Рассказ предмайское утро пришвин

М. М. ПРИШВИН «ПРЕДМАЙСКОЕ УТРО»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. М. Пришвина; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, портрет М. М. Пришвина, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

Эпиграф к уроку:

«Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума».

— Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (учимся читать, читать с выражением, развивать речь, знакомимся с творчеством и жизнью писателей).

— С какими авторами мы с Вами познакомились до каникул? (Пушкин, Бианки, Ушинский, Толстой, Маршак, Чуковский).

II. Закрепление опорных знаний.

Игра «Замените черточки буквами». Слайд 2 + раздаточный материал.

И _ _ _            _ И _ _            _ _ И _            _ _ _ И

Г _ _ _            _ Г _ _             _ _ Г _            _ _ _ Г

Р _ _ _            _ Р _ _            _ _ Р _            _ _ _ Р

А _ _ _            _ А _ _            _ _ А _            _ _ _ А

(Вариант ответа: итог, гора, рыба, арка; лира, угол, брат, дача; гриб, нога, гора, кран; сани, стог, спор, лапа).

Игра «Найдите слово». Слайд 3.

Рыдают буквы в каждой строчке:

– От наших слов – одни кусочки,

У всех у нас одно начало

И, как назло, оно пропало.

Но если вы его найдете,

То сразу все слова прочтете,

                             …абль, …жик, …зина, …обка, …мушка.

(Ответ: корабль, коржик, корзина, коробка, кормушка).

III. Подведение к теме урока.

Ø    Работа по учебнику: с. 102.

1. Знакомство с жизнью и творчеством М. М. Пришвина.

Родился М. М. Пришвин в 1873 г. в дворянской усадьбе маленького имения Елецкого уезда Орловской губернии. Мать его рано осталась вдовой с шестью малолетними детьми на руках. С ранних лет мальчик видел трудовую жизнь крестьян и решил, что все люди, как в нянькиных сказках, находятся в плену у Злого Кащея, и он, мальчик, призван разорвать эту цепь. (Свои романтические настроения детства он изобразил позже в произведении «Кащеева цепь».) Слайд 4.

Слайд 5. Пришвин получил специальность агронома. Он собирал и записывал народные сказки в Карелии и Беломорье. В своих книгах он рассказывал о жизни животных и растений: «В краю непуганых птиц», «Охотничьи рассказы», «Глаза земли». Наиболее известны сборники детских рассказов Пришвина «Лисичкин хлеб» и «Золотой луг».

В детских рассказах Пришвина подкупает их гуманистическое содержание – присутствие явное или скрытое доброго человека, любящего природу и помогающего ей.

Физкультминутка Слайд 6.

2. Дети рассматривают портрет М. М. Пришвина на доске.

3. Работа с рисунком на с. 102.

Возможные предположения детей.

– Здесь изображен художник.

– Возможно он рисует пейзаж, может быть это сам Пришвин делает зарисовки.

▲     Выразительное чтение текста «Предмайское утро».

Вопросы:

– О чем рассказ?

– Что происходит в природе?

– Какие почки на березах?

– Чем пахнет в лесу?

▲     Повторное чтение текста. Пересказ.

▲     Выразительное чтение текста «Глоток молока».

Вопросы:

– О чем рассказ?

– Почему Лада выпила молоко?

– В чём заключается основная мысль рассказа?

▲     Повторное чтение текста. Пересказ.

III. Итог урока.

– О ком узнали на уроке?

– Что понравилось и запомнилось?

Утро встало со всех сторон светлое, и дымки поднялись бодро, кверху, а с той стороны подоконника из-за окна выглянула в мою комнату маленькая головка трясогузки, и скворцы поют на обломке липы, поползни, как мыши, бегают по стволам.

Это всех их оживляет самый легонький мороз-утренник.

Березы

Бывало, мальчишкой до того ждешь весну, до того не терпится, что все портишь и портишь березки: порежешь — и сухо.

А когда время приходит движению сока, то и так, без порезу, все ясно: если зашумела старая листва под ногой, если закраснелись веточки разные, если вербы развернулись, если заговорили деревья разных пород ароматом своей коры, то, значит, есть в березах движение сока, и нечего портить березу.

Но дело сделано, всюду теперь плачут порезанные березы.

Смущенное солнце

У солнца есть на каждый раз разное выражение. Пусть небо и безоблачное, а солнце смущенное, или, бывает, холодное, не красное, а желтое и разное, и свет разный.

Сегодня солнце чем-то смущено, и до того, что даже петух об этом кричит.

Зеленеет дорожка

Возле опушки южной слегка зеленеет дорожка, и кто бы ни пришел, тоже сразу заметит и скажет: «Зеленеет дорожка». Сколько рождается в этом, и как мала душа моя, чтобы вместить в себя всю радость…

Вот почему я выхожу из себя и записываю сегодня для всех: «Зеленеет дорожка, друзья мои!»

Из-под тучи

Из-под тучи вырвался ветер с солнечным светом, и полетели они в лес: свет открывает, ветер качает, лес шумит.

Почки раскрываются

Красота бывает красотой, когда она развертывается перед людьми, как река в половодье. Но какая это красота и какое нам дело то такой красоты, если она прячется от нас.

Вчера открывались толстые почки бузины, а сегодня это не почки, а зеленая кашица в темно-красных прилистниках. Острыми шильцами зелеными наклюнулась черемуха, и шоколадные издали березовые почки, наверно, уже с зелеными хвостиками.

Смотришь вверх, и до самого верху лиственного дерева, и смотришь вниз, и до самого низу подлеска, до самой земли все почки и почки раскрываются, посидишь на пне сколько-нибудь-и видишь перемену.

Явление радости

Роскошное утро, везде блестит роса на траве. Окапывали малину, яблони, вырубали колья для малины, вычистил и привел в порядок гараж, инструменты.

Но ничего, даже весь цвет, вся радость весны не могут дать сами по себе удовлетворения, если я сам на все не отвечу записью своих образов и мыслей.

Как что-нибудь шевельнется такое во мне, так и радость является.

Дуб

С утра чуть-чуть захмылилось и ветер шалит. Боялся за май, но все обошлось, день загорелся, все кругом зазеленело, и черный дальний хвойный лес от зелени белых берез поседел.

Орех распускается. Зеленые птички величиной в шляпку обойного гвоздика во множестве, но все-таки редковато расселись по тонким веточкам и остались с распростертыми крылышками.

«Летите, летите!» — беспокоит их ветер. Но листики еще не понимают тревоги, не знают забот: как сели, так и сидят, невинные и удивленные.

В березах девишник.

Дуб не верит цветам земным и небесным, зеленеющим дорожкам, золотым сережкам ореха и всему, что называется весной. Еще весной света на белом снегу он оставлял свою голубую тень. Теперь внизу вытаяла его старая листва, и на ней лежала темная тень его корявого скелета. Да, он просто не верил весне.

И много еще совершится чудес в природе, пока зеленая трава и цветы выбьются из-под его старой листвы, и в цветах ликующей весны старик свою тень похоронит и начнет сам распускаться. Тогда в нашем климате природа труд распускания дуба берет на себя и от этого сама холодеет.

— Что-то холодно! — говорят наши друзья.

И другие им отвечают:

— Это дуб распускается!

Предмайское утро

Великолепное предмайское утро. Все зеленеет, трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета березы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется. Так все идет правильно: март — свет, апрель — вода, май — цвет.

Лес не одет, пахнет корой и березовым соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, оживают зеленя, обозначаются дорожки лесные. Первая кукушка сегодня и первый жук прожундел.

Первый раз услышал кукушку, но уже не загадывал, сколько мне жить, успеть только работу кончить — вот мое желание.

Возвращаясь домой, среди темных деревьев нашел полянку, где сошлись белые березы, и я их застал.

Они еще совсем неодеты, но так полны сока, что пахнут, но не запах дает знать, что живые они, а не знаю что, — ну, вот смотришь на них и чувствуешь: живые!

Утрата и радость

В этой весенней радости, когда я сидел на пне с опущенной головой, прилетела какая-то птица с белыми перьями, и в то же время души моей коснулась какая-то утрата, но так не больно, что и не вспомнилась.

Я все-таки делал усилие, чтобы определилась форма этого нелепого чувства, и в то же время все думал о птице с белыми перьями, перебирая всех известных мне птиц. Только уже дома, увидев в окно сороку, я понял, что птица с белыми перьями была сорока.

А какая утрата коснулась моей радости, я так и не узнал…

Ночью только +2. Утро царственное: ради таких утр с радостью терпел бы майские и всякие холода.

Май

Голубое окно

Не очень жаркие, дивные майские дни, зеленеют липы на улице Горького, зеленеют веточки чего-нибудь возле каждой лачуги в переулках, и каждой веточке соответствует где-нибудь подобная вспышка в душе человеческой.

Воздух насыщен теплым паром, и небо закрыто, и только на востоке сквозь двойные-тройные завесы пробилось светлое окно голубое. В нашем доме и вокруг него все, как сказано о шестом дне творения, — что творец все оглядел вокруг себя и сказал:

— Молодец я, все хорошо!

Звучные боровины

Есть в звучных боровиках такая тишина, что слышно «ку-ку», как удары, и когда, слушая это, поднимаешь голову и поглядишь на стену хвойного леса, то на темной стене от каждого «ку-ку» показывается березка в такой прозрачной одежде, что сквозь нее все видно в бору.

Раз «ку-ку» — и березка, второе «ку-ку» — вторая березка, а первая само собой остается. И тогда, считая «ку-ку» с загадом «сколько мне жить?», остановишься со счетом: считать нечего! Тут начинаешь считать волшебные березки, выступающие нежной зеленью из темного бора.

Открытие

Яркий луч попал в темный лес и открыл, что этой ночью паук с молодых верхних листиков от макушки маленькой рябины протянул к молодому дубу сверкающий путь.

Такое солнце, такие лучи пробили даже и густую темную зелень елок, и там в густоте блеснул, как зеркало, мокрый от сока пень срезанной березы.

Кукушка

Иногда попадается в лесу на пути дерево, и на нем, задрав хвост, кукушка произносит свое обыкновенное «ку-ку». Но это не настоящая наша таинственная кукушка.

Та всегда кукует где-то вдали, куда очень хочется самому, но знаешь всегда, что туда не дойти!

Через край

В старой липе с поломанной вершиной дятлы раздолбили дырочки: в верхней поселились скворцы, в средней поползень, а в нижней зарянка. Подрастают в гнездах грачи.

Сжатые пальчики сосновых побегов разжимаются и превращаются в подсвечник с тремя свечками.

Все цветет. Так все роскошно вокруг, и так много всего, что душа моя — глиняный кувшин, не вмещает, и все льется через край из моего кувшина.

Фиалка

День за днем гроза, дождь, жара, блеск, разрастаются травы, появляются цветы, и уже ландыш в лесу и сирень в саду.

В бору, среди «вечной» зелени низеньких кустарников черники нашла себе место бледно-голубая фиалка.

Урок чтения в 1 классе М.М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока»

Урок чтения в 1 классе

М.М. Пришвин

«Предмайское утро»,

«Глоток молока»

Речевая разминка Са-са-са  вот бежит лиса, Со-со-со  лиса катит колесо, Сы-сы-сы  хвост красивый у лисы, Су-су-су  в лесу видел я лису.

Речевая разминка

Са-са-са

вот бежит лиса,

Со-со-со

лиса катит колесо,

Сы-сы-сы

хвост красивый у лисы,

Су-су-су

в лесу видел я лису.

Михаил Михайлович Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин

М.М. Пришвин очень хорошо знал и любил природу нашей родины.

М.М. Пришвин очень хорошо знал и любил природу нашей родины.

В своих книгах он рассказывал о жизни животных и растений, об отношении человека к родной природе.

В своих книгах он рассказывал о жизни животных и растений, об отношении человека к родной природе.

М. М. Пришвин «Предмайское утро»

М. М. Пришвин

«Предмайское утро»

Что увидел М.М. Пришвин в весеннее утро, наблюдая за природой? Назовите весенние месяцы. Как М. М Пришвин называет каждый месяц? Почему? март - свет апрель - вода май - цвет

Что увидел М.М. Пришвин в весеннее утро, наблюдая за природой?

Назовите весенние месяцы.

Как М. М Пришвин называет каждый месяц? Почему?

март — свет

апрель — вода

май — цвет

Исаак Ильич Левитан «Март» Март

Исаак Ильич Левитан «Март»

Март

Апрель

Апрель

Май

Май

М.М. Пришвин очень любил собак, которые всегда жили в его доме. О них он написал очень много историй.

М.М. Пришвин очень любил собак, которые всегда жили в его доме. О них он написал очень много историй.

М. М Пришвин «Глоток молока»

М. М Пришвин «Глоток молока»

  • Прочитайте заголовок рассказа.
  • Как вы думаете, о чем будет этот текст?
  • Попробуйте уточнить свои предположения с помощью заглавия.

Лада Молоко Заболела Ласка Спасли жизнь

  • Лада
  • Молоко
  • Заболела
  • Ласка
  • Спасли жизнь

Прочитаем хором ключевые слова.

Изменилось ли ваше предположение? О чем будет рассказ?

Кто такая Лада? Что с ней случилось? Как понимаете слово отвертывалась?  Кого позвали к Ладе? Как Лада отреагировала на появление автора? Как понимаете выражение “забила прутом”, “жизнь заиграла” -Что сказал автор Ладе? Как Лада отреагировала на слова автора?

  • Кто такая Лада?
  • Что с ней случилось?
  • Как понимаете слово отвертывалась?
  • Кого позвали к Ладе?
  • Как Лада отреагировала на появление автора?
  • Как понимаете выражение “забила прутом”, “жизнь заиграла”
  • -Что сказал автор Ладе?
  • Как Лада отреагировала на слова автора?

Давайте еще раз прочитаем текст по абзацам и подумаем , от чьего имени ведется рассказ? Повторное чтение текста по абзацам

Давайте еще раз прочитаем текст по абзацам и подумаем , от чьего имени ведется рассказ?

Повторное чтение текста по абзацам

Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе? Так что же помогло Ладе? Найдите предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке.  Значит через мою ласку её силы прибавились.

Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?

Так что же помогло Ладе?

Найдите предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке.

Значит через мою ласку её силы прибавились.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт. И собака помнит, кто её кормит. Собаку палкой не учат. Как понимаете смысл каждой пословицы? Выберите пословицу, которая отражает главную мысль рассказа.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

И собака помнит, кто её кормит.

Собаку палкой не учат.

Как понимаете смысл каждой пословицы?

Выберите пословицу, которая отражает главную мысль рассказа.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

Мы в ответе за тех, кого приручили… А. Экзюпери   Как вы понимаете слова А. Экзюпери? Как на ваш взгляд, как следует относиться ко всему живому?

Мы в ответе за тех, кого приручили… А. Экзюпери

Как вы понимаете слова А. Экзюпери?

Как на ваш взгляд, как следует относиться ко всему живому?

Кто любит собак  Или прочих животных -  Серьезных котов  И щенков беззаботных,  Кто может любить  И осла, и козла,  Тот людям вовеки  Не сделает зла!

Кто любит собак Или прочих животных — Серьезных котов И щенков беззаботных, Кто может любить И осла, и козла, Тот людям вовеки Не сделает зла!

МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!

  • Рассказ предка паломничество к истокам жизни ричард докинз книга
  • Рассказ превратности судьбы глава 163
  • Рассказ превратности судьбы глава 161
  • Рассказ поход в кино
  • Рассказ превратился в женщину