Рассказ портрет отца от чьего имени ведется рассказ

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 82

УКМ «Перспектива»

1. От чьего имени ведётся рассказ?

Рассказ ведётся от первого лица, то есть от имени автора. Возможно, это автобиографический рассказ и писатель Анатолий Приставкин вспоминает себя в детстве.

2. Что вы можете сказать о мальчике? Какая у него была мечта?

Мальчик жил в детском доме. У него не было матери, а отец воевал уже три года. Мальчик ни разу не получил от него ни одного письма и очень мечтал, чтобы человек на фотографии из книжки был его отцом.

Главная мечта мальчика была в том, чтобы иметь фотографию отца.

3. Чем объяснить боль в глазах Володьки?

Володька Акимцев был таким же детдомовским мальчиком. Он точно также мечтал, чтобы его родители нашлись. Поэтому он отдал фотографию герою, ведь он понимал, как важно для ребёнка знать своих родителей, верить, что ты не один.

Володька ощущал боль оттого, что не имел фотографии отца и не знал, жив ли он вообще.

4. Прочитайте рассказ по ролям.

Сценарий рассказа «Портрет отца» для 4 класса

Сцена 1.

Мальчик стоит возле книжного шкафа и рассматривает книжку. Он оглядывается и вырывает из книжки страницу. К мальчику подходит Володька.

Мальчик (восторженно): Смотри, Володька, это мой отец!

Володька вырывает фотографию (пренебрежительно): Ерунда! Это не твой отец!

Мальчик (в слезах): Это он!

Володька: Пойдём, спросим воспитательницу.

Мальчик подходят к воспитательнице, которая сидит за столом на краю сцены, и показывают ей фотографию.

Воспитательница (осуждающе): Нельзя портить книги. И вообще, я не думаю, что это твой отец. Он же не писатель. Зачем его будут печатать в книжках!

Мальчик (плачет): Нет, это мой отец!

Сцена 2.

Мальчик стоит у книжного шкафа и беспорядочно роется в книгах. К нему подходит Володька.

Володька (хитро): Если это твой отец, ты должен для него ничего не пожалеть. Не пожалеешь?

Мальчик (горячо): Нет.

Володька: Нож свой отдашь?

Мальчик (решительно): Отдам.

Володька: А компас?

Мальчик: Отдам.

Володька: А новый костюм поменяешь на старый?

Мальчик кивает. Володька протягивает ему фотографию.

Володька (задумчива и с грустью): Бери. Не нужно мне твоего костюма… Может и вправду…

Мальчик прижимает фотографию к груди. Володька тайком утирает слёзы. Занавес.


0

От чьего имени ведется рассказ «Портрет отца» А. Приставкин?

1 ответ:



1



0

В рассказе «Портрет отца» главные герои мальчики , живущие в детдоме, воспитатель и образ отца, представленный в виде портрета. Рассказ ведется от лица автора Анатолия Приставкина, когда он был 10-летним мальчишкой. Его отец , как миллионы других отцов ушли на фронт, многие не вернулись. Писатель выражает главную мысль рассказа в своих чувствах, вера в возвращение отца, вера обрести свою семью помогала выжить в то тяжелое время. Дети в детдоме были совершенно одни в целом мире, они чувствовали страх и одиночество, они не чувствовали поддержки от самых близких людей и только вера в будущее давала им силы держаться.

Читайте также

Главный героев в сказке — всего два. Это Индюк — болтун, задавака и глупец и Еж, единственное живое существо, которое не позволило пустить себе пыль в глаза и сказало то, что думает, назвав Индюка глупцом. Правда позже Еж подыграл Индюку и согласился признать, что он-де умнее всех. Объяснить поступок Ежа довольно просто: он сделал это просто того, чтобы избежать никому не нужного конфликта на чужой территории.

__

Помимо двух главных героев в сказке есть еще и второстепенные персонажи — жена Индюка (Индейка), Гусь, Петух, птичница Матрена (женщина, которая ухаживала за птицами и приносила им еду).

Главным героем былины так называемого новгородского цикла под названием «Садко» оказывается этот самый Садко, которого в тексте былины часто называют Богатым гостем и купцом. Все остальные герои этой былины второстепенные.

Это морской царь, которому приглянулась игра тогда еще бедного гусляра Садко и он подсказал тому как разбогатеть.

Это Микола Можайский, святой угодник Николай, который помогает Садко добрым советом, когда тот оказывается во дворце морского царя.

Ну и это наверное девушка Чернава, которую Садко выбрал себе в жены.

Ну а главная мысль этой былины в том, что каждый из нас сам кузнец своего счастья. Если бы не научился Садко в свое время играть на гуслях. не стал бы он известным музыкантом и не приглянулся бы морскому царю. А не подскажи ему морской царь про золотых рыб, не стал бы Садко купцом. Не отправившись на морское дно, не нашел бы себе Садко невесту-красавицу.

Главную мысль этой былины можно выразить такими русскими пословицами как:

dpV1Cq8mwaVkyVnt0EF8uhD8pYKMOk1p.png

Наконец, имеется в этой былине интересная мысль, что как бы ты не был богат, понимать можно как угодно: умен, красив, талантлив и прочее, ты не можешь быть богаче целого города, понимать следует народа.

Геннадий Цыферов «Дневник медвежонка»- это сказка о том, как люди нашли странный березовый сверток (из бересты). На нем что-то было нацарапано, будто написано или нарисовано. Старые и мудрые охотники сказали, что это дневник медвежонка.

Краткое содержание дневника:

Во вступлении хозяин дневника описывает себя как медвежонка возрастом 2,5 дня. ОН решил вести дневник. Пока он его не потерял, туда вместилось ровно 7 дней. В дневнике описано, как медвежонок знакомился с солнцем и пытался его догнать. Потом он надувал пузыри и писал о том, что никакого дождичка в четверг не было. В пятницу медвежонок нашел алый лепесток мака, а субботу ловил рыбу. Они с крокодилом здорово напугали друг друга. Ну а в воскресенье он не делал ничего, это же выходной день. ПО воскресеньям только солнце работает.

Главные герой произведения: милый и забавный медвежонок, что познает окружающий мир, описывает все свои впечатления в дневнике. Он балуется, как и все дети. Смешной, непоседливый, ему все интересно.

Главному герою станционному смотрителю Самсону Вырину изначально было «лет пятьдесят» (CC 99.17), а во время второго его посещения на той же станции, как минимум, на три года больше (т.к. его рассказ начинается словами «три года тому назад..»).

Смешной и в то же самое время поучительный рассказ Саши Чёрного, где описан разговор двух маленьких людей — детей. Они, собственно говоря, и являются главными персонажами истории. Это 5-ти летний брат и его 4-х летняя сестренка.

  • Краткое содержание для читательского дневника: мальчик приносит в ведерке медузу и показывает ее сестре. Девочка задает вопросы о жизни морского обитателя, и получив достаточное количество ответов, выносит свой приговор — выбросить медузу обратно в море.

Если говорить о том чему учит произведение, то я бы ответила так:

  • Сестра оказывается мудрее своего брата. Она проявляет любопытство и пытается понять — почему человек, кушая и купаясь, как медуза, не становится на нее похожим. Брат, не зная как отвечать на каверзные вопросы сестренки, сердится. А девочка выносит свой приговор — выкинуть бесполезное существо обратно в море, т.к. оно глупое. Взрослым, прочитав сей рассказ, тоже следует обратить внимание на то, что ребенок — это маленький человек, способный анализировать и делать свои, не всегда неверные, выводы. Разве скажешь, что малышка не права в этой ситуации? Все верно рассудила, от медузы прока не будет, хм.

Саша Черный рассказ "Маленькие" читать онлайн бесплатно

Урок
литературного чтения           

Тема «А.
Приставкин «Портрет отца», В.Костецкий «Возвращение»

Цели:

·       
Познакомить с произведением А. Приставкина
«Портрет отца», и с репродукцией картины В.Костецкого «Возвращение»;

·       
Учить сравнивать произведения разных
жанров;

·       
Обучать выразительному чтению
произведения;

·       
Воспитывать патриотизм, чувство гордости
за свою Родину;

·       
Развивать память, речь, мышление.

Планируемые
результаты:

Предметные

Умение читать
вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения
вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух
поэтическое произведение.

Метапредметные

Регулятивные
умение эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи,
составлять план урока.

Предметные
– Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой
текст на основе ключевых слов и выражений.

Коммуникативные-
осмысление правил взаимодействия в паре и
группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий,
умение договориться о совместных действиях).

Личностные
– осмысление темы «Что значит для меня моя Родина»

Оборудование: презентация,
выставка книг по теме урока, портрет писателя, репродукция картины В. Костецкого
«Возвращение», фотографии участников войны, рисунки детей о войне.

Ход урока:

1.     Орг.момент

Я
желаю вам, чтобы этот урок у нас получился полезным, познавательным и
содержательным и вы смогли себя полностью проявить и раскрыться.

2.    
Актуализация знаний

Мы
с вами на уроках литературы продолжаем изучать раздел. который называется? («О
Родине, о подвигах. О славе») На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с
произведениями литературы и изо о ВОВ.

Проверка
домашнего задания

На
этот урок нужно было выучить «Реквием» Рождественского. Расскажите. (в
сопровождении видео и музыки)

Рассказы
детей о родственниках, воевавших в ВОВ

3.    
Речевая разминка

-Прочитайте
стихотворение.

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

-Вам
понравилось стихотворение?


слову война подберите эпитеты.  (Эпитет-средство художественной
выразительности, придающее выражению образность и эмоциональность.)

Какая
она? (жестокая, бессердечная, страшная, кровавая, зверская)

-Прочитайте
стихотворение выразительно.

4.Вступительная
беседа


Послушайте отрывок песни.  О ком поется в этой песне?

-Какой
след она оставила в памяти, душе детей? (голод, страх)

Дети
и война – это самое скорбное событие, какое только можно себе представить.
Тяжелейшие испытания выпали на долю того поколения детей: бомбежки, голод,
холод, страх потерять родных или самому потеряться. Многие из тех, кому было по
12-15 лет, брали на себя обязанности взрослых, работали на заводах и фабриках и
выполняли далеко не детские нормы. Дома дети и подростки без лишних слов
помогали по хозяйству, заботились о младших и стариках. Когда позволяли
обстоятельства, не забывали основную свою обязанность – учиться. В годы войны
дети проявляли себя стойкими патриотами своего Отечества. Фронтовые подвиги,
совершенные детьми, — особая страница в истории Великой Отечественной войны. Во
время войны часть детей перед захватом немцами городов вывозили в другие города
на востоке страны. Родители и дети иногда даже не знали, где находятся близкие,
что с ними, живы ли они.

-Многие
дети войны остались без своих родителей и родственников. Где они жили? (В
детдоме)

-Представьте,
что мог чувствовать ребёнок , который жил в детдоме? (страх, одиночество, голод,
печаль,…)

-Верно,
но они верили, что их заберут родители…

5.Работа
над произведением. Знакомство с биографией писателя.

17
октября
исполнился 90 лет со дня рождения русского,
российского писателя и общественного
деятеля Анатолия Игнатьевича Приставкина. Сегодня на уроке мы познакомимся с его рассказом. Родился
в трудовой семье: отец работал на заводе, мать – на фабрике. В начале войны в
возрасте 10 лет он остался сиротой: отца призвали на фронт, мать вскоре умерла
от туберкулёза. Мальчику предстояло испытать все тяготы детдомовского детства;
он сменил десятки детских домов. «У меня война оставила невероятное чувство
бесконечности её и голода»,- писал Приставкин позже. Он начал работать ещё
мальчиком. Работал электриком, радистом. Радость этих лет составляли книги.
Впоследствии Приставкин пишет цикл рассказов «Трудное детство»; в 70-е годы 20
века – повесть «Солдат и мальчик». А.И. Приставкин говорил о войне так: «Я не
только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним
даже памятью; это было больно. Не просто больно, мне не хватало сил даже
перечитать собственные ранее написанные рассказы».

О
книгах А.И Приставкина

В
книгу «Кукушата» вошли две повести «Ночевала тучка золотая» и «Кукушата» или
«Жалобная песнь для успокоения сердца» о воспитанниках детдома и
автобиографический роман «Рязанка». Также у него есть «Собрание сочинений»
несколько томов. Куда вошли маленькие рассказы.

6.
Первичное чтение – погружение рассказа детьми.

 Прочитайте
название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (на доске)


Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе? (прогнозирование)

-Сформулируйте
для себя самый главный вопрос, на который вы бы хотели получить ответ.


Верны ли ваши предположения мы узнаем, если прочитаем рассказ, а походу чтения,
будем останавливаться, чтобы вести диалог с автором, зададим вопросы автору.  Найдем
информацию между строк, т.е. домысливать с помощью воображения.

Словарная
работа

Определим
значения непонятных слов.

Полушубок

 Вздор,
чепуха, нелепость

Стащить

Случайно
или неожиданно обнаружить что-либо

Наткнуться

 Короткая,
до колен, овчинная шуба.

Ерунда

Взять
без разрешения, украсть

Проверка.

Откройте
книгу на стр.81 (чтение учителем и учениками)

       
Это случилось в войну. В нашей детдомовской библиотеке я случайно наткнулся на
маленькую книжку. На обложке ее была фотография челове­ка в меховой шапке,
полушубке и с автоматом. Этот человек был очень похож на моего отца. Ста­щив
книжку, я забрался в самый темный угол, оторвал обложку и засунул под рубаху. И
долго там носил ее. Только иногда доставал, чтобы по­смотреть. Конечно же, это
должен быть мой отец. Третий год шла война, а я не получал от него даже писем.
Я почти забыл его. И все равно я знал: это мой отец.


В какое время происходили события?

-Где
происходило?

-От
чьего имени ведется рассказ?

-На
доске напишем героев этого рассказа

-Кто
по вашему главный герой?

-Кто
был нарисован на обложке?

Почему
мальчик решил, что это его отец?


Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете, почему он так поступил?


Куда засунул обложку? (под рубаху)

-Почему?


Хорошо ли он поступил?


Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого
времени?


В тексте есть слова: «Конечно же, это должен быть мой отец».  (на доске) Почему
мальчик был в этом уверен?


Что же могло произойти дальше?

Я
поделился открытием с Вовкой Акимцевым, самым сильным парнем в нашей спальне.
Он вырвал портрет из моих рук и решил:


Ерунда! Это не твой отец!


Нет, мой!


Пойдем спросим воспитательницу…

Ольга
Петровна посмотрела на оторванную обложку и сказала:

— 
Нельзя портить книги. И вообще я не ду­маю, чтобы это был твой отец. Зачем его
будут печатать в книжке? Ты сам подумай. Он же не писатель?

— 
Нет. Но это мой отец!


С кем он поделился своим открытием?

-Следующие
герои?


Что сказала мальчикам воспитательница?

-Что
ему ответил Вовка? (Вовка не поверил мальчику, его слова подтвердила
воспитатель детдома.)


Что же могло произойти дальше?

Володька
Акимцев не отдал портрет. Он спрятал его и сказал, что я просто хочу похвастать
и он не отдаст мне обложку, чтобы я не занимался ерундой.

Но
мне нужен был отец. Я перерыл всю библиотеку, отыскивая вторую такую книжку. А
книжки не было. И я плакал по ночам.

-Какие
чувства вы испытали во время чтения этого отрывка? (Ответы детей)

-Опишите,
каким представляется Вовка Акимцев?


«Но мне нужен был отец.» Фотографию с кем отождествляет мальчик?

-Что
сделал мальчик? Найдите отрывок.(Я перерыл всю библиотеку…)

-Он
плакал по ночам из-за фотографии только?

Он
очень хотел чтоб у него было что- то от отца, хотя бы этот клочок бумаги.

Однажды
Володька подошел ко мне и заявил, усмехаясь:

— 
Если это твой отец, ты должен за него ничего не жалеть.

Не
пожалеешь?

— 
Нет.

— 
Нож свой отдашь?

— 
Отдам.

—  
И компас?

—  
Отдам.

—  
А новый костюм поменяешь на старый?..— И протянул измятую обложку.— Бери. Не
нужно мне твоего костюма. Может, и вправду…— В глазах у Володьки была зависть и
боль. Его родные жили в Новороссийске, занятом фашистами. И у него не было
никаких фотографий.

-Что
просил взамен на портрет отца Володька у героя рассказа?

-На
что готов был мальчик?

-Нож,
компас, костюм в те года были сокровищем для детей. (тем более детдомовских
детей)

-Почему
он не взял?

-Чем
объяснить боль в глазах Володьки? (ответы детей)

-Что
вы можете сказать о мальчике? (ответы детей)

-Что
было на сердце у Володьки Акимцева? Прочитаем.

-Чему
завидовал Володя? Чего у него не было такого. Что было у автора?

(Каждый
ребёнок верил, что вернутся родители живыми, здоровыми).


Вера помогает людям пережить все трудности жизни.

7.
Главные герои рассказа «Портрет отца» и их характеристика

            
Нужно дать характеристику героям, аргументируя словами из текста.              

1.     Мальчик-рассказчик, автор. Упрямый, верный, любит своего отца и
сильно скучает. Автор — описывает событие из детства. Он тогда был искренним,
переживающим, немного наивным.

2.     Вовка
Акимцев. Друг мальчика. Тоже скучает без отца. Володька  — самый сильный из
мальчиков. Немного насмешливый, но понимающий младшего.

3.     Ольга Петровна — воспитательница. Справедливая, рассудительная.

8.
Вопросы и ответы по содержанию рассказа

Простые
вопросы (Кто сделал? Что сделал? Где происходило?). Объясняющие вопросы
(Почему? Зачем?). Творческие вопросы (Что изменилось бы..) Оценочные вопросы (Правильно
ли поступил?) Практические вопросы (Как бы вы поступили?)

9.
Прием «Вырази свои чувства и эмоции»

(по
схеме)

 10. План пересказа рассказа «Портрет
отца»
(работа в
группах)

1.
Книжка с портретом

2.
Вырванная обложка

3.
Ерунда

4.
Воспитательница

5.
Предложение Вовки

6.
Боль и зависть.

10.
Работа по картине В.Костецкого  «Возвращение»

-Какое
название вы бы дали этой картине?

-Что
вы видите на картине? Составьте небольшой рассказ.

-Какое
впечатление возникло у вас при виде этой картины?

Картину
автор задумал еще будучи солдатом на войне, написал ее в 1947 году, вернувшись
с фронта. Эта работа практически автопортрет.

Мастеру
удалось искренне передать все переживания и чувства людей в момент долгожданной
встречи. Картина в свое время была очень популярна, ее начали печатать на
марках и открытках. Работа даже выдвигалась на Сталинскую премию, но по
непонятным причинам одобрена не была. Комиссии картина не понравилась из-з
того, что на ней нет лица победителя. И верно, лица солдата на картине нет, но
тем ценнее картина, что зритель видит и чувствует все эмоции и мысли героев
данной работы. К слову,
художник изобразил реальную лестничную площадку перед своей квартирой в доме
8/14 по улице Большой Житомирской в Киеве, где он жил с семьёй. После там
проживал его сын Александр.

В
центре сюжета солдат, пришедший с фронта. Солдат победитель, солдат вернувшийся
живым. Дверь ему открыла мама, открыла, да так и застыла, не веря своим глазам.

На
грудь упала с горячими объятиями жена, прижавшись заплаканным лицом к шершавой
небритой щеке бойца. Хорошо видны ее руки, крепко обнимающие мужа за шею.

К
ногам прижался мальчишка лет шести с рано повзрослевшим лицом детей войны. Он
поднял глаза на отца, еще не полностью осознавая всего случившегося счастья.

На память приходит стихотворение Елены Ширман:

«Это будет, я знаю…
Нескоро, быть может,—
Ты войдешь бородатый,
сутулый,
иной.
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опалённые временем и войной.
Но улыбка останется.
Так иль иначе,
Я пойму — это ты.
Не в стихах, не во сне.
Я рванусь,
подбегу.
И, наверно, заплачу,
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель…
Ты поднимешь мне голову.
Скажешь: «Здравствуй…»
Непривычной рукой по щеке проведёшь.
Я ослепну от слез,
от ресниц и от счастья.
Это будет нескоро.
Но ты — придешь…»


Сравните содержание рассказа и картины. Что авторы хотели донести до нас?

-Расскажите,
что вас поразило, удивило, заставило задуматься?


Как можно объединить разные виды искусства?

-Вам
не кажется, что это счастливый финал рассказа?

10.Рефлексия.

-Дети,
вспомните какие вопросы вы ставили в начале урока. Смогли ли вы найти на них
ответы?

-Скажите,
получился ли урок у нас содержательным и полезным?

Давайте.

Поблагодарим
автора , Анатолия Игнатьевича Приставкина за такой жизненный рассказ и проведем
разговор с ним

-Уважаемый
Анатолий Игнатьевич, ваш рассказ учит….

(учит
доброте и сопереживанию, учит помнить о страшной войне и жертвах военных лет,
сколько горя приносит война, нельзя допустить ее повторения и надо уметь
помогать другу.)

(Рассказ учит
всегда верить в лучшее, уметь ждать и не терять надежды. Учит не предавать
родных и ненавидеть врагов. Учит любить свою Родину.)

(Рассказ учит всегда верить в лучшее, уметь ждать и не терять надежды. Учит
не предавать родных и ненавидеть врагов. Учит любить свою Родину.)

11.
Итог урока.

Дети,
выбирайте задание, которое вам будет интересно и посильно.

Домашнее
задание по выбору:


пересказ произведения;


рассказать о подвигах детей во время войны;

-написать
письмо поддержки в прошлое мальчику.

Контрольная работа по тексту А. Приставкина «Портрет отца»

Комплексная проверочная работа к рассказу А. Приставкина
«Портрет отца».

Учебник литературного чтения 4 класс УМК «Перспектива»

Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в 1931 году в городе Люберцы

Московской области. Когда началась война ему было 10 лет. Отец ушёл на

фронт, а мама умерла от туберкулёза. Мальчик всю войну бродяжничал.

Прочитайте рассказ А. Приставкина «Портрет отца» и ответьте на вопросы.

1 Это случилось в войну. В нашей детдомовской библиотеке я случайно

2 наткнулся на маленькую книжку. На обложке ее была фотография человека в

3 меховой шапке, полушубке и с автоматом. Этот человек был очень похож на

4 моего отца. Стащив книжку, я забрался в самый темный угол, оторвал

5 обложку и засунул под рубаху. И долго там носил ее. Только иногда доставал,

6 чтобы посмотреть. Конечно же, это должен быть мой отец. Третий год шла

7 война, а я не получал от него даже писем. Я почти забыл его. И все равно я

8 знал: это мой отец. Я поделился открытием с Вовкой Акимцевым, самым

9 сильным парнем в нашей спальне. Он вырвал портрет из моих рук и решил:

10 — Ерунда! Это не твой отец!
11 — Нет, мой!
12 — Пойдем спросим воспитательницу…
13 Ольга Петровна посмотрела на оторванную обложку и сказала:
14 — Нельзя портить книги. И вообще я не думаю, чтобы это был твой отец.

15 Зачем его будут печатать в книжке? Ты сам подумай. Он же не писатель?

16 — Нет. Но это мой отец!

17 Володька Акимцев не отдал портрет. Он спрятал его и сказал, что я

18 просто хочу похвастать и он не отдаст мне обложку, чтобы я не занимался

19 ерундой.
20 Но мне нужен был отец. Я перерыл всю библиотеку, отыскивая вторую

21 такую книжку. А книжки не было. И я плакал по ночам.
22 Однажды Володька подошел ко мне и заявил, усмехаясь:
23 — Если это твой отец, ты должен за него ничего не жалеть. Не пожалеешь?
24 — Нет.
25 — Нож свой отдашь?
26 — Отдам.
27 — И компас?
28 — Отдам.
29 — А новый костюм поменяешь на старый?.. — И протянул измятую обложку. 30 — Бери. Не нужно мне твоего костюма. Может, и вправду…

31 В глазах у Володьки была зависть и боль. Его родные жили в Новороссийске,

32 занятом фашистами. И у него не было никаких фотографий.

    1. От чьего имени ведётся рассказ? _______________________________

    2. Когда происходят события в рассказе?___________________________

    3. Где находилась библиотека, о которой говорит мальчик?

____________________________________________________________

    1. В трёх книгах из библиотеки было 800 страниц. В первой 648 страницы, во второй в 6 раз меньше. Сколько страниц в третьей книге?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

    1. Как вы думаете, на какую из трёх книг (из задания № 4) наткнулся автор рассказа? ____________________________________________

    2. Найдите в тексте строчки и запишите, что сделал мальчик с книгой? ____________________________________________________________Почему? ____________________________________________________

    3. С кем поделился он своим открытием?__________________________

    4. Как имя автора этого рассказа?_______________________________

    5. Сколько времени уже шла война? ______________________________ Какой это был год? __________________________________________

    6. О какой войне идёт речь в рассказе, напишите её полное название.

___________________________________________________________

    1. Сколько лет было автору, когда началась война?_________________

    2. С кем воевала наша страна? __________________________________

    3. Напишите, как полностью называлась наша страна в те годы?

___________________________________________________________

    1. Что сказала воспитательница, посмотрев на оторванную обложку?

___________________________________________________________

    1. В отрывке начиная с 14 строки до 23 строки включительно найдите и выпишите все глаголы с частицей не. Подчеркните глагол, который без НЕ не употребляется._____________________________

____________________________________________________________

    1. Что делал Толя по ночам, не найдя в библиотеке второй такой же книги?______________________________________________________

    2. Чего готов был не пожалеть, за портрет отца мальчик?

____________________________________________________________

    1. Спишите второе предложение и сделайте синтаксический разбор.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

    1. Почему Володька ему поверил?__________________________________

    2. Что отразилось в глазах Володьки?_____________________________

    3. Где остались родные Володьки?________________________________

    4. Из 31 строчки выпиши имя собственное 2 склонения и сделай морфологический разбор этого слова.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

    1. Почему Толя был уверен, что это портрет его отца, а про маму не вспоминал?

ответы:

  1. от имени автора.

  2. В войну.

  3. В детдоме.

  4. 648:6= 108(стр.)

648+108= 756(стр.)

800-756= 44(стр.)

  1. На 3-ью. (Маленькая)

  2. Оторвал обложку и носил с собой. Думал, что в книге фотография отца.

  3. Вовкой Акимцевым

  4. Анатолий (Толя)

  5. 3 года, 1941 году

  6. Великая Отечественная Война (вторая мировая)

  7. 10 лет

  8. с фашистами

  9. Союз Советских Социалистических Республик (СССР)

  10. Нельзя портить книги

  11. Нельзя, не думаю, не отдал, не отдаст, не занимался, не было, не жалеть, не пожалеешь.

  12. Плакал

  13. Нож, компас, новый костюм.

  14. В нашей детдомовской библиотеке я случайно

наткнулся на маленькую книжку.

  1. Все готов был отдать

  2. Зависть и боль

  3. В Новороссийске занятом фашистами

  4. в Новороссийске — сущ., что? Новороссийск, соб., неодуш., м.р., 2 скл., ед.ч., П.п., обстоят. места.

  5. Надеялся, что папа жив, мама умерла от туберкулёза. Других родных не было.

Обновлено: 10.01.2023

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:

— умения эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока,

— умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений,

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

И шла война четыре долгих года.

Мы воевали за свою свободу.

Враги хотели нашу землю захватить,

А нас в рабов послушных превратить.

И было много разных битв,

В которых враг проклятый был разбит.

Великое сраженье под Москвой,

— Понравилось вам стихотворение?

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— О чем это стихотворение?

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

III. Работа по теме урока

— Прочитайте название произведения, которое будем изучать. Как вы думаете, о чем оно?

(Прогнозирование содержания текста.)

— Прочитаем текст и узнаем, правы ли мы были. (Чтение произведения учителем.)

— Какие чувства вы испытали при чтении?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение произведения учащимися. Беседа по содержанию произведения.)

— От чьего имени ведется рассказ?

— Что вы можете сказать о мальчике? Какая была у него мечта?

— Чем объяснить боль в глазах Володьки?

— Подготовьтесь к чтению по ролям. (Чтение рассказа по ролям.)

— Расскажите, что вы на ней видите.

— Составьте небольшой рассказ по картине.

— Сравните содержание рассказа и картину. Что авторы этих произведений хотели донести до нас?

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— Какие чувства испытывает автор рассказа?

— Какие произведения о войне вы читаете или прочитали?

Домашнее задание

Найти и прочитать другие произведения этого автора.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии и творчества Анатолия Приставкина

Анатолий Игнатьевич Приставкин родился 17 октября 1931 г. в г. Люберцы Московской области. У Анатолия с детства осталось воспоминание о том, что дома всегда находились колодки — отец сам подбивал или мастерил детям новую обувь. До войны семья Приставкиных с родственниками жила в коммуналке — 8 человек на 8 квадратных метрах. У родителей стояла кровать, у Анатолия — диванчик, у сестры — колясочка, остальные взрослые спали на полу — ногами под кровать, а головой под стол, и тот, кто вставал на работу первым, перешагивал через остальных.

И все-таки Анатолий Приставкин считает детство самым счастливым периодом жизни — еще не началась война, была жива мама, хотя в то время она уже смертельно болела. Когда началась война, Приставкину шел десятый год. Отец ушел на фронт, а мать вскоре умерла от туберкулеза. Мальчик всю войну бродяжничал, оказывался в разных частях огромной страны — в Подмосковье, Сибири, на Северном Кавказе.

Трудиться начал с 12 лет. В 15 лет устроился работать на аэродром в Жуковском. В 1952 г. окончил Московский авиационный техникум, работал электриком, радистом. После службы в армии поступил в Литературный институт им. М. Горького и окончил в 1959 г., посещал семинар поэта Льва Ошанина.

В послевоенные годы Анатолий начал читать стихи с самодеятельной сцены, играть в любительских спектаклях, и это увлечение осталось на долгие годы. Тогда же ему захотелось самому попробовать силы в сочинительстве — он написал пьесу, потом пошли стихи. Сначала он читал их с эстрады, позже решился предложить для печати, и несколько стихотворений действительно опубликовали.

А.И. Приставкин издал более 25 книг, его романы и повести переведены на многие языки мира. Анатолий Игнатьевич любил проводить время в деревне, увлекался живописью и рыбалкой.

Народный художник Украинской ССР, живописец Владимир Николаевич Костецкий (1905—1968) родился в селе Холмы ныне Черниговской области в семье учителя рисования. Первые уроки рисунка он получил у А. Г. Лазарчука, ученика В.Е. Маковского, а в 1922—1928 гг. учился в Киевском художественном институте.

Во время Великой Отечественной войны художник, находясь в рядах Советской Армии, работал над плакатами, листовками, выполнил ряд портретных рисунков советских воинов.

Данный урок разработан для 4 класса, по УМК «Перспектива».

Вложение Размер
Урок литературы 22.81 КБ
Презентация к уроку 1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Дата 17 ноября 2014 г.

Учитель: Мухаметзянова Наталья Анатольевна

Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Регулятивные — умение эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока.

Предметные – Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

Коммуникативные- осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях).

И шла война четыре долгих года.

Мы воевали за свою свободу.

Враги хотели нашу землю захватить,

А нас в рабов послушных превратить.

И было много разных битв,

В которых враг, проклятый был разбит.

Великое сраженье под Москвой.

-Вам понравилось стихотворение?

-О какой войне здесь идёт речь?

-Что вы можете рассказать о Великой Отечественной войне?

-Прочитайте стихотворение медленно.

-Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

-Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

3.Проверка домашнего задания

Рассказы детей о родственниках, воевавших в ВОВ

Дети и война – это самое скорбное событие, какое только можно себе представить. Тяжелейшие испытания выпали на долю того поколения детей: бомбежки, голод, холод, страх потерять родных или самому потеряться. Многие из тех, кому было по 12-15 лет, брали на себя обязанности взрослых, работали на заводах и фабриках и выполняли далеко не детские нормы. Дома дети и подростки без лишних слов помогали по хозяйству, заботились о младших и стариках. Когда позволяли обстоятельства, не забывали основную свою обязанность – учиться. В годы войны дети проявляли себя стойкими патриотами своего Отечества. Фронтовые подвиги, совершенные детьми, — особая страница в истории Великой Отечественной войны. Оставшись со взрослыми на оккупированной территории, они становились связными в партизанских отрядах, как Нина Куковерова, Маркс Кротов. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В подполье, как Витя Хоменко, Зина Портнова.

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Во время войны часть детей перед захватом немцами городов вывозили в другие города на востоке страны. Родители и дети иногда даже не знали, где находятся близкие, что с ними, живы ли они.

5.Работа над произведением

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом. Откройте книгу на стр.81-Прочитайте название произведения, которое мы будем читать.

— Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

— Верны ли ваши предположения мы узнаем, если прочитаем рассказ, а походу чтения, будем подчёркивать непонятные слова.

А) Мозговой штурм (дети читают текст и отмечают карандашом непонятные слова и выражения)

Б) Проверка первичного восприятия

— Кто главный герой рассказа?

— Как мальчик оказался в детдоме?

— Какие чувства испытывали вы, читая рассказ?

— Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете, почему он так поступил?

— Хорошо ли он поступил?

— Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого времени?

— С кем он поделился своим открытием?

— Что сказала мальчикам воспитательница?

— Почему мальчик готов был отдать все за портрет?

— Почему у Володи в глазах появилась зависть и боль?

(Обращение к эпиграфу урока)

7. Работа в группах.

Аналитическое чтение (каждая группа детей готовит вопросы по тексту).

А) Прочитайте, как мальчик нашёл книгу?

Б) С кем он поделился своей радостью?

В) Что сказала мальчикам воспитательница?

Г) Как мальчик доказал Володе, что это портрет отца?

10. Чтение по ролям.

11.Обучающая самостоятельная работа.

— Писатель поставил многоточие, мысль не окончена. Что недосказал Володька, чему он завидовал?

1 Постановка фильма.

— В нашем фильме будет 4 кадра:

1. Мальчик в доме с фотографией.

2. Разговор с воспитателем.

3. Возвращение фотографии.

— 4 кадр вы придумайте сами (ученики предлагают свой вариант окончания рассказа)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Краткое описание документа:

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом. Откройте книгу на стр.81-Прочитайте название произведения, которое мы будем читать.

— Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

— Верны ли ваши предположения мы узнаем, если прочитаем рассказ, а походу чтения, будем подчёркивать непонятные слова.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 491 материал в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.01.2020 1908
  • PPTX 3.9 мбайт
  • 278 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Демочкина Светлана Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

понедельник, 11 октября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу А. Приставкина «Портрет отца» для 4 класса

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 82

УКМ «Перспектива»

Рассказ ведётся от первого лица, то есть от имени автора. Возможно, это автобиографический рассказ и писатель Анатолий Приставкин вспоминает себя в детстве.

Мальчик жил в детском доме. У него не было матери, а отец воевал уже три года. Мальчик ни разу не получил от него ни одного письма и очень мечтал, чтобы человек на фотографии из книжки был его отцом.

Главная мечта мальчика была в том, чтобы иметь фотографию отца.

Володька Акимцев был таким же детдомовским мальчиком. Он точно также мечтал, чтобы его родители нашлись. Поэтому он отдал фотографию герою, ведь он понимал, как важно для ребёнка знать своих родителей, верить, что ты не один.

Володька ощущал боль оттого, что не имел фотографии отца и не знал, жив ли он вообще.

Сценарий рассказа «Портрет отца» для 4 класса

Мальчик стоит возле книжного шкафа и рассматривает книжку. Он оглядывается и вырывает из книжки страницу. К мальчику подходит Володька.

Мальчик (восторженно): Смотри, Володька, это мой отец!

Володька вырывает фотографию (пренебрежительно): Ерунда! Это не твой отец!

Мальчик (в слезах): Это он!

Володька: Пойдём, спросим воспитательницу.

Мальчик подходят к воспитательнице, которая сидит за столом на краю сцены, и показывают ей фотографию.

Воспитательница (осуждающе): Нельзя портить книги. И вообще, я не думаю, что это твой отец. Он же не писатель. Зачем его будут печатать в книжках!

Мальчик (плачет): Нет, это мой отец!

Мальчик стоит у книжного шкафа и беспорядочно роется в книгах. К нему подходит Володька.

Володька (хитро): Если это твой отец, ты должен для него ничего не пожалеть. Не пожалеешь?

Мальчик (горячо): Нет.

Володька: Нож свой отдашь?

Мальчик (решительно): Отдам.

Володька: А компас?

Володька: А новый костюм поменяешь на старый?

Мальчик кивает. Володька протягивает ему фотографию.

Володька (задумчива и с грустью): Бери. Не нужно мне твоего костюма. Может и вправду.

Мальчик прижимает фотографию к груди. Володька тайком утирает слёзы. Занавес.

возвращение солдата домой после войны на картине Костецкого

Об авторе: Владимир Николаевич Костецкий (1905-1968)- украинский живописец. В творческой деятельности им были созданы портреты, пейзажи и различные жанровые композиции. На картине Костецкого Возвращение изображена сцена из жизни самого художника, когда он прибыл с фронта в Киев, где проживала его семья. Художественное полотно было написано в 1947 году.

Сочинение по картине Костецкого Возвращение: описание и анализ художественного полотна

На картине Костецкого Возвращение мы видим солдата, вернувшегося с войны. Его родные, не поверив своим глазам, бросились его обнимать. Жена обхватила его двумя руками за шею. Молодая светло-русая женщина крепко прижимает мужа к себе, уткнувшись лицом в его грудь. Скорее всего, она плачет от радости.

Сын тоже обнимает отца. Светленький мальчик лет пяти немного смущен, ведь он почти не помнит отца. Но он так мечтал об этой долгожданной встрече. Осознание того, что папа уже дома, вызывает у него бурю эмоций. Он уже представляет, как они вместе будут гулять по парку и запускать воздушного змея. И как он будет хвалиться перед соседскими мальчишками, сколько орденов и медалей получил в сражениях его отец.

На пороге квартиры, схватившись за дверь, стоит мать солдата. Она в бессилии прислонилась ко входной двери, боясь упасть на пол. На глазах нет слёз, они уже давно выплаканы. Старушка еще до конца не осознала, что вот он ее сын живой и здоровый стоит перед ней со своей семьей. Она мысленно благодарит Бога за то, что ее сын вернулся с войны.

Мужчина в солдатской шинели тоже крепко обнимает свою жену. Он наклонил голову, чтобы поцеловать ее. Наверняка, в следующую минуту он обнимет и расцелует своего сынишку. А потом бросится обнимать свою мать. Одет боец в шинель коричневого цвета и кирзовые сапоги. За плечами у него серый вещевой мешок. На шахматном полу лестничной площадки стоит большой черный чемодан.

Персонажи картины изображены на фоне загрязненных и давно не крашеных стен подъезда. Когда-то они были зеленого цвета. А теперь и стены, и входные двери стали почти одинакового серо-коричневого оттенка. На этом фоне ярко выделяются белая кофточка молодой женщины и голубая рубашка мальчика.

Одежда героев картины простая, далеко не новая. Но ни одежда, ни потёртые стены подъезда не играют большой роли на художественном полотне. Важным здесь является трогательная встреча родных после долгой разлуки. Автору удалось реалистично и убедительно изобразить чувства людей, дождавшихся с войны солдата.

Читайте также:

      

  • На дне горький анна сочинение
  •   

  • Сочинение на тему естественного человека в повести олеся
  •   

  • Пусть я не знаю смысла жизни но искание смысла уже дает смысл жизни сочинение
  •   

  • Онтологические позиции в философии сочинение
  •   

  • Лучший в мире кинозал это мозг и ты понимаешь это когда читаешь хорошую книгу сочинение

  • Рассказ портрет гоголь слушать бесплатно
  • Рассказ портрет гоголь краткое содержание
  • Рассказ портрет 3 класс окружающий мир
  • Рассказ порог на шуе читать
  • Рассказ порка по пяткам