Рассказ про армению для детей

Содержание

  1. Интересные факты об Армении для детей. 16 интересных фактов об Армении
    • 1.Армения – древняя страна
    • 2.Первая страна, принявшая христианство
    • 3.Первая в мире церковь была построена в Армении
    • 4.Город Ереван один из древнейший городов мира
  2. Интересные факты об армянской кухне. 50 интересных фактов об Армении и армянах
  3. Азербайджан интересные факты. 15 интересных фактов о стране
  4. Статьи про армению. 10 АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ МИФОВ ОБ АРМЕНИИ И АРМЯНАХ
  5. Рассказ про армению для детей. Конспект занятия на тему: «Россия — Армения»
    • Ход ЗАНЯТИЯ:
  6. Видео АРМЕНИЯ | ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О СТРАНЕ!

Интересные факты об Армении для детей. 16 интересных фактов об Армении

Покупая, необходимо владеть о стране определенными знаниями. Представляем вашему вниманию 16 интереснейших , на наш взгляд, фактов об Армении .

1.Армения – древняя страна

Армения, наряду с Ираном, Китаем, Грецией, Египтом и Японией, входит в шестерку древних стран , сумевших пережить тысячелетия. Первое упоминание об Армении встречается в Бехистунской надписи 520 года до н. э. персидского царя Дария I.

2.Первая страна, принявшая христианство

Армения -. Апостолы Иисуса Христа Фаддей и Варфоломей проповедовали в Армении и Армянская Апостольская Церковь названа их именем. Григорий Просветитель (Лусаворич) , крестивший Армению в 301 году , стал первым Католикосом всех армян . Армения стала первым в истории христианским государством.

3.Первая в мире церковь была построена в Армении

Эчмиадзинский кафедральный собор был первой официальной церковью, построенной в IV веке. Первому католикосу Григору Просветителю (Лусаворичу) приснилось, как Христос, сошел с неба с огненным молотом в руках и указал место для строительства. В 303 году на этом месте, где в то время находился древний языческий храм, была заложена церковь, названная Эчмиадзином.

Копье Христа (Копье Лонгина) , которым римский воин Лонгин вонзил в Иисуса Христа , хранится в сокровищнице Эчмиадзинского кафедрального собора. С 2000 года собор входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

4.Город Ереван один из древнейший городов мира

13 столица Армении – город Ереван , один из древнейших городов мира, расположен в северо-восточной части Араратской долины. Был основан в 782 году до н.э. царем Аргишти I. Город Ереван древнее Рима на 29 лет . В 2018 году Ереван отпразднует свое 2800-летие.

Интересные факты об армянской кухне. 50 интересных фактов об Армении и армянах

Интересные факты об Армении для детей. 16 интересных фактов об Армении

1.Армения – одно из самых древних государств в мире. Также армяне считаются одним из древнейших народов мира.

Более 100 тысяч лет назад люди заселили территорию современной Армении.

2. Армения расположена на севере Азии, она граничит с Грузией, Турцией и Ираном.

3.Армения — древняя страна с самобытной культурой и глубокой историей. Здесь до сих пор живы веками чтимые традиции, здесь людей окружает невероятные природные красоты, а местные жители гостеприимны, как в былые времена.

4. Почти 30 тысяч квадратных метров площадь Армении. Скромная по размерам Армения находится сразу в трёх климатических поясах.

5. Христианство здесь исповедуют тысячи лет. Армения первой в мире сделала христианство своей государственной религией. Это случилось еще в 301 году, а сегодня 97% населения Армении – христиане.

Интересные факты об Армении для детей. 16 интересных фактов об Армении 01

Ереван — столица Армении

6. Столица Армении – Ереван — является одним из самых древних городов на земле. Город был основан в 782 году до н. э. царем Урартом Аргишти. Даже Рим был построен почти три десятка лет спустя.

7. Здания в городе Ереван построены из особого вида камня, который имеет розовый оттенок. Не удивительно, что этот город называют «розовым».

8. Площадь Республики является самой большой площадью в Ереване. Проспект Орджоникидзе является самой длинной улицей Еревана. А Улица Мелик-Адамяна считается самой короткой улицей Еревана.

9. Самой могущественной за всю свою историю Армения была в I веке до н. э. во время правления царя Тиграна II (95-55годах).

10.Держава Тиграна II охватывала значительную часть передней Азии от Средиземного до Каспийского моря и от реки Куры до Месопотамии.

Интересные факты об Армении для детей. 16 интересных фактов об Армении 02

Ереванский государственный университет

11. Первое армянское учебное заведение — Ереванский государственный университет был основан в 1921 году.

12. Армянская диаспора составляет 10-12 миллионов человек, в то время как население самой Армении составляет около 3 миллионов жителей. Больше всего армян в США, России, Иране, Ливане, Украине, Франции, Сирии и Аргентине.

13. Первый в мире учебник арифметических задач был составлен армянским ученым, математиком VI века Давидом Непобедимым. Экземпляр этого задачника хранится в Ереванском матенадаране.

14. В 1926 году была построена первая ереванская электростанция.

15. «Мать Армения» — крупнейший памятник Еревана.

Интересные факты об Армении для детей. 16 интересных фактов об Армении 03

Озеро Севан

16. Армянское озеро Севан – самое большое на Кавказе. Его площадь равна 1240 км², а глубина достигает 80 метров. На озере Севан был осуществлен самый длинный заплыв в мире.

17. В 585 году армянским князем Самбатом Багратуни был основан Киев.

18.Армянский – единственный язык в мире, на котором название Библия имеет прямое отношение к Богу. Слово Библия на армянском языке звучит как «Аствацашунч», то есть «Божье Дыхание».

Интересные факты об Армении для детей. 16 интересных фактов об Армении 04

Церковь Святой Рипсиме в Армении

19. Именно в Армении была построена первая церковь — настоящий клад для паломников.

20. В Армянских школах шахматы являются обязательным предметом, по которому дети сдают экзамен. Неудивительно, что здесь самая высокая концентрация гроссмейстеров на душу населения.

Интересные факты об Армении для детей. 16 интересных фактов об Армении 05

Гора Арарат

21. Гора Арарат считается символом Армении. Вот только сама эта гора находится вовсе не на территории страны — она уже много лет является частью Турции. Одна вершина досталась ей по договорам 1921 года, вторая – по турецко-персидскому соглашению 1931 года.

22. Армянский народ считает гору Арарат священной, потому что, по мнению армян, именно здесь остановился ковчег Ноя после библейского потопа.

Интересные факты об Армении для детей. 16 интересных фактов об Армении 06

Араратская долина

23.Интересно то, что, в какой бы точке Армении вы не находились, вы всегда увидите гору Арарат.

24. Высота горы Арарат составляет 5165 метров и является одной из самых высоких гор Евразии.

25. В 1868 году был основан первый музей на территории Армении.

Интересные факты об Армении для детей. 16 интересных фактов об Армении 07

26. Армянский коньяк является известным на весь мир. Армянский коньяк – единственный в мире, получивший от французов привилегию называться именно коньяком, а не бренди.

27.Одним из самых преданных поклонников армянского коньяка был Уинстон Черчилль. Говорят, он ежедневно выпивал бутылку этого солнечного напитка.

28. В 428 году существовало армянское королевство Великая Армения.

Интересные факты об Армении для детей. 16 интересных фактов об Армении 08

Комплекс Каскад в Армении

29. Одним из трех самых совершенных в мире считается армянский алфавит. В 405 году был создан армянский алфавит Месропом Маштоцом.

30. В 2014 году армянский лаваш был включен в список объектов нематериального наследия ЮНЕСКО. Также в этот список вошли исполнение музыки на дудуке, мастерство создания армянских хачкаров (каменных крестов) и средневековый армянский эпос «Давид Сасунский».

Азербайджан интересные факты. 15 интересных фактов о стране

  1. Азербайджан – самая первая и большая мусульманская страна на территории Кавказа. Она занимает лидирующую позицию в рейтинге численности населения среди других тюркских государств.
  2. Местные жители называют Азербайджан «страной огней».
  3. Одна часть государства по географическому положению относится к Восточной Европе, а другая расположена в Азии.
  4. Азербайджану принадлежит Апшеронский полуостров. Этот участок суши недавно признан экологами как самое загрязненное место на Земле. Все водоемы, почва и воздух пропитаны здесь токсинами и ядами.
  5. Изготовление вина – основная промышленная отрасль страны. По состоянию на 2016 год Азербайджан экспортировал винной продукции на общую сумму свыше 3 450 000 млн.
  6. В государстве преобладают шииты. Данное направление исламской религии исповедует 85%, остальные 15% жителей относят себя к суннитам.
  7. На территории Азербайджана учеными открыта сеть пещер. В одной обнаружили настенные надписи, оставленные нашими предками 1,5 млн лет назад. Также в пещерах нашли предметы быта и человеческие останки, что помогло антропологам больше узнать о жизни и культуре древних людей.
  8. Принято считать, что азербайджанцы – отличные повара и у них получается вкуснейший плов. И это на самом деле так, однако рецепты этого блюда у каждого региона разнятся. Всего их примерно полсотни.
  9. На территории страны произрастает 240 видов уникальной растительности.
  10. В долине, расположенной вблизи реки Араз, находится крупнейшее и старейшее месторождений соли. В этом месте минерал добывают в течение 5000 лет.
  11. Государственная валюта Азербайджана – манат. Внешне она сильно схожа с евро. У нее такие же размеры, тип шрифта и цвета. Единственное отличие маната от евро — изображения национальной тематики.
  12. Удивительно, но на азербайджанском языке слова «уважение» и «взятка» пишутся и произносятся одинаково, что нашло отражение в менталитете местных жителей. Они привыкли, что за все приходится платить.
  13. Любимое блюдо азербайджанцев – блинчики. Зачастую их едят без начинки. Но туристам всегда предложат в ресторане изделия с мясом, овощами или вареньем.
  14. Азербайджанский заповедник Гобустан – место, где археологи часто находят предметы древности. Он внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  15. В стране живут представители разных народов, включая русских, немцев, курдов, сауров и татаров. Также в ней разрешено исповедовать иудаизм и христианство.

Статьи про армению. 10 АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ МИФОВ ОБ АРМЕНИИ И АРМЯНАХ

Насколько понимаю, эти пропагандистские мифы рождаются в госаппарате Азербайджана, а затем массово тиражируются мейнстрим медиа. Нам они интересны по нескольким причинам. Прежде всего, мифы являются богатой «пищей» для политологов и экспертов, которые могут получить представление об их конечной цели. Приведу 10 из них.

Миф 1: Карабахские армяне очень хорошо чувствовали себя в Советском Азербайджане: к 1986 году НКАО была самой экономически и социально развитой областью Азербайджана. Карабахское движение придумали «третьи силы», которые затем спровоцировали войну между армянами и азербайджанцами.

Миф 2: Погромы армянского населения в Сумгаите, Баку и Кировабаде по подстрекательству России спровоцировали и осуществили прибывшие из Капана армяне, чтобы посеять ненависть между армянами и азербайджанцами. Кстати, несколько дней назад этот тезис был озвучен президентом Азербайджана.

Миф 3: Без помощи российских военных армяне не смогли бы победить в Карабахской войне. Более того, на фронте воевали именно русские, а армяне прятались за их спинами и захватывали имущество азербайджанцев.

Миф 4: Азербайджан и Арцах с легкостью найдут общий язык, как только армянские войска покинут Арцах. Арцахцам ничего не угрожает, ведь они такие же граждане Азербайджана, как и все остальные, а конституция в равной степени гарантирует безопасность всех граждан Азербайджана, независимо от их национальной принадлежности.

Миф 5: Заключить мир Азербайджану и Армении не позволяет, в первую очередь, армянская Диаспора, которая угрожает прекратить экономическое финансирование Армении. Больше всего этому препятствует руководство традиционных армянских партий Диаспоры, которое оказывает большое влияние на власти Армении.

Миф 6: За последние два десятилетия все более-менее успешные проекты в Армении и Арцахе были осуществлены меценатами из Диаспоры. А сами жители Армении построили только рестораны и магазины.

Миф 7: Экономическая ситуация в Армении и Арцахе с каждым днем ухудшается, и через несколько лет она станет фатальной. Тогда армяне обратятся к азербайджанцам с криком о помощи, предлагая взамен Арцах и прилегающие территории.

Миф 8: Большую часть армянского населения не волнует будущее Арцаха, для людей важнее собственное благосостояние. Жители Армении и Арцаха мечтают о разном.

Миф 9: Внешняя армянская пропаганда координируется живущими в России журналистами армянского происхождения. Именно они и находятся во главе антиазербайджанской пропаганды.

Миф 10: Азербайджан как в экономическом, так и в военном плане многократно превосходит Армению и за несколько дней может с легкостью победить в новой войне. Однако, уважая просьбы сверхдержав, дает армянам «последний шанс», чтобы пойти на уступки и избежать войны.

Бесспорно, часть этих мифов вызывает недоумение, другая – основана на теории заговора. Думаю, изначально они предназначались для внутренней аудитории, однако в дальнейшем проникли и на внешнеполитическую арену. Посетившие Армению азербайджанские журналисты уже несколько раз приводили в своих материалах и интервью как минимум четыре из перечисленных мною мифов. Очевидно, что в Баку тщательно рассматривают все публикации по теме нашего визита в Азербайджан. А это означает, что часть пропагандистских тезисов может быть обновлена.

Источник: https://interesnyefakty.com/stati/armeniya-interesnye-fakty-o-strane-top-7-interesnyh-faktov-ob-armyanah-i-armenii

Рассказ про армению для детей. Конспект занятия на тему: «Россия — Армения»

Марина Сушкова
Конспект занятия на тему: «Россия — Армения»

ЗАНЯТИЕ ТЕМА « РОССИЯ — АРМЕНИЯ »

Задачи: продолжать закрепление знания о нашей Родине, о ее территории, знать национальность людей, живущих в ней. Знать соседние страны, национальности людей этих государств. Продолжать знакомство с армянским государством, его народом, обычаями, гостеприимством, ремеслами, сказками, играми.

Формировать связную речь, обогащая и активизируя их словарный запас, развивать психические процессы.

ОБОРУДОВАНИЕ: аудиокассеты с русскими и армянскими мелодиями, волшебная палочка, географические карты России и соседних государств, мяч,иллюстрации:

Армяне в национальных одеждах, горы, памятники архитектуры; шапочки цветов, атрибуты для сценки «Встреча гостей» ;

Стол, три стула, блюдо с фруктами, изделия и предметы быта из глины и металла; атрибуты для подвижной игры, ширма, кукла для кукольного театра, искусственные цветы.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: селение, радушные хозяева, арки, храмы, красноватая глина — вака, чеканка, украшения, предметы быта, хранилище.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Дети стоят полукругом.

— Дети, я знаю одно селение, где люди умели дарить друг другу добро. Как? Оченьпросто: когда они протягивали друг другу руки и их ладони встречались, между ними, появлялась теплая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Которое согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах людей. И добра этого было так много, что все, кто хоть раз бывал в этом селении, уносили его с собой столько, что хватало на всю жизнь! А добро не кончалось. Давайте и мы отправимся в это селение и подарим, друг другу добро, /звучит музыка, дети свободно ходят по ковру и здороваются друг с другом/.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро!

Солнцу и птицам.

Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

— Ребята, посмотрите на меня. По вашим глазам я вижу, что вы получили большой заряд энергии для того, чтобы быть добрыми.

— Скажите, пожалуйста. Какое у вас сейчас настроение?

/хорошее, доброе, веселое/

С этим хорошим настроением и начнем наше занятие .

Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о людях, живущих в ней, продолжим знакомство с армянским государством, его народом, обычаями, гостеприимством, ремеслами, сказками, играми.

Подойдите, пожалуйста, сюда. У меня в руках волшебная палочка, на кого она покажет, тот и отвечает.

— Как называется государство, в котором мы живем?

/наше государство называется Россия/

— Как назвать людей, живущих в России ?

— Правильно, мы россияне .

— Скажите, пожалуйста, люди, каких национальностей живут в России ?

/русские, мордва, чуваши, удмурты, украинцы и др. /

— Правильно, в России , кроме русских, живет много людей других национальностей.

— Россия по своей территории , какая страна?

/большая/

— Россия не просто большая страна, посмотрите на карту, она огромна.

— А что вы представляете себе, когда слышите « Россия » ?

/зеленые поля, леса, высокие и красивые горы, много белого снега, реки, моря/.

Видео АРМЕНИЯ | ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О СТРАНЕ!

Конспект занятия  в подготовительной группе,позволяющий познакомить детей с достопримечательностями Армении,её культурой,расширить кругозор детей.Составила сама и провела,.как предварительную  работу по подготовке ко дню толерантнома:

                                      Конспект занятия

группа: подготовительная

раздел познание, социализация

тема:«Путешествие по Армении»

  Цель:

  •   Формировать у детей представления об окружающем мире и о его многообразии.
  •     Познакомить детей с новой страной  Арменией,с государственной символикой  Армении: флагом и гербом,достопримечательностями Еревана-столицы Армении.
  •    Воспитывать у детей уважительное отношение к людям других национальностей.
  •    Развивать познавательный интерес,креативное мышление.

     Материал : иллюстрации, слайды,  видеозапись об Армении , диски с музыкальными записями, армянский   национальный костюм, презентация:«Армения-Страна солнца»

                                         Ход занятия.

     Ребята , давайте поиграем в игру»Назови страну «(с мячом).Воспитатель стоит в кругу с мячом. Ребёнок, которому  бросили мяч, должен  назвать любую страну,которую он знает.Молодцы, ребята , много  стран вы назвали и во всех этих странах живут люди разных национальностей, и все они красивы по своему.В какой стране живём мы с вами? Значит мы кто? Правильно,россияне. Игра «Кто в какой стране живёт?»

  Кто живёт в Америке?- Американцы.

  Кто живёт в Китае? — Китайцы.

  Кто живёт в Грузии?- Грузины.и т.д. 

   Кто живёт в Армении?- Армяне. 

 Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.Как вы думаете по какой стране? (предположения детей).

Мы отправимся с вами  в Армению на самолёте.

Займите  места и пристегните ремни .

Наш самолёт набирает высоту.Пока мы летим, я расскажу вам об Армении :

Армения-это древняя страна.её история началась ещё 7 тысяч лет назад.Армения-это государство на Западе

Азии(показываю н карте) в Закавказье,граничит с грузией,Турцией,Ираном,Азербайджаном,как и у каждой

страны, у Армении есть свой флаг и герб (показываю) Из скольких цветов состоит флаг ? Какие цвета?

Армению называют солнечной страной, солнце светит здесь более 250 дней в году.

Армения-страна плодородных земель.Армения-горная страна.Самая знаменитая гора Армении гора

Арарт,мы как раз над ней пролетаем,посмотрите вот зта гора(показываю иллюстрации)

                Арарат

Твой образ исполина.

Армению хранит,

Ты в сердце Армянина,

Легендой знаменит.

К твоим седым вершинам,

С ковчегом прибыл Ной.

И до сих пор мужчины

Стремятся к ним порой.

Зимой ты весь одетый

В холодном серебре,

А летом чуть задеты,

Верхушки на тебе.

Ты бога сотворение,

Армян могучий брат,

Навек с тобой,Армения,

Великй Арарат!

Ребята,будьте внимательными, наш самолёт снижается и скоро мы с вами приземлимся в столице

Армении.Может кто-нибудь из вас знает как она называется?Ереван.Мы Прибыли в столицу Армении.чудный город Ереван.

   Выходит взрослый в национальном костюме и здоровается по- армянски.

  Это значит -здравствуйте,попробуем повторить.Расскажите нам пожалуйста об Армении и о Ереване.

       (рассказ с показои презентации)

   Столица Армении Ереван-один из древнейших городов мира.

Зто красивый,цветущий город.Красивы и самобытны пощади Еревана,в особенности площадь Республики.

Здесь расположены правительственные здания,гостиница Армения.здание,где находится Картинная

Галерея,музеи.На стене Дома правительства,смотрящей на площадь.находятся городские куранты.Здания

имеют национальный колорит.Колонны и арки на фасадах сооружений богато украшены тонкой резьбой,в которой использованы мотивы древнеармянского орнамента.

Здесь находится фонтан с цветомузыкой.Поражают своей красотой здания Театра оперы и балета им.Спендиарова.

В Ереване много монументов и памятников.(Показ сопровождается музыкой)Ребята,послушайте музыку.как вы думаете на каком инструменте её исполняют? Это армянский народный инструмент называется дудук.

Давайте его послушаем.( Звукозапись и видеозапись).

     О чём поёт дудук?

В нём древних гор душа,

Ласкает четкий слух,

Звук чистый как слеза.

Дудук всегда любим

На свадьбах,торжествах.

Все могут оценит

Его души размах…

Послушайте и представьте,что вы видете? (высказывания детей).

Сейчас выполним несколько танцевальных движений народного танца (физкультминутка)

В Армении живут доброжелательные,трудолюбивые и гостеприимные люди-армяне.

У них очень много пословиц и поговорок и многие из них схожи с нашими русскими.

Послушайте  и найдите сходство и различия.

В воду не лезть и рыбки не съесть.(Без  труда не вытащишь и рыбку из пруда)

Друзья познаются в несчастье (Друзья познаются в беде)

Лёжа пищи не добудешь (Хочешь есть калачи не сиди на печи).

Лицо -зеркало сердца (Лицо-зеркало души)

Голова большая-ума мало (Сила есть-ума не надо).

Десять раз измерь-один отрежь (Семь раз отмерь-один отрежь)

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Давайте поблагодарим Армине Рафиковну за интересный рассказ,попрощаемся по армянски и пригласим  к нам в гости на наши русские посиделки.А нам пора отправляться домой. Проходите пожалуйста в самолёт и занимайте свои места,пристегните ремни,приготовьтесь к полёту.Звучит дудук,на экране вид неба,облаков вид Еревана из самолёта.

Наш самолёт совершит полёт Ереван-Москва.

Рефлексия:

Вам понравилось путешествие?

Что больше всего понравилось?

Назовите столицу Армении?

Вот мы с вами и в Москве

Добро пожаловать на Родину.

Сл. 1. Армения – горная страна. Многочисленные вершины возвышаются на ее территории. Символ Армении – гора Арарат. Ее вершина зимой и летом покрыта снегом.

Сл. 2. Красота этой горной страны строга и величественна, чуть подернута сединой веков.

Сл. 3.
На Арарате белый-белый снег.
И где-то там, в снегах на Арарате,
Покоится таинственный ковчег,
Как бабочка в коробочке на вате.

Как утверждает армянское предание, когда весь мир был залит водой, к склонам этой горы причалил Ноев ковчег. Об этом же свидетельствует Библия: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских».

Сл. 4-7. Природа Армении сочетает черты мягкости и суровости. В одном ее уголке наливаются соком персики и виноград, а в другом падает снег. Почти рядом соседствуют знойное лето и вечная зима. Это разнообразие природы создают горы, их крутые подъемы и спуски. А глубоко в ущельях шумят горные потоки. С шумом они спускаются в горные долины.

Сл. 8-9. В Армении пять различных природных районов. Самый густонаселенный – солнечная, вся в садах и виноградниках Араратская долина. Весной на полях распускаются маки. Они красным ковром покрывают землю. Долины покрыты растительностью, которая летом выгорает.

Сл. 10-11. Севан – крупнейшее озеро Армении и самый крупный источник пресной воды в Закавказье. В нее впадает 28 рек, но вытекает лишь одна река – Раздан. Озеро Севан окружено горами высотой до 3 тыс. м и национальным парком, где произрастает около 1600 видов растений, 20 видов млекопитающих и 180 видов птиц.

Сл. 12-18. Ереван – столица и крупнейший город Армении, расположенный на реке Раздан.

Неповторимый облик города Еревана создал архитектор Александр Таманян. В строительстве города он стал применять главное природное богатство – туф- камень вулканического происхождения, легкий и красивый. Из-за розового цвета туфа армянскую столицу стали называть «розовой столицей». Столица Армении Ереван — один из древнейших городов мира. Побывав в Ереване, можно увидеть много интересного и удивительного. В Ереване много музеев, и среди них такие, как Исторический музей, Картинная галерея Армении, Музей современного искусства, дома-музеи художника Мартироса Сарьяна, режисера Параджанова, писателя Ованеса Туманяна, композитора Александра Спендиарова

Красивы и самобытны площади Еревана, в особенности, площадь Республики. Здесь расположены правительственные здания, гостиница «Армения», здание, где находится Картинная галерея, музеи. На стене Дома Правительства, смотрящей на площадь, находятся городские куранты. Здания богато украшены тонкой резьбой, в которой использованы мотивы древнеармянского орнамента. Здесь же находится фонтан со светомузыкой. К площади примыкает небольшой бульвар, где были установлены 2750 небольших фонтанчиков, символизирующих возраст города Еревана.

Сл. 19-20. Поражают своей красотой здания Театра Оперы и Балета им. Спендиарова, Спортивно-концертного комплекса, Дворца молодежи, Дома шахматиста, Академии наук, Матенадарана, Университета, многочисленных театров, кинотеатров, гостиниц.

Сл. 21-24. В Ереване находится хранилище древних рукописей — Матенадаран, где собрано более шестнадцати тысяч рукописей разного объема и возраста. Матенадаран на древнеармянском означает “книгохранилище”. Это научно-исследовательский институт, где хранятся и реставрируются древние рукописи. Фонды Матенадарана насчитывают более 17 тыс. древних рукописей и более 100 тыс. старинных архивных документов. В Матенадаране ведется научно-исследовательская работа по изучению армянской письменности. Армянские рукописи богаты миниатюрными изображениями. Краски, используемые в миниатюрах, получали исключительно из натуральных красителей, и поэтому с течением времени они не выветрились и не потеряли своей первоначальной свежести и яркости. Красную «вордан кармир», получали из корневого червя – кошенили, распространенного в Араратской долине. Она вывозилась в разные страны мира и до сих пор известна в лексиконе художников как кармин.

Сл. 25-31. Армению называют «музеем под открытым небом». На территории республики Армении насчитывается 25 тыс. памятников истории и культуры, которые представляют все периоды развития человеческого общества, начиная с древних времён.

Армения-это страна древних храмов и монастырей ,каждый из которых имеет богатую историю.

Сл. 32-33. Уникально звучание армянского народного инструмента — дудук. Армянский дудук делается исключительно из абрикосового дерева.

Сегодня мы можем услышать дудук во множестве кинофильмов. Он стал одним из популярнейших инструментов и для исполнения музыки к голливудским фильмам. Первым фильмом с мировым именем, в котором прозвучал дудук, стал «Последнее искушение Христа». Затем последовали другие фильмы и телесериалы. Наиболее известные из них: «Гладиатор», «Арарат», «Александр», «Страсти Христовы», «В 2005 году армянский дудук был признан шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Сл. 34. Святая земля Армения дала человечеству один из самых лучших и полезных фруктов в мире – абрикос. Спелый сочный абрикос с нежной, бархатистой кожицей — это нечто особенное. Армяне выращивают абрикосовые деревья свыше 3000 лет. Свидетельством этого являются найденные во время раскопок у абрикосовые косточки.

Слово «абрикос» имеет долгую историю. Римляне называли абрикос армянским яблоком.

Сл. 35-37. В каждой культуре есть некий самобытный элемент, который, не присутствует больше нигде, невольно становится символом всей национальной культуры. В Армении таким символом являются «хачкары» — так называемые крест-камни – памятники Армении не встречаемые больше ни в одной стране мира. Слово «хачкар» образовано двумя армянскими корнями: «хач» — крест и «кар» — камень.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории № 59 « Лакомка» с. Кулешовка, Азовский район, Ростовская область.

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе №9 «Машенька» -в рамках проекта по формированию основ толерантности у дошкольников «Мы разные ,но мы вместе»
На тему: «Армения- страна высоких гор и ласкового солнца»
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

Юрицина Елена Германовна,

Цель :
Формирование основ толерантного поведения, активной патриотической, социально-нравственной позиции; творческая трансляция ценностей многонациональной культуры ближайшего социума(группы, семьи) в образовательном пространстве ДОУ .
Задачи
Обучающие:

  • Продолжать знакомство с армянским государством- его народом, обычаями, ремеслами, сказками, играми.
  • Формировать связную речь, обогащая и активизируя их словарный запас, развивать психические процессы.

Развивающие:

  • Развивать интерес к стране Армения. Расширить знания о жизни людей армянской национальности, их обычаях, традициях.
  • Формировать желание ребенка познавать культуру разных народов (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества).
  • Приобщить детей к армянским народным играм, танцам, песням; познакомить с национальной одеждой, кухней армян.
  • Развивать умение участвовать в коллективном обсуждении: внимательно слушать взрослого и сверстников, не перебивать, связно отвечать на вопросы, умение подсказывать слова по смыслу, подбирать однокоренные слова.

Воспитательные:

  • Воспитывать стремление постигать культуру других народов, живущих на территории своего государства и за его пределами.
  • Воспитывать уважение и дружеское отношение к людям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
  • Способствовать развитию у детей уважения и терпимости к людям, независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия.

Оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук ,иллюстрации, предметы быта, куклы в национальных костюмах ,изделия и предметы быта из глины и металла,
Макет «Армянские мотивы »,
Презентация «Армения- страна высоких гор и ласкового солнца »,
атрибуты для подвижной игры,
презентации: , «Армения- страна высоких гор и ласкового солнца ».
Предварительная работа:
 Беседа с детьми о стране рассматривание символики Армении ,нахождение Армении на карте.
 Беседа «Национальная одежда армян»
 Рассматривание национальных армянских костюмов на иллюстрациях.
.Рассматривание цветов и фруктов Армении на картинках.
 Беседа «Природа в Армении»
 Чтение армянской народной сказки «Волшебная роза»,
 Лепка и рисование: «Кувшин», «Блюдо для пахлавы»
 Знакомство с народными инструментами -даул зурной, дудуком
 Рассказ о национальных блюдах Армении (долма)
 Презентация «Приготовим армянское блюдо»
 Беседы с видео-презентациями: «Путешествие в Армению», «В гостях у армянской семьи: Товмасян-приготовление лаваша в тандыре»
 Дидактические упражнения: «Мои соседи – армяне», «Мы – разные, но мы вместе!»,
 Чтение художественной литературы: народные сказки:
 Чтение армянских народных сказок: «Золотое яблоко», «Семь звёзд», «Собака и волк». «Заказчик и мастер», «Золотая монета», «Сказка о бедняке и его жене», «Царевна-бездельница»,
 «Заказчик и мастер».
 Стихи армянских поэтов: эпос «Ахтамар»,«Мой Арарат». Детские стихи Сильвы Капутикян: «Качели», «Добрая тучка».
 Оформление выставки «Куклы в национальном костюме»;
 Инсценировка армянской народной сказки «Заказчик и мастер»
 Просмотр мультфильма «Царь и ткач»
 Рисование и поделки «Гора Арарат»;
 Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!», «Журавли»
 Рассматривание репродукций:
 М. Сарьян «Фрукты и овощи»,
 Айвазовского «Девятый вал» и «Вид Венеции», М.Сарьяна «Старый Ереван»,
 «Жёлтые цветы»
 Рисование кукол в национальных костюмах.
 Подвижные игры: «Всадник»,«Козлик–козлик», «Банки разрушились»,
 «Пастух»
 Дидактические игра:
 «Найди пару» (цветы и фрукты Армении)
 Настольные игры по теме: «Собери картинку»
 Оформление мини-музея группы
 «Армянские мотивы».
 Разучивание элементарных танцевальных движений под национальную музыку.
 Сюжетно-ролевая игра: «Семья»
 Дидактические игры: «Собери картинку», «Подбери пару» «Слова-родственники»
 Подвижные игры: «Всадник», «Козлик–козлик», «Перетягивание палки», «Похититель огня».
 Пальчиковая гимнастика: «Гости»
 Чтение народной сказки: «Бесхвостая лиса»,
 Прослушивание произведения с детьми армянского композитора : А. Хачатуряна «Танец с саблями»
Словарная работа: радушные хозяева, арки, храмы, красноватая глина — вака, чеканка, украшения, предметы быта, ковроткачество, керамика,тандыр.
Непосредственно –образовательная деятельность:
1. Вводная часть
Мотивация
С давних пор люди умели дарить друг другу добро – они протягивали друг другу руки, их ладони встречались. Между ладонями появлялась тёплая искорка доброты и дружбы . Это искорка согревала ладони и вспыхивала яркими искрами в глазах людей. Когда все искорки собирались вместе ,то появлялось маленькое солнышко Дружбы. Солнышко Дружбы светило так долго ,что его тепла хватало друзьям на всю жизнь! Давайте и мы подарим друг другу искорки Дружбы (дети под музыку протягивают ладони друг другу, затем образуют общий круг-солнышко, соединяя руки ).Ребята, по вашим глазам я вижу, что у нас получилось свое маленькое солнышко Дружбы. Какое у вас теперь настроение? (хорошее, радостное, доброе, весёлое). С этим настроением мы и отправимся с вами на интересную встречу . А на какую догадайтесь…
1ребенок
Знает всякий гражданин
И гордится армянин,
Что страна на свете есть,
Где фруктов и цветов не счесть!
Скажите ваше мнение –
Страна эта… (Армения)
2. Основная часть:
Детей встречает хозяйка- армянка
— Здравствуйте, «Борев дзес»! Шат урахэм андипэм тэз мэр танэ.
Дети отвечают:
-Борев дзес»-здравствуйте!
-Я ,хозяйка сегодняшнего дня ! И здесь я сегодня для того, чтобы рассказать о своей родине –Армении, но потому как вы здоровались я думаю ,что вы много знаете о моей стране.
1ребенок
Армения, красивая страна
Там есть великая гора
И озеро там, где вода
Как небо голубое.
2ребенок
Армения – страна,
где много шумных рек
И ветра песнь в горах.
И голос пахаря в долине
И поседевший Арарат.
3ребенок
И голову пред древностью твоей склоняют,
И красоту твою все любят, уважают.
Как мало о тебе еще все знают,
Страна – кремень, страна – алмаз, страна – мечта!

Хозяйка:
— Армения- маленькая страна с большой историей. Армения- древнейшая страна, одна из самых ранних стран на Земле.
Вот как сказал о ней древний поэт:
Страна веков
И гор страна
Страна камней — моя Армения.
Ребята, я хочу показать вам макет с самыми красивыми местами Армении.
А кто сможет рассказать, что это за горы, как называется это озеро?
( Ребенок начинает свой рассказ по макету природной зоны) .
— Есть в Армении горы, самая большая древняя гора- Арарат, есть и прекрасные озера ,но самое большое и красивое и чистое озеро –Севан, оно такое огромное, что его называют Армянским морем. Вблизи гор и озер растут прекрасные виноградники . Еще Армения славится самыми вкусными фруктами.
Хозяйка:
-А какими? Отгадайте (загадки, отгадки)
1). На ветвях они висели. 2). Витаминами богата,
Как созрели – пожелтели. Сладкая, мягка, как вата.
Ароматны и красивы, Соком спелая полна
Ждут, когда сорвут их… Оранжевая, круглая…
(абрикосы) (хурма)
3).Надорвали край рубашки,
Вниз посыпались стекляшки.
Не собрать их всех назад.
Что за фрукт такой?

Хозяйка: Молодцы, правильно отгадали загадки. Сразу видно, что вы немало знаете об Армении.
-Богата Армения , щедра и красива ее земля: голубые озера, белоснежные горы ,зеленые склоны и горные реки!
(Слайд-1-2-3-природа Армении)
красивы ее города, потому, что армянский народ очень трудолюбивый и талантливый. (слайд-9-10
Он привык полагаться на себя, на свои руки. Он создал из камня интересные памятники архитектуры: мосты, арки, здания, храмы.
(слайд-11)
Развиты там и ремесла: гончары из красноватой глины — вака, делают кувшины, чаши, блюда. (слайд-12)
Но, конечно самая красивая и праздничная это керамическая посуда.
(Слайд-13)
В национальных украшениях отражается быт и обычаи армянского народа. Из металла делают чеканку, посуду и украшения.
(Слайд-14)
Самое древнее искусство Армении – ковроткачество. Символы которые изображались на коврах почитались с особой святостью. Ими украшали только «главную» стену дома и никогда не стелили на пол или стол.
(Слайд-14)

Весной армяне отмечают День матери – 7 апреля. Он похож на день 8 марта, его тоже любят в Армении. Поэтому получается, что два раза в год поздравляют женщин-армянок. В этот день люди одевают национальные одежды, поют любимые песни, дарят подарки любимым, накрывают стол для гостей и родных.
(Слайд-15)

Все города украшают плакатами, цветами — ведь Армения -страна цветов, и весной все горы покрываются ковром тюльпанов.
Слайд-16
Физминутка- звучит музыка ,играет дудук.
Тянутся тюльпаны высоко:
на солнце им приятно и тепло! Тянутся на носочках, смотрят вверх.

Ветерок пролетал, Раскачивают руками влево-вправо
над головой
стебелёчки качал.
Ветерок, убегай, Грозят пальчиком.

Ты тюльпаны не сломай!
Пусть они цветут, растут Медленно приподнимаются, поднимают
Людям радость несут. раскрытые пальчики

Гимнастика для глаз:
Дождик, дождик, пуще лей (смотрят вверх)
Капай, капель не жалей, (смотрят вниз)
Только нас не замочи (делают круговые движения глазами)
Дай цветочкам подрасти. (перевести взгляд снизу вверх)

На улицах и площадях много ремесленных мастерских.
(слайд-17)
ХОЗЯЙКА Давайте заглянем в художественную мастерскую, посмотрим, что же там происходит.
/следующая часть- занятие по изобразительной деятельности ведет Товмасян Лилит Каюмовна –мама Товмасян Натали /.
— Здравствуйте дети! Я рада вас приветствовать в моей мастерской .
Я — художница, занимаюсь росписью посуды .
Армения славится народными умельцами. Посмотрите, какие красивые вещи они изготавливают. (на столе стоят разные кувшины, дети рассматривают посуду).
А вы знаете какими узорами расписывают посуду армянские художники?
(ответы детей).
— На столах перед вами посуда. Но она еще не раскрашена. Давайте постараемся и сделаем ее праздничной и нарядной.
Раскрашивание посуды -армянскими орнаментами .
/звучит армянская музыка/.
— Молодцы, ребята, хорошо справились с работой, из вас получатся хорошие
мастера. Посуда получилась яркая, праздничная. Возьмите ее с собой, она
послужит хорошим украшением для вашей группы. До свидания-АДЖОХ !
Дети:
— Спасибо !До свидания!
Воспитатель:
-Ребята, вы хорошо потрудились. Устали, наверное.
Давайте поиграем в армянскую игру «Пастух».
Встали в круг. Сейчас Катя с помощью считалочки выберет волка, Матвей — пастух, /одеваю маску волка, пастуху — шапочку/. Остальные — овечки, становятся паровозиком друг за другом. На звук бубна выбегает волк и говорит:
— Я волк горный — унесу!
Пастух отвечает:
— Я — пастух смелый, не отдам!
Волк старается коснуться овцы, пастух их защищает.
— Отдохнули, а теперь пора закончить наше путешествие.
3.Заключительная часть:
Воспитатель –
Давайте вспомним:
-Что запомнилось вам сегодня?
-С какой страной познакомились?
(Арменией)
Стихотворение об Армении читает ребнок:
Армения моя милая
Всех зовет сюда.
Здесь чудесный воздух,
Земля и вода,
Персики и чучхели,
Сладкий виноград.
И народ прекрасный
Всем он будет рад.
Воспитатель:- Что бы вы хотели пожелать армянскому народу?
/мира, счастья, добра, радости, удачи, процветания, благополучия, солнца, здоровья/
На каждое пожелание ребенок дает цветок хозяйке и художнице .
Рефлексия
— У нас в руках не просто букет цветов- это букет доброты, мы его оставим вашей группе, пусть он приносит вам и всем людям на земле мир, радость, счастье.

«ОРУЩИХ КАМНЕЙ ГОСУДАРСТВО…

Художественная культура Армении.

Подготовила: Абелян О.В.

2015г.

Цель: познакомить учащихся с особенностями возникновения и расположения республики Армения; формировать представления о многообразии художественных культур народов земли и единстве представлений о духовной красоте человека; познакомить с особенностями культуры Армении, народными традициями. Развивать познавательный процесс; воспитывать патриотические чувства – сплочение разных наций. Формировать творческую активность.

Материалы: бумага, цветные карандаши; иллюстрации, армянская поэзия, армянские народные мелодии.

Ход занятия:

Оформление доски: иллюстрации, герб Армении.

Республика Армения

Площадь – 9,8 тыс. км2.

Население – 3,8 млн. чел.

Официальный язык – армянский.

Орущих камней

государство –

Армения, Армения!

Хриплые горы, к оружью

зовущая —

Армения, Армения!

О.Э.Мандельштам

1. Вступление. Сообщение темы.

Учащиеся (хором).

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Завещаю беречь нам этот мир –

Такой неповторимый на рассвете.

Он с детства очень дорог нам и мил

За будущее мира мы в ответе.

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас со словом «мир»? (Вселенная, планета, семья, дружба между народами, дом).

Земля – наш большой дом. Живя в нём, человек должен быть добрым. Люди разных наций не должны враждовать между собой, между народами должна царить дружба.

Ученик: Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек…

Исполнение песни «Солнечный круг» (муз. А.Островского, слова Л.Ошанина)

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отправимся в далёкое путешествие, в загадочную Республику.

Попробуйте догадаться, о чём идёт речь. Я буду давать маленькие подсказки.

  • Эта республика славится почитанием старших, хранит с древности огромные культурные богатства маленького народа.

  • Семья этого народа может состоять из 15-20 человек.

  • Столица – город Ереван.

  • Национальное блюдо – шашлык (хоровац).

Догадались? Правильно — это Армения. Удивительная, загадочная и необыкновенная. Сколько необычного можно встретить здесь! Это и природа, и люди, и одежда, и постройки… Кто может рассказать нам об этой республике лучше и красочнее, чем люди армянской национальности. ( Выступают девочки 3 класса Агаджанян Аделина и Есаян Румсим).

Звучит армянская народная мелодия. В класс входят дети в национальных костюмах Армении. Они делают несколько танцевальных движений, а затем подготовленные дети по очереди начинают рассказывать о «своей» замечательной Республике.

2. Основная часть.

1уч. Армения – страна гор, потухших вулканов и жаркого солнца – расположена на Армянском нагорье.

Происхождение армян легенда связывает с одним из правнуков Ноя, богатырём Гайком, который совершил множество воинских подвигов и расширил границы Армении. Поэтому армяне сами себя называют «хай», а свою страну – «хайястан».

2уч. Поразителен внешний облик армянского села. (Показ иллюстраций).

Старый облик деревни выглядел жалко и уныло… Дома приземистые, из неотёсанных камней, главная комната называлась столовой (ацатун). На возвышении стояла печь, где спала семья; а зимними вечерами собирались в оде близкие и дальние соседи толковать о новостях.

Во многих горных районах люди жили в землянках, где единственным источником света был ердик – дымоход на крыше.

Новая жизнь в корне перестроила облик армянской деревни. В центре современной деревни выделяется группа красивых культурно – бытовых сооружений. Прежде всего это клуб. (Показ). Выделяются здания школ, детских садов. Характерным сооружением являются памятники – родники, возведённые в память о героях, павших за Родину в Отечественной войне.

3уч. В Армении существует много интересных традиций, обрядов. Во-первых, это прочность семьи, состоящей из 12-15 человек. Бракосочетание сопровождается древними обрядами: если девушку не хотели выдавать замуж, то парень, договорившись с ней, организовывал её похищение и женился тайком. Свадьба тянется иногда «семь дней и семь ночей». Жених и невеста величались «королём» и «королевой».

4уч. Праздники и обряды сохранились до сих пор. Праздник цахказард (вербное воскресенье) посвящён приходу весны. Амбарцум (вознесение) – праздник весны и любви.

Инсценировка: выходят 3 девочки в костюмах.

Собираясь к празднику, девушки опускают в пулик (вид крынки) сувенир – пуговку, напёрсток, бусинку, наполняют кувшин водой и оставляют на ночь под звёздами. С утра маленькая девочка наугад вынимает сувениры один за другим и предвещает судьбу обладательницы одного из сувениров…

Праздник дрындез, или тярындарач, бывает в начале лета. Во дворах молодожёны складывают кучи хвороста и с горящими свечами в руках и с песнями зажигают костры; один за другим молодые люди прыгают через костёр, чтобы «очиститься» в его пламени.

5уч. Армянская кухня – одна из самых древних на земле. Блюда отличаются остротой. Одна из любимых закусок – армянская колбаса – «суджух». Из седой древности берёт своё начало такое популярное в настоящее время блюдо, как шашлык (хоровац).

Значительное место занимает в питании армянский национальный хлеб – лаваш. В Армении любят печенье, самое популярное гата – круглая сладкая лепёшка с ореховой начинкой.

Самый популярный из молочных продуктов мацун – кислое молоко.

Из виноградного сока делают вино и варят дошаб – ароматный сироп тёмно-вишнёвого цвета, имеющий лечебные свойства.

Говоря об армянской национальной кухне, нельзя не отметить своеобразный режим питания, который у армян является традиционным: лёгкий завтрак и обильный плотный ужин.

3. Объяснение задания. Практическая часть.

-Какой интересный рассказ мы услышали об Армении! Поблагодарите рассказчиков и попробуйте изобразить, что больше всего вам запомнилось и понравилось.

-Какие особенности этой страны вы запомнили?

Выполняя работу, помните, что Армения – это рыжий цвет выжженного солнцем высокогорья, нежные постельные тона речных долин и пронзительная голубизна высокого неба. Армения – это картины армянского художника Мартироса Сарьяна. На его полотнах Армения дышит, живёт, радуется. (Показ).

Каждая деталь и в вашем рисунке должна быть продумана.

4. Самостоятельная работа.

Дети работают. В классе приглушённо звучит музыка. По мере завершения работ дети вывешивают их на доску и отмечают наиболее удачные.

5. Обобщение. Итог занятия.

— О какой стране вы узнали во время нашего путешествия?

— Что больше всего запомнили?

Учитель: Закавказский ковчег – Армения – разноцветная, играющая на солнце мозаика. Она может менять свои узоры, но сам ковчег по-прежнему надёжен – он хранит огромные культурные богатства маленького народа.

Данный проект предназначен для ознакомления старших дошкольников со страной Армения. Проект проводился с участием Центральной детской библиотеки г.Братска и студентки Братского Государственного Медицинского Колледжа армянского происхождения. Проект содержит описание, три мультимедийные презентации и презентацию проекта; предлагается для работы педагогов любой категории.

Тип проекта: творческий

По содержанию: ребёнок, общество и его нравственные принципы

По характеру участия ребёнка: ребёнок – участник от зарождения проекта до получения результатов.

По характеру контактов: в контакте с семьёй и педагогами

По количеству участников: коллективный

Срок реализации: 4 месяца

Актуальность:

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культурной войны к культуре мира» — так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995 году генеральной конференцией ЮНЕСКО.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Этническая принадлежность семьи, её социально-экономический статус – важный фактор в развитии ребёнка, влияющий на интеллект, стиль поведения, ценности, ориентации и, в конечном итоге, на индивидуальность человека в целом. Сегодня необходимо с понимаем относиться к детям, воспитывающимися в разных этнических условиях. Не различия порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом. Уважение к человеку другой национальности в детском коллективе – это необходимое условие для создания демократии в обществе. Своё отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребёнка с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств. Обычно дети не вступают в конфликт с людьми другой нации. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасения, недоверие и т.д.

В их основе лежат следующие факторы: детская непосредственность, ограниченный жизненный опыт, детская бестактность, отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общения с ними.

Таким образом, воспитание интереса к культурам других национальностей необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно в дошкольном детстве закладываются ценные основы мировоззрения.

Игровая мотивация:

 В нашем ДОУ проводился Фестиваль национальностей. Каждая группа определилась с выбором национальности ближнего зарубежья России.

Вношу национальные флаги России и Армении. Находим общее и различие флагов. Интересуюсь – хотят ли дети узнать о стране другого флага? Совместно принимаем решение познакомиться со страной Армения.

Цель проекта:

Создать условия для формирования интереса воспитанников к стране Армения через знакомство с её национальной культурой.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей со страной Армения, её символикой и особенностями, культурными традициями, национальными блюдами, особенностями проведения праздников.

2. Развивать умение участвовать в коллективном обсуждении: внимательно слушать взрослого и сверстников, не перебивать, связно отвечать на вопросы, умение подсказывать слова по смыслу, подбирать однокоренные слова.

3. Воспитывать уважение к людям других национальностей.

Образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

  • Физическое развитие

Образовательный продукт:

  • Проект «Армения – солнечная страна»

  • Мини-музей в группе «Армянские мотивы»

  • Презентация проекта

  • Настольные игры по теме: «Собери картинку», «Найди пару» (цветы и фрукты Армении)

  • Костюмы и реквизиты к армянской народной сказке «Заказчик и мастер»

  • Организация и постановка армянской народной сказки «Заказчик и мастер» в группах дошкольного возраста

План реализации проекта

Способ реализации

Цель

Сроки

1.

Подобрать дидактические игры, литературу, стихи, аудиозаписи и видео по теме

Подготовить необходимые средства для реализации проекта

Под-

гото-

витель-

ный

этап

(январь)

2.

Рассказы детям об Армении, чтение народных сказок, разучивание подвижных игр Армении

Развивать интерес к стране Армения

3.

Работа с родителями: подбор фотоматериала об Армении, изготовление дидактических игр «Собери картинку» (предметы Армении), «Найди пару» (цветы и фрукты Армении), национальных костюмов Армении

Привлечь к реализации проекта

4.

Викторина об Армении с использованием презентации об Армении -1.

Рассказ Сусанны Оганян о национальных блюдах Армении

Расширять кругозор, связную речь

Воспитывать интерес к людям другой национальности

День

первый

(февраль)

5.

Просмотр мультфильма «Царь и ткач»

Воспитывать интерес к армянской культуре

6.

Дидактические игры «Собери картинку», «Подбери пару»

Развивать мелкую моторику, воображение

7.

Оформление мини-музея группы «Армянские мотивы»

Закреплять знания об окружающем

8.

Рассказ сотрудников городской детской библиотеки имени Ю.Черных о гостеприимстве армянского народа, особенностях страны с использованием презентации об Армении -2, показ армянской народной сказки «Самая нужная вещь»

Познакомить с                      особенностями Армении, обогащать кругозор, развивать умение участвовать в беседе

День второй

(март)

9.

Лепка посуды Армении из глины (подгруппа детей)

Развивать творческие способности, воспитывать познавательный интерес

10.

Раскрашивание орнамента Армении (подгруппа детей)

11.

Пополнение мини-музея группы «Армянские мотивы»

Продолжать развивать знания об окружающем

12.

Загадки об Армении с использованием презентации об Армении -3

Рассказ Сусанны Оганян о праздниках Армении

Инсценировка армянской народной сказки «Заказчик и мастер»

Продолжать развивать   интерес к стране Армения

Воспитывать толерантность

Формировать интерес к национальной культуре Армении

День

третий

(апрель)

13.

Посещение гостей группы мини-музея группы «Армянские мотивы»

Воспитывать желание рассказывать о стране Армения

14.

Организация показа армянской народной сказки «Заказчик и мастер» в группах дошкольного возраста

Приобщать к театрализованной деятельности, развивать умение рассказывать сказку по ролям

Описание проекта

Оборудование:

Фотоматериал об Армении – герб, флаг, изображение Армении на карте, национальные костюмы, фрукты и национальные блюда, особенности страны; мультимедийные презентации об Армении – 1, 2, 3; мультфильм «Царь и ткач» (видео), фишки двух цветов, ширма, куклы к сказке «Самая нужная вещь на свете», костюмы и реквизиты к сказке «Мудрый ткач», спортивные палки на подгруппу детей; глина, стеки, доски для детского труда, бумага для рисования, краски, кисточки.

Предварительная работа:

1.Рассказ воспитателя о стране Армения, рассматривание символики Армении – флаг, герб; нахождение Армении на карте.

2.Подбор фотоматериала по теме.

3.Чтение армянских народных сказок «Волшебная роза», «Золотое яблоко», «Царевна-бездельница», «Заказчик и мастер».

4.Рассматривание национальных армянских костюмов на иллюстрациях.

5.Рассматривание цветов и фруктов Армении на картинках.

6.Дидактическая игра «Слова-родственники». Цель: образование однокоренных слов.

7.Словарная работа: аул, визирь, Ереван, Севан, Арарат, туиндир, долма, тан, дудук, вака, чеканка.

8.Разучивание армянских народных подвижных игр «Перетягивание палки», «Похититель огня».

9.Приглашение гостей группы на мероприятия по теме Сусанны Оганян – студентки Братского государственного медицинского училища и сотрудников Братской городской детской библиотеки имени Юрия Черных.

10.Разучивание стихов об Армении, игры-драматизации народной армянской сказки «Заказчик и мастер».

День первый

В музыкальный зал дети заходят под звуки национального инструмента Армении – дудук.

Чтецы:

1. Пусть мало их, но называют их – армяне,

    И никого они не ставят выше.

    Должны мы знать, что мир их тем богат,

    Что есть у них великий Арарат,

    Что небо только в зеркале Севана

    В себя смотреться может постоянно.

2. У каждой нации своя на свете ниша.

    Армения не ставит себя выше,

    Но знает, чего на свете она стоит.

    Понятие – армяне – не пустое.

    Армения гордится этим.

    Она была и есть. И пусть родятся дети!

Ребята, сегодня мы будем говорить о чудесной стране. Вы догадались, о какой? Об Армении!

Детям предлагается с помощью фишек разделиться на 2 команды. Команды придумывают названия, ребята рассаживаются на стульчики. Поочерёдно командам задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает одну фишку. В случае затруднения другой команде разрешается право ответить на текущий вопрос. Правильные ответы подтверждаются показом слайдов на экране. Итоги подводит приглашённый гость из Армении.

Вопросы:

1. Какого цвета полосы на флаге Армении? (слайд 1) Что эти цвета означают?

Красный – кровь, пролитая за Отечество. Синий – цвет неба и веры. Оранжевый – мужество и храбрость армянского народа.

2. Что изображено на гербе Армении? Что означают животные на гербе? (слайд 2)

На гербе Армении в центре изображён щит, на нём – гора Арарат, символ армянского народа. Щит разделён на 4 части, каждая часть – историческое государство Армении. Лев и орёл, которые поддерживают щит, являются царями животного мира и символизируют собой мудрость, гордость и терпение армянского народа.

3. Как называется столица Армении: Бишкек, Ереван, Тегеран? (слайд 3)

4. Какое озеро есть в Армении: Байкал, Мойнаки, Севан? (слайд 4)

5. Какой в Армении климат: сухой, влажный или холодный? (слайд 5)

6. На каком языке принято говорить в Армении? (Армянский – государственный язык, так же там говорят на русском и английском языках)

7. Какие фрукты растут в Армении? (загадки, отгадки – слайды)

1). Само с кулачок,                            2). Фрукт похож на неваляшку,

     Румяный бочок.                                  Носит жёлтую рубашку

     Тронешь – гладко,                              Тишину в саду нарушив,

     Укусишь – сладко.                              С дерева упала…

     (яблоко, слайд 6)                                 (груша, слайд 7)

3). На ветвях они висели.                   4). Витаминами богата,

     Как созрели – посинели.                    Сладкая, мягка, как вата.

     Ароматны и красивы,                         Соком спелая полна

     Ждут, когда сорвут их…                    Оранжевая, круглая…

     (сливы, слайд 8)                                    (хурма, слайд 9)

5). Из него давным-давно                   6). Надорвали край рубашки,

     Люди делают вино.                              Вниз посыпались стекляшки.

     А тебе пока, дружок,                            Не собрать их всех назад.

     Только ягоды и сок.                              Что за фрукт такой?

     (виноград, слайд 10)                            (гранат, слайд 11)

7). Он большой, как мяч футбольный. 8). Сладкая, медовая,

      Если спелый – все довольны!               Очень даже сочная!

      Так приятен он на вкус!                        Любят все её отныне

      Дети, что это? (арбуз, слайд 12)           Мякоть белую у… (дыни, слайд 13)

8. Почему в Армении приято носить длинные одежды и покрывать голову? (слайд 14) Армения – солнечная страна, поэтому люди там берегут лицо и тело от солнца и носят длинные, до земли, одежды.

9. Дидактическая игра «Слова-родственники» Цель: умение подбирать однокоренные слова к слову «Армения».

10. Назовите армянские народные сказки.

11. Какие вы знаете армянские народные подвижные игры?

Давайте поиграем в игру «Перетягивание палки»! (физкультминутка)

К нам сегодня пришла гостья из Армении Сусанна. Предлагаем ей слово.

Сусанна Оганян приветствует детей, рассказывает о своей жизни в Армении и России, о национальных блюдах Армении:

  • Шашлык (слайд 15) – мясное блюдо, очень популярное Армении. Мясо маринуют в специальных травах и специях, нанизывают на шампура и готовят на углях. Подают это блюдо с лавашом.

  • Лаваш (слайд 16)– армянский хлеб, похож на большую лепёшку. Лаваш готовят из муки, воды, дрожжей и соли. Пекут лаваш в печи туидир.

  • Туидир (слайд 17) – печь для выпечки, которая находится в земле, выложена кирпичами. Огонь разводят внутри на земле, кирпичи нагреваются, на них крепят лепёшки (лаваши)

  • Долма (слайд 18) – блюдо из листьев винограда, в которые заворачивают мясной фарш с рисом, овощами и специями. Можно листья винограда заменить на листья капусты. Похоже на голубцы.

  • Тан (слайд 19) – один из любимых напитков армян. Это молочный напиток, в который добавляют фрукты или ягоды, иногда листья фруктовых деревьев. Похож на йогурт.

Сусанна благодарит ребят за приглашение в гости, интерес к Армении, подводит итоги викторины: все дети были активны, отвечали уверенно, в соревновании – ничья, побеждает дружба. Дети вручают Сусанне приготовленные подарки – рисунки и поделки.

2 половина дня:

1. Просмотр мультфильма «Царь и ткач» (армянская народная сказка)

2. Дидактические игры «Собери картинку» (предметы Армении), «Найди пару» (цветы и фрукты Армении)

3. Оформление мини-музея в группе «Армянские мотивы»

День второй

В музыкальном зале мероприятие с детьми проводят сотрудники Центральной детской библиотеки имени Юрия Черных:

С давних пор люди умеют дарить друг другу добро – они протягивали друг другу руки, их ладони встречались. Между ладонями появлялась тёплая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Это солнышко согревало ладони и вспыхивало яркими искрами в глазах людей. Добра было так много, что люди носили его с собой столько, что хватало на всю жизнь! А добро не кончалось. Давайте и мы подарим друг другу добро (дети под музыку свободно ходят по залу и здороваются друг с другом)

Ребята, по вашим глазам я вижу, что вы получили заряд бодрости. Какое у вас настроение? (хорошее, радостное, доброе, весёлое) С этим настроением мы и начнём нашу с вами встречу (приглашают детей присесть на стульчики)

Мы живём с вами в большой стране, которая называется Россия. У нашей страны есть соседи-государства. Какие соседние государства вы знаете? (Белоруссия, Украина, Киргизия, Литва, Татарстан) Давайте с вами поиграем: мы будем называть государства, а вы – национальность людей, которые в этом государстве живут:

Россия – россияне; Белоруссия – белорусы, Украина – украинцы; Киргизия – киргизы; Литва – литовцы; Татарстан – татары; Молдавия – молдаване.

Правильно, в каждой стране живут люди разных национальностей со своим бытом, культурой, обычаями, традициями.

Армения – небольшая, горная страна (звучит армянский национальный инструмент дудук – аудиозапись) Вот как сказал о ней древний поэт:

Страна веков

И гор страна

Страна камней –

Моя Армения.

Как называется столица Армении? Верно, Ереван (слайд 1) Как называют людей, живущих в Армении? Правильно, это армяне (слайд 2) Армяне – гордые, красивые люди, добрые и гостеприимные. В армянском доме гостю – всегда самое почётное место. При встрече с гостем армяне всегда вежливы. Вот как они говорят:

  • Здравствуйте, мои дорогие гости!

  • Вы – солнце, осветившее мой дом!

  • Вы – прекрасные цветы в моём доме!

  • Всех к столу я приглашаю, садитесь на самые почётные места!

Очень приятно побывать в гостях у таких радушных хозяев, правда? Хозяйка дома не зря называет гостей цветами. Цветов в Армении растёт много-много! Сейчас я превращу вас в цветы (движения руками) Цветы спят, а ранним утром просыпаются (проводится физкультминутка под лёгкую музыку):

К солнцу потянулись высоко,                 Ветерок, убегай,

Стало им приятно и тепло!                  Ты цветочки не ломай!

Ветерок покачал –                                  Пусть они цветут,

Влево качнулись.                                     Людям радость принесут

Низко нагнулись –                                  (предлагаю присесть на стульчики)

Прекрасными цветами украшены долины гор, улицы и площади Армении (слайды 3, 4, 5) Дети называют знакомые цветы: маки и тюльпаны.

Есть в Армении и горы (слайд 6) Какие они? (Красивые, высокие) Ночью горы синие, утром и на закате – розовые. А почему вершины гор белые? (Снег) Что происходит со снегом весной и летом? (Снег тает) Когда тает снег, значит будет много воды. Вода орошает долины, где цветут цветы, растёт виноград (слайд 7), пасутся стада. Вода нужна для цветения фруктовых деревьев и урожая яблок (слайд 8), персиков (слайд 9), абрикосов (слайд 10)

Армянский народ очень трудолюбивый и талантливый. Он привык полагаться на себя и на свои руки. Армяне создали из камня интересные здания (слайд 11). Они умеют делать чеканку – изделия из металла (слайд 12), из красноватой глины – вака – делают посуду (слайд 13), мастерят украшения (слайд 14)

Умеют армяне отдыхать и играть в игры. Какую вы знаете армянские подвижные игры? Давайте поиграем в игру «Похититель огня»! (проводится как физкультминутка)

Армения богата своими талантами – композиторами, поэтами, артистами. Давайте и мы с вами зайдём в армянский театр.

Проводится театрализованный показ сказки Армении «Самая нужная вещь».

Ребята, как много интересного мы с вами сегодня узнали и увидели об Армении! Что вам больше всего понравилось? (Дети делятся впечатлениями)

2 половина дня:

1. Лепка посуды Армении из глины (подгруппа детей)

2. Раскрашивание орнамента Армении (подгруппа детей)

3. Пополнение мини-музея в группе «Армянские мотивы»

День третий

В музыкальном зале дети стоят полукругом. Воспитатель (далее стихи и загадки автора проекта):

Знает всякий гражданин

И гордится армянин,

Что страна на свете есть,

Где фруктов и цветов не счесть!

Скажите ваше мнение –

Страна эта… (Армения) – слайд 1.

Верно вы отгадали, это Армения. И сегодня, дети и дорогие гости, мы вспомним и поговорим об этой стране (приглашаю присесть на стульчики)     

Ребята, я буду загадывать вам загадки об Армении, а вы постарайтесь их отгадать.

1. Москва – столица россиян,

    А у армян столица – (Ереван)

Правильно, это город Ереван. Посмотрите на этот красивый современный город Армении (слайд 1)

2. Есть в Армении гора –

    Самая высокая!

    Побывать там каждый рад,

    Она зовётся… (Арарат)

Обратите внимание на эту известную гору (слайд 1), на вершинах гор Армении сохраняется снег, горы могут менять цвет вечером и ночью в зависимости от освещения солнца или луны.

3. Человек – он гражданин

    Своей страны. И армянин

    Уважает родной стяг,

    Трёхцветный флаг.

    Он известен всем на свете.

    Расскажите о нём, дети! (слайд 2)

Дети рассказывают о цвете флага Армении (красный, синий, оранжевый) и их обозначении: кровь армян, пролитая за Отечество; цвет чистого армянского неба; оранжевый – мужество и храбрость армянского народа.

4. Герб – символ любой страны.

    Об армянском гербе расскажите вы.

    Кто на нём изображён

    И что же означает он? (слайд 3)

Дети рассказывают о гербе Армении: щит с изображением горы Арарат – символом армянской нации, изображение орла и льва. Орёл означает спокойствие и гордость, лев означает силу и мудрость.

5. Армения – фруктовая страна.

    Их любят все: и ты, и я.

    Кто из вас назовёт,

    Что в Армении растёт?

Дети называют фрукты, мы вместе обсуждаем слайды: с 4-го по 11-й. 

6. Длинные одежды носят армяне.

    Их лицо закрыто тонкими платками.

    У них нет холодной зимы.

    Почему же их одежда до земли? (слайд 12)

Дети отвечают, что длинные одежды в Армении носят из-за сухого климата, чтобы солнце не обожгло лицо и тело. Поэтому Армению называют солнечной страной.

7. Сказки знают взрослые, сказки любят дети.

    Армянские сказки известны на свете.

    Порадуйте наших гостей,

    Назовите эти сказки поскорей!

Дети называют сказки: «Волшебная роза», «Золотое яблоко», «Царевна-бездельница», «Царь и ткач», «Заказчик и мастер», «Самая нужная вещь».

8. Очень любим мы играть –

    Бегать, прыгать, догонять.

    Армянские игры вы знаете.

    А в какие играете?

Дети отвечают: «Похититель огня», «Перетягивание палки».

9. Внимание, задание: назовите слова-родственники слову «Армения».

Дети называют однокоренные слова заданному слову.

Молодцы, правильно отгадали загадки, выполнили задание. Сразу видно, что вы не мало знаете об Армении. Сейчас приглашаем выступить нашу гостью из Армении – Сусанну Оганян. Она уже была у нас в гостях. Сегодня Сусанна расскажет нам о праздниках Армении.

Сусанна приветствует детей и присутствующих гостей, рассказывает о том, как в Армении встречают Новый год. Это происходит тоже зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января. В домах наряжают ёлки, готовят национальные блюда (дети называют известные им армянские национальные блюда), встречают гостей. Армяне любят фейерверки, поэтому небо в Армении светится от праздничных огней. Родным и близким армяне делают подарки.

Весной армяне отмечают День матери – 7 апреля. Он похож на день 8 марта, его тоже любят в Армении. Поэтому получается, что два раза в год поздравляют женщин-армянок. В этот день люди одевают национальные одежды, поют любимые песни, дарят подарки любимым, накрывают стол для гостей и родных.

Летом 1 июня в Армении тоже принято отмечать День защиты детей. В этот день ребятишек бесплатно катают на городском транспорте, их дарят сладкую вату, для детей работают аттракционы. Города украшают цветами и плакатами, звучит музыка. Армяне любят свои национальные танцы. Сусанна приглашает детей танцевать под аудиозапись армянской музыки.

 После танца детей приглашают присесть на стульчики для показа инсценировки армянской народной сказки «Заказчик и мастер» (исполняют дети)

2 половина дня:

1. Посещение гостей группы мини-музея в группе «Армянские мотивы»,

экскурсовод – подготовленный ребёнок группы. Гостям предлагается поделиться впечатлениями о мероприятии в Книге отзывов.

2. Организация показа армянской сказки «Заказчик и мастер» в группах дошкольного возраста.

Оценка результатов проекта:

  • Наличие у детей знаний о стране Армения, её символике, особенностях, традициях, праздниках, блюдах.

  • Умение детей играть в настольные игры по теме: «Собери картинку», «Найди пару» (цветы и фрукты Армении) и подвижные игры Армении.

  • Желание детей участвовать в театрализованной деятельности.

  • Развитие связной речи детей путём общения по теме.

  • Привлечение коллег, родителей, сотрудников Центральной детской библиотеки имени Юрия Черных, студентки Братского Государственного Медицинского Колледжа Сусанны Оганян.

  • Интерес к мини-музею группы «Армянские мотивы» у гостей группы и коллег, положительные отзывы о работе музея.

  • Отражение реализации проекта на сайте ДОУ.

Литература

1. Азбука мира: программа воспитания толерантности и основ культуры у детей старшего дошкольного возраста / Ашиков В.И. и др. // Дошкольное воспитание, 2004, № 5.

2. Как воспитать толерантность? // Степанов П. // Народное образование, 2001, № 9.

Автор: 

Ефименко Светлана Юрьевна – воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 26», Иркутская обл., г. Братск.

  • Рассказ про артема и алису
  • Рассказ про арктику для дошкольников
  • Рассказ про арсения попова
  • Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану
  • Рассказ про алину загитову на английском языке с переводом