Рассказ попугайчик борис ганаго

Попугайчик — рассказ Бориса Ганаго для детей

  

Попугайчик — рассказ Бориса Ганаго для детей

 

Слонялся Петя по дому. Все игры надоели. Тут мама дала поручение сходить в магазин и ещё подсказала:

 
— Наша соседка, Мария Николаевна, ногу сломала. Ей хлеба купить некому. Еле по комнате передвигается. Давай, я позвоню и узнаю, может ей что купить нужно.

 
Тётя Маша звонку обрадовалась. А когда мальчик принёс ей целую сумку продуктов, она не знала, как его и благодарить. Почему-то показала Пете пустую клетку, в которой недавно жил попугай. Это был её друг. Тётя Маша за ним ухаживала, делилась своими думами, а он взял и улетел. Теперь ей некому слова сказать, не о ком заботиться. А что это за жизнь, если не о ком заботиться?

 
Петя посмотрел на пустую клетку, на костыли, представил, как тётя Mania ковыляет по опустевшей квартире, и в голову ему пришла неожиданная мысль. Дело в том, что он давно копил деньги, которые ему давали на игрушки. Всё не находил ничего подходящего. И вот теперь эта странная мысль — купить попугайчика для тёти Маши.

 
Попрощавшись, Петя выскочил на улицу. Ему захотелось зайти в зоомагазин, где когда-то видел разных попугайчиков. Но теперь он смотрел на них глазами тёти Маши. С каким из них она могла бы подружиться? Может, этот ей подойдёт, может, этот?

 
Петя решил расспросить соседку о беглеце. На следующий день он сказал маме:

 
— Позвони тёте Маше… Может быть, ей что-нибудь нужно?
Мама даже замерла, потом прижала сына к себе и прошептала:
— Вот и ты человеком становишься… Петя обиделся:
— А разве раньше я человеком не был?
— Был, конечно был, — улыбнулась мама. — Только теперь у тебя ещё и душа проснулась… Слава Богу!
— А что такое душа? — насторожился мальчик.
— Это способность любить.

 
Мама испытующе посмотрела на сына:

 
— Может, сам позвонишь?

 
Петя засмущался. Мама сняла трубку: Мария Николаевна, извините, у Пети к вам вопрос. Я сейчас ему трубку передам.

 
Тут уж деваться было некуда, и Петя смущённо пробормотал:

 
— Тётя Maшa, может, вам купить что-нибудь?

 
Что произошло на другом конце провода, Петя не понял, только соседка ответила каким-то необычным голосом. Поблагодарила и попросила принести молока, если он пойдёт в магазин. Больше ей ничего не нужно. Опять поблагодарила.

 
Когда Петя позвонил в её квартиру, он услышал торопливый стук костылей. Тётя Maшa не хотела заставлять его ждать лишние секунды.

 
Пока соседка искала деньги, мальчик как бы невзначай стал расспрашивать её о пропавшем попугае. Тётя Маша охотно рассказала и про цвет, и про поведение…

 
В зоомагазине таких по цвету попугайчиков оказалось несколько. Петя долго выбирал. Когда же он принёс свой подарок тёте Маше, то… Я не берусь описывать, что было дальше.

 
Представь это сам…

Читать другие рассказы Ганаго
Читать рассказы других авторов

 

  • Полный текст
  • Попугайчик
  • Зеркало
  • И мы улетим
  • Ника
  • Твой птенчик
  • Кто там?
  • Троянский конь
  • Легенда о халифе
  • Кто что увидел?
  • Две красоты
  • Волшебные очки
  • Велосипед
  • А тебе снятся колокольчики?
  • Прикосновение
  • Хочешь быть королём?
  • Вова и змей
  • Машенька
  • Христос Воскресе!

«Детям о душе» в аудиоформате.

По бла­го­сло­ве­нию Высо­ко­прео­свя­щен­ней­шего Мит­ро­по­лита Мин­ского и Слуц­кого, Пат­ри­ар­шего Экзарха всея Бела­руси Филарета

Попугайчик

Сло­нялся Петя по дому. Все игры надо­ели. Тут мама дала пору­че­ние схо­дить в мага­зин и ещё подсказала:

— Наша соседка, Мария Нико­ла­евна, ногу сло­мала. Ей хлеба купить некому. Еле по ком­нате пере­дви­га­ется. Давай, я позвоню и узнаю, может ей что купить нужно.

Тётя Маша звонку обра­до­ва­лась. А когда маль­чик при­нёс ей целую сумку про­дук­тов, она не знала, как его и бла­го­да­рить. Почему-то пока­зала Пете пустую клетку, в кото­рой недавно жил попу­гай. Это был её друг. Тётя Маша за ним уха­жи­вала, дели­лась сво­ими думами, а он взял и уле­тел. Теперь ей некому слова ска­зать, не о ком забо­титься. А что это за жизнь, если не о ком заботиться?

Петя посмот­рел на пустую клетку, на костыли, пред­ста­вил, как тётя Mania ковы­ляет по опу­стев­шей квар­тире, и в голову ему при­шла неожи­дан­ная мысль. Дело в том, что он давно копил деньги, кото­рые ему давали на игрушки. Всё не нахо­дил ничего под­хо­дя­щего. И вот теперь эта стран­ная мысль — купить попу­гай­чика для тёти Маши.

Попро­щав­шись, Петя выско­чил на улицу. Ему захо­те­лось зайти в зоо­ма­га­зин, где когда-то видел раз­ных попу­гай­чи­ков. Но теперь он смот­рел на них гла­зами тёти Маши. С каким из них она могла бы подру­житься? Может, этот ей подой­дёт, может, этот?

Петя решил рас­спро­сить соседку о бег­леце. На сле­ду­ю­щий день он ска­зал маме:

— Позвони тёте Маше… Может быть, ей что-нибудь нужно?

Мама даже замерла, потом при­жала сына к себе и прошептала:

— Вот и ты чело­ве­ком ста­но­вишься… Петя обиделся:

— А разве раньше я чело­ве­ком не был?

— Был, конечно был, — улыб­ну­лась мама. — Только теперь у тебя ещё и душа просну­лась… Слава Богу!

— А что такое душа? — насто­ро­жился мальчик.

— Это спо­соб­ность любить.

Мама испы­ту­юще посмот­рела на сына:

— Может, сам позвонишь?

Петя засму­щался. Мама сняла трубку: Мария Нико­ла­евна, изви­ните, у Пети к вам вопрос. Я сей­час ему трубку передам.

Тут уж деваться было некуда, и Петя сму­щённо пробормотал:

— Тётя Maшa, может, вам купить что-нибудь?

Что про­изо­шло на дру­гом конце про­вода, Петя не понял, только соседка отве­тила каким-то необыч­ным голо­сом. Побла­го­да­рила и попро­сила при­не­сти молока, если он пой­дёт в мага­зин. Больше ей ничего не нужно. Опять поблагодарила.

Когда Петя позво­нил в её квар­тиру, он услы­шал тороп­ли­вый стук косты­лей. Тётя Maшa не хотела застав­лять его ждать лиш­ние секунды.

Пока соседка искала деньги, маль­чик как бы невзна­чай стал рас­спра­ши­вать её о про­пав­шем попу­гае. Тётя Маша охотно рас­ска­зала и про цвет, и про поведение…

В зоо­ма­га­зине таких по цвету попу­гай­чи­ков ока­за­лось несколько. Петя долго выби­рал. Когда же он при­нёс свой пода­рок тёте Маше, то… Я не берусь опи­сы­вать, что было дальше.

Пред­ставь это сам…

Зеркало

Точка, точка, запятая,
Минус, рожица кривая.
Палка, палка, огуречик —
Вот и вышел человечек.

С этим стиш­ком Надя закон­чила рису­нок. Потом, боясь, что её не пой­мут, под­пи­сала под ним: “Это я”. Она вни­ма­тельно осмот­рела своё тво­ре­ние и решила, что ему чего-то не хватает.

Юная худож­ница подо­шла к зер­калу и стала раз­гля­ды­вать себя: что ещё нужно дори­со­вать, чтобы любой мог понять, кто изоб­ра­жён на портрете?

Надя очень любила наря­жаться и вер­теться перед боль­шим зер­ка­лом, про­бо­вала раз­ные при­чёски. На этот раз девочка при­ме­рила мамину шляпку с вуалью.

Ей захо­те­лось выгля­деть зага­доч­ной и роман­тич­ной, как длин­но­но­гие девушки, пока­зы­ва­ю­щие моды по теле­ви­зору. Надя пред­ста­вила себя взрос­лой, бро­сила в зер­кало том­ный взгляд и попро­бо­вала прой­тись поход­кой мане­кен­щицы. Полу­чи­лось не очень кра­сиво, а когда она резко оста­но­ви­лась, шляпа съе­хала ей на нос.

Хорошо, что никто не видел её в этот момент. Вот бы посме­я­лись! В общем, быть мане­кен­щи­цей ей совсем не понравилось.

Девочка сняла шляпу, и тут её взгляд упал на бабуш­кину шапочку. Не удер­жав­шись, она при­ме­рила её. И замерла, сде­лав уди­ви­тель­ное откры­тие: как две капли воды она была похожа на свою бабулю. Только мор­щин у неё пока не было. Пока.

Теперь Надя знала, какой она ста­нет через много лет. Правда, это буду­щее каза­лось ей очень далёким…

Наде стало понятно, почему бабушка так любит её, почему с неж­ной гру­стью наблю­дает за её шало­стями и украд­кой вздыхает.

Раз­да­лись шаги. Надя тороп­ливо поло­жила шапку на место и побе­жала к две­рям. На пороге она встре­тила… саму себя, только не такую рез­вую. А вот глаза были совсем такие же: по-дет­ски удив­лен­ные и радостные.

Наденька обняла себя буду­щую и тихо спросила:

— Бабушка, а правда, что в дет­стве ты была мной?

Бабушка помол­чала, потом зага­дочно улыб­ну­лась и достала с полки ста­рин­ный аль­бом. Пере­ли­став несколько стра­ниц, она пока­зала фото­гра­фию малень­кой девочки, очень похо­жей на Надю.

— Вот какой я была.

— Ой, и правда, ты похожа на меня! — в вос­торге вос­клик­нула внучка.

— А может, это ты похожа на меня? — лукаво при­щу­рив­шись, спро­сила бабушка.

— Это не важно, кто на кого похож. Глав­ное — похожи, — не усту­пала малышка.

— Разве не важно? А ты посмотри, на кого была похожа я…

И бабушка стала листать аль­бом. Каких там только не было лиц. И каких лиц! И каж­дое было по-сво­ему кра­сиво. Покой, досто­ин­ство и тепло, излу­ча­е­мые ими, при­тя­ги­вали взгляд. Надя заме­тила, что все они — малень­кие дети и седые ста­рики, юные дамы и под­тя­ну­тые воен­ные — были чем-то похожи друг на друга… И на неё.

— Рас­скажи мне о них, — попро­сила девочка.

Бабушка при­жала к себе свою кро­винку, и застру­ился рас­сказ об их роде, иду­щем из дав­них веков.

Уже подо­шло время муль­ти­ков, но девочке не захо­те­лось их смот­реть. Она откры­вала что-то уди­ви­тель­ное, быв­шее давно, но живу­щее в ней.

А ты зна­ешь исто­рию своих дедов, пра­де­дов, исто­рию сво­его рода? Может быть, эта исто­рия и есть твоё зеркало?

И мы улетим

Услы­шал малыш, как в одной сказке сынок маму не слу­шался. Раз не послу­шался, дру­гой… А мама пре­вра­ти­лась в птицу и улетела.

Вспом­нил маль­чу­ган, что сего­дня натво­рил, и вот уже дет­ская ручонка ухва­ти­лась за мамину юбку:

— Мамочка, а ты не улетишь?

Но как бы крепко ни дер­жали наши руки, мамы чаще всего уле­тают… И мы в своё время уле­тим. Уле­тим, чтобы потом навсе­гда встретиться.

А пока мама рядом, пора­дуй её.

Ника

Малень­кая Ника росла в худо­же­ствен­ной мастер­ской. Сюда её при­во­дила бабушка, когда рисо­вала свои кар­тины. Бабушка была забот­лива и лас­кова с внуч­кой, но когда брала в руки кисти, то взгляд её уже зату­ма­ни­вался, уно­сясь далеко от девочки,

Порой в мастер­скую соби­ра­лись люби­тели живо­писи. Бабушка пока­зы­вала им свои кар­тины. Там были начер­таны облики зна­ме­ни­тых людей, высту­па­ю­щие из тьмы веков, были и цветы, и птицы, но необыч­ные, как бы тоже куда-то устрем­лен­ные. За ними посте­пенно про­яв­лялся глу­бин­ный смысл, мучи­тельно выно­шен­ная мысль, догадка, откры­тие неви­ди­мого мира. Каза­лось, потоки любви Создав­шего изли­ва­ются на нас.

Созер­ца­ю­щие невольно гово­рили: “ах!” и при­ни­ма­лись за чае­пи­тие. Раз­го­вор еще долго дер­жался на волне пода­рен­ных талан­том впе­чат­ле­ний. Гости, увле­чен­ные уви­ден­ным, забы­вали о внучке, малень­кой Нике. Едва они вхо­дили, все вос­тор­га­лись ею, пре­под­но­сили зефир или шоко­лад. В эти мгно­ве­ния Ника чув­ство­вала себя побе­ди­тель­ни­цей. Ведь имя Ника и озна­чает победа. Потом, когда все загля­ды­ва­лись на полотна, о ней никто и не вспо­ми­нал, словно её и вовсе не суще­ство­вало. А Нике так нра­ви­лось, когда вос­тор­га­лись именно ею. Если кто не смот­рел на неё вос­тор­жен­ным взгля­дом, то она счи­тала его нехо­ро­шим чело­ве­ком и недо­вольно зади­рала перед ним нос. К кар­ти­нам Ника рев­но­вала. Ей самой хоте­лось быть созер­ца­е­мой, ока­заться в эпи­цен­тре восторгов.

Одна­жды она не выдер­жала. Когда хором зазву­чали ком­пли­менты кар­ти­нам бабушки, девочка встала перед полот­ном и заявила:

— Смот­рите на меня: я — картина!

Малышка вер­те­лась, пока­зы­вая какие у неё на юбочке рюшечки-фин­ти­флю­шечки, какие бан­тики, Но разве Ника сшила юбочку? Сама завя­зала бан­тики? Разве она создала такие глазки, волосы, носик? Так чем же хвастаться?!

Вот если бы она побе­дила в себе дух само­лю­бо­ва­ния, научи­лась любить бабушку, маму, всех людей, самого Творца, то тогда, дей­стви­тельно, стала бы Никой-побе­ди­тель­ни­цей, достой­ной картины.

Твой птенчик

Выпал из гнезда птен­чик — совсем малень­кий, бес­по­мощ­ный, даже кры­лышки ещё не выросли. Ничего не умеет, только пищит и клю­вик рас­кры­вает — есть просит.

Взяли его ребята и при­несли в дом. Соору­дили ему гнёз­дышко из травы и вето­чек. Вова кор­мил малыша, а Ира поила и выно­сила на солнышко.

Вскоре птен­чик окреп, и вме­сто пушка у него стали перышки вырас­тать. Ребята нашли на чер­даке ста­рую пти­чью клетку и для надеж­но­сти поса­дили в неё сво­его любимца — уж очень выра­зи­тельно стал на него кот погля­ды­вать. Целыми днями у две­рей дежу­рил, момента удоб­ного дожи­дался. И сколько его дети ни гнали, глаз с птен­чика не сводил.

Лето про­ле­тело неза­метно. Птен­чик на гла­зах у детей вырос и начал по клетке летать. А вскоре ему в ней тесно стало. Когда клетку на улицу выно­сили, он бился о пру­тья и про­сился на волю. Вот и решили ребята сво­его питомца выпу­стить. Конечно, жалко им было с ним рас­ста­ваться, но лишать сво­боды того, кто создан для полёта, они не могли.

Одна­жды сол­неч­ным утром про­сти­лись дети со своим любим­цем, вынесли клетку во двор и открыли. Птен­чик выпрыг­нул на траву и огля­нулся на своих друзей.

В этот момент появился кот. При­та­ив­шись в кустах, он при­го­то­вился к прыжку, бро­сился, но… Птен­чик взле­тел высоко-высоко…

Свя­той ста­рец Иоанн Крон­штадт­ский срав­ни­вал нашу душу с пти­цей. За каж­дой душой враг охо­тится, пой­мать хочет. Ведь пона­чалу душа чело­ве­че­ская, совсем как пте­нец неопе­рив­шийся, бес­по­мощна, летать не умеет. Как же нам сохра­нить её, как вырас­тить, чтобы не раз­би­лась она о камни ост­рые, не попала в сети ловца?

Гос­подь создал спа­си­тель­ную ограду, за кото­рой рас­тёт и креп­нет наша душа, — дом Божий, Цер­ковь свя­тую. В ней душа учится воз­ле­тать высоко-высоко, к самому небу. И познаёт она там такую свет­лую радость, что ей ника­кие зем­ные сети не страшны.

Кто там?

Ты, конечно, пом­нишь, как в дет­ской сказке шалов­ли­вые коз­лята услы­шали стук в дверь и голос:

Коз­ля­тушки, ребя­тушки, ото­при­теся, отворитеся.
Ваша мама при­шла, молочка принесла.

Коз­лята кину­лись к две­рям, да что-то подо­зри­тель­ным им пока­за­лось. Голос совсем не мамин.

«Попугайчик» Б.Ганаго

Слонялся Петя по дому. Все игры надоели. Тут мама дала поручение сходить в магазин и ещё подсказала:

— Наша соседка, Мария Николаевна, ногу сломала. Ей хлеба купить некому. Еле по комнате передвигается. Давай, я позвоню и узнаю, может ей что купить нужно.

Тётя Маша звонку обрадовалась. А когда мальчик принёс ей целую сумку продуктов, она не знала, как его и благодарить. Почему-то показала Пете пустую клетку, в которой недавно жил попугай. Это был её друг. Тётя Маша за ним ухаживала, делилась своими думами, а он взял и улетел. Теперь ей некому слова сказать, не о ком заботиться. А что это за жизнь, если не о ком заботиться?

Петя посмотрел на пустую клетку, на костыли, представил, как тётя Mania ковыляет по опустевшей квартире, и в голову ему пришла неожиданная мысль. Дело в том, что он давно копил деньги, которые ему давали на игрушки. Всё не находил ничего подходящего. И вот теперь эта странная мысль — купить попугайчика для тёти Маши.

Попрощавшись, Петя выскочил на улицу. Ему захотелось зайти в зоомагазин, где когда-то видел разных попугайчиков. Но теперь он смотрел на них глазами тёти Маши. С каким из них она могла бы подружиться? Может, этот ей подойдёт, может, этот?

Петя решил расспросить соседку о беглеце. На следующий день он сказал маме:

— Позвони тёте Маше… Может быть, ей что-нибудь нужно?

Мама даже замерла, потом прижала сына к себе и прошептала:

— Вот и ты человеком становишься… Петя обиделся:

— А разве раньше я человеком не был?

— Был, конечно был, — улыбнулась мама. — Только теперь у тебя ещё и душа проснулась… Слава Богу!

— А что такое душа? — насторожился мальчик.

— Это способность любить.

Мама испытующе посмотрела на сына:

— Может, сам позвонишь?

Петя засмущался. Мама сняла трубку: Мария Николаевна, извините, у Пети к вам вопрос. Я сейчас ему трубку передам.

Тут уж деваться было некуда, и Петя смущённо пробормотал:

— Тётя Maшa, может, вам купить что-нибудь?

Что произошло на другом конце провода, Петя не понял, только соседка ответила каким-то необычным голосом. Поблагодарила и попросила принести молока, если он пойдёт в магазин. Больше ей ничего не нужно. Опять поблагодарила.

Когда Петя позвонил в её квартиру, он услышал торопливый стук костылей. Тётя Maшa не хотела заставлять его ждать лишние секунды.

Пока соседка искала деньги, мальчик как бы невзначай стал расспрашивать её о пропавшем попугае. Тётя Маша охотно рассказала и про цвет, и про поведение…

В зоомагазине таких по цвету попугайчиков оказалось несколько. Петя долго выбирал. Когда же он принёс свой подарок тёте Маше, то… Я не берусь описывать, что было дальше.

Представь это сам…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Борис Ганаго

ТВОЙ ПТЕНЧИК

Выпал из гнезда птенчик – совсем маленький, беспомощный, даже крылышки ещё не выросли. Ничего не умеет, только пищит и клювик раскрывает – есть просит.

Взяли его ребята и принесли в дом. Соорудили ему гнёздышко из травы и веточек. Вова кормил малыша, а Ира поила и выносила на солнышко.

Вскоре птенчик окреп, и вместо пушка у него стали перышки вырастать. Ребята нашли на чердаке старую птичью клетку и для надежности посадили в неё своего любимца – уж очень выразительно стал на него кот поглядывать. Целыми днями у дверей дежурил, момента удобного дожидался. И сколько его дети ни гнали, глаз с птенчика не сводил.

Лето пролетело незаметно. Птенчик на глазах у детей вырос и начал по клетке летать. А вскоре ему в ней тесно стало. Когда клетку на улицу выносили, он бился о прутья и просился на волю. Вот и решили ребята своего питомца выпустить. Конечно, жалко им было с ним расставаться, но лишать свободы того, кто создан для полёта, они не могли.

Однажды солнечным утром простились дети со своим любимцем, вынесли клетку во двор и открыли. Птенчик выпрыгнул на траву и оглянулся на своих друзей.

В этот момент появился кот. Притаившись в кустах, он приготовился к прыжку, бросился, но… Птенчик взлетел высоко-высоко…

Святой старец Иоанн Кронштадтский сравнивал нашу душу с птицей. За каждой душой враг охотится, поймать хочет. Ведь поначалу душа человеческая, совсем как птенец неоперившийся, беспомощна, летать не умеет. Как же нам сохранить её, как вырастить, чтобы не разбилась она о камни острые, не попала в сети ловца?

Господь создал спасительную ограду, за которой растёт и крепнет наша душа, – дом Божий, Церковь святую. В ней душа учится возлетать высоко-высоко, к самому небу. И познаёт она там такую светлую радость, что ей никакие земные сети не страшны.

Борис Ганаго

ЗЕРКАЛО

Точка, точка, запятая,

Минус, рожица кривая.

Палка, палка, огуречик —

Вот и вышел человечек.

С этим стишком Надя закончила рисунок. Потом, боясь, что её не поймут, подписала под ним: “Это я”. Она внимательно осмотрела своё творение и решила, что ему чего-то не хватает.

Юная художница подошла к зеркалу и стала разглядывать себя: что ещё нужно дорисовать, чтобы любой мог понять, кто изображён на портрете?

Надя очень любила наряжаться и вертеться перед большим зеркалом, пробовала разные причёски. На этот раз девочка примерила мамину шляпку с вуалью.

Ей захотелось выглядеть загадочной и романтичной, как длинноногие девушки, показывающие моды по телевизору. Надя представила себя взрослой, бросила в зеркало томный взгляд и попробовала пройтись походкой манекенщицы. Получилось не очень красиво, а когда она резко остановилась, шляпа съехала ей на нос.

Хорошо, что никто не видел её в этот момент. Вот бы посмеялись! В общем, быть манекенщицей ей совсем не понравилось.

Девочка сняла шляпу, и тут её взгляд упал на бабушкину шапочку. Не удержавшись, она примерила её. И замерла, сделав удивительное открытие: как две капли воды она была похожа на свою бабулю. Только морщин у неё пока не было. Пока.

Теперь Надя знала, какой она станет через много лет. Правда, это будущее казалось ей очень далёким…

Наде стало понятно, почему бабушка так любит её, почему с нежной грустью наблюдает за её шалостями и украдкой вздыхает.

Раздались шаги. Надя торопливо положила шапку на место и побежала к дверям. На пороге она встретила… саму себя, только не такую резвую. А вот глаза были совсем такие же: по-детски удивленные и радостные.

Наденька обняла себя будущую и тихо спросила:

— Бабушка, а правда, что в детстве ты была мной?

Бабушка помолчала, потом загадочно улыбнулась и достала с полки старинный альбом. Перелистав несколько страниц, она показала фотографию маленькой девочки, очень похожей на Надю.

— Вот какой я была.

— Ой, и правда, ты похожа на меня! – в восторге воскликнула внучка.

— А может, это ты похожа на меня? – лукаво прищурившись, спросила бабушка.

— Это не важно, кто на кого похож. Главное – похожи, – не уступала малышка.

— Разве не важно? А ты посмотри, на кого была похожа я…

И бабушка стала листать альбом. Каких там только не было лиц. И каких лиц! И каждое было по-своему красиво. Покой, достоинство и тепло, излучаемые ими, притягивали взгляд. Надя заметила, что все они – маленькие дети и седые старики, юные дамы и подтянутые военные – были чем-то похожи друг на друга… И на неё.

— Расскажи мне о них, – попросила девочка.

Бабушка прижала к себе свою кровинку, и заструился рассказ об их роде, идущем из давних веков.

Уже подошло время мультиков, но девочке не захотелось их смотреть. Она открывала что-то удивительное, бывшее давно, но живущее в ней.

А ты знаешь историю своих дедов, прадедов, историю своего рода? Может быть, эта история и есть твоё зеркало?

Борис Ганаго

ПОПУГАЙЧИК

Слонялся Петя по дому. Все игры надоели. Тут мама дала поручение сходить в магазин и ещё подсказала:

— Наша соседка, Мария Николаевна, ногу сломала. Ей хлеба купить некому. Еле по комнате передвигается. Давай, я позвоню и узнаю, может ей что купить нужно.

Тётя Маша звонку обрадовалась. А когда мальчик принёс ей целую сумку продуктов, она не знала, как его и благодарить. Почему-то показала Пете пустую клетку, в которой недавно жил попугай. Это был её друг. Тётя Маша за ним ухаживала, делилась своими думами, а он взял и улетел. Теперь ей некому слова сказать, не о ком заботиться. А что это за жизнь, если не о ком заботиться?

Петя посмотрел на пустую клетку, на костыли, представил, как тётя Mania ковыляет по опустевшей квартире, и в голову ему пришла неожиданная мысль. Дело в том, что он давно копил деньги, которые ему давали на игрушки. Всё не находил ничего подходящего. И вот теперь эта странная мысль – купить попугайчика для тёти Маши.

Попрощавшись, Петя выскочил на улицу. Ему захотелось зайти в зоомагазин, где когда-то видел разных попугайчиков. Но теперь он смотрел на них глазами тёти Маши. С каким из них она могла бы подружиться? Может, этот ей подойдёт, может, этот?

Петя решил расспросить соседку о беглеце. На следующий день он сказал маме:

— Позвони тёте Маше… Может быть, ей что-нибудь нужно?

Мама даже замерла, потом прижала сына к себе и прошептала:

— Вот и ты человеком становишься… Петя обиделся:

— А разве раньше я человеком не был?

— Был, конечно был, – улыбнулась мама. — Только теперь у тебя ещё и душа проснулась… Слава Богу!

— А что такое душа? — насторожился мальчик.

— Это способность любить.

Мама испытующе посмотрела на сына:

— Может, сам позвонишь?

Петя засмущался. Мама сняла трубку: Мария Николаевна, извините, у Пети к вам вопрос. Я сейчас ему трубку передам.

Тут уж деваться было некуда, и Петя смущённо пробормотал:

— Тётя Maшa, может, вам купить что-нибудь?

Что произошло на другом конце провода, Петя не понял, только соседка ответила каким-то необычным голосом. Поблагодарила и попросила принести молока, если он пойдёт в магазин. Больше ей ничего не нужно. Опять поблагодарила.

Когда Петя позвонил в её квартиру, он услышал торопливый стук костылей. Тётя Maшa не хотела заставлять его ждать лишние секунды.

Пока соседка искала деньги, мальчик как бы невзначай стал расспрашивать её о пропавшем попугае. Тётя Маша охотно рассказала и про цвет, и про поведение…

В зоомагазине таких по цвету попугайчиков оказалось несколько. Петя долго выбирал. Когда же он принёс свой подарок тёте Маше, то… Я не берусь описывать, что было дальше.

Слонялся Петя по дому. Все игры надоели. 

Тут мама дала поручение сходить в магазин и ещё подсказала: 

— Наша соседка, Мария Николаевна, ногу сломала. Ей хлеба купить некому. Еле по комнате передвигается. Давай, я позвоню и узнаю, может ей что купить нужно. 

Тётя Маша звонку обрадовалась. А когда мальчик принёс ей целую сумку продуктов, она не знала, как его и благодарить. Почему-то показала Пете пустую клетку, в которой недавно жил попугай. Это был её друг. Тётя Маша за ним ухаживала, делилась своими думами, а он взял и улетел. Теперь ей некому слова сказать, не о ком заботиться. А что это за жизнь, если не о ком заботиться? 

Петя посмотрел на пустую клетку, на костыли, представил, как тётя Maрия ковыляет по опустевшей квартире, и в голову ему пришла неожиданная мысль. Дело в том, что он давно копил деньги, которые ему давали на игрушки. Всё не находил ничего подходящего. И вот теперь эта странная мысль — купить попугайчика для тёти Маши. 

Попрощавшись, Петя выскочил на улицу. Ему захотелось зайти в зоомагазин, где когда-то видел разных попугайчиков. Но теперь он смотрел на них глазами тёти Маши. С каким из них она могла бы подружиться? Может, этот ей подойдёт, может, этот? 
Петя решил расспросить соседку о беглеце. 

На следующий день он сказал маме: 

— Позвони тёте Маше… Может быть, ей что-нибудь нужно? 

Мама даже замерла, потом прижала сына к себе и прошептала: 

— Вот и ты человеком становишься… 

Петя обиделся: 

— А разве раньше я человеком не был? 

— Был, конечно, был, — улыбнулась мама. — Только теперь у тебя ещё и душа проснулась… Слава Богу! 

— А что такое душа? — насторожился мальчик. 

— Это способность любить. 

Мама испытующе посмотрела на сына: 

— Может, сам позвонишь? 

Петя засмущался. 

Мама сняла трубку: — Мария Николаевна, извините, у Пети к вам вопрос. Я сейчас ему трубку передам. 

Тут уж деваться было некуда, и Петя смущённо пробормотал: 

— Тётя Maшa, может, вам купить что-нибудь? 

Что произошло на другом конце провода, Петя не понял, только соседка ответила каким-то необычным голосом. Поблагодарила и попросила принести молока, если он пойдёт в магазин. Больше ей ничего не нужно. Опять поблагодарила. 
Когда Петя позвонил в её квартиру, он услышал торопливый стук костылей. Тётя Maшa не хотела заставлять его ждать лишние секунды. Пока соседка искала деньги, мальчик как бы невзначай стал расспрашивать её о пропавшем попугае. Тётя Маша охотно рассказала и про цвет, и про поведение… 

В зоомагазине таких по цвету попугайчиков оказалось несколько. Петя долго выбирал. Когда же он принёс свой подарок тёте Маше, то… Я не берусь описывать, что было дальше. 
Представьте это сами…


С этим файлом связано 14 файл(ов). Среди них: тест.docx, otkrytyy_urok_i.a.bunin_koscy.doc, контр 1.docx, Родная литература.docx, диалектизмы.docx, древнерусская лит-ра.docx, древнерусская литерат2.doc, сочинение-рассуждение.docx, vhodnoy_kontrol_6_klass.doc, Контрольно-измерительный материал по русскому языку в 6 классе к, тест2.docx оригинал.docx, тест3.docx, test_8_kl.docx, itogovaya_rabota_po_l-re7kl_2014g.doc и ещё 4 файл(а).
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Практическое задание. Борисова М.С.odt, Ключевые показатели эффективности СЖ Борисовский район.docx, реферат борис годунов.docx, Реферат Борисов.docx, ИПЗ Харченко Илона Борисовна.docx, ПЗ_1_3 Харченко Илона Борисовна.docx, Характеристика Борисов Э.И..docx, Диплом борисова.doc, СРС ИО Борисова.docx, !! Пр.работа 3_ Борисов Дмитрий Сергеевич.docx


Борис Ганаго

ПОПУГАЙЧИК 

 Слонялся Петя по дому. Все игры надоели. Тут мама дала поручение сходить в магазин и ещё подсказала:

— Наша соседка, Мария Николаевна, ногу сломала. Ей хлеба купить некому. Еле по комнате передвигается. Давай, я позвоню и узнаю, может ей что купить нужно.

Тётя Маша звонку обрадовалась. А когда мальчик принёс ей целую сумку продуктов, она не знала, как его и благодарить. Почему-то показала Пете пустую клетку, в которой недавно жил попугай. Это был её друг. Тётя Маша за ним ухаживала, делилась своими думами, а он взял и улетел. Теперь ей некому слова сказать, не о ком заботиться. А что это за жизнь, если не о ком заботиться?

Петя посмотрел на пустую клетку, на костыли, представил, как тётя Mania ковыляет по опустевшей квартире, и в голову ему пришла неожиданная мысль. Дело в том, что он давно копил деньги, которые ему давали на игрушки. Всё не находил ничего подходящего. И вот теперь эта странная мысль – купить попугайчика для тёти Маши.

Попрощавшись, Петя выскочил на улицу. Ему захотелось зайти в зоомагазин, где когда-то видел разных попугайчиков. Но теперь он смотрел на них глазами тёти Маши. С каким из них она могла бы подружиться? Может, этот ей подойдёт, может, этот?

Петя решил расспросить соседку о беглеце. На следующий день он сказал маме:

— Позвони тёте Маше… Может быть, ей что-нибудь нужно?

Мама даже замерла, потом прижала сына к себе и прошептала:

— Вот и ты человеком становишься… Петя обиделся:

— А разве раньше я человеком не был?

— Был, конечно был, – улыбнулась мама. — Только теперь у тебя ещё и душа проснулась… Слава Богу!

— А что такое душа? — насторожился мальчик.

— Это способность любить.

Мама испытующе посмотрела на сына:

— Может, сам позвонишь?

Петя засмущался. Мама сняла трубку: Мария Николаевна, извините, у Пети к вам вопрос. Я сейчас ему трубку передам.

Тут уж деваться было некуда, и Петя смущённо пробормотал:

— Тётя Maшa, может, вам купить что-нибудь?

Что произошло на другом конце провода, Петя не понял, только соседка ответила каким-то необычным голосом. Поблагодарила и попросила принести молока, если он пойдёт в магазин. Больше ей ничего не нужно. Опять поблагодарила.

Когда Петя позвонил в её квартиру, он услышал торопливый стук костылей. Тётя Maшa не хотела заставлять его ждать лишние секунды.

Пока соседка искала деньги, мальчик как бы невзначай стал расспрашивать её о пропавшем попугае. Тётя Маша охотно рассказала и про цвет, и про поведение…

В зоомагазине таких по цвету попугайчиков оказалось несколько. Петя долго выбирал. Когда же он принёс свой подарок тёте Маше, то… Я не берусь описывать, что было дальше.

Технологическая
карта изучения темы

Учебный предмет

Литературное
чтение

Класс

3 — в

Тип урока

Урок обобщения
полученных знаний.

Технология построения
урока

Деятельностностная

Тема урока

Внеклассное
чтение по теме: «Ещё раз о доброте…»

Б. Ганаго «Попугайчик»

Цель урока

Создание условий
для:

·       
формирования
осознанного чтения; формирования познавательных, регулятивных,
коммуникативных УУД;

·       
 развития
критического мышления;

·       
воспитания
доброты, человечности и душевности.

Основные
термины, понятия

Рассказ, текст, правило
чтения, фишбоун (план),  краткий пересказ.

Планируемый результат

Предметные умения

  • уметь
    читать, слушать и следить, думая;
  • уметь
    наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать,  делать выводы;
  • уметь
    составлять план произведения, кратко пересказывать текст.

 Личностные
УУД:

— устанавливать
связь между целью учебной деятельности и её мотивом, результатом;

 
— определять правила работы в парах;

 — оценивать 
усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 Регулятивные
УУД:

 —
определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 —
формулировать учебные задачи;

 — работать по предложенной
инструкции;

 — высказывать
свое предположение на основе учебного материала;

  — отличать
верно выполненное задание от неверного;

  — осуществлять
самоконтроль;

  — совместно с
учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные
УУД:

 —
ориентироваться в учебнике;

 —
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 — находить
ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

 — проводить
анализ  материала;

 — уметь
определять уровень усвоения учебного материала.

 
Коммуникативные УУД:

 — слушать и
понимать речь других;

 — уметь с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 — владеть  диалогической формой речи в
соответствии с грамматическими   и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в
парах (самостоятельная)

Групповая

Индивидуальная
(самостоятельная)

Книгопечатная
продукция:

    1. Портрет
      Б.А. Ганаго.
    2. Ганаго
      Б.А. Детям о вере. Рассказы для детей. Изд. Белорусского Экзархата. –
      Минск. 2012.

Технические
средства обучения:

Технология
изучения

Этапы
урока

Формируемые
умения

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Организационный

Метапредметные УУД: регулятивные:

— осуществлять самоконтроль;

— овладевать
умением прогнозировать

коммуникативные:

слушать
и понимать речь других.

Настрой обучающихся на работу.

      На уроке
будьте старательными,

Спокойными и внимательными.

Говорите четко и внятно,

Чтобы было все понятно.

Если одноклассник стал отвечать,

Не следует его перебивать.

Обучающиеся
проверяют  порядок на рабочем месте и настраиваются на работу.

  Актуализация
опорных знаний и постановка цели урока

 Предметные:

— уметь работать
с литературными фразами. Метапредметные УУД:

познавательные:

-ориентироваться
в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

— находить
ответы на вопросы.

регулятивные:


осуществлять самоконтроль;

— овладевать
умением прогнозировать.

коммуникативные:

слушать
и понимать речь других;

— уметь с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

— владеть 
диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.

1). Вступительное
слово учителя.

— Вы, наверное,
слышали такую фразу:

Красота спасёт
мир.

— Я хочу её немного
изменить:

Не только
красота спасёт мир, но и … .

                                                        
(доброта)

— Если бы люди
были добрее друг к другу, не было бы войн и терактов.

2). Постановка
цели.

— Сегодня мы ещё
раз окунёмся в доброту на примере замечательного рассказа Бориса Ганаго
«Попугайчик».

3). Небольшие
сведения об авторе.

Борис
Александрович Ганаго – православный педагог, который живёт в Белоруссии в
городе  Минске. Он пишет поучительные произведения, которые заставляют нас
задуматься о смысле добра, человечности и душевности.

(портрет Б. А. Ганаго)

— И это мы
постараемся увидеть в данном произведении.

Выслушиваются
мнения обучающихся,  причём ответы не должны повторяться.

Формулирование
проблемы, планирование

Личностные
УУД:

устанавливать
связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные
УУД:

регулятивные:

— определять и
формулировать цель деятельности на уроке;

— под
руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;


определять последовательность

действий на
уроке.

1). Повторение правила чтения.

 — Помним, что при работе с текстом произведения
надо соблюдать основное правило чтения:

Читаем, … думая.

Слушаем, … думая.

Следим, … думая.

2). Первичное ознакомление с текстом.

1. Активное чтение.

Перед прослушивание текста ставится
задача.

—  Прослушайте внимательно рассказ, а
затем перечислите все добрые поступки героев, описанные в нём?
(можно
работать карандашом)

2. Чтение с остановкой и осмысленное 
самостоятельное завершение рассказа.

3.Групповая работа.

Назовите героев произведения.

(мама, Петя, тётя Маша)

Каждая группа выбирает по жребию героя и
готовит ответ на вопрос:

— Какие добрые поступки совершил ваш
герой?

— А какие добрые поступки совершали
вы?

3). Физминутка.

Обучающиеся
повторяют правило чтения.

Чтение текста
заранее подготовленными детьми, вторая часть произведения читается по ролям.

Слабым
обучающимся даются карточки для самостоятельной работы.

Обучающиеся
высказывают свои версии.

Самостоятельная
работа в группах.

Выполнение
физминутки.

Систематизация
знаний

Предметные:

— уметь отвечать
на вопросы;

— составлять план
произведения.

Метапредметные
УУД:

регулятивные:

— отличать верно
выполненное задание  от неверного;


осуществлять самоконтроль;

познавательные:

— осуществлять
анализ учебного материала;

коммуникативные:

слушать
и понимать речь других;

умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

1). Повторное
чтение (выборочное чтение).

— Просмотрите рассказ
ещё раз и ответьте на вопросы словами текста.

— Что случилось
с тётей Машей?

— Какая странная
мысль пришла в голову Пете?

— Чему
обрадовалась мама?

— Что такое
душа?

— Докажите, что
у Пети появилась способность любить.

2). Составление
плана рассказа.

— Прочитайте
рассказ про себя и подумайте,  на сколько частей можно разделить текст?

— Не забывайте,
что в каждой части описывается какое-то событие.

 

— Почему
последнее ребро фишбоуна не заполнено?

3).
Самостоятельная работа в парах.

— Чему учит это
произведение?

Лучший ответ
запишем в хвосте фишбоуна

Выборочное
чтение обучающимися.

Под руководством
учителя составляется план рассказ в виде фишбоуна.

Самостоятельная
работа в парах.

Рефлексия 
учебной деятельности

        
Личностные УУД:

— устанавливать
связь между целью деятельности и её результатом.

     
Метапредметные УУД:

регулятивные:


осуществлять самоконтроль;

— давать оценку своей
деятельности на уроке;

— выделять и
осознавать то, что уже усвоено и, что нужно ещё усвоить;

коммуникативные:

уметь с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

1). Оценивание
своей работы на уроке.

— Оцените свою
работу на уроке, заполнив «Лист оценивания».

Лист
оценивания

Фамилия, имя _________________________

Над чем
заставил задуматься рассказ?

Что захотел
изменить в себе?

2). Домашнее
задание.

— Подготовите
краткий пересказ, опираясь на фишбоун.

Обучающиеся работают
с «Листом оценивания».

Заслушивание
ответов.

Попугайчик

       
                                                                           Борис
Ганаго

    Слонялся
Петя по дому. Все игры надоели. Тут мама дала поручение сходить в магазин и ещё
подсказала:

   — Наша соседка,
тётя Маша,  ногу сломала. Ей хлеба купить некому. Еле по комнате передвигается.
Давай я позвоню, может ей,  что купить нужно.

   Тётя Маша
звонку обрадовалась. А когда мальчик принёс ей целую сумку продуктов, она не
знала, как его и благодарить. Почему-то показала Пете пустую клетку, в которой
недавно жил попугай. Это был её друг. Тётя Маша за ним ухаживала, делилась
своими думами, а он взял и улетел. Теперь ей некому слова сказать, не о ком
заботиться. А что это за жизнь, если не о ком заботиться?

   Петя посмотрел
на пустую клетку, на костыли, представил, как тётя Маша ковыляет по опустевшей
квартире, и в голову ему пришла неожиданная мысль… Дело в том, что он давно
копил деньги, которые ему давали на игрушки. Всё не находил ничего подходящего.
И вот теперь эта странная мысль – купить попугайчика для тёти Маши.

   Попрощавшись,
Петя выскочил на улицу. Ему захотелось зайти в зоомагазин, где когда-то видел
разных попугайчиков. Но теперь он смотрел на них глазам тёти Маши. С каким из
них она могла бы подружиться? Может, это ей подойдёт, может, этот? 

   Петя решил
расспросить соседку о беглеце. На следующий день он сказал маме:

   — Позвони тёте
Маше… Может быть ей что-нибудь нужно?

   Мама даже
замерла, потом прижала сына к себе и прошептала:

   — Вот и ты
человеком становишься…

   Петя обиделся:

   — А разве
раньше я человеком не был?

   — Был, конечно
был, — улыбнулась мама. – Только теперь у тебя ещё и душа проснулась… Слава
Богу!

   — А что такое
душа? – насторожился мальчик.

   — Это
способность любить.

   Мама испытующе
посмотрела на сына:

   — Может, сам
позвонишь?

   Петя
засмущался. Мама сняла трубку:

   — Тётя Маша,
извините, У Пети к вам вопрос. Я сейчас ему трубку передам.

   Тут уж деваться
было не куда, и Петя смущённо пробормотал:

   — Тётя Маша,
может, вам купить что-нибудь?

   Что произошло
на другом конце провода, Петя не понял, только соседка ответила каким-то
необычным голосом. Поблагодарила и попросила принести молока, если он пойдёт в
магазин. Больше ей ничего не нужно. Опять поблагодарила.

   Когда Петя
позвонил в её квартиру,  он услышал торопливый стук костылей. Тётя Маша не
хотела заставлять его ждать лишние секунды.

   Пока соседка
искала деньги, мальчик как бы невзначай стал расспрашивать её о пропавшем
попугае. Тётя Маша охотно рассказала и про цвет, и про поведение…

   В зоомагазине
таких по цвету попугайчиков оказалось несколько. Петя долго выбирал. Когда же
он принёс домой подарок тёте Маше, то …

  • Рассказ попрыгунья чехов читать
  • Рассказ попрыгунья чехов краткое содержание
  • Рассказ попала или жена для тирана
  • Рассказ попал в тело женщины
  • Рассказ понедельник начинается в субботу