объектов на каждой картинке;
- По схеме узнавать игровое действие.
- Найди место, где происходят события, и опиши его.
- Покажи схему, обозначающую место, где происходят события.
Игровое действие
М
3 этап
«Определи время событий»
Цели:
- Научить детей определять время событий, с уточнением времени года и части суток;
- По схеме этапа узнавать игровое действие.
- Определи время года или часть суток на каждой картинке;
- Покажи схему игры «определи время событий».
Игровое действие:
4 этап
«Найди общих героев на картинках»
Цели:
- Научить ребенка находить героев и объекты на всех картинках серии;
- Учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы);
- По схеме этапа узнавать игровое действие.
- Посмотри на каждый «вагончик» паровозика и найди главного героя.
- Найди схему, обозначающую героев на всех картинках.
Игровое действие:
5 этап
«Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает»
Цели:
- научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия.
- учить детей делать обобщения (у всех героев есть цель и для ее достижения они совершают действия)
- по схеме этапа узнавать игровое действие.
- Ребенку предлагается поочередно брать картинки и называть героя, его действие и обсуждать, с какой целью он это делает.
Игровое действие:
6 этап «Что за чем?»
Цели:
- учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки;
- по схеме этапа узнавать игровое действие.
- предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку и переложить ее ближе к себе. Затем еще раз назвать действие объекта и его цель.
- Далее игра «Что было раньше, что будет потом?»
Игровое действие
7 этап «Составь рассказ»
Цель:
- Учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.
- По схеме этапа узнавать игровое действие.
- Ребенку предлагается «расшифровать секретное письмо», т.е. составить рассказ по серии картинок.
Игровое действие.
- Фактически ребенок составляет рассказ, используя нижеприведенную базовую модель.
- Однажды … (время года, часть суток)
- В … (каком-то месте – указание либо на общее место, либо на место действия , происходящего в первом кадре)
- Такой-то объект (указание на героя, героев на первом кадре)
- Делал… (то-то) для … (того-то).
- Потом … (этот же объект) переход ко второму кадру … (действие и цель действия)
- В результате получилось … (то-то – обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект … (герой) … (такой-то) по характеру.
- Фактически ребенок составляет рассказ, используя нижеприведенную базовую модель.
- Однажды … (время года, часть суток)
- В … (каком-то месте – указание либо на общее место, либо на место действия , происходящего в первом кадре)
- Такой-то объект (указание на героя, героев на первом кадре)
- Делал… (то-то) для … (того-то).
- Потом … (этот же объект) переход ко второму кадру … (действие и цель действия)
- В результате получилось … (то-то – обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект … (герой) … (такой-то) по характеру.
Заключительный этап
Цель:
- Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии серии картинок.
- Игра проходит без сюжетных картинок. Педагог предлагает вспомнить, в какие игры они играли с картинками и какие игровые действия при этом выполняли.
Игровое действие:
- Работа с серией картинок решает не только конкретные задачи: учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы.
- Эта работа решает и более серьезную задачу: формирование понимания, что любое событие в жизни имеет обязательные условия.
- Таким образом, мы формируем у детей начальные навыки анализа ситуаций, что чрезвычайно важно не только для успешного обучения в школе, но и в целом для подготовки детей к жизни в завтрашнем дне.
Заключение:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
1
ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
2
Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине, об этом говорили многие педагоги и психологи: Е. И.Тихеева, Е. А.Флерина, В. С.Мухина, С. Л.Рубинштейн, А. А.Люблинская. Темой рассказывания по серии сюжетных картин в разное время занимались такие ученые как Н. Н.Поддъяков, В. В.Гербова и другие.
3
Актуальность и значение В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
4
Объект: обучение дошкольников рассказыванию с использованием картин. Предмет: процесс развития связной речи дошкольников на занятиях с использованием картин. Цель: изучить и проанализировать влияние занятий с использованием картин на развитие связной речи дошкольников. Методы: теоретический анализ психолого- педагогической литературы, наблюдение, беседа.
5
СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ: предметные картины — на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» — автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров). сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
6
репродукции картин мастеров искусства: — пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.; — натюрморт: И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
7
Требования к отбору картин — содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; — картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; — картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
8
Общие требования к организации работы с картиной: 1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. 4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
9
Виды рассказывания по картине: 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
10
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта.
11
Обучение детей рассматриванию картин Структура занятия Методические приемы Мл., ср. группы Ст., подгот. группы I часть. Вызвать у детей интерес и желание рассмотреть картину. Подготовить их к ее восприятию. II часть. Рассматривание картины состоит из двух частей. Цель 1 части: создать целостное представление по всей картине. Цель 2 части: установить связи и отношения. III часть. Обобщить в связном монологе представления детей об увиденном на картине. Вызвать желание рассказывать самому и слушать рассказы других детей. Вопросы, загадки, дидактические игры до внесения картины. Художественное слово. Внесение картины. Вопросы от внесенного персонажа. Образец рассказа воспитателя. Вводная беседа, вопросы детей (ответ находят по картине). Загадки, художественное слово и т.д. Вопросы по содержанию картины. Образец воспитателя, частичный образец, план рассказа, литературный образец, коллективное рассказывание.
12
Цель: упражнять в отгадывании загадок, формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием, составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план; развивать умение подбирать слова, близкие по значению, обозначающие действия предметов; развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество. Занятие (приложение Д) Тема: «Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».
13
14
Занятие (приложение Е) Тема: Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как щенок нашел друзей». Цель: Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Развивать память, внимание.
15
1 234
16
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Презентация на тему «Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»
-
Скачать презентацию (1.67 Мб)
-
47 загрузок -
0.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть презентацию на тему «Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок» в режиме онлайн с анимацией. Содержит 20 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
20
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
25.08.2021
1
Развитие связной речи через обучение составлению рассказовпо картине и
серии сюжетных картинок
Воспитатели гр. Вишенка:
Урбанова И.Ю.
Урбанова И.Г. -
Слайд 2
«Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… — начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»К. Д. Ушинский
25.08.2021
2 -
Слайд 3
Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание детей. Развитие связанной речи детей – одна из главных задач детского сада.Актуальность:Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Дети испытывают значительные затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Отмечается нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение логико-временных и причинно-следственных связей в тексте. Все эти специфические особенности сопряжены с низкой степенью самостоятельной активности ребенка при составлении рассказа, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Вот почему проблема исследования особенностей связной речи у дошкольников является одной из наиболее актуальных проблем.
25.08.2021
3 -
Слайд 4
Цель : Представить систему работы
по развитию связной речи детей среднего
дошкольного возраста через обучение
составлению рассказа по картине и серии
сюжетных картинок.
Задачи:
Научить детей выкладывать серию сюжетных картин в логической последовательности;
Упражнять в составлении рассказов по картине.
Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
Упражнять в составлении рассказов по картине.
Формировать словотворчество, фантазию.
Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении.25.08.2021
4 -
Слайд 5
Задача педагогов и родителей… …заключается в том,чтобы помочь детям научиться излагать собственные мысли связно и достаточно полно, понимать речь собеседника,т.е. вести содержательный диалог
25.08.2021
5 -
Слайд 6
Одним из необходимых условий развития грамотной связной речи ребенка, которая развивается с момента рождения на протяжении всего дошкольного периода, а затем и школьного возраста, является наглядность.
25.08.2021
6 -
Слайд 7
25.08.2021
7
Сначала дошкольники овладевают преимущественно
диалогической речью:
учатся выслушивать вопросы педагога,
отвечать на них, спрашивать.
В дальнейшем дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части связаны друг с другом, логически объединены,
т.е. идет развитие монологической речи -
Слайд 8
В обучении детей рассказываниюпо картине принято выделять несколько этапов:
В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы.
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять рассказы сначала по вопросам, а затем самостоятельно. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания. Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей, поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные рассказы, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
25.08.2021
8 -
Слайд 9
В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни.
Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных
и природных явлениях,
но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию,
побуждает говорить
даже молчаливых и застенчивых.
25.08.2021
9 -
Слайд 10
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН
— Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
— картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению.
Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
25.08.2021
10 -
Слайд 11
ВИДЫ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНЕ :
1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
25.08.2021
11 -
Слайд 12
Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используется прием сравнения двух персонажей.
Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением,
которое делает воспитатель или дети.
25.08.2021
12 -
Слайд 13
СТРУКТУРА
1. Дети молча рассматривают картину.
2. Проводится беседа, уточняющая содержание и детали.
3. Дается образец (короткий, живой, эмоциональный).
4. Дети воспроизводят образец.
5. Рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.
25.08.2021
13 -
Слайд 14
РАССКАЗЫВАНИЕ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
РАССМАТРИВАЕТСЯ И ОПИСЫВАЕТСЯ КАЖДАЯ КАРТИНА ИЗ СЕРИИ,
ЗАТЕМ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В ОДИН СЮЖЕТ ВОСПИТАТЕЛЕМ ИЛ
И ДЕТЬМИ.
25.08.2021
14 -
Слайд 15
Так же развитие связной речи совершенствуется при работе с книжками- малышками по лексическим темам недели, которые дети изготавливают сами или совместно с родителями.
25.08.2021
15 -
Слайд 16
Сначала ребёнок представляет свою книжку, пересказывает, рассказывает, читает, показывает все иллюстрации детям самостоятельно. Далее проводится беседа-диалог по содержанию рассказа, пересказа, чтения. Дети задают вопросы, автор отвечает, даёт полный развернутый ответ
25.08.2021
16 -
-
-
Слайд 19
В заключении хочется напомнить, о том, что речь не передаётся по наследству! Ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е овладение связной, грамотной речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому важно, чтобы взрослые ( родители и педагоги) создавали такую речевую среду для постоянного общения с ребёнком!
25.08.2021
19 -
Слайд 20
Благодарим за внимание!
25.08.2021
20
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте