В краю непуганных птиц.mp3
16:00
21.06 MB
23.7K
Михаил Пришвин краткая биография интересные факты.mp3
05:34
7.33 MB
26.7K
Кладовая солнца М Пришвин Аудиокнига с картинками.mp3
01:12:13
95.04 MB
174.4K
Лекция I Пришвин певец природы Путь в литературу.mp3
23:15
30.60 MB
5.5K
Садко Былина Полная версия Аудиокнига с картинками.mp3
25:23
33.41 MB
86.8K
Краткий пересказ Былина Садко.mp3
05:40
7.46 MB
101.5K
не выучил Без памперсов не смотреть.mp3
01:58
2.59 MB
28.5M
Краткий пересказ былина Вольга и Микула Селянинович.mp3
03:12
4.21 MB
51.6K
Певец русской природы Михаил Пришвин 1873 1954.mp3
16:55
22.26 MB
8K
Биография М Пришвина.mp3
12:10
16.01 MB
23.9K
Михаил Пришвин Мои тетрадки читает автор.mp3
48:50
64.27 MB
6.2K
Святогор и Илья Муромец Былина читает Павел Беседин.mp3
04:24
5.79 MB
12.9K
КАК БЫСТРО ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ.mp3
29
651.37 KB
193.2K
М М Пришвин Лисичкин хлеб Аудиокнига.mp3
03:25
4.50 MB
4.2K
Михаил Пришвин Сборник рассказов для детей Baby Book Сказки на ночь Слушать сказки онлайн.mp3
59:49
78.72 MB
68.4K
Михаил Пришвин Кладовая солнца Аудиокнига Слушать Онлайн.mp3
01:51:46
147.09 MB
7.3K
Видео урок Михаил Пришвин Биография произведения интересные и познавательные факты.mp3
05:05
6.69 MB
21.8K
Аудиокниги Пришвин Рассказ Моя родина.mp3
03:28
4.56 MB
37.1K
Краткий пересказ М Пришвин Кладовая солнца по главам.mp3
11:53
15.64 MB
22.3K
Рассказы Пришвина для детей.mp3
24:53
32.75 MB
65.1K
Моя подруга кукла из игры в кальмара Кукла из игры в кальмара в колледже.mp3
11:08
14.65 MB
3.7M
Понятие о предании о былине Видеоурок по литературе 7 класс.mp3
06:09
8.09 MB
14.5K
Илья Муромец и Святогор Краткое содержание.mp3
03:21
4.41 MB
4.9K
5 класс Русская литература М М Пришвин Кладовая солнца 14 05 2020.mp3
12:37
16.60 MB
10.6K
Русские народные сказки Гуси лебеди.mp3
08:01
10.55 MB
2.1M
Литературное чтение Былина Илья Муромец и Святогор Отрывок 4 класс урок 29.mp3
11:28
15.09 MB
7.1K
Советская цивилизация От начала до наших дней 012 Кто шел в революцию крестьяне.mp3
27:18
35.93 MB
246
Дмитрий Юрков Мужской рассказ.mp3
05:21
7.04 MB
130
Русская литература 5 класс Правда мудрого Антипыча главного героя сказки были 18 05 2021.mp3
11:16
14.83 MB
689
Советская цивилизация 177 Антисоветский проект Антисоветизм белых патриотов.mp3
24:31
32.27 MB
21
В краю непуганых птиц.mp3
03:01
3.97 MB
1K
Путешествие как путь развития.mp3
40:11
52.88 MB
302
Русская литература 5 класс Урок 7 Тема урока Фольклорные мотивы в поэме А С Пушкина.mp3
10:39
14.02 MB
401
Публичная лекция Елены Шамильевны Галимовой Северный текст русской литературы.mp3
48:04
63.26 MB
783
11 класс Литература Вводный урок Русская литература 20 века.mp3
08:59
11.82 MB
1.5K
Русская литература 6 класс Знакомство с героями рассказа Бежин луг И С Тургенева 30 04 2021.mp3
11:30
15.13 MB
2.3K
Русская литература 5 класс Главная героиня поэмы А С Пушкина 20 04 2021.mp3
12:29
16.43 MB
1K
Родная литература русская содержательно методические аспекты нового предмета.mp3
53:27
70.34 MB
769
Родная литература возможности.mp3
51:37
67.93 MB
169
Аудиокниги Пришвина для детей слушать онлайн
- Аудиорассказы
- Пришвин М.М.
- Аудиорассказы
- Для детей 5 лет
- Для детей 6 лет
- Для детей 7 лет
- Для детей 8 лет
- Для детей 9 лет
- Пришвин М.М.
- Аудиорассказы
- Пришвин М.М.
- Аудиорассказы
- Пришвин М.М.
- Аудиорассказы
- Для детей 5 лет
- Для детей 6 лет
- Для детей 7 лет
- Для детей 8 лет
- Для детей 9 лет
- Пришвин М.М.
- Аудиорассказы
- Для детей 5 лет
- Для детей 6 лет
- Для детей 7 лет
- Для детей 8 лет
- Для детей 9 лет
- Пришвин М.М.
- Аудиорассказы
- Для детей 6 лет
- Для детей 7 лет
- Для детей 8 лет
- Для детей 9 лет
- Пришвин М.М.
- Аудиорассказы
- Для детей 5 лет
- Для детей 6 лет
- Для детей 7 лет
- Для детей 8 лет
- Для детей 9 лет
- Пришвин М.М.
- Аудиорассказы
- Для детей 5 лет
- Для детей 6 лет
- Для детей 7 лет
- Для детей 8 лет
- Для детей 9 лет
- Пришвин М.М.
- Аудиорассказы
- Для детей 5 лет
- Для детей 6 лет
- Для детей 7 лет
- Для детей 8 лет
- Для детей 9 лет
- Пришвин М.М.
- Аудиорассказы
- Для детей 6 лет
- Для детей 7 лет
- Для детей 8 лет
- Для детей 9 лет
- Пришвин М.М.
- Аудиорассказы
- Пришвин М.М.
- Аудиорассказы
- Для детей 9 лет
- Пришвин М.М.
- Аудиорассказы
- Для детей 7 лет
- Для детей 8 лет
- Для детей 9 лет
- Пришвин М.М.
- Аудиорассказы
- Пришвин М.М.
«Кладовая солнца», «Певец былин», «В краю непуганных птиц», «Моя Родина», «Ёж», «Лисичкин хлеб» — слушая эти аудиорассказы М. Пришвина, через обыденные ситуации приходит осознание того, что такое добро, зло, справедливость. Сказки Пришвина учат детей любить природу, свою Родину и ценить всё, что их окружает.
Среди аудиорассказов встречаются как короткие, так и длинные записи, которые можно прослушать на нашем сайте бесплатно онлайн полностью или по частям. При желании аудиозаписи понравившихся рассказов можно скачать в mp3 формате.
Оцените аудиосказку!
Полезно
Вау!
Смешно
Ого!
Хм!
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Михаил Пришвин краткая биография интересные факты
05:34
10.19 MB
В краю непуганных птиц
16:00
29.30 MB
Лекция I Пришвин певец природы Путь в литературу
23:15
42.57 MB
Биография М Пришвина
12:10
22.28 MB
Певец русской природы Михаил Пришвин 1873 1954
16:55
30.98 MB
не выучил Без памперсов не смотреть
01:58
3.60 MB
Кладовая солнца М Пришвин Аудиокнига с картинками
1:12:13
132.23 MB
Краткий пересказ Былина Садко
05:40
10.38 MB
Краткий пересказ былина Вольга и Микула Селянинович
03:12
5.86 MB
КАК БЫСТРО ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ
00:29
906.25 KB
Михаил Пришвин Мои тетрадки читает автор
48:50
89.42 MB
Садко Былина Полная версия Аудиокнига с картинками
25:23
46.48 MB
Видео урок Михаил Пришвин Биография произведения интересные и познавательные факты
05:05
9.31 MB
Михаил Пришвин Сборник рассказов для детей Baby Book Сказки на ночь Слушать сказки онлайн
59:49
109.53 MB
Аудиокниги Пришвин Рассказ Моя родина
03:28
6.35 MB
Михаил Пришвин Кладовая солнца Аудиокнига Слушать Онлайн
1:51:46
204.65 MB
Краткий пересказ М Пришвин Кладовая солнца по главам
11:53
21.76 MB
Рассказы Пришвина для детей
24:53
45.56 MB
Понятие о предании о былине Видеоурок по литературе 7 класс
06:09
11.26 MB
5 класс Русская литература М М Пришвин Кладовая солнца 14 05 2020
12:37
23.10 MB
Русские народные сказки Гуси лебеди
08:01
14.68 MB
Илья Муромец и Святогор Краткое содержание
03:21
6.13 MB
Русская литература 5 класс Правда мудрого Антипыча главного героя сказки были 18 05 2021
11:16
20.63 MB
Русская литература 5 класс Урок 7 Тема урока Фольклорные мотивы в поэме А С Пушкина
10:39
19.50 MB
В краю непуганых птиц
03:01
5.52 MB
Дмитрий Юрков Мужской рассказ
05:21
9.80 MB
Русская литература 6 класс Знакомство с героями рассказа Бежин луг И С Тургенева 30 04 2021
11:30
21.06 MB
Родная литература русская содержательно методические аспекты нового предмета
53:27
97.87 MB
Михаил Пришвин краткая биография интересные факты
05:34
10.19 MB
В краю непуганных птиц
16:00
29.30 MB
Лекция I Пришвин певец природы Путь в литературу
23:15
42.57 MB
Биография М Пришвина
12:10
22.28 MB
Певец русской природы Михаил Пришвин 1873 1954
16:55
30.98 MB
не выучил Без памперсов не смотреть
01:58
3.60 MB
Кладовая солнца М Пришвин Аудиокнига с картинками
1:12:13
132.23 MB
Краткий пересказ Былина Садко
05:40
10.38 MB
Краткий пересказ былина Вольга и Микула Селянинович
03:12
5.86 MB
КАК БЫСТРО ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ
00:29
906.25 KB
Михаил Пришвин Мои тетрадки читает автор
48:50
89.42 MB
Садко Былина Полная версия Аудиокнига с картинками
25:23
46.48 MB
Видео урок Михаил Пришвин Биография произведения интересные и познавательные факты
05:05
9.31 MB
Михаил Пришвин Сборник рассказов для детей Baby Book Сказки на ночь Слушать сказки онлайн
59:49
109.53 MB
Аудиокниги Пришвин Рассказ Моя родина
03:28
6.35 MB
Михаил Пришвин Кладовая солнца Аудиокнига Слушать Онлайн
1:51:46
204.65 MB
Краткий пересказ М Пришвин Кладовая солнца по главам
11:53
21.76 MB
Рассказы Пришвина для детей
24:53
45.56 MB
Понятие о предании о былине Видеоурок по литературе 7 класс
06:09
11.26 MB
5 класс Русская литература М М Пришвин Кладовая солнца 14 05 2020
12:37
23.10 MB
Русские народные сказки Гуси лебеди
08:01
14.68 MB
Илья Муромец и Святогор Краткое содержание
03:21
6.13 MB
Русская литература 5 класс Правда мудрого Антипыча главного героя сказки были 18 05 2021
11:16
20.63 MB
Русская литература 5 класс Урок 7 Тема урока Фольклорные мотивы в поэме А С Пушкина
10:39
19.50 MB
В краю непуганых птиц
03:01
5.52 MB
Дмитрий Юрков Мужской рассказ
05:21
9.80 MB
Русская литература 6 класс Знакомство с героями рассказа Бежин луг И С Тургенева 30 04 2021
11:30
21.06 MB
Родная литература русская содержательно методические аспекты нового предмета
53:27
97.87 MB
Старики всегда говорят: «В наше время люди были лучше и крепче, в старину жилось хорошо». Молодому не убедить стариков, они упрямы. Но если бы даже и удалось убедить и замолчать отцов, то заговорили бы деды, прадеды, заговорили бы давно вымершие народы и седые века. Золотой век был и был…
Когда-то в русской земле жили «славные, могучие богатыри». Правда это или нет, но только старинный русский народ на Севере поет о них старины, верит, что они были, и передает свою веру из поколения в поколение.
Эти стихи о былых временах такие длинные, так не похожи на современные, что усвоить их может только здоровая память неграмотного человека, не загроможденная часто ненужными, лишними, случайными фактами современной жизни. А значит, и сказители былин должны обладать чем-то таким, что приближает и их самих к прекрасным былинным временам золотого века.
Стало быть, эта поэзия связана с каким-то строем жизни, в котором она обязывает певца, под угрозой исчезновения, жить именно так-то. Строгие староверческие традиции, плетение неводов в долгие северные вечера при свете лучины, большая семья — вот среда, в которой вырабатывается певец былин.
Но все это рассуждение книжно и гадательно. Когда я ехал в Выговский край, я решил непременно отыскать такого сказителя и посмотреть на его жизнь по-своему, увериться своими собственными глазами.
Еще далеко не доезжая до Выговского края, мне удалось услыхать об этих сказителях как раз то, что совпадало и с моими предположениями.
Присмотревшись на пароходе к одному славному седому деду, когда мы ехали мимо Сенной губы на Онежском озере, я спросил его, нет ли у них сказителей.
— Как же, как же! — отвечал он. — Рябинушка-то у нас, в Гарнирах живет… Слышал про нашего Ивана Трофимовича Рябинина? Да уж слышал, господа его знают, ездят к нему. Он за свои старины рублей пятьсот собрал, у государя был, за границу возили. Чудное дело!
— А другие в вашей деревне знают старины? — спросил я.
— Не-ет, где нам! Рябинка — старовер, вино не пьет, не курит. Строго у него это. И от пищи тоже не отступает: что на какой день положено, то и ест, оттого он и памятлив. Он ни в чем от своего не отступает. Вот когда его к государю возили, так что там наставлено было! Столы ломились. И его, Рябинку, с собой сажают, угощают. Он с ними сидит, беседует, а ничего не трогает, ни-ни… Теперь собрал себе денег и живет по-старому, рыбку ловит, детей к песням приучает.
Иван Трофимович Рябинин — сын того самого знаменитого Рябинина, у которого Гильфердинг записывал былины. Судя по рассказам старика, Гильфердинг встретился с ним случайно, где-то у часовни, во время рыбной ловли.
Не знаю, отвлекли ли меня другие наблюдения, или сказители теперь уже стали переводиться, но только на Выг-озере я долго не мог найти хорошего певца былин. Наконец я встретился с ним, обжился в его доме, долго не подозревая, что это-то именно и есть сказитель.
Раз ловцы завезли меня на большой остров, где обитал с семейством всего лишь один житель, Григорий Андрианов. Ловцы мне про него говорили: «Хороший старик, не баламутный, староколенный человек, он тебе всякую досюлтщину (старину) рассказать может».
Когда мы подъезжали, на берегу острова у большой избы играло в рюхи множество босых, полуодетых, но здоровых ребят.
— Дома ли старый мошник (глухарь)? — спросили ловцы.
— Ловит, — ответили ребятишки.
Вышла старушка, жена Григория, повела меня наверх в чистую горницу и все говорила:
— Гостите, хозяин скоро приедет, гостите…
Старушка, как принято на Севере, сначала напоила меня чаем, потом угостила обедом: сварила уху из сигов, поставила на стол простоквашу, тарелочку с морошкой, с сухими красными пряниками; тут был и рыбник из ряпушки, и рыбник из окуней, и пирог из черники, калитки, шанежки, мякушечка хлеба. Старушка то и дело ныряла вниз за новыми и новыми угощениями.
— Ловит старик, ловит, — говорила она. — Стара стала я, не могу уж с ним ездить. А по прежним временам уж я не усидела бы по такой тишине, сто сорок сетей, батюшка мой, было… Жила и с одной коровушкой, и с двумя, и с тремя, и с четырьмя, всяко жила. А вот теперь ноги болят.
Только под вечер приехал старик. За кого он меня мог считать? Уж конечно, за барина, имеющего отношение к лесному, межевому или полицейскому делу. Нужды в них человеку на острове, конечно, не было.
Но Григорий, подойдя ко мне, вежливо подал руку, поговорил немного, с достоинством, как хозяин, и ушел спать. Громадного роста, с кудрявыми волосами, с крепкими отчетливыми чертами лица, он походил на апостола Петра.
В лице его как-то не было ничего лишнего, и даже бесчисленные морщинки на лбу, казалось, все имели свое назначение, словно каждая из них была продолжением его правильных, спокойных мозговых извилин.
Ругань и крик разбудили меня рано утром. Я выглянул в окно. По дорожке вдоль озера с громадным колом в руке бежал вчерашний, похожий на апостола Петра старик. А впереди него бежал без шапки совершенно такой же старик, только немного помоложе. Первый старик догнал второго и ударил его колом. Тот так и повалился. Ударил еще и еще…
Объяснилось это так. Старший сын Григория, мужик пятидесяти семи лет от роду, был послан в Повенец продать рыбу. Вернулся он выпивши, нагрубил старику, и тот его отколотил.
Водка и табак, безусловно, не допускались в доме старика, чай и кофе пили только с гостями, так что преступление было двойное. Раньше я думал, что воспрещение староверами водки, чаю и табаку имеет лишь религиозное значение. Но тут, беседуя со стариком, я убедился, что эта громадная семья и по своим достаткам не могла этого допускать. Если бы вся семья ежедневно стала пить чай и справлять праздники с водкой, то это поглотило бы весь мережный промысел и часть бурлацкого. А если прибавить к этому, что курящий табак вместе с тем как бы и отрицает высшую власть отца, то расправа старика становится будто бы и немного понятной.
— А как же с ними? — говорил мне немного спустя старик. — В суд, что ли, подавать? Так в суде этого разбирать не станут. Какие теперь суды, только деньгам перевод. Раньше так просто бывало: соберутся, повалят, отдерут, вот тебе и суд весь… Ничего, отлежится. Пойдем с нами побеседуем!
Отчасти по случаю воскресенья, отчасти потому, что гость был в доме, женщины старательно приготовляли все для беседы. Стол покрыли белой скатертью, старуха хлопотала с кофеем, который здесь получается контрабандой из Финляндии и очень пришелся по вкусу, молодуха завертывала в тесто рыбу, приготовляя рыбники. Из сыновей Григория тут был только младший, бойкий парень лет двадцати, любимец старика, блондин, с открытым славянским лицом; старший «отлеживался»; остальные были в бурлаках. Кроме того, тут же на лавке сидел бородатый глубокомысленный зять, очевидно гость. Разобраться в женщинах и детях не было никакой возможности, — казалось, что их было великое множество.
Стали угощать кофеем, старик пил горячую воду. Началась беседа, немножко натянутая, как бы официальная, о жизни вообще. Говорил один старик, старуха вставляла замечания, а зять подавал глубокомысленно реплики: «Верно, верно». Остальные молчали.
Жизнь, о которой говорил старик, была, конечно, здешняя, выговская. В этой избе, в большой семье на острове, происходила такая же драма, как и везде: «старое боролось с молодым, новым». Старое пришло сюда, на Выг-озеро, с верхнего Выга, из погубленного Даниловского монастыря. Новое — с нижнего Выга, где сосредоточивались бурлацкие работы по сплаву лесов. Поэтому старик осуждал бурлачество и вместе с ним новую жизнь.
— В бурлаки, в бурлаки, — говорил он. — А придут к чему?
— Верно, верно, уж так, — вторил зять.
— Да что, господа, оставь поле без огороды, что будет?
— Да, что будет, — вторил зять.
Слушатели прихлебывали кофей молча, торжественно и долго.
— В наше время, — разливался старик, — жили советно, уж невестка в дверях не застрянет и не скажет: «Хочу, не хочу». А нынешняя молодежь: им слово, а они два.
— Верно, уж такие и есть.
— Да что далеко ходить! — вставила свое словечко старушка. — Годов десяток, не больше, у нас на всем Выг-озере только и был самовар у койкинского батюшки, да на Выг-озерском погосте другой, да у Семена Федорова третий, да у дьякона… всего девять самоваров было. А теперь у каждого, да еще по два.
— Старики наши, — продолжал хозяин, — гниль- тиной кормились да воду пияша, а молодому давай хором, коня да дом.
— Так и нужно, — раздался неожиданно молодой, свежий голос младшего сына хозяина. — Без коня в наших местах и жить невозможно.
— А что, кому поматерее себя, будто поперечить-то и неловко, — поправил старик. — Как же это стари- ки-то кережи (ручные сани) на себе без коней возили?
— Старики только и знали, что свою душу спасали, о других и не думали.
— А об ком же еще и думать, как не о себе?
— Да что и в этом хорошего: уйти в лес да гнилью питаться?
— А пойди-ко, брат, уйди. Не-ет, не уйдешь. Ведь на страшном-то судилище господнем ты за себя за одного отвечать будешь, за других там не спросят?
— Ве-ерно, верно, за других не спросят, — вторил зять.
На этот раз мне так и не удалось сойти с официального тона беседы. Она была длинная и утомительная. Потом я убедился, что старик был не совсем искренним, когда советовал сыну уйти в лес. Это был по натуре не пустынник, а крестьянин. Он любил землю, крестьянство, готов был идти на какой угодно каторжный труд, лишь бы не расстаться с землею. «Уйти в лес» — так учили пустынники, в это он верил, искренне всю жизнь собирался уйти, но все-таки не ушел, а устроил большую семью, дом, все хозяйство. В нем жил инстинкт хлебопашца. Однажды он мне рассказал такую, характерную для здешних мест сказочку:
«Старик один спасался, богу молился в лесу. Вот приходит к нему калика прохожий, господь уж только знает, кто он такой, приходит и говорит:
— Бог помочь, лесовой лежебочина!
— А какой я лежебочина, как я богу молюсь да тружусь, труды полагаю да потею…
— Да что твои труды! Вот благочестивый крестьянин на поле пашет, так знает, когда господь к обедне зазвонит и когда обедать пора приходит.
Старик и взял себе в разум: что это мне калика прохожий говорил. Пошел на поле, видит — мужик пашет.
— Бог помощь! А обедал ли ты, добрый человек? — спрашивает у пахаря.
— А я, — говорит, — еще не обедал, у господа еще благовеста не было.
Один сел на межу. Другой попахал, поставил лошадь и глаза перекрестил.
— А чего ты, добрый человек, глаза перекрестил? — спросил старец.
— А вот, — говорит, — благовест к обедне, так надо идти богу молиться и обедать.
Подивился старец… и пошли молиться».
Смысл этой сказочки старик сейчас же пояснил.
— Видно, — сказал он, — крестьянин у господа больше значит, чем старец. Старец-то все молился, да не домолился, а крестьянин все пахал да в святые попал.
Но если старик не соглашался с требованием «уйти в лес», то бурлачество ему было совершенно непонятно.
— Дома, — говорил он мне, — крепче спишь, да скорее пообедаешь. А бурлаки уйдут, домашникам и есть нечего… Там вольно — во-первых, заботы нет: хлеб хоть не родись, домашники хоть не живи. Сперва охотой стали отбиваться от земли — деньги давали, а потом и неволей. Вот придут домой голодные, изморенные, а денег не принесут. Деньги еще лонись (прошлый год) черту отдали. Много ли в полях хлеба родится! Бери, откуда знаешь. Вот он и пойдет к десятнику кланятися, продает себя на весну, а потом еще к богачу поклонится: дай муки, дай крупы. Сначала заберет под рыбу, потом под рябы — и дойдет до того, что душу продаст, праздники десятнику продаст.
Эх, в старину-то было! На земле — как на матери жили. Тогда по двадцать пудов ржи в нивьях сияли. В нивьях не родится, на полях родится. Семейства душ по двадцать были, хорошо жили!
И какова же эта мать-земля, о которой так любовно говорил старик? С каким презрением отвернулся бы от нее наш крестьянин земледельческой полосы! Не мать, сказал бы он, эта земля, а мачеха.
Особенно поразила меня пашня на Карельском острове. Весь этот небольшой остров разделяется на две половины: одна низменная, топкое болото, другая повыше — сельга, сплошной каменный слой.
— Да как же вы пашете? — невольно спросишь, когда увидишь этот слой камней.
— Не пашем, а перешевеливаем камень, — ответят вам.
Такую землю за лето непременно нужно перешевелить раз пять, иначе ничего не родится. При этом бывает еще нужно постоянно стаскивать большие, выпаханные из земли камни в кучи, называемые ровницами. Скоро эти ровницы обрастают травой, и на полях, состоящих из белого слоя мелких камней, резко выделяются зеленые холмики. Это так характерно, что крестьяне часто говорят, например, так: «У меня поле в девять ровниц». Убрать мелкий камень в ровницы нельзя, потому что нагретый днем камень предохраняет посев от зябели, а в засуху препятствует испарению воды. Так по крайней мере думают крестьяне. Не успеешь вспахать такую землю, как она снова в этом сыром климате зарастает травой, потому-то и приходится ее так часто пахать.
Но, кажется, это слово «поле» означает несколько не то, что в земледельческом районе. Это поле находится возле самой деревни, очень маленькое, как огород, и обнесено изгородью, огородой. Казалось бы, место это как раз пригодно для огородов, но здесь их нет: капуста не растет, не растет лук, даже картофель родится плохо, часто гниет. Местные люди не знают яблок, не имеют понятия о пчеле, никогда не слыхали соловья, перепела, не собирали клубники, земляники. Почти обо всем об этом они уверенно и любовно поют, но в обыденном языке этих слов не услышишь. Раз я заговорил о пчеле — меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это медовик, то есть шмель.
И в этом краю проходит детство, бывают романы. И романы с чудными песнями, каких уже не знают в центре России!
На таком «поле», да еще при необходимом редком посеве, в суровом климате родится хлеба немного: хорошо, если месяца на два, на три хватит. Вот почему теперь неизбежно, нужно продать себя в бурлаки, и продать вперед.
Раньше, когда еще не было лесных промыслов в крае и когда разрешалось еще подсечное хозяйство в казенных лесах, хлеба хватало. С одной стороны, стеснение подсечного хозяйства правительством, а с другой — бурлачество, оторвавшее в самое нужное время лучших работников, — вот причины, почему осталась только жалкая постоянная пашня, «поля», а «нивья», то есть земля, разделанная в лесу, заброшены. Крестьянин и рад бы увеличить постоянную пашню, «поля», на которых хлеб получается с меньшим трудом, потому что тут уже не нужно вырубать деревья, жечь их и пахать между пеньями, а только положить навоз да перешевеливать каменья сохою. Но вот в навозе-то и дело. Для постоянной пашни нужно много навоза — значит, много нужно иметь скота, а для скота — корма; сено же здесь болотное, скот его не ест без муки. И получается общеизвестный сельскохозяйственный круг. Кроме подсеки, в старину этот круг разрывался еще работами для Даниловского общежития. Теперь же на место подсеки и работ для Даниловского общежития стало бурлачество, со всей его новой культурой.
Такова эта мать-земля. А теперь — снова к сказителю Григорию Андрианову.
В глухом лесу, на холмике против лесного озерка, белой ламбины, виднеется желтый кружок ржи, обнесенный частой косой изгородью. Вокруг этого островка стоят стены леса, а еще немного подальше начинаются и совсем топкие, непроходимые места. Этот культурный остров весь сделан Григорием Андриановым, и сделан не из расчета хозяйственного. Какой тут расчет, когда таким трудом он мог бы больше наловить рыбы или наплести сетей! Хорошо было работать так раньше, когда эти островки расчищало целое семейство душ в двадцать. А одному старику это непосильный, невыгодный труд. Нет, в этом лесу скрыты более высокие запросы Григория Андрианова, чем простой хозяйственный расчет. Нет, тут поэзия прошлого, когда все громадными семействами секли лес, когда духовно более сильные люди еще не продавали себя за грош в бурлаки, не курили табаку, не пили чаю и вина. Островок этот — памятник прошлому, золотому веку, священнодействие души старика Григория Андрианова.
Еще осенью, два года тому назад, старик заметил это местечко, когда полесовал. Он осмотрел внимательно лес — не тонок ли он, или не очень ли толст: очень тонкий не даст хлеба, очень толстый трудно сечь. О почве он уже заранее, по виду леса, составил себе суждение, теперь ему остается только проверить. Если лес березовый, ольховый, вообще лиственный, то под ним растут трава, цветы, почва ими удобряется. Если же это сосновый или еловый лес, то под ним ничего не растет, почва остается тощей. Он знает, что береза растет на крепкой земле, а ель — на слабой. Тем не менее он вынул из-за пояса топор и обухом разбил землю, осмотрел корни: они оказались сухими. Это хорошо, потому что «на сыром корне не бывает рождения». Слой почвы в четверть, значит, можно собрать четыре хороших урожая: каждый вершок почвы, по его мнению, дает один урожай. Окончив осмотр, он заметил местечко. Весной же, когда сошел снег и лист на березе стал в копейку, то есть в конце мая или в начале июня, он снова взял топор и пошел «суки рубить», то есть сечь лес. Рубил день, другой, третий. Хорошо, что близко коровы паслись и бабы принесли ему свежие рыбники, калитки и молоко, а то бы пришлось довольствоваться захваченной с собой сухой пищей и тут же ночевать в лесу у костра или в тесной избушке. Наконец работа окончена. Срубленный лес должен сохнуть. Мало-помалу листья на срубленных деревьях желтели, и среди леса появился желтый островок.
На другой год в то же время, выбрав не очень ветреный, ясный день, старик пришел жечь просохшую слежавшуюся массу. Он подложил под край ее жердь и поджег с подветренной стороны. По мере того как сгорало, он подвигал жердь дальше, чтобы под деревьями был воздух и они горели. Среди дыма, застилающего глаза, искр и языков пламени он проворно перебегал с места на место, поправлял костер, пока не сгорели все деревья. В лесу на холмике, против белой ламбины, желтый островок стал черным — это пал. Ветер может разнести с холмика драгоценную черную золу, и вся работа пропадет даром. Потому-то нужно сейчас же приняться за новую работу. Если камней мало, то можно прямо орать особой паловой сохой, с прямыми сошниками без присоха. Если же их много, землю нужно косороватъ, разделывать ручным косым крюком, старинной копорюгой. Когда и эта тяжелая работа окончена, то пашня готова, и следующей весной можно сеять ячмень или репу. Такова история этого маленького культурного островка.
Когда узнаешь эту историю, невольно приходит в голову такое предположение: не принесли ли эту любовь к земле еще далекие предки старика, когда они переселились сюда из более хлебородных мест?
Так вот эта-то связь с землей и мешала старику «уйти в лес», спасать свою душу. Но теперь еще новое сомнение росло в душе старика: младший, его любимый сын, «парной, саблеватый» и грамотный малый, побывал в Поморье и заразился там новыми взглядами. С этими взглядами было не так легко бороться, как с пьянством и грубостью старшего сына.
А вернувшись на днях с лесопильного завода из Сороки, малый начал и вовсе плести чепуху. Он сказал, что завод лесопильный остановился, все рабочие забастовали и даже подговаривают бурлаков на Выгу и на Сег-озере. Старик был возмущен. Вот уже пятьдесят лет выговцы ходят по сплавам, тем только и кормятся. Хотя и ненавистно бурлачество, но им теперь только и кормятся выговцы. Не будь этого единственного заработка на стороне, пришлось бы умирать с голоду. И вот забастовали! К чему же это должно привести? Верить не хотел старик. Но слухи все росли и росли, время от времени на остров заезжали ловцы и каждый раз подтверждали эти слухи. Наконец, по всему краю только и говорили о забастовке. Слово неслыханное, непонятное в этом краю аскетизма, в этом населении, в борьбе с природой прошедшем суровую вековую школу терпения. Ежедневно, при возрастающем волнении в семье, мне приходилось наблюдать, как обострялись отношения старика с молодым сыном. Между женщинами тоже образовались две партии. И бог знает, чем бы это кончилось, если бы вдруг старик не был разбит таким оборотом дела.
Раз утром молодуха пошла за водой на озеро и сейчас же прибежала назад с криком:
— Едут, едут! Бурлаки едут!
Бабы уже давно дожидались бурлаков, потому что наступил сенокос, а страшное новое слово «забастовка» поселило беспокойство в сердцах молодых жен. Вот почему все, кто был в избе, бросились к берегу, когда услыхали, что едут.
Лодка шла на восьми веслах, и только уж близко от берега поставили парус, хотя почти не было ветра. Подкатить на парусе считается на Выг-озере особым шиком. Бурлаки, по-видимому, были очень весело настроены, доносились смех и заливистая песня:
Не ржавчинка, ой не ржавчинка все поле съедает…
Радостную весть привезли бурлаки. Все их требования были удовлетворены. К ним приезжал сам губернатор, кланялся и обещал все устроить. Тут же послали телеграмму хозяину в Петербург и получили ответ: «Удовлетворить немедленно».
Старик был сбит с толку и, насупившись, молчал, а бурлаки радовались. Первый день ничего не делали, отдыхали. Потом стали приготовляться к сенокосу: кто точит косу-горбушу, кто кошель чинит, кто ружье чистит, кто готовит дорожки для ужения рыбы, крючки… Все это пригодится на сенокосе. Сенокосные места, пожни, находятся далеко, за двадцать верст, так что целую неделю нельзя возвращаться домой.
Когда вся эта шумная ватага уехала, большая изба опустела, остался один старик со старухой и малыми детьми. Тихо стало на острове и в избе. Слышно только, как скрипит зыбка и уныло звучит монотонная песенка старушки-пестуньи:
Баю-баю во добри,
На соломенном коври,
Бай на лыченьком, на тряпиченьком…
А старик, этот большой матерый дед, целыми днями плетет свою сеть у окна, прицепив ее за крючок в углу. Когда он плетет сеть, он молчит и о чем-то думает. Наверно, вспоминает о своей жизни или перерабатывает по-своему новые, занесенные на этот остров бурлаками взгляды на жизнь.
Раз я попросил его рассказать о себе, как он женился, как вообще устраивался в этой глуши. Старик взволновался и с радостью мне рассказал.
— Веку мне, — сказал он, — восемьдесят семь лет. Родился я на Корос-озере. Это хоть и недалеко отсюда, верст двадцать пять лесом, а уж хозяйство другое. Зябель там постоянная, другой раз по семи лет вымерзает хлеб. Как ясень на небе да три звезды, так и зябель. Болота, родники холодные, морянка задует — все к зябели. Да и немудрено: возле океана живем. На Выг- озере этого нет: острова, кругом вода, от водицы тепло, водица тепло держит. Пала раз весна, северная такая, ждать хлеба нельзя. Надумал родитель-батюшка перебраться сюда: «Куда, — говорит, — ни зайдешь, все солнышко по вершинкам задевать будет». Продали корову, купили лодку — на острову нельзя без лодки жить. Пришли и начали хозяйствовать. Жили сначала под сосной. Вон она, матушка, стоит…
Старик показал мне рукой в окно на большую развесистую сосну.
— Эх! Уж я это тебе верно говорю: в наших местах без трудов не проживешь. Лес секли, камни выворачивали, сети плели, рыбу ловили, полесовали. А родитель мой батюшка полесник! Я и сам полесник был. Эх, был конь, да заезжен, был молодец, да подержан. Хвастать не буду, а еще и теперь на пятьдесят сажен в копейку попаду. Вот только мошников уж плохо слышу… Хорошо! Помалешеньку, помалешеньку, да и устроили вот эти хоромы. Запахали поля, засеяли. Лет пять так прожили. Уж мне двадцать пятый год пошел. Поехали мы в Койкинцы на праздник, к Полеостровскому. Прихожу к Захару, смотрю: моя-то княгинюшка рыбу чистит, станушка в перст! Да вот она, княгиня моя, люба тебе? Ну а мне так гораздо прилюбилась. Прихожу домой, говорю отцу: «Так и так, батюшка, кабы ты съездил». — «Какую?» — говорит. «Да вот тую, — говорю, — Захарову». Смотрю, надел батюшка тулуп, опоясывается. Жду… Да как жду! Веришь ли, на крышу раз десять слазил, не видать ли лодки. Гляжу, двое едут. Отец гребет, Захар сидит, правит. Ну, попал молодец! Свадьбу собирать, а денег нет. Всего-то рублей семнадцать и нужно было. Толканулся я на погост, к Алексею Иванову. Так и так, повинился ему. Дал, век ему спасибо, слова не сказал. Вот так я и женился. А дальше жили в трудах. Я как женился, так и сказал: «Ну, жена, я хоть и худой муж, а против матушки и батюшки ногой не ступи». А она как завопит: «Матушка, благослови!..»
Старик отвернулся, оправился и продолжал:
— Матушка моя, Марья Лукична, хорошая старушка была, краснословая, из Данилова монастыря вышла. Как сказала жена тогда слово, так и не переменила потом. Варя моя неожурима была. А вот есть молодые, не скажу плохие, а… Эх, Михайло, ум не кошелка, не переставишь, моего ума держимся. Много горя видели, всего изведали, а семь молодцов, как семь яблоков, вырастили. Другой раз придешь, наморишься, станет словно и нехорошо. А отдохну — и опять за работу. Да так вот и живу да болтаюсь, все вперед да вперед… Про Алексея Ивановича я тебе забыл досказать. Через год я снес ему деньги, поблагодарил и не видал его лет десять. И вот раз перед самым светлым Христовым воскресеньем пала погодушка великая. Озеро надулось, посинело, что мертвец. Смотрю, катит ко мне Алексей Иванов, гость дорогой. А на другой день ехать нельзя было: лед разошелся. Пришлось ему у меня праздник гостить. В великую пятницу я и говорю княгине своей: «Чем гостя кормить будешь? Мошника бы убить, да боюсь, грех в великую пятницу». — «Ничего, — говорит, — сходи, попытай счастья». Совестно мы с ней жили! Перекрестился я и пошел в лес. А снег уж в лесу повышел, талинки показались. Инде тало, инде суметно. Суметы подморозило, гладкие, что бумага. Смотрю, большой сумет навален. Стал я его переходить, и вдруг как схватит меня у поясницы, не могу с места сдвинуться. Ну, ничего, справился, пошел по талинкам, как по скатерти.
И слышу, точится мошник. А уж рассветает, заря разгорелась, бор, что гарево, стоит! Вижу, далеко мошник противу зари, черный да большой, что бурак (корзина из дранок, новгородская «мостина»). Я к нему по сушинкам да по лежинкам, да по ко- корочкам пя-тю-гать, пя-тю-гать, чтобы сучья не за- ряцкали. А он посидит, посидит, да и заточится. Замолчит — и я стою, не шелохнусь, как заточится — я опять пя-тю-гать… С одним покончил, другой недалеко заточился… Да так вот в светлое Христово воскресенье гостя и накормил… Вот как мы в старину жили, — закончил старик. — Любо ли тебе?
И чем глубже и глубже погружался старик в прошлые времена, тем они ему становились милее и милее. Отцы, деды, даниловские подвижники, соловецкие мученики, святые старцы, а в самой седой глубине веков жили славные могучие богатыри.
— Какие же это богатыри? — спрашиваю я.
— А вот послушай, я тебе про них старинку спою, — отвечал старик.
И, продевая крючком в петли матицы, запел:
Во стольном городе во Киеве,
У ласкова князя у Владимира…
Трудно передать то настроение, которое охватило и унесло меня куда-то, когда я услыхал первый раз былину в этой обстановке: на берегу острова, против сосны, под которой начинал свою жизнь этот сказитель- старик; на минуту словно переносишься в какой-то сказочный мир, где по бесконечной чистой равнине едут эти богатыри, едут и едут спокойно, ровно…
И умный хвастает золотой казной,
А безумный хвастает молодой женой.
Старик на минуту остановился. В этих словах он, глава большого семейства, видит какой-то особый смысл.
— Слышишь ты, безумный-то хвастается молодой женой.
И продолжал:
А один молодец не ест, не пьет, да и не кушает,
И белой лебеди он да и не рушает…
Старик долго пел и все-таки не окончил былины.
— А что же сталось с Ильей Муромцем? — спросил мальчик, внимательно слушавший, будущий сказитель.
— Илья Муромец окаменел — за то, что хвалился Киевскую пещеру проехать.
— А Добрыня Никитич?
— Добрынюшка скакал под Киевом через камень, скобой зацепился за него: да тут ему и смерть пришла.
— Какой скобой? — спросил я.
— Да разве ты не знаешь, какая у богатырей скоба бывает? Стальная скоба.
Это замечание о стальной скобе было сказано таким тоном, что я невольно спросил:
— Да неужели же и в самом деле богатыри были?
Старик удивился и сейчас же быстро и горячо заговорил:
— Все, что я тебе в этой старине пел, правда истинная до последнего слова.
А потом, подумав немного, добавил:
— Да знаешь что, — они, богатыри-то, может быть, и теперь есть, а только не показываются. Жизнь не такая. Разве теперь можно богатырю показаться!
Вот тут-то я и понял, почему стихи, которые казались такими скучными в гимназии, здесь целиком захватывали внимание. Старик верил в то, что пел.
Михаил Пришвин краткая биография интересные факты
05:34
7.33 MB
26.7K
В краю непуганных птиц
16:00
21.06 MB
23.7K
Сказитель Александр Маточкин концерт ч 2 русские народные былины стАрины ответы на вопросы
01:13:45
97.06 MB
3.2K
Дмитрий Парамонов Былина Илья Муромец на Соколе корабле
11:21
14.94 MB
13.9K
Краткий пересказ Былина Садко
05:40
7.46 MB
101.5K
Краткий пересказ былина Вольга и Микула Селянинович
03:12
4.21 MB
51.6K
Садко Былина Полная версия Аудиокнига с картинками
25:23
33.41 MB
86.8K
Настрою гусли на старинный лад былины Былина о Садко и Морском царе
06:32
8.60 MB
29.1K
Певцы Краткое содержание
03:34
4.69 MB
22.1K
Pagan Reign Во Времена Былин Live
06:49
8.97 MB
1.4K
Садко из русского былинного сказа Музыка 1 класс 11 Инфоурок
04:45
6.25 MB
58.1K
БЫЛИНА Илья Муромец и Соловей Разбойник Русские гусли
04:45
6.25 MB
32.9K
BODIEV Караван ПРЕМЬЕРА КЛИПА
01:42
2.24 MB
13.6M
Фестваль Путник Былина об Алеше Поповиче и змее Тугарине
06:08
8.07 MB
1.2K
Турецкая певица Красавица с красивым голосом HD
01:49
2.39 MB
2.5M
Былинные герои богатыри и сказители Инна Веселова
01:15:23
99.21 MB
4K
Куандык Рахым Лучшие песни 2018 Лучший из Куандык Рахым Полный альбом 2018
01:16:23
100.53 MB
6M
2 ВЕДА В краях былин
04:55
6.47 MB
333
ВЕДА В краях былин Звук
04:45
6.25 MB
1.6K
не выучил Без памперсов не смотреть
01:58
2.59 MB
28.5M
КВН Максимум Сибирские сказители ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ
23:44
31.23 MB
4.3M
Лекция I Пришвин певец природы Путь в литературу
23:15
30.60 MB
5.5K
Сказитель Александр Маточкин о Русском Севере поморах былинах и русской традиционной культуре
36:43
48.32 MB
2.3K
Юта Жили Были LIVE Авторадио
04:34
6.01 MB
348.3K
Певцы русской старины Баян Садко
07:48
10.27 MB
14.1K
Святогор и Илья Муромец Былина читает Павел Беседин
04:24
5.79 MB
12.9K
Литература 7 класс Урок 4 Эпос народов мира Былины
06:10
8.12 MB
13.4K
Александр Маточкин Добрыня и Маринка былина
34:27
45.34 MB
5.8K
Александр Маточкин Вариации распевов былин
06:01
7.92 MB
165
Талант Дар Свыше СКАЗИТЕЛЬ АЛЕКСАНДР МАТОЧКИН
07:19
9.63 MB
496
Легенды и былины о музыке
15:28
20.36 MB
687
Владимир князь Былина Исполняют А Котов Д Парамонов М Крюкова С Старостин
11:05
14.59 MB
4.2K
Миллион алых роз на узбекском
01:37
2.13 MB
619.3K
Сказитель из града Кольчугина земли Кузнецкой Вячеслав Самойленко
16:15
21.39 MB
41
ВЕДА В краях былин Усладов Пир 21 11 2015
04:31
5.94 MB
387
А4 Продакшн поют песню Глент Кобяков Влад Бумага
15
336.91 KB
1M
Зена Александр Рыбак Котик Новая Фабрика Звезд 2017
03:36
4.74 MB
4.4M
Былинный Мир Основные закономерности
33:05
43.54 MB
703
ВИРТУОЗ В ЧАТ РУЛЕТКЕ ДОВЕЛ ДЕВУШКУ ДО СЛЕЗ СВОЕЙ ИГРОЙ НА ГИТАРЕ ПИКАП ДЕВУШЕК В ЧР 49
27:58
36.81 MB
1.1M
Детская песня Антошка Песня из мультфильма Академия Голосок Группа Ладушки
02:15
2.96 MB
12M
Александр Маточкин Волк певец сказка
05:12
6.84 MB
2.5K
КАК БЫСТРО ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ
29
651.37 KB
192.9K
Александр Серов Во имя жизни 1985
05:33
7.30 MB
13.1K
ИГРАЮ за ЗАКЛЮЧЁННЫЙ ПРИВЕТ СОСЕД Dark Riddle ПОХОЖАЯ ИГРА на Hello Neighbor КОТЁНОК ЛАЙК
16:07
21.21 MB
3.7M
Дима Билан Мари Краймбрери Ты не моя пара Премьера клипа
04:20
5.70 MB
17M
Илья Муромец фэнтези реж Александр Птушко 1956 г
01:31:43
120.71 MB
2.9M
Литература Севера Былины историк ДМИТРИЙ УРУШЕВ
35:20
46.50 MB
218
Концерт в Гнезде Глухаря
02:05:27
165.10 MB
33.2K
Былина о Садко Sadko Russian Bylina
03:32
4.65 MB
1.8K
Мельница Ночная кобыла Былинный Берег 2022
04:49
6.34 MB
291
Михаил Пришвин (1873 — 1954) — русский писатель, публицист, чьё творчество связано с отношением человека с природой. Во многом его любовь к природе началась с детства, так как его отец занимался садоводством и был ярым охотником, а перед смертью нарисовал «голубых бобров» как символ мечты, которой не смог достичь.
Михаил Пришвин доучился только до 4 класса, так как вступил в конфликт с учителем географии. Однако в дальнейшем, проживая в Тюмени у своего дяди, он показал свои способности к обучению. В 1900 году уезжает в Германию на обучение, где знакомится и работает с философом Оствальдом — будущим нобелевским лоуреатом.
В 1930-е годы покупает фургон на Горьковском автозаводе и отправляется в путешествие по России. Практически все его произведения — это его впечатления от природы. Паустовский называл его «певцом русской природы».
Все аудиокниги с рассказами Пришвина слушать онлайн без остановки:
Красивый короткий рассказ Пришвина про последние дни осени.
- Автор: Михаил Пришвин
Рассказ про луг с одуванчиками, который днем был золотым, а на ночь становился зелёным.
- Автор: Михаил Пришвин
Журавлёнка приютили люди и он стал домашним питомцем.
- Автор: Михаил Пришвин
Рассказ про ворону, которая в одиночку решила стащить кость у собаки.
- Автор: Михаил Пришвин
Это мальчик, который спас собаку Жульку от Витьки, который хотел ее застрелить.
- Автор: Михаил Пришвин
Рассказ про смышленого зайца, который смог уйти от охотников.
- Автор: Михаил Пришвин
Утка с утятами отправилась к озеру, но по пути их настигли ребята, ставшие отбирать утят.
- Автор: Михаил Пришвин
Однажды собака поймала в рот бабочку и отпустила её, так и не поняв, что происходит.
- Автор: Михаил Пришвин
Автор рассказывает про свои походы в лес и красоты своей родины.
- Автор: Михаил Пришвин
Зиночка нашла под заячьей капустой кусочек хлеба, который называется лисичкиным.
- Автор: Михаил Пришвин
Рассказ про кота и его обыденную жизнь, ночью — мыши, днём — птицы.
- Автор: Михаил Пришвин
Утёнок сбежал из корзины, за что получил прозвище изобретатель.
- Автор: Михаил Пришвин