Рассказ появление неравенства и знати

Появлению неравенства способствовали изменения в хозяйственной жизни человеческого общества. Усовершенствование орудий производства привело к повышению производительности труда и освобождению от участия в сельскохозяйственных работах части населения общины.

Появление пашенного земледелия

С появлением деревянного плуга отпала необходимость в большом количестве рабочих рук во время обработки поля. Теперь достаточно было двух человек. Один управлял запряженными в плуг волами, второй управлял плугом. Освободившиеся от работы люди могли заняться другими делами. К тому же в общине стали выделяться мастера, хорошо изготавливающие средства производства, домашнюю утварь. От соплеменников им стали поступать заказы на их работу. А в ответ мастера получали продукты питания. Таким образом мастер не принимал участие в обработке земли или выращивании скота, у него появлялась возможность оттачивать свои навыки в определенном деле. Таким образом из среды скотоводов и земледельцев стали выделяться ремесленники.

Совершенствование средств производства

Со временем в производстве стали появляться приспособления и техники, способствующие повышению качества изделий и облегчению труда мастера. Были изобретены веретено, гончарный круг, печи для обжига керамики. Вскоре ремесленники научились обрабатывать медь и драгоценные металлы (золото и серебро). Была открыта технология литья меди в глиняные формы. Около 5 тысяч лет назад изобретен сплав меди и олова — бронза. В 1500 году хетты научились обрабатывать железо путем плавки руды в печах и удаления из него частичек шлака методом ковки. В 500 году до н.э. в Китае научились работать с чугуном.

Улучшение технологий орудий производства, их усовершенствование сказались на производительности труда крестьян. Территория пахотных земель увеличивалась, рос объем урожаев. Чтобы прокормить себя, одной семье не требовалась помощь сородичей. Ей под силу было справиться самостоятельно. Постепенно в общине стали появляться более и менее зажиточные семьи. Появилась возможность выменивать излишки урожая на необходимые предметы быта, вещи и украшения.

Появление знати

Увеличению неравенства и зарождению знати также способствовали грабительские набеги на соседние поселения и племена. Наиболее успешные и удачливые воины стали пользоваться особым почетом и популярностью. Им доверялись общиной защита от набегов соседей и управление принадлежавшими им землями. Так стали появляться вожди. Лидеры окружали себя преданными людьми, на которых могли положиться в бою, обладавшими особыми талантами. За заслуги приближенные получали большую часть добычи в качестве вознаграждения. Из их числа появлялась первая знать.

Члены общины, имевшие особые военные таланты освобождались от необходимости самостоятельно производить средства существования и пропитания. Община соглашалась их содержать, а воины обязались защищать жителей и территорию общины от врагов. Тем самым неравенство, основанное на разнице хозяйственной деятельности людей все больше увеличивалось.

Постепенно люди, не занятые в сельскохозяйственном производстве концентрировались в одном поселении, впоследствии становившееся городом. Первые города появились в долинах рек Тигра и Евфрат, Нил, Инд, Хуанхэ. Их население составляли в основном ремесленники и воины. Долины рек были богаты плодородными почвами. На них крестьяне выращивали урожай, затем обменивали его в городе на необходимые предметы и вещи у ремесленников и защиту от нападения соседей у военных вождей городов. Города становились центрами государств, военные вожди — первыми царями.

Вопросы
занятия

·        Появление ремесла

·        Возникновение торговли

·        Зарождение неравенства

Cреди
скотоводов и земледельцев появились люди, которые не занимались ни земледелием,
ни скотоводством. Они были ремесленниками – людьми, которые занимаются
изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Первые
ремесленные мастерские для изготовления орудий труда появились еще около ста
пятидесяти тысяч лет назад. Они располагались в поселениях или на территории,
где было много камня, пригодного для обработки.

Но
полное выделение ремесла в самостоятельный вид деятельности произошло,
очевидно, тогда, когда были изобретены гончарный круг и ткацкий станок. Впервые
они появились в Месопотамии и Египте в III тысячелетии до нашей эры.

Гончарный
круг и ткацкий станок сделали возможным в более короткий срок выпускать
продукцию лучшего качества и в большем количестве.

В V – IV тысячелетиях до нашей эры люди научились плавить
металл и использовать его при изготовлении орудий труда. Это открытие,
по-видимому, произошло случайно. В печь для обжига глиняной посуды попали
самородки меди. Под воздействием высокой температуры металл размягчался и легко
менял форму при ударе.

Путем
ковки из меди изготавливали топоры, тесла, кинжалы, наконечники копий и стрел,
посуду. Но медь мягкая, и она не могла найти широкого применения.

Вторым
металлом, который научился выплавлять человек, была бронза – сплав меди
и олова. Она обладает значительно большей, по
сравнению с чистой медью, твёрдостью, достаточной прочностью и более легкоплавка. Более подробно
свойства этих металлов вы будете изучать на уроках химии. А мы лишь отметим,
что открытие бронзы сыграло огромную роль в освоении металлов человеком.  Это произошло в III тысячелетии до нашей эры все в той же Месопотамии.
Расцвет бронзовой металлургии почти повсеместно приходится на II тысячелетие до нашей эры. Бронзу получали в больших
кострах. При ее изготовлении слой руды чередовался со слоем дров.

Из
бронзы делались самые разнообразные изделия: мечи, наконечники копий и стрел,
топоры, серпы, сошники, пряжки и украшения, посуда и многое другое.

Хотя
бронза прочнее меди, но по твердости и она не могла сравниться с кремнем.
Поэтому и в эпоху бронзы каменные орудия сохраняли свое значение, преобладали
над бронзовыми.

Но
настоящий переворот в хозяйстве был достигнут с открытием металлургии железа.
Предположительно первыми выплавлять железо начали хетты около 1800 года до
нашей эры. Долгое время железо не находило широкого применения, так как
температура его плавления крайне высока – 1530 градусов Цельсия. Получить такую
температуру в древних кострах не могли.

Великим
изобретением человечества стал сыродутный горн, в котором стали выплавлять
железо при температуре девятьсот градусов Цельсия. Металл получался не в
жидком, а в размягченном состоянии.

Из
железа научились ковать оружие (мечи, наконечники копий и стрел), разнообразные
орудия труда (топоры, плужные лемеха, сошники, серпы, скобели, напильники,
ножницы) и много другое. Благодаря своим качествам железо быстро вытеснило
камень.

Железным
топором можно было высвободить от леса значительные массивы. Более совершенные
плуги и сохи из железа позволяли качественнее обрабатывать землю и получать
лучшие урожаи. В земледелии все чаще стала использоваться сила животных.
 По долинам крупных рек особенно усиленно развивалось земледелие с использованием
искусственного орошения.

По мере развития ремесла, земледелия и
скотоводства у людей возникает потребность обмениваться между собой
произведенной ими продукцией: шкурами животных, шерстью, мясом, зерном,
посудой, тканью, орудиями труда и так далее.

Возможно, именно тогда у людей возник
вопрос: а сколько топоров нужно отдать, чтобы взамен получить мешок зерна? Так
появилась потребность в предметах, которыми люди могли бы пользоваться в
качестве мерила стоимости товара, как мы сейчас пользуемся деньгами. Такими
деньгами для древних людей стал скот, редкие раковины, слитки металлов. Обмен
был первым шагом к возникновению торговли.

Изготовление
металлических орудий труда и оружия, развитие скотоводства и земледелия были
связаны с деятельностью мужчин. Женщина постепенно утрачивает свое почетное
положение не только в семье, но и в обществе. Многие вопросы, имеющие
общественное значение, уже решаются на собрании мужчин, без участия женщин.
Материнские родовые общины превращаются в патриархальные.

Усовершенствование
орудий труда привело к изменению положения и роли отдельного человека в
обществе. Более ловкие и сильные лучше и быстрее работали. Их труд стал
поощряться при распределении продуктов. Так, например, у многих народов
охотник, убивший зверя, получал лучший кусок мяса или – дополнительно к
одинаковой порции – шкуру животного.

Теперь
не было необходимости в совместном труде всей общиной. У земледельцев
складывается новый порядок. Община теперь состоит из больших семей.

В
такой семье могло проживать три – пять, а иногда и больше поколений ближайших
родственников.

Земля,
как и раньше, принадлежала всей общине. Сохранялся общий выгон для выпаса
скота, общим был и лес. Члены общины совместно расчищали поле для посева, рыли
канавы для его орошения, охраняли всходы.

Каждая
семья имела в пользовании участок родовой земли – надел. Кроме этого семье
принадлежали дом, орудия труда, утварь. Появляется самостоятельное хозяйство
отдельной большой семьи. Муж, глава семьи, стремится закрепить богатства за
своими детьми.

Уже
не большой коллектив родственников, а одна семья способна обеспечить себя всем
необходимым и даже накопить излишки продуктов, которые обменивались на другие
товары.

Продукты
обмена, равно как и продукты труда, получаемые сверх необходимого для жизни
отдельной семьи, стали накапливаться в виде богатств.

Имущественное
положение семей было неодинаковым. Оно могло зависеть от целого ряда причин.
Ранняя смерть, болезнь отца семьи, «кормильца», ставили вдову с малыми детьми в
тяжелое положение. Наличие в семье достаточного количества земли и рабочих рук
создавало благополучие и достаток. Появляются бедные и богатые семьи.

На
смену родовой общине приходит соседская община. Теперь людей объединяют
только хозяйственные интересы на определенной территории. Членами соседской
общины могли быть не только родственники, но и выходцы из других семейных
общин.

Разделение
на богатых и бедных происходит не только между отдельными семьями, но и между
родами. Роды, обладавшие лучшими землями, становились богатыми. Между бедными и
богатыми родами возникают военные столкновения с целью обогащения. Военной
добычей становятся земли, скот, имущество, рабы. Все делится между семьями,
члены которых принимали участие в походе.

Захваченных
в плен людей теперь не убивали, а превращали в рабов. Пользование рабским
трудом стало выгодным, так как один человек мог произвести больше продуктов,
чем ему нужно для поддержания жизни. Рабы использовались в основном в домашнем
хозяйстве родовых владык: обрабатывали землю, пряли и ткали, были пастухами.
Рабы могли иметь в собственности некоторые вещи, могли иметь семью, а за
хорошую работу могли получить свободу.

В
связи с войнами повышалось значение военного вождя. Теперь вожди стали выделяться
своими богатствами, приобретенными путем грабежа во время войн, приобретали
известность. Их прославляли как знаменитых, знатных людей.  Они управляли
племенем, распоряжались запасами пищи, судили соплеменников.

Вожди
и старейшины составляли родовую знать, которая начала передавать свое
имущество и должности по наследству своим сыновьям. Положение человека в
племени стало зависеть не от его опытности и заслуг, а от того, из какой семьи
он происходил.

Крупные
поселения постепенно превращались в города, где жила знать. В услужении знати
были лучшие ремесленники.  Вожди приобретали власть над всей территорией
расселения племени. Они становились царями – правителями государств.

Появление неравенства и знати

Около девяти тысяч лет назад человек научился обрабатывать металлы. Более совершенные орудия исключали необходимость в совместном труде всей общины. Постепенно изменилось общественное устройство, появилось неравенство, выделилась знать.

Усовершенствование орудий труда (плуг) и техники обработки земли (использование животных) привели к тому, что часть людей могла быть освобождена от сельскохозяйственных работ. Появилась отдельная группа людей, которые занимались ремеслом.

Исчезла необходимость в совместном труде всей общины. У каждой семьи теперь было свое хозяйство и свой урожай. Достаток семьи теперь зависел от степени вложенного труда, кто-то становился зажиточнее.

С повышением аграрной культуры люди стали создавать запасы продовольствия. Эти запасы одно племя могло отнять у другого. Появились вожди и их соратники, которые вели грабительские войны.

Изобретение плуга, в который впрягали домашних животных (волов).

Развитие ремесел (гончарного дела, ткачества, обработки металлов).

Около 9 тыс. лет назад в Западной Азии люди впервые начали обрабатывать металл – медь.

Около 5 тыс. лет назад – люди научились выплавлять бронзу.

1500 г. до н.э. – хетты впервые стали обрабатывать железо.

500 г. до н.э. – в Китае научились выплавлять чугун.

Около 5 тыс. лет назад поселения стали превращаться в города. Первые города возникли в междуречье Тигра и Евфрата.

Постепенно племенные группы превращались в государства, а вожди становились царями.

В результате совершенствования орудий труда отдельная семья получила возможность выполнять все сельскохозяйственные работы самостоятельно. Урожаем теперь распоряжался глава семьи, а не община. Это способствовало имущественному расслоению. Появлению знати также способствовали грабительские войны, которые вели племенные вожди.

Около 9 тыс. лет назад человек научился обрабатывать металлы. Более совершенные орудия исключали необходимость в совместном труде всей общины. Постепенно изменилось общественное устройство, появилось неравенство, выделилась знать. Как совершенствовались ремесленные навыки людей? Какими новыми ремеслами овладел человек? Почему появились бедные и богатые?

Постепенно в среде земледельцев и скотоводов начали выделяться люди, профессионально занимавшиеся только ремеслом. Горшечник должен был долгие годы овладевать своим ремеслом, не отвлекаясь на иные занятия. Он становился ремесленником. Выравнивая вылепленный вручную сосуд, гончар постоянно поворачивал его — так, очевидно, возникла идея гончарного круга. Горшки стали обжигать в специальных печах.

Иногда в очаг попадали небольшие самородки меди, которые размягчались в огне. Люди заметили, что из меди можно изготавливать различные предметы, отливая или выковывая необходимую форму. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Предположительно, медь стали использовать 7 тыс. лет назад.

Мастера научились работать с золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

5 тыс. лет назад люди научились изготавливать сплав меди и олова — бронзу, которая была гораздо прочнее меди.

1500 г. до н. э. хетты научились обрабатывать железо, но необходимой температуры плавления добиться так и не смогли, поэтому металл содержал примеси.

В земледелии стали использовать плуг. Легкой мотыгой твердую землю рыхлить очень утомительно и долго. Можно взять бревно с сучьями и протащить его по полю. Человеку такая работа была не под силу, поэтому в плуг стали впрягать быков. Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях.

Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Каждая семья имела отдельный участок, собственный скот, орудия труда. Урожаем распоряжался глава семьи. Тот, кто трудился усерднее, и был богаче соседей.

Вместе с тем семьи нуждались во взаимной помощи и поддержке. Соседи могли договориться и выкопать общий пруд, осушить болото, построить плотину. Родственные связи со временем утрачивались, на смену родовой пришла соседская община.

В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его, отнять плодородные земли.

Для ведения военных действий избирался глава военных действий — вождь. Он собирал своих друзей и сородичей для защиты и походов на соседние племена. Часть добычи вождь брал себе, остальное раздавал воинам. Вожди и старейшины пользовались почетом и уважением у соплеменников. Знатность стала передаваться по наследству. Сыновья вождей и старейшин наделялись властью, лучшими участками земли, большей частью военной добычи.

Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие незнатные, одни были богаче, а другие беднее.

Крупные поселения стали превращаться в города, первые города возникли на берегах крупных рек. В городах жила знать. Знать обслуживали лучшие ремесленники, изготавливали тонкие ткани, золотые и серебряные украшения. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями — правителями государств.

Появление неравенства в обществе всегда интересовало людей. Откуда появилась знать? Над этими вопросами размышляли великие философы. Как утверждают историки, первые общности людей состояли из равных членов. Что привело к расслоению общества? Какие причины привели к появлению знатных людей и неравенства? Существуют археологические доказательства, дающие ответ на этот вопрос.

появление неравенства

Появление неравенства. Предпосылки

Расслоение общества предопределили несколько причин, которые можно смело назвать предпосылками. Они привели к распаду родового строя, что повлекло возникновение неравенства. К ним можно отнести:

  • Появление передовых для того времени орудий труда, выполненных из металла. При помощи их стали обрабатывать больше земли и делать это более качественно, что позволило получать урожай намного больше, чем ранее.
  • Использование при обработке земли и на других работах приручённых животных. Это позволило облегчить труд и производить излишки продуктов.

Именно появление излишков привело к расслоению общества, так как они позволяли обрабатывать землю не общинным методом. Теперь каждая семья могла работать только на себя, т.е. обрабатывать землю и получать продукты питания для личного пользования. Если урожая было больше, чем требовалось семье для прокорма, то появлялись так называемые излишки.

Это позволяло обменивать их на более качественные орудия, одежду и посуду. А большие излишки позволяли менять их на золотые и серебряные украшения. Предметы быта, украшения изготавливали ремесленники, которые имели возможность не пахать землю и не сеять.

Продукты питания они получали в результате обмена на изготовленные изделия. Происходило разделение труда. Благодаря излишкам происходило расслоение общества на бедных и богатых.

Орудия труда

Со временем каждая семья становилась обладателем собственного имущества. К нему можно отнести орудия труда, рабочий и домашний скот, украшения, а так же посуду. Одни обладали большим количеством имущества, другие меньшим.

Имея излишки можно было приобретать лучшие орудия труда, больше животных. Это многократно увеличивало излишки. Их тратили на приобретение золотых и серебряных украшений, лучшей одежды, на строительство добротных домов. Все накопленное семьёй передавалось детям, так происходил рост богатства.

появление распашного земледелия

Появление плуга и использование домашних животных

Самый тяжёлый на свете – это труд земледельцев. Появление распашного земледелия значительно облегчило его и увеличило количество получаемого урожая. Первые плуги – это толстые брёвна с острыми сучьями. Их тащили по земле несколько человек, так как один с этим не справился бы.

Но использование при распашке лошадей, быков или других животных сделали этот процесс производительнее. Это давало возможность одной семье распахивать большие участки земли. Весь урожай и полученные излишки оставались у семьи, что привело к имущественному расслоению и появлению неравенства.

появление неравенства и знати

Обработка металлов

Первоначально человек научился плавить медь, так как этот металл легко плавился. Из неё стали изготавливать наконечники для стрел, некоторые орудия труда, посуду. В земледелии его применяли мало, так как медь – мягкий металл. Постепенно научились плавить олово.

Из сплавов этих металлов получали бронзу, из которой изготавливали относительно долговечные орудия труда. Они позволяли получать больший урожай, чем при обработке земли деревянными орудиями труда. Изготовлением оружия и орудий труда из металлов занимались ремесленники. О них и поговорим подробнее.

Появление знати

Расслоение стало происходить ещё при общинном хозяйстве. яндекс. Несмотря на то, что весь урожай и добыча поровну делились между членами общины, в это время уже появилась верхушка – старейшины, вожди. Большим количеством людей нужно было управлять.

Даже у животных в стае есть вожаки, которым доставались большие и лучшие части добычи. Человек был частью природы, поэтому старейшины и вожди получали лучшую землю, большую часть урожая или добычи, что уже на поздних стадиях родовой общины приводило к появлению излишков.

Так повелось, что семьи, владеющие большим количеством земли, скота, имущества, пользовались большим уважением и приходили к власти при выборе предводителя. Их доля при разделе захваченной добычи становилась значительней.

Они считали себя избранными и знатными, стоящими выше других соплеменников, объясняя этим свои завышенные доли. В дальнейшем и объяснять ничего было не нужно, так как это стало не писаным правилом.

Родовая община и её превращение в соседскую

Около 9 тысяч лет назад человек научился добывать металл и изготавливать из него орудия труда. Это стало своего рода технической революцией, которая направила родовую общину на следующий виток развития, подняв на новый уровень общественные отношения внутри её.

Значение семьи стало приоритетным. Вместо общественного, труд стал семейным. Каждая семья работала на себя. Естественно, что жизненные условия у каждой семьи были разными. Это привело к появлению неравенства.

Семьи разрастались и делились. Это приводило к тому, что со временем родственные связи утрачивались. Отпала необходимость сообща обрабатывать землю. Все, что связывало людей в общине – это соседское проживание, освоение новых земель, участие в воинских набегах и оборона поселения от врагов.

Жизненные обстоятельства, такие как болезнь, смерть кормильца, неурожаи, стихийные бедствия, могли помешать семье скопить достаточное количество излишков. Это делало невозможным приобретение новых орудий труда, покупку рабочего скота.

Так происходило обнищание семей. Семьи, которые владели большим количеством излишков, становились богатыми. Те же, кто не мог этого сделать нищал.

Поэтому такие общины стали называть соседскими. Выжить одной семье без соседей было не возможно, поэтому общинные связи сохранялись ещё долгое время.

Развитие ремесла

Человек довольствовался не только пищей, ему нужны были орудия труда, одежда, обувь, домашняя утварь для приготовления пищи, посуда, украшения. Для их изготовления требовались навыки, умение.

Их изготовлением занимались специальные люди – ремесленники, обладающие этими навыками. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Гончар не сеял, ни пахал. Он занимался своим ремеслом, которое давало ему и пищу, и одежду.

Постепенно появляются кузнецы, ткачи, скорняки, гончары, которые продавали свою продукцию за натуральную плату. До тех пор, пока не появились деньги, торговля представляла собой натуральный обмен. Появление неравенства и знати в их среде проходило по тому же принципу, что у земледельцев.

Те, кто были искуснее, обладали высоким мастерством, могли выменять за свой товар больше продуктов питания, одежды и всего прочего, что требовалось человеку. У них так же появлялись излишки, которые они использовали по своему усмотрению. Благодаря излишкам произошло появление неравенства.

появление знати

Города

Несмотря на новые отношения в общине, существовало одно обстоятельство, которое держало все семьи вместе. Это внешние враги.

Чтобы обезопасить себя от них вокруг поселений стали строиться защитные сооружения. На первых порах это были деревянные ограждения, позднее возводили стены из камня. Вокруг крепостей рылись глубокие рвы, наполненные водой.

Позднее вокруг крепостей стали селиться ремесленники, землепашцы, которые во время опасности прятались за стенами крепости. Эти поселения так же стали ограждаться. Со временем стали появляться прообразы городов с крепостью в середине. За мощными крепостными стенами стали жить знатные люди, правители города.

Это происходило приблизительно 5 тысяч лет назад. Именно в это время, по мнению большинства историков, произошло окончательное разделение знати и простых людей. Между ними существовала определённая прослойка богатых горожан.

Возникновение городов принято считать временем появления государств, так как а это время стали формироваться основные его признаки – власть, армия. Для содержания городов, правителей и армии вводятся налоги. Именно с появлением городов стали появляться различные сословия людей. Неравенство стало обыденностью.

Слайд 1, приложение 1.

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.

Задачи урока:

  1. Обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».
  2. Продолжить формирование умений:
  • давать полный ответ на вопрос;
  • сравнивать, анализировать различные исторические процессы;
  • выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Основные понятия темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

Учебное оборудование: ИКТ.

Используемый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.

Ход урока

Организационный момент.

I. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

1. Беседа по вопросам:

Слайд 2, приложение 1.

  • Как управлялся коллектив первобытных людей? (Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины. Управляли родовыми общинами старейшины. Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племенем управлял совет старейшин.

Слайд 3, приложение 1.

  • Назовите основные занятия первобытных людей. (Собирательство и охота)
  • Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство. Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).
  • Какие перемены произошли в жизни людей в результате появления земледелия и скотоводства? (Появление земледелия и скотоводства позволило человеку иметь постоянные продукты питания: мясо, молоко, а так же тёплые шкуры животных, шерсть. С возникновением этих занятий первобытные люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему.)

Слайд 4, приложение 1.

2. Вставьте пропущенные слова:

Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).

II. Переход к изучению новой темы.

Слайд 5, приложение 1.

Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.

В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.

В другом захоронении обнаружили только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)

У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке? (О неравенстве)

У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.

Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?

Слайд 6, приложение 1.

  • Что такое неравенство?
  • Как и почему оно появилось?
  • Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.

Слайд 7, приложение 1.

Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.

Появление неравенства и знати.

III. Изучение новой темы.

Слайд 8, приложение 1.

План.

  1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
  2. Появление неравенства и знати.
  3. Переход от родовой общины к соседской.

1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.

Рассказ учителя: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.

Работа с иллюстрациями учебника (с.24)

  • Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство.)
  • Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности.)
  • Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду.)

Слайд 9, приложение 1.

  • Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник.)
  • Как называют такое занятие человека? (Ремесло.)

Запись в тетрадь.

Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Рассказ учителя: Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.

Слайд 10 (1-й клик мышки), приложение 1.

Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)

  • Как происходила отливка медного топора?
  • Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружия из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было дольше работать и качественнее обрабатывать землю.)

Работа с текстом учебника. § 5 п.2

Задача: выяснить, как появился плуг.

  • Как появился плуг?
  • Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом.)

Слайд 10 (2-й клик мышки), приложение 1.

У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.

У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными.)

Вывод: в обществе появляется неравенство.

Слайд 11, приложение 1.

2. Появление неравенства и знати.

Запись в тетрадь.

Неравенство деление в обществе на богатых и бедных.

Позже эти группы людей стали называть классами.

Слайд 12, приложение 1.

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, чтоони имеют.
В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.

3. Переход от родовой общины к соседской.

Рассказ учителя.

Слайд 13, приложение 1.

От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

Запись в тетрадь.

Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.

Слайд 14, приложение 1.

Запись в тетрадь.

Знать – богатые и влиятельные люди государства.

У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.

IV. Закрепление изученного материала

Слайд 15, приложение 1.

Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».

Схема фиксируется в тетради.

Объяснение к схеме.

Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.

Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка), приложение 1.

Решение кроссворда.

По горизонтали:

  1. Первый металл, освоенный человеком. (Медь).
  2. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. (Классы).
  3. Род занятия человека. (Ремесло).
  4. Богатые, влиятельные люди. (Знать).
  5. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. (Государство).

Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)

V. Итог урока.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей. Неравенство – признак зарождения государства).

Домашнее задание

  1. Прочитать §5, выучить термины.
  2. Выполнить письменно в рабочей тетради задание № 17 на с.16.
  3. Повторить §2 и §3.

§ 5. Появление неравенства и знати

1. Развитие ремёсел. Самые простые и грубые горшки из глины мог вылепить каждый. Но изготовление прочной и красивой посуды требовало особого мастерства. Горшечник должен был долгие годы овладевать своим ремеслом, не отвлекаясь на иные занятия — земледелие и скотоводство. Он становился ремесленником1. Обычно лепили сосуды уже не вручную, а на вращающемся гончарном круге, обжигали их не на обычном очаге, а в специальной печи.

1 Ремесленник — человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Так вручную изготавливали глиняный сосуд.

Так выглядел гончарный круг.

Иногда в очаг попадали небольшие самородки меди, которые размягчались в огне. Люди заметили, что раскалённый кусок меди меняет форму при ударе. Это свойство позволило выковывать из меди ножи, шилья и другие предметы. Затем люди научились выплавлять медь из руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида.

Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло — обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.

Мастера научились работать и с драгоценными металлами — золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.

2. Изобретение плуга. Лёгкой мотыгой твёрдую землю рыхлить очень утомительно и долго. Можно взять суковатое бревно и сделать из него большую «мотыгу», чтобы тащить её по полю. Так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для подобной пахоты. И тогда человек стал использовать быков, чтобы они тащили по полю тяжёлую «мотыгу». Так возник плуг.

Медный топор и форма для его отливки. Рисунок нашего времени.

Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие было невозможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи.

Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях.

3. У каждой семьи — своё хозяйство. Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Земли общины были поделены на отдельные участки. Каждая семья имела скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке. Собранным урожаем ни с кем в общине не делились — им целиком распоряжался глава семьи. Люди понимали, что они могут рассчитывать только на себя, и старательнее работали. Но все люди разные: более умелые и прилежные собирали больше зерна и овощей, быстрее увеличивали поголовье скота. Некоторые семьи со временем могли стать зажиточнее других.

Вместе с тем семьи нуждались во взаимной помощи и поддержке. Соседи могли, например, договориться и выкопать общий пруд, из которого можно брать воду для полива, или осушить болото. Но при этом уже было неважно, сородичи они между собой или нет. Главное — то, что они соседи и потому должны держаться вместе.

Деревянный плуг. Реконструкция.

Так мог выглядеть посёлок земледельцев и скотоводов.

4. Выделение знати. В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков скот, украшения или собранный с полей урожай считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его, отобрать плодородные земли.

Для ведения военных действий избирался глава племени — вождь. Он собирал своих друзей и сородичей для защиты от врагов и для походов на соседние племена. Часть добычи вождь брал себе, а остальное раздавал воинам-соплеменникам.

Вождь племени, его соратники, а также старейшины приобретали известность — их прославляли как знаменитых, знатных людей. Знатность передавалась по наследству — сыновья вождей и старейшин пользовались почётом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом. Из их числа стали выбирать вождей племён. Им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.

Захваченных на войне пленников вождь и остальные знатные люди делали своими рабами.

Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие — незнатные, одни были богаче, а другие — беднее.

Крупные поселения понемногу превращались в города, окружённые земляными валами и стенами. В городах жила знать — так принято называть знатных людей. Знать обслуживали лучшие ремесленники. Ведь не мог любой из соплеменников иметь богатые одежды и украшения. В городах находились святилища, где стояли идолы. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями — правителями государств.

Объясните значение слов: ремесленник, гончарный круг, плуг, вождь племени, знатные люди (знать), рабы, город, святилище, царь.

Проверьте себя. 1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия. 2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи? 3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах? 4. Каким имуществом владели знатные семьи? 5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населения, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги и сделаем выводы

• Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

• В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опорные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные.)



  • Рассказ поэт аверченко читать
  • Рассказ по теме средневековая деревня и ее обитатели
  • Рассказ пошла с мужем в сауну
  • Рассказ по теме моя любимая профессия
  • Рассказ почитать про любовь