Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.
А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.
И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку. — Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек.
И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала: — Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала? И Инна ответила:
— Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим.
- Следующая сказка → Надежда Тэффи — Переоценка ценностей
- Предыдущая сказка → Надежда Тэффи — Дон-Жуан
Читать рассказ «Анатолий Приставкин — Золотая рыбка» на сайте РуСтих онлайн: лучшие рассказы, повести и романы известных авторов. Поучительные рассказы для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.
ЧИТАЕМ С ОСТАНОВКАМИ
Анатолий Приставкин.
Рассказ «Золотая рыбка»
Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.
А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.
И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум
Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.
— Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек.
И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.
Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
— Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
И Инна ответила:
— Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим.
-
А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти». Почему, на ваш взгляд, писатель изменил финал рассказа?
-
В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?
-
Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.
-
Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.
-
Автор в своем тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.
-
Автор в своем тексте говорит о преступном равнодушии взрослых – воспитателей детдома.
3.Почему автор называет Люсеньку маленькой? На что указывает это определение?
4.Как бы вы озаглавили теперь этот рассказ?
5.Напишите письмо от имени одной из девочек. в котором она просит прощения у Люсеньки за свое равнодушие.
ЗОЛОТАЯ РЫБКА
Наш город насквозь пронизывает, закутанная в густую зелень ивняка, вербы, тополей и т. д., скромная река. Может она и недотягивает до величия других водных артерий, но, говорят, дала жизнь нашему поселению, сыграла не малую роль в становлении нашего отечества. На её берегах когда-то поселились древние русичи, обжились, постигли ремесла, построили город. Вся в излучинах, поворотах, изгибах и перекатах она змейкой вьется в городской теснине и, как бы нехотя, без устали несет свои воды в далекие моря и океаны. В её прибрежных зарослях деревьев, камыша и осоки нашли приют многочисленные птицы, земноводные и насекомые. Когда-то это был уютный оазис девственной природы, где жители с удовольствием и наслаждением находили отдохновение от повседневных забот и городской суеты.
Но прошли те времена, индустрия и технический прогресс не пощадили её, она покрылась нефтяными пятнами, заросла отбросами жизнедеятельности человека, заилилась, превратилась в сборище отходов химии и неприятных ароматов, стала пристанищем всякой нечисти. Как удачно сказал баснописец: «И вот в зеленый мир леска, пришла зеленая тоска». Люди стали сторониться, избегать посещения тех, когда-то любимых мест.
Как-то я шел вдоль берега, спешил, торопился побыстрее покинуть это неприятное место, вдруг почудилось: «Помогите…». Осмотрелся вокруг, никого не видно, а писк повторялся и повторялся, и все жалостливее и жалостливее. Присмотрелся более внимательно, а это маленькая необычная рыбка: сквозь муть прибрежной тины чуть просвечивается желтизна её уже скудной чешуи, она совсем обессилила, еле-еле шевелит плавниками.
Видать поняла, что я её увидел, взмолилась:
—Добрый человек! Спаси меня, я задыхаюсь, сам видишь, что здесь творится, ещё немного и я погибну. Отнеси меня в другой водоем, где ещё теплится жизнь, и нет этого пагубного влияния дикой цивилизации. Я в долгу не останусь, исполню любое твое одно желание. Прости меня, ведь раньше я справлялась с тремя желаниями, но теперь оскудела моя волшебная сила от такой каторжной жизни.
Ба! Это же сказочная золотая рыбка, видать в море-океане дела не лучше, раз ты забрела в наши края. Надо помочь бедолаге, тем более не безвозмездно. Но где в наше время еще можно найти нетронутый уголок природы? Начал упорно соображать и, на счастье, вспомнил. Недавно бродил по лесу в поисках грибной удачи и с удивлением обнаружил, что скромный лесной ручеёк неугомонные труженики-бобры запрудили, и образовалось солидное озеро. Вода свежая, родниковая, проточная, чистейшая, вокруг царство зелени, хозяева стараются – валяют деревья и кустарник, корма для водной живности в достатке. Идеальное не оскверненное пристанище для речной узницы.
Прихватил трехлитровую стеклянную банку, налил хорошей воды:
—Прыгай милая. Нашел я для тебя райский уголок, будешь жить, не печалься.
Но у неё уже нет сил не только прыгнуть, даже пошевелиться. Взял её в руку, отряхнул от грязи и выпустил в банку. Пока донесу её до леса, придумаю и загадаю желание. Но вы думаете это легко: возможностей мало, всего только одно, соблазнов много, а шанс один. Вот и начал перебирать в памяти свои потребности.
Что, прежде всего, надо современному мужчине? Правильно, крутую «тачку». Чтоб она была с самыми диковинными наворотами и по уюту, и по удобству езды и управления, и по техническим возможностям, чтоб выглядела не хуже президентской, чтоб её везде беспрепятственно пропускали, чтоб постовые отдавали честь. А ещё чтоб был большой багажник, у нас ведь дача, урожай возить; чтоб были климатконтроль, кондиционеры и обогреватели, анатомические сидения, подушки безопасности, побольше электроники и прочей аппаратуры, мягкая подвеска, чтоб мощности хватало на мгновенный старт с места, и чтоб без натуги мог обставить любого лихача.
Хотя, стоп. Куда мне торопиться, возраст уже не тот, туда всегда успеешь, подольше бы пожить здесь, скорость ни к чему. Да и такой монстр не войдет в мой гараж, а возле дома парковаться негде, машин много, а двор маленький.
И потом, у меня же есть машина, подержанный «жигуленок» ещё первых моделей. Мы с ним как родные, свыклись, сдружились, знаю каждый его каприз, знаю, как успокоить и пособить, и он в благодарность вот уже много лет верой и правдой служит мне. А забарахлит тот, поди, разберись, чего ему не хватает, не в каждом автосервисе знают к нему подход, да и денежку давай и немалую; горючку ему тоже не простую, какую- нибудь «экстраевро» с большой цифрой, дорого и не на каждой заправке сыщешь. Кроме того моя ласточка не брезгует любым грузом: при случае попадется по пути буренка, можно полакомиться ведерком другим коровяка для повышения плодородия дачной почвы, а та глядишь заупрямится.
В общем, ну её, устраивает меня моя привычная и послушная старушка, езжу я только на дачу, еще побегает.
Лучше попрошу квартиру. Наша панельная хрущёвка в пять этажей уже доживает свой век, ведь прочили ей всего то пятьдесят годков, а они истекли. Вон Москва такие сносит, придумали реновацию, а у нас и не собираются, лишь изредка латают, но заплатки дело ненадежное: старого кобеля не отмоешь до бела. Да и жена изнылась: дай ей лифт и мусоропровод, тяжело стало одолевать зтажи.
Вот и выберу современный дом с полной отделкой, с лоджиями, в престижном, но не шумном, районе, чтоб рядом парк и магазины первой необходимости, чтоб транспорт в близкой доступности, поликлиника не далеко, этаж не первый, но и не очень высоко, лифт чтоб новый, бесшумный, еще не размалеванный юными варварами, чтоб не жуликоватая управляющая компания, индивидуальное отопление, просторная свободная парковка, консьержка и охрана. Конечно, можно и коттедж, но там соседи далеко, одичаешь; да и забот по обихаживанию больше. Лучше квартира, все готовое, все под присмотром, всегда придут, проверят, отремонтируют, настроят, объяснят.
Размечтался. А не подумал про переезд, ведь это надо будет все годами нажитое добро сорвать с места, собрать, увязать, спустить по тесным узким лестницам с нашего не первого этажа; половину повредишь, обдерешь, поломаешь. А в новом доме все то же надо будет поднять, распаковать, спланировать, привести в порядок, установить, прикрепить, подвесить и т. д., колготни хватит на целый год. При нашей склеротической памяти все растеряешь, ничего не найдешь, где что теперь лежит. Ведь и сейчас ищем очки по пол дня, а там совсем не найдем, и не только очки, так и будешь бегать нагишом в поисках исподников и другой одежды, не говоря уже об лекарствах и документах. Да, да, с последними тоже помаешься. Надо прописаться, чтоб пенсия не заблудилась, заключить новые договора на коммуналку и поставку ресурсов, прикрепиться к другому медучреждению, врезать замки и запоры, запомнить шифры на входных дверях или научиться премудростям домофона. А, вдруг, не оставят тот же номер телефона, придется всем сообщать, не говоря уже, что адрес имеется во всех документах, тоже надо менять, иначе можно потеряться. Свалится, скажем, неожиданное наследство, или выигрыш, или запоздалый приз за былые заслуги, а нас не найти. И еще надо освоить новый маршрут для поездки на дачу и т. д. и т. п.
Надо нам такое на старости лет? Ну, его к лешему, нечего срываться из насиженных мест, хрущевка еще простоит, на наш век хватит.
Уж лучше съездить на курорт, жена давно мечтает. Ведь как там хорошо, приезжаешь на все готовенькое: и двухместная палата со всеми удобствами, постели заправлены, белье регулярно меняют, не надо думать о стирке, чисто, ежедневная уборка, телевизор с множеством программ, кормят прилично с учетом капризов твоего избалованного и болезненного желудка, не надо думать о продуктах, о кухне. Правда, почему-то свирепствуют запоры, видать организму уж очень по нраву тамошняя пища, не хочет расставаться.
К твоим услугам и парк, и лес, и река, клуб и спортивные площадки, бассейн и аллеи для прогулок, экскурсии, кино, концерты, танцы и викторины. Тебя обследует и обслуживает целая армия медиков и персонала. Тебе предложат целительную водичку и лечебные грязи, разнообразные души, облучения, массажи, ингаляции, горный воздух, магнито- и электротерапию, прогулки и расслабляющие процедуры. Ты будешь ошеломлен такой заботой о твоем здоровье, будешь верить в чудо, нахватаешь уйму нужных и бесполезных процедур, и только к концу срока поймешь, что это пустое занятие, забавная игра в кошки-мышки с твоими недугами, и что уже никакие припарки тебе не помогут, и что зря истязал себя множеством назначений, что лучше было бы просто расслабиться, отдохнуть и отвлечься от повседневных забот, пользы было бы больше.
Вскоре тебе надоедят и строгий режим и ранние побудки, захочется подольше понежиться в постели, осточертеет вечная спешка, чтоб не прозевать завтрак, успеть попить водички и начать утомительный марафон по плотному расписанию якобы лечебных мероприятий. И к концу дня ты выжатый лимон, весь выдохся, скорей в постель, нет сил на культурную программу и просмотр телевизора.
В общем, для курорта и лечения надо иметь крепкое здоровье, таким хилякам, как мы, там делать нечего, и такого желания загадывать не буду.
Можно просто попутешествовать, совершить какой-нибудь круиз по заграницам, как это делают наши забугорные сверстники. Нам, правда, это не по карману при наших пенсиях в размере прожиточного минимума, но тут все устроит рыбка, грех не воспользоваться. Ведь давно хочется посмотреть, как они там загнивают, какие они там обездоленные и несчастные. Молва глаголет, что, несмотря на это, там есть чем насладиться: и климатом, и природой, и древней и современной архитектурой, испытать ласку и уют их пляжей, отелей, сервиса; ощутить грандиозность и величие их музеев и памятников многовековой культуры.
Вот только плохо, языками не владеем, без общения тяжело и скучно, особенно моей супруге, для неё не поболтать с подружками по полдня, смерти подобно, а я не хочу подвергать её таким мукам, все же родной человек, жалко. Конечно, она может общаться там с соотечественницами из наших туристов, но тогда зачем ехать в такую даль, можно посудачить и дома. Так что не придется осчастливить их заграничье, пусть они там мучаются сами, а нам хорошо и здесь.
Лучше я сделаю подарок своей ненаглядной, закажу ей шубу, не простую, самую шикарную, дорогущую, из меха диковинных тропических животных, очень модного фасона и покроя, чтоб все от зависти с ног валились, особенно её подруга, которая имеет аж три штуки, но так, простенькие, явная подделка, искусственная имитация, но гонора у неё хоть отбавляй. Утрем ей нос, чтоб не задавалась и не хвасталась.
Уже хотел сообщить рыбке, но спохватился. Разве моя женушка удержится, чтоб в таком наряде да не выйти в свет, на люди, пофорсить, покрасоваться, а для контраста ей кто-то нужен, вот и придется мне её сопровождать по музеям, театрам, концертным залам, выставком и прочим массовым тусовкам. Оно, конечно, можно и согласиться, заодно и сам приобщусь к культуре, да и престижно на зависть другим быть рядом с такой шикарной дамой. Но одно но, я ведь являюсь фанатическим почитателем простатита и сопутствующих ему «удовольствий» в виде частых, извиняюсь, позывов и безумной страсти к толчку. Представьте, идет спектакль, зрители все внимание, увлеклись, переживают, а у меня приспичило, и тут начнется такое представление, но уже не на сцене, а в зале, позора не оберешься, еще укорят, мол разоделись и безобразничают.
Придется культурную программу смотреть дома по телевизору, но шуба здесь ни к чему, быстро вспотеешь и одолеет дремота. Да и та подруга, ноги уж не ходят, шубы висят в шкафу на радость прожорливой вездесущей моли; считаю, что кормить моль дорогой шубой накладно, достаточно шерстяных носков и валенок. Так что прости меня, моя подруга, с шубой тоже не вытанцовывается, надо другого здорового супруга; если есть такой на примете, тогда другое дело, но о таких делах муж узнает последним.
А это мысль, можно ведь попросить омолодить имеющегося, и казусов не будет, и ей приятно быть обласканной молодым человеком недурной внешности. Это теперь модно, разновозрастные браки процветают, особенно среди артистов и певичек, так что в самый раз. Но ни в коем случае нельзя омолаживать её, она и так сейчас часто ставит мне в пример других мужиков и завидует их женам, сбежит. Но мы к бомонду не принадлежим, поэтому оставим в покое наш возраст и семейный союз.
Ох, рыбка, рыбка! Зачем ты посулила награду, я б тебя спас и так, безвозмездно, по-волонтерски, на общественных началах. А теперь мучаюсь, знаю, чтоб я не запросил, потом буду бесконечно терзать себя, что выбрал не то, не сообразил, не додумался, и жизнь превратится в сплошной кошмар.
Тем временем мы пришли к водоему, выпустил я рыбку, она сказала «подожди» и скрылась под водой. Жду. Не уж-то обманула? Нет, приплыла, посвежевшая, счастливая:
—Спасибо тебе, добрый человек, век не забуду, говори твое желание, я готова исполнять.
А я в смятении, ничего не надумал, стою, молчу; рыбка в недоумении ждет. Наконец осенило:
—Сударыня рыбка, вот мое желание, сделай так, чтобы я навсегда забыл о нашей встрече и, самое главное, чтоб об этом не узнала моя жена.
—Странное у тебя желание, я за свой век много совершила добрых дел, но такого не было. Раз ты настаиваешь, быть по твоему.
И она вильнула хвостом и скрылась под водную гладь, лишь легкая рябь пробежала по пруду, нарушив его зеркальный блеск.
Обращаюсь и к тебе, мой уважаемый читатель, не проговорись, если встретишь мою супругу, иначе мне не сдобровать.
УРОК 10. А.И.ПРИСТАВКИН. РАССКАЗ «ЗОЛОТАЯ РЫБКА». ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА И НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РАССКАЗА (ТЯЖЕЛОЕ ДЕТСТВО; СОСТРАДАНИЕ, ЧУТКОСТЬ, ДОБРОТА).
Цель урока: создание условий для осмысления нравственной проблематики рассказа А.И. Приставкина «Золотая рыбка».
Задачи:
Познакомить с фактами биографии А. И. Приставкина, реальной основой рассказа.
Способствовать пониманию авторского замысла.
Способствовать формированию навыков анализа художественного текста, развитию умений анализа, синтеза и обобщения, а также развитию связной устной речи.
Содействовать воспитанию таких нравственных качеств личности, как доброта, сострадание, милосердие.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
— Послушайте отрывок песни, подумайте, о чем поётся в песне? (о добре) (Из фильма Приключения маленького Мука — Дорога добра.)
-Что такое добро? Подберем синонимы, составим кластер.
«Добро» — сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм, благо. (кластер)
-Что обозначает приставка со- в этих словах? (совместный, общный)
— От каких слов образовано «милосердие»?
-А нужно ли помогать другому человеку, если он в этом нуждается? Я знаю одного персонажа, который считал по-другому. (Просмотр видеофрагмента о старухе Шапокляк)
Итак Старуха Шапокляк готова с вами поспорить… И все же помогать или не помогать? Итак, мы сегодня должны дать ответ на вопрос: «Зачем в жизни делать добро?»
2. Сообщение темы урока.
Война… Страшное слово, страшные события, страшные последствия. Горечь и жестокость, кровь и ненависть приносят войны на землю. Калечат судьбы, убивают невинных, приносят горе. А кто же ведет войны? А это люди! Такие же, как мы. Молодые, пожилые, красивые, любимые, любящие. Люди приносят на свою же землю несчастья и кровь. Берут грех на душу.
Но ведь и страдают люди! Такие же, как мы. И среди них те, кто только входит в эту жизнь, кто начинает понимать этот мир, кто добр и чист душой, кого нельзя обвинить ни в каких грехах и преступлениях. Это дети! Их вина только в том, что родились они в это жестокое время и на данной территории. Они невинны, но несут самый тяжелый крест в годы войны.
Один из них, маленький и несчастный, детдомовец Толя, у которого были отец и мать, была семья, но война забрала близких, оставив одиночество и безнадежность маленькому ребенку. Он не был на поле боя, не был на оккупированной территории, он был в тылу, но то, что пережила маленькая душа, что осталось в сердце у этого человека, уже взрослым, он попытался нам рассказать в своих произведениях.
Итак, перед нами дитя военных лет, современный писатель, общественный деятель — Анатолий Приставкин.
3. Изучение нового материала.
Знакомство с биографией писателя.
Родился Анатолий Игнатьевич Приставкин в 1931 г. в г. Люберцы Московской области в трудовой семье. Отец работал на заводе, мать – на фабрике. С 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза. А. Приставкин вместе с сестрой испытали все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода».
Трудиться начал с 12 лет. В 15 лет устроился работать на аэродром в Жуковском. Позже служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте. Писал стихи, прозу, работал корреспондентом. В 1952 году окончил Московский авиационный техникум, работал электриком, радистом. Он автор книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка», сборник рассказов «Трудное детство».
В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома. «Золотая рыбка» — один из рассказов сборника «Трудное детство».
Сегодня на уроке мы познакомимся с его удивительным рассказом «Золотая рыбка».
-Как вы думаете, о чём идёт речь?
-Какие ассоциации вызывает у вас это название?
4. Чтение и анализ рассказа Анатолия Приставкина «Золотая рыбка».
Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.
СТОП.
-Сколько девочек жило в комнате? Сколько рыбок было в аквариуме? (Рыбок было десять, девочек тоже было десять.)
—Какой приём использует автор и для чего?(сопоставление)
-Как вы думаете, чем занимались девочки в свободное время?
-Почему рассказчик называет девочку маленькой Люсенькой? (Это определение позволяет представить трагедию крохотной, никому не нужной девочки.)
А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
СТОП.
—Кто занимался маленькой Люсенькой? Что она кушала?
Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.
И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
СТОП.
-Как вы думаете, куда девались рыбки? Кто их воровал и съедал?
И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.
СТОП.
-Как вы думаете, кого увидели девочки?
Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.
— Ага, попалась, рыбка! – крикнула громко одна из девочек.
Маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.
СТОП.
-Что могло так поразить девочек? Какое сходство они увидели?( Данное сходство заставило девочек понять, как хрупка и беззащитна Люсенька)
Они впервые увидели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки , тельце. Кожа на руках Люсеньки была розово-прозрачная, с голубыми жилками.
А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти».
-Как, по-вашему поступят девочки?
Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
— Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
СТОП.
И Инна ответила:
-Подумайте, что ответила Инна няне? (в раздаточном материале не пропечатано)
(- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадёт….Теперь мы уследим.)
— Почему, на ваш взгляд, писатель изменил финал рассказа?
Прошло более полувека, а рассказ не утратил своего значения. Лучшего образа детства времен войны, трогающего за душу, трудно найти.
-Говорят, что рассказ печальный. Есть ли в нем хоть какая-то нотка радости?
— Как вы думаете, что будет дальше с Люсенькой?
— Можно ли надеяться, что отношение к Люсеньке будет другим?
— Какую мысль хотел донести автор до читателя?
-Согласны ли вы с тем, что в своём тексте автор рассказывает не только о голодном послевоенном детстве, но и о зарождении милосердия и человечности?
-Что такое милосердие?
-Как оно проявляется?
-Согласны ли вы с таким толкованием этого слова: «Милосердие ‒ готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».
Так мы и вернулись к вопросу: зачем нужно делать добро?
Какую мысль автор хотел донести до нас, читателей? (Нужно быть внимательнее к окружающим)
5.Самостоятельная работа.
1.Где и когда происходит действие? ( В начале войны, в детском доме.)
2.Сколько в рассказе девочек и сколько рыбок? (10)
3.Как автор описывает рыбок? («Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях».)
4.Как выглядит маленькая Люсенька? («Худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками».)
5.Кого напоминала Люсенька девочкам? (рыбку)
6.Что решили сделать девочки, чтобы поймать того, кто ел рыбок? (Пытались поймать.)
7.Как девочки заботились о рыбках? («Возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло».)
8.Как все относились к Люсеньке? («Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку».)
9.О чем говорит последняя фраза Инны: «Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим»?
10.Что будет дальше с Люсенькой?
Домашнее задание: подготовить пересказ рассказа «Золотая рыбка» Анатолия Приставкина.
Самостоятельная работа по рассказу А.Приставкина «Золотая рыбка».
1.Где и когда происходит действие?
2.Сколько в рассказе девочек и сколько рыбок
3.Как автор описывает рыбок?
4.Как выглядит маленькая Люсенька?
5.Кого напоминала Люсенька девочкам?
6.Что решили сделать девочки, чтобы поймать того, кто ел рыбок?
7.Как девочки заботились о рыбках?
8.Как все относились к Люсеньке?
9.О чем говорит последняя фраза Инны: «Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим»?
10.Что будет дальше с Люсенькой?
Самостоятельная работа по рассказу А.Приставкина «Золотая рыбка».
1.Где и когда происходит действие?
2.Сколько в рассказе девочек и сколько рыбок
3.Как автор описывает рыбок?
4.Как выглядит маленькая Люсенька?
5.Кого напоминала Люсенька девочкам?
6.Что решили сделать девочки, чтобы поймать того, кто ел рыбок?
7.Как девочки заботились о рыбках?
8.Как все относились к Люсеньке?
9.О чем говорит последняя фраза Инны: «Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим»?
10.Что будет дальше с Люсенькой?
Самостоятельная работа по рассказу А.Приставкина «Золотая рыбка».
1.Где и когда происходит действие?
2.Сколько в рассказе девочек и сколько рыбок
3.Как автор описывает рыбок?
4.Как выглядит маленькая Люсенька?
5.Кого напоминала Люсенька девочкам?
6.Что решили сделать девочки, чтобы поймать того, кто ел рыбок?
7.Как девочки заботились о рыбках?
8.Как все относились к Люсеньке?
9.О чем говорит последняя фраза Инны: «Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим»?
10.Что будет дальше с Люсенькой?
Биографический очерк
Родился Анатолий Игнатьевич Приставкин в 1931 г. в г. Люберцы Московской области в трудовой семье. Отец работал на заводе, мать – на фабрике. С 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза. А. Приставкин вместе с сестрой испытали все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода».
Трудиться начал с 12 лет. В 15 лет устроился работать на аэродром в Жуковском. Позже служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте. Писал стихи, прозу, работал корреспондентом. В 1952 году окончил Московский авиационный техникум, работал электриком, радистом. Он автор книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка», сборник рассказов «Трудное детство».
В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома. «Золотая рыбка» — один из рассказов сборника «Трудное детство».
Биографический очерк
Родился Анатолий Игнатьевич Приставкин в 1931 г. в г. Люберцы Московской области в трудовой семье. Отец работал на заводе, мать – на фабрике. С 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза. А. Приставкин вместе с сестрой испытали все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода».
Трудиться начал с 12 лет. В 15 лет устроился работать на аэродром в Жуковском. Позже служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте. Писал стихи, прозу, работал корреспондентом. В 1952 году окончил Московский авиационный техникум, работал электриком, радистом. Он автор книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка», сборник рассказов «Трудное детство».
В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома. «Золотая рыбка» — один из рассказов сборника «Трудное детство».
А.И. Приставкин «Золотая рыбка».
Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.
А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.
И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.
Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.
— Ага, попалась, рыбка! – крикнула громко одна из девочек.
Маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.
Они впервые увидели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки , тельце. Кожа на руках Люсеньки была розово-прозрачная, с голубыми жилками.
А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти».
Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
— Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
И Инна ответила:
— Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадёт….Теперь мы уследим
Смысл рассказа «Золотая рыбка» Приставкина
На чтение 4 мин Опубликовано 04.09.2021
Обновлено 04.09.2021
Рассказ «Золотая рыбка» посвящён непростым военным годам. В нём говорится о маленькой девочке, которая жила в детдоме во времена Второй Мировой войны. У них был аквариум, в котором плавали золотые рыбки. Там их было 10 штук. Аквариум был привезён из столицы и установлен в комнате, где девушки спали. Вероятно, его присутствие должно было снизить стресс у детей. Все рыбки выглядели красиво. Имели золотую чешую. Имели плавники розового цвета, через которые проходили голубоватые линии.
Девочек в детдоме тоже было 10 человек. Одной из них, той которую звали Инна, было 16 лет. Они были все разного возраста. Например, Люсе было всего 6 лет. У них в детдоме было много занятий. Только Люся, в силу возраста, ещё не имела никаких занятий. Золотые рыбки были их любимым увлечением. Они подкармливали их. В те годы, по понятным причинам, был дефицит еды. Поэтому девочки вместо хлебных крошек бросали в аквариум казеиновый клей. Они растирали его на мелкие кусочки и кидали рыбкам. Это клей органического происхождения, поэтому его можно давать рыбкам. Девочки проявляли заботу о рыбках. Производили замену воды, чистили аквариум. Аквариум был прочным и имел прочное стекло зелёного цвета. Через него было приятно наблюдать за тем, как рыбки плавают внутри него туда-сюда. Однако, за своими заботами, более взрослые девочки совсем забыли про Люсю.
А маленькая девочка хотела есть, но это была забота управляющих детского дома.
Потом стало происходить что-то странное и зловещее. Число рыбок в аквариуме начало исчезать. Сначала было 10 рыбок, потом их стало 9, затем 8 и так далее. Девочки начали искать причину. А потом рядом с аквариумом нашлись обглоданные головы рыбок. К сожалению, живые рыбки в аквариуме ничего не могли сказать. Они плавали и задумчиво двигали плавниками. Нельзя было прочесть их мысли. Так что виновник происшествия найден не был.
Тогда девочки решили найти того, кто ворует рыбок из аквариума и глодает их. Решили действовать хитростью. Они легли спать, но не засыпали специально. Старались бодрствовать и ждали того, кто подойдёт к аквариуму. Ночь раздались звуки расплёскивающейся воды. Девочки тут же встали и подбежали к аквариуму. Рядом с ним стояла 6-летняя девочка Люся. Она держала одну из рыбок в руки. Увидев девочек, она прижала сильно рыбку к телу. Одна из более взрослых девочек победно закричала. Но Люся ещё сильнее сжала рыбку. У неё по телу текла вода из аквариума. Девочки заметили, что она напоминает золотую рыбку. Люся была неодетой. У неё было худое тело. Было видно, что она голодает. Видя это, одна из девочек, Инна решила сходить к няне и взять у неё кусочек хлеба. Та недовольно спросила о том, пропали ли ещё одна рыбка. Но Инна сказала, рыбки больше не будут пропадать. И они будут следить, чтобы они все были на месте.
О чём рассказывает рассказ «Золотая рыбка». Он говорит о том, что в военное время не должен наблюдаться голод среди детей. Нужно найти место состраданию. И раз рыбка пропала, то необходимо найти виновника. А потом найти в себе силы простить его. Ведь девочка Люся была обычным голодным ребёнком, который просто хотел есть. Нельзя его было наказывать. Девочка Инна поняла это и поэтому сходила за хлебом для Люси.
Рассказ «Золотая рыбка» призван помочь читателям вспомнить о человечности. Ведь она так важна в суровое военное время. Ситуацию усугубляет тот факт, что в реальной жизни похожая история произошла с сестрой автора, которая была ребёнком во времена войны. И история для его сестры закончилась плачевно. Однако автор написал данный рассказ, где в конце был счастливый конец. А сделано это было для того, чтобы люди стали лучше и в подобных ситуациях, нашли в себе силы прощать.