Рассказ про александра невского 3 класс по музыке

Кантата «Александр Невский». Доклад по музыке

Опубликовано: 24 ноября 2020 года

Для каждого народа дороги свои национальные герои. О них пишут книги, их воспевают в песнях. Иногда образы значимых для страны личностей представители тех или иных видов искусств желают запечатлеть в своих произведениях. Образ Александра Невского, защитника нашего государства, лег в основу кантаты, монументального произведения одного из выдающихся композиторов советской эпохи Сергея Сергеевича Прокофьева.

Кантата – это крупное музыкальное произведение, в котором звучит не только симфонический оркестр, но также присутствуют и вокальные партии для солиста и хора. Благодаря тому, что произведение поделено на части, как книга на главы, слушатель может проследить всю череду событий, описываемых в кантате.

В основу произведения легло подлинное историческое событие, произошедшее на Руси в 1242 году. Гнёт надвигающегося Монгольского ига, нашествие безжалостных крестоносцев, судьбоносная битва на льду Чудского озера, грандиозная победа не силой, а хитростью – все это слушателю рисует музыка.

Одной из самых ярких картин в картине является хор «Вставайте, люди русские». В ней слышится призыв к борьбе, битве за Русь-матушку. В средней же, контрастной части номера заключены красота и душевность русской народной песни. «На Руси родной не бывать врагу. Поднимайся, встань, мать родная Русь».

Особенно трагично звучит предпоследняя часть кантаты, которую Прокофьев назвал «Мёртвое поле». Сотни погибших войнов лежат на поле брани. Победа с привкусом горя, плач по тем, кто уже не вернётся домой. Именно эта часть исполняется солистом в сопровождении оркестра. Женский голос полон боли, а звучание оркестра – сочувствия.

Финальная часть произведения – торжественное возвращение Александра Невского с войском домой. Музыка последней картины – это олицетворение силы духа, мощи целого народа, который готов сплотиться, чтобы вместе выстоять против врага.

В 1938 году вышел фильм С. Эйзенштейна, в котором звучит музыка кантаты. А несколько лет назад эту кинокартину благодаря современным компьютерным технологиям смогли «раскрасить». А это значит, что сегодня кантату «Александр Невский» можно не только услышать, но и увидеть.

Еще по теме …

Задание найти информацию об Александре Невском есть и в учебниках к урокам Окружающий мир, и в учебниках по литературе за 3-4 класс. И туда и туда это сообщение подойдет. Если добавить побольше картинок, получится презентация.

Александр Невский

Александр Ярославович родился в Переславле-Залесском в 1221 году в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии. Уже с четырех лет ребёнка отлучили от матери и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша начали учить военному делу и грамоте. Он вырос, превратился в ловкого, сильного юношу, который любил читать и прекрасно писал.

Уже с 1228 года юный Александр начал княжить в Новгороде со своим старшим братом Федором под присмотром бояр, а в 1236 году Александр княжил уже самостоятельно. Народ восхищался своим князем — умным, красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим, как труба.

В 1240 году Новгороду объявили войну шведы. Их войско возглавил Биргер. Князь Александр с войском, помолившись в Софийском соборе, выступил навстречу врагу. Утром 15 июля 1240 года войско князя Александра незаметно подошло к неприятельскому лагерю и внезапно напало на врагов, поражая их топорами и мечами. Завязалась битва. Эта битва произошла на реке Нева. Шведы бежали, новгородцы преследовали их. Князь Александр догнал Биргера и копьём ударил его по лицу, оставив шрамы.

Русское войско вернулось в Новгород с победой, а князь Александр получил к своему имени почётное прозвище — Невский.

Прошло время, и на Новгород снова двинулись враги с запада. В 1242 году Александр выступил навстречу врагу. Знаменитое сражение, известное в истории под названием Ледового побоища, произошло на льду Чудского озера, у скалы, называемой Вороний Камень. Русские полки ударили с боков во вражеский клин и сокрушили его.

Под тяжестью рыцарских доспехов начал трескаться и проваливаться лёд, поверженные рыцари уходили под воду, на дно Чудского озера. И снова победа над врагом. Победа в Ледовом побоище прославила Александра Ярославича Невского как великого полководца Руси.

В те времена Русь находилась под властью Золотой Орды. Русские князья должны были подтверждать в Орде право на княжение. Хан Батый дал Александру Киев, разоренный монголо-татарами. Мудрое правление великого князя Александра продолжалось, Русь сохраняла свою веру, свои традиции, хотя и стонала под татарским игом.

В 1263 году Александру вновь пришлось посетить Орду. Всю зиму и лето он прожил в Орде. При этом Александр тяжело заболел. Он возвращался на Русь смертельно больным. Князь во что бы то ни стало, хотел вернуться домой, но доехал только до Городца. Там он окончательно слёг и почувствовал приближение смерти. Перед смертью он принял монашеский постриг.

Князь Александр скончался 14 ноября 1263 года. Скорбью переполнилась Русь.

Князя Александра с почестями похоронили во владимирском Успенском соборе. Князь возведен в лик святых. в 1724 году мощи святого князя Александра Невского, которого русские люди любили и почитали, были перенесены из Владимира в Санкт- Петербург. Мощи были положены в новопостроенном монастыре, посвящённом святому князю Александру. Здесь, в Александро-Невской лавре, в Троицком соборе, у раки со святыми мощами и сегодня можно преклонить колени и помолиться благоверному князю Александру-нашему верному, надежному защитнику и покровителю Русской земли. И попросить у него мужества, ясного разума, сил и смирения, чтобы и мы смогли сохранить и приукрасить Россию.

УРОК МУЗЫКИ В 3 КЛАССЕ
«ГЕРОИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Вид: интегрированный (изобразительное искусство, литература, история, музыка).
    
Цель: познакомить с новым понятие «кантата», с творчеством С.С.Прокофьева.
    
Задачи: 
Развивающие: совершенствовать музыкальное восприятие, развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
Обучающие: формировать знания о новой музыкальной форме – «кантата», закрепить трехчастную форму, в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор;
Воспитательные: на основе музыкального восприятия воспитывать любовь к музыке, испытывать гордость и восхищение подвигами Александра Невского, вызывать чувство патриотизма, обогащать духовный мир детей.

Оборудование: презентация «Александр Невский», таблицы «Средства вырази-тельности», фрагмент х/ф «Александр Невский», картина «Ледовое побоище».
Музыкальный материал: колокольный звон, хор «Вставайте, люди русские», песня Александрова «Вставай, страна огромная».

     Ход урока:

I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие
Уч. Добрый день!
Дети. Добрый день!
Уч. Встретились мы снова.
Дети. Встретились мы снова.
Уч. Слушать музыку и петь вы всегда готовы?
Дети. Слушать музыку и петь вы всегда готовы.
II. Развитие темы.
Перед детьми экран, демонстрируются слайды.

На фоне звучания колокольного звона – декламация:
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм златоглавый
С колоколами…
К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.

     Уч.  Ребята, вы раньше слышали колокольный звон? (ответы)
Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как сим-волы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники — благо-весты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о на-висшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали  его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них – славный сын земли русской – великий полководец Александр Невский
(портрет Александра Невского художника П. Корина )
     —  Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? (сильным, мужественным, волевым)
Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.

Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет.


     А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».
— Посмотрите на картину художника, изобразившего фрагмент этой битвы.
(небольшой рассказ о битве)
(фрагмент х/ф «Александр Невский» «Учимся понимать музыку»из серии «Школа развития личности»Кирилла и Мефодия                                                    
Отпуская пленных солдат, Александр Невский сказал: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».                                                                   
     В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году — кантата «Александр Невский».

          Новое слово

«кантата».            
     Кант – хвалебная песнь.
Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром. (запись в тетради)
Сейчас мы с вами послушаем одну из частей кантаты «Вставайте, люди рус-ские!»
(перед прослушиванием прочитать текст песни, слушание)
— В начале хора, что вы услышали? (звон колокола)
— Как этот звон называется?  (набат)
— Какая песня по характеру?  (мужественная, сильная и т.д.)
— Везде ли одинаково звучит музыка?  (нет, в средней части музыка напевная, спокойная)
— От лица кого поется средняя часть? (женщин, матерей)
Проиграть первую часть.
— Какие интонации мы слышим в этой музыке? (призывные, требовательные)
Пропеть с детьми.
Проиграть вторую часть. Пропеть.
Давайте отметим, какими средствами выразительности добился композитор такого характера.
(Карточки у всех детей.  На доске выполняет ученик с крупными знаками.)
Мелодия    — 
Лад         —          Мажор
Регистр          —  Средний, низкий
Звуковедение — Четкое
Темп               —   Умеренный
Динамика       —   Громко
— Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и  «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.

Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная»                 

— Что общего у этих песен?  (интонации призыва, патриотизм)
— Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у  людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.

                                                 За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.
    А в прошлом 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список  великих людей России.
     Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время  военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые  песни. Одну из таких песен мы сейчас с вами споем.

III. Исполнение русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
1. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?                                поют девочки

Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды!                                 поют мальчики

                                                  2. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?                        
Наши сестры – пики сабли востры,
Вот где наши сестры!
3. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава – русская держава,
Вот где наша слава!                        
(работа над песней)
IV. Итог урока.
С каким героем вы познакомились на уроке?
Какой композитор посвятил  этому герою свое произведение?
Какое произведение мы слушали?
Анализ работы  учащихся на уроке.

Великий полководец Александр Невский

Великий полководец Александр Невский

 Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский»

Кантата

С.С.Прокофьева

«Александр

Невский»

Александр Невский

Александр

Невский

Как вы понимаете эти слова Александра Невского? «Кто с мечом к нам придет,  тот от меча и погибнет»

Как вы понимаете эти слова Александра Невского?

«Кто с мечом к нам придет,

тот от меча и погибнет»

 С. С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

С. С. Прокофьев

кантата

«Александр

Невский»

Кант – хвалебная песнь  Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром

Кант – хвалебная песнь

Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром

Хор «Вставайте, люди русские»

Хор «Вставайте, люди русские»

Орден Александра Невского

Орден

Александра

Невского

Икона Святой князь Александр Невский

Икона

Святой князь Александр Невский

Памятник Александру Невскому в г.Владимире

Памятник Александру Невскому в г.Владимире

«Солдатушки, бравы ребятушки» 1.Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши деды? Наши деды- славные победы. Вот, где наши деды. Наши деды- славные победы. Вот, где наши деды.  2. Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши сёстры? Наши сёстры- пики, сабли остры. Вот, где наши сёстры. Наши сёстры- пики, сабли остры. Вот, где наши сёстры.  3. Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава? Наша слава- Русская держава. Вот, где наша слава! Наша слава- Русская держава. Вот, где наша слава!

«Солдатушки, бравы ребятушки»

1.Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши деды?

Наши деды- славные победы.

Вот, где наши деды.

Наши деды- славные победы.

Вот, где наши деды.

2. Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши сёстры?

Наши сёстры- пики, сабли остры.

Вот, где наши сёстры.

Наши сёстры- пики, сабли остры.

Вот, где наши сёстры.

3. Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?

Наша слава- Русская держава.

Вот, где наша слава!

Наша слава- Русская держава.

Вот, где наша слава!

 Закрепление:  С каким героем мы познакомились на уроке? Какой композитор посвятил этому герою свое произведение? Как оно называется? -Какой новый музыкальный термин мы узнали?

Закрепление:

  • С каким героем мы познакомились на уроке?
  • Какой композитор посвятил этому герою свое произведение?
  • Как оно называется?

-Какой новый музыкальный термин мы узнали?

Карта самооценки слушания и анализа музыкального произведения обучающегося_____класса Ф.И._____________________________________________    № Критерии оценки 1. Внимательно слушал произведение да 2. нет Смог точно определить средства музыкальной выразительности 3. Правильно определил характер музыкального произведения Итого

Карта самооценки

слушания и анализа музыкального произведения обучающегося_____класса

Ф.И._____________________________________________

Критерии оценки

1.

Внимательно слушал произведение

да

2.

нет

Смог точно определить средства музыкальной выразительности

3.

Правильно определил характер музыкального произведения

Итого

   Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

 Источники : http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=55450ee0dc9d5477f3174674b04b5c0a-92-144&n=21 http://s55.radikal.ru/i150/1104/55/c2a3550bb888.jpg http://www.dvorec.ru/dll_image3/1367649623.jpg http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=f274bc2a4ba03afa32e621a04047c04f-43-144&n=21 http://businesspskov.ru/pictures/130424095219.jpg http://banana.by/uploads/posts/2010-12/1292576672_002.jpg http://cs412626.vk.me/v412626401/7730/rwfb4TsaNK0.jpg  http://images.vfl.ru/ii/1338147887/c818c683/577195_m.jpg

Источники :

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=55450ee0dc9d5477f3174674b04b5c0a-92-144&n=21

http://s55.radikal.ru/i150/1104/55/c2a3550bb888.jpg

http://www.dvorec.ru/dll_image3/1367649623.jpg

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=f274bc2a4ba03afa32e621a04047c04f-43-144&n=21

http://businesspskov.ru/pictures/130424095219.jpg

http://banana.by/uploads/posts/2010-12/1292576672_002.jpg

http://cs412626.vk.me/v412626401/7730/rwfb4TsaNK0.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1338147887/c818c683/577195_m.jpg

Слайд 3У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и

помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому. Это имя на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением.
Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.
Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на щитах рыцарей.
Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках,


Слайд 5Исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение

в произведениях разных искусств. Художник П. Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх самостоятельных картин-частей, образующих единое целое.
Этой же теме посвящены ещё два выдающихся одноимённых произведения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева.
Слово кантата происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь». Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Предназначена для отдельных певцов (солистов), хора и оркестра.

Исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. Художник П.


Слайд 6
— Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то

время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.
Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная»
— Что общего у этих песен? (интонации призыва, патриотизм)
— Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.

- Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали свое


Слайд 13 За великие дела во славу земли русской Александр Невский был

причислен к лику святых.
А в 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список великих людей России.

За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.  А


  • Рассказ про англию на английском языке с переводом
  • Рассказ про александра матросова
  • Рассказ про англию 5 класс на английском
  • Рассказ про александра васильевича суворова
  • Рассказ про английскую школу на английском языке с переводом